Грамматические сказки.

«Сказки про предлоги» Из школьной практики известно, что учащиеся начальной школы в правописании предлогов допускают много ошибок. Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи. Часто встречается слитное написание предлога со следующим за ним словом («кморю»), графически неправильное написание предлога («ис кувшина»), пропуск предлога («прыгнул воду»). Работу над формированием представлений о предлогах следует начинать ещё в дошкольном возрасте. В методической литературе указан ряд приёмов, которые рекомендуется использовать для ознакомления детей с предлогами как с отдельными маленькими словами. Так как большинство предлогов имеет пространственное значение, обязательным условием является предваряющая работа по формированию пространственных представлений в разнообразных видах деятельности детей: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании и конструировании. Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе различных видов деятельности детей, направленных на активное познание окружающей действительности. Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных наречиями и предлогами. Я предлагаю игровую методику работы над предлогами, которая может использоваться как в начальной школе, так и в старших группах детского сада с детьми, знающими буквы. «Сказки про предлоги» объясняют лексическое значение предлогов, способствуют пониманию словесных обозначений пространственных отношений. Навык графически правильного начертания предлогов по своей природе одинаков с навыком написания слов, не проверяемых правилом. Чтобы написать предлог графически правильно, ученик должен знать его зрительный образ и помнить, что предлог пишется всегда одинаково, независимо от его произношения. Следовательно в практике обучения нужно создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились в зрительной памяти детей. В школе каждый новый предлог, который встречается в тексте букваря или в упражнении, учитель записывает на отдельную карточку и выставляет на наборное полотно. К концу букварного периода на наборном полотне оказываются карточки с предлогами У, НА, ЗА, В, С, К, ИЗ, ПОД, НАД, ПО и другие. Это элементарная таблица предлогов. Я предлагаю разместить рядом с карточками предлогов схемы и картинки, напоминающие о пространственном значении предлога. Этот приём, известный в психологии как «визуальный якорь», поможет облегчить детям зрительное запоминание графического образа предлогов. Сочиняя сказки, я старалась показать детям, что буквы, из которых состоит маленькое слово, могут подсказать им, что означает данный предлог. Глядя на картинку и схему, дети вспоминают сказочную историю. Известно, что игровая ситуация всегда способствует лучшему запоминанию материала, благодаря эмоциональному фону, на котором протекает учебный процесс. Особенно это характерно для обучения маленьких детей. Слушая сказку, дети представляют предлог как живое существо, которое может двигаться. Глядя на буквы, они начинают понимать, почему мы говорим маленькое слово «ПО», когда предмет движется по поверхности (сказка «Буква П и колесо»). Глядя на букву Д, они вспоминают, что она научилась прыгать, потому что у неё есть две ножки (сказка «Лягушонок и буква Д»). Схемы предлогов подсказывают детям: если буква Д прыгает вверх, надо говорить маленькое слово НАД. А если буква Д прыгнет вниз, мы говорим предлог ПОД. Предлог В очень похож на сложенные очки. Сказка «Волшебные очки» объяснит детям, что маленькое слово В мы говорим, когда предмет находится внутри (в пенале, в кастрюле). Слушая «Сказку про кота», дети представляют своих домашних любимцев и вспоминают, что КОТ действительно передними лапами всё тянет К себе, а задними, наоборот, всё отталкивает ОТ себя. Приём демонстрации действий всегда оживляет учебный процесс. Поэтому я рекомендую рассказывать сказки про предлоги и показывать, как именно двигаются герои этих сказок, используя игрушки и объёмные буквы. Глазунова Лариса Владимировна

Настя Говорун

Существительные обрадовались, что наконец-то они свободны. И вот, когда слово кошка предложила им отпраздновать это, у неё получилось:
— Давайте нас будет праздник!

Никто не понял, что сказало слово.

Тогда слово рыбка решило всё объяснить еще раз:
- Вы ничего не поняли предлога.

Но сказать «из-за предлога» оно не смогло. Предлогов ведь нет.

И тогда существительные решили найти предлоги. Но долог путь к изгнанным предлогам, ведь они поселились на необитаемом острове.

Наконец-то, мы вас нашли! - закричало существительное земля. Вот так вот.

Конечно, предлоги вернулись, но все существительные теперь обязаны слушаться их.

Полина Бакши

Надо позвать нашего короля Предложение!

И вдруг, земля затряслась, всё зашумело, загрохотало, вошёл король и сказал:
-Нельзя воевать против друзей, иначе люди не смогут нас прочитать!

А местоимение Я заявило:
-Я хочу жить не по правилам, а по своей воле!

Король возразил им и приказал:
-Вы обязаны прислушиваться к предлогам, если хотите жить мирно!

Денис Саразов

В тот же момент существительные не смогли пошевелиться.

А как вы думаете, почему? Да потому, что они не смогли больше изменяться, они могли только говорить.

А предлоги шли своей дорогой, они были в обиде на имена существительные. Но потом предлогам стало жаль всех, и они вернулись в королевство.

Больше никто их не думал выгонять.

Груня Мещерякова

Теперь в этом царстве всё шло наперекосяк.

Сначала Предложный падеж пошёл на работу, а предлогов нет.

Как? Как я буду работать? – спросил он. И подумав, решил. - Попробую разобраться без предлогов!

Но нет, без предлогов - никак. Тут к нему подошли существительные и сказали:

Нам надо вернуть предлоги на работу. Без них невозможно.

Петя Захариков

Существительные с местоимениями начали спорить, кто станет королём.

Местоимения себя на трон предлагали, а существительные тоже не хотели уступать. И развязалась война. Эта война длилась много лет. И когда все устали воевать, появились глаголы.

Местоимения решили объединиться с существительными и воевать против глаголов. Они спрятались в замке, потому что глаголы побеждали их. Но тут предлоги пришли на помощь существительным и местоимениям. И они все вместе победили.

В благодарность за помощь, существительные и местоимения решили вернуть предлоги.

Аня Никитенко

Пошли предлоги по горам, по полям да по равнинам. А тем временем в царстве шёл спор.

