Актуальность темы родины в лирике есенина. Тема родины в лирике С

ОБРАЗ РОДИНЫ В ЛИРИКЕ ЕСЕНИНА

1.Вступление.

Ранняя лирика С. А. Есенина.

2. Основная часть.

2.1 Русь крестьянская и Русь советская в лирике С. А. Есенина.

2.2 «Гой ты, Русь моя родная … » ,

2.3 «Край любимый! Сердцу снятся ».

2.5 «В том краю, где желтая крапива ».

2.6 « Русь советская » .

2.7 «Спит ковыль. Равнина дорогая … ».

3. Заключение.

Русь — любимый и дорогой край.

Я последний поэт деревни …

Сергей Александрович Есенин — поэт самобытный и яркий. Его стихи необычайно гармоничны и певучи. Первый сборник стихов поэта «Радуница», вышедший в 1916 году, сразу привлек внимание общественности. В нём особенно ярко и проникновенно был представлен образ крестьянской России, задумчивой и веселой, грустной и радостной. В начале своего творческого пути С. А. Есенин был близок к так называемым «крестьянским» поэтам, что отражалось даже в его внешнем облике. Он родился и вырос в деревне, поэтому часто в ранних стихах с любовью и теплотой вспоминает свою малую родину.

Стихотворение «Гой ты, русь моя родная … » изображает патриархальную Русь. Это идиллический край крестьянских деревень, сельских церквей, яблоневых садов. Всё вокруг радует глаз лирического героя стихотворения. Произведение

окрашено в синий, золотой цвета. Звуки весёлого пляса, смех девушек услаждают слух поэта. Высокая церковная лексика подчеркивает благостное и умиротворённое настроение: «ризы», «образа», «богомолец», «Спас», «святая», «рай».

Последнее четверостишие звучит как жизненное кредо лирического героя, идеализирующее его Родину:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся … » написано в подобной манере. В нём также нарисован образ далекой, затерявшейся в лесах Руси. Это любимый край лирического героя, самое дорогое место на земле. Однако в данном произведении появляются грустные мотивы. Родина становится для поэта местом, где можно скрыться от реальной жизни.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

В конце стихотворения появляется мотив, прощания с дорогой Русью, созвучный с темой быстротечности жизни.

Я пришёл на эту землю,

Чтоб скорей её покинуть.

Деревенская Русь не может надолго удержать лирического героя и оградить его от жестокого внешнего мира. В стихотворении «В том краю, где желтая крапива … » образ Руси уже не такой праздничный и идеализированный. Вместо яблоневых садов, ароматных лугов и белоствольных берёз появляется жгучая «жёлтая крапива», «песчаная дорога», «сухой плетень». Перед нами нищая, забытая богом, умирающая деревня. Никакого изобилия и радости вокруг. Герои стихотворения не юные жизнерадостные девушки и весёлые крестьяне. Появляются «люди В кандалах», преступники, «убийцы или воры», которых по «песчаной дороге» гонят на каторгу.

Затерялась Русь в Мордве и Чуди,

Нипочём ей страх.

И идут по той дороге люди,

Люди в кандалах.

Наблюдая эту мрачную картину, лирический герой предчувствует свою дальнейшую судьбу. Он уже не принадлежит к миру деревни. В его сердце нет покоя, умиротворённости, гармонии. Жестокий реальный мир, окружающий героя, заставляет его жить по своим волчьим законам.

Но и я кого-нибудь зарежу

Под осенний свист.

В названии стихотворения «Русь советская» соединяются, казалось бы, несовместимые понятия: «Русь» — нечто патриархальное, крестьянское и «советская» — настоящее, современное поэту. Лирический герой, «гражданин села», чувствует себя чужим, оказавшись в родной стороне. Его окружают люди, заботы и мечты которых ему непонятны. Крестьяне уже не ходят в церковь, а собираются у волости и там «корявыми немытыми речами» обсуждают жизнь, слушают рассказы о Будённом, «о том, как красные отбили Перекоп».

Лирический герой с его стихами оказывается непонятым и ненужным новым жителям деревни.

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Однако собственная обида и непонимание окружающих не изменяют чувства героя. Любовь к Родине навсегда останется и в его душе, и в его стихах.

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая … » словно возвращает нас в ту тихую, затерянную Русь, так любимую Есениным. Прекрасен деревенский пейзаж, заботливо переданный лирическим героем.

A КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ И БИБЛИОТЕЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Образ Родины в лирике С.Есенина

РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Исполнитель: ст-ка Караманова Е.Ю.

2 курса гр.ТАИР-091

Руководитель:

Кемерово 2011
Оглавление

Введение … 2

Краткая биография С. Есенина … 4

Тема родины в лирике Есенина … 6

Образ Руси в ранней лирике С. Есенина … 7

Родина и революция в поэзии Есенина 1917-1919 гг. … 11

Отражение в поэзии С. Есенина 1920-1923 гг. духовного кризиса … 17

Философское осмысление эпохи и места человека в ней в лирике 1924-25 гг. … 20

Заключение … 26

Используемые источники … 28

Сергей Есенин - один из самых ярких и самобытных поэтов XX века

В лирике Есенина сливаются чувства и слова, образы и мысли. Талант поэта заключается в том, что он мог улавливать и передавать самые нежнейшие оттенки пе­реживаний и настроений, которые возникали в его душе. Такой гармонией проникнуто все творчество Есенина: сти­хи о родине, о любви, о природе и о животных.

Тема родины - одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать, прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Это важно знать для понимания позиции С.Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений - «Гой ты, Русь моя родная...» С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С.Есенина - это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты - русская боль». Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года - начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России - это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, - это, прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие «малой родины». С присущей Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку:

«Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу».

Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их - странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность - это природа и Россия.

Родился С.Есенин в селе Константинове Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Рос и воспитывался в семье деда по матери, редко общаясь с жившими врозь родителями. Ранние духовные впечатления оформляются в атмосфере глубокого народного православия. В то же время воспитывала поэта и улица, давая выход озорству, неуравновешенности его характера.

Учится в Константиновском земском четырехгодичном училище (1904-1909), затем в Спас-Клепиковской закрытой церковно-учительской школе (1909- 1912) и на историко-философском отделении Московского городского Народного университета им. А. Л. Шанявского (1913-1914), который не окончил.

В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение («с высочайшего соизволения») санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах.

В начале 1916 г. выходит первая книга Есенин «Радуница». В 1918 г. в Петрограде выходит вторая книга стихов Есенина «Голубень», подтвердившая талант Есенин как самобытного поэта крестьянской России.

Начиная с 1917 г. путь Есенина становится все более противоречивым. Во вневременный, гармонически цельный мир есенинской Руси вторгается теперь история. Об этом говорят уже сами заглавия новых книг поэта: «Преображение» (1918), «Пугачев» (1922), «Песнь о великом походе» (1925), «Русь советская» (1925). И лирика, и образ лирического героя, и сам облик поэта резко меняются, приходит поэзия «бунта».

Есенин принимает участие в двух сборниках «Скифы» (1917, второй помечен 1918 г.), выпущенных ориентирующейся на левых эсеров одноименной литературной группой, вдохновляемой идеологом мистического, мессианского социализма Р. В. Ивановым-Разумником. Есенин и Н. Клюев превозносятся им как поэты-пророки «России будущего». В стихах Есенина появляется мотив вызова старой патриархальной России (поэма «Инония», 1918). Есенин отказывается от Христа, проклинает Китеж и Радонеж - как символы святой Руси и грозится «выщипать» Богу бороду и «вылизать» на иконах «Лики мучеников и святых».

