Принцип якорения из нлп. Якорь и якорение в нлп

Есть в НЛП такая техника - техника «якорения». Смысл этой техники в том, чтобы манипулировать окружающими. Причем в случае «якорения» речь идет об управлении состоянием человека. Создатели и адепты НЛП предполагают, что можно за одну секунду вызвать у человека нужное манипулятору состояние, например, состояние транса, эмоционально положительное или эмоционально отрицательное состояние. Делать это предлагается следующим образом. Нужно ввести человека в то состояние, которое Вы хотели бы у него потом вызывать или дождаться, наблюдая за человеком, когда он сам войдет в этот состояние. И на пике этого состояния ввести якорь, т.е. дотронуться до человека и/или воспроизвести в поле его зрения определенный жест и/или издать какой-либо звук, а лучше, как рекомендуется в НЛП, и дотронуться, и звук издать, и показать что-то. И вот через несколько повторений или же сразу, если повезет, Вы получите как бы ключ, поворачивая который, Вы сразу вызываете у человека нужное Вам состояние. Правда, чудесно?

Давайте проанализируем, может ли такой подход быть эффективным.

Ну, во-первых, если Вы умеете вводить человека в определенное состояние, то не совсем понятно, зачем Вам «якорь ». Разве что Вы вводите его в состояние за минуту-две, а вот с «якорем » это можно делать за секунду. Ну, допустим.

Во-вторых, авторы НЛП не понимают, что эмоциональные состояния в большинстве случаев контекстны, т.е. трудно себе представить ситуацию, когда человек явно пребывает в эмоциональном состоянии, не соответствующем актуальной ситуации. Такое возможно разве что в случае психического расстройства. На это нлписты могут возразить, что, мол, состояние, вызванное якорем, будет неявным, возникнет где-то на периферии сознания, даже в подсознании, но влиять на поступки человека все равно будет. Ну, тоже, допустим, хотя нет ни одного эксперимента, подтверждающего, что «якорение» может оказывать хоть какое-то влияние на поведение человека. Вообще это странно, учитывая, насколько легко было бы провести подобные эксперименты.

А теперь самое главное. С чего вообще создатели НЛП и их последователи взяли, что если все сделать в соответствии с техникой «якорения», то хоть какая-то связь между «якорем » и состоянием возникнет?

Вывод о том, что «якорение» будет работать, можно сделать, например, под влиянием первобытного мышления: если нечто соприкасалось с человеком в момент, когда этот человек находился в определенном состоянии, то это же нечто снова вызовет это состояние, если снова соприкоснется с человеком. Под влиянием первобытного мышления аборигены могут, например, выбрасывать копья, с которыми их постигла неудача на охоте или в битве. На уровне первобытного мышления имеет место и несколько иной подход: нечто, соприкасавшееся с мертвецами, используют в черно магических целях. Вещь, контактировавшая, становится вещью, причиняющей.

Предположить, что «якорение» будет эффективным, мог бы и последователь ассоциативной психологии. Правда эпоха ассоциативной психологии закончилась более ста лет назад.

Однако нлписты утверждают, что за «якорением» стоит вовсе не первобытное мышление и не безнадежно устаревший примитивный ассоцианизм, а вполне научная закономерность, а именно классическое обусловливание (по Павлову), т.е., проще говоря, формирование условного рефлекса. И, действительно, «якорение» внешне очень похоже на формирование условного рефлекса, а «якорь» - на условный стимул.

Но давайте более детально рассмотрим, как именно формируется условный рефлекс.

Условный рефлекс возникает на основе безусловного. В классическом случае работали с безусловным рефлексом слюноотделения. При этом слюноотделение - это реакция на вид и запах пищи. Пища (безусловный стимул - БС) вызывает слюноотделение (безусловная реакция - БР):

Чтобы создать условный рефлекс, необходимо каждый раз перед кормлением зажигать в поле зрения собаки лампу или звонить в колокольчик, т.е. вводить условный стимул - УС:

И вот после нескольких десятков таких сочетаний уже сам по себе звук колокольчика или свет лампы (УС) будет вызывать слюноотделение, которое теперь стало уже условной реакцией (УР) - условный рефлекс сформирован:

А теперь посмотрите еще раз на схемы формирования условного рефлекса и, подумав, ответьте на вопрос: в чем принципиальная разница между классическим обусловливанием и якорением?

Правильно, в случае формирования условного рефлекса условный стимул предшествует реакции, а вот при якорении человек сначала реагирует (впадает в то или иное состояние), а уже потом вводится якорь (условный стимул).

А теперь давайте вспомним, каков биологический смысл условного рефлекса. Этот смысл в том, что образование условного рефлекса обеспечивает животному возможность антиципации, т.е. возможность предвидеть ближайшие события. Живому существу, действительно, выгодно запоминать, что предшествовало возникновению опасности (например, появлению хищника), а что - возникновению позитивных обстоятельств. Это, как минимум, позволяет не опоздать с реакцией. Так, увидев, что трава колышется определенным образом, зебра уже убегает, не дожидаясь, когда лев предстанет перед ней во всей своей хищной красе. Нечто сигнализирует организму о том, что случиться в ближайшем будущем и позволяет подготовиться заранее, успеть отреагировать. Именно поэтому Павлов и называл условный стимул сигналом .

Нет смысла убегать, когда лев уже прямо перед тобой. Условный стимул (трава качается) должен предшествовать стимулу безусловному (лев). Если все уже произошло, то сигнал не нужен. Поэтому если условный стимул вводят после безусловного (и это следует не только из логики биологического смысла, но и из тысяч экспериментов), то условный рефлекс или вообще не образуется или же образуется слишком медленно и не является хоть сколько-нибудь стойким.

Так что техника якорения полностью противоречит научно установленным фактам, основана на первобытном мышлении, выводы которого совершенно ошибочны, и является на сто процентов лженаучной. Как и ряд других техник и концепций НЛП - продолжение следует…

В дальнейшем я решил раскрывать лженаучность НЛП в формате видео:

В НЛП есть понятие эмоционального якоря. Это некое действие, которое запускает ассоциативную цепочку реакций. А «якорение», по сути, это создание условного рефлекса. Если несколько раз совместить выбранный стимул с определенной реакцией, то через какое-то время уже этот стимул будет вызывать реакцию.

