Что такое Фашизм? Значение и толкование слова fashizm, определение термина.

(fascism) Крайне правые националистические идеология и движение с тоталитарной и иерархической структурой, диаметрально противоположные демократии и либерализму. Термин берет свое начало в Древнем Риме, в котором власть государства символизировалась фасциями – связанных вместе пучками прутьев, (что означало единение народа) с выступающим из связки топориком (означавшим руководство). Этот символ послужил Муссолини эмблемой для движения, которое он привел к власти в Италии в 1922 г. Позднее, однако, это название стало общим для целого ряда движений, возникших в Европе в период между двумя мировыми войнами. К этим движениям относятся: национал-социалисты в Германии, "Аксьон франсез" (Action Francaise) во Франции, "стреловидный крест" в Венгрии и фалангисты в Испании. В послевоенный период термин применялся часто с приставкой "нео" по отношению к тем, кого считают последователями вышеупомянутых движений. К ним, в частности, относятся Итальянское социальное движение (переименованное в 1994 г. в Национальный альянс), Республиканская партия в Германии, Национальный фронт во Франции и Фаланга в Испании, а также перонизм (Peronism) и, в последнее время, движения, возникшие в посткоммунистических странах, типа "Памяти" в России. Так можно ли при таком разнообразии движений говорить об одном значении этого термина? Классифицировать сугубо фашистские идеологии можно следующим образом. С точки зрения структуры, среди них выделяются монистические, основанные на идее безусловных фундаментальных и наиболее существенных истин о человечестве и окружающей среде; упрощенческие, приписывающие возникновение сложных явлений единым причинам и предлагающие единые решения; фундаменталистские, связанные с делением мира на "плохое" и "хорошее" без каких-либо промежуточных форм, и заговорщические, исходящие из того, что существует тайный широкомасштабный заговор неких враждебных сил, которые намерены манипулировать массами для достижения и/или сохранения своего господства. С точки зрения содержания фашистские идеологии различаются по пяти главным позициям: 1) крайний национализм (nationalism), вера в то, что существует чистая нация, имеющая собственные, отличительные от других наций черты, культуру и интересы и превосходящая все остальные нации; 2) подобный вывод обычно сопровождается утверждением, что эта нация переживает период упадка, но когда-то, в мифическом прошлом, она была великой, с гармоничными общественно-политическими отношениями, и сама господствовала над другими, но позднее потеряла внутреннее единство, распалась и попала в зависимость от других, менее значительных наций; 3) процесс национального упадка зачастую связывают с снижением уровня расовой чистоты нации. Для некоторых движений характерен подход к нации как к чему-то такому, что совпадает во времени и пространстве с расой (nation race), другие признают иерархию рас, внутри которых находятся нации (race nation). Практически во всех случаях считается, что утрата чистоты ослабляет расу и в конечном счете является причиной ее нынешнего трудного положения; 4) вину за упадок нации и/или за смешанные браки возлагают на заговор иных наций или рас, которые, как считается, ведут отчаянную борьбу за господство; 5) в этой борьбе как капитализм, так и его политическая оболочка – либеральная демократия – рассматриваются всего лишь как хитроумные средства раскола нации и ее дальнейшего подчинения мировому порядку. Что касается основных требований этих идеологий, то главным среди них является воссоздание нации как объективной реальности посредством восстановления ее чистоты. Второе требование – восстановление господствующего положения нации через перестройку государственного устройства, экономики и общества. К средствам достижения этих целей в разных случаях относят: 1) построение авторитарного, антилиберального государства, господствующую роль в котором играет одна партия; 2) полный контроль этой партии над политической организацией, информацией и национализацией; 3) государственное управление трудовыми ресурсами и сферой потребления с целью построения продуктивной и самодостаточной экономики; 4) наличие харизматического лидера, который был бы способен облечь в плоть и кровь "реальные" интересы нации и мобилизовать массы. В случае достижения этих важнейших целей нация сможет вернуть себе утраченное господство даже, если потребуется, военным путем. Подобные цели в период между двумя мировыми войнами были характерны для фашистских движений, которые с особым рвением занимались расовой и этнической чистками, установили тоталитарные политические системы и диктатуры, построили продуктивную экономику и, конечно же, развязывали войны с целью завоевания мирового господства. Однако такие партии ныне уже не могут открыто пропагандировать столь экстремистские идеи. Произошла ревизия позиций. Борьба за чистоту нации и расы теперь выливается в противостояние непрекращающейся миграции и в требования репатриации чужестранцев; на смену требованию тоталитаризма и диктатуры пришли менее жесткие предложения о существенном усилении государственной власти якобы в рамках демократии; прерогатива производства товаров заменена вмешательством государства в экономическую сферу, а о воинской доблести говорить почти совсем перестали. Послевоенные движения с подобными идеологиями обычно называют неофашистскими.

В узком смысле фашизм - идейно-политическое течение в Италии 1920–40-х гг. Основатель итальянского фашизма - исключенный за пропаганду войны в 1914 г. из Социалистической партии журналист Бенито Муссолини. В марте 1919 г. он объединяет своих сторонников, среди которых немало фронтовиков, разочарованных в действующей власти, в «Союз борьбы» - «фашио ди комбаттименто».

В становление фашизма как идеологии значительный вклад внесли представители футуризма - специфического направления в искусстве и литературе начала XX в., напрочь отрицающего культурные достижения прошлого, воспевающего войну и разрушение как средство омоложения одряхлевшего мира (Ф. Т. Маринетти и др.).

Одним из предшественников Муссолини был писатель Габриель д’Аннунцио. Смысл идеологии фашизма заключается в признании права итальянской нации первенствовать в Европе и мире в силу того, что жители Апеннинского п-ва происходят от потомков римлян, и Итальянское королевство является правопреемником Римской империи.

Фашизм исходит из понятия нации как вечной и высшей реальности, основанной на общности крови. В единении с нацией, согласно фашистской доктрине, индивид путем самоотрицания, жертвы частными интересами осуществляет «чисто духовное бытие». По Муссолини, «для фашиста ничто человеческое или духовное не существует и тем более не имеет ценности вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен».

Итальянское государство стало тоталитарным (термин самого «дуче» - ит. «герцога», «вождя», как официально именовался диктатор), когда Б. Муссолини пришел к власти. В 1922 г. со своими многочисленными сторонниками-«чернорубашечниками», построенными в многотысячные колонны, он осуществил знаменитый поход на Рим. Большинством голосов парламент передал ему власть в стране. Но переход к тоталитарному государству, где все сферы общества контролируются властью, Муссолини сумел осуществить лишь спустя 4 года. Он запретил все партии, кроме фашистской, высшим законодательным органом страны объявил Большой фашистский совет, отменил демократические свободы, прекратил деятельность профсоюзов.

В отношениях с внешним миром Муссолини проводил агрессивную политику. Еще в 1923 г. его правительство после бомбардировки захватило о-в Корфу. Когда к власти в Германии пришел единомышленник дуче А. Гитлер, Муссолини, ощутив поддержку, осуществил агрессию в отношении африканского государства Эфиопия.

Итальянские военные формирования приняли участие и в войне франкистов против республиканской Испании и в боевых действиях на территории СССР в составе немецко-фашистской армии. После вторжения американских и английских войск на Сицилию, а затем и в материковую Италию, в 1943 г. правительство короля Виктора-Эммануила III капитулировало, Большой фашистский совет голосует против Муссолини, а король приказывает арестовать его. Гитлер, направив своих десантников, освободил находящегося под арестом дуче и вернул его на пост главы «Итальянской социальной республики» («Республики Сало») - части Северной Италии, оккупированной немцами.

Именно в это время в формировании, руководимом Муссолини, развернулись репрессии против евреев, хотя до массовых антисемитских акций не дошло, в отличие от Германии и других государств фашистского блока (Румынии, Венгрии, Хорватии), а также оккупированных нацистами территорий Польши и Советского Союза. 27 апреля 1945 г. Бенито Муссолини с любовницей был захвачен участниками итальянского Сопротивления и на следующий день расстрелян.

Идеология фашизма оказалась нежизнеспособной еще при жизни ее создателя. Мечта Муссолини воссоздать «Римскую империю» столкнулась с неспособностью итальянского народа к государственному строительству. Идеи корпоративного государства были реализованы в других странах.

Во многих постулатах фашизм близок немецкому национал-социализму, вследствие чего обе доктрины часто отождествляются. Обычно все ужасы фашизма связывают с политикой геноцида, проводимой А. Гитлером.

На оккупированных территориях немецкими фашистами с помощью концлагерей и массовых зверских убийств по различным оценкам было уничтожено более 20 млн чел. (преимущественно русских, белорусов, украинцев, евреев, цыган, поляков и др.).

Фашизм как идеология осужден международным трибуналом на Нюрнбергском процессе, и до сих пор законодательство многих стран предполагает уголовную ответственность за пропаганду фашизма.

Термин «фашистский» применялся также в отношении режима Салазара в Португалии, диктатуры Франко в Испании.

Фашизм опирается на тоталитарную политическую партию («мощную организацию активного меньшинства»), которая после прихода к власти (как правило насильственного) становится государственно-монопольной организацией, а также на непререкаемый авторитет вождя (дуче, фюрера). Фашистские режимы и движения широко используют демагогию, популизм, лозунги социализма, имперской державности, апологетику войны.

