Что значит хороший учитель прежде. Тест: Какой из вас получится учитель? Какими умениями и навыками обладает педагог

Какими качествами должен обладать учитель? Этот вопрос открывает перед нами бездну других: какой учитель? Для чего и кому должен? Качествами личными или профессиональными, и какие из них важнее? Например, можно ли педагогу вменять в обязанность любовь к детям, или достаточно, чтобы он обращался с ними уважительно и хорошо учил своему предмету? Должен ли учитель быть коммуникабельным заводилой? Какой учитель лучше - добрый или строгий? Какой будет более успешен - бунтарь или конформист?

Мы можем бесконечно рассуждать, спорить и доказывать. Всё потому, что нет никакого «сферического учителя в вакууме». Каждый педагог существует в конкретной социальной, экономической, культурной ситуации, где перед ним стоят определённые цели и нужны те или иные качества для их успешного достижения.

Каким должен быть идеальный учитель? Может, таким? Кадр из х/ф «The School of Rock» (2003)

А если не спорить, а спросить окружающих: какие качества учителя считают важными именно они? Такой разговор поможет одним участникам образования по-новому посмотреть на других.

Ещё раз убедиться в этом нам позволило небольшое исследование, предпринятое в 2015 году одиннадцатиклассницей Гоар Саркисян. Гоар провела его среди старшеклассников, их родителей и учителей Щёлковской гимназии (город Щёлково, Московская область), в которой училась сама. Целью исследования было сопоставление «требований государства, отражённых в профессиональном стандарте педагога, и потребностей общества для выявления приоритетных качеств учителя».

Или таким? Кадр из х/ф «Доживём до понедельника» (1968)

Существует документ, который определяет перечень профессиональных и личностных требований к учителю на территории РФ - это профессиональный стандарт педагога , вступивший в силу с 1 января 2015 года. На основе этих требований можно выделить те качества, которые хотело бы видеть в учителе государство.

Всегда интересно сопоставить официальные ожидания с реальной жизнью. Это и решила сделать Гоар Саркисян.

Идея исследования пришла из наблюдения за учениками и учителями разных школ. В то время я уже решила сама стать учителем и стремилась узнать о профессии больше. Видя, что порой даже самые талантливые и любознательные дети теряют интерес к учёбе, я решила отыскать корень проблемы и, как будущий педагог, смоделировать образ идеального учителя. Образ такого учителя, который поможет ученикам стать лучше.

В опросе приняли участие более сотни учащихся старших классов, 40 родителей и 25 учителей гимназии - педагогов начальной школы, среднего и старшего звена. Всем респондентам предлагалось в свободной форме ответить на вопрос: «Какими качествами должен обладать идеальный учитель?»

Респонденты самостоятельно называли или записывали качества и объясняли, что имеют в виду. Ответы были систематизированы в сводных таблицах.

Идеальный учитель с точки зрения учеников

100% учеников, принимавших участие в опросе, считают, что идеальный учитель должен быть строгим и терпеливым. Также все ученики-респонденты оказались едины в том, что учитель должен уметь заинтересовать материалом.

80% опрошенных - за непредвзятое отношение со стороны учителя и индивидуальный подход («каждый хочет, чтобы его оценивали по справедливости и помогали достичь лучших результатов»).

Учащиеся объясняли слово «справедливость» как оценивание на основании знаний, а не национальности, внешнего вида и так далее. Приблизительно теми же словами описывается в ответах других респондентов толерантность.

Идеальный учитель с точки зрения родителей

Для всех опрошенных родителей идеальный учитель - тот, кто отлично знает свой предмет. Как отдельное качество 100% родителей обозначили «любовь к своей профессии и детям».

В анкетах родителей появился пункт, который ученики никак для себя не выделяли: неравнодушие.

Неравнодушие объяснялось родителями как участливое отношение к ученикам. Неравнодушный учитель, во-первых, всегда убеждается в том, что дети усвоили материал, во-вторых, оказывает эмоциональную поддержку, когда это необходимо.

Идеальный учитель с точки зрения… учителей

А вот учителя, похоже, уверены, что терпенье и труд всё перетрут. 100% опрошенных педагогов всех ступеней - за отличное знание предмета и терпеливость.

Но главное - именно опрос педагогов, по признанию Гоар, оказался для неё самой интересной частью исследования.

