Подводный мир занятия в подготовительной группе. НОД в подготовительной к школе группе "Подводный мир" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Цель:

Упражнять в умении создавать выразительный и интересный сюжет с помощью геометрических фигур.

Задачи: уточнить и расширить знания детей о подводном мире, многообразии его обитателей. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Воспитывать любовь и уважение к животному миру, отзывчивость и доброту.

Материалы и оборудование: иллюстрации поэтапного рисования, слайды с иллюстрациями обитателей подводного мира; лист голубого цвета А4; цветные карандаши, гуашь, кисти, стаканы с водой, формат А3 для демонстрации поэтапного рисования животных.

Методы и приемы: Использование ИКТ (презентация «Морское дно»), показ образца, художественное слово, беседа, организация мини выставки рисунков.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

— А вы путешествовали когда-нибудь на дно океана?- Хотите отправиться в такое путешествие? (Да.)

— А как вы думаете, на чем можно путешествовать под водой? (На подводной лодке.)

— А еще как?

— Скажите, если мы с вами нырнём глубоко в воду, у нас получится поплавать под водой долго? (Нет.)

— Почему не получится? (Мы не можем дышать под водой.)

— Подумайте и скажите, что делают люди, когда ныряют в воду глубоко и долго плавают? (Надевают акваланги.)

Правильно, надевают акваланги. Вот и мы сейчас наденем наши «акваланги» и отправимся в путешествие на морское дно.

Дети вместе с воспитателем надевают маски, изображающие акваланги на голову и выполняют плавательные движения.

— Мы сегодня спустимся на дно морское, чтобы исследовать подводный мир. Закройте глаза и представьте себе, что мы погружаемся на глубины морские.

Звучит аудиозапись «Шум моря», на экране появляется морские обитатели. Дети «подплывают поближе», рассматривают животных.

— Посмотрите, ребята как здесь красиво, необычно. В морях и океанах живет много животных

Педагог называет животных, появляющихся перед детьми.

Вот мы и вернулись в детский сад.

Кто из животных вам особенно запомнился?

— Рыбки, акула, осьминоги, крабы, медузы, морские коньки и т. д.

— Молодцы! Правильно. Много разных таинственных животных и рыб живет в океане-море. Мы сейчас попробуем отгадать загадки о морских обитателях. Слушайте внимательно. После того, как дети отгадают загадку, педагог демонстрирует картинку с изображением животного.

Эта рыба - хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно… (акула)

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! - грозит. - Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее? (Медуза)

И на суше, и в воде -

Носит дом с собой везде.

Путешествует без страха

В этом доме… (черепаха)

— Давайте посмотрим, как можно обобщить формы морских обитателей. Это все геометрические фигуры. Какие? Нарисовав любую геометрическую фигуру, из нее можно потом сделать подводного жителя.

(Показ поэтапного рисования).

На дне много камешков,

ракушек, есть и подводные растения.

Как они называются?

— Водоросли.

— Верно, водоросли. Некоторые рыбы ими питаются.

А при помощи каких линий мы можем нарисовать водоросли?

(волнистых)

Практическая часть: педагог предлагает детям выбрать средства рисования (гуашь, карандаши, фломастеры) . Дети работают самостоятельно. При необходимости педагог оказывает индивидуальную помощь. Напоминает, как правильно держать кисть и пользоваться красками.

Проводится анализ готовых работ. Организуется совместная выставка в экологическом уголке группы.

Ребята на память о нашем путешествии я предлагаю вам взять ракушки и камушки.(Дети берут из мини аквариума ракушки и камушки)

Нет прекрасней земли родной,

На которой живем с тобой

Так давайте беречь и любить

Иванова Лариса Никоноровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д\с "Родничок"
Населённый пункт: п.Мокроус, Саратовская область
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
Тема: "Подводный мир"
Дата публикации: 14.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД
Тема: «Подводный мир» Подготовительная группа Воспитатель: Иванова Л.Н. Р.п.Мокроус д/с «Родничок» 2015 г.
Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы. Возрастная группа: подготовительная. Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Мой город, моя страна, моя планета». Тема НОД: «Подводный мир». Цель: Создать условия для закрепления представлений о морских обитателях и морской фауне нашей страны. Задачи: Образовательные: Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях. Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность речи. Развивающие: Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме « Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику; развивать общую и мелкую моторики; развивать ловкость, координацию движений; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение. Воспитательные: воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны, повышать интерес к познанию ее законно; реально участвовать в деятельности по охране природы; формировать умение работать и играть в коллективе. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности. Предварительная работа: Рассказ воспитателя о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде(растения, животные). Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателях, плакатов из альбомов « Мир природы», чтение « Морских сказок» С. Сахарова, разучивание физминутки, пальчиковой гимнастики. Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире. Ход занятия

