Где похоронен сергей есенин. Где находится могила Есенина? Памятник на могиле Есенина


Публикация в ежнедельнике "ВНЕ ЗАКОНА", от 22 декабря 2008 г.

Тайна — ограничения, налагаемые на доступность определенной информации, составляющие один из существенных признаков власти.
Социальная психология. Словарь под редакцией М.Ю. Кондратьева



Ломать легенду или не ломать?..

«Не трожь легенду! Сломаешь легенду — не будет народной любви» — это слова героя Олега Павловича Табакова — генерала ФСБ Симагина — из телевизионного фильма «ЕСЕНИН». С генералом трудно согласиться: народная любовь к Есенину держится не на «легенде» о жестоком убийстве и не на интриге, десятки лет поддерживаемой государством и его институтами. Ведь тогда в разряд «горячо любимых» попали бы тысячи общественных деятелей, писателей и поэтов, павшие жертвами несправедливости и политического терроризма того времени. Любовь к Есенину живет в его поэзии — гениальной исповедальной лирике и созвучности со взглядами и душой каждого читателя. Хотя, безусловно, то, как оборвалась жизнь поэта, слава которого уже при жизни была фантастической, волнует многих его поклонников и по сей день. Корни этого народного «неспокойствия» произрастают из упорно сохраняемой тайны гибели поэта, из малопонятного стремления властей или определенных персон не допустить утечки достоверной информации о случившемся любыми путями. Загадочных моментов, составляющих тайну гибели Есенина, известно предостаточно. Но нет объективных объяснений ни одного из них.



Загадка Первая — мистическая. Призрак Пятого номера

Тело С. А. Есенина обнаружили в Пятом номере «Англетера», и уже с этого момента начинаются «чудеса и приключения», объяснения которым трудно найти. На сегодняшний день известны две фотографии обстановки номера, выполненные разными фотографами по просьбе разных «заказчиков».
Первая фотография — изображение комнаты, сделанное портретистом Моисеем Наппельбаумом 28 декабря 1925 года по заказу ОГПУ и органов дознания Ленинграда.


Фотограф М. Наппельбаум. 28 декабря 1925 год.


Вторая — изображение комнаты, сделанное фотографом Пресняковым в январе 1926 года по заказу жены Есенина Софьи Андреевны Толстой.

Фотограф Пресняков. Январь 1926 год.
Пятый номер гостиницы «Англетер»


Фотодокумент, много лет хранящейся в архиве Софьи Толстой, рассматривается в подобном ракурсе впервые. При сравнении двух фотографий находим ключевое отличие: трубы парового отопления на фотографии Преснякова находятся в левом углу комнаты, а не в правом, как нам это демонстрирует снимок М. Наппельбаума. Впрочем, это служит очередным доказательством уже озвучиваемой на страницах «Вне Закона» версии о намеренном подлоге фотографии и ее зеркальной перевернутости.
Если вглядеться в снимок, сделанный в частном порядке для Софьи Андреевны, можно сразу увидеть нечто такое, что не взялись объяснить даже маститые криминалисты. Вы уже поняли, о чем речь?..
Фотограф (а возможно и кто-то другой?) от руки изобразил в оконном проеме оборки (или рюши), изображающие раздвинутые шторы. Оборки прорисованы посредством ручного нанесения многочисленных штрихов крест-накрест. Самодельное происхождение этих «рюшечек» не поддается сомнению. А вот цель, с которой они были сделаны, — совершенно непонятна. Ведь настоящая портьера никуда не девалась, ее фалды явственно видны на фотографии.
Для того чтобы разобраться с целями и мотивами подобной живописи, мы решили вернуть фотографию к исходному виду, то есть стереть элементы постороннего вмешательства. Попытка убрать искусственно нанесенные штрихи обернулась получением силуэта человеческой фигуры в оконном проеме:В принципе данную фигуру можно «угадать» не стирая черточек с помощью графической программы. Достаточно абстрагироваться и взглянуть «поверх» штрихов на то, что они маскируют. Что означает силуэт и что он собой представляет — чьё-то стертое изображение или искусственно созданный контур человеческой фигуры?
Снимок, как нам кажется, указывает на что-то, символом чего является фигура, «стоящая» на подоконнике. Специалисты по судебной фотографии, видевшие снимок, не смогли дать каких-либо объяснений. Обращения к парапсихологам и экстрасенсам привели к возникновению мнения, что это настоящий фантом. «Души людей, насильственно умерщвленных, не скоро покидают места своей гибели. На фотографии могла проявиться душа человека, погибшего здесь», — высказывала свою точку зрения экстрасенс Светлана N.
Как бы там ни было, отмахнуться от факта странного изображения не удастся — фотография была сделана специально для жены Сергея Есенина, всю свою жизнь посвятившую сохранению наследия поэта и сбору материалов по увековечиванию памяти о нем. С уверенностью можно сказать одно: засвеченный силуэт в окне, закамуфлированный канвой из рюш, не мог быть банальным «дефектом» печати или ошибкой фотомастера. В этом случае требовательная Толстая заказала бы повторный снимок. Фотография ее не просто устраивала, она бережно хранила ее всю жизнь. Понимала ли Софья Андреевна значение изображенного силуэта?.. Знала ли смысл фигуры в окне?.. Скорее всего — знала. Ведь эта фотография нужна была именно ей — близкому человеку, любящему, ищущему и стремящемуся знать правду.

Загадка Вторая — документальная. Эти странные рваные бумажки

Документальная сторона дела находится в столь плачевном состоянии, что возникает убеждение: документы сохранились не «благодаря», а «вопреки» создаваемым условиям. Впервые широкой публике документы «Официального дела о самоубийстве С. А. Есенина» были показаны в ходе работы Комиссии Всероссийского писательского Есенинского комитета по выяснению обстоятельств смерти поэта под руководством Ю. Л. Прокушева. Позднее они были опубликованы в итоговой книге — «Смерть Сергея Есенина. Документы. Факты. Версии». Документы рассматривались с точки зрения наличия в них прямых доказательств самоубийства, но почему-то никто не задал простой вопрос: а что это вообще за странные бумажки?.. Почему они все порваны и подрезаны?.. Почему ни один из АКТОВ, на которые так серьезно опираются сторонники официальной версии, не написан на бланке того учреждения, которое отвечает за объективность и достоверность указанных в них данных?..
Например: Акт обнаружения тела в гостинице «Англетер», составленный участковым надзирателем 2-го отделения Ленинградской милиции Николаем Горбовым.
Лист желто-серой бумаги без намеков на реквизиты милиции вообще и 2-го отделения Ленинградской милиции в частности. Имеет повреждение в нижней части. Как раз в том месте, где понятые ставили свои подписи. Вырванные края были кем-то подрезаны ножницами.

Второй пример: Акт вскрытия тела, составленный судебным медицинским экспертом Александром Григорьевичем Гиляревским 29 декабря 1925 года.

Для этого судебно-медицинского документа также оказались лишними реквизиты учреждения, на базе которого проводилась экспертиза. Ни данных о регистрации, ни номера или какой-либо иной административной информации не обнаружено.
Лишним кому-то показался и весь нижний фрагмент листа, где должны быть указаны понятые, присутствовавшие при вскрытии тела поэта. Форма повреждения полностью совпадает с формой выдранного фрагмента Акта Н. Горбова. Второй же лист Акта вскрытия тела С. А. Есенина, содержащий главную часть документа — Заключение — потерпел еще большее надругательство — от него попросту отрезали половину листа. С бумагой было так плохо? Или информация, содержащаяся в нем, не предназначалась даже для секретного хранения?


Остальные, не менее важные, документы дела — Протоколы опроса Вольфа Эрлиха, Георгия Устинова, Елизаветы Устиновой, Василия Назарова — повреждены идентичным образом: в нижней части листа отсутствует центральный фрагмент, по форме совпадающий с тем, что мы видим на фотографиях. Кто, когда, с какой целью и при каких обстоятельствах позволил себе обращаться с документами следствия подобным образом — остается загадкой.
А главного «хроникера событий» по обнаружению в номере гостинице «писателя, приехавшего из Москвы» — 40-летнего участкового надзирателя Н. Горбова — эти печальные события подкосили настолько, что он стал менять свои почерки в зависимости от документа. Например, в своем Акте он решил подписаться вот так:А в Протоколах опроса свидетелей он уже так поднаторел в каллиграфических изысках, что почерк стал стремительным и летящим как у заправского писаря:

Подпись Н. Горбова в Протоколе опроса Василия Назарова, коменданта гостиница «Англетер»

Подпись Н. Горбова под Протоколом опроса Вольфа Эрлиха


Сразу замечу, что графологическую экспертизу на официальном уровне никто не проводил. Видимо, не усмотрели смысла в этом процессе. Возможно, нет ничего криминального в том, что за Николая Горбова расписывались все, кто умел писать. В конце концов, отлучился участковый надзиратель на пять минут по какой-нибудь нужде — чего ж теперь чернилам сохнуть?.. Подошел первый попавшийся и «подмахнул». Это не страшно. Страшно то, что всю страну заставляют ВЕРИТЬ этим рваным писулькам и фальсифицированным клочкам в течение 83-х лет.
Могли и могут ли такие «листики» являться официальными документами, на основании которых выносятся решения исполнительных органов?.. Возможно ли, чтобы на основании этих «листиков» родным поэта отказывали вправе заказывать молебны в православном храме?.. Мать поэта Татьяна Федоровна Есенина, исконно верующий человек, свое отношение к смерти сына выразила тем, что ни на минуту не допустила мысли о невозможности или греховности совершения православных обрядов по убиенному Сергию. В церкви села Константиново отслужили молебен по Сергею Есенину, как это полагалось по православной традиции. Более того, есть сведения, что поэта отпевали и в Ленинграде, и в Москве. Есть о чем задуматься.

Загадка Третья — потусторонняя. «Распни его!..»

Миллионы людей со всех концов мира посещают могилу С. А. Есенина на Ваганьковском кладбище. Люди с поклоном идут почтить память поэта. Так повелось с самых первых дней 1926 года и длится по сей день. Но обладают ли эти действия поклонения праху сокровенным смыслом, если праха поэта в могиле нет?
Светлана Петровна Есенина, племянница поэта, является на сегодняшний день единственным свидетелем похорон матери Сергея Александровича — Татьяны Федоровны Есениной. Ее воспоминания должны и могут послужить важнейшей причиной для начала официального расследования.
— Моя бабушка, Татьяна Федоровна, умерла 03 июля 1955 года, — рассказывает Светлана Петровна, — Это была настоящий удар для всей нашей семьи. Первая в моей жизни утрата самого близкого человека. Все события, которые последовали за бабушкиной смертью, и сами похороны отложились в памяти в мельчайших деталях. Татьяну Федоровну хоронили рядом с сыном. Но я совершенно отчетливо помню, что слева, немного выше ее гроба, находился чей-то желто-оранжевый с белыми разводами и белой рюшей гроб. Он был еще совсем в хорошем состоянии.

У чьей могилы стоит мать С. А. Есенина?..
1947 год. Ваганького. Фото из архива С. П. Есениной.
Публикуется впервые.


Это не единственное свидетельство того, что захоронение Сергея Есенина подвергалось кощунственному вмешательству. Родные поэта хранят видеозапись рассказа Алхимовой Маргариты Васильевны, из которого следует, что останки поэта были потревожены в первую же ночь после захоронения. Она записала в 1983 году рассказ человека, который в 20-гг., работал шофером в ОГПУ и был непосредственным участником этих событий в составе целой бригады. «Мы вынули гроб Есенина и передали его другой группе, которая унесла его вглубь кладбища. А сами остались приводить могилу в порядок». Рассказать раньше об обстоятельствах той ночи человеку мешал страх. Но унести тайну с собой не позволила совесть.
В том далеком 1926-м году на могиле поэта стоял крест, который мы видим на фотографии. оздатель его неизвестен, но он, безусловно, придал своему творению легко читающуюся смысловую нагрузку.

Могила С. А. Есенина, 1926 год.
Фото из семейного архива С. П. Есениной.
Публикуется впервые


Фигура распятого Христа уж больно необычна: короткая стрижка, кудрявые волосы, есенинская челка. Довершают образ полевые цветы вместо терновника в венке и под ногами. Полевые цветы как символ России. Перед нами варварски убитый поэт, мученик. Художник словно хотел сказать: здесь покоится прах несправедливо загубленной души, замученного человека, распятого озверевшими убийцами.
Стоял этот крест довольно недолго. Власти поспешили заменить его на менее значимый, лишенный смыслового подтекста. Всего на могиле Сергея Есенина сменилось четыре креста. И только в 1950 году был установлен бронзовый барельеф от Союза писателей СССР, выполненный скульптором Л. М. Белокуровым. В 1986 году его сменил памятник скульптора А. Бичукова, известного своим трепетным отношением к Сергею Есенину. Однако и здесь не обошлось без странностей… Всю площадку вокруг Есенинского комплекса залили бетоном. Бетонная подушка, уходящая вглубь больше 1 метра, по объяснению властей, должна была послужить укреплением для совсем небольшого памятника.

Загадка Четвертая — психологическая. Давай бояться вместе!..

«Ну… Есенин — это сложный вопрос…» — говорят одни чиновники.
«А что вы хотели? Есенин − это фигура политическая», — говорят другие.
«Ой, да оставьте вы это! Всё равно ничего не добьетесь!» — машут рукой третьи.
А четвертые, переходя на шепот и округляя глаза, шипят: «Вам что проблем захотелось?»
Складывается впечатление, что бетонной подушкой залит не только комплекс на Ваганьково, а всё, что связано с именем гениального певца России. Табуированная тема гибели Сергея Есенина приводит к ущербному освещению его жизни и творчества не только в масс-медиа, но и в школьных и вузовских программах. В режиме тоталитарного сталинского государства подобные «фигуры умолчания» были вполне объяснимы. Но в наш век обнародования правды о кровавом молохе репрессий несдвигаемая тайна вокруг имени Есенина выглядит по меньшей мере странно. Попытки журналистов, режиссеров, актеров, деятелей искусства, а самое главное — родных и близких Сергея Александровича вынести на телевизионное обсуждение тему жизни и творчества поэта наталкиваются в лучшем случае на цензуру и ущербное освещение.
Подобной судьбы удостоился телевизионный фильм «ЕСЕНИН», снятый по роману Виталия Безрукова продюсерским центром Первого канала в 2005 году. По признанию исполнителя главной роли Сергея Безрукова, они как авторы проекта столкнулись с требованием сократить отснятый материал на несколько часов, оставив для выхода в эфир только детективную часть фильма. Еще более трагическая участь постигла лучший документальный фильм о Есенине «Дорогие мои! Хорошие!» режиссера Владимира Паршикова, удостоенный гран-при Губернатора Рязанской области на Фестивале прессы «Хрустальный журавль» и завоевавший звание Лауреата Национальной премии имени Виктора Розова с вручением золотой розы. Этот фильм, содержащий уникальные архивные материалы и оригиналы документов, не принимается федеральными каналами к показу.
Не так давно вышедшая на канале ТНТ программа «Битва экстрасенсов», готовившаяся при непосредственном участии племянницы поэта Светланы Петровны Есениной и обещавшая стать настоящим откровением для поклонников поэта, в своей эфирной версии неожиданно была превращена в 10-минутную нарезку, являющуюся результатом деятельности цензоров, а не творческой группы программы. Являясь участником и свидетелем событий, происходящих на съемочной площадке, Светлана Петровна подтверждает, что к выводу об убийстве поэта пришли семь из девяти экстрасенсов. А зрители ТНТ благодаря изощренному монтажу не услышали внятно версию насильственной гибели ни от одного из экстрасенсов.
Действуют ли некие специальные инструкции «по Есенину» или руководители каналов руководствуются собственным «тонким чувством опасности» — мы не можем этого угадать. Мы видим только результат. А точнее — его отсутствие.

Загадка Пятая — демократическая. Государство правового нигилизма…

Уже много лет Светлана Петровна Есенина и ее сподвижники занимаются темой гибели поэта. За эти годы этой хрупкой на вид женщиной были пройдены сотни инстанций, написаны десятки документов и писем. Надежда то появлялась, то угасала. Менялись власть имущие чиновники, менялись обещания, менялись тактики и рекомендации, но главного так и не произошло.
«Наши первые обращения в Генеральную Прокуратору РФ, − говорит Светлана Петровна, − мы начинали с Э. А. Хлысталовым и историком-архивистом А. С. Прокопенко, который принимал участие в раскрытии «Катынского дела». Позже к нам присоединился режиссер-документалист Владимир Паршиков и артист Сергей Безруков. Цель наших действий заключается не в поиске лиц, совершивших преступление. За давностью лет нет смысла выискивать и называть имена тех, кто давно ушел в мир иной. Мы, родные поэта, хотим только одного: объективного расследования обстоятельств смерти поэта. Мы хотим лишь снять клеймо «самоубийцы-висельника» с С. А. Есенина. Хотим его нравственной реабилитации в глазах российской и мировой общественности».




