Знаменитый крейсер “Варяг” был построен в США. Бронепалубный крейсер «Варяг

Крейсер «Варяг» не нуждается в представлении. Тем не менее, бой при Чемульпо до сих пор является тёмной страницей русской военной истории. Его итоги неутешительны, а об участии «Варяга» в этом сражении до сих пор ходит масса заблуждений.

«Варяг» - слабый крейсер

В популярных изданиях встречаются оценка, что боевая ценность «Варяга» была невелика. Действительно, в силу некачественных работ, выполненных при постройке в Филадельфии, «Варяг» не мог развивать контрактную скорость в 25 узлов, теряя тем самым главное преимущество легкого крейсера.

Вторым серьезным недостатком стало отсутствие броневых щитов у орудий главного калибра. С другой стороны, Япония в период Русско-японской войны в принципе не имела ни одного бронепалубного крейсера, способного противостоять «Варягу» и аналогичным с ним по вооружению «Аскольду», «Богатырю» или «Олегу».

12 152 мм орудий не имел ни один японский крейсер данного класса. Правда, боевые действия складывались так, что экипажам русских крейсеров ни разу не приходилось сражаться с равным по численности или классу противником. Японцы всегда действовали наверняка, компенсируя недостатки своих крейсеров численным перевесом и первым, но далеко не последним в этом славном и трагическом для русского флота списке стал бой крейсера «Варяг».

На «Варяг» и «Кореец» обрушился град снарядов

В художественных и популярных описаниях боя при Чемульпо нередкого говорится, что «Варяг» и «Кореец» (не получивший ни одного попадания) были буквально засыпаны японскими снарядами. Однако официальные цифры свидетельствуют об ином. Всего за 50 минут боя при Чемульпо шесть японских крейсеров израсходовали 419 снарядов: «Асама» 27 - 203 мм. , 103 152 мм., 9 76 мм; «Нанива» - 14 152 мм; «Нийтака» - 53 152 мм., 130 76мм. «Такачихо» - 10 152 мм, «Акаси» - 2 152 мм, «Чиода» 71 120 мм.

В ответ с «Варяга» было выпущено, если верить рапорту Руднева, 1105 снарядов: 425 -152мм, 470 - 75 мм, 210 47 мм. Получается, что русские комендоры добились высочайшей скорострельности. К этому можно добавить 22 203 мм, 27 152 мм и 3 107 мм снаряда, выпущенных с «Корейца».

То есть в бою при Чемульпо два русских корабля выпустили снарядов почти в три раза больше, чем вся японская эскадра. Дискуссионным остается вопрос о том как на русском крейсере велся учет израсходованных снарядов или цифра была указана примерно по результатам опроса экипажа. И могло ли быть выпущено такое количество снарядов на крейсере, лишившемся к концу боя 75 % своей артиллерии?

Контр-адмирал во главе «Варяга»

Как известно, после возвращения в Россию и при увольнении в отставку в 1905 году, командир «Варяга» Руднев получил чин контр-адмирала. Уже в наши дни имя Всеволода Федоровича получила одна из улиц в Южном Бутово в Москве. Хотя, может, логичней было все же назвать капитана Руднева, если необходимо выделить среди его известных однофамильцев в военном деле.

Ошибки в названии нет, но этот образ требующий уточнения - в военной истории этот человек остался капитаном 1-го ранга и командиром «Варяга», а как контр-адмирал никак уже себя не мог проявить. А вот явная ошибка прокралась в ряд современных учебников для старшеклассников, где уже звучит «легенда» о том что крейсером «Варяг» командовал именно контр-адмирал Руднев. Вдаваться в подробности и думать о том, что контр-адмиралу командовать бронепалубным крейсером 1-го ранга как то не по рангу, авторы не стали.

Два против четырнадцати

В литературе часто указывается, что крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были атакованы японской эскадрой контр-адмирала Уриу в составе 14 кораблей - 6-ти крейсеров и 8-ми миноносцев.

Тут необходимо сделать несколько уточнений.

Внешне громадный численный и качественный перевес японцев, которым в ходе боя противник так и не воспользовался. Необходимо учесть, что накануне боя у Чемульпо эскадра Уриу состояла даже не 14, а 15 вымпелов - броненосного крейсера «Асама», бронепалубных крейсеров «Нанива», «Такачихо», «Нийтака», «Чиода», «Акаси» и восьми миноносцев и авизо «Чихайя».

Правда, еще накануне боя с «Варягом» японцы понесли небоевые потери. При попытке канонерской лодки «Кореец» проследовать из Чемульпо в Порт-Артур японская эскадра начала опасное маневрирование (закончившееся применением орудия) вокруг русской канонерки, в результате чего миноносец «Цубаме» вылетел на мель и непосредственно в бою не участвовал. Не участвовало в бою и посыльное судно «Чихайя», которое, тем не менее, находилось в непосредственной близости от место боя. Реально бой вела группа из четырех японских крейсеров, еще два крейсера участвовали лишь эпизодически, а наличие у японцев миноносцев так и осталось фактором присутствия.

«Крейсер и два миноносца противника на дне»

Когда речь идет о военных потерях, нередко этот вопрос становится объектом жарких дискуссий. Не исключением стал и бой у Чемульпо, оценки японских потерь в котором весьма противоречивы.

Русские источники указывают на очень большие потери противника: потопленный миноносец, 30 убитых и 200 раненых. Базируются они в основном на мнении представителей иностранных держав, наблюдавших за боем.

Со временем в «потопленных» оказались уже два миноносца и крейсер «Такачихо» (кстати эти данные и попали в худ. фильм «Крейсер Варяг»). И если судьба некоторых японских миноносцев вызывает вопросы, то крейсер «Такачихо» благополучно пережил Русско-японскую войну и погиб 10 лет спустя со всем экипажем при осаде Циндао.

Рапорты всех командиров японских крейсеров указывают на отсутствие потерь и повреждений на своих кораблях. Другой вопрос: куда после боя в Чемульпо на два месяца «исчез» главный противник «Варяга» броненосный крейсер «Асама»? Ни у Порт-Артура, ни в составе действовавшей против Владивостокского отряда крейсеров эскадры адмирала Каммимуры не было. И это в самом начале войны, когда исход противостояния далеко не был решен.

Вполне вероятно, что корабль, ставший главной целью орудий «Варяга» получил серьезные повреждения, но в начале войны в пропагандистских целях японской стороне об этом было говорить нежелательно. По опыту Русско-японской войны хорошо известно как японцы длительное время пытались скрывать свои потери, например, гибель броненосцев «Хацусе» и «Ясима», а ряд миноносцев, оказавшихся, видимо, на дне просто списали после войны как не подлежащие ремонту.

Легенды японской модернизации

Целый ряд заблуждений связан со службой «Варяга» в составе японского флота. Одна из них, связанна с тем, что японцы после подъема «Варяга» в знак уважения сохранили российский государственный герб и имя крейсера. Однако это скорее связано было не с желанием отдать дань уважения экипажу героического корабля, а с конструктивными особенностями - герб и имя были вмонтированы в кормовой балкон и новое название крейсера «Сойя» японцы закрепили по обеим сторонам на решетке балкона. Вторым заблуждением является замена на «Варяге» котлов Николосса на котлы Миябара. Хотя основательный ремонт машин все же пришлось произвести и крейсер на испытаниях показал скорость в 22,7 узла.

Песни, ставшие народными

Подвиг крейсера «Варяг» нашел широкое отражение в литературе, музыке и художественном кинематографе. Одних песен о «Варяге» после Русско-японской войны появилось не менее 50. До нашего времени дошло лишь три. Две из них, «Варяг» и «Гибель Варяга» обрели широкую известность - с незначительно измененным текстом они проходят через весь фильм «Крейсер «Варяг», причем «Гибель «Варяга» длительное время считалась народной, хотя это не так. Стихи Репнинского «Варяг» («Плещут холодные волны» были опубликованы менее чем через месяц после легендарного боя в газете «Русь», а затем положены на музыку композитором Беневским, причем мелодия созвучна еще целому ряду русских военных песен периода Русско-японской войны

Крейсер «Варяг» стал поистине легендарным судном в отечественной истории. Прославилось оно за счет боя у Чемульпо, в самом начале русско-японской войны. И хотя крейсер «Варяг» уже стал чуть ли не именем нарицательным, само сражение все еще является неизвестным широкой общественности. Между тем, для российского флота итоги являются неутешительными.

Правда, тогда двум отечественным кораблям противостояли сразу целая японская эскадра. Все, что известно о «Варяге» - не сдался врагу и предпочел быть затопленным, нежели плененным. Однако история судна куда интереснее. Стоит восстановить историческую справедливость и развенчать некоторые мифы о славном крейсере «Варяг».

Варяг был построен в России. Судно считается одним из самых известных в истории российского флота. Очевидно предполагать, что его и построили в России. Тем не менее заложен «Варяг» был в 1898 году в Филадельфии на верфях William Cramp and Sons. Через три года корабль начал нести службу в составе отечественного флота.

Варяг - медленное судно. Некачественные работы при создании судна привели к тому, что оно не могло разгоняться до прописанных в контракте 25 узлов. Это сводило «на нет» все преимущества легкого крейсера. Через несколько лет корабль не мог уже плыть быстрее 14 узлов. Поднимался даже вопрос о возврате «Варяга» американцам для ремонта. Но осенью 1903 года крейсер на испытаниях смог показать практически плановую скорость. Паровые котлы Никлосса верой и правдой служили и на других кораблях, не вызывая нареканий.

Варяг - слабый крейсер. Во многих источниках встречается мнение, что «Варяг» был слабым противником с невысокой военной ценностью. Вызывало скепсис отсутствие броневых щитов у орудий главного калибра. Правда, Япония в те годы в принципе не имела бронепалубных крейсеров, способных на равных сражаться с Варягом и его аналогами по мощи оружия: «Олегу», «Богатырю» и «Аскольду». Двенадцати 152 мм орудий не было ни у какого японского крейсера такого класса. Но боевые действия в том конфликте складывались так, что экипажам отечественных крейсеров и не доводилось сражаться с равным по численности или классу врагом. Японцы предпочитали вступать в бой, владея преимуществом по числу кораблей. Первым сражением, но не последним, стал бой у Чемульпо.

«Варяг» и «Кореец» получили град из снарядов. Описывая то сражение, отечественные историки рассказывают о целом граде из снарядов, обрушившихся на русские корабли. Правда, в «Корейца» при этом ничего не попало. Но официальные данные японской стороны опровергают этот миф. За 50 минут сражения шесть крейсеров израсходовали всего 419 снарядов. Больше всех - «Асама», в том числе 27 калибра 203 мм и 103 калибра 152 мм. Согласно рапорту капитана Руднева, командовавшего «Варягом», судно выпустило 1105 снарядов. Из них 425 - калибра 152 мм, 470 - калибра 75 мм, еще 210 - 47 мм. Выходит, что в результате того боя русским артиллеристам удалось показать высокую скорострельность. Еще около полусотни снарядов выпустил «Кореец». Вот и получается, что два русских корабля в ходе того боя выпустили снарядов в три раза больше, чем вся японская эскадра. Остается не совсем ясным, как же было подсчитано это число. Возможно, оно появилось на основе опроса экипажа. Да и мог ли столько выстрелов сделать крейсер, который к концу сражения лишился трех четвертей своих пушек?

