факт это что такое факт: определение — философия.нэс. Понятия научного факта, эмпирических обобщений, частно-теоретических схем и фундаментальных теорий

любая данность опыта. Теоретики науки различают «грубые факты», соответствующие нашему общему восприятию (например: я вижу падающий объект) и «научные факты», представляющие собой изложение первых в научных терминах (закон этого падения, согласованный с общим законом падения тел, - это бесконечно повторяющийся научный факт). Исторический факт с его особенностями места и времени называется «событием». Вообще факт обозначает некую простую данность и противостоит закону, излагающему общий принцип.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФАКТ

от лат. factum - сделанное, совершившееся) - 1) синоним понятий истина, событие, результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) в философии науки - особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания факт противопоставляется теории или гипотезе.

В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей научной теории является описание фактов, их объяснение, а также предсказание ранее неизвестных фактов. Факты играют большую роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: соответствие фактам - одно из существенных требований, предъявляемых к научной теории. Расхождение теории с фактами рассматривается как важнейший недостаток теоретической системы знания. Вместе с тем, если теория противоречит одному или нескольким отдельным фактам, нет оснований считать ее опровергнутой, т. к. подобное противоречие может быть устранено в процессе развития теории или усовершенствования экспериментальной техники. Только в том случае, когда все попытки устранить противоречие между теорией и фактами оказываются безуспешными, приходят к выводу о ложности теории и отказываются от нее. В понимании природы факта в современной философии науки выделяются две основные тенденции: фактуализм и теоретизм (являющиеся одной из форм проявления старой дилеммы эмпиризм - рационализм). Если первая подчеркивает независимость и автономность фактов по отношению к различным теориям, то вторая, напротив, утверждает, что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки.

В настоящее время все шире распространяется убеждение в том, что неверно как абсолютное противопоставление фактов теории, так и полное их растворение в теории. Факт является результатом активного взаимодействия субъекта познания с объектом и обладает сложной структурой, одни элементы которой детерминируются теорией и, следовательно, зависят от нее, а другие - особенностями познаваемого объекта. Зависимость фактов от теории выражается в том, что теория формирует концептуальную основу фактов: выделяет изучаемый аспект реальности, задает язык, на котором описываются факты, детерминирует средства и методы экспериментального исследования. В то же время полученные в результате эксперимента или наблюдения данные определяются свойствами изучаемых объектов. Они наполняют содержанием задаваемую теорией концептуальную схему. Т. о., научный факт, обладая теоретической нагруженностью, в то же время сохраняет автономность по отношению к теории, ибо его содержание не зависит от теории. Именно благодаря этой относительной независимости факты способны противоречить теории и стимулировать развитие научного познания. См. также ст. Эмпирическое и теоретическое.

ФАКТ

от лат. factum - сделанное, совершившееся)

1) синоним понятия истина, событие, результат; нечто реальное, в противоположность вымышленному; конкретное, единичное, в отличие от абстрактного и общего; 2) в логике и методологии научного познания - особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания Ф. противопоставляется теории или гипотезе.

В понимании природы Ф. в современной методологии науки можно выделить две тенденции: фактуализм и теоретизм. Сторонники фактуализма исходят из той идеи, что научные Ф. лежат вне теории и совершенно не зависят от нее. Поэтому подчеркивается автономность Ф. по отношению к теории. Если под Ф. понимают реальное положение дел, то его независимость от теории очевидна. Когда Ф. истолковывается как чувственный образ, то подчеркивается независимость чувственного восприятия от языка. Если же говорят о Ф. как о некоторых предложениях, то обращают внимание на особый характер этих предложений по сравнению с предложениями теории: они либо выражают чувственно данное, либо включают в себя результаты наблюдения, либо верифицируются специфическим образом и т. п. Во всех случаях фактуализм резко противопоставляет Ф. и теорию. Из этого вытекает представление об инвариантности Ф. и языка наблюдения по отношению к сменяющим друг друга теориям. В свою очередь, с признаками инвариантности тесно связан примитивный кумулятивизм в понимании развития научного знания. Установленные Ф. не могут исчезнуть или измениться, они могут лишь накапливаться, причем на ценность и смысл Ф. не влияет время их хранения: Ф., установленные, скажем, Фалесом, в неизменном виде дошли до наших дней. Это ведет к пренебрежительной оценке познавательной роли теории и к инструменталистскому истолкованию последней. Надежное, обоснованное, сохраняющееся знание - это лишь знание неизменных Ф., а все изменчивое, преходящее в познании имеет значение лишь постольку, поскольку помогает открывать Ф. Ценность теории лишь в том, что после себя она оставляет новые Ф.