Родные на свое обращение к Президенту В.В. Путину, составленное в мае 2005 года, ответа не получили.


Светлана Петровна совершенно права, считая, что за Есенина еще есть кому побороться. Кроме родных поэта, остаются люди, неравнодушные к «делу Есенина» и к тому, как «самоповесили» поэта 83 года назад и продолжают «вешать» по сей день.
Действия руководства страны в текущий момент вполне конкретно направлены на создание в России «произвола закона». В надежде на это семья Есенина адресовала свой очередной запрос к Президенту Дм. Медведеву. Хочется верить, что Закон будет одинаковым для всех, русский национальный поэт Сергей Есенина наконец-то окажется в поле зрения именно Закона, а не тех черных злопыхателей, что преследуют его светлое имя десятки лет.

Памятник Сергею Есенину (1895–1925) , поэту, ставшему символом «крестьянской» поэзии начала 20 в. Гранитная скульптура установлена на Ваганьковском кладбище в Москве.

Сергей Есенин — поэт, ставший символом «крестьянской» поэзии начала 20 в.

Сергей Александрович Есенин (1895–1925) - великий русский поэт , ставший символом «крестьянской» поэзии начала 20 в. Родившийся в Рязанской губернии мальчик воспитывался в основном бабушкой, фольклорные таланты которой дали стимул его творческому развитию. Вскоре после переезда в Петроград Есенин издаёт сборник «Радуница» , затем становится одним из лидеров имажинизма. Революция и связанная с этим неустроенность, разрушение крестьянского быта сильно повлияли на состояние поэта и тематику его творчества. После брака с Дункан в 1922 г. Сергей Есенин уехал в путешествие по Европе и США, но разочаровался и в этом «царстве мещанства». По возвращении в советскую Россию, несмотря на тяжёлое моральное состояние, он пишет самые зрелые и совершенные произведения.

Сергей Есенин скончался 28 декабря 1925 г., похоронен на в Москве (участок № 17). Рядом с ним покоится мать поэта Татьяна Фёдоровна Есенина (1875–1955).

В 1986 г. на могиле поэта открыли памятник работы скульптора Анатолия Бичукова. Надгробие представляет собой фигуру Есенина, высеченную из массивной гранитной глыбы. выполнена с высокой портретной точностью, поэт изображён в простой рубашке, руки скрещены на груди. Изваяние помещено на высокий пьедестал из полированного серого гранита, на лицевой стороне нанесена памятная надпись: буквы

Здесь описана смерть Есенина. С событиями последнего дня жизни, указаны причина, дата, время и место смерти. Приведены посмертные фото, фото похорон и могилы. Поэтому всем людям с неустойчивой психикой, а так же лицам, не достигшим 21 года данная информация категорически не рекомендуется к просмотру.

Сергей Александрович Есенин
21/09/1895 — 28/12/1925

Причина смерти Сергея Есенина

По общепринятой, официальной версии Есенин, в возрасте 30 лет повесился. Однако, масштаб личности Есенина настолько велик, а одиозные поступки и привычки Сергея Александровича, сложные отношения с действующей властью и уголовным кодексом открывают широкое поле для споров о причинах гибели поэта. Пожалуй, даже у меньше адептов альтернативной версии смерти. С легкой руки Эдуарда Хлысталова в народные массы ушли ряд вопросов и противоречивых фактов, касательно смерти Есенина. В распоряжении любого желающего оказываются весьма качественные посмертные снимки и посмертные маски Сергея Александровича, документы уголовного дела, свидетельские показания, что позволяет каждому человеку, посмотревшему сериал с Безруковым, составить собственное «истинно правильное» представление о картине трагедии.


Суд. мед. Эксперт Гиляревский:

На основании данных вскрытия следует заключить, что смерть Есенина последовала от асфиксии, произведенной сдавливанием дыхательных путей через повешение.


Акт вскрытия тела Есенина

Дата и место смерти

Есенин умер 28 декабря 1925, в Ленинграде, в гостинице «Англетер». Акт смерти произошел предположительно в 5 часов утра.

