Для чего используется парцелляция. Что такое парцелляция в русском языке, примеры

Термин «» образован от французского «parcelle», что означает «частица». В литературе парцелляция – это стилистический прием, заключающийся в разделении одной синтаксической конструкции на части для расстановки в ней акцентов, деление на мелкие интонационные и смысловые единицы.

Описание парцелляции.

Смысл любого предложения передается в базовой фразе. Парцеллят передается зависимой частью конструкции. Все вместе создает парцеллированную конструкцию.

Иначе парцелляцию в русском языке можно назвать средством выделения, постановки акцента. Таким образом в конструкции появляется дополнительный смысл.

Пример: «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих. Играя по своей собственной первоочередной системе. Плача настоящими слезами, не глицериновыми. Истекая не клюквенным соком. Никому не подражая. Ничего не имитируя » – «Сегодняшняя газета», 16 авг. 1997 г.

В примере базовой частью является фраза «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих», все остальные короткие предложения – это парцелляты. По сути своей они являются «оторванными» от глагола деепричастными оборотами.

Примеры парцелляции из художественной литературы.

Парцелляцией, как стилистическим приемом, богаты художественные тексты, не только публицистические, как показано выше.

Обычно на письме между частями такой парцеллированной конструкции ставится точка или иной знак завершающий предложение.

Примеры :

«Что за страсть к пустой болтовне! К пересудам! Сплетням! » – Б. Рахманин;

«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» – не понимая, сказал Никитин » – Ю. Бондарев;

«Но всё бросаю, всё… Сейчас будем пить чай… С конфетами! » – А. Приставкин.

Оформление парцелляции.

На письме парцеллированная конструкция может оформляться по-разному:

  • через точку или иной знак конца предложения,
  • через точку с запятой,
  • через тире,
  • с помощью скобок.

Примеры :

«Но тянулись друг к другу – да, тянулись, что говорить; оба, взаимно » – А. Курчаткин;

«Пора сказать, что Ван Гог – это Евгений Миронов. (Без сближающегося с персонажем грима. Без какого-либо внешнего преображения.) Он играет так, как, казалось бы, сегодня уже невозможно играть » – «Труд», 12 февр. 1998 г.

Выделение парцеллята скобками и тире – скорее авторские знаки, чем общепринятые.

После многоточия парцеллят может быть написан как с прописной, так и со строчной буквы. После иных знаков это встречается реже: «Ныряй в эту рыночную стихию. В одиночку. Головой. Головой о камушек. Может, повезет. Если! голова! крепче! камушка! » – «Южно-Сибирский вестник», 15 окт. 1994 г.

Иногда на письме база отделяется от парцеллята абзацным отступом:

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша
» – А. Солженицын.

Помимо вышеуказанных примеров, парцелляция встречается и в сложных предложениях, когда конструкция делится на два простых. Например: «Кошка может стать бешеной. И она так же опасна, как и бешеная собака » – «Комсомольская правда», 4–9 янв. 1998 г.

Рассмотрим, что такое парцелляция. Определение в общем понимании трактует этот приём как разбивание на лаконичные части передачи основной мысли. Задача заключается в том, чтобы придать экспрессии через отдельные конструкции. Чёткие, ёмкие, многозначительные. В коротких предложениях, которые следуют за главным, должен быть эмоциональный акцент. Цель их привлечь внимание, оживить слог, придать атмосферу.

Определение парцелляция в художественном тексте

Термин «парцелляция» пришёл из французского литературоведения parcelle, что переводится как «частица». Частица основной мысли раздроблена на более мелкие, как выстрел иллюстрирует в произведении намерение обратить внимание, структурировать и чётко передать состояние автора или героя. Поделив текст на мелкие смысловые единицы, достигается цель отобразить важность момента, расставив акценты на тех или иных словах. Выглядеть может конструкция по-разному, перечисление через многоточие или же с большой буквы с обилием знаком препинания - в любом виде, парцелляция призвана пробудить интонацию читающего. Язык автора в этот момент непринуждённый и живой.

