Режим дня школьника 2 смены в таблице. Режим дня школьника — составляющая правильного совмещения труда и отдыха

Готовясь к первому сентября, родители заботятся о том, чтобы у ребенка была красивая школьная форма и принадлежности для учебы хорошего качества. И, как правило, не задумываются о планировании заранее режима дня на период учебы.

Заключается в рациональном распределении времени суток на фазы деятельности, отдыха и сна с учетом растущего организма.

Родители обязаны организовать для школьника с целью обеспечения наилучших условий, как для его работы, так и для отдыха. От этого напрямую зависит его здоровье, физическое развитие, школьная успеваемость.

Режим дня ученика, организованный правильно, строится на основе строгого чередования его элементов (утренний подъем, прием пищи, приготовление домашнего задания и т.д.). При их выполнении в определенном порядке, ежедневно в один и тот же период времени, центральная нервная система образует связи, облегчающие переход от элемента к элементу, затрачивая на их выполнение минимум энергии.

Составляя школьника, необходимо учитывать его возрастные особенности, в первую очередь - Ведь простая нагрузка для учеников среднего и старшего возраста окажется непосильной для школьников младших классов.

Каждое утро ребенка-школьника должно начинаться зарядкой, прогоняющей остатки сонливости и дающей заряд бодрости на день. Основная деятельность детей школьного возраста - учеба. Важным моментом является приобщение детей к физическому труду (школьная мастерская, занятия в кружках, помощь по домашнему хозяйству, работа в саду и огороде и т.д.).

Подготовка домашних заданий занимает у младших школьников от полутора до двух часов, ученики средних классов затрачивают на это от двух до трех часов, а старшим школьникам необходимо три-четыре часа. Не рекомендуется выполнять домашние задания сразу после возвращения из школы. Перерыв между школьными занятиями и домашними должен составлять не меньше двух с половиной часов, причем большая часть времени должна отводиться на прогулки и игры на воздухе. Учащиеся первой смены подготовку домашних заданий должны начинать не ранее, чем в 16-17 часов. А режим дня школьника второй смены предусматривает начало выполнения домашних заданий с 8 - 8.30 утра. После их выполнения - прогулка на воздухе. Причем родители этих школьников должны следить за тем, чтобы домашние задания не выполнялись ими в вечернее время, после прихода из школы.

Выполняя задания дома, желательно делать десятиминутный перерыв через каждых 40-45 минут и проветривать комнату. Для выполнения домашних заданий школьнику должны быть созданы условия со спокойной обстановкой.

Режимом дня школьника также предусматривается время для деятельности по интересам (рисование, чтение, музыка, конструирование) - от одного часа для младших школьников до двух с половиной часов для старших. Школьники также в обязательном порядке должны привлекаться к посильному домашнему труду.

Соблюдение школьниками режима приема пищи в строго определенное время способствует выработке условного рефлекса, вызывающего аппетит, и лучшему усваиванию питательных веществ, а также становится залогом здоровья.

Завершается режим дня школьника вечерними гигиеническими процедурами, на что отводится 30 минут. В этот период ученик также должен привести в надлежащий вид свою обувь и форму.

Время ночного сна ребенка составляет приблизительно 10 часов. Очень важно ложиться спать и подниматься в один и тот же период времени. Школьники младшего возраста должны ложиться спать не позднее 21.00, а старшего - в 22.00 - 22.30. Ученики и первой, и второй смены должны подниматься утром в семь часов.