Немного о месте трагедии: с французского Hotel d’Angleterre переводится как гостиница «Англия» в наше время находится в самом центре Питера, с видом на Иссакиевский парк и Исаакиевский собор, ул. Малая Морская, д. 24, Исаакиевская Площадь.

В 1987 году здание гостиницы было полностью разрушено, соответственно не сохранилась комната №5, где погиб Сергей Александрович. Однако в 1991 году отель отстроен заново. Сейчас функционирует, принимает постояльцев. Во времена Есенина комната №5 была чем-то сродни современного «люкса». То есть не для всех, а для партийных функционеров, выдающихся людей, элиты.


Комната №5 гостиницы «Англетер», после смерти Есенина.
Фото Моисея Соломоновича Наппельбаума.

Смерть Есенина. Прощание

Церемония прощания с поэтом проходила в 29 декабря Ленинграде, а затем в Москве, куда тело Есенина доставили на поезде. Известно, что Сергея Александровича Есенина отпевали по христианскому обряду, вопреки правилу церкви, запрещающему отпевать самоубийц. Похороны состоялись 31 декабря 1925 года.


Похороны С. Есенина. Справа мать и сестра Сергея Александровича

Место захоронения Сергея Есенина

Сергей Есенин похоронен на 17 участке Ваганьковского кладбища в Москве. В данный момент рядом с Сергеем Александровичем похоронена его мама Есенина Татьяна Федоровна, которая умерла в 1955 году.


Могила С. Есенина, Москва, Ваганьковское кладбище, наши дни.

Ранее могила Сергея Александровича выглядела по другому:


Могила Есенина до установки памятника. Мать поэта на могиле сына.

В 80-х годах могила выглядела вот так:

Первый памятник на могиле С. Есенина

Смерть Есенина. Обстоятельства.

Акт о самоубийстве Есенина составил участковый надзиратель 2-го отделения ленинградской милиции 28 декабря 1925 года. Рукой участкового надзирателя Н. Горбова.

28 декабря 1925 года составлен настоящий акт мною, участковым надзирателем 2-го отд. ЛГМ Н. Горбовым в присутствии управляющего гостиницей «Интернационал» тов. Назарова и понятых. Согласно телефонного сообщения управляющего гостиницей гражданина Назарова Василия Михайловича о повесившемся гражданине в номере гостиницы. Прибыв на место, мною был обнаружен висевший на трубе центрального отопления мужчина в следующем виде, шея затянута была не мертвой петлей, а только одной стороной шеи, лицо было обращено к трубе и кистью правой руки захватился за трубу, труп висел под самым потолком, и ноги от пола были около 1,5 метра, около места, где обнаружен был повесившийся, лежала опрокинутая тумба, а канделябр, стоящий на ней, лежал на полу.

При снятии трупа с веревки и при осмотре его было обнаружено на правой руке выше локтя, под левым глазом синяк, одет в серые брюки, ночную белую рубашку, черные носки и черные лакированные туфли. По представленным документам повесившийся оказался Есенин Сергей Александрович, писатель, приехавший из Москвы 24 декабря 1925 года. Удостоверение ТЦ № 42-8516, и доверенность на получение 640 рублей на имя Эрлиха.

Управляющий – Назаров

Понятые (подписи неразборчивы)

Милиционер (подпись неразборчива)

Участковый надзиратель 2-го отд. ЛГМ – Н. Горбов

Судить о причинах, вызвавших смерть Есенина мы оставляем вам, нашим читателям. Приведем лишь факты:

  • На момент смерти на Сергея Александровича Есенина было заведено 13 уголовных дел, в том числе «дело 4-х поэтов».
  • 21 декабря 1925 года (за неделю до смерти) Есенин вышел из психиатрической лечебницы Ганнушкина. Скрывался ли там Сергей Александрович от суда или лечил депрессию сейчас никто доподлинно не скажет. Но факт остается фактом: Есенин проходил курс лечения в психиатрической клинике.
  • Николай Леопольдович Браун отказался подписать протокол, где смерть Есенина прямо называлась самоубийством, утверждая, что поэта убили. А Борис Лавренёв, который тоже был в «Англетере» на следующий день вообще опубликовал статью «Казнённый дегенератами».
  • Все очевидцы тех событий отмечают подавленность, депрессию и фатализм Сергея Александровича перед смертью. Доктор, лечивший запойное пьянство Сергея Александровича прямо говорил родственникам о суицидальных намерениях поэта.


