Основные сословия российского общества 18 века. "основные сословия российского общества"
Сословия - это социальные группы, обладавшие определенными правами и обязанностями, которые были закреплены в обычае или законе.
Когда появились сословия
Сословия в России стали появляться после объединения русских земель в единое государство. При этом происходило ослабление влияния местной удельной феодальной аристократии и рост влияния дворянства в посадской верхушке.
С началом проведения Земских соборов расширяется и круг участников. Здесь вместе с боярско-дворянским сословием и духовенством принимает участие и верхушка посада. На собор 1613 года были приглашены представители черносошного крестьянства. В это время сословное деление отличалось большой пестротой и разнообразием.
Разрядные списки XVI века и Бархатная книга (1687 год) привели к тому, что дворяне из служилого превратились в наследственное сословие. Некоторые изменения наследственных принципов сословных организаций произошли при Петре I с введением Табели о рангах.
Тем не менее сложившееся сословное деление на дворян, духовенство, городских и сельских обывателей просуществовало до Октябрьской революции 1917 года.
Сословия, их права и обязанности
Сословие |
Внутрисословные группы |
Права и привилегии |
Обязанности |
Дворянство |
Потомственные и личные. |
Владение населенными землями. Освобождение от налогов. Освобождение от земских повинностей. Освобождение от телесных наказаний. Освобождение от обязательной службы. Сословное самоуправление. Поступление на госслужбу и получение образования. Личные дворяне не могли передавать свое достоинство по наследству. |
Без особых обязанностей. |
Духовенство |
Белое (приходское), черное (монашеское). |
Духовенство освобождалось от рекрутской повинности и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование. |
Представители духовенства были обязаны посвятить свою жизнь церкви. Были обязаны проповедовать Слово Божие. |
Почетные граждане |
Потомственные и личные. |
Свобода от рекрутской повинности, подушного налога и телесных наказаний. Право выбора на общественные должности, но не на государственные. |
Без особых обязанностей. |
Купечество |
1-, 2- и 3-й гильдий. |
Купцы 1-й гильдии имели крупный внутренний и внешний торговый оборот. Были освобождены от многих налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний. Купцы 2-й гильдии были заняты ведением крупной внутренней торговли. Купцы 3-й гильдии вели городскую и уездную торговлю. Купечество имело право сословного самоуправления и доступ к приличному образованию. |
Купцы 2- и 3-й гильдий обязаны были нести рекрутскую, земские и налоговые повинности. |
Казачество |
Казаки владели землей, освобождались от выплаты податей. |
Казаки обязаны были нести военную службу (срочную и в запасе) с собственным снаряжением. |
|
Мещанство |
Ремесленники, мастеровые и мелкие торговцы. |
Мещане занимались городскими промыслами и уездной торговлей. Имели право сословного самоуправления и ограниченный доступ к образованию. |
Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность. К тому же они не владели землей, обладали урезанными правами и широкими обязанностями. |
Крестьянство |
Государственные и крепостные до 1861 года (помещичьи, посессионные и удельные). |
Государственные крестьяне имели права общинного владения землей и сословного самоуправления. Крепостные прав не имели вообще. После 1861 года крестьянское сословие унифицировалось, получив минимум гражданских и имущественных прав. |
Крепостные крестьяне должны были отрабатывать барщину, платить оброк и нести другие повинности в пользу владельцев. Все крестьянство до 1861 года и после несло рекрутскую повинность (до 1874 года) и большую часть тягла в пользу государства. |
Основные сословия российского общества в XVII векеУрок для 7 класса
Общество – это люди одной страны и отношения между ними.
Почему люди объединяются вобщество?
Какие задачи стоят перед
обществом?
Сословие -
Сословие Большая группа людей, обладающихправами и обязанностями,
передающимися по наследству.
Сравнительная таблица «Сословия российского общества 17 века»
СословиеСостав
сословия
Права
Обязанности
Первое сословие феодалы
боярствоВладело вотчинами.
Служило царю.
Занимало
высшие
государственные
должности
в государственном
аппарате власти.
дворянство
Высший слой
служилых людей
в российском обществе
Владело поместьями,
но могло передавать
поместье по
наследству
в случае продолжения
государственной
службы.
духовенство
Высшее сословие.
«Белое духовенство»
(приходские священники)
«Чёрное» духовенство
(монахи).
