Когда на Руси появилось государство? Краткая история Руси. Как создавалась Русь

по дисциплине «История»

по теме: «Возникновение Древней Руси»


Введение


Европейские народы нашей страны, в том числе и восточные славяне, пошли к созданию государственности своим особым путем. Во второй половине I тысячелетия они создали политические образования переходного характера – государства периода формирования феодализма. Это были примитивные, слабо организованные системы, но они подготовили фундамент для создания других более развитых государств. В данной работе будет проанализирован процесс возникновения древнерусского государства.



История славян уходит в глубину времен, и первые сведения о них зафиксированы в древнейших письменных источниках. Все они с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тысячелетия н. э. (чаще всего с VI века), то есть тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.

Места проживания древних славян, получившие название «прародины», определяются неоднозначно.

Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне, был летописец Нестор - автор «Повести временных лет». Он определил территорию славян по нижнему течению Дуная и Паннонию. С Дуная начался процесс расселения славян, то есть речь идет об их миграции. Киевский летописец явился родоначальником миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская», или «балканская». Дунайскую «прародину» славян признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз во главе с дулебо-волынянами. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII-VIII вв.

К эпохе средневековья восходит зарождение еще одной миграционной теории происхождения славян - «скифо-сарматской». Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы».

Третий вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А.И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений славян якобы показывают, что они получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня).

Четвертый вариант миграционной теории дал академик А.А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике.

В противоположность миграционным теориям признается автохтонное - местное происхождение славян. Согласно автохтонной теории, славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но также значительная часть современной Украины и Белоруссии.

В VIII-IX вв. наступает период собственно славянской истории, формирование союзов, образование государств.

Первое государство в землях восточных славян получило название «Русь». По имени его столицы – города Киева, ученые стали впоследствии называть его Киевской Русью, хотя само оно никогда себя так не называло.

Первые упоминания имени «русь» относятся к тому же времени, что и сведения об антах, славянах, венедах, т.е. к V-VII вв. Описывая племена, жившие между Днепром и Днестром, греки называют их актами, скифами, сарматами, готские историки – росоманами (русыми, светлыми людьми), а арабы – русью. Но совершенно очевидно, что речь шла об одном и том же народе. Проходят годы, имя «русь» все чаще становится собирательным для всех племен, живших на огромных пространствах между Балтикой и Черным морем, окско-волжским междуречьем и польским пограничьем.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что слово «русь» употребляется неоднозначно. Это и дало основание исследователям разделиться на две группы. Одни полагают, что «русь» первоначально было понятием социальным, другие – что этот термин с самого начала носил этническую окраску.

Большинство исследователей склоняются к точке зрения об этническом происхождении термина «русь», а также и о его этническом значении во времена Киевской Руси. Следует сказать, что сторонники первой концепции не отрицают, что со временем социальное звучание термина перешло в этническое. Весь вопрос в том, было ли слово «русь» когда-нибудь термином, обозначавшим социальную группу.

Сторонники этнического происхождения слова «русь» в свою очередь составляют несколько групп. В дореволюционной литературе возникло мнение, что под русью следует понимать варягов. Эту концепцию в тех или иных модификациях и в наше время пропагандируют на Западе. В новейшей литературе ее можно найти в работах американского профессора Р. Пайпса и в книге кембриджской преподавательницы X. Дэвидсон.

Современные исследователи обычно производят термин «русь» от названия речки Рось, притока Днепра, протекавшей в земле полян. По названию этой речки, говорят они, сначала поляне, а потом и жители всего Киевского государства стали именоваться русами. Впрочем, называют еще несколько рек в пределах нашей земли, носивших сходные названия, в том числе и Волгу, тоже называвшуюся Росью. Был и город Росия в устье Дона. Отсюда и обратная мысль: вся эта топонимика произошла от имени народа русь, которое является самоназванием.

Западные и восточные источники отмечают в VI и даже IV в. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Отмечается также наличие единства законов, т. е. определенного правопорядка. В VIII в. источники говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии, Славии, Артании. Первое располагалось в районе Киевской земли, второе – в районе озера Ильмень, местоположение третьего спорно. Некоторые отождествляют Артанию с Тмутараканью, располагавшуюся на Таманском полуострове, другие же исследователи помещают ее на Волге.

Разумеется, государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной. Однако она создала фундамент для возникновения Древнерусского феодального государства.


Согласно «Повести временных лет» (начало XII века), создание мощного русского государства на территории Восточной Европы началось с севера. За 859 г. в летописи есть сообщение, что племена славян на юге платили дань хазарам, а на севере славяне и угро-финны платили дань варягам. Летопись сообщает, что в 862 году новгородцы изгнали варягов за море, но среди разноязыких племен, да и в самом Новгороде - мира не было и пришлось пригласить князя, «...который бы владел и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси и пригласили трех братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус - на Белоозере, а Трувор - в Изборске.

После смерти братьев Рюрик стал княжить один, а своим дружинникам раздал Полоцк, Ростов, Белоозеро. Когда умер Рюрик (879 г.), воевода Олег вместе с малолетним сыном Рюрика Игорем подняли народы по торговому пути «из варяг в греки» на большой поход к югу. В походе участвовали скандинавы, северные славяне и угро-финны; в 882 году они захватили Киев. Так произошло объединение северных и южных земель, образовалось государство с центром в Киеве. Это – так называемая норманская теория образования государства.

Такая трактовка вызывает, по крайней мере, два возражения. Во-первых, фактический материал, приводимый в «Повести временных лет», не дает оснований для вывода о создании Русского государства путем призвания варягов. Наоборот, как и другие источники, дошедшие до нас, она говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Во-вторых, современная наука не может согласиться со столь примитивным объяснением сложного процесса образования любого государства. Государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Тем не менее, летописное упоминание было взято на вооружение еще в XVIII в. определенной группой историков, разработавших варяжскую версию образования Русского государства. В это время в Российской Академии наук работала группа немецких историков, которые истолковали летописное предание в определенном смысле. Так родилась пресловутая норманская теория происхождения Древнерусского государства.

Уже в то время норманизм встретил возражения со стороны передовых русских ученых, среди которых был и М.В. Ломоносов. С тех пор все историки, занимающиеся Древней Русью, разделились на два лагеря – норманистов и антинорманистов.

Современные отечественные ученые преимущественно отвергают норманнскую теорию. К ним присоединяются и крупнейшие исследователи славянских стран. Однако определенная часть зарубежных авторов до сих пор проповедует эту теорию, хотя не в столь примитивной форме, как это делалось ранее.

Главным опровержением норманской теории является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому даже позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли.

В летописном рассказе содержатся, конечно, элементы истины. Возможно, что славяне пригласили нескольких князей с их дружинами в качестве военных специалистов, как это делалось и в более поздние времена на Руси, да и в Западной Европе. Достоверно известно, что русские княжества приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей – печенегов, каракалпаков, торков. Однако не варяжские князья организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Впрочем, некоторые авторы, начиная с М.В. Ломоносова, сомневаются в варяжском происхождении Рюрика, Синеуса и Трувора, полагая, что они могли быть и представителями каких- либо славянских племен. Во всяком случае, следов варяжской культуры в истории нашей Родины практически не осталось. Исследователи, например, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь 5 скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, которую норманны завоевали, это число доходит до 150.

Мы не знаем точно, когда и как конкретно возникли первые княжества восточных славян, предшествующие образованию Древнерусского государства, но, во всяком случае, они уже существовали до 862 г., до пресловутого «призвания варягов». В германской хронике уже с 839 г. русские князья именуются хаканами – царями.

Зато момент объединения восточнославянских земель в одно государство известен достоверно. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две эти важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав громадное по тем временам государство.

Русская православная церковь пытается увязать возникновение государственности на Руси с введением христианства. Конечно, введение христианства имело большое значение для укрепления феодального государства, благо церковь освящала подчинение православных эксплуататорскому государству. Однако крещение Руси произошло не менее чем через столетие после образования Киевского государства, не говоря уже о более ранних восточнославянских государствах.

В Древнерусское Киевское государство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным. Однако основу его составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов – русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности. Буржуазные украинские националисты еще до революции пытались изобразить Древнерусское государство украинским. Эта идея подхвачена в наше время в националистических кругах, старающихся поссорить три братских славянских народа. Между тем Древнерусское государство ни по территории, ни по населению не совпадало с современной Украиной, у них лишь была общая столица – город Киев. В IX и даже в XII в. еще нельзя говорить о специфически украинской культуре, языке и пр. Все это появится позже, когда в силу объективных исторических процессов древнерусская народность распадается на три самостоятельные ветви.


Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание имевшихся политических образований в феодальное государство восточных славян – Древнерусское Киевское государство. В литературе разными историками это событие датируется по-разному. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

Не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось Древнерусское государство. Древнейший летописный свод «Повесть временных лет» дает основания предполагать, что в IX в. Древнерусское государство было создано варягами, хотя прямо в ней об этом не говорится. Речь идет лишь о том, что три варяжских князя пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в Белоозере. Это летописное упоминание было взято на вооружение еще в XVIII в. группой немецких историков, работавших в Российской Академии наук и разработавших варяжскую версию образования Русского государства.