Примеры парцелляции: как звучит приём в русском языке

Как использовать приём парцелляции в тексте

Существуют базовые фразы с привычной конструкцией , которые применяет человек для общения. Так, авторы передают свою мысль посредством слов, сотканных в предложения и целые тексты. Цель художественного повествования - произвести впечатления, захватить внимание читателя и повлиять на эмоциональную сферу. Так, в литературе видим примеры множества разнообразных приёмов, которые помогают автору овладеть словом, а через него уже чувственной сферой своего реципиента.

Парцелляция - это один из многочисленных приёмов в литературе, который помогает придать тексту окраски, эмоционально насытить предложения, чтобы расставить акценты. Примеры показывают, как автор в приёме нарочито отделяет слово от слова, как бы чеканя то, что может быть и единым организмом, придавая языку живого звучания. Совершенно несложно заметить, что точки как логические окончания ставятся там, где пунктуационно они могли бы и не стоять. Так же происходит с другими знаками препинания.

  • точкой;
  • точкой с запятой;
  • тире;
  • многоточие;
  • риторические знаки препинания.

Перечисление действий, а, возможно, свойств или состояний зависит от основной части конструкции. Без главной уже непонятно, что это за обрывки фраз, к чему они принадлежат и не будут содержать в себе ни малейшей эмоции. Язык покажется сумбурным и нелогичным. Однако же, в комплексе представляют собой парцеллированную конструкцию. Парцеллят передаётся зависимой частью предложения.

Приём парцелляции нужен в языке и в литературе, чтобы выделить что-то, поставить акцент .

Вот пример, где применённая парцелляция меняет смысловой оттенок:

«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» – не понимая, сказал Никитин» – Ю. Бондарев .

Здесь в конструкции появляется смысл не простого действия, а усиленное удивление и недоумение даже. Без такого расчленения единой структуры предложения совершенно иначе воспринимался бы приведённый текст.

Так, в похожем примере мы видим этот же приём, и русский язык, словно оживает из-за дробления на части:

«Но всё бросаю, всё… Сейчас будем пить чай… С конфетами! » – А. Приставкин .

Здесь разделение многоточием усиливает момент ожидания. Автор воплощает замысел передать идею не одной, а несколькими интонационно-смысловыми единицами. Бросает фразы, которые звучат вместе, но в то же время - это отдельные речевые обороты. Вот эти обособленные фразы в русском языке - парцелляты. Они являются зависимой частью от основной. Это отчленяемые структуры.

Рассматривая понятие «парцелляция», определение важно не путать с «присоединением» . Однако, эти дефиниции в русском языке не следует идентифицировать, потому что присоединением принято считать отдельную грамматическую категорию. Она стоит за основным предложением и может звучать автономно, не предполагая нарочитого нарушения правил пунктуации, чтобы добиться эффекта впечатляющего и удивляющего. Специального авторского ударения в нем нет.

Русский язык – это стройная система. Она проходит определенные этапы развития и подчиняется своим внутренним законам. Особенно ярко развитие системы языка заметно в грамматике.Это связано с тем, что современный язык призван решать коммуникативные задачи, так как коммуникативная функция стоит во главе угла. Чтобы выполнить это предназначение в полной мере, в синтаксисе русского языка начинают превалировать короткие конструкции. Одной из таких конструкций является парцелляция.

Это действительно важно, потому что в современном мире живое общение уступает виртуальному. Люди разучились логично и грамотно излагать свои мысли не только устно, но и письменно.

Что такое парцелляция в русском языке? Прием является составляющей синтаксической системы русского языка. Он входит в область русской стилистики. Нужен для того, чтобы усилить эмоциональность речи.

Парцелляция заключается в том, что предложение делится на короткие смысловые отрезки. На письме они обозначены как полноценные, но короткие предложения. Особенность приема заключается в том, что предложения могут состоять из одного, реже двух-трех слов. Знаками конца предложения при парцелляции могут быть не только точка, но и многоточие, подчеркивающее эффект недосказанности, вопросительный или восклицательный знаки.

Примеры парцелляции в литературе:

В русском языке синтаксический прием прочно вошел в раздел стилистики. В курсе школьной программы на парцелляцию обращается достаточное внимание в старших классах. Этот прием вынесен в задания единого государственного экзамена по русскому языку в 11 классе.

Для чего парцелляция нужна

Однозначного ответа на поставленный вопрос нет.

Важно! Синтаксический прием в устной и письменной речи – это совершенно разные вещи в плане функционала.

