Национальный состав населения ссср. Какие народы ссср испытали на себе ужасы депортации

Исполняется 67 лет с момента депортации чеченского и ингушского народов с территории Северного Кавказа в . Но, кроме чеченцев и ингушей, в СССР в разные годы были выселены еще... два десятка этносов, о которых почему-то не принято широко говорить в современной истории. Итак, кто, когда и за что из народов Советского Союза насильственно переселялся и почему?

Депортация целого народа - это печальная страница СССР 1930-1950-х гг., "ошибочность" или "преступность" которой вынуждены признать практически все политические силы . Аналогов подобному злодеянию в мире не было. В древние времена и в период средневековья народы могли уничтожить, согнать с насиженных мест с целью захвата его территорий, но организованно переселить его в другие, заведомо худшие условия, не додумался никто, как и ввести в пропагандистскую идеологию СССР такие понятия, как «народ-предатель», «наказанный народ» или «поруганный народ».

Какие народы СССР испытали на себе ужасы депортации?

Депортации были подвержены два десятка народов, населявших СССР, пояснили эксперты академии и биржевой торговли Masterforex-V. Это: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, балкарцы, калмыки, чеченцы, ингуши, крымские татары и турки-месхетинцы, болгары Одесской области, греки, румыны, курды, иранцы, китайцы, хемшилы и ряд других народов. Семь из вышеперечисленных народов при этом еще и лишились своей территориально-национальной автономии в СССР:

1. Финны . Первыми попали под репрессии, так называемые, «некоренные» народы СССР: сначала, еще в 1935 году, все финны были выселены из 100-километровой полосы в Ленинградской области и из 50-километровой полосы в Карелии. Уехали они довольно далеко - в Таджикистан и Казахстан.

2. Поляки и немцы . В конце февраля того же 1935 года с территории приграничных Киевской и Винницкой областей вглубь Украины было переселено более 40 тысяч поляков и немцев. «Иностранцев» планировалось выселить из 800-киллометровой приграничной зоны и из мест, где планировалось строить стратегические объекты.

3. Курды . В 1937 году советское руководство приступило к «очистке» приграничных территорий на Кавказе. Оттуда в Казахстан в спешном порядке были выселены все курды.

4. Корейцы и китайцы . В том же году из приграничных районов на Дальнем Востоке были выселены все местные корейцы и китайцы.

5. Иранцы . В 1938 году из находящихся возле границы районов в Казахстан депортировали иранцев.

6. Поляки . После раздела в 1939 году с новоприсоединенных территорий на север были переселены несколько сотен поляков.

Довоенная волна депортаций: что характерно для подобного выселения?

Для нее было характерно:

. удар наносился по диаспорам , имеющим свои национальные государства за пределами СССР или компактно проживающим на территории другой страны;

. люди выселялись только из приграничных районов ;

. выселение не напоминало спецоперацию , не проводилось молниеносно, как правило, людям давалось на сборы около 10 дней (это предполагало возможность незаметно уехать, чем и воспользовалась часть людей);

. все довоенные выселения были лишь превентивной мерой и не имели под собой никаких оснований , кроме надуманных опасений высшего руководства в Москве в вопросе "укрепления обороноспособности государства". То есть репрессированные граждане СССР, с точки зрения УК не совершили ни какого преступления, т.е. само наказание последовало еще до самого факта преступления.

Вторая волна массовых депортаций приходится на Великую Отечественную Войну

1. Немцы Поволжья. Первыми пострадали советские немцы. Они в полном составе были отнесены к потенциальным «коллаборантам». Всего в Советском Союзе насчитывалось 1 427 222 немцев, и в течение 1941 года подавляющее большинство их было переселено в Казахскую ССР. Автономная ССР Не?мцев Пово?лжья (существовала с 19 октября 1918 года до 28 августа 1941 года) была срочным образом ликвидирована, ее столица город Энгельс и 22 кантона бывшей АССР Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1941 г. были разделены и включены в состав Саратовской (15 кантонов) и Сталинградской (Волгоградской) (7 кантонов) областей РФ.

2. Греки, румыны, болгары и финны . Кроме немцев, другими превентивно переселенными народами стали греки, румыны, болгары и финны. Причины: союзниками гитлеровской Германии, напавшими на СССР в 1941 г, были Венгрия, Румыния, Италия, Финляндия и Болгария (последняя не посылала войска на территорию СССР)

3. Калмыки и карачаевцы. В конце 1943 - начале 1944 годов были подвержены наказанию калмыки и карачаевцы. Они были первыми, кого репрессировали в наказание за реальные действия.

4. Чеченцы и ингуши 21 февраля 1944 года был издан указ Л. Берии о депортации чеченцев и ингушей. Тогда же произошло принудительное выселение балкарцев, а через месяц за ними последовали кабардинцы.

5. Крымские татары. В мае-июне 1944 года преимущественно в были переселены крымские татары.

6. Турки, курды и хемшили . Осенью 1944 года с территории Закавказских республик в Среднюю Азию были переселены семьи этих народностей.

7. Украинцы . После окончания боевых действий на территории СССР частичной депортации подверглись сотни тысяч украинцев (из западной части республики), литовцев, латышей и эстонцев.

Что было характерным для второй волны депортаций?


. внезапность . Люди не могли даже догадываться, что завтра их всех выселят;

. молниеносность . Депортация целого народа происходила в предельно короткие сроки. Люди просто не успевали организоваться для какого-либо сопротивления;

. всеобщность . Представители определенной национальности выискивались и подпадали под наказание. Людей отзывали даже с фронта. Именно тогда граждане стали скрывать свою национальность;

. жестокость . Против тех, кто пытался бежать, применялось оружие. Условия транспортировки были ужасными, людей везли в товарных вагонах, не кормили, не лечили, не обеспечивали всем необходимым. На новых местах ничего не было готово для жизни, депортированных часто высаживали просто в голой степи;

. высокая смертность. По некоторым данным, потери в пути составляли до 30-40% от числа вынужденных переселенцев. Еще 10-20% не удавалось пережить первую зиму на новом месте.

За что же Сталин репрессировал целые народы?

Инициатором большинства депортаций был нарком НКВД Лаврентий Берия, именно он подавал главнокомандующему докладные с рекомендациями. Но решение принимал и ответственность за все, что происходило в стране, нес лично он. Какие же причины считались достаточными, чтобы лишить родины целый народ, бросив его вместе с детьми и стариками в безлюдной, холодной степи?
1. Шпионаж . В этом обвиняли без исключения все репрессированные народы. «Некоренные» шпионили в пользу своих метрополий. Корейцы с китайцами в пользу Японии. А коренные сообщали информацию немцам.

2. Коллаборационизм . Касается выселенных во время войны. Имеется в виду служба в армии, полиции и других структурах, организованных немцами. Например, немецкий фельдмаршал Эрих фон Манштейн писал:"…Большинство татарского населения Крыма было настроено весьма дружественно по отношению к нам. Нам удалось сформировать из татар вооруженные роты самообороны, задача которых заключалась в охране своих селений от нападений скрывавшихся в горах Яйлы партизан". В марте 1942 года в ротах самообороны служило уже 4 тыс. человек, а ещё 5 тыс. человек находились в составе резерва. К ноябрю 1942 г было создано 8 батальонов, в 1943 г еще 2. Численность крымских татар в составе фашистских войск в Крыму, по данным Н.Ф. Бугая, состояла более 20 тыс. человек.

Аналогичная ситуация прослеживается по ряду других депортированных народов:
. Массовое дезертирство из рядов Красной Армии. Добровольный переход на сторону противника.

. Помощь в борьбе с советскими партизанами и армией. Могли служить у немцев проводниками, снабжать информацией и продовольствием, всячески помогать. Выдавать врагу коммунистов и антифашистов.

. Диверсии или подготовка диверсий на стратегических объектах или коммуникациях.

. Организация вооруженных отрядов с целью нападения на советских граждан и военнослужащих

. Предатели. Причем процент предателей среди представителей депортированного народа должен быть очень высок - намного выше 50-60%. Только тогда имелись достаточные основания для его принудительного выселения.

Естественно, это не касается наказанных до войны народов. Их репрессировали только за то, что они в принципе могли бы совершить все вышеперечисленные преступления.

Какие еще мотивы мог преследовать «Отец всех народов»?

1. Обезопасить важнейшие для страны регионы в преддверье возможной Третьей мировой войны. Или «подготовить» место для какого-то важного события. Так, крымских татар выселили как раз перед Ялтинской конференцией. Никто даже гипотетически не мог допустить, чтобы на Большую Тройку немецкие диверсанты совершили покушение на территории СССР. А насколько обширную агентурную базу имел Абвер среди местных татар, советские спецслужбы знали очень хорошо.

2. Избежать возможности крупных национальных конфликтов , особенно на Кавказе. Народ, в большинстве своем сохранявший верность Москве, после победы над гитлеровцами мог начать мстить народу, многие представители которого сотрудничали с оккупантами. Или, например, потребовать для себя награды за свою верность, а награда - это земли «предателей».

Что обычно говорят «защитники» Сталина?

. Депортации советских народов принято сравнивать с интернированием. Последнее является обычной практикой, причем оформленной на уровне международного законодательства. Так, согласно Гаагской конвенции 1907 года, государство имеет право население, принадлежащее к титульной нации(!) противостоящей державы, «…водворить, по возможности, далеко от театра войны. Оно может содержать их в лагерях и даже подвергнуть заключению в крепостях или приспособленных для этой цели местах». Так поступали многие страны-участники Первой мировой войны, так поступали и во Вторую мировую (например, англичане по отношению к немцам или американцы по отношению к японцам). В связи с этим стоит сказать, что И.Сталина никто бы не обвинил, если бы его репрессии ограничились только немцами. Но прикрываться Гаагской конвенцией, оправдывая наказание двух десятков этнических групп, по меньшей мере, нелепо.

. Османский след . Еще часто пытаются проводить параллели между сталинской политикой и действиями колониальных администраций западных стран, в частности и . Но аналогия снова хромает. Европейские колониальные империи лишь наращивали присутствие представителей титульной нации в колониях (пример - Алжир или Индия). Правительственные круги Великобритании всегда выступали против изменения этноконфессиональной расстановки сил в своей империи. Чего стоит препятствование британской администрации массовой эмиграции евреев в Палестину. Единственной империей, практиковавшей использование народов в качестве шахматных фигур, была Османская империя. Именно там придумали переселять мусульманских беженцев с Кавказа (чеченцев, черкесов, аварцев и других) в , на Балканы и в арабские страны Ближнего Востока. Сталин, возможно, учился национальной политике именно у турецких султанов. В данном случае гневные обвинения в адрес Запада абсолютно беспочвенны.

журнала "Биржевой лидер" на форуме трейдеров: как вы думаете, можно ли оправдать подобную политику Сталина?

Да, для победы все средства хороши. Надо мыслить государственно.
. Нет,система коллективной ответственности характерна только для далекого от цивилизации мира.

СССР был многонациональной страной с провозглашенным принципом дружбы народов. И эта дружба далеко не всегда была лишь декларацией. Иначе в стране, которую населяли более 100 различных наций и народностей, было невозможно. Равенство всех народов при формальном отсутствии титульной нации – вот почва для пропагандистского мифа о «единой исторической общности – советском народе».

Тем не менее, все представители единой исторической общности в обязательном порядке имели паспорта, в которых имелась пресловутая «пятая графа» для указания в документе национальности гражданина. Как же определяли национальность в СССР?

По паспорту
Паспортизация населения страны началась в начале 30-х годов и завершилась незадолго до войны. В каждом паспорте обязательно указывалось социальное положение, место проживания (прописки) и национальность. Причем тогда, до войны, согласно секретному распоряжению НКВД национальность должна была определяться не путем самоопределения гражданина, а исходя из происхождения родителей. Милиция имела инструкции проверять все случаи несовпадения фамилии с национальностью, которую декларирует гражданин. Статистики и этнографы составили список из 200 национальностей, и, получая паспорт, человек получал одну из национальностей из этого списка. Именно на основании этих самых паспортных данных и проводились в 30-е годы и позднее массовые депортации народов. Согласно подсчетам историков тотальной депортации в СССР были подвергнуты представители 10 национальностей: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Кроме того, существовал и неявный, но вполне очевидный антисемитизм, и практика репрессий по отношению к представителям других народов, таких как поляки, курды, турки и т.п. С 1974 года национальность в паспорте указывали на основании заявления самого человека. Тогда и появились шутки наподобие такой: «Папа армянин, мама еврейка, кто будет их сын? Конечно, русский!». Впрочем, в большинстве случаев национальность все же указывали по одному из родителей.

По маме и папе
В подавляющем большинстве случаев свою национальную принадлежность гражданин определял по национальности отца. В СССР довольно сильны были патриархальные традиции, согласно которым отец определял и фамилию, и национальность ребенка. Однако, были и иные варианты. Например, очень многие в случае, если приходилось выбирать между «еврей» и «русский», выбирали «русский», даже если русской была мама. Делалось это потому что «пятая графа» давала возможность чиновникам дискриминировать представителей некоторых нацменьшинств, в том числе и евреев. Впрочем, после того, как в 1968 году разрешили выезд евреев в Израиль, иногда наблюдалась обратная ситуация. Некоторые русские выискивали среди родни какого-нибудь еврея, и предпринимали невероятные усилия, чтобы изменить надпись в «пятой графе». Национальности и в этот период свободной национальной самоидентификации определялись по спискам официально признанных народов, проживавших в СССР. В 1959 году в списке было 126 названий, в 1979 – 123, а в 1989 – 128. При этом некоторых народов, например, ассирийцев, в этих списках не было, в то время как в СССР жили люди, определяющие свою национальность именно таким образом.

По лицу
Есть печальный анекдот о еврейском погроме. Избили еврея, а соседи говорят ему: «Как же так, вы ведь купили себе паспорт, с «пятой графой», где написано русский!». На что тот грустно отвечает: «Да, но били-то меня не по паспорту, а по лицу!».Собственно, этот анекдот довольно точно иллюстрирует ситуацию в силовых ведомствах, где учили определять национальность именно так: не по паспорту, а по лицу. И если цыгана от якута отличить, в общем, просто, то понять, где якут, а где бурят будет несколько сложнее. А как понять, где русский, а где латыш или белорус? Существовали целые таблицы с этническими типами лиц, позволявшие милиционерам, сотрудникам КГБ и других структур безошибочно различать людей «не по паспорту». Разумеется, это требовало хорошей памяти на лица и наблюдательности, но кто же говорил, что разбираться в национальности людей в стране, где живет больше 100 народов, будет легко?

По велению сердца
«Пятую графу» отменили в 1991 году. Теперь в паспорте и в иных документах национальность не указывается или указывается в специальных вкладышах, исключительно по желанию. И списков национальностей, из которых должен выбирать гражданин, теперь тоже нет. Снятие ограничений на национальную самоидентификацию привело к занятному результату. Во время переписи населения 2010 года некоторые граждане указывали свою принадлежность к таким народам, как «казак», «помор», «скиф» и даже «эльф».

В СССР проживает более 100 наций и народностей. Все они независимо от численности отличаются самобытными национальными признаками. Большинство их имеет свою государственность - от автономного округа до союзной республики. В состав СССР входят 15 союзных, 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов.

Преобладающая часть населения СССР относится к четырем языковым семьям (имеется в виду только коренное население).

I. Индоевропейская семья самая многочисленная, на языках этой семьи говорит в СССР свыше 204 млн. человек (данные 1979 г.).

Группы: 1) славянская - около 189,3 млн., в том числе русские - 137,4 млн., украинцы - 42,4 млн., белорусы - 9,5 млн. человек;

2) летто-литовская - 4,3 млн., в том числе литовцы - 2,9 млн., латыши - 1,4 млн.;

3) иранская - 3,6 млн., в том числе таджики - 2,9 млн., осетины - 0,5 млн.;

4) романская - 2,9 млн. человек молдаване;

5) самостоятельную группу Индоевропейской семьи составляют армяне - 4,1 млн. человек.

II. Алтайская семья - 40 млн. человек.

Группы: 1) тюркская - около 39 млн. Народы этой группы живут в нескольких историко-этнографических областях:

Средняя Азия и Казахстан - 23,2 млн. человек, в том числе узбеки - 12,5 млн., казахи - 6,5 млн., туркмены - 2 млн., киргизы - 1,9 млн., каракалпаки - 0,3 млн.;

Урало-Волжский район - всего около 9,5 млн. человек, в том числе татары - 6,3 млн., чуваши - 1,8 млн., башкиры - 1,4 млн.;

Сибирь - всего около 650 тыс. человек, в том числе якуты - 328 тыс., тувинцы - 166 тыс., хакасы - 71 тыс., алтайцы - 60 тыс., шорцы -16 тыс., долгане - 5 тыс.;

Кавказ - всего около 6 млн. человек, в том числе азербайджанцы - 5,4 млн., кумыки - 230 тыс., карачаевцы - 131 тыс., балкарцы - 66 тыс., ногайцы - 60 тыс. В Молдавии живут гагаузы - 173 тыс.;

2) монгольская - около 500 тыс. человек, в том числе буряты - 300 тыс., калмыки - 140 тыс.;

3) тунгусо-манчжурская - всего 55 тыс. Самый многочисленный народ этой группы эвенки - 28 тыс. Сюда же относятся эвены, нанайцы, ульчи, орочи.

III. Кавказская семья - около 6,5 млн. человек. Группы: 1) картвельская (грузины) - 3,5 млн.;

2) абхазо-адыгейская - около 600 тыс., в том числе абхазы - 91 тыс., абазины - 29 тыс., кабардинцы - 322 тыс., адыгейцы - 109 тыс., черкесы - 46 тыс.;

3) нахско-дагестанская - около 2,3 млн., в том числе чеченцы - 756 тыс., ингуши - 186 тыс. и народности Дагестана - 1,4 млн. человек, из которых наиболее крупные аварцы - 483 тыс., лезгины - 383 тыс., даргинцы - 287 тыс., лакцы - 100 тыс., табасараны - 75 тыс. человек и ряд малочисленных народов - рутульцы, цахуры, агулы и др.

IV. Уральская семья - 4,2 млн. человек.

Группы: 1) финская - более 4 млн., в том числе марийцы - 622 тыс., коми и коми-пермяки - 500 тыс., в том числе

последних - 150 тыс., карелы - 138 тыс.; саами - 1,5 тыс.;

2) угорская - ханты, манси - около 30 тыс.;

3) самодийская - около 35 тыс., в том числе ненцы - 30 тыс. и малые народы Сибири - селькупы, нганасане.

Языки некоторых малых народов Восточной Сибири и Дальнего Востока нельзя отнести ни к одной из этих названных семей и групп. На языках чукотско-камчатской семьи говорят чукчи - 14 тыс., коряки - 8,0 тыс. и ительмены. Здесь же живут эскимосы, алеуты, а также малочисленные палеоазиатские народы - юкагиры, нивхи.

Выходцы из других стран, проживающие в СССР, принадлежат к различным языковым семьям, наиболее многочисленные из них немцы - 1,9 млн., евреи - 1,8 млн. и поляки - 1,2 млн. человек.

Представители отдельных народов, тесно общающиеся длительное время с другими народами, воспринимают от них язык, который нередко становится их родным. По данным переписи населения 1979 г., около 28% населения СССР свободно владеют в качестве второго языком других народов страны, в том числе 24% - русским. Часть людей считают своим родным язык другой национальности, например русский, его назвали много евреев, мордвы, татар, армян, чувашей и большая доля башкир.

Национальный состав населения СССР в целом и особенно в отдельных республиках изменяется, что обусловлено разными темпами воспроизводства отдельных народов и степенью их ассимиляции. С 1970 - 1979 гг. население СССР увеличилось на 8,7%, но рост численности отдельных народов существенно отличался от среднесоюзного показателя (табл. 7). За это время количество мордвы и карел уменьшилось, а латышей, эстонцев, удмуртов, коми осталось на уровне 1970 г. В целом же численность народов Индоевропейской языковой семьи увеличилась на 5%, Алтайской на 21, Кавказской на 8%, а Уральской не изменилась.

Народы СССР формировались на протяжении длительного времени из многочисленных разноязычных племен, относящихся к различным расовым типам. Процессы этнического развития отдельных народов до социалистического периода протекали очень сложно, нередко в острой борьбе за свою территорию и независимость. Одним из них удавалось сохранить целостность этнической территории и компактность расселения в ее пределах, другие же, оттесненные сильным противником или гонимые нуждой, были вынуждены селиться на новых местах, создавая отдельные поселения или крупные ареалы компактного расселения. Таким путем возникали зоны чересполосного расселения отдельных народов.

В период социалистического строительства миграции приобрели иной характер, масштабы их увеличились, а степень участия в них разных народов сильно возросла. Это привело к расширение ареалов расселения ряда народов, например русских, украинцев, узбеков, казахов, азербайджанцев, и усложнению структуры национального состава отдельных районов страны.

Национальный состав населения определенной территории может быть однородным (гомогенным) и смешанным (гетерогенным). В союзных и автономных республиках СССР он, как правило, неоднороден, но даже в


этом случае сельское население более монолитно в этническом отношении, чем городское. Обычно города отличаются многонациональным составом населения, который тем сложнее, чем крупнее город, разнообразнее его функции и внешние экономические и культурные связи. Изучение этнической структуры отдельных территорий и городов имеет большое значение, поскольку она оказывает влияние на демографические процессы, разнообразие форм материальной и духовной культуры, этническое развитие отдельных народов. На важность этих исследований обратил внимание этнографов и географов В. В. Покшишевский (1969).

Л. Ф. Моногарова (1972), использовав логическую модель анализа мозаичности, созданную В. В. Покшишевским, предложила формулу для определения индекса

где m – количество национальностей;


то имеет место ситуация, характеризующаяся максимально возможной мозаичностью национальностей в j -м городе, когда доли всех национальностей в нем одинаковы.

Пример. Определим мозаичность национального состава г. Душанбе в 1970 г.

Условие. Таджики - 26%, русские, - 42, узбеки - 11, татары - 5, прочие народы - 16%.

Индекс мозаичности национального состава населения республик, краев и областей страны рассчитал Б. М. Эккель по выведенной им формуле (1976). Самым высоким он оказался в Казахстане, республиках Средней Азии, Латвии, Эстонии и в автономных республиках Северного Кавказа. Более монолитен национальный состав на Украине, в Армении, Азербайджане, в автономных республиках Европейского Севера СССР. Характер размещения отдельных народов по территории страны может быть определен с помощью двух показателей: степени распространения народа на территории СССР и доли проживающих за пределами своей национальной территории (табл. 8). По этим признакам выделяют три группы народов. Первая отличается компактностью расселения в пределах своей национальной территории и незначительной долей живущих вне ее (ряд народов Кавказа, Прибалтики, Сибири). Ко второй группе относятся славянские народы, особенно русские, которые расселяются по территории СССР повсеместно, но большинство их живет в своих национальных республиках. Третья группа народов (татары, мордва, чуваши и др.) отличается рассредоточенным расселением, при этом большая часть их (особенно татары) живет вне своих республик, во многих административных подразделениях страны.

Материалы первой всесоюзной переписи населения 1926 года, более ранней всероссийской переписи 1897 года, а также дореволюционные этнографические исследования отражали существенно большее количество народностей, чем позднейшие всесоюзные переписи 1970 и 1979 годов.

Некоторые народы были ассимилированы, другим «помогли» это сделать органы государственной власти, не включив их в очередную перепись и присоединив к большему по численности этносу.

Мишари (мещеряки)

Есть гипотеза, что этот народ ведет свое начало от летописного племени мещёра, которое, спасаясь от русской колонизации, ушло в Волжскую Болгарию (или позже в Казанское ханство). Впрочем, в точности никто не знает, как он сформировался.

Как бы то ни было, мишари чётко отделяли себя от татар. Это особенно хорошо видно по тому факту, что, живя зачастую по соседству с татарами, они не смешивались с ними этнически. Отделяли их и дореволюционные этнографы. Мишари жили спорадическими группами на обширной территории от Нижегородской губернии до Уральских гор. Большинство из них исповедовали ислам (125 тыс. в 1897 г.), были и православные (35 тыс.).

При проведении первой всесоюзной переписи населения в 1926 году мишарями назвались 242,6 тыс. человек. Однако ко времени второй переписи 1939 года мишари… исчезли. Волевым решением они были включены в состав татарского народа, поскольку диалект мишарей не обладает признаками, позволяющими выделить его в отдельный язык.

В СССР начиная с 1930-х годов национальная идентификация производилась только по лингвистическому признаку, всякие другие национальные особенности игнорировались. На примере мишарей – одного из самых многочисленных народов России – это видно отчётливо.

Переписываемые народы отвечали на это по-своему. Так, многие мишари не захотели быть записанными как татары, и поскольку практически все они владели русским языком (чаще он был их единственным, реже - вторым), стремились записаться как русские. Однако при этом этническое самосознание у мишарей было развито и сохраняется до настоящего времени.

Другие народы Поволжья и Урала

В похожей ситуации оказались кряшены – крещёные (то есть православные) татары. Жили они разбросанно, в том же обширном Волго-Уральском регионе, что и мишари. Во время переписи 1926 года кряшенами идентифицировали себя 101,4 тыс. человек.

Крупным (120 тыс. в конце XIX в.) народом были тептяри, проживавшие в основном на территории современного Башкортостана. Перепись 1926 года зафиксировала всего 27,4 тыс. тептярей. В дальнейшем они были, что называется, поделены между татарами и башкирами.

Дореволюционная этнография выделяла близкий удмуртам малый народ бесермяне (бесерманы). В 1926 году они насчитывали 10 тысяч человек. Потом их произвольно причислили к удмуртам. Это было признано на официальном уровне в 1992 году.

Сибирские татары

В соответствии с советской национальной политикой все народности, говорящие на языках, близких к татарскому, записывались как татары, без каких-либо различий. И если в отношении крымских татар этот номер не прошел, то сибирским татарам в отдельной идентичности было отказано изначально. И это несмотря на то, что до сих пор лингвисты не могут определить, является ли язык сибирских татар диалектом татарского. Большинство специалистов склонны считать, что это всё-таки отдельный язык, а также, что татары - общее название различных тюркоязычных народов.

До 1968 года при обучении татарскому языку в школах в районах Сибири, где жило значительное количество татарского населения, учитывались местные лингвистические особенности. Однако затем преподавание было унифицировано в соответствии с нормами диалекта волжских татар. Вопрос о признании сибирских татар отдельной национальностью при проведении переписей не ставился.

Шапсуги

До русского завоевания шапсуги жили вдоль всего Черноморского побережья нынешнего Краснодарского края, а также в низовье Кубани. После шапсуги остались на прежнем месте, но стали селится и среди русского населения.

Советская власть поначалу признала право шапсугского народа на самоопределение. До 1945 года в окрестностях Туапсе существовал Шапсугский национальный район (в виде двух анклавов). Численность оставшихся на Кавказе шапсугов до революции не превышала 5 тысяч, в советское время, пока они ещё учитывались в переписях, составляла 3,4 тыс. человек. В 1992 году Россия признала право на восстановление Шапсугского района, однако это решение не было реализовано.

Талыши

Первая советская перепись насчитала 77,3 тыс талышей в юго-восточной части Азербайджана, на границе с Ираном. Это народ иранского корня. Во времена мусаватистского правительства Азербайджана (1918-1920 гг.) талыши участвовали в восстании русских колонистов края, провозгласивших Муганскую советскую республику (май-июль 1919 г.). Неудивительно, что в дальнейшем, несмотря на декларируемый интернационализм, азербайджанские власти стремились к ассимиляции данного народа.

Ещё в 1939 году вторая всесоюзная перепись населения насчитала 88 тысяч талышей, но уже в 1959 году зафиксировали всего 159 человек, а из последующих переписей они просто исчезли. Правда, в настоящее время власти Азербайджана признали существование этого этноса и его право на культурную автономию.

География народов СССР

В пределах страны чётко выделяются отдельные этнические территории и крупные историко-этнографические области, народы которых отличаются формами быта, культуры, хотя некоторые из них принадлежат к разным языковым группам. По одному из вариантов этнографы выделяют четыре крупные историко-этнографические области:
1) европейская часть СССР — подобласти Центральная, населённая восточными славянами, Прибалтика, Европейский Север, Поволжье и Предуралье, Юго-Запад;
2) Кавказ;
3) Средняя Азия и Казахстан;
4) Сибирь и Дальний Восток.

кликабельно


Славянские народы СССР образуют три большие нации — русскую, украинскую и белорусскую. Общность происхождения этих народов и их языков, длительный путь совместного развития обусловили большое сходство и родство.
В первых веках нашей эры восточнославянские племена расселялись по территории Восточно-Европейской равнины.
К VII в. здесь создались крупные племенные союзы. Один из них с центром в г. Киеве возглавило племя росов, второй объединил северные славянские племена, живущие вокруг Новгорода. К IX в. оба этих союза образовали раннефеодальное Древнерусское государство, выделявшееся в Европе своим могуществом, культурой, большим количеством городов. Создание государства ускорило формирование древнерусского народа, однако его дальнейшее этническое развитие было нарушено начавшимся в XI—XII вв. процессом феодального дробления Киевской Руси, а затем вторжением на ее территорию вначале многочисленных кочевых племен из Азии, а затем захватом западных земель Литовско-Польским королевством. Все это привело к территориальному расчленению древнерусского народа и усилению процессов его этнического разделения. Некоторые различия в языке и культуре существовали у славянских племен еще на ранних стадиях их исторического развития. Здесь выделялись земли с различными диалектами древнерусского языка, формами материальной и духовной культуры: северные — Новгород — Полоцк — Витебск; центральные — Владимир — Рязань, южные и юго-западные — Чернигов — Киев — Галич — Луцк. В период татаро-монгольского ига XIII — XV вв. и захвата юго-западных и западных земель польскими и литовскими феодалами из древнерусской народности сформировались три новые — русская, украинская и белорусская.

Русская народность сложилась в период создания Русского централизованного государства, историческим ядром которого было междуречье Волги и Оки с центром в Москве. В начале XVII в. происходило слияние отдельных областей, земель и княжеств в одно целое, что было вызвано усиливающимся, обменом и объединением небольших местных рынков в один всероссийский. Все это создало условия для формирования русской нации. Вступив первым в царской России на путь капиталистического развития, русский народ вовлек в орбиту складывающегося общероссийского хозяйства многочисленные народы государства и оказал этим прогрессивное влияние на их судьбы, что отмечали К- Маркс и Ф. Энгельс. Капитализм уничтожал пережитки родового строя, сохранявшиеся у малых народов, разрушил феодальные отношения, сковывавшие экономическое и культурное развитие складывающихся наций.
Русский революционный пролетариат сверг царизм и впервые в мире при помощи других народов нашей страны создал мощное многонациональное социалистическое государство.
Русская национальная культура приобрела мировое значение, а русский народ по праву считается одной из ведущих наций мира.

Размещение русских по территории СССР отражает длительный процесс заселения и освоения ими огромных необжитых или малообжитых пространств Заволжья, Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа, отдельных частей Казахстана и Средней Азии. Расселяясь среди других народов, русские оказали огромное влияние на их экономическое и культурное развитие. Кочевники стали оседать на местах постоянного жительства и многие племена от охотничье-промыслового хозяйства переходили к животноводству и земледелию. Возникали новые города и селения — очаги развивающегося хозяйства и культуры.
В пределах СССР из 137,3 млн. русских 23,8 млн., или 17,3%, живет вне РСФСР. Русские составляют более 80% численности населения РСФСР, компактно заселяя большую часть обширной ее территории. Около 10 млн. их живет на Украине, свыше 6 млн. — в Казахстане, более 3 млн. — в республиках Средней Азии и свыше 1,5 млн. — в Прибалтике. Они широко участвуют в современных миграционных процессах. С 1959 по 1970 г. около 2,5 — 3,0 млн. русских переместилось из РСФСР в другие республики (Брук, 1972). С 1970 по 1979 г. численность их за пределами РСФСР увеличилась почти на 3 млн.
Украинская нация по численности занимает второе место в СССР. Она сложилась к концу XVII в., когда произошло объединение украинских земель, отторгнутых от древней Руси, и воссоединение их с Россией. Конец XVIII в. и XIX в. характеризовались бурным развитием капитализма на Украине, возникновением крупной промышленности и рабочего класса, формированием национальной культуры, выражавшей прогрессивные идеи передовых демократически и революционно настроенных кругов украинского народа. Борьба украинцев за свою национальную независимость сливалась с классовой борьбой украинского пролетариата. Пытаясь пресечь революционные выступления пролетариата, царское самодержавие предпринимало массовые выселения украинцев в восточные районы России. Масштабы переселений были особенно значительны в конце XIX и начале XX в. и возросли после Столыпинской реформы 1906 г.

Формирование государственной территории УССР происходило сложным путём. В 1920 г. Западная Украина — Восточная Галиция и часть Волыни — была захвачена панской Польшей, в 1939 г. эти территории воссоединились с УССР. Позже по договору с Румынией (1940 г.) и Чехословакией (1945 г.) Украине были возвращены её исконные земли — Буковина, Измаил, Закарпатская Украина.
По данным переписи населения 1979 г. 36,4 млн. украинцев живут на территории Украины и 6,4 млн. за её пределами, из них в РСФСР — 3,6 млн., около 1 млн. — в Казахстане и Средней Азии, почти 1 млн. — в Молдавии и Белоруссии.
В настоящее время численность украинцев растёт медленно из-за снижения рождаемости в послевоенные годы. С 1970 г. по 1979 г. она увеличилась всего на 4%. В своей республике украинцы составляют большинство — 73,6%, однако их доля по сравнению с 1970 г. снизилась вследствие притока на Украину русских, белорусов и других народов.

Белорусы так же, как и украинцы, в течение длительного времени подвергались территориальному расчленению, находясь частично в составе России, Польши и Литвы. Только в конце XVIII в. они были объединены и вошли в состав Русского государства, чем ускорился процесс консолидации белорусской нации. До Октябрьской революции белорусы были самым экономически отсталым и политически бесправным славянским народом. Большое количество их было выселено царским правительством в Сибирь и Казахстан, многие покинули свой родной край в поисках заработка на стороне.
В 1920 г. западные области Белоруссии были оккупированы белополяками. Лишь в 1939 г. Красная Армия освободила эту древнюю белорусскую территорию, и она вошла в состав БССР.
В настоящее время около 18% белорусов проживает за пределами своей национальной территории. Во время второй мировой войны Белоруссия очень сильно пострадала от фашистской оккупации, довоенная численность населения республики была достигнута только к началу 70-х годов.
В СССР проживает 9,4 млн. белорусов, из них в БССР 7,6 млн., но, в отличие от русских и украинцев, они менее рассредоточены по территории страны. Около 1 млн. их живёт в РСФСР, преимущественно в западных её районах, а также на Украине и в Прибалтике. Среди населения БССР белорусы составляют около 80%, около них здесь живут русские, украинцы, поляки, евреи.

Народы Юго-Западной историко-этнографической подобласти, объединяющей Украину и Молдавию, — украинцы (их характеристика дана выше), молдаване и др.
Молдаване — самый крупный романоязычный народ в СССР, насчитывающий свыше 2,9 млн. человек. Молдавский язык относится к восточнороманской ветви индоевропейской языковой семьи. Основу его составляет язык предков молдаван, подвергшихся романизации во II в. н. э. в период их завоевания Римом. Предполагается, что в X в. в Придунайской области создалась новая восточнороманская народность, образовавшаяся от смешения коренных народов этого края — даков и славянских племен. В XIV в. она стала заселять территорию в междуречье Днестра и Прута — Бессарабию. Последняя в 1812 г. вошла в состав России. В 1918 г. эта часть современной Молдавии была незаконно отторгнута от Советской России, а на оставшейся части была образована Молдавская Автономная Республика. В 1940 г. она была воссоединена с возвращенной СССР Бессарабией и создана Молдавская ССР, послужившая мощным стимулом этнического развития молдавской нации. В своей республике молдаване составляют 65% от общей численности населения, а 30% — украинцы и русские. Кроме того, в Молдавии проживают гагаузы (тюркоязычный народ).

Народы Прибалтики . Основное население — литовцы, латыши, эстонцы — древнейшие обитатели Восточно-Европейской равнины. Пришедшие из Предуралья финноязычные племена с заметной в то время примесью монголоидных расовых признаков были предками ливов и эстонцев, воспринявших и сохранивших финский язык. Племена, говорящие на языках летто-литовской группы индоевропейской семьи, положили начало формирования литовцев и латышей. Исследователи этногенеза прибалтийских народов считают, что уже во II в. до н. э. на востоке Прибалтики существовали две большие этнические общности — летто-литовская (балтийская) и ливо-эстонская (финская), во многом сходные по культуре, но различные по языку. Эстонская, литовская и латышская народности сложились в XIV — XV вв. А к началу XX в. они консолидировались в нации. В 1919 — 1920 гг. Прибалтика была насильственно отторгнута войсками Антанты от Советской России, и на ее территории возникли три буржуазные республики. В июне 1940 г. народы этих государств свергли свои буржуазные правительства, и в июле того же года там была восстановлена советская власть. Латвия, Литва и Эстония как союзные республики вошли в состав СССР.
Население Прибалтики, сильно пострадавшее во время Великой Отечественной войны, к 1959 г. достигло довоенной численности. Пониженные темпы роста населения этой территории по сравнению с общесоюзными объясняются малым естественным приростом у коренных народов. При этом разница в темпах воспроизводства между нациями очень велика — у литовцев коэффициенты воспроизводства приближаются к среднесоюзным, а у латышей и эстонцев они самые низкие по стране. Численность эстонцев и латышей в 1979 г. осталась на уровне 1970 г.
Национальный состав населения наиболее однороден в Литве, в меньшей степени в Эстонии и еще меньше в Латвии. Для народов Прибалтики характерна" высокая степень территориальной концентрации, лишь небольшая их часть расселяется в БССР, в Псковской, Новгородской областях РСФСР.

На Европейском Севере живут карелы — народ финской языковой группы. Они развивались в тесном общении с русскими и переняли от них многие элементы материальной культуры и быта. В настоящее время карелы — развитая в экономическом отношении социалистическая нация, имеющая свою автономную республику. В послевоенные годы численность карел уменьшилась, часть их, живущих вне своей национальной территории, постепенно ассимилируется русскими. Северо-восток Архангельской области заселен ненцами — самодийская языковая группа уральской семьи. Здесь образован Ненецкий автономный округ. Большая часть ненцев живет в Ямало-Ненецком авт. округе.

Народы Поволжья и Предуралья . На обширной территории в бассейне Волги и Камы происходили сложные этнические процессы, обусловившие многонациональный состав ее современного населения. Здесь сложилось восемь крупных коренных народов, консолидировавшихся в нации уже после Октябрьской революции и создавших свои национальные государственные образования. Начиная от Северного Урала и кончая низовьем Волги, автономные национальные республики перемежаются с крупными массивами расселения русских. Энтогенез отдельных народов изучен не до конца, нет единой точки зрения относительно происхождения некоторых из них. Они сложились в результате слияния автохтонных финноязычных племен, их западных славянских соседей и пришлых издалека тюркоязычных народов. Древнейшими обитателями земель междуречья Волги и Камы были многочисленные племена, говорившие на языках уральской семьи. Располагаясь на границе обширных зон расселения европеоидов и монголоидов, они испытывали сильное воздействие обеих рас, оказавших большое влияние на формирование их антропологического типа. Тюркские кочевые народы неоднократно вторгались на эту территорию с востока начиная с первых веков нашей эры. Многие живущие здесь племена были истреблены, некоторые ассимилировались с тюрками, тем самым было положено начало формированию новых тюркоязычных народов.

Древнерусские племена, а позже представители русского народа широко расселялись на территории Поволжья и Прикамья. Живущие здесь народы восприняли от них приемы строительства жилищ, способы обработки земли, разведения домашних животных, изготовления предметов первой необходимости и, в свою очередь, передали русским некоторые элементы своей материальной культуры.

Поволжье и Предуралье относятся к числу густонаселенных многонациональных территорий страны. Характерная черта их этногеографии — динамичность, обусловленная высокой миграционной подвижностью коренных народов и их широким расселением вне своих национальных республик, и прежде всего на сопредельных территориях. Коренные народы не составляют большинства в своих республиках (кроме Чувашской АССР) и уступают по численности русским.
В Поволжье и Предуралье преобладают народы трех языковых семей — индоевропейской, уральской и алтайской. Около половины населения составляют русские, живут здесь также украинцы и белорусы.

Мордва, марийцы, коми и удмурты — народы Уральской языковой семьи. Из общего количества мордвы, проживающей в СССР, только 1/3 живет в пределах национальной территории, а 2/3 — по многим областям Российской Федерации. В этническом отношении мордовский народ неоднороден. Он делится на мордву-эрзя и мордву-мокша, каждая из этих групп имеет свой литературный письменный язык.
Марийцы — это народ, близкий мордве по происхождению и языку. Около половины марийцев живет в своей республике, а вне ее расселяются преимущественно в пограничных или близлежащих областях. Марийский язык имеет несколько диалектов и два вида письменности — лугово-восточномарийскую и горно-марийскую.
Основная часть удмуртов живут в своей республике, но здесь они не составляют большинства и уступают по численности русским. Расселяются они и в соседних районах — в Поволжье и на Урале.
Название коми распространяется на два народа — коми и коми-пермяков, единых по происхождению и языку, но территориально разобщенных. Коми (свыше 300 тыс.) живут в Коми АССР, а коми-пермяки (свыше 150 тыс.) — в одноименном автономном округе в Пермской области. Основная масса коми живет на своих национальных территориях. Отдельные группы этих народов расселяются и в соседних областях — Архангельской, Тюменской.

Народы алтайской языковой семьи Поволжья — татары, чуваши, башкиры. Один из самых крупных тюркских народов страны — татары (свыше 6 млн. человек). Большинство татар живут в Татарской АССР, где они составляют свыше половины населения, примерно 15% — в Башкирии (здесь их по количеству немного больше, чем башкир). В целом же татары распространены по стране очень широко, в этом отношении они уступают только русским.
Чуваши составляют большую часть населения своей республики (70%), хотя около половины их живёт за её пределами. Активно участвуя в миграционных процессах, чуваши расселяются преимущественно в Поволжье. За последние годы отток чувашей из своей республики сократился в связи с развернувшимся крупным промышленным строительством и возросшей потребностью в рабочей силе.

Основная масса башкир живёт на территории своей республики, но они не составляют большинства, сильно уступая русским и значительно татарам. Лишь в сельской местности преобладает коренное население. Вне своей республики башкиры расселены преимущественно на Урале, особенно в Челябинской области.
В низовьях Волги, на территории Калмыцкой АССР, Астраханской и Волгоградской областей живут калмыки. Этот народ сформировался позже других народов Поволжья из пришлых племён, выходцев из Центральной Азии. В начале XVII в. кочевавшие в низовьях Волги калмыки добровольно присоединились к России. Язык калмыков относится к монгольской группе алтайской языковой семьи.
История заселения и формирования народов Волго-Уральской историко-этнографической подобласти и современная миграционная подвижность её населения обусловили характерные особенности её этногеографии. Однонациональные территории выделяются здесь в виде как крупных массивов, так и небольших ареалов, сложно перемежающихся друг с другом. Эта особенность наиболее резко прослеживается в районе слияния Волги и Камы, где наблюдается как чересполосное расположение народов, так и близкое соседство различных по национальному составу сельских поселений. Выделяются неоднородностью национального состава города, куда постоянно идёт приток населения из множества районов страны.

Народы Сибири и Дальнего Востока . Основное население этой огромной, но слабозаселённой территории составляют русские, которые образуют обширные области компактного расселения на юге и, как правило, преобладают в редко разбросанных северных поселениях. Кроме них здесь живут украинцы и белорусы. Коренное население представлено многими народностями, среди которых выделяются по численности представители алтайской языковой семьи — тюркоязычные якуты, тувинцы, алтайцы, хакасы, шорцы, а также буряты — монгольская языковая группа. Все эти народности начали складываться в нации только в советское время. Самые крупные из них образуют автономные республики — Якутскую, Бурятскую и Тувинскую, другие же — автономные области — Горно-Алтайскую и Хакасскую. Шорцы расселяются в Кемеровской области. Кроме этих коренных народов здесь поселились евреи, и образовалась Еврейская АО. В районах крайнего севера Сибири и на Дальнем Востоке живет более 20 малых народностей, относящихся к разным языковым семьям и группам. Численность самой крупной из них — эвенков — 25 тыс., а самой малой — юкагиров — около тысячи человек. В царской России все эти народы стояли на самой низкой ступени экономического и культурного развития — собирательное кочевое хозяйство, охота и рыболовство. Многие племена были на грани вымирания. С установлением Советской власти начались коренные экономические и социальные преобразования. Все народы стали переходить на оседлость. Для них были построены благоустроенные жилые поселки, созданы школы, больницы, очаги культуры, организованы производственные кооперативы. Возникли новые отрасли хозяйства: пушное звероводство, лесное хозяйство, промышленность по переработке мяса, рыбы, шкур, добыча полезных ископаемых, отдельные виды земледелия и животноводства. Многие народы Севера создали свою письменность, образовалась собственная интеллигенция. Сформировались значительные промышленные и культурные центры: Ханты-Мансийск, Салехард, Хатанга и др.

Характер размещения отдельных народов Севера очень различен, одни из них образуют компактные ареалы расселения, другие рассредоточены на больших редкозаселённых пространствах.
В Западной Сибири и среднем течении Оби живут ханты и манси, относящиеся к уральской языковой семье (Ханты-Мансийский АО). Народы этой же языковой семьи — ненцы живут на крайнем севере Западной и Восточной Сибири в двух автономных округах — Ямало-Ненецком и Долгано-Ненецком. Из других малых народностей только три — эвенки, коряки и чукчи — образовали автономные округа — Эвенкийский, Корякский и Чукотский. Все остальные: эвены, нанайцы, нивхи, селькупы, ульчи, удэгейцы, "ительмены, кеты, орочи, нганасаны, негидальцы — расселяются среди других народностей.

Народы Кавказа , обитающие с глубокой древности в предгорных и горных районах Северного Кавказа и в Закавказья, составляют основную массу населения этой историко-этнографической области. Кроме них здесь живёт много русских, а также украинцы и представители других народностей СССР. Несмотря на общность исторического развития коренных народов Кавказа, их близкое соседство друг с другом и сходство их материальной и духовной культуры каждый из них сохранил свою этническую самобытность и целостность.
Кавказ отличается многонациональным составом населения, особенно горная часть Северного Кавказа — территория, на которой происходило этническое формирование и расселение большого количества коренных народов, образовавших шесть автономных республик и областей.
Население Северного Кавказа относится к различным языковым семьям и группам. За исключением русских, доля которых в национальных республиках составляет от 15% в Дагестане до 40% в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, большая часть народов относится к кавказской языковой семье, представленной здесь двумя группами — абхазо-адыгейской и нахско-дагестанской. К первой относятся: кабардинцы, черкесы, адыгейцы, абазины, ко второй — чеченцы, ингуши и большая часть народов Дагестана. В тесном общении с ними живут тюркоязычные балкарцы, карачаевцы, кумыки, ногайцы и ираноязычные осетины. На основании равноправного союза этих народов созданы Чечено-Ингушская, Северо-Осетинская, Кабардино-Балкарская, Дагестанская автономные республики и Карачаево-Черкесская и Адыгейская АО. Территориальная разобщённость осетин, живущих по северному и южному склонам Большого Кавказа, обусловила выделение двух национально-административных единиц: Северо-Осетинской АССР, относящейся к РСФСР, где расселяется основная масса осетин, и Юго-Осетинской АО, входящей в Грузинскую ССР.
Дагестан, в котором проживает около 30 народностей и этнографических групп, отличается особой дробностью национального состава населения и многоязычностью. Наиболее многочисленны аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы и табасараны, на языках которых лишь в советское время создана письменность. Бурное развитие культуры и экономики республики способствует консолидации многих малых народов Дагестана.

Закавказье отличается большим единством национального состава населения, чем Северный Кавказ. Здесь живут в основном три крупные нации: азербайджанцы, грузины, армяне, а также русские, доля которых здесь значительно ниже, чем в республиках Северного Кавказа, и представители других народов, в том числе курды (иранская группа).
Грузины — один из древнейших народов Советского Союза. Грузинский язык с его разговорными диалектами — самый распространённый в кавказской языковой семье — образует самостоятельную картвельскую группу этой семьи. В состав Грузинской ССР входят Аджарская и Абхазская автономные республики. Основное население Аджарии — грузины, однако они отличаются от основной массы своих соотечественников некоторыми бытовыми чертами. В прошлом Аджария была захвачена Турцией, насильственно распространившей среди порабощённого населения мусульманскую религию.
Абхазы — коренное население Кавказа, воспринявшее ещё в древности один из языков абхазо-адыгейской группы. В своей автономной республике они не составляют большинства, значительно уступая грузинам.
Армяне — древнейший народ Закавказья, сформировавшийся ещё до нашей эры. Армянский язык — самостоятельная группа индоевропейской семьи. История армянского народа, изобиловавшая трагическими событиями, оказала большое влияние на его современное расселение. Армяне населяли обширную территорию, южная, густонаселённая часть которой была подвластна Турции. Начиная со второй половины XIX в. Турция вплоть до конца первой мировой войны проводила в отношении армян политику геноцида. Более миллиона армян было уничтожено, тысячи насильственно переселены в другие страны Ближнего Востока. Спасаясь от преследований, многие армяне бежали в Европу, США, Россию. Более 200 тыс. армян уже в советское время нашли убежище в Армянской ССР, приняв советское подданство. После Великой Отечественной войны много армян переселилось в Армянскую ССР из-за рубежа. Репатриация их происходит и в настоящее время. Вне пределов СССР их живёт более 1 млн. человек. Советская Армения отличается монолитностью национального состава населения, среди которого доля армян составляет почти 90%. Однако и теперь в СССР около 34% армян живёт за пределами своей республики, преимущественно в Закавказье и на Северном Кавказе.
Азербайджанский народ сложился путём слияния древних этнических групп Закавказья (албанцы, каспии, мидийцы) с пришлыми народами. В эпоху средневековья от одного из них азербайджанцы восприняли тюркский язык, на базе которого развился современный литературный язык нации. В состав Азербайджанской ССР входят Нахичеванская АССР и Нагорно-Карабахская АО. Нахичеванская республика, в которой 90% населения — азербайджанцы, территориально разделена с Азербайджаном. Большую часть населения Нагорного Карабаха составляют армяне.

Народы Средней Азии и Казахстана . В этих областях земного шара в течение длительного времени происходили сложнейшие процессы этногенеза. Уже в глубокой древности здесь жили коренные (автохтонные) европеоидные ираноязычные народы, отличавшиеся.высоким уровнем развития материальной и духовной культуры. Ими были созданы очаги земледелия, крупные оросительные системы, большие города. Начиная с первых веков нашей эры Средняя Азия и Казахстан неоднократно подвергались длительным нашествиям монголоидных тюркоязычных племен, выходцев из Центральной Азии, разрушивших цивилизацию живших здесь народов. В процессе слияния пришлых и местных племен здесь сформировались тюркоязычные народы — узбеки, киргизы, туркмены, каракалпаки, казахи. Древнейшему народу Средней Азии — таджикам — удалось сохранить свой язык (иранская ветвь индоевропейской семьи).
К моменту добровольного присоединения Средней Азии и Казахстана к России, завершившегося в конце XIX в., народы, населявшие эту часть страны, находились на низком уровне культурного и общественного развития. Оседлый образ жизни вели только узбеки и таджики, но и они были экономически и культурно отсталыми. Консолидации этих народов мешали феодальная раздробленность, слабое развитие национальной экономики. Казахи, туркмены, киргизы были кочевыми народами, распадались на многочисленные роды и племена. В годы социалистического строительства на территории Казахстана и Средней Азии проведены крупнейшие социальные преобразования. Созданы Казахская, Узбекская (с Каракалпакской АССР), Киргизская, Туркменская и Таджикская союзные республики. Все кочевые народы перешли на оседлость.
Развитие экономики и индустриализации способствовали возникновению и росту национального рабочего класса и интеллигенции. Все это ускорило процесс консолидации социалистических наций — узбекской, казахской, киргизской, таджикской, туркменской, которые к настоящему времени достигли высокого уровня экономического, политического и культурного развития.

Население Средней Азии и Казахстана растет очень быстрыми темпами благодаря высокому естественному приросту коренных народов и отчасти притоку переселенцев из других районов страны.
Средняя Азия и особенно Казахстан многонациональны. Кроме коренных народов здесь живет много русских, украинцев и белорусов, в Казахстане они составляют более половины жителей. Из других народов наиболее многочисленны татары, уйгуры. Национальный состав населения столиц и крупных городов, а также пограничных областей отдельных республик (Ферганская долина) отличается большой пестротой.
Народы Средней Азии живут преимущественно в пределах своей историко-этнографической области. Наиболее локализованы туркмены и каракалпаки, преимущественно в своих республиках. Казахи расселяются и в сопредельных с Казахстаном районах РСФСР — Западной Сибири, на Южном Урале, в Нижнем Поволжье. Узбеки живут во всех республиках Средней Азии и в Казахстане.

Исторические особенности развития отдельных народов СССР оказали большое влияние на современную этническую структуру, характер и интенсивность их национальной консолидации. Советские этнографы выделяют три варианта этнических процессов, присущих:
1) нациям, сформировавшимся до Октябрьской революции;
2) нациям, сформировавшимся в советское время, не прошедшим стадии развитого капитализма;
3) социалистическим народностям.

Крупные и высокоразвитые в экономическом, культурном и этническом отношении нации — это, например, русские, украинцы, белорусы, молдаване, народы Прибалтики, Закавказья, а также татары. Для их развития на современном этапе характерны усиление этнической монолитности, сплочение всех этнографических и историко-культурных подразделений с этническим ядром нации, стирание диалектальных, культурных и бытовых различий у отдельных групп народа.
"Молодые" нации сложились в социалистические из родственных народностей и даже племён уже в советское время, например казахи, туркмены, каракалпаки, народы Поволжья, наиболее крупные народы Сибири — якуты и буряты. Они до сих пор отличаются сложной этнической структурой, несмотря на то, что внутри каждой нации интенсивно протекают процессы консолидации. Суть последних заключается в ликвидации былой родоплеменной этнической структуры и вызванных ею бытовых пережитков прошлого, сближения отдельных локальных этнических групп, создании общенародного литературного языка и письменности и усилении единого национального самосознания.
Слияние отдельных малочисленных и нередко разноязычных этносов с более крупными и развитыми в экономическом и культурном отношении приводит к созданию определённых культурных общностей, на базе которых могут постепенно сформироваться новые этносы. Таков, например, путь развития дагестанских народов.
Процессы этнического развития народов СССР идут в настоящее время по двум направлениям. Во-первых, развивается национальная экономика и культура многочисленных наций и народностей СССР и укрепляются различные формы национальной государственности; во-вторых, происходит сближение всех социалистических наций, которое выражается в создании общесоветских форм материальной и духовной культуры, характерных для советского народа.

○ География народов СССР. Учебное пособие. Кафедра экономической географии СССР географического факультета МГУ. 1981