Уже в то время норманизм встретил возражения со стороны передовых русских ученых, среди которых был и М.В. Ломоносов. Современные отечественные ученые и крупнейшие исследователи славянских стран преимущественно отвергают норманскую теорию. Однако определенная часть зарубежных авторов до сих пор проповедует эту теорию, хотя не в столь примитивной форме, как это делалось ранее.

Главным опровержением норманской теории является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства.


1. Гордиенко НС. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. Л., 1986.

2. Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953.

3. Ловмянский Х. Русь и норманны. М., 1985.

4. Мавродина P.M. Киевская Русь и кочевники (печенеги, торки, половцы). Л., 1983.

К началу IX века в восточнославянских землях появились сначала племенные союзы, а позднее в результате их объединения – сильные межплеменные группировки. Вся жизнь вела славян к этому итогу: развитие хозяйственных и торговых связей, стягивающих земли воедино, религиозная общность (большинство восточных славян к этому времени молились одним и Тем же богам). Этому способствовали и общие военные усилил – отпор внешним врагам, в частности хазарам, и организация дальних завоевательных походов.

Центрами такого объединения стали Среднее Поднепровье во главе с Киевом и северо-западный район во главе с городами Ладога и Новгород. Это были наиболее развитые во всех отношениях восточнославянские земли. Там и стала складываться начальная восточнославянская государственность, которая укрепила и развила те признаки государства, которые зарождались еще в давние времена.

Одним из таких признаков стало, как уже упоминалось, появление княжеской власти, дружин, воевод. В IX в. они показали вето свою мощь в отношениях с соседями. Ряд ударов был нанесен по Хазарии, и поляне освободились от уплаты ей дани. К этому же времени относятся нападения русской рати на крымские владения Византии. Именно с этой поры до нас доходят первые известия греческих и восточных авторов о наименовании "росами", "Русью" восточных славян, жителей Поднепровья. Иногда треки использовали в отношении славян и прежнее название народов здешних мест – скифы, а иногда применяли термины "скифо-тавры" и "тавро-скифы". Таврами были древнейшие, известные по античным источникам племена, населявшие горную и прибрежную часть Крыма, получившую от них название Таврика, а затем Таврия, Таврида. Поэтому правильнее называть восточных славян так, как их называл остальной мир и древние летописи – Русь, руссы, русины.

Руссы передвигались на быстроходных ладьях, которые могли идти и на веслах, и под парусами, покрывали большие расстояния по рекам, Черному, Азовскому, Каспийскому морям. Из одного водоема в другой суда перетаскивались волоком, для чего использовались специальные деревянные катки. Знали руссы и конный строй. Конная дружина нередко сопровождала боевые ладьи берегом.

Удар по крымским владениям Византии в начале IX в. – это первое известное нам упоминание о государственном образовании Русь. Руссы завоевали все побережье Крыма до Керченского пролива, взяли штурмом город Сурож (нынешний Судак) и разграбили его. Сохранилось легендарное известие о том, что вождь руссов, дабы вылечиться от недуга, принял крещение из рук местного греческого епископа, и болезнь тут же отступила. Факт этот многозначительный. Тогда уже большинство стран Европы (империя франков, английские королевства, готская Испания и другие) приняли христианство. Переход от язычества к новой монотеистической вере знаменовал наступление в этих Странах новой цивилизации, новой духовной жизни, новой культуры, сплочение в рамках государства всего народа, и Русь сделала на этом пути первый, еще довольно робкий шаг. Пока еще он не покачнул устоев славянского язычества.

Через несколько лет (в 830 годы) Русь предприняла второе наступление, на этот раз на южный берег Черного моря. Правда, штурмовать сам Константинополь русская рать еще не решилась. В 838–839 гг. в Константинополе, а потом во Франкском государстве появляются посольства государства Русь – в Византии для урегулирования своих отношений с недавним врагом, а в земле франков – для установления дипломатических и торговых связей с могущественной западной империей.

Наконец, 18 июня 860 г. произошло событие, которое буквально потрясло тогдашний мир. Константинополь неожиданно подвергся яростному нападению русского войска. Руссы подошли с моря на двухстах ладьях. Неделю они осаждали город, но тот выстоял. Взяв огромную контрибуцию (военную дань) и заключив почетный мир с Византией, 25 июня руссы сняли осаду и ушли восвояси. Сохранились имена русских князей, возглавлявших поход. Это были Аскольд (?-882) и Дир (?-882). С этого времени Русь была официально признана великой империей. День 25 июня можно считать днем начала русской государственности. Это было за два года до так называемого призвания варягов и восходит к истории Южной Руси.

Через несколько лет греческие священники появились в земле руссов и крестили их вождя и его дружину. Предположительно, это был Аскольд.

Так от 860 годов доходит известие о втором крещении руссов.

Во второй половине IX в. дружины из Среднего Поднепровья прорвались через хазарские кордоны на Волгу, Северный Кавказ, к Каспийскому морю. Пытались они атаковать и Болгарию на Балканах.

Киевские рати шли и на север, чтобы подчинить контролю Киева всю славянскую часть пути "из варяг в греки" и выходы к Балтийскому морю. Делались попытки, пока неудачные, овладеть Полоцком и покорить полопан.

Славянский юг начал активное наступление на славянский север.

В эти же десятилетия в районе оз. Ильмень, р. Волхов, на берегах Ладожского оз. происходили события, ставшие примечательными в русской истории. Здесь сформировался мощный союз славянских и угро-финских племен, объединителем которого стали ильменские славяне (словене). Этому объединению способствовала начавшаяся здесь борьба словен, кривичей, мери и чуди с варягами, которым на некоторое время удалось установить контроль над здешним населением. И точно так же, как поляне скинули на юге власть хазар, на севере союз местных племен прогнал варяжских правителей. Однако в дальнейшем между местными племенами начались раздоры. Летопись говорят "И встал род на род". В этих условиях нескончаемую междоусобицу решили прекратить традиционным способом – пригласить очередного правителя со стороны. Выбор пал на варяжских князей, и они появились на русском северо-западе со своими дружинами.

Кто были варяги? Этот вопрос свыше двухсот лет не даст покоя историкам и в нашей стране, и за рубежом.

Одни считали варягов норманнами, скандинавами, исходя из того, что то была эпоха норманнских морских нашествий на богатые европейские страны, куда грабители – норманны отправлялись за добычей.

Долгое время у так называемых "норманистов" существовала точка зрения, что именно норманны и создали Древнерусское государство в землях славян (так называемая норманнская теории происхождения Русского государства), а сами славяне были неспособны создать государство из-за отсталости и обреченности. Особенно популярны были эти взгляды на Западе в периоды острого противостояния нашей Родины и ее западных недругов. Позднее, когда ученые и в России, и в других странах доказали, что государственность вызревала у славян задолго до появления норманнов, эта Точка зрения была отвергнута.

Однако и сегодня существуют норманисты и антинорманисты, только спор идет уже о другом – кто были варяги по национальности? Норманисты считают их скандинавами и полагают, что название Русь скандинавского происхождения. Главный аргумент норманистов – многочисленные артефакты скандинавского происхождения в славянских землях и сведения в западных источниках о неком Popике Фрисландском, которого они отождествляют с Рюриком Новгородским. Антинорманисты доказывают, что никакого отношения к Скандинавии первые русские князья на русском северо-западе не имеют. Ими могли быть либо балты, либо поморские славяне с южных берегов Балтики: вагры (полабские славяне; историк В. Н. Татищев предположил, что именно они дали название упоминаемым: на Руси варягам), лютичи, бодричи, руяне (жители о. Рюген, слав. Руяна, считавшегося религиозным центром поморского славянства). Что касается археологических находок, то это лишь свидетельство торговых и прочих контактов в регионе. Последние работы историков показали, что фрисландский князь никакого отношения к славянским землям не имел.

И, тем не менее, до сих пор продолжается спор о происхождении варягов, а по существу спор о судьбах России, восточного славянства, об их исторической самодостаточности и самостоятельности.

А что же говорит по этому поводу Нестор-летописец, сведениями которого в первую очередь пользуются и те, и другие? Он пишет, что по просьбе различных племен в славянских землях в 862 г. появились варяжские князья – князь Рюрик и его братья с дружинами. "Те варяги назывались русью", – отмечает он, точно так же, как свои этнические названия имели шведы, норманны, англичане и др. Таким образом, для него "Русь" – это прежде всего национальное определение.

Варяги, по его мнению, "сидят" к востоку от западных народов, по южному берегу Варяжского (Балтийского) моря. "А славянский язык и русский одно есть", – подчеркивает летописец. Это значит, что те князья, которых пригласили ильменские славяне и кривичи, были им родственны, и пришельцы безболезненно и быстро внедрились в русскую среду.

Таким образом, название "Русь", "руссы" появились в IX в. и на славянском севере, и на юге.

Как было показано, славяне с древности занимали обширные территории в Центральной, Восточной и Южной Европе. Среди этих славянских племен были весьма распространены названия русы, русины. На Западе их называли рутенами, ругами. Потомки этих русинов до сих пор живут в Германии, Венгрии, Румынии. На славянском языке "русый" означает "светлый". Это типично славянское слово и типично славянский этноним. Переселение с Дуная, из Закарпатья в Поднепровье и принесло сюда это название. Славяне пришли к славянам, русины пришли к полянам.