Он родился 3 октября 1895 года, в рязанском селе Константиново. С двух лет, по бедности семейства, был отдан на воспитание деду, мужику более зажиточному.



Село Константиново. Дом Есенина

В 17 лет Есенин — выпускник церковной учительской школы. Но учительство не привлекает его.

Осознание своего поэтического дара пришло быстро. Позднее он вспоминал: «18 лет я был удивлен, разослав свои стихи по редакциям, что их не печатают, и неожиданно грянул в Петербург. Там меня приняли весьма радушно».

«Грянул» он в Петербург еще весьма простоватым парнем. Впоследствии сам рассказывал, что, увидев Блока, вспотел от волнения. В те годы еще не оперившийся Есенин был послушным спутником Клюева и Городецкого. Вместе с ними разгуливал этаким сусальным мужичком, носил щегольские сафьянные сапожки, голубую шелковую рубаху, подпоясанную золотым шнурком, на котором висел гребешок для расчесывания молодецких кудрей, отпугивая своим видом людей со вкусом.


Есенин и Клюев

Первый стихотворный сборник Есенина «Радуница» был опубликован в 1916 году.

В основе ранней есенинской поэзии лежит истовая, почти религиозная любовь к родной земле. Именно к родной крестьянской земле, а не к России с ее городами, заводами, с университетами и театрами, с политической и общественной жизнью. России в этом смысле он в сущности не знал да и не интересовался ею. Родина для него пока — это родная сторонушка с ее полями и лесами, а не страна, не государство.

В первой половине 1916 года Есенина призвали в армию. Благодаря хлопотам друзей он получил назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143, где несли службу сестер милосердия императрица и царевны.

Есенин среди военных санитарного поезда.

На одном из концертов в лазарете произошла его встреча с императрицей Александрой Федоровной. Есенин вспоминал в автобиографии: «Она после прочтения моих стихов сказала, что стихи мои красивы, но очень грустны. Я ей ответил, что такова вся Россия». Корректура его второй книги «Голубень» содержала целый цикл стихов, посвященных императрице. Но после революции Есенин эти посвящения снял.

Ранняя поэзия Есенина — это еще по сути лубок, бьющий в глаза яркими образами и метафорами. В ней есть дымчатый налет печали, но нет тревоги, нет надрыва. Великим трагическим поэтом его сделает революция.

***
Революцию Есенин поначалу принял восторженно. Он ждал, что из этого пламени сказочной жар-птицею, взлетит мужицкая Русь с ее вековечной правдой. В 1918-1919 годах из-под его пера выходит несколько революционных поэм, в том числе «Инония» с ее чаянием грядущего всеобщего обновления. В это время Есенин бравирует знакомством с главарями ЧК и даже изобретает новый способ знакомства с девушками, приглашая их в подвалы Лубянки посмотреть на расстрелы.

Однако очень скоро он понимает, что большевики — вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. Настроение приподнятости сменяется растерянностью, недоумением перед происходящим.

Есенин читает стихи на митинге.

«Я последний поэт деревни», — пишет Есенин в стихотворении 1920 года. Но и деревня не оправдала надежд. По слабости человеческой, он еще валит вину на «город», на городскую культуру, которой большевики, по его мнению, отравляют деревенскую Русь. Ему кажется, что виноват прибежавший из города автомобиль, трубящий в «погибельный рог», он проклинает промчавшийся поезд, за которым так смешно и глупо гонится жеребенок.

А итог — угнетенное состояние: «Нет любви, ни к деревне, ни к городу».

В это время Есенин уже сильно пьет, часто впадая в буйство, в его стихах звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни. Но с этой гнилью, с городскими хулиганами, Есенину все же легче, нежели с благополучными мещанами советской России. Теперь ему стали мерзки большевики, опостылели былые приятели из ЧК:

Не злодей я, и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.

Одним из его последних крупных произведений стала поэма «Страна негодяев», в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования, он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. Чуть ли не каждое его стихотворение с некоторых пор стало кончаться предсказанием близкой смерти:

Друг мой, друг мой! Прозревшие вежды
Закрывает одна лишь смерть.

