Рассказ о путешествиях джеймса кука. Биография и открытия джеймса кука

Доклад про Джеймса Кука , известного британского мореплавателя, крупнейшего исследователя Океании и антарктических морей изложен в этой статье.

Он является одним из наиболее известных исследователей XVIII века. Знаменитые поездки Джеймса Кука помогли нанести на карту малоизвестные и редко посещаемые части Ньюфаундленда, Австралии, восточного побережья Канады, Новой Зеландии, Северной Америки, а также Индийского, Атлантического и Тихого океанов. Карты, составленные мореплавателем, были самыми точными и ими пользовались вплоть до середины XIX века.

Краткое сообщение о путешественнике Джеймс Кук

Будущий британский мореплаватель Джеймс Кук появился на свет в небольшой деревушке Мартон 27 октября 1728 года в семье простого батрака. В 1736 году его семья переехала в Грейт Айтон, где мальчик начал ходил в школу. Отучившись в школе 5 лет, юноша стал работать на ферме в должности управляющего. В 18 лет Джеймс нанялся юнгой на торговый корабль под названием «Геркулес» и с этого момента началась его увлекательная морская жизнь.

Первое время Кук работал на судах, которые перевозили уголь от Англии до Ирландии и наоборот. Он заслужил славу хорошего матроса, после шкипера, что позволило ему наняться на военный корабль «Эгл». И вскоре юноша за свою дисциплину, сообразительность и прекрасное знание корабельного дела получил звание боцмана. Работа его заключалась в измерении глубины рек, составлении карт фарватера и побережий.

Кругосветные путешествия Джеймса Кука

Британский мореплаватель совершил три кругосветных путешествия, в ходе которых было совершено грандиозные открытия. Это самые важные дни жизни Джеймса Кука, благодаря им он навсегда вошел в анналы истории.

Первое кругосветное путешествие — 1768 — 1771 годы

В 1768 году английское Адмиралтейство решило снабдить научную экспедицию для исследования Тихого океана и его побережий. Этой чести удостоился уже опытный моряк и картограф Джеймс Кук, которому тогда исполнилось ровно 40 лет. Он возглавил корабль «Индевор» с командой из 80 человек и 20 артиллерийскими пушками на борту. Вместе с ним в путешествие отправились ботаники, астрономы и врачи. Адмиралтейство строго настрого приказало капитану корабля не вступать в конфликты с аборигенами. Отплыв из порта Плимута 26 августа 1768 года, корабль взял курс на архипелаг Таити. Двигаясь на юг, мореплаватель открыл Новую Зеландию, которую исследовал целых полгода. Кук показал, что она разделена на 2 части. Также экспедиция подошла к восточному побережью Австралии.

Второе кругосветное путешествие – 1772 – 1775 годы.

Во вторую экспедицию Англия снабдила уже 2 корабля — «Эдвенчер»и «Резольюшен». Отплыв вновь из плимутского порта, было взято курс на Кейптаун, а после на юг. Его экспедиция была первой в истории, которая 17 января 1773 года пересекла полярный Южный круг. Куком были открыты Южные Сэндвичевы острова, Норфолк, Новую Каледонию. Из-за льдов ему не удалось найти пресловутый Южный материк, поэтому пришел к выводу, что его и вовсе не существует.

Третье кругосветное путешествие – 1776 – 1779 годы.

Два корабля — «Дискавери» и «Резольюшен» отправились исследовать новые земли в Тихом океане. Спустя 2 года с начала экспедиции было открыто Гавайские острова. Дойдя до Берингова пролива, Кук вернулся назад, так как на его пути повстречались льды. Гибель Джеймса Кука была довольно глупой – капитана убили 14 февраля 1779 года в стычке жители Гавайских островов во время кражи товаров из его судна.

  • Джеймс Кук не имел никакого военного или морского образования. Но это не помешало ему сделать много грандиозных открытий в географии. Он самоучка, который выучился мореходному делу, приобретя авторитет опытного моряка, капитана и картографа.
  • Интересно, что в момент снабжения первой экспедиции английское правительство сделало ставку вовсе не на Джеймса Кука, а на Александра Далримпла — знаменитого гидрографа. Но тот выдвинул слишком высокие требования, и Адмиралтейство, отказавшись от его услуг, предоставили руководство экспедицией Джеймсу Куку.
  • У мореплавателя было секретное задание во время путешествий: дать возможность ученым наблюдать за прохождением Венеры на общем фоне солнечного диска. А также Кук должен был найти Южный материк, находившийся на ином краю земного шара.