В 1919 г. Есенин - один из создателей (вместе с А. Мариенгофом, В. Шершеневичем и Р. Ивневым) русского имажинизма, целью которого для него было не только «проведение в жизнь силы образа», но и отдаление от патриархальной России, от клюевского «избяного космоса» и сближение с урбанистическим миром, с полной морально-нравственной раскрепощенностью «цивилизованного» человека. Прельщала в имажинизме Есенина и возможность заявить о своем «европеизме», освободиться от сковывающего его амплуа «пастушеского» поэта. Есенин вступает в полосу своего продолжавшегося до последних дней богемного существования. Женившись в 1922 г. на знаменитой американской танцовщице Айседоре Дункан, он затем более года проводит с нею в турне по Европе и Америке.

В последний период жизни Есенин сознательно отдаляется от деревни - как от чуждой ему советской «нови».

Жизнь Есенин трагически оборвалась в Ленинграде, в гостинице «Англетер» при невыясненных обстоятельствах. Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище.

Во все века художники, размышляя о красоте и убогости России, свободолюбии её жизни и духовном рабстве, вере и безверии, стремились создать неповторимо-индивидуальный образ Родины. Для Есенина родной край, родина – это средняя Россия, село Константиново – это Русь деревенская с её традициями, сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие деревенского говора с красочным миром природы.

Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант.

С первых же стихов в поэзию Есенина входит тема родины. Сергей позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве».

И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная синь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные народной любви к русской земле:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, её светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский, разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворённая сельская тишина, весёлый девичий смех в лугах и горе

Ещё в ранних, юношеских стихах автор предстаёт перед нами как пламенный патриот. Тогдашние его представления о родной земле ещё совсем детские. Родина для Есенина – это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали его надёжной стартовой площадкой, колыбелью его поэзии. В его душе нет ещё представления об отчизне как социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока ещё только в любви к родной природе.

На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстаёт скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-жёлтый костёр осенней рощи, зеркальная гладь озёр. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».

Для молодого поэта природа – это чудесный и необъятный храм, в котором всё прекрасно. Она подлинный герой ранней поэзии Есенина. Любовью к земле, к лугам и травам, лесам и озёрам проникнуты строки многих юношеских стихов.

Земная красота забрала в плен юное сердце поэта. Его лучшие ранние стихи пахнут весной, молодостью, полны очаровательного задора и веселья:

Темна ноченька, не спится,

Выйду к речке на лужок.

Распоясала зарница

В пенных струях поясок.

На бугре берёза-свечка

В лунных перьях серебра.

Выходи, моё сердечко,

Слушать песни гусляра!

Но уже и тогда родина не предстаёт ему идиллическим «заоблачным раем». Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. Образы русских людей-тружеников выписаны в ряде ранних стихов Есенина с сыновней заботой об их судьбе, часто неустроенной и безрадостной. Здесь и крестьяне, у которых «заглушила засуха засевки, сохнет рожь и не всходят овсы»; и девочка-малютка, просящая со слезами «хлеба чёрствого кусок» у окна больших хором; здесь и «старый дед, согнувши спину, чистит вытоптанный ток». В стихотворении «Край ты мой заброшенный…» мы видим тощую деревеньку – пустырь с некошеной травой, с пятью покривившимися избами. Взор поэта замечает и сиротливые избы деревень, и песчаную дорогу, по которой идут люди в кандалах.

Уже в ранних стихах Есенина нет идиллии. Есть боль, тревога, печаль, скорбь, нет одного – равнодушия к Человеку. И не только в стихах, в творчестве, но и в мыслях, в поступках юного поэта.

Гуманизм молодого поэта, его демократическая устрем­ленность с особой силой проявляются в стихотворении «Русь», наиболее зрелом в идейном и художественном отно­шении среди других дооктябрьских произведений Сергея Есенина. В 1915 году поэт печатает «Русь» в журнале «Се­верные записки». «Этим стихотворением,- вспоминает один из современников Есенина,- он и приобретает себе извест­ность и имя».

Война была для крестьянской Руси непоправимым бед­ствием. Сколько русских пахарей не вернулось к отчему крову с войны! Миллионы могильных холмов - таков был кровавый след войны на земле. «Война мне всю душу изъела»,- скажет поэт позднее в «Анне Снегиной».

Суров, печален, правдив в «Руси» рассказ поэта о Роди­не в годину военных невзгод. Атмосфера тревожного пред­чувствия надвигающейся беды уже ощутима в начале сти­хотворения:

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избенки леса.

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

Но поэту дорога и близка эта Русь.

Ему хочется верить, что беда, может быть, обойдет отчий край стороной. А чер­ные тучи уже застилают горизонт… Война!

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны,

Машет саваном пена с озер.

Грянул гром, чашка неба расколота,

Тучи рваные кутают лес.

На подвесках из легкого золота

Закачались лампадки небес.

Повестили под окнами сотские

Ополченцам идти на войну.

Загыгыкали бабы слободские,

Плач прорезал кругом тишину.

Такие строки могли родиться только в сердце художни­ка, для которого война - непоправимое человеческое горе. Вот откуда лирический накал этих строк.

Одна за другой развертываются в «Руси» грустные кар­тины деревенской жизни во время войны. Опустели села. Осиротели избы. Изредка нежданно-негаданно приходят в деревню солдатские весточки:

Они верили в эти каракули,

Выводимые с тяжким трудом,

И от счастья и радости плакали,

Как в засуху над первым дождем.

Всей душой, всем сердцем поэт с народом - и в корот­кие радостные мгновения и в долгие годы горя и печали:

Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей.

……………………………………………………………..

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Поджидание седых матерей… О многом заставляет нас и сегодня задуматься, многое пережить рассказ поэта о про­шлых военных бедах на русской земле.

Стихотворение «Русь» - знаменательная веха во всем дооктябрьском творчестве Есенина, программное произведе­ние молодого поэта. Любовь Есенина к родине, озабоченность поэта судьбой крестьянской Руси, ненависть к войне, тяготение, подчас стихийное, к демократическим общественным силам и идеям, к народности и реализму – всё это определяет идейно-эстетическую ценность поэзии Есенина до 1917 года.

Время Есенина - время крутых поворотов в истории России. Это время «помечено» и революционными барри­кадами пятого года, и ленской грозой двенадцатого года, и пожаром мировой войны, и крушением самодержавия в февральские дни семнадцатого года, и октябрьским зал­пом «Авроры».

Есенин был одним из тех русских писателей, которые с первых дней Октября открыто встали на сторону восстав­шего народа. «В годы революции,- писал Есенин,- был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном».

Все, что свершилось в России в годы Октября, было не­обычно, ни с чем не сравнимо.

Судьба родины, народа, особенно многомиллионной мас­сы русского крестьянства в революционную бурную эпоху,- вот что волнует поэта, вот что главным образом определяет идейно-художественное своеобразие стихов и поэм, написан­ных им в 1917-1918 годах («Преображение», «Инония», «Иорданская голубица»). Здесь новый мир предстает либо в виде утопических картин мужицкого «рая» на земле, либо в виде романтического «града Инонии», «где живет божество жи­вых» и господствует «революционная» вера:

Новый на кобыле

Едет к миру Спас.

Наша вера - в силе.

Наша правда - в нас!

Инония – иная страна, подразумевается новая Россия, с которой происходит, должно произойти преображение. Пять лет спустя Есенин увидит, что преображения не получилось, и назовёт эту страну иначе: страной негодяев.

Поэт отбрасывает прочь мотивы смирения и покорности, звучавшие ранее в некоторых его стихах.

В бунтарской, богоборческой теме, характерной для первых послеоктябрьских стихов Есенина, прежде все­го и проявлялась устремлённость поэта к новой жизни.

