Что значит креативный человек? Кто эти люди.

Если вы - начинающий музыкант и хотите научиться играть на фортепиано, то сядьте за него и коснитесь клавиш. Отлично. Завтра вы можете снова сесть за фортепиано и поиграть. Пять минут в день лучше, чем ноль.

Пять минут могут превратиться в десять, совсем как лёгкие объятия могут перерасти в нечто более страстное.

Целую книгу вы сегодня написать не сможете, а одну страницу - вполне. Вы не сможете в мгновение стать знаменитым пианистом, но в состоянии выделить 15 минут на занятия музыкой. Пусть вы не можете сегодня рассчитывать на персональную выставку, но вполне способны нарисовать своего кокер-спаниеля, вальяжно устроившегося в старом кожаном кресле. Вы можете начать.

2. Упрямьтесь, чтобы сделать этот мир лучше

Автору бестселлеров Джулии Кэмерон психотерапевт посоветовал ориентироваться на карьеру секретаря, но она продолжила писать. Известного режиссёра Мартина Скорсезе отстранили от документального проекта, но он продолжил снимать фильмы. Юрист Джон Гришэм, которому «следовало бы» тратить время на «дела», доказал, что писать ему тоже следовало.

К счастью для нас, художники - люди упрямые. Эти люди прислушались к своему внутреннему голосу, да и несколько внешних голосов шептали - или кричали, что тоже знают, кто мы на самом деле. Учитесь у них уверенности, тогда вы тоже сможете изменить свою судьбу.

3. Ведите себя «как будто»

Простой способ развить в себе и творческую уверенность - вести себя «как будто». Рисуйте, как будто вы Ван Гог, пишите, как будто Киплинг. Действуйте, как будто заслуживаете работу, на которую хотите устроиться. Работайте так, как будто вы первоклассный сотрудник.

4. Не будьте жертвой

Перемены начинаются в сердце. Начиная изнутри и двигаясь наружу, выражая свою любовь и свои ценности, мы улучшаем собственную жизнь, чувствуем себя лучше, а мир в целом становится здоровее. Именно из-за необходимости снова и снова делать выбор творчество исключает позицию жертвы. Когда жизнь кажется несправедливой, на вопрос «Ты хочешь что-то сделать с этим?» правильный творческий ответ будет «Да».

5. Развивайте умение видеть

Именно внутреннее зрение позволяет заметить, чего не хватает произведению, а также помогает увидеть то, чего раньше никто не видел. Это невероятный человеческий дар - видеть дальше настоящего и прошлого и из того неведомого извлекать нечто, что до сих пор не существовало.

Нам необходимо просто прикрыть глаза и ненадолго прислушаться. Вокруг нас, в воздухе, всегда звучит нечто ранее неслыханное.

Карлхайнц Штокхаузен, композитор ХХ века

6. Оставайтесь в творчестве легкомысленным

Тогда вы сможете выполнить более серьёзную работу. Вот такой парадокс. Чем большее бремя на себя взваливаем, чем более ограниченными чувствуем себя, тем более уязвимыми становимся перед лицом творческих .

При виде слова «совершенство» дух спонтанности вылетает в окно. Начинаешь думать, что нельзя считаться великим композитором, если позволишь себе сочинить детям простенькую колыбельную или дурачиться, импровизируя на фортепиано. Мы так преклоняемся перед «великим» искусством, что хронически недооцениваем себя. Мы так беспокоимся о том, сможем ли играть в высшей лиге, что не играем вовсе.

Всё, что стоит делать, нужно делать, пускай даже плохо. Чем сильнее ваш аппетит к приключениям, тем более авантюрный набор творческих элементов окажется в руках, когда вы приступите к работе.

На этой неделе наши друзья из издательства «МИФ» празднуют двенадцатилетие. В честь такого события они приготовили подарок: с 19 по 25 июня на все творческие книги действуют скидки до 50% . Для читателей Лайфхакера - дополнительный бонус: по промокоду LH_MIF вы получите скидку ещё в 10% на все книги (электронные и бумажные). Промокод действует до 9 июля, 23:59. Скидка суммируется с другими скидками на сайте.

Креативный человек имеет отличные навыки развития собственного воображения, он выходит за рамки стереотипов, раскрывая границы фантазии и придумывая совершенно новые идеи. Что такое креативность, зачем она нужна и кто такие креативные люди - вы узнаете совсем скоро.

Что такое креативность?

Давайте разберемся, что значит креативный человек. Креативность - это особое личностное качество, позволяющее эффективно заниматься творческой, созидательной, новаторской деятельностью.

Креативные люди - это те, кто способен находить новые и оптимальные пути решения поставленных задач. Они могут разглядеть проблему под разными углами, подчас увидеть ее так, как не видел раньше никто. Тем не менее креативность - это не только новаторство и творчество, способ мышления, приносящий практическую пользу в различных видах деятельности.

Чем отличается креативность от творчества?

Очень часто люди смешивают эти понятия или используют как синонимы, не задумываясь об истинных значениях слов. Творчество - это тоже способность создавать новое. Однако понятие творчество относится к искусству и созиданию эстетическому, а креативность - к области утилитарного, практического применения. Эти два свойства человеческой личности могут пересекаться, но не обязаны быть в сочетании и не проистекают одно из другого.

Для современных профессий, особенно связанных с новаторством, требуется именно креативность - способность на основе накопленного опыта и знаний генерировать новые идеи и способы, оптимизирующие рабочий процесс или создающие неповторимый продукт. В понятие креативность включены такие качества, как решительность, способность пойти на риск, сообразительность, находчивость, быстрота мысли. Также креативности всегда сопутствует широкий кругозор, ибо не имея такового, сложно придумать новое решение проблемы.

Профессии для креативных людей

Креативное мышление необходимо во многих в том числе в бизнесе, рекламе, науке, искусстве и политике. Сейчас во многих предложениях работы можно встретить сообщение, что работодателю требуются креативные люди на различные должности.

Креативность в бизнесе - это умение подстраиваться под новые меняться в соответствии с изменяющимися условиями рынка. Бизнес, особенно малый или средний, не терпит консервативности. Сейчас развитие бизнес-технологий идет очень быстро, постоянно появляются новые курсы повышения квалификации, новые течения в управлении персоналом и так далее. Креативность в бизнесе нужна для мобильности, быстроты принятия решения и новаторства.

Креативность в рекламе - это способность преподнести продукт новым образом, под неожиданным углом. В современном мире человек получает в сутки зашкаливающее количество информации. уже не знают, как привлечь внимание потенциального потребителя и не вызвать раздражения слишком навязчивым или кричащим образом. Именно для решения таких проблем и нужны в рекламе креативные люди. Рекламное сообщение должно быть качественным, интересным и информативным.

Креативность в сфере услуг - способность поиска новых подходов в общении с людьми. Эта сфера применения креативности требует не только хорошего знания людей в бытовом смысле и развитой интуиции, но и накопленного багажа знаний в сфере психологии и социологии. Для сферы продаж важно суметь преподнести продукт так, чтобы потенциальный покупатель захотел его приобрести, в гостиничном бизнесе квеативным может быть оформление номеров или, например, особенности обслуживания гостей.

Креативность найдет себе место практически в любой профессии, если подчинить ее сугубо утилитарным целям и не путать с творчеством. Чаще всего креативные люди - это те, которые, помимо развитого воображения, имеют знания в области экономики, управления, технологии производства и так далее.

Способы развития креативности

Что означает слово креативный человек? Креативность не является врожденной способностью. Да, к ней должны быть предпосылки, но ее можно и нужно развивать. Существуют различные методики развития креативности у детей и взрослых. В детском возрасте внимание уделяется больше развитию творческих способностей и навыков, на основе которых в сочетании с приобретенным опытом и знанием впоследствии можно развить креативность.

Рассмотрим несколько упражнений для развития этой способности.

  • Обсуждение идеи в команде, где у каждого есть определенная роль: критика, мечтателя и реалиста. Рассмотрение проблемы с трех точек зрения позволяет увидеть ее новые грани и пути решения.
  • Создание дерева ассоциаций. На листе бумаге изображается проблема, от нее идут линии, где написаны связанные с ней идеи. В процессе создания дерева могут появиться идеи, которые сразу бы не пришли в голову.
  • Пойти путем от обратного. Представить, что надо сделать, чтобы наверняка не решить проблему, а затем заменить эти идеи на противоположные.
  • Рекомендуется расширять свой кругозор - интересоваться всем, что происходит вокруг. Ходите в театры, посещайте выставки, читайте газеты, публицистику и чаще общайтесь с кративными людьми, им есть, что рассказать.

