Разбираем ЕГЭ по английскому языку: раздел «Письмо. Как правильно писать эссе на английском языке

Данные задания по теме «Английский язык. ЕГЭ. Эссе по английскому языку» взяты из разных источников и предлагаются в дополнение к презентации к учебнику

Объем эссе на английском языке — 200-250 слов.

Время выполнения задания — 40 минут.

Английский язык. Эссе. Темы для подготовки (задание С2)

Дорогие посетители сайта, данный раздел будет улучшаться и дорабатываться. Спасибо, что Вы с нами!

1.1. Эссе по теме: Art. Graffiti

Some people think that graffiti is another form of expressing art; others think that graffiti is a vandalism.

What is your opinion?

1.2. Эссе по теме: Art. Theatre and Cinema

Comment on the following Statement.

When cinema was invented some people predicted that theatre would not last very long but it still exists, attracts large audiences and is not likely to disappear.

What is your opinion?

Список английских слов по теме: Art. СКОРО!

2. Эссе по теме: Languages

Comment on the following statement.

Some people think that you can master the language only if you study it abroad, in the native speaking environment; others believe that you can become fluent in a for­eign language without ever visiting the country.

What can you say about learning languages in a native speaking envi­ronment?

3. Эссе по теме: Travelling

Comment on the following statement.

Some people believe that when you travel to other places, you experience new things and learn from them. Other people argue that most people who go on holiday to other countries just lie on the beach and don’t experience the local culture at all.

Do you think that young people learn anything by travelling to other places?

4. Эссе по теме: Books or Computers

Comment on the following statement.

The future of education – books or computers? What is your opinion? Are computers going to replace printed books in future?

5. Эссе по теме: Space Exploration

Comment on the following statement.

It’s reported that billions of dollars are spent on space exploration projects every year. Some people believe that this money should be used to solve problems on Earth.

What is your opinion? What problems should humanity solve first of all?

Список английских слов по теме: Space Exploration. СКОРО!

6.1. Эссе по теме: City and Country Life

Comment on the following statement.

My parents say the way they lived in the past was much quieter. However, I believe that young people are given a lot more life opportunities nowadays.

What is your opinion? Which way of life will be more satisfying for future gen­erations?

6.2. Эссе по теме: City and Country Life

Comment on the following statement.

Life in a big city is attractive to many people. But others consider it tiresome and tiring. What can you say about living in a big city?

Список английских слов по теме: City and Country Life. СКОРО!

7. Эссе по теме: TV shows

Comment on the following statement.

In many countries, reality TV shows about the lives and behaviour of ordinary people have become very popular. Some people say that these programmes are bad and that other kinds of programmes are much better.

8. Эссе по теме: Modern Technologies

Comment on the following statement.

According to a number of surveys young people can’t imagine their life without modern electronic technologies. Some of them can become dependent on them, which may have a negative effect on their mind.

Do you share this point of view?

Список английских слов по теме: Modern Technologies. СКОРО!

9. Эссе по теме: Sports

Comment on the following statement.

In the hectic world of today, people are searching for more ways of keeping fit and healthy. Some people prefer to go on Some exotic diets. However, some experts are against this.

What can you about going on a diet?

10. Эссе по теме: Extreme Sports

Comment on the following statement.

Some people think that extreme sports help to build character.

What is your opinion?

Список английских слов по теме: Extreme Sports. СКОРО!

11. Эссе по теме: Environmental Protection

Comment on the following statement.

Some people think that cars should be banned from the centers of big cities. What is your opinion?

12. Эссе по теме: Food

Comment on the following statement.

Some people prefer to eat out. However, many people still like to cook meals at home.

What is your opinion about having meals at home?

Список английских слов

Формат и правила написания сочинения “expressing opinion”

Сочинение “expressing opinion” пишется в формальном (деловом) стиле.
В данном типе сочинения требуется выразить свою точку зрения на заданную тему, а так же привести противоположные вашей точки зрения других людей и объяснить, почему вы с ними не согласны. Ваше мнение должно быть четко сформулировано и подкреплено примерами или доказательствами.
Объем сочинения 200-250 слов (минимум 180 слов, максимум 275)
В сочинении должны активно использоваться конструкции типа «In my opinion», «I think», «I believe»
Необходимо использование вводных слов и конструкций типа “On the one hand, on the other hand”…, слов - связок (Nevertheless, Moreover, Despite…)
Запрещается использование сокращения, типа “I’m”, “they’re” “don’t”, “can’t” (иначе будет снижен балл за организацию сочинения)
Сочинение“expressing opinion” имеет строгую структуру, изменение которой при написании сочинения приведет к снижению балла. Сочинение “expressing opinion” состоит из 4-х абзацев:

1) Introduction (вступление)

Во вступлении необходимо четко сформулировать тему-проблему, указав, что существуют две противоположные точки зрения на проблему (Some people claim that mobile phones are very useful devices while others argue that life could be less stressful without them.) и высказать свое мнение, не используя слишком много личных конструкций
Однако первое предложение не должно слово в слово повторять заданную тему сочинения. Рекомендуемое окончание первого абзаца: Now I would like to express my point of view on the problem of …

2) Основная часть

1 абзац. Привести 2-3 аргумента, подтверждающих вашу точку зрения, подкрепляя их примерами или доказательствами.
Во втором абзаце вы должны придерживаться только ОДНОЙ точки зрения, например: Mobile phones in my opinion are very useful devices. ИЛИ I consider the mobile phone to be a harmful and useless invention.
Необходимо привести 2-3 аргумента с доказательствами в поддержку собственного мнения

2 абзац. Привести противоположные точки зрения (1-2), и объяснить, почему вы с ними НЕ согласны. Пример: However, some people think that mobile phones not only keep you in touch with your relatives and friends but also provide you with a great number of facilities. I can’t agree with this statement because…
Ваши контраргументы мнению других людей не должны повторять 2ой абзац.

3) Conclusion (заключение)

Необходимо сделать вывод, обратившись к заданной в 1-м параграфе теме, что существуют 2 точки зрения на проблему, а также подтвердить собственную точку зрения.
Например: «There are different points of view on this problem. I think that…» или «Taking everything into consideration, there are two different points of view on this problem. I believe that…

Useful vocabulary for composition"expressing opinion"

1 абзац Вводные фразы

  • It is popularly believed that….
  • People often claim that... Some people argue that…
  • A lot of people think that…
  • It is often suggested /believed that…
  • Many people are in favour of idea that... Many people are convinced that...
  • Some people are against…

2 абзац. Фразы, выражающие свою точку зрения:

  • I would like to explain my point of view on this situation.
  • I would like to express my opinion on this problem.