Теоретизм также понимает под Ф. чувственные образы или предложения. Однако, в противоположность фактуализму, он подчеркивает тесную связь Ф. с теорией. Если Ф. истолковывается как чувственный образ, то теоретизм подчеркивает зависимость чувственного восприятия от языка и концептуальных средств теории. Ф. в этом случае оказывается сплавом чувственного восприятия с некоторым предложением, которое формулируется теорией. Изменение этих предложений приводит к изменению Ф. Напр., глядя на картинку, изображающую два профиля, повернутые друг к другу, мы можем "увидеть" два разных "факта": два профиля или вазу. Какой именно "факт" мы установим, зависит от теории, которой мы руководствуемся. Чувственное же восприятие остается в обоих случаях одним и тем же. Т. о., теоретизм приходит к выводу о полной зависимости Ф. от теории. Эта зависимость с его точки зрения настолько велика, что каждая теория создает свои специфические Ф. Ни о какой устойчивости, инвариантности Ф. по отношению к различным теориям не может быть и речи. Поскольку Ф. детерминируются теорией, постольку различия между теориями отражаются в соответствующих различиях между Ф. Это приводит теоретизм к признанию несравнимости конкурирующих теорий и к антикумулятивизму в понимании развития научного знания. Сменяющие друг друга теории не имеют общих Ф. и общего языка наблюдения. Старая теория ничего не может передать новой и целиком отбрасывается вместе со своими Ф. после победы новой теории. Поэтому в развитии науки нет преемственности.

Можно согласиться с фактуализмом в том, что Ф. в определенной мере не зависят от теории и именно поэтому для теории важно соответствовать Ф. и иметь фактуальное подтверждение. Независимые от теории Ф. ограничивают произвол ученого в создании новых теорий и могут заставить его изменить или отбросить противоречащую Ф. теорию. Для того чтобы Ф. могли влиять на создание, развитие и смену научных теорий, они должны быть в определенной степени независимы от теории. Но сказать, что Ф. совершенно не зависят от теории, значит разорвать все связи между теорией и Ф. и лишить теорию всякой познавательной ценности. Можно согласиться и с теоретизмом относительно того, что теория в определенной степени влияет на Ф., что Ф. "теоретически нагружены", что теория влияет на наше восприятие мира и на формирование Ф. Если мы признаем познавательную ценность теории, ее влияние на наше восприятие и понимание мира, мы не можем не признать ее влияния на Ф. Вместе с тем лишить Ф. всякой устойчивости по отношению к теории, сделать их целиком зависимыми от теории - значит отвергнуть их значение для процесса научного познания.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Особенности эмпирического исследования

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание, сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и др. фактофиксирующая деятельность. Эмпирическое опытное исследование осваивает объект с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция. Его важнейшим элементом является факт, который имеет следующие основные значения: 1) Некоторый фрагмент действительности, объективные события, результаты, относящиеся либо к объективной реальности, либо к сфере сознания и познания. 2) Знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т.е. синоним истины (научный факт). 3) Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдения и экспериментов (научный факт). Ни один опытный факт не может быть сформулирован помимо некоторой системы понятий. А. Эйнштейн считал, что факты без деятельности ума сами по себе не могут привести к научному познанию. В понимании природы факта существуют две крайние точки зрения: 1) фактуализм (независимость и автономность фактов по отношению к разным теориям). 2) теоретизм (факты полностью зависят от теории). Верное решение состоит в том, что научный факт, обладая теоретической нагрузкой, относительно независим от теории, т.к. детерминирован действительностью. В научном познании факты играют двоякую роль: 1) образуют эмпирическую основу для выдвижения гипотез, построения теорий. 2) факты имеют решающее значение в подтверждении теорий или их опровержении.

В.И. Вернадский писал: «Научные факты составляют главное содержание научного знания и научной работы. Они, если правильно установлены, бесспорны и общеобязательны. Наряду с ними могут быть выделены системы определенных научных фактов, основной формой которых являются эмпирические обобщения. Это резко отличает науку от философии и религии». Недопустимо выхватывать отдельные факты, а рассматривать их во взаимосвязи, в целостной системе. Необходимо различать факты действительности , как отдельные ее проявления и факты знания , как отражение этих проявлений в сознании человека. Ученый не ищет вслепую факты, а руководствуется целями, задачами, концептуальной системой. Факт планируется, конструируется теорией; факты теоретически нагружены и исходный пункт науки – это теоретические схемы, концептуальные каркасы действительности (постулаты, принципы, определения, концептуальные модели). Теория господствует над экспериментальной работой от ее первоначального плана до ее последних штрихов в лаборатории (А. Уайтхед, К. Поппер).