Деятельность воспитателя
Вводная часть - Ребята, посмотрите какие ракушки мне прислали друзья с Черного моря. А кто из вас был на море? На каком? А какие еще моря нашей страны вы знаете? Давайте посмотрим на карту нашей Родины – России. Посмотрите, какая огромная наша страна – самая большая в мире. С севера ее омывают такие моря как Белое море, Карское море, Баренцево море и др., а с юга – Черное море, Каспийское, Азовское. - Эта ракушка прислана мне в подарок с Черного моря. Вы наверное слышали такое выражение, что если приложить ракушку к уху, то услышите шум моря. Возьмите по ракушке и послушаем шум моря. Звучит шум моря -Как вы думаете, где мы можем слышать такие звуки? -А какие еще звуки слышны на берегу моря? - А вы хотите узнать о жизни морских рыб и животных? Что для этого нужно? - А чтобы погрузиться в морские глубины нам нужны какие то приспособления. Выберите из карточек те предметы, которые нам нужны и объясните для чего они нам потребуются. - Надеваем маски и акваланги и погружаемся на морское дно. Основная часть Показ небольшого видео о морских обитателях, сопровождающийся
Деятельность детей
Дети рассматривают ракушки Дети рассматривают карту Прикладывают ракушки к уху, слушая шум моря На берегу моря Крики чаек, шуршание гальки Нужно опуститься в морские глубины Дети выбирают из карточек подводную лодку, батискаф, подводную маску, трубку, ласты, акваланг и объясняют их предназначение Надевают маски и акваланги и имитируют движения пловцов подводников
комментариями воспитателя - А каких еще морских обитателей вы видите в морских глубинах? - Присядем на дно морское и расскажем, что же мы знаем о морских рыбах и животных. Вновь включается монитор. Звучит тревожный крик дельфина. -Ребята, а кто это кричит? - Как вы думаете, какие это звуки – радостные или тревожные? Почему? - Что же нам делать? Плывем дальше, подплываем к месту где нет ни одной рыбки. - Вы ничего не замечаете? - Как вы думаете, что же могло произойти? - Вы хотите выяснить что же случилось и где же все рыбы? - Давайте поплывем и поищем рыбок. Воспитатель читает задания: Одна половина детей работает парами с разрезными картинками. По выполнению работы рассказывают о собранных рыбах. Вторая половина (по 2 человека) составляют рассказы по 3 детей читают стихи о рыбах Ответы детей: - Я вижу в морских глубинах….акулу… Предполагаемые ответы: они плавают в воде, имеют разные формы тела, тело покрыто чешуей, дышат жабрами и т.д. Дельфины Тревожные, наверное что то произошло, что то случилось. Давайте поплывем дальше и узнаем, что же произошло. Здесь нет ни одной рыбки и ни одного морского животного Предполагаемые ответы детей: произошел сильный шторм, и рыбы покинули это место; рыбаки выловили всю рыбу; произошла авария на корабле, перевозившем нефть и т.д Да Ребенок находит сундучок. Открываем, в нем ракушка с заданиями Выполнение работы детьми
мнемотаблицам о морских животных. - Ребята, мы выполнили задание, но ничего не изменилось, рыбки не появились. Где же еще можем найти их? Посмотрите, какая большая волна, может под нею они спрятались. Опустим руки поглубже в воду, что мы чувствуем? - Что же с ними случилось? -Как вы думаете, почему? _ Хотели ли вы им помочь? - Я вижу небольшой грот (а вы знаете что такое грот?) - Давайте поплывем туда, там есть воздух, мы можем снять маски и немного передохнуть, а затем поможем рыбкам обрести цвет. - как вы думаете, как же мы поможем рыбкам? - Да, но раскрашивать будем не красками, а цветным песком. Объяснение воспитателем методики раскрашивания цветным песком. - Но перед работой разомнем пальчики. Пальчиковая гимнастика. Помощь и подсказки воспитателя в ходе выполнения работы детьми. По окончании работы: - Полюбуемся своими рыбками. Надеваем маски, акваланги, выплываем из грота, опускаем рыбок Дети опускают руки и нащупывают песок, а в песке- рыбки. Они стали бесцветными Версии детей Да. Дети берут по рыбке и плывем к гроту. Подплываем, снимаем маски, положили своих рыбок. Перерыв 10мин. Версии детей: раскрасим красками, гуашью и т.д. Самостоятельная деятельность детей
в море и отправляемся на берег. Заключительная часть - Что вам больше всего запомнилось в нашем подводном путешествии? - Давайте еще раз откроем сундучок. -Посмотрите, какие замечательные блокноты вам дарят дельфины в подарок, за оказанную вами помощь рыбкам. В них вы можете нарисовать свои впечатления о морском путешествии. - Но на первой страничке блокнота давайте нарисуем лесенку в 3 ступеньки, оценим себя, как мы сегодня помогли обитателям моря, какие добрые дела совершили. Поставьте себя на ту ступеньку лесенки, как вы себя оцениваете. Объясните, почему вы так себя оценили? Один из детей предлагает взять с собой сундучок. Ответы детей Самоанализ детей АНАЛИЗ НОД
Непосрпедственно – образовательная деятельность проводилась с детьми подготовительной группы. НОД состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых поэтапно выполнялись различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. В водной части была организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. Здесь был использован словесный метод (беседа о нашей Родине – России, ее бескрайних просторах, о ее морях и реках). В игровой форме было предложено надеть маски и кислородные баллоны и спуститься на морское дно. Это стимулировало принятие элементов учебной задачи, создавало интерес, игровую мотивацию к содержанию занятия. Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. В этой части был применен проблемно- ситуационный метод (крики дельфина о помощи). Дети четко сформулировали эту ситуацию, предложили свое участие в решении проблемы. В ходе решения проблемной ситуации дети в самостоятельно выполняли такие задания, как « Собери картинку морского животного или рыбы и расскажи о ней», работа с мнемотаблицами. В этих заданиях я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. В работе с детьми использовала вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и развитию речи детей. В заключительной части НОД дети решили проблемную ситуацию (помогли рыбкам обрести цвет). Дети раскрашивали рыбок цветным песком (нетрадиционное направление изобразительного искусства – рисование цветным песком. Так же, в заключительной части был проведен метод самоконтроля « Лесенка». Дети самостоятельно оценивали себя, поставив себя на определенную ступеньку лесенки, мотивируя свои действия тем, что у него получалось в ходе НОД, что хорошего он сделал во время занятия, что, может где-то не понял и т.д.
В подготовке НОД принимали участие родители воспитанников (изготовляли акваланги, приносили игрушки морских животных, ракушки и т.д.) Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой. На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, подгрупповую, групповую. Методы: 1. Словесный (беседы, вопросы к детям, уточнение, поощрение) 2. Наглядно – демонстрационный (показ видео, изображения морских животных, 3. Практический (рисование песком) 4. Метод контроля. Я считаю, что выбранная мною форма организации НОД была достаточно эффективной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в НОД задачи были выполнены.

