Чувства и эмоции человека. Позвольте себе побыть слабым

Роль эмоций в жизни человека чрезвычайно значительна. Эмоциональная сфера выполняет очень важную функцию – регулирует поведенческие реакции, помогает понять самого себя и другого. Именно по чувствам мы определяем, насколько приятна или нет нам та или иная ситуация, хотим ли мы становиться ее частью.

Эмоции и чувства человека условно можно разделить на два вида: позитивные и негативные. Первые, как бы мы их не называли (радость, счастье, удовлетворение) всегда чувствуются хорошо, вызывают внутренний прилив сил. Позитивные эмоции наполняют нас новой энергией. Во втором случае возникает потеря энергии, чувство бессилия и нежелание что – либо делать. Негативные эмоции могут разрушить внутренний мир личности, сделать ее замкнутой или агрессивной.

Виды эмоций в психологии

  • Чувство радости способно окрылить человека, превратить его за короткое время в довольного и счастливого. Даже если радость будет длиться всего несколько минут, она полезна как для физического здоровья, так и для психоэмоционального состояния личности. Внезапная радость, открывшаяся особенно в период болезни или подавленного состояния, приносит облегчение, рождает чувство благополучия и уверенности в собственных силах. В случае ожидаемой радости она иногда воспринимается как должное, но даже тогда активизирует все оздоровительные процессы в организме. Вот почему иногда необходимо радовать себя покупкой желаемой вещи, чтобы поднять себе настроение.
  • Чувство удивления возникает в тот момент, когда внешний раздражитель оказывает на человека прежде незнакомое воздействие. Скажем, в магазине на глаза попалась красивая вещь, которой раньше не было. И вот тут же захотелось ее приобрести. В эмоциональной сфере происходит сцепление эмоций удивления, восторга и радости от того, что имеется возможность эту вещь купить. Личность удивляется всему незнакомому, причем данная эмоция может вызывать как положительные, так и отрицательные чувства.
  • Чувство счастья можно назвать полнотой радости и предельной положительной эмоцией человека. Испытав счастье, личность никогда не перепутает ее с другими эмоциями. Счастье может быть как мимолетным состоянием, так и сопровождать человека на протяжении довольно длительного времени. Чем более целостной является сама личность, тем проще ей самостоятельно поддерживать у себя состояние душевного подъема, энтузиазма, высшего удовлетворения.
  • Гнев является первой разрушительной эмоцией человека. Чувству гнева, безусловно, подвержен каждый из нас, и в этом нет ничего предосудительного. Гораздо опаснее держать такую эмоцию внутри – она может подчинить себе и разрушить даже самую устойчивую психическую организацию. Что делать с неконтролируемым приступом гнева? Безусловно, дать ему выход. Не обязательно выплескивать претензии оппоненту в лицо. Если вы дорожите отношениями или просто не можете выразить чувства напрямую, существует множество способов. Например, можно написать письмо воображаемому адресату, но не отправлять его. В наш век информационных технологий не составит большого труда набрать длинный текст на компьютере, а потом безболезненно его удалить. Нельзя замалчивать гнев, подавлять его длительное время, если не хотите образования нарывов на коже и любых воспалительных процессов.
  • Страх способен вывести из равновесия даже самого спокойного человека. Чувство страха, чаще всего, формируется из – за неуверенности в себе или возникающей ситуации, которую личность не может контролировать. Каковы симптомы страха? На физическом плане это влажные ладошки, учащенное сердцебиение, заикающийся голос, расширенные от ужаса зрачки. На душевном уровне человек чувствует неуверенность, которая начинает увеличиваться с нарастающей силой. Если со страхом ничего не делать, он становится неконтролируемым. Прекрасно помогает побороть это чувство признание собственных эмоций, подтверждение, что они имеют право на существование и открытое их признание. Дальнейшее выстраивание перспектив по поводу улучшения ситуации, вызывающей панику, как правило, происходит гораздо мягче и действеннее.
  • Горе характеризуется повышенной подвижностью нервной системы и ее утомляемостью от сильных, изматывающих переживаний. Состояние горе возникает при переживаниях серьезных жизненных потрясений, будь то утрата близкого человека или разочарование в собственных способностях. Горе необходимо проживать и переживать, иначе оно не пройдет само по себе. Чтобы работа горя была более эффективной, необходимо помнить о том, что свои чувства нельзя скрывать: необходимо их признавать хотя бы оставшись наедине с собой. Если имеется возможность, лучше довериться родному человеку и проговаривать ему все, что наболело в душе до полного облегчения.
  • Уныние часто возникает от скуки или от кажущейся невозможности исправить тревожащую ситуацию. Находясь в этом чувстве, человек не ощущает сильной боли, однако, не может прийти в состояние радости, гармонии. Уныние часто сопровождается разочарованием и частичной потерей интереса к жизни.
  • Вина характеризуется осознанием своей неправоты и желанием исправить былую картину прошлого. Так как это не всегда возможно по объективным причинам, человек впадает в сильную тоску и нередко начинает избегать всего, что связано с напоминанием ему этого события.
  • связана с ложным чувством превосходства над другими людьми и сильной обидой из – за кажущейся невозможности иметь то, что есть у других. На самом же деле личность просто подавляет в себе конструктивные способы к тому, чтобы почувствовать себя лучше. Как победить зависть? Нужно научиться быть честным с собой, радоваться удачам близких и друзей.
  • Обида является самой разрушительной из всех вышеперечисленных эмоций. Это чувство способно длительное время накапливаться внутри человека и в какой – то момент давать эффект эмоционального «взрыва». Чтобы избавиться от обиды, необходимо осознавать ее истоки и иметь искреннее желание простить своего обидчика.