А я сейчас в Дательном падеже, - кричало слово кошке.
- Нет, ты сейчас в Предложном падеже, - возражало слово луна.
- А я в Винительном!
- А я в Родительном! - слышалось со всех сторон.
- Тихо!!! - вскричал Восклицательный знак.
Все притихли.
- А почему вы не спросили, в каком вы падеже, у предлогов?
Ведь спросишь ты, кошка, у «о» или у «в» и все прояснится.
- Мы выгнали предлоги, - крикнул кто-то в толпе.
- Так надо же их вернуть!!! -? сказал Восклицательный знак.

Так и вернули предлоги.

Саша Рябова

Однажды пришли предлоги в царство слов, а их оттуда прогоняют.

Но как так можно?! - спросил предлог «в». - Вот так. Мне повелел король, - сказал охранник. - Ну ладно, - смирились предлоги и пошли в долгий путь.

Они добрались до другого королевства. Там их приняли хорошо, и жилось им сладко.

Но однажды приехал посыльный и сказал:

В нашем королевстве без вас скучно. Возвращайтесь к нам!

И предлоги решили: «Раз грамматика хромает, и смысла сказанных слов без нас не разберешь, давайте вернемся!»

Умные и вежливые предлоги вернулись домой.

Тимофей Тюрпенко

Без предлогов в царстве слов все перестали понимать друг друга.

Например:

Дай мне книжку полки.
- Где? - переспрашивают говорящего.
- Вон там, полке.
- Какой полке?

И все стали обижаться друг на друга, пока предлоги не вернулись.

Кирилл Мякотин

Когда исчезли предлоги, существительные и местоимения обрадовались. Они радостно кричали, что больше ни от кого не зависят. Так продолжалось два дня.

А предлогам было не до радости и не до веселья. Сначала все они отчаялись. Но один предлог встал и сказал:

Мы должны вернуться в царство, или без нас не будет предложений!

Когда они пришли, существительные не хотели их пускать:

Мы ни от кого не зависим, - кричали существительные и местоимения.

Но предлоги им доказали, что без них не будет предложений.

И все стало, как раньше.

Маша Чернэ

И предлоги были изгнаны из этого царства. Сразу же началась неразбериха. Все перепуталось, перемешалось. Люди перестали понимать друг друга. Везде царил хаос. Существительные и местоимения задумались над своим поступком. Ведь речь без предлогов потеряла смысл. И тогда существительные и местоимения извинились перед предлогами. Предлоги вернулись, и все были счастливы.

Ксюша Макаревич

И все изменилось. Всё потеряло свой смысл. Все поняли, что без предлогов не обойтись, и выгонять их было нельзя. Местоимения и существительные попросили предлоги вернуться. И те согласились.

Джейсон Третьяков

И вот побрели предлоги через леса и луга. Наконец, они дошли до царства предлогов и вошли в замок. Но там никого не было. Они узнали, что их король поехал к существительным и местоимениям, и пустились догонять его.

Оказалось, что без предлогов местоимения и существительные не смогли составлять предложения. И пришлось им всем подружиться вновь. Все веселились, и всем было хорошо. Все стало на свои места.

Эрика Куталия

Пошли существительные и местоимения к королеве и к королю предлогов и говорят:

Нам надоело, что предлоги нами все время командуют! Во-первых, они указывают нам, в каком падеже стоять. Во-вторых, они даже на вопрос не отвечают!

Местоимения и существительные свергли короля и королеву предлогов. Затем они подчинили себе все царство, и что тут началось… В школах дети начали писать с ошибками. Все отличники стали двоечниками, а двоечники - еще худшими двоечниками.

Но существительные и местоимения не успокаивались. И лишь спустя десять тысяч написанных букв пришёл бродячий предлог. Он все объяснил им. И все стало на свои места.

Иногда приставки в глаголах могут быть схожи с предлогами. Их нужно различать. Приставка - это часть слова, которая служит для образования новых слов, она пишется со словом слитно, а предлог - это отдельное слово, поэтому предлоги пишутся с другими словами раздельно. Предлоги служат для связи слов в словосочетании и в предложении. Тема урока: «Правописание предлогов и приставок».

В одной сказке жили-были в стране Грамматика предлоги и приставки. У предлогов были свои домики, в которых они жили отдельно от других слов. Предлоги гордились тем, что были самостоятельными.

Кроме того, предлоги всегда указывали: где нужно находиться (в, на, под, над, за, у) или куда нужно двигаться (из, в, через, по, к, от, до). (см. Рис. 1, 2, 3, 4)

Рис. 1. Предлоги в, на Рис. 2. Предлоги под, над
Рис. 3. Предлоги за, у Рис. 4. Предлоги из, в, через, по, к, от, до

А приставки своих домиков не имели. Они образовывали новые слова (например, напишу, подпишу, выпишу, припишу).

Но многие приставки и предлоги были похожи друг на друга, как две капли воды. Стали ученики их путать. Царица Грамматика предложила предлогам отодвинуться от слова, с которым они стоят, а слова-признаки должны встать между ними. Своего значения предлоги не потеряют, а от приставок отличаться будут. Предлоги так и сделали.

Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог, пишется раздельно. Нельзя вставить слово, значит, это приставка, пишется со словом слитно.

Помни! При глаголах предлогов не бывает. Предлоги употребляются с именами существительными и местоимениями.

Потренируемся в написании предлогов и приставок.

(С)крыши (с)бросили снег.

Поставим вопрос к слову, чтобы узнать, какая это часть речи.

Крыша - что?, имя существительное.

С железной крыши, можно вставить слово, значит, с - это предлог, пишется раздельно.

Сбросили - что сделали?, это глагол. При глаголах предлогов не бывает. Значит, с - приставка, пишется вместе со словом.

Правильный ответ: С крыши сбросили снег.

Ребята (про)пели песню (про)школу.

Пропели - что сделали?, глагол. При глаголах предлогов не бывает. Значит, про - это приставка, пишется со словом слитно.

Школа - что?, имя существительное. Про любимую школу, можно вставить слово. Значит, про - это предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ: Ребята пропели песню про школу.

Сравните слова.

под берёзой - подберёзовик

без радости - безрадостный

на берегу - набережная

на стене - настенный

Это однокоренные слова с одинаковыми предлогами и приставками. Значение у них одно и то же. Между предлогом и существительным можно поставить вопрос или вставить слово.

под (какой?) кудрявой берёзой

без (какой?) особой радости

на (каком?) морском берегу

на (какой?) высокой стене

Подберём к прилагательным однокоренные существительные с предлогом.

нагрудный (значок) - на груди (предлог на)

заработная (плата) - за работу (предлог за)

довоенные (годы) - до войны (предлог до)

подводные (камни) - под водой (предлог под)

Прочитаем стихотворение-шутку. Докажем, в каком слове от - приставка, а где - предлог.

Веснушки.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла, -

Зависело б (от) мыла,

Веснушки я б (от) мыла. (Я. Козловский)

Зададим вопрос к слову, чтобы узнать, какая это часть речи.

Я (что сделала?) отмыла - это глагол, от - приставка, пишется слитно.

Зависело от (какого?) душистого мыла. Мыло - что?, имя существительное, от - это предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ:

Зависело б от мыла,

Веснушки я б отмыла.

Солнце ещё облаков не (за) дело,

Трава на лугу ещё росы пила,

А плотник проснулся и взялся (за) дело,

Слышится, как зазвенела пила. (Я Козловский)

Солнце (что сделало?) задело, это глагол, задеть, задевать, корень заде-.

Взялся за (какое?) трудное дело. Дело - что?, имя существительное, за - предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ:

Солнце ещё облаков не задело,

Трава на лугу ещё росы пила,

А плотник проснулся и взялся за дело,

Слышится, как зазвенела пила.

Раскройте скобки в тексте стихотворения.

Шмель.

(В) тополиную метель

(По) терял дорогу шмель.

(Про) мелькнул (над) огородом,

(В) дом (на) кухню (за) летел

И (над) синей чашкой (с) мёдом

По-хозяйски (за) гудел. (Т. Белозёров)

Найдём глаголы. Что сделал? Потерял, промелькнул, залетел, загудел. Значит, по-, про-, за - это приставки, так как предлоги с глаголами не употребляются.

В метель (какую?) тополиную, в - это предлог, над (каким?) большим огородом, над - это предлог, в (какой?) деревянный дом, в - это предлог, на (какую?) солнечную кухню, на - это предлог, над (какой?) синей чашкой, над - это предлог, с (каким?) душистым мёдом, с - предлог.

Правильный ответ:

В тополиную метель

Потерял дорогу шмель.

Промелькнул над огородом,

В дом на кухню залетел

И над синей чашкой с мёдом

По-хозяйски загудел.

Узнайте приставки по предлогам.

Приставки: в-. вы-, до-.

Писать до точки

Писать в текст

Писать из текста

Правильный ответ:

Дописать до точки.

Вписать в текст.

Выписать из текста.

Чтобы не допустить ошибок в выборе предлогов, сначала узнай о секрете их употребления. Нельзя говорить, например: вернулся со школы, с магазина, с армии. Правильно: из школы, из магазина, из армии.

Если человек идёт (куда?) в школу, в театр, в магазин, в библиотеку, в армию, если он едет в Крым, в Белоруссию, в Москву, то он должен возвратиться (откуда?) из школы, из театра, из магазина, из библиотеки, из армии, из Крыма, из Белоруссии, из Москвы.

И напротив, если человек ушел на работу, на речку, на каток или отправился на рыбалку, то он должен возвратиться с работы, с речки, с катка, с рыбалки.

Если при ответе на вопрос куда? используется предлог В, то при ответе на вопрос откуда? нужен предлог ИЗ.

Если при ответе на вопрос куда? используется предлог НА, от при ответе на вопрос откуда? нужен предлог С. (см. Рис. 5)

Рис. 5. Запомни!

Потренируйтесь. Раскройте скобки в загадке о ветре.

Бывает он (в) холод, бывает он (в) зной, бывает он добрый, бывает он злой. (В) открытые окна нежданно (в) летит, то что-то (про) шепчет, то вдруг (за) гудит. (При) тихнет, (у) мчится, (при) мчится опять, то (вз) думает волны (по) морю гонять. (Н. Найдёнова)

Проверьте себя. В одном столбике слова с предлогами, в другом - с приставками.

в (какой?) зимний холод в летит

в (какой?) сильный зной про шепчет

в (какие?) открытые окна за гудит

по (какому?) синему морю при тихнет

у мчится

при мчится

вз думает

Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог. Пиши его раздельно. Нельзя вставить слово, это приставка. Она пишется со словом слитно.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru ().
  2. Umk-garmoniya.ru ().
  3. School-collection.edu.ru ().
  • Закончи сочетания слов. Обозначь приставки, подчеркни пробел между предлогом и словом.

зашёл за…

помчался по…

прочитал про…

донёс до…

откусил от…

сбросил с…

  • Закончи предложения:

Приставка - это …

Приставка пишется со словом…

Приставки служат для образования…

Предлог - это…

Предлог пишется со словом …

Предлоги служат для …

  • Спиши, раскрой скобки. Приставки выдели.

(С)неба сыпал лёгкий снег. Снежинки (до)летали (до)земли. Они садились (на)крыши, (на)деревья и скамейки. Иногда дул резкий ветер. Тогда снежинки (с)летались, (раз)летались и кружились (в)танце.

СКАЗКА О ПРЕДЛОГАХ.

Давным-давно в далёкой стране Грамматике жили маленькие слова ПРЕДЛОГИ, Были они большими задирами. Со всеми частями речи сумели они поругаться. Обидно стало словам. Пожаловались они царице Грамматике. Та решила разобраться в ссоре и пригласила всех к себе. А предлоги важничают, не хотят стоять рядом сл словами-предметами, отодвигаются от них всё дальше и дальше, наконец так отодвинулись, что можно целое слово вставить или вопрос.

Как ни старалась помирить правительница поссорившихся, ничего не вышло. Тогда она предложила предлогам жить отдельно, а ссора окрепла, да так, что превратилась в правило: предлоги со словами пишутся раздельно.

СКАЗКА О ДЕВОЧКЕ ПРИСТАВКЕ.

В густом дремучем лесу жила девочка Приставка. У неё была старая избушка. Девочка любила подолгу бродить в лесу, собирать грибы и ягоды, слушать пение птиц и играть с животными. Иногда Приставка выводила из леса заблудившихся грибников.

Так и жила Приставка. Летом собирала дары леса, делала запасы на зиму, а зимой вязала носки для маленьких зверят, штопала одежду вместе с ежихой и рассказывала зверятам сказки.