Конспект по развитию речи

в подготовительной группе

«Подводный мир»

Образовательная область: речевая

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: подготовительная

Тема: «Подводный мир»

Цели:

Образовательные: Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на задуманную тему . Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях.

Развивающие: Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику, развивать выразительность речи; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные : Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны; воспитывать толерантное отношение к ответам детей; формировать умение работать и играть в коллективе.

Словарная работа: батискаф, ихтиологи, иллюминатор

Предварительная работа: просмотр фрагментов из подводной одиссеи команды Кусто, рассматривание картинок с изображением животных морей и океанов, беседы с детьми, где и каких животных видели, какие повадки знакомы.

Материалы и оборудование : магнитофон с записью шумов моря, картинки с морскими обитателями (серия «Мир в картинках» пособие «Морские»), слайд-шоу «Подводный мир»,альбомные листы по количеству детей, карандаши.

Ход деятельности

Воспитателем запускается слайд-шоу «Подводный мир» с картинками и звуками моря. На этом фоне воспитатель читает стихотворение А.Парошина «Подводный мир».

Про подводные глубины
Посмотрела я кино:
В батискафе опустились
Ихтиологи на дно.

Впереди большого ската,
Наблюдает командир:
В небольшой иллюминатор,
Виден весь подводный мир.

Словно жизнь на миг заснула

В океанской глубине.
Вот зубастая акула

С батискафом наравне.

