Загадки с разделительным ь знаком. А сух остался

Конспект занятия № 66 по «Букварёнку» Г. Юдина.

Тема: «Знакомство с буквами Ь и Ъ.»

Цели: Развивать логическое мышление, речь, память; используя непроизвольное внимание повторить изученные звуки и буквы. Познакомить с буквами Ь и Ъ.

    Оборудование: у каждого ребёнка: индивидуальная доска, мел, тряпочка; «Букварёнок» Г.Юдина (с. 130-133, 194-195), тетрадка с буквами и картинками, дневник;

    для экипажей: деревянные кубики с буквами, табло букв с картинками, «Аквариум» с буквами.

Ход занятия:

    Игра «Путаница».

Называем буквы и слияния по заданию учителя.

1 экипаж называет, 2 контролирует. Затем наоборот.

    Знакомство с Ь знаком.

К нам сегодня пожаловали две буквы, которые не имеют ни одного звука. Что это за буквы?

Проблемная ситуация.

(Обсуждаем, слушаем рассуждения детей.)

«Буква Р перевернулась-

Мягким знаком обернулась.» (В. Степанов)

«Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это буква МЯГКИЙ ЗНАК

Действительно, буква «Ь» знак- это немой командир согласных букв, стоит ему только встать в слове за согласной, она тут же становится МЯГКОЙ.

Хотите проверить? Пожалуйста!

УГОЛ – УГОЛЬ

МЕЛ – МЕЛЬ

ШЕСТ – ШЕСТЬ

МОЛ - МОЛЬ (Объясняем значение каждого слова.)

А, ведь, были времена, когда буквы не хотели дружить с мягким знаком…

Вот послушайте сказку: «ПРО МЯГКИЙ ЗНАК».

(«Занимательное азбуковедение» с. 368- 369)

Работаем с кассой и магнитной доской.

«Жили-были в Азбуке буквы, разные - гласные, согласные. Ходили к друг другу в гости.

Вот как-то раз С пошла в гости к Я.

Покажите, ребята, на слоговых линейках, что у вас получилось. (СЯ). Буква Л пошла в гости к Е. Теперь, что стало? (ЛЕ).

Буква Д отправилась к И. Они запели: ДИ. Т к Ё. Стало… ТЁ.

Какими стали согласные? МЯГКИМИ.

Буквы жили, не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

Что это за буква?- возмущались они.

Она не обозначает никакого звука, не умеет говорить, постоянно молчит…

Никто с этой буквой не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.

Как- то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Своё слово они зашифровали загадкой.

«Без головы, а в шляпе,

Одна нога – и та без сапога». (Ребята отгадывают.)

Гвоздь,- догадались буквы. Стали составлять это слово.

Дети тоже составляют слово «гвоздь».

А у букв получается «ГВОЗД»…

Что-то у нас не то получается!- возмущаются буквы. Звук [ д]

в этом слове мягкий, а у нас он твёрдый…

И говорит: «Встану я и обозначу мягкость». Она быстро пристроилась в конце. Что получилось?

Дети читают : «ГВОЗДИ».

«Лучше я встану», - сказала буква Я.

Получилось… «ГВОЗДЯ». « Опять не то…, ведь, ты обозначаешь звук [а]» ,- сказали буквы.

Что же делать? Ребята, подскажите. (Надо подставить Ь знак.)

Иди к нам МЯГКИЙ ЗНАК!- позвали буквы.

Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец.

Что получилось? « ГВОЗДЬ» ,- читают ребята.

Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь знак. Давайте мы отгадаем загадки и посмотрим, какие слова получились у букв…

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога, раскинув широко. (ЛОСЬ)

Спит или купается,

Всё не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки. (ГУСЬ)

Кто приходит,

Кто уходит –

Все её за ручку водят. (ДВЕРЬ)

    Игра «Баскетбол». (Соревнование.)

Чей экипаж придумает больше слов с мягким знаком?