Функции эмоций в психологии

Эмоции человека выполняют ряд важных функций, которые помогают вести полноценную жизнь и своевременно реагировать на происходящие события.

  • Оценочная функция призвана обеспечить формирование впечатления от общения с другим человеком или в результате наблюдения за каким – либо явлением. Хотим мы того или нет, но всегда подсознательно даем субъективную оценку всему, что с нами происходит. Иногда бывает довольно сложно заставить себя обойтись без «наклеивания ярлыков».
  • Мобилизационная функция эмоций заключается в возможности активизировать внутренние силы организма для того, чтобы преодолеть преграду или решить важную задачу. Известно, что при сильном стрессе человек мобилизует свои внутренние ресурсы. В этот момент кажется, что открывается «второе дыхание». На самом деле, организм человека перестаивается и начинает работать в режиме стрессовой ситуации. В эти минуты мы можем сделать гораздо больше, чем в обычной повседневной жизни. Однако такой повышенный расход энергии имеет и обратную сторону: после разрешения всех трудностей, нередко ощущается сильная усталость, которую уже невозможно игнорировать и не замечать.
  • Компенсирующая функция представляет собой способность человека опираться на собственные чувства в тех ситуациях, когда он не может составить полноценный прогноз будущих событий. Так, в стрессовых моментах мы способны сами себя успокаивать, мотивируя это тем, что «сегодня удачный день и поэтому все сложится хорошо»
  • Коммуникативная функция проявляется в том, что окружающие люди обладают способностью без труда различать и замечать эмоции тех, кто находится с ними рядом. Только человек умеет сопереживать своему близкому настолько, что начинает чувствовать его боль, примерять на себя ситуацию, которая вызвала состояние дисбаланса и морального угнетения.
  • Функция дезорганизации находит проявление в том, что под влиянием стресса у человека может ухудшиться работоспособность, снизиться качество удовлетворения жизнью. Любой стресс вносит свой вклад в душевное состояние личности, отнимает много энергии. В малом количестве состояние внутренней мобилизации помогает справиться с трудностями, а в больших объемах выбивает человека из привычной колеи.

Эмоции в психологии занимают одно из основных мест. Без них любое взаимодействие между людьми сделалось бы невозможным.

Управление эмоциями

Проявление эмоций на самом деле отнимает много сил: и физических, и моральных. Поэтому так важно уметь управлять собственными чувствами и даже уметь их контролировать. Это не значит, что нужно учиться подавлять негативные чувства и не давать им выход. Дело в том, что в жизни каждого из нас время от времени возникают ситуации, когда требуется собрать волю в кулак и действовать, несмотря на эмоции. Тогда и могут пригодиться следующие советы.