Другие русы, русины, рутены жили в землях, примыкающих к южным берегам балтийского моря. Там издавна существовали сильные славянские племенные союзы, которые вели суровую борьбу с германскими племенами.

В пору создания племенных союзов восточных славян прибалтийские славяне уже имели свои государственные образования с князьями, дружинами, детально разработанной языческой религией, очень близкой к восточнославянскому язычеству. Отсюда шли постоянные переселения на Восток. Варяги – русь приходили сюда не только с миром, но и с войной. И лишь позднее ильменские славяне, кривичи пригласили варяжских князей возглавить их земли, прекратить здешние междоусобицы и оградить от варяжских набегов.

Случай этот был весьма типичный для всей европейской истории. Сохранились сведения о том, что пришедшие князья были родственниками прежней местной княжеской династии – ильменских славян. Однако нет никаких данных о названии "Русь" в Скандинавии, как нет данных и о том, что в Скандинавии в то время существовала княжеская, королевская власть или какое-то долговременное государственное образование, которое могло послать своих князей в славянские земли. И никакие позднейшие разветвленные торговые связи Руси и Скандинавии, а также появление здесь наемных скандинавских дружин не могут нам объяснить факт появления в 862 г. варягов – руси неславянского или балтского происхождения – в северо-западных славянских землях. Но спор продолжается.

Летопись рассказывает, что после обращения к варягам в 862 г. из их земель в славянские и угро-финские земли прибыли три брата – Рюрик, Синеус и Трувор со своими дружинами. Согласно этой версии, старший – Рюрик сел княжить у ильменских славян. Его первой резиденцией стал город Ладога, затем он перешел в Новгород, где "срубил" себе крепость. Новгород имел перед Ладогой ряд преимуществ: он находился в центре славянских, наиболее развитых здесь земель, был более выгодно расположен на пути "из варяг в греки". Средний брат – Синеус сел в землях финского племени весь в г. Белоозеро, а младший – в землях кривичей, в крепости Изборск. В этом рассказе много легендарного, начиная с распространенной в Европе схемы с появлением в чужих землях трех братьев (вспомним хотя бы Кия, Щека и Хорива). Но достоверным фактом является появление в северо-западных русских землях варяжского правителя.

Но некоторым Данным, вскоре новгородцы начали против Рюрика борьбу, которая, вероятно, разгорелась после того, как он стал превышать свои полномочия "арбитра" в местных делах и "наемного меча", обороняющего землю от врагов, и взял всю полноту власти в свои руки. Но Рюрик подавил восстание и утвердился в Новгороде. Часть недовольных нм бояр бежали в Киев.

В дальнейшем Рюрик объединил под своим началом весь север и северо-запад восточнославянских и угро-финских земель. Таким образом на севере, как и на юге, образовался сильный государственный центр, объединивший окрестные земли под единой княжеской властью. Теперь Новгород встал против Киева, Рюрик – против киевских князей и тех, кто их поддерживал на юге. Оба эти центра называли себя Русью: Русь Южная, где утвердилась местная Полянская династия, и Русь Северная, где власти взяли славянские выходцы из южной Прибалтики. Соперничество между этими центрами началось сразу же после их образования. Киев повел наступление на север и попытался отвоевать у Новгорода земли кривичей и полонян. Рюрик также начал наступление на Полоцк. Назревало историческое противоборство между двумя восточнославянскими центрами.

В 879 г. Рюрик умер, оставив после себя малолетнего сына Игоря. Все дела в Новгороде взял в свои руки то ли воевода, то ли родственник Рюрика Олег (?–912). Но официальным новгородским князем оставался Игорь. Власть была передана по наследству – от отца к сыну. Так получила начало династия Рюриковичей, которая правила в русских землях по прямой линии вплоть до смерти в 1598 г. своего последнего представителя – бездетного царя Федора Ивановича, сына Ивана Грозного.

Именно Олегу выпала судьба объединить два Древнерусских государственных центра. В 882 г. он собрал большую рать и предпринял поход на юг. Ударную силу войска Олега составила варяжская дружина. Вместе с ним шли отряды, представлявшие все северо-западные русские земли: здесь были ильменские славяне, кривичи, а также их союзники и данники – чудь, меря, весь. Вместе с ним в княжеской ладье плыл и маленький Игорь.

Первому удару подверглись те территории и города, за которые давно уже шел спор между Киевом и Новгородом. Олег овладел главным городом кривичей Смоленском, затем взял Любеч. Приплыв к Киеву, он понял, что взять штурмом хорошо укрепленный и многолюдный город ему будет трудно. Кроме того, здесь княжил опытный воин Аскольд, отличившийся в схватках с Византией; воевал он и против болгар, хазар и новых степных кочевников печенегов. И тогда Олег пошел на хитрость. Спрятав воинов в ладьях, он послал к киевскому князю весть о том, что с севера приплыл купеческий караваи, и купцы приглашают князей выйти на берег. Ничего не подозревавший киевский правитель пришел на встречу.

Воины Олега выскочили из укрытий и окружили киевлян. Олег поднял на руки маленького Игоря и заявил киевскому правителю, что тот не принадлежит к княжескому роду, но он сам "есть роду княжа", а Игорь – сын князя Рюрика. Аскольд был убит тут же на берегу, а Олег утвердился в Киеве и сделал этот город своей столицей. Он заявил: "Да будет Киев матерью городов русских". Можно думать, что киевские язычники не вступились за своего правителя-христианина и помогли язычникам Олега овладеть городом. Так, вероятно, идеологические взгляды впервые на Руси повлияли на смену власти.

Итак, Новгородский Север победил Киевский Юг. Новгород стал объединителем русских земель в восточнославянское государство.

С тех пор 882 г. празднуется как начало единого Русского государства.

Однако это была лишь военная победа. В хозяйственном, Торговом, культурном отношениях Среднее Поднепровье намного обогнало другие славянские земли. В конце IX в. это был исторический центр русских земель, и Олег, сделав Киев стольным городом, лишь подтвердил это положение.

Свои военные успехи Олег на этом не завершил. Он продолжал объединение остальных славянских земель. Во-первых, упорядочил свои отношения с Северной Русью: обложил данью подвластные ему территории – "уставил дань" ильменским славянам, кривичам, Другим жившим там племенам и народам. Олег заключил договор и с варягами, который действовал около 150 лет. По нему Русь обязывалась уплачивать какому-то варяжскому южно-балтийскому государству по 300 серебряных гривен (это была самая крупная денежная единица на Руси) ежегодно за мир на русских северо-западных границах и за регулярную военную помощь Руси со стороны варягов. Речь идет именно о южнославянском, поморском государстве, так как в ту пору в Скандинавии еще не было государства, с которым можно было бы заключить подобный долговременный договор.

Затем Олег предпринял походы на другие славянские племенные союзы – на Древлян, северян, радимичей, обложив их данью мехами. Здесь он столкнулся с Хазарией, данниками которой были радимичи и северяне. Но военный успех вновь сопутствовал Олегу. Теперь эти восточно-славянские племена прекратили свою зависимость от Хазарии и вошли в состав Руси. Однако данниками Хазарии по-прежнему оставались жители славянского северо-востока – вятичи.

На рубеже IХ–X вв. Олег потерпел чувствительное поражение от кочевой орды предков венгров – угорских племён мадьяров, или венгров. Это были последние всплески Великого переселения народов. Венгры вышли из Зауралья и прорывались через причерноморские степи в Европу. Но пути они столкнулись с другой многочисленной тюркской ордой – печенегами, потерпели от них ряд поражений и откатились дальше на запад. Русские земли венгры во время своего кочевого движения задели лишь краем. Олег вышел им навстречу, но был разбит и заперся за киевскими стенами. Венгры осадили город, но взять его не смогли, и тогда противники заключили мир. По мирному договору руссы выплачивали венграм дань, снабжали их продовольствием на дорогу, а венгры обещали быть верными союзниками Руси в борьбе против общих врагов. Это произошло в 898 г. То было начало отношений Руси и Венгрии. Вскоре венгры прорвались в Подунавье и в Паннонской низине (части территории современной Венгрии) создали свое государство, или как они стали говорить, "обрели Родину". С тех нор 200 с лишним лет действовал мир и союз между двумя странами.

Объединив восточнославянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев, Олег придал княжеской власти невиданный доселе авторитет и международный престиж. Он принял титул великого князя, т.е. князя всех князей. Остальные властители отдельных русских княжений стали его данниками, вассалами, хотя и сохраняли права по управлению своими княжествами.

Новое государство Русь не уступало по своим масштабам Франкской империи Карла Великого или Византийской империи, вместе с тем, многие его районы были слабо заселены и мало пригодны для жизни.

Кроме того, слишком велика была разница в уровне развития отдельных частей государства, к тому же оно сразу стало многонациональным, вобрав в себя разные народы. Всё это делало его рыхлым и непрочным.

Князь Олег был известен не только своей объединительной политикой и борьбой с хазарами. С самого своего возникновения правители Руси ставили перед собой масштабные задачи: овладение устьем Днепра, устьем Дуная, утверждение в Северном Причерноморье и на Балканах, прорыв через хазарские кордоны на восток и подчинение своему контролю Таманского п-ова и Керченского пролива. Это были стратегически важные оперные пункты на торговых путях, прочные военные плацдармы. Некоторые из этих задач были намечены еще антами, а позднее Полянскими князьями, и теперь возмужавшая и объединенная Русь вновь пыталась повторить порыв предков.

Частью этой политики стал знаменитый поход Руси на Византию в 907 г.

В начале лета огромная русская рать на ладьях и конным строем по берегу двинулась на Константинополь. Греки, как они делали это и прежде, замкнули Константинопольскую Бухту огромной цепью, перекинув ее с одного берега на другой, чтобы воспрепятствовать продвижению русских судов. Они надеялись на могучие городские стены. Не имея возможности взять город прямой атакой, руссы высадились на берег, "повоевали" окрестности города, взяли огромную добычу, а потом вытащили суда на сушу, подняли паруса и под прикрытием ладей, защищавших их от неприятельских стрел, двинулись под самые стены города. Такая практика передвижения судов на катках во время штурма городов в то время использовалась многими мореходными народами. Греки ужаснулись при виде этого необычного зрелища и запросили мира.

По мирному договору греки обязались выплатить Руси денежную контрибуцию, ежегодно уплачивать дань и открыть широко византийский рынок для русских купцов. Те получили даже право беспошлинной торговли в пределах империи, что было делом неслыханным.

В знак окончания военных действий и заключения мира русский великий князь повесил свой щит на воротах города. Таков был обычай многих народов Восточной Европы.

В 911 г. Олег подтвердил свой договор с Византией. В Константинополе появилось русское посольство, которое заключило с империей первый в истории Восточной Европы письменный договор. В одной из статей шла речь об установлении между Византией и Русью военного союза. Отныне русские отряды стали регулярно появляться в составе византийской армии, а русские дружины обрушивались на врагов Византийской империи в Закавказье.

Конспект урока по истории.

Тема : Когда на Руси появилось Государство.

ЦЕЛИ:

    познакомить учеников со временем образования Древнерусского государства, с признаками, указывающими на начало образования государства;

    познакомить с культурой жителей Древней Руси.

Ход урока

1. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации:

Что изучает наука история? (Прошлое человечества).

Как называются свидетельства прошлого, дошедшие до наших дней? (Исторические источники).

На доске:

Какие исторические источники вы знаете? ()

А известно ли вам, что самые древние исторические источники, найденные археологами, возрастом 35 – 40 тыс. лет? Эти предметы сделаны людьми? (Да).

Можем ли мы сказать, что люди жили на территории нашей страны 35 – 40 тыс. лет назад? (Да).

На доске: На территории нашей страны 35 – 40 тыс. лет назад жили люди.

Вспомните, что за памятник увидели Анюта и Илюша в Новгороде?

(Памятник, возведённый в честь тысячелетия России).

На доске: России 1000 лет .

Какое вы заметили противоречие? (На территории нашей страны люди живут не менее 40 тысяч лет, а России всего тысяча лет).

Какой возникает вопрос?

На доске:

Вспомните, что такое страна и что такое государство?

(Страна – территория с границами, в которой находится правительство.

Государство – механизм управления обществом в какой-либо стране).

2. Поиск решения проблемы:

а) «Река времени» Российской истории: с. 26 - 27

Почему «река времени» как бы поделена на несколько частей?

Как протекала история нашей страны: спокойно, ровно или иногда бурно, круто меняя своё направление? (Не гладко, иногда бурно).

Учёные-историки выделили такие события, когда река круто меняла своё направление, и условно разделили реку на несколько частей – периодов, чтобы легче было ориентироваться во времени. - В какую сторону она течёт? (От древности к современности, от /Х века к ХХ/ веку).

Почему река времени российской истории начинается с IХ века? (люди жили, но единой страны ещё не было)

Что могло быть на территории России до IХ века? (Может, страна называлась по-другому; хотя люди и жили, единой страны ещё не было).

Чтобы выяснить, кто из вас прав, поработаем с картами.

б) Возникновение Древнерусского государства.

С. 30 – рассматривание карт:

Что общего на первой и второй картах? (Изображена одна и та же территория - Восточная Европа. Есть города Киев и Новгород).

Какое время изображено на картах? (На 1-й: до конца /Х века; на 2-й: /Х – Х/ вв).

Чем ещё отличаются карты? (На второй карте на месте расселения восточных славян появилось Древнерусское государство, оно же Русь. Город Киев стал столицей).

Можно ли территорию восточных славян на первой карте назвать страной, государством?

(Нет, т. к. не было границ и столицы).

Что же случилось к концу IХ века в Восточной Европе?

(Появилось новое государство - Древняя Русь).

А, как вы помните, история страны начинается тогда, когда на определённой территории складывается государство: появляются чёткие границы, формируется армия для защиты этих границ, страной управляет правительство, находящееся в столице государства.

Кто из вас был прав, сказав, что до IХ века люди жили, но единой страны ещё не было?

Комментированное чтение фрагмента: «Откуда есть пошла Русская земля»:

С. 28 – чтение текста:

Кто такие восточные славяне? Прочитаем в словарике в конце учебника, с. 138.

Как жили восточные славяне? (Племенами). Смотри словарик, с. 142.

На доске:

С. 29 – работа с рисунками:

Из каких объединений складывалось племя? (Из родов).

Из чего состоял род? (Из нескольких семей).

Кто принимал важнейшие решения в родах, в племенах славян? (Самые старшие, мудрые, опытные члены объединения). То есть, старейшины и совет старейшин.

Чем занимались славяне? - Смотрите на иллюстрацию. (Земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством). Умели шить одежду и обрабатывать металл.

В кого верили, кому поклонялись славяне? (В своих богов, приносили им жертвы).

Деревянные или каменные изображения языческих богов славяне ставили на высоких холмах – «красных горках» или в дубовых рощах. Одним из самых почитаемых богов был - Даждьбог - бог солнечного света, тепла и плодородия. Бог Солнца - Хорс, с его культом связан современный обычай печь блины на Масленицу. Бог грома и молний – Перун.

О чём просили они своих богов? (Об урожае, приплоде скота, удачной охоте…).

Так как племена жили в лесах и вдоль полноводных рек, то они ещё просили богов сберечь жилища от пожаров и затоплений.

- Между племенами не было чётких границ расселения, столиц, хотя города Киев и Новгород, уже были.

Как вы думаете, племена могли воевать между собой? (Да).

Что происходил с богатствами, землями побеждённых? (Они переходили в руки победителей).

Могло ли произойти так, чтобы одно или несколько племён, объединившись, завоевали более слабых соседей, подчинив себе их территорию? (Да). Можно ли назвать это государством? (Нет; нужны законы, столица, охрана границ и порядок внутри страны).

Да, государство складывается не в один момент завоевания большой территории, а постепенно, - это долгий процесс, длящийся годами.

Перед учёными-историками встала проблема: какое событие выбрать началом истории государства Древняя Русь?

С. 29 – 30 - чтение фрагмента до конца:

Какие события указывают на начало образования государства?

(1. «Племена объединились» - единая территория, границы.

2. Великий князь - правительство, законы.

3. Сильная дружина - служба порядка.

4. Киев - столица.)

Кто объединил под своей властью большинство восточнославянских племён и когда создал Древнерусское государство со столицей в городе Киеве? (Новгородский князь Олег в 1882 году).

С. 26

С. 31 - рассматривание рисунков: - Что на них изображено?

С. 30 – Найдите ответ на этот вопрос в тексте.

Какую веру приняла Древняя Русь и почему?

(Христианство. В едином государстве с единой верой легче управлять людьми).

На доске: репродукция картины В.Васнецова «Крещение Руси».

Кто и когда повелел всем жителям Руси принять христианство и возводить храмы?

(В 988 году князь Владимир Святославич - Красное Солнышко).

Рисунок 6

С. 26 - Найдите это событие на реке времени.

Что мы хотели выяснить на уроке?

Сколько лет нашей стране - 40 000 или 1000?

Как ответите на этот вопрос? (История страны начинается с времени возникновения государства, когда появляются границы, столица, правительство, законы).

С. 31 – чтение вывода.

3. Физминутка – пантомима (по группам):

Каждой из групп учитель шепотом даёт задание: «Изобразить, чем занимались восточные славяне, чтобы обеспечить себя пищей: 1) рыболовство, 2) охота, 3) растениеводство, 4) животноводство».

4. Самостоятельное применение знаний:

Какие изменения в жизни восточных славян произошли после возникновения государства Древняя Русь?

По ходу обсуждения на доске заполняется таблица 1:

Таблица 1

Вопросы для сравнения

Восточные славяне

Древняя Русь

Как назывались объединения людей?

Роды и племена

Единое государство

Кто управлял?

Старейшины, князья

Великий князь

Где жили?

В посёлках

В городах и посёлках

В каких богов верили?

В обожествлённые силы природы

В единого Бога Иисуса Христа

зад. 3, с.11 в рабочей тетради к учебнику

Соедини изображения князей с их делами.

5. Рефлексия урока.

Назовите ключевые слова урока.

Когда же на Руси было образовано первое государство? (В конце /Х века, в 882 году).

Докажите, что в /Х – Х/ веках в Древней Руси было создано государство? (Признаки государства: 1.«Племена объединились» - единая территория, границы. 2.Киев – столица. 3. Великий князь - правительство, законы. 4. Сильная дружина - служба порядка.)

Отрицание величия России есть страшное ограбление человечества.