Стимулы могут быть нескольких видов: кинестические, аудиальные, визуальные и обонятельные. Их принято называть «якорями», т.к. они как будто бы привязывают определенную реакцию к этому стимулу.

По силе на первом месте находится обонятельный якорь. Затем – кинестетический, аудиальный, и самый слабый – визуальный. Так же нужно учитывать, что у разных людей разная сила каналов восприятия. Есть кинестетики. Есть визуалы. И т.д. И тут важно вычислить, к какому именно типу относится ваш партнер, и, соответственно, какой именно якорь в его случае сработает эффективней всего.

Ставить якорь можно на любом этапе отношений, важно только, чтобы в этот момент партнер находился на пике эмоций – например, после отличного секса.

Вопреки расхожему мнению, что с помощью якоря можно «привязать» к себе партнера, мы можем сказать, что привязывать к себе никого не надо – надо совместными усилиями создавать такие условия отношений, чтобы хорошо было обоим партнерам. Потому что на разрушенных дотла отношениях не сработает ни один якорь. Точнее, сработать он может, но толку от этого не будет.

Зачем тогда вообще нужны эти якори? Да, они не смогут вернуть вам охладевшего партнера. Но в начинающие подергиваться пеленой скуки отношения внесут приятную новизну и яркость. Это сильный инструмент, его надо уметь правильно поставить и правильно использовать. Представьте себе: мужчина во время бизнес-встречи резко замолкает, потому что не в силах говорить – настолько сильно и внезапно ему захотелось вас обнять. А все потому, что сработал, например, обонятельный якорь, связанный с запахом кофе. Фактически, вы заставляете партнера думать о вас если не все время, но в несколько раз чаще.

Но будьте бдительны – якорение одинаково хорошо работает на партнеров обоих полов. Так что, возможно, пока вы читаете эту статью, ваш партнер читает аналогичную на мужском сайте.

Вот вам несколько работающих схем постановки якорей.

Кинестетический

Его можно легко поставить на прикосновения. Например, когда ваш мужчина испытывает какую-нибудь сильно положительную эмоцию (это может быть смех, радость или оргазм), на несколько секунд коснитесь его руки или шеи. Необходимо повторить это несколько раз, всегда касаясь в одном и том же месте – в среднем для выработки якоря потребуется от 10 до 30 повторений. Теперь вы сможете вызывать у мужчины хорошее настроение, если даже до этого он был очень зол. И самое главное - он никогда не догадается, почему так быстро у него сменилось настроение и почему ему так хорошо именно с вами.

Аудиальный

Например, вы едете в машине и слышите его любимую мелодию. Даже если вы ругались до этого, начните говорить о том, какой он хороший и замечательный, не скупитесь на комплименты. Как только музыка закончится, можете продолжить, если захотите, тему, начатую до песни. После нескольких повторений такого упражнения, настроение вашего мужчины будет меняться автоматически, и он будет вспоминать вас, как только он слышит эту композицию.

Обонятельный

Всякий раз, когда вы собираетесь заняться любовью, надушитесь или зажгите ароматическую свечу. Самое главное - этот запах не должен вами использоваться в повседневной жизни. Опять же после нескольких повторений нашего упражнения, выбранный запах будет провоцировать вашего мужчину на романтический лад, даже если он был до этого сосредоточен на футболе или компьютерной игре.
Способов использовать якоря, как и самих якорей, можно придумать великое множество. Главное, помните: якорение - это очень сильный инструмент, поэтому используйте его только во благо и для вашего обоюдного с партнером удовольствия.

Если тебе кажется, что название статьи носит морскую тематику, то ты ошибаешься. Якорение – это устоявшийся термин, который используют в психологии как элемент нейролингвистического программирования. Сам же якорь выступает в качестве стимула, вызывающего прочную ассоциативную связь на эмоциональном уровне.

Итак, давай постепенно разбираться с якорями, НЛП и сопутствующими вопросами.

Нейролингвистическое программирование – это не наука, а комплекс прикладных техник, применяемых в практической психологии. Чаще всего приемами НЛП пользуются:

  • психологи и time менеджеры;
  • лекторы, тьюторы и юристы;
  • актеры, писатели и журналисты.

Конечно же, трейдеры и топ менеджеры утверждают, что все как один в совершенстве владеют методами НЛП. По сути нейролингвистическое программирование – это коммуникативные навыки, зная и применяя которые, ты можешь повлиять на мнение человека, принимающего решение.

Практикующие психологи активно используют технику НЛП для лечения тяжелых эмоциональных состояний, избавления от фобий, реабилитации пациентов после перенесенных психологических травм.

Основой для развития нейро-лингвистического программирования стала когнитивная психология, изучающая познавательные процессы человеческой психики. Когнитивная психология изучает вопросы, связанные с памятью, внимание, чувствами, процессами мышления, восприятия и воображения. Соответственно, основными ее инструментами становятся всевозможные стимулы. В нашем случае таким стимулом выступает якорь.

Краткий экскурс в историю

Якорь – это ключ к управлению эмоциями. При чем к осознанному управлению. Ошибочно многие путают якоря с рефлексами. Между якорем и рефлексом есть существенная разница. Для установки якоря достаточно одного сильного переживания, эмоционального состояния, в то время как ассоциативная связь в случае выработки рефлекса появляется вследствие неоднократного воспроизведения цепочки определенных действий. Говоря научным языком, рефлекс – это физиологическая реакция, а якорь – эмоциональная.

В школе нам рассказывали об академике Павлове, который ставил эксперименты над собаками. Так вот плохого Иван Петрович собачкам ничего не делал. Кстати говоря, ученый за собственный счет строил вольеры, закупал провизию для собак, которые жили в прекрасных условиях. В результате экспериментов появилось разделение рефлексов на условные и безусловные. А сам Иван Петрович стал основателем науки о высшей нервной деятельности.

Толчком к началу исследований стало то, что Павлов заметил, что слюноотделение у собак начиналось еще до того, как животные получали еду. Будучи физиологом, Иван Петрович понимал, что слюноотделение напрямую зависит от выработки желудочного сока.

Первым своеобразными якорем в исследованиях Павлова стал звоночек, которым сопровождалась выдача пайки. Позже ученый добился того, что только звук колокольчика провоцировал выработку желудочного сока у собак.

