Алфавит: буквы и звуки в русском языке (с аудио). Гласные е, ё, ю, я

    Мягкий знак и твердый знак не обозначают звуков в русском языке.

    Мягкий знак указывает на смягчение предшествующего звука в слове.

    Твердый знак указывает на твердое произношение предшествующего звука в слове.

    При этом являются обычными буквами.

    Какие буквы не имеют звуков проходят учащиеся в первом классе.

    Не обозначают никаких звуков в русском языке, только эти две буквы Ъ тврдый знак и Ь мягкий знак.

    Все остальные буквы алфавита обозначают звуки. Причм иногда буква обозначает сразу два звука, именно поэтому на 33 буквы приходится 42 звука.

    Тврдый знак препятствует сливанию звуков и разделяет гласную и согласную букву.

    Мягкий знак выполняет функцию смягчения и разделения. Одно и тоже слово при наличии Ь или его отсутствии, приобретает разное значение. Например: Пьеро и Перо.

    С точки зрения лингвистики в современном русском языке шесть букв не обозначают конкретные звуки. Мягкий знак служит для смягчения последней согласной, а твердый знак - разделяет согласные и гласные. Есть также четыре гласных: е, я, ю. В определенных случаях они могут распадаться сразу на два звука.

    К примеру: лка йолка, мясцо мисцо

    В русском языке есть две буквы, которые не обозначают никаких звуков: Ъ (тврдый знак) и Ь (мягкий знак).

    Мягкий знак обозначает мягкость предыдущего согласного, тврдый выполняет разъединительную функцию для правильного прочтения следующей гласной буквы (съ ел - сел). Такая ситуация возникает, когда приставка заканчивается на согласную букву, а корень начинается с гласной, которую можно прочесть двояко - как сочетание согласного звука Й + гласный или без него (буквы Е, Ю, Я ).

    Казалось бы, вс просто и рассказывать особенно не о чм.

    Но это не так. В древнерусском языке буквы Ь (ерь) и Ъ (еръ) обозначали вполне реальные звуки. Ь обозначал краткий звук И , а Ъ обозначал краткий звук О .

    В очень седые древние времена, ещ до принятия христианства и письменности, в древнерусском языке были гласные полные, краткие и носовые . К тому моменту, когда Русь была крещена, носовые гласные у нас исчезли , но буквы для них были (потому что этот процесс происходил неравномерно в разных славянских языках, а письменность создавали одну на всех), а вот разные по длительности звучания гласные звучали в реальной речи.

    Однако постепенно фонетическая система древнерусского языка начала освобождаться от этого разнобоя в длительности гласных. Сыграл сво значение и тот факт, что со временем в русском языке изменилось и качество ударения : ударные, предударные и заударные гласные начали длиться по-разному независимо от их изначальной, древней, длины. Явления редукции гласных в зависимости от положения о отношению к ударному слогу нет в других литературных славянских языках . Нет его и в украинском языке, поэтому человека, который начинает говорить по-украински, переключившись с русского, можно легко распознать вовсе по не неправильному Г, а по произношению подавляющего большинства гласных. Но это так, к слову пришлось.

    Что же произошло с краткими гласными Ь и Ъ? Некоторые из них оказались в сильных позициях (под ударением, перед скоплением нескольких согласных, в соседних слогах с другими краткими гласными или далеко от ударных слогов с любыми гласными) и прояснились в полные гласные О и Э . Другие оказались в слабых позициях (в абсолютном конце слова, в соседних слогах с ударными гласными) и просто исчезли .

    Поэтому мы говорим сЪ есть (Ъ оказался перед ударным гласным, слабая позиция), но сО единить (Ъ оказался далеко от ударного гласного, сильная позиция). В слове дЬ нЬ первый Ь оказался в сильной позиции (под ударением), а второй Ь - в слабой (в абсолютном конце слова), а вот при склонении ударение падает на окончание, поэтому бывший сильный Ь из корня превращался в слабый и исчезал. В современном русском языке это явление называется беглые гласные .

    Краткий звук Ъ действительно сохранился в болгарском языке , но там его называют ер голям (то есть большой ер). Ь (ер малек - маленький ер) исчез так же, как и в русском, а буква служит для обозначения мягкого согласного перед звуком О.