Бердяев Николай Александрович

Зарождение древнерусского государства Киевская Русь является одной из самых больших тайн в истории. Конечно, существует официальная версия, дающая многие ответы, но у нее есть один недостаток – она напрочь отметает все, что было со славянами до 862 года. Неужели все обстоит настолько плохо, как то пишут в западных книгах, когда славян сравнивают с полу дикими людьми, которые сами управлять не в состоянии и для этого были вынуждены обратиться к постороннему человеку, варягу, чтобы тот научил их уму разуму? Конечно, это преувеличение, поскольку такой народ не могут до этого времени дважды штурмом взять Византию, а ведь наши предки это сделали!

В данном материале мы будем придерживаться основной политики нашего сайта – изложение фактов, которые доподлинно известны. Так же на этих страницах мы укажем на основные моменты, которые историками обходятся под различными предлогами, но на наш взгляд они могут пролить свет на то, что происходило на наших землях в то далекое время.

Образование государства Киевская Русь

Современная история выдвигает две основные версии, согласно которым произошло образование государства Киевская Русь:

  1. норманнская. Данная теория опирается на довольно сомнительный исторический документ – «Повесть временных лет». Также сторонники норманнской версии говорят о различных записях у европейских ученых. Данная версия является базовой и принимается историей. Согласно ей древние племена восточных общин не могли управлять собой самостоятельно и призвали трех варяг - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора.
  2. антинорманская (русская). Нормандская теория, несмотря на общепризнанность, выглядит довольно спорно. Ведь в ней нет ответа на даже простой вопрос, кто же такие варяги? Впервые антинорманские высказывания сформулировал великий ученый Михаил Ломоносов. Этот человек отличался тем, что активно отстаивал интересы своей Родины и во всеуслышание заявил, что история древнерусского государства написана немцами и не имеет под собой никакой логики. Немцы в данном случае это не нация, как таковая, а собирательный образ, которым называли всех иноземцев, которые говорили не по-русски. Их называли немыми, отсюда и немцы.

Фактически до конца 9 века в летописях не осталось ни одного упоминания о славянах. Это довольно странно, поскольку здесь жили довольно цивилизованные люди. Этот вопрос очень подробно разобран в материале, про гуннов, которые по многочисленным версиям были никем иными, как русскими. Сейчас хочется отметить, что когда Рюрик пришел в древнерусское государство, там были города, корабли, своя культура, свой язык, свои традиции и обычаи. Да и города были достаточно хорошо укрепленными с военной точки зрения. Как то слабо это связывается с общепринятой версией, что наши предки в то время с палкой-копалкой бегали.

Древнерусское государство Киевская Русь было образовано в 862 году, когда варяг Рюрик пришел управлять в Новгород. Интересный момент заключается в том, что свое правление страной сей князь осуществлял из Ладоги. В 864 г. сподвижники новгородского князя Аскольд и Дир отправились вниз по Днепру и обнаружили город Киев, в котором и стали править. После смерти Рюрика опеку над его малолетним сыном взял Олег, который отправился в поход на Киев, убил Аскольда и Дира и овладел будущей столицей страны. Произошло это в 882 году. Поэтому образование Киевской Руси вполне можно отнести к этой дате. В период правления Олега владения страны расширялась за счет завоевания новых городов, а также происходило укрепление международного могущества, в результате войн с внешними врагами, такими, как Византия. Между новгородским и киевскими князьями были добропорядочные отношения, и их незначительные стыки не приводили к крупным войнам. Достоверных сведений на этот счет не сохранилось, но многие историки говорят, что эти люди были братьями и только кровные узы сдерживали кровопролитие.

Становление государственности

Киевская Россия была по-настоящему могущественным государством, уважаемым в других странах. Ее политическим центром был Киев. Это была столица, которая по своей красоте и богатству не имела себе равных. Неприступный город-крепость Киев на берегу Днепра долгое время был оплотом Руси. Этот порядок был нарушен в результате первых раздробленностей, которые нанесли урон могуществу государства. Завершилось же все нашествием татаро-монгольских войск, которые буквально сравняли с землей «мать городов русских». По сохранившимся записям современников того страшного события – Киев был разрушен до основания и утратил навсегда свою красоту, значимость и богатство. С тех пор статус первого города ему не принадлежала.

Интересным является выражение «мать городов русских», которое и по сей день активно применяется людьми из разных стран. Здесь мы сталкиваемся с очередной попыткой фальсификации истории, поскольку в тот момент, когда Олег захватил Киев, Русь уже существовала, и столицей ее был Новгород. Да и в сам стольный киев-град князья попали, спустившись по Днепру от Новгорода.


Междоусобные войны и причины распада древнерусского государства

Междоусобный войны это тот страшный кошмар, которые долгие десятилетия мучил русские земли. Причиной этих событий было отсутствие внятной системы престолонаследия. В древнерусском государстве сложилась ситуация, когда после одного правителя оставалось огромное количество претендентов на трон – сыновья, братья, племянники и т.д. И каждый из них стремился реализовать свое право на управление Русью. Это неминуемо приводило к войнам, когда верховная власть утверждалась оружием.

В борьбе за власть отдельные претенденты не чурались ни чем, даже братоубийством. Широко известна история о Святополке Окаянном, который убил своих братьев, за что и получил это прозвище. Несмотря на противоречия, царившие внутри Рюриковичей, Киевская Русь управлялась великим князем.

Во многом именно междоусобные войны привели древнерусское государство к состоянию близкому к краху. Случилось это в 1237 году, когда древнерусские земли впервые услышали о татаро-монголах. Страшные беды принесли они нашим предкам, но внутренние проблемы, разобщенность и нежелание князей отстаивать интересы других земель привели к великой трагедии, и на долгие 2 века Русь попала в полную зависимость от Золотой Орды.

Все эти события привели ко вполне прогнозируемому итогу – древнерусские земли стали распадаться. Датой начала этого процесса принято считать 1132 год, который ознаменовался смертью князя Мстислава, прозванного в народе Великим. Это привело к тому, что два города Полоцк и Новгород отказались признавать власть его приемника.

Все эти события привели распаду государства на мелкие уделы, которые управляли отдельные властители. Оставалась, конечно, и главенствующая роль великого князя, но данный титул походил больше на корону, которую применял только сильнейший в результате очередных междоусобиц.

Ключевые события

Киевская Русь это первая форма российской государственности, которая имела немало великих страниц в своей истории. В качестве основных событий эпохи киевского возвышения можно выделить следующие:

  • 862 г. – приход варяга-Рюрика в Новгород на княжение
  • 882 г. – Вещий Олег захватил Киев
  • 907 г. – поход на Константинополь
  • 988 г. – Крещение Руси
  • 1097 г. – Любечский съезд князей
  • 1125-1132 гг. – княжение Мстислава Великого

На протяжении VI-IХ вв. у восточных славян шел процесс классообразования и создания предпосылок феодализма. Территория, на которой начала складываться древнерусская государственность, находилась в месте пересечения путей, по которым шла миграция народов и племен, пролегали кочевые трассы. Южнорусские степи были ареной бесконечной борьбы перемещающихся племен и народов. Нередко славянские племена нападали на пограничные регионы Византийской империи.


В VII в. в степях между Нижней Волгой, Доном и Северным Кавказом образовалось хазарское государство. Славянские племена в районах Нижнего Дона и Азова попали под его владычество, сохранив, однако, определенную автономию. Территория хазарского царства распространялась до Днепра и Черного моря. В начале VIII в. арабы нанесли хазарам сокрушительное поражение, и через Северный Кавказ глубоко вторглись на север, дойдя до Дона. Большое число славян - союзников хазар - было взято в плен.



С севера в русские земли проникают варяги (норманны, викинги). В начале VIII в. они обосновываются вокруг Ярославля, Ростова и Суздаля, установив контроль над территорией от Новгорода до Смоленска. Часть северных колонистов проникает в южную Россию, где они смешиваются с русами, приняв их наименование. В Тмутаракане образуется столица русско-варяжского каганата, вытеснившего хазарских правителей. В своей борьбе противники обращались за союзом к константинопольскому императору.


В такой сложной ооетановке происходила консолидация славянских племен в политические союзы, которые стали зародышем оформления единой восточнославянской государственности.


Фото активные туры

В IX в. в результате многовекового развития восточнославянского общества образовалось раннефеодальное государство Русь с центром в Киеве. Постепенно в Киевской Руси объединились все восточнославянские племена.


Рассматриваемая в работе тема истории Киевской Руси представляется не только интересной, но и весьма актуальной. Последние годы прошли под знаком перемен во многих областях жизни россиян. Изменился образ жизни многих людей, изменилась система жизненных ценностей. Знание истории России, духовных традиций русского народа, весьма важно для повышения национального самосознания россиян. Признаком возрождения нации является и все возрастающий интерес к историческому прошлому русского народа, к его духовным ценностям.


ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В IX веке

Время с VI по IX в.- это еще последняя стадия первобытно-общинного строя, время образования классов и незаметного, на первый взгляд, но неуклонного роста предпосылок феодализма. Ценнейшим памятником, содержащим сведения о начале Русского государства, является летописный свод «Повесть временных лет, откуда пошла Русская земля, и кто в Киеве начал первый княжить и откуда Русская земля стала», составленный киевским монахом Нестором около 1113 г.