Фразы, характеризующие преимущества обсуждаемой проблемы:

  • As already stated I’m in favor of… for a number of reasons…
  • There are many things to be said in favour of…
  • The best/ thing about……. is…

Фразы, перечисляющие точки зрения:

  • Firstly, /First of all….
  • In the first place
  • To start with, / To begin with,
  • Secondly, Thirdly, Finally,
  • Last but not least,

Фразы, добавляющие новые аргументы:

  • Furthermore, /Moreover, /What is more,
  • As well as…. /In addition to this/that…
  • Besides, /…….also….
  • Not only…., but…… as well.
  • Apart from this/that….
  • not to mention the fact that

3 абзац.

  • Some people believe that… however they fail to understand that…
  • they fail to consider that… they forget that…
  • Some people argue that …. I can not agree with it as …
  • I disagree with this point of view (statement, opinion) because …
  • It has become fashionable for some people to argue that…
  • Contrary to what most people believe, I think that…
  • As opposed to the above ideas…I believe that…

4 абзац. Заключительные фразы:

  • In conclusion,
  • On the whole,
  • To conclude,
  • To sum up,
  • All in all,
  • All things considered
  • Finally,
  • Lastly,
  • Taking everything into account,
  • Taking everything into consideration

Выражение личного мнения:

  • In my opinion this subject is very controversial
  • In my view…
  • To my mind…
  • To my way of thinking…
  • Personally I believe that…
  • I feel strongly that…
  • It seems to me that…
  • As far as I am concerned…

Критерии оценивания выполнения заданий С2

Решение коммуникативной задачи (СОДЕРЖАНИЕ)

ОРГАЗАЦИЯ текста

Грамматика

Орфография и пунктуация


Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно с учетом цели высказывания и адресата; соблюдены принятые в языке нормы вежливости.

Высказывание логично: средства логической связи выбраны правильно; текст разделен на абзацы; формат высказывания выбран правильно

Используемый словарный запас соответствует поставленной задаче; практически нет нарушений в использовании лексики.

(1-2 ошибки)

Используются грамматические структуры в соответствии с поставленной задачей. Практически отсутствуют ошибки.

(1-2 ошибки)


Задание выполнено: некоторые аспекты, указанные в задании раскрыты не полностью; имеются отдельные нарушения стилевого оформления речи; в основном соблюдены принятые в языке нормы вежливости

Высказывание в основном логично; имеются отдельные недостатки при использовании средств логической связи; имеются отдельные недостатки при делении текста на абзацы; имеются отдельные нарушения формата высказывания

Используемый словарный запас соответствует поставленной задаче, однако встречаются отдельные неточности в употреблении слов либо словарный запас ограничен. Но лексика использована правильно

(3-7 ошибок)

Имеется ряд грамматических ошибок, не затрудняющих понимание текста

(3-7 ошибок)

Орфографические ошибки практически отсутствуют. Текст разделен на предложения с правильным пунктуационным оформлением

(1-2 ошибки)

Задание выполнено не полностью: содержание не отражает все аспекты, указанные в задании; часто встречаются нарушения стилевого оформления; в основном не соблюдаются принятые в языке нормы вежливости

Высказывание не всегда логично: имеются недостатки или ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы нелогично или отсутствует; имеются многочисленные ошибки в формате высказывания

Использован неоправданно ограниченный словарный запас; часто встречаются нарушения в использовании лексики, некоторые из которых могут затруднять понимание текста

Либо часто встречаются ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но затрудняют понимание текста

(8-12 ошибок)

Имеется ряд орфографических или пунктуационных ошибок, которые значительно затрудняют понимание текста

(3-10 ошибок)

Задание не выполнено: содержание не отражает те аспекты, которые указаны в задании, или не соответствует требуемому объему (200- 250 слов)

Примечание: минимальное количество слов – 180, максимальное 275. Если в сочинении 179 слов – «0» за содержание, если слов более 276, то проверяется только 250 слов от начала.

Отсутствует логика в построении высказывания; формат высказывания не соблюдается

Крайне ограниченный словарный запас не позволяет выполнить поставленную задачу

(нельзя ставить, если нет «0» за содержание)

Грамматические правила не соблюдаются

(более 12 ошибок)

Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются

Более 10 ошибок

Образец сочинения

Many cities in Europe do everything to promote bicycles as an ecologically clean type of transportation; however the governor of St. Petersburg signed a decree according to which bicycles will not be allowed in the city centre.

Do you agree that bicycles should be banned in the centre of St. Petersburg?

Write 200-250 words

Use the following plan:

1. Introduction. (State the problem)

2. Express your opinion and give reasons for it.

3. Give other people"s arguments and explain why they are wrong.

4. Make a conclusion

In European cities people ride bicycles a lot because they are aware that bikes help to save fuel and reduce pollution in cities. However, the governor of Saint-Petersburg decided to ban bicycles in the city centre and I fully agree with it. I would like to explain my point of view on it.

In my opinion, the governor is absolutely right. In the first place, our roads are not adapted for biking as in Europe; they are too narrow and there are no separate lanes for bicycles. Moreover, bikes do not help the traffic situation but even sometimes make it worse as bicyclists often break traffic rules and cause accidents. In addition, the weather in St. Petersburg is not good for bicycle commuting. In winter roads are covered with ice, in autumn and in spring rains are frequent and roads are wet, so it is very difficult for cyclists to move.

On the other hand, some say that bikes are undoubtedly useful for our health, I can not agree with it completely as there are a lot of road accidents where cyclists are injured. Some people may argue that bikes are ecologically clean, but you can also put special purifying facilities on cars which are faster and more comfortable as transport.

To sum up, there are different points of view on this problem. I believe that bicycles should be banned in the city centre where streets are not specially created for them. As I see it, a bike is a kind of transport for short trips in the countryside.

ЕГЭ по английскому. Письмо. Задание С2. Видеоурок.

Без особых прикрас можно сказать, что в экзамене ЕГЭ по английскому языку эссе является наиболее трудной задачей. Как можно правильно выразить свою мысль, дать ей логические аргументы, подкрепить их примерами и объяснениями, и при этом грамотно и без ошибок оформить текст, да еще и не выйти за пределы по количеству слов? В этой статье мы постараемся разобрать структуру эссе и дать советы по улучшению качества Вашего эссе.

Начнем с конца. Написанное Вами эссе будет оцениваться по следующим критериям:

Максимальное количество баллов, которое Вы можете получить за эссе – 14 баллов.


Перед тем как задумываться о правильном выполнении каждого критерия, сначала давайте сделаем наше эссе по английскому языку пригодным для проверки. Самое главное здесь – объем.

Формально Ваше эссе по английскому языку должно уложиться в 200-250 слов. Это не надо воспринимать буквально и паниковать, если Вы написали 198 слов. Однако, имейте в виду, что эссе не будет проверяться, если количество слов в нем менее 180. Если же у Вас получится более 275 слов, то проверяющий отсчитает от начала эссе 250 слов, отчертит остальное и проверит всё вплоть до черты. То есть, при первом раскладе Вы теряете всё эссе; при втором, скорее всего, потеряете заключение, что тоже немаловажно.

