Проверочная работа по разделу "пунктуация". Знаки пре­пи­на­ния в сложносочинённом предложении

Тест по пунктуации к ЕГЭ (А15-А19)

1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ

1) Наша лодка проплывала то мимо тонких осинок то около островков то неподалёку от зарослей тальника.

2) Безотчётная преданность идее часто вынуждает человека отказаться от близких людей и от дома и от семьи.

3) Москва– это сады и чертоги золотые головы церквей и деревянные дома в старых переулках.

4) Сумерки сгущаются и опускаются ниже и на небе зажигаются первые звёзды.

5) Ветер шумит в вершинах сосен и проносит под ними вереницы туч.

2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Старого лесника не страшили нехоженые тропы и глубокие пещеры и не пугала встреча с дикими животными.

2) Я видел только верхушки ивняка да обрывистый край противоположного берега.

3) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.

4) Челкаш сожалел об этой молодой жизни посмеивался над ней и даже огорчался за неё.

5) Ближе к осени мои ласточки всё реже прилетали к гнезду а потом покружились во дворе сказали мне что-то на своём птичьем языке и улетели в тёплые края

3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Муж и жена шли рука об руку и были абсолютно счастливы.

2) Рядом с дорогой тянулись узкие тропинки да длинные цветочные клумбы.

3) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина.

4) Сонечка прекрасно шила и вышивала вязала спицами и крючком.

5) Наступил долгожданный август и родители всё чаще стали говоритьо моих грядущих школьных занятиях.

4. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Во время работы над картиной И. Левитан иногда откладывал кисти, вставал(1) и(2) отойдя на несколько шагов(3) смотрел на своё полотно(4) постепенно(5) приобретавшее черты художественной завершённости

5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Плохим лектором считается тот, кто монотонно читает лекцию (1) не

отводя взгляда (2) от (3) принесённой из дома (4) рукописи.

6. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Левитан (1) возвращаясь в этот день с прогулки (2) долго смотрел на церковь (3) стоявшую рядом с часовенкой (4) на заволжский лесной простор

7. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

За свою(1) в сущности(2) не слишком долгую жизнь Иосиф Бродский создал немалое количество лирических шедевров и(3) среди них(4) несколько десятков произведений особого, им созданного жанра– «большое стихотворение».

8. Расставьте знаки препинания.

Красота (1) видно (2) живёт в сердце каждого человека, и (3) безусловно (4) очень важно суметь разбудить её.

9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении

Улов (1) на радость всем (2) был очень богат; временами (3) казалось (4)что крючок с наживкой едва успевал коснуться воды, а на нём уже

переливалась очередная рыбка.

10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Человек высокого роста(1) при одном появлении(2) которого(3) люди почтительно замолкали(4) прошёл к столу и заговорил.

11. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Всякая героиня (1) при создании (2) которой (3) граф Толстой жил нежными воспоминаниями о своей матери (4) является у него натурой эмоциональной и мечтательной.

12. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Письмо (1) под влиянием (2) которого (3) я собрался ещё раз поехать в гости к Марусе (4) было длинное и беспорядочное.

13. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Как только все срочные дела были закончены (1) мы встретились с девушкой в маленьком ресторанчике (2) и (3) пока мы пили кофе (4) она рассказала (5) как нам добраться до издательства.

14. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Рассказывают (1) что (2) когда Пётр I не знал (3) где взять ему медь для отливки новых орудий в период войны со шведами (4) некий пушечный мастер посоветовал ему снять с колоколен половину колоколов (5) и что именно благодаря этому русская армия смогла победить шведов в ряде сражений.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я не знаю (1) было ли это в действительности так (2) и (3) нет ли вымысла в рассказанной мне поэтической новелле (4) но всё же мне очень хочется (5) чтобы всё это было правдой.