Крупный земельный
собственник –
принадлежало до 15 %
всей земли страны.
Боярство
Обязанности:Несли
государственную
службу
Права
Владение землей с
крестьянами
(вотчинами)на
основе частной
собственности.
Вотчину можно
продать, завещать,
подарить.
Дворянство -сформировалось из слуг княжеских и боярских дворов:
Малоземельныедворяне-помещики
(«дети боярские» и
«городовые дворяне»)
«Чины» государева
двора:
* «Думные чины» бояре, окольничие, и
думные дворяне;
* «московские чины» стольники, стряпчие,
московские дворяне
Дворяне:
Обязанности:Несли
государственную
службу
Права:
- владели поместьем
пожизненно, пока мог
нести военную службу;
- поместье передавалось
по наследству, если сын
ко времени смерти
отца достигал 15 лет и
мог служить
государству.
Соборное уложение 1649 г.
В нем содержаласьспециальная глава,
которая закрепляла все
важнейшие изменения в
правовом статусе
поместного
землевладения,
(например: владельцами
поместий могли быть как
бояре, так и дворяне)
Второе сословие Духовенство
Черное духовенство(монахи)
Обязанности:
Подавать пример
служения Богу
Права:
Монастыри владели
землями с
крестьянами.
Белое духовенство
(приходские
священники)
Обязанности:
проповедовать
слово Божье
Права:
имели семьи,
имущество
Третье сословие: Крестьянство - самое многочисленное сословие.
Третье сословие:Крестьянство самое многочисленное сословие.
Дворцовые
Помещичьи
Церковные
Черносошные
(государственные)
(лично свободные)
Основные повинности крестьян:
БарщинаОброк
(денежный и
натуральный),
а также
«поземельный» и
«подворный
налог» (подать)
Соборное уложение 1649 г.
11 глава Соборного уложения –«Суд о крестьянах» - вводила бессрочный
сыск беглых крестьян.
Итог:
Установление
полного
крепостного
права.
Служилые люди
Государство принимало их на службу по найму длянесения военной и караульной службы:
Московские и городовые стрельцы
Пушкари
Казенные кузнецы
Городовые казаки,
проживавшие
в городах
и приграничных
районах
Посадские (городские) люди
Гости (Купцы) (в XVII в. более 30 человек) –самые крупные предприниматели, были
приближены к царю, не платили налогов,
занимали финансовые должности. имели право
покупать в свои владения вотчины;
Члены гостиной и суконной сотни (около 400
человек) – занимали место в финансовой
иерархии, но уступали гостям в «чести». Они
имели самоуправление, их общие дела вершили
выборные головы и старшины.
Купцы
Обязанностиплатят налоги и
таможенные
пошлины государству
Права
предпринимательство
– торговля,
организация
мануфактур
Черные посадские люди -
Черныепосадские люди Основное податное население города
(платили налоги и несли повинности).
Население города делилось на:
белые
Слободы
черные
слободы
Посадские ремесленники и купцы
Белые слободыЧерные слободы:
Обязанности:
Обязанности:
платят налоги
платят оброк
боярам,
государству.
монастырям
Права:
Предпринимательство,
Права:
изготовление
предпринимательство
ремесленных
изделий
Иерархия российских сословий в XVII веке
феодалыдуховенство
посадские
крестьяне
Вывод:
В XVII веке в Россиисформировалось иерархическое
феодальное общество.
По мере утверждения российского самодержавия усиливались позиции дворянства-главной опоры царской власти.На протяжении 17 века оформилась сложная система должностного продвижения дворян в армии, при дворе и в системе управления. Это свидетельствовало о том, что в 17 веке дворянство превращалось в новое сословие.
Царская власть стремилась укрепить права как и дворян, так и бояр на землю и подвластных им крестьян. В 1649 году Земский собор принял новое Уложение, по которому закреплялось вечное право на зависимых крестьян и запрещался переход от одного хозяина к другому. К концу века позиции главных землевладельцев-бояр-были серьёзно подорваны.Основным хозяином земли и крепостных стало дворянство. Оно потеснило боярскую родовую знать и в сфере государственного управления. Все категории феодалов были уравнены в правах. Это означало серьезную победу дворянства в давнем соперничестве со старой родовой знатью.