Ранее неизвестных Ф. Ф. играют большую роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: соответствие Ф. - одно из наиболее существенных требований, предъявляемых к научной теории. Расхождение теории с Ф. рассматривается как важнейший недостаток теоретической системы знания. Вместе с тем, если противоречит одному или даже нескольким отдельным Ф., нет оснований считать ее опровергнутой, т.к. подобное может быть устранено в процессе развития теории или усовершенствования экспериментальной техники. Только в том случае, когда все попытки устранить между теорией и Ф. оказываются безуспешными, приходят к выводу о ложности теории и отказываются от нее.
В понимании природы Ф. в философии науки 20 в. выделились две основные тенденции: фактуализм (неопозитивизм) и теоретизм (Т. Кун, П. Фейерабенд). Если фактуализм подчеркивает и автономность Ф. по отношению к различным теориям, видит в их совокупности надежный и устойчивый базис науки, а главную функцию науки усматривает в описании и накоплении Ф., то теоретизм, напротив, утверждает, что Ф. полностью зависят от теории («теоретически нагружены») и при смене теорий происходит всего фактуального базиса науки.
В последние десятилетия 20 в. были осознаны крайности обеих т.зр. В считается неверным как противопоставление Ф. теории, так и полное их растворение в ней. Нет никаких «голых», самих по себе существующих Ф., которые нужно только «открыть». Ф. создается в процессе познавательной деятельности и именно теоретические представления задают концептуальную основу формирования Ф.: выделяют изучаемый реальности, задают , служащий для описания Ф., детерминируют средства и методы экспериментального исследования. С др. стороны, полученные в результате эксперимента или наблюдения Ф. зависят от свойств изучаемой реальности и от используемой экспериментальной техники, поэтому они относительно независимы от данной теории. Именно поэтому Ф. могут подтвердить теорию или вступить с ней в противоречие.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

(от лат. faactum - сделанное, совершившееся) , 1) синоним понятий истина, событие, результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) в логике и методологии науки - особого рода предложения, фиксирующие эмпирич. знание; как форма эмпирич. знания Ф. противопоставляется теории или гипотезе.

Формулируя важнейшее требование науч. познания, Ф. Энгельс писал: «... в любой научной области - как в области природы, так и в области истории - надо исходить из данных нам фактов...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 370) . В науч. познании совокупность Ф. образует эмпирич. основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей науч. теории является описание Ф., их объяснение, а также предсказание ранее неизвестных Ф. Факты играют большую роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: соответствие фактам - одно из существ. требований, предъявляемых к науч. теории. Расхождение теории с Ф. рассматривается как важнейший недостаток теоретич. системы знания. Вместе с тем если теория противоречит одному или нескольким отд. Ф., нет оснований считать её опровергнутой, т. к. подобное противоречие может быть устранено в процессе развития теории или усовершенствования экспериментальной техники. Только в том случае, когда все попытки устранить противоречие между теорией и Ф. оказываются безуспешными, приходят к выводу о ложности теории и отказываются от неё. Отмечая роль Ф. в оценке теоретич. рассуждений, В. И. Ленин писал: «Факты, если взять их в их целом, в их связи, не только „упрямая", но и безусловно доказательная » (ПСС, т. 30, с. 350) .

В понимании природы Ф. в совр. философии науки выделяются две осн. тенденции: фактуализм и теоре-тизм. Если первый подчёркивает независимость и автономность Ф. по отношению к различным теориям, то второй, напротив, утверждает, что Ф. полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки.

С точки зрения диалсктич. материализма неверно как абс. противопоставление Ф. теории, так и полное растворение Ф. в теории. Ф. является результатом активного взаимодействия субъекта и объекта. Зависимость Ф. от теории выражается в том, что теория формирует концептуальную основу Ф.: выделяет изучаемый аспект действительности, задаёт язык, на котором описываются Ф., детерминирует средства и методы экспериментального исследования. С др.стороны, полученные в результате эксперимента Ф. определяются свойствами материальной действительности и в силу этого либо подтверждают теорию, либо вступают с ней в противоречие. Т. о. , научный Ф., обладая теоретич. нагрузкой, относительно независим от теории, поскольку в своей основе он детерминируется материальной действительностью.

Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Мерзок Л. С., Проблемы науч. Ф., Л., 1972 ; Зотов А. Ф., Структура научного мышления, М., 1973 , гл. 4; Штофф?. ?., Проблемы методологии науч. познания, М., 1978 , гл. 7; Вайнштейн О. Л., Очерки развития бурж. философии и методологии истории в XIX-XX вв. , Л., 1979 , гл. 10.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ФАКТ (от лат. faktum – совершившееся, сделанное) – 1) событие; фактический – действительный; фактичность (в противоположность логичности, логическому, идеальному бытию). Фактор- воздействующий, влияющий; одно из влияющих, определяющих обстоятельств; ; 2) сделанное, совершившееся; противоположность – cogitatum или dictum – помысленное или сказанное: находящаяся перед нами , то, что признается реально существующим. Первоначально – «положение вещей» или « дел», порождаемое деятельностью. Понятие «факт» предполагает , предмет , который в его данности, во всяком случае, всегда согласуется с переживаниями субъекта. Поэтому в процессе исследования при установлении фактов стараются исключать по возможности , с его несовершенством, и заменить его аппаратом, инструментом. Наиболее распространено это в философии позитивизма, но и здесь варьирует от нерасчлененных восприятий до абстрактного мысленного следствия из какого-нибудь естественного закона. По М. Шелеру, «чистые факты» можно было бы узнавать по тому, как при изменении чувственных восприятий, благодаря которым они, по сути дела, доходят до нас, они сохраняются как нечто позитивное, тождественное; однако еще не установлено, имеются такие факты или нет; см. ВИДИМОСТЬ (достоверная ). Особенно ненадежно понятие факта в области психологии, истории философии и социологии.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(от лат. factum – сделанное, совершившееся) – 1) В обычном словоупотреблении синоним понятий истина, событие, результат. 2) В логике и методологии науки Ф. можно определить как обозначение особого рода предложений, фиксирующих эмпирич. знание (иногда Ф. определяют как знание, к-рого доказана). Это второе термина "Ф. " связано с тем, что при рассмотрении науки как системы знаний об определ. системах объектов в ней можно выделить совокупности предложений, различные по их гносеологич. функциям и логич. характеристикам. Одним из важнейших является групп предложений, образующих теорию и факты науки. Специфика Ф. науки заключается в том, что они, выражая знание о системе объектов, образующих предметную область данной теории, а) составляют базу для т.н. эмпирич. обобщений, ведущих к выдвижению гипотез и формулировке эмпирич. законов; б) используются для установления эмпирич. значения теории, т.е. для ее верификации или фальсификации. В случаях, когда законы и гипотезы содержат утверждения относительно бесконечных предметных областей и допускают лишь статистич. проверку, подобная процедура наз. эмпирич. подтверждением.