Прежде всего, Ваше эссе по английскому языку должно осветить ВСЕ аспекты, изложенные в задании, а также должно быть написанным в соответствующем стиле (нейтральном). Оно должно логично делиться на абзацы и соответствовать предложенному в задании плану.

Чтобы не запутаться в процессе написания Вашего эссе, надо потратить 5-7 минут на обдумывание плана и подготовку всех аргументов. Традиционно мы будем делить эссе на пять абзацев.

Абзац 1. Вступление

Здесь должна быть постановка проблемы. Поскольку постановка проблемы уже изложена в задании, Ваша задача – грамотно её пересказать. Именно ПЕРЕСКАЗАТЬ, а не перефразировать.

Совет: Не перечитывайте задание 10 раз, пока формулировки не вдолбятся Вам в голову. Тогда писать вступление своими словами будет очень и очень трудно. Прочитайте данную в задании ситуацию один или два раза, убедитесь, что Вы правильно её поняли. Закройте готовую ситуацию и попытайтесь её пересказать на английском языке именно так, как Вы её поняли, как будто Вы рассказываете об этом другу, который не понял, о чём там шла речь. ВНИМАНИЕ: после того как Вы это сделали, обязательно откройте ситуацию и убедитесь, что Ваш пересказ по сути совпадает с данной Вам ситуацией. Теперь можно ехать дальше.

Вместо банальных “Some people think, ... Others think, ... ” можно использовать:

Some people claim that ..., while others argue that ...

После того как Вы описали суть проблемы, можно задать непосредственно вопрос, на который Вы и будете отвечать в своём эссе. Например: “What is better: ... or ...?”, “What should we do: ... or ...?” и т.д. В 2018 году вышло уточнение, которое отнесло риторические вопросы к стилистическим ошибкам. Поэтому их мы не используем.

Последним предложением вступительного абзаца Вы должны поставить цель Вашего эссе. Это можно сделать, например, так:

In this essay I will try to look upon this issue.
In this essay I will try to express my opinion on this issue.
In this essay I would like to express my point of view on this issue.
In this essay I will try to answer this question. (Это наиболее простой вариант, если предыдущие два Вам вспомнить будет трудно, вспомните его)

Абзац 2. Ваше мнение

Начать этот абзац логичнее всего с высказывания Вашей позиции касательно данного вопроса. Полезные фразы (обязательно соблюдайте данную пунктуацию!):

In my opinion, ...
From my point of view, ...
To my mind, ...
Personally, I think that ...
I am certain that ... (Обратите внимание! Мы не сокращаем: пишем I am...)
As far as I am concerned, ...

Далее надо дать 2-3 аргумента, подтверждающие Вашу точку зрения. Аргументы могут быть любые, если Вы их грамотно истолкуете. То есть такие, чтобы с ними сложно было поспорить (в разумных пределах, разумеется).

Совет: Лучше дать 2 аргумента и подробно их оправдать и привести примеры в их поддержку, чем 3 кратких и не полностью раскрытых. Помните, что количество слов в эссе ограничено.

Здесь не надо забывать про средства логической связи предложений. Первый аргумент хорошо начать с:

Firstly, ...
To start with, ...
To begin with, ...
First of all, ...

После того как Вы сформулировали первый аргумент, надо его подтвердить и/или дать пример в подтверждение. Вот самые простые модели, как это можно сделать:

<аргумент>, because ...
<аргумент>. That is why ...
<аргумент>. For example, ...

Если Вы начинали словом “Firstly, ...” , то второй аргумент следует начать словом Secondly, ...

Если первый аргумент шел с фразами “To start with, ...”, “To begin with, ...”, то второй можно начать следующими словами:

Moreover, ...
Furthermore, ...
Besides, ...
In addition, ...

Второй аргумент надо также подкрепить примером или доказательством.

Абзац 3. Противоположное мнение

Начинать абзац Вы будете с постановки противоположного мнения по предложенной теме или вопросу. Сделать это можно так:

Others believe that ...
Some people argue that ...
However, some people think that ...

Далее следуют 1-2 аргумента, подтверждающие противоположное мнение. Советую изначально подумать о двух. А уж сколько в итоге написать: 1 или 2 – решите в процессе, исходя их получающегося размера Вашего эссе.

Совет: Противоположные аргументы Вам потом предстоит оспорить, поэтому, придумывая их изначально, продумывайте, как Вы будете их оспаривать. Если на придуманный аргумент Вам нечем возразить, лучше сразу его заменить на другой, чтобы не делать это во время написания эссе. Оно ведь тоже ограничено!
Совет: При оспаривании аргументов, Вы не должны повторять ничего из написанного во втором абзаце. Поэтому, если у Вас не получается придумать контраргумент, не повторяясь, попробуйте придумать что-то другое. Как вариант, Вы можете придумать другие аргументы «за», пока сочинение еще не написано. В любом случае, лучше это продумать изначально, пока Вы составляете план эссе, нежели чем в процессе написания!

Абзац 4. Ваши контраргументы

Суть этого абзаца – объяснить, почему Вы не согласны с противоположным мнением. Начать абзац можно, например, с предложения:

I cannot agree with this opinion because ...
I am afraid I cannot agree with this idea because ...
Немного странно звучит “I am afraid”, а не “I"m afraid”, но лучше не сокращать, т.к. за это можно поплатиться драгоценными баллами.

ВНИМАНИЕ: если Вы дали два аргумента в предыдущем абзаце, то и опровергнуть надо обязательно оба. Разграничить их можно следующими фразами:

As for ...,
Speaking about ...,
As far as ... is concerned,

Совет: При опровержении противоположных аргументов лучше всего предлагать пути их решения, а не доказывать их недееспособность. Например, если кто-то считает, что домашние животные опасные, то не надо утверждать, что они, на самом деле, безобидные. Лучше обратить этот недостаток в достоинство, сказав, что зато они являются отличными охранниками в загородных домах.

Абзац 5. Заключение

Самая частая ошибка многих учеников: в заключении они просто высказывают свое мнение. Этого не достаточно. Ведь заключение относится ко всему эссе, а не только ко второму абзацу.

Таким образом, в заключении надо суммировать всё, о чем говорилось в эссе и выразить свою точку зрения. Также можно дать свои рекомендации по существующей проблеме. Самое главное: в заключении не должно быть никакой новой информации.

In conclusion, ...
To sum up, ...
To conclude, ...

Далее даём читающему понять, что существует две точки зрения на данную проблему, и несмотря на противоположную точку зрения, мы всё-таки придерживаемся своей. Например, сделать это можно по следующей схеме:

Despite the fact that ..., I am convinced that ...
Taking into consideration different opinions on this issue, I believe that ...

