Как расселялись германские племена. Древнегерманские племена узипетов и тенктеров

Германцы - древние племена индоевропейской языковой группы, обитавшие к 1 в. до н. э. между Северным и Балтийским морями, Рейном, Дунаем и Вислой и в Южной Скандинавии. В 4-6 вв. германцы сыграли главную роль в великом переселении народов, захватили большую часть Западной Римской империи, образовав ряд королевств - вестготов, вандалов, остготов, бургундов, франков, лангобардов.

Природа

Земли германцев представляли собой бесконечные леса вперемешку с реками, озерами и болотами.

Занятия

Основными занятиями древних германцев были земледелие и скотоводство. Также они занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством. Их занятием служила и война, и связанная с ней добыча.

Средства передвижения

У германцев были лошади, однако в небольшом количестве и в их дрессировке германцы не достигли заметных успехов. Также у них имелись повозки. У некоторых германских племен имелся флот - небольшие корабли.

Архитектура

Древние германцы, только перешедшие к оседлости, не создали значительных архитектурных сооружений, у них не было и городов. Даже храмов у германцев не было - религиозные обряды осуществлялись в священных рощах. Жилища германцев делались из необработанного дерева и обмазывались глиной, в них выкапывались подземные кладовые для припасов.

Военное дело

Германцы в основном сражались в пешем строю. Конница имелась в небольших количествах. Их оружием служили короткие копья (фрамеи) и дротики. Для защиты использовались деревянные щиты. Мечи, панцири и шлемы были только у знати.

Спорт

Германцы играли в кости, считая это серьезным занятием, причем так увлеченно что зачастую проигрывали сопернику все вплоть до собственной свободы, поставленной на кон, в случае проигрыша такой игрок становился рабом победителя. Также известно об одном ритуале - юноши на глазах у зрителей прыгали среди врытых в землю мечей и копий, показывая собственную силу и ловкость. У германцев существовало и нечто вроде гладиаторских боев - захваченный в плен враг бился один на один с германцем. Однако это зрелище в основе своей носило характер гадания - победа того или иного соперника рассматривалась как предзнаменование об итогах войны.

Искусство и литература

Письменность была неизвестна германцам. Поэтому литература существовала у них в устной форме. Искусство носило прикладной характер. Религия германцев запрещала придавать богам человеческий облик, поэтому такие области как скульптура и живопись были у них неразвиты.

Наука

Наука у древних германцев не была развита и носила прикладной характер. Бытовой календарь германцев делил год всего на два сезона - зиму и лето. Более точными астрономическими знаниями обладали жрецы, применявшие их для расчета времени праздников. Из - за пристрастия к военному делу у древних германцев, вероятно, была довольно развита медицина - однако не на уровне теории, а исключительно в плане практики.

Религия

Религия древних германцев носила политеистический характер, кроме того, у каждого германского племени, по всей видимости, существовали собственные культы. Религиозные обряды проводились жрецами в священных рощах. Широко использовались различные гадания, особенно гадание на рунах. Имели место жертвоприношения, в том числе человеческие.

В древности германцы жили на побережье Балтийского моря. Скандинавском и Ютландском полуостровах. Но затем из-за ухудшения климата стали переселяться в южном направлении. В первые века нашей эры германцы занимали земли между реками Рейн, Одер и Дунай. Из сочинений римского историка Тацита мы узнаем о том, как они жили.
Селились германцы у опушек лесов и по берегам рек. Свои деревни они со временем стали окружать валом и рвом. Германцы разводили скот, а позднее освоили и земледелие. Они также занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством. Германцы умели плавить железо и ковать из него орудия труда и оружие. Ремесленники делали повозки, лодки и корабли. Гончары изготавливали посуду. Германцы издавна торговали с римлянами.

Жили германцы семьями. Семьи образовывали род. Несколько родов объединялись в племя, а племена - в племенные союзы. Все члены племени были свободными людьми, равными между собой. Во время войны все мужчины племени, способные воевать, составляли народное ополчение.

Управляло племенем первоначально народное собрание, в которое входили все взрослые мужчины племени. По зову старейшин они собирались, чтобы решить, объявлять ли войну, заключать ли мир, кого выбрать военным вождем, как рассудить спор между родственниками. Но затем у германцев выделилась знать - герцоги: старейшины родов и военные вожди, которые стали играть главную роль на народных собраниях. Они жили в укрепленных усадьбах, имели больше скота и пахотных земель, забирали себе большую часть военной добычи.