Однажды в лес, где жила девочка Приставка, отправились СЛОВА. Они решили набрать побольше грибов и ягод, поэтому не заметили, как забрались в самую чащу леса и заблудились. День шёл к концу. Вот уже солнце село за горку. На лес опустился вечер. Стало темнеть. СЛОВА сели на пенёк и заплакали. Услышали их плач белки, поскакали по верхушкам деревьев к девочке Приставке и рассказали ей о заблудившихся героях. Девочка выслушала зверей и поспешила на помощь СЛОВАМ.

В лесу уже совсем стало темно. Торопится Приставка, бежит, в впереди держит свой волшебный фонарик, освещает себе путь. Еле нашла бедняжек. Повела девочка бедных грибников к родной деревне. Сама идёт впереди, над головой держит волшебный фонарик, а за ней идут СЛОВА. Да так СЛОВАМ страшно было, что они к Приставке прижимались, а некоторые из них приросли к фонарику.

Вот так и до дома добрались. Смотрит Приставка, а многие СЛОВА за время пути изменились. Так крепко к фонарику приклеились, что они превратились в НОВЫЕ СЛОВА.

С тех пор прошло много времени, а СЛОВА не забывают девочку Приставку и её волшебные фонарики, со временем они научились даже менять эти фонарики, но расставаться с ними не хотят.

Дружба Морфем.

В чудесной стране Словообразование жили-поживали морфемы : Корень, Суффикс, Приставка и Корень. Стали они спорить: кто в каком слове живет?

Решили привести слово для проверки, Выбрали - половик. Стали распределяться.

ПОЛ – корень, ОВИК, а окончания и приставки нет. Возгордились Корень и Суффикс, изменяемая часть обиделась: «Я вас всегда выручаю! Подружил со всеми падежами!»

Да и приставке это не понравилось, но она промолчала.

Стали искать другое слово, нашли «РЕЖУ». Корень есть, окончание тоже. Суффикса – нет. Обиделся он: «Я вас помогаю вам выражать свои эмоции, Могу уменьшить, могу приласкать. А вы?». А скромница Приставка, молчавшая до сего момента, робко произнесла: «Я, конечно, не возражаю, но тоже образую новое слово. Без меня не сможете ни войти, ни выйти. А вы меня не берете!»

Пошли морфемы искать нужное слово. Ходили - бродили, пока не увидели Основу, которой рассказали все.

«Я могу вас помирить. Вы все очень важны, пусть не во всех словах бываете вместе. Давайте дружить, а буду всегда с вами».

С тех пор Основа, Корень, Суффикс и Приставка крепко дружат, хотя Окончание часто на них обижается. А вы, ребята, знаете почему?

СКАЗКА О ВОЛШЕБНИКЕ СУФФИКСЕ.

В давние-давние времена в далёкой стране Грамматике жил в замке старый волшебник Суффикс. Очень боялись его жители страны. Об этом колдуне давно ходила дурная слава. Он мог превращать слова из маленьких в большие или просто огромные, а доброго мог сделать злым, или, наоборот, превратить сердитого в ласкового и послушного. Как это удавалось волшебнику, слова не знали, а оттого и боялись его.

Однажды в город пришёл огромный великан . Сделался правителем, короля прогнал в лес и стал управлять всем и всеми. Опечалились жители. Как жить дальше? Чем кормить огромного великана, если он за один раз съедал стадо коров. Во что одевать, если на одну его рубашку уходил годовой запас ткани. И тут старейшина города предложил обратиться за помощью к волшебнику Суффиксу. Жители боялись идти к старику. Но нашлись три смельчака, которые отважились на это путешествие. Они нашли замок волшебника. Рассказали ему о несчастье горожан, и тот обещал помочь.

На следующее утро волшебник Суффикс появился на главной площади города перед дворцом великана. Новый правитель сидел на балконе и пил утренний кофе. Завидев старенького колдуна, великан рассмеялся и сказал: «Так это тебя так боится мой народ? Трусливые людишки!» Волшебник Суффикс ничего ему не ответил, а лишь взмахнул своей волшебной палочкой, и … сапожищи великана превратились в сапожки, взмахнул ещё раз раз…Вот так и не стало великана, а на его месте остался маленький человечек. Замахал он ручками, затопал ножками и убежал с глаз долой.

Вернулся из леса прежний король, и зажили люди счастливо. Правитель щедро наградил волшебника Суффикса и пригласил его жить в город.

С тех пор никто и никогда больше не боялся старого колдуна.

Суффиксы ЧИК и ЩИК.

На большой планете Русский язык в стране Морфология и Орфография в замечательном городе Имя Существительное жили два брата, суффиксы ЧИК и ЩИК.

Ч – честный

И – инфантильный

К – красивый

Щ – щедрый

И – интеллигентный

К – капризный

И вот как-то раз два брата поспорили.
- Ты без меня ничего не сможешь! – сказал ЩИК. А ЧИК не любил ссориться и всегда мечтал иметь друзей.

Я пойду и найду себе друзей не таких грубых и жестоких,

Братья пошли в разные стороны: ЧИК налево, ЩИК направо. Долго они бродили и не находили себе друзей, но вдруг ЧИК встретилась компания букв Д, Т, З, С и Ж. Они подружились с ЧИКом. Когда ЩИК узнал об этом, то взял себе в друзья всех остальных жителей городка.

Вот так мы различаем на письме суффиксы ЧИК и ЩИК.

В существительных закон

Суффикс ЧИК очень уж умен,

Дружит только с Д, Т, З, С, Ж,

Суффикс ЩИК потом уже.

Корни ГОР - и ГАР - успели

Выбрать положение:

Без ударенья пишем О

Все мы без сомнения.

Нам приставочка нужна

Для образования

Уж премудрая, прекрасная

И, конечно, очень важная.

Морфологию мы знаем,

Потому что изучаем,

Очень рады каждой встречи.

Две подружки.

В одном преогромном государстве в пригороде города Словообразование жили-были две прелестные подружки, две приставки ПРЕ и ПРИ.

