Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия
«Элегия» Николай Некрасов
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!…
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира —
Чему достойнее служить могла бы лира?…Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы —
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..»Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он — и не дает ответа…
Анализ стихотворения Некрасова «Элегия»
Николая Некрасова, который посвятил большинство своих произведений народу, описывая его тяжелую долю, нередко называли «мужицким поэтом» и критиковали за то, что он слишком много внимания уделяет быту и жизни крестьян. После отмены крепостного права в 1861 году нападки на поэта со стороны литературных критиков и чиновников усилились, так как он по-прежнему продолжал адресовать свои произведения низшим слоям общества, считая, что их жизнь нисколько не улучшилась.
Наконец, в 1874 году, желая ответить своим оппонентам на незаслуженные упреки и оскорбления, Николай Некрасов написал стихотворение «Элегия», из названия которого можно сделать вывод, что на сей раз речь пойдет о чем-то благородной и изящном. В этом заключалась ирония поэта, который вновь посвятил стихи тяжкой доле своего народа и попытался найти ответ на вопрос, действительно ли крестьянам стало жить лучше после отмены крепостного права?
Стихотворение начинается с обращения к неизвестным оппонентам поэта, которых он убеждает в том, что «тема старая «страдания народа»» все еще актуальна хотя бы потому, что крестьяне, получив свободу, все так же бедствуют . И поэт считает своим долгом обращать внимание «сильных мира» на проблемы обычных людей, считая, что в этом и заключается его предназначение. «Я лиру посвятил народу своему», — отмечает Некрасов, и в этих словах нет ни грамма пафоса. Ведь поэт на собственном опыте узнал, каково это – жить в нищете и порой даже не иметь крыши над головой. Поэтому Некрасов отмечает, что он «сердцем спокоен» и нисколько не сожалеет о том, что героями его произведений являются не взбалмошные светские девицы, чиновники и аристократы, а крестьяне.
Некрасов отмечает, что ему посчастливилось видеть «красный день», когда произошла отмена крепостного права, что вызвало у поэта «сладкие слезы». Однако радость его была недолгой, так как, по уверению автора, муза-вдохновительница приказала идти ему вперед. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?», — вопрошает поэт.
Ответ на этот вопрос он пытается найти в повседневной жизни крестьян, которые все так же вынуждены гнуть спину на поле, чтобы прокормить себя и свою семью. Наблюдая за тем, как споро кипит работа во время жатвы, как стройно и слаженно поют женщины, орудуя серпом, а счастливые дети бегут в поле, чтобы передать отцу завтрак, Некрасов отмечает, что подобная картина навевает умиротворение и спокойствие. Однако поэт понимает, что за кажущимся внешним благополучием по-прежнему скрываются проблемы , ведь лишь единицы из этих тружеников села могут рассчитывать на лучшую долю, получение образования и возможность узнать, что жить можно совсем по-другому, зарабатывая не тяжким физическим трудом, а интеллектом.
Поэтому, завершая свою «Элегию», автор отмечает, что он не знает ответа на вопрос, лучше ли теперь живется крестьянам . И даже герои его многочисленных произведений не в состоянии объективно сказать, действительно ли они стали счастливыми. На одной чаще весов – свобода, на другой – голод и нищета, ведь теперь они сами несут ответственность за собственную жизнь и очень часто даже не представляют, как ею распорядиться. При этом Некрасов прекрасно осознает, что естественный процесс миграции вчерашних крепостных уже начался, и этим пользуются их вчерашние хозяева, которые за копейки покупают дармовую рабочую силу, которая не умеет отстаивать свои права в силу безграмотности и впитанного с молоком матери преклонения перед господами. В итоги тысячи вчерашних крестьян обрекают себя и свои семьи на голодную смерть, даже не подозревая о том, что на их труде по-прежнему наживаются те, кто сумел извлечь свою выгоду из отмены крепостного права.