Вежды прозрели. Но видеть того, что творится вокруг, прозревший Есенин не хотел. Ему оставалось одно — умереть.

***
В конце ноября 1925 из-за угрозы ареста Есенину пришлось лечь в платную психоневрологическую клинику Московского университета, где профессор Ганнушкин предоставил ему отдельную палату.

Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации в клинику знало всего несколько человек, но осведомители нашлись. 28 ноября чекисты примчались к Ганнушкину и потребовали выдачи Есенина. Доктор ответил твердым отказом. Тогда за клиникой установили наблюдение. Выждав момент, Есенин тайно уходит из больницы и 23 декабря уезжает в Ленинград. В ночь на 28 декабря он был обнаружен мертвым в номере гостиницы «Англетер». Сохранившиеся улики до сих пор не позволяют вынести однозначный медицинский вердикт о том, является ли смерть поэта самоубийством или делом советских спецслужб, инсценировавших убийство под суицид. http://kp.by/daily/23609.3/46548/

Тело Есенина было перевезено в Москву для захоронения на Ваганьковском кладбище. Похороны были грандиозные. По свидетельству современников, так не хоронили ни одного русского поэта.

Похороны Есенина. Траурный митинг у памятника Пушкина

Сегодня уже ясно видно, что история Есенина есть история заблуждений его времени. Он поверил, что большевицкая революция есть путь обновления русской жизни, а она оказалась путем к разрушению мужицкой Руси, которую он так искренне и задушевно любил. Он отрекся от Бога во имя любви к человеку, а этот «освобожденный» человек только и сделал, что снял крест с церкви да повесил Ленина вместо иконы.

И, однако, сверх всех заблуждений и всех жизненных падений Есенина остается нечто, что глубоко привлекает к нему. Прекрасно и благородно в Есенине то, что он был бесконечно правдив в своем творчестве, что не побоялся признать ошибки, — и за все захотел расплатиться последней, страшной ценой. Правда же его — любовь к родине, пусть и незрячая, но великая:

Я люблю родину,
Я очень люблю родину!

Несчастье его было в том, что он так и не сумел назвать ее, эту родину: он воспевал и бревенчатую, мужицкую Русь, и социалистическую Инонию, и азиатскую Рассею, пытался принять не сердцем, так умом даже СССР, — одно лишь верное имя не пришло ему на уста: Россия. "Шестая часть земли" как государственный и культурно-исторический феномен осталась ему неведома. В том и было его главное заблуждение, не злая воля, а горькая ошибка. Тут завязка и развязка его трагедии.

Сергей Александрович Есенин — великий русский поэт. Родился в 1895 году в селе Константиново, Рязанская губерния. Впервые стихи Есенина были опубликованы в журнале «Мирок». Стал одним из самых известных поэтов в истории России. Стихотворения Есенина знакомы буквально каждому в нашей стране и до сих пор входят в обязательную школьную программу по литературе.

Выдающийся поэт прожил 30 лет. За это время он успел написать большое количество произведений, которые навсегда останутся в истории всемирной литературы. Последним стихотворением стало: «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Небольшой стих он передал Вольфу Эрлиху накануне своей смерти, и при этом, по словам Эрлиха, пожаловался, что в номере нет чернил и он вынужден был писать своей кровью. Общепринятой версией гибели поэта является самоубийство. Согласно этой версии, Есенин пребывал в состоянии глубочайшей депрессии после лечения в психоневрологической больнице. 28 декабря 1925 года его нашли повешенным в ленинградской гостинице Англетер, которая находится на углу Вознесенского проспекта и Малой Морской улицы и выходит на Исаакиевскую площадь.

В 1970-80-х годах появились версии об убийстве поэта. Для тщательного расследования этой версии была создана специальная комиссия, которая провела ряд экспертиз. Окончательное решение комиссии — смерть Есенина является самоубийством, а версия об убийстве поэта от рук ОГПУ является вымыслом.

После гражданской панихиды, которая состоялась в Союзе поэтов в Ленинграде, тело Есенина доставили в Москву. В московском Доме печати прошла церемония прощания с участием родственников и друзей. 31 декабря 1925 года Сергей Александрович Есенин был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище .

Посмертное стихотворение Сергея Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья…»:

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, —

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.