Это далеко не полный список упражнений на развитие креативности, но все они связаны с расширением горизонтов мышления, развитием воображения и разрушением стереотипов.

Самые креативные люди

С возрастанием в последнее десятилетие интереса к термину "креативность" стали появляться печатные издания, связанные с этим понятием. Многие страны выпускают свои журналы о креативности. Редакторы издательств составляют списки самых креативных людей прошедшего года. В их число входят владельцы и основатели рекламных агентств, разработчики программного оборудования, режиссеры, дизайнеры, писатели, предприниматели, певцы и журналисты.

По версии журнала Creativity самый креативный человек - это Сачин Агарвал, основатель сайта Posterous. Также наряду с ним назван самым креативным человеком его коллега Джерри Тан.

Признаки креативного человека

И все же, что означает креативный человек? Как и все внутренние человеческие качества, креативность имеет внешнее проявление в поведении.

По каким признакам можно выделить из толпы такого человека?

  • Креативные люди - это Они не боятся пробовать новое.
  • Интуиция для них не менее важный инструмент принятия решений, чем логика.
  • У креативных людей отличное чувство юмора.
  • Креативные люди - это те, кто делится своими мыслями и идеями с другими.
  • Легко разбираются в самых запутанных переплетениях информации. Креативные люди подвергают полученную информацию критическому осмыслению, никогда не идут на поводу у толпы.
  • Им интересен сам процесс, а не только результат.
  • Любят узнавать новое, искать ответы на самые сложные вопросы. Чем труднее задача, тем охотнее за нее возьмется творческий, креативный человек.
  • Креативные люди всегда в поиске: решений, ответов, знаний и идей.
  • Креативные люди - прекрасные учителя. Они легко объясняют трудные для понимания вещи другим, прослеживают связь между имеющимся материалом и создают из него новое.
  • Креативный человек не терпит границ и рамок. Он постоянно расширяет свой кругозор, примеряет на себя новые точки зрения.
  • Креативные люди - новаторы. Они с интересом берутся за тестирование новых идей и оказываются в будущем конкурентоспособными.

Мода на креативность

В настоящее время в каждом втором резюме в графе «дополнительная информация» указано качество - креативность. Креативный человек - это какой, так ли важно быть креативным? Да, многие специальности требуют принятия новаторских решений, умения мыслить нестандартно и нетривиально преподносить себя или продукт. Но в то же время достаточно специальностей, не требующих креативного подхода. В повседневной жизни значение этой особенности еще более размыто. Ввиду моды на креативность многие люди хотят показаться творческими и изобретательными даже в общении со своими приятелями.

Не креативный человек - это не человек без фантазии, не способный мыслить дальше шаблонных построений. Креативность, скорее, неотъемлемое качество для некоторых областей профессиональной деятельности, нежели жизненно необходимое в быту. Человек вовсе не обязан быть креативным, а вот творческие способности развивать полезно в любом возрасте.

Что такое и есть ли он в России?

Креативным классом в странах Европы и в Америке принято называть людей, проектирующих и создающих новые идеи, образы, продукты. Это дизайнеры, специалисты по рекламе, маркетологи и так далее. Глобальная задача так называемого креативного класса - изменить мир, сделать его удобнее и приспособить под нужды населения. В менее глобальном смысле - придать привлекательный вид продукции, внедрить какие-либо новшества, связанные с бытовым комфортом, добавить функциональности в предметы обихода и технику. В России как такового креативного класса нет. Здесь эти люди в меньшинстве, поскольку общество на данный момент нуждается в креативных разработках меньше, чем европейское или американское. Это связано с особенностями культуры и менталитета. Однако можно точно сказать, что креативное направление деятельности в России развивается. Находятся и создаются новые ниши на рынке услуг, где требуются креативные специалисты. Трудно спрогнозировать, догонит ли в этом смысле Россия Европу, но можно не сомневаться, что креативный класс получит развитие и в России.