Ориентировочный режим дня школьника, учащегося в первую смену:

в 7 утра - подъем;
с 7 ч. до 7. 30 мин. - зарядка, гигиенические манипуляции, уборка своей постели;
с 7. 30 мин. до 7. 50 мин. - завтрак;
с 7. 50 мин. до 8. 20 мин. - время на дорогу в школу;
с 8. 30 мин. до 12. 30 мин. - школьные занятия;
с 12. 30 мин. до 13 ч. - время на дорогу из школы;
с 13 ч. до 13. 30 мин. - обед;
с 13. 30 мин. до 14. 30 мин. - сон или отдых;
с 14. 30 мин. до 16 ч. - игры на воздухе или прогулка;
с 16 ч. до 16. 15 мин. - полдник;
с 16. 15 мин. до 18 ч.- работа над домашними заданиями;
с 18 ч. до 19 ч. - на воздухе;
с 19 ч. до 19. 30 мин. - ужин;
с 19. 30 мин. до 20. 30 мин. - занятия по интересам (чтение, спокойные игры, помощь семье и т.д.);
с 20. 30 мин. до 21 ч. - подготовка к следующему дню и сну (чистка обуви и одежды, гигиенические процедуры);
с 21 ч. - сон.

Пример режима дня для младшего школьника, учащегося во вторую смену:

в 7 утра - подъем;
с 7 ч. до 7. 15 мин. - зарядка, гигиенические манипуляции, уборка своей постели;
с 7. 15 мин. до 7. 35 мин. - завтрак;
с 8 ч. до 10 ч. - работа над домашними заданиями;
с 10 ч. до 11ч. - деятельность по интересам (музыка, чтение);
с 11ч. до 11. 30 мин. - второй завтрак;
с 11. 30 мин. до 12. 30 мин. - прогулка;
с 12. 45 мин. до 13ч. - обед;
с 13 ч. до 13. 20 мин. - время на дорогу в школу;
с 13. 30 мин. до 18-19 ч. - школьные занятия;
с 18-19 ч. до 20 ч. - прогулка;
с 20 ч. до 20. 30 мин. - ужин;
с 20. 30 мин. до 21. 30 мин. - занятия по интересам;
с 21. 30 мин. до 22 ч. - подготовка к следующему дню и сну (чистка обуви и одежды, гигиенические процедуры);
с 22 ч. - сон.

 /  Вторая смена в школе: распорядок дня

Будильник на 7:00, завтрак, школа, отдых, домашнее задание… Такой привычный для школьника режим дня, который, сразу же летит в тартарары, стоит учителю сообщить новость об учёбе во вторую смену. На первый взгляд кажется, что от этой вынужденной меры, вызванной нехваткой учебных мест, одни неудобства. Но как обстоят дела на самом деле?

В этой статье мы обсудим преимущества и недостатки обучения во вторую смену и расскажем о том, как легче адаптироваться к новому режиму.

Недостатки

  • Сколько бы в народе ни говорили о том, что утро вечера мудренее, опытные родители знают, что на деле всё обстоит совсем иначе. Вторая смена приводит к тому, что вторая половина дня становится чрезмерно загруженной, вот первая, напротив, свободно. По теории, в это время ученик и должен выполнять домашние задания, но практика чаще говорит о том, что школьники предпочитают подольше поспать. А делать это без родительского контроля бывает особенно сладко.

  • Опять же выполнение домашних заданий. Вечером, сразу же после учебы, на них не всегда хватает сил. А утром ребёнку бывает некому с ними помочь, что при сложностях может привести к снижению успеваемости.
  • Большинство кружков и внеклассных занятий рассчитано на детей, учащихся в утренние часы. Поэтому может случиться так, что ребёнку станет проблематично заниматься любимым хобби.
  • Резкая смена привычного режима становится стрессом для детского организма. И первое время может стать очень тяжёлым для ученика, привыкшему к расслабленному вечернему режиму.

«Мою дочь перевели на вторую смену во втором классе. И это стало просто огромной проблемой. Я постоянно просила всех своих родственников отвести ее в школу, водили вместе с мамой одноклассницы дочек по очереди, отпрашиваясь на работах. Та же история приключалась и после уроков. Никаких плюсов от второй смены я не заметила».

