Интонация простого предложения. Функции и значение интонации, ее компоненты

Любое предложение, в том числе и сложное, характеризует интонация конца предложения. Она выражается в понижении голоса к концу предложения.

Сравните по интонации простые предложения и сложное.

Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Н. Рубцова.

Понаблюдайте за тем, как произносится сложное предложение в соответствии со знаками, показывающими паузу, повышение и понижение тона.

Ответьте на вопросы и сделайте вывод об особенностях интонации сложного предложения.

С какой интонацией произносится каждая из частей сложного предложения?

Обладает ли каждая из этих частей интонацией конца предложения или эта интонация присуща только концу всего сложного предложения?

В каких случаях интонация выступает грамматическим средством связи простых предложений в сложном самостоятельно, а в каких - одновременно с союзом?

Для каждого простого предложения характерно понижение голоса к концу.

Входя в состав сложного предложения, любое простое утрачивает интонацию завершённости, так как становится частью сложного. В сложном предложении интонация завершённости, характерная для конца предложения, реализуется один раз. Это помогает узнавать, когда заканчивается сложное предложение.

Обычно пауза между частями сложного предложения фиксируется. Ей предшествует повышение голоса.

Таким образом, интонация сложного предложения имеет три основных элемента: сначала повышение голоса, затем пауза и постепенное понижение голоса к концу предложения.

Интонация вместе с союзами или без них соединяет отдельные простые предложения в единое целое, поэтому она и является средством связи в сложном предложении.

56. Проследите за повышением и понижением голоса при построении сложных предложений из данных простых. Запишите сложные предложения, образовав их: а) с помощью нужного по смыслу союза, б) без помощи союза.

1. Поезд пришёл вовремя. Пассажиры заторопились к выходу.

2. Темнело быстро. Пламя костря разгоралось всё ярче и освещало лужайку.

3. Солнце садится. На траве появилась вечерняя роса.

4. Густо туман расползался по всей округе. Большой дуб на краю деревни ещё был виден.

5. Парома почему-то не было. Люди на пристани томились в ожидании.

57. Прочитайте с интонацией сложного предложения. Запишите предложения, составляя схему каждого и показывая особенности интонации графически.

1. Ещё слышалось где-то топанье, что-то похожее на рокот отдалённого моря, и скоро всё стало пусто и глухо. (Н. Гоголь.)

2. А лошадь его славилась в целой Кабарде, и, точно, лучше этой лошади ничего выдумать невозможно. (М. Лермонтов.)

3. По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах показались огни. (А. Чехов.)

4. Миллионы листьев, стеблей, веток и венчиков преграждали дорогу на каждом шагу, и мы терялись перед этим натиском растительности, останавливались и дышали до боли в лёгких терпким воздухом столетней сосны. (К. Паустовский.)

5. Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку. (В. Солоухин.)

58. Прочитайте отрывок. Что произвело впечатление на героя в картине зимнего леса? Какова основная мысль текста? Запишите сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы, определите вид сложного предложения. Охарактеризуйте графически интонацию сложных предложений.

Бабанов посмотрел вокруг и ахнул, словно впервые увидел, каким прекрасным может быть лес... Слева от тропинки стояли молодые с зеленоватой корой осины и корявые дубки, не сбросившие с себя сухих оранжевых, запорошенных теперь снегом листьев. Справа высокие, массивные, в шапках снега сосны. От них на тропе прозрачные синие тени. Под тяжестью снега ветки опустились вниз, и нет-нет то там, то в другом месте упадёт, пылью стечёт и рассыплется большой снежный навес. Ветки покачнутся, поднимутся выше, обнажатся, станут видны зелёные иглы, а внизу, у подножий, нетронутый наст пойдёт рябью. В тишине стучит дятел; вот он прошумел крыльями, перелетая на другое дерево. В небе чертит белую линию самолёт. Эти звуки не мешают, в лесу от этого кажется ещё тише.

(П. Федоренко.)

59. Сочинение. Прекрасным может быть любой уголок природы в любое время года в любой местности. Вы согласны? Напишите о том. что вы неожиданно или впервые открыли для себя прекрасного в той местности.

Урок по русскому языку в 9 классе.

Тема: «Интонация сложного предложения»

Цели:

1. Помочь вспомнить определение интонации. Познакомить с особенностями интонации сложного предложения.

2. Учить находить ключевые слова и словосочетания в тексте. Развивать умение строить монологическую речь, преобразовывать словесный текст в схемы.

3. Вызвать интерес к теме урока, воспитывать командный дух.

Оборудование : «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, таблички по словарной работе, учебник Русский язык, 9 класс Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др., два ватмана, маркеры, магниты.

Ход урока

Технологическая карта урока

  1. Вызов.

Прочитайте тему урока. Все ли слова и понятия вам известны? Что входит в понятие интонации? (Обращаемся к толковому словарю.) Дайте определение сложного предложения. (В случае необходимости читаем определение в учебнике.) Сформулируйте цели нашего урока самостоятельно.

2. Осмысление информации.

А) Самостоятельная работа. Инсерт. Обращаемся к параграфу учебника №10. Промаркируйте текст значками:

V – я это знал(а)!

! – это интересно.

? – неизвестное, есть вопросы.

Через 5 – 7 минут ребята комментируют расставленные значки.

Б) Приём «Верные и неверные утверждения». Учитель предлагает подтвердить или опровергнуть утверждения, приводя в доказательство текст учебника, утверждения, записанные на доске:

1. В сложном предложении интонация завершённости реализуется два раза.

2. Между частями сложного предложения пауза не реализуется.

3. Интонация сложного предложения имеет три элемента.

4. Только вместе с союзом интонация является средством связи в сложном предложении.

В) Тренинг. Учитель предлагает потренироваться в чтении сложных предложений, применяя полученные знания. К предложениям составлена партитура. Запись на доске:

Зима заканчивалась /, однако снега по-прежнему выпадало много.

Прежде чем написать письмо /, надо всё обдумать.

Я слышу /, как он открывает дверь.

Двери открылись /, и вошла она.

Г) Групповая работа. Составление кластера . Класс делится на две группы. Каждой группе выдаётся ватман и маркеры. Сообща ребята составляют кластер, шифруя в нём информацию из параграфа №10. Из упр.57 выписывается предложение в качестве иллюстрации кластера. Составляется его партитура. Ребята должны прочитать предложение с правильной интонацией. Один ученик из группы презентует кластер перед всем классом. (См. приложение №1.)

Сочинение и подчинение предикативных единиц в составе сложного предложения

Части сложного предложения могут объединяться:

1) при помощи союзов и союзных слов,

2) без союзов и союзных слов, при помощи только интонации и соотношения форм сказуемых.

В связи с этим сложные предложения делятся на две большие группы: союзные сложные предложения и бессоюзные сложные предложения.

Например:

1) Голубые глаза девушки широко открылись от испуга, и в них сверкнула слеза (Кор.); Морозка понял, что разговор окончен (Фад.);

2) На глаз поверишь - криво отмеришь (М. Г); Был пятый час дня, хозяев не было дома (Паст.); Нижние камни оказались мокрыми: на дно бассейна натекла лужица чистой воды (Пауст.).

Союзные предложения , в свою очередь, делятся на две группы в зависимости от типа союзов и союзных слов:

    предложения сложносочиненные - с сочинительными союзами;

    предложения сложноподчиненные - с подчинительными союзами и союзными (или относительными) словами.

При сочинении части сложного предложения объединяются как синтаксически равноправные,при подчинении - одна из частей (или несколько) синтаксически подчиняется другой, зависит от нее. Ср.:Солнце в зените, и все тени сожжены им (М. Г.). - ...Она хорошо знала, где бьется сердце сына (М. Г.); Реки легко переплывать тому, кто рожден и вырос на берегу моря (М. Г.).

В первом предложении части соединены как равноправные, они сохраняют свою относительную самостоятельность, хотя лексически вторая часть испытывает воздействие первой: форма местоимения им во второй части указывает на подлежащее солнце в первой части. Во втором и третьем предложениях зависимые частигде бьется сердце сына икто рожден и вырос на берегу моря целиком лишены способности к самостоятельному функционированию, они всецело подчинены первым частям. Кроме того, и первые части этих предложений недостаточно самостоятельны, т.е. они не могут существовать без зависимых частей: в предложенииОна хорошо знала обнаруживается явная семантическая недостаточность, так как глаголзнала требует пояснения; предложениеРеки легко переплывать тому также оказывается неполноценным, так как указание тому нуждается в конкретизации. Эта семантическая и грамматическая недостаточность первых частей предложения восполняется зависимыми частями в сложноподчиненном предложении. Таким образом, можно говорить не только о зависимости одной из частей сложноподчиненного предложения, но и о взаимозависимости составляющих его частей.

Сложное предложение, части которого соединяются сочинительными союзами, называется сложносочиненным .

Сочинительная связь, характеризующая синтаксические отношения частей сложносочиненного предложения, предполагает их равноправность, которая выявляется лишь на синтаксическом уровне. Что же касается смысловых взаимоотношений частей, то здесь могут быть самые разнообразные варианты: и относительная самостоятельность отдельных частей, и взаимообусловленность.

Относительно самостоятельными являются части сложносочиненного предложения при их автосемантичности - в таком случае лексическое наполнение каждой части оказывается вполне достаточным для самостоятельного функционирования в качестве простого предложения, например:Море глухо рокотало, и волны бились о берег бешено и гневно (М. Г.). Ср.:Море глухо рокотало. Волны бились о берег бешено и гневно.

При синсемантичности частей (такой оказывается обычно вторая часть) смысловая самостоятельность их нарушается и предложение характеризуется семантико-синтаксической целостностью.

Например: Благоговейная и спокойная любовь Куприна к природе очень заразительна, и в этом тоже чувствуется сила его таланта (Пауст.); Далеко внизу мерещились синие пади, и туда из-под ног катились с шумом тяжелые валуны (Фад.).

В первом предложении вторая часть синсемантична, в ней есть лексические указания на прямую связь с первой частью - словоформы в этом и его; во втором предложении местоимение туда соотносится с содержанием первой части сложносочиненного предложения. Связанным оказывается и словопорядок вторых частей предложений: словоформы в этом и туда располагаются в их начале явно под воздействием первых частей предложений. Иногда и первая часть сложносочиненного предложения обнаруживает лексическую недостаточность, которая не позволяет ей получить хотя бы относительную смысловую самостоятельность.

Например: Трудно сказать почему, но блистательный и прощальный ущерб природы, прозрачные дни, безмолвное море, сухие стебли кукурузы, пустота оставленных на зиму дач, травянистый запах последних цветов - все это сообщает особую горечь и силу повествованию (Пауст.).

Части сложносочиненного предложения могут иметь общие члены предложения, которые объединяют их в единое целое.

Например: У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу (Г.).

Общие члены предложения (в роли таковых выступают лишь детерминанты) могут распространять не все звенья сложного предложения, а только часть из них, как в предложении По ночам давили морозы, трава обрастала инеем, земля, скованная ледозвоном, отходила только к полудню (Шол.) , где отнесенности детерминирующего обстоятельства по ночам к третьей части препятствует ее лексический состав.

Все это свидетельствует о тесной спаянности частей сложносочиненного предложения, как лексической, так и синтаксической.

Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения

Средствами выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения являются:

2) относительные (союзные) слова;

3) порядок частей;

4) интонация.

Союзы соединяют части сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. В сложносочиненном предложении союзы служат основным средством связи, например: В комнате не было света, и все за окнами сливалось в одно зеленое месиво (Тих.); То холодно, то очень жарко, то солнце спрячется, то светит слишком ярко (Кр.); Старуха на печку легла, а Дарья, вдова молодая, проведать ребяток пошла (Н.).

