Роль сложносочиненных предложений в речи. Зачем нужны сложноподчиненные предложения

Некоторую трудность в изучении русского языка создаёт сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Рассмотрению вопросов, касающихся этого раздела, будет посвящена данная статья.

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Сложным предложением является языковая конструкция, в которой присутствует более одной грамматической основы - подлежащего и сказуемого. Причём сложноподчиненное предложение с придаточным определительным отличается наличием главной части и зависимой. Придаточное предложение обозначает признак предмета, названного в главном, и отвечает на вопросы "какой, который".

В речи часто встречаются сложноподчиненные предложения. Примеры можно привести такие.

Пёс бежал по лугу (какому?), который пестрел цветами.

Татьяна читала книгу из библиотеки Николая (которую?), которая была уже двадцатой по счёту.

Зачем нужны сложные предложения?

Некоторые люди считают, что все свои мысли легко выразить короткими фразами, «без заморочек». Они утверждают, что сложноподчиненное предложение с придаточным определительным следует заменять двумя одноосновными простыми.

В некоторых случаях они правы. Особенно когда дело касается «многоэтажных» построений с несколькими подчинениями, причастными и деепричастными оборотами. Такие конструкции читать сложно, понять смысл сказанного - и того труднее. Но что может получиться, если постоянно заменять на несколько простых все сложноподчиненные предложения? Примеры, данные выше, мы попробуем преобразовать в упрощённые варианты.

Пёс бежал по лугу. Луг пестрел цветами.

Татьяна читала книгу из библиотеки Николая. Она была уже двадцатой по счёту.

Получились вполне понятные и доступные для чтения предложения. Нам просто нужно было заменить союзные слова существительными либо местоимениями. Однако в первом случае налицо повтор слова в соседних предложениях, что нежелательно. Да и на слух этот вариант больше напоминает материал из букваря для осваивающих чтение малышей, а не на красивую русскую речь.

Разбор сложного предложения

Чтобы верно расставить знаки препинания в сложноподчинённых грамматических конструкциях, требуется умение находить грамматические основы в их частях. Например, разберём предложение.

Птица села на ветку дерева, которое сгорбилось под тяжестью снега.

Главная часть - птица села на ветку дерева , где птица - подлежащее, а села - сказуемое. Подчинительное предложение здесь таково: оторое сгорбилось под тяжестью снега" . Союзное слово «которое » вполне можно заменить словом «дерево ». Тогда получится полноценное простое предложение: «Дерево сгорбилось под тяжестью снега », где грамматическая основа - «дерево сгорбилось ». Поэтому при разборе придаточного предложения указывается подлежащим «которая » - именно это слово является главным здесь.

Поможет разобраться более точно схема сложноподчиненного предложения. Прямоугольником обозначается главная часть, кружком - подчинительная. Также следует указать в схеме связующее союзное слово и расставить знаки препинания.

Связь в сложноподчинённом предложении, имеющем придаточное определительное

Если автор использует данную конструкцию в речи, он соединяет главную часть с второстепенной при помощи союзных слов «какой», «чей», «который», «когда», «кто», «что», «откуда», «куда», «где» . Разделяются части сложноподчиненного предложения запятой. Причём слова "чей, который, какой " являются основными, а все остальные из списка - неосновные, указывающие на признак предмета косвенно. Но их (неосновные связующие союзные слова) всегда можно заменить основным «который ».

Я обожаю дом в деревне, где прошло моё детство.

В данное конструкции союзное слово «где » легко заменяется словом «в котором ». Можно поставить вопрос к придаточному «Я обожаю дом в деревне (какой?), где прошло моё детство».

Часто в главной части присутствуют указательные слова «тот» («та», «то», «те»), «такой», «каждый», «всякий», «любой».

Я уважаю тех людей, что грудью защищали Отечество своё.

Где и когда ставится запятая в сложноподчинённых предложениях

  • В речевых конструкциях, где есть придаточные определительные, между главной частью и зависимой ставят запятую.

Вот и кинотеатр, где они целовались на последнем ряду.


Над лесом, в котором мы собирали грибы, сгустились чёрные тучи.

  • Иногда в придаточном обнаруживается наличие усилительно-ограничительных слов (союзов или их сочетаний, частиц, вводных слов). Таковыми являются особенно, в особенности, в частности, даже, в том числе, а также, а именно, а (но) только, как раз, лишь, исключительно, только и других. Их относят к придаточному, а запятую ставят таким образом, чтобы не отделять усилительно-ограничительные слова от самого придаточного.

Хорошо отдыхать в деревне, в особенности рядом с которой протекает речка.

  • Если перед нами сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, не связаными между собой соединительными или разделительными союзами и (да), или, либо , то запятой разделяют все простые предложения.