Счастливая мама Юлия Ковалёва

  • Возвращаться домой по темноте - не самое приятное занятие, особенно, если у родителей нет возможности встречать ребёнка. Да и отводить младшеклассника на учёбу при работе с 9:00 становится настоящей проблемой.
  • Частые прогулы. Какой соблазн в разгар хорошей погоды пойти прогуляться, а не учить заумные правила, не правда ли?

Преимущества

  • Что для кого-то является минусом, то ровно так же становится плюсом. Так, маленькие «совята» с удовольствием переведут будильник на парочку-тройку часов вперёд.
  • Решение примеров на «свежую голову»? Без проблем! Если эта голова имеет свойство по утрам работать в активном режиме, то выполнение домашних заданий станет довольно эффективным.
  • Развитие самостоятельности. Учась во вторую смену, ребёнку придётся самостоятельно просыпаться, завтракать и собираться в школу.

  • Кстати, исследования показали, что дети, учащиеся во вторую смену, меньше болеют. Правда, причина тому - меньший контакт с людьми. И вряд ли это можно назвать однозначным плюсом.
  • Становится не только меньше простуд, но и меньше травм. Всё объясняется довольно просто. В школьных коридорах меньше народу, а значит и риск непредвиденных ситуаций снижается.

Новый режим

Постарайтесь сделать переход на новый режим дня максимально плавным. Не позволяйте ребёнку отлёживаться до обеда. Время подъёма лучше оставить прежним, либо постепенно отдалить, в то же время оставив место для выполнения домашней работы. Как правило, для подготовки уроков детям начальных требуется около 1,5-2 часов, а старшеклассникам - 2-3 часа.

Таким образом, примерный распорядок дня школьника выглядит так:

  • 8.00 - подъём, гигиенические процедуры, завтрак
  • 9.00 - 11.00 - выполнение домашней работы
  • 11.00 - 12.30 - свободное время
  • 12.30 - обед
  • 13.30 - 19.00 - учёба
  • 19.00 - 20.00 - прогулка
  • 20.00 - ужин
  • 20.00 - 22.00 - свободное время, возможно, выполнение части домашней работы
  • 22.00 - сон

Сейчас много говорится о том, что обучение во 2 смену нужно отменить. Это даже обещают сделать законодательно в ближайшем будущем. Но пока новые школы не растут, как грибы после дождя. И обучение во 2 смену в начальной и средней школе, остается реальностью.

Не всем детям нравится учиться во 2 смену, но еще больше это не нравится родителям. В том случае, если оба родителя находятся на работе целый день – это не нравится вдвойне.

Часто режим дня школьника, обучающегося во 2 смену, выглядит следующим образом. Ребенок учится до 6 или 7 часов вечера. Потом он в лучшем случае, идет, в худшем, едет «по пробкам» домой. Хорошо, если домой. Очень часто школьник едет в кружок или на тренировку, где будет заниматься еще час или два, и только потом – домой. После этого он ужинает, но снова, не отдыхает, а сразу же садится за уроки. При таком раскладе, уроки он делает до часу ночи, а то и дольше. Потом он ложится спать, и спит в буквальном смысле этого слова, до обеда. А это значит, что просыпается ученик в 12 или 13 часов, чтобы только позавтракать=пообедать, и сразу же отправиться в школу. Трудно представить, как можно долго «протянуть» в таком режиме и взрослым и детям. К тому же, не остается времени ни на прогулки, ни на какой-то другой вид отдыха, кроме сна.

Но если вторая смена будет в вашей школе не один, а три-четыре года, рационально организовывать режим дня школьника, все-таки придется. Для этого необходимо учесть несколько моментов.