Поговорив с учителями, узнав об их чувствах, я увидела их с новой стороны. Больше всех меня поразили учителя, которые вместо «правильных», подходящих к ситуации слов, честно и откровенно заговорили обо всех сложностях этой профессии. Оказалось, что в учительской практике случается множество ситуаций, в которых неопытный человек просто растеряется. И всё, что может сделать из человека хорошего учителя - это неравнодушие. «Если в тебе есть стремление сделать мир лучше, тогда это для тебя», – так сказал мне учитель информатики о профессии педагога.

Гоар Саркисян

студентка МГОУ

Все ответы своих респондентов Гоар сопоставила с требованиями профстандарта. Результат оказался непротиворечивым. Разве что, конечно же, никакой стандарт не может требовать от педагога чувства юмора, неравнодушия, любви к детям и терпеливости. А вот люди в своих нестандартных, живых человеческих отношениях вправе друг от друга этого ожидать.

Принципиально нового ответа моё исследование не дало, однако оно показало мне, насколько важны для этой профессии личные качества: именно о личных, а не профессиональных качествах говорили мои респонденты.
Сейчас я учусь на педагога, специальностью выбрала иностранный язык. Какие качества учителя я выделяю теперь? Идеальный учитель - это не шаблонная модель. Это интересный, харизматичный, образованный человек, заряженный творческой энергией, который воспитывает таких же активных, неравнодушных и думающих детей.

Гоар Саркисян

студентка МГОУ

А мы предлагаем продолжить разговор на заданную тему. Какие качества учителя ценятся в вашей среде? Какие оказываются необходимыми именно вам?

Учитель - это человек, который обучает и воспитывает учащихся. Но, конечно, такое определение не может раскрыть всего того, что нужно сделать педагогу и за что он отвечает во время образовательного процесса. И далеко не все могут им стать. Нужно, чтобы человек обладал особым типом личности. Какие качества учителя помогают ему в передаче знаний другим поколениям?

Профессиональная готовность

Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:

  • любовь к детям;
  • гуманизм;
  • интеллигентность;
  • творческий подход к работе;
  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • физическое и психическое здоровье.

В совокупности они составляют профессиональную готовность к педагогической деятельности. В ней выделяют психофизиологический и теоретико-практический аспекты. В них описываются требования к определению компетентности педагога. Педагогическая компетентность - это определение теоретической и практической подготовленности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. При этом требования к учителю начальной школы несколько отличаются от других педагогов.

Качества первого школьного учителя

В современной системе образования понятие "педагог начальной школы" стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.

Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:

  • он является не только педагогом, но и воспитателем;
  • должен знать психофизиологические особенности детей;
  • он должен суметь организовать деятельность своих подопечных;
  • педагог активно взаимодействует с детьми и их родителями;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • учитель должен создать оптимальные условия для обучения;
  • помогает учащимся взаимодействовать с окружающей средой;
  • владеет современными методиками обучения.

Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.

Какими умениями и навыками обладает педагог

Каким должен быть учитель? Это определяется стандартами, которые прописаны в ФГОСе, а также качествами, перечисленными другими известными личностями в педагогике. Например, такой работник должен постоянно самообразовываться и повышать свою квалификацию. Профессиональные качества учителя выделяют следующие:

  • широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;
  • обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;
  • грамотная, поставленная речь и четкая дикция;
  • умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;
  • направленность на работу с учениками;
  • умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;
  • умение правильно формулировать цели;
  • должен обладать организаторскими способностями;
  • контроль качества знаний учащихся.

Немаловажными качествами учителя являются и его знания и умения, полученные им во время учебы и во время профессиональной деятельности. Также он должен уметь применять их в своей работе учителя.

Личностные качества учителя

Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем. Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:


Ведущие способности в педагогической деятельности

  1. Деятельность педагога носит преемственно-перспективный характер. Имея знания прошлых поколений, он должен владеть современными методиками и следить за новыми тенденциями. Также учитель должен видеть личностный потенциал учащихся.
  2. Взаимодействия между педагогом и учеником носят субъектно-субъективный характер. "Объект" деятельности учителя - это группа учащихся или воспитанник, которые в то же время являются субъектом собственной деятельности со своими потребностями и интересами.
  3. В образовательном процессе трудно оценить вклад, который вносят все, кто участвует в воспитании и образовании ребенка. Поэтому педагогическая деятельность носит коллективный характер.
  4. Процесс воспитания и образования протекает в природной и социальной среде, в которой трудно учесть все факторы. Поэтому учителю приходится постоянно создавать оптимальные условия для обучения.
  5. Педагогическая деятельность носит творческий характер. Учителю приходится постоянно искать нестандартные решения для поставленных задач, различные способы повышения мотивации воспитанников. Также наставник должен быть инициативным, наблюдательным, он должен стремиться к совершенству.
  6. Вся профессиональная деятельность педагога строится на гуманистических принципах: уважение личности, доверительное отношение, умение сопереживать ученикам, вера в способности ребенка.
  7. Учитель не может сразу увидеть результат своей работы.
  8. Педагог постоянно занимается самообразованием и повышает уровень своей квалификации, т. е. происходит непрерывное обучение.