Языковое оформление эссе

После того как Вы написали ЕГЭ эссе по английскому, обязательно пересмотрите его еще раз на предмет возможных ошибок. Из моего опыта наиболее частых ошибок, советую обратить внимание на следующие вещи.

Запорожцы, которые на этой картине пишут письмо турецкому султану, и представить себе не могли, что их потомки в 21 веке будут испытывать не меньше трудностей при написании эссе по английскому языку для ЕГЭ.

Как обойти все подводные камни и написать задание 40 на заветные 14 баллов – в моей статье!

Общая информация

Задание 40 на ЕГЭ по английскому является заданием повышенного уровня сложности и официально носит название “развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения (ваше мнение)”. Для краткости, нашей сестры, в статье буду называть этого зверя просто “эссе” или “сочинение”.

Вот как оно выглядит:

Comment on the following statement:
Making .
What is your opinion? Do you agree with this statement?

Write 200-250 words .
Use the following plan:
- make an introduction (state the problem)
- express your personal opinion and give 2-3 reasons for your opinion
- express an opposing opinion and give 1-2 reasons for this opposing opinion
- explain why you don’t agree with the opposing opinion
- make a conclusion restating your position

Эссе – задание вкусное, потому что может принести 14 баллов на экзамене. И если рекомендую писать сразу на чистовик, чтобы сэкономить время, сочинение лучше распланировать и написать на черновик, а потом перенести в бланк ответов (скачать такой можно тут – ).

Из демоверсии ЕГЭ 2019 с сайта ФИПИ видно, что теперь ученик может выбрать любую из двух предложенных тем эссе!

Критерии оценки

Чтобы понять, как писать нужно , ознакомимся с критериями оценивания задания 40 с сайта ФИПИ .

Решение коммуникативной задачи

Как видите, по критерию “решение коммуникативной задачи” можно максимум получить 3 балла . Расшифрую за что их дают:

  • Эссе написано по плану
  • В эссе достаточно слов
  • Стиль нейтральный

План написания сочинения заботливо дан в самом задании (см. выше):
– make an introduction (state the problem)
– express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion
– express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing opinion
– explain why you don’t agree with the opposing opinion
– make a conclusion restating your position

Количество слов , необходимое для получения максимального балла, также указано – “Write 200-250 words” . Допустимо отклонение от заданного объема на 10%. То есть, можно написать от 180 до 275 слов . Achtung! Внимание! Если напишите меньше 180 слов, эссе проверять не будут – эксперт поставит 0 за решение коммуникативной задачи, а 0 за этот пункт означает 0 за все задание. И довольный учитель проверяет на 1 сочинение меньше. А если ученик превысит порог в 275 слов, эксперт отчеркнет 250-е слово и дальше просто проверять не будет. То есть, если за 250 словами остались контраргументы или заключение, они просто не будут засчитаны и максимум за этот критерий вам не видать.

Про критерии подсчета слов . При определении соответствия объёма представленной работы вышеуказанным требованиям считаются все слова, с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. При этом:
 числительные, выраженные цифрами, т.е. 1, 25, 2009, 126 204 и т.п., считаются как одно слово;
 числительные, выраженные цифрами, вместе с условным обозначением процентов, т.е. 25%, 100% и т.п., считаются как одно слово;
 числительные, выраженные словами, считаются как слова;
 сложные слова, такие как good-looking, well-bred, English-speaking, twenty-five, считаются как одно слово;
 сокращения, например USA, e-mail, TV, CD-rom, считаются как одно слово.

Нейтральный стиль соблюден, если в задании 40 нет сокращений (I’m sure/ doesn’t matter/ wasn’t stated) и разговорной лексики (it is stupid to think so/ this opinion sucks/ the people wearing such clothes are mad).

Еще при написании сочинения настойчиво советую избегать риторических вопросов (But have you ever wondered … ?), потому что мнение г-жи Вербицкой по поводу их использования непостоянно – один год их можно использовать, другой год – нельзя. Также я бы не рекомендовала писать фразу, которая начинается с Let’s … . Она может быть расценена как разговорная. Better safe than sorry.

Еще одно замечание в пункте про коммуникативную задачу – про плагиат . Если более 30% ответа совпадает с опубликованным источником, то выставляется 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи», и, соответственно, всё задание оценивается в 0 баллов. Так что заучивать отрывки из топиков смысла не имеет, придется думать самостоятельно.

Организация текста

Максимум по этому критерию – также 3 балла . Их можно получить если:

  • сочинение правильно разделено на абзацы
  • эссе логично и в нем есть средства логической связи

Понятно, что нужно писать столько абзацев, сколько есть в плане (пять абзацев! ) и каждый должен передавать мыслю, соответствующую этому пункту плана.

Ниже подробнее о том, что нужно писать в этих пяти абзацах и какие средства логической связи в них использовать.

Вступление (параграф №1)

“Правильное” вступление состоит из 2-3 предложений и перефразирует заявленную тему, а также показывает на существование двух противоположных точек зрения по проблеме.

Возьмем тему из задания выше – Making a good salary is more important than job satisfaction .

Вступительный параграф, приведенный абзацем ниже, перефразирует тему (career choice is one of the most important decisions in our life ; it is essential to love what you do ; whereas others focus on high salary while choosing a future profession ) и указывает на существование разных точек зрения (Some people believe that …, whereas other focus on … ).

Для вступления я бы советовала использовать следующие средства логической связи:

  • Some people think/believe/consider that …, whereas other think/believe/consider that …
  • The problem / issue / question of… has always aroused heated / sharp disputes /debates / discussions / controversy
  • Our modern world is unthinkable / unimaginable / inconceivable without… However, there are plenty of people who believe that it is not necessary / doubt the necessity / importance / use / benefit / good of…
  • …gaining increasing popularity today, many still dispute / doubt / challenge / bring into question / cast doubt on its use for the society
  • It is often difficult to decide which position to take whenever there is a debate regarding a choice between… and…

В плане сочинения во втором абзаце ученику предлагается высказать свое мнение и привести 2-3 аргумента в его поддержку . Я бы остановилась на двух аргументах “за”, чтобы вписаться в требуемое количество слов. И аргументы “за” должны быть развернутыми – то есть, не просто говорим “думаю так”, а поясняем точку зрения.

Также советую бросаться доказывать не свою точку зрения, а отстаивать позицию, на которую сможете придумать больше аргументов. На этапе тренировки для планирования структуры эссе хорошо бы рисовать mind maps:

На экзамене такая штука тоже вполне пригодится. Помогает собрать мысли в кучу перед тем, как писать на черновик.