Начав свой рассказ, как и все средневековые историки, со всемирного потопа, Нестор повествует о расселении в древности западных и восточных славян в Европе. Он делит восточнославянские племена на две группы, уровень развития которых, согласно его описанию, был неодинаков. Одни из них жили, по его выражению, «зверинским образом», сохраняя черты родового строя: кровную месть, пережитки матриархата, отсутствие брачных запретов, «умыкание» (похищение) жен и т. д. Этим племенам Нестор противопоставляет полян, в земле которых был построен Киев. Поляне - это «смысленные мужи», у них уже утвердилась патриархальная моногамная семья и, очевидно, изживалась кровная месть (они «отличаются кротким и тихим нравом»).

Далее Нестор повествует о том, как был создан город Киев. Княживший там князь Кий, по рассказу Нестора, приезжал в Константинополь в гости к императору Византии, который принял его с большими почестями. Возвращаясь из Константинополя, Кий построил город на берегу Дуная, предполагая обосноваться здесь надолго. Но местные жители враждебно отнеслись к нему, и Кий вернулся на берега Днепра.


Первым историческим событием на пути создания Древнерусского государств Нестор считал образование княжества полян в Среднем Приднепровье. Сказание о Кии и его двух братьях распространилось далеко на юг, и было занесено даже в Армению.


Ту же картину рисуют византииские писатели VI в. В царствование Юстиниана огромные массы славян продвинулись к северным рубежам Византийской империи. Византийские историки красочно описывают вторжение в пределы империи славянских войск, уводивших пленных и увозивших богатую добычу, заселение империи славянскими колонистами. Появление на территории Византии славян, у которых господствовали общинные отношения, содействовало изживанию здесь рабовладельческих порядков и развитию Византии по пути от рабовладельческого строя к феодализму.



Успехи славян в борьбе с могущественной Византией свидетельствуют о сравнительно высоком для того времени уровне развития славянского общества: уже появились материальные предпосылки для снаряжения значительных военных экспедиций, а строй военной демократии позволял объединять крупные массы славян. Далёкие походы содействовали усилению власти князей и в коренных славянских землях, где создавались племенные княжения.


Археологические данные вполне подтверждают слова Нестора о том, что ядро будущей Киевской Руси начало складываться на берегах Днепра тогда, когда славянские князья совершали походы в Византию и на Дунай, во времена, предшествующие нападениям хазар (VII в.).


Создание значительного племенного союза в южных лесостепных областях облегчало продвижение славянских колонистов не только в юго-западном (на Балканы), но и в юго-восточном направлении. Правда, степи были заняты различными кочевниками: болгарами, аварами, хазарами, но славяне Среднего Приднепровья (Русской земли) сумели, очевидно, и оградить свои владения от их вторжений, и проникнуть в глубь плодородных чернозёмных степей. В VII-IX вв. славяне жили и в восточной части хазарских земель, где-то в Приазовье, участвовали совместно с хазарами в военных походах, нанимались на службу к кагану (хазарскому правителю). На юге славяне жили, очевидно, островками среди других племён, постепенно ассимилируя их, но в то же время и воспринимая элементы их культуры.


На протяжении VI-IX вв. росли производительные силы, видоизменялись родоплеменные институты, шёл процесс классообразования. В качестве важнейших явлений в жизни восточного славянства на протяжении VI-IX вв. следует отметить развитие пашенного земледелия и выделение ремесла; распад родовой общины как трудового коллектива и выделение из неё индивидуальных крестьянских хозяйств, образующих соседскую общину; рост частной земельной собственности и формирование классов; превращение племенного войска с его оборонительными функциями в дружину, господствующую над соплеменниками; захват князьями и знатью племенной земли в личную наследственную собственность.


К IX в. повсеместно на территории расселения восточных славян образовалась значительная площадь расчищенных от леса пахотных земель, свидетельствовавшая о дальнейшем развитии производительных сил при феодализме. Объединением небольших родовых общин, для которого характерно известное единство культуры, являлось древнеславянское племя. Каждое из этих племен собирало народное собрание (вече) Постепенно усиливалась власть племенных князей. Развитие межплеменных связей, оборонительные и наступательные союзы, организация совместных походов и, наконец, подчинение сильными племенами своих более слабых соседей - все это приводило к укрупнению племен, к объединению их в более значительные группы.


Описывая время, когда происходил переход от родоплеменных отношений к государству, Нестор отмечает, что в различных восточнославянских областях были «свои княжения». Это подтверждается и данными археологии.



Образование раннефеодального государства, постепенно подчинившего себе все восточнославянские племена, стало возможным лишь тогда, когда несколько сгладились различия между югом и севером с точки зрения условий ведения сельского хозяйства, когда и на севере оказалось достаточное количество распаханных земельных пространств и потребность в тяжелом коллективном труде по подсеке и корчевке леса значительно уменьшилась. Вследствие этого произошло выделение крестьянской семьи как нового производственного коллектива из патриархальной общины.


Разложение первобытнообщинного строя у восточных славян происходило в то время, когда рабовладельческий строй уже изжил себя во всемирно-историческом масштабе. В процессе классообразования Русь пришла к феодализму, минуя рабовладельческую формацию.


В IX-Х вв. формируются антагонистические классы феодального общества. Повсеместно увеличивается количество дружинников, усиливается их дифференциация, идёт выделение из их среды знати - бояр и князей.


Важным в истории возникновения феодализма является вопрос о времени появления на Руси городов. В условиях родоплеменного строя существовали определенные центры, где собирались племенные веча, выбирался князь, совершалась торговля, производились гадания, решались судебные дела, приносились жертвы богам и отмечались важнейшие даты года. Иногда такой центр становился средоточием важнейших видов производства. Большинство этих древних центров превратилось позднее в средневековые города.


В IX-Х вв. феодалы создали ряд новых городов, служивших как целям обороны от кочевников, так и целям господства над закрепощаемым населением. В городах концентрировалось и ремесленное производство. Старое название «град», «город», обозначавшее укрепление, стало применяться уже к настоящему феодальному городу с детинцем-кремлем (крепостью) в центре и обширным ремесленно-торговым посадом.


При всей постепенности и медленности процесса феодализации можно все же указать определенную грань, начиная с которой имеются основания говорить о феодальных отношениях на Руси. Этой гранью является IX столетие, когда у восточных славян уже образовалось феодальное государство.


Объединенные в единое государство земли восточнославянских племен получили название Руси. Доводы историков-«норманнистов», пытавшихся объявить создателями Древнерусского государства норманнов, называвшихся тогда на Руси варягами, неубедительны. Эти историки заявляли, что под Русью летописи подразумевали варягов. Но как уже было показано, предпосылки для образования государств у славян складывались на протяжении многих веков и к IX в. дали заметный результат не только в западнославянских землях, куда никогда не проникали норманны и где возникла Великоморавская держава, но и в землях восточнославянских (в Киевской Руси), где норманны появлялись, грабили, уничтожали представителей местных княжеских династий и иногда сами становились князьями. Очевидно, что норманны не могли ни содействовать, ни серьезно мешать процессу феодализации. Название же Русь стало употребляться в источниках применительно к части славянства за 300 лет до появления варягов.


Впервые упоминание о народе рос встречается в середине VI в., когда сведения о нем достигли уже Сирии. Поляне, называемые, по словам летописца, русью, становятся основой будущей древнерусской народности, а их земля - ядром территории будущего государства - Киевской Руси.


Среди известий, принадлежащих Нестору, уцелел один отрывок, в котором описывается Русь до появления там варягов. «Вот те славянские области, - пишет Нестор, - которые входят в состав Руси - поляне, древляне, дреговичи, полочане, новгородские словене, северяне...»2. Этот список включает только половину восточнославянских областей. В состав Руси, следовательно, в то время еще не входили кривичи, радимичи, вятичи, хорваты, уличи и тиверцы. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия


ДРЕВНЯЯ РУСЬ КОНЦА IX – НАЧАЛА ХII в.

Во второй половине IX в. новгородский князь Олег объединил в своих руках власть над Киевом и Новгородом. Это событие летопись датирует 882 г. Образование в результате возникновения антагонистических классов раннефеодального Древнерусского государства (Киевской Руси) было переломным моментом в истории восточных славян.


Процесс объединения восточнославянских земель в составе Древнерусского государства был сложным. В ряде земель киевские князья встречали серьёзное сопротивление со стороны местных феодальных и племенных князей и их «мужей». Сопротивление это подавлялось силой оружия. В княжение Олега (конец IX - начало Х в.) уже взималась постоянная дань с Новгорода и с земель северо-русских (новгородские или ильменские славене), западно-русских (кривичи) и северо-восточных. Киевский князь Игорь (начало Х в.) в результате упорной борьбы подчинил земли уличей и тиверцев. Таким образом, граница Киевской Руси была продвинута за Днестр. Длительная борьба продолжалась с населением Древлянской земли. Игорь увеличил размеры взимавшейся с древлян дани. Во время одного из походов Игоря в Древлянскую землю, когда он решил собрать двойную дань, древляне разбили княжескую дружину и убили Игоря. В княжение Ольги (945-969), жены Игоря, земля древлян была окончательно подчинена Киеву.


Территориальный рост и укрепление Руси продолжались при Святославе Игоревиче (969-972) и Владимире Святославиче (980-1015). В состав Древнерусского государства вошли земли вятичей. Власть Руси распространилась на Северный Кавказ. Территория Древнерусского государства расширилась и в западном направлении, включив Червенские города и Карпатскую Русь.