Всюду - красные кораллы,
Очень тихо и темно.
Много нового узнала
Я из этого кино!

Воспитатель: Ребята, кто из вас любит путешествовать?

А в каких путешествиях вы уже бывали?

Сегодня я хочу пригласить всех вас в морское путешествие. Согласны в него отправиться?

А что нам может помочь опустится в глубины моря и увидеть его обитателей?

Правильно, на морское дно можно опуститься и на подводной лодке, и с помощью акваланга, и на батискафе. Но наверное лучше будет использовать батискаф – специальный подводный аппарат для исследований на больших глубинах. Он намного легче подводной лодки, проще в управлении. А наблюдать за подводным миром через иллюминатор удобнее и безопаснее, чем плавать среди рыб и акул с аквалангом. Согласны?

Показать картинку батискафа.

Ребята, но настоящий батискаф ведь не поместится в нашей группе, что же будем делать?

Отлично, мы с вами его представим и построим из предметов находящихся в группе.

(Строим батискаф из стульчиков, выстраивая их в полукруг, а впереди ставим стульчик со штурвалом.)

Занимаем свои места и погружаемся в море. Можно закрыть пока глазки и представить себе картину моря.

Включается шум моря, по группе развешиваются картинки морских обитателей.

Открываем глаза, мы опустились на достаточную глубину, чтобы наблюдать за жизнью обитателей моря. Посмотрите кого мы здесь видим?

Проводится речевая игра «Какой, какая, какие» : де ти по очереди подходят к картинкам, рассматривают их, показывают всем детям и рассказывают о том, кто изображен на карточке, какой он. К примеру «Это кит, он самый большой обитатель моря», или «Это медуза, она прозрачная, гладкая», «Это морская звезда, она очень похожа на обычную красную звезду»

Молодцы, всех о ком мы с вами раньше говорили вы вспомнили и узнали. Но я думаю, что мы их можем еще и показать?

Проводится физкультминутка «Море волнуется раз». Проиграть 2 раза.

Конечно, мы можем зарисовать увиденное и потом рассказать. А наш рисунок поможет ничего не забыть и не упустить. Все можно рисовать просто, не вырисовывая точное очертание и детали, лишь бы вам было понятно, о чем хотите рассказать.Н что ж, путешественники, покидаем наш батискаф и приступаем к нашим заметкам. Пароль на выход с батискафа «Цепочка морских слов». По очереди называем слово морской тематики – берем свой стульчик и идем к столу составлять свой рассказ о морском путешествии.

Что мы можем передать в своем рассказе? Где мы были? На чем опускались? Кого видели в море? Какие они, морские обитатели? что нам больше всего там понравилось?

Ваш рассказ может быть примерно таким: «Сегодня мы путешествовали по морю и опускались на его дно в батискафе. Там мы встретили морских обитателей: медузу, осьминога, морскую звезду и других. Видели как растут кораллы, плавают стайками рыбки. Больше всего мне понравились морской еж и рыба дракон. Морской еж своими колючками очень похож на свернувшегося ежика, только он красного цвета и с большими колючками

Пока дети схематично рисуют рассказ, напомнить им значение слов батискаф, иллюминатор, ихтиолог.

Мы были в море, а затем вернулись куда…. (на сушу). В роли суши у нас сейчас будет ковер.

Садимся на ковер

Наше морское путешествие закончилось, но оставило у нас много хороших впечатлений. Ачто мы можем с ними сделать?

Кто еще хочет нам рассказать?

Рассказы 4-5 детей.

Кто не успел рассказать нам о путешествии, возьмите свои заметки домой и поделитесьвпечатлениями с родными.

*Если остается время

Мы с вами поговорили о морских обитателях, также знаем и тех рыб, которые водятся в наших реках и озерах. И я хочу предложить вам отгадать, лишнюю рыбку, которая заплыла не в свой водоем.

1. Краб, осьминог, налим, медуза – кто здесь будет лишний?

2. Селедка, окунь, щука, плотва. – а здесь когобыть не должно?

Программное содержание:

  • Учить детей осмысливать и реализовывать собственный художественный
    замысел,
  • Пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях, расширять словарный запас, ввести в активный словарь детей слово «батискаф»;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • Использовать различные нетрадиционные художественно – графические техники;
  • Воспитывать эстетические нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать.

