А зимняя обучение. Зимняя И

Зимняя Ирина Алексеевна, Москва

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Заслуженный деятель науки РФ. Почетный работник высшей школы РФ. Почетный профессор-исследователь ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи».

Член редсовета журнала «Вопросы психологии».

В 1954 г. окончила факультет английского языка 1-го Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М. Тореза.

В 1961 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «К вопросу о восприятии речи», в 1974 г. - докторскую диссертацию на тему «Психология слушания и говорения».

С 1954 г. работала на кафедре психологии 1-го Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М. Тореза: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, с 1973 по 1990 г. – заведующая кафедрой.

В 1990 – 2011 гг. - главный научный сотрудник, заведующая сектором «Гуманизация образования» Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов (позднее – Институт качества высшего образования) Национального исследовательского технологического университета «Московский институт стали и сплавов».

В 1993 г. избрана членом-корреспондентом РАО, в 1995 г. - действительным членом РАО.

Область научных интересов:

  • психолингвистика
  • психология общения
  • психология обучения иностранному языку
  • психология речевой деятельности
  • психология общения
  • педагогическая психология
  • методологические проблемы современного образования
  • проблемы гуманизации образования, воспитания, исследовательской деятельности в образовании

Научная деятельность посвящена исследованиям в области психоакустики, психолингвистики, психологии речи, речевой деятельности, вербального общения, обучения родному и иностранному языкам, разработке личностно-деятельностного подхода в школьном и вузовском образовании, теории и практике организации исследовательской деятельности в образовании. Разрабатывает основные положения психологической теории речевой деятельности в парадигме субъект-субъективных отношений, в изменении субъектных позиций.

Особенно значимой в ее научной деятельности является разработка оригинальной функционально-психологической схемы смыслопорождения и смыслового восприятия речевого сообщения. Введенный ею в психологию речи и психолингвистику термин «смысловое восприятие» речевого сообщения в настоящее время является одним из важных элементов теории этих наук.

В психологии обучения иностранным языкам по-новому И.А. Зимней сформулированы практические задачи обучения развития речевой деятельности (во взаимодействии ее видов) на изучаемом языке. Она обосновала эффективность учебного сотрудничества и педагогического общения учителя и учащихся, психологические условия, обеспечивающие более высокую учебную мотивацию, прочность усвоения учебного материала и коммуникативно-деятельностную направленность процесса обучения.

Особое внимание в иследованиях И.А. Зимней уделялось повышению качества образования, получившее название «компетентностного подхода».

Под научным руководством И.А. Зимней в 1997-2005 гг. разработана общая стратегия воспитания в образовательной системе России.

Руководила разработкой Программы воспитательной деятельности на период обучения в НИТУ «МИСиС».

И.А. Зимняя является одним из основателей новой для Российской Федерации специальности – социальная работа, организатором курсов подготовки и переподготовки социальных работников, автором учебно-методического обеспечения обучения по этой специальности.

Основные публикации: более 350 работ, в том числе

  • Психология слушания и говорения. 1973.
  • Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978; 1985.
  • Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (в соавт.)
  • Педагогическая психология: учебник для вузов. М., 1997, 1999, 2001, 2010.
  • Психология обучения неродному языку. М., 1989.
  • Психологические основы обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.
  • Лингвопсихология речевой деятельности. М., 2001.
  • Стратегия воспитания в образовательной системе России / Под ред. И. А. Зимней. М., 2005.
  • Осваиваем социальные компетентности / Под ред. И. А. Зимней. М., 2011.

Награды:

  • медаль «За доблестный труд» (1980),
  • медаль «За трудовую доблесть» (1981),
  • звание Заслуженный деятель науки РСФСР (1989),
  • медаль имени К. Д. Ушинского (1991),
  • золотая медаль РАО «За достижения в науке» (2007),
  • Орден почета (2007).

Учебник по педагогической психологии. 2000. —384 с.Для студентов педагогических и психологических специальностей.
Педагогическая психология: становление, современное состояние часть.
Образование - глобальный объект педагогической психологии часть.
Педагог и ученики - субъекты образовательного процесса часть.
Учебная деятельность часть.
Педагогическая деятельность в разных образовательных системах часть.
Учебно-педагогическое сотрудничество и общение в образовательном процессе.Содержание:
Обращение к студенту - будущему педагогу (вместо предисловия).
Педагогическая психология: Становление, Современное состояние.
педагогическая психология - междисциплинарная отрасль научного знания.
Общенаучная характеристика педагогической психологии.
История становления педагогической психологии.
Педагогическая психология: основные характеристики.
Предмет, задачи, структура педагогической психологии.
Методы исследования в педагогической психологии.
Образование - Глобальный объект педагогической психологии.
образование в современном мире.
Образование как многоаспектный феномен.
Основные направления обучения в современном образовании.
Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.
Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе.
Двустороннее единство обучения - учения в образовательном процессе.
Обучение и развитие.
Развивающее обучение в отечественной образовательной системе.
Педагог и ученики - Субъекты образовательного процесса.
субъекты образовательного процесса.
Категория субъекта.
Специфические особенности субъектов образовательного процесса.
Педагог как субъект педагогической деятельности.
Педагог в мире профессиональной деятельности.
Субъектные свойства педагога.
Психофизиологические (индивидные) предпосылки (задатки) деятельности педагога.
Способности в структуре субъекта педагогической деятельности.
Личностные качества в структуре субъекта педагогической.
деятельности.
Обучающийся (ученик, студент) субъект учебной деятельности.
Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности.
Школьник как субъект учебной деятельности Младший школьник как субъект учебной деятельности.
Студент как субъект учебной деятельности.
Обучаемость - важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности.
Учебная деятельность.
общая характеристика учебной деятельности.
Учебная деятельность - специфический вид деятельности.
Предметное содержание учебной деятельности Предмет учебной деятельности.
Внешняя структура учебной деятельности Компонентный состав внешней структуры учебной деятельности.
Учебная мотивация.
Мотивация как психологическая категория.
Основные подходы к исследованию мотивации.
Учебная мотивация.
Усвоение - центральное звено учебной деятельности обучающегося.
Общая характеристика усвоения Подходы к определению усвоения.
Навык в процессе усвоения.
Самостоятельная работа - высшая форма учебной деятельности.
Общая характеристика самостоятельной работы.
Самостоятельная работа как учебная деятельность Основные требования к самостоятельной работе.
Педагогическая деятельность в разных образовательных системах.
общая характеристика педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание.
Мотивация педагогической деятельности Общая характеристика педагогической мотивации.
Педагогические функции и умения.
Основные функции педагогической деятельности Функции и действия (умения).
Педагогические умения Общая характеристика педагогических умений.
Стиль педагогической деятельности.
Общая характеристика стиля деятельности.
Стиль педагогической деятельности Общая характеристика стиля педагогической деятельности.
Психологический анализ урока (занятия) как единство проективно-рефлексивных умений педагога.
Психологический анализ урока в деятельности педагога.
Уровни (этапы) психологического анализа урока Предваряющий психологический анализ.
Схема психологического анализа урока.
Учебно-Педагогическое сотрудничество и общение в образовательном процессе.
общая характеристика взаимодействия Взаимодействие как категория.
Взаимодействие субъектов образовательного процесса Образовательный процесс как взаимодействие.
Учебно-педагогическое сотрудничество.
Общая характеристика учебного сотрудничества Сотрудничество как современная тенденция.
Влияние сотрудничества на учебную деятельность.
Общение в образовательном процессе.
Общая характеристика общения Общение как форма взаимодействия.
Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.
"Барьеры" в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности.
Определение и общая характеристика затрудненного общения.
Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии.
Приложение.
Литература.

Название: Педагогическая психология.

Освещены история, предмет, задачи, структура и методы педагогической психологии. Рассмотрены основополагающие проблемы образования, педагога и учащегося как его субъектов, учебной и педагогической деятельности, учебно-педагогического сотрудничества и общения. С использованием широкого круга отечественных и зарубежных источников представлены исторически сложившиеся современные воззрения и исследовательские позиции в области педагогической психологии, показаны творческие возможности личностно-деятельностного подхода к обучению.
Для студентов педагогических и психологических направлений и специальностей. Представляет интерес для ученых и специалистов в области педагогики и психологии, для учителей и преподавателей общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.

Хорошо известны основные нравственно-этические, профессиональные заповеди медиков, соотносимые с предостережением великого мыслителя и врачевателя Востока Ибн Сины (Авиценны) (980-1037): «Не навреди». Они выражены в клятве Гиппократа (IV в. до н.э.), которую дают выпускники медицинских ВУЗов. Возникает вопрос, существуют ли в педагогике профессиональные заповеди, которые определяют характер и эффективность педагогического воздействия. По нашему глубокому убеждению, в качестве таковых можно назвать два совета начинающим педагогам: «пойми ученика» и «помоги ему научиться». Следование им с учетом всей сложности образовательного процесса, знание механизмов и закономерностей педагогического воздействия способствуют выполнению основной задачи образования - развития и становления личности ученика.
Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не дает ощутимо зримого конкретного результата сразу по его завершении. Результатом образования (конечно, с учетом воздействия и других факторов, в частности наследственности, семейного воспитания, самовоспитания и др.) является все последующее поведение, деятельность, образ жизни человека. Поэтому влияние педагогического воздействия любого образовательного учреждения не может контролироваться непосредственно.
Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем.Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Обращение к студенту - будущему педагогу (вместо предисловия)
ЧАСТЬ I. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Глава 1. Педагогическая психология - междисциплинарная отрасль научного знания
§ 1. Общенаучная характеристика педагогической психологии
§ 2. История становления педагогической психологии
Глава 2. Педагогическая психология: основные характеристики
§ 1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии
§ 2. Методы исследования в педагогической психологии
ЧАСТЬ II. ОБРАЗОВАНИЕ - ГЛОБАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава 1. Образование в современном мире
§ 1. Образование как многоаспектный феномен
§ 2. Основные направления обучения в современном образовании
§ 3. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса
Глава 2. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе
§ 1. Двустороннее единство обучения - учения в образовательном процессе
§ 2. Обучение и развитие
§ 3. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе
ЧАСТЬ III. ПЕДАГОГ И УЧЕНИКИ - СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Глава 1. Субъекты образовательного процесса
§ 1. Категория субъекта
§ 2. Специфические особенности субъектов образовательного процесса
Глава 2. Педагог как субъект педагогической деятельности
§ 1. Педагог в мире профессиональной деятельности
§ 2. Субъектные свойства педагога
§ 3. Психофизиологические (индивидные) предпосылки (задатки) деятельности педагога
§ 4. Способности в структуре субъекта педагогической деятельности
§ 5. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности
Глава 3. Обучающийся (ученик, студент) субъект учебной деятельности
§ 1. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности
§ 2. Школьник как субъект учебной деятельности Младший школьник как субъект учебной деятельности
§ 3. Студент как субъект учебной деятельности
§ 4. Обучаемость - важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности
ЧАСТЬ IV. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Глава 1. Общая характеристика учебной деятельности
§ 1. Учебная деятельность - специфический вид деятельности
§ 2. Предметное содержание учебной деятельности Предмет учебной деятельности
§ 3. Внешняя структура учебной деятельности Компонентный состав внешней структуры учебной деятельности
Глава 2. Учебная мотивация
§ 1. Мотивация как психологическая категория Основные подходы к исследованию мотивации
§ 2. Учебная мотивация
Глава 3. Усвоение - центральное звено учебной деятельности обучающегося
§ 1. Общая характеристика усвоения Подходы к определению усвоения
§ 2. Навык в процессе усвоения
Глава 4. Самостоятельная работа - высшая форма учебной деятельности
§ 1. Общая характеристика самостоятельной работы
§ 2. Самостоятельная работа как учебная деятельность Основные требования к самостоятельной работе
ЧАСТЬ V. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ
Глава 1. Общая характеристика педагогической деятельности
§ 1. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание
§ 2. Мотивация педагогической деятельности Общая характеристика педагогической мотивации
Глава 2. Педагогические функции и умения
§ 1. Основные функции педагогической деятельности Функции и действия (умения)
§ 2. Педагогические умения Общая характеристика педагогических умений
Глава 3. Стиль педагогической деятельности
§ 1. Общая характеристика стиля деятельности
§ 2. Стиль педагогической деятельности Общая характеристика стиля педагогической деятельности
Глава 4. Психологический анализ урока (занятия) как единство проективно-рефлексивных умений педагога
§ 1. Психологический анализ урока в деятельности педагога
§ 2. Уровни (этапы) психологического анализа урока Предваряющий психологический анализ
§ 3. Схема психологического анализа урока
ЧАСТЬ VI. УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ОБЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
§ 1. Общая характеристика взаимодействия Взаимодействие как категория
§ 2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса Образовательный процесс как взаимодействие
Глава 2. Учебно-педагогическое сотрудничество
§ 1. Общая характеристика учебного сотрудничества Сотрудничество как современная тенденция
§ 2. Влияние сотрудничества на учебную деятельность
Глава 3. Общение в образовательном процессе
§ 1. Общая характеристика общения Общение как форма взаимодействия
§ 2. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса
Глава 4. "Барьеры" в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности
§ 1. Определение и общая характеристика затрудненного общения
§ 2. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Обращение к студенту - будущему педагогу (вместо предисловия) 3

ЧАСТЬ I. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 5
Глава 1. Педагогическая психология - междисциплинарная отрасль научного знания 5
§ 1. Общенаучная характеристика педагогической психологии 5
§ 2. История становления педагогической психологии 9
Глава 2. Педагогическая психология: основные характеристики 14
§ 1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии 14
§ 2. Методы исследования в педагогической психологии 17

ЧАСТЬ II. ОБРАЗОВАНИЕ – ГЛОБАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 25
Глава 1. Образование в современном мире 25
§ 1. Образование как многоаспектный феномен 25
§ 2. Основные направления обучения в современном образовании 33
§ 3. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса 45
Глава 2. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе 55
§ 1. Двустороннее единство обучения - учения в образовательном процессе 55
§ 2. Обучение и развитие 58
§ 3. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе 69

ЧАСТЬ III. ПЕДАГОГ И УЧЕНИКИ - СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 74
Глава 1. Субъекты образовательного процесса 74
§ 1. Категория субъекта 74
§ 2. Специфические особенности субъектов образовательного процесса 77
Глава 2. Педагог как субъект педагогической деятельности 78
§ 1. Педагог в мире профессиональной деятельности 78
§ 2. Субъектные свойства педагога 81
§ 3. Психофизиологические (индивидные) предпосылки (задатки) деятельности педагога 84
§ 4. Способности в структуре субъекта педагогической деятельности 86
§ 5. Личностные качества в структуре субъекта педагогической 90
деятельности 90
Глава 3. Обучающийся (ученик, студент) субъект учебной деятельности 99
§ 1. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности 99
§ 2. Школьник как субъект учебной деятельности Младший школьник как субъект учебной деятельности 103
§ 3. Студент как субъект учебной деятельности 108
§ 4. Обучаемость - важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности 110

ЧАСТЬ IV. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 114
Глава 1. Общая характеристика учебной деятельности 114
§ 1. Учебная деятельность - специфический вид деятельности 114
§ 2. Предметное содержание учебной деятельности Предмет учебной деятельности 115
§ 3. Внешняя структура учебной деятельности Компонентный состав внешней структуры учебной деятельности 116
Глава 2. Учебная мотивация 130
§ 1. Мотивация как психологическая категория Основные подходы к исследованию мотивации 130
§ 2. Учебная мотивация 134
Глава 3. Усвоение - центральное звено учебной деятельности обучающегося 140
§ 1. Общая характеристика усвоения Подходы к определению усвоения 140
§ 2. Навык в процессе усвоения 144
Глава 4. Самостоятельная работа - высшая форма учебной деятельности 149
§ 1. Общая характеристика самостоятельной работы 149
§ 2. Самостоятельная работа как учебная деятельность Основные требования к самостоятельной работе 150

ЧАСТЬ V. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ 157
Глава 1. Общая характеристика педагогической деятельности 157
§ 1. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание 157
§ 2. Мотивация педагогической деятельности Общая характеристика педагогической мотивации 158
Глава 2. Педагогические функции и умения 162
§ 1. Основные функции педагогической деятельности Функции и действия (умения) 162
§ 2. Педагогические умения Общая характеристика педагогических умений 163
Глава 3. Стиль педагогической деятельности 167
§ 1. Общая характеристика стиля деятельности 167
§ 2. Стиль педагогической деятельности Общая характеристика стиля педагогической деятельности 168
Глава 4. Психологический анализ урока (занятия) как единство проективно-рефлексивных умений педагога 172
§ 1. Психологический анализ урока в деятельности педагога 172
§ 2. Уровни (этапы) психологического анализа урока Предваряющий психологический анализ 175
§ 3. Схема психологического анализа урока 178

ЧАСТЬ VI. УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ОБЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 184
§ 1. Общая характеристика взаимодействия Взаимодействие как категория 184
§ 2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса Образовательный процесс как взаимодействие 186
Глава 2. Учебно-педагогическое сотрудничество 188
§ 1. Общая характеристика учебного сотрудничества Сотрудничество как современная тенденция 188
§ 2. Влияние сотрудничества на учебную деятельность 190
Глава 3. Общение в образовательном процессе 195
§ 1. Общая характеристика общения Общение как форма взаимодействия 195
§ 2. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса 200
Глава 4. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности 209
§ 1. Определение и общая характеристика затрудненного общения 209
§ 2. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии 210
ПРИЛОЖЕНИЕ 221
ЛИТЕРАТУРА 222