ПРИ всегда обозначала присоединение, приближение, неполноту действия или близость. А ПРЕ дружила со словом ОЧЕНЬ, а еще у нее была сестра-приставка превредная ПЕРЕ. Вот она всегда и пыталась разлучить подруг, и как-то раз у нее это получилось…

Когда ПРЕ гуляла в буквенном саду и любовалась природой, ПЕРЕ сказала ей:

Твоя подруга уезжает из нашего прекрасного государства. Она даже не хочет с тобой попрощаться.

ПРЕ очень расстроилась и хотела пойти попрощаться с ПРИ, но сестра ее отговорила, ссылаясь на то, что уже претемный вечер.

ПРИ же ничего не подозревала, она преспокойно легла спать. Ночью ПЕРЕ прибыла к ПРИ и заплакала:

Твоя предобрая подруга уехала из города, Тебе нужно найти ПРЕ!

ПРИ присела на кровати, всплакнула и отправилась за подругой. Вот с тех пор две подруги ищут друг друга.

ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.

Встретились однажды корень куста и корень слова.

Здравствуйте, - говорит один, - я корень, а ты кто?

А я тоже корень, - отвечает другой.

Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где живёшь?

А я живу в словах, - ответил второй.

Ну какой же корень может жить в словах! – усмехнулся первый. – Вот я корень так корень! – Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

Не хвастайся, - отвечает с улыбкой второй. – От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают ценные кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня «лет»

Подумаешь! – не унимается первый. – Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!

А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать–то нельзя! – не сдаётся второй.

Услышали их спор люди и говорят:

Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.

Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли.

СКАЗКА ПРО ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.

Жил-был много тысяч лет назад старик-корень лес. Пожил он уже много и за это время стал очень богатым. Всё было хорошо, да был он одинок. Скучно ему было и грустно. И домов в его стране много было, да жить некому в них.

И вот однажды проходил мимо суффикс ок . Залюбовался он необычной страной и присел отдохнуть. А старик-корень уже навстречу бежит, радуется гостю. Поздоровался с ним и рассказал про своё житьё-бытьё. Пожалел суффикс старика и согласился погостить денёк-другой. Привёл его старик-корень в дом, и стали они дружно и весело жить. Суффикс ок к корню лес в гости ходил, чай пил. Так и жили лес да ок , лесок. А вскоре и не разлучить их стало. Да так суффиксу понравилось у старика, что остался он у него навсегда жить.

А тем временем мимо проходила приставка под. Идёт, удивляется: не раз проходила она мимо этой страны, и всегда тихо и грустно было вокруг, а на этот раз смех и шутки слышны аж от самой границы. Интересно её стало, решила она заглянуть на огонёк. А лес да ок ей уже навстречу выходят. Эти друзья всегда гостям рады. Обогрели, накормили они приставку. Предложили ей погостить немного. А приставка, видя ласку и заботу, и сама рада остаться. Так и зажили они втроём: приставка под, корень лес и суффикс ок – подлесок . Хорошо им втроём живётся. Никто ни на кого не ругается, сплошной мир и покой. Жили они долго и счастливо.

Но в одно солнечное утро появился у границ страны суффикс ник . Удивился шуму и веселью. А когда узнал, в чём дело, страшно рассердился: «Что это? Почему в моём доме живут какие-то посторонние суффиксы и приставки, когда я – ближний родственник старику-корню?» Топнул ногой и выгнал всех, а сам рядышком встал: лес ник . Бедные суффиксы и приставки побрели своей дорогой. Но старик-корень догнал их и вернул. «Как же тебе не стыдно, - сказал он суффиксу ник .-Ты же сводных братьев своих выгнал. И для тебя, и для них я старик-корень лес один, а поэтому вы – слова лесок, подлесок, лесник- родственники. И называетесь одним словом – однокоренные. Помирились приставки и суффиксы и стали жить дружно. А потом к ним ещё много других приставок и суффиксов в гости заходило.

ВОСКЛИЦАНИЕ.

Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным знаком. Познакомились, разговорились.

У меня большие неприятности, - сказал Ноль. – Я потерял свою палочку. Представляешь положение: Ноль и без палочки.

Ах! – воскликнул Восклицательный знак. – Это ужасно!

Мне очень трудно, - продолжал Ноль. – У меня такая умственная работа…При моём научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.

Ох! – воскликнул Восклицательный знак. – Это чудесно!

Мы с вами прекрасно сработаемся, - продолжал Ноль. – У меня содержание, а у вас чувство. Что может быть лучше?

Эх! – ещё больше обрадовался Восклицательный знак. – Это действительно чудесно.

И стали они работать вместе. Получилась удивительная пара. И теперь кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным знаком, обязательно воскликнет: О! А больше ничего не скажет. Разумеется, если на бумаге больше ничего не написано.

АЛФАВИТ.

Давным-давно в древние времена жили племена букв. Мир усовершенствовался, а буквы так и жили родовыми общинами. Уже в стране появилась королева Лингвистика, а буквы так и жили родовыми общинами.

Позвала их королева к себе. Сначала она их посчитала, оказалось 33 буквы. Лингвистика и говорит им: «Я хочу улучшить жизнь ваших племен. А они ей в ответ: «Уу-уа-мм...!». Говорить то они не умеют. Отправила их королева домой, а сама стала думать, что делать. И придумала.

На следующий день опять позвала буквы к себе: «Теперь вы будете жить отдельно, вам построили 33 дома, и вы в них будете жить по порядку. И ходить строем. Вскоре мы выучим ваши имена. А для того, чтобы вы быстрее научились говорить, мы наймем вам репетитора»

И с того момента в стране Лингвистика появилась улица Алфавит, которая так нам необходима.

МЯГКИЙ ЗНАК.

Живёт в стране Грамматика известный фокусник. Зовут его Мягкий знак. Стоит ему подойти к какому – нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: слово «ел» превращается в «ель», а консервная банка стала тёплой банькой.

Расхвастался Мягкий знак: «Я, дескать, самый волшебный». Но некоторые жители из страны Грамматика (гласные второго ряда) стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был «лук» стал «люк», был «мал», стал «мял». Так гласные второго ряда поставили на место хвастунишку.

Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть получим ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками – угольки,

Банька в банку превратиться.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

День, динь, сон, тень,

Сыр, сок, лось, лень,

Нос, нёс, рыть, ныть

Кон, конь, шум, шить.

Ты скажи, в каких словах

Не напишешь мягкий знак.