    Физкультминутка «Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три…

(варианты: лебедь лети, морж плыви, рачок ползи…)

    Загадки Ь знака:

Вы так хорошо работали, что мягкий знак решил загадать вам свои загадки. Но отгадки нужно напечатать на магнитной доске.

СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж напечатает отгадку быстрее?

«В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной отправляется…(МЕДВЕДЬ)».

«Уж очень вид у них чудной:

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженной.

На что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша …. (ЛЬВИЦА).»

    Физкультминутка «капитаны».

    Знакомство с Ъ знаком.

Но, оказывается, у Ь знака есть его братец. Тоже немой. Это Ъ.

Чем они похожи и чем отличаются?

А) «Мягкий знак живёт беспечно,

Он без кепки ходит вечно.» (Показ Ь знака.)

«А упрямый ТВЁРДЫЙ ЗНАК,

Кепку носит только так!» (Показ Ъ знака.) (А Шибаев)

На что ещё похож Ъ знак? (Обсуждение.)

«Зачерпни воды ковшом,

Суп съедим, чайку попьём!» (Г. Виеру)

«Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик- ТВЁРДЫЙ ЗНАК,

Чтобы не облиться.» (В. Степанов)

    Чем ещё отличаются эти знаки?

Если МЯГКИЙ знак делает согласную МЯГКОЙ.

То ТВЁРДЫЙ знак делает её ТВЁРДОЙ, стоит между согласной и гласной и приказывает им ЗВУЧАТЬ ОТДЕЛЬНО!

Например:

СЕМЬ (Мягкий знак сделал согласный звук МЯГКИМ.)

СЪЕМ (Твёрдый знак стоит между согласной и гласной и требует, чтобы они звучали ОТДЕЛЬНО.)

    Игра «Хоккей».

На доске написаны слова с Ь и Ъ знаками.

Представители экипажей читают эти слова по очереди.

СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж не ошибётся и правильно прочитает слово, подчиняясь приказу немых знаков?

РЫСЬ ПЫЛЬ СЪЕЛ СЕЛ ПОДЪЕЗД КОНЬ РАЗЪЯРЁН СЪЕДОБНЫЙ РУСЬ СЛОВАРЬ

    Игра «Разведка».

А) Поиск Ь знака в рассказе «Букварёнка» «ОТЕЦ И МАТЬ».

Б) Поиск Ъ знака в рассказе «Букварёнка» «КАК МЫША ЗА СЫРОМ ЕЗДИЛ».

    Домашнее задание: продолжить поиск этих знаков дома.

    Итог занятия.

    Подведение итогов соревнования экипажей.

    Выставление улыбающихся солнышек.

«Ъ и Ь знаки» - Пьеса. Воробьи. Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук. Ъ пишется перед корнем, который начинается на гласные: е, ё… Съёмка. Ь пишется в корне после согласных, но перед гласными: ю,я… Подъём. Польёт. Объезд. Объём. Серьёзный. Чутьё. Листья. Объявление. Объяснит. Муравьи. Бельё. Пьёт.

«Разделительный твёрдый и мягкий знак» - Муравьи колосья объявления свинья воробьи компьютер вьюга листья обезьяна. Догадаться вы сумели? Снежная буря, метель. Твердый знак. Полоса земли вдоль берега моря, озера. Выразите смысл одним словом и запишите слова отгадки. В каждом слове есть разделительные мягкий или твёрдый знаки. И, У, А после шипящих.

«Смягчающий и разделительный мягкий знак» - Проверь себя. Весёлые рифмы. Мягкость согласных звуков. Физкультминутка. Измените слова по данному образцу. Напишите предложения в порядке увеличения в них количества слов. Составьте цепочку слов. Измените выделенные слова так, чтобы они обозначали признак предмета. Загадки. Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука.

«Разделительные знаки» - Упражнение. Разделительный мягкий знак (Ь) пишется в следующих случаях. 16. Правило 1. Мягкий знак как показатель грамматической формы в глаголах. Разделительные знаки Ъ и Ь. Правило 2. Твердый знак (Ъ). Твердый знак и мягкий знак. Содержание. Мягкий знак (Ь). Мягкий знак как показатель грамматической формы в существительных.

«Мягкий знак после шипящих» - Меч. Мягкий знак после шипящих. Не страшно под пулями мертвыми лечь. Краткое прилагательное. Словарно – орфографическая работа. Печь. Развитие речи. Работа по карточкам. Ь после шипящих на конце слова. Рожь, мощь. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Найдите соответствие цифры букве. Правописание на конце слова Ь.

«Мягкий знак после шипящих» - Жгуч (кр. П.). 3 скл. - вещь, ночь, рожь, дочь, ложь, дичь, полночь. Сторож – 2 скл. Комментированное письмо. Тишь (3 скл.) - безлюдье вокруг. Дочь – 3 скл. Пастбищ (2 скл., мн. Ч., Р.п.). Свеч (1 скл, мн.ч., Р.п.). Рожь (3 скл.), много туч (туча 1 скл.). У существительных 2 и 3 склонения на конце слова мягкий знак не пишется.

Всего в теме 23 презентации

Тема: Мягкий знак – буква-помощница и подсказчица. Твёрдый знак-буква-подсказчица. Кроссворды, загадки, ребусы, шарады с мягким и твёрдым знаками.

Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник – отгадай,
Выше руку поднимай.
Мягкий голос, мягкий шаг…

Это буква - …….Мягкий знак!

— Мягкий знак не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость согласных звуков на письме.

Выполни задания:

Задание1

Отгадай загадки:

То я в клетку, то в линейку

Написать на мне сумей –ка!

Можешь и нарисовать

Что такое я?

Новый дом несу в руке,

Двери дома на замке,

А живут в доме том

Книжки, ручки и альбом.

Худеет с каждым днём толстяк

И не поправится никак

— Без головы, а в шляпе,

Одна нога – и та без сапога.

— В воде купался,

А сух остался.

— Красная корова

Всю солому поела.

— Кто приходит,

Кто уходит –

Все её за ручку водят.

Задание 2

Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.

Пью, лью, шью, кольцо, пеньки, платье, пальто, сошью, альбом, бьёт, семья.

Задание 3

Придумай и запиши слова в два столбика:

Мягкий знак в начале слова Мягкий знак в середине слова

Задание 4

Вставь мягкий знак в слова:

доч.. , плач.. , помощ.. , сторож.. , задач.. , рож.., тиш.. , силач.. , моложёж.. , крыш.., нож.., меч…, реч…

Задание 5

Закончи пословицы:

Ученье – свет, а ………………..

Что посеешь, то ……………….

Скучен день до вечера, коли………………

Семь раз примерь, а …………………………

Петь хорошо вместе, а ………………………..

Любишь кататься, …………………………….

"Твердый знак – нужный знак!
И узнать его пустяк!

За приставкой он стоит,

Ничего не говорит.

А за ним е, ё, ю, я –

Его лучшие друзья!”

Правило:

1) разделительный Ъ пишется после приставки , которая оканчивается на согласный, перед буквами Е, Ё,Ю, Я.

2) разделительный Ь пишется в корне после согласных перед гласными Е, Ё,Ю, Я,И.

Задание 6

Данные словосочетания списать, вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.

Раз_яснил задачу, дверь под_езда, л_ют дожди, дорога в об_езд, яркое об_явление, жёлтые лист..я.

Задание 7

Списать пословицы правильно, подчеркнуть все знакомые орфограммы.
За большим под_ёмом и спуск большой. Пословицу не обойти, не об_ехать. Не стыдись говорить, коли правду хочешь об_явить. Лето собирает, а зима под_едает.
Без учен_я нет умен_я. От желан_я к исполнен_ю приложи умен_е. Красна птица перьем, а человек умен_ем. Повторен..е – мать учен..я. Ум без книги, как птица без крыл_ев.

Задание 8

Разгадай ребусы:

- убрать одну букву

font-size: 16.0pt;color:#00B050;background:white;font-style:normal"> - убрать две буквы

м = т - замена букв

И = Ь


И = Я

Л = Т

П = Л