  • Приучайте ребенка просыпаться рано. Мы часто с иронией вспоминаем пословицу: кто рано встает, тому бог подает. Но и без всякой иронии, многие современные авторы пишут, что «успешные люди встают рано». Можно этому верить, а можно по-прежнему, относиться с сарказмом. Но факт остается фактом: если ваш ребенок привык вставать рано – это ему на пользу, не зависимо от того, в какую смену он учится. Если школьник встал рано, то утром он успеет и сделать все уроки, и посетить кружок или секцию, и отдохнуть (прогулка, или чтение книги, или игра). К тому же он и позавтракает и пообедает в адекватное время.
  • Не освобождайте ребенка от домашних обязанностей. Обучение во 2 смену — это не повод для того, чтобы все делать за ребенка, потому что иначе он ничего не успеет. Пусть он сам заправляет свою кровать и прибирает личные вещи. Утром можно отправить школьника в ближайший гастроном за хлебом и молоком. А вечером – поручить мыть обувь всех членов семьи. Если у вас двое детей, они могут это делать по очереди.
  • Согласуйте расписание дополнительных занятий. У учащихся во 2 смену иногда, или даже, часто, бывают нулевые уроки. Желательно, чтобы в эти дни не было дополнительных занятий в кружках. Тогда ребенок не будет нервничать, что не успеет сделать уроки.
  • Сразу после окончания уроков, запланируйте время для отдыха. Желательно, чтобы после второй смены (впрочем, как и после первой) ребенок отправлялся сразу домой, ужинал и шел гулять. От вечерних занятий в секциях и кружках лучше отказаться. В крайнем случае, пусть такое занятие у вас будет не чаще одного раза в неделю.
  • Откажитесь от вечернего выполнения уроков. Вечером, в плане выполнения домашних заданий, лучше ограничиться только тем, что ребенок разберет портфель и приготовит на своем столе все, что ему понадобится завтра для выполнения уроков. Если утром ему придется делать уроки одному, то можно также спросить есть ли на завтра задания, которые он не знает, как выполнить. Тогда можно уделить некоторое время таким заданиям. Но только после прогулки и не более 20 – 30 минут.
  • Спать ложиться нужно вовремя, не позже 23 часов. А лучше раньше: в 22-22.30.
  • Выполнять основной объём заданий в выходные дни. Если у вашего ребенка два дня в неделю выходные, то пусть за это время, он сделает все письменные задания, которые уже заданы на следующую неделю, тогда ему легче будет в будни. Особенно это актуально для тех, у кого много дополнительных занятий.
  • Если ваш ребенок – неисправимый «совенок», откажитесь от кружков и секций по будням. Бывает что, не смотря на все ваши усилия, ребенок не может проснуться утром раньше 9 часов. Именно проснуться, самостоятельно, когда его никто не будит. В таком случае, он позже садится за уроки и у него меньше свободного времени. Тогда лучше отказаться от дополнительных занятий по будням, и перенести занятия в кружках на выходные дни.

Такой режим дисциплинирует ребенка. Рациональное чередование работы и отдыха сохраняет здоровье школьника и нервы родителей.

Режим дня школьника

AD EXEMPLUM

по образцу

Что необходимо знать?

  1. Режим дня - это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток .
  2. Режим дня необходим, чтобы обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования.
  3. Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма .

Подъём работоспособности отмечается с 11 до 13 часов .

Второй подъём в 16 - 18 часов более низкой интенсивности и продолжительности.

Основные элементы режима дня школьника

  1. Учебные занятия в школе и дома
  2. Активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе
  3. Регулярное и достаточное питание
  4. Физиологически полноценный сон
  5. Свободная деятельность по индивидуальному выбору.

! При организации режима следует учитывать состояние здоровья и функциональные особенности данного возрастного периода. При чётком распорядке дня формируется привычка, когда конкретное время является сигналом для соответствующих действий.

В 6-7 лет отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрой утомляемостью при обучении.

В младшем школьном возрасте продолжаются процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы.

Возраст 11-14 лет характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Происходит быстрое развитие внутренних органов: сердце растёт быстрее, чем просвет сосудов, и возникает юношеская гипертензия.

В 15-18 лет происходит завершение полового созревания, сохраняется преобладание общего возбуждения и психической неуравновешенности.