Фашизм находит поддержку в условиях общенациональных кризисов. Многие черты фашизма присущи различным социальным и национальным движениям правого и левого толка, а также некоторым современным государственным режимам, основывающим идеологию и государственную политику на принципе национальной нетерпимости (современные Эстония, Грузия, Латвия, Украина и пр.).

Так, около 200 тыс. русскоязычных жителей Эстонии лишены гражданских прав, дискриминируются по национальному признаку и прозябают на положении людей второго сорта. В стране идет активная антирусская пропаганда, направленная на воспитание в этнических эстонцах ненависти к русским, а также масштабная кампания по реабилитации нацистских преступников.

По ряду признаков (вождизм, тоталитаризм, национальная, классовая, расовая нетерпимость) к фашистским можно отнести и некоторые российские политические движения, в т. ч. НБП (см. Нацболы), РНЕ, движение скинхедов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Вопрос более чем насущный, и как мы уже говорили в статье , касающийся отнюдь не только Украины, поскольку аналогичные процессы, суть которых повсеместное сворачивание демократии, в той или иной форме идут по всему миру, и особенно на постсоветском пространстве. Причина тому, общий кризис капитализма, одним из ярких проявлений которого является глобальный экономический кризис, вот уже несколько лет цепко держащий в своих объятиях весь капиталистический мир.

Да, нам по телевизору о кризисе не говорят или почти не говорят. Буржуазия, чтобы не пугать население, давно использует ловкий прием, выдумывая, когда того требует ситуация, новые термины и внедряя их в сознание трудящихся, чтобы они не слишком нервничали и мало что понимали в происходящем.

Один из таких терминов, активно употребляемых буржуазными СМИ, чтобы скрыть экономический кризис, это «рецессия», означающий «относительно умеренный, некритический спад производства или замедление темпов экономического роста» . Вот только спад производства он и есть спад производства. А «критичен» он или «некритичен», не столь важно, важно, что он есть. Конкретные же цифры ни о чем не говорят – они, если нужно, легко «рисуются» и предназначены по большей части для «широкой публики», поскольку специалисты и господствующий класс отлично понимают, что происходит на самом деле.

Такого же рода и термин «стагнация», означающий небольшой рост производства (такой небольшой, что его никто, в реале не видит!). Но как ни назови, пытаясь скрыть очевидное, а промышленное производство – основа всякой экономики — падает, заводы закрываются, рабочих тысячами выбрасывают на улицу, зарплаты и социальные расходы сокращаются и пр. – а это все действия, которые осуществляет буржуазия только в случае экономических кризисов.

Буржуазия стала лишним звеном существующей системы общественного производства – вот в чем главная суть того этапа капитализма, в котором мы сейчас живем!

Господствующий класс напрочь оторвался от реальности и перестал видеть очевидное. Капиталисты оперируют теперь не реальной экономикой, как раньше, когда молодой капитализм был прогрессивным явлением общественной жизни, а виртуальной экономикой, т.е. экономикой, которой не существует в природе и которая никого не способна ни накормить, ни одеть-обуть. Буржуазия сегодня живет в иллюзорном мире. Те же кризисы буржуазные правительства и их аналитики-экономисты сегодня определяют не по объемам реального производства, без которого мир и дня не проживет, а по движению ВВП, повышения которого несложно добиться путем финансовых спекуляций или примитивного поднятия цен. Тем более что исчисляется ВВП в денежном эквиваленте, а не в количестве произведенной продукции или оказанных услуг. Но этот высосанный из пальца «рост ВВП» будет на бумаге, а не в реальном мире. В жизни же ситуация только ухудшается – заводы останавливаются, трудящие все более и более нищают.

Чувствуя, что почва уходит у него из-под ног, что его историческое время вышло, господствующий класс буржуазии всеми силами пытается удержаться на плаву и сохранить свое господство. Он повсеместно переходит к реакции, отлично осознавая, что у него теперь нет серьезной опоры даже в экономике, ведь он стал тем самым фактором, который мешает общественному производству развиваться дальше, тормозя прогресс производительных сил. Все объективные условия для гибели буржуазии созрели и спасает ее сейчас только отсутствие субъективных условий — разрозненность трудящихся, непонимание ими своих коренных целей и исторических задач. Но эти условия появятся обязательно, ибо таковы законы общественного развития, которые настоятельно требуют привести мировые производственные отношения в соответствии с уровнем развития мировых производительных сил. Если рабочий класс сможет объединить свои усилия и выступить против класса буржуазии единым фронтом, то капитализму не поможет уже ничто — он не продержится и дня.

Откуда следует прямой и самый насущный на настоящий момент времени вывод – объединение рабочего класса не только одной страны, но в рамках всего мира, преодоление всех расколов рабочего движения жизненно важно для борьбы за новое общество. Это сегодня самая главная задача, без решения которой буржуазию не победить и капитализм не уничтожить. И пока эта задача не будет решена, капитализм будет гнить и смердеть, отравляя все вокруг продуктами своего разложения.

Один из таких продуктов гниения капитализма – фашизм, который уже принес немало горя народам всего мира. Сегодня он вновь стоит на пороге многих капиталистических стран, угрожая человечеству новой мировой войной. И это не преувеличение. Стремление к внешней экспансии, территориальные захваты и развязывание империалистических войн это одна из главных целей всех или подавляющего большинства фашистских диктатур.

Империалистические войны и фашизм тесно связаны между собой. Оба этих явления есть следствие глубоких экономических проблем капиталистических стран в эпоху империализма. Причины Первой мировой войны общеизвестны — это битва за передел мира между крупнейшими империалистическими странами, дележ между ними рынков сырья и сбыта. Уже тогда проявились первые черты будущего фашизма, который в полную силу показал себя через два десятилетия. Исторически фашизм возник как результат «Великой Депрессии» — глубочайшего экономического кризиса 1929-1933 гг., из которого мировой империализм толком не мог выбраться более 10 лет. В 1937 году к тому же ведущие страны мира – США, Англию, Францию и др. поразил еще один экономический кризис, выходом из которого для мировой буржуазии и стала Вторая мировая война. Вот тогда народы мира воочию столкнулись с фашизмом, заплатив за это печальное «знакомство» страшную цену – десятки миллионов человеческих жизней.

В середине XX века человечеству удалось обуздать фашизм – первая в мире социалистическая страна СССР ценой громадных жертв советского народа остановила его победное шествие по миру. Но фашизм не исчез, он только затаился на время, потому что главная его причина и единственный его носитель – мировой финансовый капитал не был уничтожен и продолжал существовать.

После гибели СССР мировой финансовый капитал чрезвычайно усилился. Его агрессивность возросла в разы, и угроза новой империалистической мировой войны стала вполне реальной. Да, ядерное оружие это фактор, серьезно сдерживающий аппетиты империалистических хищников, но они нашли выход из этого положения — множество малых войн в разных концах света вполне позволяет империалистам добиваться тех же целей, только несколько другим способом. В условиях же глобального экономического кризиса расширение зон локальных конфликтов, которые и так идут, не прекращаясь, вот уже много десятилетий в разных регионах мира, в том числе на постсоветском пространстве, им только на руку. Афганистан, Палестина, Сирия, Ливия, Ирак, Карабах, Северный Кавказ на территории России и пр. Теперь вот мировой империализм зоной такого конфликта стремится сделать Украину. И сделает, если государственную власть на территории Украины окончательно приберут к рукам фашисты.

И пока политические процессы в этой стране развиваются, к сожалению, именно в этом направлении. Решение нового украинского правительства об образовании в Украине национальной гвардии, основой которой станут боевики «Правого сектора», означает, что этим фашиствующим бандитам новоявленная украинская власть решила придать государственный статус. А это более чем серьезно. Ведь одно дело пусть и вооруженные, но все-таки бандиты, т.е. незаконные вооруженные формирования, с которыми так или иначе государственная власть будет вынуждена вести борьбу. И совершенно другое дело, когда за бандитами стоит сила самого государства, когда все их действия принимают законный характер и вся правоохранительная система с ее следствием и судами к их услугам, когда их финансирует не частное лицо, пусть и располагающее солидными ресурсами, а целое государство, у которого финансовые возможности на порядок выше. Самое печальное в том, что значительная часть населения западных областей Украины поддерживает создание такой национальной гвардии и толпами идет записываться в нее, одурманенная лозунгами о «защите Отечества».

Да и в России не все обстоит гладко. Есть немало оснований полагать, что фашизация политического режима идет и в нашей стране. Причем инициаторам этого процесса не требуется устраивать майданы, они давно на российском политическом олимпе страны. А это на порядок серьезнее, чем возможное установление фашистской диктатуры на Украине. Ибо вкупе с колоссальными ресурсами и ядерным оружием Россия фашистская будет представлять серьезную угрозу не только для своего собственного трудового народа, но и для народов всего мира.

Можно ли что-то предпринять, чтобы остановить все эти негативные процессы? Могут ли что-то сделать прогрессивные силы на Украине и в России в существующих условиях, чтобы не допустить такого печального развития события?