Хотя для каждого фиксированного момента времени любая науч. теория содержит число предложений, формулирующих ее законы и гипотезы, следствий из этих предложений, получаемых на основе дедуктивного вывода, может быть в принципе бесконечным. Согласно неопозитивистской логике науки, окончат. средством установления эмпирич. значения теории должны быть эмпирич. высказывания, фиксирующие результаты единичного наблюдения и получившие "протокольных предложений", "данных", "констатаций" и т.д. В этой связи возникают следующие затруднения: 1) для проверки бесконечного (или неограниченно большого) числа следствий необходимо (неограниченно большое) число наблюдений; 2) остается неясным, может единичное , несущее в себе случайную информацию, подтверждать или опровергать соответствующее ему из теории; 3) бесконечное или достаточно большое предложений, описывающих результаты единичных актов наблюдения, не может быть включено в систему предложений, образующих науч. знание, ибо последнее для любого выбранного момента времени конечно.

Стремление преодолеть эти затруднения привело к тщательному анализу эмпирич. знания, методов его построения и форм языковой фиксации. Было показано, что непосредств. данные фиксируют и учитывают влияние неск. факторов, в т.ч. наблюдения (у), случайные состояния приборов или средств наблюдения (z), специфику объекта (х) и состояние наблюдателя (и). Т.о., даже самый простой одноместный наблюдения (), обычно рассматриваемый как знания о свойствах х, оказывается на деле сложным отношением, к-рое может быть выражено в форме: "с т. зр. и, пользующегося в условиях у аппаратом наблюдения z, x обладает таким-то свойством", т.е. Р (х, у, и, z). Выделение из этой сложной логич. структуры эмпирич. знания Р"(х), элиминирующего информацию об остальных факторах наблюдения (у, и, z), представляет сложную процедуру. Она предполагает, во-первых, логич. операций, связанных с выявлением условий истинности Р"(х); во-вторых, числа вариантов для различных состояний факторов наблюдения {(y1, у2, ...), (и1, и2, ...), (z1, z2, ...)}, позволяющее путем последоват. сопоставления и статистич. обработки выделить информацию об объекте x в максимально "чистом" виде; в-третьих, создание или подбор адекватного статистич. аппарата. При этом между предикатами, формулирующими результаты непосредств. наблюдения, и предикатами, возникающими вследствие применения определенных логич. и статистич. приемов, могут существовать более или менее заметные различия. Так, последовательность данных d, фиксирующих непосредств. результаты наблюдения за положением небесного тела в нек-ром интервале с дискретными значениями времени t0, t1, ..., tk, может иметь вид: "в ti небесное x имело координаты X, У, Ζ" (где 0≤ι≤k). Предложение, выступающее в виде статистич. резюме последовательности d1, d2, ..., dk, дающее знание о пространств. характеристике x в интервале Δ t = tk–t0, может иметь вид: "траектория x в интервале Δt есть А", где А – аналитич. или графич. описание траектории. Предложение последнего вида представляет эмпирич. Ф. науки (f).

Выделение в системе эмпирич. знания разных компонентов – непосредственных "данных" и "Ф. " – обнаруживает довольно сложную структуру этого знания. В частности, при невозможности повторного или многократного наблюдения (как в эпизоде с Тунгусским метеоритом) единичное d может выступать в роли Ф. (т.н. квазифакт). Однако информац. и достоверность содержащегося в нем эмпирич. знания позволяет строить гипотезы с весьма небольшой вероятностной оценкой или дает невысокую степень подтверждения для соответствующих теорий. Т.о., наиболее существ. различия данных и Ф. касаются их логич. формы, способов получения (прямое наблюдение или логико-статистич. обработка) и гносеологич. функции. Последняя наиболее тесно связана с проблемой эмпирич. значения теории. Если S1, S2, ..., Sn – предложения теории Т, а е1, е2, ..., ek – конечные следствия, полученные из Т путем дедукции, то эмпирич. проверка Т достигается не попарным сопоставлением конечных следствий е и непосредственных данных d, а путем сравнения каждого из е с особыми эмпирич. предложениями f1, f2, ..., fk, возникающими в результате указ. переработки непосредственных данных.