Командовал судном контр-адмирал Руднев. Вернувшись в Россию после отставки в 1905 году, Всеволод Федорович Руднев получил звание контр-адмирала. А в 2001 году именем отважного моряка названа улица в Южном Бутово в Москве. Но логично все же говорить о капитане, а не об адмирале в историческом аспекте. В летописи русско-японской войны Руднев остался капитаном первого ранга, командиром «Варяга». В качестве контр-адмирала он нигде и никак себя не проявлял. И эта явная ошибка прокралась даже в школьные учебники, где неправильно указывается звание командира «Варяга». Никто почему-то не думает, что контр-адмиралу не по статусу командовать бронепалубным крейсером. Двум российским кораблям противостояли четырнадцать японских. Описывая то сражение, часто говорят, что крейсеру «Варяг» и канонерской лодке «Кореец» противостояла целая японская эскадра контр-адмирала Уриу из 14 кораблей. В нее входили 6 крейсеров и 8 миноносцев. Но все же стоит кое-что прояснить. Своим огромным количественным и качественным перевесом японцы так и не воспользовались. Более того, изначально в эскадре было 15 кораблей. Но миноносец «Цубаме» сел на мель в ходе маневров, препятствовавших «Корейцу» уйти в Порт-Артур. Не было участником боя и посыльное судно «Чихайя», хотя оно и находилось вблизи от места сражения. Фактически сражались лишь четыре японских крейсера, еще два эпизодически вступали в бой. Миноносцы же лишь обозначали свое присутствие.

Варяг потопил крейсер и два вражеских миноносца. Вопрос военных потерь с обеих сторон всегда вызывает жаркие дискуссии. Так и бой у Чемульпо российскими и японскими историками оценивается по-разному. В отечественной литературе упоминается о больших потерях врага. Японцы потеряли затопленный миноносец, погибло 30 человек, было ранено около 200. Но эти данные основываются на основе докладов иностранцев, наблюдавших за сражением. Постепенно в число потопленных стали включать еще один миноносец, как и крейсер «Такачихо». Такая версия вошли в фильм «Крейсер «Варяг». И если о судьбе миноносцев можно спорить, то крейсер «Такачихо» вполне благополучно прошел русско-японскую войну. Корабль со всем своим экипажем затонул лишь через 10 лет при осаде Циндао. В рапорте японцев вообще ничего не говорится о потерях и повреждениях своих кораблей. Правда, не совсем понятно, куда после того боя исчез на целых два месяца броненосный крейсер «Асама», главный противник «Варяга»? При Порт-Артуре его не было, как и в составе эскадры адмирала Каммимуры, действовавшего против Владивостокского отряда крейсеров. А ведь боевые действия только начинались, исход войны был неясен. Можно лишь предположить, что корабль, по которому в основном и стрелял «Варяг», получил все же серьезные повреждения. Но японцы решили скрыть этот факт в целях пропаганды эффективности своего оружия. Подобный опыт отмечался и впредь в ходе русско-японской войны. Потери броненосцев «Ясима» и «Хацусе» также признавались не сразу. Несколько же затонувших миноносцев японцы тихо списали, как ремонтно непригодные.

История «Варяга» закончилась его затоплением. После того, как команда судна перешла на нейтральные корабли, на «Варяге» открыли кингстоны. Он затонул. Но в 1905 году японцы подняли крейсер, отремонтировали и ввели в строй под названием «Сойя». В 1916 году корабль был выкуплен россиянами. Шла Первая мировая война, и Япония была уже союзником. Судну вернули его прежнее имя «Варяг», оно стало служить в составе флотилии Северного Ледовитого океана. В начале 1917 года «Варяг» ушел на ремонт в Англию, но был конфискован за долги. Советское правительство не собиралось платить по царским счетам. Дальнейшая судьба корабля незавидная - в 1920 году он был продан немцам на слом. А в 1925 году при буксировке затонул в Ирландском море. Так что покоится корабль вовсе не у берегов Кореи.

Японцы модернизировали судно. Встречается информация, что котлы Николосса были заменены японцами на котлы Миябара. Так японцы решили модернизировать бывший «Варяг». Это - заблуждение. Правда, без ремонта машин все же не обошлось. Это позволило крейсеру на испытаниях добиться хода в 22,7 узлов, что было меньше первоначальной.

В знак уважения японцы оставили крейсеру табличку с его именем и российский герб. Такой шаг не был связан с данью памяти героической истории корабля. Сыграла роль конструкция «Варяга». Герб и имя были вмонтированы в кормовой балкон, снять их было невозможно. Японцы просто закрепили новое название, «Сойя» по обе стороны на решетке балкона. Никакой сентиментальности - сплошная рациональность.

«Гибель «Варяга» - народная песня. Подвиг «Варяга» стал одним из светлых пятен той войны. Неудивительно, что о корабле слагали стихотворения, сочиняли песни, писали картины, снимался фильм. Песен же сразу после той войны было сложено не менее полусотни. Но сквозь годы до нас дошли только три. «Варяг» и «Гибель Варяга» известны больше всего. Эти песни с небольшими изменениями звучат на протяжении всего художественного фильма о корабле. Долгое время считалось, что «Гибель «Варяга» - народное творение, но это не совсем так. Менее чем через месяц после сражения в газете «Русь» было опубликовано стихотворение Я. Репнинского «Варяг». Оно начиналось со слов «Плещут холодные волны». Эти слова положил на музыку композитор Беневский. Надо сказать, что эта мелодия была созвучна многим военным песням, появившимся в тот период. А кем был загадочный Я. Репнинский, так и не удалось установить. Кстати сказать, текст «Варяга» («Наверх, о товарищи, все по местам») написал австрийский поэт Рудольф Грейнц. Известный всем вариант появился, благодаря переводчице Студенской.

Бронепалубный крейсер «Варяг»

В середине 1890 х гг. в России пришли к выводу о необходимости строительства бронепалубных крейсеров двух типов: водоизмещением 3000 т (второго ранга) и 6000 т (первого ранга). Последние предназначались на роль дальних разведчиков при эскадрах броненосцев; важнейшими их характеристиками считались высокая скорость и вооружение из 12 шестидюймовых орудий.