Знатные люди набирали постоянные военные отряды - дружины. Дружинники приносили вождю клятву верности и обязаны были сражаться за него не щадя жизни. Опытные и умелые воины, германцы часто совершали набеги на Римскую империю. Военная добыча увеличивала богатство знати, использовавшей труд пленников-рабов. У раба был свой участок земли, часть урожая с которого он отдавал господину.

С конца IV в. началось Великое переселение народов. Целые германские племена снимались с насиженных мест и отправлялись завоевывать новые земли. Толчком к переселению стало вторжение из глубин Азии кочевников-гуннов. Под предводительством вождя Аттилы гунны в середине V в. опустошили Европу и двинулись на Галлию.
В 378 г. около города Адрианополя римская армия, которую возглавлял сам император Валент, была полностью уничтожена вестготами, одним из германских племен. Империя так и не смогла оправиться после этого поражения.

Ослабевшему Риму становилось все труднее сдерживать натиск варваров: население империи было истощено поборами чиновников и государственными налогами. Ремесло, торговля, все хозяйство Римской империи постепенно приходили в упадок. Для защиты своих границ римляне стали прибегать
к услугам наемников - тех же германцев. Но надежда на них была плохая. В 410 г. Рим был взят вождем вестготов Аларихом. Правда, в 451 г. в битве на Каталаунских полях римлянам и их союзникам удалось разгромить войско гуннского вождя Аттилы. Однако это уже не могло спасти империю. В 476 г. в результате мятежа, поднятого римским военачальником варваром Одоакром, Западная Римская империя пала.

К началу VI в. германцы расселились по всей территории Западной Римской империи: в Северной Африке - вандалы, в Испании - вестготы, в Италии -- остготы, в Галлии - франки, в Британии - англы и саксы и основали на этих землях свои государства.

Они были могучей и страшной силой на краю цивилизованного мира, кровожадные воины, бросившие вызов римским легионам и терроризировавшие население Европы. Они были ВАРВАРАМИ! И сегодня это слово является синонимом жестокости, ужаса и хаоса... Суровая природа, изнурительная борьба за выживание создали из человека варвара. Первые сообщения о варварских народах на далеком севере Европы стали доходить до Средиземноморья в конце VI и V вв. до н. э. В это же время начинают встречаться отдельные упоминания о народах, которые позже были признаны германскими.

Как народ германцев стали выделять в I в. до н. э. из индоевропейских племен, осевших в Ютландии, нижней Эльбе и юге Скандинавии. Они занимали территорию от Рейна до Вислы, Балтийского и Северного морей до Дуная, нынешние: Германия, северная Австрия, Польша, Швейцария, Голландия, Бельгия, Дания и юг Швеции. Родина древних германцев, от которых ведут свое происхождение некоторые народы Европы, была мрачной и неприветливой. За Рейном и Дунаем простирались малозаселенные земли, поросшие дремучими, непроходимыми лесами с непролазными болотами. Огромные густые боры тянулись на сотни верст: Герцинский лес начинался от Рейна и расстилался на восток. Пасти скот и сеять ячмень, просо или овес можно было лишь на прибрежных лугах.

Древние германцы были в то время дикарями. Живя с незапамятных времен среди лесов и болот, они охотились, пасли прирученных животных собирали плоды диких растений, и только во второй половине I века до н. э. начали заниматься земледелием. Его развитию мешали леса и болота, обступавшие со всех сторон поля, и недостаток железа, без которого нельзя было вырубать лес и изготовлять орудия для лучшей обработки почвы. Землю обрабатывали деревянными орудиями, так как железо использовалось только для изготовления оружия. Деревянный плуг едва поднимал верхний слой земли. Для начала выжигали лес и получали удобрение от пепла. Сеяли в основном только яровые хлеба, овес и ячмень; позднее появилась рожь. Когда почва истощалась, всем приходилось покидать свои жилища, передвигаться на новое место. Целые племена постоянно снимались с места: поднявшиеся теснили соседей, истребляли их, захватывали их запасы, обращали более слабых в своих крепостных. Тацит писал: Они считают постыдным приобретать потом то, что можно завоевать кровью! . Повозки, прикрытые кожами животных, служили им для жилья и для перевозки женщин, детей и скудной домашней утвари; скот они также вели с собой. Мужчины, вооруженные и в боевом порядке, были готовы преодолевать всякое сопротивление и защищаться от нападений; военный поход днем, ночью военный лагерь в укреплении, сооруженном из повозок. Германцы были кочевыми земледельцами и бродячим войском.

Селились германцы на полянах, опушках леса, близ рек, ручьев маленькими племенами. Примыкавшие к деревне поля, леса и луга принадлежали всей общине. Разбросанные в причудливом беспорядке хижины германцев представляли собой их поселения, в каждом из которых было только два-три хозяйства, состоящих из длинных домов. В одном конце такого дома – очаг и жилье, в другом – скот и запасы. Германия «скотом изобильна, но он большей частью малорослый; даже рабочий скот не имеет внушительного вида и не может похвастаться рогами». Германцы любят, чтобы скота было много: в этом единственный и самый приятный для них вид богатства. В каждом доме жили семьи родичей.

Дома представляли собой мазанки с использованием бревен, крышу покрывали соломой, пол был глиняным или земляным. Жили они еще в землянках, которые накрывали сверху для тепла навозом, это простое жилище, поставленное над выкопанной в земле неглубокой ямой. Надстройка могла состоять из наклонных балок, привязанных к коньковому брусу, которые образовывали остроконечную крышу. Крышу поддерживали ряд кольев или веток, наклоненных к краю ямы. На этой основе ставились стены из досок или строилась мазанка.

Такие хижины зачастую использовались как кузницы, гончарные или ткацкие мастерские, пекарни и тому подобное, но в то же время они могли служить и жилищами на зиму и для хранения съестных припас. Иногда строили жалкие избушки, которые были гак легки, что их можно было возить за собой. В Швеции и Ютландии из-за недостатка леса в строительстве чаще употребляли камень и торф, крыша состояла из слоя тонких прутьев, покрытых соломой, которая, в свою очередь, покрыта слоем вереска и торфа.

Домашнюю посуду и принадлежности для готовки и хранения еды делали из керамики, бронзы, железа и из дерева. Огромное разнообразие блюд, чашек, подносов. ложек говорит о том, каким важным материалом в германском доме было дерево.

В питании основную роль играло зерно, особенно ячмень и пшеница, а также разные другие злаки. Помимо культурных зерновых, собирали и ели дикорастущие злаки, видимо с тех же полей. Обед состоял в основном из сваренной на воде каши из ячменя, льняного семени и горца, наряду с семенами других сорняков, которые обычно растут на полях. Мясо также было частью питания древних германцев, присутствие железных вертелов в некоторых поселениях заставляет предполагать, что мясо запекали или жарили, нередко ели в сыром виде, потому, что в лесу трудно было развести огонь. Питались дичью, яйцами диких птиц, молоком своих стад. О присутствии сыра говорят обнаруженные в поселениях прессы для сыра. В Дальсхее охотились на тюленей – видимо, как ради мяса и жира, так и ради тюленьей кожи. Как на островах Скандинавии, так и на большой земле было распространено рыболовство. Среди диких плодов Германии отмечаются яблоки, сливы, груши и, возможно, вишня. Ягоды и орехи встречались в изобилии.

Как и другие народы древней Европы, германцы высоко ценили соль, особенно за то, что она помогала сохранять мясо. Из-за соляных источников у них обыкновенно шла ожесточенная борьба. Соль добывали самым грубым способом: над огнем косо ставили древесные стволы и на них сливали соляную воду: оседавшую на дереве соль соскабливали с углем и золой и примешивали в еду. Люди, которые жили у морского побережья или вблизи его, часто получали соль, выпаривая морскую воду в керамических сосудах.

Любимым напитком германцев было пиво. Пиво варили из ячменя и, возможно, приправляли ароматными травами. Были найдены бронзовые сосуды со следами напитка, сброженного на диких ягодах нескольких видов. Видимо, это было что-то вроде крепкого плодово-ягодного вина.

Наиболее тесными связями в обществе древних германцев были связи родственные. Безопасность отдельного человека зависела от его рода. Земледелие, охота и защита скота от дикого зверя были не по силам отдельной семье, да и целому роду. Роды объединялись в племя. Все люди в племени были равны Тем, кто попал в беду, помогал весь род, кто хорошо поохотился, обязан был делиться добычей с родственниками. Имущественное равенство, отсутствие бедных и богатых создают необычайную сплоченность всех членов германского племени.

Во главе рода стояли старейшины. Каждую весну старейшины делили вновь занятые племенем поля между большими родами, а каждый из родов сообща трудился на отведенной ему земле и поровну делил урожай между сородичами. Старейшины вершили суд и обсуждали хозяйственные вопросы.

Самые важные вопросы решались на народных собраниях. Народное собрание, в котором участвовали все вооружённые свободные члены племени, являлось высшим органом власти. Оно собиралось время от времени и решало наиболее значительные вопросы: выборы предводителя племени, разбор сложных внутриплеменных конфликтов, посвящение в воины, объявление войны и заключение мира. Вопрос о переселении племени на новые места также решался на собрании племен. Германцы собирали его в полнолуние и в новолуние, т.к. верили, что это счастливые дни. Собрание происходило обычно в полночь. На опушке леса, озаренной лунным светом, широким кругом рассаживались члены племени. Блики лунного света отражались на остриях копий, с которыми германцы не расставались. В середине круга, образованного собравшимися, группировались «первые люди». Мнение совета знати и народного собрания имело больший вес, чем авторитет вождя.

Охота и военные упражнения были главным занятием мужчин, все германцы отличались исключительной силой и отвагой. Но основным занятием оставалось военное дело. Особое место в древнегерманском обществе занимали военные дружины. У древних германцев не было ни классов, ни государства. Лишь во время опасности, когда небольшим, разобщенным племенам грозило завоевание, либо тогда, когда они сами готовились к набегу на чужие земли, избирался общий вождь, возглавлявший боевые силы объединившихся племен. Но, едва заканчивалась война, выборный вождь добровольно оставлял свой пост. Немедленно распадалась и временная связь между племенами. Другие племена имели обычай выбирать вождей на всю жизнь: это были конунги, короли. Обыкновенно конунгом выбирали на народном собрании самого храброго и умного из определенной семьи, которая стала знаменита своими подвигами.

Благодаря тому, что каждый округ ежегодно высылает на войну по тысяче воинов, тогда как прочие остаются, занимаясь земледелием и “кормя себя и их», через год эти последние в свою очередь отправляются на войну, а те остаются дома, не прерываются ни земледельческие работы, ни военное дело.

В отличие от племенного ополчения, в котором дружины формировались по признаку родовой принадлежности, создать дружину мог любой свободный германец, обладающий способностями военного лидера, склонностью к риску и наживе с целью разбойничьих набегов, грабежей и военных рейдов в соседние земли. Самые крепкие и молодые искали пропитания войной и разбоем. Вождь окружал себя дружиной лучших вооруженных воинов, кормил своих дружинников за своим столом, давал им оружие и боевых коней, выделял долю в военной добыче. Законом жизни дружины было беспрекословное подчинение и преданность предводителю. Считалось, что «выйти живым из боя, в котором пал вождь – бесчестье и позор на всю жизнь». И когда вождь вел свой отряд на войну, дружинники сражались как отдельное подразделение – отдельно от своих родов и других дружин того же племени. Они подчинялись только своему вождю, а не избранному вождю всего племени. Таким образом, в военное время рост дружин подрывал общественный порядок, поскольку воины из одного и того же клана могли служить в нескольких разных дружинах: клан терял своих самых энергичных сыновей. Соратники вождя, из которых состояла дружина, начали превращаться в особый класс – воинскую аристократию, положение которой гарантировала военная доблесть.

Постепенно дружина становилась отдельным, элитным элементом общества, привилегированной прослойкой, знатью древнегерманского племени, объединяя самых отважных людей из множества племен. Дружина становиться регулярной. “Военная доблесть” и “знатность” выступают как неотъемлемые качества дружинников.

Древний германец и его оружие составляют одно целое. Оружие германца является частью его

личности. Мечи и пики небольшого размера, т. к. железо у них не в избытке. При себе они имели копья, или, как сами называют их — фрамеи, с узкими и короткими наконечниками, настолько острыми и удобными в бою, что в зависимости от обстоятельств, они сражаются ими как в рукопашной схватке, так и мечут дротики, которых у каждого несколько, и они бросают их поразительно далеко.

Сила германцев больше в пехоте, их кони не отличаются ни красотой, ни резвостью, поэтому и сражаются вперемешку: пешие, которых они для этого отбирают из всего войска и ставят впереди боевого порядка, так стремительны и подвижны, что не уступают в быстроте всадникам и действуют сообща с ними в конном сражении. Установлена и численность этих пеших: от каждого округа по сто человек, этим словом они между собою и называют их сотня . Германцы могли с большой легкостью, не соблюдая внешнего порядка, беспорядочными толпами или совершенно врассыпную быстро наступать или отступать по лесам и скалам. Единство тактической части сохранялось у них благодаря внутренней сплоченности, взаимному доверию и одновременным остановкам, которые производились либо инстинктивно, либо по призыву вождей.Боевой порядок они строят клиньями. Податься назад, чтобы затем снова броситься на врага, - считается у них воинскою сметливостью, а не следствием страха. Тела погибших они уносят с поля боя с собою. Величайший позор - оставить щит; обесчестившему себя таким поступком не дозволяется ни присутствовать при жертвоприношении, ни посещать собраний, и много таких, которые, пережив войну, петлей полагали конец своему бесславию .

Сражаются совсем нагие или прикрытые только шкурами или легким плащом. Лишь немногие воины имели панцирь и шлем, главным предохранительным вооружением был большой щит, сделанный из дерева или плетенки и обитый кожей, голова же была защищена кожей или мехом. Всадник довольствуется щитом, расписанным яркой краской и фрамеей. Во время сражения они обыкновенно издавали воинственный клич, наводивший ужас на противника.

“Особенным стимулом для их храбрости служит то, что у них не случайное скопление людей составляет эскадрон или клин, а их семейства и родственники”. К тому же их близкие находятся рядом с ними, так что им слышны вопли женщин и плач младенцев, и для каждого эти свидетели - самое святое, что у него есть, и их похвала дороже всякой другой. К матерям, к женам несут они свои раны, и те не страшатся считать и осматривать их, и они же доставляют им, дерущимся с неприятелем, пищу и ободрение.

Женщины не только воодушевляли воинов перед сражениями, но и неоднократно бывало, что их уже дрогнувшему и пришедшему в смятение войску они не давали рассеяться, неотступно следуя за ними и умоляя не обрекать их на плен. И во время сражений они могли повлиять на их исход, идя навстречу обратившимся в бегство мужчинам и этим останавливая их и побуждая сражаться до победы. Германцы считают, что в женщинах есть нечто священное и что им присущ пророческий дар, и они не оставляют без внимания их советы и не пренебрегают их прорицаниями. Почтительность, с которой деспотичные германцы относились к женщине, достаточно редкое явление у других народов, как варварских, так и цивилизованных. Хотя из более поздних германских источников очевидно, что в некоторых районах Германии в более ранний период к женам относились не лучшим образом. Их покупали, как рабынь, и даже не позволяли садиться за один стол со своими «господами». Брак путем покупки зафиксирован у бургундов, лангобардов и саксов, и во франкских законах встречаются пережитки подобного обычая.

Они почти единственные из варваров довольствуются одною женой. Многоженство было у людей высшего сословия, у некоторых германских вождей в ранний период, а позднее – у скандинавов и обитателей берегов Балтики. Многоженство всегда было дорогостоящим делом. Германцы «предательский, но целомудренный народ», отличающийся не только «свирепой жестокостью, но и удивительной непорочностью». Брачные узы, как отмечают все античные писатели, были для германцев священны. Супружеская неверность считалась позором. Мужчин за это никак не наказывали, однако неверным женам пощады не было. Муж сбривал такой женщине волосы, раздевал ее и выгонял из дома и из деревни. Муж мог оставить жену в трех случаях: за измену, колдовство и поругание могилы, иначе брак не расторгался. Но жена, бросившая своего мужа и тем задевшая его честь, наказывалась очень жестоко; ее живую топили в грязи. По основам германского права всякая жена могла вступать только в один брак, так как она имеет “одно тело и одну душу”. Также строги были законы против насилия и разврата.

Жених или муж обольщенной могли безнаказанно убить соблазнителя; родственники оскорбленной имели право обратить его в рабство. Племена, населяющие Германию, никогда не подвергались смешению через браки с какими-либо иноплеменниками, поэтому сохранили изначальную чистоту. Внешне германцы выглядели очень внушительно: они большого роста, плотного телосложения, у большинства из них были русые волосы и светлые глаза.

К началу новой эры у германцев появились плуг и борона. Использование этих простых орудий и упряжного скота позволило взяться за обработку земли отдельным семьям, которые стали вести свое самостоятельное хозяйство. Пахотная земля, так же как леса и луга, оставалась собственностью всей общины. Однако равенство односельчан-общинников продолжалось недолго. Наличие свободной от леса земли позволяло всякому общиннику занять лишний добавочный надел. Обработка дополнительной земли требовала лишних рабочих рук и лишнего скота. В германской деревне появляются рабы, полоненные во время разбойничьего набега.

Весной, когда размечались новые поля и распределялись наделы, победители, завладевшие во время набега на соседнее племя рабами и лишним скотом, могли получить, кроме обычного, также и дополнительный надел. Рабами являлись военнопленные. Свободный член рода тоже мог стать рабом, проиграв себя в кости или в другую азартную игру. Рабы имели собственные дома, стоящие отдельно от домов их хозяев. Они были обязаны время от времени отдавать своему хозяину определенное количество зерна, тканей или скота. Рабы занимались крестьянским трудом.

Силач-воин лежал целый день лениво на медвежьей шкуре, на поле трудились женщины, старики, рабы. Быт обитателей германских поселений был простой и грубый. Они не продавали хлеба и других продуктов. Все, что давала земля, предназначалось только для собственного пропитания, поэтому не было надобности требовать от раба ни лишнего труда, ни лишних продуктов. Возможно, рабов было так мало именно потому, что внутри германского экономического порядка для них не было места. Не существовало крупномасштабной индустрии, где удалось бы с пользой применять рабский труд. Хотя рабы и могли вносить свой вклад в экономику сельской общины, они все равно оставались лишними ртами. Раба можно было продать и безнаказанно убить.
Многие германцы складывали в битвах свои головы, а их семьи, потеряв кормильцев, были не в состоянии собственными силами обрабатывать свои земельные наделы. Нуждаясь в семенах, скоте, пище, беднота попадала в долговую кабалу и, лишаясь части прежних наделов, переходивших в руки более богатых и знатных соплеменников, превращались в зависимых крестьян, в крепостных.

Межплеменные войны, разбойничий захват добычи и присвоение ее военными предводителями способствовали обогащению и выдвижению отдельных лиц, стали выделяться «первые люди» племени- представители зарождавшейся древнегерманской знати, располагавшие большим количеством рабов, земли, скота. Германская знать сплачивалась вокруг своих предводителей, возглавлявших могущественные племенные союзы, представляющие собой зачатки государств.

Эти союзы сыграли большую роль в ниспровержении Западной Римской империи и в создании на ее развалинах новых «варварских королевств». Но и в этих «варварских королевствах» продолжала расти роль знати, захватывавшей лучшие земли. Эта знать подчиняла себе простых людей племени, превращая их в зависимых и крепостных крестьян.
Старинное равенство соплеменников разрушалось, появились имущественные различия, создавалась материальное различие между возникавшей знатью, с одной стороны, и рабами и обедневшими членами общины - с другой.

Около 4-5 тысяч лет назад индоевропейские племена пришли на территорию Прибалтики и побережье Северного моря. На тот момент там обитали представители какой-то иной этнической группы, чьё происхождение науке пока неизвестно. В результате смешения пришельцев с коренными обитателями этих территорий и возник народ германцев. Со временем племена начали покидать свою прародину и расселились практически по всей Европе. Само слово «германцы», которое впервые появилось в сочинениях римских авторов в IV в. до н. э., имеет кельтские корни. Германцы вытеснили кельтов из Западной Европы и сами заселили их земли.

Древние германские племена: области расселения

Исследователи выделяют три основных ветви германских племён:

  • Северогерманские. Обитали на севере Скандинавского полуострова. Являются предками современных норвегов, датчан и шведов.
  • Западногерманские. Эта группа племён, куда входили лангобарды, англы, саксы, тевтоны и многие другие, заселила бассейн Рейна.
  • Восточногерманские. Включали племена готов, вандалов и бургундов. Данная группа занимала просторы от Балтийского до Чёрного морей.

Великое переселение народов и образование варварских королевств

В IV веке из азиатских степей в сторону плодородных земель Южной Европы стали выдвигаться грозные орды гуннов под предводительством Аттилы. Надвигающаяся угроза привела в движение всё население Евразии. Целые народы и племена двинулись на запад, чтобы не столкнуться с тюркскими кочевниками. Эти события вошли в историю как Великое переселение народов. Германцы сыграли в этом процессе одну из ключевых ролей. Продвигаясь на запад, они неизбежно должны были столкнуться с Римской империей. Так началась долгая борьба варваров и римлян, которая закончилась в 476 году падением Рима и возникновением на территории империи многочисленных варварских королевств. К самым значительным из них относятся:

  • Вандальское в Северной Африке;
  • Бургундское в Галлии;
  • Франкское на Рейне;
  • Лангобардское в Северной Италии.

Появление первых зачатков государственности у древних германцев относится к III веку. Это явление характеризовалось разрушением родоплеменного строя, усилением имущественного неравенства и образованием крупных племенных союзов. Данный процесс приостановился из-за вторжения гуннов, но после того как кочевая угроза миновала, продолжился с новой силой уже на осколках Римской империи. Нужно отметить, что число бывших римских граждан значительно превышало число завоевателей. Это стало причиной достаточно мирного сосуществования представителей двух цивилизаций. Варварские королевства выросли из синтеза античных и германских традиций. В королевствах сохранились многие римские институты, а из-за недостатка в варварской среде грамотных людей римская элита занимала не последнее место в государственном управлении.

Неоднородность и незрелость варварских королевств привела к гибели большинства из них. Некоторые из них были подчинены могущественной Византийской империей, а некоторые стали частью влиятельного королевства франков.

Быт и общественное устройство

Древние германцы жили преимущественно за счёт охоты и грабежей. Главой племени был вождь — конунг, однако, важные решения он всегда согласовывал со своей военной дружиной, старейшинами и народным собранием. Право на участие в собрании имели все свободные члены общины, способные носить оружие (в некоторых племенах это могли быть и женщины). По мере обогащения племенной верхушки у германцев начали возникать первые сословия. Общество разделилось на благородных, свободных и полусвободных. Рабство у германцев тоже существовало, но носило патриархальный характер. Рабы были не бесправной собственностью хозяев, как в Риме, а, скорее, младшими членами семьи.

До II-III века германцы вели преимущественно кочевой образ жизни, однако, им приходилось сосуществовать рядом с тогда ещё могущественной Римской империей. Любые попытки проникнуть за пограничные римские валы жёстко пресекались. В результате для того, чтобы прокормиться, германцам пришлось перейти к осёдлости и пахотному земледелию. Собственность на землю была коллективной и принадлежала общине.

Культурное влияние кельтов и осёдлость способствовали развитию ремёсел. Германцы научились добывать металл и собирать янтарь, изготавливать оружие, выделывать кожу. Археологами было найдено множество керамических изделий, драгоценностей и деревянных поделок, изготовленных германскими мастерами.

По мере ослабления Рима и расшатывания дисциплины в приграничных гарнизонах германцы стали всё чаще проникать на территорию империи. Между двумя культурами стали возникать прочные связи (в основном, экономические). Многие германцы даже шли служить в римскую армию.

После возникновения варварских королевств основой общественных и земельных отношений стали феодальные связи, выросшие из отношений дружинников и бывшего конунга (а ныне — короля). Позже эти связи станут базисом общественной жизни в средневековой Европе.

Верования

Наиболее полную картину историки смогли сложить только о религиозных представлениях северогерманских племён, поскольку их мифы дошли до наших дней в письменных источниках. Во главе языческого пантеона северных германцев стоял бог войны и мудрости — Один. Второстепенное, но также очень большое значение имели и другие боги, в числе которых: богиня плодородия Фрейя, воплощение морской стихии — Ньёрд, бог хитрости Локи и бог грома Тор.

Прочие племена, очевидно, имели достаточно схожий со скандинавским пантеон. Изначально культовыми практиками занимались вожди и старейшины, но по мере усложнения религиозных воззрений и социальной структуры у германцев возникло жреческое сословие. Согласно римским авторам, все важные церемонии — молитвы, жертвоприношения (в том числе, и человеческие), гадания — германцы проводили в своих священных рощах. Ещё задолго до падения Рима население Европы начало стремительно христианизироваться. Однако христианские догматы смешивались с языческими воззрениями, что стало причиной искажения христианского учения и появления ересей.

Таинственный народ во мраке прошлого: германские племена. Римляне называли их , дикарями, далекими от культуры. Ведали они о чем-либо, кроме битв и войн? Во что они верили? Чего они боялись? Как сосуществовали с ? Что они оставили после себя и что мы знаем о них? Кем же были германцы?

Битва Ариовиста с Цезарем

Октябрь 1935 года. Археологи исследуют могильный холм на датском острове . Холм датируется 1 веком до н.э., временем германских племен .

Археологи делают сенсационное открытие: это могила германской жрицы . Об этом говорят найденные семена растений, окаменелые морские ежи и ивовые прутья – все это предположительно имело магическое значение .

Кем была умершая – неизвестно, ведь биографии германских женщин той эпохи не дошли до нас. Но римские историки уже тогда упоминали о большом влиянии, которое имели жрицы на германцев.

Сегодня античные источники и современная наука позволяют нам рассказать о жизни германской жрицы. Назовем ее Базена, и вот ее история.

«Над нашим племенем нависла угроза войны с римлянами. Я спросила : должны ли мы сражаться? Что скажут знаки? Прутья священной ивы предскажут мне будущее. Участь моего племени – в руках богов. О чем они нам возвестят? И вот предостережение: никаких сражений, пока Луна умирает. Пусть оружие отдыхает до новой Луны».

Но в 58 году до н.э. римский полководец Цезарь вторгся в земли свевов . Памятуя о предостережении богов, Ариовист был готов к переговорам с римлянами, Цезарь же потребовал от него покинуть свои земли.

Друз установил римские вехи там, где никто вообще не знал о существовании Рима. А вот, что пишет римлянин : «Друз покорил большую часть германцев и пролил немало их крови».

Как и Друз, Тиберий – тоже приемный сын императора , и он должен был исполнить волю своего отца Августа: окончательно покорить всех германцев .

Тиберий избрал иную стратегию, чем его брат: он решил не добиваться цели войной. Тиберий пошел по пути дипломатии : германцы должны были добровольно признать господство Рима. Сопротивление варваров должно было быть сломлено культурным превосходством римлян.

На Рейне на месте сегодняшнего было положено начало этому. По римскому образцу возник город – германского племени, которое было союзником Рим не одно десятилетие. Оппидум Убиорум стал одним из роскошнейших имперских метрополисов: театра, храмы и термы должны были убедить германцев в преимуществах римской цивилизации .

От времен основания Кельна сохранилось не очень много. Самые ранние археологические свидетельства – знаменитый памятник убиев , фундамент каменной башни, построенной в 4 году н.э.

Воздвигнув башню, римляне обнесли ее тесанным камнем – это был римский способ строительства. Город стал подарком императора его германским подданным. Судя по всему, каменная башня была частью городской стены Оппидума Убиорума.

У Рима были большие планы на город убиев: здесь возник первый главный храм новой провинции Германии. Раз в год здесь должны были собираться все покоренные племена германцев, чтобы возобновлять свой союз с Римом.

Просторный храм, построенный римлянами, возвышался над городом. Германский священник вел церемонии на алтаре Ара Германия . Символично, что алтарь был обращен на восток, на Германию – туда, где Рим хотел получить господство.

Не только убии, но и племена с правого берега Рейна постепенно подчинялись римскому императору . Предположительно в 8 году до н.э. сдались и . Как и остальные племена, жившие между Рейном и Эльбой , они могли либо скрываться в лесу, либо выбирать между безнадежным боем и покорением. Вожди херусков решились на мирное сосуществование с Римом. Вот, что пишет римский автор Патеркул: «Тиберий как победитель прошел по всем уголкам Германии, не потеряв из своих преданных войск ни единого человека. Он полностью покорил германцев , сделав их провинцией, платящей дань».

Рим был заинтересован в заключении мира. Тиберий должен был защищать вновь приобретенные области и искать надежного союза с побежденными. Эта политика умиротворение оказалась успешной и долгосрочной.

Но херуски заплатили высокую цену за мир и безопасность : им пришлось отказаться от свободы, выполнять приказы Рима, платить дань и посылать своих сыновей на службу в римскую армию.

«И в конце концов римляне потребовали сына предводителя как особую гарантию нашей преданности. Римляне назвали его . В качестве заложника он должен был идти с легионерами в Рим. Предводитель уступил, у него не было выбора. Судьба нашего племени была поставлена на карту. На нем лежала ответственность за нашу свободу».

Дети в качестве заложников были в древности обычным делом. Они должны были вдалеке от родины доказывать лояльность своих племен. В Риме, как правило, с заложниками обращались хорошо. Арминия воспитывали в столице империи как римлянина.

«Верные соратники сопровождали сына предводителя на чужбину. Увидят ли они снова когда-нибудь земли херусков?».

Спустя 20 лет Арминий вернулся на родину , и в истории германцев произошел драматический поворот…