Чтобы Ф. могли выполнять роль предложений, участвующих в проверке эмпирич. значения S1, S2, ..., Sn, они должны отвечать двум требованиям: 1) каждое fι, сопоставляемое с нек-рым еι, полученным из Т, должно быть выражено в тех же предикатах наблюдения или диспозиционных предикатах, в каких выражено еι; 2) истинности fι должна быть идентична значению истинности еι. Т.к. большинство естеств.-науч. теорий (в т.ч. теорий матем. естествознания) работает на основе двузначной логики, то второе требование не может быть выполнено полностью, поскольку для любого еi значения истинности дискретны и фиксированы, а соответствующие значения для fι – статистич. резюме непосредственных данных – принимают значений в интервале 0, 1. Поэтому вводится особый параметр – дефект истинности z (0≤ z ≤1), и принимается , что значение истинности fi идентично значению еι, если истинностное значение Ф.(1–z) отличается от 1 не более, чем на ε (т.н. оценка дефекта истинности). Величина ε не зависит от требований теории Т. При наличии адекватного статистич. аппарата выполнение последнего условия не только позволяет удовлетворить требованию (2), но и определяет размеры совокупности dl, d2, ..., необходимой для получения достаточно правдоподобного Ф. и называемой полем Ф. Для теорий, следствия из к-рых содержат утверждения относительно бесконечных совокупностей феноменов, ситуаций или процессов, поля Ф. представляют собой нек-рые конечные, но статистически вполне представит. совокупности, выбираемые по особым правилам и замещающие бесконечные системы. Принципиально задание всех возможных полей означало бы получить все интересующее нас знание о тех или иных объектах на чисто эмпирич. уровне. Неосуществимость этого требования показывает не только теории, но и несводимость ее к эмпирич. знанию ни на уровне Ф., ни на уровне непосредств. данных. Обнаружение этого обстоятельства существ. образом демонстрирует несостоятельность неопозитивистской логики науки.

Лит.: Ракитов А. И., Статистич. интерпретация Ф. и роль статистич. методов в построении эмпирич. знания, в кн.: Проблемы логики науч. познания, М., 1964; Косолапов В. В., Гносеологiчна наукового факту, К., 1964; Goodman N., The structure of appearance, Indianapolis, 1951; Hacking Ian, Logic of statistical inference, L., 1965; Leinfellner W., Struktur und Aufbau wissenschaftlicher Theorien, W.–Würzburg, 1965; Salmon W. С., The foundations of scientific inference, Pittsburg, 1967.

А. Ракитов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ФАКТ (от лат. factum - сделанное, совершившееся) - 1) синоним понятий истина, событие, результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) в философии науки - особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания факт противопоставляется теории или гипотезе.

В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей научной теории является описание фактов, их объяснение, а также предсказание ранее неизвестных фактов. Факты играют большую роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: соответствие фактам - одно из существенных требований, предъявляемых к научной теории. Расхождение теории с фактами рассматривается как важнейший недостаток теоретической системы знания. Вместе с тем, если теория противоречит одному или нескольким отдельным фактам, нет оснований считать ее опровергнутой, т. к. подобное противоречие может быть устранено в процессе развития теории или усовершенствования экспериментальной техники. Только в том случае, когда все попытки устранить противоречие между теорией и фактами оказываются безуспешными, приходят к выводу о ложности теории и отказываются от нее. В понимании природы факта в современной философии науки выделяются две основные тенденции: фактуализм и теоретизм (являющиеся одной из форм проявления старой дилеммы - ). Если первая подчеркивает независимость и автономность фактов по отношению к различным теориям, то вторая, напротив, утверждает, что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки.

В настоящее все шире распространяется в том, что неверно как абсолютное противопоставление фактов теории, так и полное их растворение в теории. Факт является результатом активного взаимодействия субъекта познания с объектом и обладает сложной структурой, одни которой детерминируются теорией и, следовательно, зависят от нее, а другие - особенностями познаваемого объекта. Зависимость фактов от теории выражается в том, что теория формирует концептуальную основу фактов: выделяет изучаемый аспект реальности, задает язык, на котором описываются факты, детерминирует средства и методы экспериментального исследования. В то же время полученные в результате эксперимента или наблюдения данные определяются свойствами изучаемых объектов. Они наполняют содержанием задаваемую теорией концептуальную схему. Т. о., научный факт, обладая теоретической нагруженностью, в то же время сохраняет автономность по отношению к теории, ибо его не зависит от теории. Именно благодаря этой относительной независимости факты способны противоречить теории и стимулировать научного познания. См. также ст. Эмпирическое и теоретическое.

Лит.: МерзонЛ. С. Проблемы научного факта. Л., 1972; Зотов А. Ф. Структура научного мышления. М., 1973; ШтоффВ.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978; Ваинштейч О. Л. Очерки развития буржуазной философии и методологии истории в 19-20 вв. Л., 1979; Никифоров А Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

А. Л. Никифоров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

верификация

фальсификация

детерминизм

утилитаризм

Основными методами исследования, выработанными в позитивизме, являются верификация и фальсификация.

