История происхождения карачаевского народа. Карачаевцы

Численность карачаевцев в России по данным переписи населения года - 192 182 человека , из них 169 тыс. человек - в Карачаево-Черкесии, где они составляют 38,5% населения, будучи численно самым народом республики; перепись года зафиксировал уже более 218,4 тыс. человек, которые указали свою национальность "Карачай" . Карачаевский общины есть также в Казахстане , Узбекистане и странах, куда карачаевцы в разное время эмигрировали - США , Турции и т.д..


2. Язык и религия

Карачаевцы вместе с родственными балкарцами говорят карачаево-балкарский язык , что относится к западно-кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской языковой семьи. Распространена также русский язык . Письменность на основе кириллицы .

По вероисповеданию карачаевцы почти на 100% мусульмане-сунниты .


3. История

3.1. Развитие карачаевцев до ХХ века

На территории проживания современных карачаевцев располагалась столица средневековой Алании , предположительно называлась Маас .

В XIII веке аланы противостояли войскам Тимура . Лишь незначительная доля местного населения тогда сохранилась, переховавшись в горах. С того же начинается исламизация карачаевцев.

Нац. флаг карачаевцев

В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века активизировались национальные движения отдельных народов Карачаево-Черкесии, были предприняты попытки выделения национальных автономий, в частности 18 ноября была провозглашена Карачаевский Советскую Социалистическую Республику (17 октября - Карачаевский Республику). В январе года Президент России Борис Ельцин был готов признать разделение Карачаево-Черкесии и внес на рассмотрение в Верховную Раду РСФСР проекты законов ?О восстановлении Карачаевский автономной области и Черкесской автономной области в составе Российской Федерации". Была создана комиссия Верховной Рады по образованию трех автономных областей - Карачаевский, Черкесской, Баталпашинского (казачьей). Но за противоречивыми результатами референдума , который состоялся 28 марта 1992 года, деление не было узаконено. 16 октября 1992 образована единую Карачаево-Черкесскую Республику.


4. Традиционные занятия и социальная организация

Основным традиционным занятием карачаевцев есть отгонно скотоводство (овцы , козы , лошади , крупный рогатый скот) и земледелие (ячмень , пшеница , кукуруза), огородничество и т.д..

Ремесла - суконництво, пошив войлочного одежды и головных уборов, плетение из шерсти.

Относительная историческая изолированность карачаевцев обусловила особенности их социальных институтов и управленческих традиций. Карачаевцы живут сообществами во главе князей, которые разделяются на кланы и роды , к основным из которых относятся Юйдеги, Атаул, Тукььум, Тийре.


5. Материальная и духовная культура карачаевцев

5.1. Материальная культура

Поселение и жилище

Традиционные поселения карачаевцев - горные, большие, разделенные на кварталы, в которых жили члены одного рода.

традиционное жилище карачаевцев

Распространенное традиционное жило карачаевцев - прямоугольная одно-, двухкамерные удлиненная срубная (из грубых бревен) здание, крытый двохсхилою земляной крышей.

В целях обороны карачаевцы строили так называемые "крытые арбазы" - огороженный жилыми зданиями замкнутый крытый внутренний двор арбаз, в который выходили двери, для того чтобы в случае обороны мужчины могли собраться на совещание и подготовку отпора врагу. По сути такие Абазы представляли собой деревянные замки или небольшие крепости .

Свет внутрь помещения поступало через дымоход камина или через небольшой оконный проем. По Средневековье очаг - открытый огонь лаштувалось посередине дома в земляном полу. Позже начали ладить пристенную грубую с дымоходом.

Карачаевский дом состоял из нескольких частей. В "большом доме" (уллу юй, от юй), где был очаг, жили глава большой семьи, его жена и неженатые дети разного возраста. Женатые сыновья имели свои отдельные помещения отоу. Почетным местом в "большом доме" (тьор) была кровать главы семьи и места для приема гостей.

Строительство нового дома зачастую осуществлялось коллективно - по обычаю родовой взаимопомощи (маммат).

Традиционная одежда

Национальная одежда карачаевцев не выходит из употребления и в наше время, хотя повседневно его носит только старшее поколение, вместо отдельные детали традиционного костюма является символом национальной идентификации карачаевцев.

Карачаевский женская одежда характеризуется сохранением архаичных аланских традиций. Длинное платье, чаще из бархата или шелка темно-красного, реже - зеленого или синего цветов, было много расшитая золотым шитьем и украшенная нагрудными серебряными пряжками- пуговицами , пришитыми в два ряда к ткани, галунами подобное. Оригинальностью определяется женский головной убор - высокая остроугольная войлочная шапочка с нашитой металлической узорчатой ​​верхушкой (иногда в форме шара). Неотъемлемая часть женского национального костюма - щедро украшенный пояс (кямар).

Карачаевець-водоноша

Мужской карачаевский костюм напоминает костюмы других народов Северного Кавказа:

Национальная кухня

Основу питания карачаевцев составляли блюда из вареного и жареного мяса, в частности баранины. Самые популярные - различные печени, жареного, мясной отвар шорпа (бульон).

Карачаевцы употребляют молочные продукты - квасное молоко айран, кефир гипы, сливки из айрана хамеши, сыры - мягкий кьой сюзме (творог) и твердые, масло Джау.

В дополнение к основным мясным блюдам были пресные хлебцы, пироги с различной начинкой, печеные в масле лепешки подобное. Национальный десерт - халва .

Национальные напитки - боза, балсуу, суусап, технология изготовления которых шлифовалась веками.

карачаевский народный танец


5.2. Духовная культура и традиции карачаевцев

Танцевальный фольклор представлен танцами - хороводных сандирик, медленным парным ТЮЗ и быстрым вроде лезгинки азбек.

Традиционные музыкальные инструменты - Тростян свирель, двохструнна скрипка и другие.