Крестьяне:
Основную массу населения по-прежнему составляли крестьяне. Их положение в 17 веке значительно ухудшилось. Крестьяне работали на феодалов на барщине, платили натуральный и денежный оброк. Одновременно зависимые крестьяне несли повинности в пользу государства.
К концу века изменилась роль холопов. Теперь они становились приказчиками, посыльными, конюхами, портными, сокольничими и др.К концу века эта категория населения(зависимого) постепенно слилась с крепостными крестьянами. Изменилась система налогооблажения. К концу века была введена подворная подать.
Средние размеры крестьянских наделов составляли 1-2(га)десятины земли. Были и зажиточные крестьяне, размеры наделов которых составляли несколько десятков га. Из таких родов выходили известные предприниматели, купцы, торговцы.
Городское население:
Господствующие позиции в городской жизни занимали богатые ремесленники и купцы,контролировавшие посадские общины. Они старались переложить всю тяжесть налогового бремени на самую бедную часть населения- мелких ремёсленников и торговцев. Привилегированным было и положение боярских, дворянских и монастырских слуг и холопов, которые в свободное от службы время промышляли торговлей и ремеслом. Они были жителями белых слобод,населённых феодалами церковнослужителями, и не несли повинностей в пользу государства. Это вызывало постоянные жалобы основной массы посадского населения.
Особенностью 17 века стало и то, что по мере роста ремесленного производства в нём начинает применяться наёмный труд. К быстро богатевшим ремесленникам(не желавшим уже выполнять черновую работу)нанималась не только посадская беднота, но и крестьяне-бобыли, холопы.
Духовенство:
К концу 17 века численность российского духовенства значительно увеличилась. С принятием в конце 16 века патриаршества Русская православная церковь стала полностью самостоятельной. Церковь была крупнейшим собственником земли. В 1649 году Соборное уложение запретило церкви увеличивать свои земельные владения и ликвидировало права белых слобод (к их числу относились и церковные владения) в городах. Тогда же церковные руководители были лишены некоторых судебных привелегий, принадлежав их им ранее.
Казачество-
Военное сословие,в котором числилось население ряда окраинных местностей России. Оно пользовалось особыми правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской повинности.
Основу хозяйской жизни казаков составляли промыслы –охота, рыболовство, бортничество, а позже -также скотоводство и земледелие. Как и в 16 веке, казачество основную часть доходов получало в виде государственного жалования и военной добычи. Казачество сумело в короткий срок освоить огромные окраинные районы страны.
Важнейшие вопросы жизни казаков обсуждались на их общем сходе. Во главе казацких общин стояли выборные атаманы и старшины. Собственность на землю принадлежала всей общине. Атаманы и старшины избирались путем выборов, при которых каждый казак пользовался равным правом голоса.
На вопрос россия в 17 веке основные сословия российского общества заданный автором чистосортный
лучший ответ это Социальная структура российского общества в XVII века
Боярство
Высшее сословие в российском обществе. Владело вотчинами. Служило царю. Занимало высшие государственные должности в государственном аппарате власти.
Дворянство
Высший слой служилых людей в российском обществе. Владело поместьями, но могло передавать поместье по наследству в случае продолжения государственной службы.
Духовенство
Высшее сословие в российском обществе. Крупный земельный собственник - им принадлежало до 15% всей земли страны.
Иерархия русской православной церкви:
* Патриарх Московской и всея Руси
* Епископы, архиепископы, митрополиты
* «Белое» духовенство (приходские священники)
* «Черное» духовенство (монахи)
Крестьянство:
Частновладельческие.
Проживали на территории вотчин или поместий. Обязаны были нести тягло (повинности) в пользу государства и своего хозяина.
Дворцовые.
Обслуживали хозяйственные потребности царского дворца. Эта категория имела самоуправление и подчинялась дворцовым приказчикам.
Черносошные.
Не имели права покидать свои земли, несли тягло в пользу государства. В сравнении с положением частновладельческих крестьян их положение было легче.
Посадские люди
Это торгово-ремесленное население. Они несли тягло - повинность в пользу государства, выбирали старост и сотских (черные слободы) . Белые слободы принадлежали боярам, монастырям, епископам.
Купечество.
Занимало второе положение в городе. К привилегированному купечеству относились: «гости» , «гостиная сотня» , «суконная сотня» .
Приказные люди.
Служащие государственных учреждений, центральных и местных. Самое высокое положение занимали дьяки, им подчинялись писцы, подьячие, служители приказов. Служили в государственных учреждениях дьяки и старшие подьячие. По статусу приравнивались к дворянам. Они являлись владельцами земель и крепостных и получали денежное жалованье.
Приборные люди
Служилые люди по прибору или по набору. Это пушкари, стрельцы, ямщики, казаки, казенные мастера. Среди них встречались и служилые иностранцы, которые проживали в отдельных слободах. Служилые люди несли военную сторожевую службу. Получали государственное содержание, им выделяли земельные участки.
Казачество
Новое для страны сословие. Военное сословие. В нем числилось население ряда окраинных местностей России (Дон, Яик, Приуралье, Терек, Левобережная Украина) . Во главе казацких общин стояли атаманы и старшины. Все важные вопросы обсуждались на «круге» . Казачество пользовалось правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской службы.
Ясачные люди
Малые, нерусские народы России (манси, ханты, ненцы, буряты, якуты, башкиры) платили ясак (дань пушниной) . Чуваши, мордва, мари платили ясак медом и хлебом.
Предприниматели и наемные рабочие
Появляются в XVII веке новые группы населения - предприниматели и их наемные рабочие. Так зарождались рабочий класс и буржуазия.
Первое сословие
Господствующим сословием в обществе оставались феодалы. Прежде к ним относили лишь бояр, имевших свои родовые земельные владения — вотчины. В XVII веке в рамках феодального сословия зарождались основы дворянского сословия. По мере утверждения российского самодержавия усиливались позиции дворянства — главной опоры царской власти. На протяжении XVII века оформилась сложная система должностного продвижения дворян в армии, при дворе и в системе управления. В зависимости от знатности происхождения и успехов в службе их переводили из одного чина в другой. С учетом занимаемой должности служилые люди получали право на владение большими или меньшими землями с жившими на них крестьянами. Все это свидетельствовало о том, что в XVII веке дворянство постепенно превращалось в новое сословие.
Царская власть стремилась укрепить права как дворян, так и бояр на землю и подвластных им крестьян. С этой целью был увеличен срок розыска беглых крестьян вначале до 10, а затем до 15 лет. Однако это мало помогало. Бояре и дворяне требовали полного закрепления крестьян за их хозяевами. В 1649 году Земский собор принял новое Уложение, по которому закреплялось вечное право феодалов на зависимых крестьян и запрещался переход от одного хозяина к другому.
К концу века в стране до 10% крестьянских дворов принадлежало царю, столько же — боярам, около 15% — церкви и более всего (около 60%) — дворянам.
Таким образом, к концу века позиции главных землевладельцев — бояр — были серьезно подорваны. Основным хозяином земли и крепостных стало дворянство. Оно потеснило боярскую родовую знать и в сфере государственного управления. Прежняя система замещения высших должностей в государстве по родовитости происхождения (система местничества) в 1682 году была отменена окончательно. Все категории феодалов были уравнены в правах. Это означало серьезную победу дворянства в давнем соперничестве со старой родовой знатью.
Крестьяне
Основную массу населения по-прежнему составляли крестьяне. Их положение в XVII веке значительно ухудшилось. Именно на крестьянские плечи легло тяжкое бремя Смуты и многочисленных войн этого столетия, восстановление разрушенного хозяйства. Крестьянство делилось на две основные группы: владельческих и черносошных. Первые были полной собственностью бояр, дворян, царской семьи и духовенства. Вторые сохраняли личную свободу, владели обширными землями (в основном в Поморье и Сибири) и несли государственные повинности. Крестьяне, жившие на землях бояр и дворян, принадлежали лишь одному хозяину и полностью зависели от его произвола. Их можно было продать, обменять, подарить. Имущество крепостных принадлежало феодалу. Самым суровым и тяжелым было положение крестьян, находившихся в собственности мелких феодалов.
Крестьяне работали на феодалов на барщине, платили натуральный и денежный оброк. Как мы уже знаем, по мере развития рыночных отношений роль денежного оброка постоянно росла. Средняя протяженность барщины составляла 2—4 дня в неделю. Во второй половине века к барщинным работам стали приравнивать работу крепостных крестьян на первых мануфактурах, принадлежавших их хозяевам. Одновременно зависимые крестьяне несли повинности в пользу государства.
К концу века изменилась роль холопов. Если прежде они были бесправными полурабами своих господ, то теперь становились приказчиками, посыльными, конюхами, портными, сокольничими и т. д. К концу века эта категория зависимого населения постепенно слилась с крепостными крестьянами.
Изменилась система налогообложения. Если в начале XVII века налог («тягло») исчислялся с «паханой земли» и это привело к значительному сокращению обрабатываемой земли, то к концу века вместо поземельной подати была введена подворная.
Средние размеры крестьянских наделов составляли 1—2 десятины (1—2 гектара) земли. Были и зажиточные крестьяне, размеры наделов которых достигали нескольких десятков гектаров. Из таких родов выходили известные предприниматели, купцы, торговцы.
В XVII веке росла численность городского населения. В каждом большом городе насчитывалось не менее 500 дворов. В новых городах, в первую очередь на южных и восточных окраинах страны, вслед за крепостями появлялись посады. В них жили не только русские, но и представители других народов России. Посадское население включало в себя ремесленников и торговцев, стрельцов, купцов, духовенство, дворян и бояр (с их многочисленной челядью).
Господствующие позиции в городской жизни занимали богатые ремесленники и купцы, контролировавшие посадские общины. Они старались переложить всю тяжесть налогового бремени на самую бедную часть населения — мелких ремесленников и торговцев. Привилегированным было и положение боярских, дворянских и монастырских слуг и холопов, которые в свободное от службы время промышляли торговлей и ремеслом. Как и их хозяева, они были жителями белых слобод, населенных феодалами и церковнослужителями, и не несли повинностей в пользу государства. Это вызывало, в свою очередь, постоянные жалобы основной массы посадского населения.
Особенностью XVII века стало и то, что по мере роста ремесленного производства в нем начинает применяться (пока еще в небольших размерах) наемный труд. К быстро богатевшим и не желавшим уже выполнять черновую работу ремесленникам нанималась не только посадская беднота, но и крестьяне-бобыли, холопы.
Духовенство
К концу XVII века численность российского духовенства значительно увеличилась. Церковную службу почти в 15 тысячах церквей страны несли до 110 тысяч человек. А в монастырях проживало еще до 8 тысяч монахов. С принятием в конце XVI века патриаршества Русская православная церковь стала полностью самостоятельной. Вместе с тем сложилась и новая церковная иерархия. Самым близким к верующим и самым многочисленным по составу слоем духовенства были приходские священники. Высшим слоем были епископы, архиепископы и митрополиты. Возглавлял церковную иерархию патриарх Московский и всея Руси со своим двором.
Церковь была крупнейшим собственником земли. Это вызывало обеспокоенность светских властей и зависть многих бояр и дворян. В 1649 году Соборное уложение запретило церкви увеличивать свои земельные владения и ликвидировало права белых слобод (к их числу относились и церковные владения) в городах. Тогда же церковные руководители были лишены некоторых судебных привилегий, принадлежавших им ранее.
Тем не менее церковь была одним из крупнейших собственников земли в стране, ей принадлежало до 15% земель.
Казачество
Новым для России сословием стало казачество. Это было военное сословие, в котором числилось население ряда окраинных местностей России (Дон, Яик, Приуралье, Терек, Левобережная Украина). Оно пользовалось особыми правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской повинности.
Основу хозяйственной жизни казаков составляли промыслы — охота, рыболовство, бортничество, а позже — также скотоводство и земледелие. Как и в XVI веке, казачество основную часть доходов получало в виде государственного жалованья и военной добычи.
Казачество сумело в короткий срок освоить огромные окраинные районы страны, в первую очередь донские и яицкие земли.
Важнейшие вопросы жизни казаков обсуждались на их общем сходе («круге»). Во главе казацких общин стояли выборные атаманы и старшины. Собствен- Атаман ДОНСКИХ казаков. ность на землю принадлежала всей общине. Атаманы и старшины избирались путем выборов, при которых каждый казак пользовался равным правом голоса.
Эти порядки народного управления выгодно отличались от самодержавных, набиравших силу в стране. В 1671 году было приведено к присяге русскому царю донское казачество.
Таким образом, в XVII веке сложная прежде социальная структура российского общества значительно упростилась.