Да, могут. Еще в 1935 году на VII Конгрессе Коммунистического интернационала, проходившем в г.Москве, было указано, что только создание единого рабочего и народного фронта борьбы за демократизацию общества способно остановить наступление фашизма. Задача единого фронта – сплочение вокруг пролетариата и его партии широких народных масс для борьбы с наступающим фашизмом и надвигающейся опасностью новой империалистической войны. В этот фронт должны войти все прогрессивные (по сравнению с наступающими силами реакции) политические силы страны, общественные организации, рабочие объединения, и в первую очередь профсоюзы.

Создание единого фронта прямо вытекает из классовой сущности самого явления «фашизм». Приход фашистов к власти не является простой сменой одного буржуазного правительства другим, а представляет собой замену буржуазно-демократической формы правления формой террористической диктатуры, угрожающей ликвидацией всех демократических завоеваний трудящихся и самым жестким режимом эксплуатации.

Потому в данных условиях вопрос об отношении коммунистической партии и рабочего класса к буржуазной демократии ставится следующим образом. Раз реакционные круги буржуазии стремятся уничтожить демократические права и свободы трудящихся, урезать права парламента, значит, борьба за демократию приобретает особое значение. Г.Дмитров, выступая с докладом на указанном Конгрессе Коминтерна, говорил, что «коммунисты не анархисты и им вовсе не безразлично, какой политический режим существует в данной стране: буржуазная диктатура в форме буржуазной демократии, хотя бы и с самыми урезанными демократическими правами и свободами, или буржуазная диктатура в ее открытой, фашисткой форме» .

Тогда же в резолюциях Коминтерна было подчеркнуто, что недопустимо недооценивать серьезную опасность реакционных действий буржуазии, которая подготовляет приход фашистов к власти постепенно, раз за разом проводя все более жесткие мероприятия, по крохам урезая права и свободы трудящихся и усиливая репрессии против революционного и рабочего движения. Бороться с фашизмом следует уже на этих начальных этапах, ибо подобные действия буржуазных правительств облегчают приход фашистов к власти. «Кто не борется на этих подготовительных этапах против реакционных мероприятий буржуазии и против нарастающего фашизма, тот не в состоянии помешать, тот наоборот, облегчает победу фашизма » , — говорил Г.Дмитров.

Коминтерн особо подчеркивал связь фашизма и оппортунизма, указывая, что в некоторых европейских странах фашизм смог победить только потому, что было расколото рабочее движение, и назвал главную причину этого раскола – оппортунизм, который всегда в той или иной форме проповедует политику «классового сотрудничества» с буржуазией.

Выступать оппортунизм может в любой форме, но это всегда есть и будет буржуазная политика в рабочем движении, задача которой и идейно, и организационно расколоть единство пролетариата, и сделать его полностью неспособным на сопротивление наступающей буржуазии. Последнее как нельзя лучше доказали события конца XX века, когда многократно превосходящий по численности советский рабочий класс, одурманенный оппортунистической позднесоветской пропагандой, оказался неспособным противостоять наступающей буржуазной контрреволюции, разрушившей СССР и уничтоживший советский социализм.

О чрезвычайной опасности оппортунизма неоднократно предупреждал и Владимир Ильич Ленин. Еще в 1915 году в работе «Под чужим флагом» он разъяснил генетическую связь между оппортунизмом и национал-социализмом: «социал-национализм вырос из оппортунизма, и именно этот последний дал ему силу» . Здесь Ленин именует известный нам национал-социализм (нацизм, государственная идеология фашистской Германии) «социал-национализмом», но это одно и то же явление. Суть его — в соединение национализма и шовинизма с идеями мелкобуржуазного социализма, что кратко может быть сформулировано идеологемой — «социализм для одной нации», которой как раз и одурманивали пролетарские массы в фашистской Германии.

Ленин показал механизм рождения социал-национализма: «Каждое из многочисленных проявлений оппортунизма… во всех европейских странах были ручейками, которые все вместе «сразу» слились теперь в большую, хотя и очень мелководную – (а в скобках добавить: мутную и грязную) – социал-националистическую реку». Вот так, шаг за шагом делая уступки буржуазии и предавая пролетариат вроде бы в мелочах, под разными предлогами идя на маленькие компромиссы в идеологии, угождая то одним мелкобуржуазным слоям трудящихся, то другим (чтобы их «не отпугнуть» излишней революционностью!), откладывая на потом (на неизвестно когда!) борьбу за социализм и довольствуясь только борьбой за сиюминутные интересы трудящихся масс и пр., приходят оппортунисты к мелкобуржуазному социализму и национализму, законченным результатом соединения которых и является фашистская идеология — нацизм.

Как же так, не согласится с нами наивный читатель, ведь оппортунисты часто выступают за интернационализм? Как же они могут быть националистами? На что Ленин отвечает в той же самой работе: «Сторонник международности, не являющийся самым последовательным и решительным противником оппортунизма, есть мираж, не более того. Может быть отдельные лица такого типа могут искренне считать себя «международниками», но о людях судят не по тому, что они о себе думают, а по их политическому поведению: политическое поведение таких «международников», которые не являются последовательными и решительными противниками оппортунизма, всегда будет помощью или поддержкой течения националистов» .

Но окончательно коммунистический покров с них сорвали события на Украине и реакция на них российского правительства. Российские и украинские «коммунисты» просто-таки зашлись, иначе и не скажешь, в приступе великорусского национализма и буржуазного патриотизма, который и так охватил чуть ли не всю Россию. Вместо того чтобы разъяснять российским и украинским трудящимся, что происходит, объяснить им, что их наивную тягу к советскому прошлому (тягу, лишенную всякой классовой основы, ибо сущность СССР подавляющей массой бывшего советского населения так и не понята, за что нужно сказать отдельное «спасибо» нашим левым и «коммунистам»!) российская буржуазная власть использует для своих империалистических интересов, эти «коммунисты» и леваки оказались неспособными сами стоять на классовой позиции пролетариата. Они полностью солидаризировались с российской и украинской буржуазией в деле раскалывания рабочего класса, в разведении его по национальным квартирам, где потом буржуазии будет удобнее задавить его по одиночке.

Последнее есть наглядный пример того, о чем говорил Ленин, что «международность», т.е. интернационализм у оппортунистов только на словах, на деле же интернационализм у них всегда превращается в национализм, русский или украинский, несущественно. В данном конкретном случае вся эта оппортунистическая масса российских и украинских коммунистов фактически перешла на сторону русского национализма против украинского. Противопоставить всяким националистам пролетарский интернационализм они не смогли, ибо в корне не поняли, что это такое.

Эти так называемые коммунисты даже не сумели сообразить и, следовательно, разъяснить трудящимся, что никакой «дружбы народов» в классовом обществе не бывает и быть не может, потому что народы в классовом обществе НЕ ЕДИНЫ, что они разделены на классы, интересы которых и являются главным фактором всех происходящих в этих обществах процессов! О «дружбе народов» может идти речь только в условиях пролетарского государства, в условиях политической власти рабочего класса, когда действительно народы получают возможность свободно решать сами свою судьбу и когда право на самоопределение для них становится не фикцией, а реальностью. Тогда и только тогда разные народы, будучи истинно свободными от всякого национального угнетения и притеснения, могут жить спокойно и в мире друг с другом – дружить между собой, а не воевать, направляемые буржуазией, желающей отхватить лакомый кусок у соседа, как это происходит во всяких капиталистических обществах.

Вообще говоря, происходящее на Украине и реакция на эти события в России наглядно показывают, что все постсоветское коммунистическое движение потерпело полный крах, так и не сумев очиститься от позднесоветского оппортунизма, приведшего СССР к разрушению. Теме об уроках событий на Украине, ввиду ее особой важности, имеет смысл посвятить отдельную статью, поскольку нашим коммунистам давно пора уже сделать выводы из своих ошибок, а не повторять их вновь и вновь, раз за разом предавая свой трудовой народ, которому и надеяться-то больше не на кого. Пока же продолжим разговор о том, что могут и должны сделать все прогрессивные силы страны, чтобы не допустить установления фашисткой диктатуры.

Л.Сокольский, «Рабочий Путь»

Нам надо перестать врать себе, что СССР, борясь с фашизмом, освобождал Европу. Европу невозможно было освободить от фашизма, потому что каждая европейская страна никогда от фашизма не страдала, а была соучастником Германии...

Невыученные уроки after 1945...

История – это та школа, которую придётся посещать, даже если этого делать не хочется. Уроки, которые в этой школе озвучивают, требуется аккуратно конспектировать, прилежно зубрить, а ошибки лучше не повторять. Хотя… всего этого можно и не делать, если вас не интересует результат. Для нас, живущих уже в ХХI веке, главным уроком Великой Отечественной войны является не тот статус-кво, который сложился в мае 1945го, а те последствия, к которым он привел сегодня.

В своем скромном исследовании я не буду говорить про безусловные достижения, принесенные нам Великой Победой, среди которых главным является право на жизнь. Поговорим сегодня о тех ошибках, которые были допущены после окончания войны, и с единственной целью – не повторять таковые в будущем.

Главной и фундаментальной ошибкой русской цивилизации, как ни странно, является продолжение ее главной добродетели, а именно – всепрощение . «Кто старое помянет, тому глаз вон», – провозгласил Советский Союз немедленно после того, как замолкли пушки. И начал прощать. Широко и масштабно. Репарации, востребованные с Германии, составили менее 1% от того ущерба, который Германия нанесла экономике СССР. Остальные соглядатаи 3-го Рейха, среди которых особенно пикантно смотрелась в качестве «победителя» Франция, чья дивизия «Шарлемань» штурмовала в 41м Бородино, а в 1945м – защищала Берлин , вообще отделались лёгким испугом.

Активное и всестороннее прощение оформили себе разнокалиберные «небратья», жизнерадостно поучаствовавшие в геноциде народов СССР, и прежде всего русского населения, а после войны списавшие свою русофобию на «отдельные эксцессы отдельных неуравновешенных личностей». Всевозможные и разнообразные эсэсовцы, «отмучавшись» под игом «русской оккупации», в результате которой тотально лапотное и нищее титульно-небратское население обрело собственное образование, науку, производство, оказались в ХХI веке такими «пострадавшими », при одном виде которых русские, оказывается, должны каяться и платить, платить и каяться…

Таким же пострадавшим оказалось ВСЁ население Европы , смертельно оскорбленное существованием России вообще и каждого русского в частности. Оскорблённое настолько, что ни о каком праздновании Победы над нацизмом речь просто не может идти. Его нигде не празднуют и даже не отмечают. И из всего вышеперечисленного стоит один раз уже сделать выводы: Нам всем надо перестать врать самими себе, что СССР, БОРЯСЬ с ФАШИЗМОМ , освобождал Европу, ибо в этой формулировке верно только то, что выделено заглавными буквами. Европу невозможно было ОСВОБОДИТЬ от ФАШИЗМА, потому что Европа в целом и каждый европейский народ в по отдельности никогда от фашизма НЕ СТРАДАЛИ. ФАШИЗМОМ ЕВРОПЕЙЦЫ НАСЛАЖДАЛИСЬ .

Даже в «стране-победительнице фашизма» Франции воевавших в рядах нацистов было на порядок больше, чем в Сопротивлении. А что касается остального «цивилизованного еврочеловечества», то там Гитлеру аплодировали даже во сне, а нарукоплескавшись, ВСЕГДА записывались в убийцы русских радостно и с песнями. И этим они сейчас нисколько не смущаются и уж тем более не думают каяться.

Не было, оказывается, никакого геноцида русских, белорусов, украинцев (не путать с украми) во время 2й мировой. Вообще не было. Не верите – почитайте публицистику «наших западных партнёров», полистайте учебники истории «цивилизованного мира». Вам откроется чудный мир , где главным и единственным преступлением нацистов был исключительно и только геноцид еврейского населения, известного как Холокост. Холокост замечательно освещён, описан, задокументирован и всесторонне изучен. Немецкие школьники, политики и простые бюргеры чётко знают, что должны круглосуточно испытывать чувство вины перед еврейским населением. Несогласных ждёт уголовное преследование и участь изгоев . На века вечные немцам вбивают в головы , что убивать евреев нехорошо.

Совсем другая песня с русскими. Про их истребление в годы Второй Мировой не говорят вообще. Никто и нигде. Задайте всемогущему Гуглю провокационный вопрос: «GENOCIDE against Russians » – получите массу интересной информации:

1) Про голодомор

2) Про массовые убийства коммунистического режима

3) Про миллионы, убитые лично Сталиным

А вот про массовые убийства европейцами граждан СССР ничего найти не получится . Не найдёте вы подпадающим под определение «геноцид» смерть каждого 4го жителя Белорусcии, тысячи уничтоженных деревень и сёл, миллионы сожжённых заживо, расстрелянных, повешенных, заморенных голодом . ВСЕ жертвы 2й мировой, по мнению «наших западных партнёров», это жертвы коммунистического режима и лично Сталина. Ничего не напоминает? Да-да, именно – донецкие сепаратисты, которые сами себя взрывают и расстреливают . Те же слова, тот же почерк. Один сценарист, один режиссёр.

Ну да Бог с ними, с «нашими западными партнёрами». Российские (и советские) исторические источники тоже почему-то круглосуточно жалеют нацистов , пряча за общими словами совершенно конкретные страны и этносы, приложившие руку к уменьшению количества славян на этом свете. А вот это совсем зря. Потому что авторы геноцида – не просто нацисты и совсем не только немцы.

А было бы весьма познавательно и показательно закрепить за каждой жутко обиженной на русских нацией, список их личных подвигов на территории, временно оккупированной Рейхом. Очень бы правильно и органично смотрелось в учебниках, фильмах, справочниках и прочей исторической литературе количество мирных жителей СССР, уничтоженных итальянцами, венграми, румынами, испанцами, французами, бельгийцами, голландцами, норвежцами, латышами, литовцами, эстонцами и прочими, так ныне озабоченными «русской агрессией» и «русской угрозой».

И правильно было бы назвать этот мартиролог безвинных жертв «наших западных партнёров» так, как он и должен называться – геноцид , с распределением по каждому из цивилизаторских этносов его собственного вклада в «просвещение варваров» и избавление их от такого бремени, как физическое существование.

Фанатам латышских эсэсовцев , которые так рьяно считают ущерб от «советской оккупации», можно было бы напомнить, что только в течение одной карательной операции «Winterzauber» в одном только Освейском районе ими было сожжено 183 деревни, расстреляны и сожжены 11 383 чел. (из них 2118 детей в возрасте до 12 лет), 14 175 жителей были вывезены на работы - взрослые в Германию, дети в Саласпилсский концлагерь …

Напомнить и так ненавязчиво спросить: «А возместить не желаете?» А заодно поинтересоваться, что было бы, если бы хотя бы 1% содеянного ими (и их немецкими хозяевами) произошло не на территории СССР, а на территории США? Простые американцы, после ознакомления с такими насквозь документальными картинами, как «Иди и смотри!» почему то заявляют, что нации, чьи представители были бы замешаны в таких образцах «цивилизованности», сегодня просто перестали существовать

Но ещё раз повторяю, в первую очередь такой скрупулёзный подсчёт и такое детальное описание деяний европейцев требуется именно подрастающему поколению в самой России, чтобы они чётко понимали, с кем имеют дело и что можно ждать от «наших западных партнёров» – начиная с «братушек» и небратьев и заканчивая знойными озорными испано-итальянцами, которые неплохо так поозорничали на пути к Волге.

Соответственно, и приём международных делегаций правильно было бы начинать с минуты молчания у соответствующих памятников – для посланцев испанской короны – у памятника жертвам геноцида от рук испанских захватчиков , для мадьяр – у памятника жертвам геноцида от рук венгерских захватчиков , для хронически обиженных прибалтов – у памятника жертвам геноцида от рук эстонских, латышских, литовских нацистов – и так далее по списку ЕС. И как только какая-нибудь сволочь заикнётся про «зверства советских войск» и «ужасы советской оккупации», сразу его туда – к персональному памятнику деяний его собственной нации с тем же вопросом – "как за геноцид русских (белорусов, украинцев…) отвечать собираетесь?"

Больше и громче всех сегодня орут про русскую природную агрессивность те, кто очень деятельно и разнообразно пытался (и продолжает пытаться) уменьшить количество русских на этой планете. Убийцы сегодня обвиняют в агрессивности тех, кого они пытались убить , но у них не вышло. Очаровательно, не правда ли? Нет, то что это делает коллективный Запад, это нормально, он всегда воспринимал Россию, как корм, а население России, как досадную помеху на пути к этому корму. Плохо то, что мы про это говорим преступно мало

«Без ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ природных богатств России системные проблемы Запада сегодня не решить!», – буквально хором скандируют сегодня «наши западные партнеры»… И не только сегодня… Сегодня они просто не подозревают, как похожи они на своих предшественников , объявивших своим священным долгом борьбу за Lebensraum (либенсраум), приведшую их в СССР, где под Москвой и на Волге на них «напал коварный Сталин»…

Они же про этот геноцид даже не знают и в упор своих "подвигов" не видят. Но это полбеды. Главное, что про этот геноцид начали забывать мы сами, пряча его под жестокость самой войны и как-то смущаясь, что именно геноцид и был целью этой войны . А молодому поколению про это даже и узнать негде. Молодёжь не знает и не догадывается, что если только на секунду дать слабину, Запад будет готов повторить всё , что уже проделывали их предки на 1/6 части суши. они даже уже демонстрируют, как это будет выглядеть – на примере Одессы и Донбасса. Геноцид русских? Нет, не знаем…

Если оставить дипломатам дипломатово, мы, обычные люди, на самом-то деле понимаем, что эти «потерпевшие европейцы» в 1941м абсолютно сознательно и с всемерным энтузиазмом выбрали в той войне не нашу сторону . И в грядущей – не дай Господь – с энтузиазмом повторят свой «подвиг ». Впрочем, почему же в будущем времени? Они уже его настойчиво повторяют!

Неистовые укры от имени и по поручению «наших западных партнеров», на их деньги и с непосредственным участием их специалистов, расстреливают, жгут, гноят в тюрьмах мирных жителей Новороссии и Малороссии, спешно доделывая то, что не успели доделать заплечных дел мастера 3-го Рейха.

Террористы с самыми замысловатыми арабскими названиями (в том числе и гнуснопрославленная ИГИЛ), которых содержат и которым оказывают информационную, разведывательную и военную поддержку ЦРУ и Моссад, Пентагон и НАТО , взрывают, режут, превращают в беженцев своих соседей, говорящих на русском языке и тех, кто посмел им симпатизировать. ВСЕ «республики» Средней Азии уже от души поучаствовали и продолжают участвовать в геноциде русского населения и уничтожении русской культуры. А вот поди ж ты (Россия-щедрая душа) до сих пор получают многомилионные подкормки из Российского бюджета (Привет Киргизии)

Что делать?

1. Ничего не требовать и не просить от «наших западных партнеров». В том числе уважения нашего праздника нашей Победы. Потому что это не наша и их Победа. Это – НАША победа над ними . Над всеми. И над теми, кто с оружием в руках нападал, кто науськивал и тихо грел руки на военном пожаре. Они ВСЕ – проигравшая сторона , потому их и корёжит, болезных. Просто необходимо дополнить учебники истории реальной ролью наших «партнеров» по антигитлеровской коалиции в победе нацизма в Европе, в его распространении по всему миру. Потому что сейчас они делают то же самое. ИГИЛ – детище ЦРУ и МОССАД – это реинкарнация коллективного Гитлера. Мы должны оставить нашим детям маркёры, пользуясь которыми, они смогут определить, откуда это зло берётся и кто является главным бенифициаром его активности.

2. Не забывать. Не забывать – это серьёзная работа, требующая и времени и средств. В рамках этой работы я прошу присылать ко мне в комментариях или личным сообщениям любые ссылки на документальные материалы геноцида русского населения с указанием конкретных потерь и авторов этого действа. Мы все-таки сделаем карту в виде открытого ресурса, на который каждый сможет добавить собственную информацию и собственное расследование . Эта карта – не для того, чтобы над нею рыдать, а чтобы помнить, где географически затаилась самая большая угроза, чтобы её вовремя локализовать и не выпускать из виду.

3. Не кормить русофобов. Это вообще уникальное явление в мире, когда кормящиеся из российского бюджета «партнёры» не стесняются своей русофобии и даже ею бравируют . В Латвии, например, только в одном представительстве российской компании – в Лукойле, можно спокойно общаться на русском. В дочерних компаниях Газрома или Роснефти лучше этого не делать, чтобы не нарваться на нарочитое непонимание, а то и на жалобу в инспекцию госязыка (есть такая профессиональная русофобская государственная организация). Поэтому, параллельно с созданием карты русского геноцида, было бы неплохо создать и постоянно обновлять карту очагов русофобии за счет населения России . Причем мы ничуть не покушаемся на право любого человека быть русофобом. Ради Бога, но только не за наш счет .

4. Быть готовым. Ибо они обязательно полезут . У них просто нет другого выхода. Точнее у них очень скудный выбор между «Дранг нах Остен» и гражданской войной на собственной территории. И уже даже самым конченым оптимистам стало ясно, что они выбрали первое. Они всегда выбирают первое. Это их нормальное естественное состояние. Осталось только определить, где, как и за счёт чего будет реализована новая попытка нового блиц-крига . И всё это – не позирование и не рефлексирование. Всё это – элементарные гражданские меры по обеспечению собственной безопасности и безопасности своих детей . «Наши западные партнеры» и их многочисленные слуги из числа «небратьев» так часто обещали нас убить, что мы им поверили. .

Рене SSанс . Фашизм в Европе

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Что такое Фашизм? Значение и толкование слова fashizm, определение термина

2) Фашизм - - политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма, выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии. Идеология фашизма - вождизм, антидемократизм, антикоммунизм, крайний национализм, оправдание геноцида, всевластие государственной машины, крикливая демагогия для затушевывания обеспечения привилегий элиты. При своем становлении фашизм опирается на идеологию мелкой буржуазии. Методы фашизма - жесткая диктатура, применение крайних форм насилия и массового террора. В условиях общего кризиса капиталистического способа производства, глобальной диктатуры монополистического капитала, а также ряда кризисов глобального масштаба (демографического, социального, сырьевого, экологического и т.п.) возможность установления фашистской диктатуры в пределах всего земного шара становится реальной. Остановить ее может только объединение трудящихся всех стран с целью в дальнейшем вообще покончить с капитализмом и товарным способом производства, как исчерпавшими себя, и противопоставление идеологии фашистской идеологии пролетарской.

3) Фашизм - - (от итал.fascismo - пучок, связка, объединение) - вариант тоталитарного политического режима, особенностью которого является стремление к установлению жесткой, иерархически структурированной власти, проповедь беспрекословного подчинения авторитету вождя, оправдание применения крайних мер принуждения для обеспечения в стране стабильности и порядка, введение однопартийной системы, ставка на огосударствление всех сторон жизни и идеологическую монополию. Родиной фашизма является Италия и Германия. Он возник в 1919 году в Италии, в 20-30-е годы фашистские партии захватили власть в Италии и Германии, а также в других капиталистических странах и установили в них открыто террористическую диктатуру. Партия Муссолини взяла в качестве символа фасции - пучки прутьев с топором в середине, связанные ремнем, - знаки достоинства древнеримских магистратов. Идеология фашизма - это антидемократизм и антимарксизм. Все фашистские программные документы содержат тезис об идейном и фактическом банкротстве либерализма и социализма. Все фашистские идеологи - от Муссолини, Гитлера до Н.Устрялова - клеймили парламентскую демократию. Муссолини заявлял, что послевоенный опыт знаменует поражение либерализма. Русский идеолог фашизма Н.Устрялов проповедовал, что в России и Италии "можно править помимо и против всякой либеральной идеологии... Люди устали от свободы...есть другие слова, вызывающие обаяние, гораздо более величественно: порядок, иерархия, дисциплина". Политологи предпринимали не одну попытку дать классификацию признаков, вбирающих в себя такое явление как фашизм. Так или иначе, к ним можно отнести: абсолютизацию власти; ненависть или неприязнь к иным нациям; опора не на гражданское общество, а на авторитет вождя, его волю, силовые структуры и т.д. Одна из плодотворных попыток такого рода принадлежит российскому ученому В.Ядову. Он дал развернутую характеристику фашистской системы взглядов, выделил основные черты этой идеологии, которые совмещаются с принципами практического их осуществления и призваны удовлетворять определенные социальные интересы. К ним относятся: 1. Безусловная доминанта национального интереса над какими-либо иными, т.е. интернациональными или общечеловеческими. 2. Утверждение особой миссии данного народа (избранного, согласно философии Ницше) в создании справедливого порядка либо во всем мире, либо как минимум в зоне "геополитических интересов" данного народа. Отсюда - принцип разделения мира на сферы влияния, что составляло важный элемент известного пакта стран фашистской "оси". 3.Отвержение демократической системы как формы государственного устройства в пользу сильной диктаторской власти, каковая в интересах всей нации обеспечивает справедливый порядок и гарантирует благополучие всем слоям населения, включая малоимущих и нетрудоспособных (отсюда "социализм"). 4.Установление особого, национального кодекса нравственных и моральных принципов, решительное отвержение каких-либо общечеловеческих нравственных норм. 5. утверждение принципа использования силы (военной силы, репрессивного режима внутри страны и в зоне геополитических интересов данной нации) для подавления инакомыслия и тем более сопротивления установленному порядку путем практических действий. 6. безудержная демагогия как стиль пропаганды, т.е. обращение к обыденным интересам простых людей и обозначение в зависимости от ситуации национального противника (люди другой расы, иных политических взглядов, иного вероисповедания и т.д.). Постоянное фиксирование внимания на определенном (или нескольких) опасном противнике долженствует содействовать сплочению нации, утверждению общенациональной солидарности, освящаемой данной идеологией. 7. Наконец, культ харизматического лидера, вождя, каковой наделяется чертами прозорливости, данной свыше, безусловной преданностью национальным интересам, решительностью, неподкупностью и чувством безусловной справедливости в рамках национального кодекса нравственных принципов. Острота переживаемых социальных проблем порождает почву для фашизма. Если нация чувствует себя ущемленной, люди подавлены ощущением тревоги из-за наступающего хаоса, они не верят власть имущим, тогда есть реальные социально-психологические предпосылки для фашизма и экстремизма, как бы они не назывались.

4) Фашизм - - крайне антидемократическое, радикально-экстремистское политическое течение, тяготеющее к установлению террористической диктатуры.

5) Фашизм - (от лат. "фашио" - пучок, связка, объединение) - идейно-политическое течение правоэкстремистского толка, прославляющее тоталитарное государство, вождизм и превосходство одной нации.

