К 19 что случилось. Подводная преисподняя

17 октября 1958 году на заводе № 402 в Северодвинске заложена первая советская атомная подводная лодка К-19 (командир капитан 2 ранга Н. В. Затеев) проекта 658 с баллистическими ракетами (конструкторы П. 3. Голосовский, И. Б. Михайлов, С. Н. Ковалев). Первый советский атомный ракетоносец. За многочисленные аварии лодка имела на флоте прозвище «Хиросима»

Введена в состав ВМФ 12.11.1960 г. В 1960-1962 гг. построено 8 кораблей этого проекта.

Первый боевой поход и авария реактора 3 июля 1961 года

При возвращении на базу после участия в учениях «Полярный круг» в 70 милях от острова Ян-Майен произошла авария правого реактора. В 4:00 при ходе в подводном положении и работе реакторов обоих бортов на мощности 35 % вахтенный командир группы дистанционного управления реактором обнаружил по контрольно-измерительным приборам падение давления и уровня в 1 контуре кормового реактора. Кнопкой была сброшена аварийная защита реактора. Через сутки после начала аварии, в 4:00, весь личный состав был снят на дизельную подлодку С-270, а затем и на С-159, но позже передан на подошедшие эсминцы. На случай появления иностранных кораблей К-19 была подготовлена к затоплению.

К-19 была отбуксирована в базу. В результате сильного облучения в течение нескольких ближайших суток скончалось 6 человек, а впоследствии - ещё 2 человека. Остальные члены экипажа также получили дозы облучения, во много раз превышающие допустимые, и проходили лечение от лучевой болезни в течение последующего года.

Было мнение в руководстве ВМФ лодку не ремонтировать, но члены экипажа по собственной инициативе тщательно её дезактивировали, отмывая каждый квадратный сантиметр вручную в течение полугода, после чего ПЛ отбуксирована в Северодвинск в середине декабря. По решению Совета Министров от 30.01.1962 принята на «Севмашпредприятие» на восстановительный ремонт с заменой реакторного отсека. В ходе ремонта К-19 также модернизировали по проекту 658М, сменив комплекс Д-2 на Д-4 с ракетами подводного старта Р-21. 15 октября 1963 года спущена на воду после ремонта и модернизации, 14 декабря вышла на государственные испытания и осуществила подводный пуск ракеты Р-21. В последующие годы совершила ряд боевых дежурств с выполнением ракетных торпедных стрельб, неоднократно с оценкой «отлично».

Столкновение с USS Gato 15 ноября 1969 года

Столкновение с американской подлодкой USS Gato произошло в результате манёвра К-19, которая увеличивала глубину с 60 до 90 метров. Получив значительные повреждения носовой части, лодка всё же смогла самостоятельно вернуться в базу в надводном положении. Пострадавших на борту не было. Много позже стало известно, что командир торпедного отсека американской лодки, приняв столкновение за намеренный таран, пытался торпедировать К-19, но американский капитан вовремя отменил его приказ. Считается, что именно после этого в американском ВМФ ввели запрет на самостоятельные решения офицеров об атаке без разрешения на то командира судна.

Список аварий и катастроф на К-19

По причине несчастных случаев несколько человек погибло в 1959 г. ещё до спуска подлодки на воду:

  • при окраске трюмов вспыхнул пожир, два человека погибли;
  • после возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр;
  • В 1961 году при погрузке ракет в шахты один матрос был придавлен крышкой шахты и погиб.
  • 12 апреля 1961 лодка чудом избежала столкновения с АПЛ USS «Nautilus», но из-за резкого маневра снижения глубины при этом врезалась в дно. Значительных повреждений не было.
  • 3 июля 1961 года - авария кормового реактора: падение давления в первом контуре в результате разрыва в первом контуре импульсной трубки между напорной линией и датчиками. В результате приборы показали нулевое давление, хотя полного разрыва не было. Устранение аварии впоследствии стоило жизни 8 человек, все остальные члены экипажа получили высокие дозы облучения.
  • 15 ноября 1969 года - столкновение в подводном положении с подводной лодкой ВМС США USS “Gato” при манёвре изменения глубины с 60 до 90 метров.
  • 24 февраля 1972 годя - пожар в 8 и 9 отсеках. Отбуксирована на базу. Погибло 28 человек на лодке и 2 спасателя. 9 матросов пробыли в заточении в 10-м кормовом отсеке 23 дня без света, связи, пищи и со скудными запасами воды, получая из других отсеков только воздух (с перебоями).
  • 15 августа 1982 года - при ремонте в аккумуляторном отсеке возникла электрическая дуга. Обожжены несколько человек, один из них 20 августа скончался в госпитале.

В 1979 году признана утратившей значение как крейсер-ракетоносец и переоборудована в лодку связи по проекту 658С. Названа КС-19. В 1990 году выведена из боевого состава в резерв, уже после этого переименована в БС-19 (1992). Несмотря на все старания ветеранов-подводников, пытавшихся сохранить первый атомный подводный ракетный крейсер, утилизирована в 2003. Сохранилась лишь рубка. Планировался перевоз её в Москву, но в результате рубка так и осталась в Снежногорске (Мурманская обл.) перед судоремонтным заводом «Нерпа», где её отремонтировали.

Всего с момента постройки «К-19» прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа. Выполнила 6 боевых служб общей длительностью 310 суток, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных стрельб.

В 2003 году была отправлена на утилизацию на завод «Нерпа». несмотря на просьбы о превращении лодки в музей. Часть ограждения выдвижных устройств сохранена как мемориал и установлена у проходных СРЗ «Нерпа».

Спуск на воду 11 октября Выведен из состава флота 19 апреля Современный статус Утилизирована. Трёхотсечный блок с реакторным отсеком поставлен на отстой в Сайда Губе , рубка установлена как памятник в Московской области Основные характеристики Тип корабля ПЛАРБ 1 поколения Обозначение проекта проект 658, 658М, 658С Разработчик проекта ЦКБ МТ «Рубин » Главный конструктор С. Н. Ковалёв Кодификация НАТО «Hotel-I», после модернизации в 1968 - «Hotel-II» Скорость (надводная) 18 узлов Скорость (подводная) 26 узлов Рабочая глубина погружения 240 м Предельная глубина погружения 300 м Автономность плавания 50 суток,
15 тыс. миль надводным ходом,
30 тыс. миль под водой Экипаж 104 человека Размеры Водоизмещение надводное 4030 т Водоизмещение подводное 5300 т Длина наибольшая
(по КВЛ) 114,0 м Ширина корпуса наиб. 9,2 м Средняя осадка
(по КВЛ) 7,5 м Силовая установка 2 ядерных реактора типа ВМ-А Вооружение Торпедно-
минное вооружение

История строительства

Закладка состоялась 17 октября 1958 года. Спуск на воду - 11 октября 1959 года. 12 июля 1960 года поднят Военно-Морской флаг, на следующий день начаты ходовые испытания. 12 ноября 1960 года Государственной комиссией подписан приемный акт о завершении государственных испытаний, в этот день лодка вступила в строй.

Первый боевой поход и авария реактора 4 июля 1961 годa

При возвращении на базу после участия в учениях «Полярный круг» в 70 милях от острова Ян-Майен произошла авария правого реактора. В 4:15 при ходе в подводном положении и работе реакторов обоих бортов на мощности 35 % вахтенный командир группы дистанционного управления реактором обнаружил по контрольно-измерительным приборам падение давления и уровня в 1 контуре охлаждения кормового реактора. Была сброшена аварийная защита реактора. В 4:22 ПЛ всплыла в надводное положение и продолжала движение при работе реактора и линии вала левого борта. Через 30-40 минут после начала аварии появилась и быстро начала расти гамма-активность . Появившуюся газовую и аэрозольную активность удалось несколько снизить вентиляцией реакторного отсека. В 7:00 была предпринята попытка аварийной проливки реактора через магистраль воздухоудаления, однако сразу же после пуска насоса шланг был сорван. Очередная попытка создания циркуляции по 1 контуру с помощью главного циркуляционного насоса привела к выходу его из строя. В 8:45 после приварки героическими усилиями аварийной партией трубопровода к воздушнику вновь была собрана нештатная аварийная схема проливки реактора. В результате подачи через нештатную систему проливки холодной воды в реактор произошло разрушение активной зоны и резко возросло гамма-излучение. В результате разгерметизации реактора и ошибочно проводимых работ, а также удаления воды из реакторного отсека трюмным насосом 10 отсека, радиационная обстановка на ПЛ резко ухудшилась, загрязнение распространилось по всему кораблю. После подхода на помощь дизельных лодок командиром было принято решение об эвакуации экипажа.

Через сутки после начала аварии, в 4:00, весь личный состав был снят на дизельную подлодку С-270 , а затем и на С-159 , но позже передан на подошедшие эсминцы . На случай появления иностранных кораблей К-19 была подготовлена к затоплению.

К-19 была отбуксирована в базу. В результате сильного облучения c 10 по 23 июля 1961 года скончались 8 человек, а впоследствии - 1 августа 1970 года - ушёл из жизни командир БЧ-5 капитан 3 ранга Анатолий Козырев.

Члены экипажа К-19, погибшие в результате аварии 1961 года

Имя Звание и должность Доза облучения Дата смерти Примечание
Борис Корчилов лейтенант ,

командир группы дистанционного управления

54 Зв = 5400 бэр 10 июля 1961 [ ] похоронен на Красненьком кладбище в Ленинграде
Борис Рыжиков главный старшина ~7 Зв = 720 рентген 23 июля 1961 [ ] похоронен на Зеленогорском кладбище под Ленинградом
Юрий Викторович Ордочкин

Список инцидентов, аварий и катастроф на К-19

  • По причине несчастных случаев несколько человек погибло в 1959 г. ещё до спуска подлодки на воду:
  • при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибли;
  • после возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр;

Луис Наура Художники Карл Юлиуссон , Майкл Новотны , Арвиндер Грюал , еще

  • После прочтения сценария фильма выжившие члены экипажа были настолько возмущены, что отправили по этому поводу открытое письмо Харрисону Форду, режиссеру и сценаристу фильма Кэтрин Бигелоу, а также продюсерам Крису Уайтакеру и Стивену-Чарльзу Джаффе. Помимо далеко не самого достоверного описания деталей происшествия они возражали против нецензурной брани, враждебного настроя между двумя высокопоставленными офицерами, неповиновения команды, пьяных членов экипажа, попытки мятежа, оружия (которое хранилось в секретном месте) и наручников (которые использовались лишь полицейскими).
  • Режиссер и продюсеры фильма были первыми гражданскими лицами с Запада, которых допустили на российскую военно-морскую базу на Кольском полуострове.
  • Персонаж офицера Михаила Поленина основан на военно-морском деятеле Василии Архипове. Архипов был дублером командира на «К-19» во время инцидента 1961 года. Позже Архипов служил на подлодке «В-59» в период Карибского кризиса. Тогда он был старшим на борту подлодки, и когда после провокации со стороны американских военных командир на их подлодке хотел применить атомную торпеду, Архипов остановил его. Если бы та торпеда была бы выпущена, то это вероятнее всего повлекло бы за собой Третью мировую войну. К 1981 году Архипов дослужился до звания вице-адмирала, а спустя несколько лет ушел в отставку.
  • Благодаря чертежам «К-19», которые были доступны продюсерам фильма, в картине удалось воссоздать внутренне устройство подлодки в идентичных по размеру декорациях. Поскольку коридоры на подлодке были очень узкими, рельсовая система для перемещения камеры была закреплена на потолке. Сами рельсы были окрашены таким образом, чтобы они сливались с остальным интерьером.
  • Сцена, в которой капитан Востриков получает инструкции по миссии для «К-19», были сняты в бывшем секретном советском военном командном центре.
  • В ноябре 1969 года подлодка «К-19» столкнулась с американской подводной лодкой USS Gato. Столкновение произошло в Баренцевом море, недалеко от острова Эдж, на глубине около 60 метров.
  • Голубое свечение внутри ядерного реактора известное как эффект Вавилова – Черенкова. Чтобы создать похожее свечение в фильме, его создатели залили в резервуар 700 двухлитровых бутылок тоника Canada Dry и осветили его ультрафиолетовым светом. Тоник содержит хинин, который дает голубое свечение под ультрафиолетом.
  • По словам актера Джекоба Питтса, во время съемок одной из сцен оператор-постановщик никак не мог поймать направление взгляда Харрисона Форда. Когда он спросил Форда о том, куда тот смотрит, тот ответил, что он смотрит ему в душу. Тогда оператор попытался уточнить, где находится его душа, на что получил ответ – «под кучей денег».
  • Советская подводная лодка, которая использовалась во время съемок, была позднее передана в качестве экспоната музею «Uss Saratoga Museum Foundation», расположенному в штате Род-Айленд. В последствии она затонула в Провиденсе во время сильного шторма и использовалась ВМС США в рамках спасательных учений. Спустя время, когда лодку подняли со дна, она уже была непригодна для музея, и ее продали на металлолом.
  • В качестве подлодки «К-19» в фильме использовалась советская подводная лодка «К-77». Ее восстановили и модифицировали (лодку пришлось удлинить приблизительно на 30 метров), чтобы она больше напоминала «К-19».
  • В действительности «К-19» находилась под командованием капитана 2 ранга Николая Затеева, а должность дублера командира занимал Василий Архипов.
  • В 1972 году на подлодке «К-19» произошел пожал, в результате которого погибло 28 человек.
  • Харрисон Форд и Лиам Нисон ранее снимались в кинофраншизе «Звездные войны». Форд играл Хана Соло с 4 по 7 эпизод, а Нисон играл Квай-Гона в фильме «Звёздные войны: Эпизод 1 – Скрытая угроза» (1999).
  • Спасением экипажа «К-19» занималась подлодка «С-270». В качестве спасательной подводной лодки в фильме использовалась «SSK 73 RCN Onondaga», которая впервые была спущена на воду лишь в 1965 году (через 4 года после инцидента на К-19).
  • Советский армейский музыкальный коллектив, который играет на церемонии запуска подлодки, во время съемок был собран из музыкантов канадских вооруженных сил.
  • Наталия Винтилова сыграла в фильме Катю – единственного женского персонажа во всем фильме, у которого есть свои реплики.
  • Том Стоппард вносил правки в сценарий фильма, однако в титрах его не отметили.
  • Джосс Экленд ранее играл русского в фильме «Охота за «Красным Октябрем»» (1990), в котором также фигурировала советская подводная лодка, у которой были проблемы с ядерным реактором.
  • Это первый полнометражный фильм в карьере Сэма Спруэлла.

Больше фактов (+16)

Ошибки

  • Когда Вадим Радченко целует свою девушку, он пытается поймать автомобиль, который напоминает советский грузовик «ГАЗ-66 4х4». Производство данного автомобиля началось лишь в 1966 году, то есть через пять лет после событий фильма.
  • В фильме показывают, как политический сотрудник раскрывает перед гражданскими все нарушения, которые были совершены в Бирмингеме в 1964 году. Ровно через четыре года после запуска «К-19».
  • Бутылка шампанского, которая не разбивается во время крещения «К-19» называется (на русском языке) «Советское игристое». Торговая марка «Советское игристое» не была зарегистрирована вплоть до 1969 года, и даже после этого, она продавалась исключительно на Западе. Внутри страны под таким названием она появилась лишь в середине 1990-х годов. Но в Советском Союзе можно было купить «Советское шампанское», которое было точно таким же, лишь имело другое название.
  • В начале фильма Алексей Востриков приезжает к военно-морской базе на военном грузовике весом ¾ тонны. Этот автомобиль представляет собой «Dodge» модель «WC56», которая использовалась армией США во время Второй Мировой войны. Несмотря на то, что во время войны советские войска часто использовали много американских грузовиков (потому что страны были союзниками), в начале 60-х годов подобная техника уже вышла из обращения.
  • В конце фильма постаревшие члены экипажа встречаются друг с другом. Михаил Поленин сообщает Алексею Вострикову, что именно этот день очень важен для встречи. В эту дату исполнилось двадцать восемь лет с момента аварии на реакторе. Данная трагедия произошла на подводной лодке «К-19» 4 июля 1961 года, но сцена, как нетрудно догадаться, была снята зимой.
  • Звук, который издает камера во время группового снимка экипажа на льду –это звук неподвижного затвора, но, используемая камера (либо фирмы «Leica», либо какой-то российский аналог) имела бы затвор фокальной плоскости.
  • В сцене на кладбище, ближе к финалу картины, можно заметить отражение стрелы микрофона в головном уборе одного из персонажей.
  • Когда капитан входит в комнату радиоактивного реактора, чтобы вытащить последнего человека, который работал, он не закрывает дверь люка. Такая ошибка значительно увеличивает объем утечек.
  • Сотрудник реактора Вадим Радченко говорит о том, что авария может спровоцировать «термоядерный» взрыв. Это невозможно, потому что термоядерный взрыв является сплавом ядерного (соединяя атомы водорода и гелия и тем самым высвобождая энергию), и, очевидно, что ядерный реактор на подводной лодке берет за основу ядерное деление (разрушает атомы урана, и также высвобождает энергию).
  • Когда Алексей Востриков приходит на встречу с адмиралом его звание, до этого момента, было «капитан второго ранга». Однако во время встречи зритель может заметить, что он носит погоны на плечах, говорящие о его принадлежности к «капитану первого ранга». В следующей сцене, когда он садится на «К-19» на нем вновь надеты погоны «капитана второго ранга».
  • В начале картины Востриков носит обручальное кольцо на левой руке. Ближе к середине и в финале кольцо перемещается на правую руку, как принято по русским традициям.
  • Когда «К-19» покидает причал в первый раз, дается приказ о том, чтобы, объединить все канаты. Это означает, что один набор канатов уже удален, но лодка все еще остается прикрепленной к причалу (с помощью другого набора «канатов»). Сразу после отдачи приказа, экипаж удаляет оба набора канатов, и лодка отправляется в плаванье.
  • В момент отхода лодки от причала, два капитана находятся наверху башни, а рядом с ними развивается флаг. В следующем кадре четко видно, что флаг развивается в другую сторону (ветер не мог сменить свое направление так быстро).
  • В начале фильма, когда радио-офицер проверяет связь с Москвой во время тренировки, кадр на приборной панели показывает активный зеленый свет и два белых фонаря. Буквально через секунду эту панель показывают вновь, но теперь два белых фонаря не светятся, а зеленый все еще горит.
  • Когда подводная лодка спускается на глубину порядка трехсот метров, во время испытательного погружения, зритель может заметить, как одна из сторон лодки слегка деформировалась. Тем не менее, эти вмятины больше нигде не встречаются на протяжении всей картины.
  • Подводная лодка, на ее пути к испытаниям, показана настолько быстро плывущей, что из-под ее пропеллера вылетают пузырьки. Этот эффект называется кавитацией, он создает определенные шумы. Скрытая подводная лодка, которая направляется к запуску ракет, никогда бы не допустила подобную оплошность. Только в чрезвычайных ситуациях.
  • Фильм представляет собой вольный рассказ о событиях, которые произошли на подводной лодке «К-19», однако в результате катастрофы погибло восемь человек, а не семь.
  • Во время того, как горит двигатель на борту, внизу пламени можно заметить газовые форсунки, которые подпитывают пламя.
  • Во всех сценах на открытом пространстве (в том числе, когда лодка пробивается сквозь лед) можно заметить, что солнце высоко в небе. Действия происходят почти на Северном полюсе, а это значит, что время года должно быть лето. Однако в сценах, где показывают главное командование России, идет снег. Следовательно, на Северном полюсе, там, где работала подводная лодка, должна быть постоянная темнота.
  • Когда вторая группа ремонтников начинает сваривать новый охлаждающий трубопровод, можно заметить, что модель сварочного аппарата «Uniweld Products Inc», но ее просто не могло быть в то время в Советском Союзе.
  • Высшее командование военно-морского флота СССР находится в большом белом здании. Слева от входа можно заметить табличку: «Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации имени М.В.Фрунзе». Российская Федерация была создана после распада Советского Союза. Следовательно, такая формулировка просто не могла появиться ни в каком виде на официальном здании до конца 1991 года. Михаил Фрунзе был очень уважаемым офицером во время русской революции, которого по-прежнему почитают в России, после распада Советского Союза.

Больше ошибок (+18)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Фильм основан на реальных событиях. Действие происходит в разгар печально известной «холодной войны». СССР конструирует новую подводную лодку, которая будет оснащена не только ядерным вооружением, но бортовым атомным реактором. Алексей Востриков – фанат своего дела, назначен командиром судна. Он настолько предан службе, что заставляет всех своих подчиненных работать сверхурочно, при этом, в достаточно экстремальных условиях.

Первоначальное испытание должна пройти баллистическая ракета. После того, как пуск ракеты был совершен, К-19 продолжила ход. Однако, произошла поломка в системе охлаждения реактора, и температура активной зоны начала сильно подниматься. Если аварию не устранить, то вскоре температура ядерного топлива достигнет градуса плавления, и произойдет взрыв. Офицеры К-19 собирают экстренное совещание, и решают запустить резервный водопровод, по которому пойдет холодная вода и приведет температуру в норму. Несколько человек разбиваются на пары и проводят ремонтные работы.

В следующий момент, начинает утечка радиации, которая распространяется на все отсеки. Одновременно с этим повредилась антенна, и связь с землей становится невозможной. Внезапно, рядом с К-19 проходит американский корабль и предлагает помощь, но Востриков от нее отказывается. На корабле начинает мятеж, замполит хочет отстранить Вострикова, но вскоре мятеж был подавлен.

В это время, недавно налаженная система охлаждения дала течь, и температура вокруг реактора резко начала расти. Инженер Радченко отправился в этот отсек, чтобы исправить неполадку, и ему это удалось. Однако, сам он мгновенно потерял зрение. Востриков принимает ключевое решение: эвакуировать команду на американский корабль, а К-19 утопить.

После всех событий, Востриков попал под трибунал, но был оправдан, однако, пожизненно отстранен от командования. После этих событий, от сильнейшего облучения умерло 27 членов экипажа К-19.

В этот день в 1972 году произошла авария и пожар на советской атомной субмарине К-19.
История у этого корабля "славная". Моряки звали её "Хиросима". Именно на ней 4 июля 1961 г. была первая в истории отечественного подводного флота авария ядерного реактора. К-19 была первой в СССР атомной подводной лодкой, способной нести на борту три баллистические ракеты в ядерном снаряжении и самой несчастливой лодкой в истории подводного флота СССР. Далее коротко о всех авариях на лодке - "Беде"...

Еще при строительстве в трюме лодки произошел пожар, в результате которого двое специалистов получили серьезные ожоги. Тогда это можно было объяснить случайностью.

Предвестником несчастий в океане послужил символический эпизод: при спуске со стапелей первой ракетной атомной лодки "К-19" традиционная бутылка шампанского не разбилась о форштевень после первого броска. Положено, чтобы женщина крестила корабль, но в тот день бутылку разбивал мужчина - офицер.

В июне-июле 1961 года в Атлантическом океане проходили боевые учения под кодовым названием "Полярный круг". Военно-морской флот СССР отрабатывал взаимодействие надводных и подводных кораблей. В учениях принимала участие и лодка К-19, командиром которой был капитан 1-го ранга Николай Затеев.
4 июля 1961 г. во время следования подводной лодки в Северную Атлантику для производства учебных стрельб произошла авария. В 04 час 15 мин сработала аварийная защита реактора левого борта.

Причиной аварии послужило нарушение (течь) в контуре системы охлаждения реактора. Был возможен взрыв. Но моряки проявили смекалку и из подручных материалов смонтировали трубопровод, дублирующий поврежденный участок системы охлаждения.

Командир подводной лодки спросил лейтенанта Корчилова, который возглавлял аварийную партию, знает ли он, на что он идет? Ему было всего 23 года. Тот ответил – да. И командир сказал – тогда с богом, иди. Они понимали, что идут на смерть.

В течение двух часов подводники, находясь в зоне воздействия радиации продублировали систему охлаждения и спасли подлодку. В будущем такие дублирующие контуры появились на всех АПЛ.

Через четыре с половиной часа после возникновения аварии у облучившихся моряков начали появляться признаки лучевой болезни - у 15 человек тяжелой, 11 - средней и 16 - легкой степени. Ситуация осложнилась тем, что оказалась поврежденной антенна главного передатчика и командир подлодки не мог сообщить об аварии в базу. С подлодки были эвакуированы 65 моряков, а еще через день подлодку оставили все члены экипажа - находиться в ней было опасно для жизни из-за радиации. Перед этим механизмы К-19 были приведены в нерабочее состояние. Моряки уходили с лодки полностью голыми, а офицеры даже личное оружие бросали в воду.

Атомная подлодка К-19 была отправлена в ремонт. В 1962-1964 гг. на ней были заменены оба атомных реактора.

На ней были аварии, пожары, не избежала она и столкновений - над водой и под водой.

15 ноября 1969 г. при отработке задач боевой подготовки в Баренцевом море К-19 столкнулась с американской субмариной Cato и, получив повреждения, вернулась к месту базирования. Авария, произошедшая с К-19 24 февраля 1972 года при несении боевой службы в Северной Атлантике, была трагической: в результате пожара в отсеках корабля погибли 28 человек.

Возгорание произошло в результате попадания на разогретую поверхность фильтра масла. Личный состав, не занятый в борьбе за живучесть был эвакуирован. В 10-м отсеке остались отрезанными 12 человек, в течении последующих 23 суток дышавшие остатками запасов сжатого воздуха. Тогда подводная лодка сохранила ход и вышла на поверхность, в загазованных 7 и 8-м отсеках погибли.

После ЧП 1972 года подлодку отправили на судоремонтный завод "Звездочка" в г. Северодвинск, где ее обновили, модернизировали.

После ремонта К-19 еще не раз выходила на боевые дежурства в морские и океанские глубины. В 1990 г. ее вывели из боевого состава флота. Весной 2002 года легендарный подводный корабль Северного флота завершил свой последний поход: из Ара-губы его отбуксировали на судоремонтный завод "Нерпа" в Заполярье для утилизации.

Долгое время авария 1961 года на К-19 была засекречена. Моряки, дав подписку о "неразглашении", молчали о случившемся. О том, что с ними произошло, не говорили даже родственникам.

В 1990-е гг. о трагедии К-19 заговорили во всеуслышание. Вышли в свет газетные публикации, книги. В 2002 го. широкой публике был представлен американский кинофильм "К-19. Оставляющая вдов" (K-19: The Widowmaker), главные роли в котором сыграли Харрисон Форд и Лайам Нисон.

Память о подвиге моряков с К-19 жива, 4 июля 1998 г. на Кузьминском кладбище в Москве был воздвигнут мемориальный памятник экипажу К-19. Силуэт подводной лодки объединяет 6 каменных надгробий.

К-19 разрезали на металлолом, на память осталась лишь часть рубки, установленная как памятник на проходной судоремонтного завода «Нерпа».

Подробно о последней аварии на К-19 можно прочитать всего в ДВУХ книгах: «Чрезвычайное происшествие на советском флоте» Николая Черкашина и «Катастрофы под водой» Николая Мормуля. Все. Даже списки награжденных до сих пор засекречены.

Если ударяться в конспирологию, что можно много чего найти загадочного. В 1986 году, в Атлантике погиб наш атомоход К-219. Потом в Тихом океане затонул К-129... и К -19 лодка - "Беда". И везде цифры 1, 2 и 9 ... какая-то магия цифр...