Для чего нужна креативность?

Это качество в различных областях применяется для решения разных задач. В целом креативность нужна для оптимизации, улучшения, повышения эффективности, увеличения функциональности и производственной мощности. Одним словом - для качественного скачка вперед. В науке и производстве креативность нужна для изобретения нового оборудования, новой техники, даже самих технологий производства. Креативность делает нашу жизнь интереснее, красочнее и комфортнее. Переход от индустриального общества к постиндустриальному ознаменовался расширением сферы услуг. В настоящее время в этой сфере большую роль играет умение преподнести услугу или продукт потенциальному потребителю.

Красота, энергия и новизна в сочетании с практической пользой - вот та креативность, которая в практическом применении дает эстетическое удовольствие и бытовой комфорт.

Смелые идеи привели к успеху не одну компанию: вспомним фотоаппарат моментальной печати от Polaroid и экономику совместного потребления, предложенную Airbnb и похожими стартапами.

В 1995 году шеф-повар Массимо Боттура тоже вышел за рамки привычного, открыв ресторан Osteria Francescana в Модене и переосмыслив итальянскую кухню в стране, где традициям отводится первостепенное значение. Наградой за смелость стал неиссякаемый успех. За два десятилетия заведение прошло путь от неприятия местными жителями до трех звезд Мишлен, а в 2016 году оказалось на первом месте в рейтинге пятидесяти лучших ресторанов мира. В этом году ресторан снова признали лучшим.

То, что на первый взгляд казалось рискованным решением - пойти против любимых рецептов нескольких поколений, - прославило Боттуру. Подобный успех часто порождает самонадеянность и приводит к дальнейшим неудачам. Однако успех Osteria Francescana, напротив, создал почву для будущих экспериментов. Из этого примера компании, которые делают ставку на инновации и хотят сохранить креативность, могут вынести два основных урока.

Всегда развивайтесь. Внимание инновационных организаций больше приковано к поиску нового, чем к сохранению прошлых достижений на должном уровне. В Osteria Francescana каждое блюдо доводится до идеала, но ни один рецепт не является окончательным. Боттура считает, что блюда должны со временем становиться еще лучше.

Рассмотрим в качестве примера фирменное блюдо «Le cinque stagionature del Parmigiano Reggiano», или «Пармезан пяти разных возрастов и текстур, поданный при пяти разных температурах». Идея родилась двадцать лет назад, когда Боттура просто решил поэкспериментировать с разными текстурами и температурами сыра. Изначально он использовал сыр трех возрастов. Потом сыров стало четыре, а затем и пять. Блюдо наглядно демонстрирует процесс созревания пармезана. Из сыра возрастом 24 месяца делают горячее суфле, из 30-месячного готовят теплый соус, из 36-месячного - охлажденный мусс, из 40-месячного - хрустящие чипсы, а 50-месячный превращают в невероятно легкий мусс, который сами повара называют «воздухом». Боттура наблюдал, как меняется сыр в разных условиях, и создал изумительно вкусное блюдо, которое к тому же оставляет пространство для творчества.

Поощряйте новаторство, а не предсказуемость. Боттура следит за тем, чтобы члены его команды были открыты для творческого мышления и игры. Например, он иногда просит сотрудников создать блюдо, вдохновленное музыкальным произведением, картиной или стихотворением. Шеф-де-парти Джессика Росвал из Канады рассказывает: «Я работала здесь всего пару месяцев и только начинала привыкать к его стилю общения. Однажды он ворвался в кухню и сказал: “Итак, новое задание на сегодня: Лу Рид, песня “Take a Walk on the Wild Side”. Все приготовьте по блюду». Я даже не могла представить, с чего начать».

Но паника вскоре сменилась воодушевлением. «Мы создали много разных блюд, Кто-то вдохновился басовой партией. Кто-то - словами песни. Другие - духом того времени. Множество разнообразных блюд родилось благодаря тому, что Массимо слушал песню у себя в машине», - рассказывает Джессика.

Новаторство в работе повышает удовлетворенность, а также креативность и общую продуктивность. Кроме того это залог большей уверенности в себе. Психологи Брент Мэттингли из Колледжа Эшленда и Гэри Левандовски из университета Монмаута провели исследование : некоторые участники читали перечень фактов, среди которых встречались довольно любопытные («Бабочки ощущают вкус лапками»), другие - получили перечни с менее удивительными фактами («Гусеницы превращаются в бабочек»). По наблюдениям исследователей, после задания участники из первой группы почувствовали, что приобрели новые знания и стали увереннее. Они более усердно работали над следующими заданиями.

Многие компании, которые я изучала, видят свою первостепенную задачу в том, чтобы привести к единообразию работу сотрудников. На самом деле, в приоритете должно быть новаторство. Опросив 300 новых сотрудников множества американских компаний из разных отраслей, я обнаружила: чем чаще люди сталкиваются с чем-то принципиально новым в первые недели на новой работе (приобретают новые навыки, общаются с новыми коллегами, выполняют непривычные сложные задачи), тем с большим энтузиазмом они будут работать в дальнейшем и тем дольше останутся в компании. Напротив, сотрудники, заявлявшие, что каждый день делают примерно одно и то же, были менее удовлетворены работой и хотели уволиться.

Боттура - харизматичный лидер, который начал свою карьеру шеф-повара с нарушения строжайших правил традиционной итальянской кухни: длинная паста подается с соусами из морепродуктов, короткая - с мясными, а проверенные временем рецепты нельзя ставить под вопрос или менять. Боттура заново изобрел традиционные итальянские блюда и принес компании успех. И это не единственная его заслуга. На протяжении многих лет ему удается поддерживать бунтарских дух в своем ресторане. Он заставляет подчиненных смотреть на блюда и ингредиенты под другим углом, и все они открыты новому и непрерывно совершенствуют свои навыки. Меню постоянно меняется, а повара развиваются как профессионалы.

Когда развитие - всеобщая цель, в организации нет места самонадеянности, и свежие идеи рождаются снова и снова.

Об авторе. Франческа Джино - преподаватель бизнес-администрирования Гарвардской школы бизнеса, автор книг «Rebel Talent: Why It Pays To Break The Rules At Work And In Life и «Sidetracked: Why Our Decisions Get Derailed, and How We Can Stick to the Plan».

К творчеству , составляющий относительно устойчивую характеристику личности . Первоначально К. рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем К. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с К. до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует К. В настоящее время К. рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении К. - выявление личностных качеств, с которыми она связана.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Креативность

Творческие способности индивида - способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Характерна готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входит в структуру одаренности как независимый фактор. Среди способностей интеллектуальных выделена в особый тип. Согласно А. Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Согласно П. Торренсу, креативность включает в себя:

1 ) повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний;

2 ) действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

Для оценки креативности применяются различные тесты дивергентного мышления, опросники личностные, анализ результативности деятельности. Изучение факторов творческих достижений ведется в двух направлениях:

1 ) анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности - личностные факторы;

2 ) анализ мышления творческого и его продуктов - факторы креативности: беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении и пр.

С целью содействия развитию мышления творческого можно использовать учебные ситуации, характерные незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов; при этом учащихся поощряют к формулированию множества вопросов. Вопрос о креативности как самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве пока остается нерешенным. Не найдены и надежные способы ее измерения.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Креативность Этимология.

Происходит от лат. creatio - созидание.

Категория.

Творческие способности индивида.

Специфика.

Характеризует готовностью к продуцированию принципиально новых идей. По мнению П.Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Креативность входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

Диагностика.

Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности.

Формирование.

С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

КРЕАТИВНОСТЬ

(англ. creativity ) - творческие возможности ( ) человека, которые могут проявляться в мышлении , чувствах , общении , отдельных видах деятельности , характеризовать в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. К. рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности (см. ), который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив, К. определяется не столько критическим отношением к новому с т. зр. имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.

Важным этапом в изучении К. послужили работы Дж. Гилфорда (1967), выделившего конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное (идущее одновременно в разных направлениях, отступающее от логики) (см. ). Большинство заданий в тестах на К. ориентировано на выявление дивергентных способностей: они не предполагают определенного числа ответов; оценивается не правильность ответов, а соответствие заданию; поощряется поиск нетривиальных и неожиданных решений.