Надеемся, что доклад о Джеймсе Куке помог Вам подготовиться к занятию. А свое сообщение о Джеймсе Куке Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Картина Джорджа Картера «Смерть капитана Джеймса Кука»

Зависть, трусость, гордость и карьеризм съели капитана

14 февраля 1779 года на острове Гавайи во время неожиданной стычки с туземцами был убит капитан Джеймс Кук (1728-1779) - один из величайших первооткрывателей новых земель, живших в XVIII веке. Никто не знает, что на самом деле произошло в то утро в бухте Кеалакекуа. Известно, впрочем, что Кука гавайцы не ели, вопреки известной песне Высоцкого: у туземцев было принято хоронить особо важных персон специальным способом. Кости закопали в тайном месте, а мясо вернули «родственникам» капитана. Историки спорят, считали ли гавайцы Кука богом (точнее, воплощением божества изобилия и земледелия Лоно) или просто зарвавшимся чужестранцем.

Но речь пойдет о другом: как команда вообще допустила гибель своего капитана? Как зависть, злость, гордость, блатные отношения, трусость и пассивность привели к трагическому стечению обстоятельств? К счастью (и к несчастью), о смерти Кука сохранилось более 40 противоречивых свидетельств: это не дает однозначно выяснить ход событий, зато подробно рассказывает о мотивах и побуждениях команды. О том, как гибель одного капитана взорвала корабельный микрокосмос героических мореплавателей XVIII века, - в историческом расследовании «Ленты.ру».

Столкновение с гавайцами

Предыстория такова: третье кругосветное плавание Кука началось в 1776 году. На кораблях «Резольюшн» и «Дискавери» британцы должны были найти Северо-западный проход: водный путь к северу от Канады, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Обогнув южную Африку, моряки доплыли до Новой Зеландии и оттуда направились на север, открыв по ходу Гавайские острова (в январе 1778 года). Восстановив силы, экспедиция отправилась к Аляске и Чукотке, однако сплошные льды и приближение зимы заставили Кука вернуться к Гавайям на стоянку (декабрь-январь 1779-го).

Гавайцы встретили британских моряков очень радушно. Однако со временем вольное обращение с местными женщинами и чересчур активное пополнение запасов воды и продовольствия вызвало недовольство, и 4 февраля Кук решил благоразумно поднять паруса. Увы, в ту же ночь шторм повредил фок-мачту «Резольюшн», и корабли вернулись в бухту Кеалакекуа. Откровенно враждебные гавайцы украли клещи с одного из кораблей: в отместку англичане угнали каноэ, которое в итоге переговоров вернуть отказались.

Тогда 14 февраля с «Резольюшн» пропал баркас: и тут Кук вооружился ружьем и вместе с отрядом из десяти морских пехотинцев (во главе с лейтенантом Моулсвортом Филлипсом) потребовал одного из местных вождей прийти на корабль (или в качестве заложника, или, что более вероятно, чтобы провести переговоры в более спокойной обстановке).
Сначала вождь согласился, потом, уступив мольбам жены, отказался идти. Тем временем на берегу собрались тысячи вооруженных гавайцев и оттеснили Кука к берегу. По неясной причине толпа перешла к активным действиям, и в начавшейся суматохе кто-то стукнул Кука палкой по спине. Капитан выстрелил в отместку, но не убил гавайца – и тут туземцы бросились на англичан со всех сторон.

Уже в воде Кука ударили в спину копьем или метательным кинжалом, и капитан (вместе с несколькими моряками) погиб. Тело Кука втащили на берег, а британцы беспорядочно отступили на корабли.

Смерть Кука. Гравюра 1790 года

После еще одной схватки прошли переговоры, которые завершились миром: гавайцы торжественно вернули тело Кука (в виде кусков мяса), что привело команду в ярость. Ошибка в межкультурной коммуникации (британцы не поняли, что местные жители похоронили капитана с максимальным достоинством) стала причиной карательного рейда: прибрежное поселение сожгли, гавайцев убили, и в итоге островитяне вернули оставшиеся части тела Кука, захороненные в море 21 февраля. Должность начальника экспедиции перешла к капитану «Дискавери» Чарльзу Клерку, а когда он умер от туберкулеза у Камчатки - ко второму помощнику капитана «Резольюшн» Джеймсу Кингу.