    В русском языке, две буквы, а точнее два знака, а именно -ь- (мягкий) и -ъ- (твердый) знаки , которые при правильном их употреблении в слове, смягчают или делают более жесткими звуки, добавляя определенный акцент в звучании того или иного слова.

    Есть две буквы в русском алфавите, которые не имеют собственных звуков, но влияют на произношение предыдущей согласной буквы(согласного звука). Либо мягкость, либо твердость.

    Эти две буквы располагаются в крайней части алфавита и выглядят они так Ь(мягкий знак) и Ъ(тврдый знак).

    Из 33 букв русского алфавита две буквы не обозначают самостоятельного звука, а лишь модифицируют звучение предшествующего это твердый знак Ъ и мягкий знак Ь.

    Во многих других языках эти функции возложены на диакритические знаки. Скажем, в чешском есть диакритический знак гачек (выгоядит как галочка над буквой (или в некоторых случаях как апостроф), играющий роль мягкого знака.

    Интересно, что буква Ъ в болгарском языке является обычной глесной, обозначающей звук, промежуточный между е и а.

    В русском алфавите 33 буквы. Каждая из них играет в речи одну из следующих ролей:

    1 .Обозначает один из звуков.

    2 .Обозначает два звука.

    3 .Обозначает один звук и характеризует предыдущий согласный звук по категории тврдости-мягкости.

    4 .Не обозначает ни одного звука, но характеризует тврдость или мягкость предыдущего согласного звука.

    Нас интересует 4-я группа. В не входят всего лишь две буквы. Они не имеют никаких подшефных звуков. Это Ъ и Ь . Характерно, что только эти буквы официально называются знаками - тврдым и мягким. У них нет никакого физического звучания. Как бы мы ни пытались их изобразить голосом, у нас ничего не получится. Эти знаки не обозначают звуков.

    Многие из нас знают, что при фонетическом разборе слов, часто получается так, что букв в слове больше чем звуков.

    Почему же так происходит?

    Всегда не обозначают звуков буквы Ъ и Ь .

    Не всегда -

    а в ряде случаев мы имеем дело с непроизносимыми согласными - это бывает тогда, когда букву мы пишем но не произносим (не читаем).

    Как видим, таких согласных есть несколько и это буквы Д, Л, Т, В

    Примеров таких слов можно привести очень много и вот некоторые из них:

    серДце, соЛнце, страсТный, позДний, здраВствуй и другие.

    Конечно-же бывают и исключения, так что всегда нужно быть внимательным и лучше такие сова брать на заметку.

    В русском языке всего две буквы, которые не обозначают звуков: Ъ и Ь . Они имеют разделительную функцию : Ъ -- после русских приставок, заканчивающихся на согласный звук, и перед корнем слова, начинающимся на буквы Е, Ю, Я (предъюбилейный, взъерошенный, отъм, съязвить); Ь -- в середине слова, то есть в корне или суффиксе

    (вьюнок, обезьяна, бульон, птичьи, лягушачья).

    **Ь ** имеет еще функцию смягчения согласных звуков: петь, раньше, львнок, семь.

    В написании некоторых частей речи Ь имеет свою морфологическую функцию, обозначая, например, существительные женского рода в отличие от существительных мужского рода : вещь и хвощ, речь и обруч, мышь и мякиш.

В современном русском алфавите 33 буквы. Каждая буква представлена двумя разновидностями: прописной (большой) буквой и строчной (малой). Кроме того, буквы имеют некоторые различия в печатном и рукописном виде.

Каждая буква в алфавите имеет свое определенное место и название, которое не следует смешивать с ее звучанием.

Русский алфавит и названия букв

Сравнение буквенного состава русского алфавита со звуковым составом русского языка говорит о том, что букв гораздо меньше, чем звуков. Это объясняется тем, что обычно одна буква в разных условиях обозначает несколько различных звуков. Например, буква з обозначает твердый звук [з]: гроза; мягкий звук [з’]: друзья; твердый звук [с]: воз; мягкий звук [с’]: врозь; твердый звук [ж]: изжарить; твердый звук [ш]: без шума.