В устной речи парцелляция употребляется спонтанно на бессознательном уровне. Действительно, когда мы говорим, то не задумываемся, произнося фразы. Причем произносим мы их в контексте той или иной речевой ситуации.

В письменной же речи парцелляция – это прерогатива автора. И в тексте прием неразрывно связан с понятием темы и ремы в предложении, то есть известной и новой информации.

Ниже перечислим основные случаи, когда без парцелляции не обойтись:

  1. Автор текста намеренно старается обратить внимание читателя на детали. В этом случае создается впечатление, что действие застыло. Подсознательно, прочитывая предложения, человек акцентирует внимание на деталях. Причем начиная от деталей одежды или интерьера, заканчивая деталями происходящего в указанном эпизоде.
  2. Писатель намерен акцентировать внимание на характере персонажа, а именно его душевном состоянии. Особенно хорошо это проявляется в драматическом произведении, когда герой произносит внутренние монологи. Или же в объемных прозаических текстах.
  3. Автор желает выделить определенный эмоциональный фон персонажа. Этим достигается эффект достоверности. Читателю кажется, что литературный герой не вымышлен, а реальный человек.
  4. Писатель старается не нарушать целостности текста. Другими словами он следует правилам заданной в тексте речевой ситуации.

Полезное видео: парцелляция

Виды

Классический учебник по стилистике русского языка под редакцией известного русского лингвиста Д.Э.Розенталя описывает основные разновидности синтаксического приема.

Всего их шесть:

  1. Парцеллированное подлежащее. Оно выражается чаще всего именем существительным или же местоимением в начальной форме.
  2. Парцеллят сказуемое. В этом случае оно может быть как составным именным, так и составным глагольным.
  3. Парцеллированное дополнение. Причем во внимание берется как прямое дополнение, так и косвенное.
  4. Парцеллированное определение. Входить в состав конструкции могут согласованные и несогласованные определения.
  5. Парцеллят обстоятельство.

По классификации парцелляций по другому признаку можно выделить три типа:

  1. Однотипная. В этом случае парцелляция представлена словами, которые являются одинаковыми членами предложения и относятся к одной лексико-семантической группе.
  2. Разнотипная. Она подразумевает, что парцелляты несут разную смысловую нагрузку и являются различными членами предложения и разными частями речи.
  3. Последовательная. В этом случае один из парцеллятов – составляющая основного высказывания, а другой относится к первому парцелляту. Чем-то этот тип схож с темой и ремой в предложении или нескольких предложениях. В этом случае необходимо обращать внимание на стилевую принадлежность текста.

Виды парцеллятов

Определение и роль в тексте

Дефиниция парцелляции восходит к латинскому слову Particula, что в переводе означает «частица».

Классическое определение парцелляции трактует это понятие, как прием стилистики современного русского языка, который подразумевает интонационное деление предложения на отрезки. Они на письме оформляются с помощью знаков конца предложения.

Трудно переоценить роль приема в тексте. Во-первых, он актуализирует информацию в предложении или его части. Тем самым этот прием повышает информативность всего текста. Во-вторых, парцелляция конкретизирует информацию в части высказывания. Чаще проявляется эта роль парцелляции в художественных текстах. В-третьих, стилистический прием усиливает эмоциональность как отдельного предложения, так и всего текста в целом.

Полезное видео: просто о сложном — парцелляция

Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод, что парцеллированные конструкции прочно закрепились в современном русском языке и их количество неустанно растет. Это говорит о том, что в речи растет тенденция к расчлененным предложениям в потоке речи. Таким образом, в разы возрастает действенность и информативность текста.

Так как прием пришел в литературный язык из разговорной речи, то он вносит в текст эффект непринужденности.

Обратите внимание! Это молодое явление в языке очень популярно. Оно изучается с разных позиций.

Хотя на практике писатели и поэты используют прием давно, например, у А.Блока: «Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века, Все будет так. Исхода нет».

Во множестве терминов, используемых в языкознании, путаются не только школьники, которые готовятся к сдаче ЕГЭ, но и студенты филологических факультетов. Частый недочет – это нахождение парцелляции в отрывке, предложенном для анализа. Парцелляция – слово красивое, и явление обозначает, на первый взгляд, вроде бы простое, но, увы и ах, ошибок в определении обычно бывает немало.