Ручей бежал мимо прекрасной сказочной лужайки, которая пестрела цветами, над которой порхали яркие бабочки.

В каких случаях запятую не ставят в сложных предложениях

  • Встречаются сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, которые являются однородными и связаны между собой одиночными соединительными или разделительными союзами и (да), или, либо.

Мне нравится смотреть на малышей, которые играют в песочнице или которые увлечённо рассматривают картинки в книжке.

  • Не стоит выделять запятыми придаточное, состоящее из одного слова.

Я взял бы книгу, но не знаю какую.

  • Не выделяют запятой придаточное, если перед подчинительным союзным словом стоит отрицательная частица "не ".

Я должен был видеть не какая это работа, а почему и кем она написана.

Положение связующего слова в сложноподчинённом предложении

Трудность при разборе может появиться в том случае, когда связующее союзное слово оказывается не в начале придаточного, а в середине его или даже в конце.

Осторожно наступало рождественское утро, ждали с нетерпением которого все малыши.

Всех слушателей покорила та певица, аплодисментов не жалели для которой.

Однако схема сложноподчиненного предложения, в котором связующее союзное слово находится не в начале придаточного, строится таким образом, как будто оно стоит сразу после запятой.

Стилистические ошибки в сложноподчинённых предложениях с придаточным определительным

Довольно часто люди допускают откровенные ляпы в речи. А какое предложение сложноподчиненное будет иметь искажённый смысл?

То, где наблюдается неверное расположение определительного придаточного относительно слова из главной части, признак которого указывается. Если поставить определение далеко от него, вся конструкция может принять искажённый смысл.

Фраза может стать и вовсе нелепой, если между определяемым словом и придаточным определительным поставить члены предложения, зависящие от других слов. Например:

Татьяна любила кушать варенье ложкой, что приготовила бабушка.

Из предложения можно сделать вывод, что бабушка была мастерицей по части изготовления ложек. А это совсем не так! Бабушка варила варенье и никогда не делала предметов кухонной утвари. Поэтому правильным вариантом будет такой:

Татьяна любила кушать ложкой варенье, что приготовила бабушка.

А вот в тех случаях, когда между придаточным и определяемым словом стоят члены предложения, зависящие именно от него, то конструкция имеет право на существование.

Татьяна любила кушать варенье ложкой, раскрашенной ярким орнаментом, которую подарил ей её дед.

Здесь словосочетание «раскрашенной ярким орнаментом» является зависимым от «ложки», поэтому ляпа не получилось.

Да, многообразен и труден русский язык! Сложноподчиненные предложения занимают здесь не последнее место. Однако умение правильно использовать их в речи и безошибочно расставлять знаки препинания, можно добиться красивого и яркого описания.

С давних времен предложение служит человеку в качестве выражения законченной мысли или словесного озвучивания чувств. Суть того, зачем нужны предложения, содержится и отображается в их разновидности: повествовательные предложения (чтобы рассказать о чем-то), восклицательные (выражают эмоции), вопросительные (чтобы узнать о чем-то) и побудительные (побуждают к действию). Это разновидности предложений по целям высказывания.

Чтобы понять, зачем нужны предложения и, соответственно, зачем нужны знаки конца предложения, стоит для начала дать определение самому термину «предложение». Наименьшая единица языка, представляющая собой организованное объединение слов (или одно слово) и имеющая интонационную и смысловую законченность. Как в письменной, так и в устной речи, с помощью предложений люди могут сообщать что-то, побуждать к действию или вопрошать. Длина предложения может быть различной, вплоть до одного слова (например: Стемнело.).

Построение предложений происходит по определенным законам. Основным требованием является обязательное уведомление о том, что или кто действует. Или, что совершается с самим предметом речи. Данная информация отражается при помощи главных членов предложения или хотя бы одним из них. Например: Лето. Жара.

Виды предложений

Предложения также делятся на простые и сложные.

Чтобы понять, зачем нужны сложные предложения, следует определить их отличие от простых предложений. Рассматривая строение сложных предложений, мы замечаем их более разветвленную структуру, которая включает в себя от двух и более предикативных основ.

Однако следует указать, что сложносочиненное предложение всегда можно заменить двумя аналоговыми простыми предложениями, не теряя при этом смысла. Например: "Пришли морозы, природа замерла в ожидании тепла". Этот же смысл: "Пришли морозы. Природа замерла в ожидании тепла". В сложноподчиненных предложениях подобная замена невозможна, так как происходит потеря первоначального смысла.

Важным отличием сложного предложения от простого является и то, что оно часто содержит в себе синтез различных семантических отношений. Примером этому могут послужить противоположно-возместительные или противоположно-сопоставляющие предложения ("Отец уже работает, а дядька по-прежнему бездельничает").

Из вышеприведенного следует, что потребность в сложных предложениях заключается в необходимости отображения каких-либо семантических отношений между структурами. Помимо этого, именно сложные предложения помогают сделать речь более выразительной и информативной. А характерны сложные предложения для письменной речи и книжных стилей.

Зачем нужны сложноподчиненные предложения?

Сложноподчиненное предложение, являясь разновидностью сложного предложения, содержит в своей структуре две части: главную и зависимую, со значением неравноправности составляющих его частей, которое определяется подчинительными союзами и союзными словами, находящимися в придаточном предложении. Причем связь между частями является двусторонней. Это обусловлено тем, что придаточное предложение не может логически существовать без главного, а главное требует наличия зависимого. Среди сложноподчиненных предложений выделено три группы, которые сопоставляются с второстепенными членами, содержащимися в простом предложении: дополнением, определением, обстоятельством.

Особенностью придаточного определительного предложения является то, что оно используется как средство связи только союзных слов, выполняющих синтаксическую функцию и закрепляющих место придаточного предложения после главного. Значение придаточного изъяснительного (дополнительного) предложения заключается в том, что именно дополнение способно ответить на вопросы косвенных падежей.

Целью придаточных обстоятельственных предложений является соотношение со смысловыми блоками обстоятельств. Эти предложения обозначают признак происходящего действия. Таковым может быть: место, время, условие, цель, причина или следствие, уступки или сравнение, образ действия, степень или мера.

А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

Г. В ком добра нет, в том правды мало.

2. 2. Прочитайте предложение Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Придаточное предложение в нем стоит…

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения

3. 3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчиненным предложением.

На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.

4. 4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.

5. 5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.

На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.

6. 6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.

А. придаточное времени

Б. придаточное определительное

В. придаточное условное

7. 7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.

А. Я рассказал, где прошло мое детство.

Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.

В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.

8. 8. Какое предложение соответствует схеме: (),,()?

А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

9. 9. Какая схема соответствует предложению Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина?

А. () , (), . Б. (), (), . В. [, (), ].

10. 10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А. Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.

Б. Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.

В. На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.

11. 11. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.

Умение сказать именно то что нужно и именно так чтобы нас слушали и понимали есть без сомнения великое умение которое дается очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать.

12. 12. Придумайте начала и запишите полученные предложения.

А. …, как будто хотел мне что-то сказать.

Б. …, что слушали, не проронив ни слова.

13. 13. Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного.

А. Узнайте, пожалуйста, …

Б. С тех пор как мы поселились у озера, …

В. Девушка так мило улыбалась, …

Г. Мне нравятся песни, …

вот у меня вопрос, скажите для чего автор может повторять наречие "много" нескоько раз в предложении? (вот это предложение: Конечно, много

мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки.)
я пишу сочинение на лингвистиескую тему. Только если можно что нибудь своими словами.)Я искала в интернете, но все пишут что эмоциональным воздействием. Придумайте ожалуйстя для чего еще этот потор использовал автор?

Для чего розам нужны шипы()

Роза-один из самых красивых цветков на свете()Нет другого цветка, который благоухал бы так же приятно()Всякий из вас,увидев розу,тут же захочет её сорвать()Но оказывается, это не так просто()Я уже слышу,как вы хором кричите:"Ой()".Теперь поняли,для чего розе шипы()Для зашиты()Тут есть над чем подумать()
Вместо скобок поставить знаки припинание (.!?)