Высокая патетика, пророческий пафос, метафоричность образов - все это были новые черты художественного сти­ля поэта.

Важно отметить еще одно обстоятельство. Наряду с произведениями гражданской, политической лирики, создан­ными Есениным в 1917-1918 годах, дыхание грозы коснулось и его стихотворений, полных тончай­шего проникновения в мир русской природы.

Я по первому снегу бреду,

В сердце ландыши вспыхнувших сил.

………………………………………………………………………

Хороша ты, о белая гладь!

Греет кровь мою легкий мороз!

Так и хочется к телу прижать

Обнаженные груди берез.

В таких стихотворениях, как «Я по первому снегу бре­ду...», «О пашни, пашни, пашни...», «О верю, верю, счастье есть...», «Вот оно, глупое счастье...», «О муза, друг мой гиб­кий...», «Теперь любовь моя не та...», «Зеленая прическа...», «Вот такой, какой есть...», «Закружилась листва золотая...», и в ряде других на первый взгляд мало примет времени. Но чем больше мы вслушиваемся в их звучание, тем отчетли­вее улавливаем в них новый душевный настрой поэта:

О верю, верю, счастье есть!

Еще и солнце не погасло.

………………………………………………………

Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуемный ветер!

Октябрь привнёс новое в есенинскую поэзию. «Не будь революции,- подчеркивал Есенин,- я, может быть, так бы и засох на никому не нужной религиозной символике».

Родина – это «новый Назарет», преображенная страна, которой предстоит через муки и крест обрести себя. Предчувствие этого, предсказание будущей революции и гражданской войны звучи в стихотворении 1916 года «Тучи с ожереба»:

Тучи с ожерёба

Ржут, как сто кобыл.

Плещут надо мною

Пламя красных крыл.

Небо словно вымя,

Звёзды как сосцы.

Пухнет божье имя

В животе овцы.

Верю: завтра рано,

Чуть забрезжит свет,

Новый под туманом

Вспыхнет Назарет.

Новое восславят

Рождество поля,

И, как пёс пролает

За горой заря.

Только знаю: будет

Страшный вопль и крик,

Отрекутся люди

Славить новый лик.

Скрежетом булата

Вздыбят пасть земли…

И со щёк заката

Спрыгнут скулы – дни.

Побегут, как лани,

В степь иных сторон,

Где вздымает длани

Новый Симеон.

Поэт зовёт свою Русь, «царевну сонную», приобщиться к «весёлой вере», которой теперь привержен и он («Не в моего ты бога верила…».

Для изображения революционной России поэт использует, с одной стороны, библейские фразы, сюжеты, цитаты, символику. С другой стороны, в стихах о революции появляются маршевые, чеканные ритмы, отражающие дух времени, поступь эпохи. Роковой 1919 год становится переломным в сознании поэта и его творчестве. Гражданская война, голод, разруха, страшные реалии послереволюционных будней порождают чувство неуверенности, сомнения, состояние идейной смятенности. В стихотворениях 1919 года начинают звучать трагические мотивы («Я последний поэт деревни». Есенин полон самых мрачных предчувствий:

Если волк на звезду завыл,

Значит, небо тучами изглодано.

Рваные животы кобыл,

Чёрные паруса воронов.

Не просунет когтей лазурь

Из пургового кашля-смрада;

Облетает под ржанье бурь

Черепов златохвойный сад.

Слышите ль? Слышите звонкий стук?

Это грабли зари по пущам.

Вёслами отрубленных рук

Вы гребётесь в страну грядущего.

Плывите, плывите в высь!

Лейте с радуги крик вороний!

Скоро белое дерево сронит

Головы моей желтый лист.

В это суровое, грозное время не выдержало, дрогнуло сердце «последнего поэта деревни».

Мучительно встает перед ним вопрос: «Куда несет нас рок событий?» Ответить тогда на него было нелегко. Всюду вокруг были видны следы войны и разрухи: голодные, опу­стевшие села, тощие, неухоженные поля, черные паутины трещин на опаленной засухой, мертвой земле...

Мечты Есенина о «Граде Инонии, где живет божество живых», о патриархальном мужицком рае рушатся уже к началу 1920 года.

В начале 20-х гг. Есенин переживал глубокий ду­ховный кризис, вызванный непониманием революци­онной действительности, и это накладывает отпечаток на его поэзию: в ней появляются мотивы одиночества, душевной усталости и трагической безысходности.

В 1920 году он пи­шет «Сорокоуст» (Сорокоуст - молитвы об умершем в течение сорока дней после смерти православной церкви), в котором заявляет о своем непри­ятии машины и города. Стихотворение открывается предчувствием надвигающейся на деревню катастрофы, которая «тянет к глоткам равнин пятерню». Природа очень тонко чувствует приближение катастрофы: это и мельница, и бык. Образ врага в первой части стихотворения не конкретизируется, но Есенин указывает на главные его признаки. Это железное существо, а значит, холодное, бездушное, искусственное, чуждое природе.

Во второй части стихотворения образ врага разрастается. Это уже некто, кто всё крушит и ломит, несёт в деревню погибельную болезнь под названием «стальная лихорадка». Поэт резко противопоставляет «железным» качествам врага незащищённость старой деревни, дорогой и милой сердцу Есенина.

В третьей части стихотворения этот конфликт представлен как поединок жеребёнка и чугунного поезда, догнать которого пытается бедное животное. Поэтические строки пронизаны горькой болью лирического героя, который понимает бессмысленность поступка животного. Поэт передаёт резко меняющуюся на его глазах картину мира, смещение ценностей, когда за убитых животных покупают железного монстра:

И за тысячи пудов конской кожи и мяса

Покупают теперь паровоз.

Возникающий в этих строках мотив насилия над природой получает своё развитие в четвёртой части стихотворения через мотив смерти:

Головой размозжась о плетень,

Облилась кровью ягод рябина.

Гибель русской деревни передаётся через мелодии русской гармоники. Сначала гармоника жалостно плачет, затем «тужиль» предстаёт уже как неотрывное качество русской гармоники. Лирический герой этого стихотворения несёт в себе всю грандиозную боль и горечь, переживая гибель старой деревни и народной культуры.

Кровоточащая боль и неуемная скорбь о невозвратной, исторически обреченной на гибель старой деревне звучит в «Сорокоусте», «Песни о хлебе», «Исповеди хулигана», в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний...», «Я последний поэт деревни...». Но никогда не покидало поэта стремление преодолеть упадочнические настроения, вернуть себе душевное здоровье и ясность. Никогда не отвергал он правды новой жизни, как бы трудно ни давалось ему понима­ние того, что происходит в стране. «Он яркий и дра­матический символ непримиримого раскола старого с новым»,- сказал о нем Горький, который считал, что Есенин «выражает стон и вопль многих сотен ты­сяч» (8-138). Творчество поэта было об­ращено к сердцам этих «многих сотен тысяч» не толь­ко жителей деревни, а и сотен тысяч жителей города, которые на свой лад переживали ломку старых устоев жизни и находили в стихах Есенина отклик своим смятенным чувствам.

Годы 1920-1922, когда Есенин сблизился с има­жинистами, печатался в их журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасное» и читал стихи в ка­бачке с претенциозным названием «Стойло Пегаса», были нелегкими для поэта. Многие произведения это­го периода говорят о том, что он испытывал чувство растерянности.