Подчинительные союзы соединяют частисложноподчиненного предложения , например:Морозка понял, что разговор окончен (Фад.); Надо ехать, если он советует (Гонч.); Палуба «Эспаньолы» приходилась пониже набережной, так что на нее можно было опуститься без сходни (Грин).

Роль связующего элемента в сложноподчиненном предложении может выполнятьотносительное (союзное) слово , котороеявляется членом предложения :Пастух поглядел на небо, откуда моросил дождь (Ч.); Дибич угадывал в непроглядной темноте, кому принадлежат голоса (Фед.).

С союзами и союзными словами в придаточной части могут соотноситьсяотносительные местоименные и наречные слова , которые в таком случае также осуществляют синтаксическую связь:Я тот, кого никто не любит (Л.).

В предложении То, что увидел он, было так неожиданно, что он немножко испугался (Ч.) имеются все связующие элементы: то - соотносительное слово в главной части, что - союзное слово в придаточной первой, что - союз во второй придаточной.

Способом выражения отношений между частями сложного предложения служит также порядок следования частей . В предложенияхСтало душно, я вышел из комнаты и Я вышел из комнаты: стало душно по-разному выражается последовательность причинно-следственных отношений. Многие сложные предложения обладают определенной спецификой расположения частей. Есть структуры со строго закрепленным порядком частей. Другие, хотя и допускают варианты в расположении частей, однако меняют при этом семантико-синтаксические отношения между ними, например:Так как в лесу было уже темно, мы решили оставить наши поиски. - Мы решили оставить наши поиски, так как в лесу было уже темно - причинно-следственные отношения в первом предложении преобразованы в отношение причинного обоснования - во втором. Семантические различия, которые создаются здесь порядком частей, свойственны данному предложению как определенной структуре и не связаны с контекстом. Порядок слов внутри частей сложного предложения, особенно в зависимой части, - явление отнюдь не произвольное, а обусловленное структурой всего предложения как целостной единицы.

Интонация в сложном предложении является средством объединения частей в одно целое. Отдельная часть сложного предложения не обладает интонационной завершенностью. Интонация конца свойственна лишь заключительной части сложного предложения. Особенно важна роль интонации в бессоюзном сложном предложении, так как здесь именно она является показателем смысловых отношений между частями, например:Настанет утро, поедем в поле - перечислительная интонация; Настанет утро - поедем в поле - интонация обусловленности, передающая условно-временные значения.

Урок русского языка в 11 классе.

Интонация и её роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения.

(на материалах творчества И.А. Бунина)

Копылова Ирина Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

ГБОУ № 558

Выборгского района

__________________________________________________________________ Цель урока : формирование умений:1) осознавать предложение как основную единицу языка, единицу общения, как средство выражения мыслей, чувств, переживаний;

2) грамотно расставлять знаки препинания в конце предложений, разных по цели высказывания, интонации;

Задачи урока :

    повторить правописание приставок;

    выполнить упражнение по предупреждению речевой избыточности

(тавтология, плеоназм);

    проанализировать черты стиля И.А. Бунина.

Тип урока : обобщающий урок по теме

Оборудование : карточки для учащихся


I.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о предложении как средстве выражения мысли, о знаках препинания, которые отделяют предложения друг от друга. Упражнения на употребление знаков препинания в конце предложения будем сочетать с отработкой навыков выразительного чтения. Попутно будем повторять правописание приставок и выполним упражнения, предупреждающие речевую избыточность.

Запишите тему урока: «Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения».

II . Словарная работа.

Прецедент (лат. – предшествующий) – случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих случаев.

Инцидент (лат. – случающийся) – случай, происшествие обычно неприятного характера.
III. Повторение и обобщение материала по теме «Правописание приставок» Объяснительный диктант.Небезызвестный талант; Серебряный век; презирать кого-либо; претворить идею в жизнь; беспрецедентная цельность бунинского литературного наследия; лиризм, органически присущий таланту Бунина; развивать традиции; приверженность «вечным темам»; приоритетные темы; пребывать в недоумении; привилегированный класс; претензии на мировое господство; предметная детализация; регламентация жизни; небеспристрастный взгляд художника; несбыточные мечты.
IV. Повторение теоретического материала по теме урока.