Верификация – методологический принцип – проверка истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности. Гипотезы, которые не поддаются чувственной проверке, считаются лишенными научного смысла. Данный принцип используется в неопозитивизме.

Фальсификация – методологический принцип, предполагающий проверку ложности теорий в результате эксперимента или теоретического анализа. Этот принцип в научный оборот ввел К. Поппер. Данная процедура формально симметрична верификации.

5.4. Методы и формы научного познания

1. Основным принципом диалектического метода является …

историзм

абсолютизм

скептицизм

Основным принципом диалектического метода является историзм. Данный принцип предполагает рассмотрение предметов и явлений в их изменчивости и развитии.

П. Фейерабенд Т. Кун К. Поппер О. Конт

Автором концепции «методологического анархизма» является П. Фейерабенд – американский философ и методолог науки, один из наиболее видных представителей постпозитивизма. По мнению П. Фейерабенда, наука иррациональна и ничем не отличается от мифа и религии и представляет собой одну из форм идеологии. Отсюда Фейерабенд выдвигает идею

«методологического анархизма» – «anything goes» («все допустимо», «все сгодится»), изложенную в произведении «Против метода. Очерк анархисткой теории в познании» (1975 г).

3. Метод объединения познанных в результате анализа элементов в единое целое называется …

синтезом

описанием

анализом

дедукцией

Метод объединения познанных в результате анализа элементов в единое целое называется синтезом. В теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области; как объединение конкурирующих в определенных аспектах противоположных теорий (напр., синтез корпускулярных и волновых представлений в современной физике); в форме построения дедуктивных теорий и др.

4. Методологический принцип, предполагающий проверку истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности, называется …

верификацией

конкретностью

фальсификацией

универсализмом

Методологический принцип, предполагающий проверку истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности, называется верификацией. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами. Данный принцип используется в неопозитивизме.

5. Эмпирический метод познания, в ходе применения которого получаются знания о внешних сторонах и свойствах рассматриваемого объекта, называется …

наблюдением

консенсусом

практикой

онтологией

Эмпирический метод познания, в ходе применения которого получаются знания о внешних сторонах и свойствах рассматриваемого объекта, называется наблюдением. Наблюдение – познавательная деятельность, связанная с преднамеренным, целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира. Наблюдение осуществляется во всех сферах человеческой деятельности – в повседневной деятельности, в науке и т.п.

6. Метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту, называется …

моделированием

индетерминизмом

методологией

наблюдением

Метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту, называется моделированием. Первый объект называется оригиналом, а второй – моделью. В дальнейшем знания, полученные при изучении модели, переносятся на оригинал. Моделирование применяется там, где изучение оригинала невозможно или затруднено и связано с большими расходами и риском.

7. Мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части называется…

анализом

консенсусом

практикой

синтезом

Мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части называется анализом. Процедуры анализа входят органической составной частью во всякое научное исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств и признаков.

8. Метод исследования, суть которого в восхождении познания от частных фактов к обобщениям все более высокого порядка, называется …

индукцией

диалектикой

методологией

дедукцией

Метод исследования, суть которого в восхождении познания от частных фактов к обобщениям все более высокого порядка, называется индукцией. Идея индукции обсуждалась уже Сократом и Аристотелем. Систематическое изучение индуктивных процедур начал Ф. Бэкон, который рассматривал индукцию как единственно научный способ познания.

9. Объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес, называется …

10. Деятельность мышления, направленная на создание теоретического мира и описывающих его моделей, называется …

конструированием

наблюдением

диалектикой

сравнением

Деятельность мышления, направленная на создание теоретического мира и описывающих его моделей, называется конструированием. Конструктивная

деятельность мышления имеет относительно самостоятельный характер по отношению к чувственному миру, подчиняясь в своем функционировании собственной логике существования.

11. Методологическим принципом, предполагающим установление ложности гипотез и теорий за счет обнаружения их несоответствия с эмпирическими данными, является …

фальсификация

верификация

историзм

Методологическим принципом, предполагающим установление ложности гипотез и теорий за счет обнаружения их несоответствия с эмпирическими данными, является фальсификация. К научным относятся лишь те положения и теории, которые в принципе могут быть опровергнуты благодаря новым фактам. Этот принцип в научный оборот ввел К. Поппер.

12. Особого рода предложение, фиксирующее эмпирическое знание, называется …

метафизикой

наблюдением

Особого рода предложение, фиксирующее эмпирическое знание, называется фактом. Факт отражает конечные единицы изучаемого предмета, знание о которых должно обладать достоверностью. Факты составляют базис, фундамент науки. В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий.

13. Существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение, называется …

индукцией

наблюдением

метафизикой

Существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая

их упорядоченное изменение, называется законом. Понятие закона близко к понятию сущности. Существуют разные типы законов: качественные и количественные, законы функционирования, развития, законы строения, законы динамические и вероятностно-статистические, законы частные, общие и всеобщие и др.

14. Объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес, называется …

научной проблемой конструктом гипотезой нарративом

Объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес, называется научной проблемой. Под проблемой понимают вопрос или комплекс вопросов, решение которых носит теоретическое и практическое значение. Выделяют два класса проблем:

1) возникающие в результате исследования; 2) возникающие из анализа и обоснования окружающего мира. Развитие человеческого познания может быть представлено как переход от постановки проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем.

15. Научное допущение или предположение, истинность которых не доказана с абсолютной достоверностью, но является возможной или весьма вероятной, называется …

гипотезой

понятием

16. Мыслителем ХVII века, разработавшим индуктивный метод познания и сравнившим метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, является …

Ф. Бэкон Р. Декарт К. Маркс

К. Поппер

17. Целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем, называется …

экспериментом

идеализацией

наблюдением

аналогией

18. Логический путь от общего к частному называется …

дедукцией

моделированием

индукцией

доказательством

Логический путь от общего к частному называется дедукцией. Дедукции свойствен достоверный характер логического вывода: если истинны исходные посылки, то с необходимостью будет истинно заключение. Дедуктивный метод рассматривали Аристотель, Боэций, Р. Декарт. Науки, предложения которых преимущественно получаются как следствия некоторых общих принципов, постулатов, аксиом, принято называть дедуктивными (математика, теоретическая механика, некоторые разделы физики и др.).

ДЕ 6. Философия человека

6.1.Происхождение и сущность человека

1. Трудовая концепция происхождения человека была предложена …

Ф. Энгельсом В. Лениным Аристотелем Ф. Бэконом

Трудовая концепция происхождения человека была предложена Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (написана в

2. Диалектический материализм в качестве сущности человека выделяет …

практическую деятельность одушевленность мышление эмоциональность

Диалектический материализм в качестве сущности человека выделяет практическую деятельность. Человек – существо социальное, поэтому сама способность к духовному развитию исторически формируется и совершенствуется в социальных условиях, с развитием общественной практики

– целенаправленной, творчески-преобразовательной активности. Формы практики многообразны: материально-производственная, познавательнонаучная, общественно-политическая. Именно в процессе практики формируется и развивается собственно человеческая сущность, содержанием которой является освоение и преобразование природных и социальных объектов, а также самого себя, самоутверждение себя в мире, обретение свободы.

3. Современная философия и наука считает человека …

биосоциальным существом животным субстанцией техникой

Современная философия и наука считает человека биосоциальным существом. Человек, как живой организм, включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям, на уровне сознания, психики и личности человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями.

4. Концепция, согласно которой человек был создан Богом, называется …

креационизмом

постмодернизмом

теоцентризмом

Концепция, согласно которой человек был создан Богом, называется креационизмом. Этот подход возникает в рамках религии, но до XIX века креационизм является важнейшей частью не только религиозных и философских, но и естественно-научных доктрин.

5. Одним из фундаментальных принципов современной космологии, который фиксирует связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной и существованием в ней человека, является ______________ принцип.

антропный

диалектический

кибернетический

социальный

Одним из фундаментальных принципов современной космологии, который фиксирует связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной и существованием в ней человека, является антропный принцип. Термин «антропный принцип» предложил английский математик Б. Картер в 1973 г. Антропный принцип претендует ответить на вопрос: почему Вселенная такова, какой мы ее наблюдаем?

6. Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит …

Протагору

Аристотелю

Тертуллиану

Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит Протагору, это главный принцип его софистических воззрений.

7. Определение человека как политического (общественного) существа принадлежит …

Аристотелю

Зенону Ч. Дарвину

К. Марксу

Определение человека как политического (общественного) существа принадлежит Аристотелю. По его мнению, «тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства – либо недоразвитое в нравственном плане существо, либо сверхчеловек».

8. Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был …

Ф. Ницше В. Соловьев З. Фрейд Н. Бердяев

Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был Ф. Ницше. Данную идею он отразил в работе «Так говорил Заратустра» (1883–1885).

9. По мнению Конфуция, человек должен преобразовать самого себя, стать …

благородным мужем государственным чиновником религиозным деятелем добровольным рабом

По мнению Конфуция, человек должен преобразовать самого себя, стать благородным мужем. Главное качество благородного мужа – человеколюбие (постоянная установка на любовь к людям).

10. В философии Просвещения главным признаком человека считался (-ась) …

интуиция

В философии Просвещения главным признаком человека считался разум. Именно разум позволял человеку возвышаться над природой и миром, демонстрировал силу человека, мощь его мысли.

Эмпирическое знание суть множество вы­сказываний об абстрактных эмпирических объектах , и только опосредованно, часто через длинную цепь идентификаций и ин­терпретаций, оно является знанием об объективной действитель­ности. Отсюда следует, что было бы большой гносеологической ошибкой видеть в любом эмпирическом знании (в том числе и в научном) непосредственное описание объективной действитель­ности. Например, когда ученый смотрит на показания ампермет­ра и записывает результат своего наблюдения: «Сила тока равна 5 ампер», он вовсе не имеет в виду, что «Черная стрелка остано­вилась около цифры 5», а именно определенную интерпретацию этого высказывания, предполагающую, между прочим, знание некоторой теории, на основе которой был создан данный при­бор. Конечно, трудно «увидеть» силу тока там, где ее нет, но весьма легко «не увидеть» ее, где она есть.

ФОРМЫ ЭМПИРИЧ УРОВНЯ:

Факт научный (от лат. factum - сделанное, совершившееся) - 1) си­ноним понятий истина, событие, результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единич­ное в отличие от абстрактного и общего; 2) в философии на­уки - особого рода предложения, фиксирующие эмпиричес­кое знание. Это результат упорядочивания эмпирического материала, форма научного высказывания, фиксирующая достоверное знание. В отличие от данных наблюдения, факты – это всегда достоверная, объективная информация , такое описание явлений и связей между ними, в котором сняты субъективные наслоения. Поэтому неправомерно представлять факты как непосредственно чувственные переживания или высказывания, фиксирующие эти переживания, т.е. протокольные предложения, независимые от теоретического истолкования. Любой научный факт представляет собой одну из многих проекций того или иного реального явления, полученного с соответствующей теоретической точки зрения.

Факты включают в себя три элемента:

Перцептивный компонент (это единица элементарного позитивизма). Непосредственный контакт субъекта с внешним миром



Лингвистический – выраженность факта в языке

Материально-практический – совокупность приборов, вспомогательных аппаратов для открытия фактов.

Разумеется, может так случиться, что факты и теория пло­хо соответствуют или даже противоречат друг другу. Но даже в этих случаях факты отнюдь не изолированы от теоретического знания, последнее используется, но степень его научности вы­зывает у исследователей чувство неудовлетворенности. Напри­мер, когда физики обнаружили явления сверхтекучести и сверх­проводимости, у них не было достаточно адекватной этим явле­ниям теории, тем не менее, то, что было известно о текучести и проводимости, далеко выходило за границы компетентности лю­дей, несведущих в физике.

Соотносительность фактов и теории (гипотезы) проявляется на событийно-бытийном, перцептуально-когнитивном, логико-лингвистическом уровнях. Неправомерно утверждать, что фак­ты - это что-то действительное, а гипотеза - всего лишь зна­ние, поэтому между ними нет зависимости. Теория имеет дело с общим (схожим) в событиях, значит она не менее действи­тельна, чем факты.

В научном познании факты играют двоякую роль:

1. совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий.

2. имеют решающее значение при подтверждении теорий или их опровержении.

Если все попытки устранить конфликт между фактами и теорией заканчиваются неудачей, признают ложность теорий и оказываются от нее.

2 форма - эмпирическая гипотеза – научное предположение, дающее достоверное знание

3.форма- Эмпирический закон – основан на обобщении эмпирического материала. Эмпирические законы бывают различных видов: функциональ­ные, причинные, структурные, динамические, статистические и т.д. Научные законы - это особый вид отношений между со­бытиями, состояниями или свойствами, для которых характерно временное или пространственное постоянство (мерность). Так же, как и факты, законы имеют характер общих (универсальных или статистических) высказываний: «Все тела при нагревании расширяются», «Все металлы - электропроводны», «Все планеты вращаются вокруг Солнца по эллип­тическим орбитам» и т. д. и т. п.).

4.Наиболее общим уровнем существования эмпирического на­учного знания являются так называемые феноменологические тео­рии, которые представляют собой логически организованное мно­жество эмпирических законов (небесная механика Кеплера и др.). Являясь высшей фор­мой логической организации эмпирического научного знания, феноменологические теории, тем не менее, и по характеру своего происхождения, и по возможностям обоснования остаются гипо­тетическим, предположительным знанием. И это связано с тем, что индукция, то есть обоснование общего знания с помощью частного (данных наблюдения и эксперимента), не имеет доказательной логической силы, а в лучшем случае обладают только подтвер­ждающей силой.

Предметом исследования на эмпирическом уровне познания являются свойства, связи, отношения объекта, которые доступны чувственному восприятию. Следует отличать эмпирические объекты от объектов реальности, поскольку первые – это определенные абстракции, выделяющие в реальности некоторый ограниченный набор свойств, связей и отношений. Реальному же объекту присуще бесконечное число признаков. Именно это определяет гносеологическую направленность исследования на эмпирическом уровне – изучение явлений и поверхностных связей между ними и доминирование чувственного коррелята в исследовании.

Основная задача на эмпирическом уровне - получение исходной эмпирической информации об изучаемом объекте. Чаще всего для этого используются такие методы познания как наблюдение и эксперимент.

Знание, которое вырабатывается в ходе эмпирического исследования, выражают в форме научного факта и эмпирического обобщения (закона).

Эмпирический закон является результатом индуктивного обобщения опытов и представляет собой вероятностно-истинное знание.

Главной познавательной функцией, которую выполняет научное познание на эмпирическом уровне, является описание явлений.