Парцелляция – это, как правило, два предложения. Одно из них считается базовым, из него и рождается второе предложение. Если первое всегда двусоставное, то есть оно имеет и подлежащее, и сказуемое, то второе представляет собой только односоставное. В качестве примера разберем такое предложение:

Я очень люблю этого человека и не могу без него жить. Очень люблю. Именно этого человека. Жить не могу. Совсем не могу. Без него не могу.

В первом предложении, как и было указано выше, есть подлежащее «Я» и сказуемое «люблю и не могу жить». Смысл парцеллята - следующих четырех предложений - понятен и без главных членов.

Для чего понадобилась парцелляция в этой синтаксической конструкции? Во-первых, говорящий выделил то, что посчитал самым важным. Во-вторых, читатель или слушатель без труда определил его манеру говорить. Что еще можно выразить парцеллированной синтаксической конструкцией? Изобразительная функция поможет показать речь так, как опытный оператор, снимая кино, показывает в замедленной съемке полет пули. Это поможет усилить эффект длительности быстрого действия. Эмоционально-выделительная функция сделает деталь более выпуклой, чтобы показать именно ее в общей картине. А можно показать и контраст, усилив его парцеллятом.

Вот оказывается, какая важная персона этот прием - оружие экспрессивного синтаксиса. Отличное средство, чтобы показать, как нарастают эмоции и внутреннее состояние говорящего. Нужно усилить эмоциональность высказывания? Применяем парцеллят. Не нужна эмоция? Важнее скрытая оценка? И снова парцеллят придет на помощь. Красоты и полноты владения речью говорящий здесь, конечно, не продемонстрирует, но мысль и чувства передаст, несмотря на явную склонность парцеллятов к телеграфному стилю.

Собственно, само слово «парцелляция» так и переводится с французского «parceller» на русский язык, как «делить на части» или можно сказать «дробить». Ставим точки между отдельными словами или словосочетаниями в предложении, а для большей выразительности можно и восклицательные знаки использовать и получаем парцеллированную конструкцию. Поэты и прозаики охотно используют этот прием в своих произведениях, добавляя бессоюзие или многосоюзие.

Прием, называемый «асиндетон» (бессоюзие) нужен для того, чтобы показать, как быстро, а лучше сказать, стремительно меняются изображаемые события. В таких предложениях нет лишних слов, показаны одни только действующие лица или действия, которые эти лица производят. Помните «Полтаву» А. С. Пушкина? Рассмотрим знаменитые строчки с точки зрения нахождения в них приема парцелляции с бессоюзием.

Швед, русский - колет, рубит, режет

Бой барабанный, крики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

Картина получилась выпуклая, и для придания ей выразительности не нужны прилагательные и наречия. Читателю все предельно ясно, и картина представляется очень образной: страшный и безжалостный бой, несущий смерть!

Намеренное использование лишних союзов в предложении, то есть многосоюзие называется полисиндетон. Этот прием позволяет выделить, как-то обособить каждое слово, а вместе с ним и образ.

Я и кричала, и плакала, и на колени вставала – ничего не помогло. И ушел. И не позвонил. И не позвонит. И надеяться не на что.

Что сюда можно добавить? Пожалуй, нечего, потому картина отчаяния покинутой женщины, составленная из отдельных фрагментов, стоит перед глазами.

Знаете, с чем обычно сравнивают парцелляцию? Ни за что не догадаетесь! С картинами Пикассо! Та же расчлененность общего на части, и та же экспрессия в каждом фрагменте. Настоящий кубизм! Красиво, не правда ли? И абсолютно точно, с точки зрения определения термина «парцелляция».

    Парцелляция - это слово произошло от лат. Cella - ячейка и лат. Par - равный.

    В лингвистике парцелляция означает: разбиение одной фразы на части для повышения экспрессии.

    В экономике сельского хозяйства парцелляция означает - разделение цельного земельного участка на части, например при дележке наследства.

    Парцелла - это очень маленькая единица чего-либо.

    А потому парцелляция - суть дробление большего на мелкие части. Либо искусственное распадение предложения на отдельные слова и словосочетания, становящиеся новыми предложениями. Либо распад крупной земельной собственности на мельчайшие наделы, которые совершенно нерентабельны, и владеющие ими вынуждены становиться намными работниками.

    Парцелляция - это специальное расчленение какой-либо фразы на отдельные фрагменты. Использование этого прима способствует улучшению читаемости текста, а также придат высказыванию бОльшую выразительность.

    Например,

    Я проснулся. Посмотрел на часы. Понял, что опаздываю! И очень быстро начал собираться!

    Под таким понятием как парцеляция подразумевается расчленение какого-либо всказывания на более мелкие фрагменты. Такой прим призван улучшать восприятие текста, ведь все мы знаем, что длинные предложения воспринимаются куда хуже коротких.

    Парцелляция означает разделение целого высказывания на части для того чтобы предложения стали выразительными, очень часто используют в стихах.

    А так же используется в сельском хозяйстве, и тоже означает раздробленные территории.

    Мне ближе языковедческое и литературоведческое понимание понятия парцелляция. С него и начнм. Лингвисты (специалисты по синтаксису, в частности) называют парцелляцией дробление одного достаточно распространнного предложения на две или несколько самостоятельных синтаксических единиц. То есть, отдельных предложений.

    Парцелляция применяется:

    1. Для лучшей читаемости текста.
    2. Для усиления экспрессивности текста.
    3. Для создания так называемого рваного текста, когда длинные предложения

    чередуются с короткими, привлекая внимание читателей.

    Например :

    Вот такой термин. Лингвистический. Парцелляция.

    Что касается других значений, то в сельском хозяйстве парцелляцией называют дробление хозяйств.

    Так как в этом вопросе стоит тег - образование, то парцелляция тут имелась ввиду русского языка. Парцелляция - это дробление одного большого предложения на более мелкие (чаще даже предложение - одно слово). Для чего это необходимо? Для придания тексту оживленности, эмоциональности.

    Как видите, тут можно было построить куда более красивое и правильное предложение, но для придания герою живых черт, автор написал так.

    Парцеллярным в аграрной сфере называют такое национальное сельское хозяйство, в котором преобладают мелкие и мельчайшие предприятия, часто семейные или индивидуальные, с самой примитивной технологией из возможных. Соответственно, тут парцелляция будет означать процесс дробления относительно развитого сельского хозяйства на такие единицы.

    А в лингвистике парцелляция подразумевает несколько иное. Искусственное разбиение единого предложения на отдельные фразы. Когда оно делится на части для усиления эмоциональности высказывания. Иное название - синтаксический разрыв.

    По сути, термин парцелляция значит дробление, а вот используется он, как в сельском хозяйстве, так и в лингвистике.

    Например, дробление может быть какой-либо территории земли на небольшие участки (парцеллы).

    Парцелляция в литературе означает разделение цельного высказывания на небольшие отрезки для достижения эффекта большей интонационной выразительности. Пунктуационно каждый такой участок текста выделяется как самостоятельное предложение, то есть, в конце его ставится точка.

    Не знаю, как в сельском хозяйстве, я не агроном, а в языкознании термин парцелляция означает разделение одного цельного предложения на несколько самостоятельных отрезков и используется этот термин в синтаксисе. Например, На витрине висело платье. Белое. Воздушное. Шелковое. Как раз моего размера...

    Парцелляция придает сказанному воодушевления, большую эмоциональность. Часто используется в диалогах или при передаче прямой речи, потому что этот вид связи близок к разговорному.

    • Куда идешь?
    • В библиотеку. За книгой. За Пушкиным.

    В литературном тексте может передавать чрезвычайное возбуждение, волнение, когда мысли текут одна за другой: Надо. Надо сходить. Сегодня же. Завтра будет поздно.

    По одной из версий слово парцелляция произошло от латинского слова Cella, то есть ячейка, по другой версии от французского слова parcelle то есть частица, но суть этого термина от этого не меняется. Парцелляция - это буквально разбиение одного предложения на несколько коротких фраз. То есть разбитие синтаксической единицы на более мелкие составляющие. Прием этот часто используется в литературе и соответственно его часто можно услышать в театре, когда герою требуется предать своим словам большую убедительность и эмоциональность, либо напротив продемонстрировать невозмутимость. В реальной разговорной речи этот способ воздействия используется редко, и скорее с шуточным подтекстом. Пример: Он ушел. Домой. Один. или Он ушел домой один.