Материал:

  • Эскизы;
  • Печатки из картофеля, ватные палочки, кубики.;
  • Тонированные листы бумаги (А3,А4)- «кусочки моря»
  • Листы (граттаж), палочки для процарапывания
  • Песок (обычный, мраморный), крупа – манка;
  • Гуашь, клей, кисти
  • Восковые мелки, акварель
  • Магнитофон - звуки моря, дождя, релаксирующая музыка, мультимедиапроектор с видеофильмом о морском дне.

Ход занятия

Оргмомент

Воспитатель включает аудиозапись со звуками моря - плеск волн, прибой, дети заходят в изостудию.

Воспитатель:

Ребята, прислушайтесь. Что вы, слышите?

Шум моря, волны плещутся о берег …

Вводная часть.

Воспитатель:

А кто из вас видел море? Купался в нем?

Ответы детей

А вы хотели бы снова оказаться на морском берегу?

Ответы детей.

Ребята, скажите, а на чем можно путешествовать по морю?

На корабле, на паруснике, на яхте, на лодочке...

А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?

С помощью подводной лодки; нырнуть с аквалангом.

Правильно, дети, а еще на дно морское можно опуститься с помощью
батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показывает картинку) .

Основная часть.

1. Воспитатель:

А теперь устраивайтесь поудобнее у иллюминаторов батискафа, мы с вами погружаемся на морское дно.

Педагог включает медиапроектор с видеофильмом о морском дне. После просмотра задает вопросы.

Каких морских животных вы увидели, узнали? Что еще есть на морском дне?

Ответы детей.

Ребята, я нашла целую корзину ракушек. Какие они все замечательные, интересные.

(Воспитатель раздает детям ракушки).

Возьмите раковины и приложите к уху, послушайте.

Воспитатель: Ребята, что вы слышите?

Дети: Шум моря, ветра.

Воспитатель: Сколько интересного вы услышали. А знаете, что услышала я. Послушайте. Давным-давно все обитатели моря жили дружно, вместе. Наслаждались морскими просторами чистой, прозрачной воды. Морские обитатели спокойно могли спокойно добыть себе пищу. А сейчас люди небрежно относятся к природе, загрязняют водоёмы, реки, различными отходами, нефтью. Много морских жителей уже погибло и неизвестно, сколько ещё может погибнуть. Морские обитатели просят помощи. Ребята, а как мы можем им помочь?

Дети: Не кидать мусор, почистить море, бережно относится к природе …

Воспитатель: Да, конечно надо любить природу, бережно относиться ко всему живому. А ещё мы можем придумать нарисовать свой волшебный мир. Мы создадим такое море, где будет комфортно и уютно, спокойно жителям морей и других водоёмов. А для того, чтобы наши пальчики хорошо работали, мы сделаем специальную гимнастику, как это делает осьминог. Встаньте, пожалуйста.

2. Пальчиковая гимнастика

Эта ножка, чтобы кушать - дети делают массаж пальцев руки, Эта ножка с нею дружит - начиная с мизинца

Эта ножка, чтоб играть

Эта - чтобы рисовать.

Ну, а эта, чтобы нырять,

От акулы удирать. - дети складывают ладони и «виляют» хвостиком

Эта брюшко - почесать - дети «чешут» ладони

А седьмая и восьмая

Маму с папой обнимать. - дети несколько раз сжимают пальцы в «замок»

3. Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами попробуем создать красивое и волшебное море. Сначала, давайте вспомним, с помощью каких техник, мы можем это сделать. (Воспитатель показывает эскизы с разными техниками) Выберите то, что вам поможет создать морское дно.

Дети подходят к столам и берут материал для работы. Воспитатель включает музыку. При затруднениях, педагог напоминает технологию работы с материалами. Когда подводные пейзажи будут закончены, педагог предлагает рассмотреть работы друг друга, побуждает к обсуждению. Педагог отмечает в каждой работе ребенка что – то особенное.

Какое красивое, чистое дно мы с вами создали. В таком море подводным жителям будет очень уютно и комфортно жить.

Заключительная часть.

Воспитатель:

Дети, наше путешествие подошло к концу и мы должны возвращаться в детский сад. Занимайте места в батискафе.

Педагог включает музыку.

Воспитатель:

- Где мы сегодня с вами побывали? Что нового узнали, что увидели, чем занимались?

Мы побывали на морском дне в батискафе, помогли морским жителям – создали для них чистое море, и т.д.