В бытность мою в С—м уезде мне часто приходилось бывать на Дубовских огородах у огородника Саввы Стукача, или попросту Савки. Эти огороды были моим излюбленным местом для так называемой «генеральной» рыбной ловли, когда, уходя из дому, не знаешь дня и часа, в которые вернешься, забираешь с собой все до одной рыболовные снасти и запасаешься провизией. Собственно говоря, меня не так занимала рыбная ловля, как безмятежное шатанье, еда не вовремя, беседа с Савкой и продолжительные очные ставки с тихими летними ночами. Савка был парень лет 25, рослый, красивый, здоровый, как кремень. Слыл он за человека рассудительного и толкового, был грамотен, водку пил редко, но как работник этот молодой и сильный человек не стоил и гроша медного. Рядом с силой в его крепких, как веревка, мышцах разливалась тяжелая, непобедимая лень. Жил он, как и все на деревне, в собственной избе, пользовался наделом, но не пахал, не сеял и никаким ремеслом не занимался. Старуха мать его побиралась под окнами, и сам он жил, как птица небесная: утром не знал, что будет есть в полдень. Не то, чтобы у него не хватало воли, энергии или жалости к матери, а просто так, не чувствовалось охоты к труду и не сознавалась польза его... От всей фигуры так и веяло безмятежностью, врожденной, почти артистической страстью к житью зря, спустя рукава. Когда же молодое, здоровое тело Савки физиологически потягивало к мышечной работе, то парень ненадолго весь отдавался какой-нибудь свободной, но вздорной профессии вроде точения ни к чему не нужных колышков или беганья с бабами наперегонку. Самым любимым его положением была сосредоточенная неподвижность. Он был в состоянии простаивать целые часы на одном месте, не шевелясь и глядя в одну точку. Двигался же по вдохновению и то только, когда представлялся случай сделать какое-нибудь быстрое, порывистое движение: ухватить бегущую собаку за хвост, сорвать с бабы платок, перескочить широкую яму. Само собою разумеется, что при такой скупости на движения Савка был гол как сокол и жил хуже всякого бобыля. С течением времени должна была накопиться недоимка, и он, здоровый и молодой, был послан миром на стариковское место, в сторожа и пугало общественных огородов. Как ни смеялись над ним по поводу его преждевременной старости, но он и в ус не дул. Это место, тихое, удобное для неподвижного созерцания, было как раз по его натуре. Случилось мне быть у этого самого Савки в один из хороших майских вечеров. Помню, я лежал на рваной, затасканной полости почти у самого шалаша, от которого шел густой и душный запах сухих трав. Подложив руки под голову, я глядел вперед себя. У ног моих лежали деревянные вилы. За ними черным пятном резалась в глаза собачонка Савки — Кутька, а не дальше, как сажени на две от Кутьки, земля обрывалась в крутой берег речки. Лежа я не мог видеть реки. Я видел только верхушки лозняка, теснившегося на этом берегу, да извилистый, словно обгрызенный край противоположного берега. Далеко за берегом, на темном бугре, как испуганные молодые куропатки, жались друг к другу избы деревни, в которой жил мой Савка. За бугром догорала вечерняя заря. Осталась одна только бледно-багровая полоска, да и та стала подергиваться мелкими облачками, как уголья пеплом. Направо от огорода, тихо пошёптывая и изредка вздрагивая от невзначай налетавшего ветра, темнела ольховая роща, налево тянулось необозримое поле. Там, где глаз не мог уж отличить в потемках поле от неба, ярко мерцал огонек. Поодаль от меня сидел Савка. Поджав под себя по-турецки ноги и свесив голову, он задумчиво глядел на Кутьку. Наши крючки с живцами давно уже стояли в реке, и нам ничего не оставалось делать, как только предаваться отдыху, который так любил никогда не утомлявшийся и вечно отдыхавший Савка. Заря еще не совсем погасла, а летняя ночь уж охватывала своей нежащей, усыпляющей лаской природу. Всё замирало в первом, глубоком сне, лишь какая-то не известная мне ночная птица протяжно и лениво произносила в роще длинный членораздельный звук, похожий на фразу: «Ты Ни-ки-ту видел?» и тотчас же отвечала сама себе: «Видел! видел! видел!» — Отчего это нынче соловьи не поют? — спросил я Савку. Тот медленно повернулся ко мне. Черты лица его были крупны, но ясны, выразительны и мягки, как у женщины. Затем он взглянул своими кроткими, задумчивыми глазами на рощу, на лозняк, медленно вытащил из кармана дудочку, вложил ее в рот и запискал соловьихой. И тотчас же, точно в ответ на его писканье, на противоположном берегу задергал коростель. — Вот вам и соловей... — усмехнулся Савка. — Дерг-дерг! Дерг-дерг! Словно за крючок дергает, а ведь небось тоже думает, что поет. — Мне нравится эта птица... — сказал я. — Ты знаешь? Во время перелета коростель не летит, а по земле бежит. Перелетает только через реки и моря, а то всё пешком. — Ишь ты, собака... — пробормотал Савка, поглядев с уважением в сторону кричавшего коростеля. Зная, каким любителем был Савка послушать, я рассказал ему всё, что знал о коростеле из охотничьих книг. С коростеля я незаметно перешел на перелет. Савка слушал меня внимательно, не мигая глазами, и всё время улыбался от удовольствия. — А какой край для птиц роднее? — спросил он. — Наш или тамошний? — Конечно, наш. Тут птица и сама родится, и детей выводит, здесь у нее родина, а туда она летит только затем, чтобы не замерзнуть. — Любопытно! — потянулся Савка. — Про что ни говори, всё любопытно. Птица таперя, человек ли... камешек ли этот взять — во всем своя умственность!.. Эх, кабы знатье, барин, что вы придете, не велел бы я нынче бабе сюда приходить... Просилась одна нынче придтить... — Ах, сделай милость, я мешать не стану! — сказал я. — Я могу и в роще лечь... — Ну, вот еще! Не умерла б, коли завтра пришла... Ежели б она села тут да разговоры слушала, а то ведь только слюни распустит. При ней не поговоришь толком. — Ты Дарью ждешь? — спросил я, помолчав. — Нет... Нынче новая просилась... Агафья Стрельчиха... Савка произнес это своим обычным, бесстрастным, несколько глухим голосом, точно говорил о табаке или каше, я же привскочил от удивления. Стрельчиху Агафью я знал... Это была совсем еще молодая бабенка, лет 19—20, не далее как год тому назад вышедшая замуж за железнодорожного стрелочника, молодого и бравого парня. Жила она на деревне, а муж ходил ночевать к ней с линии каждую ночь. — Плохим, брат, кончатся