Профессия учителя подразумевает постоянное взаимодействие с большим количеством людей, а именно детей. Он должен уметь организовать их деятельность и удерживать внимание на занятии. Педагог должен знать психофизиологические особенности каждого возрастного периода детей и применять их на практике. Также учитель должен уметь справляться с большим объемом информации.

А может быть, это призвание?

Трудно определить, что важнее: получить педагогическое образование или любить детей и иметь искреннее желание учить и воспитывать их. Для многих учитель - это не профессия, это призвание. Потому что, если вы хотите построить доверительные отношения с ребенком, нужно самим оставаться немного маленьким.

Учитель должен быть как ребенок, которому всегда все интересно, который всегда находится в поиске чего-то нового. И быть педагогом - это большой талант, нужно суметь разглядеть в каждом воспитаннике его потенциал и помочь реализовать его. Также учитель должен быть высокодуховным и культурным человеком, чтобы и в своих подопечных воспитать правильные жизненные ориентиры.

Мы живём в удивительное время: мир вокруг нас очень быстро меняется практически до неузнаваемости. Поэтому учитель, работающий с подрастающим поколением, должен быть готов:

  • Меняться. Это самое сложное, но необходимое условие существования полноценной личности.
  • Признавать свои ошибки. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Учитель к таким точно не относится.
  • Развиваться. Если раньше картина мира не менялась на протяжении жизни нескольких поколений, то теперь всё развивается настолько стремительно, что, как говорила Чёрная Королева в «Алисе в Зазеркалье», для того, чтобы остаться на месте, нужно «бежать со всех ног».

Преподаватель также должен понимать, чем живут современные ученики. Можно не любить Фейса или Ивангая, но не знать, кто эти люди, - значит отстать от жизни.

Кроме того, преподавателю следует помнить, что современные дети - другие. Они живут в , у них нет культа взрослого человека. Вот какими качествами должен обладать современный учитель, чтобы приносить пользу и получать удовольствие от результатов своего труда.

1. Уважение к детям

Обычно говорят: «Учитель должен любить детей». Но такая формулировка слишком абстрактна и неизбежно становится поводом для спекуляций. Любовь уж очень многогранна. Это и попустительство, и, наоборот, муштра («Бьёт - значит любит). Непонятно. А вот с уважением всё намного проще.

Уважать ученика - значит видеть в нём субъекта, а не чистый лист.

2. Толерантность

Все люди разные. Иногда человек раздражает нас только потому, что он другой: не так кепку надел, не так смотрит. Но стоит ли уделять этому внимание, если он ведёт себя естественно и не нарушает нормы морали? То же самое можно сказать и о праве человека на собственное мнение.

Если речь идёт о вопросах, на которые нельзя дать единственно правильный ответ, то не следует сразу отметать оригинальные и неожиданные предложения. Они могут быть более подходящими, чем стандартные. Дети не так испорчены , как взрослые, и могут мыслить свободно.

Признайте за учеником право быть другим. И, возможно, вы вырастите нового Эйнштейна.

3. Понимание того, что учитель оказывает услугу

Почему-то этот пункт больше всего возмущает преподавателей и многих родителей. Возможно, дело в авторитете. Учитель - это звучит гордо, а услуги оказывают парикмахеры и грузчики. Несолидно!

4. Готовность завоёвывать авторитет реальными вещами

Пугать бесполезно. Нынешние дети не испытывают страх перед тем, чего боятся люди, пережившие «совок».

5. Чувство границы

Это касается как психологических границ («не лезть в душу»), так и собственных знаний. Ведь дети в некоторых сферах компетентнее учителей.

6. Понимание своей миссии

Учитель должен давать только полезные знания, которые нельзя просто нагуглить (а если можно, то учитель, скорее всего, напрасно тратит время).

7. Самокритичность

Если учитель будет анализировать свою деятельность и думать о том, как сделать её лучше, то он добьётся многого. Все ошибаются. В том числе и крутые взрослые дяди и тёти. И чем раньше это осознают дети, тем лучше.

8. Самоирония

Способность быть несерьёзным и шутить над собой - необходимая составляющая того, что называют стрессоустойчивостью. И просто отличное качество для жизни в .

Самоирония позволяет разрядить обстановку, отвлечься и перейти к решению сложных вопросов.

Конечно, всё это труднодостижимо в условиях, когда на образование выделяются копейки. К сожалению, у школ часто нет выбора, и они вынуждены брать кого придётся. Тем не менее следует стремиться к идеалу.

А что думаете вы? Каким должен быть современный учитель? Пишите в комментариях.

Конечно, советы экспертов вы сможете применить на практике уже тогда, когда немного лучше познакомитесь с учителем своего ребенка. Но благодаря ним вы поймете, на что нужно обращать внимание.

Итак, хороший учитель:

  • следит за тем, чтобы ребенку было интересно учиться;
  • знает, что универсальных педагогических рецептов не существует;
  • старается превосходить себя, чтобы помочь ученику преодолеть свою планку;
  • все время стремится узнавать что-то новое;
  • не пишет в дневнике замечания, звучащие как приговор: «Ничего не усваивает», «Нет способностей к предмету»;
  • постоянно анализирует свою работу;
  • ищет возможности поддерживать в ребенке желание познавать мир и .

Желание узнавать новое - это и есть желание учиться. Задача учителя в том, чтобы поддержать в ребенке его желание. Никакие увещевания тут не помогут: желание учиться пробуждается у ребенка только тогда, когда он ощущает его во взрослом человеке.

Многим детям скучно учиться, когда они не видят смысла в предлагаемых знаниях. Но когда учитель страстно увлечен своим предметом, им открывается этот смысл, даже если об этом специально не говорится.

Хороший учитель - не тот, кто знает все ответы, но тот, кто постоянно ставит перед собой новые вопросы. Он носитель не истины, а любви к ней, воплощение усилий по ее отыскиванию. Истина для него - это увлекательный процесс. Никогда не завершенный, но влекущий, интригующий! И детей очаровывает это желание узнать.

ПРОБЛЕМЫ УЧИТЕЛЕЙ


Depositphotos

Конечно, есть факторы, которые усложняют работу учителя. Среди них:

  • система образования с ее бесконечными, часто противоречивыми, директивами, которая требует от учителей конформизма;
  • трудности обучения, связанные с разным уровнем учеников в классе;
  • конфликт с родителями учеников;
  • отсутствие поддержки со стороны коллег.

Бывает, дети, испытывающие страх перед учебой, маскируют его шутовством и различными провокациями, порождая в учителе ответный - и чаще всего неосознаваемый - страх. Боясь утратить авторитет, одни «закручивают гайки», не заботясь о том, что на уроке царит скука или соперничество, другие, наоборот, отпускают вожжи, снижая требования и тем самым лишая детей необходимой работы познания - возможности размышлять, сомневаться, пробовать.

Галия Нигметжанова, детский психолог

Борис Бим-Бад, доктор педагогических наук

Чтобы справиться с ситуацией, учителю нужно преодолеть в себе желание всегда быть повелителем, находиться в центре. Важно уметь находиться не над, а рядом с ребенком. Это дает возможность сотрудничать с учениками, оставляя им пространство для самостоятельных действий.

ПРОБЛЕМЫ УЧЕНИКОВ


Depositphotos

Каждый ребенок сталкивается с трудностями в учебе, связаными с особенностями его личности, чертами характера или же обстановкой в семье. Но если учитель не замечает, игнорирует эти особенности, они превращаются в настоящую проблему. Такие учителя предпочитают общаться только с сильными учениками, а более слабых отодвигают на задний план, предоставляя самим себе. Другой вариант - когда учитель умеет работать только с «серединкой» и пасует как перед отстающими, так и перед продвинутыми. Такие учителя не знают, .

