Синдром гиперактивного ребёнка - описание, причины, симптомы (признаки), диагностика, лечение. Методы лечения сдвг

Гиперкинетический синдром (ГС) - расстройство, характеризующееся нарушением внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения.

Пилюгина Л.В.

Термин «гиперкинетический синдром» имеет в психиатрии множество синонимов: «минимальная мозговая дисфункция», «хореиформный синдром», «органическая мозговая дисфункция», «легкая детская энцефалопатия», «синдром гиперактивности», «синдром двигательной расторможенности», «синдром дефицита внимания», «дефицит внимания с гиперактивностью», что говорит не только о разнообразии взглядов на этиологию, феноменологию, диагностику и терапевтические подходы, но и в какой-то мере отражает историю выделения данных расстройств в самостоятельный синдром.

В МКБ-10 этот синдром отнесен к классу «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» (F9), составляя группу «Гиперкинетические расстройства» (F90). В DSM-III-R данное расстройство с 1987 года именуется «attention deficit hyperactivity disorder» (ADHD) - «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

ГС нозологически неспецифичен и имеет максимальное клиническое выражение в возрасте от 5 до 10 лет (В. В. Ковалев, 1979), однако может сохраняться и в более старшем возрасте.

Первые описания «психомоторно неспокойных» были сделаны в 1845 году H. Hoffman, затем H. Emminhaus (1887) и A. Homburger (1926). А через сто лет в 1948 году A. Strauss и L. Lethinen был предложен термин «гиперкинетический синдром». Г.Е. Сухарева (1959) выделила «бестормозных» детей в группе органических психопатий. M.W. Laufer и E. Dennhoff (1957) описали гиперкинетический синдром как возможный исход раннего органического поражения ЦНС.

В 1962 году Оксфордская группа по международным исследованиям в детской неврологии провела симпозиум по проблеме минимального повреждения мозга. На нем было принято решение обозначать данное расстройство термином "минимальная мозговая дисфункция" (ММД). Тем самым подчеркивалось отсутствие у больных детей органических повреждений мозга, а выявляемые нарушения свидетельствовали лишь о наличии нейрохимической и нейрофизиологической дисфункции. Разные авторы в понятие «минимальная мозговая дисфункция» включали до 100 клинических проявлений. В дальнейшем стали предприниматься попытки разделить эту гетерогенную группу на более «специфичные и гомогенные» подгруппы (C.R.Strother, 1973). Тем более что часть исследователей считала, что не все гиперактивные дети имеют признаки ММД (J. Werry et al. 1972; A. Ross, 1982; G. Nissen, 1982; Д.Н. Оудсхоорн, 1993), а также, что не все дети с ММД гиперактивны (R.L. Jenkins, 1969; G. Neuheuser, 1982).

В 1968 году во второй редакции "Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям (DSM-II)" (США), был предложен термин "гиперкинетическая реакция детства", подчеркивающий первостепенное значение двигательных нарушений в клинике расстройства.

Но в России термин "минимальная мозговая дисфункция" остался как определение обширной группы состояний с легкой церебральной патологией, проявляющейся в виде функциональных нарушений центральной нервной системы. При этом одни авторы считают ГС как одно из проявлений ММД (Л.Т. Журба и Е.М. Мастюкова, 1981), а другие - синонимом ММД (Б.В. Лебедев и др., 1981).

В 1980 году в DSM-III был представлен термин attention deficit disorder (ADD) - синдром дефицита внимания, так как базовым симптомом расстройства был признан дефицит внимания. Это обосновано тем, что нарушения внимания встречаются у всех больных с данной патологией, а повышенная двигательная активность лишь у 80-85%. Ревизия 1987 года (DSM-III-R) внесла большой вклад в диагностические критерии и даже изменила название заболевания: attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) - синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Этот термин точно отражает симптоматику расстройства, в которой преобладают нарушения внимания и гиперактивность. Именно под этим названием данная патология вошла в современные американскую классификацию болезней.

В России, также как в Европе, принята Международная классификация болезней. В последней редакции МКБ в группе гиперкинетических расстройств (F90) выделяется подгруппы: -F90.0 - нарушение активности и внимания, куда включаются расстройство или синдром дефицита внимания с гиперактивностью и гиперактивное расстройство дефицита внимания; -F90.1 - гиперкинетическое расстройство поведения. Этот шифр используется тогда, когда сочетаются общие критерии гиперкинетического расстройства (F90.-) с критериями F91.- (расстройства поведения).

Постановка диагноза СДВГ основывается на критериях десятого пересмотра Международной классификации болезней (ВОЗ, 1994) для гиперкинетического синдрома. Одновременно используются критерии классификации DSM-IV (1994) Американской психиатрической ассоциации, рекомендованные ВОЗ для практического применения в качестве критериев диагноза СДВГ (ВОЗ, 1994).

Таблица 1. Сравнительная таблица диагностических критериев СДВГ по классификации расстройств DSM-IV и МКБ-10

Критерии DSM-IV

Критерии МКБ-10

I. Нарушение внимания . Для постановки диагноза необходимо наличие шести или более из перечисленных ниже симптомов невнимательности, которые сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.

1) Ребенок часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

2) Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

3) Часто складывается впечатление о том, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

4) Часто ребенок оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или вызывающим поведением, неспособностью понять задание).

5) Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

6) При необходимости выполнения заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы), обычно избегает его, высказывает недовольство или сопротивляется.

7) Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

8) Легко отвлекается на постоянные стимулы.

9) Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

I. Нарушение внимания . По меньшей мере шесть симптомов невнимательности из числа следующих сохраняются на протяжении минимум 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптивности и не согласуется с уровнем развития ребенка:

1) часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой деятельности;

2) часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности;

3) часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится;

4) ребенок часто неспособен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции);

5) часто нарушена организация заданий и деятельности;

6) часто избегает или не очень любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий;

7) часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, таких как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты;

8) часто легко отвлекается на внешние стимулы;

9)часто забывчив в ходе повседневной деятельности.

II . Гиперактивность/Импульсивность. Для постановки диагноза необходимо наличие шести или более из перечисленных ниже симптомов гиперактивности и импульсивности (в совокупности), которые сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.

Гиперактивность .

3) часто начинает бегать туда-сюда или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом или зрелом возрасте это может присутствовать в виде субъективного ощущения беспокойства);

4) не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге;

5) всегда находится в движении, ведет себя так, "как будто у него моторчик приделан";

6) часто чрезмерно болтлив.

II . Гиперактивность. По меньшей мере три симптома гиперактивности из числа нижеперечисленных сохраняются на протяжении минимум 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптивности и не согласуется с уровнем развития ребенка:

1) часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;

2) покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть;

3) часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства);

4) часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения в тихом проведении досуга;

5) обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуации и требования.

Импульсивность.

7) часто выдает (буквально: выпаливает) ответ, даже не дослушав вопрос;

8) с трудом дожидается своей очереди;

9) часто прерывает, мешает окружающим (например, вклинивается в разговоры или игры).

III .Импульсивность . На протяжении минимум 6 месяцев сохранялся по меньшей мере один из следующих симптомов импульсивности в такой степени выраженности, которая свидетель-ствует о плохой адаптивности и не согласуется с уровнем развития ребенка:

1) часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;

2) часто неспособен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;

3) часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей);

4) часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.

I. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте до 7 лет.

III. Начало расстройства не позднее 7-летнего возраста.

II. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе (или на работе) и дома).

IV. Общий характер расстройства. Приведенные критерии должны выявляться не в единственной ситуации, например, сочетание невнимательности и гиперактивности должны отмечаться как дома, так и в школе, или в школе и другом учреждении, в котором наблюдается ребенок, в частности в клинике (для выявления кросс-ситуационного характера расстройства обычно требуется информация не только из одного источника; сообщения родителей о поведении в классе, например, вряд ли будут достаточны).

V. Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальной, учебной и рабочей деятельности.

IV. Симптомы I-III вызывают клинически значимый дистресс или нарушение в социальном, образовательном или профессиональном функционировании.

VII.Эти симптомы не отвечают критериям расстройств при глубоком (текущем) нарушении развития, шизофрении или других психотических расстройствах и не объясняют другие психические расстройства (например, расстройства настроения, тревожные расстройства или нарушения личности).

Согласно классификации DSM-IV, в случаях полного соответствия наблюдаемой за последние 6 месяцев клинической картины одновременно всем перечисленным критериям всех признаков ставится диагноз сочетанной формы СДВГ.

Если за последние 6 месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям признака "Невнимательность" при частичном соответствии критериям признаков "Гиперактивность" и "Импульсивность", используется диагностическая формулировка СДВГ с преимущественными нарушениями внимания.

Если за последние 6 месяцев имело место полное соответствие симптомов критериям признаков "Гиперактивность" и "Импульсивность" при частичном их соответствии критериям признака "Невнимательность", то в формулировке диагноза указывается: СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности.

V. Расстройство не отвечает критериям общих расстройств развития (F84.-), маниакального эпизода (F30.-), депрессивного эпизода (F32.-) или тревожных расстройств (F41.-).

Согласно классификации МКБ-10 при выявлении достаточного для диагноза количества симптомов определяется:

F90.0 Расстройство активности и внимания, при котором должны выявляться общие критерии гиперкинетического расстройства (F90), но не критерии расстройства поведения (F91.-)

F90.1 Гиперкинетиеское расстройство поведения, при котором должны выявляться общие критерии гиперкинетического расстройства (F90) и расстройства поведения (F91.-).

F90.8 Другие гиперкинетические расстройства.

F90.9 Гиперкинетическое расстройство, неуточненное. Эта остаточная рубрика не рекомендуется и должна использоваться лишь при невозможности дифференцировать между F90.0 и F90.1, когда выполняются, тем не менее, общие критерии (F90).

Критерии DSM-IV и МКБ-10 на первый взгляд мало чем отличаются. Однако некоторые отличия все же имеются. Так, например, по DSM-IV критерии диагностики гиперактивности и импульсивности объединяются, их требуется не менее 6 из 9 (6 по гиперактивности и 3 по импульсивности), то есть становится возможным отсутствие признаков импульсивности. Тогда как МКБ-10 требует присутствие как собственно гиперактивности (как минимум 3 признака из 5-ти предлагаемых), так и импульсивности (не менее одного из предлагаемых четырех признаков). Нам видятся такие различия довольно существенными и принципиально важными для диагностики данного синдрома. По нашим представлениям, критерии МКБ-10 предлагают более жесткие условия для постановки диагноза, так как, независимо от номера шифра, необходимо обязательное присутствие всех вышеперечисленных критериев, тогда как DSM-IV при постановке диагноза "СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности" или " СДВГ с преимущественными нарушениями внимания" допускает частичное присутствие признаков нарушения внимания и гиперактивности/импульсивности соответственно.

Для окончательной постановки диагноза проводится комплексное медико-психологическое обследование с повторной проверкой наличия симптомов заболевания через полгода, а также анкетирование и опрос родителей и учителей. В раннем возрасте родителям предлагается подождать определенное время, пока не будет уверенности в том, что повышенная двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость не являются реакцией ребенка на конкретную ситуацию - переезд, семейные конфликты, трудности в обучении, конфликты с учителем или со сверстниками и т.п. (Брязгунов И.П., Касатикова Е.В., 2002).

3. Распространенность

Показатели распространенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, приводимые в литературе, сильно колеблются. Так, К. Квашнер говорит, что гиперкинетические расстройства встречаются примерно у 3% учеников начальной школы. Мальчики болеют значительно чаще: в клинических группах соотношение мальчиков и девочек составляет 6:1-9:1, а по данным эпидемиологических исследований примерно 3:1 (К. Квашнер, 2000; Barkley, 1989).

Обнаружена большая разница в количестве зарегистрированных случаев этого синдрома. Это различие особенно сильно заметно на примере Северной Америки и Великобритании. Распространенность детей с гиперкинетическим расстройством в Великобритании оценивается как 0.5-1.0 %, в то время как в США - она составляет приблизительно 3-5 % (Cameron и Hill, 1996). Причины такого несоответствия заключаются в разной оценке родителями и преподавателями поведения ребенка, в различии клинических норм, и в различиях в методах диагностики. Для гиперкинетического расстройства характерно раннее начало (до 7-летнего возраста), и сочетание сверхактивности, неуправляемого поведения с выраженной невнимательностью, отсутствием устойчивой концентрации, нетерпеливостью, склонностью к импульсивности и высокой степени отвлекаемости. Критерии классификации дефицита внимания с гиперактивностью по DSM - IV аналогичны указанным выше, за исключением того, что в них указана необходимость наблюдения в течение 6-месяцев или более, по крайней мере, 8 из 14 типов поведения, включающих главным образом суетливость, неусидчивость, высокую отвлекаемость и импульсивность. В этом случае присутствие или сверхактивности/импульсивности или невнимательности является достаточным признаком, в отличие от критериев МКБ-10, которые требуют присутствия обеих этих особенностей. Это и есть одна из причин, почему в Северной Америке зарегистрировано большее количество детей имеющих такие нарушения, чем в Европе.

По данным отечественных исследователей распространенность данного синдрома в России составляет от 7 до 28% (Заваденко Н.Н., 1998; Брязгунов И.П., Касатикова Е.В., 2002).

Из исследований, проведенных в Москве и в московской области выявлена распространенность СДВГ среди детей школьного возраста, которая составляет от 3 до 6%. В клинике она составляет от 47% и выше (Брязгунов И.П., Касатикова Е.В., 2002).

Все исследователи подчеркивают более высокую распространенность заболевания среди мальчиков по равнению с девочками. По данным авторов среди мальчиков 7-12 лет признаки синдрома диагностируются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1, а среди 20-25-летних - 1:2 с преобладанием девушек.

В среднем принимается, что в каждом классе начальной школы есть хотя бы один ребенок, страдающий гиперактивностью с дефицитом внимания (Lee S.W., 1991; Сорокин А.Б., 1999).

4. Этиология и патогенез

Причины СДВГ сложны и остаются недостаточно выясненными, несмотря на большое количество исследований. В качестве возможных причинных факторов изучаются генетические, нейроанатомические, нейрофизиологические, биохимические, психосоциальные и другие. Есть мнения, что решающую роль в патогенезе этих нарушений играет все же генетическая предрасположенность, а степень тяжести, сопутствующая симптоматика и продолжительность течения тесно связаны с влиянием среды (Barkley, 1989).

  • Генетические факторы. Многие исследователи поддерживают гипотезу о генетической детерминации СДВГ (Lambroso P.J. et al., 1994; Кучма В.П., Платонова А.Г., 1997). Еще в начале 70-х гг. были высказаны предположения о наследственной природе гтперактивности. August G.J. и Stewart M.А. (1983) выделяли два подтипа детей с гиперактивностью: с отягощенным семейным анамнезом по СДВГ и без такового. При этом они сообщили о различиях между этими подтипами: дети из подгруппы с гиперактивностью "семейного" характера имели более выраженные нарушения поведения (conduct disorder) и имели сиблингов с нарушениями поведения, в то время как дети с несемейным СДВГ испытывали большие проблемы в обучении, а проблемы поведения у них и их братьев и сестер встречались значительно реже.

Генетические факторы могут оказывать влияние на характер протекания нейрохимических процессов. Также было обнаружено, что некоторые генетические нарушения связаны с гиперактивностью и дефицитом внимания. Например, синдром ломкой Х-хромосомы, tuberous склероз, синдром Тернера и синдром Смита - Магениза (цит. по Graham P.J., Turk J., Verhulst F.C., 1999).

Одной из гипотез является связь в наследовании СДВГ и синдрома Жиля де ла Туретта (ЖТС). Было отмечено, что у 49-83% детей с ЖТС наблюдается комплекс симптомов СДВГ. С другой стороны, у 21-61% детей с СДВГ или их ближайший родственников наблюдаются хронические тики. На основании этих и других данных авторами было высказано предположение, что СДВГ имеет наследственную природу и является частью плеотропной экспрессии гена/генов ЖТС (Knell E.R., 1993).

  • Пре-, пери- и постнатальные факторы . К настоящему времени исследователями собрано большое количество данных, свидетельствующих о том, что патология во время беременности и перинатальное поражение центральной нервной системы может играть заметную роль в развитии СДВГ. Так, по мнению Халецкой О. и Трошина В. (1995), 50% детей, перенесших перинатальное поражение ЦНС, ко второму году жизни имеют проявления минимальной дисфункции мозга, а у 90% детей с таким диагнозом встречается гипердинамический синдром.

Считается, что возникновению СДВ способствуют асфиксия новорожденных, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение. В анамнезе у детей с гиперактивностыо по сравнению со здоровыми сверстниками чаще обнаруживаются заболевание матери во время беременности, в том числе токсикозы и эклампсия, первая по счету беременность, возраст матери моложе 18 лет, а также переношенная (но не недоношенная) беременность, длительные роды, заболевание ребенка на первом году жизни.

В связи с тем, что среди мальчиков распространенность СДВГ значительно выше, высказывались предположения, что мальчики больше, чем девочки уязвимы для последствий гормональных нарушений во время внутриутробного развития (Liederman J., 1994).

  • Мозговая дисфункция. У детей с признаками повреждения мозга, например эпилепсией и церебральным параличом, с высокой вероятностью выявляется гиперкинетический синдром. Процент выявления также высок у детей с проблемами обучения (особенно, если они серьезные) - около 10%. Однако важно учитывать и тот факт, что у большинства детей с гиперкинетическим синдромом не обнаружено явных признаков мозговой дисфункции.

Следует сказать, что незрелость префронтальных отделов коры (которые в норме становятся окончательно подготовленными к действию лишь в возрасте 4-7 лет) обусловливает гиперфункцию сенсорного типа активации с неспособностью тормозить ориентировочные рефлексы на побочные, отвлекающие раздражители, что проявляется в синдроме гиперактивности с дефицитом внимания. Отсюда перевозбуждение в обычных условиях школьного обучения и вторичные психотравмирующие проблемы с успеваемостью, поведением, общением, которые не перерабатываясь на сознательно-рациональном уровне (в силу той же незрелости лобных отделов) «отсылаются» для отреагирования на нижележащий (сомато-вегетативно-инстинктивный) уровень нервно-психической реактивности. Отсюда высокий риск осложнения синдрома гиперактивности психосоматическими расстройствами, а также нарушений в сфере инстинктов и влечений.

  • Нейрохимические процессы. Одна из последних гипотез происхождения синдрома - нарушение метаболизма дофамина и норадреналина, являющихся нейромедиаторами центральной нервной системы. Изучение патохимических механизмов синдрома и, в частности, катехоламинового обмена было начато еще в 70-х годах. Катехоламиновая иннервация затрагивает основные центры высшей нервной деятельности: центр контроля и торможения двигательной и эмоциональной активности, программирования деятельности, системы внимания и оперативной памяти. Кроме того, катехоламины выполняют функции положительной стимуляции и участвуют в формировании стресс-реакции. Таким образом, катехоламинергические системы участвуют в модуляции основных высших психических функций, что обуславливает возникновение различных нервно-психических расстройств при нарушении обмена катехоламинов. В пользу катехоламиновой концепции патогенеза говорит и тот факт, что симптомы гиперактивности и сниженного внимания уже более полувека успешно лечатся психостимуляторами ЦНС, являющимися катехоламиновыми агонистами. Предполагается, что эти препараты увеличивают доступность катехоламинов на уровне синапсов путем стимуляции их синтеза и торможения обратного захвата в пресинаптических нервных окончаниях (Biederman J., Spencer T., 1999).

.Пищевой фактор. Американским аллергологом Feingold (1975) была установлена связь гиперактивности с присутствием в пище различных добавок и веществ природного происхождения: искусственных красителей и естественных пищевых салицилатов. Тартразин и соли салициловой кислоты были отмечены как особо вредоносные. В настоящее время употребление пищи без пищевых добавок и красителей широко используется в лечении СДВГ. Но некоторые исследователи отмечают, что, вероятно, эффективность такой "диеты" больше связана с тем, что употребление пищи без добавок заставляет родителей быть более решительными, настойчивыми и последовательными, по крайней мере, в отношении питания их детей, а не с непосредственным действием, связанным с удалением вредных веществ из пищи (Graham P.J., Turk J., Verhulst F.C., 1999).

Установлено также, что избыточные концентрации пищевого сахара (особенно в утренние часы) при недостаточном содержании белков в организме оказывают влияние на поведение детей с СДВГ (Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Соловьев О.И., 1997). Все эти данные свидетельствуют о важном значении сбалансированного питания детей с СДВГ.

. Свинец. Известно, что снижение интеллектуальных функций, гиперативность и нарушения поведения часто наблюдаются в случаях отравления свинцом. Установлено, что свинец в более низких концентрациях, раньше принимаемых в пределах нормы, может быть причиной возникновения гиперактивности. Установлено, что одним из источников загрязнения окружающей среды свинцом служат выхлопные газы автотранспорта. Поэтому проживание вблизи автомагистаралей считается фактором, предрасполагающим к накоплению свинца в организме. В результате массового обследования детей, проведенного в Эдинбурге, были установлены дозозависимые соотношения между высокими уровнями свинца в крови и балльными оценками проявлений агрессивности и гиперактивности (G. Thomson et al., 1989).

. Психологические факторы. Причинами проявления синдрома гиперактивности могут служить следующие психологические механизмы: склонность постоянно привлекать к себе внимание, проблемы изменения уровня возбуждения (иногда дети демонстрируют чрезмерно низкий, а иногда чрезмерно высокий уровень возбуждения), низкий уровень самоконтроля, отвращение к задержкам, патологически высокая отвлекаемость, реакции ребенка на психотравмирующую ситуацию, ведущее нарушение внимания и, возможно, нарушение обработки соматосенсорных информации.

* Социальные факторы .

У детей, живущих в плохих социальных условиях, в несоответствующих требованиям жилищных условиях и в семьях, испытывающих финансовые затруднения, с большей вероятностью будут наблюдаться нарушения поведения, включающие нарушения, характеризующиеся высоким уровнем активности. Вероятно, эти факторы оказывают влияние на здоровье и поведение родителей.

Также, неблагоприятная семейная обстановка (разлад в семье, низкий социальный уровень, большая семья, наличие преступников, психически неполноценных членов семьи) является серьезным фактором риска для развития СДВГ и других, связанных с ним, психиатрических, когнитивных и психосоциальных нарушений (Biederman J., 1995). О влиянии нестабильных семейных отношений на вероятность возникновения у ребенка СДВГ указывает также и Barkley R.A., в течение 8 лет наблюдавший 123 ребенка с СДВГ (Barkley R.A. et al., 1990). Однако выявить влияние этих факторов удается далеко не у всех больных.

  • Поведение родителей. В клинических исследованиях было замечено, что матери таких детей иногда невосприимчивы к потребностям своих детей. Возможно, сверхактивное поведение ребенка направлено на то, чтобы вызвать ответную реакцию у опекающего его взрослого, или, в тяжелых случаях, это может отражать проблемы взаимосвязи матери и ребенка. Родители гиперактивных детей также иногда обнаруживают неспособность постоянно контролировать ребенка, оказываются порой пассивными и примиряются с его трудным поведением. Впрочем, стоит с осторожностью говорить о роли родителей, как о причине возникновения гиперактивности. Было показано, что родительское поведение становится более адекватным, когда дети успешно лечатся стимуляторами (Barkley 1989), что говорит о том, что неадекватное поведение родителей может быть вторичным по отношению к проблемам поведения ребенка.
  • Ранний негативный жизненный опыт ребенка. Дети, разлученные с родителями в раннем детстве, воспитывающиеся в дальнейшем в детских учреждениях в течение 2-3 лет и, наконец, усыновленные в хорошие семьи, могут продолжать демонстрировать трудности поведения, в том числе и гиперкинетического плана. Кроме того, некоторые родители относят начало развития гиперкинетического расстройства к какому-либо стрессу, например, госпитализация ребенка, имевшая место на 1-ом году жизни. Нет никаких систематически собранных данных о более поздних воздействиях подобных травм, но, несомненно, такие последствия имеют место.
  • Эффект взаимодействия (наложения).

5. Вышеупомянутые возбудители гиперактивного поведения ребенка часто накладываются друг на друга и воздействуют на ребенка. Очень распространенный пример, когда у гиперактивного ребенка дисгармоничные свойства личности взаимодействуют с давлением со стороны родителей или личностными проблемами, в результате усложняя родителям контроль и уход за ребенком. Модель подобного сочетания может быть еще более сложной, если, например, имеет место негативное переживание, вызывающее нейрофизиологическую дисфункцию и трудности в модуляции и контроле этого переживания. В этом случае у ребенка могут проявляться трудности обучения, которые оказывают вторичное негативное воздействие на его поведение. Гиперактивное поведение часто сочетается с более общими трудностями поведения и непослушанием. Когда они сочетаются, основное проявление такого поведения подобно тому, что и у "чистого" (не отягощенного) гиперкинетического расстройства. Легко себе представить, как негативное переживание и неоднократное ощущение своей несостоятельности в сочетании с низким чувством собственного достоинства могут привести к развитию кондуктивного расстройства у ребенка с гиперкинетическим синдромом. Изучения семьи также указывают на то, что одна треть ближайших родственников детей с СДВГ сами имеют (или имели) подобные расстройства. Таким образом, значительная часть родителей таких детей имеют, по меньшей мере, связанные с СДВГ нарушения, которые будут отражаться на их родительских и социальных возможностях. Дифференциальный диагноз

В диагностической и коррекционной работе с гиперактивными детьми важно учитывать, что СДВГ может иметь сходство с целым рядом других состояний. Дифференциальная диагностика СДВГ затруднена из-за большого числа сочетающихся расстройств и патологических состояний, при которых его симптомы наблюдаются в качестве вторичных проявлений. Среди сочетающихся расстройств при СДВГ называют следующие: трудности в овладении учебным материалом и учебными навыками, поведенческие расстройства, тревожность или расстройства настроения, языковые и коммуникативные нарушения, депрессивно-маниакальный синдром, синдром Туретта и другие.

Дифференциальный диагноз СДВГ проводится с такими патологическими состояниями, как посттравматическая энцефалопатия, фетальный алкогольный синдром, недолговечный Х-синдром, хроническое отравление свинцом, нелеченая фенилкетонурия, постинфекционная энцефалопатия, синдром кратковременных судорог, выраженное нарушение развития и другие (Faraone S.V., Biederman J., 1997; Брязгунов И.П., Касатикова Е.В., 2002).

Прежде всего, СДВГ следует разграничивать с нормальной, свойственной многим детям высокой двигательной активностью. При этом необходимо иметь в виду возможность проявления индивидуальных особенностей темперамента, а также то, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития. Кроме того, внимание ребенка неразрывно связано с мотивацией: дети не склонны уделять внимание тому или иному занятию до тех пор, пока они не поймут, почему они должны это делать, если занятие не кажется им интересным и не влечет за собой поощрения.

Для диагностики психопатоподобных эквивалентов депрессии у детей и подростков используются следующие критерии:

  • обязательное присутствие в психопатологической картине более или менее выраженных депрессивных расстройств той или иной синдромальной структуры, стоящих за фасадом отклоняющегося поведения;
  • очерченная во времени приступообразность поведенческих девиаций; наличие суточных и сезонных колебаний имеющихся нарушений;
  • сочетание расстройств поведения с соматовегетативными проявлениями депрессии;
  • зависимость психопатоподобной симптоматики от приема антидепрессантов (Татарова И.Н., 1985).

Исследования Ю.С. Шевченко показали, что можно выделить два личностно-динамических критерия отграничения психопатоподобных эквивалентов эндогенной депрессии от сходных состояний психогенной, энцефалопатической и конституциональной (психопатической) природы. Одним из них является то, что для пограничных состояний не характерно развитие выраженных девиантных форм поведения у лиц с тревожно-мнительными, психастеническими чертами характера, тогда как при шизофрении указанный преморбид отмечается в 1/3 случаев.

Вторым критерием, указывающим на депрессивную природу психопатоподобного синдрома, является своеобразие личностного отношения пациента к своему поведению, как к чуждому, не свойственному его установкам и стилю жизни. После аффективных вспышек эти больные нередко испытывают чувство вины, раскаяние. В отличие от патохарактерологических и психопатических реакций поведение больных с маскированной депрессией связывается ими не с ситуационными моментами, а с душевным дискомфортом, безрадостностью, непереносимостью "веселых лиц" вокруг себя, стремлением избавиться от мучительной скуки и недовольства собой. Их агрессивность, как правило, имеет случайную направленность, а влечения отражают не столько эмоциональную дефицитарность (в особенности на начальных этапах заболевания), сколько регрессивное оживление инстинктивных моделей поведения (Шевченко Ю.С., 2000).

Вопросы по СДВГ

Форум - СДВГ

Ранее называлось минимальной мозговой дисфункцией (ММД), гиперкинетическим синдромом, минимальным повреждением головного мозга. Это одно из наиболее распространенных детских поведенческих расстройств, у многих сохраняющееся во взрослом возрасте.

Распространенность

Расстройство чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек от 3:1 до 9:1, в зависимости от критериев диагноза. В настоящее время распространенность среди школьников от 3 до 20%. В 30-70% случаев синдромы расстройства переходят во взрослый возраст. Гиперактивность в подростковом возрасте у многих уменьшается, даже если остаются другие нарушения, однако высок риск развития асоциальной психопатии, алкоголизма и наркомании.

Что провоцирует Нарушение активности и внимания:

Ранее гиперкинетическое расстройство связывалось с внутриутробным или постнатальным повреждением мозга («минимальным поражением мозга»). Выявлена генетическая предрасположенность к данному расстройству. У однояйцевых близнецов конкордантность выше, чем у двуяйцовых. 20-30% родителей больных страдали или страдают нарушениями активности и внимания. Врожденная склонность к гиперактивности усиливается под влиянием определенных социальных факторов, так как такое поведение чаще встречается у детей, живущих в неблагоприятных социальных условиях. У родителей больных чаще, чем у населения в целом встречаются алкоголизм, асоциальная психопатия и аффективные расстройства. Предполагаемые причины расстройства связываются с пищевой аллергией, длительной интоксикацией свинцом и воздействием пищевых добавок, однако эти гипотезы не подкреплены убедительными доказательствами. Выявлена сильная связь между нарушениями активности и внимания и нечувствительностью к тиреоидным гормонам - редким состоянием, в основе которого лежит мутация гена бета-рецептора тиреоидных гормонов.

Симптомы Нарушение активности и внимания:

Диагностические критерии расстройства с годами несколько изменились. Симптоматика почти всегда проявляется до 5-7 лет. Средний возраст обращения к врачу 8-10 лет.

Основные проявления включают:

  • - Нарушения внимания. Неспособность сохранять внимание, снижение избирательного внимания, неспособность надолго сосредоточиться на предмете, частые забывания того, что нужно сделать; повышенная отвлекаемость, возбудимость. Такие дети суетливы, неусидчивы. Еще больше внимание снижается в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно. Некоторые дети даже не могут досмотреть до конца любимые телепередачи.
  • - Импульсивность. В виде неряшливого выполнения школьных заданий, несмотря на усилия делать их правильно; частых выкриков с места, шумных выходок во время занятий; «влезания» в разговор или работу других; нетерпеливости в очереди; неумения проигрывать (вследствие этого частые драки с детьми). С возрастом проявления импульсивности могут меняться. В раннем возрасте это недержание мочи и кала; в школе - излишняя активность и крайняя нетерпеливость; в подростковом возрасте - хулиганские выходки и асоциальное поведение (кражи, употребление наркотиков и т.д.). Однако чем старше ребенок, тем импульсивность выраженнее и заметнее для окружающих.
  • - Гиперактивность. Это необязательный признак. У части детей двигательная активность может быть снижена. Однако двигательная активность качественно и количественно отличается от возрастной нормы. В дошкольном и раннем школьном возрасте такие дети непрерывно и импульсивно бегают, ползают, вскакивают, очень суетливы. К пубертату гиперактивность часто уменьшается. Дети без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим, но у них чаще наблюдаются парциальные задержки развития, в том числе школьных навыков.

Дополнительные признаки

  • - Нарушения координации отмечаются в 50-60% в виде невозможности тонких движений (завязываний шнурков, пользования ножницами, раскрашивания, письма); нарушений равновесия, зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, катанию на велосипеде, играм с мячом).
  • - Эмоциональные нарушения в виде неуравновешенности, вспыльчивости, нетерпимости к неудачам. Отмечается запаздывание эмоционально развития.
  • - Отношения с окружающими. В психическом развитии дети с нарушениями активности и внимания отстают от сверстников, но стремятся быть лидерами. Дружить с ними трудно. Это дети - экстраверты, они ищут друзей, но быстро их теряют. Поэтому они чаще общаются с более «покладистыми» младшими по возрасту. Трудно складываются отношения с взрослыми. На них не действуют ни наказания, ни ласка, ни похвала. Именно «невоспитуемость» и «плохое поведение» с точки зрения родителей и педагогов - основной повод обращения к врачам.
  • - Парциальные задержки развития. Несмотря на нормальный IQ, успеваемость в школе у многих детей низкая. Причины - невнимательность, отсутствие упорства, нетерпимость к неудачам. Характерны парциальные задержки развития письма, чтения, счета. Основной признак - несоответствие высокого интеллектуального уровня и плохой успеваемости в школе. Критерием парциальной задержки считается отставание навыков от должных не менее чем на 2 года. Однако необходимо исключать другие причины неуспеваемости: расстройства восприятия, психологические и социальные причины, низкий интеллект и неадекватное преподавание.
  • - Поведенческие расстройства. Наблюдаются не всегда. Не у всех детей с расстройствами поведения могут быть нарушения активности и внимания.
  • - Ночное недержание мочи. Расстройства засыпания и сонливость по утрам.

Нарушения активности и внимания могут быть разделены на 3 типа: с преобладанием невнимательности; с преобладанием гиперактивности; смешанный.

Диагностика Нарушение активности и внимания:

Необходимо наличие невнимательности или гиперактивности и импульсивности (или всех проявлений одновременно), не соответствующих возрастной норме.

Особенности поведения:

  • 1) проявляются до 8 лет;
  • 2) обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности - школе, дома, труде, играх, клинике;
  • 3) не обусловлены тревожными, психотическими, аффективными, диссоциативными расстройствами и психопатиями;
  • 4) вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

Невнимательность:

  • 1. Неспособность сосредотачиваться на деталях, ошибки по невнимательности.
  • 2. Неспособность поддерживать внимание.
  • 3. Неспособность вслушиваться в обращенную речь.
  • 4. Неспособность доводить задания до конца.
  • 5. Низкие организаторские способности.
  • 6. Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения.
  • 7. Потери предметов, необходимых для выполнения задания.
  • 8. Отвлекаемость на посторонние раздражители.
  • 9. Забывчивость. (Из перечисленных признаков хотя бы шесть должны сохраняться более 6 мес.)

Гиперактивность и импульсивность (из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не менее 6 мес.):

  • - гиперактивность: ребенок суетлив, неусидчив. Вскакивает с места без разрешения. Бесцельно бегает, ерзает, карабкается. Не может отдыхать, играть в тихие игры;
  • - импульсивность: выкрикивает ответ, не дослушав вопрос. Не может ждать своей очереди.

Дифференциальная диагностика

Для постановки диагноза необходимы: подробный анамнез жизни. Информацию необходимо выяснять у всех, кто знает ребенка (родители, воспитатели, учителя). Подробный семейный анамнез (наличие алкоголизма, синдрома гиперактивности, тиков у родителей или родственников). Данные о поведении ребенка в настоящее время.

Необходимы сведения об успеваемости и поведении ребенка в учебном заведении. Информативных психологических тестов для диагностики данного расстройства в настоящее время нет.

Нарушения активности и внимания не имеют четких патогномоничных признаков. Заподозрить это расстройство можно на основании анамнеза и психологического тестирования с учетом диагностических критериев. Для постановки окончательного диагноза показано пробное назначение психостимуляторов.

Явления гиперактивности и невнимательности могут быть симптомами тревоги или депрессивных расстройств, нарушений настроения. Диагноз данных расстройств ставится при наличии их диагностических критериев. Наличие острого начала гиперкинетического расстройства в школьном возрасте может быть проявлением реактивного (психогенного или органического) расстройства, маниакального состояния, шизофрении, неврологического заболевания.

Лечение Нарушение активности и внимания:

Медикаментозное лечение эффективно в 75-80% случаев, при правильно поставленном диагнозе. Его действие в большей степени симптоматическое. Подавление симптомов гиперактивности и нарушений внимания облегчает интеллектуальное и социальное развитие ребенка. Медикаментозное лечение подчиняется нескольким принципам: эффективна только многолетняя терапия, заканчивающаяся в подростковом возрасте. Подбор препарата и дозы исходят из объективного эффекта, а не ощущений больного. Если лечение эффективно, то необходимо через определенные промежутки времени делать пробные перерывы для выяснения, может ли ребенок обходиться без препаратов. Первые перерывы желательно устраивать на каникулах, когда психологическая нагрузка на ребенка меньше.

Фармакологические вещества, применяемые для лечения этого расстройства, являются стимуляторами ЦНС. Механизм их действия до конца неизвестен. Однако психостимуляторы не только успокаивают ребенка, но и влияют на другие симптомы. Повышается способность к сосредоточению, появляются эмоциональная устойчивость, чуткость к родителям и сверстникам, налаживаются социальные отношения. Может резко улучшиться психическое развитие. В настоящее время используют амфетамины (дексамфетамин (Декседрин), метамфетамин), метилфенидат (Риталин), пемолин (Цилерт). Индивидуальная чувствительность к ним различна. Если неэффективен один из препаратов, переходят на другой. Преимущество амфетаминов - большая длительность действия и наличие пролонгированных форм. Метилфенидат обычно принимают 2-3 раза в сут., он чаще оказывает седативное действие. Промежутки между приемами обычно 2,5-6 ч. Пролонгированные формы амфетаминов принимают 1 раз в сут. Дозы психостимуляторов: метилфенидата - 10- 60 мг/сут.; метамфетамина - 5-40 мг/сут.; пемолина - 56,25-75 мг/сут. Начинают лечение обычно с низких доз с постепенным повышением. Физическая зависимость обычно не развивается. В редких случаях развития толерантности переходят на другой препарат. Не рекомендуется назначать метилфенидат детям младше 6 лет, дексамфетамин - детям младше 3 лет. Пемолин назначают при неэффективности амфетаминов и метилфенидата, однако его эффект может быть отсроченным, в течение 3-4 недель. Побочные эффекты - снижение аппетита, раздражительность, боль в эпигастрии, головная боль, бессоница. У пемолина - повышение активности печеночных ферментов, возможная желтуха. Психостимуляторы повышают ЧСС, АД. Некоторые исследования свидетельствуют об отрицательном влиянии препаратов на рост и массу тела, однако это временные нарушения.

При неэффективности психостимуляторов рекомендуют гидрохлорид имипрамина (тофранил) в дозах от 10 до 200 мг/сут.; другие антидепрессанты (дезипрамин, амфебутамон, фенелзин, флуоксетин) и некоторые нейролептики (хлорпротиксен, тиоридазин, сонапакс). Нейролептики не способствуют социальной адаптации ребенка, поэтому показания для их назначения ограничены. Их следует применять при наличии выраженной агрессивности, неуправляемости или когда другая терапия и психотерапия неэффективны.

Психотерапия

Положительного эффекта позволяет добиться психологическая помощь детям и их семьям. Целесообразна рациональная психотерапия с объяснением ребенку причин его неудач в жизни; поведенческая терапия с обучением родителей методам вознаграждения и наказания. Уменьшение психологической напряженности в семье и в школе, создание благоприятной для ребенка обстановки способствуют эффективности лечения. Однако как метод радикального лечения нарушений активности и внимания психотерапия неэффективна.

Контроль за состоянием ребенка должен устанавливаться с начала лечения и проводиться в нескольких направлениях - изучение поведения, успеваемости в школе, социальных взаимоотношений.

ped/177 MeSH D001289

Синдро́м дефици́та внима́ния и гиперакти́вности (англ. attention deficit hyperactivity syndrome ), аббр. СДВГ , расстро́йство внима́ния с гиперакти́вностью или гиперакти́вное расстро́йство с дефици́том внима́ния (англ. attention deficit hyperactivity disorder , аббр. ADHD ) - неврологическо -поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте . Проявляется такими симптомами , как трудности концентрации внимания , гиперактивность и плохо управляемая импульсивность . Также при склонности к СДВГ у взрослых возможны снижение интеллекта и трудности с восприятием информации.

СДВГ и его лечение вызывает много споров начиная уже с 1970 годов . В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Некоторые считают, что такого заболевания, как СДВГ, не существует вообще, однако их противники полагают, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния. Некоторые исследователи настаивают даже на влиянии климатических факторов в развитии СДВГ у детей .

Классификация

  • Расстройство дефицита внимания/гиперактивности: преобладание дефицита внимания - СДВГ-ПДВ или СДВГ-ДВ (англ. attention-deficit/hyperactivity disorder: predominantly inattentive presentation , код 314.00/F90.0)
  • Расстройство дефицита внимания/гиперактивности: преобладание гиперактивности и импульсивности - СДВГ-ГИ или СДВГ-Г (англ. attention-deficit/hyperactivity disorder: predominantly hyperactive/impulsive presentation , код 314.01/F90.1)
  • Расстройство дефицита внимания/гиперактивности: смешанный тип - СДВГ-С (англ. attention-deficit/hyperactivity disorder: combined presentation , код 314.01/F90.2).
  • Другое уточнённое расстройство дефицита внимания/гиперактивности (англ. other specified attention-deficit/hyperactivity disorder , код 314.01/F90.8).
  • Неуточнённое расстройство дефицита внимания/гиперактивности (англ. unspecified attention-deficit/hyperactivity disorder , код 314.01/F90.9).
  • 6A05.0: Представлена преимущественно невнимательность.
  • 6A05.1: Представлена преимущественно гиперактивность-импульсивность.
  • 6A05.2: Смешанный тип.
  • 6A05.Y: Другой уточнённый тип.
  • 6A05.Z: Неуточнённый тип.

Распространённость

Импульсивность

Одним из главных признаков СДВГ, наряду с нарушениями внимания, является импульсивность - недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Клинически эти дети часто характеризуются как быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определёнными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. В результате нередки несчастные случаи с отравлениями и травмами. Дети с СДВГ могут легкомысленно и беспечно повредить или уничтожить чью-либо собственность значительно чаще, чем дети без признаков СДВГ.

Одна из трудностей в диагностировании СДВГ - то, что он часто сопровождается другими проблемами. Небольшая группа людей с СДВГ страдает редким расстройством, называемым синдром Туретта (комбинированные голосовые и множественные двигательные тики) .

Диагностические критерии

Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-5

Невнимательность

  1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях: из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности (например, пропускает детали, работа неточная).
  2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр (например, с трудом остаётся сосредоточенным во время лекций , разговоров или длительного чтения).
  3. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь (например, кажется что умственно он в другом месте, даже в отсутствие какого-либо очевидного отвлечения).
  4. Часто не следует инструкциям и не завершает школьные задания, обязанности или рутинные операции на рабочем месте (например, начинает задания, но быстро теряет фокус и легко отвлекается).
  5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения задач и других видов деятельности (например, затруднение в управлении последовательными задачами, затруднение хранения материалов и вещей в порядке; беспорядочная, неорганизованная работа, плохое управление временем, невыполнение сроков).
  6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьная или домашняя работа, для старших подростков и взрослых - подготовка отчётов, заполнение бланков, анализ длинных документов).
  7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, школьные материалы, карандаши, книги , инструменты, кошельки , ключи , документы, очки , мобильные телефоны , зонты, перчатки, кольца или браслеты, которые снял на время).
  8. Легко отвлекается на посторонние стимулы (для старших подростков и взрослых может включать отвлечённые мысли).
  9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях (например, выполнение обязанностей, выполнение поручений, у старших подростков и взрослых - обратные звонки, оплата счетов, назначение встреч).

MOXO является компьютерным тестом для диагностики симптомов СДВГ у детей, подростков и взрослых. Тест существует в двух версиях, которые рассчитаны на детскую (6-12 лет) и взрослую аудиторию (13-70 лет) .

Тест представляет собой программу, которая состоит из восьми уровней. В процессе прохождения теста, на экране появляются целевые и не целевые раздражители, на которые испытуемый соответственно должен реагировать нажатием пробела или наоборот - отсутствием каких-либо действий .

Особенность теста состоит в том, что в процессе его прохождения на экране с помощью визуальных анимаций и звуковых эффектов возникают раздражители, идентичные раздражителям реальной жизни. Использование таких раздражителей позволяет достигнуть высокой точности диагностики симптомов СДВГ (на 90 %) .

Результатами теста выступают численные значения симптомов СДВГ, а также графики активности испытуемого на каждом из 8 этапов тестирования. Графики активности позволяют специалисту расшифровать влияние аудиальных, визуальных и комбинированных раздражителей на общий профиль внимания испытуемого и на каждый из четырёх критериев СДВГ по классификации DSM-5: внимательности, согласованности действий, импульсивности и гиперактивности .

Диагностические критерии СДВГ по классификации МКБ-10

Начало расстройства должно быть до 7 лет, продолжительность его не менее 6 месяцев, а коэффициент интеллекта (IQ) пациента выше 50 .

СДВГ у взрослых

Многие взрослые, у которых СДВГ не был выявлен в детстве, не осознают, что именно это и есть причина их неспособности сохранять внимание, трудностей в изучении нового материала, в организации пространства вокруг себя и в межличностных отношениях.

Американское исследование 2006 года (т. н. Гарвардское исследование), включившее немногим более 3 тысяч человек, позволило его авторам рассчитать ожидаемую распространённость СДВГ в 4,4 % во взрослой популяции (диагноз по критериям DSM-IV). Более высокая распространённость СДВГ выявлялась, если обследуемый являлся мужчиной, этническим европейцем, безработным и женатым в прошлом . В несколько более раннем исследовании (тоже в США, 966 взрослых обследованных) распространённость СДВГ среди взрослых была установлена в 2,9 % для СДВГ в узком понимании (Narrow ADHD, установлен по критериям DSM-IV) и 16,4 % для СДВГ в расширенном толковании (диагноз ставился с учётом ряда дополнительных, подпороговых критериев) . С возрастом распространённость СДВГ у взрослых снижается .

Распространённость СДВГ у взрослых существенно зависит от наличия сопутствующих психологических проблем и заболеваний: по данным мексиканского исследования 2007 года наличие СДВГ было установлено у 5,37 % обследуемых из общей популяции (обследовано 149 человек) и у 16,8 % амбулаторных пациентов психиатров с непсихотическими психиатрическими заболеваниями (обследован 161 человек). Особенно примечательно, что среди психиатрических пациентов половые различия в распространённости СДВГ оказались «перевёрнутыми» по отношению к СДВГ в общей популяции и среди детей: СДВГ был установлен у 21,6 % пациенток-женщин и только у 8,5 % пациентов-мужчин .

Методы лечения СДВГ

В разных странах подходы к лечению и коррекции СДВГ и доступные методы могут отличаться. Однако, невзирая на эти различия, большинство специалистов считают наиболее эффективным комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае. Используются методы модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции. Медикаментозная терапия назначается по индивидуальным показаниям в случаях, когда нарушения поведения и когнитивных функций не могут быть преодолены немедикаментозными методами .

В США для лечения детей используется протокол WWK3 , а для лечения взрослых протокол WWK10 . В том числе для лечения детей разрешено применение

В последнее время детям все чаще выставляется диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности».

Многие не воспринимают это заболевание всерьез, между тем проблема намного серьезней, чем кажется. Не только окружающие, но и сам ребенок страдает от своего состояния.

Взрослые должны четко понимать, где находится грань между плохим воспитанием и истинным заболеванием, чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией.

О причинах и симптомах синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей до года (грудничков), дошкольного и школьного возраста, что это за диагноз (его расшифровка) и насколько он опасен для ребенка?

Что это такое, код по МКБ-10

Синдром гиперактивности - это неврологическое и поведенческое расстройство , которое заключается в повышенной возбудимости нервной системы.

Патология выражается в излишней импульсивности, трудностях с концентрацией внимания, плохой управляемости. По МКБ 10 болезнь имеет шифр F90.0 - нарушение активности и внимания.

Данная болезнь проявляется в детском возрасте. Впервые о ней заговорили в 70-х годах 20 века. Однако, многие врачи до сих пор сомневаются в том, что такой диагноз существует.

Все проявления они объясняют наследственностью, результатами воспитания, влиянием окружающих и среды. По статистике, нарушение присутствует почти у 5% населения , большинство из которых - представители мужского пола.

В медицине выделяют три вида синдрома:

  • Гиперактивность с преобладанием дефицита внимания.
  • Расстройство с преобладанием гиперактивности и импульсивности.
  • Смешанный тип.

Причины СДВГ в детском возрасте

Диагноз СДВГ ставится в возрасте от 4 до 7 лет . Это обусловлено необходимостью наблюдать поведение ребенка в разной обстановке: дома, в детском саду, на улице.

Маленьким детям, особенно до года, патологию не диагностируют, даже если есть проявления. Повышенная возбудимость новорожденных может быть признаком других болезней.

  • импульсивность;
  • неусидчивость;
  • повышенное беспокойство;
  • проблемы с засыпанием;
  • задержка развития;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • неуправляемость.

патология выражается в том, что он мало спит, просыпается от любого шороха, часто плачет без видимой причины.

Самые яркие предметы и игрушки вызывают у него секундный интерес. У таких детей часто выявляется повышенный мышечный тонус.

Гиперактивность у детей 2-3-х лет проявляет себя ярче. Дети не могут сосредоточиться, во время еды или других занятий постоянно крутятся на стуле. Их отличает излишняя капризность.

Таких детей трудно увлечь играми, книжками, даже мультики привлекают их внимание не надолго. Еще одна характерная черта - перепады настроения. Малыш может внезапно замолчать, отказываться от общения и игр.

В 3-4 года ребенок при гиперактивности проявляет агрессию по отношению к окружающим, стремится быть первым, психует, когда ему не позволяют этого. Он часто вступает в конфликты со сверстниками, дерется.

В возрасте 5-7 лет болезнь выражается в непослушании, истериках , нежелании подчиняться принятым правилам поведения.

Дети с СДВГ могут устроить скандал в магазине, детском саду, при этом на ребенка не действуют никакие уговоры. Гиперактивный ребенок может в порыве гнева нанести увечья себе или другим.

У школьников СДВГ выражается в следующих симптомах:

  • Бесцельная двигательная активность: бег, болтание ногами, движение на стуле, попытки залезть, куда не следует.
  • Невозможность дождаться своей очереди.
  • Болтливость, влезание в чужие разговоры.
  • Невозможность играть в спокойные игры.
  • Перепады настроения.
  • Отсутствие чувства опасности.
  • Трудности в концентрации, выполнении школьных заданий.
  • Постоянная забывчивость, потеря личных вещей.
  • Неорганизованность, невыполнение работы в срок.
  • Отвлечение на посторонние предметы (игры в телефон на уроке).
  • Агрессивное поведение.
  • Суицидальные мысли.
  • Неаккуратность, неряшливость.
  • Задержка эмоционального развития.

Дети с СДВГ плохо учатся, пропускают занятия в школе, постоянно конфликтуют с учителями и одноклассниками.

Они могут пропускать школу, уйти из дома. Хотя интеллектуальные способности этих ребят находятся на нормальном уровне.

Отличия от активности

Здорового темпераментного ребенка от гиперактивного можно отличить по следующим признакам:

  • После активных игр он самостоятельно успокаивается и отдыхает.
  • Засыпает нормально и спит в соответствии с возрастом.
  • Имеет чувство опасности и страха, не будет повторно лезть в опасное место.
  • Быстро понимает слово «нельзя».
  • От истерики его легко можно отвлечь другим раздражителем.
  • Легко соглашается на альтернативу.
  • Не проявляет агрессии к родителям и сверстникам.

Еще больше о симптомах и признаках гиперактивности у детей узнаете из следующего видео:

Возможные последствия

Такой болезнью человек страдает в любом возрасте . У него возникают трудности с социальной адаптацией, начиная с детского сада.

Он не может найти общий язык со сверстниками, постоянно конфликтует. На него жалуются родители других детей, ему постоянно ставят в пример одноклассников, тем самым занижая его самооценку.

У школьников имеются трудности с учебой , они отстают в развитии, пропускают занятия. Посещение школы превращается в пытку. Это приводит к замкнутости и агрессии.

Из-за импульсивности часто возникают ситуации, угрожающие здоровью ребенка и окружающих. Если заболевание не лечить, то у взрослого человека сформируется психопатический тип личности.

Как диагностировать

Признаки патологии родители замечают у деток уже в 2-3 года. Точно установить диагноз может невролог совместно с психологом.

Врач выслушивает жалобы родителей, проводит беседу с ребенком. Для психолога важно знать, как прошла адаптация в саду или школе, какая обстановка в семье.

Более старшим пациентам проводят компьютерный тест на внимание.

Он состоит из 8 уровней, на экране появляются раздражители, на которые пациент должен либо нажимать кнопки, либо не реагировать.

Помимо этого теста, врач может назначить энцефалограмму, анализ крови на гормоны.

Лекарственная терапия пациентам с СДВГ назначается в крайнем случае, когда другие методы бессильны.

Обычно применяют Дезипрамин и Атомоксетин, которые стимулируют сосуды мозга, снимают внутричерепное давление. Также используют психостимуляторы (Левамфетамин), ноотропы (Церебролизин, Пантогам).

В большинстве случаев врачи стараются обойтись без лекарств, используя методы психокоррекции. Этим методам обучают и родителей.

Самые эффективные методики: Ребенку предлагают жизненные ситуации, он должен смоделировать свое поведение.

  • Игровые методы. Могут быть индивидуальными и групповыми. Это игры на внимание, память, усидчивость, контроль импульсивности.
  • Арт-терапия. Позволяет снизить тревожность, подавить агрессию, поднять самооценку. Используют рисование, лепку, игры на музыкальных инструментах, поделки и т. д.
  • Физическая активность. Детям с СДВГ нельзя ограничивать физическую активность, занятия спортом важны для них, чтобы происходил выплеск энергии. Тренировки проводят по четкому расписанию, чтобы ребенок привыкал к дисциплине, усваивал правила спортивных игр.
  • Питание и распорядок дня

    Для малыша важно организовать правильный режим дня . Он должен спать, гулять и кушать в одно и то же время. Перед сном желательно поиграть в спокойную настольную игру или почитать книжку.

    В доме у ребенка должно быть личное пространство, комната или уголок, нужно каждый день приучать его собирать вещи, игрушки.

    Большую роль играет правильное питание. Врачи утверждают, что стремительный рост случаев гиперактивности связан с употреблением фастфуда и продуктов с консервантами.

    Рацион ребенка должен состоять из нежирного мяса, овощей, фруктов, молочных продуктов. Сладости и вредные блюда нужно свести к минимуму.

    Чего нельзя делать

    Вконтакте

    В разных странах подходы к лечению и коррекции СДВГ и доступные методы могут отличаться. Однако, невзирая на эти различия, большинство специалистов считают наиболее эффективным комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае. Используются методы модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции. «Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения со стороны когнитивных функций и проблемы поведения у ребёнка с СДВГ не могут быть преодолены лишь с помощью немедикаментозных методов. »В США для лечения используется вызывающий привыкание риталин.
     Фармакокоррекция. При лечении СДВГ в качестве вспомогательного метода применяются лекарственные средства. Наиболее известные из них - это психостимуляторы, такие как метилфенидат, декстроамфетамин с амфетамином и декстроамфетамин. Один из недостатков этих препаратов - необходимость принимать их несколько раз в день (время действия около 4 часов). Сейчас появились метилфенидат и декстроамфетамин с амфетамином продолжительного действия (до 12 часов). Также используют препараты других групп, например - атомоксетин.
     Особая осторожность необходима при назначении стимуляторов детям, поскольку ряд исследований показал что их высокие дозы (например Methylphenidate более 60 mg/день) или неправильное применение вызывает привыкание и может побудить подростков использовать более высокие дозы для достижения наркотического эффекта. Согласно исследованию, проводимому в США среди кокаиновых наркоманов, у лиц с СДВГ употреблявших стимуляторы в подростковом возрасте вероятность пристрастия к кокаину в 2 раза выше, чем у тех кто был диагнозирован СДВГ, но не употреблял стимуляторов.
     В 2010 году в Австралии было опубликовано исследование о безрезультатности и неэффективности лечения СДВГ стимуляторами. Исследование охватывало людей, за которыми наблюдали на протяжении 20 лет.
     Комитет по правам ребёнка Организации Объединенных Наций издал рекомендации, в которых говорится следующее: «Комитет выражает озабоченность сведениями о том, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и синдром дефицита внимания (СДВ) диагностируется ошибочно, и что в результате чрезмерно прописываются психостимуляторы, несмотря на увеличивающееся количество свидетельств о вредном воздействии этих препаратов. Комитет рекомендует провести дальнейшие исследования в отношении диагностики и лечения СДВГ и СДВ, включая возможные отрицательные эффекты психостимуляторов на физическое и психологическое благополучие детей, а также в максимальной степени использовать иные формы улаживания и лечения при обращении к поведенческим расстройствам».
     Подход, распространённый в СНГ - это ноотропные препараты, вещества, улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, увеличивающие тонус коры. Также назначаются препараты, состоящие из аминокислот, которые, по утверждениям производителей, улучшают обмен веществ мозга. Доказательств эффективности такого лечения нет.
     * Психостимуляторы.
     O Фенамин.
     O Риталин (Метилфенидат).
     * Антидепрессанты.
     O Венлафаксин.
     O Имипрамин.
     O Нортриптилин.
     O Атомоксетин.
     Нефармакологические подходы.
     В настоящий момент существует несколько нефармакологических подходов к методам лечения СДВГ, которые могут сочетаться с фармакокоррекцией, либо использоваться независимо.
     * Нейропсихологический (при помощи различных упражнений).
     * Синдромальный.
     * Бихевиоральная или поведенческая психотерапия акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления. Может применяться только после нейропсихологической коррекции и созревания структур мозга, в противном случае поведенческая терапия неэффективна.
     * Работа над личностью. Семейная психотерапия, которая формирует личность и которая определяет, куда направить эти качества (расторможенность, агрессивность, повышенную активность).
     Весь этот комплекс методов психокоррекции и медикаментозного лечения при своевременной диагностике поможет гиперактивным детям вовремя скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.