Утренняя зарядка

Утреннюю гимнастику не случайно называют зарядкой, она снимает сонливость и «заряжает» организм бодростью на весь день.

Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, положительно воздействуют на нервную систему.

! Выполнять упражнения надо в определенной последовательности: вначале потягивания , затем упражнения для рук и плечевого пояса , затем туловища и ног . Заканчивают зарядку прыжками и бегом , после чего делают успокаивающее дыхание . Продолжительность зарядки в зависимости от возраста от 10 до 30 минут . Упражнения постепенно усложняются, ускоряется и темп движений. Комплексы упражнений желательно менять каждые 7-10 дней. Обязательным является обеспечение притока свежего воздуха на момент занятий.

Помимо зарядки к физическому воспитанию относятся игры на свежем воздухе . Лучшими считаются подвижные игры, а также занятия спортом. В игре совершенствуются двигательные навыки, повышается эмоциональный тонус.

Кроме того, подвижные игры дают хороший оздоровительный эффект. Обратите внимание на плавание, лыжный спорт, велоспорт и другие секции в зависимость от ваших склонностей.

Хорошо дисциплинируют командные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Не забывайте о танцах.

Особенно важно пребывание ребёнка на улице вечером перед сном. Доказано, что лучшим режимом является наличие 3-4 прогулок общей продолжительностью 2,5-3,5 часа.

! Ч ем младше ребёнок, тем больше времени он должен проводить на улице .

Водные процедуры

После утренней зарядкивас ждут водные процедуры. Детям школьного возраста после каждой физической тренировки надо принимать комфортный душ .

Постепенно температуру снижают: с 30 до 20-15 градусов в конце. Это хорошая закаливающая процедура. Возможен контрастный душ с чередованием тёплого и прохладного потоков воды. Ничто так не прогоняет сон, как утреннее умывание холодной водой.

Наиболее слабой водной процедурой являются обтирания, поэтому с них и нужно начинать проведение водных процедур.

Завтрак

Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребёнка.

Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке. Не нужно во время еды читать книги и разговаривать.

Обед около 13-14 часов, ужин не позднее 19.30.

Приверженность к режиму в еде обеспечит семейный приём пищи, достаточное разнообразие блюд и отсутствие перекусов.

После школы, отдых

Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть . Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Это время слабые и часто болеющие дети должны уделять сну.

Во время отдыха в тканях усиливаются процессы восстановления веществ, ликвидируются происшедшие сдвиги обмена и восстанавливается должная работоспособность.

Крупнейшим русским ученым И. М. Сеченовым было доказало, что лучшим отдыхом является не полный покой, а так называемый активный отдых, т. е. смена одного вида деятельности другим .

Наилучшим активным отдыхомявляется подвижная деятельность, особенно на воздухе. Свежий, чистый воздух укрепляет организм, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает его сопротивляемость к инфекции.

Лучшими видами подвижной деятельности являются движения, избранные самими детьми, совершаемые ими с удовольствием, радостью, эмоциональным подъемом. Такими движениями являются подвижные игры и спортивные развлечения (в теплое время года - игры с мячом, прыгалкой, городки и др.; зимой - катание на санках, коньках, ходьба на лыжах).

Для подвижных игр на открытом воздухе учащимся первой смены нужно отводить время после обеда до начала приготовления домашних уроков. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе , включая дорогу в школу и обратно, должна составлять для младших школьников не менее 3-3,5 часов, для старших - не менее 2-2,5 часов .

В режиме дня следует выделить время и для свободно избранной творческой деятельности , такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1-1,5 часа, а старшим - 1,5-2,5 часа .

Каждый школьник должен привлекаться к посильным работам по дому. Младшим можно поручать уборку комнаты, поливку цветов, мытье посуды; старшим - прогулку с малышами, покупку продуктов, работы в саду, на огороде и т. д.

Домашнее задание

На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1,5-2 часа, средних классов - 2-3 часа, старших классов 3-4 часа .

