Забайкальский учитель оспорил заявление министра васильевой о высокой зарплате педагога. Открытое обращение к министру образования Васильевой от российского учителя

На дискуссионной площадке учительского сообщества «Педсовет» активно обсуждают «Открытого обращения к министру образования от российского учителя» . Письмо опубликовано 20 февраля, 55 530 просмотров на 19 часов 24 февраля, 129 комментариев. Коллеги из Хакасии своего отношения не высказали, хотя ситуация с выплатой заработной платы в чем-то схожа с забайкальской.

«Госпожа Васильева, к Вам обращается Редикульцев Антон Валерьевич, учитель средней общеобразовательной школы села Калги Забайкальского края. После многих дней тягостных раздумий я решил высказать своё мнение по поводу происходящего. Не буду примерять на себя личины излишней обходительности и не стану затруднять себя поиском изящных словес. Выскажу всё то, что давно накипело на душе. И, думаю, не только у меня. Надеюсь, педагогическое сообщество в основной своей массе поддержит моё обращение, пусть и тихо, пусть и про себя. Тут уж диктуют время и обстоятельства.

В последнее время я, как и многие мои коллеги, были свидетелями множества заявлений по поводу растущего благосостояния российских педагогов. Да, я буду говорить об этом. Понимая, что замызганный и несколько потерявший свой лоск в наше нелёгкое капиталистическое время лозунг о благородстве и самоотречённости нашей профессии активно педалируется в нужное время и в нужном месте, я попробую отойти от этой лицемерной демагогии и показать на своём примере, что для меня есть правда, а что вымысел. Не смею Вам указывать или давать советы. Но приподнять немного зашоренные веки нашего чиновничества - считаю своим гражданским долгом.

С завидной регулярностью в последнее время в СМИ проходит информация о том, что заработная плата российского учителя покоряет всё новые и новые вершины. Вот и Вы совсем недавно озвучили сумму в 33,2 тысячи рублей, обозначив её как среднюю. Сколько работаю в школе (а я работаю без малого 22-й год), моего высшего гуманитарного образования, видимо, не хватает для того, чтобы осознать всю глубину и многогранность этого мистического понятия - «средняя зарплата».

Почему мистического? Потому, что эта сумма для подавляющего большинства моих коллег недоступна, и в расчётках каким-то непостижимым образом отображаются совсем иные числа. А если кто и является счастливым обладателем выигрышного билета, то по уровню нагрузки, степени загруженности и объёму выполняемой работы он вряд ли будет отвечать критериям того самого «среднего» значения. Потому как, если я правильно понимаю, средняя заработная плата должна хоть как-то коррелировать с соответствующей рабочей нагрузкой, такой же средней.

Но, как показывает личный опыт работы и общения с коллегами, никакого соответствия в данном случае не наблюдается. Взять хотя бы наш коллектив. Обозначенная сумма, конечно же, присутствует в расчётках у моих коллег. Есть и те, кто может похвастаться и суммой под четыре десятка. Но, повторюсь, это никоим образом не отвечает той самой пресловутой «средней" рабочей нагрузке. Они практически живут в школе.

Не буду далеко ходить за примерами. Скажу о себе.

Стаж 22 года. Образование высшее. Преподаю в школе три замечательных предмета. Нагрузка по урокам 23 часа. Дополнительно к этому веду спортивную секцию, шесть часов в неделю. Плюс проверка тетрадей. Плюс работа с коррекционщиками. Плюс заведование кабинетом. Мало того, значительную (в процентном отношении, конечно же) прибавку к нашим нищенским окладам составляют сельские выплаты и северный коэффициент.

Итак, после перечисления всех этих бюджетных регалий что же я имею на выходе? А имею скромные 24 тысячи на руки. Это при моей далеко не средней рабочей нагрузке и сельских. Представляете, что бы я имел, работая в городской школе? Не более 18, а то и 16 тысяч.

Поэтому, госпожа Васильева, вы уж простите, но слушать ваши придыхания по поводу растущего благосостояния российского учителя становится с каждым разом всё сложнее и сложнее. Я не беру во внимание, что сам факт такой зарплаты, не дотягивающей даже до уровня 600 долларов, позорен и уныл. Воздержусь и от сравнения в стиле «а вот у Них Там», чтобы не прослыть русофобом у лёгкой на выводы публики.

Конечно, вашу риторику понять несложно. Мне, простому смертному, на ум приходит два варианта такого расхождения ваших чиновничьих фантазий с суровой действительностью, в которую нас с завидным постоянством окунает это государство.

Первый вариант - вы просто не в курсе происходящего в стране. Тогда напрашивается очень неприятный вывод либо о вашей некомпетентности, либо о саботаже со стороны тех, кто вас снабжает такой дезинформацией.