К юношеству, убеждая его в том, что якобы вышедшая из моды тема страданий народа отнюдь не утратила свою актуальность. Лирический герой Некрасова утверждает, что для поэта не существует более достойной и значительной темы. Он просто обязан «толпе напоминать, что бедствует народ». Свою Музу поэт ставит на службу народу.
Размышления Некрасова о судьбах народа
Стихотворение Некрасова во многом перекликается с пушкинской «Деревней», где поэт также говорил о тяжелой крестьянской доле. Некрасов явно дает понять читателю, что со времен Пушкина практически ничего не изменилось, и тема судьбы народной так же важна, как прежде. Рассуждает поэт и о значительном событии, свидетелем которого ему посчастливилось стать, - отмене крепостного права. Однако, пролив слезы умиления, поэт задумался о том, принесло ли освобождение счастье народу.Ответ на свой вопрос он пытается найти, глядя на повседневную жизнь крестьян, которые по-прежнему с утра до ночи гнут спину на поле. Он видит кажущуюся идиллической картину жатвы, поющих за работой жниц и детей, бегущих в поле, чтобы отнести завтрак отцу. Тем не менее поэт прекрасно понимает, что за внешним благополучием скрываются старые проблемы: тяжелый физический труд вряд ли поможет крестьянам из нищеты.
Интересен образ лирического героя стихотворения. Судя по всему, это уже немолодой человек, который «лиру посвятил народу своему» и не видит для себя более достойной судьбы. При этом он не ждет благодарности и прекрасно понимает, что может остаться безвестным: «Быть может, я умру неведомый ему».
Композиционные особенности стихотворения
Композиционно произведение подразделяется на три части. Первая часть – зачин, содержащий обращение к юношеству и полемику с критиками. Во второй идет развитие темы, провозглашается высокая цель поэзии, заключенная в служении Отчизне, дается анализ творческого пути самого поэта. Третья часть завершает стихотворение и вновь рассказывает о страданиях народа. Таким образом, можно сделать вывод, что стихотворение построено по законам кольцевой композиции, так как оно начинается и заканчивается одной и той же темой народных страданий.Цель поэтического творчества Некрасов видел в служении Отчизне и русскому народу. Его Муза – вовсе не изнеженная белоручка, она готова следовать за народом в его нелегком труде. Некрасов отрицает «искусство для искусства», так как уверен, что пока в мире существуют страдания и беды простых людей, стыдно воспевать лишь красоту природы и «ласку милой».
Элегия (1874)
Стихотворение Н. А. Некрасов посвятил своему другу А. Н. Еракову. Поэт послал ему «Элегию» в день именин вместе с письмом: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».
Поводом же к написанию этого произведения стало выступление историка литературы О. Ф. Миллера, в котором он утверждал, что поэт стал повторяться и что «непосредственное описание страданий народи Некрасовым исчерпано».
Жанр произведения указан в его названии - элегия. В переводе с древнегреческого языка элегия - жалоба; она передаёт грустные переживания, как правило, любовные. К этому жанру обращались многие поэты-романтики: Баратынский, Жуковский, Батюшков. Некрасов изменил традицию - написал грустные размышления о судьбе русского народа после реформы 1861 года, отменившей крепостное право. Композиционно стихотворение делится на три части. Первая часть - зачин, в котором поэт обращается к юношеству и определяет тему своего произведения. Вторая часть - развитие темы; автор формулирует своё представление о назначении поэта. Третья часть - концовка; поэт размышляет о судьбе русского народа. Начинается и заканчивается стихотворение одним и тем же мотивом - автор говорит о народных страданиях, а значит, композицию стихотворения можно назвать кольцевой.
Лирический герой стихотворения считает, что для поэта нет предмета достойнее и значительнее, чем «Толпе напоминать, что бедствует народ / В то время, как она ликует и поёт, / К народу возбуждать вниманье сильных мира…». Эти строки звучат взволнованно и даже торжественно.
Поэт определяет тему своего творчества в целом и этого произведения в частности - «страдания народа». Есть в «Элегии» строки, которые явно перекликаются со стихотворением Пушкина «Деревня».
Некрасов:
…Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет Муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!..
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам…
Этой реминисценцией Некрасов хочет обратить внимание читателя на то, что со времён Пушкина в жизни народа ничего не изменилось, хотя уже 13 лет прошло после отмены крепостного права.
Как и полагается в элегии, в «Элегии» Некрасова тоже есть описательная часть. Поэт рисует картину жизни послереформенной русской деревни. Он восхищается и природой, и трудом крестьян. Но заканчивается строфа риторическими вопросами:
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев…
Но размышления эти слышит лишь окружающий его пейзаж: «И песнь моя громка!.. / Ей вторят долы, нивы, / И эхо дальних гор ей шлёт свои отзывы, / И лес откликнулся… Природа внемлет мне…». А как же народ, о чьей судьбе так беспокоится поэт? «Увы! не внемлет он - и не даёт ответа…».
Автор использует умолчание не только после риторических вопросов и восклицаний, но и в конце стихотворения. Народ не слышит его вопросов. Поэта поражает долготерпение крестьян. Они так привыкли быть зависимыми, что продолжают по привычке нести трудовую повинность. Освобождение от крепостного права не принесло ожидаемых перемен в судьбе русского народа. В этом и заключается идея «Элегии» Некрасова.
Оглядывая свой жизненный путь, лирический герой восклицает: «Я лиру посвятил народу своему…» - эта строчка стала лейтмотивом, девизом, сущностью всего творчества Некрасова.
Поэт использует самые разнообразные средства художественной выразительности. В стихотворении много ярких эпитетов (сладкие слёзы; красный день; золотая жатва; довольное дитя, тайные вопросы), использовано олицетворение (и лес откликнулся), метафора (служить им будет Муза), сравнение (как тощие стада по скошенным лугам), анафора (И эхо дальних гор… И лес откликнулся).
Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия»
Когда берёшь в руки незнакомое литературное произведение, первым делом обращаешь внимание на название. Что такое «Элегия»? Почему Николай Алексеевич Некрасов назвал своё творение именно так?
В «Словаре литературоведческих терминов» можно прочитать следующее: «Элегия -- жанровая форма лирики. Темы элегии многообразны: патриотизм, идеалы гражданской и воинской доблести, радость и горе любви. В новой европейской литературе элегия теряет чёткость формы, но приобретает определённость содержания, становясь выражением преимущественно философских размышлений, грустных раздумий, скорби».
Именно последнее нашло яркое отражение и в «Элегии» (1874) Некрасова. Тема скорбных размышлений о страданиях народа, тема повсеместного угнетения крепостных -- важнейшее направление в творчестве Некрасова.
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая -- «страдания народа»
И что поэзия забыть её должна, --
Не верьте, юноши! не стареет она.
Стихотворение написано спустя тринадцать лет после реформ 1861 года. Народ «освобождён», у него «есть земля», он «счастлив». О каких «страданиях народа» может идти речь?! Это уже пережитки прошлого. Но такое утверждение в корне неверно. И Некрасов это понимает, он «напоминает, что бедствует народ», он осознаёт значимость проблемы. Наше внимание привлекает устаревшая форма ударения в слове «стареет», которая была характерна для русской литературы XIX века (вспомните хотя бы высказывание Чацкого: «Что старее, то хуже»). При прочтении волей-неволей обращаешь внимание и на само слово, и на всё предложение, которое выражает одну из основных мыслей всего стихотворения.
Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам…
Читая эти строки, невольно вспоминаешь «Деревню» А.С. Пушкина: «Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, // Здесь рабство тощее влачится по браздам».
Этим сходством Некрасов как бы соглашается с тезисом, «что тема старая -- «страдания народа»», но в то же время он показывает, что по прошествии пятидесяти пяти лет никаких существенных изменений в обществе не произошло, и подчёркивает, что тема не потеряла своей актуальности.
Примечательно сравнение народа со стадами. Что такое стадо? Как объяснить это понятие применительно к людям? Это большая масса людей, которая не способна думать, она повинуется только «пастухам». На роль «пастуха» могла бы претендовать дворянская интеллигенция, но она, подобно народу, не особо задумывается об этом и о жизни в целом, живёт по правилам, установленным не ею, и не может (или не хочет) вследствие своей слабости принимать какие-то кардинальные решения. Отсюда сравнение с толпой.
Но вернёмся опять к народу. Без пастуха стадо -- это «амёбоподобная» масса людей, неспособных на принятие самостоятельных решений, повинующихся воздействию каких-то внешних, не зависящих от неё факторов, но готовая с ними «уживаться». Это же определение применимо к крепостным, права которых повсеместно ущемляют, превращая их в рабов. Но крепостные полагают, что так и надо, они и не думают о свободе, считая, что ничего менять не надо -- так есть, значит, так и должно быть. Зачем думать, когда за тебя всё уже решил «добрый» барин Крайнев К. Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия»: Восприятие, истолкование, оценка. // Литература. - №17. - 2008..
Размышляя на эту тему, вспоминаешь стихотворение Пушкина «Свободы сеятель пустынный...»:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Народу можно посвятить свою лиру, свои мысли, стремления, жизнь... но он останется глух, подобно стаду...
«Элегия» обращена к неким юношам, но кто эти юноши? Вспомним «Железную дорогу» Некрасова, маленького Ваню, который узнал горькую правду о строительстве первой в России Николаевской железной дороги. Тогда, в 1864 году, лирический герой Некрасова пытался донести правду до мальчика, у которого ещё вся жизнь впереди, в надежде, что он, представитель нового поколения, облегчит участь крепостных, избавит народ от страданий. Спустя десять лет, в 1874 году, лирический герой Некрасова снова пытается сделать то же самое. В сущности, «юноши» представляют собой того же Ваню, только повзрослевшего на десять лет, и его ровесников. Но почему те же мысли обращены к «одному и тому же человеку»? Ведь прошло столько времени, народ «свободен», зачем повторяться, это ведь уже не в моде? Некрасов пытается «достучаться» до подрастающего поколения:
«Довольно ликовать в наивном увлеченье, --
Шепнула Муза мне: -- Пора идти вперёд:
Народ освобождён, но счастлив ли народ?..»
Лирический герой Некрасова упорно ищет ответ на вопрос:
«Свобода, наконец, внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..»
Он бродит по нивам, поглощённый думами о народном счастье. Он, подобно Гоголю в «Мёртвых душах», задаётся вопросом: «А куда мчится Русь теперь?» Но не даёт Она ответа. То же самое можно отнести к «предмету воспевания» Некрасова:
«И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлёт свои отзывы,
И лес откликнулся... Природа внемлет мне...»
Здесь Некрасов не случайно использует метафору и олицетворение. Поэт как бы оживляет природу: долы, нивы понимают песнь лирического героя; «эхо дальних гор» даже отзывается на неё, по-видимому, пытаясь вступить в «обсуждение» песни; лес вообще откликнулся... природа внемлет лирическому герою... Всё замечательно: если природа «откликнулась», то люди и подавно должны понять героя, но следующие строчки неожиданны для лирического героя, автора, читателя:
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, --
Увы! не внемлет он -- и не даёт ответа...
На этом ярком контрасте Некрасов показывает, насколько трудно помочь народу, когда тот, кому «посвящены мечтания поэта», остаётся пассивен и инертен по отношению к «народным заступникам». Увы, так уж исторически сложилось на Руси...
В конце своей жизни Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». В этом произведении он подвёл итоги своей творческой деятельности, он оценил себя, как поэта, осознал свою миссию:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
«Элегию» Некрасов тоже написал в конце своей жизни и тоже подвёл итоги своему творчеству, тоже оценил себя, как поэта:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил -- и сердцем я спокоен...
Особенно хочется сказать и о композиции стихотворения. Начало «Элегии» очень полемично. Это ответ Некрасова на высказывание литературного критика О.Ф. Миллера, который считал, что «непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков» уже поэтом «исчерпано» и что он «стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему». Остальная же часть стихотворения завязана вокруг этого ответа и частично дополняет первоначальные суждения, адресованные О.Ф. Миллеру.
Итак, «Элегия» -- своеобразное зеркало творчества Некрасова. Здесь есть всё: и тема бедственного положения народа, и тема служения народу, и взгляд поэта на современную действительность... недаром в строках своего письма А.Н. Еракову поэт пишет: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу...»
«Элегия» -- замечательнейший пример гражданской лирики Некрасова. Основной идеей данного стихотворения является доказательство того, что народ страдал и всё ещё страдает, несмотря на реформы. Также очень важно для Некрасова донести свои мысли о необходимости каких-то перемен в положении народа до молодёжи, на которую вся надежда у поэта.
народ родина поэзия некрасов
В 1874 г. и является ответом на многочисленные нападки и обвинения поэта в том, что он в своих произведениях постоянно говорит о тяжелом положении простого народа. В 1861 г. произошла отмена крепостного права в России. Консерваторы были крайне недовольны этим, считая указ чрезмерной преждевременной мерой. При этом их ярость против защитников народа усилилась. Некрасов отразил свои мысли об отмене крепостничества в своем произведении, иронично назвав его «Элегия». Стихотворение посвящено другу поэта - А. Еракову.
Жанр стихотворения
Несмотря на свое название, произведение можно отнести к жанру гражданской лирики, так как в нем выражены размышления поэта по поводу остающегося тяжелым положения крестьян.
Основная тема стихотворения
Основная тема стихотворения - риторический вопрос автора о том, действительно ли улучшилась жизнь крестьянства. Некрасов утверждает, что «страдания народа» являются неиссякаемой темой для творчества. Высшие классы не могут спокойно наслаждаться жизнью, пока в стране не прекратятся бедствия простых людей.
Поэт с гордостью заявляет: «я лиру посвятил народу своему». Ему не важны признание и почет. Отдав всю свою жизнь воспеванию страданий крестьян, Некрасов выполнил свой гражданский долг.
Отмена крепостного права - «красный день» для поэта, который наконец-то принес долгожданную свободу. Однако по прошествии нескольких лет Некрасова начинает мучить мысль: действительно ли настало улучшение. Его размышления над этим и вопросы остаются без ответа и повисают в воздухе, предлагая читателям самим ответить на них.
Некрасов делает тонкие намеки на мнимое достижение благополучия, упоминая «народного врага» и с грустью отмечая, что народ, которому он посвящает свое творчество, «не внемлет… и не дает ответа».
Композиция
Стихотворение можно разделить на две части. В первой Некрасов указывает, что творчество должно обязательно защищать простой народ и описывать его беды. Переходом ко второй является вопрос: «счастлив ли народ?» после реформы. Вторая часть состоит из размышлений поэта над этим мучительным вопросом.
Размер
Стихотворение написано шестистопным ямбом, что придает ему торжественность и оттенок классицизма.
Выразительные средства
Некрасов широко использует эпитеты в описании тяжелого положения крестьянства («тощие стада», «горестен… напев») и его воображаемого благополучия («красный день», «жатвой золотою»). Поэт сравнивает себя с воином, сражающимся за правое дело. В образе «народного врага» метафорически представлены высшие классы общества. Торжественность стихотворения подчеркивается употреблением громких «классических» слов: «влачатся», «рок», «внимаю».
Главная мысль стихотворения не выражена явно. Читатель сам должен догадаться, что за лирическими размышлениями автора скрывается горькая правда. Народ так и не был избавлен от своих страданий, изменилась лишь форма, но не сама его вековая зависимость.
План анализ стихотворения Элегия
- История создания
- Жанр произведения
- Основная тема произведения
- Композиция
- Размер произведения
- Основная мысль стихотворения