Якорение как технология НЛП

Когда определенная эмоция, связанная с переживанием, становится стимулом к выполнению конкретного действия, эту эмоцию и называют якорем. На практике подобный процесс происходит бессознательно и чаще всего остается незамеченным.

Якорь выступает определенной внешней или внутренней репрезентацией, которая запускает процесс воспроизведения другой. Жизнь каждого из нас наполнена воспоминаниями, значимыми моментами, именами, событиями, вещами, даже вкусами и запахами. Вот они якоря, которые умелые психологи используют для программирования личности.

Вспомни, когда ты оборачивался на незнакомый голос посреди улицы, услышав свое имя. А бывает, что люди отзываются на чужое имя, которое им дорого. Имена в данном случае – те же якоря.

Якорем может быть определенная дата, музыкальная композиция, фильм, открытка, изображение, все что угодно.

Как это работает на практике? Представь себе, что к психологу на прием приходит человек, страдающий арахнофобией. Соответственно мы имеем негативный якорь – пауки и все паукообразные гады. Для того, чтобы помочь пациенту избавиться от фобии, специалисту необходимо добраться до корня проблемы. Но как можно разговаривать с человеком о пауках, если он впадает в панику от одной только мысли об этих милых тварях. Запрограммировав положительный якорь, к примеру птицу-феникса, которой не страшен ни один даже самый смертоносный паук, психолог сможет остановится приступ паники одним только словом «феникс». Вот она на лицо манипуляция, когда в умелых руках сознание становится мягким и податливым пластилином.

Использование и установка якорей, их разрушение

Якоря, даже самые мощные, имеют определенный жизненный цикл. Якоря могут быть кратковременными и долговременными. Кратковременные якоря теряют свою значимость без периодического подкрепления, а долговременные якоря могут оставаться на всю жизнь. Сознательно установить якорь без должных навыков и умений практически невозможно. Считается что процесс якорения прошел успешно, если трехразовое воспроизведение якоря вызвало чистую реакцию, идентичную во всех случаях.

Установка якоря должна происходить в момент, когда эмоциональное состояние человека достигло пика. Различают три основных вида якорей:

  1. визуальные;
  2. аудиальные;
  3. кинестетические.

Самый мощный эффект дают комплексные якоря, которые можно увидеть, услышать и почувствовать одновременно.

Также, в психологии используется понятие «коллапс якорей». Применяется данная технология в случае, когда у человека установлен негативный якорь. Коллапс заключается в якорении на абсолютно противоположной эмоции, а потом одновременного их воспроизведения. В результате рушатся оба якоря и возникает нейтральное отношение к ситуации в целом.

Как мы сами себя якорим?

Найти и привести пример самоякорения будет не сложно. Вспомни, последний раз, когда ты покупал телефон. Причем, исходная ситуация не предполагает, что ты сам прекрасно разбираешься в гаджетах, а пошел за консультацией в магазин. Менеджер предложил тебе не самую дорогую, но «лучшую» модель из имеющихся. Заходя в каждый следующий салон, ты уже не будешь искать лучше, ты будешь спрашивать именно ту, первую модель, которая тебе понравилась и скорее всего купишь именно ее.

Следующий пример самоякорения – поиск работы. Ты зашел на сайт, где выбрасывают вакансии, глянул приблизительный уровень зарплат, зацепился за сумму, которая больше всего греет карман и давай рассылать резюме. А ты не забыл уточнить зарплату по твоему городу, посмотреть требования к кандидату, опыт и узнать, что надо делать, чтобы получать в несколько раз больше, чем остальные? Якорем в данной ситуации выступила конкретная цифра.

Люди неосознанно пользуются якорями, воспитывая своих детей. То, что в детстве вызывало положительные эмоции, по умолчанию дается и разрешается детям. И наоборот, то чего мы с детства боимся, страшимся или то, что в детстве заставило нас сильно плакать – для наших детей табу.

Если тебе интересно заняться саморазвитием, потренировать память и внимание, стимулировать мышление и креативность, попробуй позаниматься фитнесом для мозга. Сайт BrainApps – ресурс, в рамках которого собрано множество интересных тестов, игр и курсов, которые понравятся тебе и твоему мозгу.

Одной из важнейших считается техника якорения . В нейролингвистическом программировании якорем считается естественный процесс, когда какой-то фрагмент из прошлого, повторенный в настоящем, вызывает всю гамму переживаний, которые у Вас были раньше. Другими словами, якорение — это установление прочной условно-рефлекторной связи, как у собаки Павлова.

Иван Павлов, предлагая собакам мясо, звенел колокольчиком. После определенного количества кормлений таким способом слюноотделение у собак появлялось от звона колокольчика, даже если еду не давали. Другими словами, звон колокольчика стал якорем.

Жизнь каждого из нас сопровождается такими якорями, и со временем их становится все больше. К примеру, у Вас есть неприятные воспоминания, связанные с конкретным рыжим человеком невысокого роста. Якорь, который в связи с этим появился, будет заставлять Вас подозрительно относиться ко всем рыжим невысоким людям.

Выработка новых якорей у людей требует сочетания непосредственного стимула, и его подкрепления. Например, можно не просто дать ребенку конфетку, но и похвалить его. Подкрепление может выражаться в одобрении. теплых словах, дружеском прикосновении, рукопожатии, и так далее. В дальнейшем подкрепление становится таким же сильным, как и стимул, а зачастую, даже еще более сильным.

Какие бывают виды якорей?

  • Визуальные — жесты, мимика, позы.
  • Аудиальные — звуки, имена, слова.
  • Кинестетические — прикосновения, рукопожатия, похлопывания.
  • Олфакторные — различные запахи.
  • Густаторные — вкусовые ощущения.
  • Пространственные — места, где человек находится.
  • Скользящие — усиливающие внутренние ощущения.

Принципы якорения

  • Уникальность — якорь должен быть таким, который не применяется часто в повседневной жизни.
  • Интенсивность — якоря устанавливаются в момент максимальной интенсивности чувств. Если интенсивность уже идет на спад, якорь лучше не ставить, чтобы не заякорить спад чувств.
  • Чистота — нужно обособить якорь, чтобы он вызывал именно те чувства и эмоции, которые нужны, без присутствия побочных чувств.