Воспитатель:

На память море сделало вам подарки – эти маленькие ракушечки. Пусть у вас останутся теплые воспоминания об этом путешествии.

Педагог дарит детям ракушки, они прощаются и уходят.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Ромашка» пгт. Новомихайловский

Конспект НОД в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!»

Учитель-логопед

Белоногова

Татьяна Михайловна

2015 г.

Образовательная область : речевая

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа : подготовительная

Тема: «Этот загадочный подводный мир!»

Цель: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи.

Программное содержание :

Коррекционно-образовательные :

    расширять и углублять знания детей о море и его обитателях;

    совершенствовать словарный запас;

    грамматический строй речи;

    звукопроизношение;

    выразительность речи;

    совершенствовать навык употребления предлогов в речи;

    совершенствование навыка звукового - буквенного анализа слов.

Коррекционно-развивающие :

    расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»;

    совершенствовать навыки словообразования;

    развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

    учить согласовывать речь с движениями;

    развивать общую и мелкую моторики;

    развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений;

    развивать выразительность речи и выразительность движений;

    активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение;

Коррекционно-воспитательные :

воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны;

воспитывать толерантное отношение к ответам детей;

формировать умение работать и играть в коллективе;

воспитывать чувство коллективизма, ответственности.

Предварительная работа : Рассказ о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде (растения, животные). Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные», чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина, разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир». Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире, заучивание слов пальчиковой гимнастики, беседы о поездках детей к реке, морю.

Словарная работа : батискаф, акваланг

Материалы и оборудование :

  • презентация «Жители моря и океана»;

    CD с записью шумов моря;

    плоскостные изображения обитателей морей и океанов из наждачной бумаги;

    игровое поле, изображающее морское дно;

    плоскостные изображения обитателей животных морей и океанов на «липучках»;

    мелкие камушки;

    игрушка – рыбка;

    голубое полотно с изображением моря;

    мольберт;

    контейнер с фишками для звукового анализа слов.

Ход деятельности

Логопед : Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. (беру глобус .)

А вот наш помощник. Ребята, это?

Дети : Глобус.

Логопед: Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он кажется каким?

Дети: Разноцветным.

Логопед: А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?

Дети : Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

Логопед: Что означает голубая краска на глобусе?

Дети: Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.

Логопед : Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер )

(включаю CD с записью звуков моря, и 1 слайд презентации с изображением берега моря) .

Логопед : Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети : Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

Логопед : Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.

Логопед: Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие?

(ответы детей)

Логопед : А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?

(ответы детей)

Логопед : Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю изображение батискафа 2 слайд.)

Логопед : В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Давайте с собой возьмем фотоаппарат, чтобы сфотографировать все, что мы увидим интересного. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны ). На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх ). Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ изображения кита слайд 3 ). Кто же это? (Синий кит ).

Звуко-буквенный анализ слова кит.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

«Кит выныривает». Широко открыть рот, максимально выдвигать узкий язык вперёд (удерживать 5 сек.) и убирать вглубь рта.

«Кит плывёт». Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней дёсен.

Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ изображения дельфина слайд 4 ). Да это же. (дельфин ) .

«Дельфин плещется ». Чередование «чашечки» и распластанного языка (дельфины то поднимают, то опускают хвосты) .

Киты и дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Давайте покажем, как выныривают дельфины и киты.

«Дельфины и киты». Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение: вдох носом, пауза (под счёт «раз», «два», «три») и выдох ртом.

Логопед : Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [л] в слове».

Слова: акваланг, рыбы, кит, лодка, море, водолаз, акула, осьминог, плавник, черепаха, скат, камбала, рыболов, медуза, конек.

Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?

Дети : Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

Логопед: Ой, кто же это плывёт? (Показ изображения акулы слайд 5).

Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).

Логопед : Чем питается акула?

Дети : Рыбами, морскими животными.

Звуко-буквенный анализ слова акула.

Логопед : Акулы могут напасть на человека?

Дети : Да.

Логопед: Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?

Дети : Нет. У человека нет жабр.

Логопед : Как же можно путешествовать по морскому дну?

Дети : Надеть акваланги, водолазные костюмы. (показ изображения человека в водолазном костюме с аквалангом слайд 6).

Логопед : Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов) . Выходим из корабля. Как здесь красиво.

(выполняется пальчиковая гимнастика)

«Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг! Делают ладошку у лба «козырьком»

Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у

глаз.

Здесь прозрачная вода. Разводят ладони в стороны

Плывёт морской конёк сюда. Волнообразные движении ладонями

вперёд

Вот медуза, вот кальмар. Опущенные вниз ладони обеих рук в

форме шапочки двигаются навстречу

А вот это – рыба шар. Соединить пальцы обеих рук в

форме шара.

А вот, расправив восемь ног, Показывают тыльную сторону обеих

ладоней и перемещают их вверх,

Гостей встречает осьминог.

(Показ слайдов с изображениями морского конька, медузы, кальмара, рыбы шар, осьминога слайды 7- 11)

Логопед : Какие зелёные водоросли, сколько разных обитателей. Ой, я что-то заметила среди них. (Показ изображения рыбы слайд 12). Кто это?

Дети : Рыба.

Логопед : Давайте поиграем с рыбкой.

Игра называется «Вопросы - ответы». Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)

Чья голова? (Это рыбья голова). Чей хвост? (Это рыбий хвост) .

Чьи жабры? (Это рыбьи жабры). Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко) .

Чьи плавники? (Это рыбьи плавники). Чьи кости? (Это рыбьи кости) .

Чья чешуя? (Это рыбья чешуя). Чьи икринки? (Это рыбьи икринки) .

Чьё туловище? (Это рыбье туловище). Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).

Игра «Без чего не бывает рыбы? ».

Ребята, скажите, без чего не бывает рыбы?

Дети отвечают: «Не бывает рыбы без головы (жабр, плавников, чешуи, глаз, рта) ».

Игра «На морском дне».

(на игровом поле, представляющем морское дно, закреплены с помощью «липучек» изображения морских животных: медузы, ската, акулы, морской звезды, краба, дельфина, осьминога, морского конька и т.д.)

Логопед: ребята, посмотрите внимательно и ответьте на мои вопросы. Где находится морской конек?

Дети : морской конек прячется между кораллами.

Логопед: где плывет медуза?

Дети : медуза плывет под скатом.

Логопед : откуда выбирается краб?

Дети : краб выбирается из-под камня.

Логопед : за кем гонится акула?

Дети : акула гонится за рыбкой.

(логопед задает еще ряд подобных вопросов)

Логопед: еще раз внимательно посмотрите, чтобы запомнить где расположены морские животные. Теперь закройте глаза.

(дети закрывают глаза, а логопед меняет местами медузу и ската)

Логопед: что изменилось?

Дети : медуза и скат поменялись местами. Раньше медуза была над скатом, а теперь медуза под скатом.

Подвижное упражнение «На дне»

Улитки ползут, передвигаются по кругу в полуприсяде, . сложив руки за спиной

Свои домики везут.

Рогами шевелят, делают «рожки» из пальчиков, ритмично. наклоняя голову вправо-влево .

На рыбок глядят.

Рыбки плывут, передвигаются по кругу, делая гребковые. движения руками

Плавничками гребут.

Вправо, влево поворот, выполняют повороты туловища. влево, вправо и наоборот

А потом наоборот.

Полюбовались мы морским дном, познакомились с морскими обитателями, поиграли с морскими животными. А сейчас мы в костюмах водолаза опустимся на самое дно, тем темно и исследуем его уже на ощупь. (приглашаю детей к большому куску ткани лежащему на ковре. Под тканью спрятаны обитатели морей и океанов - плоскостные изображения животных из наждачной бумаги, засыпанные мелкими камушками. Предлагаю сесть вокруг куска ткани.)

Логопед : А сейчас новая интересная игра «Узнай по контуру». Опустите руки «под воду», которую изображает эта ткань, отыщите морских животных и, ощупывая их, попробуйте узнать. (Дети просовывают руки под ткань, находят морских животных, ощупывают их и называют морское животное не вынимая из-под ткани, после ответа достают и проверяют правильность выполненного задания.)

Логопед: Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов ) .

Логопед : Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ка».

1. Без чего не бывает моря? (без воды)

2. Какая самая большая рыба в море? (синий кит)

3. У какой рыбы оба глаза на одной стороне? (у камбалы)

4. У кого рот на брюхе? (у акулы)

5. Какая собака не лает? (морская)

6. На каком коньке нельзя покататься? (на морском)

7. Человек, который работает под водой в специальном костюме? (водолаз)

8. Родственник рака? (краб)

Логопед: Вы очень хорошо занимались, старались. Справились со всеми заданиями. Что вам понравилось на занятии? Какие трудности испытывали? Занятие закончено.