Кто виноват?

Но что же на самом деле произошло в то утро в бухте Кеалакекуа? Как шла схватка, в которой погиб Кук?

Вот что пишет первый помощник Джеймс Берни: «В бинокль мы видели, как капитан Кук получил удар дубиной и упал со скалы в воду». Берни, скорее всего, стоял на палубе «Дискавери». А вот что рассказал о гибели Кука капитан корабля Кларк: «Было ровно 8 часов, когда нас встревожил ружейный залп, данный людьми капитана Кука, и раздались сильные крики индейцев. В подзорную трубу я ясно увидел, что наши люди бегут к шлюпкам, но, кто именно бежал, я не мог разглядеть в спутанной толпе».

Корабли XVIII века не отличались просторностью: Клерк вряд ли находился далеко от Берни, однако не видел отдельных людей. В чем же дело? Участники экспедиции Кука оставили после себя огромное количество текстов: историки насчитывают 45 рукописей дневников, судовых журналов и записок, а также 7 напечатанных еще в XVIII веке книг.

Но и это не все: судовой журнал Джеймса Кинга (автора официальной истории третьей экспедиции) случайно нашли в правительственных архивах в 1970-е годы. И далеко не все тексты писались членами кают-компании: о жизни матросов говорят увлекательные мемуары немца Ганса Циммерманна, а много нового историки узнали из полной плагиата книги студента-недоучки Джона Ледьярда, капрала морских пехотинцев.

Так вот, о событиях утра 14 февраля рассказывают 45 мемуаров, и различия между ними не являются чистой случайностью, итогом пробелов в памяти моряков, пытающихся воссоздать ужасные события. То, что «увидели своими глазами» британцы, диктуется сложными отношениями на корабле: завистью, покровительством и верностью, личными амбициями, слухами и клеветой.

Сами воспоминания писали не только из желания погреться в лучах славы капитана Кука или заработать деньги: тексты членов команды изобилуют инсинуациями, раздраженными намеками на сокрытие правды, и, вообще, не похожи на воспоминания старых друзей о прекрасном путешествии.

Смерть Кука. Полотно англо-немецкого художника Иоганна Цоффани (1795 год)

Напряженность в команде копилась давно: это было неизбежно во время долгого плавания на тесных кораблях, изобилия приказов, разумность которых была очевидна только капитану и его ближнему кругу, и ожидания неизбежных лишений во время грядущих поисков Северо-западного прохода в приполярных водах. Однако конфликты вылились в открытую форму один-единственный раз - с участием двух героев будущей драмы в бухте Кеалакекуа: на Таити произошла дуэль между лейтенантом морских пехотинцев Филлипсом и третьим помощником «Резольюшн» Джоном Уильямсоном. О дуэли известно только, что три пули прошли над головами ее участников, не причинив им вреда.

Характер у обоих ирландцев был не сахар. Филлипс, героически пострадавший от гавайского оружия (его ранили при отступлении к шлюпкам), закончил жизнь лондонским бездельником, играя в карты по мелочи и избивая свою жену. Уильямсона же недолюбливали многие офицеры. «Это негодяй, которого ненавидели и боялись подчиненные, не переносили равные и презирали начальники», - записал в своем дневнике один из мичманов.

Но ненависть команды обрушилась на Уильямсона только после смерти Кука: все очевидцы согласны, что в самом начале столкновения капитан подал какой-то сигнал людям Уильямсона, находившимся в шлюпках у берега. Что Кук хотел выразить этим неизвестным жестом, навсегда останется загадкой. Лейтенант заявлял, что понял его как «Спасайтесь, уплывайте!» и отдал соответствующую команду.

К несчастью для него, остальные офицеры были уверены, что Кук отчаянно звал на помощь. Моряки могли бы обеспечить огневую поддержку, втащить капитана в шлюпку или, по крайней мере, отбить у гавайцев труп… Против Уильямсона было с десяток офицеров и морских пехотинцев с обоих кораблей. Филлипс, по воспоминанием Ледьярда, был даже готов пристрелить лейтенанта на месте.