Причем роль буквы з в разных случаях ее употребления неодинакова. Так, в словах гроза, друзья ее нельзя заменить никакой другой буквой без искажения произношения этих слов. Здесь она употреблена в своих основных значениях. В других приведенных выше примерах букву з можно было бы заменить другими буквами, и при этом произношение слов не изменилось бы; ср.: «вое», «врось», «ижжарить», «беш шума». В этих словах буква з выступает во второстепенных значениях.

По количеству основных значений, выражаемых той или иной буквой, все буквы русского алфавита делятся на две

шн] ица, а также 4льини[шн]а. В молб [шн] ый и шн] ый и порядо-

скворё [шн] ик, праче [шн] ая, горчй [шн] ый, пёре в женских отчествах на -ична: Никита [шн] а, ряде слов допустимо произношение [шн] и [ч’н молб [ч’н] ый, було [шн] ая и було [ч’н] ая, порядо [ч’н] ый и др.

группы: 1) имеющие одно звуковое значение - а, э, о, у, ы, ж, іи, ч, щ, Ц, й; 2) имеющие два звуковых значения - я, е, ё, ю, и, б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х. Например, буква ш всегда обозначает звук [ш]: шар, шило, мышь; буква б может обозначать звуки [б] и [б’]: голубой, голубиный.

Характеристику букв по количеству основных значений нужно отличать от деления букв по числу одновременно обозначаемых звуков.

По количеству одновременно обозначаемых звуков все буквы русского алфавита образуют три группы.

К первой группе относятся буквы, обозначающие одновременно только один звук: а, э, о, у, ы, (гласные звуки), б, в, г, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ (согласные звуки). Так, например, однозначные буквы а, э, о, у, ы одновременно всегда обозначают лишь один звук, двузначные буквы б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х одновременно могут обозначать либо твердый звук [б], либо мягкий звук [б"] и т. п. Буква ч всегда обозначает один и тот же мягкий звук [ч"]± буква ц - твердый звук [ц], буква щ - долгий мягкий звук [шу].

Ко второй группе относятся буквы, которые могут обозначать одновременно два звука: еэ], 5 , ю , я[ ja], и[и]: есть Цэс’т",ёж , юла Цула], яма Цамъ]у муравьи .

При этом следует иметь в виду, что данные буквы обозначают два звука лишь в одном из своих звуковых значений. В другом же своем звуковом значении эти буквы обозначают только один гласный звук с указанием на мягкость предшествующего согласного: е [э] - пел [п’эл]; ё [о] - вёл [в’ол]; я [а] - мял [м’ал]; ю [у] -пюре [п’урэ].

Наконец, третью группу составляют буквы, не обозначающие звуков - ъ, ь, например: подъем, нуль. Они выполняют в русской орфографии разделительную функцию, употребляясь на стыке морфем слов - подъ-езд, воробь-я [въраб^а]. Буква ь указывает также на мягкость предшествующего согласного звука - степь [сѴэп’]. Не обозначают никаких звуков так называемые непроизносимые согласные буквы в некоторых словах: радостный, поздно, солнце и др.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

§ 2. Буквенный состав русского алфавита. Соотношение между буквами и звуками

релевантные научные источники:

  • Cовременный русский язык. Ответы к экзамену

    | Ответы к зачету/экзамену | 2015 | Россия | docx | 0.12 Мб

    Термин «современный русский литературный язык». Русский язык – язык русской нации. Русский язык как средство межнационального общения народов СНГ. Место русского языка среди др. языков мира. Русский

  • Ответы на вопросы к экзамену по Стилистике и культуре речи

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.28 Мб

    Общенар рус язык - сложное явление. Слово «стиль» восходит к греческому сущ-ному «стило» - так называлась палочка, которой писали на доске, покрытой воском. Культура речи - распространённое в

  • Фонетика. Ответы на вопросы к экзамену

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.13 Мб

    Предмет и задачи фонетики. Методы изучения фонетики. Звуковое членение речи. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы (традиционная точка зрения). Сегментные единицы и признаки.

  • Очерки исторической морфологии русского языка. Имена

    Хабургаев Г.А. | М.: Изд-во МГУ, 1990. - 296 с. | Монография | 1990 | docx/pdf | 14.16 Мб

    В монографии рассматривается историческое развитие категорий и форм имен существительных, прилагательных, числительных и местоимений в русском диалектном языке. Обобщение материала, накопленного

  • Историческая грамматика русского языка

    Иванов В.В. | Учеб, для студентов пед. ин-тов по спец. „Рус. яз. и лит.“ - 3-є изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1990 - 400 с.: ил. | Учебник | 1990 | pdf | 12.89 Мб

    В учебнике, являющемся основным пособием по исторической грамматике русского языка, излагаются сведения по всем основным темам программы. В третьем издании автор существенно переработал почти все

  • Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием поисковых задач (на основе поэтического текста)

    Макарова Виктория Юрьевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва - 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 6.78 Мб

    Специальность 13.00.02. - теория и методика обучения и воспитания (русский язык) Данное исследование посвящено актуальному в методике русского языка вопросу - развитию познавательной деятельности

Какие есть буквы и звуки в русском языке? Какие буквы какие звуки обозначают? Какая разница между мягкими и твёрдыми согласными? Когда согласный будет твёрдым, а когда мягким? Зачем нужны мягкий (ь) и твёрдый знаки (ъ)?

Хотите найти ответы на все эти вопросы? Тогда читайте дальше!

Буквы и звуки

Ниже вы найдёте интерактивный алфавит русского языка с аудио. Для каждой буквы [в квадратных скобках] указаны звуки, которые она может обозначать, а также приведены примеры слов с этой буквой.

И здесь, наверняка, у вас сразу же появятся два вопроса:

№1 Почему у некоторых букв два звука?

Это особенность русского языка. Некоторые буквы могут обозначать два разных звука: твёрдый и мягкий согласный. Чтобы наглядно продемонстрировать этот принцип, я специально подобрала для таких букв по два примера: один – с твёрдым, а другой – с мягким согласным.

№2 Почему для «ь» и «ъ» не показано никаких звуков?

Это мягкий и твёрдый знаки. Сами по себе они не обозначают никаких звуков. Они показывают нам, как читать предыдущий согласный: согласный перед твёрдым знаком будет твёрдым, а согласный перед мягким знаком – мягким.

Также иногда нам надо отделить согласный звук от гласного, и для этого между ними мы напишем один из этих знаков. Так мы различаем, например, слова «семя» и «семья» .

ПРОБНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 класс.

1. В каждом из этих слов спряталось другое слово. Найди его

Хлев, зубр, коса, уточка, волк. 5б/……

..............................................................................................................................................................

2. Найди лишние слово, объясни причину исключения:

Мяч, арбуз, лес, зубы

……………………………………………………………………………………………………….

Ночь, дочь, поле, петь

………………………………………………………………………………………………2б/……

3. Составь слова из букв: ы, л, о, м е, р, о, п у, р, а, к, ч

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………3б/……

4. Выбери слова, в которых есть только мягкие согласные:

  • юбилей. 3б/……

5. Найди лишнюю пару:

широкий - узкий

громкий – сильный

тёмный – светлый

робкий - смелый 1б/……

6. Выдели слово, которое расположено не в алфавитном порядке:

  1. Муравей 1б/……

7. Разгадай ребусы.

Р 1 а ……………………………………………..

Э100ния ……………………………………………..

За1ка ……………………………………………… 3б/……

8. Выдели слова, которые можно разделить для переноса.

Осень, яма, пояс, Анна, лейка, ясень, сучья, якорь, коньки, аист.

9. Продолжи предложения, вставив подходящее животное.

Индюк, медведь, лиса, рыба, заяц, свинья, сорока, волк, осёл.

Нем как……………………………………………….

Грязный как………………………………………...

Труслив как …………………………………………

Упрям как…………………………………………....

Колючий как………………………………………… 5б/……

10. Выдели слова, в которых начальные буквы должны быть большими.

наташа, озеро, гора, собака, тузик, кузнецов, волга

11. Выдели слова, которые есть в пословице или поговорке.

а) Когда считают цыплят?

    По весне.

  • По осени. 1б/……

б) Когда приходит аппетит?

    Во время отдыха.

    Во время прогулки.

    Во время еды.

    Никогда не приходит. 1б/……

12. Выбери нужную форму существительного

Мама испекла пирожки с

    повидлом,

    повидлой. 1б/……

13. Выбери ответ, сколько звуков в слове «ЛЬЮ»?

14. Выдели слова с суффиксом – к –

    Салфетка.

  • Книжечка. 2б/……

15. Впиши в 4 клетки слово ласточка.

1б/…… 16. В каком слове отрицание нет слышится 100 раз.

17. В каком слове слышится три о, а пишется четыре

Спасибо за работу!

Набрал………./41балл

Ответы: 1 балл за каждый верный ответ

1.Хлев, зубр, коса, уточка, волк

2. мяч, арбуз, лес, зубы (мн. число)

Ночь, дочь, поле (нет на конце ь, 2 слога) или петь (глагол)

3.мел, мыло, перо, мост …..

4. теперь, семь, чаща, юбилей

5.1 мак, 2 мальчик, 3 молния, 4, муравей, 5 муха

6.ГРОМКИЙ-СИЛЬНЫЙ

7.Родина, Эстония, Австрия, подвал, заколка

8. Пояс, Анна, лейка, сучья, коньки.

9 Нем как рыба.

Грязный как свинья.

Труслив как заяц.

Упрям как осёл.

Колючий как ёж.

10. наташа, озеро, гора, собака, тузик, кузнецов, нарва, пирита

11. По осени

12. Во время еды

13. повидлом.

15. салфетка, ласточка, коробка

16.Ласточка

РУССКИЙ ЯЗЫК олимпиада

1. Выбери и обведи ту группу букв, которая является частью алфавита.

А А, Б, Г, О, Ю, М, К, Я, П.

Б. А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,3,Ж.

Я Ё, Ж, 3, И, И, Л, М, Н, О.

Г. Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ.

2. Какая буква в русском алфавите стоит седьмой по счёту?



3. Расставь буквы в алфавитном порядке.

М Ш Ф К В Я Ч

4. Разгадай кроссворд.

2

3 4 5

1. Снежная буря.

2. Домики для пчёл.

3. Мать, отец, дети.

4. Самое похожее на человека животное.

5. Ягоды, сваренные в сиропе.

5. Посмотри, как разделены для переноса слова. Подчеркни те из них, которые разделены неверно.

Н-очь, ком-на-та, со-бачк-а, бе-рег, к-ом-ар, пи-ро-жок, о-кно, май-ка, за-йка, маль-чик, сту-льчик.

6. Обведи в словах буквы, которые должны быть заглавными.

КОМПОЗИТОР ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ МОСКВА МОСКВИЧИ КИЕВ БАРСИК ЛЕНА КИСКА ДЕВОЧКА

7. Запиши слова через запятую.

ЛЕС. СЛОН. МАРИНА. ДОРОГА. МУРКА.

8. Выпиши слова, оканчивающиеся: А. на буквы звонких со­ гласных; Б. на звонкие согласные.

МЁД, КОТ, ЗУБ, СТРИЖ, ЛИСТ.

9. В каждом из этих слов спряталось другое. Найди его.

Хлев, коса, укол, уточка, щель, зубр, столб, удочка.

10. Запиши отгадки. Нарисуй схемы слов к отгадкам.

А. Маленький, удаленький, Сквозь землю прошёл, Красную шапочку нашёл.

Б. Сидит девица в темнице, А коса на улице.

11. В каком слове б звуков?

А. Якорь. В. Погода.

Б. Филин. Г. Колья.

12. Выбери из скобок и вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Ст(а,о)лы, д(а,о)жди, з(е,и)мля.

13. Исправь ошибки.

Ежы, лижи, щюки, чюдеса, чяйки, волчята.

14. Допиши слова.

Встреч__, пищ_, чащ_, туч_, добыч_, рощ_, дач_.

15. Разгадай ребусы.

100А 4Оа

16. Что обозначает выражение «водить за нос»?

А Провожать. В Ненавидеть.

Б. Встречать. Г. Обманывать.

17. Обведи правильный ответ.

Доброе слово и кошке приятно. Это....
А. Словосочетание. В. Загадка.
Б. Пословица. Г. Вопрос.

18. Сколько предложений в тексте?

Много сказок создал наш народ. Сказка учит добру. Лю­бимый герой русской сказки - Иванушка. В сказке Ива­нушка умён и скромен.

19. Дополни каждый список одним понятием.

А. Учитель, художник, врач,....

Б. Дед, отец, мать, внучка,....

Я Добро, ненависть, любовь, сопереживание,....

Г. Американец, русский, грузин, итальянец,....

Разговаривая, мы произносим звуки. Они образуются в результате движения воздуха из легких через рот и, в зависимости от того, как располагаются в этот момент язык и губы, имеют разную окраску.

Участвуют в образовании слов - языковых единиц, имеющих определенное смысловое значение и применяемых для процесса общения. Давайте поближе познакомимся с ними!

Что такое буквы и звуки

Все, слышимое и произносимое нами - это звуки. Они определенным образом обозначаются на письме, и то, что мы пишем, а затем читаем - это буквы.

Но звуки речи и буквы, которыми они обозначаются, в русском языке сильно различаются по количеству. В устной речи мы произносим 43 основных звука, но для их написания используем только 33 буквы.

То есть, все буквы нашего языка можно разделить на 3 группы.

  1. Буквы, которыми не обозначаются звуки (это «ь» и «ъ»). Как пример, можно привести: «пень», который произносится [п´эн´], а «съехать» - [сй´эхат´].
  2. Буквы, обозначающие 2 звука. К таким буквам относятся «ё», «е», «ю», «я». В их произношении используется пара звуков: [й´о], [й´э], [й´у], [й´а].
  3. Буквы, которыми обозначают 1 звук (это все остальные буквы).

Какая разница у гласных и согласных звуков

Существует две основные группы звуков речи - их определяют как Гласными являются те звуки, в возникновении которых участвует только голос. Их произносят протяжно, во рту звук не встречает никаких преград.

Согласные - это то, что мы произносим, сочетая и голос, и шум (их называют звонкими) или только шум (глухие согласные). Кроме того, согласные могут быть как твердыми, так и мягкими.

Ударные и безударные слоги

Гласные звуки речи участвуют в образовании слогов, при этом оказываясь под ударением или в безударной позиции. Под ударением подразумевается произношение какого-то слога с большей силой.

Русскому языку присуще изменение положения ударения. Оно может оказаться на любом слоге, в отличие от польского или французского языков, где за ним закреплено определенное место. Например, в слове «свистнул» ударение на первом слоге, а в слове «свистеть» - на втором.

Какими буквами обозначаются в русском языке гласные звуки

Чтобы обозначить основные гласные звуки речи (в нашем языке их шесть), используют десять гласных букв:

звук [и] - обозначается буквой «и» (тигр);

[ы] - буквой «ы» (дым);

[а] - буквами «а» (мама) и «я» (яма);

[о] - буквой «о» (нос) и «ё» (ёж);

[э] - буквой «э» (эхо) и «е» (день);

[у] - буквой «у» (кум) и «ю» (юг).

Таким образом, получается, что для того, чтобы обозначить 4 гласных звука ([о], [а], [э], [у]) в алфавите существует целых два ряда букв. Это могут быть:

  • а, о, э, у;
  • я, е, ё, ю.

Во втором ряду буквы выполняют сразу две функции. Они не только обозначают но и сигнализируют, что предыдущий согласный был мягким (мел - [м´эл]).

Если они стоят в начале слова, располагаются после гласных или после мягкого или твердого разделительного знака - они обозначают сочетание звуков. Например, слово ёлка звучит [й´олка], а слово поёт - [пай´от].

Как обозначаются на письме

Звуки речи участвуют в образовании слов и находятся там в слабой или сильной позиции, что зачастую оказывает прямое влияние на их обозначение на письме. Так, одной и той же буквой в языке могут обозначаться разные звуки. Пример: буквой «н» можно обозначить 2 звука - [н] и [н´]: ниша - [н´иша] или ныл [ныл].

А одной буквой «б» может обозначаться 4 варианта звуков [б], [б´] или [п], [п´]. Например: был [был] - бил [б´ил] или же горб [горп] - Обь [оп´].

Если звонкий согласный пишется в конце слова или располагается перед глухими согласными, то он может обозначать свой парный глухой звук. Такая позиция называется слабой. Обратите внимание, как мы произносим: кадка - ка[т]ка (звук находится перед глухим согласным) или глаз - гла[с] (звук находится в конце слова). Этот процесс определяется как оглушение.

Глухие же согласные могут звучать как их парные - звонкие, если они оказываются в сильной позиции. Например: молотьба звучит как моло[д´]ба, а в слове просьба слышен звук [з´] - про[з´]ба. Это, как вы понимаете, озвончение.

Нужно упомянуть, что сильной позицией считается в русском языке положение согласных звуков перед гласными или перед звонкими согласными.

Как на письме обозначаются некоторые согласные звуки

Некоторые звуки русской речи обозначаются на письме сочетанием букв. Кстати, эта ситуация вызывает очень большое количество орфографических ошибок.

Например, один звук [щ´] может в написанном слове выглядеть как сч, зч или жч. Мы пишем - счет, но произносим [щ´от], пишем - извозчик, а говорим [извощ´ик], пишем - мужчина, но звучит это как [мущ´ина].

А звук [ц] может обозначаться и как сочетание тц или дц, и как тьс или тс. Например: читается - читае[ц]а, двадцать - два[ц]ать.

Буквы не всегда соответствуют «своим» звукам

Как уже упоминалось, звуки речи участвуют в образовании слов и обозначаются на письме определенными буквами. И часто оказывается, что за одной буквой могут «прятаться» разные звуки. Например, в корне слова при изменении его числа мы пишем одну и ту же букву, но произносим при этом разные звуки: стОл (ст[о]л) - стОлы (ст[а]лы). То есть одной буквой «о» мы обозначаем два звука: [о] и [а].

Но есть случаи, когда разные звуки обозначаются одной буквой. Так, и в слове «клад» и в слове «плот» на конце звучит один и тот же звук [т], но обозначен он, как видите, разными буквами: «д» и «т».

Буквенный состав слов часто не совпадает со звуковым. Например, в слове «доблестный» пишется десять букв, но произносится лишь девять: [добл´исный´]. В этом и похожих случаях буква «т» является непроизносимым согласным. То есть такой буквой, которая не обозначает звука. Вот еще несколько примеров таких букв: солнце - [сонцэ], сердце - [с´эрцэ].

Особенности сочетания согласных и гласных звуков

Твердые русской речи не сочетаются с идущим вслед за ними гласным «и», а мягкие не могут сочетаться с «ы». Например, в слове «ужин» всегда твердый звук [ж] требует звука [ы] поэтому мы произносим [ужын].

В некоторых же случаях происходит смягчение в речи твердых согласных, стоящих в паре с мягким. Так, если в слове вагон, звук [н] - твердый, то в сочетании со всегда мягким [ч´] он звучит мягко - вагончик [вагон´ч´ик].

То же происходит и в ситуациях с сочетанием с другими мягкими согласными: фант - фа[н´т´]ик, лес - ле[с´н´]ик, чистый - чи[с´т´]ить.

Употребление твердого и мягкого знака в русском языке

Звуки речи и буквы в нашем языке, как вы уже, наверное, поняли, часто не совпадают. Так, например, твердый и мягкий знак на письме не обозначают никаких звуков.

Эти буквы, как правило, сигнализируют, что стоящие за ними е, ё, я, ю произносятся как два звука (пьет [пй´от]). Если же ь стоит после согласного, то он указывает на его мягкость (день [д´эн´]).

В некоторых случаях мягкий знак играет только грамматическую роль. Например, в слове «ложь» он не обозначает мягкости предшествующего согласного, а лишь указывает на то, что данное существительное принадлежит к женскому роду.

Особенности написания и произношения некоторых заимствованных слов

В некоторых словах, заимствованных из других языков, перед буквой е звучит не мягкий, как принято в русском языке, а твердый согласный. Обратите внимание - в слове «темп» мы пишем е, но при этом произносим твердый звук [т]. Произношение данного и подобных ему слов нужно запоминать или обращаться к орфоэпическому словарю.

Кашне - [нэ], модель - [дэ], претензия - [тэ], реле - первый слог [рэ], тире - [рэ], тест - [тэ], термос - [тэ], теннис - [тэ].

Как видите, звуки речи (1 класс или 11 остались позади) - это глубокая и серьезная тема, которая при внимательном изучении поможет вам разобраться в тонкостях правил произношения и принципах написания многих слов, вызывающих трудности. Удачи!