Умение вызывать в себе определенные состояния важно и для . Состояния, которые мы испытываем, улучшают или ухудшают нашу работоспособность, и умение принимать правильные решения. Так, если человек спокоен, его мысли более четкие и ясные. Если мы куда-то спешим, находимся в состоянии раздражения или стресса, то и мысли наши хаотичны, нам тяжелее собраться, и начать действовать.

Всегда, когда Вы поставили себе цель, и продвигаетесь к ней, задавайте себе вопрос: «В каком состоянии я должен находиться, чтобы решить задачу быстрее и легче? »

Также, каждый человек должен знать свое ключевое состояние — то состояние, в котором он находится большую часть времени. Это состояние — исходная предпосылка для любых планов и действий. Чаще всего ключевое состояние закладывается еще в детстве, и для человека оно становится настолько естественным, что он даже не подозревает о других вариантах. Более того, он механически начинает проецировать эти состояния на других людей, пытаясь предугадать их мысли, поступки и действия. Но как только ключевое состояние станет осознанным, человек может посмотреть на него как бы со стороны, и понять, насколько оно эффективно, и нельзя ли его заменить на более продуктивное состояние.

Навык изменения состояния — важнейшее условие для достижения . Не следует думать, что при этом человек не будет чувствовать никаких отрицательных эмоций. Но он сможет их ясно осознавать, и корректировать. Негативные эмоции не являются чем-то плохим, они — неотъемлемая часть человеческой жизни.

Если Вы находитесь в негативном состоянии — не пытайтесь тут же исправить ситуацию. Просто осознайте это, и примите, как данность. Осознание состояния — путь к его изменению.

Техника якорения в НЛП является одним из самых эффективных способов изменения состояния . Вы сознательно создаете в себе якорь, когда находитесь в позитивном, спокойном, расслабленном состоянии. Также, якорь может просто отвлечь внимание от негатива.

Якорем может быть все, что угодно — просмотр видеороликов, мультфильмов, фильма, чтение книги, прослушивание музыки. Это могут быть также занятия спортом, физический труд, купание или парилка. Вариантов много, и Вам самим нужно будет подобрать приемлемый для себя способ.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

Любая деятельность человека в современном мире, если она направлена на развитие себя самого и улучшение жизни, это постоянное стремление к оттачиванию навыков, повышению эффективности и результативности и т.д. И огромную роль в этом процессе играют такие вещи, как мотивация , эмоциональные состояния, а также особенности нервных и мыслительных процессов. Причём здесь НЛП? Немногие знают, что популярные на сегодняшний день методы повышения личной продуктивности уходят своими корнями именно в нейролингвистическое программирование. Данной теме и посвящён настоящий урок «Якорение, результативность и управление состояниями».

Из этого урока вы узнаете об уникальных техниках, применяющихся в психологии и в НЛП, и направленных на улучшение личностных характеристик человека. К этим техникам относится работа с состояниями, распознавание мыслительных ловушек, техника SMART, якорение и некоторые другие приёмы. Интересны они ещё и тем, что их могут успешно применять люди совершено разных категорий: мужчины, женщины, подростки, бизнесмены, домохозяйки, руководители, исполнители и т.д. Именно поэтому материал данного урока будет интересен всем, кто занимается саморазвитием и настроен на улучшение своей жизни.

Результативность

Начиная этот раздел, следует сказать о том, что результативность в жизни, прежде всего, подразумевает умение человека общаться с окружающими, т.е. имеются в виду именно навыки человека как коммуникатора. И основоположники НЛП в своих изысканиях отметили, что у всех лучших коммуникаторов есть нечто общее - это три особых качества, позволяющих сделать любую коммуникацию максимально эффективной.

Три качества мастеров коммуникации

  1. Любой успешный коммуникатор чётко определяет направление своей коммуникации и ставит перед собой конкретные задачи, которых нужно добиться посредством общения.
  2. Хорошо развитая сенсорная острота позволяет успешному коммуникатору всегда находиться в состоянии присутствия, выявлять характерные поведенческие реакции окружающих и получать обратную связь об эффективности своей коммуникации.
  3. Успешный коммуникатор обладает прекрасной гибкостью в поведении, что позволяет ему всегда иметь возможность менять своё поведение и приспосабливать его для более продуктивного общения.

Но если о сенсорной остроте и гибкости поведения мы уже говорили в предыдущих уроках, то вопрос определения целей мы должны рассмотреть более подробно. Одной из наиболее эффективных техник при постановке целей коммуникации является техника SMART.

Техника SMART

Само слово «smart» переводится с английского как «умный», «интеллектуальный». Постановка целей по технике SMART подразумевает несколько основных моментов, заключённых в самой аббревиатуре:

  • S - Specific (специфичность)
  • M - Measurable (измеримость)
  • A - Attainable (достижимость)
  • R - Realistic (реалистичность)
  • T - Timeable (временная определённость)

Чёткая постановка целей является важнейшим условием для достижения успеха в любой сфере деятельности. Но, к сожалению, 95% всех людей, даже зная об этом, не делают этого, и все их труды направлены на реализацию целей оставшихся 5%.

Именно техника SMART даёт возможность не просто поставить цели, а разработать подробный план действий по их достижению, основной особенностью которого является именно определение желаемых конкретных результатов. Ведь именно их формулировка отвечает на многие вопросы, которыми характеризуются любые планы по достижению чего-либо, и существенно увеличивает шансы на успешную реализацию.

Уникальность техники SMART заключается ещё и в том, что благодаря ей человек концентрирует своё внимание на всех внешних и внутренних ресурсах, влияющих на достижение результата, что, в свою очередь, способствует наиболее подходящей репрезентации всего происходящего и позволяет моментально зафиксировать любые изменения в том, что человек воспринимает. Затем сознание человека активирует все необходимые ресурсы (навыки, способности, умения) для достижения намеченного и человек может извлечь максимальную выгоду абсолютно из всего окружающего, что находится в его доступе в настоящий момент времени.

Конечно, это лишь краткая и вводная информация о технике SMART. Более подробно познакомиться с данной методикой вы можете вот .

Теперь же следует поговорить ещё об одной важной составляющей результативности - о принципах хорошо сформулированного результата. Всего их семь.

7 принципов хорошо сформулированного результата

Зная о том, какой важностью обладает хорошо сформулированный результат, можно выявить основные принципы, которым он должен соответствовать.