От Кларка (нового капитана) немедленно потребовали провести расследование. Однако основные свидетели (мы не знаем, кто это - скорее всего, начальники на пиннасе и ялике, которые также находились у берега в подчинении Уильямсона) отозвали свои показания и обвинения в адрес третьего помощника. Сделали ли они это искренне, не желая губить офицера, попавшего в сложную и неоднозначную ситуацию? Или на них надавило начальство? Это мы вряд ли узнаем - источники очень скудны. В 1779 году, находясь на смертном одре, капитан Кларк уничтожил все бумаги, связанные с расследованием.

Налицо лишь факт, что руководители экспедиции (Кинг и Кларк) приняли решение не обвинять Уильямсона в гибели Кука. Тем не менее, на кораблях сразу же пошли слухи о том, что Уильямсон украл документы из шкафчика Кларка после смерти капитана, или же еще раньше выдавал бренди всем морским пехотинцам и морякам, чтобы те молчали о трусости лейтенанта по возвращении в Англию.

Истинность этих слухов подтвердить невозможно: но важно, что ходили они по той причине, что Уильямсон не только избежал трибунала, но и всячески преуспел. Уже в 1779 году его повысили до второго, а потом и до первого помощника капитана. Его успешную карьеру во флоте прервал только инцидент 1797 года: будучи капитаном «Азенкура», в сражении при Кампердауне он еще раз неверно интерпретировал сигнал (на этот раз морской), уклонился от атаки на вражеские корабли и пошел под трибунал за невыполнение служебного долга. Через год он скончался.

В своем же дневнике Кларк описывает происходившее с Куком на берегу со слов Филипса: весь рассказ сводится к злоключениям раненого морского пехотинца, а о поведении других членов команды не говорится ни слова. Джеймс Кинг, также продемонстрировал благосклонность к Уильямсону: в официальной истории плавания жест Кука был описан как дело человеколюбия: капитан-де пытался удержать своих людей от жестокого расстрела несчастных гавайцев. Более того, вину за трагическое столкновение Кинг возлагает на лейтенанта морской пехоты Рикмена, который застрелил гавайца на другом берегу бухты (что и разъярило туземцев).

Казалось бы, все ясно: начальство покрывает явного виновника смерти Кука – по каким-то своим причинам. А потом, пользуясь своими связями, тот делает сногсшибательную карьеру. Однако ситуация не столь однозначна. Любопытно, что команда разделилась на ненавистников и защитников Уильямсона примерно поровну - и состав каждой группы заслуживает пристального внимания.

Британский флот: надежды и разочарования

Офицеров «Резольюшн» и «Дискавери» совершенно не радовало великое научное значение экспедиции: в большинстве своем это были амбициозные молодые люди, вовсе не жаждавшие провести лучшие годы на вторых ролях в тесных каютах. В XVIII веке продвижение по службе давали в основном войны: в начале каждого конфликта возрастал «спрос» на офицеров - помощников повышали до капитанов, мичманов - до помощников. Неудивительно, что члены команды с тоской отплывали из Плимута в 1776 году: буквально на их глазах разгорался конфликт с американскими колонистами, а им предстояло четыре года «гнить» в сомнительных поисках Северо-западного прохода.

Британский флот по меркам XVIII столетия был относительно демократическим институтом: служить и подняться до командных высот там могли люди, далекие от власти, богатства и благородных кровей. Чтобы недалеко ходить за примерами, можно вспомнить самого Кука, сына шотландского батрака, начавшего свою морскую биографию юнгой на бриге-угольщике.

Однако не стоит думать, что система автоматически отбирала самых достойных: платой за относительный демократизм «на входе» была главенствующая роль протекции. Все офицеры выстраивали сети поддержки, искали себе верных покровителей в команде и в Адмиралтействе, зарабатывая себе репутацию. Вот почему смерть Кука и Кларка означала, что все контакты и договоренности, достигнутые с капитанами во время плавания, пошли прахом.