При такой длительности выполнения домашних заданий, как показали специальные исследования, дети все время работают внимательно, сосредоточенно и к концу занятий остаются бодрыми, жизнерадостными.

! Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается. Тотчас же после школы домашнее задание готовить нельзя! В этих случаях школьник после умственного труда в школе, не успев еще отдохнуть, сразу получает новую нагрузку. В результате у него быстро появляется усталость, скорость выполнения заданий снижается, запоминание нового материала ухудшается.

! Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть не менее 2,5 часов. Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе.

! Учащимся, занимающимся в первую смену, начинать готовить домашние задания можно не раньше,чем с 16-17 часов. При выполнении домашних заданий, так же как и в школе, через каждые 45 минут следует делать перерыв на 10 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо бы сделать несколько дыхательных гимнастических упражнений.

Учащимся во многих случаях приходится готовить задания, когда в комнате громко разговаривают, спорят, включено радио.

Эти посторонние внешние раздражители отвлекают внимание (что у детей происходит особенно легко), тормозят и дезорганизуют налаженную деятельность организма.

В результате не только удлиняется время приготовления уроков, но и увеличивается утомление ребенка, а кроме того, у него не создаются навыки сосредоточенной работы, он приучается отвлекаться.

Занятия по интересам

Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.).

! Длительность просмотра телепередач - не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю . Л учшим времяпрепровождением будет прогулка на свежем воздухе. Весьма полезны занятия в кружках по интересам.

! Ребенок может заниматься не более чем в двух кружках.

Примерная схема режима дня школьников первой смены (начало занятий в 8 ч 30 мин)

Вид занятий и отдыха

Возраст школьников

7-9 лет

10 лет

11-13 лет

14-17 лет

Подъём

7.00

7.00

7.00

7.00

Утренняя зарядка

Водные процедуры

Уборка постели, туалет

7.00 – 7.30

7.00 – 7.30

7.00 – 7.30

7.00 – 7.30

Утренний завтрак

7.30 – 7.50

7.30 – 7.50

7.30 – 7.50

7.30 – 7.50

Дорога в школу

7.50 – 8.20

7.50 – 8.20

7.50 – 8.20

7.50 – 8.20

Занятия в школе

8.30–12.30

8.30–13.30

8.30–14.00

8.30–14.30

Горячий завтрак в школе

около 11 ч.

около 11 ч.

около 11 ч.

около 11 ч.

Обед

13.00-13.30

14.00-14.30

14.30-15.00

15.00-15.30

Послеобеденный

сон или отдых

13.30-14.30

Прогулка

Игры и спортивные

занятия на воздухе

14.30-16.00

14.30-17.00

15.00-17.00

15.30-17.00

Полдник

16.00-16.15

17.00-17.15

17.00-17.15

17.00-17.15

Приготовление

домашних заданий

16.15-17.30

17.15-19.30

17.15-19.30

17.15-20.00

Прогулка

на свежем воздухе

17.30-19.00

Ужин и свободные

занятия (чтение,

музыкальные занятия,

ручной труд, помощь

семье, занятия

иностранным языком и пр.)

19.00-20.00

19.30-20.30

19.30-21.00

Для 14-15 лет:

20.00-21.30

Для 16-17 лет:

20.00-22.00

Приготовление ко сну

(чистка одежды, обуви,

гигиенические

процедуры)

20.00-20.30

20.30-21.00

21.00-21.30

22.00-22.30

Сон

20.30-7.00

21.00-7.00

21.30-7.00

Для 14-15 лет:

22.00-7.00

Для 16-17 лет:

22.30-7.00

! В выходные дни и каникулы режим дня школьника должен отличаться от обычного тем, что значительно больше времени должно быть предоставлено для пребывания на воздухе, для посещения кино, театров, музеев и т. п.

! Отдых должен быть активным - поход в лес, сбор ягод, грибов, лекарственных растений, сбор материала для коллекций, разнообразные подвижные игры, купание. Полезен также посильный физический труд на воздухе, в саду, огороде.