1. Положительная формулировка

Результат, сформулированный в положительном ключе, оказывает на человека гораздо большее мотивирующее воздействие, нежели сформулированный отрицательно. Этому способствует то, что подсознание человека всегда отбрасывает любые частицы «не» в утверждениях. Формулировка результата должна описывать именно то, чего мы хотим достигнуть, а не то, чего мы хотим избежать или от чего хотим избавиться. Также не следует осуществлять формулировку с использованием отрицаний. Проще говоря, если у вас есть желание избавиться от привычки кушать много сладостей, то не следует говорить себе: «Я планирую перестать есть сладкое», а нужно говорить, например: «Я начинаю заботиться о своём здоровье и есть только здоровую пищу». Дело в том, что проговаривая про себя положительно сформулированный результат, человек формирует в своём сознании определённое видение себя, уже достигнувшим этого результата. И это видение будет в значительной степени способствовать тому, что требуемый результат будет достигнут, т.к. нервной системе будут посылаться соответствующие сообщения.

Для того чтобы сформулировать результат в положительном ключе, необходимо при формулировке задавать себе специальные вопросы: ВОПРОСЫ: «Чего конкретно я хочу?», «Сформулировал ли я результат в положительном ключе?», «Что даст мне достижение этого результата?», «Как я вижу себя, уже достигнувшим этого результата?».

2. Сенсорное описание

После того как результат правильно сформулирован, нужно постараться осознать свои ощущения, связанные с его достижением. Сенсорные ощущения (звуки, картинки и т.п.) являются подтверждением достижения результата и создают его карту, т.е. отражают всё то, что мы будем испытывать, когда достигнем желаемого. Они действуют на уровне нервной системы и посылают нашему разуму особые сигналы. А это уже станет основополагающим фактором при определении нашего внутреннего состояния, формирующего необходимое поведение, посредством которого мы будем достигать поставленных задач.

Для осуществления правильного сенсорного описания нужно задавать себе следующие вопросы: «Как я пойму, что достиг поставленного результата?», «Что я буду видеть после достижения результата?», «Что я буду слышать после достижения результата?», «Что я буду чувствовать после достижения результата?».

3. Инициирование и контроль результата

Одновременно с тем, что нашему собственному контролю подвластны наши мысли, реакции и эмоции, мы не можем оказывать прямого воздействия на мысли, реакции и эмоции окружающих людей. Но из этой ситуации есть выход - это косвенное изменение других людей, осуществляемое через изменения себя. Мы можем изменить свои собственные программы таким образом, чтобы лишить других возможности использовать их привычные программы. Правильно сформулированный результат находится в тесной взаимосвязи с теми процессами, появлению которых мы можем способствовать, которыми мы можем управлять и которые можем поддерживать.

Вопросы для инициирования и контроля результата: «Связан ли мой результат с кем-то ещё?», «Только ли я контролирую свой результат и его достижение?», «Могу ли я вызвать в других определённые реакции, способствующие достижению мною нужного результата?».

4. Соответствие контексту

При формулировке результата необходимо учитывать то, что он должен соответствовать максимальному количеству аспектов жизни человека. Если этого не учитывать, то результат, который мы формируем, получается поверхностным и не отражает всех особенностей будущих изменений.

Поэтому, формулируя результат нужно задавать такие вопросы как: «Где и когда мне нужен этот результат?», «Как я хочу получить этот результат?», «Какие условия нужны для получения результата?», «На что может повлиять достижение результата?», «Могут ли возникнуть какие-либо проблемы после достижения результата?».

5. Вторичная выгода

Любое поведение человека должно быть в соответствии именно с позитивными ценностями и положительными результатами. Если оно этим требованиям не соответствует, то и поддерживать его не следует. В НЛП это называется вторичной выгодой. Например, если человек ест много сладостей, значит, он получает от этого определённую выгоду, а если бы не получал её, то и не ел бы сладости. Поэтому получается, что если изменения в поведении не предоставляют человеку альтернатив по достижению вторичных выгод, то они, скорее всего, продлятся не долго.

Чтобы обнаружить соответствующие вторичные выгоды, следует задаваться такими вопросами: «Что я могу потерять, достигнув нужного мне результата?», «Могу ли я отказаться от чего-либо важного для меня, чтобы получить этот результат?», «Есть ли какие-то сферы жизни, на которые не оказывает влияние полученный мною результат?».

6. Учёт ресурсов

Для достижения любого результата человеку необходимы ресурсы. Из этого следует то, что правильно сформулированный результат должен подразумевать наличие определённых ресурсов, которые человек может сам обеспечить и сделать частью успешной реализации своего плана. Если человек не может прочувствовать свой результат, значит, он не принял во внимание необходимость наличия ресурсов.

Чтобы понять, что за ресурсы вам нужны, спросите себя: «Что у меня есть уже для достижения нужного результата?», «Что ещё мне может потребоваться для достижения результата?», «Есть ли у меня какой-либо подобный опыт и что я могу из него извлечь?», «Знаю ли я кого-нибудь, кто уже сделал то, что хочу сделать я?».

7. Экологичность результата в контексте целой системы

Учитывая то, что НЛП как наука о взаимодействии человека с окружающим миром подразумевает под собой максимальную согласованность, изменения любых показателей системы человека должны быть синхронизированы с другими частями общей системы и находиться с ними в гармонии. Иначе говоря, формулируя результат, человек должен учитывать не только себя, но и остальных людей. А если выгода будет получена в ущерб чему-то другому, то она не сохранится.

Для точного определения экологичности результата следует задавать себе следующие четыре вопроса: «Что произойдёт, если я достигну результата?», «Чего не произойдёт, если я достигну результата?», «Что произойдёт, если я не достигну результата?», «Чего не произойдёт, если я не достигну результата?».

Подытоживая раздел о результативности, можно отметить, что максимальное соответствие всем вышеупомянутым критериям является гарантией того, что любые перемены (какой бы сферы жизни они не касались) произойдут успешно и окажут положительное влияние на то, на что они направлены, включая взаимодействие человека не только со своим внутренним миром, но и с внешним миром и окружающими его людьми.

Следующей важной техникой в НЛП, которой следует уделить особое внимание, является якорение.