Добравшись до Кантона, офицеры узнали, что война с восставшими колониями в самом разгаре, а все корабли уже укомплектованы. Зато до провальной (Северо-западный проход не нашли, Кук погиб) географической экспедиции никому нет особого дела. «Команда чувствовала, сколько она потеряет в чинах и богатстве, еще и лишившись утешения в том, что на родину ее ведет старый командир, чьи известные заслуги могли бы помочь делам последнего плавания быть услышанными и оцененными даже в те беспокойные времена» - пишет Кинг в своем журнале (декабрь 1779 года). В 1780-х до войны с Наполеоном было еще далеко, и повышение получили лишь единицы. Многие же младшие офицеры последовали примеру мичмана Джеймса Тревенена и перешли на службу в российский флот (который, напомним, в 1780-е сражался против шведов и турок).

В этой связи любопытно, что громче всего против Уильямсона выступали мичманы и помощники мастера, которые находились в самом начале своей карьеры во флоте. Они упустили удачу (войну с американскими колониями), и даже одна-единственная вакансия была достаточно ценным призом. Звание Уильямсона (третий помощник) еще не давало ему больших возможностей отомстить обвинителям, а суд над ним создал бы отличную возможность убрать конкурента. В сочетании с личной антипатией к Уильямсону это более чем объясняет, почему его поносили и называли главным негодяем, из-за которого погиб Кук. Меж тем многие старшие члены команды (Берни, хотя он и был близким другом Филлипса, рисовальщик Уильям Эллис, первый помощник «Резольюшн» Джон Гор, мастер «Дискавери» Томас Эдгар) не нашли в поступках Уильямсона ничего предосудительного.

Примерно по тем же причинам (карьерное будущее) в итоге часть вины переложили на Рикмена: он был намного старше большинства членов кают-компании, службу начал аж в 1760 году, «пропустил» начало Семилетней войны и за 16 лет не получил повышения. То есть сильных покровителей во флоте у него не было, а возраст не давал завязаться дружбе с компанией молодых офицеров. В итоге Рикмен оказался едва ли не единственным членом команды, который вообще не получил больше никаких званий.

Кроме того, нападками на Уильямсона многие офицеры, конечно же, пытались избежать неудобных вопросов: утром 14 февраля многие из них находились на острове или в шлюпках и могли бы действовать более инициативно, услышав выстрелы, да и отступление на корабли без попытки отбить тела погибших также выглядит подозрительно. Будущий капитан «Баунти» Уильям Блай (мастер на «Резольюшн») прямо обвинял морских пехотинцев Филлипса в бегстве с поля боя. Факт, что 11 из 17 морпехов с «Резольюшн» подвергались во время плавания телесным наказаниям (по личному приказу Кука) также заставляет задуматься, насколько они были готовы жертвовать жизнью ради капитана.

«Высадка в Танне». Картина Уильяма Ходжеса. Один из характерных эпизодов контакта британцев с жителями Океании

Но, так или иначе, точку в разбирательстве поставило начальство: Кинг и Кларк дали понять, что никого не надо отдавать под трибунал. Скорее всего, даже если суд над Уильямсоном не состоялся благодаря влиятельным покровителям амбициозного ирландца (даже его давний недруг Филипс отказался давать против него показания в Адмиралтействе - под надуманным предлогом, что у него-де плохие личные отношения с обвиняемым), капитаны предпочли принять соломоново решение.

Никто из оставшихся в живых членов команды не должен был стать козлом отпущения, виновным в трагической гибели великого капитана: виноваты были обстоятельства, подлые туземцы и (как прочитывается между строк мемуаров) самонадеянность и опрометчивость самого Кука, который понадеялся практически в одиночку увести в заложники местного вождя. «Имеются веские основания, позволяющие предположить, что туземцы не зашли бы так далеко, если бы, к несчастью, капитан Кук не выстрелил по ним: за несколько минут до этого они начали расчищать путь для солдат, чтобы последние могли добраться до того места на берегу, против которого стояли шлюпки (я уже об этом упоминал), таким образом давая капитану Куку возможность уйти от них», - говорится в дневниках Клерка.

Теперь становится понятнее, почему Клерк и Берни увидели столь различные сцены в свои подзорные трубы. Это определялось местом в сложной системе «сдержек и противовесов», статусной иерархии и борьбы за место под солнцем, которая шла на борту кораблей научной экспедиции. Увидеть смерть капитана (или рассказать о ней) Клерку помешала не столько «спутанная толпа», сколько желание офицера оставаться над схваткой и игнорировать свидетельства вины отдельных членов команды (многие из которых были его протеже, а иные - протеже его лондонских начальников).