Второй вариант - вы просто-напросто играете роль, не выходя за рамки своего амплуа, создавая фальшивую картинку общего благополучия для стороннего наблюдателя, рассуждая о средних зарплатах, но скромно умалчивая о медианных, озвучивая суммы, но так же скромно умалчивая о соответствующей этой сумме рабочей нагрузке, говоря об увеличении номинальных сумм в расчётках учителей, не замечая затянувшегося падения реальных доходов населения.

Тогда вас вполне закономерно можно заподозрить в элементарном лицемерии. Но, думаю, вас это мало пугает, потому как наше к вам отношение вряд ли будет донесено до вас во всей своей богатой палитре по причине неработающей обратной связи.

Честно говоря, напрашивается ещё одно предположение медицинского характера - хроническое головокружение от успехов. Но я не медик. И не политик. Поэтому не настаиваю.

Вернусь к цифрам и фактам. Вы, наверное, слышали легенду под названием «Майские указы»? Среди бюджетной челяди ходят упорные слухи, что в соответствии с ними заработные платы учителей должны быть сейчас на порядок выше. Кроме этого, статья 134 ТК РФ прямо указывает на своевременное обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы. Так что, учитывая всё вышесказанное, при повышении зарплаты должен получиться синергичный эффект. И если взять во внимание тот постыдный для Великой, Необъятной и Встающей с колен факт, что основная часть заработка нищего российского учителя уходит на погашение тарифных платежей и покупку продуктов (не менее 80 %), то, начиная с 2014 года, в наших распечатках по заработной сдаче (простите, плате, конечно же) должны отображаться числа, как минимум на 60-80 % превышающие ту унизительную сумму, которую мы имеем сейчас.

Конечно, я, как сознательный и ответственный современный гражданин своей страны, должен понимать, что вашим светлым и принципиальным порывам повысить благополучие и престиж педагогической профессии противостоит весь мир - от Госдепа до Пятой колонны и от Барака Обамы до Ангелы Меркель - но, если учесть некоторые факты из реальной жизни, у меня всё чаще и чаще закрадываются смутные сомнения, что не всё так однозначно.

Уж простите мне мою въедливость и, быть может, некоторую подозрительность, но я позволю себе окунуться в нафталин своих бюджетных воспоминаний, чтобы познакомить вас и ваших коллег с терниями, через которые пришлось продираться тому финансовому благополучию российского учителя, в котором вы нас время от времени пытаетесь убедить.

Итак, 5-летняя история моего существования в цифрах и фактах

Работаю в школе менее 20 лет. Нагрузка в школе 26 часов. Дополнительно имею нагрузку в спортивной школе в качестве тренера-преподавателя 15 часов. Заработная плата по школе 24 тысячи. В качестве тренера получаю на руки 8500. Итого 32500 - мой заработок на конец тех самых пресловутых жирных лет, обеспеченных, по моему скромному мнению, всё же внешней конъюнктурой, то бишь высокими ценами на нефть.

Но политическая турбулентность вокруг нашей страны, созданная известными событиями, оценку которым здесь я давать не буду, чтобы хоть как-то доработать до такой же нищенской пенсии по выработке, уже тогда начала наводить на неутешительные мысли. Не нужно было быть Нострадамусом, чтобы понять, что в России всё будет так, как сказано в одной народной мудрости: «Бей своих, чтобы чужие боялись». Последствия не заставили себя долго ждать.

Переход на новую систему оплаты труда. Не знаю, чем вызваны все эти пертурбации вокруг системы оплаты труда педагогов, но на выходе получилось так, как это кратко и ёмко описано ещё в одной фразе: «Хотели лучше, а получилось как всегда». Впрочем, хотели ли лучше - вопрос открытый.

В итоге с января 2015 года мы дружно, под молчаливое и терпеливое «одобрям-с», которому, наверное, позавидовали бы братья наши меньшие, обычно перемещающиеся стадами и покрытые тёплой кучерявой шерстью, подписались под новыми условиями трудового договора.

Как следствие - я потерял в заработной плате порядка 4 тысяч рублей. Некоторым «повезло» ещё больше. Кто-то потерял по 6-8 тысяч.

И с сентября 2015 года мой достаток, уже на фоне беззастенчиво сдвинувшихся цен и тарифов в сторону повышения, неуклонно стал ползти в противоположную сторону, так же беззастенчиво и цинично конфликтуя с хронически позитивной российской статистикой и истеричными восторгами по поводу наших грандиозных успехов на внешних и внутренних геополитических и экономических аренах.

В ДЮСШ, в которой я продолжал исправно выполнять свои тренерские и педагогические обязанности, тоже наметился определённый сдвиг. В какую сторону, думаю, несложно догадаться. Нагрузку в плане экономии средств сократили до 12 часов.

В итоге, к концу 2015 года моё месячное вознаграждение составляло порядка 26-27 тысяч рублей. Кто же знал, что эта тенденция будет только усиливаться. Можно, конечно, взять во внимание тот факт, что моя рабочая нагрузка тоже уменьшалась. Но речь идёт о реальном содержании заработной платы, о том, сколько стоит час, отработанный в школе, и что я, как законопослушный гражданин и специалист с высшим образованием, могу себе позволить на заработанные за этот час деньги. Майские указы гордо прошествовали мимо нас с невозмутимым видом. К сожалению, рост цен на товары и услуги, в отличие от указов, мимо нас не прошёл.

Из поля зрения навсегда исчезают стимулирующие выплаты. Они, скажем так, и в пору своего присутствия не особо-то стимулировали, но всё же получить кусочек пирога при позорной делёжке стимулирующих баллов - был определённый шанс. Теперь лишают и этого.

Плюс, думаю, тут всё же есть. Коллектив снова стал более сплочённым. Но в денежном эквиваленте я и мои коллеги потеряли от 2 до 6 тысяч рублей.

Режут льготы. В частности, сокращают сумму возврата за ЖКУ.

А на горизонте всё явственнее маячит очередное детище нашего заботливого правительства - оптимизация всего и вся. Нас это счастье тоже не обошло стороной.

И вот в сентябре 2016 года наша детско-юношеская спортивная школа попала под каток оптимизации и была ликвидирована как отдельная образовательная организация. Теперь она переведена под начало нашей средней общеобразовательной школы, и сейчас мы гордо именуемся педагогами дополнительного образования. Требования к уровню спортивной подготовки, несложно догадаться, снизились, нам явно дали понять, чтобы мы поумерили свои амбиции.

Ставки были жестоко порезаны, нагрузки сокращены в два-два с половиной раза. Теперь я, выполняя всё те же свои обязанности, в уже бывшей спортивной школе, именуемой сейчас гордо Зал №2, получаю на руки 4300 рублей.

Знаете, что в этой ситуации особенно возмущает? На фоне залихватских заявлений про важность профессионального роста специалиста и про необходимость личной инициативы на рабочем месте проявляется полное и абсолютное безразличие системы, циничное игнорирование успехов на местах. Как это бьёт по рукам и профессиональному самолюбию, думаю, объяснять не нужно. И, поверьте, этап обиды уже пройден и такое отношение уже начинает вызывать гневное возмущение.

Приведу свой пример. За последние 4 года благодаря тому, что я, как та самая лягушка в молоке, пытаюсь брыкать ногами, на местном уровне продолжают-таки происходить положительные изменения в плане спорта: расширяю зал, ищу спонсоров для приобретения оборудования, ежегодно выполняю за свой счёт ремонт и за свой счёт же провожу соревнования на местном уровне, ежегодно привожу призёров и победителей соревнований краевого уровня, выпустил уже не один десяток разрядников, есть и КМС, сам выступаю на соревнованиях и в декабре 2017 года выполнил норматив Мастера спорта по пауэрлифтингу, облагораживаю свой зал, делаю оформление (рисую арты на стене), держу свой канал в Ютьюбе, создал сайт спортивный. И вот за это всё я получаю как тренер в 4 раза меньше, чем техничка в школе.

Ни в коем случае не принижаю работу тех, кто следит за чистотой в помещениях, но, простите, адекватным такое положение дел назвать сложно. Возможно, чиновники, сидящие в высоких кабинетах, были обуреваемы благими помыслами, запуская в стране этот каток оптимизации. Возможно, здесь уместно вспомнить присказку про доброго царя и злых бояр, которые на местах делают всё не так, как было задумано изначально. Возможно. Но упорно приходит на ум мысль, что рыба, всё же, гниёт с головы.

Подведу итог. К осени 2016 года моя заработная плата составила 22 тысячи рублей. К этому времени цены на продукты поднялись не менее чем на 40-50 %, если сравнивать с 2014 годом, рост тарифов тоже не заставил себя долго ждать. Призрак майских указов продолжал настойчиво бродить где-то вдалеке, не желая приближаться. В местных СМИ всё настойчивее слышны намёки на отмену районных коэффициентов. Ходить в магазин брать продукты в долг становится чем-то обыденным. Местные коммерсанты, видимо, оказались больше осведомлены об истинном положении дел у населения, в отличие от Вас и ваших коллег по тёплым и просторным кабинетам, госпожа Васильева.

Можно подводить определённые плачевные итоги. Итак, в номинальном выражении моё ежемесячное денежное вознаграждение снизилось за три с половиной года на 10 тысяч рублей. В процентном выражении - минус 30 процентов. Добавим сюда, конечно же, падение реального содержания заработной платы на фоне скакнувших цен и тарифов.

Напомню ненавязчиво, что, даже если взять во внимание озвученную Вами среднюю зарплату российского учителя, основная доля этой самой зарплаты уходит именно на то, что в последнее время очень ощутимо поднялось в рублёвом эквиваленте: на продукты и тарифы. Как вывод - к потере в номинальном выражении следует добавить потери в реальном содержании.

Что имеем на выходе? А на выходе имеем, что я, выполняя все те же самые профессиональные обязанности, приобретая определённый опыт и трудовой стаж, совершенствуясь в своей профессии, передавая свой опыт, достигая каких-то промежуточных целей, год от года становлюсь беднее и беднее.

Опираясь на цифры, приведённые выше, я могу с полной уверенностью заявить, что за последние 3-4 года я стал беднее как минимум на 40%. И поверьте, это не исключение из правил. Это и есть правило.

В текущем году наш наивный, никак не желающий учиться на собственных ошибках вечно наступающий на грабли Ваших обещаний педагогический электорат слегка взбодрился слухами о повышении зарплаты на 4 %.

Но, как часто бывает, только мы захотели в очередной раз зажить счастливо и безбедно, как нас огорошили очередной новостью. Оказывается, обряду повышения будут подвергнуты те, кто не попадает под другой обряд - Майские указы.

Но вся горькая комичность ситуации заключается в том, что Ваше правительство настолько ловко научилось лавировать и маневрировать в бушующем море экономического кризиса, управляя государственной галерой, что подавляющая часть бюджетников счастливо избежала столкновения с этими признаками никак не могущего начаться благополучия. Вот и в этот раз реакцией на новость стал лишь неуверенный шелест голосов да тихие смешки моих коллег. Ни возмущения, ни гневных восклицаний, ни кулаком по столу. Ну не французские педагоги мы, не мексиканские и уж далеко не норвежские времён Второй Мировой. Галера плывёт себе дальше, и ничто не может и не хочет её раскачивать. Ну как тут не восхититься нами, госпожа Васильева, не правда ли?

Вот так живёт, а точнее выживает обычный российский учитель. Учитель, забывший либо молчащий о профессиональном самолюбии, о гражданском самосознании, о своих конституционных правах. Учитель, который вместо того, чтобы быть флагманом в воспитании подрастающего поколения, образцом свободного мышления, примером гражданина, могущего и умеющего защищать свои права, превратился в безвольное существо, в молчаливую жертву Вашего государственного фарисейства.

Кого воспитает нищий и униженный учитель? Дайте ответ. Но принцип понижательной адаптации населения никто не отменял. Поэтому кто-то довольствуется существующим положением дел и боится потерять то, что имеет. Кто-то адаптировался и смирился. Кто-то вполне удобно устроился за своим более денежным супругом-супругой. Кто-то удовлетворён государственной подачкой в виде ещё более нищенской пенсии. Кто-то держится за своё подсобное хозяйство и огородчик. А кто-то просто индифферентен, потому как «себе дороже».

Я отвечаю за каждое слово, сказанное в этом обращении, госпожа Васильева. Не буду лукавить, но что-то мне подсказывает, что если уж перед выборами президента страны государство не способно залатать свои дыры и прикрыть свой срам, то после марта 2018 года, когда отшумит предвыборная буффонада и секрет Полишинеля (кто же встанет у руля?) будет раскрыт, на латание дыр материала не хватит вовсе.

Вот и напрашиваются два извечных сакраментальных русских вопроса: кто виноват и что делать? Сдаётся мне, что Вы не способны дать нам ответ на эти вопросы. Ведь для этого нужно хотя бы чуть-чуть отвлечься от чувства собственного превосходства и исключительности, спуститься со своего государственного Олимпа и услышать людей. И не раз-два в год на каком-нибудь форуме. А слышать постоянно. Но для этого нужна ещё пара качеств - смелость и честь.

Но я, как гражданин своей страны, как неоднократно униженный вами представитель системы образования, простой учитель, видящий ситуацию изнутри, беру на себя смелость отказать Вам и вашей чиновничьей братии в этих основополагающих человеческих качествах. Потому как что бы вы ни говорили, как бы вы ни скрывались за своими прелестными речами, какую бы бурную деятельность ни имитировали, вывод напрашивается один. Если бюджетники в целом и учителя в частности год от года становятся нищее, если год от года граждане страны чувствуют себя всё более бесправными и ущемлёнными, то это означает только одно - такова «линия партии», такова суть государственной политики. И никак иначе. Высказывать предположения о Вашем полном непрофессионализме очень не хочется. Иначе становится страшно. За систему образования. За страну. За будущее. Хотя уже страшно».

