Учебник: Детская практическая психология. Материал (психология) на тему: Практический инструментарий педагога-психолога

Куколка сделана из натуральных материалов, приятная для тактильного контакта, гибкая. Можно использовать в процессе консультирования при телесных реакциях на эмоциональные потрясения, для диагностики и коррекции ребенка. Хорошо использовать как предмет переноса и моделирования.
Вот пример работы с куклами Вальтера Холла
Динамика. Дженни, импульсивная, крепкая девочка, до сих пор не теряла надежду, что папа, обладающей в ее глазах идеальными чертами, приедет в Германию, или заберет ее в США (он звонил ей примерно два раза в год).
После возвращения в Германию Дженни очень медленно осознавала факт расставания с отцом, потерю родины и перемену языка. В школе ей первое время было тяжело, потому что она едва разговаривала по-немецки. На нового партнера матери девочка сначала прореагировала амбивалентно. Затем отношение Дженни к нему ухудшилось, не последнюю роль в этом сыграли жесткие авторитарные представления Армина о воспитании. После рождения брата к чувству неприязни присоединилась еще и сильная ревность.
Дженни выработала для себя псевдо-автономию: она часто задерживалась у соседей, как будто бы ей не нужна была ее семья. Девочка часто обижала мать, отвергала ее или предъявляла к ней непомерно завышенные требования, чтобы потом оскорбленно удалиться, если эти требования не удовлетворялись. Мать чувствовала себя подавленной и разочарованной, не зная, как вести себя с дочерью, из чего Дженни делала вывод, что мать, как и Армин, больше любит маленького брата, чем ее.
После нескольких бесед с семьей и наблюдений за игрой Дженни я решил для продвижения терапевтической работы использовать психодраматическую игру с куклами, надеваемыми на руку, так как из-за оппозиционного поведения Дженни проводить беседы с семьей становилось все тяжелее. Мать и Дженни согласились, они также не возражали, чтобы я привлек к работе мою коллегу, так как предстояло разыгрывать много ролей.
Инсценировка была подготовлена матерью и моей коллегой, без Дженни. В процессе подготовки женщины обсуждали следующие гипотезы:
- Дженни идеализирует отца;
- Дженни, разочаровавшись в отце и будучи не в силах справиться с тревогой из-за своего двойственного к нему отношения, прибегает к расщеплению. Она проецирует «плохую» часть образа отца и свое «плохое» отношение к нему на мать и Армина;
- Дженни защищает свои регрессивные желания, развивая псевдо-автономию.
- Затем они разработали сценарий, руководствуясь следующими вопросами:
- Какие периоды жизни мы должны рассмотреть и каково их главное содержание?
- Какие фигуры подходят для инсценировки и какие дублирующие фигуры можно применить?
Не в последнюю очередь эта подготовка служила тому, чтобы уменьшить состояние неуверенности матери.
Инсценировка Для начала мы еще раз объясняем Дженни наше намерение: мы хотим при помощи игры с куклами найти причину сложившейся в доме тяжелой обстановки.
Вместо ответа Дженни жалуется на боли в спине, ложится на ковер и с показной скукой на лице начинает играть с плюшевой собачкой. Мать этим явно раздражена.
Мы игнорируем поведение Дженни, благодарим ее за согласие и вслух размышляем: «Где могла бы здесь в комнате быть квартира и комната Дженни? А где - Америка? И как мы сделаем море между ними - может быть, с помощью этого голубого платка?»
Дженни вскакивает как наэлектризованная, боль в спине забыта. Девочка рассказывает нам, где находится квартира, где - Америка, соглашается с тем, чтобы голубым платком изобразить море, разделяющее Германию и Америку, и помогает нам разложить его на полу.
При помощи поролоновых сидений и платков я с Дженни и матерью намечаю кухню, а моя коллега сооружает дом отца в Америке.
Вслед за этим Дженни помогает выбрать кукол для персонажей нашей истории:
Мать - Королева, отец - Король, Дженни - Принцесса, Армин - Разбойник, Петер - Зеппль [Кукла, входящая в набор Каспер-театра, друг Каспера. - Примеч. переводчика.].
Девочка спонтанно берет еще и куклу зайца, который должен быть ее любимой игрушкой сначала в Америке, а потом в Германии.
Мы решаем, что мать возьмет на себя только роль Королевы, а Дженни - только Принцессы. Моя коллега берет на себя исполнение ролей родного отца Дженни, ее отчима и брата.
Дженни соглашается с тем, что я играю зайца, таким образом проясняется вопрос, кто же будет двойником. Режиссуру осуществляю я.
Первая сцена (сцены воспроизведены в очень сжатом виде)
Королева, Принцесса, Король и Заяц в Америке. (Участники инсценировки надевают своих кукол на руки). Для разогрева мы начинаем со сцены завтрака, которая заканчивается тем, что мать (по указанию режиссера) говорит: «Король уволен из армии. Нам здесь плохо, в Германии лучше! Кроме того, у меня ностальгия, мне хочется лететь назад, в Германию».
Принцесса соглашается. Заяц (дубль) вслух высказывает свои сомнения: он не знает, где эта Германия и каково там жить, к тому же он умеет говорить только по-английски.
Королю все это не нравится, но Королева говорит: «Ты можешь приехать к нам, как только у нас будет квартира». Дженни на мой вопрос, так ли все было, уточняет, что у Короля был печальный вид, и моя коллега играет роль Короля соответствующим образом.
Указания режиссера: «Все действующие лица сейчас ложатся так, как будто они спят, потом прозвенит будильник и настанет день отъезда».

Href="http://img0..JPG" rel="li-bigpic" target="_blank">

2.

3.

4.

2.2 Характеристика психологического инструментария

Методическое обеспечение кабинета включает в себя методический инструментарий для осуществления психодиагностических процедур, материалы для проведения психокоррекционных программ и необходимый реквизит для различных форм психотерапевтического воздействия (игротерапия, музыкотерапия, арттерапия).

Требования к выбору методик:

методики должны быть валидны, надёжны.

Методики должны быть разноплановыми и охватывать все стороны психической жизни человека, в том числе и профессиональную деятельность.

Методики должны учитывать возрастные особенности испытуемых.

Методики должны учитывать целесообразность использования методики.

Накопленный педагогом-психологом материал систематизирован в следующем порядке:

1) Диагностические методики (в гибкой папке):

диагностика познавательного развития детей.

диагностика познавательного развития подростков и взрослых,

диагностика эмоционально-волевой сферы детей,

диагностика личности,

диагностика детско-родительских отношений,

диагностика педагогов.

Программы, планы.

Материал для работы с педагогами.

Информационно-наглядный материал для работы с родителями.

«Ранний возраст».

Папка «Документация».

2.3 Анализ документации на соответствие предъявляемым требованиям

В обязанности психолога входит ведение документации и своевременное заполнение отчётных материалов. Требования к количеству и содержанию основной документации определяет администрация учебного заведения.

Основные документы психолога:

Программа опытно-экспериментальной работы по конкретной, актуальной для данного учебного заведения теме;

График работы кабинета;

План работы психолога;

Карта медико-психолого-социального сопровождения;

Карта психолого-педагогического сопровождения;

Журналы учёта консультативной и групповой формы работы.

Документация соответствует предъявляемым требованиям. Перечень используемых педагогом-психологом документов представлен в приложении

В целом оформление кабинета, психологический инструментарий соответствует предъявляемым требованиям, но недостаточно места, чтобы организовать более продуктивную работу.


3. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников

3.1 Психолого-педагогическое обследование детей младшего школьного возраста

Программа психодиагностического обследования:

Цель: выявление уровня готовности ребенка к началу регулярного обучения, адаптация учащихся к новому виду деятельности (учебной).

Подобрать соответствующие методики и провести диагностику детей младшего школьного возраста;

Определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению;

Выяснение общей ориентации детей в окружающем мире и имеющегося у них запаса бытовых знаний;

Психодиагностики словесно-логического мышления детей;

Обработка полученных данных;

Проведение анализа полученных данных;

Формулирование выводов;

Составление психологической характеристики испытуемого (на основе сопоставления и обобщения результатов психодиагностического обследования);

Соотнесение возрастных и индивидуально - психологических особенностей испытуемого, выявленных в процессе психодиагностического обследования, т. е. готовности испытуемого к школьному обучению;

Объект: психологическая готовность испытуемых к обучению в школе.

Предмет психодиагностического обследования: уровень психологической готовности к обучению в школе.


3.2 Характеристика диагностического инструментария

Методика № 1. «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний».

Этот вариант методики предназначается для оценки общей ориентировки в окружающем мире детей 1-го класса.

Общая ориентация детей, только поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний производятся по ответам на следующие вопросы:

Как твои фамилия, имя и отчество?

Сколько лет твоей маме и твоему папе?

Как зовут твою бабушку и твоего дедушку?

Как называется столица того государства, в котором ты живешь?

5. Как называется улица, на которой живут твои родственники?

(В ответе на этот вопрос необходимо правильно назвать хотя бы одну улицу и сказать, кто из родственников живет на этой улице.)

Каковы номер дома и номер квартиры, где живут твои родственники или знакомые?

Как называются птицы, которых можно встретить в окрестностях твоего дома?

(Здесь необходимо назвать хотя бы две разные птицы.)

В каком месяце обычно появляется снег и когда он начинает таять?

В котором часу ты обычно уходишь в школу и приходишь из школы? (Правильный ответ включает указание, как на часы, так и на минуты.)


Эффективности педагогической деятельности конкретного учителя, функционирования школы как целого). Итак, мы кратко рассмотрели два основных направления работы психолога в школе - проектирование и консультирование. Школьная психологическая служба должна осуществлять работу, направленную на исправление уже сложившейся ситуации, а также создавать программы, которые обеспечили бы возможность...

... (1 штат. ед.); o уборщица (1 штат. ед.). Итак, общее количество штатных единиц центра составляет: 8. К работе методико-психологического клуба “Школа приемных родителей” по подготовке семей к усыновлению детей - сирот, при доме ребенка №2 г. Хабаровска, также могут привлекаться добровольцы. 2.5 ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА Расчет издержек на 1 месяц: № п/п Постоянные издержки...

Подбирать психодиагностический инструментарий, строить программы коррекционной и развивающей работы. На основе календарного плана школьного психолога прошла следующие этапы психолого-педагогической социальной практики: 1. Организация и проведение научно-исследовательской работы; 2. Проведение консультирования по актуальным темам; 3. Осуществление психологического просвещения; 4. ...

Уровня практических работников социально-психологических служб образовательных учреждений в вопросах формирования школьного коллектива и социально-психологической поддержки семьи и психологического сопровождения интеграции детей-инвалидов в образовательное пространство. Руководители образовательных учреждений должны обеспечить включение плана работы специалистов социально-психологической службы в...

Под "психологическим инструментарием" в широком смысле понимается система методов и технологий психологической деятельности практического психолога; в узком смысле - совокупность средств и материалов, необходимых для введения субъекта в коррекционно-диагностическое взаимодействие с практическим психологом и его результативного осуществления.

Классификация психологического инструментария

Специфический инструментарий

Неспецифический инструментарий

Стимульный

материал *

Интерпретацион-ные средства

Технический материал

Вспомогательные средства

Набор по типу «Коробочка форм»

Объемные геомет-рические фигуры (куб, призма, ци-линдр, шар, конус)

Складывающиеся

пирамидки

Разъемная матрешка

3—4 набора после-довательностей сю--

жетных картинок

Наборы карточек, объединенных за--

данным признаком (групповым и др.)

Печатный материал со схемами, мат-рицами, контурны-ми и образными изображениями

Набор плоскост-ных геометричес-ких фигур различ-ной формы, цвета и размера

Шкалы, таблицы, графики, профили,

сетки перевода ко-личественных дан-ных в качествен-ные характерис-тики

Компьютерные

программы по соотнесению, сравне-нию и интерпретации данных, полученных в результа-те психологического взаимодействия

Цветные каранда-ши, фломастеры,

акварельные крас-ки, альбомные лис-ты разного форма-та, цветная бумага, ножницы и пр.

Дискеты и CD-дис-ки с воспроизведе--

нием музыкального и вербального со-провождения кор-рекционно-диагностической дея-тельности

Атрибуты основных сюжетно-ролевых игр дошкольников в комплекте с предметами-заместителями

Некоторые виды наборов для конструирования и моде-лирования

Мячи и игрушки по половой дифференциации и пр.

* В таблицу включен психологический инструментарий, необходимый для некоторых диагностических методик: "Коробочка форм", "Пирамидки", "Матрешка", "Последовательность картинок", "Самая непохожая", "Классификация", "Комплекс Венгера". Этот перечень не является полным и законченным.

Так, практический психолог, работающий только в русле деятельностного подхода, оперирует методиками, концептуальной основой которых является развитие ведущих типов деятельности у детей дошкольного возраста. Это означает, что его психологический инструментарий будет составлен из материалов и средств, обеспечивающих целенаправленное решение поставленных задач в процессе: изобразительной деятельности ("Пиктограмма", "Дорисовывание фигур" и др.), деятельности конструирования ("Рыбка"), предметной деятельности ("Пирамидки", "Матрешка" и др.), вербальной деятельности ("Дополнение фраз", "Три желания" и др.) и игровой деятельности ("Игровая комната"). И наоборот, психолог-практик, теоретической основой деятельности которого является психодинамический подход, оснащен инструментарием, обеспечивающим механизм проекции личностно-эмоциональных особенностей: фотографиями с растушеванным изображением - CAT*((Child Apper ception Test) - Детский апперцептивный тест), размытыми цветными пятнами - методика Роршаха, установками изображения - "Рисунок семьи", "Рисунок несуществующего животного" (более подробно об этом инструментарии можно прочитать на с. 197-199).

Требования, предъявляемые психологическому инструментарию:

Прежде всего, это требование соответствия. Речь идет о соответствии оригиналу, т.е. стандартам, заложенным в оригинальном (авторском) экземпляре коррекционно-диагностического средства. Это относится ко всему стимульному и интерпретационному материалу. Так, в методике "Самое непохожее" заложены геометрические фигуры круга и квадрата определенного размера и цвета (красный и синий). Варьирование заданных параметров размера, цвета и формы недопустимо. В методике "Последовательность картинок" серия картинок со сквозным сюжетом и общими персонажами не может быть заменена картинками с добавлением деталей к предмету и т.д. В методиках CAT и ТАТ фотографии не могут быть "доработаны" прорисовыванием деталей и цветовым оформлением. Что касается интерпретационных средств, то они должны соответствовать авторской (оригинальной) методике, носить те же количественные и качественные значения.

Далее - требование комплектации. Оно относится к необходимости комплектации стимульного и интерпретационного материалов. Если в оригинальной методике (тесте) заложен комплект инструментария, то использование данных диагностических средств при отсутствии того или иного материала не рекомендуется. Так, отсутствие шкал переводов баллов в стандартизированных методиках делает невозможным интерпретацию диагностических данных.

Кроме того, психологический инструментарий может быть определен как монофункциональный. Это означает невозможность использования стимульного или интерпретационного материалов одного психодиагностического средства как модификацию другого. Психологический инструментарий специфичен и ни в коей мере не взаимозаменяем. Так, варианты печатного стимульного материала (комплекс Венгера) рассчитаны на одноразовое индивидуальное использование.

Таким образом, говоря о психологическом инструментарии как о средстве профессиональной деятельности, необходимо соотносить его как с теоретическими представлениями, коррекционно-диагностическими технологиями, так и с требованиями, предъявляемыми к его подбору и комплектации.

2.2. психологический инструментарий

При использовании термина «психологический инструментарий» в широком смысле понимается система методов и технологий психологической деятельности практического психолога; в узком смысле - совокупность средств и материалов, необходимых для введения субъекта в коррекционно-диагностическое взаимодействие с практическим психологом и его результативного осуществления.

Остановимся на классификации психологического инструментария, опираясь на второе значение данного термина. Выделяется два основных вида психологического инструментария применительно к практической деятельности психолога. Это специфический вид психологического инструментария (собственно психологический инструментарий) и неспецифический вид, призванный сопровождать или технически обеспечивать психологическую деятельность. Дальнейшая дифференциация средств и материалов осуществляется в соответствии с видовой принадлежностью.

Стимульный и интерпретационный инструментарий является структурной частью методик, тестов и коррекционно-диагностических технологий. Следовательно, конкретный «набор» (комплект, пакет) психологического инструментария определяется комплексом тех прикладных средств психолога, которые лежат в поле его теоретических и концептуальных представлений, а также в его профессиональной компетенции. Так, практический психолог, работающий только в русле деятельностного подхода, оперирует методиками, концептуальной основой которых является развитие ведущих типов деятельности у детей дошкольного возраста. Это означает, что его психологический инструментарий будет составлен из материалов и средств, обеспечивающих целенаправленное решение поставленных задач в процессе: изобразительной деятельности («Пиктограмма», «Дорисовывание фигур» и др.), деятельности конструирования («Рыбка»), предметной деятельности («Пирамидки», «Матрешка» и др.), вербальной деятельности («Дополнение фраз», «Три желания» и др.) и игровой деятельности («Игровая комната»). И наоборот, психолог-практик, теоретической основой деятельности которого является психодинамический подход, оснащен инструментарием, обеспечивающим механизм проекции личностно-эмоциональных особенностей: фотографиями с растушеванным изображением - CAT1, размытыми цветными пятнами - методика Роршаха, установками изображения - «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного» (более подробно об этом инструментарии можно прочитать на с. 197-199).

Классификация психологического инструментария

Специфический инструментарий

Неспецифический инструментарий

Стимульный материал1

Интерпретационные средства

Технический материал

Вспомогательные средства

Набор по типу «Коробочка форм»

Объемные геометрические фигуры (куб, призма, цилиндр, шар, конус)

Складывающиеся

пирамидки

Разъемная матрешка

3-4 набора последовательностей сюжетных картинок

Наборы карточек, объединенных за

данным признаком (групповым и др.)

Печатный материал со схемами, матрицами, контурными и образными изображениями

Набор плоскостных геометрических фигур различной формы, цвета и размера

Шкалы, таблицы, графики, профили,

сетки перевода количественных данных в качественные характеристики

Компьютерные

программы по соотнесению, сравнению и интерпретации данных, полученных в результате психологического взаимодействия

Цветные карандаши, фломастеры,

акварельные краски, альбомные листы разного формата, цветная бумага, ножницы и пр. (см. параграф 2.1)

Дискеты и CD-диски с воспроизведением музыкального и вербального сопровождения коррекционно-диагностической деятельности

Атрибуты основных сюжетно-ролевых игр дошкольников в комплекте с предметами-заместителями

Некоторые виды наборов для конструирования и моделирования

Мячи и игрушки по половой дифференциации и пр. (см. параграф 2.1)

Практический психолог, объединяющий в своей деятельности несколько теоретических подходов, работающий в поликонцептуальном профессиональном пространстве, использует методическую и тестовую базы в зависимости от запроса и психологической проблемы.

Таким образом, востребованность различных технологий в работе практического психолога обязывает его к подготовке соответствующего психологического инструментария как специфического, так и неспецифического.

В чем заключаются требования, предъявляемые психологическому инструментарию1.

Прежде всего, это требование соответствия. Речь идет о соответствии оригиналу, т.е. стандартам, заложенным в оригинальном (авторском) экземпляре коррекционно-диагностического средства. Это относится ко всему стимульному и интерпретационному материалу. Так, в методике «Самое непохожее» заложены геометрические фигуры круга и квадрата определенного размера и цвета (красный и синий). Варьирование заданных параметров размера, цвета и формы недопустимо. В методике «Последовательность картинок» серия картинок со сквозным сюжетом и общими персонажами не может быть заменена картинками с добавлением деталей к предмету и т.д. В методиках CAT и ТАТ фотографии не могут быть «доработаны» прорисовыванием деталей и цветовым оформлением. Что касается интерпретационных средств, то они должны соответствовать авторской (оригинальной) методике, носить те же количественные и качественные значения.

Далее - требование комплектации. Оно относится к необходимости комплектации стимульного и интерпретационного материалов. Если в оригинальной методике (тесте) заложен комплект инструментария, то использование данных диагностических средств при отсутствии того или иного материала не рекомендуется. Так, отсутствие шкал переводов баллов в стандартизированных методиках делает невозможным интерпретацию диагностических данных.

Кроме того, психологический инструментарий может быть определен как монофункциональный. Это означает невозможность использования стимульного или интерпретационного материалов одного психодиагностического средства как модификацию другого. Психологический инструментарий специфичен и ни в коей мере не взаимозаменяем. Так, варианты печатного стимульного материала (комплекс Венгера) рассчитаны на одноразовое индивидуальное использование.

Таким образом, говоря о психологическом инструментарии как о средстве профессиональной деятельности, необходимо соотносить его как с теоретическими представлениями, коррекционно-диагностическими технологиями, так и с требованиями, предъявляемыми к его подбору и комплектации.

«Утверждаю»____________

Директор школы Т.П. Максимова

____________________2009 г.

Перспективный план работы педагога-психолога

на 2009-2010 учебный год.

I.Цели и задачи службы практической психологии в системе образования.

Система психологической службы образования является необходимой частью системы образования и в значительной степени отражает ее актуальное состояние и формирует запросы на необходимые виды и способы ее развития.

Очевидно, что психологическая служба не может и не должна заменить собой согласованную воспитательную работу педагогического коллектива учебного заведения. Однако жизнь показывает, что специалист, который знает закономерности развития личности детей и подростков, имеет представление о том, как растут самоуважение и ответственность, как формируется культура достоинства, в каких условиях возникают сплоченность и позитивный потенциал детских групп, - такой специалист может стать идеологом работы школы по достижению социальных целей образования. Этим специалистом в образовании сегодня является психолог.

II.Краткая характеристика образовательного учреждения.

В 2008-09 учебном году в школе обучалось 153 учащихся в одну смену. Скомплектовано 11 классов.

Школа работает в режиме шестидневки.

Школа расположена на территории села Заречное. Основной контингент учащихся проживает здесь же, тридцать учащихся школы - в соседних деревнях (Копнино, Жохово, Новосёлово) и подвозятся в школу автотранспортом, принадлежащим школе.

На территории села расположен культурный центр- ДК, где функционирует библиотека, организована работа кружков. Отсутствие возможности постоянного взаимодействия с городом, его культурными центрами, не позволяет обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей учащихся. Таким образом, воспитательная система школы ориентируется в основном на воспитательный потенциал окружающей школу социальной, предметно-эстетической и природной среды.

В настоящее время в школе работают 22 педагога). Средний возраст - 44 года.

Высшее образование имеет 20 учителей (95%);

среднее специальное - 1 учитель (5%)

По стажу работы наблюдается следующая динамика:

В коллективе преобладает число педагогов со стажем работы 10 лет и более, причем за последние 5 лет возросло количество педагогов со стажем работы более 20 лет. Это показатель стабильности педагогического коллектива, что, безусловно, способствует сохранению традиций, рациональному функционированию школьного сообщества. В то же время это и определенная проблема, так как недостаток новых, молодых кадров влечет за собой состояние стагнации, выработке стереотипов и чувства собственной непогрешимости.

В настоящее время в школе работают 22 педагога (18 женщин и 4 мужчины). Средний возраст - 44 года. Высшее образование имеет 21 учитель (95%); среднее специальное - 1 учитель (5%)

: Рост профессиональной квалификации педагогического коллектива за 10 лет (1998-2008 г.г) (процентное соотношение по квалификационным категориям) достигается за счет увеличения числа педагогов с первой квалификационной категорией.

Диаграмма. Динамика структуры педагогического коллектива по квалификационным категориям с 1998 по 2008гг.

Анализ уровня кадрового потенциала позволяет сделать вывод о том, что педагоги способны обеспечить стабильный уровень преподавания базовых предметов (53%), часть педагогов выходят на уровень отработки новых форм учебных занятий (11,1%) и частичного изменения содержания курсов (7,4%),создают авторские курсы с изменением целевой и содержательной части. (12%).

Данные показатели свидетельствуют о достаточно высоком уровне методической подготовленности учителей.

Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на конкретный социально-профессиональный состав родителей учащихся школы.

Социальный состав родителей учащихся достаточно статичен и отражает те процессы, которые характерны для сельского сообщества:

Большинство составляют рабочие и служащие, причем возросла процентная составляющая служащих и снизилась рабочих, за счет снижения удельного веса работников ОАО им. Лакина,

являвшегося основным потребителем рабочих кадров села.

Диаграмма Структура профессиональной занятости родителей обучающихся

По уровню образования родителей структура такова:

12% имеют основное образование, среднее и средне-специальное образование - 67%, 21% - высшее образование, причем за последние годы значительных изменений в структуре не наблюдается.

Уровень удовлетворенности всеми сферами образовательного процесса соответствует оптимальному.

Достаточно высоко оцениваются такие показатели, как качество преподавания, отношения с учителями, организация досуга и т.д.

III.Цели и задачи психологической службы образовательного учреждения.

Основной целью психологической службы в образовательном учреждении является обеспечение функционирования школьной образовательной среды в соответствии с программой развития школы.

Организация психологического сопровождения школьников, родителей и педагогов строится на авторской модели, в основе которой лежит идея гуманистической концепции развития творческого потенциала личности как необходимого условия личностного развития. Одним из важнейших психологических условий развития творческого потенциала является соблюдение принципов гуманистической психологии:

  1. безоценочность,
  2. принятие других,
  3. безопасность,
  4. поддержка.

Психологическое сопровождение учителей направлено на развитие их творческого потенциала, профессиональное саморазвитие и сохранение профессионального здоровья.

Программа психологического сопровождения родителей дает возможность обсуждать и развивать родительское отношение к воспитанию и обучению детей, к особенностям работы школы, что позволит сблизить индивидуальные смысловые контексты с целью поиска оптимальных вариантов общения, разрешения конфликтов в образовательных ситуациях.

Основные направления практической деятельности школьного психолога в рамках процесса сопровождения:

  1. школьная прикладная психодиагностика,
  2. развивающая и психокорректирующая деятельность,
  3. консультирование и просвещение педагогов, школьников и их родителей,

Основные циклы сопровождения:

  1. прием в 1 класс,
  2. адаптация в начальном звене,
  3. переход в среднее звено,
  4. подростковый кризис,
  5. адаптация в старшем звене.

Проблемы и перспективы, связанные с проведением государственной (итоговой) аттестацией учащихся в новой форме достаточно освещены, а психологический компонент ещё мало разработан. В то же время некоторые задачи, такие как высокий уровень тревоги у учащихся, родителей и педагогов, специфические особенности процедуры итоговой аттестации, могут решаться психологической службой школы и способствовать более успешному проведению итоговой аттестации, поэтому важной задачей становится реализация комплексной программы, направленной на формирование психологической готовности выпускников к итоговой аттестации (см Письмо Департамента образования от 13.04.2009 № ДО-1683-04-07).

1.Психопрофилактическая и просветительская работа.

Направления в работе

Срок

2

Участие в работе педагогических советов:

Предварительная диагностика по запросам администрации в соответствии с тематикой,

Выступления по теме педагогического совета

Участие в работе методических объединений учителей-предметников и классных руководителей.

Занятия по программе «Развитие и коррекция эмоциональной и поведенческой гибкости учителя»

1. «Психологический климат в коллективе» семинар-практикум

2.Эмоциональная экспрессивность и эмоциональная гибкость как интегральные характеристики личности учителя.

3.Тренинг развития эмоциональной гибкости учителя.

4.Психологические методы повышения поведенческой гибкости учителя в его профессиональной деятельности.

(см Письмо Департамента образования от 03.12.2007 № ДО-5298-04-07)

Октябрь

Декабрь

март

В течение года

сентябрь

Ноябрь

Январь

Март

1.Анализ результатов диагностики готовности первоклассников к обучению в школе (в рамках совещания при директоре).

2. Состояние готовности учащихся 5 класса к обучению в школе П ступени (в рамках совещания при директоре).

3.Состояние адаптации учащихся 5 класса (в рамках психолого-педагогического консилиума).

4.Состояние адаптации учащихся 1 класса (в рамках психолого-педагогического консилиума).

5.Анализ результатов диагностики познавательной сферы учащихся (в рамках совещания при завуче)

6. Анализ результатов диагностики познавательных и профессиональных интересов учащихся 8 класса в рамках совещания при завуче)

6.Анализ результатов профдиагностики учащихся 9, 11 классов (в рамках совещания при завуче)

7. Анализ результатов психологического мониторинга интеллектуальной и личностной сферы учащихся 5-11 классов (в рамках школьных МО)

8.Состояние социально-психологического климата в педагогическом коллективе (в рамках совещания при директоре)

9.Анализ результатов анкетирования удовлетворенности качеством образовательной среды (в рамках совещания при директоре)

Сентябрь

сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

апрель

декабрь

март

В течение года

Сентябрь,

Май

май

Работа с родителями

Участие в подготовке и проведении родительских собраний и родительского всеобуча (по плану работы школы):

1.Проблемы адаптации первоклассника к школе (лекция)

2.Адаптация 5 –классников к новым условиям обучения.(лекция)

3.Первые проблемы подросткового возраста.

4.Агрессия, ее причины и последствия.(участие в беседе)

5.Склонности и интересы в выборе профессии.

Проведение занятий в соответствии с программой психологического сопровождения родителей:

1.Влияние родительских установок на развитие личности ребенка (семинар-практикум)

2.Стили семейного воспитания.

3.Как научиться говорить спасибо своему ребенку.

4.Учим детей заботиться о других.

5.Как помочь ребенку быть уверенным.

6.Положительные эмоции и их значение в жизни человека.

7.Учим детей принимать решения.

8.Как подготовить ребенка к будущим экзаменам

В течение учебного года.

Сентябрь

Сентябрь

Ноябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

март

Работа с учащимися.

Занятия с учащимися 1 класса по профилактике школьной дезадаптации.

Занятия с учащимися 5 класса по профилактике школьной дезадаптации

Занятия с учащимися 10класса по профилактике школьной дезадаптации

(см. Программу адаптации учащихся 1,5,10 классов, рекомендованную департаментом образования, адаптированную, Приложение №2 к письму департамента образования от 04.06.2008 № ДО – 2397 – 04 - 07),

Занятия по программе психологического сопровождения школьников.

(см. Программу сопровождения)

Профориентационная работа с учащимися 8,9,11 классов.

Психологическое сопровождение выпускников при подготовке к ЕГЭ (см. комплексную Программу по формированию психологической готовности выпускников к итоговой аттестации, адаптированную)

сентябрь

В течение учебного года

Октябрь-апрель

Март

В течение учебного года

2.Психологическая диагностика.

Название работы

Класс

Сроки

Исследование готовности к обучению в школе

Будущие первоклассники

Апрель –май

сентябрь

Выявление особенностей адаптации учащихся к школьному обучению

1 класс

Октябрь,

Декабрь

Выявление особенностей адаптации в среднем звене

5 класс

октябрь

Выявление особенностей адаптации старшеклассников

10 класс

октябрь

Психологический мониторинг познавательных процессов учащихся на начало учебного года

(особенности мышления, творческого воображения,)

4 класс

5 класс

6 класс

8 класс

9 класс

Сентябрь

октябрь

Исследование мотивации учения,

Социометрические исследования по плану школы

1 -11

В течение года

Профориентационная диагностика

8-

11 класс

Ноябрь

Декабрь

январь

Индивидуальная диагностика учащихся (по запросу)

В течение года

Исследования по плану подготовки к профильному обучению.

(Выявление интересов и склонностей, способностей учащихся, изучение мотивационной сферы)

9 класс

Ноябрь-декабрь

Исследование готовности к обучению в среднем звене.

4 класс

Апрель-май

Психологическое исследование учащихся на конец учебного года

(особенности мышления, творческого воображения, самооценки,)

1-11 класс

Апрель-май

Мониторинг удовлетворенности образовательным учреждением всех участников образовательного процесса

учащиеся, педагоги, родители

май

Мониторинг личностного роста в рамках сопровождения экспериментальной работы

Учащиеся

2-11 кл

апрель

3.Развивающая и коррекционная работа.

Название работы

Класс

Сроки

Развивающие занятия с учащимися 1 класса в целях оптимизации процесса адаптации к школьному обучению

1

Сентябрь-октябрь

Развивающая работа с учащимися по программе психологического сопровождения учащихся по итогам психологического исследования

4

В течение года

Развивающая работа с учащимися по программе психологического сопровождения учащихся

5

В течение года

8

В течение года

Развивающая работа с учащимися по программе психологического сопровождения учащихся.

9

В течение года

Развивающая работа с учащимися по программе психологического сопровождения учащихся.

10-11

В течение года

Занятия с детьми с нарушениями в эмоциональной сфере

По итогам исследований

В течение года

Развивающие занятия с будущими первоклассниками на базе ДОУ

Март-июнь

4.Психологическое консультирование.

Направление работы

Сроки

Работа с педагогическим коллективом

Консультирование педагогов по результатам исследования адаптации 5 класса к обучению в среднем звене, разработка совместных программ и рекомендаций.

Консультирование педагогов и администрации при подготовке к профильному обучению.

Консультирование учителей по результатам диагностики готовности четвероклассников к обучению в среднем звене

Индивидуальное консультирование по запросу

Сентябрь

Май

Октябрь

В течение года

По плану

Апрель-май

В течение года.

Работа с учащимися.

по итогам диагностики

Оказание консультационной помощи при прохождении предпрофильной и профильной подготовки

Групповое и индивидуальное консультирование учащихся

8 классов по результатам диагностики познавательных и профессиональных интересов.

В течение года

декабрь

Работа с родителями

Индивидуальное консультирование родителей учащихся 1,5, 10 классов, испытывающих трудности адаптации или дезадаптированных.

Консультирование родителей по индивидуальным запросам.

Индивидуальные консультации учащихся, родителей и учителей по результатам профдиагностики учащихся 9, 11 классов.

Консультирование родителей будущих первоклассников.

В течение года

В течение года

Январь,

февраль

Май

5. Организационно-методическая работа.

Подготовка к лекциям, семинарам, практическим занятиям, консультациям

В течение года

Корректировка и составление развивающих и коррекционных программ для учащихся

В течение года

Участие в заседаниях, совещаниях, педсоветах

В течение года

Обработка, анализ обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных

В течение года

Руководство районным методическим объединением психологов.

В течение года

Повышение уровня квалификации через:

  1. Изучение специальной литературы
  2. Участие в работе курсов повышения квалификации
  3. Обмен опыта с коллегами
  4. Учебу на психологических семинарах.

В течение года

Участие в работе Методического совета школы.

В течение года

Участие в работе психолого-педагогического консилиума.

По плану

Заполнение отчетной документации

В течение года

6. Научно – исследовательская работа.

Исследование по теме « Построение индивидуальной траектории обучения»:

Помощь в составлении индивидуальных траекторий обучения для старшеклассников.

Прохождение проблемных курсов по данной теме..

В течение года

Участие в экспериментальной работе по теме:

«Развитие социальной компетентности учащихся в условиях сельской школы».

  1. Работа по программе мониторинга

результатов формирующего эксперимента

  1. Работа по программе сопровождения

учащихся, педагогов и родителей,

(см.Письмо департамента образования от 03.12.2007 № ДО-5298-04-07)

В течение года

Участие в работе инициативной группы педагогов по проблеме «Развитие общеучебных умений и навыков учащихся».

В течение года

7. Работа с учащимися из замещающих семей

Направление работы

Сроки

Организационно-методическая

1. Уточнение банка данных учащихся из замещающих семей

2.Заполнение индивидуальных карт

учащихся из замещающих семей

Сентябрь

Октябрь,

в течение года

Диагностическая

1.Проведение диагностических исследований по плану

2.Проведение диагностических исследований по запросу (классных руководителей, законных представителей

В течение учебного года

Коррекционно-развивающая

1. Групповые развивающие занятия

По плану развивающей работы

Индивидуальное консультирование

1.Индивидуальные консультации учащихся

2.Индивидуальные консультации законных представителей

По запросу

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Зареченская средняя общеобразовательная школа

Собинского района

АНАЛИЗ

Работы психологической службы за 2008-2009 учебный год.

Психологическая работа в МОУ Зареченская средняя общеобразовательная школа ведется по следующим направлениям: психологическое просвещение, психологическое консультирование, диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа.

Сложившийся опыт работы психолога позволяет выделить следующий алгоритм деятельности психологической службы:

1-я четверть - основное внимание уделяется учащимся, только начинающим учиться -учащимся 1-х и 5-х классов. Психолог наблюдает за процессом адаптации и занимается необходимой коррекционной работой.

2-я четверть - основное внимание уделяется учащимся 8- 9-х классов, перед которыми встает задача выбора в рамках предпрофильного и профильного обучения и необходимости сдачи экзаменов.

3-я четверть – работа с будущими первоклассниками по подготовке к школьному обучению, исследования по заданию администрации.

4 четверть-основное внимание уделяется учащимся 4 класса (готовность к обучению в среднем звене) и выпускникам 11 класса (помощь в подготовке к экзаменам).

Критерии эффективности

1. Совершенствование системы управления психологической службой образования

Имеется необходимая нормативно-правовая основа для функционирования психологической службы

  1. Должностные обязанности педагога-психолога.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  3. Конвенция о правах ребенка.
  4. Семейный кодекс Российской Федерации.
  5. Нормативные правовые документы федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующие деятельность педагога-психолога образовательного учреждения.;
  6. Нормативные документы образовательного учреждения.

Контроль за качеством деятельности психологической службы школы осуществляется администрацией школы.

2. Развитие и укрепление материально-технического и информационно-методического обеспечения деятельности психологических служб

Психологический кабинет представляет собой специально оборудованное отдельное помещение, включает следующие зоны:

зона организационно-методической деятельности педагога-психолога, имеются в наличии;

  1. рабочее место педагога-психолога (письменный стол, стул, компьютерный комплекс, запирающийся шкаф);
  2. документация (нормативная, специальная, организационно-методическая);
  3. литература и печатные издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности;
  4. коррекционно-развивающие программы;
  5. программы обработки и анализа данных, полученных в результате диагностических обследований и т.д.;
  6. 2) зона взаимодействия с педагогами и родителями (для формального и неформального общения, психологического консультирования) имеет:
  7. комплект мягкой мебели и журнальный стол;
  8. анкетные бланки, бланки опросников, тестовый материал;
  9. литература по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, по вопросам семейных взаимоотношений;
  10. литература по проблемам познавательного, личностно-эмоционального развития детей, школьной готовности, адаптации к новым социальным условиям и др.;
  11. распечатки с играми и упражнениями для занятий в домашних условиях и в образовательном учреждении;

3)зона взаимодействия с детьми включает:

  1. столы, стулья различной высоты);
  2. ковровое покрытие на полу, подушки и мягкие игрушки;
  3. стимульный материал к диагностическим методикам и тестам, раздаточный материал для коррекционных и развивающих занятий в соответствии с возрастной дифференциацией;
  4. материал для творческой деятельности детей и подростков (бумага, цветные и простые карандаши, фломастеры, краски, пластилин и др.);
  5. наборы геометрических форм, мозаик, конструкторов, развивающих игр и игрушек;

Систематически осуществляется пополнение стимульного и раздаточного материала, пополняются банк диагностических методик, библиотека методической литературы, электронных методических пособий.

3.Кадровый потенциал психологических служб

Педагог-психолог школы имеет высшее образование по специальности, имеет 2 квалификационную категорию, регулярно осуществляет повышение квалификации на курсах КПК и проблемных семинарах ВИПКРО, участвует в областных семинарах и конференциях.

4. Наличие системы оказания ранней психолого - педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

Работает психолого-медико-педагогический консилиум, в ходе которого решаются вопросы психолого-педагогической поддержки обучающихся с затруднениями в обучении и сопровождения обучающихся в периоды адаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в период школьной адаптации

Направления деятельности

педагога-психолога

Родители

Педагоги

Учащиеся

1 класса

5 класса

10 класса

Просветитель-

ская и профилактическая работа

Родительские собрания, оформление памяток для родителей,

Оформление стенда для родителей

ПМПК по готовности 1-классников к обучению, адаптации учащихся,

Диагностическая деятельность

Анкеты «Мой ребенок»

«Особенности семейного воспитания»

Диагностика адаптации к школе

Коррекционно-развивающая работа

Психологические этюды

«Психодиагностика по Остеру»,

Психологические мастерские

«Детско-родительские отношения»

В ходе адаптационных занятий для 1-классников используется программа Овчаровой Р.В. Основы коммуникации реализуемая во время занятий группы продленного дня, при необходимости коррекционной работы используется программа Клюевой Н.В., Устиленцевой И.И. Коррекция личностно-эмоциональных проблем детей младшего школьного возраста.

Адаптация учащихся 5, класса проводится с использованием программы Селевко Г.К. «Познай себя» на классных часах

Адаптация учащихся 5, 10 класса проводится с использованием программы Селевко Г.К. «Управляй собой» на классных часах

Консультативная деятельность

Индивидуальные консультации по результатам диагностических исследований по запросам

Индивидуальные консультации старшеклассников по результатам диагностических исследований по запросам

Педагог-психолог

Экспертная работа

Участие в работе консилиумов, педагогических советов, совещаниях по готовности к школьному обучению, преемственности при переходе из младшего и среднего звена.

Организационно-методическая работа

Анализ литературы и разработка развивающих и коррекционных программ с учетом специфики каждой группы учащихся;

Планирование деятельности по профилактике школьной дезадаптации;

Подбор диагностического инструментария.

Работа по развитию творческого потенциала личности учащихся, работа с одаренными детьми.

В течение года проводилось исследование творческого воображения и мышления среди учащихся начального и среднего звена. По итогам диагностирования, а также анализа учебной деятельности учащихся были выявлены наиболее способные ребята, для них составляются индивидуальные программы психологического сопровождения по развитию уровня творческого мышления, осуществление которых планируется продолжить в течение следующего учебного года.

Деятельность психолога в данном направлении включала следующие моменты:

  1. С помощью тестов выявлялись учащиеся с высоким уровнем интеллектуальных способностей. Сведения о полученных результатах доводились до учителей на педсоветах.
  2. Собиралась информация о том, как одаренные дети участвуют в конкурсах и олимпиадах.
  3. собрана и обобщена экспертная оценка учителей относи
    тельно того, кто из учащихся, по их мнению, проявляет высокий
    уровень способности в науках, которые они преподают.
  4. Неоднократно присутствовала на совещаниях,
    посвященных работе с одаренными детьми.
  5. В 2007-08 учебном году приняла участие в работе областного семинара по проблеме работы с одаренными детьми, с результатами работы семинара ознакомила психологов и завучей района на расширенном заседании районного методического объединения психологов.

По итогам анкетирования в конце учебного года педагоги подчеркнули необходимость и важность психологического сопровождения учебного процесса в целом, отметили реальную помощь психолога в работе с классом, родителями, в решении собственных профессиональных и личностных проблем.

Была поставлена задача изменить стереотипы поведения, способы и формы организации коммуникации учителя с учениками, на групповых занятиях с детьми и подростками формируются соответствующие их возрасту социальные умения, рассматриваются проблемы, характерные для учеников определенного возраста, даются им средства, позволяющие успешно справляться с проблемами, делается акцент не на “вытаскивании из ямы, а на предупреждение о том, что впереди яма”.

оценка эффективности деятельности психологической службы (педагога-психолога) образовательного учреждения

Показатели

1.Проведение мониторинга

Педагог-психолог осуществляет ежегодный анализ своей деятельности, на основании которого составляет план работы, проведен мониторинг по итогам 3 лет работы, отраженный в самоанализе деятельности. Используются стандартизованные, рекомендованных МО РФ, лицензированные методики, программы, технологии, рекомендованные методическими письмами Департамента образования;

Планирование работы психологической осуществляется в соответствии с программой развития школы, реализуется программа психологического сопровождения экспериментальной и инновационной работы в образовательном учреждении,

Педагог –психолог в соответствии с планом работы сотрудничает со всеми участниками образовательного процесса;

Документация оформляется в печатном и электронном виде, постоянно пополняется электронный банк данных;

Педагог-психолог является руководителем районного методического объединения педагогов-психологов, ведет исследовательскую работу по экспериментальной теме школы «Развитие социальной компетентности обучающихся в условиях сельского социума».

2.Наличие системы психологического просвещения, с целью повышения психологической культуры субъектов образовательного процесса

Педагог-психолог организует совместную работу с педагогами на педсоветах, семинарах, участвует в работе школьных методических объединений педагогов-предметников с целью психологического просвещения педагогов и повышения их психологической компетентности и психологической профилактики явлений дезадаптации у учащихся.

Коррекционно-развивающая работа психолога организуется на классных часах, тренинговых занятиях, в виде кружков.

Кроме этого, в течение всего года проводятся индивидуальные встречи с учащимися, учителями и родителями по запросам или по выявленным в ходе работы психолога с классами индивидуальным проблемам.

Работа с родителями осуществляется в форме интерактивных встреч на родительских собраниях, индивидуальных консультаций, на занятиях родительского всеобуча (тематика бесед и интерактивных встреч с психологом включена в план родительского всеобуча)

Обновление информации на психологических стендах для родителей и педагогов осуществляется один раз в месяц, по итогам проведения Недели психологии оформлена презентация

3.Деятельность по сохранению здоровья учащихся и педагогов

Педагог-психолог осуществляет деятельность в соответствии с требованиями санитарно-гигиенического режима, противопожарной безопасности, требований по охране жизни и здоровья детей.

Одним из главных направлений в практической деятельности является сохранение психического и психологического здоровья учащихся и педагогов, для чего проводятся интерактивные беседы, тренинги с учащимися, тренинги и семинары с педагогами по сохранению как здоровья педагогов, так и по применению здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя.

Применяет в своей деятельности следующие здоровьесберегающие технологии:

Защитно-профилактические технологии. Направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. К таким технологиям относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;

2. Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Рекомендует педагогам для применения кинесиологические физкультминутки и физкультпаузы, в какой-то мере нейтрализующие неблагоприятное воздействие статичности уроков, недостаточность физической нагрузки, эмоциональные разрядки, или «минутки покоя», снижающие стрессогенные воздействия, психоэмоциональное напряжение.

3. Стимулирующие технологии. Позволяют активизировать собственные силы организма, его ресурсы для выхода из нежелательного состояния, используемые в психотерапии приемы, помогающих вывести из состояния депрессии, уныния, фрустрации.

4. Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье - своем и своих близких, помогают в воспитании культуры здоровья. К таким технологиям относятся просветительские программы, адресованные учащимся, их родителям и педагогам.

4.Сравнительный анализ результатов психодиагностических исследований

Сложившийся опыт работы психолога позволяет выделить следующий алгоритм диагностической деятельности психологической службы:

  1. адаптированность к условиям школы (ДОУ) на разных этапах обучения

По данным диагностики, все обучающиеся 1 класса к окончанию первого полугодия успешно адаптируются к школе

  1. мотивация (потребность в познании и в учебных достижениях)

наблюдается рост количества учащихся с высоким уровнем мотивации достижений в 6,7,8 классах, причем в7 и 8 классе –довольно значительный, но при этом в 8 классе появляется небольшой процент учащихся с низким уровнем мотивации достижений;

В 9 классе имеет место незначительное снижение учащихся с высоким уровнем мотивации достижений, но при этом снизился процент учащихся с низким уровнем мотивации достижений;

В 10 классе незначительно снизился процент учащихся с высоким уровнем мотивации достижений; при этом отсутствуют учащиеся с низким уровнем мотивации достижений;

В 11 классе вырос процент учащихся с высоким уровнем мотивации достижений, но при этом появился учащийся с низким уровнем мотивации достижений(14%-1 человек).

В целом же следует отметить, что большинство учащихся имеют высокий или средний уровень мотивации достижений, группа учащихся с низким уровнем незначительна (всего 6% от общего числа обследованных учащихся).

Средние значения уровня мотивации достижений учащихся 6,7,8 классов находятся на высоком уровне, при этом у учащихся 6 класса уровень мотивации достижений незначительно снизился, а у учащихся 7 и 8 класса – незначительно вырос;

Уровень мотивации достижений учащихся 9 класса находится на среднем уровне, наблюдается незначительный рост;

Уровень мотивации достижений учащихся 10 класса незначительно снизился с высокого до среднего уровня (практически на один пункт);

Уровень мотивации достижений учащихся 11 класса находится на среднем уровне.

Следует отметить, что наиболее высокий показатель уровня мотивации достижений наблюдается в 8 классе (30,5), самый низкий – в 11 классе (25).

Наибольший процент учащихся с высоким уровнем познавательной активности приходится на 7,8 и 9 классы, причем в 7 классе наблюдается довольно значительный рост процента учащихся с высоким уровнем познавательной активности. В 8 классе –незначительное снижение процента учащихся с высоким уровнем познавательной активности, в 9 классе незначительный рост процента учащихся с высоким уровнем познавательной активности.

В 10 классе мы видим значительное снижение процента учащихся с высоким уровнем познавательной активности по сравнению с прошлым учебным годом.

В 11 классе немного снизился процент учащихся с высоким уровнем познавательной активности (с 29% до 14% -т.е. с 2 до 1 человека), но при этом нет учащихся с низким уровнем познавательной активности, что имело место в прошлом учебном году.

  1. Уровень (школьной) тревожности

Исследования уровня школьной тревожности проводились в период адаптации учащихся 5 класса

у учащихся 5, класса в конце первой четверти снижается количество учащихся с высоким уровнем школьной тревожности с 46,5% до 20%

  1. эмоциональное состояние(позитивный фон настроения)

Преобладает позитивный фон у 85% учащихся и педагогов;

  1. социально-психологический климат в коллективе

оценивает как благоприятный 78% педагогов (наблюдается незначительный рост- на 2 % по сравнению с предыдущим годом)

5.Оказание коррекционной помощи

На основе психодиагностических исследований проводились коррекционные занятия с группами учащихся 2, 6, 8 классов

С учащимися 2 класса проводились занятия по коррекции процессов внимания и произвольности, в результате занятий имеет место положительная динамика процессов: концентрации, переключаемости, точности, продуктивности внимания.

С учащимися 6 класса проводились занятия по коррекции общения и снижению агрессивности, имеет место снижение проявлений агрессии, ребята стали ближе друг к другу;

С учащимися 8 класса проводились занятия в рамках предпрофильной подготовки, что позволило учащимся осуществить предварительный выбор профиля дальнейшего обучения.

6. Сотрудничество и взаимодействие в системе семейно-общественного воспитания

а) Взаимодействие с родителями (законными представителями), осуществлялось на родительских собраниях, занятиях в рамках родительского всеобуча, индивидуальных встречах и консультациях

б) Сотрудничество со специалистами ОУ осуществляется на основе совместного планирования деятельности (исходя из положения о социально-психологической службе);

Межведомственное взаимодействие осуществляется в рамках договорных отношений школы с данными организациями

8. Участие педагога-психолога в психологических экспертизах

педагог-психолог осуществляет экспертную деятельность, в аттестации педагогических кадров;

Участвует выпускных экзаменах, ГИА в 9 классах, ЕГЭ в 11 классах.

Педагог-психолог участвует в подготовке решений педагогических советов, готовит и проводит тематические педсоветы;

Участвует в долгосрочном и еженедельном планировании деятельности школы;.

9.Повышение своего профессионального уровня

Повышение профессиональной квалификации:

В 2008 -09 году педагог-психолог окончила проблемные курсы «Новое качество образования и технологии его оценки»,

Прошла обучение по программе «Арт-терапия: многообразие подходов» в количестве 32 часа;

Подготовила выступления на заседаниях школьных предметных МО, районном методическом объединении учителей физики,

Готовит доклады для заседаний районного методического объединения педагогов-психологов, и провела 2-хдневный семинар по арт-терапии;

Участвовала в областной конференции «Сельская школа и социальное партнерство»

Участвовала в районном семинаре по воспитательной работе на базе МОУ (доклад, открытое мероприятие, презентация)

Работа над темой самообразования «Разработка индивидуальной траектории сопровождения обучающихся»

10.Деятельность педагога-психолога по созданию условий для эффективной работы

Оборудование, методическое оснащение кабинета, пополнение методическими материалами.

Оборудование и методическое оснащение соответствует требованиям

Систематически осуществляется пополнение стимульного и раздаточного материала, пополняются банк диагностических методик, библиотека методической литературы, электронных методических пособий

11.Положительные отзывы