В теме про работу за идею или деньги мне проще было найти аргументы о превосходстве духовного над материальным:

Связки для выражения своего мнения :

  • I believe/ I consider that…/ I am convinced that …
  • I personally favour …
  • To my mind…/ In my opinion…/ It seems to me that…
  • I can’t but agree that…
  • I am against…/ I don’t approve of…/ I don’t support the idea of…/ I personally frown on…
  • It is said/ believed that…
  • It goes without saying that…

Связки для выражения аргументов :

  • Firstly/ first and foremost/ first of all …
  • A major benefit is that …
  • To begin/start with, it is important to emphasize that…
  • Furthermore/ Moreover/ What is more/ Besides, …
  • A further convincing argument is that …
  • Another (positive/ negative) aspect of …
  • Finally/ Lastly

Противоположная точка зрения (параграф №3)

В 3 абзаце нужно заявить, что есть и противоположная точка зрения и подкрепить ее аргументами . Их (аргументов) может быть 1 или 2 – все зависит от количества плюсов в предыдущем параграфе. Я придерживаюсь правила “3 плюса во 2 параграфе -1 минус в третьем параграфе”, “2 плюса во 2 параграфе – 2 минуса в 3ем”, иначе в объем слов можно не уложиться. Лично мне больше нравится схема вечером – деньги, утром – стулья 2 аргумента “за” – 2 аргумента “против”.

Вот что у меня получилось с противоположной точкой зрения.

Связки для выражения противоположного мнения .

  • However, not all people share my point of view. They say that …
  • They assume/ suppose…
  • They are in favour of…/ They approve of… / They favour…
  • There is another side to the issue/question of …
  • There are people who have the opposite opinion./ Not all people share my viewpoint.

Контраргументы (параграф №4)

Вот это одна из самых проблемных частей сочинения. Аргументы “за” и “против” придуманы; нужно еще опровергнуть аргументы “против” , которые были представлены в 3 параграфе. И сделать это нейтрально. То есть, писать в стиле тролля с форума “Ишь ты, еще и хорошую зарплату ему подавай! На двух стульях не усидишь!” нельзя. =(

На этапе планирования рисования майнд карт следует продумать, какой довод лучше всего подходит для контраргументации и не писать его в параграфе со своим мнением, а приберечь “на сладкое” – то есть, для четвертого абзаца.

Еще раз подчеркну, что в четвертом абзаце мы именно опровергаем аргументы третьего параграфа, а не придумываем еще аргументы “до кучи”. Противоположное мнение в 3 параграфе говорило о важности денег для удовлетворения материальных потребностей и улучшения уровня жизни. Возразим, что удовольствие от работы и, как следствие, профессионализм, напрямую связаны с размером зарплаты.

Связки для выражения контраргументов.

  • To a certain extent it is right, but we should not forget that… / we should consider the fact that… / one should not disregard… / one should take into account …
  • However veracious it sounds, I would not agree with the above mentioned idea.
  • However, I disagree with these contentions.
  • I am afraid I cannot agree with these people here as I think …

Заключение (параграф №5)

В конце выстраданного эссе нужно еще раз заявить о проблемном характере темы (указать на две точки зрения) и своем мнении . Здесь важно не повториться в формулировках и мыслях.

In conclusion I would like to state that work occupies a great part of everyday routine. Evidently, it is more logical to choose an occupation you fancy over the one that brings in only money.

Выражения для завершающего абзаца :

  • To conclude/ sum up/ summarise
  • All in all…
  • All things considered…
  • Taking all this into account/ consideration…
  • In short/ conclusion …

Лексика, грамматика, орфография и пунктуация

С планом написания эссе разобрались, перейдем к грамматическо-лексическому и орфографически-пунктуационному оформлению сочинения. В таблице ниже пояснены критерии оценки этих параметров:

Лексические ошибки

Давайте разберем, какие ошибки носят гордое название “Лексические”. Это:

  • неправильно употребленное слово в контексте (I would not speak so вместо I would not say so)
  • ошибка в сочетаемости (make homework вместо do homework)
  • пропуск слова, если он не влияет на грамматическую структуру предложения (My parents are very well familiar (пропущен предлог with) the topic)
  • ошибки в словообразовании, если часть речи не меняется (например, unresponsible вместо irresponsible)
  • ошибка в фразовом глаголе (give in smoking вместо give up smoking)
  • орфографическая ошибка, которая меняет значение слова (thing вместо think, whether вместо weather)

Но нужно не только не допустить ошибки, нужно помнить, что лексика в эссе должна соответствовать поставленной задаче. То есть, если сочинение про еду – должны употребляются всякие синонимы и выражения по теме “еда”. Лексический состав эссе должен быть разнообразным. Если автор обходится простыми словами и выражениями (I think, I need to say, It’s good/ bad to) или повторяется в лексике, – свадьбы максимум баллов по критерию “лексика” не будет. Для получения заветного балла нужно употреблять коллокации (start doing – take up), фразовые глаголы (meet friends – meet up), заковыристую лексику (think – consider). Например, эссе, приведенное в качестве примера, пестрит устойчивыми выражениями (fulfilling job, be of primary importance, sooner or later ), в нем есть фразовый глагол (bring in ) и синонимичные цепочки career-job-work-occupation/ love – be keen on – be fond of – fancy/ satisfying job – fulfilling job – favourite job/ high salary – material aspect – well-paid job .

Грамматические ошибки

Эксперт при проверке задания 40 выносит на поля грамматическую ошибку, если ошибка:

  • в любой грамматической форме, будь то форма глагола, множественного числа сущ., степени сравнения и в любой теме из раздела “Грамматические темы” кодификатора
  • в порядке слов в предложении (например, I do not know what are they thinking about. – Во второй части предложения обратный порядок слов, хотя знака вопроса не стоит)
  • есть пропуск слова, влияющий на структуру предложения (например, These people wrong. – Отсутствует глагол-связка “are”)
  • в словообразовании, если меняется часть речи (например, хотели написать “политик” (politician), а написали politic (политический)

Также, если ученик обходится простыми предложениями, баллы снимаются. В сочинении приветствуются сложные структуры, модальные глаголы, обороты с пассивом/ инфинитивом/ причастиями, условные предложения, главное – не перестараться и ‘не писать все красивое сразу”, в ущерб смыслу. Например, в моем сочинении кроме всяческих сложных предложений присутствуют степени сравнения (the most important, higher ), модальные глаголы (can’t, have to ), пассив (are underpaid or underestimated ), условное предложение (If a person is fond of his work, he will eventually become a professional in his area ), конструкция с прилагательными в сравнительной степени (The more money you have, the better life you can afford ).