С образованием раннефеодального государства создались более благоприятные условия для поддержания безопасности страны и ее экономического роста. Но укрепление этого государства было связано с развитием феодальной собственности и дальнейшим закабалением ранее свободного крестьянства.

Верховная власть в Древнерусском государстве принадлежала великому киевскому князю. При княжеском дворе жила дружина, делившаяся на «старшую» и «младшую». Бояре из боевых соратников князя превращаются в землевладельцев, его вассалов, вотчинников. В XI-XII вв. происходит оформление боярства как особого сословия и закрепление его правового статуса. Вассалитет формируется как система отношений с князем-сюзереном; его характерными признаками становятся специализация вассальной службы, договорный характер отношений и экономическая самостоятельность вассала4.


Княжеские дружинники принимали участие в управлении государством. Так, князь Владимир Святославич вместе с боярами обсуждал вопрос о введении христианства, о мерах борьбы с «разбоями» и решал другие дела. В отдельных частях Руси правили свои князья. Но великий киевский князь стремился заменить местных правителей своими ставленниками.


Государство содействовало укреплению господства феодалов на Руси. Аппарат власти обеспечивал поступление дани, взимавшейся деньгами и натурой. Трудовое население выполняло и ряд других повинностей - военную, подводную, участвовало в постройке крепостей, дорог, мостов и т. д. Отдельные княжеские дружинники получали в управление целые области с правом взимать дань.


В середине Х в. при княгине Ольге были определены размеры повинностей (даней и оброков) и установлены временные и постоянные становища и погосты, в которых производился сбор дани.



Нормы обычного права складывались у славян с глубокой древности. С возникновением и развитием классового общества и государства, наряду с обычным правом и постепенно заменяя его, появились и развивались письменные законы, охранявшие интересы феодалов. Уже в договоре Олега с Византией (911 г.) упомянут «закон русский». Сборником письменных законов является «Русская правда» так называемой «Краткой редакции» (конец XI - начало XII в.). В ее составе сохранилась «Древнейшая правда», записанная, по видимому, в начале XI в, но отразившая некоторые нормы обычного права. В ней говорится еще о пережитках первобытнообщинных отношений, например о кровной мести. Закон рассматривает случаи замены мести денежным штрафом в пользу родственников пострадавшего (впоследствии в пользу государства).


Вооруженные силы Древнерусского государства состояли из дружины великого князя, дружин, которые приводили подчиненные ему князья и бояре, и народного ополчения (воев). Численность войска, с которым князья выступали в походы, доходила иногда до 60-80 тыс. Важную роль в вооруженных силах продолжало играть пешее народное ополчение. Использовались на Руси и отряды наемников - кочевников степей (печенегов), а также половцев, венгров, литовцев, чехов, поляков, варягов-норманнов, но роль их в составе вооруженных сил была незначительна. Древнерусский флот состоял из судов, выдолбленных из деревьев и обшитых по бортам досками. Русские суда плавали по Черному, Азовскому, Каспийскому и Балтийскому морям.


Внешняя политика Древнерусского государства выражала интересы растущего класса феодалов, расширявшего свои владения, политическое влияние и торговые связи. Стремясь к покорению отдельных восточнославянских земель, киевские князья приходили в столкновение с хазарами. Продвижение к Дунаю, стремление овладеть торговым путем по Чёрному морю и крымским побережьем приводило к борьбе русских князей с Византией, старавшейся ограничить влияние Руси в Причерноморье. В 907 г. князь Олег организовал поход морем на Константинополь. Византийцы вынуждены были просить русских о заключении мира и заплатить контрибуцию. По мирному договору 911г. Русь получила право беспошлинной торговли в Константинополе.


Киевские князья предпринимали походы и в более отдаленные земли - за Кавказский хребет, к западному и южному побережьям Каспийского моря (походы 880, 909, 910, 913-914 гг.). Расширение территории Киевского государства особенно активно стало осуществляться при правлении сына княгини Ольги, Святослава (походы Святослава - 964-972 гг.) Первый удар он нанес по империи хазар. Были захвачены их главные города на Дону и Волге. Святослав даже планировал обосноваться в этом регионе, став преемником разрушенной им империи6.


Затем русские дружины выступили на Дунай, где захватили город Переяславец (ранее принадлежавший болгарам), который Святослав решил сделать своей столицей. Подобные политические амбиции показывают, что киевские князья еще не связывали идею политического центра своей империи именно с Киевом.


Опасность, пришедшая с Востока, - нашествие печенегов, заставила киевских князей больше внимания уделять внутреннему устройству собственного государства.


ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

В конце Х в. на Руси было официально введено христианство. Развитие феодальных отношений подготовило замену языческих культов новой религией.


Восточные славяне обожествляли силы природы. Среди почитаемых ими богов первое место занимал Перун - бог грома и молнии. Даждъ-бог был богом солнца и плодородия, Стрибог - богом грозы и непогоды. Богом богатства и торговли считался Волос, творцом всей человеческой культуры - бог-кузнец Сварог.


Христианство рано стало проникать на Русь в среду знати. Ещё в IX в. константинопольский патриарх Фотий отмечал, что Русь переменила «языческое суеверие» на «христианскую веру»7. Христиане были среди дружинников Игоря. Христианство приняла княгиня Ольга.


Владимир Святославич, крестившись в 988 г. и оценив политическую роль христианства, решил сделать его государственной религией на Руси. Принятие Русью христианства произошло в сложной внешнеполитической обстановке. В 80-х годах Х в. византийское правительство обратилось к киевскому князю с просьбой о военной помощи для подавления восстаний в подвластных землях. В ответ Владимир потребовал от Византии союза с Русью, предлагая скрепить его своей женитьбой на Анне, сестре императора Василия II. Византийское правительство было вынуждено на это согласиться. После брака Владимира и Анны христианство было официально признано религией Древнерусского государства.


Церковные учреждения на Руси получили большие земельные пожалования и десятину из государственных доходов. На протяжении XI в. были основаны епископии в Юрьеве и Белгороде (в Киевской земле), Новгороде, Ростове, Чернигове, Переяславле-Южном, Владимире-Волынском, Полоцке и Турове. В Киеве возникло несколько крупных монастырей.


Народ встретил враждебно новую веру и её служителей. Христианство насаждалось насильственно, и христианизация страны затянулась на несколько столетий. Дохристианские («языческие») культы долго продолжали жить в народной среде.


Введение христианства было прогрессом в сравнении с язычеством. Вместе с христианством русские получили некоторые элементы более высокой византийской культуры, приобщились, как и другие европейские народы, к наследию античности. Введение новой религии повысило международное значение древней Руси.


РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РУСИ

Время с конца Х до начала XII в. является важным этапом в развитии феодальных отношений на Руси. Это время харакризуется постепенной победой феодального способа производства на значительной территории страны.


В сельском хозяйстве Руси господствовало устойчивое полевое земледелие. Скотоводство развивалось медленнее, чем земледелие. Несмотря на относительное увеличение сельскохозяйственного производства, урожаи собирались низкие. Частыми явлениями были недород и голод, подрывавшие кресгьяпское хозяиство и способствовавшие закабалению крестьян. В экономике сохраняли большое значение охота, рыболовство, бортничество. Меха белок, куниц, выдр, бобров, соболей, лисиц, а также мед и воск шли на внешний рынок. Лучшие охотничьи и рыболовные участки, леса с бортными угодьями захватывались феодалами.


В XI и начале XII в. часть земли эксплуатировалась государством путем взимания с населения дани, часть земельной площади находилась в руках отдельных феодалов как имения, которые могли передаваться по наследству (впоследствии они стали называться вотчинами), и владения, полученные от князей во временное условное держание.


Господствующий класс феодалов сложился из местных князей и бояр, которые попали в зависимосгь от Киева, и из мужей (дружинников) киевских князей, которые получали в управление, в держание или в вотчину земли, «примученные» ими и князьями. Киевские великие князья сами имели крупные земельные владения. Раздача князьями земли дружинникам, укрепляя феодальные производственные отношения, была в то же время одним из средств, применявшихся государством для подчинения местного населения своей власти.


Земельная собственность охранялась законом. Рост боярского и церковного землевладения был тесно связан с развитием иммунитета. Земля, являвшаяся раньше крестьянской собственностью, попадала в собственность феодала «с данью, вирами и продажами», т. е. с правом сбора с населения податей и судебных штрафов за убийство и за другие преступления, а, следовательно, с правом суда.


С переходом земель в собственность отдельных феодалов крестьяне разными путями попадали к ним в зависимосгь. Одних крестьян, лишенных средств производства, землевладельцы закабаляли, используя их нужду в орудиях труда, инвентаре, семенах и т.п. Другие крестьяне, сидевшие на земле, обложенной данью, владевшие своими орудиями производств, принуждались государством силой к переходу с землей под вотчинную власть феодалов. По мере расширения вотчин и закабаления смердов термин челядь, ранее обозначавший рабов, стал распространяться на всю массу зависимого от землевладельца крестьянства.