Карачаевцы тщательно хранят древние традиции и обычаи, регулирующие ли не все аспекты жизни - свадьбы, похороны, семейные советы, принятие решений и т.п.. В карачаевцев развит гостевой этикет. Чествование родителей и старших, особое отношение к молодых девушек и женщин являются нормами традиционной

Господствующей религией в Карачае был ислам суннитского толка, «распространившийся здесь в XVIII в. По преданиям, проводником ислама в Карачае был каоардинский мулла Исхак-эфенди. В каждом селении имелось по нескольку мечетей. Эфенди (муллы) получали значительные доходы не только от совершения треб, но и за обучение мальчиков и «лечение» больных. Обычные мусульманские религиозные сборы, основным из которых был зекят, дополнялись штрафами, налагавшимися за непосещение мечети. А так как карачаевцы проводили большую часть времени вне селений, на кошах, штрафные суммы достигали значительных размеров.

В народе сохранилась память о доисламском периоде и сопротивлении карачаевцев введению новой религии. Например, некоторые роды до конца XIX в. не отказались от употребления свинины и хранили «на счастье» свиные кости и кожу.

Несмотря на то, что мусульманское духовенство вело активную борьбу с пережитками более ранних (религиозных верований, многие из них продолжали существовать. Стойко сохранялось почитание деревьев, камней и пр. Почитаемые камни были у отдельных родов (Байрамкуловых, Бид- жиевых), а некоторые почитались всеми карачаевцами. Например, Къара- чайны къадау ташы («Основной камень Карачая»), кусочки которого клали под углы строящегося дома, в сундуки и т. п. Близ сел. Хурзук находилась священная сосна - джанъыз терек.

Наряду с представлением о едином верховном божестве - Тейри карачаевцы верили в духов-покровителей. Божеством охоты считался Апсаты, покровителем овец - Аймуш, в реке жила «мать воды» - Су у анасы. В лесу жили духи - агъач киши. Каждый участок.земли имел своего незримого хозяина - джер ийеси. Интересно отметить общность наименований местных божеств-покровителей с божествами других народов Кавказа. Например, карачаево-балкарское божество Апсаты и осетинское - Авша- ти, карачаевское - Аймуш и кабардинское - Емиш.

Наиболее ярко сохранялись представления о домашнем духе-покрови- теле, для которого оставляли пищу около очага. Он имел ряд названий - юй ийеси (хозяин дома), байчы (делающий богатство), юй бийче (княгиня дома) и др. Юй ийеси представлялся в виде длинноволосой женщины, которую можно превратить в слугу человека, отрезав и спрятав ее волос.

Целый цикл обрядов и жертвоприношений был связан со скотоводством. Магические способы охраны скота от сглаза, от волков сочетались с обязательными жертвоприношениями (къурманлыкъ) при выгоне стад на пастбища и возвращении с них, окоте, случке и т. п. Во время покоса значительную роль играл ряженый (акъсакъал), имевший много общего с кабардинским ажэгъафэ, действовавшим во время пахоты 7 . Во время случки и во время пахоты старшая женщина семьи пекла калач, который надевался на рога производителя, а при пахоте - на рога быков, запряженных в плуг. Во время пахоты этот калач съедали молодые люди. Старикам его «сть запрещалось. В обоих случаях это, видимо, имело целью увеличить плодородие земли и скота. Именно поэтому его пекла женщина-мать и поэтому же его запрещалось съедать старикам.

На изменениях обычая вызывания дождя можно проследить влияние ислама на древнейшие верования. Наиболее старинным магическим обрядом из одновременно существовавших можно считать обливание друг друга водой и купание в воде наряженного осла. Наряду с этим прибегали к чтению молитв над камушками, которые затем опускались в реку. Здесь магический прием опускания камней в воду получил свое мусульманское дополнение в виде чтения молитв.

Как и у других мусульманских народов Кавказа, у карачаевцев слабее всего сохранились пережитки первобытных представлений в обряде похорон, имевшем общемусульманский характер. Представление о материальной жизни за гробом можно проследить только в обычае изображать на могильных памятниках «необходимые» покойнику вещи. На памятниках начала XX в. можно видеть даже часы, галоши, зонтики, швейные машины и т. д.

В целом вследствие сравнительно позднего проникновения ислама первобытные представления и обычаи карачаевцев сохранялись в быту сильнее, чем у многих других горцев Кавказа. И сейчас, когда религиозные предрассудки окончательно изживаются, это необходимо учитывать для правильного направления научно-атеистической пропаганды.

Здравоохранение и народное образование

Тяжелые условия жизни трудящихся карачаевцев до революции и отсутствие медицинской помощи (в Карачае не было медицинских работников, если не считать нескольких фельдшеров) способствовали распространению различных болезней. Широко распространенная «медицинская деятельность» знахарок и мулл приводила к большой смертности населения, особенно детей. В Карачае встречалась проказа, свирепствовала оспа, обычны были заболевания зобом (по-карачаевски макъа - лягушка). Характер социальных болезней получили ревматизм к глазные заболевания.

Причины заболевания видели в порче (сглазе) или вселении «черного духа»; в этих объяснениях явно проступают первобытно-религиозные представления, сохранению которых способствовала деятельность мулл, которые подвизались и в роли гадальщиков, «напускавших» и «снимавших» порчу, конкурируя со знахарками - хыйнычы. Большой интерес имеют следы древних представлений о том, что знахарки, гадалки и предсказательницы получали свою «силу» от духов, с которыми они якобы находились в плотской связи.

Применялись магические способы лечения. От оспы лечили при помощи воды, в которой предварительно обмывали девять маленьких лепешек (дыммыл), испеченных в золе очага. Сажу с надочажной цепи клали в воду, собранную из девяти родников, и это считалось лекарством от ряда болезней. В обоих случаях можно проследить связь с почитанием очага и надочажной цепи. Муллы, выступавшие в качестве лекарей, .изготовляли дуа, т. е. писали на бумаге чернилами или куриной кровью несколько слов из корана. Надпись смывалась в воде, которую затем пили. Нередко бумажка зашивалась в тряпочку и надевалась на больного. Знахарки, кроме различных магических средств, применяли лечение травами, но, не умея поставить диагноз болезни и определить дозировку, они и в этих случаях нередко приносили вред.

Лечением вывихов и переломов, как у животных, так и у людей занимались костоправы (сюйек уста). Приемы, выработанные в скотоводческом хозяйстве,- неподвижные повязки, вправление вывихов - иногда были полезны и для людей, но все это проводилось в условиях недостаточной чистоты, без дезинфицирующих средств. К тому же у карачаевцев существовал обычай, сходный с кабардинским, по которому <к больному с переломом кости собирались родные и знакомые и не давали ему уснуть, развлекая песнями и танцами. Обычай этот истощал силы больного, уменьшал сопротивляемость его организма.

С первых же лет Советской власти в Карачае развернулась энергичная борьба за оздоровление быта. Решающую роль для успеха этой борьбы сыграло повышение материального и культурного уровня жизни не только в селениях, но и на кошах. Ныне в Карачае нет ни одного населенного пункта, в котором бы не оказывалась медицинская помощь. В районных центрах имеются больницы, оснащенные необходимым медицинским оборудованием, в селениях - участковые больницы и амбулатории, врачебные и фельдшерско-акушерские пункты. На территории Карачаево-Черкесии созданы прекрасные курорты, имеющие всесоюзное значение. Наиболее известен из них туберкулезный курорт Теберда в Карачае.

Все же старые суеверия и «дедовские» способы лечения еще не изжиты полностью. Борьба с ними должна смыкаться с проведением научноатеистической пропаганды.

Народное образование в Карачае в прошлом в основном сосредоточивалось в руках мусульманского духовенства и сводилось к заучиванию наизусть текстов корана. За обучение детей родители платили барашками; и кукурузой, ученики косили траву и возили дрова своему учителю. Но и это образование доступно было немногим, не только из-за платы, но и потому, что труд подростка имел большую ценность в хозяйстве и учиться" ребятам было некогда.

По мере сближения с русским населением возникла тяга к изучению русского языка и грамоты. Первая русская школа была открыта в Карачае в 1879 г. К началу первой мировой войны в Карачае имелись всего одна двухклассная школа, 11 одноклассных и одно ремесленное училище. Они содержались на народные средства. Общее число учеников не превышало 450. Это были дети зажиточной части населения. Девочки совершенно не обучались. Грамотность у карачаевцев составляла всего 4,5 %.

Задача ликвидации неграмотности населения и развития народного образования стала одной из первых забот Партии и Советской власти. Карачаевская письменность первоначально была создана на основе латинского алфавита (1924 г.), но в 1939 г. переведена на русскую графическую основу, что способствовало более широкому приобщению карачаевцев к русской культуре. Еще до войны была в основном ликвидирована неграмотность и осуществлено всеобщее семилетнее обучение. Преподавание в младших классах ведется на родном языке, в старших - на русском.

Большое внимание уделяется подготовке национальных кадров интеллигенции. Ныне карачаевцы имеют своих научных работников, учителей, врачей, агрономов, инженеров, работников литературы и искусства. В г. Карачаевске открыт Карачаево-Черкесский государственный педагогический институт с заочным отделением. Карачаевцы составляют значительную часть студентов этого института и различных техникумов области. Очень возросло знание русского языка. Это дает возможность карачаевским юношам и девушкам учиться в вузах и техникумах Москвы, Ленинграда и других крупных культурных центров страны.

Очагами культуры в селениях являются клубы, библиотеки, районные дома культуры и т. д. В Карачаевском районе, например, в 1957 г. имелось 14 клубов, 2 дома культуры, 26 библиотек, 2 избы-читальни, 19 киноустановок. Более половины работников культуры - карачаевцы.

С 1923 г. на карачаевском языке выходит областная газета, носящая ныне название «Ленинын Байрагъы» («Ленинское знамя»). Национальное книгоиздательство выпускает на карачаевском языке художественную литературу, учебники и другие книги. На карачаевском языке ведутся радиопередачи.

Научно-исследовательский институт Карачаево-Черкесии и соответствующие кафедры Педагогического института проводят большую работу по изучению истории, языка и фольклора карачаевского народа.

Карачаевцы (самоназвание – кърачайлылар) — коренное население Карачая в России. В этногинезе народа смешались местные кавказские племена, аланы, булгары и кипчаки (половцы). В конце первого тысячелетия нашей эры карачаевцы входили в аланский союз племён.

В 1828 году русская армия вторглась на территорию Карачая. Карачаевские старейшины решили предотвратить погромы в своих селениях и вступили в переговоры с русским командованием. Результатом переговоров стало включение Карачая в состав Российской империи. Все внутреннее самоуправление Карачая было оставлено в прежнем виде. Даже суды проходили по местным обычаям и законам. Однако генералы царской армии считали даже формальное присоединение Карачая к России большим достижением.

Тем не менее не все гордые жители Карачая смирились с таким положением и принимали участие в борьбе за независимость северо-кавказских народов (1831-1860). После окончания военных действий некоторые карачаевцы покинули и поселились на территории современной .

В 1943 году карачаевцев, обвинённых в сотрудничестве с фашистами, переселили в и Киргизстан. Общая численность населения составляла тогда 80 тысяч человек (в основном женщины и дети — мужская часть населения сражалась на фронтах). Лишь в 1957 карачаевцы вернулись на Родину. Тогда же была создана Карачаево-Черкесская автономная область. В 1991 году она преобразовалась в республику. Согласно переписи 2002 года в России проживает 192 тысячи карачаевцев, 169 из них в Карачаево-Черкесии.

Основные занятия карачаевцев — отгонное животноводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот) и пашенное земледелие (ячмень, овёс, просо, пшеница, кукуруза, картофель, огородные культуры). Ремёсла — сукноделие, изготовление войлочных изделий (шляп, бурок) ковров, вязание, обработка кож, шкур, резьба по дереву и камню.

Жилище карачаевцев – прямоугольная, двухкамерная срубная постройка с двускатной земляной крышей. Брёвна сруба часто были разной длины и выдавались за углы строения. В небольшом закрытом дворе (арбаз) располагались хозяйственные строения. Внутри дома располагался пристенный очаг (оджакъ) с открытым дымоходом.

Известные своим гостеприимством карачаевцы для приёма гостей отводили отдельную комнату (кунацкая), а иногда и целый дом. В конце XIX века появляются многокамерные, двухэтажные строения.

В доме, где располагался очаг, жили глава большой семьи, его жена и неженатые дети всех возрастов. Женатые сыновья жили в отдельных помещениях. Наиболее почетную часть главного дома занимало ложе главы семьи и место для сидения гостей.

Для карачаевцев характерна сельская община (эльджамагат). Скот и земля в общине были общими, трудились её обитатели тоже вместе. К концу 19 века в общине преобладали моногамные семьи (юйдсги).

Традиционная мужская одежда карачаевцев состоит из рубахи, штанов, бешмета, овчинной или меховой шубы, бурки и башлыка. Летний головной убор — войлочные шляпы, зимний — папахи с суконным башлыком.

Женская традиционная одежда отличается разнообразием (в зависимости от возраста и семейного положения). Обычно это длинная рубаха из бумажной или шёлковой ткани с разрезом на груди и застёжкой у ворота, с длинными и широкими рукавами и длинные шаровары из тёмных цветных тканей, заправлявшиеся в обувь.

Традиционные блюда — варёное и жареное мясо, вяленая колбаса, айран (напиток из кислого молока), кефир (гыпы айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепёшки (гырджыны) и пирожки (хычыны) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные. Распространены также разнообразные супы на мясном бульоне (шорна). В народном искусстве карачаевцев основное место занимало изготовление узорных войлоков, вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитьё. Как и большинства кавказских народов, занимавшихся скотоводством и , большинство праздников сезонные. Обычно они сопровождаются соревнованиями (скачками, джигитовкой, борьбой, поднятием тяжестей и другими). С исламом (утвердился в кон. 18 в.) вошли в традицию: пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (курман).

Устное народное творчество включает нартские сказания, песни, сказки, пословицы и поговорки, среди которых наиболее распространены и известны рассказы о мудреце Ходже Насреддине. Традиционные музыкальные инструменты:тростниковая свирель, 2-струнная скрипка, 3-струнный щипковый инструмент, доул и гармонь.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Карачаевцы. «Возрождение Карачая», 2008


Общие сведения

КАРАЧ‘АЕВЦЫ, кърачайлыла (самоназвание), кавказский народ с многовековой историей, один из коренных народов Северного Кавказа, населяющий горные и предгорные районы Карачаево-Черкесии. Численность в России свыше 150,3 тыс. человек - 230 тыс. 403 человека (по переписи 2011 года), из них 200 тыс. 324 человека проживают в Карачаево-Черкесии (коренное население Карачая (в Карачаево-Черкесии) - более 129,4 тыс. человек), где они составляют более сорока процентов всего населения. По данным Переписи населения 2002 года численность карачаевцев, проживающих на территории России, составляет 192 тысячи человек. Живут также в Средней Азии, Казахстане, Турции, Сирии, США (свыше 20 тыс. человек).

Говорят на карачаево-балкарском языке тюркской группы алтайской семьи. Письменность на русской графической основе (с 1937). Верующие - мусульмане-сунниты.

В этногенезе Карачаевцев принимали участие местные кавказские племена, жившие с эпохи бронзы, а также пришлые - аланы, булгары и кипчаки (половцы). В домонгольское время Карачаевцы входили в аланский союз племён. Наиболее ранними карачаево-балкарскими памятниками считаются могильники 13-14 веков на территории Карачая и Балкарии. После монгольского нашествия предки Карачаевцев были оттеснены в горные ущелья Центрального Кавказа.

В 1828 Карачаевцы вошли в состав России. Расселённые компактно, они составили часть административного округа Эльбрусский. После гражданской войны и установления советской власти (1920) определился статус Карачаевцев в рамках национально-территориальной автономии: 1920 - Карачаевский округ, 1922 - Карачаево-Черкесская АО; 1926 - Карачаевская АО, ликвидированная в 1943 в связи с депортацией Карачаевцев в Среднюю Азию и Казахстан. В 1957 после возвращения Карачаевцев на историческую родину восстановлена Карачаево-Черкесская АО; в 1991 преобразована в республику.

Основные традиционные занятия - отгонное (альпийское) животноводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот), а также пашенное террасное земледелие с искусственным орошением (ячмень, овёс, просо, пшеница, кукуруза, картофель, огородные культуры). Животноводство продолжает оставаться главным занятием горной и предгорной части населения. Преимущественное направление получило разведение крупного рогатого скота и овцеводство (тонкорунные мериносы и карачаевские овцы). Ремёсла - сукноделие, выделывание войлочных шляп, бурок, производство узорных войлоков, ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных изделий, обработка кож, шкур, резьба по дереву и камню, золотое шитьё.


Традиционные селения - в горах скученные, большие, разделённые на родофамильные кварталы (тийре), а в предгорьях и на плоскости - уличной, прямоугольной планировки. Жилище - прямоугольная (иногда многоугольная) одно-, двухкамерная срубная постройка с двускатной земляной крышей. Жилые и хозяйственные строения составляли комплекс закрытого двора (арбаз). Стены жилища завешивались войлочными коврами, а полки аппликационными. Внутри жилища выделялся пристенный очаг (оджакъ) с открытым дымоходом. Отдельный дом или комната отводились для приёма гостей (кунацкая). С конца 19 века появляются многокамерные, двухэтажные строения, крыши домов покрываются тёсом, железом, позже шифером. Памятники традиционной архитектуры - дома срубной техники, боевые башни, склеповые сооружения.

Национальная одежда Карачаевцев сходна с одеждой других народов Северного Кавказа. Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинной или меховой шубы, бурки и башлыка. На поясе из узкого ремня - кинжал или нож, кресало и др. Летний головной убор - войлочные шляпы, зимний - овчинные шапки-папахи с суконным башлыком. Женская одежда отличалась разнообразием типов и возрастных особенностей: длинная рубаха из бумажной или шёлковой ткани туникообразного покроя с разрезом на груди и застёжкой у ворота, с длинными и широкими рукавами; длинные шаровары из тёмных цветных тканей заправлялись в сафьяновые носки или обувь; поверх рубахи - платье. Талия перехватывалась широким серебряным поясом. Из стёганной на вате шёлковой или бумажной ткани шилась верхняя одежда - каптал, повторявшая покрой черкески. Шубы из мерлушки или курпея, а также беличьи. Женские головные уборы: праздничный убор девушки - шапочка (высокая конусообразная или усечённая, богато украшенная галунами или золотым шитьём), поверх неё большой платок.

Основа питания - мясо-молочно-растительная. Традиционные блюда - варёное и жареное мясо, вяленая колбаса из сырого мяса и жира, заквашенное молоко (айран), кефир (гыпы айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепёшки (гырджыны) и пироги (хычыны) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные, супы на мясном бульоне (шорпа), среди лакомств - различные варианты халвы. Напитки: молочные - кефир и айран, праздничные - буза и пиво (сыра), повседневные - чай из кавказского рододендрона (къара шай).

Центром общественной жизни была сельская община (эльджамагат), связанная общностью территории и коллективным трудом по постройке и поддержанию в сохранности оросительных сооружений. Внутри родовой общины (каум и тукум) сохранялись строгая экзогамия, общее поселение (тийре), совместные кладбища, наименование от одного мифического или реального родоначальника. Среди Карачаевцев сохранялись пережитки семейных общин (юйюр) с коллективной собственностью на скот и землю, с совместным трудом и уравнительным потреблением. К концу 19 века в связи с распадом семейных общин в сельской общине стали преобладать моногамные семьи (юйдеги).


Наиболее развитым видом народного искусства было изготовление узорных войлоков, вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитьё. В народной жизни большое значение придаётся этикету. Многочисленные народные праздники (календарные, вывода стада на альпийские пастбища, уборки урожая и др.) сопровождаются конными скачками, джигитовкой, борьбой силачей, метанием камней, играми ряженых, поднятием тяжестей и другими состязаниями.

С исламом (утвердился в конце 18 века) вошли в традицию: пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (курман). Наряду с общекавказскими танцами (лезгинка, исламей) распространены также ритуальные карачаево-балкарские танцы - голлу, сандракъ, тепене, тёгерек и др. Сохраняется богатый фольклор: нартские сказания, исторические, трудовые, героические, сатирические, любовные и колыбельные песни, сказки, пословицы и поговорки, рассказы о Насра Ходжа (Ходже Насреддине). Традиционные музыкальные инструменты - тростниковая свирель, 2-струнная скрипка, 3-струнный щипковый инструмент, трещотка из чинаровых дощечек, доул и гармонь.

У карачаевцев сильные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, которые регулируют практически все аспекты жизни, будь то свадьба, похороны, вынесение семейных решений. Карачаевцы никогда не обидят своего гостя. Беспрекословное подчинение старшим - многовековой закон. Факт оскорбления родителей карачаевца является фатальным проступком для обидчика. Большое внимание у карачаевцев уделяется соблюдению требований и положений этического кодекса «ЁЗДЕН АДЕТ», который представляет собой совокупность норм обычного права, нравственных предписаний и правил.

Невозможно представить карачаевца без коня. Конные виды спорта и скачки были и остаются до сих пор неотъемлемой частью всех карачаевских праздников и торжеств. Раньше их проводили в дни свадеб, по случаю рождения ребенка, в день начала весны и окончания уборки урожая, в случае приезда почетных гостей.

И.М. Шаманов


Очерки

Под песню Орайда девушка входит в дом жениха

У многих народов есть свои старинные меры длины. Вот, например, у карачаевцев, жителей Карачая (это в Карачаево-Черкессии), есть сюем. Так называется расстояние, равное ширине ладони с вытянутым большим пальцем. Кстати, это примерно десять сантиметров.

А расстояние, равное толщине пальца, именуется у карачаевцев словом эли. Это примерно два сантиметра. Для измерения расстояний у этого народа использовался и шаг (атлам). Но самая интересная мера, от которой, можно сказать, дух захватывает, это къычырым.Расстояние, на которое слышен звук, то есть фактически крик. Криком измерять расстояние в горах, наверное, одно удовольствие. Но не только в горах. Есть ведь еще реки и озера. Их в республике много. Около 130 высокогорных озер, множество горных водопадов. Протекают 172 реки, из которых самые крупные — Кубань, Большой и Малый Зеленчук, Уруп, Лаба.

Карачаевцы — кавказский народ с многовековой историей, потомки древних скифов. В раннее средневековье они были известны под именем аланов. Населяли когда-то предгорья Центрального Кавказа, плодородные земли к северу от Кавказского хребта, впоследствии были оттеснены и заперты в горных ущельях нашествием татаро-монголов Золотой Орды (век) и походами Тамерлана (век).

Карачаевцы говорят на диалекте карачаево-балкарского языка, который относится к северо-западной ветви тюркских языков. Письменность на основе кириллицы. Карачаевцы преимущественно мусульмане-сунниты (99 %). Численность в России — 192 тысячи человек (по переписи 2002 года), из них 187 тысяч проживает — в Карачаево-Черкессии, где они составляют более сорока процентов населения, являясь самым многочисленным народом республики.


Нравы у карачаевцев строгие

Немецкий ученый-востоковед Генрих-Юлиус Клапрот, побывавший у карачаевцев в начале XVIII века, оставил довольно подробное описание. Кстати говоря, оно не устарело до сих пор:

«Карачаевцы принадлежат к красивым жителям Кавказа. Они хорошо сложены и имеют очень тонкие черты лица, которые еще больше украшают большие черные глаза и белая кожа. Среди них совершенно не встречаются широкие плоские лица и глубоко посаженные, косо поставленные глаза, которые бы доказывали смешение с монгольскими племенами.

Обычно карачаевец берет в жены лишь одну жену, с которой он живет очень мирно и с которой он обращаются очень человечно и внимательно, так что жена у него, как и у европейца, подруга, а не служанка у своего мужа.

Нравы у карачаевцев строгие. Если кто-либо опозорит девушку или замужнюю женщину и это станет известно в деревне, то жители собираются у мечети, куда также приводят преступника. Старейшины судят его, и приговор обычно бывает таким, что его изгоняют из страны с самым строгим приказом никогда больше не появляться в Карачае, если он не хочет рисковать жизнью».

Несколько слов о воспитании детей в Карачае. Это уже свидетельство одного российского генерала: «Воспитание детей поставлено очень строго и достойно всяческого поощрения: сын, который не подчинился воле отца и не исправился, несмотря на неоднократные увещевания, может быть приведен к дверям мечети, где его в присутствии всех жителей деревни начинают самым серьезным образом уговаривать изменить свое поведение. Если не приводит к желаемому результату, родители изгоняют его».

Сурово, но справедливо.


Без счастья и богатство ни к чему

А теперь послушаем мудрую карачаевскую сказку «Счастье, ум и богатство»

Заспорили однажды между собой Счастье, Ум и Богатство.

— Я сильнее вас всех! — похвалялось Богатство.

— Без счастья и богатство ни к чему,— возражало Счастье.

— Если ума нет, не поможет ни богатство, ни счастье,— сказал Ум.

Долго они пререкались и спорили, к согласию не пришли и договорились на деле проверить: кто из них прав? Пошли по свету странствовать. Увидели бедняка, который сеял на своем маленьком поле кукурузу. Остановились Ум, Счастье и Богатство.

Взмахнуло Богатство рукой:

— А ну-ка, покройся, поле бедняка, чистым золотом!

Но Ум, чтобы доказать свою власть, взял да тут же лишил бедняка рассудка.

Посмотрел бедняк на поле, покрытое золотыми самородками, да и побежал к баю жаловаться:

— Бай, а бай! У меня на поле вместо кукурузы камни выросли!

Бай не поленился, поехал посмотреть, что там за камни такие. Увидел чистое золото и говорит бедняку:

— Давай меняться! Ты возьми у меня лучшее мое поле, а мне отдай твое с камнями.

Очень был доволен бедняк таким обменом. Бай увез золото на арбах к себе во двор, а бедняк пошел сеять свою кукурузу.

Тогда Счастье, чтобы доказать свое могущество, глянуло на бедняка и велело:

— Будь счастливым, человек!

Тотчас, откуда ни возьмись, возник перед бедняком отряд воинов.

— Мы ищем себе начальника,— сказали они.— Просим тебя, будь нашим предводителем!

Бедняк по глупости (ума-то у него не стало!) даже не знал, что ответить, только головой покивал. Дали всадники ему серебряные доспехи, посадили на вороного скакуна, опоясали драгоценным оружием, поставили во главе отряда. Таким сделался бедняк молодцом, что и узнать нельзя!


Отряд остановился на ночь в ауле того самого бая, что променял кукурузное поле на золотое. А у этого бая была дочь красавица.

— Давайте женим нашего начальника на дочери бая!— Так порешили всадники и послали к баю сватов.

Бай дал согласие, и бедняк сделался женихом его дочери. Созвали по этому случаю народ повеселиться, будущего зятя посмотреть. А зять рта не раскрывает, слова не может вымолвить. И на пиру молчал. День молчит. Другой молчит. Родня невесты обижаться начала:

— Что это он молчит? Видно, гордый очень? А может, посмеяться над нами вздумал?

На третий день уже и сам бай крепко рассердился.

Видят Богатство и Счастье, что дела плохи, стали Ум просить:

— Верни бедняку рассудок! Сжалился Ум, вернул бедняку рассудок, и сразу бедняк заговорил, да так разумно, складно:

— У нас, когда я еще ребенком был, напали на аул враги. Все — и стар и мал, и женщины и мужчины — против них оборонялись... И всех отважней дралась одна девушка, переодетая воином. Вот я и молчал два дня, все раздумывал: можно ли эту девушку считать бойцом наравне с мужчинами?..

Обрадовался бай:

— Вон оно что!— говорит.— А мы-то думали, ты над нами подшучиваешь!

Сыграли они тут же веселую свадьбу, и зажил тот бедняк в довольстве и радости.

Если у человека ума нет, не помогут ему ни богатство, ни счастье. Такими словами заканчивается эта поучительная сказка.


Лучший из коней - на скачках

А вот еще примеры карачаевской народной мудрости, отлитой в пословицах и поговорках.

Когда коза упала в яму, сказала волку: «Брат мой!»

Ворона, как бы ни гоготала, гусыней не станет, старуха, как бы ни кокетничала, девицей не станет.

Во многих пословицах фигурируют лошади. Это и понятно, потому что жизнь карачаевского мужчины во многом связана с лошадью.

У хорошего табунщика конь скачет быстрей.

Лучший из коней - на скачках.

Интересно, что воспитание будущих наездников начинается уже с детства. Для карачаевцев, жизнь которых была связана с лошадью, очень важно было научить мальчиков держаться на лошади, их учили верховой езде.

Учились также владеть плетью, раскручивая с ее помощью юлу. Охотно гоняли мальчики по полю самодельные мячи - деревянные шары, лучшим из которых считались изготовленные из гриба березы.

Подростки упражнялись в более сложных, порой даже опасных видах спорта. В условиях бездорожья, обилия горных речек и ручейков важно было уметь безбоязненно переходить по качающемуся тонкому бревну, успеть перепрыгивать с шестом через ручьи и ледяные трещины. Этому учились юноши во время упражнения на качающемся бревне, расположенном высоко над землей, порой до двух метров. Поддерживать равновесие помогала палка в руках.

Юноши тренировались в поднятии и переноски тяжестей, чаще всего камней. Отдельные богатыри переносили на состязаниях вместо камней быков и лошадей. Соревновались юноши в метании камней и дротиков, в стрельбе из лука и ружья. Дальнейшее совершенствование этих навыков происходило во время верховой езды и охоты. Как и у соседних народов, у карачаевцев была своеобразная методика обучения искусной езде, уходу и тренировке лошадей. Юноши в 12-15 лет уже успешно выступали на скачках.

Конные виды спорта и скачки были и остаются до сих пор неотъемлемой частью праздников и торжеств. Раньше их проводили в дни свадеб, по случаю рождения ребенка, в день начала весны и окончания уборки урожая, в случае приезда почетных гостей.
Разнообразны были виды скачек: по ровному месту и по крутому спуску с горы, с препятствием и вольтижировкой, то есть с выполнением акробатических упражнений. Ловкий джигит должен был на полном скаку поднять с земли монету, шапку или ухватить платочек, не разбив яйцо или арбуз.

Джигитовка включала целую серию акробатических упражнений на полном скаку: различные формы посадки, стойку на ногах, на голове, соскоки с коня, перемахи, переходы под шеей и животом лошади. Всадник должен был на полном скаку расседлать лошадь, сбрасывая на землю части сбруи и седла, а на обратном пути собрать все это и вновь оседлать коня.

Призом на скачках был скот, одежда или деньги. Важно было одержать победу, а материальное поощрение не играло большой роли.


Борьба лицом к лицу

Не было праздника без скачек и национальной борьбы - «тутуш». Перед началом схватки борцы, подпоясанные ремнем, становились лицом к лицу, по сигналу захватывали друг друга за пояс и начинали борьбу. Цель борьбы состояла в том, чтобы уложить противника на спину. Для этого можно было применять подножки и зацепы, подсечки и прочее. Не допускалась грубость и нечестность в поединке. Боролись и стоя, и на одном, и двух коленях, с захватом накрест на поясе и одной рукой через плечо.

Веселое оживление царило около соревнующихся в лазании по гладкому, смазанному жиром столбу высотой в 6-7 метров, на вершине которого прикреплялся приз. При этом запрещалось пользоваться вязкими смазками или скользить при спуске. Надо было подтягиваться руками, обхватывая столб ногами, достать приз и спуститься вниз.

Аналогичным было лазание по промасленному ремню из бычьей шкуры длиною в 10-12 метров. Ремень привязывался к перекладине с призом. Для того чтобы падение не принесло травм, под перекладиной расстилали солому. И здесь основным приемом было подтягивание на руках.

Забавным аттракционом на свадьбах и праздниках было упражнение «останови вращающуюся лепешку». Выпекали специальную лепешку с зубцами на краях и отверстием по середине. Ее подвешивали на двухметровой высоте и закручивали. Юноши и мужчины должны были, подпрыгнув, захватить лепешку зубами и остановить ее вращение, что требовало определенной ловкости и умения.

Всякое могло случиться во время праздников и соревнований.

Вот история, которая идет испокон веков. На одной дороге ущелья Учкулан собрались люди и, чтобы узнать, кто всех сильнее, сводили борцов. Долго боролись. Среди всех собравшихся победил парень из Верхней Теберды по имени Хасан.


Выйдя на середину поля

Высокого роста, сильный, не знающий устали, чернобровый, черноглазый. Потом там, среди собравшихся, один стройный человек с вуалью на лице дал понять всем, что желает побороться с ним. Они не отказали этому отважному человеку и разрешили побороться с борцом из Теберды. Оба, выйдя на середину поля, долго боролись, не уступая друг другу. Наконец человек с вуалью схватил борца из Теберды и уложил на землю.

Как жаль, за всю прожитую жизнь никогда моя душа так не ломалась, как сегодня. Скажи, как тебя зовут, покажи свое лицо, когда придет смерть, умру, преклоняясь перед тобой, - сказал упавший парень.

Молодец! Умница! - кричало все ущелье. А один парень из собравшихся с разбега вскочил на гнедую кобылу, сорвал с лица борца вуаль и с головы его - шапку. Словно луч солнца, предстала прекрасная девушка - Орайда. Упавший борец, забывшись, смотрел только на Орайду, а потом и песню сочинил.

И девушка была, наверное, довольна, так как она не села на переступавшую с ноги на ногу гнедую кобылу, стоявшую рядом с ней, и не убежала.

Дело, которое нужно сделать в самом ущелье, внутри него, нельзя выносить за его границы. Эти два прекрасных создания, наверное, боролись друг ради друга. Пусть они поженятся, - сказали старики.

Девушка и парень были согласны с этим и поженились.

Много времени прошло с тех пор. Внешность Орайды не только люди, но и камни, и горы забыли, а вот отвага ее живет. На свадьбах, больших праздниках звучит только ее имя. Словом Орайда открывают радостные праздники, со словом Орайда девушка выходит замуж, под песню Орайда девушка входит в дом жениха.

КАРАЧАЕВЦЫ (са-мо-на-зва-ние - къра-чай-лы-ла; абхазское - ака-рач, азу-хо, алан; адыгейское - ка-рагъ-у-эй, кар-шагъ-у-эй, че-ригъ-у-эй; осетинское - аш-шон, хъа-ра-шон, хъа-ра-ше) - тюркский на-род в Рос-сии, основном на-се-ле-ние Ка-ра-чае-во-Чер-ке-сии.

Со-став-ля-ют боль-шин-ст-во насе-ле-ния г. Ка-ра-ча-евск , Дже-гу-тин-ско-го, Ка-ра-ча-ев-ско-го, Ма-ло-ка-ра-ча-ев-ско-го, При-ку-бан-ско-го рай-онов, около 50% на-се-ле-ния Зелен-чук-ско-го и ме-нее 40% на-селе-ния Уруп-ско-го рай-онов. Зна-чительное чис-ло карачаевцев жи-вёт в Чер-кес-ске, а так-же в городе Ки-сло-водск Ставрополь-ско-го края. Чис-лен-ность в Ка-ра-чае-во-Чер-ке-сии 169,2 тысяч человек, все-го в Рос-сии 192,2 тысяч человек (2002 год, пе-ре-пись). Жи-вут так-же в Тур-ции, Егип-те, Си-рии, США и других. Об-щая чис-лен-ность около 300 тысяч человек. За ру-бе-жом карачаевцы на-зы-ва-ют так-же выходцев из Бал-ка-рии. Го-во-рят на ка-ра-чае-во-бал-кар-ском язы-ке , около 95% вла-де-ют русским языком. Ве-рую-щие - му-суль-ма-не-сун-ни-ты.