6) Фашизм - (итал. fascismo fascio пучок, связка, объединение) - категория для обозначения определенных типов тоталитарных политических движений, партий и режимов, возникших вскоре после окончания Первой мировой войны в странах Европы, а также соответствующей им идеологии. Важнейшей причиной развития этого феномена является глобальный долговременный кризис, поражающий все основные социальные группы общества. Ф. является попыткой быстрого и относительно эффективного выхода из кризиса. Но цена, которую общество соглашается платить за решение своих проблем новой фашистской элитой, является столь высокой, что приводит в конечном итоге к разложению и краху самого общества. Ф. - это определенная идеология национальной мобилизации и солидаризма, поиск "места под солнцем" для стран, проигравших Первую мировую войну. Это набор во многом мистических идеологий, по-новому организующих и структурирующих общество, это во многом мистический этатизм и государственный патернализм, это предельные из известных формы национализма и расизма. Это обязательное разделение любого социального целого по принципу "свой - чужой" с обязательной направленностью уничтожения всего "чужого", культивированием образа врага, ксенофобией, расизмом, милитаризмом. Это идеология мифологической ориентации на традиционные моральные ценности при тенденции к действительной их утрате. Ф. - это массовое политическое движение, и поэтому он с необходимостью порождает специфический технологический комплекс управления массовым поведением, стержнем которого является огромный агитационно-пропагандистский аппарат. От иных форм реакционных диктатур Ф. отличает наличие относительно широкой социальной поддержки в большинстве социальных слоев, каждому из которых лидеры Ф. обещают определенные социальные выгоды. Социальную базу фашистских движений и режимов составляют в первую очередь представители социальных групп, в наибольшей степени пострадавших от кризиса, поэтому в различных странах эта база может быть относительно различной, но это обязательно средние и низшие слои социальной структуры. Ф. Бауэр считает, что в Ф. проявился антагонизм средних классов по отношению к элите, их " бунт " против ущемления собственных интересов в период индустриализации. По мнению С. Липсета, социальной базой Ф. является экстремистская часть среднего класса. Ф. создает особый тип тоталитарной или авторитарной политической культуры, особый тип отношений между людьми в семье, в быту, на производстве, который проявляется в практике воздействия фашистской партии на все сферы общественной жизни. Общность черт, присущих Ф. как политическому движению и режиму, не исключает реализацию различных его форм, таких, как монархо - фашизм, военно-фашистские режимы и др.

7) Фашизм - - система политических идей, или реальная политическая практика, основанные на представлениях об интеллектуальном, моральном, историческом превосходстве одних рас или наций над другими.

8) Фашизм - Террористическая диктатура наиболее реакционной и агрессивной буржуазии. Фашизм уничтожает демократические права и свободы внутри страны, милитаризует государственный аппарат, общественную жизнь, проводит политику развязывания войны. Идеология фашизма - расизм и шовинизм. Впервые фашистский режим был установлен в 1922 в Италии; в 1933 фашисты пришли к власти в Германии; в 1939 - в Испании. Разгром гитлеровской Германии во второй мировой войне (1939-45) спас народы многих стран от фашистского рабства и подорвал силы реакции.

Политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма, выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии. Идеология фашизма - вождизм, антидемократизм, антикоммунизм, крайний национализм, оправдание геноцида, всевластие государственной машины, крикливая демагогия для затушевывания обеспечения привилегий элиты. При своем становлении фашизм опирается на идеологию мелкой буржуазии. Методы фашизма - жесткая диктатура, применение крайних форм насилия и массового террора. В условиях общего кризиса капиталистического способа производства, глобальной диктатуры монополистического капитала, а также ряда кризисов глобального масштаба (демографического, социального, сырьевого, экологического и т.п.) возможность установления фашистской диктатуры в пределах всего земного шара становится реальной. Остановить ее может только объединение трудящихся всех стран с целью в дальнейшем вообще покончить с капитализмом и товарным способом производства, как исчерпавшими себя, и противопоставление идеологии фашистской идеологии пролетарской.

- (от итал.fascismo - пучок, связка, объединение) - вариант тоталитарного политического режима, особенностью которого является стремление к установлению жесткой, иерархически структурированной власти, проповедь беспрекословного подчинения авторитету вождя, оправдание применения крайних мер принуждения для обеспечения в стране стабильности и порядка, введение однопартийной системы, ставка на огосударствление всех сторон жизни и идеологическую монополию. Родиной фашизма является Италия и Германия. Он возник в 1919 году в Италии, в 20-30-е годы фашистские партии захватили власть в Италии и Германии, а также в других капиталистических странах и установили в них открыто террористическую диктатуру. Партия Муссолини взяла в качестве символа фасции - пучки прутьев с топором в середине, связанные ремнем, - знаки достоинства древнеримских магистратов. Идеология фашизма - это антидемократизм и антимарксизм. Все фашистские программные документы содержат тезис об идейном и фактическом банкротстве либерализма и социализма. Все фашистские идеологи - от Муссолини, Гитлера до Н.Устрялова - клеймили парламентскую демократию. Муссолини заявлял, что послевоенный опыт знаменует поражение либерализма. Русский идеолог фашизма Н.Устрялов проповедовал, что в России и Италии "можно править помимо и против всякой либеральной идеологии... Люди устали от свободы...есть другие слова, вызывающие обаяние, гораздо более величественно: порядок, иерархия, дисциплина". Политологи предпринимали не одну попытку дать классификацию признаков, вбирающих в себя такое явление как фашизм. Так или иначе, к ним можно отнести: абсолютизацию власти; ненависть или неприязнь к иным нациям; опора не на гражданское общество, а на авторитет вождя, его волю, силовые структуры и т.д. Одна из плодотворных попыток такого рода принадлежит российскому ученому В.Ядову. Он дал развернутую характеристику фашистской системы взглядов, выделил основные черты этой идеологии, которые совмещаются с принципами практического их осуществления и призваны удовлетворять определенные социальные интересы. К ним относятся: 1. Безусловная доминанта национального интереса над какими-либо иными, т.е. интернациональными или общечеловеческими. 2. Утверждение особой миссии данного народа (избранного, согласно философии Ницше) в создании справедливого порядка либо во всем мире, либо как минимум в зоне "геополитических интересов" данного народа. Отсюда - принцип разделения мира на сферы влияния, что составляло важный элемент известного пакта стран фашистской "оси". 3.Отвержение демократической системы как формы государственного устройства в пользу сильной диктаторской власти, каковая в интересах всей нации обеспечивает справедливый порядок и гарантирует благополучие всем слоям населения, включая малоимущих и нетрудоспособных (отсюда "социализм"). 4.Установление особого, национального кодекса нравственных и моральных принципов, решительное отвержение каких-либо общечеловеческих нравственных норм. 5. утверждение принципа использования силы (военной силы, репрессивного режима внутри страны и в зоне геополитических интересов данной нации) для подавления инакомыслия и тем более сопротивления установленному порядку путем практических действий. 6. безудержная демагогия как стиль пропаганды, т.е. обращение к обыденным интересам простых людей и обозначение в зависимости от ситуации национального противника (люди другой расы, иных политических взглядов, иного вероисповедания и т.д.). Постоянное фиксирование внимания на определенном (или нескольких) опасном противнике долженствует содействовать сплочению нации, утверждению общенациональной солидарности, освящаемой данной идеологией. 7. Наконец, культ харизматического лидера, вождя, каковой наделяется чертами прозорливости, данной свыше, безусловной преданностью национальным интересам, решительностью, неподкупностью и чувством безусловной справедливости в рамках национального кодекса нравственных принципов. Острота переживаемых социальных проблем порождает почву для фашизма. Если нация чувствует себя ущемленной, люди подавлены ощущением тревоги из-за наступающего хаоса, они не верят власть имущим, тогда есть реальные социально-психологические предпосылки для фашизма и экстремизма, как бы они не назывались.

Крайне антидемократическое, радикально-экстремистское политическое течение, тяготеющее к установлению террористической диктатуры.

(от лат. "фашио" - пучок, связка, объединение) - идейно-политическое течение правоэкстремистского толка, прославляющее тоталитарное государство, вождизм и превосходство одной нации.

(итал. fascismo fascio пучок, связка, объединение) - категория для обозначения определенных типов тоталитарных политических движений, партий и режимов, возникших вскоре после окончания Первой мировой войны в странах Европы, а также соответствующей им идеологии. Важнейшей причиной развития этого феномена является глобальный долговременный кризис, поражающий все основные социальные группы общества. Ф. является попыткой быстрого и относительно эффективного выхода из кризиса. Но цена, которую общество соглашается платить за решение своих проблем новой фашистской элитой, является столь высокой, что приводит в конечном итоге к разложению и краху самого общества. Ф. - это определенная идеология национальной мобилизации и солидаризма, поиск "места под солнцем" для стран, проигравших Первую мировую войну. Это набор во многом мистических идеологий, по-новому организующих и структурирующих общество, это во многом мистический этатизм и государственный патернализм, это предельные из известных формы национализма и расизма. Это обязательное разделение любого социального целого по принципу "свой - чужой" с обязательной направленностью уничтожения всего "чужого", культивированием образа врага, ксенофобией, расизмом, милитаризмом. Это идеология мифологической ориентации на традиционные моральные ценности при тенденции к действительной их утрате. Ф. - это массовое политическое движение, и поэтому он с необходимостью порождает специфический технологический комплекс управления массовым поведением, стержнем которого является огромный агитационно-пропагандистский аппарат. От иных форм реакционных диктатур Ф. отличает наличие относительно широкой социальной поддержки в большинстве социальных слоев, каждому из которых лидеры Ф. обещают определенные социальные выгоды. Социальную базу фашистских движений и режимов составляют в первую очередь представители социальных групп, в наибольшей степени пострадавших от кризиса, поэтому в различных странах эта база может быть относительно различной, но это обязательно средние и низшие слои социальной структуры. Ф. Бауэр считает, что в Ф. проявился антагонизм средних классов по отношению к элите, их " бунт " против ущемления собственных интересов в период индустриализации. По мнению С. Липсета, социальной базой Ф. является экстремистская часть среднего класса. Ф. создает особый тип тоталитарной или авторитарной политической культуры, особый тип отношений между людьми в семье, в быту, на производстве, который проявляется в практике воздействия фашистской партии на все сферы общественной жизни. Общность черт, присущих Ф. как политическому движению и режиму, не исключает реализацию различных его форм, таких, как монархо - фашизм, военно-фашистские режимы и др.

Система политических идей, или реальная политическая практика, основанные на представлениях об интеллектуальном, моральном, историческом превосходстве одних рас или наций над другими.

Террористическая диктатура наиболее реакционной и агрессивной буржуазии. Фашизм уничтожает демократические права и свободы внутри страны, милитаризует государственный аппарат, общественную жизнь, проводит политику развязывания войны. Идеология фашизма - расизм и шовинизм. Впервые фашистский режим был установлен в 1922 в Италии; в 1933 фашисты пришли к власти в Германии; в 1939 - в Испании. Разгром гитлеровской Германии во второй мировой войне (1939-45) спас народы многих стран от фашистского рабства и подорвал силы реакции.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Юрисдикция - 1) Компетенция судебных органов по рассмотрению гражданских, уголовных...

Код нашей кнопки.

Откуда берутся корни фашизма?

Чтобы понять, откуда берётся фашизм, необходимо сначала понять, что такое этот фашизм. Фашизм (итальянский fascismo от fascio – пучок, связка, объединение) оформился в 1919 году в Италии. Всё, что знает обычный человек сегодня об этом фашизме – это Муссолини, он же дуче, и чернорубашечники. Более просвещённый знает об агрессии в Абиссинии и на Балканах; возможно, добавит с вынужденным одобрением, что Муссолини придавил и почти уничтожил мафию. Знают, что была жёсткая однопартийная система, диктатура, - уже реже знают, что в программе не было геноцида. Насилие, жестокость, единомыслие, нетерпимость: знаем. Единство народа, счастье и процветание для него же, верность историческим традициям славного прошлого: как бы не знаем. И вообще нам меньше есть дела до фашистской Италии, у нас перед глазами встаёт гитлеровская Германия.

Национал-социалистическая рабочая партия Германии себя фашистской не считала и не называла. Основой программы было создание достойной жизни для всех трудящихся немцев. Что объявлялось невозможным без борьбы против повсеместного засилья еврейского капитала. Однопартийность, диктатура, репрессирование инакомыслящих. Декларировались чистота нравов, здоровая мораль, укрепление семьи, благо отечества превыше всего – т. е. патриотизм. Превосходство арийской расы: расизм и национализм. Объединение германского народа, возврат заселённых немцами территорий, отторгнутых в результате Первой Мировой войны. Геноцид, захватнические войны.

Для обычного человека фашизм выглядит так: черепа на чёрной форме эсесовцев, сожжение книг, факельные шествия штурмовиков, погромы, пикирующие бомбардировщики, танковые колонны, фанатизм, беспощадность, истребление евреев, концлагеря, комплекс национального превосходства, дисциплина, организованность, нетерпимость, мракобесие, идеологизация всех сторон жизни, тотальная милитаризация, претензия на мировое владычество. Борьба с безработицей и коррупцией, равенство перед эффективно действующим законом, разрыв унизительных и грабительских международных договоров и прочие возможные плюсы в расхожее понимание фашизма не включаются.

То есть: оперируя термином «фашизм», мы имеем дело не с реальным явлением во всём его объёме, а скорее с символом. Сугубо отрицательным. Если вы не фашист, конечно.

Как только явление сводится к символу, этот символ начинает получать расширенное толкование. Жестокость, диктатура, нетерпимость к инакомыслию, силовое решение проблем в самых разных масштабах, от мельчайших до мировых – всё это иногда называется фашизмом. От повешения малолетними хулиганами кошки – до очередного военного переворота в Латинской Америке.

Фашизм стал символом мирового злодейства вообще. Для советских детей, скажем, и Бармалей был фашистом. Проповедь расовой нетерпимости – фашизм. Уничтожение демократических свобод – фашизм. И т. д.

Но обычного убийцу-уголовника мы фашистом не называем. Может, он маньяк, садист, пьяный дурак. Для фашизма необходимо подбивать идеологическую базу и стремиться к масштабу: т. е. жестокость (с гуманной точки зрения неоправданная) должна рационально обосновываться и стремиться к приятию обществом, к узакониванию. Требовать смертной казни за мелкое воровство, например, - это уже вполне может быть названо фашизмом.

Ныне очень многие полагают, что немецкий фашизм и советский коммунизм – один чёрт, тоталитарной жестокости не меньше. И в родоначальники фашизма возводят Ленина – это лысый и картавый первым обосновал и ввёл массовые кровопролития и прочие прелести.

Мы наблюдаем стремление посадить символ на реальную и исторически близкую базу. Нам так понятнее.

Почему не Хаммурапи? Он жил раньше – 18 век до нашей эры. Жестокий. Завоеватель. Проливатель крови. Организация. Жестокие законы. Единство. Насилие. Уж всяко круче какого-нибудь парагвайского генерала.

Символ превращается в табличку-знак, типа, «Осторожно! Мины!» или «Не влезай – убьёт!» - и череп с костями. Правда, монтёр и сапёр лезут. У них работа такая.

Табличка – удобная вещь. Навесил – и всё ясно. Простейший способ понимания и оценки явлений: сводим то, что нужно понять, к уже понятному и известному, уже оценённому: по принципу подобия, по аналогии. Но:

Захваты заложников практиковались «всю дорогу» - от фараонов до Наполеона.

Древние китайцы устраивали такие массовые казни пленных, что куда там новому времени.

Святая инквизиция пытала и жгла людишек, как могла, а могла немелко.

Гильотина французской революции стригла головы «подозрительным» - только корзины оттаскивай.

Славный город Тир не сдался просвещённому ученику Аристотеля Александру – и был вырезан.

Разве не христианский священник запустил перед штурмом чудную фразу: «Убивайте всех подряд – Господь на том свете отсортирует своих»?

Тактику «выжженной земли» придумали фашисты?

Цезарь Борджиа был членом НСДАП?

Варфоломеевскую ночь организовало гестапо?

Чингиз-хан носил чёрный мундир?

Настольная книга Бен Ладена – «Майн кампф»?

Еврейские погромы в древних Александрии и Киеве устроили штурмовики Рема?

Про них тоже, про всех деятелей эпох прошедших, могут вдумчиво так сказать: «Да ведь это были те же фашисты!» И всё понятно. Фашизм – явление однозначно скомпрометированное, отрицательное, недопустимое, осуждённое всеми «достойными» людьми. Вот такие гадости и зверства ходят у нас после Второй Мировой войны под символом «фашизм».

Беда здесь только в одном. Всё, что ни делалось фашистами, может быть объявлено недопустимым на основании одного того, что оно делалось фашистами. Значит – фашизм. Это неважно, что ничего принципиально нового в сфере поступков фашисты не изобрели. Есть символ? Значит, общественное мнение застолбило за фашистами приоритет. И тем самым вывело поступок из сферы обращения приличных людей.

Лет восемь назад несколько чеченских «активистов» захватили в турецких водах теплоходик с российскими, в основном, гражданами. Объявили их заложниками и выставили требования. Турки почувствовали себя задетыми и отреагировали быстро. В сорок восемь часов вычислили и арестовали всех родственников этих террористов: или, господа террористы, сдаётесь без всяких условий – или взятые нами заложники ответят за все ваши действия. Результат – на удивление: курс к берегу и по трапу с руками за головой. Ай-яй-яй-яй-яй, так действовали фашисты! Но население сильно одобряло. Однако?..

В данном случае я ни к чему не призываю. Да вы с ума сошли, мы все – отъявленные гуманисты! Я просто констатирую. Что экстремальные средства бывают самыми эффективными в экстремальной обстановке. И приносят наилучший результат. И даже не это констатирую. А то, что население такие средства сильно одобряет. А их запрет – не сильно одобряет.

И не надо обвинять народ в фашизме. Надо, как бы это помягче, лояльнее относиться к некоторым способам добиваться справедливости в экстремальных условиях. И не отдавать «эксклюзивно» фашизму права на все подобные вопросы. Не то мы будем видеть фашизм там, где им и не пахнет. И любого благородного голливудского мстителя объявим фашистом.

Не надо безмерно раздвигать понятие символа «фашизм».

Но есть у фашизма основания и более серьёзные – на уровне общественном, политическом, социальном. О них и подавно стараются не говорить, отделываясь осуждающими заклинаниями. То есть обычная история: явление есть, а оснований для него нет, разве что глупость и порочность некоторых отдельных индивидуумов.

Что понимается под фашизмом? Расизм, тоталитаризм, жестокость, нетерпимость, при этом – равенство для своих, эдакий «внутренний социализм», с программным стремлением установить его для «всех расово чистых», всего народа, страны или даже за её пределы.

А что мы имеем сегодня в «цивилизованных странах первого мира»? Интернационализм, открытость общества, демократия, терпимость, гуманизм. Хорошо, хорошо, это очень хорошо. А что мы имеем из этого хорошо? Великое переселение народов из Азии и Африки в Европу и США. При всеобщем снижении уровня рождаемости европейских народов несколько ниже уровня простого воспроизводства – при рождаемости иммигрантов гораздо выше уровня воспроизводства – при продолжении иммиграции – мы имеем замещение европейского этноса азиатскими и африканскими. Тенденция ясна и однозначна, европейцы скоро будут в меньшинстве в родных странах. Количество смешанных браков продолжает расти, это естественно, а поскольку растворяется меньшее в большем, а не наоборот – «белые люди» сегодня на верном пути к «самоисчезновению». Это – первое.

Второе. Общество свободного предпринимательства во главу угла своей повседневной деятельности ставит прибыль. А для этого надо снижать себестоимость. А для этого нужны дешёвые рабочие руки. А для этого нужны иммигранты. А ещё для этого нужно переносить производство в дешёвые страны. Что мы и имеем. Оставляя без работы своих.

А поскольку мы долго угнетали расово меньших, а теперь мы за равенство, то при прочих равных всё лучшее, ту же работу, надо предоставить представителю меньшинства (это пока ещё меньшинства) – и он своё право на это знает и оберегает, не дай – заклеймит тебя «расистом» так, что не отмоешься, общественное мнение и суд будут на его стороне.

Гомосексуалисты и лесбиянки ничем не хуже гетеросексуалов. Более того, они – сексуальное меньшинство, а права меньшинства мы, демократы, должны оберегать в первую очередь: их ведь мало, бедненьких, они и так страдают. Детей не рожают? Это их право. Других вовлекают? Если те взрослые – это их право. Скажешь слово против – ты сексшовинист, плохой человек, позор тебе. Тебе, мужчине, физически неприятен педераст? Ах ты мразь, тебе руки не подадут, ты не должен так думать. То есть: норма и патология не просто уравнены в правах, но у патологии ещё и моральное преимущество.

Садиста-убийцу казнить нельзя. Надо содержать его в тюрьме, хорошо кормить, водить гулять, предоставлять ему возможности заниматься спортом и смотреть телевизор. А вы, честные люди, в том числе родственники убитых, должны содержать его на свои деньги: платить налоги – это святое.

Торговца наркотиками (того же убийцу) казнить тоже нельзя: мы гуманисты, а он человек, его право на жизнь священно. Поить! Кормить! Гулять!

Дети вне брака – нормально, брак без детей – нормально, сожительство вне брака – нормально, семь браков – нормально, однополые браки – нормально.

Все знают бандита и убийцу, но свидетелей его дружки пристрелили, адвокат получил кучу бабок и суд не сумел доказать его вину – нормально, убийца торжествует, он объявлен честным. А если ты пристрелил его сам – будешь сидеть, если только его подельники тебя в тюрьме не прирежут, а их всё равно не казнят.

И если капиталист сумел пролоббировать закон и сунуть взятки всем чиновникам, и после этого заставляет других ишачить за гроши, - это нормально, это уважаемый член общества. Россия за последние пятнадцать лет полной грудью нюхнула капитализма и перестала видеть его в белых одеждах и с раздаваемым хлебцем под мышкой.

Есть это всё и многое другое? А куда денешься.

Ну так фашизм – форма реакции на всё это.

Экстремистская форма реакции на негативные процессы в современных цивилизованных обществах.

Капиталисты богатеют, а народ голодает? Гадов повесить, добро раздать! (Потому и «красно-коричневые», что коммунисты и фашисты здесь исключительно слиты, в одном лице.)

Азеры захватили рынки? Отметелить и выгнать в Азербайджан, пусть наших не прижимают! (Увы, не встаёт вопрос, почему азеры захватили рынки, а русские не сделали этого в собственном доме.)

Убийц – расстреливать! Наркоторговцев – вешать! За воровство – рубить руку! (Не подумайте обо мне ничего плохого, но в странах шариата это очень помогает.)

Инородцы всё больше мест захватывают? Долой, вон отсюда инородцев.

Святость семейного очага! Прижучить гомосеков! Больше детей!

Всё больше больных, задохликов, очкариков, астматиков? Культ здоровья, силы, спорта, кулака!

Через демократию имеем те гадости, что имеем? Долой такую демократию! А, они телевидение захватили, к власти присосались, народ оболванили? Так силой их сметём, раз иначе не понимают!

Вот примерно такие мотивы протеста.

Фашизм как крайняя агрессивная форма социального протеста на негативные явления в демократическом обществе, где гуманизм там и сям перерастает во вседозволенность, попустительство и раздолбайство.

(Не забудем, что германский национал-социализм возник как реакция на обнищание, угнетение и унижение народа в свободном, цивилизованном, демократическом государстве.)

Грустно, граждане.

Почему именно фашизм?

Общество находится в духовном кризисе. В идеологическом кризисе. Годами тщетно пытается родить национальную идею. Чтоб, значит, единой идеей сплотить народ и ввести в светлое завтра. Где народ, где завтра? Не получается.

А фашизм – вполне готовая идея. Объединятся, бороться, искоренять недостатки прямейшим и кратчайшим способом.

Когда всё в порядке с национальной идеей? Когда есть общие для всех трудности и общие для всех дела, которые не решить поодиночке. Создание своего государства. Борьба за его независимость. Отражение агрессии. Собственная экспансия. Борьба с силами природы в период подъёма становления и подъёма страны.

То есть: когда есть с кем-чем бороться и за что бороться, и это невозможно поодиночке, а можно только сообща. Есть враг: будь то природа, захватчики или национальная раздробленность.

Что ныне? Все люди – братья, границы – незыблемы (интересно, они действительно полагают, что бывают вечные границы?), природу – беречь, научно-техническая оснащённость – выше уровня несовершенной морали тех, кто этой мощью владеет, безработного – подкормим, больного – подлечим, хочешь богатеть – имеешь свободу богатеть. В налаженном процветающем обществе осталось тебе, братец, только добиваться личного благосостояния и собственной карьеры. Твои права личности превыше всего. В таких условиях национальная идея растворяется, как утренний туман. Других твой счёт в банке и твоя карьера не волнуют: позавидовать могут, кусок у тебя перехватить могут, а вот никакого одухотворённого подъёма получить ну никак не могут.

И возникают наркомания, сексуальная раскрепощённость и пофигизм: не трогайте меня - и подите к чёрту.

Фашизм как идея наведения порядка, установления справедливости за всё хорошее привлекателен для своих приверженцев за неимением лучшей внятной и мощной идеи.

Образ врага. Человеку нужен враг.

Группа идентифицирует себя через противопоставление себя же другой группе – будь то биологической, этнической, территориальной, социальной или половой. Я гетеросексуал означает – я не гомосексуал. Я русский – не немец, не татарин, не грузин. Я рабочий – не предприниматель, не инженер, не бухгалтер, не артист.

Для возникновения в группе сильного корпоративного духа и корпоративной идеи противопоставление должно быть сильным - должно наличествовать противопоставление с противоположной стороны. Должна быть угроза группе. Угроза объединяет. Угроза указывает и проясняет цель – собраться плотнее, объёдинить усилия, противостоять, выжить, победить. Если угрозы нет – она может быть выдумана.

Поскольку человек – существо системное, системообразующее, образ врага в его сознании запрограммирован. Должны быть «мы» и «они». «Мы» осознаём свою общность через противопоставление «им». И мы хоть в чём-то, но лучше, правее, достойнее, имеем основание гордится «собой» по сравнению с «ними». Негры, евреи, неверные, туземцы, гомики, коммунисты, капиталисты, пацаны из другого двора, соседи по квартире.

А если тебе с младенчества вбивают, что все равны, ты немного теряешься. Ты бедный, ты дурак, или неудачник, или безвестен, и никто тебе не виноват. Да? Зато вместе мы – сила, понял? Сила? А против кого? Против кого дружить? Сейчас найдём.

Фашизм решает проблему с гениальной простотой. Во всем виноваты евреи. Все неарийцы – ниже нас. Евреев истребить, неарийцев подчинить и поставить ниже себя. Всё лучшее – нам. И тогда всё будет хорошо. Потому что мы достойны. Аргументы? Фигня, щас найдём.

Фашизм удовлетворяет потребности иметь врага. Заведомо менее достойного, чем ты. Виноватого в твоих бедах. А главное – объединяющего твою группу в силу, придающего смысл её агрессивным действиям.

1.Фашизм даёт простой и категорический идеал.

2.Фашизм даёт надличностную цель/ценность. (Сходно с предыдущим)

3.Пока система здорова, пока она растёт, пока она на подъёме – она стремится расширить пространство своего наличия. Фашизм всегда экспансивен. Психологии индивидуума это льстит.

4.Высокий энергетизм. В системе фашизма индивидуумы могут натворить такого, что в иной системе им и не предвидится. Сажал цветочки, преподавал в школе музыку – форма! марш! оружие! война! груды руин – отбой. Что, всего пять лет прошло?! Мир содрогнулся и перевернулся! И снова до восьмидесяти лет цветочки сажать и Баха слушать.

5.А человек, повторяем как всегда, стремится к максимальным ощущениям и максимальным действиям.

Замечание на полях.

Но поскольку фашизм скомпрометировал себя до крайности, и многие реальные идейные искатели и борцы его чураются, как дурной болезни и обвинения в людоедстве – существует масса разновидностей реального фашизма, отмежёвывающихся от его символики и терминологии. Таковы практически все формы сегодняшних экстремистских движений. Они называются движениями левокоммунистическими, радикально-социалистическими, радикально-исламистскими или просто национально-осводительными. Расширяя понятия фашизма как символа – всё это один чёрт.