Сборник упражнений по русскому языку читать.

Сборник составлен учителем начальных классов Носковой И.Ю.

Правописание безударных гласных в корне.

1.Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова. Составь три предложения из данных словосочетаний.

Пос_дела на скамейке, пол_скать бельё, зап_вать лекарство, бабушка пос_дела, пол_скать ребёнка, зап_вать песню, прож_вать в доме, сл_зать с крыши, отв_рить дверь, прож_вать мясо, сл_зать варенье, отв_рить картофель.

2.Спиши стихотворение. Устно подбери проверочные слова.

Уб_гали(2) тр_пинки кр_вые

по цв_тущим п_лям до реки.

Я любила цв_ты п_левые –

к_локольчики(2) и в_сильки.

Щ_бетали счастливые птицы,

будто струны, гудели шм_ли,

а лужайки цв_тные, как ситцы,

сладко(2) пахли и долго цв_ли.

3.Спиши текст, вставь пропущенные буквы.

Сло_ненок б_жал по большой п_ляне. Кругом м_лькали красивые п_тнистые бабочки. Слышалось жужжание пч_лы или м_хнатого шм_ля.(4) Среди з_лёной травы виднелись п_хучие _стровки цв_тов. Сл_ненок с_рвал несколько красивых цв_тков. Он зах_тел под_рить их с_стренке. Н_беса зат_нулись с_роватыми(3) тучками. Прибл_жалась гр_за. Нач_лся дождь. В_да т_кла с н_бес. Она поп_дала в гл_за и м_шала см_треть.

4. Найди ошибки, исправь их. Спиши предложения без ошибок.

Я чястенько любуюсь сеневой утреннего неба.(4) Сонце встоёт из-за бальшого халма и асвещяет дорошки и тропинки. Звонко паёт ручеек в оврашке, ему(3) вторят птичи галоса. Я сажусь посриди паляны(3) на лижащий ствол. Рядом стоит махнатая витвистая сосна. Я глажу рукой кару дерева. Потом линиво иду потрапе.

Непроизносимые согласные .

5. Вставь пропущенные буквы, спиши. Доблес_ный солдат, небес_ная синь, звез_ная ночь, поверхнос_ные знания, поз_ний вечер, влас_ный голос, ярос_ный крик, веселый праз_ник, ненас_ный день, ужас_ное событие, парус_ная лодка, ус_ный ответ, опас_ный путь, прекрас_ная погода, вкус_ный обед, чудес_ная сказка.
6.Спиши словосочетания, заменяя выделенное слово близким по значению с непроизносимыми согласными. Здешний житель - …, пасмурный день - …, печальная картина - …, правдивый ответ - …, героический поступок - …, красивый пейзаж - …, знаменитый актер - …, увлекательный рассказ - …, отмечать юбилей - …, огромное здание - … .
7 .Спиши текст, вставь пропущенные буквы. Извес_ный профессор Илья Анатольевич очень грус_ный спускался (по)длинной лес_нице. Это был серьез_ный, но чу_ствительный человек. Он ужас_но (не)любил поз_нюю осень(4). Она к_залась ему безобраз_ной и опас_ной для зд_ровья. Ненас_ная погода мешала думать. Ни_кое со_нце плохо согр_вало(3). Ч_сто чу_ствовал профессор тяж_сть на сер_це(3). Чтобы (не)болеть, он принимал л_чебные ванны и х_дил в бас_ейн.

Разделительный Ъ и Ь.

8.Вставь нужную орфограмму. Помни о «ловушках».

Бездел_е, с_ёмка, грозд_я, бур_ян, коп_ё, из_мерять, обез_яна, об_яснил, в_юн, туч_ка, ател_е, вз_ерошенный, печен_е, зал_ёт, мурав_и, ш_ёт, без_водный,

сирен_ю, прут_я, в__езд, рож_ю, клоч_я, об_единение, б_ёт, под_ехал, лист_ями, Мар_я, с_езд, руж_ё, Ул_яна, ноч_ка, ворон_и, стал_ю, п_еса, Юр_евич_, ненаст_е, раз_ярённый, раз_дельный.

9.Найди ошибки, исправь. Запиши слова правильно.

Шъёт платье, журчяние ручъя, сьедают листъя, подехал к подьезду, птичьи семи, большой обьём, взъвесить печенье, ночю под кроватью, подьехал к ручью,

сьел яблоко, пъёт изручя, слаткое питьё, белые крыля, страительный обьект, крутой падъем, разъузнать, льёт дошдь, снежные хлопя, объдумал предложение, висеннее половодъе, смишная обезьяна.

10.Раскрой скобки, запиши текст без ошибок.

(В)воскресен(ъ,ь)е к школе под(ь,ъ)ехал автобус. Он об(ь,ъ)ехал большой сугро(п,б) и под(ь,ъ)ехал к входу. Мы с друз(ъ,ь)ями выб_жали (из)под(ь,ъ)езда школы и (на)правились к автобусу. По дв_ру бегал пёс В(ъ,ь)юнок. Учит_ль об(ь,ъ)яснил, как вести себя в автобусе.

Под ел_ю сидел вз_ерошенный пт_нец. Дом об_ят пламенем. П_д_ехали пожарные, п_тушили огонь и раз_ехались. На п_лу л_жали об_едки пирога. Лист_я цв_тов с_ёжились от хол_да. Ил_я об_ехал часть леса и под_ехал к г_ре.

Ь после шипящих.

11.

Уб_жать проч_, открыть настеж_, из дальних рощ_, очень свеж_, бли_кий финиш_, надеят_ся на помощ_, причина неудач_, зажеч_ огонь, достать мелоч_, немного колюч_, намаж_ на хлеб, катаеш_ся на лодке, пусти уж_ вскач_, из трёх задач_, обидная лож_, рус_кий борщ_, слушаеш_ родителей, лё_кий плащ_.

12. Запиши словосочетания, проверяя пропущенные орфограммы.

Береч_ книги, зорко стереч_, хлеб горяч_, л_сная глуш_, _делать шалаш_, майский ландыш_, с_еш_ булоч_ку, компот из груш_, выйти замуж_, красивая брош_, зашагал проч_, ударить наотмаш_, клоун рыж_, собираеш_ся к нему, идти невмоч_, новый чертёж, из-за училищ_, распахнул настеж_, много луж_, стрич_ся в салоне.

13.Спиши, вставь пропущенные буквы.

Врач__ Сергей Кириллович__ см_трел фу_больный матч__ и ел борщ__ и лаваш__. Ноч__ накинула(3) на н_бесный свод звёз_ный(3) плащ__. Мой дед- бывший ц_ркач__. Теперь он – сторож_. Мы выходим на пустош__ и видим чудесный пейзаж__. Небо сплош_ зат_нуло тучами.(4) Всю дорогу лошади н_слись вскач_.

14.Спиши, вставь пропущенные буквы. Выполни морфологический разбор указанных слов.

Мелькнуло(3) солнце из – за туч_,(3)

И был горяч_ последний луч_ .

Стал вечер ясен и хорош_.

Чуть – чуть заметна листьев дрож_.

Бил под горой студёный ключ_ .

Цвел ландыш_, нежен и пахуч_.

Вдруг вышел на поляну ёж_ .

Спросить его мне невтерпёж_ :

«Кому спешишь ты, ёж_, помоч_

И почему тебе невмоч _ ?

Иль что-то гонит тебя проч_ ?

Иль перепутал день и ноч_ ?»

Буквы И – Ы после Ц

15. Запиши словосочетания, проверяя пропущенные орфограммы.

Конеч_ная станц_я, ц_линдрическая фигура, ц_трусовые культуры, ц_фровой набор, стоять на ц_почках, ц_ганский табор, ц_рковая программа, ц_плячий пух, круглолиц_й человек, б_гатые купц_, борц_ за свободу, правильно оц_нить, старая ц_ганка, ц_нтральная ал_ея, белая акац_я, сп_ртивная секц_я, проч_ный панц_рь.

16. Запиши словосочетания, проверяя пропущенные орфограммы.

Ц_нтровой игрок, ц_фровая запись, выкопанные колодц_, ц_плячий выводок, ц_ганский танец, анализ на лейкоц_ты, ц_ховое собрание, идти на ц_почках, ц_нтральный район, бесплатная медиц_на, железнодорожная ц_стерна, т_рговц_ зол_том, ц_плять крюком, пользоват_ся ц_ркулем, бледнолиц_й мальчик, ц_кать на с_бак.

17. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

На привычное «ц_пы! ц_пы!» вошёл десяток кур. Ц_плят по осени считают. Плутовка к дереву на ц_почках подходит.(4) Ц_гане шумно вошли в избу. За партой сидел смуглолиц_й мальчик. Ц_ркач_ из ц_линдра доставал(3) морковь и огурц_. Ц_нга – опасное заболевание. Богатырь повесил св_и доспехи: щит, панц_рь и шлем. Пасха – главный ц_рковный праз_ник. Автобус остановился у г_стиниц_. На ц_нтральной улиц_ стоял памятник А.С.Пушкину. Отвар из мяса(3) ж_вотного или птиц_ называется бульоном.

Буквы О – Ё после шипящих

18. Запиши словосочетания, проверяя пропущенные орфограммы.

Ещ_ свеж_, сел на плеч_, деш_вые товары, ж_лтая краска, береж_т время, тяж_лый груз, хрустальным ключ_м, жж_т ноги, играть мяч_м, спелый крыж_вник, старый ш_фер, больш_му другу, печ_т пироги, чуж_й человек, на улице свеж_, з_лотое кольц_, укрыться плащ_м, упражнение с обруч_м, смотрит зловещ_, дикие пч_лы, закрыло туч_й, уч_ный, состязания борц_в.

19. Спиши. Поставь существительные в нужном падеже.

Сад перед (больница), мешок с (пшеница), наблюдал за (морж), выше (этаж), угостил (борщ), встретился с (учительница), ездил с (багаж), любовались(ландыш), говорил с (Гриша), выложил (кирпич), затянуло (туча), сидел над (чертеж), туча над (роща), вертолет над (дача), открыл (ключ).

Разберите по составу слова : запестрели, запахом, разместились, редко, кино.

Имя существительное.

20.Прочитайте. Составьте из данных словосочетаний две группы. Запишите их в два столбика.

Честь по работ_, капельки влаг_, вред от засух_, подошел к Волг_, бежал по дорог_, по краям дорог_, на сирен_, собрались на пристан_, отдыхал в санатории_, подошел к осин_, написал дедушк_, запах черемух_, подъехал к станции_, жили в палатк_.

21. Распредели слова в два столбика: в первый – слова, в окончаниях которых есть орфограммы, нарушающие основной закон письма, во второй – слова, окончания которых пишутся по закону письма.

Без акварел_, около беседк_, на территори_, в соляри_, в зоопарк_, без хитрост_, в планетари_, о волнени_, об изумруд_, о дедушк_, в музе_, к Лиди_, к Таись_, о коллекци_,

на закат_, о смелост_, при освобождени_, в сияни_, в коляск_, без памят_, в галере_, на спектакл_, по лаборатори_, в соревновани_, в стихотворени_, о болезн_, к Юли_, к Марин_.

22.Спишите предложения. Существительные в скобках запишите в нужном падеже, определите падеж этих существительных.

Фу_болисты встретились в (центр) сп_ртивной (площадка). Билеты на поезд купили в (касса) на (вокзал). На (верхушка, ёлка) сидела ворона. Коршун скрылся за (лес). В (комната, кровать) с_дела кошка Мурка. На (участок) вокруг нашей (дача) много (клубника). В (чаща) леса в (берлога) спит м_дведь. На (доро_ка), которая в_дет к (избушка) л_сника, по_вились волч_и следы. В лесу всегда надо помнить об (опасность) – о (волк).

23. Спиши текст, вставь пропущенные буквы. Определи падеж у подчеркнутых существительных.

На л_сной вырубк_ случился пожар. Люди пог_сили огонь. Л_сник стал обх_дить вырубку. Вдруг он услыхал тихий плач_. Около пенька лежал к_лючий к_мочек. Правый бок обуглился. Зв_рек привалился к х_лодной з_мельк_. По щ_кам прот_нулись две влажные поло_ки. Ежик плакал.

Л_сник взял б_днягу домой, пок_рмил ежа из пипетк_ молоч_ком. К вечеру он вынес больн___ на свеж__ воздух. Зверек сла_ко уснул (под)шелест дождя в моховой постельк_.

24. Спиши, вставь пропущенные буквы.

За рекой Рось ра_кинулся лес. От речк_ к рощиц_ в_дет крутой под_ём. Чудес_но прогуляться зимой по лесу. Д_ревья ст_ят в серебристом ине_.(4) На суч_ях шапками л_жит пушистый бл_стящий снег. Особенно хороши ели в зимн_м убор_. Все залито ярким солнечным свет_м. В м_розном воздух_ чётко слыш_шь(3) каждый звук. Зимн_м вечером в лесу еще лучше. В_рхушк_ деревьев осв_щены лучами заходящего со_нца. Ле_кий ветерок гон_т по тр_пинк_ снежную пыль. Но вот и со_нце скрылось.

25.Спиши, вставь пропущенные буквы и знаки препинания.

В пол_ на огород_ появились проталины. Грачи прил_тают(3) в март_ тр_согузка – в апрел_ а ласточ_ка и соловей только в начал_ мая. Всюду пахло ч_ремухой: на улиц_ в переулк_ в дом_. Лебедь по своей величине сил_ красоте и величавой осанк_ давно признан царем вод_ной птиц_. В музыкальной школ_ дети учатся играть на роял_ скрипк_ б_ян_. В поселк_ в горн_м аул_ в ст_пной станиц_ дети собираются в школу.(3)

26. Спиши, вставь пропущенные буквы.

Это было ранн_й в_сной. Мы шли по у_кой тропинк_. Вдруг послышались ч_десные звуки. За дерев_ями мы увидели соек. Они с_дели на суч_ях дерев_ях, пели. Раньше мы (не)знали, что сойки умеют прекрасно петь. Обычно их(3) можно видеть на л_сной дорог_ или опушк_. Заметит сойка с_баку или человека(3) и издает ре_кий крик. По крику звери и птицы узнают о бли_кой опас_ности. А тут поют! Мы стали слушать л_сную музыку.(4)

27. Проверь пропущенные орфограммы и запиши текст.

Загадки леса.

Поз_н_я осень уже не может уд_ржать тепло. Х_лодный вет_р далеко проник на ю_. Грус_ные стоят луга, п_ля. Отл_тела л_ства с дерев_ев. Лес весь пр_свечивает.

Мы под_езжаем к знаком_й мес_ности. Там (на)п_лян_ царствует могуч_й дуб. Упрямо на дуб_ держатся ж_лтые лист_я. Они тихо шумят. Порой дуб до в_сны ст_ит (в)осенн_м наряд_.

Под вечер мы вышли на бере_ озера. Ноч_ осторожно н_двигалась на л_са глухой с_невой. На неб_ блестели белые звёзды. Утки с т_жёлым свист_м л_тели на н_члег.

Разбери слова по составу.

Золотистая, засветило, местечко, дождинка, перелетные.

Сложные слова

1.Спиши. Найди сложные слова в предложениях. Определи их морфемный состав.

Москву основал князь Юрий Долгорукий. Николай Добролюбов – русский писатель и критик, он жил в девятнадцатом веке. Чистопрудный бульвар – одна из старых улиц в центре Москвы. Волгодонск – город на юге России, в Ростовской области.

2. Спиши. Найди сложные слова в предложениях. Определи их морфемный состав.

Недалеко от города Зеленограда есть широкое водохранилище. Летом по его берегам зеленеют белоствольные березки, шепчутся листочки дубов и кленов.

А зимой только вечнозеленые ели радуют глаз. А само водохранилище превращается в белоснежное поле. С утра и до темноты сидят на нем краснощекие рыболовы. Их улов – окуньки, ерши и красноперки .

Глагол

    Раскрой скобки. Объясни свои действия.

(Не)говори, чему учился, а говори, что узнал. (Не)хвали себя сам, пусть люди (по)хвалят тебя. Семеро одного (не)ждут. (Не)откладывай на завтра то, что можно (с,з)делать сегодня. Кто умеет в_селит_ся, тот горя (не)боит_ся. (Не)плюй в колодец: пригодит_ся в_ды напит_ся. Кто любит трудит_ся, тому без дела (не)сидит_ся.

(Не)годит_ся пл_хим хвалит_ся. Плох тот солдат, который (не)надеет_ся быть генералом. (Не)ошибает_ся тот, кто ничего (не)делает. (Не)посп_шиш_ - (не)придёш_ вовремя. (Не)будеш_ ухаживать (за)д_ревьями – (не)получиш_ ур_жай. (Не)разгры_ть ореха – (не)с_есть ядра.

    Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Да, у папы и мамы Ларссонов случилось несчаст_е. (У)них ок_зался(3) сын, который (не)хотел быть хитрым!

Мне кажется, что он игра_т(3) не с теми д_тьми, - запричитала мама Ларссон. – Его друз_я отвратительно х_рошие. Они (не)н_учат его д_бру.

- (С)кем ты св_зался? – спр_сил папа Ларссон.

Это мои лучшие друз_я – зайч_та Юкке и Туффа. (У)них дома есть кни_ки, где можно пр_честь, что все д_лжны быть д_бры друг к другу. Я (не)х_чу быть хитрым, (не)желаю обманывать и (не)буду врать.

3. Вставь, где нужно, Ь. Объясни свои действия.

Знания ценят_ся в г_лове, а не на словах. Умел ошибит_ся, умей и поправит_ся. Волков боят_ся – в лес (не)ходить. С умным знат_ся – ума набрат_ся. Счастье не в воздух_ вьёт_ся, а руками достаёт_ся. Ему лень ленит_ся, а не только шевелит_ся. Он за всё берёт_ся, да не всё удаёт_ся. Будешь трудит_ся, будет и хлеб водит_ся. Надо наклонит_ся, чтобы из руч_я напит_ся. Всякий человек по делу узнает_ся. На миру и работа спорит_ся. Отольют_ся кошк_ мышкины слё_ки.

4. Вспомни, какие пословицы входят в данные пословицы. Как ты их понимаешь. Впиши глаголы, обозначь орфограмму.

1. Дружный табун и волков (не)__________________.

2. Два медведя в одной берлог_ (не) ______________.

3. Любиш_ _________, люби и саноч_ки в_зить.

4. Ут_пающий и за соломинку ___________________.

5. Все х_рошо, что х_рошо ______________________.

5. Спиши, вставляя окончания в глаголы 3 лица множественного числа, определи спряжение.

Провод_т, руб_т, держ_т, жар_т, верт_т, засол_т, обид_т, плат_т, слыш_т, чист_т, вид_т, погас_т, кол_т, мысл_т, леле_т, зала_т, се_т, почу_т, задремл_т, причал_т.

6. Спиши пословицы. Выдели окончания глаголов, определи спряжение, лицо.

М_стера и города(3 ) чин_т. Горьким леч_т, а сла_ким калеч_т. В Москве хлеба (не)молот_т, а больше нашего едят. От корма кони (не)рыщ_т, от добра добра (не)ищ_т. Деньги приход_т и уход_т. Человека цен_т по его делам. Кошку (3) против шерсти (не)глад_т. И в мутной воде рыбу лов_т. Кого почита_т, того и велича_т. Се_т – плач_т, молот_т – скач_т. Яйца курицу (не)уч_т.

7. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни орфограммы на месте пропусков букв.

Заунывный ветер гон_т(3) стаю туч_ на край небес, ель надломленная стон_т, глухо шепч_т темный лес. Выспится Саша, подним_тся рано, ч_рные косы завяж_т у стана и уб_жит, и в просторе п_лей сла_ко и вольно так дыш_тся ей. А там уж и рощи, з_лёные сени, где птицы щебеч_т(3), где скач_т олени. Постели стел_т, для г_стей н_члег отвод_т. Смотр_ш_ на прозрачный лед и вид_ш_, как под этим льдом ручей гон_т огромное стадо пузырей.

8. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

Весна.

Какие ты зна_ш_ приметы весны? Быва_ш_ ли в весен_м лесу? Брод_ш_ ли среди первой тра_ки? Люб_ш_ ли первые цв_ты? Когда смотр_ш_ по сторонам, невольно останов_ш_ взгляд на этих нежных краса_цах. А(к,кк)уратно п_дход_ш_ к цв_тку(3) и осторожно вдыха_шь лё_кий аромат, но (не)срыва_ш_ и (не)губ_ш_ цв_ток. В весе(н,нн)ем лесу сразу обраща_ш_(3) внимание (на)особый воздух. Им дыш_ш_ полной грудью и испытава_ш_ радость.

9 . Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Спор з_мы с в_сной .

В_ сна надв_галась медленно. (С)ней часто бились последн__ в_юги. Н_л_тят тучи п_кроют темным маревом и плюют_ся сыр__ хлоп_ями снега.(4) М_лодая зелень гнет_ся прип_да_т к з_мле задыха_тся. А со_нце разгон_т тучи увид_т на земле непоря_ки прил_ска_т её. Слабенькая зелень стр_хнет снежн__ п_крывало(3) выпр_мит_ся.

Почти до мая ш_л в тайге спор зимы с в_сной. Но в_сна поб_дила(3) темн__ тучи исчезли и тайга забыла их.

10. Найди и исправь ошибки. Спиши текст без ошибок, подчеркивая орфограммы.

Мы бродим по беригу моря и любуимся пейзажем. Судовольствием смотрем в синию даль и видим безкрайний простор. Лехкий ветерок морщит паверхность моря. Над водой кружат чяйки. Они ловят рыпку в волнах. Когда вы дышете морским воздухом и слышите галоса чаек, на душе становица хорошо. Так и ходиш в задумчивости вдоль берига.

Разбери глаголы по составу.

Кружить, кружиться, закружится, кружилась, закружил.

11. Найди и исправь ошибки. Спиши текст без ошибок, подчеркивая орфограммы.

Наступаит ранния весна. С земли сошол последний снег. Пришло радосное время года. Земля еще холодная. Ласковае весенние солнце сагревает все вокруг. Синие небо высокое. Понебу плывет лехкое облачко. Крепкий лед на рике потимнел. Сонный лес стоит голый. Похучие почки уже на бухли. На земле лежит прошлогодния лества, сухие травинки. Ввершинах деревьев шумит весенний ветер.

Разбери по составу слова.

Полетела, приближаться, цветут, беречь, крутить.

Пояснительная записка

Гласные о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

Ы, и после ц

Чередование а-о в корне слова

Чередование е-и в корне слова

Буква ы после приставок

Правописание приставок пре-, при-

Правописание суффиксов имен существительных

Правописание сложных имен существительных

Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных

Правописание числительных, обозначающих целые числа

Использованная литература

Пояснительная записка

Формирование орфографической грамотности – одна из основных задач обучения русскому языку в средней школе. Под орфографической грамотностью понимается умение ученика не только безошибочно оформлять письменное высказывание, но и различать «ошибкоопасное» место в слове (распознавать орфограмму), подбирать необходимое правило на данную орфограмму.

В пособии представлены все основные орфограммы, предусмотренные учебной программой «Русский язык» (5-7 классы), утверждённой приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан № 148 от 11. 03. 2003 г. (Алматы: РОНД, 2003). Пособие составляют упражнения, которые охватывают темы, рассматриваемые в 6 классе: гласные о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях, Ы, и после ц , чередование а-о в корне слова, чередование е-и в корне слова, буквы ы после приставок, правописание приставок пре-, при- и т.д. путем регулярных упражнений учащиеся усвоят навыки грамотного письма и орфографические правила, которые входят в программу 6 класса.

Это пособие полезно всем школьникам в качестве дополнительного материала по русскому языку. Выполнение упражнений позволит ученику повысить свою грамотность. Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы в школе и дома.

Гласные о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

В суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется о , без ударения – е .

Вставь пропущенные буквы

1. Репортаж…м, манеж…м, мяч…м, Даш…й, гордец…м, Борисович…м, переселенц…м, сердц…м, Гриш…й, Степанович…м, баловниц…й, туч…й, Ефимович…м, Викторвич…м, гвардейц…м, скрипач…м, Андрюш…й, каш…й.

2. Плащ…м, луч…м, Дмитриевич…м, матч…м, приёмыш…м, смерч…м, лещ…м, Григорьевич…м, пловц…м, Иванович…м, владельц…м, беглец…м, полководц…м, Никитич…м, борщ…м, спутниц…й, шприц…м, овц…й.

3. Грач…м, Ключ…м, плач…м, купальщиц…й, Александрович…м, кормильц…м, работниц…й, мельниц…й, хранилищ…м, птиц…й, Лёш…й, ёрш…м, сторож…м, стриж…м, лисиц…й, паш…й, больниц…й, горчиц…й, крыш…й, врач…м.

4. Борщ…к, верблюж…нок, груш…вка, девч…нка, с плащ…м, зайч…нок, зрач…к, под крыльц…м, за зеркальц…м, камеш…к.

5. Добряч…к, вираж…м, горшоч…к, жениш…к, с карандаш…м, под креслиц…м, над страниц…й, копьец…, с товарищ…м.

6. Алыч…вый, груш…вый, изразц…вый, холщ…вый, борщ…вый, глянц…вый, нож…вый, перц…вый, парч…вый, свинц…вый.

Ы, и после ц

Буква И после Ц пишется в корнях и в словах на ция.

Буква Ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах, в словах-исключениях: цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул цыц.

Вставь пропущенные буквы

1. Птиц…, ц…тировать, куц…й, ц…ц, панц…рный, ц…ркулировать, ц…ркуль, улиц…, ц…ник, волчиц…, ц…гарка, Птиц…н, ц…нк, гусениц…, ц…фра, ц…ганята.

2. Гостиниц…, ц…линдр, гусятниц…, ц…стерна, единиц…, рац…я, секц…я, ц…тадель, лестниц…, акац…я, бледнолиц…й, мельниц…, революц…я.

3. Пальц…, ц…рк, медиц…на, дефиц…т, пац…ент, дисц….лина, ц…кнул, ц…ферблат, мотоц…кл, огурц…, братц…, авиац…оный, ц…ган.

4. Волчиц…, Лисиц…н, ц…пленок, границ…, синиц.., ц…ркач, экспедиц…я, пшениц…, ц…фровой, конституц…я, ц…клон, свестниц….

5. Куниц…н, Венец…я, ц…нковка, ц…почки, ц….трусовый, учениц…, нац…я, переселенц.ю.., операц…я, ц…плята, ц…кл, панц…рь.

6. Беглец…, агитац…я, глупц…, ленивц…, голубц…, старц…, счастливц…, ликвидац…я, китайц…, каквказц…, рекомендац…, ц…ганочка.

7. Гостинц…, редакц…я. экспедиц…я, ресниц…, круглолиц…й, проводниц…., ц…фра, традиц…я, офиц…альный.

Чередование а-о в корне слова

1. Корни, определяемые ударением:

Без ударения пишется о в корнях:

КЛАН-КЛОН

ГОР-ГАР

ТВАР-ТВОР

Без ударения всегда пишется а в корне:

ЗАР-ЗОР

2. Корни, определяемые согласной:

ЛАГ-ЛОЖ
РАСТ, РАЩ-РОС
3. Корень, определяемый суффиксом а:

КАС(А)-КОС

Вставь пропущенные буквы

1. Зал…жить, р…сли, изл…гать, изл…жение, выр…с, р…стительное, пор…сль, прор…сли, предл…гать, р…сток, нар…стает, изл…жить, прик…снуться, предпол…гать, сл….жить, накл…няться, выл…жить.

2. Подр…сли, ул…жить, покл…н, з…рница, р…стовщик, предл…гть, предл…жение, зар…сло, прил…жение, ср…щение.

3. К…салась, нал…гать, соприк…саться, тв…рение, прил…гательное, накл…нение, р…стение, стр…статься, к…саться, зар…сли.

4. Выл…жен, безуг…рный, кл…нить, прол…гать, прил…жжение, утв…рь, отр…стить, вытв…рять, отл…жить, к…снуться, нар…стание, к…сание.

5. Предл…жить, накл…нить, выр…сли, прол…жила, обл…гать, приг…реть, прик….сновение, прор…стает, благотв….рительность.

Вставьте пропущенные буквы.

Объясните правописание.

Южное р…стение, нар…щивание капитала, юный возр…ст, зар…сли тростника, подр…стающие саженцы, пора взр…слеть, мелкая пор…сль, зар…сло травой, дай подр…сти, выр…щенные котята.

Подрастать, зарница, загорать, приложение, касаться.

Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните чередующиеся гласные в корне.

Ночь уже л…жилась на горы и туман нач…нал бр…дить по ущельям. Я велел пол…жить чемодан свой в тележку заманить быков лошадьми и в последний раз огл…нулся на д…лину. Дым расстилался вокруг такой густой пеленой, что я долго не мог осм…треться.

Спиши, вставь пропущенные буквы.

Озеро зар…сло камышами. Чёрные водор…сли хрустят под ногами. На опытном участке выр…стили много редкостных р…стений. Р…стительность здесь однообразная. В зар…слях трос…ника водилось много уток. Прор…сли семена. Подр…стает молодая пор…сль.

Чередование е-и в корне слова

В корнях БЕР-БИР, ДЕР-ДИР, МЕР-МИР, ПЕР-ПИР, ТЕР-ТИР, БЛЕСТ-БЛИСТ, СТЕЛ-СТИЛ пишется и, если дальше следует суффикс а.

Вставьте пропущенные буквы.

1.Приб…рались, разб…ру, заст…лю, выб…рались, ст…реть, зап…реть, сд…ру, ст…раю, изб…ру, расп…раю, заб…рались, отп…раю, бл…стеть.

2. Оп…реться, обт…раю, ст…реть, ум…реть, рсст…лается, поб…рались, уб…ру, подб…рались, пост…ли, выст…лаю, соб…рались, выб…ру.

3. Заст…лаю, выст…лю, зам…рают, забл…стеть, проб…рается, выт…раю, выд…ру, ум…рают, уст…лаю, зап…раю.

4. Зап…раю, зад…ру, наст…ленный, прот…раю, заб…ру разбл…стелся, забл..стеть, переб..рались, уб…рались, наст..лю, наб..ру, зат…реть, зат..раю, приб…рались.

5. Разб…рались, раст…реть, нат…раю, перест…лаю, подб…ру, изб…ралли, подт…раю, забл…стают, обд…раю, переб…ру, прип…раю, переест…лю, выб…реется.

Вставьте пропущенные буквы.

Объясните правописание.

Соб…ру, яблоки, бл…стать успехами, выт…реть доску, заж…гательный танец, подб…ру книгу, бл…стеть на солнце.

Измените слова таким образом,

чтобы в корнях произошло чередование.

Собирать, простирать, опираться, зажигать, блестеть.

Выделите корни с чередующимися гласными а-о, е-и, объясните их написание.

1. Мой бывший сосед был ужасный чудак, все время он делал не то и не так. Цветы поливал он горячей водой, очки протирал он своей бородой, растил в огороде одни сорняки, играл на рояле в четыре руки.

2.Бутерброд

Чудак математик

В Германии жил.

Он хлеб с колбасою

Случайно сложил.

Затем результат

Положил себе в рот.

Вот так человек

Изобрел бутерброд.

3. С каждым днем все больше холодало. Ночью мороз превращал лужи в блестящие зеркала. На окнах появились удивительные творения. Снег падал огромными хлопьями и мягко стелился ковром. Снег был везде, и казалось, будто я плавал в безбрежном океане. К вечеру в небе ярко горели звезды. Сугробы продолжали расти.

Вот это настоящая зима!

После приставок, оканчивающихся на согласный, в соответствии с произношением, вместо и пишется ы (игра- розыгрыш).

Искл.: взимать

Буква и пишется после приставок меж-, контр- и сверх-.

Буква ы после приставок

Вставьте пропущенные буквы.

1. Без…глый, без…нтересный, вз…скать, контр…гра, небез…звестный, об…ндевать, сверх…нтересный, под…тоживать, от…скать, при…ск.

2. Без…скусный, воз…меть, под…мать, пре…мущество, сверх…зысканно, роз…грыш, пред…стория, меж…нституский, от…грать.

Правописание приставок пре-, при-

Приставка при- пишется, если обозначает:

1) приближение, присоединение, прибавление: прибыть, пришить.

2) близость: пригородный.

3) неполноту действия: приоткрыть.

Приставка пре- пишется, если:

1) близка по значению слову очень: презабавный.

2) близка приставке пере-: преградить (перегородить)

Спишите. Найдите и выделите приставки при- и пре-. Объясните их написание.

При- или пре-? При- или пре-?

Это совсем не секрет.

Сразу получишь ответ.

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Если «Очень такой» или «очень сякой» -

Пре- мы пишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным дождь – не преграда.

Где очень похожи пере- и пре-,

Писать только пре- там надо.

Распределите слова на три столбика по значению приставки при-:

1 – приближение, присоединение,

2 – расположение вблизи,

3 – неполнота действия.

Приутихло, приподняться, приумолкнуть, приближаться, приезжать, прийти, приморский, приволжский, присоединить, пришить, прилететь. Прибить, привокзальный, прикрепить, примазать. принарядиться, призадуматься, принести, прилечь.

Вставьте пропущенные буквы.

1. Пр…вознести, пр…гнать, пр…высить, пр…бегать, пр…варить, пр…бедняться, пр…градить, пр…вязать, пр…ближение, пр…валить, пр…глушить, пр…ломить, пр…красный, пр…винтить, пр…грелый, пр…мудрость, пр…усадебный.

2. Пр…видение, пр…водить, пр…возить, пр…вязать, пр…вращение, пр…гибать, пр…рвать, пр…галсить, пр…готовить, пр…рвать, пр…секать, пр…держать, пр…клонять, пр…образить, пр…грозить, пр…дорожный.

3. Пр…морский, пр…сесть, пр…смешной, пр…школьный, пр…слать, пр…ступать, пр…гибать, пр…забавный, пр…езжать, пр…неприятный, пр…глупый, пр…говор, пр…озёрный, пр…удивительный, пр…щурить, пр…нарядиться, пр…умолкла.

Распределите слова на два столбика:

    с приставкой при-, 2 – пре-.

Вставьте пропущенные буквы.

Пр…осторожно, пр…остановит, пр…ступник, пр…ломить, пр…ломление лучей, пр…граждать дорогу, пр…искусный кузнец, все пр…грады, пр…чудливые формы, старенький при…ёмник.

1. Я пр…ближался к месту моего назначения. 2. Муж…чок тут же стал его тулуп пр…м…ривать. 3. Гарнизонная жизнь мало имела для меня пр…влекательность. 4. Василиса Егоровна – пр…храбрая дама. 5. Мы вышли от коменданта, по-видимому, пр…миренные. 6 . Палашка пр…несла шпаги. 7. Швабрин пр…следовал Машу.

Правописание суффиксов

имен существительных

Суффиксы –ек-, -ик-

Если при склонении гласный выпал, то в суффиксе пишется е , если не выпал – и : огурчи к – огурчи ка, но сыноче к – сыночк а.

Вставьте пропущенные буквы.

1. Нож…к, ножич…к, мешоч…к, мальч…к, порошоч…к, кусоч…к, песоч…к, калач…к, горшоч…к, блинч…к, цветоч…к, стульч…к, колокольч…к, рожоч…к, пенёч…к, пирожоч…к.

2. Овраж…к, попрыгунч…к, ковр…к, кружоч…к, платоч…к, словар…к, лепесточ…к, моточ…к, самоварч…к, лоточ…к, куст…к, кусточ…к, кирпич…к, одуванч…к, сыноч…к.

От данных существительных образуйте новые существительные при помощи –ек-, -ик- или –чик-.

Например: Чулан-чуланчик, угол-уголочек.

Палец, чулок, час, часок, носок, клубок, нос, сарай, венок, птенец, заяц, огурец, кувшин, орех, мяч, диван, ремешок.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

1. вспыхнул яркий краеш…к со…нца. 2. Устроили шалаш…к из травки. 3. Звонко трещали кузнеч…Ки. 4. Сусл…ки посвистывали, а в небе круж…л кобч …к.

5. К…лючий ёж…к шмыгнул в куст…ки.

Суффиксы –щик-(-чик-)

Суффикс –чик- пишется после букв д-т, з-с, ж. в остальных случаях пишется –щик-: ле т чик , но часов щик .

Добавьте к данным основам

суффиксы –чик- или –щик- .

1. Перевод…, перевоз…, настрой…, учёт…, перенос…, скуп…, упаков…, перебеж…, красиль…, загон…, разнос…, фонар…, камен…, забой…, прогуль…, объезд…, спор…, смаз…, уцен…, свар…, барабан…, носиль…, рассказ…, набор…, уклад….

2. Зенит…, бетон…, смен…, добыт…, раздат…, водопровод…, маль…, табун…, передат…, карман…, жестян…, заправ…, доклад…, обид…, уголь…, атом…, вагон…, самвар…, рез…, завод…, обман…, приказ…, донос…, сбор…, переплёт….

Добавьте суффиксы –чик- или –щик-

к существительным, которые обозначают людей профессий.

1. Основные профессии в шахтах – проход…, забой…, буриль…, запаль…, крепиль…. 2. На строительстве работают арматур…и, камен…и, водопровод…и, стеколь…и, кранов…и, кровель…и. 3. В порту трудятся – груз…и, носиль…и, кладов…и, упаков…и.

Правописание сложных имен

существительных

Слитно:

1) если основы складываются с помощью соединительной гласной о или е : водопр о вод, пеш е ход ;

2) если сущ.образуется сложением начальной части слова с целым словом или частью слова: стенгазета, медсестра, юнкор, санпост .

Через дефис:

1) если сущ. образовано сложением слов: школа-интернат.

2) если после корня пол- вторая часть сложного слова начинается: а) с прописной буквы: пол- А станы ;

б) с гласной буквы: пол- а пельсина ; в) с согласной л: пол- л имона .

В остальных случаях пол- пишется слитно.

Слова с полу- пишутся слитно: полушубок.

Сделайте морфемный разбор

сложных слов.

Землепроходец, кораблекрушение, самокат, огнемёт, мореплаватель, остроумный, светочувствительный, первопроходец, долгожитель, звукозапись.

Вставьте пропущенные буквы.

Земл…ройка, звер…вод, басн…писец, знам…носец, овощ…вод, утк…нос, пчел…вод, рыб…лов, вод..воз, земл…коп, звезд…пад, волн…рез, брон…машина, солнц…пёк, птиц…фабрика, лес…сплав.

От данных словосочетаний образуйте сложные

существительные.

Новая стройка, железо и бетон, рельсы укладывать, заготавливать хлеб, хранить овощи, падает снег, писать басни, метать пули, атомный ход, вода и хранилище, ловить рыбу, падают звёзды.

Напишите слитно или через дефис

слова с пол-.

1. (Пол)арбуза, (пол)лимона, (пол)часа, (пол)парты, (пол)метра, (пол)Кокшетау, исходить(пол)Казахстана, (пол)года экспедиции, исписать (пол)листа, проплыть (пол)Иртыша, отстать на (пол)очка, сделать (полу)оборот, участвовать в (полу)финале.

2. Отсутствовать (пол)года, опоздать на (пол)часа, работать до (полу)ночи, прополоть (пол)участка, начертить (полу)круг, вышел (полу)месяц, купить (полу)шубок, кругом (полу)мгла.

От данных слов образуйте и запишите сложные слова с пол-.

Океан, оазис, здание, экземпляр, этажерка, щука, грамм, килограмм, липа, ольха, яблоко, Америка, луковица, час, метр, ананас, парта.

Добавьте пол- или полу-.

День, игра, лавка, Вашингтон, оборот, одиннадцать, порция, сапожки, слово, сотня, шаг, юрта, ягодник.

Одна и две буквы н в суффиксах имен

прилагательных

Пишется Н :

–ан-, -ян-, -ин-: кожаный, серебряный, глиняный, лебединый, куриный.

Искл.: стеклянн ый, оловянн ый, деревянн ый.

2) в кратких прилагательных пишется столько н , сколько и в полной форме: бесшум н а (бесшум н ый).

Пишется НН :

1) в прилагательных с суффиксами –онн-, -енн-: клюкв енн ый, революци онн ый.

Искл.: ветреный.

2) в прилагательных с суффиксом –н-, если корень оканчивается на н : окн о-окон н ый.

Замените словосочетания по образцу, обратите на правописание суффиксов прилагательных,

выделите их.

Образец: портфель из кожи – кожан ый портфель.

1. Костюм из полотна, кружка из олова, бусы из стекла, мука для блинов, мебель для кухни, путь для саней, дверь на балкон, звонок телефона, голова лошади, писк комара, знак фирмы, крик петуха.

2. Платок их шерсти, кружка из алюминия, лестница из мрамора, подсвечник из бронзы, нить из серебра, сироп из клюквы, новости из района.

Вставьте пропущенные буквы Н или НН.

Обозначьте суффиксы прилагательных.

Водя…ые капли, тополи…ный пух, ржа…ая коврига хлеба, гуси…ый жир, льня…ное масло, торжестве…ый марш, карма…ый фонарик, голуби…ое яйцо, утре…ий кофе, пчели…ый яд, гуси…ый выводок, глиня…ый сосуд.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы прилагательных.

1. Ещё идут стари…ые часы. 2. В карти…ой галерее были выставлены лучшие полотна. 3. Мне купили костюм маши…ой вязки. 4. На завтрак подали кури…ый бульон. 5. Пчели…ый рой переместился из улья. 6. В палатке был земл…ой пол. 7. Дерев…ые игрушки ярко раскрашены.8. Подарили серебр…ые ложки.

Выпишите прилагательные в две колонки:

1 – с –н- в суффиксе, 2 – с –нн-.

1. Густели бура…ые сумерки. 2. В тума…ой мгле показались острова. 3. Урага…ый ветер сшибал и ломал деревья. 4.Журавли…ые косяки заспешили на юг. 5. Тополи…ый пух очищает воздух. 6. Над деревней пролетел гуси…ый косяк. 7. Закат золотит кроны деревьев стари…ой позолотой. 8. Насте…ые часы бьют в полночь. 9. В каюте пахло маши…ым маслом. 10. У ворот увидел я старую чугу…ую пушку. 11. Ночь при лу…ом свете холодна, ясна.

Через дефис пишутся сложные прилагательные, которые обозначают:

1) цвета или оттенки цвета: темно-зеленый, нежно-голубой.

2) стороны света: северо-восточный .

3) словосочетание с сочинительной связью: плодовый и ягодный – плодово-ягодный.

Слитно пишутся сложные прилагательные, образованные от словосочетаний с подчинительной связью: сельское хозяйство – сельскохозяйственный.

Дефисное и слитное написание сложных имен прилагательных

Раскройте скобки, напишите прилагательные слитно или через дефис.

1. (Трудо)любивый юноша, (жизне)радостный человек, (старо)русское поселение, (рыбо)консервный завод, (хлопчато)бумажный комбинат, (бело)ствольная березка, (темно)красная шаль, (иссиня)черное пальто, (физико)математическая школа, (русско)английский словарь.

2. (Близо)рукий человек, (черно)глазый ребенок, (бело)курая леди, (бело)ствольная березка, (темно)синий костюм, (древне)тюркский памятник, (северо)западный ветер, (железо)бетонная балка, (сосново)пихтовые леса, (посудно)хозяйственный магазин.

Образуйте сложные прилагательные,

запишите их.

1. Учебный консультационный пункт. 2. Ветер с юга запада. 3. Собрание сочинений в пяти томах. 4. Дистанция в сорок километров. 5. Рассказ с острым сюжетом. 6. Горная спасательная станция.

Спишите, раскройте скобки, напишите

слитно или через дефис.

1. На (темно)сером небе мигают звездочки. 2. Редкие тучки разбегались по (нежно)голубому небу. 3. Мы спустились с (юго)восточной стороны. 4. Маленькие абрикосы на вкус (горько)ватокислые. 5. Наступила сенокосная пора. 6. В школе успешно прошел (шахматно)шашаечный турнир. 7. В классе я слежу за (учебно)воспитательной работой. 8 . (Бело)розовые кашки украшали букет.

Правописание числительных,

обозначающих целые числа

В И.п. и В.п. пишется ь :

1) на конце числительных от 5 до 20 и 30 : пять, двадцать;

2) в середине числительных от 50 до 80, от 500 до 900 : пятьдесят, пятьсот.

Вставьте, где необходимо, ь.

1. Пят… студентов, шест…десят дней, сем….десят страниц, восем… листов, восем…надцать пар, восем…десят учеников, оданнадцат… лет, двадцат… две страницы, пят…сот килограммов, двадцат… пят…книг, девят…надцать веков.

2. Тридцат… телевизоров, пят…надцат… салфеток, шест..сот шест…десят сантиметров, шест…стот восем…десят тонн, девят…сот пят…десят центнеров, сем….сот гектаров.

Напишите словами данные числа.

50, 60, 70, 80, 500, 600, 800, 900, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 30.

Запишите словами числа.

В Т.п.: 15 книг, 60 экспонатов, 70 инженеров, 500 верст, 600 специалистов.

В Д.п.: 40 секунд, 90 километров, 19 килограммов, 318 тонн, 8 листов.

Правописание суффиксов глагола

Суффиксы –ыва-, -ива- –ываю, -иваю : присматриваю – присматривал.

Суффиксы –ова-, -ева- пишутся, если глагол в 1 лице ед.ч. оканчивается на –ую, -юю : беседую-беседовать .

Замените личные формы глаголов неопределенной формой.

Обмениваемся марками, подогреваем обед, исследуем клетку, просматриваю выпуск, посоветуйся с отцом, присутствуют на занятиях, заканчиваю уборку, заведую библиотекой, опаздываю на урок, воспитываю детей, запеваем песню, разливаю чай, любуемся закатом, ночуем у костра, участвую в заплыве.

Спишите, вставьте пропущенные буквы,

обозначьте суффиксы глаголов.

1. Врач бесед…вал с больным и подбадр…вал родственников. 2. Старайтесь разумно использ…вать свободное время. 3. Невежливо опазд…вать на юбилей. 4. Солнце уже заметно приг…вает землю. 5. Мы часто договар…ваемся о совместных поездках к морю. 6. По радио перед…вали важные сообщения. 7. На ночь необходимо проветр…вать комнату. 8. Пора над…вать зимнее пальто.

Использованная литература

    Брагина С.А. Русский язык.5-7 классы. необычные диктанты. – Волгоград, 2008.

    Жердева Л.А. Русский язык в средней школе: карточки-задания для 6 класса. – Новосибирск, 2007.

    Узорова О.В., Нефедова Е.А. Русский язык: правила и упражнения. – М., 2006.

    Халикова н.В., Леднева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5- 7 классы. – М., 1997.

М.: Оникс 21век: Мир и Образование, 2004. - 448с.

Основу настоящего пособия составляют упражнения. Теоретические сведения представлены как грамматический комментарий или материал для справок. Важным элементом пособия являются текстовые диктанты обобщающего характера, помещенные в конце каждого раздела.

Книга предназначена для поступающих в вузы, учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов вузов.

Формат: djvu / zip

Размер: 2 ,6 Мб

/ Download файл

Я перевел книгу из pdf втекстовой формат и немного отформатировал (выделил жирным шрифтом параграфы, добавил и убрал интервалы, получилось более-менее читабельно. В книге 377 упражнений и она, как мне кажется, может пригодиться как ученикам, так и учителям для различных проверочных и контрольных заданий. Правда весь текст я, конечно, дословно не проверял, поэтому надо взять любой обычный вариант книги и подкорректировать.

Формат: doc / zip

Размер: 5 00Кб

/ Download файл

Существует и другая редакция этой же книги под названием "Пособие по русскому языку для поступающих в вузы." Розенталя Э.Д. На первый взгляд - большой разницы нет. Здесь на 32 стр. больше за счет диктантов. Упражнения те же самые, грамматические пояснения тоже, но здесь они собраны в начале каждого параграфа, а там чаще встречаются вразбивку за каждым упражнением под рубрикой "Для справок".

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга (настоящее издание является исправленным и дополненным) на протяжении более чем четверти века успешно помогает учащимся старших классов и абитуриентам систематизировать и углублять свои знания по русскому языку. Пособие состоит из четырех частей: 1) орфография, 2) пунктуация, 3) стилистика и культура речи, 4) грамматический разбор. В первых двух разделах представлен обширный дидактический и справочный материал по правописанию. Третий раздел посвящен культуре речи, развитию умения выражать и правильно оформлять свои мысли. В четвертом разделе приведены задания аналитического характера, развивающие умение видеть структуру слова и фразы. Навыки грамматического разбора в значительной степени способствуют грамотному письму и правильной речи.

Большинство правил и норм русского языка сформулированы в расчете на то, что говорящий или пишущий достаточно свободно умеет определять состав слова, грамматические признаки частей речи, структуру простых и сложных предложений. Теоретические сведения в большинстве случаев представлены как материал для справок, поскольку предполагается, что учащиеся старших классов (и тем более абитуриенты) уже имеют базовую подготовку по школьному курсу русского языка. Основу пособия составляют у п р а ж н е н и я. Наряду с упражнениями важнейшей частью пособия являются текстовые д и к т а н т ы обобщающего характера, помещенные, как правило, в конце каждого раздела. Эти тексты либо представляют собой адаптированные отрывки из литературных произведений, либо составлены таким образом, чтобы с максимальной полнотой отразить повторяемые на данном этапе правила. Содержание и структура данного пособия позволяют использовать его при подготовке как к письменному экзамену по русскому языку (в частности, к тестам), так и к устному, сдаваемому при поступлении на языковые специальности вузов.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие, 3

Ч а с т ь 1. ОРФОГРАФИЯ

Р а з д е л 1. Правописание гласных в корне. . . . 4

§ 1. Проверяемые безударные гласные в корне.... 4

§ 2. Непроверяемые безударные гласные в корне.. 6

§ 3.Чередующиеся гласные в корне 7

§ 4. Гласные о-е (ё) после шипящих в корне.... 14

§ 5. Гласные ы-и после ц в корне 15

§ 6. Буквы э (е), и в корнях иноязычных слов.... 16

Диктант

Р а з д е л 2. Правописание согласных в корне. . . 19

§ 7. Звонкие и глухие согласные в корне 19

§ 8. Двойные согласные в корне 20

§ 9. Непроизносимые согласные в корне 23

Диктант

Р а з д е л 3. Употребление прописных букв в именах собственных 26

Диктант

Раздел 4. Употребление разделительных ъ и ь 32

Диктант

Р а з д е л 5. Правописание приставок 35

§ 10. Гласные ы и и после приставок 35

§ 11. Приставки на -з и приставка с- 36

§ 12. Приставки пре- и при- , 38

Диктант

Р а з д е л 6. Правописание гласных после шипящих и if в окончаниях и суффиксах 42

§ 13. Гласные о те (ё) после шипящих 42

§ 14. Гласные после ц 45

Диктант

Р а з д е л 7. Правописание существительных 49

§ 15. Окончания существительных 49

§16. Суффиксы существительных 53

Диктант

Р а з д е л 8. Правописание прилагательных 61

§ 17. Окончания прилагательных 61

§ 18. Суффиксы прилагательных 63

Диктант

Р а з д е л 9. Правописание сложных слов 72

§ 19. Сложные слова с соединительными гласными 72

§ 20. Сложные слова без соединительных гласных 73

§ 21. Сложные существительные 75

§ 22. Сложные прилагательные 79

Диктант

Р а з д е л 10. Правописание числительных 88

Диктант

Р а з д е л 11. Правописание местоимений 91

Диктант

Р а з д е л 12. Правописание глаголов 96

§ 23. Личные окончания глаголов 96

§ 24. Употребление буквы ь в глагольных формах 99

§ 25. Суффиксы глаголов 102

Диктанты

Р а з д е л 13. Правописание причастий 106

§ 26. Окончания и суффиксы причастий 106

§ 27. Правописание в» и в в причастиях и отглагольных прилагательных 110

Диктанты 117

Р а з д е л 14. Правописание наречий 119

§ 28. Гласные и шипящие на конце наречий 119

§ 29. Отрицательные и неопределенные наречия 120

§ 30. Слитное написание наречий 123

§ 31. Дефисное написание наречий 135

§ 32. Раздельное написание наречий и наречных выражений 137

§ 33. Правописание в и нн в наречиях 144

Диктант

Р а з д е л 15. Правописание предлогов, союзов и вводных слов 147

§ 34. Предлоги 147

§ 35. Союзы, вводные слова и т. п 149

Диктант

Раздел 16. Правописание частиц 155

§ 36. Раздельное и дефисное написание частиц (кроме не и ни) 155

§ 37. Частицы не я ни 157

Диктант

Р а з д е л 17. Правописание междометий и звукоподражательных слов 181

Повторение орфографии (Диктанты) 182

Часть 2. ПУНКТУАЦИЯ

Раздел 1. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи 186

Диктант

Р а з д е л 2. Тире между членами предложения 188

§ 38. Тире между подлежащим и сказуемым 188

§ 39. Тире в неполном предложении 192

§ 40. Тире для обозначения пределов (пространственных, временных, количественных) 193

Диктант

Р а з д е л 3. Знаки препинания в предложениях с однородными членами 196

§ 41. Однородные члены предложения, не соединенные союзами 196

§42. Однородные и неоднородные определения 197

§ 43. Однородные члены предложения, соединенные неповторяющимися союзами 200

§ 44. Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами 202

§ 45. Однородные члены предложения, соединенные двойными союзами 205

§ 46. Обобщающие слова при однородных членах предложения 205

§ 47. Запятая и дефис между повторяющимися словами 213

Диктант

Р а з д е л 4. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 216

§ 48. Обособленные определения 216

§ 49. Обособленные и необособленные приложения 223

§ 50. Обособленные обстоятельства 231

§ 51. Обособленные дополнения 238

§ 52. Обособленные уточняющие и присоединительные члены предложения 239

Диктанты

Р а з д е л 5. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами

предложения 248

§ 53. Вводные слова и предложения 248

§ 54. Обращение 260

§ 55. Междометие. Частицы. Утвердительно-отрицательные и вопросительно-восклицательные слова 262

Диктант

Повторение пунктуации в простом предложении (Диктанты)

Р а з д е л 6. Пунктуация в сложном предложении 268

§ 56. Сложносочиненное предложение 268

§ 57. Сложноподчиненное предложение 275

§ 58. Сравнительные обороты с союзами кок, что, чем и т. п 287

§ 59. Бессоюзное сложное предложение 297

Диктанты

Повторение пунктуации в сложном предложении (Диктанты) 313

§ 60. Знаки препинания при прямой речи 316

§ 61. Знаки препинания при выражениях, взятых из чуждого автору словаря, употребляемых в ироническом значении, а также при цитатах 319

Диктант 323

Повторение орфографии и пунктуации (Диктанты) 324

Часть 3. СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Р а з д е л 1. Лексическая стилистика 330

§ 62. Многозначность слова 330

§ 63. Синонимы, антонимы, омонимы 334

§ 64. Значение слов и выражений 334

§ 65. Употребление иноязычных слов 348

Р а з д е л 2. Грамматическая стилистика 349

§ 66. Употребление форм существительных 349

§ 67. Употребление форм прилагательных 355

§ 68. Употребление форм числительных 357

§ 69. Употребление местоимений 359

§ 70. Употребление форм глагола 361

§ 71. Строй простого предложения 363

§ 72. Согласование сказуемого с подлежащим 367

§ 73. Согласование определений и приложений 373

§ 74. Некоторые случаи управления 377

§ 75. Предложения с однородными членами 387

§ 76. Употребление причастных оборотов 389

§ 77. Употребление деепричастных оборотов 392

§ 78. Сложное предложение 394

Повторение стилистики 395

Р а з д е л 3. Трудные случаи произношения 399

Ч а с т ь 4. ГРАММАТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Р а з д е л 1. Морфологический разбор 406

§ 79. Разбор по составу слова 406

§ 80. Разбор по частям речи 407

Р а з д е л 2. Синтаксический разбор 413

§ 81. Простое предложение 413

§ 82. Сложное предложение. 423

Р а з д е л 3. Пунктуационный разбор 427

Диктант 429

Итоговые диктанты 430

Условные сокращения 438

Название: Сборник упражнений по русскому язык.

Основу настоящего пособия составляют упражнения. Теоретические сведения представлены как грамматический комментарий или материал для справок. Важным элементом пособия являются текстовые диктанты обобщающего характера, помещенные в конце каждого раздела.
Книга предназначена для поступающих в ВУЗы, учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов ВУЗов.

Эта книга (настоящее издание является исправленным и дополненным) на протяжении более чем четверти века успешно помогает учащимся старших классов и абитуриентам систематизировать и углублять свои знания по русскому языку. Пособие состоит из четырех частей: 1) орфография, 2) пунктуация, 3) стилистика и культура речи, 4) грамматический разбор. В первых двух разделах представлен обширный дидактический и справочный материал по правописанию. Третий раздел посвящен культуре речи, развитию умения выражать и правильно оформлять свои мысли. В четвертом разделе приведены задания аналитического характера, развивающие умение видеть структуру слова и фразы. Навыки грамматического разбора в значительной степени способствуют грамотному письму и правильной речи.
Большинство правил и норм русского языка сформулированы в расчете на то, что говорящий или пишущий достаточно свободно умеет определять состав слова, грамматические признаки частей речи, структуру простых и сложных предложений. Теоретические сведения в большинстве случаев представлены как материал для справок, поскольку предполагается, что учащиеся старших классов (и тем более абитуриенты) уже имеют базовую подготовку по школьному курсу русского языка. Основу пособия составляют у п р а ж н е н и я. Наряду с упражнениями важнейшей частью пособия являются текстовые д и к т а н т ы обобщающего характера, помещенные, как правило, в конце каждого раздела. Эти тексты либо представляют собой адаптированные отрывки из литературных произведений, либо составлены таким образом, чтобы с максимальной полнотой отразить повторяемые на данном этапе правила. Содержание и структура данного пособия позволяют использовать его при подготовке как к письменному экзамену по русскому языку (в частности, к тестам), так и к устному, сдаваемому при поступлении на языковые специальности ВУЗов.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Ч а с т ь 1. ОРФОГРАФИЯ
Р а з д е л 1. Правописание гласных в корне 4

§ 1. Проверяемые безударные гласные в корне 4
§ 2. Непроверяемые безударные гласные в корне 6
§ 3.Чередующиеся гласные в корне 7
§ 4. Гласные о-е (ё) после шипящих в корне 14
§ 5. Гласные ы-и после ц в корне 15
§ 6. Буквы э (е), и в корнях иноязычных слов 16
Диктант
Р а з д е л 2. Правописание согласных в корне 19
§ 7. Звонкие и глухие согласные в корне 19
§ 8. Двойные согласные в корне 20
§ 9. Непроизносимые согласные в корне 23
Диктант
Р а з д е л 3. Употребление прописных букв в именах собственных 26
Диктант
Раздел 4. Употребление разделительных ъ и ь 32
Диктант
Р а з д е л 5. Правописание приставок 35
§ 10. Гласные ы и и после приставок 35
§ 11. Приставки на -з и приставка с- 36
§ 12. Приставки пре- и при- , 38
Диктант
Р а з д е л 6. Правописание гласных после шипящих и if в окончаниях и суффиксах 42
§ 13. Гласные о те (ё) после шипящих 42
§ 14. Гласные после ц 45
Диктант
Р а з д е л 7. Правописание существительных 49
§ 15. Окончания существительных 49
§16. Суффиксы существительных 53
Диктант
Р а з д е л 8. Правописание прилагательных 61
§ 17. Окончания прилагательных 61
§ 18. Суффиксы прилагательных 63
Диктант
Р а з д е л 9. Правописание сложных слов 72
§ 19. Сложные слова с соединительными гласными 72
§ 20. Сложные слова без соединительных гласных 73
§ 21. Сложные существительные 75
§ 22. Сложные прилагательные 79
Диктант
Р а з д е л 10. Правописание числительных 88
Диктант
Р а з д е л 11. Правописание местоимений 91
Диктант
Р а з д е л 12. Правописание глаголов 96
§ 23. Личные окончания глаголов 96
§ 24. Употребление буквы ь в глагольных формах 99
§ 25. Суффиксы глаголов 102
Диктанты
Р а з д е л 13. Правописание причастий 106
§ 26. Окончания и суффиксы причастий 106
§ 27. Правописание в» и в в причастиях и отглагольных прилагательных 110
Диктанты 117
Р а з д е л 14. Правописание наречий 119
§ 28. Гласные и шипящие на конце наречий 119
§ 29. Отрицательные и неопределенные наречия 120
§ 30. Слитное написание наречий 123
§ 31. Дефисное написание наречий 135
§ 32. Раздельное написание наречий и наречных выражений 137
§ 33. Правописание в и нн в наречиях 144
Диктант
Р а з д е л 15. Правописание предлогов, союзов и вводных слов 147
§ 34. Предлоги 147
§ 35. Союзы, вводные слова и т. п 149
Диктант
Раздел 16. Правописание частиц 155
§ 36. Раздельное и дефисное написание частиц (кроме не и ни) 155
§ 37. Частицы не я ни 157
Диктант
Р а з д е л 17. Правописание междометий и звукоподражательных слов 181
Повторение орфографии (Диктанты) 182
Часть 2. ПУНКТУАЦИЯ
Раздел 1. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи 186

Диктант
Р а з д е л 2. Тире между членами предложения 188
§ 38. Тире между подлежащим и сказуемым 188
§ 39. Тире в неполном предложении 192
§ 40. Тире для обозначения пределов (пространственных, временных, количественных) 193
Диктант
Р а з д е л 3. Знаки препинания в предложениях с однородными членами 196
§ 41. Однородные члены предложения, не соединенные союзами 196
§ 42. Однородные и неоднородные определения 197
§ 43. Однородные члены предложения, соединенные неповторяющимися союзами 200
§ 44. Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами 202
§ 45. Однородные члены предложения, соединенные двойными союзами 205
§ 46. Обобщающие слова при однородных членах предложения 205
§ 47. Запятая и дефис между повторяющимися словами 213
Диктант
Р а з д е л 4. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 216
§ 48. Обособленные определения 216
§ 49. Обособленные и необособленные приложения 223
§ 50. Обособленные обстоятельства 231
§ 51. Обособленные дополнения 238
§ 52. Обособленные уточняющие и присоединительные члены предложения 239
Диктанты
Р а з д е л 5. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения 248
§ 53. Вводные слова и предложения 248
§ 54. Обращение 260
§ 55. Междометие. Частицы. Утвердительно-отрицательные и вопросительно-восклицательные слова 262
Диктант
Повторение пунктуации в простом предложении (Диктанты)
Р а з д е л 6. Пунктуация в сложном предложении 268
§ 56. Сложносочиненное предложение 268
§ 57. Сложноподчиненное предложение 275
§ 58. Сравнительные обороты с союзами кок, что, чем и т. п 287
§ 59. Бессоюзное сложное предложение 297
Диктанты
Повторение пунктуации в сложном предложении (Диктанты) 313
Р а з д е л 7. Прямая речь 316
§ 60. Знаки препинания при прямой речи 316
§ 61. Знаки препинания при выражениях, взятых из чуждого автору словаря, употребляемых в ироническом значении, а также при цитатах 319
Диктант 323
Повторение орфографии и пунктуации (Диктанты) 324
Часть 3. СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Р а з д е л 1. Лексическая стилистика 330

§ 62. Многозначность слова 330
§ 63. Синонимы, антонимы, омонимы 334
§ 64. Значение слов и выражений 334
§ 65. Употребление иноязычных слов 348
Р а з д е л 2. Грамматическая стилистика 349
§ 66. Употребление форм существительных 349
§ 67. Употребление форм прилагательных 355
§ 68. Употребление форм числительных 357
§ 69. Употребление местоимений 359
§ 70. Употребление форм глагола 361
§ 71. Строй простого предложения 363
§ 72. Согласование сказуемого с подлежащим 367
§ 73. Согласование определений и приложений 373
§ 74. Некоторые случаи управления 377
§ 75. Предложения с однородными членами 387
§ 76. Употребление причастных оборотов 389
§ 77. Употребление деепричастных оборотов 392
§ 78. Сложное предложение 394
Повторение стилистики 395
Р а з д е л 3. Трудные случаи произношения 399
Ч а с т ь 4. ГРАММАТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Р а з д е л 1. Морфологический разбор 406

§ 79. Разбор по составу слова 406
§ 80. Разбор по частям речи 407
Р а з д е л 2. Синтаксический разбор 413
§ 81. Простое предложение 413
§ 82. Сложное предложение. 423
Р а з д е л 3. Пунктуационный разбор 427
Диктант 429
Итоговые диктанты 430
Условные сокращения 438

М.: Оникс 21век: Мир и Образование, 2004. - 448с.

Основу настоящего пособия составляют упражнения. Теоретические сведения представлены как грамматический комментарий или материал для справок. Важным элементом пособия являются текстовые диктанты обобщающего характера, помещенные в конце каждого раздела.

Книга предназначена для поступающих в вузы, учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов вузов.

Формат: djvu / zip

Размер: 2 ,6 Мб

/ Download файл

Я перевел книгу из pdf втекстовой формат и немного отформатировал (выделил жирным шрифтом параграфы, добавил и убрал интервалы, получилось более-менее читабельно. В книге 377 упражнений и она, как мне кажется, может пригодиться как ученикам, так и учителям для различных проверочных и контрольных заданий. Правда весь текст я, конечно, дословно не проверял, поэтому надо взять любой обычный вариант книги и подкорректировать.

Формат: doc / zip

Размер: 5 00Кб

/ Download файл

Существует и другая редакция этой же книги под названием "Пособие по русскому языку для поступающих в вузы." Розенталя Э.Д. На первый взгляд - большой разницы нет. Здесь на 32 стр. больше за счет диктантов. Упражнения те же самые, грамматические пояснения тоже, но здесь они собраны в начале каждого параграфа, а там чаще встречаются вразбивку за каждым упражнением под рубрикой "Для справок".

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга (настоящее издание является исправленным и дополненным) на протяжении более чем четверти века успешно помогает учащимся старших классов и абитуриентам систематизировать и углублять свои знания по русскому языку. Пособие состоит из четырех частей: 1) орфография, 2) пунктуация, 3) стилистика и культура речи, 4) грамматический разбор. В первых двух разделах представлен обширный дидактический и справочный материал по правописанию. Третий раздел посвящен культуре речи, развитию умения выражать и правильно оформлять свои мысли. В четвертом разделе приведены задания аналитического характера, развивающие умение видеть структуру слова и фразы. Навыки грамматического разбора в значительной степени способствуют грамотному письму и правильной речи.

Большинство правил и норм русского языка сформулированы в расчете на то, что говорящий или пишущий достаточно свободно умеет определять состав слова, грамматические признаки частей речи, структуру простых и сложных предложений. Теоретические сведения в большинстве случаев представлены как материал для справок, поскольку предполагается, что учащиеся старших классов (и тем более абитуриенты) уже имеют базовую подготовку по школьному курсу русского языка. Основу пособия составляют у п р а ж н е н и я. Наряду с упражнениями важнейшей частью пособия являются текстовые д и к т а н т ы обобщающего характера, помещенные, как правило, в конце каждого раздела. Эти тексты либо представляют собой адаптированные отрывки из литературных произведений, либо составлены таким образом, чтобы с максимальной полнотой отразить повторяемые на данном этапе правила. Содержание и структура данного пособия позволяют использовать его при подготовке как к письменному экзамену по русскому языку (в частности, к тестам), так и к устному, сдаваемому при поступлении на языковые специальности вузов.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие, 3

Ч а с т ь 1. ОРФОГРАФИЯ

Р а з д е л 1. Правописание гласных в корне. . . . 4

§ 1. Проверяемые безударные гласные в корне.... 4

§ 2. Непроверяемые безударные гласные в корне.. 6

§ 3.Чередующиеся гласные в корне 7

§ 4. Гласные о-е (ё) после шипящих в корне.... 14

§ 5. Гласные ы-и после ц в корне 15

§ 6. Буквы э (е), и в корнях иноязычных слов.... 16

Диктант

Р а з д е л 2. Правописание согласных в корне. . . 19

§ 7. Звонкие и глухие согласные в корне 19

§ 8. Двойные согласные в корне 20

§ 9. Непроизносимые согласные в корне 23

Диктант

Р а з д е л 3. Употребление прописных букв в именах собственных 26

Диктант

Раздел 4. Употребление разделительных ъ и ь 32

Диктант

Р а з д е л 5. Правописание приставок 35

§ 10. Гласные ы и и после приставок 35

§ 11. Приставки на -з и приставка с- 36

§ 12. Приставки пре- и при- , 38

Диктант

Р а з д е л 6. Правописание гласных после шипящих и if в окончаниях и суффиксах 42

§ 13. Гласные о те (ё) после шипящих 42

§ 14. Гласные после ц 45

Диктант

Р а з д е л 7. Правописание существительных 49

§ 15. Окончания существительных 49

§16. Суффиксы существительных 53

Диктант

Р а з д е л 8. Правописание прилагательных 61

§ 17. Окончания прилагательных 61

§ 18. Суффиксы прилагательных 63

Диктант

Р а з д е л 9. Правописание сложных слов 72

§ 19. Сложные слова с соединительными гласными 72

§ 20. Сложные слова без соединительных гласных 73

§ 21. Сложные существительные 75

§ 22. Сложные прилагательные 79

Диктант

Р а з д е л 10. Правописание числительных 88

Диктант

Р а з д е л 11. Правописание местоимений 91

Диктант

Р а з д е л 12. Правописание глаголов 96

§ 23. Личные окончания глаголов 96

§ 24. Употребление буквы ь в глагольных формах 99

§ 25. Суффиксы глаголов 102

Диктанты

Р а з д е л 13. Правописание причастий 106

§ 26. Окончания и суффиксы причастий 106

§ 27. Правописание в» и в в причастиях и отглагольных прилагательных 110

Диктанты 117

Р а з д е л 14. Правописание наречий 119

§ 28. Гласные и шипящие на конце наречий 119

§ 29. Отрицательные и неопределенные наречия 120

§ 30. Слитное написание наречий 123

§ 31. Дефисное написание наречий 135

§ 32. Раздельное написание наречий и наречных выражений 137

§ 33. Правописание в и нн в наречиях 144

Диктант

Р а з д е л 15. Правописание предлогов, союзов и вводных слов 147

§ 34. Предлоги 147

§ 35. Союзы, вводные слова и т. п 149

Диктант

Раздел 16. Правописание частиц 155

§ 36. Раздельное и дефисное написание частиц (кроме не и ни) 155

§ 37. Частицы не я ни 157

Диктант

Р а з д е л 17. Правописание междометий и звукоподражательных слов 181

Повторение орфографии (Диктанты) 182

Часть 2. ПУНКТУАЦИЯ

Раздел 1. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи 186

Диктант

Р а з д е л 2. Тире между членами предложения 188

§ 38. Тире между подлежащим и сказуемым 188

§ 39. Тире в неполном предложении 192

§ 40. Тире для обозначения пределов (пространственных, временных, количественных) 193

Диктант

Р а з д е л 3. Знаки препинания в предложениях с однородными членами 196

§ 41. Однородные члены предложения, не соединенные союзами 196

§42. Однородные и неоднородные определения 197

§ 43. Однородные члены предложения, соединенные неповторяющимися союзами 200

§ 44. Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами 202

§ 45. Однородные члены предложения, соединенные двойными союзами 205

§ 46. Обобщающие слова при однородных членах предложения 205

§ 47. Запятая и дефис между повторяющимися словами 213

Диктант

Р а з д е л 4. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 216

§ 48. Обособленные определения 216

§ 49. Обособленные и необособленные приложения 223

§ 50. Обособленные обстоятельства 231

§ 51. Обособленные дополнения 238

§ 52. Обособленные уточняющие и присоединительные члены предложения 239

Диктанты

Р а з д е л 5. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами

предложения 248

§ 53. Вводные слова и предложения 248

§ 54. Обращение 260

§ 55. Междометие. Частицы. Утвердительно-отрицательные и вопросительно-восклицательные слова 262

Диктант

Повторение пунктуации в простом предложении (Диктанты)

Р а з д е л 6. Пунктуация в сложном предложении 268

§ 56. Сложносочиненное предложение 268

§ 57. Сложноподчиненное предложение 275

§ 58. Сравнительные обороты с союзами кок, что, чем и т. п 287

§ 59. Бессоюзное сложное предложение 297

Диктанты

Повторение пунктуации в сложном предложении (Диктанты) 313

§ 60. Знаки препинания при прямой речи 316

§ 61. Знаки препинания при выражениях, взятых из чуждого автору словаря, употребляемых в ироническом значении, а также при цитатах 319

Диктант 323

Повторение орфографии и пунктуации (Диктанты) 324

Часть 3. СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Р а з д е л 1. Лексическая стилистика 330

§ 62. Многозначность слова 330

§ 63. Синонимы, антонимы, омонимы 334

§ 64. Значение слов и выражений 334

§ 65. Употребление иноязычных слов 348

Р а з д е л 2. Грамматическая стилистика 349

§ 66. Употребление форм существительных 349

§ 67. Употребление форм прилагательных 355

§ 68. Употребление форм числительных 357

§ 69. Употребление местоимений 359

§ 70. Употребление форм глагола 361

§ 71. Строй простого предложения 363

§ 72. Согласование сказуемого с подлежащим 367

§ 73. Согласование определений и приложений 373

§ 74. Некоторые случаи управления 377

§ 75. Предложения с однородными членами 387

§ 76. Употребление причастных оборотов 389

§ 77. Употребление деепричастных оборотов 392

§ 78. Сложное предложение 394

Повторение стилистики 395

Р а з д е л 3. Трудные случаи произношения 399

Ч а с т ь 4. ГРАММАТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Р а з д е л 1. Морфологический разбор 406

§ 79. Разбор по составу слова 406

§ 80. Разбор по частям речи 407

Р а з д е л 2. Синтаксический разбор 413

§ 81. Простое предложение 413

§ 82. Сложное предложение. 423

Р а з д е л 3. Пунктуационный разбор 427

Диктант 429

Итоговые диктанты 430

Условные сокращения 438

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "