Урок по теме изъявительное наклонение глагола. Тема урока

Изъявительным наклонением глаголов называются глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени, которые соответствуют действительности.

Несмотря на то, что глаголы изъявительного наклонения изменяются по временам, все три времени есть только у глаголов несовершенного вида, а именно: прошедшее, настоящее и сложное будущее.

Готовил, готовила, готовили, готовлю, готовим, буду готовить, будем готовить.

Глаголам совершенного вида свойственны только прошедшее и простое будущее время.

Сшила, сшил, сшили, сошью, сошьём, сошьёшь, сошьёте, сошьют, сварил, сварила, сварили, сварю, сварим.

Кроме изменяемости по видам, глаголы изъявительного наклонения могут меняться по лицам и числам (в настоящем и будущем времени), числам и родам (в прошедшем времени).

Набираю, набираем – 1 лицо;

набираешь, набираете – 2 лицо;

набирает, набирают – 3 лицо;

набирал, набирала, набирало, набирали – прошедшее время.

Эта форма глаголов самая распространённая, и ее мы чаще всего используем в повседневной жизни. Благодаря своей уникальности эти глаголы встречаются в повествовании, описании, рассуждении.

В отличие от повелительного наклонения, изъявительное не несет в себе никакого эмоционального окраса. Но бывают случаи, когда глагол изъявительного наклонения используется в значении повелительного.

Например:


Пошел, пошел!

И шубу мне привезешь.

Конспект урока для 6 класса

Примечание:

Тема рассчитана на два урока. Первый урок – общее понятие о наклонении, знакомство с наклонениями глагола (Посмотрите на эту тему); второй урок – изъявительное наклонение. Уроки составлены в соответствии с § 74 учебника Л. М. Рыбченковой.

Изъявительное наклонение глагола.

  • углубление знаний о наклонениях глагола, изъявительном наклонении;
  • развитие умений определять вид, время глагола, использовать различные формы в собственных высказываниях;
  • воспитание любви к русскому языку, интереса к его изучению.
  • Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;
  • Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
  • Коммуникативные: умение выразить мысль;
  • Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.

Тип урока:

Комбинированный

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний:

    А) проверка домашнего задания (чтение изменённого текста, комментирование).

    Б) устный рассказ о наклонениях глагола (с самостоятельно подобранными примерами), более подробно – об особенностях изъявительного наклонения.

    Изучение нового материала:

    А) Тема урока, целеполагание, мотивация, планирование работы.

    Б) Наблюдение над языковым материалом (упр. 530):

    текст упражнения записан на доске;

    поставить глаголы, данные в скобках, в форму прошедшего времени;

    записать предложения в две группы, определив самостоятельно, по какому принципу их можно разделить на две группы.

    Например:

    Листья (засохнуть). – Листья засохли.

    Мальчик (привыкнуть) к режиму дня. – Мальчик привык к режиму дня.


    (В одной группе будут предложения, в которых прошедшее время образовано с помощью суффикса Л (засохли), во второй группе – без этого суффикса (привык); в сильном классе можно дать понятие нулевого суффикса Л в глаголах второй группы).

    Учащиеся делают вывод о том, как образуются глаголы прошедшего времени изъявительного наклонения.

    В) Проблемная ситуация:

    в значении какого времени употребляется прошедшее время в выражении «Ну, я пошёл»?

    Будущее время в выражении «А я как схвачу мяч, как брошу – и гол забил!»? (Предложения проецируются на экране или предварительно записываются на доске).

    Учащиеся приходят к выводу, что в речи могут использоваться слова одного времени в значении другого, таким образом усиливается выразительность речи; это тоже является особенностью изъявительного наклонения.


    Г) Редактирование предложений (упр. 531). Если в одном предложении употребляются глаголы разных видов или времён, это уже не средство выразительности, а грамматическая ошибка.

    Например:

    Тамара Ивановна приходит к нам домой и всё рассказала маме. Должно быть: Тамара Ивановна пришла к нам домой и всё рассказала маме.

    (Только прошедшее время).

    Когда щенки подросли , их сажали на цепь. Должно быть: Когда щенки подросли , их посадили на цепь.

    (Только совершенный вид).

    Проверка выполнения упражнения, вывод о том, что нужно правильно использовать глаголы изъявительного наклонения в речи.

    Д) Работа с текстом (упр.535): прочитать, сформулировать и записать основную мысль, объяснить смысл последнего предложения (Родина для каждого из нас начинается с мамы). Выполнение заданий по орфографии и пунктуации, определению морфологических признаков глаголов изъявительного наклонения.

    Закрой глаза и прислушайся. И ты услыш…ш(?) мамин голос. Он живёт в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спута…ш(?) ни с одним другим голосом. Даже когда стан…ш(?) взрослым, всегда буд…ш(?) помнить мамин голос мамины глаза мамины руки.

    Ты ещё (не)умел говорить, а мама пон…мала тебя без слов. Угадывала, что ты хоч…ш(?). Ты ещё (не)умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить… Мама прочла первую книжку. Мама учила тебя вид…ть и открывать мир.

    От мамы ты узнал названия птиц — воробей, ласточка, синица. Узнал, что у каждого цветка тоже есть своё имя — ромашка, василёк, иван-да-марья. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама.

    Мама всегда рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы. Каждый день твоего и моего детства связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда рядом. Помни, что нет большего горя на свете, чем потерять родную мать. Не причиняй ей страданий. Береги её, как можешь.

    С чего начинается Родина? Я задаю себе этот вопрос и сам отвечаю на него: Родина для каждого из нас начинается с мамы.

  1. Подведение итогов, рефлексия, оценивание.


    Упражнение 536

    Разбор домашнего задания:

    Устный рассказ о наклонениях глагола со своими примерами;

    упражнение 536 (2-е или 3-е задание по выбору).

    Списать текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, или написать небольшое сочинение на тему «Моё село с высоты птичьего полёта» , используя глаголы для придания описанию динамизма.

Конспект урока «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение».

Цели урока: — дать понятие о новом морфологическом признаке глагола – наклонение. Подробно изучить изъявительное наклонение глагола, вспомнить день космонавтики;

— развить память, мышление, правильную и богатую речь;

— воспитать интерес к русскому языку, патриотизм.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Сообщение темы и цели урока.

    Повторение.

    Синтаксическая пятиминутка.

Дайте характеристику предложениям:

Простое:

    По цели высказывания

    По интонации

    По наличию второстепенных членов предложения.

Сложное:

    По цели высказывания

    По интонации

    Союзное или бессоюзное

    Сложносочиненное или сложноподчиненное (если союзное).

Дайте характеристику всем предложениям:

1. Кипрей – очень тёплый цветок.

2. Вокруг кипрея стоит теплый воздух, потому что он выделяет из себя теплоту.

4. Кто первым из людей полетел в космос?

5. «Поехали!» – сказал Юрий Гагарин.

6.3 апреля 1966 года у Луны появился первый искусственный спутник, его доставили нашей ракетой.

2. Словарная работа.

Рач и тельный, -ая, -ое; -лен, -льна. Старательный, усердный в исполнении чего-н., разумно бережливый. Рачительный хозяин.

Космодр о м, -а, м . Комплекс сооружений и технических средств для запуска космических кораблей, искусственных спутников Земли и других космических аппаратов.

Конв е йер, -а, м. Машина для непрерывного перемещения обрабатываемого изделия от одного рабочего к другому, а так же для транспортировки сыпучих, кусковых или штучных грузов. Работать на конвейере.

3.Перфокарты (правописание личных окончаний глагола).

— Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием ?

Если у глаголов безударное личное окончание, нужно поставить глагол в неопределенную форму. Все глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и др. относятся к I спряжению.

Ко ВТОРОМУ же спряженью

Отнесём мы без сомненья,

ВСЕ глаголы, что на –ИТЬ,

ИСКЛЮЧАЯ: брить, стелить.

А ещё: смотреть, обидеть

Слышать, видеть, ненавидеть

Гнать, дышать, держать, вертеть

И зависеть, и терпеть.

1. Мы пожале..м, он опечата..т, они выслуша..т, они помысл..т.

2. Ты наступ..шь, они осво..т, вы загруз..те, они провер..т.

3. Мы надува..м, они деликатнича..т, они прояв..т,они демонстриру..т.

4. Он повисн..т, она надав..т, вы раст я н..те, он гипнотизиру..т.

5. Ты рассуд..шь, она надпор..т, он дегустиру..т, она забинту..т.

6. Оно посвет..т, вы лопн..те, вы подн и м..те, он удерж..т.

7. Они аресту..т, он извергн..т, он замаскиру..т, ты изголода..шься.

8. Они налад..т, вы вылез..те, он вылака..т, они баламут..т.

    Изучение нового материала.

    Наблюдение над языковым материалом.

— Обратите внимание на доску, запишите в тетради:

Наклонение глагола.

Изъяснительное Повелительное

Условное

Из. п . обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить, они изменяются по временам. Ус.н . обозначают действие, которые осуществляться при определенных условиях. Пов.н. обозначают действия, которые кто-то просит, требует, советует выполнить.

V . Закрепление изученного материала.

1. Определение наклонений.

Космонавт вернулся домой. (и)

Я бы построил приют для животных. (у)

Закройте двери! (п)

Боремся за победу. (и)

Я бы полетел в космос.(у)

Прочитай повесть А.Толстого «Аэлита». (п)

Планетолог изучает венерианскую атмосферу. (и)

Я бы назвал звезду в честь своей мамы. (у)

Берегите планету! (п)

    Работа с учебником.

А) Чтение правила.

— Откройте двести первую страницу, параграф 83, прочитайте правила.

Б) Выполнение упражнений.

Упр. 482.

Помогала – несов.вид., прош.вр.; помогает – наст.вр.,изъявит.накл.

Ела – несов.в.,прош.вр.; ест – наст.в.,изъяв.накл.

Пила – несов.в.,прош.в., будет пить – будущ.в.,изъяв.накл.

Встала – сов.в.,прош.в., встанет – будущ.в.,изъяв.накл.

Упр.484.

Если ты делаешь что то (неопр.мест.) добросовес т но (совесть) усердно, честно (честь), мы можем сказать: «Ты потрудился на славу». Если же ты относишься к делу спустя рукава (фразеологизм), мы скажем (сказать – I спр.): «Ты плохо работаешь».

Слово трудиться уместно (место) употреблять, когда речь идет о человеке, работающим хорошо, в полную силу.

3. Диалектные особенности употребления глаголов изъявительного наклонения.

— На Кубани часто неправильно употребляют глаголы в изъяснительном наклонении, например:

1. Смягчение окончаний и неправильное спряжение у глаголов 3-го лица мн.ч. : Ходють (ходят), носють (носят), поють (поют), и т.д.

2.Отсечение окончаний у глаголов 3 – го лица ед.ч.:

Нэсэ (несёт), танцуэ (танцует) и т.д.

3.Неправильное употребление окончания инфинитива:

Буду танцевати (танцевать), буду ходити (ходить) и т.д.

    Итог урока.

— Ребята, сегодня мы очень много говорили о космосе. Кто скажет, какой сегодня день?

— День космонавтики.

— Совершенно верно, 12апреля советский космонавт Ю.А.Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут. Поздравляю вас с этим днем. В газете «Комсомольская правда» было написано: «Капитан первого звездолета – наш, советский!». Помните, ребята, что именно русский человек первый покорил космос.

Открытый урок по русскому языку

в 6 классе

Тема «Наклонения глаголов. Изъявительное наклонение»

Что должны знать - о наклонениях глагола, об изменении глаголов изъявительного наклонения.

Что должны узнать - различать наклонения глаголов.

ХОД УРОКА.

    Оргмомент.

    Выявление и усвоение знаний учащихся.

    Фронтальный опрос.

Какую большую тему изучаем?

Что знаем о глаголе?

Что знаем о спряжении глаголов?

Чем интересны разноспрягаемые глаголы? Назовите их.

(хотеть, бежать, есть, дать)

Что знаем о переходных и непереходных глаголах?

    Закрепим то, что знаем о глаголах.

ДОСКА! а) 2 ученика на доске записывают в соответствующие колонки переходные и непереходные глаголы. (проверка домашнего задания).

Карточка № 1 прилагается.

б) 1 ученик записывает на доске по карточке видовые пары к следующим глаголам:

Зами ра ть - заме реть

Ка са ться - ко снуться

Отпи ра ть - отпе реть

Рассти ла ть - рассте лить

Зати ра ть - зате реть

Чем отличаются глаголы, входящие в видовые пары?

(гласной в корне слова)

А что это за гласная?

(чередующаяся)

Выдели корни и объясни выбор гласной в них.

в) Проверка работающих над переходными и непереходными глаголами. ДОСКА!

Как доказать, что в первой колонке переходные глаголы?

(могут сочетаться с существительными, местоимениями числительными в винительном падеже без предлога)

Образуйте с ними словосочетания.

    Неправильное употребление видов глагола может повлечь за собой появление речевых ошибок. Это случилось с автором небольшого рассказа про Кота и Пса. Не найти им дорогу из леса домой, пока мы ошибки не исправим.

Карточка № 2 (прилагается к конспекту урока)

Читаю текст.

Сделаем это самостоятельно в тетрадях.

Чтение текста после исправления.

ФИЗПАУЗА.

    Новый материал.

Послушаем стихи поэтессы Людмилы Татьяничевой.

Он энергичен, многолик,

Он действовать привык.

Необходим он – вот в чем соль !

(Особый вес, острота)

Я говорю ему: глаголь!

Глагол – существительное,

Глаголь – глагол!

Означает – говори.

Глаголать – говорить (устаревшее).

А пословицу назовете, где это слово есть?

(Устами младенца глаголет истина ). Синоним правда.

    У нас в гостях далеко не младенцы, но их устами сейчас будет «глаголать» истина, тем более, что они подданные его Величества Глагола – это его наклонения.

Но у нас не зрительный зал, а научная аудитория, поэтому вам предстоит послушать подданных и сделать выводы о том, что обозначают глаголы 3-хнаклонений в нашем языке.

МОНОЛОГИ НАКЛОНЕНИЙ .

Повелительное, изъявительное, условное.

    Спасибо посланникам. А теперь попробуем их замысловатые речи положить на научную основу.

А) Глаголы какого наклонения обозначают действие, которое происходило, произойдет или происходит? (изъявительное)

Б) Какое наклонение указывает на действие, которое может совершиться при определенном условии? (условное)

В) Глаголы какого наклонения выражают побуждение к действию? (повелительное)

    УЧЕБНИК поможет нам ближе познакомиться с изъявительными наклонениями.

Стр. 175, пар. 82 учебника.

    Запишем словосочетания, определим формы глагола по образцу.

Падает (I спр, изъяв. Накл., наст. Время, 3 л.,ед. число)

Медленно; стелется по земле; вынесем санки; вспоминаем прогулку.

Еще раз увидели, что глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.

    Упр. 458 с учителем.

    Упр. 459 самостоятельно.

    ИТОГ УРОКА.

    Домашнее задание:

Сочинение-миниатюра «Вьюжный февраль». Указать время глаголов.

Тема: Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

Цели: дать понятие о категории наклонения глагола, о трёх наклонениях глагола; показать особенности изъявительного на клонения; развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты: знание понятия наклонение глаго ш грамматических признаков глаголов в изъявительном наклот нии; умения распознавать глаголы в изъявительном наклонении объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитичг ской деятельности.

Предметные: Научиться определять наклонение глагола, конструировать синтаксические единицы с глаголами изъявительного наклонения

Метапредметные:

К : использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действий

Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования наклонения глагол

Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

Оборудование: учебник, презентация

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Ход урока

1.Организационный момент (Проверка готовности к уроку)

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?

Проверили? Садитесь!

2.Проверка домашнего задания

(Упр. 536)

3.Актуализация знаний

Сделайте синтаксический разбор предложения. Объясните орфограммы. Укажите грамматические признаки глагола, разряды местоимений. Проясните иронический смысл по­словицы.

Себя не похвалишь - никто не похвалит.

4.Самоопределение к деятельности

-Прочитайте предложения.

Я бы съел чего-нибудь вкусненького.

Сходи за хлебом.

Я съел мороженое

Петя читает интересную книгу.

Сегодня мы пойдём в цирк.

Попробуйте объяснить, в чём разница между этими пред­ложениями. (В первом предложении выражено пожелание, во втором - просьба, в третьем, четвёртом и пятом - ре­альное действие.)

А что указывает на это? (Форма глаголов.) Глагол обладает ещё одной категорией, которая носит инте­ресное название - наклонение. Наклонение - это грамматиче­ская категория, обозначающая отношение действия к действи­тельности.

В какой форме употреблены глаголы, указывающие на ре­альность действия? (В форме прошедшего, настоящего и бу­дущего времени.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями изъявительного наклонения глаголов, научиться распознавать такие глаголы и определять их морфологические признаки.)

5.Этап объяснения нового материала.

Работа по теме урока

Чтение теоретического материала и правила (с. 114).

Упр. 538 - коллективное выполнение на доске и в тетрадях.

6.Физкультминутка.

7.Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1.Упр. 538,539

2.Работа по учебнику

(Упр. 541 - выразительное чтение текста, обсуждение, выпол­нение письменных заданий.)

3.Словарная работа

8.Подведение итогов урока

-Какие действия обозначают глаголы в изъявительном на­клонении?

9.Домашнее задание: § 91, упр. 540, 542 (составить план изложения).