Име-ют об-щее про-ис-хо-ж-де-ние, куль-ту-ру и язык с бал-кар-ца-ми. В XVI-XVIII веках тер-ри-то-рия рас-се-ле-ния карачаевцев и бал-кар-цев на-зы-ва-лась Ка-ра-чай, или Ка-ра-чи, а её на-се-ле-ние - ка-ра-чолс, ка-ра-чио-лис, ге-рач-халк. Пер-вое упо-ми-на-ние о Ка-ра-чае, или Ка-ра-чер-кас-ской зем-ле, встре-ча-ет-ся в русских ис-точ-ни-ках - в от-пис-ке по-соль-ст-ва Московского государства к крым-ско-му ха-ну 1501 году. В хо-де мон-го-ло-татарского на-ше-ст-вия и по-хо-дов Ти-му-ра (XIII-XIV века) эт-ническая тер-ри-то-рия карачаевцев су-зи-лась до вер-ховь-ев Те-ре-ка и Ку-ба-ни. Пос-ле Кав-каз-ской вой-ны 1817-1864 годов часть карачаевцев пе-ре-се-ли-лась в Ос-ман-скую им-пе-рию. В 1865-1871 годах зем-ли карачаевцев со-став-ля-ли Эльб-рус-ский ок-руг Ку-бан-ской обл. В 1917 году в со-ста-ве Гор-ской рес-пуб-ли-ки был об-ра-зо-ван Ка-ра-чае-во-Бал-кар-ский штат, в 1920 году в со-ста-ве Гор-ской АССР - Ка-ра-ча-ев-ский национальный ок-руг. В 1922 году об-ра-зо-ва-на Ка-ра-чае-во-Чер-кес-ская АО, в 1926 году - Ка-ра-ча-ев-ская АО. В 1943 году бы-ли де-пор-ти-ро-ва-ны в Среднюю Азию, по-сле 1957 года боль-шин-ст-во карачаевцев вер-ну-лось на ро-ди-ну.

Тра-диционная куль-ту-ра ти-пич-на для на-ро-дов Кав-ка-за (смотрите в статье Азия). Основные за-ня-тия - от-гон-ное ско-то-вод-ст-во и тер-рас-ное зем-ле-де-лие. Бы-ли раз-ви-ты резь-ба по де-ре-ву и кам-ню, ков-ро-тка-че-ст-во, про-изводство вой-ло-ка. Жи-ли-ще (так называемый ка-ра-ча-ев-ский дом) сруб-ное, с дву-скат-ной кров-лей и при-стен-ным оча-гом-ка-ми-ном. Знать строи-ла «де-ре-вян-ные зам-ки» (ба-шы джа-былгъ-ан ар-баз), жи-лые и хо-зяйственные по-ме-ще-ния ко-то-рых вы-хо-ди-ли на внут-рен-ний двор с га-ле-ре-ей, опи-раю-щей-ся на 4-уголь-ные в се-че-нии за-бу-то-ван-ные внут-ри и ош-ту-ка-ту-рен-ные сна-ру-жи ко-лон-ны. Из оде-ж-ды свое-об-раз-ны ко-рот-кая муж-ская на-кид-ка из вой-ло-ка или шку-ры с ка-пю-шо-ном (ге-бе-нек), шу-ба (тё-ре-чи-ле кий-им, тё-ре-чи-ле-ни тон-ла-ры) из вол-чь-е-го или бе-личь-е-го ме-ха, ко-то-рую на-де-ва-ли су-дьи.

Об-ще-ст-во де-ли-лось на со-сло-вия: знать (бий, чан-ка и ту-ма, или эсек-ку-эль-туд), дво-ря-не, или уз-де-ни (по-том-ст-вен-ные - бе-лые уз-де-ни, сыр-ма-ёз-ден-ле, или сый-лы-ёз-ден-ле, трёх раз-ря-дов: ул-лу-ёз-ден-ле, са-рай-ма-ёз-ден-ле и кер-ти-ёз-ден-ле; не-знат-ные - чёр-ные уз-де-ни, ка-ра-ёз-ден-ле, или сый-сы-зёз-ден-ле, трёх раз-ря-дов: тю-зёз-ден-ле, тё-ге-ре-кёз-ден-ле и тё-бе-нёз-ден-ле, или ка-ра-ки-ши-ле), и кре-сть-я-не (го-су-дар-ст-вен-ные - эс-киа-зат-ла, азат-ла, или сар-кит-ле; вла-дель-че-ские - къул-ла и къа-ракъ-ул-ла). Се-ле-ния (тий-ре) бы-ли кня-же-ски-ми (бий-кьа-бак), уз-ден-ски-ми (ёз-ден-кьа-бак), кре-сть-ян-ски-ми (къул-къа-бак) и се-ле-ния-ми воль-но-от-пущен-ни-ков (азат-ла-къа-бак), объ-е-ди-ня-лись в об-ще-ст-ва (джа-маа-ты, джа-магъ-а-ты), управ-ляв-шие-ся пред-ста-ви-те-ля-ми кня-зя - не-кху-да-ми. Из уз-де-ней фор-ми-ро-ва-лась кня-же-ская дру-жи-на. Кня-зья име-ли так-же вое-ни-зи-рованные от-ря-ды кул-каза-ков (къул-къ-а-закъ-лар), ко-то-рые про-жи-ва-ли в спе-ци-аль-но для них по-стро-ен-ных ка-зар-мах. Административный центр Ка-ра-чая на-хо-дил-ся в Кюн-нюм-Къа-ла (воз-ле современных сёл Карт-Джурт, Хур-зук и Уч-ку-лан). Тра-диционное управ-ле-ние в це-лом со-хра-ня-лось до середины XIX века.

Карачаевцы име-ют раз-ви-тый до-му-суль-ман-ский пан-те-он, воз-глав-ляе-мый Тей-ри (Хан Тей-ри, Тей-ри-Хан); в не-го вхо-ди-ли и хри-сти-ан-ские пер-со-на-жи: Бай-рым (от Ма-ри-ем - Де-ва Ма-рия) - по-кро-ви-тель-ни-ца ма-те-рин-ст-ва, Ба-рас (от святой Па-ра-ске-вы Пят-ни-цы) - по-кро-ви-тель-ни-ца тка-че-ст-ва, Гюр-ге (от святого Ге-ор-гия) - по-кро-ви-тель до-рог в иной мир, Элия (от святого Илии) - мол-нии и так далее. С бо-же-ст-вом гро-ма Чоп-па был свя-зан празд-ник Чоп-па-Той, вес-ной от-ме-ча-ли празд-ник Гол-лу. Сре-ди карачаевцев рас-про-стра-ни-лись су-фий-ские ор-де-на Ка-ди-рийя (XVIII век) и На-кшбан-дийя (начало XX века). Музыкальный фольк-лор карачаевцев един с бал-кар-с-ким.

Иллюстрации:

Карачаевская семья. Фото Д.И. Ермакова. Конец XIX века. Российский этнографический музей (Санкт-Петербург).

Знатная ка-ра-ча-евка. 2-я половина XIX века.