П. Торренс (1974) определил К. как появления чувствительности к проблемам, к дефициту или дисгармонии имеющихся знаний ; определения этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез ; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и наконец, формулирования и сообщения результата решения. Рассмотрение К. как процесса позволяет выявить структуру К. (как способности), условия, стимулирующие этот процесс, а также оценить творческие достижения. В тестах К., разработанных Торренсом, использованы модели творческих процессов, отражающие их сложность в различных сферах деятельности: словесной, изобразительной, звуковой, двигательной. Тесты оценивают К. в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей.

Помимо тестов для определения К., используются специальные опросники со списками ситуаций, чувств, интересов, форм поведения, характеризующих творческих людей. Эти анкеты м. б. адресованы как самому испытуемому, так и окружающим его людям. Для анализа продуктов творчества используются оценки экспертов: ученых, художников, изобретателей. Стандарты для таких оценок всегда основаны на общественном суждении (см. , ).

Высокие показатели К. у детей отнюдь не гарантируют их творческие достижения в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениями (см. ). Опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий демонстрирует существенный рост К., а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве. Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления , выделяют след.: ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых; разрешение и поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях; внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников. Препятствуют развитию К.: избежание риска ; стремление к успеху во что бы то ни стало; жесткие стереотипы в мышлении и поведении; ; неодобрительные оценки воображения (фантазии), исследования; преклонение перед авторитетами. См. также . (Е. И. Щебланова.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Креативность

   КРЕАТИВНОСГЬ (с. 328) (от англ. creativity) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. В последние годы термин получил в отечественной психологии широкое распространение, почти вытеснив бытовавшее ранее словосочетание творческие способности . Эти понятия кажутся синонимичными, что могло бы вызвать сомнение в целесообразности введения иноязычного термина. На самом деле креативность правильнее определить не столько как некоторую творческую способность или совокупность таковых, а как способность к творчеству, а это понятия хотя и очень близкие, но не идентичные.

Творческие компоненты интеллектуальных процессов привлекали внимание многих ученых на всем протяжении развития психологической науки. Достаточно вспомнить оригинальные исследования француза Альфреда Бине, англичанина Фредерика Бартлетта, работы Макса Вертгеймера, Вольфганга Келера, Карла Дункера, выполненные в русле гештальтпсихологии, и множество других интересных исследований. Однако в большинстве этих работ фактически не учитывались индивидуальные различия в творческих способностях, хотя и признавалось, что разные люди наделены этими способностями не в равной мере.

Интерес к индивидуальным различиям в творческих способностях обозначился в связи с очевидными достижениями в области тестометрических исследований интеллекта, а также с не менее очевидными упущениями в этой области.

К началу 60-х гг. XX в. был уже накоплен масштабный опыт тестирования интеллекта, что в свою очередь поставило перед исследователями новые вопросы. В частности, выяснилось, что профессиональные и жизненные успехи вовсе не напрямую связаны с уровнем интеллекта, вычисляемым с помощью тестов IQ. Опыт свидетельствовал, что люди с не очень высоким IQ оказываются способны на незаурядные достижения, а многие другие, чей IQ значительно выше, нередко от них отстают. Было высказано предположение, что здесь решающую роль играют какие-то иные качества ума, которые не охвачены традиционным тестированием.

Поскольку сопоставление успешности решения проблемных ситуаций с традиционными тестами интеллекта в большинстве случаев показало отсутствие связи между ними, некоторые психологи пришли к выводу, что эффективность решения проблем зависит не от знаний и навыков, измеряемых интеллектуальными тестами, а от особой способности «использовать данную в задачах информацию разными способами и в быстром темпе». Такую способность назвали креативностью. Основным средством диагностики креативности стал «тест отдаленных ассоциаций» (Remote Associates Test ), с помощью которого измеряют особенности и «быстроту перемещения внимания на некотором символическом уровне в пределах широкого объема информации».

Дж.Гилфорд и его сотрудники выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность . Среди них:

   беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени);

   гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую);

   оригинальность мышления (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых);

   любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других);

   иррелевантность (логическая независимость реакций от стимулов).