В 1922 г. поэт отправляется в заграничную поезд­ку. За границей Есенин воочию увидел непривлека­тельность буржуазной цивилизации (возвратившись, назвал Америку «Железным Миргородом») и вместе с тем оценил могущество технического прогресса, не­возможного без городов и машин, против которых он бунтовал прежде. «Большое видится на расстоянье»,- скажет он позже. Тоскуя по Родине, Есенин по-новому оценивает все, что происходит в Советской России.

Начинается период его возрождения, очень труд­ный, но плодотворный. Поэт с ужасом увидел, что «очутился в узком промежутке», что Родина, которой он посвятил свое творчество, в нем теперь не нуж­дается, что он остался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему «чужим». Есенин стремится преодолеть это отъединение, включиться в трудовой ритм новой жизни.

В стихах, написанных Есениным в 1924-1925 годах, особенно на Кавказе, новое берёт решительный перевес над старым.

Многие стихи Есенина той поры – «Мой путь», «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо к сестре», «Письмо деду», «Собаке Качалова» и другие, где он как бы оглядывается на свой путь, во многом автобиографичны: это честная и мужественная исповедь поэта. По-настоящему ху­дожественны в них образы, без которых трудно представить себе творчество Есенина.

Груз прошлых ошибок, чуждые идейные влияния, раздумья о днях, растраченных напрасно, неустроенность личной жизни, имажинистская среда тяжёлым бременем ложились на душу поэта. Есенину было трудно шагать в ногу с народом, с новой жизнью.

Лирическая исповедь, тончайший психологизм, аналитическое самоуглубление делают цикл «Москва кабацкая» (1924) не только отражением одной из самых страшных и горьких страниц жизни поэта, но и серьёзным творческим достижением Есенина.

В 1924 году Есенин пишет ряд стихотворений, посвященных ос­мыслению своего места в новом обществе, «Русь бесприютная», «Русь советская», «Русь уходящая», где ощутимо выражено тре­вожное чувство потери почвы под ногами.

В стихотворении «Русь бесприютная» он пытается осознать себя через связь с бездомными, страдающими. Гуманистическая основа культуры XIX в., построенная на сострадании к обездоленным, в новое время вытесняется понятиями классовой борьбы, «револю­ционного» гуманизма, культивирующего беспощадность к врагам. Конкретный человек, личность в такой системе теряет свою цен­ность. Есенин же открыто занимает позицию обездоленных - жертв борьбы за улучшение жизни:

Но есть на этой

Горестной земле,

Что всеми добрыми

И злыми позабыты.

Мальчишки лет семи-восьми

Снуют средь штатов без призора,

Бестелыми корявыми костьми

Они нам знак

Тяжёлого укора.

Этим он подчеркивает свою связь с традиционными христианскими гуманистическими ценностями.

В «Руси советской» поэт сравнивает новую деревню со старой, в которой родился и вырос. Он утверждает, что в своей стране «стал словно иностранец». Хотя в целом стихотворение звучит оптимистично, лирический герой несёт в себе отчуждённость, неслиянность с новой жизнью. Есенин изображает молодое поколение, стремящееся в будущее. Однако оптимизм окрашен грустными настроениями, так как поэт понимает, что стал чужим деревенскому миру:

Моя поэзия здесь больше не нужна.

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Осознавая свой разрыв с современностью, поэт пытается сохра­нить связь с тем миром русской души, из которого произошло все его творчество. Действительность Есенин воспринимает неоднозначно. И прямо говорит об этом:

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

На ощущении контраста между старым и новым построено сти­хотворение «Русь уходящая». Есенин с грустью называет себя поэтом про­шлого. Кризисное мироощущение он по-русски «лечит» вином. Но здесь же выражено понимание того, что в меняющемся мире это не поможет: «Я знаю, грусть не утопить в вине...». И тут же глубин­ная русская грусть сменяется у лирического героя противополож­ным чувством: веселого озорства. Ему хочется бегом догонять ухо­дящую вперед молодость, не отставать от времени. Но этот порыв сопровождается иронией и самоиронией::

Знать, оттого так хочется и мне,

Задрав штаны,

Бежать за комсомолом.

Все эти три стихотворения передают сложную, двойственную позицию автора. Есенин как бы разрывается между политическими сим­патиями к новой власти и непосредственным чувством жизни, экзистенциальным опытом поэта, духовным самосознанием. К трем стихотворениям примыкают также «Стансы» и «Возвраще­ние на родину», где в рассказе деда возникает картина смены культур, уничтожения религиозных основ жизни деревни. Проти­вопоставляя себя сестрам, лирический герой заявляет: «Конечно, мне и Ленин не икона», а про «пузатый» «Капитал» Маркса и работы Энгельса признаётся, что:

Ни при какой погоде

Я этих книг, конечно, не читал

В «Стансах» лирический герой собирается сесть «за Маркса», чтоб «разгадать премудрость скучных строк». Идео­логия не стыковалась с его мироощущением, разрушая целостность мировосприятия поэта.

Напряжённый психологический мир возникает в лиро-эпической поэме «Черный человек», переданной в жанре своеобразной лирической исповеди. Образный мир поэмы построен на использовании приёма галлюцинации. К поэту приходит некий «чёрный человек» и мучает его воспоминаниями.

В «Черном человеке» ненависть, презрение, гнев не от­делимы от боли, мучительных раздумий, тоски и страха, которые нагоняет по ночам на поэта «прескверный гость». «Прескверный гость» - «Черный человек» у автора - это не его личный недруг, он враг человечества и всего прекрасного на Земле.

С трагической искренностью поведал Есенин в своей по­этической исповеди о том «черном», что омрачало и угне­тало его, что все больше терзало его «непродажное» сердце. Но это только одна грань, одна сторона поэмы.

Есенин был подлинным гуманистом, он стремился воспе­вать то, что было в жизни «крепче и живей», его стихи пол­ны любви к людям и вместе с тем проникнуты тревожным беспокойством об их настоящем и будущем.

«Прескверный гость» - «черный человек» у Есенина - это не только его личный враг. Нет, он враг всего прекрас­ного, враг Человека. В поэме он олицетворяет черные силы, доставшиеся новому миру в наследство от старого, в кото­ром господствует «философия», согласно которой, «человек от природы подл». И не случайно замысел «Черного человека» возник у Есе­нина в пору его пребывания за границей. Там особенно яв­ственно встал перед ним этот страшный образ. В символи­ческой сцене, завершающей словесную дуэль поэта с «чер­ным человеком», летящая трость, брошенная поэтом прямо в его морду, разбивает лишь зеркало.

Но поэмой о «прескверном госте» Есенин так яростно так бесстрашно обнажил «чёрную душу» «чёрного человека», что необходимость суровой, беспощадной борьбы с ним стала ещё более очевидной.

В стихотворениях этого периода поэт пытается преодолеть внутренний конфликт, обращаясь к злободневным темам времени, пытаясь принять «коммуной вздыбленную Русь».

Европа и Америка произвели удручающее впечатление на поэта. В одном из писем он отзывался о загранице, как об «ужаснейшем царстве мещанства...», где «в страшной моде Господин доллар, а не искусство… самое высшее - мюзик-холл». Взгляды С. Есенина меняются. «Там, из Москвы, нам казалось, что Евро­па - это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда вижу: боже мой! до чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет еще такой страны и быть не может».

Стараясь оторваться от мрачных дум, Есенин соверша­ет поездки на Кавказ (Баку, Батум, Тифлис). Поездки эти имели для него огромное значение: они вносили душевное успокоение, давали возможность сосредоточиться, созда­вали благоприятную обстановку для творчества. Есенин создаёт цикл «Персидские мотивы», куда входят такие произведения, как «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Руки милой – пара лебедей» и другие, воспевает чувство любви, вдохновенное и светлое, которое составляет здесь основной предмет изображения. Любовь у Есенина – это одна из граней любви к России, так как любовь к родине – основа его человеческой природы. Поэта интересуют различные оттенки и варианты любовного чувства: ревность, грусть, любовное томление, измена, любовные ласки. Его героини – Шаганэ, Гелия, Лала – прекрасны, как их удивительная родина Персия, страна грёз, страна – сказка, восточный шафрановый рай с опаловыми небесами.

Однако параллельно с Персией в стихотворениях Есенина возникает образ и другой страны – «рязанских раздолий», русских равнин «под шуршащим пологом тумана», «волнистой ржи при луне». Ностальгическая тема вплетается в любовную, и любовь к далёкой милой родине оказывается сильней блаженства в раю персидском.

Тяга к размышлениям о жизни, о себе самом начинает занимать преимущественное положение в лирике Есенина в 1925 году. В этом году Есенину исполнилось 30 лет. Он считал этот возраст зна­чительным для лирического поэта, переломным, предъяв­ляющим высокие требования к человеку.

В стихотворении «Мой путь» он подводит итоги прожитого: вспоминает события в стране, свою молодость, говорит о новом взгляде на жизнь, мечтает о том, «чтоб говорливая душа уже по-зрелому запела».

Не без сожаления поэт прощается со своей бурной молодостью, но в то же время хорошо понимает необходимость более зрелого отношения к жизни, более высокой требовательности к себе. Он во многом критичес­ки оценивает свое прошлое, учитывает опыт прожитого, задумывается над будущим. Поэт говорит о своей привязанности к жизни. Есенин испытывает прилив свежих сил, новый творческий подъем.

Да, прошлое тяготело над поэтом, он сам признавался: «Остался в прошлом я одной ногою». Но в его творчестве есть и другое, главное - его страстное стремление понять новое время. Какой бы противоречивой ни была поэзия Есенина, невозможно отрицать тот факт, что глубокая вера поэта в настоящее и будущее России, его любовь к родине составляют основу его творчества.

Есенин - русская художественная идея. Сергей Есенин - самый читаемый в России и при этом отнюдь не общедоступный поэт. Его стихи даже таким искушенным ценителям, как про­фессиональные литераторы, до сих пор представляются явлением зага­дочным. В пришествии Есенина в русскую поэзию, в ту пору бо­гатую и разнообразную, и впрямь было что-то от чуда. Ведь он явился из глубины России, оттуда, где с незапамятных мифоло­гических времен бил, как писал Гоголь, «в груди народа» само­родный фольклорный ключ и где уже почти полвека была безот­ветная тишина.

А через десять лет Есенин - чуть ли не самый современный по мироощущению художник, властитель чувств, стихи которого твердит наизусть вся Россия. Больше того, «суровый мастер», дерзкий реформатор стиха. Чтобы одолеть такое расстояние с такой сказочной скоростью, мало Божьего дара. Надо было об­ладать еще и самодисциплиной, и волей к совершенству, и чутко­стью к велению живой жизни.

Есенин - единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине, о России в особый раздел, потому что все, написанное им, продик­товано, пронизано «чувством родины». Это не тютчевская «вера», не лермонтовская «странная лю­бовь», и даже не страсть-ненависть Блока. Это именно «чувство родины». В определенном смысле Есе­нин - художественная идея России.

Есенин глубоко знал жизнь крестьянской России, был кровно связан с жизнью русского крестьянства - все это способствовало тому, что он смог стать истинно народным, национальным поэтом и в ярких произве­дениях сказать свое правдивое поэтическое слово о главных событиях своей эпохи.

Уйдя из жизни в 30 лет, С.А. Есенин оставил нам чудесное и богатое поэтическое наследие. И пока живёт земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь».


1. Есенин, С. [Текст] - Собрание сочинений в трёх томах /С.Есенин - Москва: Правда, 1977 г.

2. Бузник, В.В. Русская советская литература [Текст] / В.В.Бузник - Москва: Просвещение, 1987 г. –368 с.

3. Быкова, Н.Г. Литература [Текст] - Справочник школьника / Н.Г.Быкова - Москва: ТКО «АСТ», 1995 г. - 576 с.

4. Зорин, А. «Несказанное, синее, нежное…»[Текст] - Литература / А.Зорин – Москва: Просвещение, 1998 г. - №3.- С.5-12

5. Кошечкин, С. Отчее слово. Есенин С. [Текст] / С.Кошечкин - Москва: Советская Россия, 1968 г. - 158 с.

6. Кременцов, Л.П. Русская литература XX века [Текст] / Л.П.Кременцов – Москва: Академия, 2002 г. – 496 с.

7. Красухин, Г. Легенда и реальность [Текст] – Литература / Г.Красухин – Москва: Просвещение, 1998 г. - №3. – С.2-3

8. Локшина, Б.С. [Текст] - Поэзия Блока и Есенина в школьном изучении / Б.С.Локшина – Ленинград: Просвещение, 1978 г. - 160 с.

9. Прокушев, Ю.Л. Колыбель поэзии [Текст] / Ю.Л.Прокушев – Москва: Детская литература, 1982 г. - 176 с.

10. Прокушев, Ю.Л. Вечный образ [Текст] / Ю.Л.Прокушев – Москва: Знание, 1977 г. – 64 с.

11. Смирнова, Л.А. Русская литература XX века [Текст] / Л.А.Смирнова – Москва: Просвещение, 1999 г. – 334 с.

12. Эвентов, И.С. Сергей Есенин [Текст] / И.С.Эвентов – Ленинград: Просвещение, 1978 г. - 128 с.

Если бы Сергей Есенин был жив, то ему исполнилось бы в 2005 году 110 лет. Но этот почтенный возраст трудно соединить с именем поэта. Есенин остается вечно молодым, как вечно свежи и молоды его лучшие стихи и поэмы.

Литературное наследие Сергея Александровича невелико по объему, но разнообразно по жанрам. Здесь и лирические стихотворения, поэмы, рассказы, повесть, критические статьи. В каждом из этих жанров Есенин показал себя оригинальным художником, но наиболее ярко и полно его самобытный талант проявился в лирике. Когда читаешь есенинские стихи и поэмы, чувствуешь: с тобой говорит человек открытого и нежного сердца. Он поверяет тебе самое сокровенное, самое заветное. Все, что он пережил, - и хорошее и плохое – на виду. Ты проникаешься к нему доверием, восхищаешься широтой его души.

Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». И действительно, каждая строчка стихов Сергея Александровича проникнута горячей любовью к родине, а родина для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики Есенина.

Есенинская Россия – небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов на «туманном берегу»:

Молочный дым качает ветром села,

Но ветра нет, есть только легкий звон.

И дремлет Русь в тоске своей веселой,

Вцепивши руки в желтый крутосклон.

Разумеется, Россия Есенина, так же и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, - это лишь поэтический миф. Примечателен тот факт, что есенинская Русь – родная сестра блоковской России. У обоих поэтов рядом с «Россией - тайной», «светлой женой» - другая - «гугнивая матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная:

Сторона ль моя, сторонка,

Горевая полоса.

Только лес, да посолонка,

Да заречная коса

Но всё же вопреки всему через лирику идет чистая, нескрываемая, светлая любовь:

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

Стихотворение «Русь» - замечательное и широко распространенное произведение, это художественное кредо поэта. По настроению «Русь» чем-то перекликается с блоковскими скорбными раздумьями о Родине:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, –

Как слезы первые любви!

С поразительным мастерством раскрывает перед нами Есенин картины родной природы. Какая богатая палитра красок, какие точные, порой неожиданные сравнения, какое чувство единства поэта и природы!

В его поэзии, по словам А. Толстого, слышится «певучий дар славянской - души, мечтательной, беспечной таинственно-взволнованной голосами природы». Все у Есенина многоцветно и многокрасочно. Поэт жадно вглядывается в картины обновляющегося весною мира и ощущает себя его частицей, с трепетом ожидает восхода солнца и долго засматривается на блестящие краски утренней и вечерней зари, на небо, покрытое грозовыми тучами, на старые леса, на поля, красующиеся цветами и зеленью. С глубоким сочувствием Есенин пишет о животных – «братьях наших меньших». В воспоминаниях М. Горького об одной из встреч с Есениным и его стихотворении «Песнь о собаке» прозвучали такие слова: «и, когда произнес последние строки:

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег на его глазах тоже сверкнули слезы ». После этих стихов мне подумалось, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое более всего иного – заслужено человеком».

Природа у Есенина – не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей и события истории. Она – любимый герой поэта, она все время влечет Есенина к себе. Не пленяют поэта красота восточной природы, ласковый ветер; и на Кавказе не покидают его думы о родине:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Есенин, не сворачивая, идет одной дорогой вместе со своей Родиной, со своим народом. Поэт предчувствует великие перемены в жизни России:

Сойди, явись нам, красный конь!

Впрягись в земли оглобли

Мы радугу тебе – дугой.

Полярный круг – на сбрую.

О, вывези наш шар земной

На колею иную.

В своей автобиографии Есенин пишет: «В годы революции был всецело на стороне октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Он принял революцию с неописуемым восторгом:

Да здравствует революция

На земле и на небесах!

В поэзии Сергея Александровича появляются новые черты, рожденные революционной действительностью. Стихи Есенина отражают все противоречия раннего периода становления советов в стране. Буйный революционный пафос в начале 20-х годов, когда в жизнь проводилась новая экономическая политика, сменился пессимистическими настроениями, которые отразились в цикле «Москва кабацкая». Поэт не может определить своего места в жизни, чувствует растерянность и недоумение, страдает от сознания душевной раздвоенности:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Уж сколько лет не слышит поле

Петушьи пенья, песий лай.

Уж сколько лет наш тихий быт

Утратил мирные глаголы.

Как оспой, ямами копыт

Изрыты пастбища и долы.

Какая боль чувствуется в трагедийной песне поэта о междоусобном раздоре, который рвет «страну родную в край из края », тревога за будущее России. Мучительно встает перед ними вопрос: «Куда несет нас рок событий?» Ответить на этот вопрос было нелегко, именно тогда и происходит ломка в духовном восприятии поэтом революции, рухнули его утопические планы. Есенин думает и страдает об обреченной деревне:

Только мне, как псаломщику, петь

Над родимой страной аллилуйя.

Ход времени неутомим, и Есенин это чувствует, все чаще появляются строки, полные душевного смятения тревоги:

Я последний поэт из деревни.

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

Противоречивость Есенина наиболее драматично сказывается в его раздумьях о будущем деревни. Все ярче проявляется приверженность поэта к крестьянству. В его стихах слышится тоска по природе, которую теряет цивилизация. Незабываем есенинский «красногривый жеребенок»: Милый, милый, смешной дуралей.

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

У Есенина противопоставление города и деревни приобретает особенно обостренный характер. После заграничной поездки поэт выступает как критик буржуазной действительности. Он видит пагубное воздействие капиталистического уклада на души и сердца людей, остро чувствует духовное убожество буржуазной цивилизации. Но заграничная поездка оказала влияние на творчество Есенина. Он вновь вспоминает знакомую ему с юности «тоску бесконечных равнин», но теперь, однако, его уже не радует «тележная песня колес»:

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил,

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.

Сергей Александрович Есенин глубоко знал крестьянскую жизнь России, и это способствовало тому, что он смог стать истинно народным поэтом.

О чем бы ни писал Есенин: о революции, о крестьянском укладе жизни – он все равно возвращается к теме родины. Родина для него является чем-то светлым, и писать о ней – смысл всей его жизни:

Я люблю родину,

Я очень люблю родину!.

Родина и тревожит, и успокаивает поэта. В его лирических произведениях звучит безграничная преданность Родине, преклонение перед ней:

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен.

Исчезнет ложь и грусть,

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. Есенин пропел свою песнь о России, красивую, цветную, писанную как будто красками радуги, зовущую, и так родную сердцу. По-хорошему он завидовал тем, «кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею», и с искренней болью писал «о днях, растраченных напрасно»:

Ведь я мог дать

Не то, что дал.

1. 2 Цветопись в стихах Есенина о Родине.

Как национальный народный поэт Есенин впитал в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную гамму. Синева, разлитая в поэзии Сергея Александровича напоминает древнерусскую фресковую живопись. Недаром о знаменитом Дионисии его современники говорили, что он «аки дымом пишет». Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью. Проведенный мною анализ распространенности красочно-цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, показал, что самым распространенным эпитетом оказался «синий». Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно сознательно стремясь к тому, что бы по этой светящейся, то истинной, перламутровой, то глубокой, до черноты сини, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенности рисунка, узнавали его руку.

Не видать конца и края

Только синь сосёт глаза.

Есенин считает, что в самом имени «Россия» спрятано «синее что-то». Он так говорил Вс. Рождественскому: «Россия! Какое хорошее слово И «роса», и «сила», и «синее» что-то!». Синий поэт считал цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим «божественность». Эпитет синий встречается и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих.

Так же очень характерным для палитры поэта является пристрастие к «желто-золотому»:

«Луна под крышей, как злат бугор»

«Мне снились реки златых долин»

«Где золотятся рагожи в ряд»

«Лижут сумерки золото солнца»

«Хвойная позолота»

«Зелень золотистая»

Но каждый раз, когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив «погибшей души»:

Весной и солнце на лугу

Обвита желтая дорога,

И та, чьё имя берегу,

Меня прогонит от порога.

В оттенках желтого выдержан и автопортрет поэта:

«Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я ржи»

«Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся».

Когда надо придать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску:

«О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку».

Правда пользуется он этой краской редко и бережливо. Чаще заменяет малиновые «земли» менее изысканными цветами:

«На лазоревые ткани

Пролил пальцы барянец»

«Алый мрак в небесной черни

Начертил пожаром грань ».

«Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход

Кленёночек маленькой матке

Зеленое вымя сосет»

Есенин обладал глазом, очень тонко воспринимающим «цветовые характеристики природы». В его стихах нет однообразия. Как только пейзаж становиться чересчур однообразным, зеленым, Есенин вводит в лирический ландшафт алый, красный цвет. Наряжает свою «деву Русь» в алые одежды, не забывая бросить ей на плечи «зеленую шаль»: «Не твоя ли шаль с каймой зеленеет на ветру» - деталь прекрасно дополняющая «ал наряд».

Мне кажется, что любовь к чистым и ярким краскам – свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, поэт Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями от реального мира.

§2. Есенин и Россия

В дореволюционных стихах поэта звучит боль за свою нищую родину, за этот «заброшенный край». В стихотворениях: «Запели тесаные дроги», «Гой ты, Русь, моя родная!» поэт говорит, что любит до «радости и боли» «озерную тоску» своей родины. «Но не любить тебя я научиться не могу!» - восклицает он, обращаясь к Руси. Любовь поэта к родине родила и такие проникновенные строки:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Великую Октябрьскую социалистическую революцию Есенин встретил радостно, но с определенными сомнениями и колебаниями; как он говорил: «Принимал все по-своему с крестьянским уклоном». Не зная марксистско-ленинской теории, поэт представлял себе социализм как некий мужицкий рай, неизвестно кем и как созданный в его любимой, нищей и убогой, безграмотной и забитой крестьянской России. Он считал, что раз произошла революция, то подавай каждому «избу новую, кипарисовым тесом крытую», подавай каждому по первому желанию «ковш с золотой брагою». А в стране не угасал огонь гражданской войны, терзали родину интервенты, разруха и голод делали свое дело. Поэт видел опустевшие села, незасеянные поля, черные паутины трещин на опаленной засухой земле, и сердце его сжималось от боли. А потом надо было залечивать раны, ломать старый уклад деревенской жизни, посадить крестьянство на «железного коня». Видя все это, Есенин с горечью восклицал:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли!

Испытывая острое разочарование, поэт начинает проклинать «железного коня» - город с его индустрией, который несет гибель милой сердцу поэта деревне, начинает оплакивать старую, уходящую Русь. Ему казалось, что революция принесла крушение его милой деревне, нашли отражение в стихотворении «Сорокоуст». Мучительным был для Есенина разрыв с прошлым. Не сразу он мог понять то новое, что входило в жизнь страны. В этом заключалась та тяжелая душевная драма, о которой писал поэт в стихотворении «Русь уходящая».

Старая деревня доживала свои последние дни. Есенин это чувствовал, понимал, и ему порой начинало казаться, что вместе с ней доживает свой срок и он.

Заграничная поездка заставила поэта другими глазами посмотреть на свою страну, по-новому оценить все, что в ней происходит. Он, по его словам, «еще больше влюбился в коммунистическое строительство».

Посетив родное Константиново в 1924 г. После возвращения из-за границы, Есенин увидел, какие изменения там произошли. Об этом он пишет в стихотворении «Русь советская».

Поэт вернулся в страну своего детства и с трудом узнал её. Ему казалось, что гибель идет на деревню, жизнь кончается, но видит там совсем иное: мужики обсуждают свою «жись». Оказывается, жизнь не кончена, она повернулась в другое русло, её уже трудно догнать. Вместо прежних отчаянных стонов, вместо заунывно-тоскливого отпевания рождаются новые мотивы. И хотя он, поэт, в этой жизни места себе не находит, и ему очень горько от этой мысли. Он принимает эту жизнь и прославляет новую. Поэту, конечно, обидно, что его песни в новой деревне не поют. Он испытывает горькое чувство обиды за то, что в родных местах он словно иностранец, но эта обида уже на самого себя. Сам виноват, что не пел новых песен, сам виноват, что его в деревне не принимают за родного. Однако в том и состоит величие Есенина, что он смог возвысится над личной судьбой, не утратил перспективу развития. Поэт чувствует, что у новых людей иная жизнь и все-таки благословляет её независимо от своей личной судьбы. Еще более определенно заявляет Есенин о своих новых взглядах в стихотворении «Неуютная жидкая лунность». Уже не Русь уходящую, а Русь советскую хочет воспевать поэт. Ему теперь уже не милы «лачуги», «песни таежные», «очажный огонь», потому что все это связано с нашей Россией, с «бедностью полей». Он хочет видеть Русь «стальную», уже предвидит мощь родной страны.

Мужественная, самозабвенная любовь к родине помогла поэту находить свой путь к большой правде века.

Заключение

Ой ты, Русь моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

С. Есенин

Сергей Есенин – великий русский поэт. Его имя в ряду гениев русской литературы – Пушкина, Лермонтова, Блока – занимает свое, особое место. Оно определяется в первую очередь тем, что Есенин – один из самых читаемых поэтов России, его стихи знают, любят и помнят. Их певучесть, их простота и ясность сродни русской речи. Не случайно многие есенинские строки вошли в народную речь, как не случайно и то, что народ считает Есенина своим поэтом.

Когда мы произносим имя Есенина, говорим о нем и его творчестве, нам всегда приходят на память его чистые, прекрасные стихи. Говорят, что в приходе Есенина в русскую поэзию было что-то от чуда и с этим нельзя не согласиться. Его можно читать постоянно и постоянно восхищаться, удивляться ему. Казалось бы, все, о чем рассказывает Есенин в стихах, он рассказывает о себе. Но все это глубоко волнует каждого из нас. Так же это затронуло и меня. Читая его стихи, я мысленно проводила параллель его восприятия действительности с моим. Проанализировав все факты, я пришла к следующим выводам. Во-первых, «отношения» Есенина и России были сложными, порой противоречивыми. В конце жизни он чувствовал себя лишним в этой новой России. Во-вторых, сделав анализ распространенности красочно-цветовых эпитетов и определений, для меня стало ясно, что поэзия Есенина, это не просто стихи, это радуга, эта яркая картина жизни. Цветопись помогает глубже понять смысл стихотворения, погрузиться в мир эмоций автора.

Сергей Александрович Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. Есенин любил эту землю, он не желал другой. На этой земле и для неё он родился. Людям этой земли он дарил самоцветы своей души. Поэт любил так, как мог любить только поэт – нежно, страстно и больно. От злобы людской, от жестокости он уходил в себя, царапая и раня душу равнодушием и опустошенностью. Умел дружить, прощать, но умел и ненавидеть. Был жесток и зол ко злу, но добр и понятлив к добру.

Творчество Есенина – одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории советской литературы. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родному краю. Нас волнует искренность и одухотворенность поэта, для которого самым дорогим на всей планете была Русь.

У каждого из нас в жизни бывают минуты, когда хочется отойти от текущих проблем и погрузиться в другой неспокойный и волнующий мир - мир поэзии. И, открыв томик стихов любимого поэта, мы начинаем «чувствовать и мыслить по-иному», вживаться в те проблемы, которые волновали поэта. А если посидишь с книгой подольше, то возникает ощущение, что ты стал соучастником какой-то неведомой тайны, чьей-то неизвестной жизни, и все глубже твоя душа проникает в стихотворения и вступает в диалог с душой поэта, которая неизменно живет в его стихах. И хочется узнавать и открывать для себя новые черты его характера, приблизиться через его образы к самому поэту.

В этой исследовательской работе освещена лишь одна сторона жизни Есенина из многих. Узнавать нам его ещё предстоит, ну что ж, в добрый путь!

Тема Родины в творчестве Сергея Александровича Есенина.
Но люблю тебя, Родина кроткая!
А за что, разгадать не могу.
(С. Есенин)
В творчестве многих литературных деятелей на протяжении всей истории России Родине уделялось одно из центральных мест. Ведь Родина – это понятие всеобъемлющее. Это и место, где ты родился. Это и край, в котором ты живешь. Это и все просторы, которые тебя окружают, то есть леса, поля, реки, горы, степи – все это Родина. Поэт, не сказавший ни слова о своей Родине, - не поэт. Так как остаться равнодушным к своей стране, своей Отчизне, какой бы она не была, просто нельзя. Нельзя не видеть недостатков своей страны, но в то же время нельзя не заметить всего того прекрасного, которое скрывается от нас на каждом шагу. Ведь каждое ласковое слово, пусть самая мелочь, сказанное о своей родной стране, так приятно ее жителю. Читая стихотворения Сергея Есенина, можно заметить то, что в центре его творчества стоит именно Родина. Он воспевает каждую песчинку, каждую травинку, каждый камешек своей родной земли.
Для каждого человека Родина начинается с того места, где ты родился, где вырос и провел свои детские годы. Село Константиново было таким местечком для поэта. Не раз он обращается к своей частичке Земного шара в своих стихах:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Есенин всегда стремился к себе на Родину, в деревню. Он черпая новые силы, набирался энергии, освобождался от накопившихся забот среди милых его сердцу картин.
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Часто в его стихах всплывает образ его родного дома в Константиново:
Я любил этот дом деревянный.
В бревнах теплилась грозная мощь
Наша печь как-то дико и странно
Забывала в дождливую ночь…
Этот дом по сей день стоит там. В нем сейчас размещен Есенинский музей.
Но Родина для Есенина бескрайна. Она не имеет границ. Для поэта лес- это Родина, поле-это Родина, речка - тоже Родина. Ему милы бескрайние просторы Великой России:
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
В каждом стихотворении Есенина чувствуется любовь к Родине. Она выражена не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа.
Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хотя есть в ней грусти ивовая ржать.
Приятны мне свиней испачканные морды
И в тишине ночной звенящий голос жаб.
Поэт видит яркие краски русской природы: во многих его стихотворениях о Родине. Россия выступает в разных цветах. То она малиновая, то голубая, то белая, то синяя. Ведь цвет для Есенина многое значил. Каждый оттенок имел свой определенный смысл.
«Русь голубая» - в голубом цвете у него скрыты огромные безграничные просторы его родной земли. Сразу возникает ощущение свободы и свежести.
Все красоты и прелести родной страны поэт показывает через природу.
О, лесная, дремучая муть!
О, веселье оснеженных нив!…
Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив.
Есенину близки и неотрывны от него все те картины, которые окружают его повсюду. Поле ли это, не имеющее ни конца, ни края, речка, журчащая в лесной прохладе, или же маленькое деревце, приглянувшееся поэту. Он любуется восходами и закатами, облаками, медленно плывущими по небу, солнцем, играющим своими лучами. Есенин готов забыть обо всем и только смотреть и смотреть на все красоты, которые порою скрыты от наших глаз:
Хорошо под осеннюю свежесть
Душу – яблоню ветром стряхать
И смотреть, как над речкою режет
Воду синюю солнца соха.
Сергей Александрович не может променять свою Родину ни на какую другую в мире. Как нам известно, он путешествовал по Европе. В то время положение в России было не из лучших. Поэт это видел, он видел разруху, нищету, голод и все многочисленные бедствия, которые одно за другим, обрушивались на головы россиян. И что же? Он чуть ли не каждый день писал домой, в Россию, находя в этом единственную свою отдушину. В каждом своем письме он изливал свои чувства, изливал свою тоску на Родине. Вот отрывок его письма из Америки: « Здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде господин доллар, на искусство начхать – самое высшее мюзик-холл. Пусть мы нищие, пусть нас голод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь за ненадобность сдали в аренду под смердяковщину…
…Так хочется мне отсюда, из этой кошмарной Европы, обратно в Россию…»
Нам известно из истории, что многие поэты отправлялись на Кавказ, где пытались найти тишину, спокойствие, умиление, хотя по разным причинам. Пушкин любил Кавказ, Лермонтов тоже любил. Есенин же и там не мог найти покоя. Он был не на своем месте. Поэт постоянно сравнивал живописные картины Кавказских гор с картинами родных ему полей, пашен, лесов.
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолен…
Поэта, где бы он ни был, всегда тянуло на Родину. Он сам так и говорил: « Я скажу: не надо рая – дайте родину мою…»
Каждая Есенинская строчка пронизана глубокой верой поэта в настоящее и будущее своей страны.
О верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло
Заря молитвенником красным
Грохочет благостную весть
О верю, верю, счастье есть…
Он верит и надеется в то, что будущее его Родины будет светлым и безоблачным.
Сергей Александрович Есенин – истинно русский поэт. Он воспевал свою страну, свою Родину, свою Россию. Без Родины поэт себя не представлял. Все его творчество было посвящено ей. Вот его слова: « Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве»
Небывалая искренность тона, редкий дар непосредственного видения мира, способность смотреть на явления и вещи непредвзятым взглядом, неожиданно извлекать красоту и радость из предметов, давно стершихся бытом, особое умение выражать чувства человека, и простые, и сложные, - вот, что мы видим в стихотворениях Сергея Александровича Есенина. И эти стихи так близки для каждого из нас, ведь в них описано все то, что нас окружает, но в другом свете, более приятном. После прочтения любого из его стихотворений, на душе становится светлее и радостнее. Так как в них мы находим то спокойствие, которого так нам не хватает в наше напряженное и жестокое время.


1895 год. Рязанская земля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб, дала миру такого поэта, поднявшегося из глубин народной жизни, как Сергей Есенин. Воспитывался будущий поэт у деда по материнской линии, у которого было три взрослых сына. Они и приучали своего племянника к трудностям жизни. Рос он озорным и драчливым мальчуганом.

Детство протекло и юношу отдали в церковно-учительскую школу.

Стихи он начал писать рано, сознательное творчество его относится к шестнадцати – семнадцати годам. Уехав в Петербург в восемнадцать лет он поступает в университет Шанявского. Там происходит его знакомство с Блоком, Клюевым, Белым. Окончив университет он возвращается в деревню, где и встретил революцию. Многие его стихи и поэмы имели религиозное направление, но они имеют значение - как путь поэта до революции. В годы революции он был всецело на стороне Октября, но принимал все с крестьянским уклоном.

Поэзия Есенина… Неповторимый, чудесный, прекрасный мир! Рязанская земля была страной его детства.

Здесь он увидел как ломаются березы, отражаясь в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого дела, убирающего стог. И серебристая луна, и шелест тростника, и костер зари, и голубая гладь озер – так представлял он красоту родного края, которая с годами отложилась в его стихах, которые несли огромную любовь к русской земле.

Есенин принял всем сердцем революцию Октября и его поэзия озарилась новым светом. В своих публичных выступлениях поэт говорил, что если бы не было революции, он так бы и засох на никому не нужной религиозной символике. В этот период тема Родины, России, проходит красной линией через все его творчество.

В стихах 1924-1925 годах новое берет решительный перевес над старым. Он в данное время начинает себя чувствовать ярым попутчиком новой жизни. В начале 1925 он завершает свою поэму «Анна Снегина», в которой реалистически изображает сложный путь русского крестьянства в революции. На Кавказе он пишет цикл «Персидские мотивы». Однако думы о Родине и здесь не покидают поэта, несмотря на красоту восточной природы.

К сожалению, Есенин уходит из жизни тридцатилетним молодым человеком, однако он оставил нам чудесное поэтическое наследство. Ярко его талант раскрылся в лирике, что позволило ему улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших настроений возникающих в его душе. Наших современников покоряют в его поэзии гармония чувства и слова, мысли и образа. Есенин – блестящий мастер пейзажной лирики, вдохновенный певец родной земли. Читатель чувствует красоту и животворящую силу природы, которая была любимым героем поэта. У него много родного и близкого с тем, что нас волнует в картинах природы Тургенева и Толстого. Поэт учился высокому мастерству у классиков. Особенно это чувство проявилось у него к Пушкину и Гоголю, говоря, что он их любит больше всего и в своем творчестве старался им подражать, что и позволило ему быть достойным певцом и гражданином своей страны.

Все кто его близко знал или встречался с ним, стараются вспоминать о нем как о яркой и замечательной личности. Его современники говорили, что с ним порой было не легко и кто его знал, не выдерживали и вынуждены были уходить в сторону. Друзья видели его одиночество и то, что ему трудно с ним справляться, однако никто не помог ему по настоящему, и оставляли его. Это и побудило его в декабре 1925 года уехать из Москвы в Петербург, чтобы начать новую жизнь. Однако этого не случилось. В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер» поэт оборвал свою жизнь.

Есенин ушел из жизни, но живет его песенное Есенинское слово. За судьбой поэта встает его время, его эпоха. Поэт незримо из тех двадцатых годов шагнул в наше время и дальше в будущее.