СКАЗКА О ВОЛШЕБНИКЕ УДАРЕНИИ.

Собрались однажды в волшебной стране слова, стали веселиться и танцевать. На свой праздник они пригласили знаки препинания, буквы, звуки, но позабыли про старого волшебника Ударение. Узнал тот о празднике и очень обиделся. Решил волшебник Ударение отомстить словам. Вот появился он в самый разгар праздника посреди площади, где собрались гости, и заявил, что он самый важный и значимый. Как могли позабыть про него? Замолчали все присутствующие и задумались. А потом сказали, чтоб он не зазнавался, что совсем не понятно словам, почему ударение так важничает?

Кто вы такие? Как я не важен? Если меня не будет в словах, вас и прочитать-то не смогут правильно! Если я захочу, то смогу изменить вас до неузнаваемости! Тогда вместо одного слова появится совсем другое.

Поутихли слова, стоят и немного боятся. Уж больно страшен вид старого волшебника Ударения. Может, он сказал правду?

Но тут на середину зала вышел замок.

Я не боюсь тебя, волшебник! Как ты можешь на меня повлиять? Если я вишу на двери, никто не проникнет в дом. Я подчиняюсь только ключу.

Рассмеялся волшебник и ударил по замку волшебной палочкой, да так сильно, что перескочило ударение с гласной О на гласную А – замок превратился в древний замок. Ахнули слова.

Вдруг из толпы вышли гвоздики.

Мы острые гвоздики. Острые, сильные и железные. Мы держим огромные брёвна. Можем скреплять мосты, стены домов и части мебели. Мы не боимся тебя. Нас много – ты один!

Волшебник Ударение усмехнулся и передвинул ударение с гласной О на гласную И – гвоздики исчезли и появились нежные красные гвоздики.

«Хватит, хватит, довольно! - закричали испуганные слова. – Мы верим, верим тебе, волшебник Ударение, и приносим свои извинения!»

Но волшебник не унимался. И вот вместо атласа появился атлас, исчезли стрелки часов, а на их месте появились отважные стрелки. Видят слова – плохо дело! Отвели волшебника на почётное место среди гостей, обещали никогда о нём не забывать.

ПОЧЕМУ Ё ВСЕГДА УДАРНАЯ.

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, и закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под елью. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали с еловой ветки две огромные шишки. Они больно ударили букву по лбу, да так, что у неё на голове вскочили две шишки. И от этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот, оказывается, почему буква Ё всегда ударная и почему она ходит с шишками на голове.

Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю.

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

Соединительные О и Е в сложных словах.

На окраине страны «Словообразование» расположился город Сложных слов. Со всей страны брели туда сложные слова, чтобы знать, как же правильно они пишутся.

Пришли слова зверь и ловить и сказали, что не хотят стоять рядом.

Какую же буквы вы хотите для соединения? – спросила королева.

Ваше Высочество, пусть это будет Ваш выбор, - ответили слова.

У королевы было две любимых буквы, О и Е. Она решила: «Пусть это будет Е».

Не понравилось это букве О:

Е выполняет двойную работу,- сказала она.- Когда Е стоит после твердой, она ее смягчает, а теперь еще будет и соединять основы. А я нет! Я тоже хочу мирить корни. Я хочу приносить пользу, пусть у нас с Е будет равный труд!.

Королева подумала и издала новую орфограмму: О пишется после твердых, Е после мягких, а также после букв Ц, Щ. На это О согласилась.

Вот так и появилась известная нам орфограмма: соединительные О и Е в сложных словах.

Почему отрицательная частица Не поссорилась с именами существительными?

В некотором царстве, в некотором государстве, в некотором городке жило много существительных и только одна частичка НЕ.

Они вместе гуляли, играли, учили алфавит . Но однажды они поругались. Это произошло так… НЕ позвала своих друзей поиграть в мячик, но не все существительные согласились. Отказались те, которые являются отрицательными. Тогда НЕ предложила сыграть в прятки, но они опять отказались.

Почему вы всегда говорите, НЕТ? - возмущались остальные существительные.

Просто нам не нравятся ваши глупые игры, мы серьезные люди!- пренебрежительно отвечали отрицательные существительные.

Тогда я с вами больше не дружу!- гордо воскликнула НЕ. После этой ссоры отрицательные существительные не встречались с НЕ и ее друзьями, которые умели дружить несмотря ни на что.

Царство имен Существительных .

а) В одном волшебном царстве, которое называется Русский Язык, жили одушевлённые и неодушевлённые существительные. Как-то они стали спорить: кто главнее? Одушевлённые так раскричались, что не заметили, как неодушевлённые существительные ушли из царства. Обрадовались одушевлённые существительные и решили, что они теперь главные. Но не долго длилась их радость. Захотели они поесть, поспать, поиграть, но неодушевлённых существительных не оказалось. Тут-то они поняли, что каждый из них является важным. Пошли они к неодушевлённым прощения просить. С тех пор живут они дружно.

б) В одной стране жили слова Кто? и Что? Однажды все слова разбежались и стали веселиться. Они поиграли и потеряли свои названия. Стали спорить пушок с Пушком, шарик с Шариком. Долго они спорили. Потом вспомнили, что имена существительные можно разделить по группам: одушевлённые и неодушевлённые. Разделились существительные по группам и помирились.

в) В одном королевстве жили одушевлённые и неодушевлённые слова. Они дружили и никогда не ссорились. А в этом королевстве жила ведьма. Её никто не видел, так как она жила в глухом лесу. Она не любила тех, кто дружил. И она решила поссорить слова: послала им проклятие. Слова поссорились и неодушевлённые покинули это королевство. Одушевлённые решили их вернуть. Они долго искали своих друзей, и, наконец, нашли их в старом заброшенном доме, привязанных к столбам. Колдунья готовила зелье. Но напоить слова она не успела. Началось сражение. Колдунья была наказана за проклятье. Ей понравилось, что слова так дружно живут и она стала проситься жить вместе с ними и никогда больше не обижать никого. Слова приняли её в своё королевство.

В стране звуков.

Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.

А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я [йа], Ё [йо], Ю [йу], Е [йе].

Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: БВГДЖЗИКЛМНПРСТФХЦ Ч Ш Щ.

Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.