Орфографические и пунктуационные ошибки

В сочинении орфографическими ошибками считаются:

  • Все ошибки, не меняющие значения слова (например, collegue, becouse, languaege)
    (Если ошибка меняет значение слова, она становится лексической – например, thing вместо think, whether вместо weather)
  • Если слово в работе написано один раз правильно, а остальные – неправильно, это считается ошибкой
  • Если буква или слово написаны неразборчиво, слово считается написанным неверно

Во всей письменной части экзамена ученик может выбрать либо британский, либо американский вариант написания слова – favourite/ favorite, colour/ color, drugstore/ pharmacy, crisps/ chips. И придерживаться выбранного варианта до конца. То есть, если в одном предложении написано colour, а в другом – favorite, такая вариативность будет записана в число ошибок.

Теперь про пунктуацию . Забудьте про сокращения в эссе (don’t/wouldn’t/mustn’t) – они отнимут у вас баллы. Их можно и нужно писать в письме другу (), но не в сочинении.

И если работа будет написана “как курица лапой” (привет нашим учителям русского языка=)) – то есть, в ней будет много зачеркиваний – эксперт имеет право снизить оценку на полбалла.

Эссе-пример

Making a good salary is more important than job satisfaction .

It is common knowledge that career choice is one of the most important decisions in our life. Some people believe that it is essential to love what you do, whereas others focus on high salary while choosing a future profession.

In my opinion, a satisfying job is a better option. It fills life with positive emotions giving the energy to accomplish different tasks as we manage our daily routine. Another positive aspect of a fulfilling job is that your performance and, consequently, results are higher if you are keen on the task you are doing.

There are people who have the opposite opinion, for them the material aspect is of primary importance. The more money you have, the better life you can afford. Besides, money means opportunities – opportunities for better housing, education, entertainment and simply higher quality of life.

However veracious it sounds, I would not agree with the above mentioned idea. If people are fond of their work, they will eventually become professionals in a chosen area, and specialists are seldom underpaid or underestimated. A favourite job becomes well-paid sooner or later.

In conclusion, I would like to state that work occupies a great part of everyday routine. Evidently, it is more logical to choose an occupation you fancy over the one that brings in only money.

Внимание! Когда будете переписывать свой ответ в экзаменационный бланк, не забудьте в начале написать номер задания – Задание 40. Также с этого года нельзя писать на обороте бланка 2 (то есть того, где нужно писать сочинение). Если у вас что-то не вместилось – а оно не вместится, это я вам гарантирую – просите следующий бланк. Просить следующий бланк советую заранее, потому что они могут закончиться у ассистирующих на экзамене, а поиск новых может занять некоторое время, которое ой как важно.

И организуйте свое время так, чтобы на экзамене вы успели переписать все письменное задание в бланк. Сочинение, написанное на черновик, не проверяется.

Алгоритм написания эссе на экзамене

  1. Отводите 60 минут на сочинение.
  2. Читаете тему и рисуете mind map по теме. После рисования убедитесь, что все приведенные аргументы четко по теме (не по похожей, которую вы уже писали). Каждый год составители экзамена придумывают что-то новенькое, так что не надейтесь получить тему, с которой уже знакомы и ни в коем случае не соскальзывайте на другую, похожую. Это чревато оценкой “0” за критерий КЗ, то есть оценкой “0” за все задание 40.
  3. Прочитайте еще раз свои аргументы и подберите наиболее подходящие аргументы 3-го и 4-го параграфов – то есть, аргументы против и контраргумент к нему.
  4. Напишите эссе на черновик. Если у вас осталось мало времени – пишите на чистовик сразу.
  5. Проверьте ошибки. Здесь советую вспомнить свои типичные “ляпы” и проверить работу на них.
  6. Перепишите на чистовик. Проверьте ошибки, проверьте, что написали “Задание 40” перед эссе.

P.S. – Если вы читаете тему на экзамене и понимаете, что не знаете какое-то слово в теме, не паникуйте! Успокойтесь и попробуйте угадать, как это слово может переводиться.

Подготовка

Готовиться к заданию 40 я бы советовала, когда уровень ученика соответствует хотя бы B1 (идеально – B2, потому что он заявлен как ключ к успеху на ЕГЭ).

C уровнем B1 начинаю подготовку к этому заданию примерно за 6 месяцев до экзамена – сначала разбираем критерии оценки, потом читаем и анализируем эссе прошлых лет, и в конце уже пробуем писать свои сочинения.

Для практики я бы рекомендовала приобрести книгу Хотунцевой, она самая полезная из всех пособий, которые заявляют, что помогут подготовиться к письменной части. Остальные представленные ниже книги тоже неплохие, но книга Хотунцевой – the best.

Плюшки

Оставлю здесь схему оценивания эссе, которой пользуется эксперт при проверке задания 40.

Эту схему полезно показать ученику при подготовке и вместе заполнять, оценивая по ней сначала сочинения прошлых лет, а потом эссе самого учащегося.

Обратите внимание, что эта статья актуальна для ЕГЭ-2018 . В последующие годы требования к написанию этого задания могут измениться и мои советы потеряют актуальность.

При написании статьи использовались материалы с сайта fipi.ru – самого достоверного источника для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Все, что вы будете читать на других сайтах, может содержать неправильную информацию – будьте аккуратны! (Да, я видела несколько таких сайтов с неправильной информацией и неудачными примерами сочинений!)





Посмотреть примеры экзаменационных сочинений с разбором рекомендую в статье про .

Вот уже несколько лет формат эссе на ЕГЭ остается неизменным - opinion essay , сочинение-рассуждение . Объём сочинения тоже не меняется: 200–250 слов . Критерии оценки, план работы, формулировка задания - всё это повторяется из года в год, сюрпризов ждать не приходится (они если и намечаются, то о них можно узнать заранее из спецификаций и демо-версий на сайте ФИПИ). Таким образом, эссе на ЕГЭ - это не столько творческая, сколько техническая работа. В этой статье мы подробно рассмотрим, как выполнять такую работу качественно, чтобы получить максимально высокий балл.

Пример задания в формате эссе на ЕГЭ

Для начала посмотрим, что нам, собственно, придется писать. Задание из демо-версии 2017 года выглядит так:

Comment on the following statement.

A pupil cannot study effectively without a computer.

What is your opinion? Do you agree with this statement?

Write 200–250 words .

Use the following plan:

  • make an introduction (state the problem);
  • express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion;
  • express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing opinion;
  • explain why you don"t agree with the opposing opinion;
  • make a conclusion restating your position.

Так же выглядят задания прошлых лет, за исключением того, что само утверждение - statement - каждый раз новое.

Что должно быть в эссе?

Как и в любом opinion essay, в сочинении на ЕГЭ должно быть вступление , основная часть и заключение .

Вступление задаёт тему сочинения и ставит проблему . Иными словами, во вступлении мы пишем, что есть некая ситуация и есть разные взгляды на эту ситуацию. При этом свой взгляд на ситуацию во вступлении писать не нужно , поскольку это может трактоваться некоторыми экспертами как отступление от плана, где "express your personal opinion" идёт вторым пунктом. Наиболее безопасный вариант - поместить своё мнение во второй абзац .

Подчеркну, что выражение мнения во втором абзаце - это моя рекомендация, а не единственно возможный вариант. Прямых указаний на то, что мнение должно располагаться именно там, нигде нет. Есть только критерий соответствия плану, который разные эксперты могут понимать по-разному.

Основная часть содержит три блока :

  • Мнение автора и его аргументация.
  • Мнение, противоположное авторскому.
  • Объяснение, почему автор не согласен с противоположным мнением.

Аргументы - это основа всего сочинения . Чем они более объективны и точны, тем лучше. Аргументы нельзя заменять эмоциями, примерами или слишком общими фразами.

Вот это не аргументы:

A pupil cannot study effectively without a computer. I think so, because when I once tried to spend a week without my PC, it was awful.

В первом случае имеет место замещение эмоциональным примером. Личный опыт слишком субъективен, чтобы использовать его в эссе на ЕГЭ. Во втором случае аргумент замещается общей фразой, которая не выражает ничего по существу.

В заключении мы подытоживаем всё сказанное, обобщаем и делаем выводы . То есть, во многом мы повторяем уже упоминавшуюся информацию, но, во-первых, используем при этом другие слова, а во-вторых, смотрим на нее немного с других позиций.

Более подробно о роли вступления, основной части и заключения можно почитать в статье , а об аргументах и распространённых ошибках - в статье .

Стиль эссе на ЕГЭ

Стиль эссе на ЕГЭ - нейтральный. Это означает, что в сочинении не должно быть сокращений и разговорных выражений . Например, нельзя писать "don"t", вместо этого пишем "do not". Нельзя писать "stupid", вместо этого пишем "unintelligent".

Как проверяют эссе на ЕГЭ?

Чтобы заработать максимальный балл, необходимо понимать, что именно будут оценивать. У каждого эксперта есть список из пяти критериев, по которым оценивается работа . Рассмотрим их по порядку.

Критерий №1 - решение коммуникативной задачи

За словами «решение коммуникативной задачи» скрывается содержание и стиль работы. Оценивается, насколько полно вы отразили все указанные в задании пункты и насколько стиль вашей работы соответствует общепринятому стилю написания эссе (нейтрально-формальный). Чем полнее выразили и чем больше соответствует, тем больше баллов вы получите. Максимально можно получить 3 балла.

Существуют легенды, что за «неправильное» мнение могут снизить баллы по первому критерию. Это не так. Баллы снижают не за само мнение, а за неумение его аргументировать. Допустим, если вам дали провокационное утверждение «Школа - это зло» (хотя на ЕГЭ темы обычно весьма нейтральны), вы согласились с утверждением, а потом увидели всего 1 балл за решение коммуникативной задачи, не спешите думать, что это происки защитников школы, которые не могут смириться с вашей точкой зрения. Дело, скорее всего, в том, что в работе нет весомых аргументов. Например, написано: «Я считаю, что школа - это зло, потому что я вообще её ненавижу, и каждый день, проведённый в её стенах - мучительная пытка». Это не аргументы, это эмоции. Если эмоции или примеры есть, а аргументов нет, то один балл из трёх - объективная, заслуженная оценка.

Критерий №1 - самый важный. Если за решение коммуникативной задачи вы получите 0 баллов, то всё задание автоматически оценивается в 0 баллов , независимо от того, насколько хорошим языком оно написано и насколько хорошо организовано.

Критерий №2 - организация текста

По этому критерию оценивается логика и структура высказывания, соответствие предложенному плану, использование средств логической связи (linking words) и деление на абзацы. 3 балла максимум.

В критерии нет точного указания на количество абзацев в сочинении. Однако наиболее простой и безопасный путь - разделить эссе на столько абзацев, сколько пунктов содержится в предложенном плане. В последние годы этих пунктов пять.

Критерий №3 - лексика

С этим критерием разобраться легко. Слова, которые вы используете, должны соответствовать теме, на которую вы пишете, и их должно быть достаточно для передачи всех ваших мыслей.

Нужно стараться использовать продвинутую лексику, поскольку только в этом случае можно получить максимальный балл. Если вы употребили все слова без ошибок, но при этом словарный запас ограниченный, вам поставят только два балла из трёх.

Критерий №4 - грамматика

С этим критерием тоже легко разобраться. Для максимального балла нужно писать грамматически правильно. Указаний на сложность грамматических конструкций (в отличие от лексических) нет, поэтому лучше использовать хорошо известную вам грамматику. Хотя ещё лучше - сделать так, чтобы продвинутая грамматика была вам хорошо известна, и использовать её в эссе. Максимум по этому критерию - тоже 3 балла.

Критерий №5 - орфография и пунктуация

Этот критерий весит меньше остальных - максимум 2 балла. Чтобы получить эти баллы, нужно правильно писать слова и правильно расставлять знаки препинания.

Главное, о чём следует помнить с точки зрения пунктуации, - это выделение запятыми вводных слов. Ну и точки в конце предложений, разумеется, должны присутствовать. Остальное, как правило, не так критично, и обычно проблем не вызывает.

Подробно прочесть описания каждого из пяти критериев (за что именно даётся 3 балла, сколько допускается ошибок и т.д.) можно в любом демонстрационном варианте на сайте ФИПИ .

Время выполнения задания и объём

Требуемый объём эссе на ЕГЭ - 200–250 слов (слова считаются все до единого, включая артикли и предлоги). Это не значит, что если вы напишете 199 или 255 слов, вас незамедлительно казнят. Дело в том, что к указанному объёму с обеих сторон прилагаются поля в 10%, то есть на самом деле рамки составляют 180–275 слов.

Если вы напишете меньше 180 слов, ваше сочинение не будут проверять, и вы получите 0 баллов . Если вы напишете больше 275, то эксперт отчеркнёт первые 250 слов и проверит только их . Всё оставшееся за бортом проверяться и учитываться не будет, что неминуемо повлечёт за собой потерю баллов в содержании и организации. Оптимальный подход - забыть о дополнительных полях на время тренировок и учиться вписываться в 200–250 . Если на экзамене вы от волнения обсчитаетесь в словах, поля вас спасут. А если вы будете закладываться на них заранее, то риск не вписаться в лимит возрастает.

На выполнение задания дается примерно час . Может получиться и больше, если вы быстро справитесь с первой половиной письменной части (письмо другу) и остальными разделами экзамена, но я рекомендую тренироваться укладываться именно в час. Этого времени вполне достаточно, чтобы написать план и черновик, а потом переписать работу начисто.

Итак, для получения максимального балла за сочинение на ЕГЭ мы должны в течение часа написать содержательную, хорошо организованную работу с минимумом ошибок. Попробуем сделать это, используя демонстрационное задание 2017 года.