С предложением, знаками препинания, которые ставятся в конце предложения, вы знакомились еще в начальной школе. Затем с каждым годом ваши знания о предложении, о знаках препинания, о роли интонации, логического ударения обогащались. Вспомним теоретические сведения, которые непосредственно касаются темы сегодняшнего урока.

1) Что называется интонацией? Какова роль интонации в предложении?

Интонация- ритмико-мелодическая сторона устной речи, служащая для выражения смысла высказывания,а также чувств и настроения говорящего. Элементы интонации- паузы, логическое ударение (выделение голосом главного смыслового элемента предложения). Виды интонации: повествовательная, восклицательная, перечислительная, побудительная, вопросительная. Грамотное владение интонацией – признак понимания текста и правильного, выразительного чтения.

2) Какими бывают предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске?

По цели высказывания простые и сложные предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательными и невосклицательными.

3) Уточните правила употребления знаков препинания в конце предложений.

Знаки конца предложения – знаки завершения – точка, вопросительный знак, восклицательный знак и многоточие. Могут наблюдаться сочетания знаков: вопросительный и восклицательный, вопросительный и многоточие, восклицательный и многоточие. Выбор одного из знаков определяется смыслом и интонацией предложения.

Т о ч к а

риторическими. Например:

может обойтись без России?
М н о г о т о ч и е
- Завершающие знаки препинания отделяют предложения друг от друга в тексте, оформляют каждое предложение как законченное, поэтому пропуск такого знака препинания, связанного с членением письменной речи на предложения, считается грубой ошибкой. Ошибка в выборе знака препинания не является грубой.Займемся практической работой. Выполним ряд заданий.
V. Практическая работа.
Задание 1. Записать предложения, объяснить постановку знаков препинания, дать характеристику предложения.Как холодно, как росисто и как хорошо жить на свете! (Предложения, начинающиеся со слов как, что за, какой обычно являются восклицательными.)
Действительно, тишина, и прескверная, черт её дери, тишина! (В предложении есть присоединительная конструкция с союзом и .)
А у нас одна песня: что почем? (В бессоюзном сложном предложении вопросительный знак ставится, если вопросительными предложениями являются обе части или только последняя.)
Так вот чем питалась та одинокая душа, что навсегда затворилась от мира в этой каморке и еще так недавно ушла из неё… Но, может быть, она, эта душа, и впрямь не совсем была безумна? (Многоточие ставится, когда высказывание не завершено, это размышления рассказчика.)
Погасал блеск солнца, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь… сперва тихо, осторожно, потом все гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотою. Наступала долгая, тревожная ночь… (Многоточие в середине и конце предложения помогает создать картину наступления ночи. Высказывание не завершено. Вводное слово «наконец» употребляется для усиления, выделяется запятой, так как завершает собой перечисление. Повторить обособление слова «наконец».)
Да разве можно без восторга говорить о превосходной прозе Бунина?! (Приоритет вопросительного знака, так как это основной знак, характеризующий предложение по цели высказывания, восклицательный знак выражает эмоции.)
Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, - ей-богу, так и написано: кипящие смолой! – черные, как ночь, ресницы… (Вопросительный и восклицательный знаки внутри предложения могут быть использованы для выражения сомнения, удивления, восторга.)
Задание 2.
Впереди была темнота и огни. Из темноты бил в лицо сильный, мягкий ветер, а огни неслись куда-то в сторону: пароход с волжским щегольством круто описывал широкую дугу, подбегая к небольшой пристани. Поручик взял ее руку, поднес к губам. Рука, маленькая и сильная, пахла загаром. И блаженно и страшно замерло сердце при мысли, как, вероятно, крепка и смугла она вся под этим легким холстинковым платьем после целого месяца лежанья под южным солнцем, на горячем морском песке (она сказала, что едет из Анапы).
Задание 3. Упражнения по предупреждению речевой избыточности.
Найдите и исправьте тавтологию, плеоназмы (ненужные уточняющие слова).
Господин из Сан- Франциско, мечтающий о возможности быть господином над другими, целеустремленно стремится к своей цели .
Наружная внешность героини «Легкого дыхания» очень привлекательна.
Ведущим лейтмотивом рассказа является мысль о неоправданности претензий на мировое господство. (Лейтмотив в переводе с немецкого – «ведущий мотив». В предложении скрытая тавтология.)
Будущая перспектива приятно будоражила сознание. (Одно из значений слова перспектива – «будущее, виды на будущее».)
VI. Выводы по теме урока.- Что в теоретическом материале было новым, незнакомым?- Какие трудности возникали при выполнении практической работы?- Какие черты стиля И.А. Бунина вы отметили?(И.А. Бунин в своих произведениях использует экспрессивный синтаксис. Речь его героев прерывистая, незавершенная, эмоциональная. Это живая речь с многообразными синтаксическими конструкциями. Лексика тоже очень богата. Язык Бунина точен, правилен, благозвучен: внимание к слову – отличительная черта стиля писателя.)
- Мы сегодня говорили о том, что выражает тот или иной знак препинания, читали текст, в составе которого встречали различные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения, убедились, как интересно наблюдать за ролью завершающих знаков препинания в тексте, насколько важно уметь грамотно расставлять их. Умение грамотно употреблять знаки препинания в конце предложений свидетельствует о понимании текста, его смысла, о наличии навыков выразительного чтения и является признаком высокой пунктуационной культуры и заслуживает уважения. «…Писать и читать, не зная правил пунктуации и не умея ими пользоваться в своей повседневной работе, недопустимо не только для филолога, но и в равной мере для врача, для инженера, для агронома», - писал ученый А. Б. Шапиро. Надеюсь, что и вы будете обладать достаточной пунктуационной культурой.
VII. Домашнее задание.Повторить темы «Чужая речь и способы её передачи», «Знаки препинания при цитировании», «Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях», «Правописание НЕ с прилагательными и причастиями»

Приложение 2.


Задание 1 . Записать предложения, объяснить постановку знаков препинания, дать характеристику предложения.1)Как холодно, как росисто и как хорошо жить на свете!2)Действительно, тишина, и прескверная, черт её дери, тишина!3)А у нас одна песня: что почем?4)Так вот чем питалась та одинокая душа, что навсегда затворилась от мира в этой каморке и еще так недавно ушла из неё… Но, может быть, она, эта душа, и впрямь не совсем была безумна?5)Погасал блеск солнца, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь… сперва тихо, осторожно, потом все гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотою. Наступала долгая, тревожная ночь…6) Да разве можно без восторга говорить о превосходной прозе Бунина?!7) Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, - ей-богу, так и написано: кипящие смолой! – черные, как ночь, ресницы…
Задание 2. Выразительно прочитайте текст. Охарактеризуйте интонационные особенности предложений. Определите выделенные предложения по цели высказывания.
После обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу и остановились у поручней. Она закрыла глаза, ладонью наружу приложила руку к щеке, засмеялась простым, прелестным смехом, - все было прелестно в этой маленькой женщине, - и сказала: - Я совсем пьяна... Вообще я совсем с ума сошла. Откуда вы взялись? Три часа тому назад я даже не подозревала о вашем существовании. Я даже не знаю, где вы сели. В Самаре? Но все равно, вы милый. Это у меня голова кружится, или мы куда-то поворачиваем? Впереди была темнота и огни. Из темноты бил в лицо сильный, мягкий ветер, а огни неслись куда-то в сторону: пароход с волжским щегольством круто описывал широкую дугу, подбегая к небольшой пристани. Поручик взял ее руку, поднес к губам. Рука, маленькая и сильная, пахла загаром. И блаженно и страшно замерло сердце при мысли, как, вероятно, крепка и смугла она вся под этим легким холстинковым платьем после целого месяца лежанья под южным солнцем, на горячем морском песке (она сказала, что едет из Анапы). (И.А. Бунин. Солнечный удар.)
Задание 3. Упражнения по предупреждению речевой избыточности. Найдите и исправьте тавтологию, плеоназмы (ненужные уточняющие слова).
1) Господин из Сан- Франциско, мечтающий о возможности быть господином над другими, целеустремленно стремится к своей цели.2) Наружная внешность героини «Легкого дыхания» очень привлекательна.3) Ведущим лейтмотивом рассказа является мысль о неоправданности претензий на мировое господство.4) Будущая перспектива приятно будоражила сознание.

Приложение 1.

    Интонация - ритмико-мелодическая сторона устной речи, служащая для выражения смысла высказывания,а также чувств и настроения говорящего. Элементы интонации- паузы, логическое ударение (выделение голосом главного смыслового элемента предложения). Виды интонации: повествовательная, восклицательная, перечислительная, побудительная, вопросительная. Грамотное владение интонацией – признак понимания текста и правильного, выразительного чтения.

    По цели высказывания простые и сложные предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательными и невосклицательными.

    Знаки конца предложения – знаки завершения – точка, вопросительный знак, восклицательный знак и многоточие. Могут наблюдаться сочетания знаков: вопросительный и восклицательный, вопросительный и многоточие, восклицательный и многоточие. Выбор одного из знаков определяется смыслом и интонацией предложения.

Т о ч к а ставится в конце повествовательных предложений, цель которых – сообщение. Например:1)На чужбине еще больше родину ценят.

2)Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.

В о п р о с и т е л ь н ы й з н а к является дополнительным средством оформления вопроса на письме и ставится в следующих случаях:

а) В простом предложении, заключающем в себе вопрос. Например: Вы любите читать стихи о природе? (Предложение читается с повышением тона в конце). Если вопрос обращен не к человеку (не к одушевленному лицу), то такое предложение не является вопросительным, несмотря на то, что на письме употреблен вопросительный знак. Такие вопросы называются риторическими. Например: Что день грядущий мне готовит? При чтении предложения с риторическим вопросом повышение тона незначительно.

Б) В ССП, в котором обе части или только последняя являются вопросительными предложениями. Например: 1)Что это? Вода булькает или тетерева бормочут, или лягушки урчат? 2) Россия без каждого из нас обойтись может, но кто из нас может обойтись без России? в) В СПП, которое имеет в своем составе вопросительное предложение. Например:1)Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Ужели никогда не удастся взглянуть на оригиналы и онеметь от ужаса, что ты стоишь перед произведением Микеланджело, Тициана и попираешь почву Рима? В конце предложения, которое содержит косвенный вопрос, вопросительный знак не ставится. Например: Меня часто спрашивают, как я стал писателем. г) В БСП, если обе части (или только последняя) являются вопросительными предложениями. Например: 1) Вон ты выгнал труд из жизни: на что она похожа? Посмотрите на меня, вдумайтесь в мое существование: можно ли вам любить меня, любите ли вы меня? В о с к л и ц а т е л ь н ы й з н а к передает на письме особую интонацию, которая может выражать восхищение, радость, гнев, приказ, окрик и т. д., и может ставиться в конце любого по цели высказывания и структуре предложения, если в нем дополнительно выражено чувство. Например: Боже мой, какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете! Эта белизна, эти глаза, где, как в пучине, темно и вместе блестит что-то, душа, должно быть! М н о г о т о ч и е ставится в конце предложения, если необходимо показать взволнованность речи или ее незавершенность, если необходимо сделать большую паузу. Например: Они сели и исчезли в облаке пыли… Я долго шел в нем и смотрел, как вдали исчезает телега, увозя стариков, прошедших многие тысячи верст, чтоб помолиться о маленькой девочке, которая заставила их полюбить себя… Если рядом оказываются многоточие и вопросительный или восклицательный знаки, то ставится соответствующий знак и две точки. Например: Мечтать – это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги!..