Якорение в НЛП

Якорением в НЛП называют естественный процесс, когда один элемент какого-либо переживания воссоздаёт всю гамму связанных с ним переживаний. На самом деле этот процесс является неотъемлемой частью жизни человека, но происходит подсознательно и обычно остаётся незамеченным. Именно по этой причине якорение является очень мощной техникой, если научиться его грамотно применять.

О якорях также нужно сказать отдельно. Под словом «якорь» в НЛП имеется в виду какая либо внешняя или внутренняя репрезентация, способствующая воспроизведению другой. Жизнь любого человека наполнена якорями и их можно распознать абсолютно во всём, а НЛП показывает, как это сделать. Причём, осознанное якорение может служить на благо человека, выявляя самые лучшие грани личности и создавая предпосылки для развития новых идей и принятия новых решений.

Первым, что стоит рассмотреть, говоря о якорении, является концепция «стимул реакция».

Концепция «стимул-реакция»

Сама данная взаимосвязь впервые была обнаружена советским учёным Иваном Павловым, который занимался изучением рефлексов собак. В своих опытах он обнаружил, что при виде, запахе или вкусе мяса у собак возникает слюноотделение. Предлагая собакам мясо, он стал сопровождать этот процесс звуком колокольчика. После некоторого периода такой практики слюноотделение у собак стал вызывать один лишь звук колокольчика, т.е. это звук стал якорем.

Выработка рефлексов у людей, в большинстве случаев, требует определённой доли сочетания самого стимула и его подкрепления, т.к. желаемая реакция закрепляется через систематическое положительное подтверждение. Так, например, это подтверждение может выражаться в похвале, одобрении, дружеском рукопожатии и т.п. И повторяться оно должно до того момента, пока нужная реакция не закрепится. В среднем, процесс закрепления занимает 25-30 дней, после чего реакция становится автоматической и рефлекторной.

ПРИМЕР: Если человек хочет бросить курить, он должен связать свой стимул к курению с определённой реакцией, которую вызывает у него курение сигареты, и заменить её. Стимулом, как правило, считается желание расслабиться и отвлечься. Следовательно, реакцией при напряжении или долгой работе является желание закурить. Т.е. сигареты - это якорь. Чтобы от него избавиться, нужно заменить его на другой, например, на пятиминутное расслабление с закрытыми и глазами и мысли о чём-то хорошем. Практика смены якоря с отрицательного на положительный в течение месяца заменит связь расслабления и отдыха с сигаретой на связь расслабления и отдыха с закрытием глаз и мыслях о хорошем.

Что же касается самого якорения, то оно отличается от концепции «стимул-реакция» тем, что позволяет настроить связь с одной попытки. Общение между людьми характерно тем, что во время него люди всегда осуществляют якорение, используя слова, а также визуальные/звуковые сигналы для того чтобы передать информацию, вызвать эмоции, воспоминания и т.д. Этот процесс называется вербальным якорением. А сами якоря могут быть нескольких видов. Их можно использовать, как по отдельности, так и в комбинациях.

Виды якорей

  • Визуальные - то, что человек может видеть (жесты, выражения лица, позы).
  • Аудиальные - то, что человек может слышать (определённым образом произнесённые слова, имена, музыка).
  • Кинестетические - то, что человек может почувствовать физически (прикосновения).
  • Олфакторные - якоря на запах.
  • Густаторные - якоря на вкус.
  • Пространственные - включают в себя все вышеперечисленные и связывают эмоциональное состояние человека и пространство, в котором он находится.
  • Скользящие - увеличивают интенсивность одного конкретного состояния.

Процесс якорения основывается на четырёх принципах.

Принципы якорения

Как уже говорилось, якорение, в отличие от принципа «стимул-реакция», может произойти с первой попытки, а якорь может сохраняться на долгие годы.

Первый принцип: уникальность. При установке якоря нужно выбирать уникальный стимул, т.е. стимул, не использующийся в повседневной жизни часто. Например, обычное рукопожатие нельзя назвать уникальным стимулом, но какое-то необычное прикосновение, которое человек сразу же подметит, можно.

Второй принцип: интенсивность. Устанавливать якорь нужно именно в момент наибольшей интенсивности переживания. Это позволит связать якорь с этим состоянием. Но здесь важно включать свою сенсорную остроту, т.к. интенсивность переживания состояний у людей может быть разной.

Третий принцип: чистота. Необходимо, чтобы якорь был обособленным от всего остального и не имел «конкурентов», т.е. не вызывал у человека возникновение каких-либо других состояний, эмоций и мыслей. Чистота в данном контексте предполагает именно уникальность вызываемого переживания.

Четвёртый принцип: точность времени. При установке якоря следует очень внимательно выбирать момент - состояние, в котором находится человек, должно быть предельно интенсивным, чтобы якорь попал в самую точку. Важно также знать, что если состояние идёт на спад, то якорь следует убрать, чтобы не заякорить именно убывающее состояние.

Методично и технично применяя методы якорения, можно научиться моментально вызывать у людей (и даже у себя) определённые эмоциональные состояния или менять их, тем самым более точно понимая окружающих (и себя) и улучшая своё взаимодействие с ними (и самим собой).

Но успешный коммуникатор должен знать не только, как заякорить человека и вызвать в нём определённые переживания, но и уметь работать с эмоциональными состояниями. Об этом мы и поговорим в нижеследующем разделе.

Работа с состояниями

Состояние - это то, как человек ощущает себя в мире; физиологическое явление, на которое влияют эмоции человека и его образ мышления. Всегда, когда человек что-то переживает внутренне, это выражается внешне в особенностях его поведения и состояния. Состояния могут различаться по продолжительности, интенсивности переживаний и степени их осознанности. Нужно также знать, что спокойное состояние способствует более гармоничному процессу мышления, а наиболее интенсивное, наоборот, затрудняет его и отнимает большее количество энергии. Также все состояния отличаются отдельными эмоциями, которые, в большинстве случаев, описывают при помощи кинестетических терминов. Состояния человека меняются постоянно. Но он не может находиться в одном и том же состоянии весь день. Любые хорошие состояния всегда сменяются не очень хорошими, но и плохие состояния всегда сменяются хорошими.