! Правильно организованный режим дня учащихся в каникулы является основой полноценного отдыха и способствует полному восстановлению работоспособности детского организма.

Продолжительность различных видов суточной деятельности (в часах)

Возраст,

лет

Учебные

занятия

дома

Спорт

Игры

Прогулки

Чтение

Занятия

в кружках

Помощь

семье

Приём

пищи

Туалет

Зарядка

Ночной

сон

7

1

3,5

2,5

2,5

11 – 10,5

8

1 -1,5

3,5

2,5

2,5

11 – 10,5

9

1,5 - 2

3,5

2,5

2,5

11 – 10,5

10

2 – 2,5

3,5

2,5

2,5

10,5 -10

11

2 – 2,5

3

2,5

2,5

10 – 9,5

12

2,5 - 3

3

2,5

2,5

9,5 - 9

13

3 - 4

2,5

2

2

9,5 - 9

14

3 - 4

2,5

2

2

9,5 - 9

15

3 - 4

2,5

2

2

9 -8,5

16

3 - 4

2,5

2

2

8 - 8,5

Родительское собрание

Тема: Режим дня школьника, занимающегося во вторую смену.

Цели: показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника; убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня; воспитание здорового образа жизни.

«Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы»
Демокрит

Ход собрания

I. ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Основы здоровья закладываются в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая более или менее серьезная болезнь в детском, подростковом или юношеском возрасте сказывается на состоянии здоровья взрослого человека.

Поэтому факторами влияющими на здоровье человека являются:

    первый фактор – четкий и правильный распорядок дня;

    второй фактор – высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка.

II. ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА И ШКОЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ

Всем вам родителям и нам педагогам хочется видеть не только умное, воспитанное, но и здоровое будущее поколение. Как известно, все закладывается в детстве, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Восточная мудрость гласит : «Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека».

Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья ничто», - говорил мудрый Сократ.

Здоровье детей – забота всех. Более того, оно обусловлено общей обстановкой в стране. Поэтому проблему здоровья детей надо решать комплексно и всем миром.

Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. По мнению специалистов, состояние здоровья населения в той или иной стране на 15-20% зависит от генетических факторов, на 50-55% – от социальных условий и образа жизни, на 20-25% – от степени загрязнения окружающей среды, то есть среды обитания, и на 10-15% – от состояния и уровня здравоохранения в стране.

Низкий уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и еще более осложняет проблему.

Новые требования школьной жизни, подчас превосходящие возможности ребенка, изменяют состояние его эмоциональной сферы. Результаты исследования влияния современной учебной нагрузки на состояние здоровья младших школьников, обучающихся по различным педагогическим системам (традиционной, развивающей) показали, что во всех случаях школа предъявляет к детям чрезмерную учебную нагрузку. Это ведет к снижению умственной работоспособности и утомлению к концу рабочего дня при всех сравниваемых видах обучения.

По данным исследований низкий уровень работоспособности обнаруживается примерно у 20% младших школьников, поэтому они попадают в разряд неуспевающих. Это вызывает состояние ущербности, чреватое неврологическим явлениям.

Таким образом, чтобы все эти факторы не ухудшили физическое и эмоциональное состояние ребенка, необходимо правильно организовать учебную деятельность, смену умственного труда умеренной физической нагрузкой, включение двигательной разрядки.

Особое значение имеет режим дня.

Родители школьников, обучающихся во вторую смену, негативно относятся к новому распорядку дня, так как он, по их словам, доставляет массу неудобств. Также родители жалуются на то, что дети устают, а о кружках им и вовсе на этот период приходится забыть. Специалисты, между тем, отмечают, что и во вторую смену ребенок может успешно учиться, успевать отдыхать и помогать по дому. Все что необходимо для этого сделать – правильно организовать режим дня ребенка.

III. РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА

Режим дня для школьника второй смены

Среди приоритетов при составлении расписания ребенка, обучающегося во вторую смену, можно отметить:

    здоровое питание;

    полноценный отдых и сон;

    учебу в школе и дома;

    нахождение на свежем воздухе.

Начинать утро школьника лучшего всего с зарядки. Она даст возможность проснуться и взбодриться. Просыпаться ребенку следует в 7:00.

После зарядки идут гигиенические процедуры, уборка комнаты и завтрак.

В районе 8:00 школьник должен приступать к выполнению домашнего задания.

Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.

Следует учитывать, что на подготовку уроков детьми младших классов уходит порядка 1,5-2-х часов.

С 10:00 до 11:00 у детей появляется свободное время , которое они могут потратить на выполнение домашних дел или хобби, а также использовать его для прогулок на свежем воздухе.

Обед у ребенка ежедневно должен быть в одно и то же время – в районе 12:30 . Пообедав, ребенок отправляется в школу.

С 13:30. - до 18 часов - -занятия в школе , по их окончании ребенок отправляется домой.

В течение часа у учеников второй смены имеется возможность погулять, в начальной школе этого времени немного больше. В 20:00 ребенок должен поужинать . Следующие два часа он занимается своими увлечениями, готовит одежду и обувь на следующий день и совершает гигиенические процедуры. В 21:00 - 22:00 ребенок отправляется спать.

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность в сне составляет: в 10-12 лет – 9-10 часов , в 13-14 лет – 9-9,5 часов, в 15-16 лет – 8,5-9 часов.

Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они сильнее устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память и реакцию.

Поэтому нет нужды доказывать, что сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум, разговоры – все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим.

Сон важно оберегать, если так можно выразиться, до того, как ребенок заснул. Конечно, он не малыш, которому на ночь нельзя рассказывать страшные сказки, и все-таки надо избегать всего, что может взбудоражить физически или умственно: подвижных игр, длительного чтения, просмотра телепередач. Понятно, что ребенка не поместить под стеклянный колпак, не оградить от всего, однако разумное ограничение вечерних впечатлений необходимо. Иначе это отразится на сне – будет затягиваться его наступление, он станет неглубоким.

«Но как быть, – спрашивают родители, – если нам самим хочется смотреть телепередачу, а отправить сына спать сил нет? Он обижается, да и жалко его: сами смотрим, а ему не даем». Думается, чувство вины, которое испытывают родители, напрасное. Нет ничего страшного, если телевизор будет говорить вполголоса, а ребенок будет спать за закрытой дверью в другой комнате. Но если уж в семье не сумели поставить так, чтобы это воспринималось им спокойно и просто, есть еще один выход из положения: не смотреть передачи самим. Это наименьшее зло.

Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, так как это может привести к расстройству выработанного режима в деятельности организма ребенка.

IV. РОДИТЕЛЬСКИЕ «НЕЛЬЗЯ» ПРИ СОБЛЮДЕНИИ РЕЖИМА ДНЯ

Нельзя:

    будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему;

    кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится;

    требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;

    сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;

    лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;

    заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;

    кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;

    заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;

    не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;

    ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;

    сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;

    смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

    ругать ребенка перед сном;

    не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;

    разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;

    не прощать ошибки и неудачи ребенка.

V . ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У каждого человека свое мнение. Каждый живет своей жизнью – это его право. Каждый человек имеет свои особенности, но есть много общих закономерностей. Деятельность человека обусловлена биологическими и социальными условиями. И специально продуманный ритм своего дня, занятие физическими упражнениями помогут человеку избежать многих проблем, выйти из трудных ситуаций.

Приложение

Режим дня школьника, занимающегося во вторую смену

Пробуждение, гимнастика, закаливающие процедуры

Приготовление уроков

Свободные занятия (чтение, музыка); пребывание на воздухе

Дорога в школу

Занятия в школе, полдник

Дорога из школы домой

Свободное время, занятия по интересам

Подготовка ко сну