Пример готовой работы в формате эссе на ЕГЭ (задание C2)

Напомню задание. Мы должны прокомментировать вот это утверждение: A pupil cannot study effectively without a computer .

Первое, что необходимо сделать - определить, какую позицию мы будем защищать, и записать эту позицию на листочке . Записывать нужно обязательно. Практика показывает, что в половине случаев ближе к концу сочинения автор забывает свою позицию или, хорошо поразмыслив в процессе написания, решает её поменять, что приводит к печальным последствиям с точки зрения логики. Поэтому пишем:

Дальше составляем план , продумывая аргументы, контраргументы и возражения на них. Если вы не очень хорошо представляете, как составляют планы, почитайте об этом в статье Вот мой план для эссе (чёрным цветом написана базовая часть плана, зелёным - расширенная):


Как видно из плана, я собираюсь поддерживать утверждение. Поскольку времени на выполнение задания даётся довольно много, я успею написать черновик. Начну писать со второго абзаца - аргументов в поддержку моей точки зрения . Такой порядок написания, разумеется, не является обязательным. Просто мне проще сначала написать основную часть, а затем придумать к ней обрамление в виде вступления и заключения.

Какие же аргументы будут в пользу компьютеров? Аргументов много, потому что возможностей компьютеры тоже дают много: доступ к информации в неограниченном количестве, он-лайн курсы, возможность учиться у преподавателей из других городов и стран, хранение множества книг и видео, удобные и эффективные упражнения. Если начать всё это подробно расписывать, я никогда не уложусь в 250 слов. Если просто перечислить это через запятую, то есть риск неполно раскрыть аргумент. Поэтому из всего обилия своих мыслей я выбрала только две и поделюсь ими во втором абзаце:

Personally, I think that computers are essential for effective studying. First of all, when connected to the Internet, computers provide the learner with any information within seconds, which is extremely important for studying and is impossible through traditional sources like printed books. Secondly, computers make it easier and more convenient to store and use the obtained information, enhancing the effectiveness of studying even further.

Обратите внимание, что для перечисления аргументов мы использовали linking words : first of all и secondly. Подобные им слова обязательно должны присутствовать в эссе .

Теперь мне нужно возразить самой себе, привести аргументы против компьютеров. У многих именно эта часть вызывает проблемы. Если никакие аргументы не приходят на ум, попробуйте вспомнить кого-нибудь, кто разделяет позицию, противоположную вашей. Может быть, у вас есть бабушка, которая считает компьютеры вредоносными машинами? Может быть, учитель в школе, который запрещает пользоваться интернетом? Представьте, что они могли бы сказать по обсуждаемому вопросу.

However, some people believe that the computers" role in education is overestimated. They argue that people studied without using digital technology for centuries and it did not prevent them from making progress. According to this view, while computers are capable of making studying more enjoyable, they do not influence the key factors responsible for effectiveness: persistence and being hard-working.

Чтобы противопоставить эти аргументы перечисленным во втором абзаце, я взяла слово however. Противопоставляющие linking words обязательны так же, как и перечисляющие .

Следующий абзац - объяснение, почему мы не согласны с аргументами оппонентов . Здесь очень важно не податься в аргументацию на уровне «сам дурак». Вместо этого нужно деликатно якобы согласиться с аргументом, а затем опровергнуть его, используя какую-нибудь логическую лазейку . Например, в нашем случае легко согласиться с фактом, что и впрямь люди раньше учились без компьютеров и неплохо себя чувствовали. Однако этому можно противопоставить то, что мы не знаем, каких бы высот достигли те же самые люди, если бы компьютеры у них были. Что касается влияния на качества человека, можно найти лазейку: напрямую компьютеры характер не меняют, но благодаря созданию благоприятной среды могут изменить отношение человека к учёбе, повысив таким образом эффективность.

But this opinion is wrong.
This view has nothing to do with real life.
However, such people do not understand that computers are really good.
That may be true, but although computers cannot change a person"s attitudes towards study directly, they make education available and more entertaining, thus motivating students and enhancing their chances of success.

Как и в предыдущих абзацах, не забываем использовать средства логической связи: but, although, thus, besides.

Теперь дело осталось за вступлением и заключением . Во вступлении я напишу, что речь будет идти о роли компьютеров в образовании, и что существуют разные оценки важности этой роли.

Nowadays computers play an important role in the sphere of education. So important, in fact, that many people believe that using technology is the only way to make studying successful. Others are less enthusiastic about it and prefer traditional studying methods.

В заключении я снова повторю мысль, что речь шла о роли компьютеров в образовании, что существуют разные взгляды на этот счёт, и что я считаю роль компьютеров важной.

To conclude, although it has always been and still is possible to study without using computers, the opportunities offered by them are so rich that, in comparison, traditional methods can really be called ineffective.

Здесь я привела уже доведенные до приличного вида абзацы. В черновике они, конечно, выглядят иначе. Когда пишется черновик, самое главное - связно и логично выразить все свои запланированные мысли. После этого можно будет исправить, дополнить и отполировать предложения. Вот, например, кусочек черновика:


Если вы посмотрите на этот кусочек, то помимо исправлений увидите в нём числа. Эти числа - количество слов в каждом абзаце. Я рекомендую пересчитывать слова в абзацах и записывать, сколько получилось . Это страховка от неприятных сюрпризов в виде лишних слов или слишком маленького объёма.

Поскольку количество слов в эссе известно заранее, можно примерно рассчитать оптимальный баланс : 30-40 слов на вступление, 30-40 на заключение, 45-55 на каждый абзац основной части. Написали - посчитали. Если в первом абзаце основной части вышло 100 - сокращаем, потому что иначе не будет места для контраргументов и опровержения. Если в заключении меньше 30 - думаем, что упустили, потому что слишком короткое заключение - явный признак неполного подведения итогов.

Вот результат наших усилий по написанию эссе:

Nowadays computers play an important role in the sphere of education. So important, in fact, that many people believe that using technology is the only way to make studying successful. Others are less enthusiastic about it and prefer traditional studying methods.

Personally, I think that computers are essential for effective studying. First of all, when connected to the Internet, computers provide the learner with any information within seconds, which is extremely important for studying and is impossible through traditional sources like printed books. Secondly, computers make it easier and more convenient to store and use the obtained information, enhancing the effectiveness of studying even further.

However, some people believe that the computers" role in education is overestimated. They argue that people studied without using digital technology for centuries and it did not prevent them from making progress. According to this view, while computers are capable of making studying more enjoyable, they do not influence the key factors responsible for effectiveness: persistence and being hard-working.

That may be true, but although computers cannot change a person"s attitudes towards study directly, they make education available and more entertaining, thus motivating students and enhancing their chances of success. Besides, we will never know what diligent students of the past would have achieved if they were given modern technology.

© Екатерина Яковлева, 2016–2019