Придаточное предложение, зависимое от главного, присоединяется к нему двумя способами:- прикрепляется к одному слову в главном предложении и поясняет его («Мы остановились по в том месте, где струился ручей»);- соединяется с главным предложением в целом («Наступило прохладное лето, словно новая жизнь началась»).В школьном курсе русского языка выделяют три группы , которые соотносятся с второстепенными членами в простом предложении: определением, дополнением, обстоятельством.Придаточное относится к существительному в главном и характеризует предмет, называя его признак («Чехов был свидетелем события, о котором не забудет Москва»). Разновидностью определительных являются местоименно-определительные предложения , относящиеся к местоимению в главном предложении («Тот, кто ничего не делает, ничего не достигнет»). Особенность этой группы придаточных предложений - употребление в качестве средства связи только союзных слов, выполняющих синтаксическую функцию и «закрепленное» место придаточного после главного.Придаточное (дополнительное) предложение присоединяется к глаголам, отглагольным существительным и наречиям со значением речи, мысли, чувства, восприятия с помощью подчинительных союзов и союзных слов. Такие предложения имеют значение дополнения и отвечают на вопросы падежей («Подскажите, как пойти на улицу Гоголя»). Придаточные обстоятельственные предложения чаще всего относятся к главному предложению в целом и определяют признак происходящего действия: время, место, образ действия, меру и степень, условие, цель, причину, следствие, сравнение и уступку. Все эти значения соотносятся со смысловыми группами обстоятельств («Я ради того, чтобы человек был прекрасен, прост и умен» - с придаточным цели, отвечающим на вопрос «зачем?»).Обратите внимание, что сложноподчиненные предложения могут иметь несколько придаточных предложений, относящихся либо к одному типу, либо к разным. «В конце года меня потянуло в родные места, где я родился и где провел » - в предложении два придаточных определительных, относящихся к одному слову «места» и отвечающих на одинаковый вопрос «какие?». Такой тип подчинения называется однородным соподчинением.«Мы не знали, в какую сторону идти, потому что » - в предложении два придаточных, которые связаны с главным и друг с другом по типу «цепочки». Это последовательное подчинение. «Когда их работа окончена, я вижу, что все дно застлано живой рыбой» - в предложении два придаточных, которые отвечают на разные вопросы и относятся к разным видам. Это тип параллельного подчинения.

С давних времен предложение служит человеку в качестве выражения законченной мысли или словесного озвучивания чувств. Суть того, зачем нужны предложения, содержится и отображается в их разновидности: повествовательные предложения (чтобы рассказать о чем-то), восклицательные (выражают эмоции), вопросительные (чтобы узнать о чем-то) и побудительные (побуждают к действию). Это разновидности предложений по целям высказывания.

Чтобы понять, зачем нужны предложения и, соответственно, зачем нужны знаки конца предложения, стоит для начала дать определение самому термину «предложение». Наименьшая единица языка, представляющая собой организованное объединение слов (или одно слово) и имеющая интонационную и смысловую законченность. Как в письменной, так и в устной речи, с помощью предложений люди могут сообщать что-то, побуждать к действию или вопрошать. Длина предложения может быть различной, вплоть до одного слова (например: Стемнело.).

Построение предложений происходит по определенным законам. Основным требованием является обязательное уведомление о том, что или кто действует. Или, что совершается с самим предметом речи. Данная информация отражается при помощи главных членов предложения или хотя бы одним из них. Например: Лето. Жара.

Виды предложений

Предложения также делятся на простые и сложные.

Чтобы понять, зачем нужны сложные предложения, следует определить их отличие от простых предложений. Рассматривая строение сложных предложений, мы замечаем их более разветвленную структуру, которая включает в себя от двух и более предикативных основ.

Однако следует указать, что сложносочиненное предложение всегда можно заменить двумя аналоговыми простыми предложениями, не теряя при этом смысла. Например: "Пришли морозы, природа замерла в ожидании тепла". Этот же смысл: "Пришли морозы. Природа замерла в ожидании тепла". В сложноподчиненных предложениях подобная замена невозможна, так как происходит потеря первоначального смысла.

Важным отличием сложного предложения от простого является и то, что оно часто содержит в себе синтез различных семантических отношений. Примером этому могут послужить противоположно-возместительные или противоположно-сопоставляющие предложения ("Отец уже работает, а дядька по-прежнему бездельничает").

Из вышеприведенного следует, что потребность в сложных предложениях заключается в необходимости отображения каких-либо семантических отношений между структурами. Помимо этого, именно сложные предложения помогают сделать речь более выразительной и информативной. А характерны сложные предложения для письменной речи и книжных стилей.

Зачем нужны сложноподчиненные предложения?

Сложноподчиненное предложение, являясь разновидностью сложного предложения, содержит в своей структуре две части: главную и зависимую, со значением неравноправности составляющих его частей, которое определяется подчинительными союзами и союзными словами, находящимися в придаточном предложении. Причем связь между частями является двусторонней. Это обусловлено тем, что придаточное предложение не может логически существовать без главного, а главное требует наличия зависимого. Среди сложноподчиненных предложений выделено три группы, которые сопоставляются с второстепенными членами, содержащимися в простом предложении: дополнением, определением, обстоятельством.

Особенностью придаточного определительного предложения является то, что оно используется как средство связи только союзных слов, выполняющих синтаксическую функцию и закрепляющих место придаточного предложения после главного. Значение придаточного изъяснительного (дополнительного) предложения заключается в том, что именно дополнение способно ответить на вопросы косвенных падежей.

Целью придаточных обстоятельственных предложений является соотношение со смысловыми блоками обстоятельств. Эти предложения обозначают признак происходящего действия. Таковым может быть: место, время, условие, цель, причина или следствие, уступки или сравнение, образ действия, степень или мера.