Важно отметить, что, несмотря на то, что состояния обычно вызываются внешними факторами, оказывать влияние, на которые мы, казалось бы, не имеем возможности, в действительности же мы сами их создаём. И одной из основных особенностей НЛП является то, что оно позволяет развить способность влиять на свои состояния и состояние окружающих.

Состояния и способности

Ко всему прочему, состояния оказывают непосредственное влияние на способности человека. Например, ученик может превосходно репетировать выступление с докладом, находясь дома в одиночестве, но, как только он выйдет на публику, всё то, что он репетировал, потеряет всякий смысл, если им овладеет страх публичных выступлений. Любые наши способности могут повышаться или понижаться в зависимости от наших состояний. Это и способность к обучению, и способность к публичным выступлениям, и работоспособность и т.д. Всегда, когда перед вами стоит какая-либо задача или необходимость выполнить какую-то работу, задавайте себе один основополагающий вопрос, который задаст темп для всей последующей деятельности: «В каком состоянии я должен находиться, чтобы справиться с этим быстро и легко?»

Наряду с этим, каждый человек должен иметь представление о своём ключевом состоянии - том состоянии, в котором он находится подавляющую часть времени. Оно является главной предпосылкой для любых действий человека в повседневном мире. Причём, оно не должно быть всегда максимально эффективным или продуктивным, но, в любом случае, оно является наиболее знакомым человеку.

Здесь же стоит добавить, что нередко ключевое состояние закладывается ещё в самом детстве, и со временем становится настолько привычным сочетанием ощущений, мыслей, переживаний и чувств, что человеку начинает казаться, что образ действий, который подразумевает его ключевое состояние - это единственный вариант. Но как только человек осознаёт своё ключевое состояние и вообще то, что оно у него есть, у него появляется возможность оценить это состояние с критичной точки зрения и понять: эффективно ли оно, устраивает ли оно его, можно ли его заменить на более лучшее и нужно ли это делать?

А как может человек описать свои внутренние состояния и различия между ними? Для этого используются ассоциации и диссоциации.

Ассоциации и диссоциации

Ассоциации и диссоциации - это два способа, при помощи которых человек может воспринимать мир. Различие между ними состоит в том, что иногда человек чувствует себя вовлечённым в события полностью, а иногда воспринимает их с позиции наблюдателя. Ассоциируя, человек чувствует, исходя из непосредственного опыта, а диссоциируя, чувствует, думая об этом опыте.

Человек ассоциирует, когда:

  • Находится в состоянии «здесь и сейчас»;
  • Поглощён процессом того, что делает;
  • Воспринимает происходящее с первой позиции;
  • Переживает гамму ощущений в собственном теле.

Ассоциации эффективны для:

  • Получения удовольствия от жизни;
  • Получения удовольствия от воспоминаний;
  • Применения знаний и навыков на практике;
  • Концентрации внимания.

Человек диссоциирует, когда:

  • Думает о действии;
  • Отстранён от того, что делает;
  • Оценивает себя со стороны;
  • Чувствует течение времени;
  • Отстранён от физических ощущений.

Диссоциации эффективны для:

  • Анализа полученного опыта;
  • Обучения на основе жизненного опыта;
  • Контроля течения времени;
  • Отступления в ситуациях, представляющих потенциальную или прямую угрозу.

Ещё одним важным навыком является умение изменять состояния.

Изменение состояний

Навык изменения состояний и способность самостоятельно производить выбор своих чувств являются важнейшим условием для обретения личностной свободы и счастливой жизни. Но нужно понимать, что эта личностная свобода не подразумевает того, что человек больше никогда не будет переживать отрицательных эмоций, но он сможет их ясно осознавать и корректировать свою реакцию. И не следует считать негативные состояния чем-то плохим, т.к. они являются неотъемлемой частью жизни любого человека.

Любые состояния связаны с тем, как мы мыслим. Несмотря на то, что некоторые люди разграничивают тело и разум, на самом же деле они являются одной системой. А эмоциональные состояния, в свою очередь, связаны со многими процессами: мыслительными, физиологическими, нейрохимическими и т.д. И перемена какой-то одной составляющей влечёт за собой изменение целой системы.

Вот один хороший совет: если вы заметили, что находитесь в негативном состоянии, постарайтесь воспринять это без оценки - как простой естественный процесс. Если вы начнёте заниматься самобичеванием и говорить себе, что не должны испытывать подобного, корить себя за это, этим вы сделаете сами себе ещё хуже. Пребывать в негативных состояниях, конечно, не очень хорошо, но винить себя за это - ещё хуже. Осознайте своё состояние - это дорога к переменам. Осознайте возможность выбора - своё состояние можно изменить. И для этого существует не один практичный способ: состояние можно изменить на физиологическом уровне, либо на мыслительном.

Ниже мы приводим краткое описание методов изменения состояний.

Прерывание. Прерыванием называется процесс выхода из негативного состояния и перехода в нейтральное. Оно очень эффективно, когда требуется вывести себя или другого человека из острого негативного состояния.

ПРИМЕРЫ: Рассказ анекдота или истории, повышение физической активности, отвлечение внимания визуальным, звуковым, кинестетическим способом. Это нужно для того, чтобы внимание человека и его концентрация на негативном состоянии прервались, тем самым, создав почву для появления нового состояния.

Ресурсное заякоривание. Ресурсное заякоривание подразумевает намеренное создание якоря, который поможет выходу из негативного состояния и вхождению в позитивное и более эффективное. Ресурс, который будет служить якорем, зависит от особенностей ситуации. Само заякоривание можно вызвать физически или ментально. Лучше использовать оба направления.

ПРИМЕРЫ: Изменение образа мышления, изменение физиологического состояния, включение музыки, перемены в интерьере, рассказ истории или анекдота, показ определённых жестов, высказывание фраз или произношение слов особым тоном, прикосновения.

Важно знать, что интенсивность состояния влияет на эффективность применения якоря. Сам же якорь должен соответствовать всем требованиям, которые мы рассматривали выше. После того как якорь установлен, его необходимо проверить, наблюдая за реакцией человека (или своей) и изменениями в поведении.

Применение цепных, стековых и коллапсирующих якорей. В случаях, когда не срабатывают предыдущие приёмы или разница между текущим состоянием и требуемым очень велика, применяются цепные, стековые и коллапсирующие якоря.