Глава Минобрнауки Ольга Васильева рассказала РБК, о работе министерства по предотвращению нападений в школах, о проблемах с зарплатами педагогов и о разработке проекта «Цифровая школа» . Материал опубликован на сайте Минобрнауки России.

- В декабре 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев анонсировал запуск нового приоритетного проекта правительства - «Цифровая школа». Насколько этот документ сейчас готов?

Над паспортом проекта работает проектный офис правительства. В нём уже обозначены точки прохождения (результаты, которые правительство планирует достичь к определённым срокам. - РБК). То есть, это уже совершенно оформленный проект, с описанием конкретной деятельности.

- Когда он будет принят?

Мы его доработали по результатам первого рассмотрения на президиуме Совета при президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Когда он будет утвержден? Я думаю, что в ближайшее время. Этот проект составляет важный блок в разделе «Кадры и образование в цифровой экономике» [в программе «Цифровая экономика Российской Федерации»].

- Можете ли раскрыть какие-то показатели или ожидаемые результаты проекта?

Пока нет. Но мы точно поддерживаем возможности дистанционного обучения в высшем образовании. Допустим, есть какой-то замечательный курс в МФТИ, а я обучаюсь далеко от Долгопрудного. Я могу прослушать этот курс сертифицированный и получить за него оценку. Это будет работать, это необходимо.

Или Московская электронная школа (МЭШ) Сергея Семеновича [Собянина] - мы бы хотели её распространить по всей России, преобразовать в РЭШ. Если мы сможем, при наличии инфраструктуры, запустить эту программу, это будет большое подспорье для учителей и не только. Она поможет моделировать урок - в ней будут архивы, библиотека, виртуальные музеи, театры, концерты. Конечно, это потребует дополнительного обучения учителей старшего и среднего возраста. С чем мы ещё согласны на 100% - рассмотреть возможность целиком перевести «в облако» бухгалтерию, электронные дневники, журналы.

Что касается раннего возраста, начальной школы, то тут нужно быть осторожными. За последние 30 лет не было ни одного масштабного исследования в области детской психиатрии и нейрофизиологии. Я буду настаивать на том, что любое движение вперёд в этой области должно строиться на фундаментальных исследованиях. Мы должны понимать, к чему приведет то или иное наше решение. Невозможны такие шаги, как, например, замена чистописания клавиатурой.

- После замечания про психику не могу не спросить. Что делает министерство, для того, чтобы в школах больше не происходило таких трагедий как в Перми и Улан-Удэ? Разрабатываете ли вы нормативную базу для обязательного возвращения в школы психологов или для расширения возможностей медицинского освидетельствования подростков?

Конечно. Более того, каждую неделю в пятницу наши коллеги, мои заместители, представители министерства внутренних дел и Россгвардии вместе с психологами летают в федеральные округа. Обычно эти поездки проходят в пятницу-субботу, возвращаются в воскресенье вечером. Там они проводят встречи с педагогами, руководителями ведомств, ответственными за образование в регионах. Обсуждаются проблемы, которые перед нами стоят. Мы все прекрасно понимаем, что для их решения нам не хватит обычной охраны. Можем хоть в бункере жить. Ещё раз скажу, что мы должны работать в области когнитивных исследований. Мы должны понять, что мы можем дать этим детям.

- Я все-таки хотела уточнить про медицинское освидетельствование. Сейчас после 15 лет психиатрические освидетельствования школьников можно провести только по их желанию. Планируете ли менять эту норму?

Да. Правовая база готовится. Мы работаем вместе с коллегами. Они [поправки в законодательную базу] необходимы для того, чтобы координировать регионы, чтобы договариваться и слушать.

- Отвечая на вопросы про ЕГЭ в прямом эфире во «Вконтакте», вы сделали заявление, что в вузы не смогут поступать олимпиадники, набравшие плохие баллы за ЕГЭ. Чем вам не угодили олимпиадники?

Почему не угодили? Нам все угодили. Но вопрос: если ты олимпиадник по какому-то предмету и у тебя по этому же предмету 60 баллов по ЕГЭ, то какой ты олимпиадник?

- То есть вопрос не к олимпиадникам, а к тому, что в этой сфере могут быть фальсификации?

Мы будем вместе с Рособрнадзором решать этот вопрос. Списать или подделать ЕГЭ уже давно стало невозможно.

- Кстати, почему вы приняли решение сделать руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова своим замом?

Он большой профессионал, он прекрасно знает регионы, знает вообще всю систему образования в России. Он мне очень большой помощник в моделях регионального образования. Это никак не подчинение Рособрнадзора, нет.

- Есть ли уже результаты проверки диссертационных работ ваших замов и начальников департаментов на плагиат? Не хотите ли дать такое же поручение проверить ректоров?

Про результаты рано пока говорить. Проверять ректоров мы тоже пока не будем, но, думаю, они понимают, что рано или поздно такая проверка будет. За последнее время было много сделано для борьбы с плагиатом. Недавно мы ужесточили правила работы диссертационных советов. Например, человеку придется выйти из него, если его подопечного лишат степени.

- В каком состоянии находится разработка федеральных государственных образовательных стандартов для школ (ФГОС)?

Мы буквально подтачиваем последнее. Думаю, в самое ближайшее время работа будет завершена, этого все ждут. Исходя из результата, мы будем пересматривать содержание учебников.

- Когда ждать?

ФГОС не вступят в силу раньше следующего учебного года.

- Как вы оцениваете выполнение майских указов Владимира Путина относительно зарплат учителям? РБК недавно сравнил показатели регионов 2016 и 2017 года и выяснил, что зарплаты практически не растут, в 46 регионах они выросли меньше, чем на тысячу рублей, а в четырех и вовсе снизились.

Я хотела бы высказаться в целом про зарплаты учителей. Мы должны очень четко подходить к стимулирующей части. Часто педагоги получают ее не в должном объеме - все зависит от руководства школы. Должен быть объективный анализ и объективный подход к ее назначению и распределению.

Еще мне очень не нравится необходимость учителям создавать портфолио (материалы, которые отражают уровень активности педагога в учебных и внеучебных видах деятельности. - РБК). Баллы за достижения распределяются некорректно. Знаю примеры, когда за подготовку призера международного конкурса и за недельный курс пользователя компьютера учителя получали одинаковые баллы.

- Настолько нечестная система?..

Просто мы удивительная страна, я не перестаю это повторять. За рубежом система ЕГЭ выстраивалась десятки лет, у нас - 11 лет. Система оценки качества работы учителя там вызревает и обсуждается, у нас - хоп и встали, и пошли. Поэтому перекосы есть, но мы их будем устранять.

- Бизнесмен Аркадий Ротенберг рассказал РБК о своем проекте для молодёжи. Поддерживаете ли вы его начинание?

Это замечательно. Чем больше меценаты будут вкладывать в обучение, тем лучше. Третьяковы в России никогда не переведутся и без них бы мы давным-давно, уже не знаю, где были бы. Обратятся к нам с вопросом, за помощью - мы обязательно поможем.

Министр образования и науки Ольга Васильева выступила сегодня на открытии Всероссийского семинара-совещания Общероссийского профсоюза образования, затронув ряд самых важных для сегодняшней школы проблем.

По ее мнению, педагогов необходимо освободить от излишней бюрократической нагрузки в виде заполнения многочисленных бумаг и отчётов. У учителя должно быть всего три документа, уверена министр: рабочая программа, классный журнал и дневник.

Васильева отметила, что решение о заполнении дополнительных документов должны принимать сами школы. Она также призвала "не загружать учителя дополнительной работой, которая ясна и понятна и без этих заполнений дополнительных листов". Министр пообещала "очень жёстко требовать эти рекомендации выполнять".

Коснулась Ольга Васильева и проблемы взаимоотношения школы и родителей, которые должны определяться регламентом, а не принципом "оказания услуг".

"Каждый должен понимать, что работа учителя это не услуга. Я буду запрещать вам произносить слово "услуга". Мы должны в кратчайших срок ввести в каждой организации регламент взаимодействия школы с родителями", — сказала Васильева. По ее словам, на это есть правовые нормы и основания. "В этом регламенте должны быть четко прописаны требования, которые родители и семья могут предъявлять к школе, а школа — семье", — отметила министр.

Работа над профессиональным стандартом для педагогов будет завершена к 2020 году, заявила министр образования. По её словам, градация должностей учителей будет предполагать введение должностей ведущего, а также старшего учителя. "Дифференциация системы должностей должна исходить из сложности выполняемых задач", — сказала министр, указав также на функции, которые возложены на педагога. "Все это планируется закрепить в профессиональном стандарте", — рассказала Ольга Васильева.

Проект примерных положений единой отраслевой системы начисления зарплаты учителям будет разработан к концу этого года, сообщила глава Минобрнауки Ольга Васильева.

"Нужно создать единую отраслевую систему оплату труда педагогов. К концу года мы планируем вместе с профсоюзами разработать проект примерных положений по оплате труда", — цитирует Васильеву РИА Новости.

Министр пояснила, что в этих проектах будет обеспечено нормирование учительского труда, установление верхнего предела часовой нагрузки, будет прописан порядок начисления стимулирующих выплат. "На сегодняшний день мы считаем, что соотношение базовой и стимулирующей части должно быть 70 к 30, это оптимально. Это соглашение было ранее закреплено в трёхстороннем соглашении, которое мы готовим вместе с нашим профсоюзом", — сказала Васильева.

Минобрнауки будет вести достаточно жесткую работу с регионами, где уровень учительских зарплат снижается, пообещала министр образования и науки Ольга Васильева. На сегодняшний день средняя заработная плата учителя составляет 36,8 тысячи рублей по данным за первое полугодие, пояснила министр. По ее словам, в 64 субъектах РФ учительская зарплата росла, в 21 — снижалась.

"Мы будем работать с этими регионами. Работать достаточно жестко", — сказала Васильева."Задача государства сделать так, чтобы профессия учителя, суть нашего учительского служения, стала не только престижной с точки зрения морали, но и материально", — сказала Васильева.

Она также отметила, что зачастую не исключены и обычные человеческие ошибки при начислении зарплат. Именно поэтому министерство выступает за прозрачную систему начисления оплаты труда.

Коснулась Ольга Васильева и . По ее словам в 2017 году будет введена устная часть Единого государственного экзамена по русскому языку. Решение будет принято окончательно после того, как пройдет апробация в девятых классах.

Также глава Минобрнауки России прокомментировала своё заявление о возможном возвращении уборки классов для школьников, которое сделала в ходе всероссийского совещания с региональными министрами образования.

Ранее Ольга Васильева заявила о необходимости вернуть в систему образования сельские бригады, работу на приусадебном участке и уборку школьных помещений, прекратив тем самым воспитывать "потребителей"."Каждый ребенок независимо от того, где он живет, должен уметь трудиться", — сказала Васильева. По ее словам, школьник должен быть приучен к элементарным вещам, о том, что рабочее место требует уборки. Васильева также назвала недопустимым случаи, когда прокуратура занимается жалобами на учителей, которые заставили ребенка вытирать школьную доску.

Надо отметить, что предложение министра образования встретило массовое одобрение среди родителей учеников школ. Многим из них настолько понравилась эта идея, что поступило несколько ответных предложений — вернуть традицию использования школьной силы на сборах урожая.

Говоря о программе начального школьного образования, министр сообщила, что для ее экспертной оценки будет приглашена не только Российская академия наук, а несколько авторитетных в данной области организаций.

Также Ольга Васильева поделилась соображениями по поводу сложности программы в начальной школе, мнение о которой высказывали ей педагоги непосредственно в личных беседах. "Многие из них говорят, что сейчас программа, которая есть, слишком легка, они не говорили, что она примитивна, но они говорили, что она проста", — рассказала министр.

Напомним, как сообщала Правда. Ру, в одном из своих недавних выступление министр образования РФ заявила о необходимости из традиций советской школы воспитания подрастающего поколения. Она также отметила, что воспитание не должно ограничиваться школой, в процессе также, кроме учителей, должны принимать активное участие и родители.

Приняла участие во Всероссийском педагогическом совещании, которое провел . Первые заявления: система ЕГЭ будет усовершенствована, число проверок в школах, где нет нарушений, — сокращено, зарплаты учителям — пересмотрены. Что волнует российское образование в преддверии нового учебного года?

Строгое черное платье и ничего лишнего — первую в истории России женщину-министра образования зал встречает с воодушевлением.

"Педагогические собрания в августе — это очень хорошая российская традиция, потому что работники образования собираются вместе, обсуждают задачи, которые предстоит решить в новом учебном году. Впервые такое совещание имеет всероссийское значение", — отметила министр образования и науки РФ Ольга Васильева.

На Всероссийском педсовете — 83 региона, более 600 участников. Васильева больше в роли модератора. Краткое заявление — без камер в кулуарах: ЕГЭ и не заниматься подготовкой к тестам в ущерб школьной программе. Но в целом, по словам министра, Единый госэкзамен — единые права для поступления. Тема равных возможностей звучит сразу на нескольких площадках форума: адресная поддержка, если семья не может позволить себе нанять репетитора или попросту купить учебники к школе.

"Сегодня средняя стоимость комплекта учебников составляет 3,5 тысячи рублей. Это достаточно серьезные затраты для бюджета российской семьи. Мы считаем, что правительство России должно принять незамедлительные дополнительные меры по обеспечению государственной гарантии по обеспеченности бесплатными учебниками", — заявила Любовь Духанина, руководитель рабочей группы "Образование и культура как основы национальной идентичности", член Центрального штаба ОНФ.

Математика не сходится и у самих учителей: в стране три разные системы оплаты труда, а оклады и надбавки часто не зависят от нагрузки. В зарплатной бухгалтерии нужна гармония. Необходимо приравнять зарплату учителей дополнительного образования к коллегам из общеобразовательных школ, установить пределы часовой нагрузки. Фундаментальную роль в изменении системы оплаты труда в школах уже сыграли майские указы президента, зарплаты повысили до средних по регионам, но нужен предельно прозрачный механизм выплат. Систему скорректируют с учетом пожеланий самих учителей для каждого региона.

Также правительство готово поддержать отечественных производителей школьного оборудования и, конечно, сделать все, чтобы его было куда поставлять. Программа по строительству новых школ будет выполнена, несмотря ни на какие экономические трудности, — 50 тысяч новых учебных мест уже в этом году.

Не должна буксовать и еще одна важнейшая инициатива — по обновлению парка школьных автобусов.

"Я подписал первое распоряжение о закупке новых автобусов для поставки в регионы. Это 1800 новых школьных автобусов в 2016 году на общую сумму 3 миллиарда рублей. Эта работа началась и ", — заверил Дмитрий Медведев.

Осенью стартует проект "Российская электронная школа" — это цикл онлайн-уроков. А вот электронный документооборот и вообще бюрократическую нагрузку на учителей и количество проверок в школах нужно снизить. Сейчас 80% того, что пишет педагог, вообще не имеет отношения к уроку. Премьер подчеркнул: есть общедоступные базы данных, и надзорным ведомствам стоит научиться с ними работать.

Условия многих задач — например, по снижению нагрузки на учителей — уже сформулированы. Даны соответствующие поручения. И работу нужно провести еще на каникулах. Варианты решения должны быть предложены уже к 1 сентября.

Средняя заработная плата омского учителя составляет пятнадцать тысяч рублей и никак не двадцать пять. Статистика, приведённая в некоторых крупных СМИ, неверна! Вывод напрашивается сам собой, а прогрессировать нужно дальше.

Некогда стенать и жаловаться, нет времени обсуждать и сердиться – планы необходимо писать и к урокам готовиться. Другого учителям не остаётся. А между тем, зарплаты учителям не хватает, чтобы вставить зубы…

– Повысим зарплату за счёт оптимизации труда, – упоминает министр Ольга Васильева.

Оптимизация труда – также сокращение старых кадров, перераспределение средств, не увеличение их числа.

– Я попрошу духов, Виктор, чтобы министр Васильева повысила зарплату учителям! – обещает Иван Таран, поэт и чудак. Он берёт листок с пиктограммой, нитку и камешек, закрывается в своей комнате.

Дорогая Ольга Васильева – человек образования и наверняка знает о том, почему молодёжь не стремится работать в школах. Требуют с учителей немало, а выполнять заставляют в несколько раз больше. Мало того, после работы приходится готовить реквизит, печатать тесты, так ещё тратить время в «Дневнике.ру», который редко-редко посещают родители. Это отметка для Департамента Образования Омской Области, якобы КПД, хотя средства, затраченные на дизайн сайта и функциональность – желают лучшего. Сайты у некоторых школ сделаны намного интереснее департаментского «Дневника.ру», на деньги родителей их модернизируют регулярно. Писать много и конкретно мне, наверное, не стоит, не то лишнее сболтну, а работаю я в школе, сами понимаете, профессию свою люблю и за неё держусь. Детей не брошу и журнал из рук не выпущу. Привычка и ответственность – сильные вещи!

– Представляю, Виктор, что напишут в СМИ, если я снова возьму твои книги, это «Красный лотос», «Последний рассвет» или путевые заметки в США «По ту сторону неба», и сообщу о том, что направляюсь в Москву к Ольге Васильевой, в министерство, – говорит Борис Штуров, известный омский ниндзя, путешествовавший на Донбасс вместе с ребятами из клуба «Сёдзи». – Просить повышения зарплаты своему коллеге по творческому цеху, что будет?..

– Ага, Борь, представляю, – смеюсь. – Письма поклонников, рост просмотров, новые подписчики!

Отработать в школе нужно двадцать пять лет. Можно больше, а меньше – выслугу не оформят. Пенсия плюс зарплата – уже что-то, но только через два десятка с половиной, когда годы позади. Жить хочется сейчас и по полной. Помогите, дорогая Ольга Васильева, почувствовать себя и свою профессию в мере и лучшим образом. Вы имеете отношение к образованию непосредственно. Ждём. Ваши учителя!