Сергей Волков, учитель словесности

Одно из главных качеств в нашей профессии - это умение слушать и слышать каждого ребенка, вступать с ним в диалог, понимать его потребности (которые он сам не всегда осознает) и выбирать для работы с ним адекватные средства. Я представляю себе учителя как человека в халате со множеством карманов, наполненных разными инструментами. И в нужный момент он должен достать из кармана именно тот, который поможет именно этому ребенку и именно в этой ситуации. Чем богаче его арсенал, тем больше он готов к той неизвестности, которая ждет его при входе в класс.

Конечно, в нашей работе важны и положительные оценки. Но гораздо важнее те мысли, которые ребенку пришли в голову, те чувства, которые он пережил при общении на уроке или изучении предмета.

Хороший учитель – мастер своего дела!

Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком. Хороший учитель - мастер своего дела! Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель, так говорил Толстой.

Неужели такие люди есть? Есть, об одном из них я и хочу рассказать.

О педагоге Екатерине Николаевне Тамаровской в Старобеловском посёлке и родители, и учащиеся отзываются одинаково: «Хорошая учительница!» И когда начинается формирование 1-х классов, к ней постоянно обращаются с просьбой: «Возьмите нашего…» Ведут и с ослабленным здоровьем, и хулиганистых, и тех, кто в прошлом не усвоил программу. Обязательно ведут своих малышей и те, кто когда-то сам у неё учился. Уверены: она не только научит, но и воспитает. В её классе все умны, хороши и добры. Ребята уважают друг друга, заботятся друг о друге. Таков закон жизни класса. И поэтому-то, наверно, в школьном списке «трудных» её учеников не найдёшь: сами оценивают своё поведение, свои поступки, свои высказывания в кругу сверстников.

Уроки Екатерины Николаевны своеобразны, интересны, потому что на них царят психологическая гармония, педагогический такт и опыт. Десятилетия работы помогли ей постичь всё лучшее у Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, учителей школ города, учёных города Новосибирска. Накопился собственный опыт, который отмёл за годы работы рутинные представления о структуре урока, о методах обучения. Теперь она просто берёт из кладовой памяти то, что нужно именно на этом уроке в соответствии с темой, дополняет электронным учебным материалом и всё как в сказке.

Больше всего волнует её ученик, его глаза: живёт ли в них интерес, светится ли живая мысль, удаётся ли ему познать новое? А ещё ей важно, чтобы нравственные и духовные понятия, толстовские представления о жизни становились нормой поведения, жизни воспитанников…

Обучающиеся Екатерины Николаевны активные участники победители и лауреаты конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр разного уровня. В 2006 году – победитель муниципальной олимпиады по математике, в 2007 году – победитель всероссийской игры «Русский медвежонок» по опорной школе, в 2009 году – лауреат городской научно-практической конференции «Маленькая дверь в большой мир»

Екатерина Николаевна активная участница профессиональных конкурсов. Лауреат конкурса «Учитель года 2000», победитель муниципального конкурса «Лучший учитель» (2007 год), участница конкурса «100 лучших учителей Кузбасса». Методическое объединение учителей начальных классов под её руководством в 2006 году стало лауреатом муниципального конкурса методических объединений.

Екатерина Николаевна имеет почетные грамоты администрации школы, управления образования, администрации города, администрации Кемеровской области за достойное воспитание подрастающего поколения, президиума Кемеровского областного комитета Профсоюза работников образования и науки РФ за многолетний добросовестный труд, нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

По стопам Екатерины Николаевны пошли многие ученики: в школе № 7 работают четыре педагога. У всех одно желание – быть похожими на первую учительницу.

Для меня Екатерина Николаевна кумир по работе и по жизни. Добрая, открытая, активная, трудолюбивая, уверенная не оставит равнодушными ни детей, ни родителей, ни коллег.

« Я не мыслю своей жизни без школы…» Такую фразу как-то сказала Екатерина Николаевна Тамаровская – учитель начальных классов. Таких людей действительно называют Учителями с большой буквы.
Роль учителя в жизни каждого человека велика. И очень важно, чтобы твоим учителем был педагог, чем-то похожий на Екатерину Николаевну. Такой ответственный, любящий своё дело, любящий детей, умеющий заинтересовать и доступно объяснить всё. Я вам рассказала об учителе, который всей душой болеет за своё дело. Об учителе, которого любят ученики….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Если добрый ты-это хорошо" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Дааная презентация к классному часу "Если добрый ты-это хорошо" учи теля начальных классов МКОУ СОШ №8с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П. поможет учителям начальных классов...

Хорошо говорить – значит хорошо думать.

Центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи. Развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения....