Ученый археолог. Значение слова археология

Сохранившихся до нашего времени задокументированных хроник недостаточно для получения четкого представления о событиях, быте, культуре прошлого. Археолог – это ученый-историк, призванный заполнить существующие пробелы с помощью проведения раскопок. Для работы по этому направлению рекомендуется обладать крепким здоровьем, обширными знаниями в ряде обязательных дисциплин, специфическими личными качествами. На практике археология не так проста и романтична, как кажется многим. Но это нужная, полезная, интересная профессия, которая позволяет получать массу важной информации о прошлом человечества.

Люди, выбравшие профессию археолога, занимаются поиском, изучением, восстановлением и документированием артефактов. Это собирательное название вещественных источников исторических знаний, созданных или обработанных человеком. В этот внушительный перечень входят предметы быта, постройки, оружие, инструменты, деньги и даже кости. В отдельную группу относят письменные источники – изделия с надписями на поверхности.

Виды археологии, их особенности:

  • полевая – раскопка остатков человеческих поселений и исследование следов их пребывания на суше;
  • подводная – изучение останков кораблей, ушедших под воду городов, подъем затонувших артефактов;
  • экспериментальная – восстановление разрушенных или очень старых вещей, важных для истории, путем реконструирования с использованием инновационных технических приемов.

Редко можно найти археолога общего профиля. Обычно представители профессии имеют узкую специализацию с упором на конкретный временной отрезок, регион, исторический период или даже определенную страну, народность.

Какими личностными качествами должен обладать археолог

Эффективная работа с артефактами требует наличия у соискателя должности ряда базовых, профильных, узконаправленных знаний. Также профессия археолога нередко подразумевает определенные сложности, справиться с которыми способны не все.

Качества, которыми должен обладать археолог:

  • готовность к работе в не самых комфортных условиях – зачастую раскопки ведутся вдали от цивилизации, где даже с элементарными удобствами возникают проблемы;
  • терпение и способность в течение долгого времени выполнять монотонную работу – день многих историков «в полях» состоит из махания лопатой, кисточкой или щеткой;
  • коммуникабельность, способность хорошо ладить с окружающими – нередко на раскопки уходят месяцы, во время которых приходится общаться с узким кругом людей;
  • нацеленность на выполнение не только интеллектуальных заданий, но и тяжелых физических упражнений – у многих археологов рабочий день состоит из ношения тяжестей, нахождения в неудобном положении;
  • увлеченность своим делом, готовность постоянно учиться – если этих качеств нет, то сложности, связанные с направлением, быстро перекроют все его положительные стороны;
  • умение замечать мелочи, анализировать их, делать выводы из не самых очевидных признаков;
  • способность сопоставлять массу различных данных, оперировать большими объемами информации, быстро принимать решения;
  • аккуратность, педантичность – большинство артефактов находится в уязвимом перед человеком положении. Любое неосторожное движение способно уничтожить историческое наследие;
  • отсутствие фантазии или способность ее сдерживать – археологи работают только с очевидными вещами. Они должны уметь абстрагироваться от теории, делая заключения только по доказанным фактам.

Полевому или подводному археологу необходима хорошая физическая подготовка и выносливость. Представителям профессии нередко приходится работать в неблагоприятных условиях, при критических показателях температуры и влажности, отсутствии элементарных удобств. Врачи выделяют ряд медицинских противопоказаний для соискателей специальности: болезни сердца, перепады АД, судороги, проблемы со слухом или речью, сахарный диабет, нарушение состава крови, дерматиты, хронические инфекции. Необходимо также отсутствие аллергических реакций на различные раздражители – от пыли или укусов насекомых до химических реагентов.

Где учиться на археолога

Вопреки распространенному мнению, для начала работы по специальности недостаточно попасть на раскопки в качестве ассистента или рабочего. Чтобы стать археологом нужно получить академическое образование по профилю. В большинстве крупных городов есть ВУЗы с историческими факультетами. Лучше изначально выбрать кафедру археологии, тогда во время обязательных практических выездов у студента появится шанс оценить специфику выбранного направления.

Каждый ВУЗ сам определяет, какие экзамены ЕГЭ учитываются при поступлении. Чаще всего это русский язык, обществознание, история. Иногда нужно сдавать дополнительные дисциплины на усмотрение факультета и в соответствии с его спецификой. Это могут быть черчение, информатика, биология, физика или химия. Такие требования возникают из необходимости наличия у археолога ряда навыков, которые в будущем ему понадобятся для работы.

Хороший археолог должен уметь:

  • чертить, рисовать, составлять планы и схемы, делать наброски;
  • управляться с фото-аппаратурой;
  • владеть навыками консервации, предварительной обработки, реставрации артефактов, исходя из их материала;
  • обращаться со снаряжением скалолаза или дайвера при необходимости.

Для успешной работы в археологии познаний в истории недостаточно. Искатель артефактов должен разбираться в геологии, геодезии, антропологии, этнографии, палеографии и ряде смежных дисциплин. Необходимы знания по физике, химии, текстологии, нумизматике, геральдике и других областях.

Настоящие профессионалы своего дела никогда не прекращают учиться на археолога. После окончания ВУЗа они занимаются изучением трудов своих коллег, посещают семинары и конференции, расширяют спектр своих теоретических знаний и практических навыков.

Где и как работают археологи

Раскопки – далеко не единственное место работы искателя артефактов. Активные практические действия в зоне возможного присутствия реликвий считаются скорее редкостью, чем системой.

Функции археолога не ограничиваются расчисткой участка земли, в котором возможно наличие важных для истории предметов. Все начинается с поиска подходящей области по историческим источникам, что подразумевает длительную кропотливую работу с бумагами.

После установления зоны поиска артефактов на место выезжает группа, оснащенная всем необходимым. В ее состав помимо археологов входят рабочие, лаборанты, ассистенты, технологи, другие специалисты. Обычно их трудовой день начинается с восходом солнца, продолжается весь световой день, во время которого делаются короткие перерывы на отдых. На некоторых участках действовать приходится очень осторожно, из-за чего некоторые профессионалы часами занимаются практически ювелирным удалением слоев земли с найденных предметов.

Большую часть своей трудовой жизни археологи работают в кабинетах, лабораториях, библиотеках. Они собирают информацию, анализируют ее, сопоставляют факты. В случае необходимости специалисты занимаются восстановлением разрушенных предметов, их исследованием с помощью современных технических подходов. Не меньше времени у них уходит на обмен информацией с коллегами, документирование полученных данных.

Зарплата археолога в России

Доходы ученых зависят от места их работы, наличия ученой степени, вида деятельности, степени активности. В среднем оклад кандидата наук составляет 30-40 тыс. рублей. Обладатель ученой степени может рассчитывать на 50-60 тыс. рублей. Зарплата археолога может существенно прибавиться, если он имеет вес в научном обществе, занимается написанием статей или выпуском книг. Профессионалов с известным именем в своей области нередко приглашают читать лекции, выполнять функции консультанта на съемках фильмов, выступать цензором учебной или научно-популярной литературы. За границей археолог нередко получает на порядок больше, но в других странах хватает своих специалистов, поэтому найти где-либо место удается единицам.

Преимущества профессии археолога

Археология – интересная наука, которая привлекает сотни тысяч людей одним только шансом поучаствовать в раскрытии тайн истории. Ее почитатели видят еще немало плюсов в профессии археолога, но все они субъективны. У ученых есть шанс найти что-то значимое, сделать открытие, самим войти в историю. С каждым годом интерес к направлению все больше растет, появляются интересные государственные программы финансирования поездок. У профессионала с обширным багажом знаний есть немало способов хорошо заработать на археологии – статьи, семинары, лекции, книги, телевизионные программы.

Все чаще в проведении исследований становятся заинтересованы негосударственные структуры. У подкованных и амбициозных искателей артефактов появляется шанс заняться частными раскопками в различных климатических условиях. Археология требует от ученого постоянного развития, не дает расслабиться, побуждает к получению свежих знаний, овладению новыми навыками.

Недостатки профессии археолога

Сегодня археология России не находится в упадническом состоянии, как полвека назад, но все еще не считается передовой областью в науке. Исторические факультеты выпускают тысячи молодых специалистов, которые часто испытывают сложности с трудоустройством. Зарплата неопытных кадров изначально может быть настолько мала, что не удовлетворяет базовых потребностей. Чтобы проявить себя в направлении начинающим археологам приходится тратить массу времени – после 4 лет бакалавриата, 2 лет магистратуры и 3 лет аспирантуры требуется набрать минимум 5-летний стаж. Только после этого целесообразно приступать к написанию статей или книг, пытаться устроиться в международную группу.

Некоторые археологи указывают на сложности сочетания профессии с личной жизнью. Это особенно актуально для женщин, мечтающих завести детей. Правда, есть варианты работы без частых командировок. Не каждый раз раскопки становятся удачными, что способно подорвать моральный настрой. Условия в поездках часто не слишком комфортные, справиться с которыми многим современным людям не удается. Сделать яркую карьеру в археологии с вытекающим из этого финансовым благополучием удается лишь единицам.

Профессия археолога – это не 100-процентный шанс заработать денег и добиться славы. Представители направления считают его призванием для тех, кто влюблен в науку, жаждет романтики, не боится тяжелого труда и возможных разочарований.

Многие предметы, которыми пользовались люди в древности, теперь находятся под толстым слоем зем-ли. Чтобы их найти, необхо-димо провести раскопки. Ору-дия труда, украшения, оружие, клады, древние захоронения — все эти и другие веществен-ные источники помогают вос-становить жизнь людей в да-лёком прошлом, о котором часто нет никаких письмен-ных сведений.

Археология — самостоятельная наука. Главное заня-тие археологов — раскопки, позволяющие извлечь из земли вещественные памятники жизни людей в древно-сти.

Без научных открытий археологов невозможно представить жизнь людей в далёком прошлом. Найден-ные предметы переходят в собственность музеев и ста-новятся доступными для людей.

Раскопки

Раскопки — очень тяжёлая работа. Археологи бук-вально по крупицам перебирают большие массы земли в поисках памятников прошлого. Иногда для обследова-ния местности используют авиацию. Археологам прихо-дится вести работы в самых разных условиях. Раскапы-вать могильник, обследовать обжитую в древности пе-щеру, работать в местах, где ведётся строительство, спускаться на морское дно в затонувший город или ко-рабль — и это далеко не всё, что их может ожидать.

Археологи не выбирают места раскопок наугад. Они знают, какие территории могли использовать люди для своих поселений в древности. Подсказки можно найти и в трудах древних писателей. В них могут быть сведения о том, где проходили сражения, строились крепости, располагались не существующие теперь города. Это по-могает археологам определить, где проводить раскопки.

Раскопками с целью добычи древностей нередко за-нимаются люди недобросовестные: коллекционеры, желающие пополнить личную коллекцию, грабители, продающие найденные предметы для собственного обогащения. В таких случаях бесценные свидетельства прошлого бесследно исчезают для науки. По россий-ским законам это считается преступлением.

Изучение находок

Поиск остатков прошлого — только начало работы, за-тем археологи приступают к изучению находок. Важней-шая задача — определить, к какому времени относятся те или иные археологические находки. При исследовании учёные обращают внимание на всё: форму, цвет, возраст предмета, материал, из которого он изготовлен, и дру-гие характеристики. Анализ предметов и почвы , в кото-рой они находились, проводят в лаборатории. Там же принимают меры к сохранению находок.

Важные сведения можно получить, сравнивая предме-ты, найденные в одном месте, с подобными им. Необхо-димо сделать всё, чтобы находки стали такими истори-ческими источниками, которые помогают раскрывать тайны прошлого. Например, найденные археологами ка-менные наконечники стрел позволяют судить и об ору-диях охоты, и о местах расселения древних охотников.

При раскопках Кумранского поселения (рис. 1), расположенного на западном побережье Мёртвого мо-ря в Израиле, археологами были найдены рукописи, большая часть которых написана на древнееврейском языке (иврите). Эти находки имеют огромную цен-ность для исторической науки. Самые древние рукопи-си датированы II в. до н. э.

В Южной Италии в древности существовал город Помпеи (рис. 2). Он располагался у подножия вулкана Везувий. В 79 г. при извержении вулкана город был засыпан сло-ем пепла по самые крыши. Несколько столетий спустя уже ничто не напоминало о когда-то находившемся здесь городе. В 1748 г. начались его раскопки, обнару-жились храмы, рынки , жилые дома и многое другое.

Раскопки Карфагена (рис. 3) позволили заглянуть в глубь времён. Карфаген — древний город в Северной Африке, в рай-оне современного г. Туниса. Основан финикийцами в 825 г. до н. э. Когда-то это было могущественное государство на Средиземном море, покорившее Северную Африку и даже земли в Европе.

Глиняные сосу-ды — амфоры, найденные археологами при раскопках Карфа-гена (рис. 4) имеют узкое горло, заострённое или закруглённое дно и две ручки. В них перевозили и хранили вино, оливковое масло, зерно. Древние греки и римляне широко использова-ли их в хозяйстве. Обычно на таких сосудах ставилось клей-мо — знак, указывающий имя гончара и место, где они были изготовлены. Такие амфоры археологи находят, как правило, на затонувших кораблях, в поселениях и погребениях. Материал с сайта

В Великом Новгороде археологи обнаружили мостовые, относящиеся к 938 г. (рис. 5) Вдоль всей улицы жители укладывали брёвна, а сверху на них настилали деревянные плахи Срубы домов, обнаруженные при раскопках в Великом Новгороде (рис. 6), помогают узнать, как жили наши предки в X в., какой утварью и орудиями труда пользовались и о многом другом

Найденные археологами во время раскопок серпы (рис. 7) позволили учёным прийти к выводу, что в Древней Руси при изготовлении серпов применяли такую же технику, как и в XIX-XX вв.

Петра (рис. 8) — город, существовавший с конца 2-го тысячелетия до н. э. по XV в. н. э. в Южной Иордании. Здесь археологи об-наружили под слоем земли остатки храмов, театров и даже жилища в пещерах.

Горгиппия (рис. 9) — древний город в Боспорском государстве на восточном берегу Чёрного моря (современная Анапа). Здесь были раскопаны городские кварталы, обнаружены бытовые предметы, погребения. Время, к которому архео-логи относят найденные предметы, — приблизительно IV-III вв. до н. э. На месте этого древнегреческого города сегодня создан Анапский археологический музей-заповедник.

Картинки (фото, рисунки)

  • Рис. 1. Археологические раскопки. Кумранское поселение, существовавшее около 130 г. до н. э. - 134 г. н. э.
  • Рис. 2. Город Помпеи, существовавший в VI в. до н. э. - I в. н. э.
  • Рис. 3. Раскопки г. Карфагена
  • Рис. 4. Амфоры из г. Карфагена
  • Рис. 5. Мостовые в Великом Новгороде
  • Рис. 6. Срубы домов в Великом Новгороде
  • Рис. 7. Серпы
  • Рис. 8. Храм-мавзолей в скале, г. Петра
  • Рис. 9. Раскопки древнегреческого города Горгиппия
  • Археологические раскопки
  • Немецкий археолог Г. Шлиман (1822-1890)
  • Русский археолог А. В. Арциховский (1902-1978)
  • Английский археолог Г. Картер (1874-1939)

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

От греч. archaios — древний и logos — учение. Профессия подходит тем, кого интересует история, мировая художественная культура, иностранные языки и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

Археология - прикладная часть истории, наряду с источниковедением.

Особенности профессии

Артефакт в археологии (от лат. artefactum - искусственно сделанное) - это созданный или обработанный человеком предмет.
Артефакты также называют вещественными источниками . К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности.
Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.

Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Задача археолога - создать картину прошлого по найденным фрагментам, опираясь на уже имеющиеся знания и находки, с учетом расположения находок. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр.
Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.

Археология использует данные и методики других дисциплин:

гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение).
Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.

По методам поиска археологию можно разделить на виды:
Полевая - поиск артефактов с помощью раскопок на суше;
Подводная - поиск под водой;
Экспериментальная - реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).

Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом - при планировании раскопок, фотоаппаратом - для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.

Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.

Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет - это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать. А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.

В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.

Только по призванию
Работа археолога - это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях - в зное и пыли, вдали от цивилизации - бриться не рекомендуется.
Но для настоящего археолога археологические находки - источник очень сильных эмоций.
Археолог Наталья Викторовна Полосьмак говорит о своем первом археологическом опыте:
«Когда взяла в руки свои первые маленькие находки /…/ я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек».
(Н.В. Полосьмак - доктор исторических наук, специалист в области археологии и древней истории Сибири. Участвовала в археологических экспедициях ещё школьницей.)

По словам археолога Сергея Васильевича Белецкого , находки часто воспринимаются как живые: «То есть когда ты понимаешь, что вот эту вещь держали до тебя за 100, 300, 500, 700 лет, да, это серьезно».
(С.В. Белецкий - доктор исторических наук. Основной круг научных интересов - археология Пскова.)

Рабочее место

Археолог может работать в научно-исследовательских институтах (например, в Институте археологии Российской Академии наук), а также преподавать в вузах. Его академическая карьера, как и у других учёных, выражается в первую очередь в научных открытиях, написанных трудах и учёных званиях.

Важные качества

Помимо интереса к событиям прошлого, археологу нужны аналитические, дедуктивные способности. Чтобы получить единую картину, приходится сопоставить множество разрозненных данных, которые дают раскопки, лабораторные исследования, труды коллег.
Не важно, где проходят раскопки - под водой или на суше. В любом случае это требует хорошей физической выносливости, острого зрения.

Знания и навыки

Необходимы исторические познания, особенно важно знание исследуемой эпохи, познания в смежных областях: научной реставрации, палеопочвоведении, палеогеографии и др.
Часто приходится изучать дисциплины, не имеющие прямого отношения к археологии: антропологию, этнографию, геральдику, нумизматику, текстологию, геральдику, физику, химию, статистику.
Кроме этого, необходимо владеть навыками геодезиста, топографа.
А при работе в горах или под водой - навыками скалолаза или дайвера. Для этого приходится проходить специальное обучение.

Археоло́гия - историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Вещественные источники - это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства - всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Особое значение археология имеет для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время.

Археология необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн лет) стал известен только благодаря развитию археологии. Да и письменные источники за первые 2 тысячи лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, так как сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.

История образования Археологии

Упоминание об археологии известно еще в Древней Греции. Платон под понятием «археология» понимал всю древность. В эпоху Возрождения, под этим понятием часто упоминали историю Древнего Рима и Греции. Нередко в зарубежной науке термин «археология» употребляется как часть науки о человеке - антропология.

В России сложилось понятие (с XIX в.), сохраняющееся до сих пор, что археология - часть исторической науки, изучающая в основном ископаемые материалы, связанные с деятельностью человека с глубокой древности и до средневековья включительно.

Этапы развития Археологии в России

XVIII в. - начало XIX в. - Зарождение, начальный этап, начинают проводиться раскопки многих памятников.

Середина XIX в. - середина 30-х годов XX в. - Характеризуется развитием Археологии как науки, созданием археологических обществ, музеев. Формированием русской археологии, сложением её основных направлений.

Середина 30-х - конец 60-х гг. XX в. - Считается периодом т. н. «лысенковщины» в науке, якобы попыткой советского руководства утвердить коммунистические взгляды в археологии.

Конец 60-х годов - настоящее время - Характеризуется децентрализацией науки (распространением изучения археологии на регионы, раньше её изучали в т. н. Академических центрах, МГУ, СПбГУ, КГУ и некоторых других). Возникают кафедры в университетах Поволжья, на Урале, Сибири и на Дальнем Востоке.

История термина «археология»

Слово «археология» (греч. ἀρχαιολογία) впервые употреблено Платоном в значении «история прошедших времён». После Платона термин «археология» употребляет знаменитый древний историк Дионисий Галикарнасский в заглавии одного из своих сочинений. Труд Дионисия послужил образцом для Иосифа Флавия.

В Европе

Наиболее древние памятники на территории Евразии расположены в 4 регионах: в Закарпатье, Закавказье, Средней Азии и Южной Сибири. На берегу Тисы находится один из самых древних памятников - Королево, исследуемый В. Н. Гладилиным. 5 слоев, семь палеопочв в 12-метровой толще дают хронологию от 1 млн. до 40 тыс. лет назад. В древних слоях обнаружена серия галечных чопперов, унифасы, рубила, отщепы.

Второй памятник - Кльдара в Южном Таджикистане, исследованный В. А.Романовым. Здесь толща плейстоцена достигает почти 100 м. Третий ранний памятник - Азыхская пещера в Азербайджане в долине р. Куручай, исследованная М. Гусейновым. 10 ее слоев охватывают период около миллиона лет. Другие памятники: Стоянки Каратау и Лахиги в Таджикистане (возраст 200 тыс. лет), раскопанная Окладниковым Упалинка в г. Горно-Алтайске с чопперами и чоппингами. Молчановым были исследованы слои в пещере Деринг-Юрях в Якутии, где были обнаружены чопперы, скребла, острия. Ранние материалы получены У. Исламовым из пещеры Сельункур около Оша и нижних слове у стоянки г. Ангрена. На Черноморском побережье наиболее ранними являются поселения Колхида, Яшт, Гали и др. Каменные изделия находились здесь прямо на поверхности. По характеру это охотничьи стойбища и «мастерские» (места изготовления орудий труда).

Виды археологических источников.

РАЗНОВИДНОСТИ ИСТОЧНИКОВ

Археология – единственная отрасль изучения человека, опирающаяся в большей мере на оставленные людьми материальные остатки, чем на непосредственные наблюдения над человеческим поведением или на письменные свидетельства. Такая ориентация на материальные свидетельства заставляет археологов совершенствовать те методы и приемы сбора и осмысления данных, которые обеспечивают извлечение максимума сведений из имеющихся источников.

Категории археологических памятников. Материальные остатки, представляющие интерес для археолога, распадаются на четыре обширные категории. Первая – это артефакты, т.е. объекты, созданные или подвергнутые обработке людьми. К числу артефактов относятся орудия труда и украшения, такие, как каменные орудия, одежда из тканей, изъеденные временем бронзовые украшения, глиняные сосуды. К числу артефактов относятся также предметы, случайно или преднамеренно образовавшиеся в процессе изготовления определенных изделий, – такие, как отходы производства (например, пластинки, отколотые от каменного ядра при изготовлении орудия), обрезки ниток, оставшиеся после ткацких работ, кусочки шлака (стекловидного материала, остающегося при выплавке металлов) и различные побочные продукты производственных химических процессов.

Вторая категория – археологические объекты, включающие обусловленные человеческой деятельностью нарушения грунтового слоя или созданные человеком сооружения. Простейшей и наиболее распространенной формой такого объекта является яма, выкопанная в земле для хранения продуктов или для мусора; такую заброшенную яму можно обнаружить по отличию ее заполнения от окружающей почвы, часто более темному и мягкому, с более высоким содержанием органических материалов. Тлен от столбов, темный контур сгнивших или сгоревших на месте деревянных плах часто позволяют проследить очертания и структуру бревенчатой постройки. Несколько более сложным сооружением является очаг, в котором служившие для отражения тепла камни могут располагаться кольцом вокруг углубления, наполненного древесными углями и золой. К числу наиболее сложных объектов относятся каменные фундаменты построек, туннели рудников, земляные насыпи и гробницы.

Третью категорию составляют биологические остатки – любые материалы, некогда принадлежавшие к живой природе. Необработанные кости, раковины улиток, пыльца растений, обугленные зерна и древесина – все это биологические остатки. По установившейся традиции биологические материалы, посредством обработки превращенные в артефакты, – такие, как костяные иглы или хлопчатая ткань, – не считаются биологическими остатками.

Сами биологические остатки можно разделить на три вида. Пищевые остатки представляют собой либо кусочки, выброшенные в ходе приготовления и употребления пищи, либо остатки еды. В эту категорию входят, например, раковина съедобного моллюска, кость от оленьей ноги, кукурузный початок, предполагающие, что сам моллюск, нога оленя или зерна кукурузы были съедены. Если же какие-то материалы животного или растительного происхождения служили для изготовления артефактов, то из них образуются технические отходы. Так, техническими отходами являются осколки кости от оленьей лопатки, получившиеся при вырезании из нее охотничьего орудия. Наконец, те остатки (биологического или иного происхождения), которые не были использованы или обработаны людьми, а просто сохранились на том же месте, где обитали люди, представляют собой экофакты. Примерами ископаемых биологических экофактов могут служить древняя растительная пыльца, раковины земляных улиток, панцири насекомых. Экофакты в принципе обеспечивают возможность реконструировать природную среду эпохи существования археологического памятника.

Четвертую категорию составляют почвенные, галечные и иные геологические отложения, скопившиеся на площади памятника. Среди них имеются важные экофакты, позволяющие получить информацию о его природной среде и об истории его образования. Отложения могут содержать также химические следы истлевших материалов. Пробы отложений часто позволяют обнаружить мельчайшие биологические остатки и артефакты, которые очень трудно или вообще невозможно выявить в полевых условиях. Поэтому в археологии общепринята практика брать в поле образцы отложений, чтобы впоследствии подвергнуть их тщательному лабораторному анализу.

Материальные остатки обретают особую ценность, когда известно взаиморасположение мест их обнаружения. Отдельный фрагмент древесного тлена, к примеру, может быть остатками плахи для рубки мяса или столба для привязывания домашних животных; несколько расположенных по небольшому кругу сгнивших столбов укажут на примитивное жилище или зернохранилище; расположение истлевших столбов в виде большого овала со следами внутренних колонн станет свидетельством существования здесь более основательного общественного сооружения. Точно так же наконечник стрелы, найденный в области живота скелета погребенного с высокой вероятностью свидетельствует о насильственной смерти этого человека, тогда как такой же наконечник, обнаруженный в мусорной куче, может означать, что он просто попал в мусор при разделке туши убитого стрелой зверя. Именно значение пространственного распределения находок заставляет археологов так тщательно фиксировать в поле место обнаружения всех существенных находок.

Процесс формирования памятника. Иногда археологу выпадает счастье обнаружить памятник с исключительно хорошей сохранностью материальных остатков. К примеру, комплекс Озетт в штате Вашингтон представляет собой древнее поселение американских индейцев, погребенное впоследствии под грязевым оползнем; спустя несколько лет на этом месте было основано новое поселение, также со временем перекрытое оползнем. Такая ситуация повторялась девять раз, что предоставило археологам девять последовательных закрытых комплексов, в которых великолепно сохранились деревянные, кожаные и другие изделия. С этой ситуацией можно сравнить погребение в 79 н.э. под вулканическими отложениями Помпей (HL) в Италии, где пепел покрыл город столь быстро, что люди были застигнуты на ступеньках лестниц, а в сосудах даже сохранилась пища.

Но все археологические памятники – даже те, что отличаются исключительно хорошей сохранностью, – испытали воздействие различных процессов, следствием которых явилось изменение, разрушение или внутреннее смещение археологических остатков. На большинстве памятников эти процессы привели к основательному изменению их характера и содержания. Эти процессы, которые принято именовать процессами формирования памятника, подразделяются на воздействия культурного происхождения, обусловленные деятельностью людей, и природные воздействия.

Возьмем, к примеру, хижину с деревянным каркасом и соломенной кровлей, в которой находились различные артефакты. Покидая жилище, его обитатели, вероятно, забрали с собой по возможности всю утварь, какую смогли, бросив только то, на переноску чего не стоило тратить усилий. Оставленные изделия из дерева, тканей и иных органических материалов, скорее всего, подверглись разложению под воздействием плесени, бродильных процессов и бактерий; по мере истлевания они были раздавлены. Пищевые продукты или предметы, которые часто трогали руками, вследствие чего они от соприкосновения с человеком основательно пропитались солью и жиром, возможно, привлекали диких зверей. Сама хижина также была сооружена из органических материалов и могла, истлев и обрушившись, в кратчайший срок исчезнуть с лица земли. Единственным заметным ее следом в таком случае оставался бы круг из сгнивших столбов и несколько каменных и костяных изделий, которые могли быть перемещены питающимися падалью животными, ветром или дождевыми потоками. Некоторые из костяных изделий через определенное время разрушились бы под воздействием содержащихся в почве кислот. Со временем все следы сооружения оказались бы погребены под наносами.

Происходящее с течением времени разрушение органических материалов является в археологии правилом, если только не сказывается влияние одного из четырех факторов, препятствующих воздействию микроорганизмов. Во-первых, сохранность этих материалов может обеспечить их обугливание. Слишком сильное тепловое воздействие может уничтожить предмет, а слишком слабое благоприятствует деятельности микроорганизмов; однако между двумя этими крайностями возникает ситуация, когда предмет сохраняет свою форму, но служить пищей уже не может. К примеру, сплетенные из растительных волокон сети, обнаруженные в раковинных кучах Южной Африки, представляют собой весьма непрочные изделия, которые никогда не сохранились бы, если бы не оказались обугленными.

Во-вторых, материал может сохраниться, если он не соприкасается с кислородом, в котором нуждаются микроорганизмы. Сохранность находок на поселении Озетт явилась результатом того, что глинистые слои изолировали культурные остатки от кислорода. Исключительно хорошая сохранность материалов под водой также объясняется тем, что в этих случаях нет доступа для кислорода.

В-третьих, сохранности органических материалов может способствовать высококислотная среда – опять-таки потому, что она препятствует развитию микроорганизмов. В кислотной среде невредимыми сохраняются органические материалы. Человеческие жертвоприношения, помещенные в эпоху раннего железного века в кислые воды болот Англии или Дании, сохранились настолько хорошо, что неповрежденными были найдены кожа людей, их волосы, одежда и удавки на шеях. Археологам удалось даже исследовать содержимое желудка человека из торфяника Толлунд и определить, что он ел во время своей предсмертной трапезы.

В-четвертых, способствовать сохранности органических материалов могут исключительная сухость или холод. Знаменитые египетские мумии дошли до наших дней прежде всего по причине сухости окружающей среды, хотя бальзамировщики приняли и иные меры для обеспечения их сохранности. В Арктике, в зоне вечной мерзлоты, были обнаружены целые замерзшие туши покрытых шерстью мамонтов. Менее известны мумии из Гренландии и тела из эскимосского памятника Инуит, сохранившиеся благодаря совместному воздействию холода и сухости.

Однако наличие подобных условий является исключением, и археологи готовы к тому, что, как правило, им удается обнаружить только остатки предметов, существовавших при жизни исследуемого памятника. Сохраняются преимущественно изделия из камня, керамики, стекла и некоторых металлов (таких, как золото); другие металлы подвержены коррозии, кость испытывает разрушающее воздействие кислот, и степень сохранности изделий из этих материалов зависит от химической среды того слоя, в котором они оказались. Предметы из органических материалов, особенно мягких, в большинстве археологических памятников сохраняются крайне редко.

Археолог - ученый, который занимается изучением прошлого человечества по вещественным источникам, занимается археологией (от архео (archios) - древний и от греч. lygos - слово, учение).

Археология представляет собой историческую дисциплину, изучающую по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Вещественные источники — это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок, восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Особое значение археология имеет для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время.

Ученый-археолог может изучать останки затонувших кораблей на дне морском (морская археология), откапывать и осматривать все то, что осталось от человеческих поселений минувших веков (полевая археология) или с помощью специальных материалов и техник пытаться реконструировать вещи прошлых времен, воссоздавая их буквально по крупицам (экспериментальная археология).

Профессию археолога часто сравнивают с трудом хирурга - и там, и там одно неверное движение ножом может привести к гибели пациента.

Конечно, в большинстве случаев «охотники за древностями» орудуют не ножом, а лопатой, совком, ложкой и даже обычной зубной щеткой. Ну и без пресловутых кисточек для очистки найденных ценностей не обойтись.

Помимо глубочайших знаний в области истории, профессиональный археолог должен обладать навыками рисования, черчения, уметь фотографировать, обязательно владеть основами реставрации и консервации различных предметов из камня, глины, металла, дерева, кожи, ткани, кости и так далее. Без специальных знаний по этнографии, антропологии, топографии, геодезии, геологии, без твердого владения информацией по вспомогательным историческим дисциплинам, такими как геральдика, сфрагистика, нумизматика, текстология археолог не может состояться как специалист.

Для успешного выполнения деятельности необходим обмен информацией с коллегами. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно.

Жизнь в экспедиции расписана очень четко: в 7 утра общий подъем (а дежурные по завтраку должны встать еще раньше), работа в течение всего часового дня с небольшими перерывами на еду и иногда на купание, отбой в 11 вечера.

Личные качечтва

Готовность к кропотливой работе,

Аккуратность,

Выдержка,

Терпение,

Ответственность,

Пунктуальность,

Целеустремленность,

Увлеченность,

Способность к абстрагированию,

Любовь к истории.

Профессиональный археолог обязательно должен иметь высшее образование.

Медицинские противопоказания

Заболевания сердца или нарушения артериального давления;

Судороги, потери сознания;

Расстройства слуха;

Расстройства речи;

Хронические инфекционные заболевания;

Сахарный диабет;

Геморроидальные расстройства;

Кожные заболевания;

Снижение остроты зрения.