Первый крейсер новой кораблестроительной программы российское Морское министерство заказало американской фирме «Чарльз Крамп и сыновья», причем обстоятельства этого заказа до сих пор не вполне понятны. Дело в том, что Крампу удалось избежать участия в объявленном русскими конкурсе. Возможно, свою роль сыграла американская напористость и деловитость, а возможно – чье-то личное корыстолюбие. Так или иначе, но 11 апреля 1898 г. контракт был заключен, причем на весьма выгодных для фирмы-строителя условиях. Американцы добились и увеличения водоизмещения с 6000 т до 6500 т, и применения весьма сложных в обслуживании и недостаточно проверенных котлов Никлосса (зато более легких, чем принятые в нашем флоте типы котлов), и отказа от двух подводных торпедных аппаратов. А несколько забегая вперед, отметим, что после окончания постройки на верфи Крампа «Варяга» и броненосца «Ретвизан» американскому предпринимателю удалось избежать крупных штрафов за несоблюдение оговоренных контрактом сроков.

Строительство нового бронепалубного крейсера началось в Филадельфии в октябре 1898 г. Название «Варяг» ему присвоили Приказом по Морскому ведомству от 11 января 1899 г. Церемония официальной закладки состоялась 10 мая того же года, а уже 19 октября его спустили на воду. Но дальше начались всевозможные задержки. То запаздывали поставки вооружения из России, то на верфи бастовали рабочие. Испытания удалось начать только в мае 1900 г., а 12 июля на мерной линии у Бостона крейсер развил очень высокую скорость – 24,59 узла.

ТТХ крейсера «Варяг»: водоизмещение – 6500 (к 1904 г. – 7022) т; размерения – 127,9/129,8 ? 15,85 ? 6 м; скорость – 23 узла, фактическая дальность плавания экономическим ходом (к 1904 г.) – 3682 мили. Вооружение: 12 152 мм, 12 75 мм, 8 47 мм, 2 37 мм и 2 десантных орудия, 6 торпедных аппаратов. Бронирование: рубка – 152 мм, палуба – 38-76 мм. Экипаж – 570 человек.

В начале 1901 г. корабль приняла прибывшая из России команда, а еще через два месяца он покинул Америку. По прибытии в Кронштадт четырехтрубный красавец-крейсер поучаствовал в ряде мероприятий, включая высочайший (царский) смотр, а затем отправился к месту службы – на Дальний Восток. Но на переходе начались проблемы с котлами, проявились и другие дефекты механизмов. Устранить их не удавалось, и даже предпринятая в Порт-Артуре осенью 1903 г. полная переборка механизмов положения не изменила. Кроме того, корабль имел постоянную перегрузку. В результате скорость новейшего крейсера лишь на короткое время могла доходить до 20 узлов.

«Варяг»

О причинах такого положения дел говорилось немало. Звучали обвинения в адрес фирмы-строителя (схалтурили), механиков крейсера (не имели должной квалификации для обслуживания сложных механизмов), котлов системы Никлосса (крайне ненадежны по конструкции, капризны и сложны в эксплуатации). Вероятнее всего, сыграли свою негативную роль все три фактора.

К началу войны с Японией «Варяг», которым командовал капитан первого ранга В.Ф. Руднев, находился в корейском порту Чемульпо, где вместе с канонерской лодкой «Кореец» нес стационерную службу. Уже после трагических событий 9 февраля (27 января по старому стилю) 1904 г. нередко задавался вопрос: а нужно ли было присутствие достаточно мощного крейсера (он был самым большим и сильно вооруженным среди всех стационеров) вдали от основных сил нашего флота? Но заниматься обсуждением политических коллизий мы не будем…

Днем 8 февраля канлодка «Кореец» с донесениями для русского наместника на Дальнем Востоке Алексеева вышла из Чемульпо и взяла курс на Порт-Артур. Но из Чемульпо в море ведет 30 мильный сложный шхерный фарватер, и путь по нему преградила японская эскадра. К этому времени в Стране восходящего солнца уже приняли окончательное решение о начале войны с Россией, и эскадра контр-адмирала С. Уриу имела четкую задачу: обеспечить высадку десанта. Поэтому японские корабли преградили «Корейцу» путь, а миноносцы даже вышли на него в торпедную атаку. В ответ с русской канлодки прозвучало несколько выстрелов из малокалиберного орудия.

Командир «Корейца» капитан второго ранга Г.П. Беляев счел необходимым вернуться в порт и сообщить старшему по чину Рудневу о происшедшем. К этому времени телеграф уже оказался под контролем японцев, а дальности установленной на крейсере радиостанции для связи с Порт-Артуром не хватало. Русским морякам оставалось только ждать развития событий.

Утром японцы передали ультиматум Уриу, в котором содержалось требование командирам российских кораблей: покинуть порт до полудня. В противном случае адмирал грозился атаковать их прямо на рейде. Формально Корея считалась нейтральной страной, и действия японцев являлись нарушением международного права. Поэтому Руднев обратился к командирам других стационеров с просьбой выразить протест по поводу нарушения нейтралитета. Британский, французский и итальянский командиры действительно подписали такой протест, а командир американской канлодки «Виксбург» отказался сделать это без консультаций с Государственным департаментом.

Впрочем, никакой роли протест все равно не сыграл, поскольку Руднев и Беляев приняли решение выйти в море и принять бой. Их целью была попытка прорваться в Порт-Артур, хотя надежды на это практически не имелось – преградивший накануне дорогу «Корейцу» броненосный крейсер «Асама» был больше и сильнее обоих наших кораблей, вместе взятых. Полный состав вражеской эскадры в тот момент оставался неизвестным, а была она весьма многочисленной. В ее состав входили бронепалубные крейсера «Нанива» (флагман), «Такатихо», «Нийтака», «Акаси» и малый бронепалубный крейсер «Тиёда». Плюс посыльное судно и восемь миноносцев, но они участия в бою не приняли.

Когда русские корабли отошли от Чемульпо на несколько миль, японцы, до того державшиеся в стороне от фарватера за небольшими островами, двинулись им на встречу. Адмирал Уриу предложил русским сдаться, но Руднев не счел нужным отвечать на этот сигнал. И тогда «Асама» открыл огонь. «Варяг», а затем и «Кореец» ответили противнику, в бой включились и остальные крейсера противника. Японские корабли (и, прежде всего, «Асама») смогли нанести «Варягу» весьма существенные повреждения, да еще часть пушек российского крейсера вышла из строя от собственных выстрелов. На «Варяге» бушевал пожар, вода, поступавшая в корпус через подводную пробоина привела к возникновению крена, многие орудия замолчали из-за повреждений или выхода из строя расчетов. Среди членов экипажа насчитывались 34 убитых и 68 раненых. Руднев принял решение вернуться в Чемульпо.

Там крейсер был затоплен, а избежавшая в бою повреждений канлодка – взорвана. Их личный состав разместился на иностранных крейсерах – английском «Тэлботе», французском «Паскале» и итальянской «Эльбе». Японцы согласились отпустить русских моряков на Родину, более того, в знак уважения к храбрости противника они разрешили самых тяжело раненых «варяжцев» отправить в береговой госпиталь, где обеспечили недавним противникам вполне квалифицированную помощь.

Вернувшихся в Россию моряков встретили как героев, но за пышными торжественными мероприятиями осталось без внимания, что крейсер затонул на мелком месте. Зато японцы быстро начали на нем судоподъемные работы. Правда, сперва они не увенчались успехом, но в 1905 г. корабль удалось-таки поднять. После капитального ремонта и модернизации он вошел в состав Японского императорского флота под названием «Сойя», и во время службы под флагом Страны восходящего солнца в основном выполнял роль учебного корабля.

Во время Первой мировой войны японцы согласились продать России – союзнице по Антанте – несколько бывших русских кораблей. Нашей стране они требовались для усиления только что созданной Флотилии Северного Ледовитого океана. Так в 1916 г. «Варяг» вернулся под Андреевский флаг. После того как российский экипаж принял его во Владивостоке, крейсер отправился сперва на Средиземное море, затем к берегам Кольского полуострова, в Александровск. Оттуда он в феврале 1917 г. взял курс к берегам Англии, направляясь на ремонт. Но бурные революционные события в нашей стране поставили крест на планах морского командования. После Октябрьской революции корабль захватили англичане, но им старый и находившийся в далеко не лучшем состоянии крейсер оказался не нужен. Впоследствии они продали «Варяг» на слом, но при буксировке он у берегов Шотландии сел на камни был частично разобран на металл на месте крушения. А часть его корпусных конструкций и механизмов до сих пор покоится на дне недалеко от города Странрар.

Из книги Техника и вооружение 2012 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Броненосные крейсера типа «Гарибальди» автора Кофман В. Л.

Испанский крейсер «Кристобаль Колон»Начало короткой карьеры самого неудачливого корабля серии казалось праздничным и безоблачным. 16 мая 1897 года, когда испанский экипаж принимал корабль в порту Генуи, взвившемуся на корме испанскому флагу отсалютовали орудия крепости,

Из книги Великий Ильюшин [Авиаконструктор №1] автора Якубович Николай Васильевич

Воздушный крейсер В июне 1938 года завершились тактические испытания самолета сопровождения (воздушного крейсера) ДБ-ЗСС (заводское обозначение ЦКБ-54) с двигателями М-85 с винтами фиксированного шага и пулеметно-пушечным вооружением. За основу взяли серийный самолет

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Бронепалубный крейсер «Аврора» Крейсер, которому довелось стать одним из символов революционных событий октября 1917 г. и, пожалуй, самым знаменитым кораблем Российского флота, строилась на заводе Новое Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. «Аврора» была заложена 7 сентября

Из книги Цусима - знамение конца русской истории. Скрываемые причины общеизвестных событий. Военно-историческое расследование. Том I автора Галенин Борис Глебович

Крейсер «Очаков» К началу ХХ в. на Черном море сложилась следующая ситуация: Российский флот имел заметное качественное превосходство над турецким в линейных силах, но при этом в его составе напрочь отсутствовали современные крейсера. Единственный представитель этого

Из книги Легкие крейсера Германии. 1921-1945 гг. Часть I. “Эмден”, “Кенигсберг”, “Карлсруэ” и “Кельн” автора Трубицын Сергей Борисович

Крейсер «Киров» 11 октября 1935 г. в Ленинграде состоялась официальная закладка крейсера «Киров», строительство которого велось по «проекту 26». Это был первый крупный боевой корабль, заложенный в нашей стране после Октябрьской революции и вполне естественно, что ему

Из книги Крейсера типа “Мацусима”. 1888-1926 гг. автора Белов Александр Анатольевич

6. Крейсер «Варяг» Эскадры земные и небесныеКрейсер «Варяг». Для ребят послевоенного поколения, к которому принадлежит автор, слова эти стали синонимом непобедимой силы и несокрушимой доблести, олицетворением верности и надежности. И остались для них такими навсегда, на

Из книги В спецслужбах трех государств автора Голушко Николай Михайлович

Крейсер “Эмден” Легкий крейсер “Эмден"(Проект вооружения 4 двухствольными 150-мм артиллерийскими установками)Через год после заключения Версальского мирного договора исполнилось двадцать лет крейсеру “Ниобе”, и можно было строить новый корабль ему на замену.Перед

Из книги Арсенал-коллекция, 2012 №05 (5) автора Коллектив авторов

Крейсер “Кенигсберг” “Кенигсберг" перед спуском на воду и на достройке в 1928 г.12 апреля 1926 г. на Военно-морской верфи в Вильгельмсгафене был заложен новый крейсер, получивший условное обозначение Kreuzer “В” (“Ersatz Thetis”), 26 марта 1927 г. состоялась церемония крещения и

Из книги автора

Крейсер “Карлсруэ” 20 августа 1927 г. “Карлсруе” во время спуска на воду27 июля 1926 г. на “Дейче Верке” в Киле заложили крейсер типа “К”. Первоначально он получил обозначение Kreuzer С (Ersatz Medusa). Церемония крещения корабля и спуска на воду состоялась 20 августа 1927 г. Крейсер

Из книги автора

Крейсер “Кельн” 7 августа 1926 г. на военно-морской верфи в Вильгельмсгафене заложили третий крейсер типа “К”, с временным названием Kreuzer “D” (Ersatz Arcona). 23 мая 1928 г. его спустили на воду и назвали “Кельн”.Следует отметить, что это был единственный крейсер, построенный между

В конце 19 века морское министерство Российской Империи заказало в Соединённых Штатах строительство лёгкого бронепалубного крейсера. Контракт был подписан 11 апреля 1898 года, а местом строительства были выбраны верфи компании "American Company William Cramp & Sons" на реке Делавэр в Филадельфии.

Несмотря на американское "происхождение", всё вооружение крейсера "Варяг" было изготовленно в России. Орудия - на Обуховском заводе, торпедные аппараты - на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге. Ижевский завод изготовил оборудование для камбуза. А вот якоря заказывали в Англии .

Технические характеристики

Для своего времени "Варяг" был одним из кораблей высочайшего класса. Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1 ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-мм (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм скорострельных пушек и две 37-мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов.

Подобное оснащение было не единственной сильной стороной крейсера. Он отличался от кораблей, построенных ранее значительно большим количеством приборов и механизмов, работавших от электричества .

Кроме этого, вся мебель крейсера была сделана из металла . Это значительно увеличивало сохранность корабля в бою и во время пожара: прежде мебель делали деревянной и горела она, как следствие, очень хорошо.

Крейсер "Варяг" стал также первым судном российского флота, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, включая посты у орудий.

Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукт`оров и 20 офицеров.

При всех достоинствах не обошлось и без недостатков: котлы, установленные на крейсере, через несколько лет эксплуатации уже не давали нужных мощностей и в 1901 даже зашла речь о ремонте. Однако на испытаниях 1903 года перед уходом из Кронштадта в порт приписки "Варяг" показал отличные ходовые качества, близкие к максимально возможным.

Спуск на воду и путь в порт приписки

Крейсер "Варяг" бы спущен на воду 19 октября 1899 года. До января 1901 года прибывшая из России команда вела работы по вооружению и укомплектовке судна. В середине января оснащение было закончено и корабль был официально принят в состав военно-морского флота Российской Империи.

Утром 3 мая 1901 года "Варяг" отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. В Кронштадте крейсер провёл совсем немного времени: после двух смотров, один из которых произвёл лично великий князь Алексей Александрович, "Варягу" было выписано назначение в Порт-Артур на усиление 1-й Тихоокеанской эскадры. Кораблей в составе этой эскадры было не так уж и много и они были разбросаны по всем портам: Владивосток, Порт-Артур, Дальний, Чемульпо, около Сеула, у берегов Кореи.


В порт приписки крейсер добирался через полмира: сначала курс лежал через Балтикийское и Северное моря, затем через Ла-Манш в Атлантический океан, потом - вокруг Африки в Индийский океан. Всё плаванье заняло примерно полгода и 25 февраля крейсер "Варяг" встал на якорь на внешнем рейде Порт-Артура.

Сражение, гибель и дальнейшая судьба

"Варяг" принял участие в одном из самых драматичных морских сражений в истории . Дело было во время Русско-японской войны, буквально за месяц до начала которой царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев направил крейсер "Варяг" из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхонь).

  • 26 января (8 февраля) 1904 японская эскадра контр-адмирала Уриу блокировала порт Чемульпо, чтобы прикрыть высадку десанта и не допустить вмешательства "Варяга".
  • 27 января (9 февраля) капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до полудня покинуть порт, в противном случае русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли.

В полдень "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" вышли из порта и на расстоянии 10 миль встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми. Бой длился всего 50 минут. За это время "Варяг" выпустил по противнику 1105 снарядов, "Кореец" - 52 снаряда.

В ходе сражения "Варяг" получил 5 пробоин ниже ватерлинии и лишился трех 6−тидюймовых орудий. По мнению Руднева, корабль не имел возможности продолжать бой , и было принято решение вернуться в порт Чемульпо.

В порту после оценки серьёзности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на нём были по возможности уничтожены, сам крейсер был затоплен, а "Кореец" взорван. Впрочем, это ещё не конец истории легендарного крейсера.


  • В 1905 году японцы подняли и отремонтировали "Варяг". Корабль получил новое имя "Соя" и последующие несколько лет служил учебным судном для японских моряков.
  • В 1916 году Россия выкупила корабль у Японии, а в 1917 году корабль отплыл в доки Великобритании для ремонта. После революции у советского правительства не оказалось возможности оплатить ремонтные работы и корабль остался англичанам.
  • В 1920 году британские власти продали крейсер на слом в Германию.
  • В 1925 году при транспортировке "Варяг" попал в шторм и сел на мель близ ирландских берегов, недалеко от поселка Лендалфут. Там же легенда военно-морского флота и нашла свой последний причал: корабль был взорван, чтобы корпус не мешал рыболовству и судоходству.
  • В 2004 году было точно установлено место затопления крейсера. Сейчас всё, что осталось от суда лежит на морском дне на глубине 8 метров, в нескольких сотнях метров от берега.

Сегодня на Дальнем Востоке , в Ирландии и Корее открыты музеи и мемориалы, посвящённые памяти крейсера "Варяг". Подвигу экипажей кораблей посвящены песни "Врагу не сдается наш гордый "Варяг" и "Плещут холодные волны", кроме того, в 1972 году в СССР была выпущена памятная почтовая марка с изображением крейсера.

Более 300 лет назад по указу Петра Великого на русских кораблях был впервые поднят Андреевский флаг. С тех пор в историю флота вписано немало героических страниц, но крейсер «Варяг » отказавшийся спустить стяг перед огромной вражеской эскадрой в 1904 году навсегда остался в памяти людей самым ярким символом бесстрашия, самопожертвования и воинской доблести.

история крейсера «Варяг»

А началась история этого корабля более 100 лет назад в 1898 году в американском городе Филадельфия. Легкий бронепалубный крейсер «Варяг » был построен в США по заказу русского морского министерства. Местом строительства корабля была избрана верфь компании «American Company William Cramp & Sons » в городе Филадельфия на реке Делавэр. Стороны подписали контракт 11 апреля 1898 года. Выбор этой судостроительной компании был не случаен. Завод прекрасно знали в России. Здесь ремонтировали и переоборудовали и крейсера для Российского флота купленные в Америке. Кроме этого в компании обещали сдать корабль через 20 месяцев. Это было значительно быстрее темпов строительства кораблей на русских казенных заводах. Например, на Балтийском заводе по готовому проекту строился около 7 лет.

подлинные фотографии крейсера «Варяг»

крейсер «Варяг» в доке Филадельфии

«Варяг» в Филадельфии перед выходом в Россию

рейд Алжира, сентябрь 1901 года

крейсер «Варяг», 1916 год

Однако все вооружение «Варяга » было сделано в России. Орудия на Обуховском заводе, торпедные аппараты на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге. Ижевский завод изготовил оборудование для камбуза, якоря заказали в Англии.

19 октября 1899 года после освещения и молебна был торжественно спущен на воду. «Варяг » поражал современников не только красотой форм и совершенства пропорций, но и множеством технических новинок примененных при его строительстве. По сравнению с кораблями, созданными ранее, он имел значительно больше приборов работавших на электричестве, шлюпочные лебедки, брашпили, элеваторы для подачи снарядов и даже тестомешалки в корабельной пекарне были снабжены электроприводами. Впервые в истории кораблестроения вся мебель крейсера «Варяг » была сделана из металла и прокрашена под дерево. Это повышало выживаемость корабля в бою и во время пожара. Крейсер «Варяг » стал и первым русским кораблем, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, включая посты у орудий.

Одним из слабых мест крейсера были новые паровые котлы «Nickolas » они позволяли развивать высокую скорость иногда до 24 узлов, но были крайне не надежны в эксплуатации. Из-за некоторых найденных недостатков, при приеме корабля, «Варяг » был сдан в начале 1901 года. Во времена строительства крейсера на верфи работало 6500 человек. Одновременно с постройкой «Варяга » руководство России заказало постройку броненосца «Ретвизан » для российской тихоокеанской эскадры. Он строился на соседнем стапеле.

Андреевский флаг и вымпел были подняты на крейсере «Варяг » 2 января 1901 года. В марте того же года корабль на всегда покинул Филадельфию. Утром 3 мая 1901 года «Варяг » отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. Через две недели состоялся смотр, на котором присутствовал сам император Николай II. Корабль так понравился царю, что ту же был включен в состав направлявшийся в Европу. После официальных визитов в Германию, Данию и Францию крейсер «Варяг » отбыл к месту постоянного базирования на Дальний Восток. 25 февраля 1902 года боевой корабль прибыл на рейд Порт-Артур. До этого крейсер «Варяг » успел побывать в Персидском заливе, Сингапуре, Гонконге и Нагасаки. Повсюду появление нового эффектного русского корабля производило огромное впечатление.

Порт-Артур на карте

Япония не довольная усилением русского влияния на Дальнем Востоке лихорадочно готовилась к войне с Россией. На английских верфях практически заново был построен ее флот. Армия была увеличена в 2,5 раза. На оснащение брались самые передовые разработки вида вооружений. Страна восходящего солнца, так же как и Россия считала Дальний Восток зоной своих жизненных интересов. Результатом грядущей войны, по мнению японцев должно было стать изгнание русских из Китая и Кореи, отторжение острова Сахалин и установление господства Японии на Тихом океане. Над Портом-Артуром сгущались тучи.

героическая битва крейсера «Варяг»

27 декабря 1903 года командир крейсера «Варяг » Всеволод Федорович Руднев получил приказ русского наместника выйти в корейский международный порт Чемульпо (нынешний порт Inchhon, Южная Корея). По замыслу командования крейсер должен был установить надежную связь между Порт-Артуром и нашим посланником в Сеуле, а также обозначить русское военное присутствие в Корее. Покидать порт Чемульпо запрещалось без приказа старшего командования. Из-за сложного фарватера и мелководья «Варяг » бросил якорь на внешнем рейде. Через несколько дней к нему присоединилась «Кореец ». Очень скоро стало ясно, что японцы готовятся к крупной десантной операции. 25 января командир крейсера В. Ф. Руднев лично направился к российскому послу, чтобы забрать его и отправиться домой вместе со всей миссией. Но посол Павлов так и не решился оставить посольство без приказа своего ведомства. Через сутки порт был заблокирован армадой японкой эскадры, состоявшей из 14 кораблей. Флагманом был броненосный крейсер «Osama ».

27 января командир крейсера «Варяг » получил ультиматум от адмирала Урио. Японский командующий предлагал покинуть порт и сдаться на милость победителям в противном случае он угрожал атаковать русские корабли прямо на рейде. Узнав об этом, корабли иностранных государств направили протест - идти в бой на нейтральном рейде, в то же время они отказались сопровождать русских до выхода в море, где те имели бы больше возможностей для маневра и отражения атаки.

На крейсере «Варяг » и канонерской лодке «Кореец » начали готовиться к бою. По традиции все матросы и офицеры переоделись в чистые рубахи. В 10:45 к экипажу с речью обратился В. Ф. Руднев. Корабельный священник благословил моряков перед боем.

В 11:20 крейсер «Варяг » и канонерская лодка «Кореец » снялись с якоря и пошли навстречу японской эскадре. В знак восхищения моряков французы, англичане, итальянцы выстроили команды своих кораблей на палубах. На «Варяге » оркестр играл гимны государств, в ответ на итальянском корабле звучал гимн Российской Империи. При появлении на рейде русских кораблей японцы подняли сигнал предлагавший сдаться, командир крейсера приказал на сигналы противника не отвечать. Несколько минут Адмирал Урио напрасно ждал ответа. Поначалу он не мог поверить, что русские идут не сдаваться, а атаковать его эскадру. В 11:45 флагманский корабль «Osama » открыл огонь по крейсеру «Варяг ». Один из первых снарядов угодил в верхний носовой мостик и разрушил дальномерную станцию, штурманская боевая часть погибла. Через две минуты «Варяг » открыл сильный ответный огонь с правого борта.

Особенно тяжело пришлось комендорам, которые находились на верхней палубе. Японцы впервые применили в этом бою новую тактику - они буквально засыпали крейсер «Варяг » фугасными снарядами сильного разрывного действия, даже при ударе о воду такой снаряд разлетался на сотни кусочков.

На русском флоте использовали мощные бронебойные снаряды. Они прошивали борта кораблей противника, так и не взорвавшись.

картины с крейсером «Варяг»

битва крейсера «Варяг»

Всюду была кровь и кровь, обгорелые руки и ноги, разорванные тела и обнаженное мясо. Раненые отказывались покидать свои места, в лазарет попали лишь те, кто уже не мог стоять на ногах. Верхняя палуба была пробита в нескольких местах, все вентиляторы и решетки крейсера превратились в решето. Когда очередным взрывом сорвало кормовой флаг, боцман поднял новый, рискуя жизнью. В 12:15 Руднев принял решение ввести в бой орудие левого борта. Когда корабль начал разворачиваться в него одновременно попало два крупных снаряда. Первый попал в помещение, где находились все рулевые приводы, осколки второго влетели в боевую рубку, три человека стоявшие рядом с Рудневым были убиты на месте. Сам командир крейсера «Варяг » получил ранение в голову, но, несмотря на контузию, остался на посту и продолжал руководить боем. Когда расстояние между противниками сократились до 5 км, в бой вступила канонерская лодка «Кореец ».

Любопытно, что ни один японский снаряд не попал в нее. Накануне командир приказал укоротить мачты, что помешало японцам точно определить расстояние и корректировать стрельбу.

В 12:25 «Варяг » открыл огонь с левого борта. Прямым попаданием был уничтожен кормовой мостик «Osama», после чего на флагмане возник сильный пожар. К этому моменту второй японский крейсер «Takatiha », получив серьезные повреждения, вынужден был выйти из боя. Один из миноносцев затонул. В 12:30 два снаряда пробили борт крейсера «Варяг » под водой. Крейсер стал крениться на левый борт. Пока команда задраивала пробоины, Руднев принял решение вернуться в порт Чемульпо. На рейде он планировал исправить повреждения и потушит пожары, чтобы потом снова вернуться в бой.

В 12:45 с приближением к рейду общий огонь прекратился. За время сражения «Варяг » успел выпустить по противнику 1105 снарядов. В 13:15 израненный и дымящейся «Варяг » отдал якорь на рейде. По свидетельствам очевидцев вся палуба его была залита кровью. В обгоревших помещениях крейсера лежало 130 раненых матросов. 22 человека погибли во время боя. Из 12 шестидюймовых орудий в рабочем состоянии осталось два. Дальнейшее сопротивление было не возможным. И тогда военный совет крейсера принял решение, чтобы корабли не достались японцам затопить, а команду по договоренности разместить на иностранных судах. Получив обращение Руднева, командиры европейских кораблей немедленно прислали шлюпки с санитарами. Во время эвакуации несколько моряков скончались. Больше всех - 352 человека - принял французский крейсер «Pascal », англичане забрали 235 человек, итальянцы - 178. В 15:30 на «Варяге » открыли кингстоны и клапаны затопления, «Кореец » был взорван.

9 февраля 1904 года в 18:10 легкий бронепалубный крейсер «Варяг » лег на левый борт и скрылся под водой.

Ни один офицеров и матросов после боя не попал в плен. Уважая мужество, проявленное в том бою адмирал Урио, согласился пропустить их через зону боевых действий для возвращения на родину.

Через два месяца с моряками «Варяга » и «Корейца » прибыл в Одессу. Героев Чемульпо встретили громом оркестров, многотысячными манифестациями. Моряков засыпали цветами и небывалым взрывом патриотических чувств. Всем участникам боя были вручены Георгиевские кресты. От императора каждый матрос получил именные часы. Тогда появились первые песни посвященные крейсеру «Варяг » и канонерской лодке «Кореец ».

вторая жизнь крейсера «Варяг»

после боя

после подъема в августе 1905 года

японский крейсер «SOYA» («Варяг»)


Однако на этом история легендарного крейсера не закончилась. Вскоре после боя выяснилось, что «Варяг » затонул не глубоко. Во время отливов уровень воды в заливе Чемульпо падал до 9 метров. Узнав об этом, японцы начали работы по подъему крейсера «Варяг ». Уже через месяц в Чемульпо из Японии были доставлены водолазы и специальное оборудование. С крейсера сняли орудия, мачты и трубы, выгрузили уголь, но все попытки поднять его в 1904 году закончились не удачей. Только 8 августа 1905 года после создания специальных кессонов удалось оторвать крейсер от илистого дна. В ноябре 1905 года «Варяг » собственным ходом дошел в Японию. Почти два года крейсер «Варяг » находился в городе Йокосука на капитальном ремонте. Работы по его подъему и восстановлению обошлись японской казне в 1 миллион иен. В 1907 году он был зачислен в состав Японского военного флота под названием «Soya ». На корме в знак уважения к противнику была оставлена надпись прежнего имени крейсера. В течение девяти лет крейсер был учебным кораблем кадетской школы. На нем учили, как надо защищать честь своей родины.