Крестьяне, попавшие в кабалу к феодалу, юридически оформленную особым договором - рядом, носили название закупов. Они получали от землевладельца участок земли и ссуду, которую отрабатывали в хозяйстве феодала господским инвентарём. За побег от господина закуны превращались в холопов - рабов, лишенных всяких прав. Отработочная рента - барщина, полевая и замковая (строительство укреплений, мостов, дорог и т. п.), сочеталась с нагуральным оброком.


Формы социального протеста народных масс против феодального строя были разнообразны: ог бегства от своего владельца до вооружённого «разбоя», от нарушения границ феодальных имений, поджогов принадлежавших князьям бортных деревьев до открытого восстания. Крестьяне боролись против феодалов и с оружием в руках. При Владимире Святославиче «разбои» (как часто называли в то время вооружённые выступления крестьян) стали распространённым явлением. В 996 г. Владимир по совету духовенства решил применять в отношении «разбойников» смертную казнь, но затем, укрепив аппарат власти и, нуждаясь в новых источниках дохода на содержание дружины, заменил казнь денежным штрафом - вирой. Ещё больше внимания уделяли князья борьбе с народными движениями в XI в.


В начале XII в. происходило дальнейшее развитие ремесла. В деревне, в условиях госнодства натурального хозяйства, изготовление одежды, обуви, утвари, земледельческого инвентаря и т. д. было домашним производством, ещё не отделившимся от земледелия. С развитием феодального строя часть общинных ремесленников переходила в зависимость от феодалов, другие покидали деревню и уходили под стены княжеских замков и крепостей, где создавались ремесленные посады. Возможность разрыва ремесленника с деревней была обусловлена развитием земледелия, способного обеспечить городское население продуктами и начавшимся отделением ремесла от сельского хозяйства.


Центрами развития ремесла становились города. В них к XII в. насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Русские ремесленники XI-XII вв. производили более 150 видов железных и стальных изделий, их продукция играла важную роль в развитии товарных связей города с деревней. Древнерусские ювелиры знали искусство чеканки цветных металлов. В ремесленных мастерских изготовлялись орудия труда, оружие, предметы быта, украшения.


Своими изделиями Русь завоевала известность в тогдашней Европе. Однако общественное разделение труда в стране в целом было слабым. Деревня жила натуральным хозяйством. Проникновение в деревню из города мелкорозничных торговцев не нарушало натурального характера сельской экономики. Центрами внутренней торговли были города. Но и городское товарное производство не изменяло натурально-хозяйственной основы экономики страны.


Более развитой являлась внешняя торговля Руси. Русские купцы торговали во владениях Арабского халифата. Днепровский путь связывал Русь с Византией. Русские купцы ездили из Киева в Моравию, Чехию, Польшу, Южную Германию, из Новгорода и Полоцка - по Балтийскому морю в Скандинавию, Польское Поморье и далее на запад. С развитием ремесла увеличился вывоз ремесленных изделий.


В качестве денег ходили слитки серебра, иностранные монеты. Князья Владимир Святославич и его сын Ярослав Владимирович выпускали (хотя и в небольшом количестве) чеканенную серебряную монету. Однако и внешняя торговля не меняла натурального характера хозяйства Руси.


С ростом общественного разделения труда развивались города. Они возникали из крепостей-замков, постепенно обраставших посадами, и из торгово-ремеслен-ных поселков, вокруг которых возводились укрепления. Город был связан с ближайшей сельской округой, продуктами которой он жил и население которой обслуживал ремесленными изделиями. В летописных известиях IX-Х вв. упомянуто 25 городов, в известиях XI в.-89. Расцвет древнерусских городов падает на XI- XII вв.


В городах возникали ремесленные и купеческие объединения, хотя здесь и не сложился цеховой строй. Кроме свободных ремесленников, в городах жили и вотчинные ремесленники, являвшиеся холопами князей и бояр. Городскую знать составляло боярство. Крупные города Руси (Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород, Смоленск и др.) были административными, судебными и военными центрами. В то же время, окрепнув, города содействовали процессу политического дробления. Это было закономерным явлением в условиях господства натурального хозяйства и при слабости экономических связей между отдельными землями.



ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА РУСИ

Государственное единство Руси не было прочным. Развитие феодальных отношений и усиление могущества феодалов, а также рост городов, как центров местных княжеств, вели к изменениям в политической надстройке. В XI в. во главе государства по-прежнему стоял великий князь, но зависимые от него князья и бояре приобрели крупные земельные владения в разных частях Руси (в Новгороде, Полоцке, Чернигове, на Волыни и т. д.). Князья отдельных феодальных центров укрепили собственный аппарат власти и, опираясь на местных феодалов, стали рассматривать свои княжения как отчнны, т. е. наследственные владения. Экономически они уже почти не зависели от Киева, напротив, киевский князь был заинтересован в поддержке с их стороны. Политическая зависимость от Киева тяготила местных феодалов и князей, правивших в отдельных частях страны.


После смерти Владимира в Киеве стал князем его сын Святополк, убивший своих братьев Бориса и Глеба и начавший упорную борьбу с Ярославом. В этой борьбе Святополк использовал военную помощь польских феодалов. Тогда в Киевской земле началось массовое народное движение против польских захватчиков. Ярослав, поддержанный новгородскими горожанами, нанёс Святополку поражение и занял Киев.


В княжение Ярослава Владимировича, прозванного Мудрым (1019-1054), около 1024 г. всиыхнуло большое восстание смердов на северо-востоке, в Суздальской земле. Поводом к нему явился сильный голод. Многие участники подавленного восстания были заточены в тюрьмы или казнены. Однако движение продолжалось до 1026 г.


В княжение Ярослава продолжалось укрепление и дальнейшее расширение границ Древнерусского государства. Однако признаки феодального дробления государства проявлялись всё отчётливее.


После смерти Ярослава государственная власть перешла к трём его сыновьям. Старшинство принадлежало Изяславу, который владел Киевом, Новгородом и другими городами. Его соправителями были Святослав (правивший в Чернигове и Тмутаракани) и Всеволод (княживший в Ростове, Суздале и Переяславле). В 1068 г. на Русь напали кочевники-половцы. Русские войска были разбиты на реке Альте. Изяслав и Всеволод бежали в Киев. Это ускорило антифеодальное восстание в Киеве, которое давно назревало. Восставшие разгромили княжеский двор, освободили из тюрьмы и возвели на княжение Всеслава Полоцкого, ранее (во время междукняжеской усобицы) заточённого своими братьями. Однако скоро он ушёл из Киева, а Изяслав через несколько месяцев с помощью польских войск, прибегнув к обману, снова занял город (1069 г.) и учинил кровавую расправу.


Городские восстания были связаны с движением крестьянства. Поскольку антифеодальные движения были направлены и против христианской церкви, во главе восставших крестьян и горожан иногда оказывались волхвы. В 70-х годах XI в. произошло крупное народное движение в Ростовской земле. Народные движения происходили и в других местах Руси. В Новгороде, например, массы городского населения во главе с волхвами выступили против знати, возглавленной князем и епископом. Князь Глеб при помощи военной силы расправился с восставшими.


Развитие феодального способа производства неизбежно приводило к полигическому раздроблению страны. Классовые противоречия заметно усилились. Разорение от эксплуатации и княжеских усобиц усугублялось последствиями неурожаев и голода. После смерти Святополка в Киеве произошло восстание городского населения и крестьян из окрестных деревень. Напуганная знать и купечество пригласили княжить в Киев Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125), князя переяславского. Новый князь был вынужден для пресечения восстания пойти на некоторые уступки.


Владимир Мономах проводил политику усиления великокняжеской власти. Владея, кроме Киева, Переяславлем, Суздалем, Ростовом, управляя Новгородом и частью Юго-Западной Руси, он одновременно старался подчинить себе и другие земли (Минскую, Волынскую и др.). Однако вопреки политике Мономаха продолжался процесс раздробления Руси, вызванный экономическими причинами. Ко второй четверти XII в. Русь окончательно раздробилась на множество княжеств.


КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Культура древней Руси - это культура раннефеодального общества. В устном поэтическом творчестве отразился жизненныи опыт народа, запечатленный в пословицах и поговорках, в обрядности сельскохозяйственных и семейных праздников, из которой культовое языческое начало постепенно исчезло, обряды же превратились в народные игры. Скоморохи - бродячие актёры, певцы и музыканты, выходцы из народной среды, были носителями демократических тенденций в искусстве. Народные мотивы легли в основу замечательного песенного и музыкального творчества «вещего Бояна», которого автор «Слова о полку Игореве» называет «соловьем старого времени».


Рост народного самосознания нашёл особенно яркое выражение в историческом былинном эпосе. В нем народ идеализировал время политического единства Руси, хотя ещё и очень непрочного, когда крестьяне еще не были зависимы. В образе «крестьянского сына» Ильи Муромца, борца за независимость родины, воплощен глубокий патриотизм народа. Народное творчество оказывало воздействие на предания и легенды, складывавшиеся в феодальной светской и церковной среде, и помогало формированию древнерусской литературы.


Громадное значение для развития древнерусской литературы имело появление письменности. На Руси письменность возникла, по-видимому, довольно рано. Сохранилось известие о том, что славянский просветитель IX в. Константин (Кирилл) видел в Херсонесе книги, писанные «русскими письменами». Свидетельством наличия у восточных славян письменности ещё до принятия христианства является обнаруженный в одном из смоленских курганов глиняный сосуд начала Х в. с надписью. Значительное распространение письменность получила после принятия христианства.