  • Цепные якоря подразумевают проведение человека через цепочку состояний.
  • Стековые якоря предполагают соединение нескольких состояний на одном якоре.
  • Коллапсирующие якоря - это процесс применения двух разных якорей для создания одного состояния из двух.

ПРИМЕРЫ: Изменение обстановки в комнате и включение расслабляющей музыки, вспоминание радостных моментов и замедление дыхания, рассказ интересной истории и дружеское прикосновение, отслеживание своего состояния и определение ассоциаций и др.

В течение дня человек всегда переходит из одного состояния в другое. И довольно часто какого-то одного якоря не хватает, чтобы изменить негативное состояние. Именно тут и нужно применять цепные, стековые и коллапсирующие якоря. Но нужно всегда следить за тем, чтобы цепочки якорей не привели к другим отрицательным состояниям. Только так можно определить наиболее эффективную последовательность и придать ей нужное направление. Не следует пренебрегать и фантазией - можно составлять свои последовательности и цепочки.

Обновление прошлого. Обновление прошлого - это процесс изменения укоренившихся ограничивающих убеждений и поведения. Чаще всего эта техника используется, когда требующая решения проблема тянется из прошлого.

ПРИМЕР: Определение событий, произошедших в прошлом и оказывающих влияние на настоящее; установление чувств, вызываемых событиями из прошлого и оценка влияния их на настоящее; определение поведения, которое было укоренено в прошлом и проявляется в настоящем; выявление шаблонов и стереотипов, которые появились в прошлом и закрепились в сознании, и их изменение и т.д.

Конечно, рассмотренные нами техники изменения состояний включают в себя гораздо большее количество нюансов и особенностей, но их описание требует написания отдельной серии статей. Здесь же мы показываем лишь возможность научиться влиять на свои состояния и состояния окружающих, используя знания об основных методах их изменений. Попробуйте на досуге потренироваться в этом, пытаясь воздействовать на себя или кого-то из окружающих, применяя описанные нами простейшие основы, и вы увидите, что они очень эффективны.

И в заключительной части нашего занятия мы немного побеседуем о том, что такое стратегии и моделирование в НЛП.

Стратегии и моделирование

Стратегия в НЛП - это особая манера поведения, рассчитанная на достижение требуемого результата. Стратегии относятся к сфере внутренних репрезентаций и включают в себя и сами представления человека, и нужные результаты. Человек всегда применяет стратегии, обдумывая и планируя любую свою деятельность.

Стратегии состоят из следующих основных компонентов:

  • Результаты
  • Системы представления
  • Субмодальности систем представления

Для того чтобы получить необходимый результат, нужно знать и сами системы представления, и их особенности. Но, кроме этого, не менее важным является и знание последовательности применения всех составляющих. Формирование стратегий - процесс очень быстрый и очень часто протекает бессознательно. А одни и те же стратегии могут быть применены в совершенно разных областях. К примеру, стратегия поведения в конфликтной ситуации может быть применена, как в споре с коллегой по работе, так и при общении с хулиганом на улице.

Стратегии подразделяются на пять основных категорий:

  • Стратегии принятия решений (то, как человек принимает решения);
  • Стратегии мотивации (то, как человек мотивирует свои действия и поступки);
  • Стратегии реальности (то, как человек определяет реальность и формирует свои убеждения);
  • Стратегии обучения (то, как человек усваивает получаемые знания);
  • Стратегии памяти (то, как человек запоминает).

Любые различия между людьми обусловлены различиями в их стратегиях. Помимо этого, стратегии и их изменение всегда приводят к глобальным переменам в жизни человека. Кроме того, стратегии - это то, что работает абсолютно всегда и везде.

Применение стратегий

Грамотная работа со стратегиями, как уже было сказано, влечёт за собой мощные перемены, ощутимые и для самого человека, и для его окружения. Изменение стратегий - это изменение реакций, а, следовательно, способов поведения и получаемых результатов.

Стратегии можно применять:

  • В обучении - для повышения эффективности процесса
  • К мотивации - для поиска наилучших способов мотивации
  • В продажах - для увеличения объёмов продаж
  • В принятии решений - для повышения личной продуктивности
  • К здоровью - для улучшения состояния организма
  • В терапии - для избавления людей от многих проблем
  • К убеждениям - для формирования более конструктивных убеждений
  • Во многих других сферах жизнедеятельности

Говоря об НЛП, нужно заметить, что любые техники НЛП - это стратегии. А сами стратегии формируются по особому принципу, называемому АДАВ. Об этой технике моделирования мы также должны сказать несколько слов.

Моделирование стратегий и принцип АДАВ

АДАВ - это главный шаблон, по которому моделируются стратегии в НЛП. Аббревиатура АДАВ означает:

  • А - Анализ
  • Д - Действие
  • А - Анализ
  • В - Выход

Это означает, что моделирование любой стратегии начинается с того, что нужно проанализировать требуемый результат и всё, что с ним связано, т.е. сопоставление текущего состояния с тем, которого нужно достичь и определение разницы между ними. Далее производятся действия, направленные на сокращение этой разницы. После этого проводится анализ полученного состояния и оценка различий между тем, что было и тем, что стало. Если нужный результат достигнут, и различий между тем, чего требовалось достичь, и текущим состоянием больше нет, то можно производить выход. Если же различия остались, то следует пересмотреть стратегию и смоделировать её заново.

Всегда, применяя технику АДАВ. Нужно задавать себе основополагающие вопросы: «Чего я стремлюсь достичь? Какого результата?», «Что я должен сделать, чтобы результат был достигнут? Каких действий требует достижение нового состояния?», «Достиг ли я того, чего хотел? Сделал ли я всё, что было нужно? Осталась ли какая-то разница между тем, чего я хотел и между тем, что есть в настоящий момент?».

Только постановка подобных вопросов и точные ответы на них сделают любую стратегию максимально эффективной и способной дать результат. И принцип АДАВ - лучшее для этого решение.

В заключение же самой статьи хочется ещё раз сказать, что техники повышения результативности, работы с состояниями, использования и моделирования стратегий являются ключом к распознаванию многих негативно влияющих на жизнь человека программ, их изменению и замене другими - эффективными, практичными и улучающими жизнь человека и его взаимодействие с окружающим миром и находящимися в нём людьми. Применяйте их, внедряйте в свою жизнь и получайте от этого удовольствие.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.