Звуки и теперь живут вместе, распевают волшебные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узна­вать все звуки и правильно их произносить.

Попробуйте!

Как звуки научились превращаться в буквы.

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной вол­шебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

Однажды в той стране появился волшебник из другого королев­ства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познако­миться с ее жителями. А когда узнал, что все жители - невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебно­му платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превра­щался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

Кто важнее?

Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее.

Конечно, мы важнее! - закричали гласные. - Без нас никто и рта не раскроет!

Ну, это мы еще посмотрим, - дружно возразили согласные. - Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!

А вот и получится! Например, М.

Разве только одно М, больше ничего!

И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами!

О...Е...И...А, - пропели гласные и смущенно умолкли.

Вот видите! А если мы скажем ФНТК, так всякий догадается, что это ФОНЕТИКА.

Ну допустим. Хотя мы решили, что это ФАНТИК. А вот по­

пробуйте произнести без нас такие слова: ОКНО, ЕЛКА, ЕСЛИ.

Согласные промычали в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкли.

А как вы думаете, ребята? Кто из них важнее и нужнее?

Всегда вместе

Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в раз­ные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить -, и никак...

Кашлянули:

Кх! Чихнули:

Пчх! Хмыкнули:

Зачем-то позвали кошку:

Кс, кс, кс! И заскучали... Вдруг:

Показалось им, что кто-то где-то рыдает... Прислушались.

А-а-а! О-о-о! - кричали гласные. Они плакали, как малые дети:

Уа! Уа! Аукали:

И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание:

БДМ ВСГД ВМСТ!

И услышали радостное, но тоже невнятное:

У-Е-Е-А-Е-Е!

Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:

БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!

И с тех пор никогда больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немножко ссорятся, но потом все I равно мирятся.

(по А. Шибаеву)

Спор букв.

Недавно буквы опять поспорили. А началось все из-за Я.

Я самая главная, - сказала буква Я. - Потому что Я - это я.

И ничего ты не главная, - закричала буква А. - Ты стоишь

в конце алфавита. А я в самом начале. И еще я пою: ааа... я самая главная!

И мы тоже поем, - выскочили буквы У, О, И, Ы.

Какие же вы главные, если из вас можно построить всего од­но слово - АУ, - сказала буква М. - А вот вместе со мной можно построить слова МАМА, МИМО, МУ-МУ.

А вот вышел твердый знак:

Я знаю, что я не самая главная буква: никакого отдельного звука не обозначаю. Но и я иногда приношу пользу: могу разделять звуки, не даю им сливаться. Все мы делаем одну общую работу: со­ставляем слова. И в этой работе мы помогаем друг другу. А что вы умеете делать, певцы? - спросил Ъ.

Мы, - хором ответили буквы А, О, У, Э, И, Ы, - обознача­ем гласные звуки.

А что вы еще делаете? - спросил строго Ъ.

Еще мы показываем, что перед нами стоят твердые согласные звуки.

А я, - пропищала И, - показываю мягкие!

Ясно! Все вы делаете две работы. Молодцы! А ты, хвастуниш­ка, что умеешь делать? - спросил Ъ у буквы Я.

Я показываю, что Я - это я, - ответила буква Я.

А какую работу ты умеешь делать?

Я... работу?.. Н-н-н-е знаю, - ответила буква Я. Тогда выскочили, держась за руки, три буквы - Ю, Е, Ё.

Это наша сестра, но она еще ничего не понимает, - сказала буква Ю и взяла за руку букву Я.

А что же вы умеете делать? - переспросил Ъ.

Мы умеем делать три работы, - сказала буква Ю.

Какие же?

Первая работа - мы обозначаем гласные звуки [а ], [о ], [у ], [э ], - сказала буква Ю.

Вторая работа, - сказала буква Е, - мы обозначаем, что пе­ред нами мягкий согласный звук.

А третья работа, - перебила буква Ё, - мы можем обозна­чать сразу два звука: [йа], [йэ], [йо].

Ну вы совсем молодцы: три работы делаете! - похвалил их Ъ. Не успел Ъ это сказать, как начали выскакивать все остальные

буквы: М, Н, Л, Р, Б, П, В, Ф... Они становились в ряд и громко кричали:

А что мы умеем делать?

Давайте разберемся, - сказал Ъ. - Начнем с тебя, - обра­тился он к букве М. - Что ты умеешь делать?

Буква М задумалась:

Я могу обозначать два звука, но только если у меня есть со­седка.

А без соседки? - спросил Ъ.

Без соседки не могу. Соседки мне помогают.

А как? - спросил Ъ.

Если после меня стоят буквы О, А, У, Ы, то я обозначаю твердый согласный звук. А если после меня стоят буквы Я, Е, Ё, Ю, Я или Ь, то я обозначаю мягкий согласный звук.

И мы все так, - хором закричали буквы, обозначающие со­гласные звуки.

Все ясно, - сказал Ъ.

Совсем и не все так, - заявили буквы Ж, Ш, Ч, Щ, Ц, Й.

Мы всегда обозначаем только твердые согласные, - сказали Ж, Ц, Ш.

А мы всегда обозначаем только мягкие согласные, - сказали буквы Й, Ч, Щ.

Ну вот мы и разобрались, кто из нас что умеет делать, -- ска­зал Ъ. - Только все мы дружно можем составлять слова. Все буквы главные на своей работе.

Парад букв.

Буквы всякие важны,

Буквы всякие нужны.

Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.

Как-то раз король Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки волшебные надели платья, превратились в бук­вы и отправились на главную площадь.

Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А, Б, В, Г, Д, Ж, 3, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.

Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля - АЛФА­ВИТ или королевы - АЗБУКА.

Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв.

О больших и маленьких.

Как-то море во время шторма выбросило на берег человека. Че­ловек этот долго лежал на песке, прежде чем его нашли буквы. Да, да, те самые буквы, которые жили в прекрасной волшебной стране. Они отогрели человека и тем самым спасли ему жизнь. Человек тот оказался великим ученым из соседней загадочной страны. Он захо­тел познакомиться поближе со своими спасителями - буквами, но

не смог и разглядеть их, так они были малы. Тогда ученый достал пакет с таблетками. Это были удивительные таблетки. Съешь си­нюю, тут же станешь высоким, рослым. А если надо снова стать ма­леньким, то в ход идет белая. Много таблеток оставил им в благо­дарность ученый, и буквы охотно ими пользуются до сего времени. Но только если в этом есть необходимость. А какая может быть в этом необходимость, как вы думаете, ребята?

А вот какую песенку придумали большие буквы. Она им так нравится, что они частенько ее распевают:

Буква обычная выросла вдруг,

Стала заметно выше подруг,

Смотрят с почтеньем

На букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело -

Ставится в слове

Не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы, города. Буква большая - совсем не пустяк: В букве большой уважения знак!

(Е. Измайлов)

Но были среди букв осторожные братья - Мягкий и Твердый знаки. Они наотрез отказались есть волшебные таблетки, а потому никогда не становились большими. А вот буква Й - иногда, от слу­чая к случаю. Они и держались как-то обособленно. Однажды букве И пришлось даже утешать свою сестру:

Сказала Й сестре родной:

Вот ты, сестра, соседка, Бываешь часто прописной, А я ужасно редко.

Ну, редко - это не беда. Иные буквы никогда!

И много их?

Да целых три: Сестра и с ней два брата. Зовут их так...

Не говори... Скажите вы, ребята!

(Правильно, Ъ, Ъи Ы.)

Вот какие интересные истории происходят в волшебной стране Азбуковедения.

Веселые рифмы.

Гласные - согласные

Мы - не буквы, мы - звуки речи.

Мы - не буквы, мы - звуки речи,

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Воздух свободно идет через рот,

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке боюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные... согласные

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс... - змеиный слышен свист.

Шшш... - шуршит опавший лист

Жжж... - шмели в саду жужжат.

Ррр... - моторы тарахтят.

Вариант 1

Задание 1. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать слову: ДЕКАРТ РЕНЕ
129 139 133 137 138 147 136 139 156 159 140
Задание 3. Получить шестнадцатеричный код слова: ГИММЛЕР ГЕНРИХ
80 8A 82 88 8D 91 8A 88 89 94 8E 8C 80
Задание 5. Объем видеопамяти равен 1875 Кбайтам и она разделена на 2 страницы. Какое максимальное количество цветов можно использовать при условии, что разрешающая способность экрана монитора 800х600 точек?
Задание 6. Объем видеопамяти равен 2,5 Мбайта, глубина цвета – 16, разрешающая способность экрана монитора – 640х480 точек. Найти максимальное количество страниц, которое можно использовать при этих условиях.
Задание 7. Видеопамять имеет объем, в котором может хранится 8-цветное изображение размером 640х350 точек. Какого размера изображение можно хранить в том же объеме видеопамяти, если использовать 512-цветную палитру?

Вариант 2

Задание 1. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать слову: ГИЛЬБЕРТ ДАВИД
Задание 2. Что зашифровано с помощью последовательности десятичных кодов:
130 142 141 141 133 131 147 146 138 147 144 146
Задание 3. Получить шестнадцатеричный код слова: ДИЛЬС РУДОЛЬФ
Задание 4. По шестнадцатеричному коду восстановить десятичный код и, пользуясь таблицей кодировки символов, расшифровать слово:
81 85 8D 9C 9F 8C 88 8D 82 80 8B 9C 92 85 90
Задание 5. Объем видеопамяти равен 2375 Кбайтам и она разделена на 4 страницы. Какое максимальное количество цветов можно использовать при условии, что разрешающая способность экрана монитора 1024х512 точек?
Задание 6. Объем видеопамяти равен 5,5 Мбайта, глубина цвета – 32, разрешающая способность экрана монитора – 800х600 точек. Найти максимальное количество страниц, которое можно использовать при этих условиях.
Задание 7. Видеопамять имеет объем, в котором может хранится 16-цветное изображение размером 800х512 точек. Какого размера изображение можно хранить в том же объеме видеопамяти, если использовать 64-цветную палитру?

Вариант 3

Задание 1. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать слову: ЛЬЮИС КЭРРОЛЛ
Задание 2. Что зашифровано с помощью последовательности десятичных кодов:
132 133 139 128 138 144 147 128 157 134 133 141
Задание 3. Получить шестнадцатеричный код слова: ПАНЦРАМ КАРЛ
Задание 4. По шестнадцатеричному коду восстановить десятичный код и, пользуясь таблицей кодировки символов, расшифровать слово:
8A 8E 8D 91 88 84 85 90 80 8D 82 88 8A 92 8E 90
Задание 5. Объем видеопамяти равен 3175 Кбайтам и она разделена на 5 страницы. Какое максимальное количество цветов можно использовать при условии, что разрешающая способность экрана монитора 640х480 точек?
Задание 6. Объем видеопамяти равен 1,75 Мбайта, глубина цвета – 8, разрешающая способность экрана монитора – 1024х640 точек. Найти максимальное количество страниц, которое можно использовать при этих условиях.
Задание 7. Видеопамять имеет объем, в котором может хранится 32-цветное изображение размером 1024х800 точек. Какого размера изображение можно хранить в том же объеме видеопамяти, если использовать 128-цветную палитру?

Вариант 4

Задание 1. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать слову: ПАСКАЛЬ БЛЕЗ
Задание 2. Что зашифровано с помощью последовательности десятичных кодов:
140 128 146 136 145 145 128 141 144 136
Задание 3. Получить шестнадцатеричный код слова: ХЕСС РУДОЛЬФ
Задание 4. По шестнадцатеричному коду восстановить десятичный код и, пользуясь таблицей кодировки символов, расшифровать слово:
8C 80 8B 9C 81 90 80 8D 98 8D 88 8A 8E 8B 9F
Задание 5. Объем видеопамяти равен 4025 Кбайтам и она разделена на 8 страницы. Какое максимальное количество цветов можно использовать при условии, что разрешающая способность экрана монитора 1024х640 точек?
Задание 6. Объем видеопамяти равен 3,25 Мбайта, глубина цвета – 64, разрешающая способность экрана монитора – 1024х512 точек. Найти максимальное количество страниц, которое можно использовать при этих условиях.
Задание 7. Видеопамять имеет объем, в котором может хранится 128-цветное изображение размером 640х480 точек. Какого размера изображение можно хранить в том же объеме видеопамяти, если использовать 1024-цветную палитру?