все эти твои бабьи истории! — вздохнул я. — А пусть... И, немного подумав, Савка прибавил: — Я говорил бабам, не слушаются... Им, дурам, и горя мало! Наступило молчание... Потемки, между тем, всё более сгущались, и предметы теряли свои контуры. Полоска за бугром совсем уже потухла, а звезды становились всё ярче, лучистее... Меланхолически-однообразная трескотня кузнечиков, дерганье коростеля и крик перепела не нарушали ночной тишины, а, напротив, придавали ей еще бо́льшую монотонность. Казалось, тихо звучали и чаровали слух не птицы, не насекомые, а звезды, глядевшие на нас с неба... Первый нарушил молчание Савка. Он медленно перевел глаза с черной Кутьки на меня и сказал: — Вам, барин, я вижу, скучно. Давайте ужинать. И, не дожидаясь моего согласия, он пополз на животе в шалаш, пошарил там, причем весь шалаш затрепетал, как один лист; потом он пополз назад и поставил передо мной мою водку и черепенную чашку. В чашке были печеные яйца, ржавые лепешки на сале, куски черного хлеба и еще что-то... Мы выпили из кривого, не умевшего стоять стаканчика и принялись за еду... Серая, крупная соль, грязные, сальные лепешки, упругие, как резина, яйца, но зато как всё это вкусно! — Живешь бобылем, а сколько у тебя добра всякого, — сказал я, указывая на чашку. — Где ты его берешь? — Бабы носят... — промычал Савка. — За что же это они тебе носят? — Так... из жалости... Не одно только меню, но и одежда Савки носила на себе следы женской «жалости». Так, в этот вечер я заметил на нем новый гарусный поясок и ярко-пунцовую ленточку, на которой висел на грязной шее медный крестик. Я знал о слабости прекрасного пола к Савке и знал, как он неохотно говорил о ней, а потому не продолжал своего допроса. Да и к тому же не время было говорить... Кутька, которая терлась около нас и терпеливо ожидала подачки, вдруг наострила уши и заворчала. Послышался отдаленный, прерывистый плеск воды. — Кто-то бродом идет... — сказал Савка. Минуты через три Кутька опять заворчала и издала звук, похожий на кашель. — Цыц! — крикнул на нее хозяин. В потемках глухо зазвучали робкие шаги, и из рощи показался силуэт женщины. Я узнал ее, несмотря даже на то, что было темно, — это была Агафья Стрельчиха. Она несмело подошла к нам, остановилась и тяжело перевела дыхание. Запыхалась она не столько от ходьбы, сколько, вероятно, от страха и неприятного чувства, испытываемого всяким при переходе в ночное время через брод. Увидев возле шалаша вместо одного двоих, она слабо вскрикнула и отступила шаг назад. — А... это ты! — произнес Савка, запихивая в рот лепешку. — Я... я-с, — забормотала она, роняя на землю узелок с чем-то и косясь на меня. — Кланялся вам Яков и велел передать... вот тут что-то такое... — Ну, что врать: Яков! — усмехнулся Савка. — Нечего врать, барин знает, зачем ты пришла! Садись, гостьей будешь. Агафья покосилась на меня и нерешительно села. — А уж я думал, что ты не придешь нынче... — сказал Савка после продолжительного молчания. — Что ж сидеть? Ешь! Или нешто дать тебе водочки выпить? — Выдумал! — проговорила Агафья. — Пьяницу какую нашел... — А ты выпей... Жарче на душе станет... Ну! Савка подал Агафье кривой стаканчик. Та медленно выпила водку, не закусила, а только громко дунула. — Принесла что-то... — продолжал Савка, развязывая узелок и придавая своему голосу снисходительно-шутливый оттенок. — Баба без того не может, чтоб чего не принесть. А, пирог и картошка... Хорошо живут! — вздохнул он, поворачиваясь ко мне лицом. — Во всей деревне только у них еще и осталась с зимы картошка! Впотьмах я не видел лица Агафьи, но, по движению ее плеч и головы, мне казалось, что она не отрывала глаз с лица Савки. Чтобы не быть третьим лицом на свидании, я решил пойти гулять и поднялся. Но в это время в роще неожиданно соловей взял две нижние контральтовые ноты. Через полминуты он пустил высокую, мелкую дробь и, испробовав таким образом свой голос, начал петь. Савка вскочил и прислушался. — Это вчерашний! — сказал он. — Постой же!.. И, сорвавшись с места, он бесшумно побежал к роще. — Ну, на что он тебе сдался? — крикнул я ему вслед. — Оставь! Савка махнул рукой — не кричите, мол — и исчез в потемках. Когда хотел, Савка был прекрасным и охотником и рыболовом, но и тут его таланты тратились так же попусту, как и сила. Для шаблона он был ленив, а всю свою охотничью страсть отдавал пустым фокусам. Так, соловьев ловил он непременно руками, стрелял бекасинником щук, или стоит, бывало, у реки по целым часам и изо всех сил старается поймать большим крючком маленькую рыбку. Оставшись со мной, Агафья кашлянула и провела несколько раз по лбу ладонью... От выпитой водки она уж начинала пьянеть. — Как живешь, Агаша? — спросил я ее после продолжительного молчания, когда уж неловко было молчать. — Слава богу... Вы же никому не рассказывайте, барин... — прибавила она вдруг шёпотом. — Ну, полно, — успокоил я ее. — Какая же ты все-таки бесстрашная, Агаша... А если узнает Яков? — Не узнает... — Ну, а вдруг! — Нет... Я раньше его дома буду. Он теперь на линии и воротится, когда почтовый поезд проводит, а отсюда слышно, когда поезд идет... Агафья еще раз провела рукой по лбу и посмотрела в ту сторону, куда ушел Савка. Соловей пел. Какая-то ночная птица низко пролетела над самой землей и, заметя нас, вздрогнула, зашуршала крыльями и полетела на ту сторону реки. Скоро соловей умолк, но Савка не возвращался. Агафья встала, беспокойно сделала несколько шагов и опять села. — Да что же это он? — не выдержала она. — Ведь поезд не завтра придет! Мне сейчас уходить нужно! — Савка! — крикнул я. — Савка! Мне не ответило даже эхо. Агафья беспокойно задвигалась и опять встала. — Мне уходить пора! — проговорила она волнующимся голосом. — Сейчас поезд придет! Я знаю, когда поезды ходят! Бедная бабенка не ошиблась. Не прошло и четверти часа, как послышался далекий шум. Агафья остановила долгий взгляд на роще и нетерпеливо зашевелила руками. — Ну, где же он? — заговорила она, нервно смеясь. — Куда же это его унесла нелегкая? Я уйду! Ей-богу, барин, уйду! Между тем шум становился всё явственней. Можно уж было отличить стук колес от тяжелых вздохов локомотива. Вот послышался свист, поезд глухо простучал по мосту... еще минута — и всё стихло... — Погожу еще минутку... — вздохнула Агафья, решительно садясь. — Так и быть, погожу! Наконец в потемках показался Савка. Он бесшумно ступал босыми ногами по рыхлой, огородной земле и что-то тихо мурлыкал. — Ведь вот счастье, скажи на милость! — весело засмеялся он. — Только что, это самое, значит, подошел к кусту и только что стал рукой целиться, а он и замолчал! Ах ты, пес лысый! Ждал, ждал, покеда опять запоет, да так и плюнул... Савка неуклюже повалился на землю около Агафьи и, чтобы сохранить равновесие, ухватился обеими руками за ее талию. — А ты что насупилась, словно тетка тебя родила? — спросил он. При всем своем мягкосердечии и простодушии Савка презирал женщин. Он обходился с ними небрежно, свысока и даже унижался до презрительного смеха над их чувством к его же собственной особе. Бог знает, быть может, это небрежное, презрительное обращение и было одной из причин его сильного, неотразимого обаяния на деревенских дульциней. Он был красив и строен, — в глазах его всегда, даже при взгляде на презираемых им женщин, светилась тихая ласковость, но одними внешними качествами не объяснишь этого обаяния. Кроме счастливой наружности и своеобразной манеры обращения, надо думать, имела влияние на женщин также еще и трогательная роль Савки как всеми признанного неудачника и несчастного изгнанника из родной избы в огороды. — А расскажи-ка барину, зачем ты сюда пришла! — продолжал Савка, всё еще держа Агафью за талию. — Ну-ка, расскажи, мужнина жена! Хо-хо... Нешто нам, брат Агаша, еще водочки выпить? Я поднялся и, пробираясь между грядами, пошел вдоль огорода. Темные гряды глядели, как большие приплюснутые могилы. От них веяло запахом вскопанной земли и нежной сыростью растений, начавших покрываться росой... Налево всё еще светился красный огонек. Он приветливо моргал и, казалось, улыбался. Я услышал счастливый смех. То смеялась Агафья. «А поезд? — вспомнил я. — Поезд давно уже пришел». Подождав немного, я вернулся к шалашу. Савка сидел неподвижно по-турецки и тихо, чуть слышно, мурлыкал какую-то песню, состоящую из одних только односложных слов, что-то вроде: «Фу ты, ну ты... я да ты...» Агафья, опьяненная водкой, презрительной лаской Савки и духотою ночи, лежала возле него на земле и судорожно прижималась лицом к его колену. Она так далеко ушла в чувство, что и не заметила моего прихода. — Агаша, а ведь поезд давно уж пришел! — сказал я. — Пора, пора тебе, — подхватил мою мысль Савка, встряхивая головой. — Что разлеглась тут? Ты, бесстыжая! Агафья встрепенулась, отняла голову от его колена, взглянула на меня и опять припала к нему. — Давно уж пора! — сказал я. Агафья заворочалась и привстала на одно колено... Она страдала... Полминуты вся ее фигура, насколько я мог разглядеть сквозь потемки, выражала борьбу и колебание. Было мгновение, когда она, будто очнувшись, вытянула корпус, чтобы подняться на ноги, но тут какая-то непобедимая и неумолимая сила толкнула ее по всему телу, и она припала к Савке. — А ну его! — сказала она с диким, грудным смехом, и в этом смехе слышалась безрассудная решимость, бессилие, боль. Я тихо побрел в рощу, а оттуда спустился к реке, где стояли наши рыболовные снасти. Река спала. Какой-то мягкий, махровый цветок на высоком стебле нежно коснулся моей щеки, как ребенок, который хочет дать понять, что не спит. От нечего делать я нащупал одну леску и потянул ее. Она слабо напряглась и повисла, — ничего не поймалось... Того берега и деревни не было видно. В одной избе мелькнул огонек, но скоро погас. Я пошарил на берегу, нашел выемку, которую приглядел еще днем, и уселся в ней, как в кресле. Долго я сидел... Я видел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада и тронула листья просыпавшихся ив... — А-га-фья!.. — донесся из деревни чей-то глухой голос. — Агафья! То вернувшийся и встревоженный муж искал по деревне свою жену. А с огородов слышался в это время несдерживаемый смех: жена забылась, опьянела и счастием нескольких часов старалась наверстать ожидавшую ее назавтра муку. Я уснул. Когда я проснулся, около меня сидел Савка и слегка тряс мое плечо. Река, роща, оба берега, зеленые и умытые, деревня и поле — всё было залито ярким утренним светом. Сквозь тонкие стволы деревьев били в мою спину лучи только что взошедшего солнца. — Так-то вы рыбу ловите? — усмехнулся Савка. — Ну, вставайте! Я встал, сладко потянулся, и проснувшаяся грудь моя начала жадно пить влажный, душистый воздух. — Агаша ушла? — спросил я. — Вон она, — указал мне Савка в сторону, где был брод. Я взглянул и увидел Агафью. Приподняв платье, растрепанная, со сползшим с головы платком, она переходила реку. Ноги ее ступали еле-еле... — Знает кошка, чье мясо съела! — бормотал Савка, щуря на нее глаза. — Идет и хвост поджала... Шкодливы эти бабы, как кошки, трусливы — как зайцы... Не ушла, дура, вчера, когда говорили ей! Теперь ей достанется, да и меня в волости... опять за баб драть будут... Агафья ступила на берег и пошла по полю к деревне. Сначала она шагала довольно смело, но скоро волнение и страх взяли свое: она пугливо обернулась, остановилась и перевела дух. — То-то, что страшно! — грустно усмехнулся Савка, глядя на ярко-зеленую полосу, которая тянулась по росистой траве вслед за Агафьей. — Не хочется идти! Муж-то уж целый час стоит и поджидает... Видали его? Савка сказал последние слова улыбаясь, а у меня похолодело под сердцем. В деревне, около крайней избы, на дороге, стоял Яков и в упор глядел на возвращающуюся к нему жену. Он не шевелился и был неподвижен, как столб. Что он думал, глядя на нее? Какие слова готовил для встречи? Агафья постояла немного, еще раз оглянулась, точно ожидая от нас помощи, и пошла. Никогда я еще не видал такой походки ни у пьяных, ни у трезвых. Агафью будто корчило от взгляда мужа. Она шла то зигзагами, то топталась на одном месте, подгибая колени и разводя руками, то пятилась назад. Пройдя шагов сто, она оглянулась еще раз и села. — Ты бы хоть за куст спрятался... — сказал я Савке. — Неравно тебя муж увидит... — Он и без того знает, от кого это Агашка идет... На огород по ночам бабы не за капустой ходят — всем известно. Я взглянул на лицо Савки. Оно было бледно и морщилось брезгливою жалостью, какая бывает у людей, когда они видят мучимых животных. — Кошке смех, мышке слезы... — вздохнул он. Агафья вдруг вскочила, мотнула головой и смелой походкой направилась к мужу. Она, видимо, собралась с силами и решилась.

Тематический контроль по теме «Однородные члены предложения»

Цель: Проверить знания учащихся.

Вариант I

1. Поставьте знаки препинания в приводимых ниже предложе­ниях с однородными членами, соединенными бессоюзной связью или повторяющимися союзами. Выделите союзы.

1. На взгляд-то он хорош да зелен. (И. Крылов) 2. Приют наш мал зато спокоен. (М. Лермонтов) 3. Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости или скуки. (И. Гончаров) 4. Дни стояли пасмур­ные однако теплые. (К. Аксаков) 5. Орловский мужик невелик ростом сутуловат угрюм глядит исподлобья. (Л. Толстой) 6. Не рыбачий парус малый корабли мне снятся. (Н. Некрасов) 7. Я видел только верхуш­ки лозняка да извилистый край противоположного берега. (А. Чехов) 8. Это был прекрасный хотя и несколько печальный город. (К. Пау­стовский) 9. Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно. (К. Федин)

2. Спишите текст. Подчеркните как члены предложения одно­родные члены. Как связаны между собой грамматически (союз­ной - сочинительной связью или бессоюзной)? Почему являются однородными?

Дополнительное задание. На чем основывается однородность слов холодной, высокомерной (красотой); осенний, травянистый (запах)? Почему слова разноцветные и махровые (гвоздики), тон­ких и зеленых (стручьях), а также чрезмерного, обильного я летнего (материнства) не являются однородными?

Какова роль большого числа определений в тексте?

Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разно­цветные махровые гвоздики, а также левкой - наполовину в цветах, а наполовину - в тонких зеленых стручьях, пахнувших капустой, розо­вые кусты еще давали - в третий раз за это лето - бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный за­пах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни.

(А. Куприн. Гранатовый браслет)

1. Ровное монотонное дыхание прерывается. (А. Серафимович) 2. Радостное праздничное лучезарное настроение распирало, и мундир, казалось, становился тесен. (А. Серафимович) 3. Представляете ли вы

себе скверный южный уездный городишко? (А. Куприн) 4. В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни гетманскую грамоту. (К. Паустовский) 5. Грин населил свои книги племенем смелых просто­душных, как дети, гордых самоотверженных и добрых людей. (К. Пау­стовский) 6. Из деревни доносились праздничные торжествующие кри­ки выпущенных на волю петухов. (В. Распутин) 7. Это была праздничная веселая итожная работа - молоть хлеб. (В. Распутин) 8. Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку. (А. Фадеев)

членами предложения.

1. Кипренский, обладавший величайшим даром импровизации, ... лишенный многих необходимых знаний, упорства... мужества, погру­жался в блеск славы. (К. Паустовский) 2. Багровый свет уже загорался в окнах дворцов... ... полосатую будку часового,... бронзовый памятник полководцу,... колонну, украшенную замершими листьями. (К. Паустовский) 3. Человек, оставшись один в лесу, обыкновенно... разговаривает сам с собой,... свистит,... поет, ... сшибает палкой сухие листья. (К. Паустовский)

Ключи к заданию 4

и и падал в темноту, вырывая из нее то то или раз­говаривает сам с собой, или свистит, или поет, или сшибает палкой сухие листья.

1. Отчеканенные на монетах лица аллегорических богинь - оли­цетворение прекрасных... Франции, Италии, Греции - казались пе­чальными. 2. И... на столах, на рояле, на полу - громоздились в вазах, кувшинах, в тазах груды сирени. 3. Пусть нет еще первого снега, но...

Ключи к заданию 5

стран: всюду: все уже пахнет этим снегом: и воздух, и вода, и деревья, и даже капустная ботва.

Вариант II

1. Были и лето и осень дождливы. (В. Жуковский) 2. Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив. (А. Пушкин) 3. Всякий вечно позабы­вал в кухне или шапку или кнут для чужих собак или что-нибудь подобное. (Н. Гоголь) 4. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день непременно. (И. Гончаров) 5. Средний сын и так и сяк. (П. Ершов) 6. Там белые рубахи баб да пестрые рубахи мужиков да голоса да звя­канье проворных кос. (Н. Некрасов) 7. Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина. (Л. Толстой) 8. С чужим я либо робел либо важничал. (М. Горький) 9. Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы. (Л. Леонов)

Вам, верно, случалось слышать где-то валящийся отдаленный во­допад, когда встревоженная окрестность полна гула и хаос чудных неясных звуков носится перед вами. Не правда ли, не те ли самые чувства мгновенно обхватят вас в вихре сельской ярмарки, когда весь народ срастается в одно огромное чудовище и шевелится всем своим туловищем на площади и по тесным улицам, кричит, гогочет, гремит? Шум, брань, мычание, блеяние, рев - все сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки - все ярко, пестро, нестройно; мечется кучами и снуется перед глазами. Разноголосые речи потопляют друг друга, и ни одно не выхвалится, не спасется от этого потопа; ни один крик не выговорится ясно.

(Н. Гоголь)

3. В приводимых ниже предложениях найдите однородные и неоднородные определения. Поставьте недостающие знаки пре­пинания.

1. Красные зеленые лиловые желтые синие полотнища света пада­ют на прохожих, скользят по фасадам. (В. Катаев) 2. Это «ты» не было выражением полной душевной близости между ними. (Г. Бакланов)

3. Ему стало легче и не так досадно под нависшим могущественным небом. (А. Платонов) 4. Уныло гудели маломощные паровозы, готовясь к одолению скучных осенних пространств, полных редкой убогой жиз­ни. (А. Платонов) 5. Она действительно походила на молодую белую стройную гибкую березу. (Б. Полевой) 6. Крупный осанистый плечистый человек с ярко-синими глазами на всегда загорелом лице. (К. Чуков­ский) 7. Из-под по-монашески повязанного темного платка и светилось, и улыбалось чистое юное доброе лицо. 8. Вдруг конское тревожное ржанье раздалось во тьме. (А. Фадеев)

2.... мысли,... воспоминания,... мечты бродили в голове Оленина. (Л. Толстой) 3. Его авторитет коренился... в занимаемом им высоком посту, ... в обаянии его образованности. усилий

Ключи к заданию 4

1- Ни cm , ни чувств для ближних не щади. 2. Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в голове Оленина. 3. Его авторитет коренилс* не только в занимаемом им высоком посту, но и в обаянии его образованности.

5. Впишите необходимые по смыслу обобщающие слова в пред­ложениях.

1. Каждый раз Настя находила под водой новые интересные... то вымокшую в воде, порыжевшую еловую ветку, то жестяную банку, то лиловой от холода и мертвый лист водяной лилии. 2. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах 3. На днях я уеду в Москву, а все вещи: и барельеф , и портрет Гари­бальди, и старая лампа с рисунком водяной мельницы, и стол, и букет иван-чая - безропотно останется здесь зимовать.

Ключи к заданию 5

1. Каждый раз Настя находила под водой новые интересные вещи: то вымокшую в воде, порыжевшую еловую ветку, то жестяную банку, то лиловой от холода и мертвый лист водяной лилии. 2. Листья мы находили в карм4b

себе скверный южный уездный городишко? (А. Куприн) 4. В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни гетманскую грамоту. (К. Паустовский) 5. Грин населил свои книги племенем смелых просто­душных, как дети, гордых самоотверженных и добрых людей. (К. Пау­стовский) 6. Из деревни доносились праздничные торжествующие кри­ки выпущенных на волю петухов. (В. Распутин) 7. Это была праздничная веселая интересная работа - молоть хлеб. (В. Распутин) 8. Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку. (А. Фадеев)

4. Впишите необходимые по смыслу союзы между однородными

членами предложения.

1. Кипренский, обладавший величайшим даром импровизации, ... лишенный многих необходимых знаний, упорства... мужества, погру­жался в блеск славы. (К. Паустовский) 2. Багровый свет уже загорался в окнах дворцов... падал в темноту, вырывая из нее... полосатую будку часового, бронзовый памятник полководцу, колонну, украшенную замершими листьями. (К. Паустовский) 3. Человек, оставшись один в лесу, обыкновенно... разговаривает сам с собой,... свистит,... поет, ... сшибает палкой сухие листья. (К. Паустовский)

Ключи к заданию 4

1. Кипренский, обладавший величайшим даром импровизации, но лишенный многих необходимых знаний, упорства и мужества, погру­жался в блеск славы. 2. Багровый свет уже загорался в окнах дворцов и падал в темноту, вырывая из нее то полосатую будку часового, го бронзовый памятник полководцу, то колонну, украшенную замершими листьями. 3. Человек, оставшись один в лесу, обыкновенно или раз­говаривает сам с собой, или свистит, или поет, или сшибает палкой сухие листья.

5. Впишите необходимые по смыслу обобщающие слова в пред­ложениях.

1. Отчеканенные на монетах лица аллегорических богинь - оли­цетворение прекрасных... Франции, Италии, Греции - казались пе­чальными. 2. И... на столах, на рояле, на полу - громоздились в вазах, кувшинах, в тазах груды сирени. 3. Пусть нет еще первого снега, но... уже пахнет этим снегом: и воздух, и вода, и деревья, и даже капустная ботва.

Ключи к заданию 5

1. Отчеканенные на монетах лица аллегорических богинь - оли­цетворение прекрасных стран: Франции, Италии, Греции - казались печальными. 2. И всюду: на столах, на ролле, на полу - громоздились в вазах, кувшинах, в тазах груды сирени. 3. Пусть нет еще первого сне­га, но все уже пахнет этим снегом: и воздух, и вода, и деревья, и даже капустная ботва.

Вариант II

1. Поставьте знаки препинания (если это необходимо) в приво­димых ниже предложениях с однородными членами, соединенными повторяющимися или двойными союзами.

1. Были и лето, и осень дождливы. (В. Жуковский) 2. Он слеп, упрям, нетерпелив и легкомыслен и кичлив. (А. Пушкин) 3. Всякий вечно позабы­вал в кухне или шапку или кнут для чужих собак или что-нибудь подобное. (Н. Гоголь) 4. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно. (И. Гончаров) 5. Средний сын и так и сяк. (П. Ершов) 6. Там белые рубахи баб да пестрые рубахи мужиков да голоса да звя­канье проворных кос. (Н. Некрасов) 7. Не то мысли, не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина. (Л. Толстой) 8. С чужим я либо робел, либо важничал. (М. Горький) 9. Дорога то проваливалась между горных гребней, то поднималась на округлые холмы. (Л. Леонов)

2. Спишите текст. Подчеркните однородные члены предложения.

Считаете ли вы, что в этом художественном тексте предложе­ния с однородными членами - образные художественные средства? Почему текст выразительно передает динамику? Какова роль отгла­гольных существительных?

Вам, верно, случалось слышать где-то валящийся отдаленный во­допад, когда встревоженная окрестность полна гула и хаос чудных неясных звуков носится перед вами. Не правда ли, не те ли самые чувства мгновенно обхватят вас в вихре сельской ярмарки, когда весь народ срастается в одно огромное чудовище и шевелится всем своим туловищем на площади и по тесным улицам, кричит, гогочет, гремит? Шум, брань, мычание, блеяние, рев - все сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки - все ярко, пестро, нестройно; мечется кучами и снуется перед глазами. Разноголосые речи потопляют друг друга, и ни одно не выхвалится, не спасется от этого потопа; ни один крик не выговорится ясно.

(Н. Гоголь)

3. В приводимых ниже предложениях найдите однородные и неоднородные определения. Поставьте недостающие знаки пре­пинания.

1. Красные, зеленые лиловые желтые, синие полотнища света пада­ют на прохожих, скользят по фасадам. (В. Катаев) 2. Это «ты» не было выражением полной душевной близости между ними. (Г. Бакланов)

3. Ему стало легче и не так досадно под нависшим могущественным небом. (А. Платонов) 4. Уныло гудели маломощные паровозы, готовясь к одолению скучных осенних пространств, полных редкой убогой жиз­ни. (А. Платонов) 5. Она действительно походила на молодую белую стройную гибкую березу. (Б. Полевой) 6. Крупный осанистый плечистый человек с ярко-синими глазами навсегда загорелом лице. (К. Чуков­ский) 7. Из-под по-монашески повязанного темного платка и светилось, и улыбалось чистое юное доброе лицо. 8. Вдруг конское тревожное ржанье раздалось во тьме. (А. Фадеев)

4. Впишите необходимые по смыслу союзы между однородными членами предложения.

1.... сил,... чувств для ближних не щади. (Г. Марков) 2.... мысли,... воспоминания,... мечты бродили в голове Оленина. (Л. Толстой) 3. Его авторитет коренился... в занимаемом им высоком посту, ... в обаянии его образованности."анах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах - везде. 3. На днях я уеду в Москву, а все вещи: и барельеф, и портрет Гарибальди, и старая лампа с рисунком водяной мельницы, и стол, и букет иван-чая - все это безропотно останется здесь зимовать.

Дополнительное задание. Составить схемы данных предло­жений.

Задания 15-19 ЕГЭ вариант III .

11.

1) Михаил су-ро-во и от-ры-ви-сто на всех по-кри-ки-вал и вы-гля-дел взволнованным.

2) Сердце в груди за-дро-жит и забьётся и по-то-нет в при-ят-ных воспоминаниях.

3) Большие об-ла-ка мерно плыли по небу и то за-кры-ва-ли то от-кры-ва-ли солнце.

4) Мама лю-би-ла стихи и книги де-ре-вья и небо.

5) Всё кру-гом цвело жуж-жа-ло пело и свет-лое чув-ство охва-ты-ва-ло душу.

12. Расставьте знаки препинания. Ука-жи-те два предложения, в ко-то-рых нужно по-ста-вить ОДНУ запятую. За-пи-ши-те но-ме-ра этих предложений.

1) Наша лодка про-плы-ва-ла то мимо тон-ких оси-нок то около ост-ров-ков то неподалёку от за-ро-с-лей тальника.

2) Безотчётная пре-дан-ность идее часто вы-нуж-да-ет че-ло-ве-ка от-ка-зать-ся от близ-ких людей и от дома и от семьи.

3) Москва - это сады и чер-то-ги зо-ло-тые го-ло-вы церк-вей и де-ре-вян-ные дома в ста-рых переулках.

4) Су-мер-ки сгу-ща-ют-ся и опус-ка-ют-ся ниже и на небе за-жи-га-ют-ся пер-вые звёзды.

5) Ветер шумит в вер-ши-нах сосен и про-но-сит под ними ве-ре-ни-цы туч.

13. .

1) Снег ло-жил-ся на де-ре-вья и кусты на ска-мей-ки и дорожки.

2) Вы-гля-ну-ло яркое солн-це и вспых-ну-ли за-све-ти-лись рез-вые ручейки.

3) От дома и от де-ре-вьев и от го-лу-бят-ни по-бе-жа-ли да-ле-ко длин-ные тени.

4) По от-но-ше-нию че-ло-ве-ка к сво-е-му языку можно со-вер-шен-но точно су-дить не толь-ко о его общем куль-тур-ном уров-не но и о ха-рак-те-ре его ду-хов-ных ценностей.

5) Лица при-сут-ству-ю-щих вы-ра-жа-ли не то страх не то бес-по-кой-ство не то недовольство.

14. Расставьте знаки препинания. Ука-жи-те два предложения, в ко-то-рых нужно по-ста-вить ОДНУ запятую. За-пи-ши-те но-ме-ра этих предложений .

1) Ста-ро-го лес-ни-ка не стра-ши-ли не-хо-же-ные тропы и глу-бо-кие пе-ще-ры и не пу-га-ла встре-ча с ди-ки-ми животными.

2) Я видел толь-ко вер-хуш-ки ив-ня-ка да об-ры-ви-стый край про-ти-во-по-лож-но-го берега.

3) У Си-би-ри есть много осо-бен-но-стей как в при-ро-де так и в люд-ских нравах.

4) Чел-каш со-жа-лел об этой мо-ло-дой жизни по-сме-и-вал-ся над ней и даже огор-чал-ся за неё.

5) Ближе к осени мои ла-сточ-ки всё реже при-ле-та-ли к гнез-ду а потом по-кру-жи-лись во дворе ска-за-ли мне что-то на своём пти-чьем языке и уле-те-ли в тёплые края.

15. Расставьте знаки препинания. Ука-жи-те два предложения, в ко-то-рых нужно по-ста-вить ОДНУ запятую. За-пи-ши-те но-ме-ра этих предложений.

1) Муж и жена шли рука об руку и были аб-со-лют-но счастливы.

2) Рядом с до-ро-гой тя-ну-лись узкие тро-пин-ки да длин-ные цве-точ-ные клумбы.

3) Не то мысли не то вос-по-ми-на-ния не то мечты бро-ди-ли в го-ло-ве Оленина.

4) Со-неч-ка пре-крас-но шила и вы-ши-ва-ла вя-за-ла спи-ца-ми и крючком.

5) На-сту-пил дол-го-ждан-ный ав-густ и ро-ди-те-ли всё чаще стали го-во-рить о моих гря-ду-щих школь-ных занятиях.

Спокойная ве-ли-ча-вая река с точ-ка-ми лодок и их про-па-да-ю-щи-ми сле-да-ми рас-сти-ла-лась между бе-ре-га-ми и ухо-ди-ла вперёд (1) сжи-ма-ясь меж гро-мад-ны-ми усту-па-ми скал (2) и затем ис-че-за-ла (3) в ярко зе-ле-не-ю-щих (4) долинах.

укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Старика ра-до-вал и обнадёживал (1) рано проснув-ший-ся в де-воч-ке (2) ин-те-рес ко всем про-фес-си-ям (3) вхо-див-шим (4) в круг от-цов-ских дел и предприятий.

укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вокруг од-но-го из сто-лов сби-лись в кучу (1) следя в жад-ном мол-ча-нии за ру-ка-ми банкомёта (2) де-сять или две-на-дцать иг-ро-ков с блед-ны-ми и из-мя-ты-ми ли-ца-ми (3) ка-зав-ши-ми-ся со-всем мёртвыми (4) при сла-бом утрен-нем освещении.

укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В лучах солн-ца роща озарялась, слов-но в ней всё улыбалось, тон-кие ство-лы берёз (1) при-ни-мав-шие от-блеск бе-ло-го шёлка (2) были ещё влаж-ны-ми от дождя, пест-ре-ли и за-го-ра-лись чер-вон-ным зо-ло-том (3) ле-жав-шие на земле (4) листья.

укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Фёдор Ива-но-вич вошёл ко мне в кабинет, что-то спро-сил и тут же (1) не до-жи-да-ясь от-ве-та (2) подошёл ко мне и бес-це-ре-мон-но за-гля-нул в (3) ле-жав-шую пе-ре-до мной (4) книгу.

11. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Поэзия пле-ня-ет и не-за-мет-ным образом, но с не-пре-одо-ли-мой силой воз-вы-ша-ет че-ло-ве-ка и при-бли-жа-ет его к тому состоянию, когда он (1) на самом деле (2) ста-но-вит-ся укра-ше-ни-ем земли, или (3) как простодушно, но ис-крен-не го-во-ри-ли наши пред-ки (4) «венцом творения».

12. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Космическая эра на-ча-лась (1) может быть (2) тогда, когда скром-ный учи-тель ма-те-ма-ти-ки из Ка-лу-ги пер-вым доказал, что че-ло-век спо-со-бен по-ле-теть в космос. Пер-вым сде-лал чер-те-жи ракеты, ко-то-рая спо-соб-на от-пра-вить-ся в космос, и вывел фор-му-лу её полёта (3) имен-но (4) К. Э. Циолковский.

13. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В об-ра-зе Фа-му-со-ва (1) по-жа-луй (2) на-гляд-нее всего про-яви-лось свое-об-ра-зие са-ти-ры Грибоедова. В этом об-ра-зе (3) по мне-нию кри-ти-ков (4) нет того сгу-ще-ния мрач-ных са-ти-ри-че-ских красок, бла-го-да-ря ко-то-ро-му вни-ма-ние чи-та-те-ля со-сре-до-то-чи-ва-ет-ся на каком-либо одном ка-че-стве героя.

14. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В том не-боль-шом уще-лье (1) по сло-вам Игоря (2) было так узко, что (3) ка-за-лось (4) даже серд-цу в груди ста-но-ви-лось тесно.

15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

У нас в Рос-сии самый (1) ка-за-лось бы (2) не-при-ме-ча-тель-ный и скром-ный че-ло-век может ока-зать-ся на по-вер-ку че-ло-ве-ком очень не-за-у-ряд-ным и значительным. Осо-бен-но глу-бо-ко это по-ни-мал (3) по мне-нию К. Па-у-стов-ско-го (4) пи-са-тель Лесков.

11. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Тёмный ста-рин-ный шкап (1) в бок (2) ко-то-ро-му (3) упи-ра-лась же-лез-ная койка с на-спех на-бро-шен-ным оде-я-лом (4) за-кры-вал собою по-ло-ви-ну и без того уз-ко-го гряз-но-го окна каюты.

12. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Государственная Тре-тья-ков-ская га-ле-рея (1) кол-лек-ция (2) ко-то-рой (3) на-счи-ты-ва-ет более ше-сти-де-ся-ти тысяч ху-до-же-ствен-ных про-из-ве-де-ний (4) от-ра-жа-ет раз-ви-тие рус-ско-го ис-кус-ства на-чи-ная с XI века.

13. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Солнечным и ясным утром Во-ло-дя и Лида шли по кра-си-вой аллее (1) в глу-би-не (2) ко-то-рой (3) вид-не-лось двух-этаж-ное белое зда-ние (4) и мило беседовали.

14. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Красивые де-рев-ца (1) ство-лы (2) ко-то-рых (3) были уди-ви-тель-но строй-ны (4) при бли-жай-шем рас-смот-ре-нии ока-за-лись смо-ро-ди-ной и крыжовником.

15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На се-го-дняш-ний день в мире нет и не может быть такой цели (1) ради до-сти-же-ния (2) ко-то-рой (3) имело бы смысл (4) на-чать ядер-ную войну.

11. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На окра-и-не го-ро-да раз-бит был чу-дес-ный парк с те-ни-сты-ми ал-ле-я-ми и бе-сед-ка-ми для от-ды-ха (1) и (2) хотя до-би-рать-ся до него было не очень удоб-но (3) го-ро-жа-не лю-би-ли это место (4) и за-ча-стую про-во-ди-ли празд-ни-ки имен-но здесь.

12. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Длинной змеёй рас-ки-нул-ся полк (1) и (2) когда лучи солн-ца по-па-да-ли на штыки и ство-лы вин-то-вок (3) видно было (4) как поблёскивало оружие.

13. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я не знал (1) сколь-ко вре-ме-ни бро-дил по лесам (2) и (3) когда вер-нул-ся в дом лес-ни-ка (4) ока-за-лось (5) что меня там уже давно ждут.

14. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Лебеди с кри-ком взле-те-ли ввысь, сде-ла-ли не-сколь-ко про-щаль-ных кру-гов над озе-ром (1) где про-ве-ли лето (2) и (3) когда бе-ло-кры-лая стая скры-лась в ту-ман-ной дали (4) мы со ста-рым еге-рем (5) ещё долго молча смот-ре-ли в небо.

15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Леонид Ан-дре-ев сде-лал в то время ты-ся-чи фо-то-гра-фий своих родственников, дру-зей (1) и (2) когда мы при-хо-ди-ли к нему в гости (3) он за-став-лял нас (4) рас-смат-ри-вать все эти ты-ся-чи сним-ков (5) так как хотел всех уди-вить своим увлечением.