В чем смысл произошедшего?

История - это не просто объективные события, которые случились или не случились. Мы знаем о прошлом только по рассказам участников этих событий, рассказам, которые зачастую отрывочны, запутаны и противоречат друг другу. Однако из этого не стоит делать вывод о принципиальной несовместимости отдельных точек зрения, которые якобы представляют автономные и не стыкующиеся картины мира. Ученые если и не способны авторитетно заявлять, как «оно было на самом деле», то могут находить вероятные причины, общие интересы и другие прочные слои реальности за очевидным хаосом «свидетельских показаний».

Это мы и попытались сделать - немного распутать сеть мотивов, разглядеть элементы системы, которая вынуждала членов команды действовать, видеть и вспоминать именно так, а не иначе.

Личные отношения, карьерные интересы. А ведь есть и еще один слой: национально-этнический уровень. Корабли Кука представляли собой срез имперского общества: там плавали представители народов и, главное, областей, в разной степени удаленных от метрополии (Лондона), в котором решались все главные вопросы и происходил процесс «цивилизирования» британцев. Корнуольцы и шотландцы, уроженцы американских колоний и Вест-Индии, Северной Англии и Ирландии, немцы и валлийцы… Их отношения во время и после плавания, влияние предрассудков и стереотипов на происходящее ученым только предстоит понять.

Но история - это и не следствие по уголовным делам: меньше всего я стремился окончательно выявить виновного в смерти капитана Кука: будь это «трус» Уильямсон, «безынициативные» моряки и морпехи на берегу, «злобные» туземцы или сам «самонадеянный» мореплаватель.

Наивно считать команду Кука отрядом героев науки, «белыми людьми» в одинаковых мундирах. Это сложная система личных и служебных отношений, со своими кризисами и конфликтными ситуациями, страстями и расчетливыми действиями. И случайно данная структура в динамике взрывается событием. Гибель Кука спутала все карты участникам экспедиции, зато заставила их разразиться страстными, эмоциональными записками и мемуарами и, таким образом, пролила свет на отношения и закономерности, которые при более благоприятном исходе плавания остались бы во мраке безвестности.

Но смерть капитана Кука может оказаться полезным уроком и в XXI веке: зачастую только сходные чрезвычайные события (авария, гибель, взрыв, побег, утечка) могут проявить внутреннее устройство и modus operandi секретных (или, по крайней мере, не афиширующих свои принципы) организаций, будь то экипаж подводной лодки или дипломатический корпус.

Будущий капитан Кук, известный не только своими путешествиями, но и глубокими картографическими исследованиями, родился в 1728 году в обедневшей фермерской семье на севере Англии. Отец пытался приучить паренька к коммерции, но юноша чувствовал в себе совершенно иное призвание: его влекли к себе корабли и морские странствия.

Как это принято во флоте, первой корабельной должностью Кука стала работа юнги. Ему удалось устроиться на судно, которое перевозило уголь вдоль английских берегов. Юноша серьезно подошел к своему увлечению морем, он самостоятельно постигал основы алгебры, геометрии, астрономии и навигации. Через три года он стал заправским моряком, а недюжинные способности Джеймса позволили ему успешно продвигаться по карьерной лестнице.

В 1757 году Кук блестяще сдал экзамен, дающий право управлять судном.

В последующие годы Кук с рвением выполнял задания военно-морского ведомства Англии, составляя подробное описание фарватеров рек Северной Америки. Уже в то время проявились его способности картографа и отменного навигатора. Работы Джеймса Кука вызывали уважение в Адмиралтействе, поэтому ему вскоре было поручено отправиться для проведения исследований в Тихий океан.

Путешествия и открытия Джеймса Кука

Первая большая экспедиция капитана Кука состоялась в 1768 году и продлилась до 1771 года. В ходе этого плавания он установил, что Новая Зеландия представляет собой двойной остров, и нанес на карту Большой Барьерный Риф и тщательно исследовал значительную часть побережья Австралии.

Во время второй масштабной морской компании, проводившейся с 1772 по 1775 год, капитан Кук прошел по Тихому в его высоких широтах, безуспешно пытаясь отыскать Южный . Джеймс Кук первым из зашел в море Амундсена, три раза пересек Южный полярный круг. Тогда же были открыты и описаны Южные Сандвичевы острова.

Третья экспедиция (1776-1779 годы) пополнила копилку открытий Кука. В этот период капитан нанес на карту Гавайские острова и добыл окончательные доказательства того, что между Америкой и Азией имеется пролив.

Цели экспедиции, поставленные Адмиралтейством, были целиком достигнуты.

К сожалению, третья экспедиция Кука закончилась для знаменитого капитана трагически. В 1779 году в стычке с гавайцами он получил ранение, был взят туземцами в плен и убит. Результаты путешествий Джеймса Кука оставили яркий след в истории географических открытий, а его великолепные и на удивление точные картографические материалы еще долго применялись в мореплавании.

(1728-1779) английский мореплаватель и исследователь

Капитан Джеймс Кук, известный английский мореплаватель и путешественник, избороздил весь Тихий океан, побывал в Австралии, Новой Зеландии и на многих южных островах, ставших позже английскими колониями. Если попытаться кратко обозначить маршруты его путешествий, то окажется, что он практически не сходил с корабля.

Джеймс Кук родился в графстве Йоркшир в семье поденщика, начал служить в качестве юнги на торговых кораблях с 18 лет, в 1755 году перешел на военную службу и к тридцати годам уже считался выдающимся мореплавателем.

После этого он и совершил три знаменитые экспедиции: в 1768-1771 годах - на Таити, в Новую Зеландию и Австралию, в 1772-1775 - в южную часть Тихого океана и в 1776-1779 годах - в южную и северную часть Тихого океана, пытаясь найти Северный пролив и впервые обозначив на карте сибирскую оконечность Азии.

В 1768 году Джеймс Кук отправился в первое кругосветное путешествие. Он должен был доставить на остров Таити научную экспедицию для наблюдения за тем, как Венера проходит по солнечному диску. Для этого ему был предоставлен корабль «Индевор» с экипажем из 80 человек; кроме того, на борту было трое ученых.

Кук успешно доставил ученых на Таити и после того, как они провели там необходимые наблюдения, взял курс на северо-запад. После долгого пути он открыл архипелаг, состоявший из двух больших островов. Это была Новая Зеландия. Джеймс Кук исследовал ее и отправился дальше, в Австралию. В 1770 году он открыл Большой Барьерный риф, высадился в заливе Ботани-Бэй, исследовал восточное побережье Австралии и объявил его собственностью Британии под названием Новый Южный Уэльс. Во время этой экспедиции были собраны значительные научные материалы. Этим занимались спутники Джеймса Кука - ботаник Джозеф Бэнкс и зоолог Сидней Паркинсон. Затем через Торресов пролив мореплаватель прошел к острову Ява и, обогнув мыс Доброй Надежды, вернулся в Англию, совершив кругосветное путешествие в западном направлении.

Во время своего второго путешествия (1772-1775) Джеймс Кук отправился на поиски «Южной земли» и для более детального обследования Новой Зеландии и других островов Южного полушария. Кук пересек Южный полярный круг, но из-за льдов ему пришлось вернуться. После многочисленных попыток пробиться сквозь льды мореход пришел к выводу, что обширной Южной земли не существует. Однако он нанес на карту ряд неизвестных островов в южной части Тихого океана: южную группу Новых Гебрид, о. Новая Каледония, о.Норфолк, Южные Сандвичевы острова.

Третье и последнее путешествие Джеймса Кука началось в 1776 году. Он отплыл из Англии на двух кораблях - «Резолюшн» и «Дискавери». Целью экспедиции было попытаться найти путь вокруг Северной Америки - так называемый Северозападный проход. И снова Кук вышел в Тихий океан.

В начале 1778 года он открыл Гавайские острова. Отсюда мореплаватель отправился на север, к восточному побережью Америки. Ему удалось добраться до Берингова залива, расположенного около Аляски, и там он вынужден был отступить под давлением льдов. Вскоре после того, как Джеймс Кук вернулся на Гавайские острова, он был убит во время столкновения с местными жителями из-за украденной лодки.

Британский народ чтит своего героя как искусного навигатора и великого исследователя. Многие открытые им места были названы его именем, а его подробные отчеты и наблюдения стали основой для многих экспедиций.

В 1934 году домик, в котором жил мальчик Джеймс Кук в Йоркшире в Грейт-Аутоне, был преподнесен в дар правительству Австралии. Он был тщательно разобран и перевезен в Мельбурн, где стал музеем.

Английский военный моряк родился 27 октября 1728 года в местечке Мартон, был известным первооткрывателем, картографом, исследователем и капитаном ВМС. Возглавлял 3 крупнейших морских экспедиции по исследованию Мирового океана, которые были кругосветными. Благодаря своим знаниям, а так же таланту и аккуратности при составлении карт, его трудами пользовалось множество мореплавателей еще до второй половины XIX века. Славился своим дружелюбным и миролюбивым отношением к коренным жителям осваиваемых им территорий. Умел бороться со страшной по тем временам болезнью, цингой, от которой гибло множество моряков. Благодаря Куку смертность от болезни была сведена практически к нулю.

Детство и юность

Родился в бедной семье. Его отец был шотландским батраком, с очень маленьким окладом. Кроме Джеймса в семье было еще 4 ребенка, поэтому жилось семейству несладко. В 1736 году все семейство переехало в деревню Грейт Айтон, где Кука младшего отдают в школу (на сегодняшний день она превращена в музей). Проучился в ней 5 лет, после чего начал активно помогать отцу и устроился на работу на ферму. Через короткий промежуток времени он стал управляющим. Морская карьера началась в возрасте 18 лет, когда он нанялся юнгой на угольщик «Геркулес». Наибольшую известность первооткрывателю принесли 3 кругосветных путешествия во время которых были не только в значительной степени уточнены карты, но и открыты новые земли и острова.

Первая кругосветная экспедиция

Проходила первая кругосветная экспедиция в период с 1768-1771 годы. В этот период он уже являлся опытным мореплавателем, поэтому был назначен капитаном судна «Индевор», которое было единственным судном в экспедиции. Самым значимым открытием стало посещение острова Таити, где команда установила дружественные отношения с местными аборигенами. Длительно время в течение пребывания на острове Джеймс проводил свои астрономические исследования, благодаря которым он составлял карты с удивительной точностью и прокладывал маршруты. После отплытия команда отправилась в Новую Зеландию, а после достигла берегов Австралии. Исторически принято считать, что именно великому английскому исследователю принадлежит знамя первооткрывателя Австралии. Однако это не совсем так, ведь задолго до него, берегов самого маленького континента достигало судно Голландской экспедиции. Однако Кук добрался берегов Австралии и провозгласил земли собственностью Британской Империи.

Вторая кругосветная экспедиция

Новая череда открытий великим путешественником произошла в период с 1772 по 1775 годы. На этот раз в экспедиции участвовало 2 корабля: «Резолюшн» и «Эдвенче». Самым значимым событием стало пересечение Южного полярного круга. Команда его стала первой кому это удалось. Интересным фактом является то, что во время сильного шторма два корабля потеряли видимость между собой и встретились только в заливе Шарлотты. Затем корабли снова посетили остров Таити, острова Дружбы и Новую Зеландию, возле берегов которой они разошлись. «Эдвенче» вернулся в Лондон, а Джеймс отправился дальше. Во время дальнейших исследований он сумел открыть Новую Каледонию, Южную Георгию и только после этого вернулся в Лондон.

Третья кругосветная экспедиция

В период с 1776 по 1779 годы прошла третья кругосветная экспедиция в которой приняли участия вновь 2 судна: уже известное «Резолюшн» и «Дискавери». Плавание началось летом 1776 года, во время которого командой был открыт остров Кергелен. После этого экспедиция продолжилась и корабли прибыли в Тасманию, затем посетили Новую Зеландия и остров Дружбы. Во время третьей кругосветной экспедиции Кук сумел открыть остров Рождества и Гавайские острова. Так же корабли обошли западную часть Северной Америки и дошли до Аляски. На обратном пути корабль его вновь посетил Гавайские острова. Однако, отношение местных жителей сменилось на воинственное и, несмотря на все попытки Джеймса урегулировать конфликт, в одной из стычек он был убит.