В 1967 г. Гилфорд объединил эти факторы в общем понятии «дивергентное мышление», которое отражает познавательную сторону креативности. По сравнению с конвергентным мышлением, ориентирующимся на известное, тривиальное решение проблемы, дивергентное мышление проявляется, когда проблема еще должна быть определена и когда не существует заранее предписанного, установленного пути решения.

Первоначально Гилфорд включал в структуру креативности помимо дивергентного мышления способность к преобразованиям, точность решения и прочие собственно интеллектуальные параметры. Тем самым постулировалась положительная связь между интеллектом и креативностью. В ходе многочисленных экспериментов выяснилось, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении проблем, но не бывает низкоинтеллектуальных креативов.

Позже Э.Торренс, опираясь на результаты обширных эмпирических исследований, сформулировал модель соотношения креативности и интеллекта: при IQ до 120 баллов общий интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ свыше 120 баллов креативность утрачивает зависимость от интеллекта.

Дальнейшие исследования мало способствовали уточнению этого положения, поскольку привели к противоречивым результатам. Н.Коган и М.Воллах критически проанализировали процедуру тестирования креативности в экспериментах Гилфорда и Торренса. Отказавшись от элементов соревновательности, временных ограничений и критерия точности, они в результате установили независимость факторов креативности и интеллекта.

В нашей стране в исследованиях, проведенных сотрудниками лаборатории способностей ИП РАН, была выявлена парадоксальная зависимость: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление (к ним относятся практически все тесты интеллекта), чем все прочие испытуемые. Это, в частности, позволяет понять природу многих затруднений, которые испытывают творчески одаренные дети на школьной скамье. Поскольку, согласно данным этого исследования, креативность противоположна интеллекту как способности к универсальной адаптации, то на практике возникает эффект неспособности креативов решать простые, шаблонные интеллектуальные задачи.

Интересное исследование, касающееся соотношения креативности и интеллекта, провела наша соотечественница Е.Л.Григоренко (ныне работающая под руководством Р.Стернберга в Йельском университете). Ей удалось выявить, что количество гипотез, порождаемых индивидом при решении комплексной мыслительной задачи, коррелируете креативностью по методике Торренса, а правильность решения положительно коррелирует с уровнем общего интеллекта по Векслеру.

Опираясь на эти данные, В.Н.Дружинин делает вывод: креативность и интеллект являются ортогональными факторами, то есть независимы друг от друга. Между тем операционально они противоположны: ситуации, благоприятствующие проявлению интеллекта, противоположны по своим характеристикам ситуациям, в которых проявляется креативность. Иными словами, креативность и общий интеллект являются способностями, каждая из которых определяет процесс решения мыслительной задачи, однако они играют разную роль на различных этапах этого процесса.

Впрочем, хотя исследования креативности активно ведутся вот уже несколько десятилетий, накопленные данные не столько проясняют, сколько запутывают понимание этого явления. Достаточно сказать, что еще сорок лет назад было описано более 60 определений креативности, а к настоящему моменту их уже невозможно сосчитать. При этом некоторые исследователи иронично отмечают: «Процесс понимания того, что такое креативность, сам требует креативного действия».

Несколько лет назад Ф.Баррон и Д.Харрингтон, подводя итоги исследований в этой области, сделали следующие обобщения того, что известно о креативности.

Креативность - это способность реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытие, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.

Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, валидность, адекватность задаче и еще одно свойство, которое может быть названо пригодностью - эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент.

Креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем и др.

К сожалению, до настоящего времени ученые не достигли согласия даже по поводу того, существует ли вообще креативность, или она является научным конструктом? Впрочем, те же сомнения высказытаются и в адрес традиционного понятия «интеллект». Не приходится удивляться, что соотношение этих понятий вызывает еще больше споров. По мнению некоторых американских психологов, большинство полученных данных о соотношении креативности и интеллекта дают возможность для выделения креативности «как понятия того же уровня абстракции, что и интеллект, но более смутно и неопределенно измеряемого».

На этом основании нельзя исключить и то, что креативность, подобно традиционно измеряемому интеллекту, характеризуется определенной совокупностью прижизненно усвоенных умственных действий, навыков и стратегий. Свидетельства в пользу этого получены в исследованиях, посвященных формированию креативности. Так, Гуднау, Уорд, Хэддон и Литтон продемонстрировали прямую зависимость креативности от условий социализации, вплоть до уровня учебных заведений, в которых разные люди получают образование. Иными словами, есть школы консервативные, формирующие исполнителей, - творческие личности в них не уживаются, отторгаются ими; и есть школы творческие, которые в буквальном смысле слова учат мыслить креативно. Правда, и из первых порой выходят творцы (вспомним того же Томаса Эдисона, не справлявшегося с рутинной программой), а вторые отнюдь не гарантируют стопроцентную творческую отдачу своих выпускников. Вероятно, кое-что заложено в самом человеке, причем не только в познавательной сфере, но и в личностной. Что же заложено, в какой мере, как это стимулировать и поощрять? Эти вопросы еще ждут своих исследователей.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "креативность" в других словарях:

    КРЕАТИВНОСТЬ - (лат. сrео творить, создавать) способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. Творческие способности могут проявляться в мышлении индивидов, в их трудовой деятельности, в… … Философская энциклопедия

    КРЕАТИВНОСТЬ - (от лат. creatio созидание сотворение), творческая, созидательная, новаторская деятельность … Большой Энциклопедический словарь

    Креативность - (от лат. creatio созидание) творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По … Психологический словарь

1.1. Творчество и креативность. В чем отличие?

Креативность. В настоящее время это очень популярное слово. Креативность просто необходима в современном мире. Но как ее измерить, наверное, не знает никто, хотя и существует масса тестов так же, как и огромное количество определений, что такое креативность.

Слово креативность (create) пришло к нам из английского языка и обозначает творческие способности, возможности человека. Это творчество может проявляться в совершенно разных сферах, в разной деятельности, в общении, в мышлении, даже в чувствах. Креативность – это одаренность, восприимчивость к новым идеям, умение решать задачи неординарным способом. Креативный человек обладает большими преимуществами, выгодно отличается от коллег по службе, он более интересный собеседник, умеет найти выход из самой сложной ситуации. Креативный человек более терпим к окружающим, уравновешен, видит мир по-своему.

На бытовом уровне слово креативность – это смекалка. Способность человека использовать предметы, обстановку и обстоятельства самым необычным образом, находя остроумное и нетривиальное решение проблемы.

Креативные продукты, предметы могут быть совершенно различными: открытие нового химического процесса, решение математической проблемы, создание музыки, поэмы, картины, новой философской системы, инновации в юриспруденции, решение проблем в социальной или политической жизни и многое, многое другое.

Многие считают, что «креативность» и «творчество» – это синонимы. Такое мнение глубоко ошибочно. Творчество – это вдохновение автора, его способности. Как правило, композиторы, художники, писатели и другие творческие люди создают свои шедевры, руководствуясь только собственным настроением и эмоциями.

А креативный процесс имеет прагматический элемент, прагматические цели. Креативный человек, создавая свой продукт, уже изначально знает, зачем он его создает, кому он пригодится, как его нужно сделать и что именно необходимо для этого. Например, креативный художник, создавая картину, определяясь с темой, уже знает, каким зрителям она будет интересна, в какую раму ее стоит оформить и в каком музее или заведении ее повесить, чтобы она вызывала восторг зрителей.

Поэтому творчество и креативность – вещи совершенно разные. До начала эпохи информации о креативности или креативных технологиях никто и никогда не вел разговор. Человечеству достаточно было простого определения – «творчество», которое ценилось очень высоко, начиная с эпохи античности. Культ творчества не потерял своей значимости и в XXI веке.

Существует несколько гипо́тез возникновения творческих способностей у человека. Одни ученые считают, что у человека разумного творческие способности возникали постепенно, длительное время. Они являются следствием демографических и культурных изменений человечества.

По другой версии, которую высказал в 2002 году антропо́лог из Стэ́нфордского университета Ри́чард Клайн, креативность и творческие способности развивались скачкообразно и являются следствием неожиданной генетической мутации, которая произошла примерно пятьдесят тысяч лет назад.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что творчество первично и фундаментально, а креативность вторична. Креативность основана на творчестве и без него существовать не может, это лишь технология организации процесса творчества. Без творчества креативность бесплодна, а без креативности творчество не сможет добиться популярности. Вывод: творчество и креативность тесно переплетены между собой.