Инфа и фото (С) интернет

К-19, КС-19, БС-19
проект 658, 658М, 658С
45-й экипаж



фотография:



КрПЛ К-19 проекта 658М. Предположительно осень 1963 года



историческая справка:


1958 год 17 октября
Заложена в цехе № 50 на ССЗ № 402 в г.Северодвинск как головная КрПЛ с баллистическими ракетами проекта 658 ;

1959 год 10 марта
На ССЗ № 402 после обучения прибыл экипаж, зачислен в состав 339-й БрСРПЛ Беломорской флотилии СФ;

1959 год
При производстве работ по оклейке корпуса в балластных цистернах произошел пожар, погибло 2 человека (гражданские специалисты). После возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр;

1959 год 11 октября
Выведена из цеха в бассейн. В ходе торжественной церемонии, брошенная рукой командира БЧ-5 кап.3р. Панова В.В. бутылка с шампанским, скользнув по винтам и обрезиненному корпусу ПЛ, не разбилась;

1959 год 17(18?) октября
Спущена на воду и переведена к достроечной стенке завода, для подачи пара на период достройки использовался лидер эсминцев «Баку»;

1960 год январь
Из-за несогласованности действий сдаточной команды и членов экипажа произошла авария: офицер-оператор при опробовании системы управления компенсирующими решетками допустил посадку решетки на нижние концевые упоры так, что погнулся шток привода компенсирующей решетки. Для устранения последствий аварии потребовалось вскрывать крышку реактора, выгружать все тепловыделяющие элементы, заменять неисправную сборку реактора на новую, для чего была необходима полная перегрузка реакторов и выполнение связанного с ней комплекса сопутствующих работ: вскрытие легкого и прочного корпуса, демонтаж многих систем. Общая стоимость работ составила 34 млн. рублей. В результате многие понесли наказание: офицеры-операторы, допустившие аварию были списаны с корабля, командир БЧ-5 кап. 3 ранга Панов В.В. понижен на одно звание, сдаточный механик получил строгий выговор, ответственный сдатчик Баженов М.Я. был снят с занимаемой должности и вместо него назначен Кулаков В.Л.

1960 год май - июнь
Прошла докование и одновременно перегрузку активной зоны с заменой поврежденного оборудования. При отворачивании шпилек крышки реактора рабочие столкнулись с загадочным явлением. Слесарь, выполнявший эту операцию, обнаружил в графитовой смазке на резьбе нескольких штук довольно крупных, длиной 10-15 миллиметров, черных, очень жестких на ощупь жуков, которые, помещенные на ладонь, преспокойно передвигались. Для ответа на вопрос, как эти насекомые могли существовать в графитовой смазке уже немало поработавшего на мощности реактора, их отправили в один из специализированных НИИ, но на заводе ответ так не был получен;

1960 год 12 августа - 12 ноября
Выполнила программу государственных испытаний в Белом море в период которых пройдено 10779 миль. В процессе испытаний впервые опробовали пятисуточный режим полного подводного хода на предельной мощности, который завершился успешно. Но при всплытии в надводное положение оказалось, что большая часть резинового покрытия корпуса отслоилась, что в последующем потребовало повторного обрезинивания корпуса. При глубоководном погружении на предельную глубину на глубине 280 метров по периметру крышки люка в реакторный отсек стала просачиваться и распыляться забортная вода, о чем через оператора пульта ГЭУ было доложено в центральный пост. Но командир принял решение продолжать погружение. На отметке в 300 метров в отсеке встал плотный водяной туман, видимость резко снизилась и когда из отсека поступил доклад «заливает шестой отсек!», командир кап.2р. Затеев Н.В. и ответственный сдатчик Куликов В.Л. приняли решение об аварийном всплытии. ПЛ, переложив на всплытие все рули, увеличив скорость, начала аварийное продувание всех балластных цистерн. В результате предпринятого маневра ПЛ выскочила на поверхность в непосредственной близости от обеспечивающего корабля и завалилась с опасным креном ок. 45° сначала на правый, а затем на левый борт;

1960 год октябрь
При удалении за борт досок от продуктового ящика через устройство для удаления камбузных отходов девятого отсека произошло заклинивание крышки этого устройства и в отсек стала поступать вода, затопившая отсек на одну треть;

1960 год 12 ноября
Подписан приемный акт, ответственный сдатчик Куликов В.Л., первый командир – кап.2р. Затеев Н.В., вступила в строй;

1960 год ноябрь
В ледовых условиях совершила переход к месту базирования в губу Малая Лопатка. Зачислена в состав 206-й ОБрПЛ СФ;

1960 год декабрь
При выполнении первого самостоятельного ввода ГЭУ операторами было допущено снижение уровня теплоносителя в компенсаторах объема первого контура реактора, что повлекло разрушение подшипников главного циркуляционного насоса, а затем выходу из строя всего насоса. Вызванная из Северодвинска группа рабочих в течении недели выполнила работы по замене насоса без вскрытия прочного корпуса, протащив громоздкий агрегат из третьего в шестой отсек через переборочные люки;

1961 год 7 июня
Вошла в состав Северного флота. Находилась в составе 206-й ОБрПЛ СФ;

1961 год
При выполнении операции по погрузке ракетного оружия был придавлен крышкой шахты и погиб матрос;

1961 год
Отрабатывала задачи БП, сделала 3 выхода, прошла под водой 5892 мили, над водой - 529 миль;

1961 год 12 апреля
При выполнении задач БП в Баренцевом море произошли два ЧП. В 04.20 на глубине 50 м при скорости 15 узлов вышел из строя привод кормовых горизонтальных рулей, их заклинило в крайнее положение "на погружение". У ПЛ мгновенно появился нарастающий дифферент на нос, она стала «пикировать» на глубину. Возникла и с каждой секундой нарастала опасность столкновения с дном (глубина моря в этом районе - 300 м). Для предотвращения столкновения были продуты воздухом высокого давления (ВВД) балластные цистерны носовой, а затем и средней (центральной) групп. Но ПЛ, из-за большой скорости и инерции движения, продолжала проваливаться на глубину. Только реверс турбин смог остановить погружение, но из-за тяжелой кормы дифферент с носа перешел на корму и продолжал расти. После продувки кормовых балластных цистерн рост дифферента прекратился. С дифферентом на корму ПЛ выскочила на поверхность, израсходовав весь запас ВВД. Команда, сформированная для осмотра приводов рулей, в закоулках носовой надстройки обнаружила ил (жидкий грунт), в который ПЛ успела зарыться носом на предельной глубине, до столкновения с твердым скалистым дном оставались секунды и метры. После 11.00, когда ПЛ шла в надводном положении против волны минимальным ходом и работали компрессоры на пополнение запасов ВВД, из "мертвой зоны" ШП ГАС МГ-10 справа появилась неизвестная ПЛ, шумы которой обнаружил вахтенный гидроакустик. Неизвестная ПЛ шла с переменной скоростью пересекающим курсом, её командир «толчком», работая винтом, разгонял лодку, а затем, отключив винт, двигаясь по инерции, бесшумно сблизился с К-19 . Рулевой горизонтальщик неизвестной ПЛ не удержал ее на перископной глубине и она всплыла на поверхность, показав свою рубку. Создалась аварийная обстановка: две ПЛ, обе в надводном положении, сближались пересекающимися курсами при неизменном курсовом угле 17 градусов. С мостика К-19 раздалась команда: «Полный назад! Турбинам – реверс!». Лодки благополучно разошлись: К-19 , отработав «реверс», уступила курс неизвестной ПЛ, которая прошла перед носом К-19 , выполняя то ли неудавшийся таран, то ли неудачный маневр, ведущий к столкновению, и ушла под воду. Акустик продолжал следить за шумом неизвестной ПЛ, который то возникал, то пропадал на различных курсовых углах слева - неизвестная ПЛ удалялась "змейкой", пока шум окончательно не прекратился. Позже стало известно, что К-19 избежала столкновения с АПЛ ВМС США USS "Nautilus" (SSN-571);

1961 год 3 июля
При возвращении после учений в пункт базирования в 70 милях от о-ва Ян-Майнен произошла авария реактора правого борта. В 04.00 при ходе в подводном положении и работе реакторов обоих бортов на мощности 35% вахтенный КГДУ обнаружил по контрольно-измерительным приборам падение давления и уровня в 1 контуре кормового реактора. Была сброшена аварийная защита реактора и отключены ресиверные баллоны газа высокого давления от 1 контура. Однако, анализа показаний всех приборов личный состав не сделал, а занялся поисками места предполагаемого разрыва и принятием мер для поддержания циркуляции в контуре, стремясь в первую очередь приостановить разогрев активной зоны реактора и ее расплавление, поскольку считал, что после расплавления ядерного топлива возможно создание критической массы и ядерный взрыв. Попытки поддержания циркуляции по 1 контуру с помощью главного циркуляционного насоса 1 контура и вспомогательного насоса, а также подъема давления в контуре насосами Т-4А и ЭПН-1, продолжавшиеся около 2-х часов после начала аварии результатов не дали: циркуляционные насосы срывало, несколько позже вспомогательный насос вышел из строя. В 04.22 всплыла в надводное положение и продолжала движение при работе реактора и линии вала левого борта. Через 30 - 40 минут после начала аварии появилась и быстро начала расти гамма активность. Появившуюся газовую и аэрозольную активность удалось несколько снизить вентиляцией реакторного отсека. В 07.00 была предпринята попытка аварийной проливки реактора через магистраль воздухоудаления по нештатной схеме от насоса Т-4А. Однако сразу же после пуска насоса шланг был сорван. Очередная попытка создания циркуляции по 1 контуру с помощью главного циркуляционного насоса привела к выходу его из строя. В 08.45 после приварки героическими усилиями аварийной партии трубопровода к воздушнику вновь была собрана нештатная аварийная схема проливки реактора. Подачей воды в реактор температура в активной зоне была снижена с более 400 градусов до 330 к 12.20 тех же суток. В результате разгерметизации реактора и проводимых работ, а также удаления воды из реакторного отсека трюмным насосом 10 отсека, радиационная обстановка на ПЛ резко ухудшилась, загрязнение распространилось по всему кораблю. Командиром было принято решение об эвакуации экипажа;

1961 год 4 июля
Через сутки после начала аварии, в 04.00 весь личный состав был снят на дизельную подлодку С-270 под командованием кап. 3 ранга Свербилова Ж.М., а затем и на С-159 , но позже передан на подошедшие эсминцы. На случай появления иностранных кораблей К-19 была подготовлена к затоплению. Причиной течи 1 контура явился разрыв импульсной трубки от напорной линии циркуляционного насоса к датчикам 1 контура, вследствие чего на приборе в посту управления ГЭУ прибор показывал нулевое значение, хотя давление в контуре частично сохранялось. Об этом свидетельствовало наличие давления в баллонах газа высокого давления, отключенных после начала аварии. По показаниям манометра реакторного отсека оно равнялось 92 кгс/см 2 , что свидетельствовало о малой течи, а не о разрыве 1 контура, как посчитал личный состав. После аварии физиками-ядерщиками была доказана невозможность ядерного взрыва корабельного реактора даже после полного расплавления тепловыделяющих сборок;

1961 год июль - декабрь
После того как ПЛ была отбуксирована в базу (была поставлена на бочку на рейде в губе Западная Лица) в течении шести месяцев проходила дезактивацию. В результате сильного переоблучения в течении нескольких суток скончалось 6 человек, а впоследствии - еще 2 человека;

1961 год 9(15?) июля
Перечислена в состав вновь созданной 31-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с прежним местом базирования. Позже в состав соединения вошел 45-й экипаж ПЛ, который являлся вторым экипажем АПЛ К-19 ;

1961 год июль - август
После постановки К-19 на бочку на рейде в губе Западная Лица, ПЛ К-107 была поставлена задача - выгрузить с ПЛ К-19 и загрузить в свою шахту ракету Р-13. Задача была выполнена, но не с первого подхода к борту К-19 , так как был достаточно высокий уровень радиации. В конце концов ракета была перегружена в шахту на ПЛ К-107 ;

1961 год 6 августа
Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевой задачи 26 членов экипажа награждены орденами и медалями;

1961 год 14 декабря
Отбуксирована на ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск для ремонта;

1962 год январь
Согласно решению Совета Министров СССР от 30.01.1962 года принята в восстановительный ремонт с заменой реакторного отсека и модернизацией по проекту 658М . Реакторный отсек с двумя реакторами с ОЯТ в 1965 году был затоплен в заливе Абросимова на глубине 20 метров;

1963 год 14 декабря
Вышла на государственные испытания, в течении которых успешно выполнила стрельбу ракетой «Р-21» из подводного положения. За время испытаний прошла 1714 мили;

1963 год 30 декабря
Подписан приемный акт о передаче ПЛ с ракетным комплексом "Д-4" в состав ВМФ, председатель госкомиссии контр-адм. Мазин В.А.;

1964 год 17 марта
Выпущена директива о передислокации дивизии в бухту Ягельная в губе Сайда и переподчинении её командованию 12-й ЭскПЛ СФ;

1965 год 15 февраля
Переформирована в состав 31-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ СФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда;

1966 год
Выполнены задачи первой боевой службы длительностью 41 сутки под командованием кап.2р. Ковалева Э.А.. Выполнена ракетная стрельба;

1967 год 10 марта
Комсомольская организация корабля занесена в Книгу Почета ЦК ВЛКСМ и награждена Грамотой «За мужество, стойкость, высокое боевое мастерство и образцовую эксплуатацию техники»;

1967 год 11 апреля
Комсомольская организация корабля награждена Памятным Знаменем ЦК ВЛКСМ.

1967 год октябрь
Корабль занял 1-е место в состязаниях по тактической подготовке на приз ГК ВМФ в честь 50-летия Октября. Корабль награжден Красным Знаменем Совета Министров СССР, переходящим Призом и Грамотой ГК ВМФ, командир ПЛ кап.2р. Ковалев Э.А. за успешную инспекторскую стрельбу награжден ценным подарком;

1968 год 23 ноября
45-й экипаж АПЛ К-19 перечислен в состав 18-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Оленья (директива ГШ ВМФ от 06.04.1968);

1969 год 15 марта
Перечислена с основным экипажем в состав 18-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ (с 1970 - 3-я ФлПЛ) КСФ с базированием на губу Оленья (директива ГШ ВМФ от 06.04.1968);

1969 год 15 ноября
При отработке задач боевой подготовки со 2-м экипажем К-40 (бывший 345-й экипаж) под командованием кап.2р. Шабанова В.А. и старшим на борту кап.1р. Лебедько В.Г., на траверзе мыса Териберский в подводном положении при изменении глубины с 60 на 90 метров, в 07.13 произошло столкновение с АПЛ ВМС США USS "Gato" (SSN-615), в результате чего обе лодки получили серьезные повреждения. К-19 всплыла в надводное положение и вернулась в пункт базирования с повреждениями носовой оконечности;

1969 год 4 декабря
Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Тяжельников Е.М. вручил комсомольской организации экипажа Памятное Знамя ЦК ВЛКСМ;

1969 год - 1970 год
2-й экипаж обеспечивал содержание АПЛ К-33 в ремонте;

1969 год - 1970 год зима
Прошла аварийный ремонт;

1970 год
Переформирована в состав 18-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ с базированием на на бухту Ягельная губы Сайда;

1970 год 30 марта
Второй экипаж АПЛ К-40 (командир - кап.1р. Шабанов В.А. старший на борту - кап.1р. Лебедько В.Г.) на АПЛ К-19 находился в Мотовском заливе по плану БП. Под утро было получено "добро" на возвращение. ПЛ всплыла в надводное положение, дала ход двумя турбинами. Обстановка была неважная - туман. Скоро он сгустился настолько, что видимость уменьшилась почти до нуля. Перед входом в Кольский залив на экране РЛС была обнаружили цель - какое-то судно в глубине залива. Было непонятно - выходит оно или, наоборот, входит. По командам старшего на борту ПЛ меняла то курс, то скорость, но тем не менее отметка цели вошла в "мертвую зону" РЛС. Вскоре ПЛ столкнулась с целью (сейнер "Нива"). Был застопорен ход, легли в дрейф. Рядом с ПЛ с приличным креном находился рыбацкий сейнер. На нем метались еще не вполне протрезвевшие люди. Позже выяснилось, что на "рыбаке" и не думали менять курс. На руле у них стоял единственный трезвый матрос и держал заданный курс до тех пор, пока не прозошло столкновение. Вскоре сейнер был уведен на буксире к месту стоянки, где он, и затонул. Командир ПЛ был снят с должности;

1971 год декабрь
Вышла на четвертую боевую службу со 2-м экипажем К-40 (бывший 345-й экипаж) под командованием кап.1р. Кулибабы В.П. и старшим на борту ЗКД кап.1р. Нечаевым В.М. При первом погружении пл провалилась до глубины более 100, но аварийным продуванием балласта всплыла на поверхность. Проверка расчета дифферентовки ошибок не выявила. Повторное погружение снова привело к провалу на глубину. При детальном осмотре трубопроводов трюмной помпы обнаружен свищ на трубопроводе от уравнительной цистерны, по причине которого трюмная помпа не имела возможности откачивать воду из уравнительной цистерны, а уравнительная цистерна считалась пустой, в то время как в действительности была заполнена. После наложения бугеля из ткани с эпоксидной смолой ПЛ продолжила движение по плану боевой службы.

1972 год 24 февраля
При движении ПЛ на глубине 120 метров в 10.54 в трюме 9 отсека произошло возгорание масла, вылившегося из свища на трубопроводе судовой гидравлики 17 февраля и попавшего на воздухонагреватель фильтра локального узла очистки воздуха. Из-за промедления с объявлением аварийной тревоги и ошибочного доклада о возгорании щита ГРЩ-3 пожар быстро потушить не удалось, через 2 минуты после объявления тревоги ПЛ всплыла в надводное положение, но из-за разрыва перемычки ВВД в отсеке создалось давление более 3 кг/см 2 , что усугубило ситуацию. Огонь перекинулся в 8 отсек, в концевом 10 отсеке оказались отрезанными 12 человек. Позже были загазованы и другие отсеки. Была сброшена аварийная защита ГЭУ, операторы покинули пульт управления. Из-за ошибочных действий личного состава был залит морской водой дизель-генератор правого борта, а дизель-генератор левого борта не удалось запустить из-за неисправности регулятора возбуждения, в результате чего ПЛ осталась в дрейфе без средств энергообеспечения с запасом ВВД около 44%.

1972 год 8 марта
В точке с координатами 51˚21’ с.ш., 28˚54’3’’ з.д. по морскому обычаю похоронены л-т Хрычиков В.В. и ст.2ст. Марач К.П. К концу дня к аварийной ПЛ подошли корабли и суда спасательного отряда, всего же в операции по спасению субмарины было задействовано более 30 кораблей и судов Северного и Черноморского флота. Подошедшими судами проведена эвакуация 52 членов экипажа по канатной дороге и 32 – вертолетом с БПК «Вице-адмирал Дрозд». На ПЛ был подан воздух высокого давления и электропитание;

1972 год 18 марта
Из 10 отсека выведен находившийся там личный состав во главе с кап.л-том Поляковым Б.А.: кап.л-т Давыдов В.И., мичмана Борщов В.Н., Мостовой И.И., Храмцов И.П., матросы Демин В.А, Киндин В.И., Кириллов Н.Г., Михайленко В.П., Саранин В.А., Столяров В.Д., Троицкий В.П.;

1972 год 2 апреля
После буксировки на расстояние 2160 миль буксирами «СБ-38», «Стерегущий», СС «Бештау» и СС «Агатан» прибыла в Североморск. В результате аварии и спасательной операции на борту пл погибло 28 человек и еще 2 человека в штормовых условиях из других экипажей: на борту ПБПЛ «Магомет Гаджиев» во время шторма упал с койки второго яруса и получил смертельные травмы головы ЗКПЧ первого экипажа К-40 кап.2р. Ткачев В.И. и на крейсере «Александр Невский» был смыт за борт матрос. 25 членов экипажа похоронены в г.Полярный, а кап.3р. Цыганков Л.Г. по просьбе родственников похоронен на Братском кладбище в г.Севастополь;

1972 год 15 июня - 5 ноября
На СРЗ «Звёздочка» в г.Северодвинск прошла ускоренный аварийный ремонт с целью проверки мобилизационных возможностей предприятий промышленности, а с целью проверки психологической устойчивости личного состава для приема ПЛ после восстановления был назначен 2-й экипаж К-40 (бывший 345-й экипаж). Ответственный сдатчик Куликов А.В., сдаточный механик Дорош Ю.Л.;

1972 год ноябрь
При возвращении после ремонта в пункт базирования при прохождении боновых ворот в ограждении рубки произошло возгорание пиломатериалов, погруженных на заводе. Возгорание потушено силами личного состава и подошедшими буксирами;

1973 год 8 января - 28 февраля
Выполнила задачи пятой боевой службы с оценкой «отлично».

1973 год май
С первым экипажем КрПЛ К-40 перешла в п.Островной Йоканьганской ВМБ для проведения перегрузки активных зон;

1974 год 27 февраля - 14 апреля
Выполнила задачи шестой боевой службы с оценкой «отлично»;

1975 год 22 ноября
Начат средний ремонт с модернизацией по проекту 658С на СРЗ-10 в г.Полярный, в ходе которого на ПЛ был демонтирован ракетный комплекс "Д-4", а на его место установлено ВБАУ "Залом". На время испытаний и модернизации подчинена 190-ому ОДнРПЛ 4-й ЭскПЛ КСФс базированием на г.Полярный;

1978 год 15 ноября
Произошло возгорание окрашенных поверхностей и термоизоляции на подволоке 6 отсека, погашенное подачей огнегасителя системы объемного химического пожаротушения;

1979 год 26 июля
Переклассифицирована в ПЛ связи, присвоен тактическй номер КС-19 ;

1979 года 30 ноября
После успешного прохождения ходовых испытаний передана ВМФ СССР;

1980 год март
Прибыла к постоянному месту базирования в губу Гремиха (г.Островной). Вошла в состав 18-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ;

1980 год июнь
В связи с большим количеством опытных образцов вооружения на ПЛ и запланированными испытаниями перечислена (директива ГШ ВМФ от 28.03.1980) в состав 190-го ОДнРПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ;

1980 год - 1982 год
Успешно произведены испытания новой техники связи. Выполнено 65 погружений, пройдено более 20000 миль;

1982 год 17 августа
В 18.01 в аккумуляторном отсеке при проведении лечебного цикла произошло короткое замыкание в щите батарейных автоматов правого борта. В результате короткого замыкания и выброса пламени электродуги получили ожоги разной степени тяжести 2(3?) человека, один из которых, ст.2ст. Кравчук В.А., скончался в госпитале 20.07.1982 года. Причиной аварии явилось попадание на разнополярные шины постороннего предмета;

1982 год декабрь
Окончена опытная эксплуатация ВБАУ «Залом», устройство принято на вооружение;

1983 год
Перечислена (директива ГШ ВМФ от 28.02.1983) в состав 7-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ара (г.Видяево);

1984 год
Экипаж производил испытания новой техники связи силами СРЗ-10 в г.Полярный. На время испытаний подчинена 46-й ОБрРПЛ КСФ с базированием на г.Полярный;

1985 год - 1986 год
Установка и испытания новой техники связи;

1987 год
Экипаж успешно сдал курсовые задачи, вошел в состав кораблей 2-й линии;

1988 год
Возбуждено ходатайство перед ГШ ВМФ и ГТУ ВМФ о выводе ПЛ из боевого состава;

1990 год 19 апреля
Выведена из боевого состава ВМФ в резерв, произведены оргштатные мероприятия, в ходе которых численность экипажа сокращена с 114 до 44 человек. Поставлена на прикол в губе Ара (г.Видяево);

1992 год 4 декабря
Перечислена в состав 46-й ОБрРПЛ КСФ и поставлена на прикол в губе Пала (г.Полярный);

1992 год
Переименована в БС-19 (?);

1996 год
Перечислена в состав 346-го дивизиона кораблей отстоя и поставлена на прикол в губе Ура (г.Видяево);

2002 год март
Планировалась для съемок фильма "К-19" по запросу американской киностудии, но ГК ВМФ отказал в сотрудничестве;

2002 год май
Отбуксирована на ФГУП "СРЗ "Нерпа" в бухту Кут для утилизации. Вошла в состав 74-го ОДнРПЛ КолФлРС СФ;

2003 год август
На территории ФГУП "СРЗ "Нерпа" состоялась последнее посещение ПЛ членами экипажа, после чего корпус был разделан на металл, не смотря на обращения общественности с предложением о переоборудовании ПЛ в музей. Срезанная рубка оставлена на территории предприятия для последующей установки на месте захоронения членов экипажа в г.Полярном;

2003 год октябрь
Находилась в завершающей стадии утилизации. После формирования трехотсечного блока с ядерным реактором, он был доставлен в базу временного хранения в губе Сайда, а затем разделан до одноотсечной секции и подготовлен для долговременного хранения и помещен на ПДХ "Сайда";

2008 год февраль
В корпусном цехе ФГУП "СРЗ "Нерпа" велось создание мемориала ПЛ К-19 . Предполагалось воссоздать прежний силуэт рубки ракетоносца, внутри которой разместить демонстрационный зал длиной 22 метра и высотой 6 метров, кторый будет обустроен подъемно-мачтовыми устройствами и соответствующими приборами. По информации пресс-службы, к концу лета сформированную конструкцию предполагалось разрезать на транспортные секции для отправки в Москву. Памятник предполагалось установить на одной из московских набережных. Все работы по созданию проекта памятника-мемориала, монтажу конструкций и установке должны были выполнять специалисты СРЗ «Нерпа». Финансировал проект Благотворительный Фонд первого экипажа АПЛ К-19 .

2009 год январь
Восстановленное ограждение рубки ПЛ К-19 установлено на территории головного филиала ОАО "ЦС "Звездочка" "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск);

2015 год
Прошла презентация "Проблемы обеспечения экологической безопасности арктических акваторий, островов и прибрежных территорий". Скорректирован план дальнейших действий на период 2016-2022 гг., в том числе и по утилизации реакторного блока АПЛ К-19 , который был затоплен в 1965 году;

2018 год апрель
Восстановленое ограждение рубки было разделено на 11 фрагментов и отправлено из Снежногорска в Подмосковье;

2018 год 16 сентября
Состоялось торжественное открытие мемориала подводников, основу которого составляет рубка К-19 . Рубку выкупил на собственные средства подводник Владимир Романов, который служил на этой ПЛ. Ограждение рубки установлено возле Пяловского водохранилища в Московской области, в дачном посёлке у села Никольское;

2020 год (план)
Подъем реакторных отсеков АПЛ с заводскими № 260 (АПЛ К-5 ) и № 901 (АПЛ К-19 ).

Всего с момента постройки "К-19" совершила 6 боевых служб общей продолжительностью 310 суток, с борта ПЛ произведено 22 запуска БР "Р-21" и выполнено 60 торпедных стрельб. ПЛ прошла 332396 миль за 20223 ходовых часа. За первую в ВМФ серьезную аварию ядерного реактора с тяжелыми последствиями среди подводников получила прозвище "Хиросима".


командиры основного экипажа (в/ч 15030):


1. Затеев Н.В. (1958-1961)
2. Ваганов В.А. (1961-09.1965)
3. Ковалев Э.А. (09.1965-1967)
4. Бекетов Ю.Ф. (1967-1969)
5. Тяпкин В.М. (1969-10.1970)
6. Пивнев Ю.С. (26.10.1970-09.1973)
7. Никитин Г.А. (09.1973-06.1974)
8. Мусатов В.Ф. (03.06.1974-05.1977)
9. Елисеев Н.С. (28.05.1977-04.11.1978)
10. Дмитров В.А. (30.10.1978-15.08.1987)
11. Адамов О.Е. (17.10.1987-22.09.1997)
12. Горюнов А.А. (24.02.1998-03.05.2001)
13. Панасюк И.С. (03.05.2001-30.05.2002)
14. Тараненко А.Э. (30.05.2002-2003)


командиры второго экипажа (в/ч 15030-А) и 45-го экипажа (в/ч.....):


1. Фролов А.А. (196?-1968-1972?) 2-й экипаж, до 04.1969 - 45-й экипаж


командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на АПЛ К-19 (КС-19):


1. Шабанов В.А. (1969-1970) 2-й экипаж К-40
2. Кулибаба В.П. (1971-1972) 2-й экипаж К-40