Отделяйте себя от ситуации

Нередко человек настолько погружается в собственные переживания, что начинает чувствовать себя источником своей внутренней боли. Ему кажется, словно он с ней «сроднился», сделался частью происходящего. На самом деле это состояние означает, что эмоции накрыли личность с головой и их слишком много. Он попросту не справляется с ними. В такие моменты крайне важно уметь отвлекаться от происходящего, переключать свое внимание. Как это сделать? Можно выполнить несколько физических упражнений, которые вам нравятся больше всего или побеседовать со знакомым. Но здесь необходимо помнить следующее: кому – то во время стрессовой ситуации хочется делиться своими мыслями, а другому крайне необходимо находиться в тишине. Возможно, вашего спутника будут раздражать разговоры в тот момент, когда он сам нервничает.

Что бы ни происходило, знайте, что вы от этого не перестаете существовать как личность. Ваше внутреннее «я» останется целостным, не будет потеряно, если вы сможете абстрагироваться от случившегося и начнете искать ресурсы внутри себя. А эти силы всегда имеются.

Сохраняйте спокойствие

У каждого из нас время от времени возникают случаи, когда события меняют привычный ритм жизни. Нам кажется, что происходит что – то из ряда вон выходящее, с чем мы не в состоянии адекватно справиться. Между тем, это ошибочное предположение и оно является большим заблуждением. Сложно сохранять разумный взгляд на вещи, когда ситуация выходит из – под контроля. Несданный экзамен, незапланированные расходы, болезнь близкого человека — все это лишает нас моральных и физических сил. Как же справиться с этим напряжением?

В любом случае нужно стараться сохранять спокойствие и удерживать возле себя позитив. Как вариант, можно постараться подумать о чем – то приятном и светлом. Что приносит вам радость? Вспомните вашего домашнего питомца, какой он забавный и ласковый. Мысленно погладьте мягкую шубку вашего кота или собаки. Через какое – то время вы неизменно почувствуете заметное облегчение.

Позвольте себе побыть слабым

Сегодня множество людей опасаются показывать окружающим свои истинные чувства, полагая, что тем самым продемонстрируют всем свою слабость. Но роль эмоций как раз и заключается в том, чтобы снижать разрушительное действие негативных установок и освобождаться от накопленных обид, гнева, разочарований, неудач. Иногда нужно позволять себе проявлять чувства. Если стесняетесь делать это на людях, то хотя бы отбросьте всякие предубеждения по поводу близких людей. Чем естественнее вы будете себя вести в окружении домашних, тем проще и легче вам будет с незнакомыми людьми и сослуживцами. Запомните, слезы не есть синоним слабости. Скорее, они означают, что у вас имеются невысказанные чувства и слова, которые хотят быть озвучены.

Таким образом, эмоции и чувства в психологии занимают ведущую позицию среди всех систем и позволяют человеку своевременно избавляться от пережитых мгновений. Эмоциональная сфера участвует в процессе проживания всего, что происходит с личностью, поэтому ее никак нельзя игнорировать. Если постоянно «замалчивать» свои чувства, то в один прекрасный момент произойдет «взрыв» и тогда человек наговорит много больше, чем мог бы сказать.

Эмоции - одни из наиболее древних по происхождению психи­ческих состояний и процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разру­шающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях, понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие - огорчают или вызывают отвращение, третьи - оставляют равнодушным. Таким образом, отражение в мозгу человека его реальных пережи­ваний, то есть отношение субъекта потребностей к значимым для него объ­ектам, принято называть эмоциями и чувствами.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает че­ловек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты.

Определение эмоций и чувств .

Наряду с разными формами познавательной деятельности, проявляется отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада - разнообразные чувства и эмоции, одно из проявлений отражательной психической деятельности человека.

Эмоции - особый класс субъективных психологических состоя­ний, отражающих в форме непосредственных переживаний прият­ного или неприятного процесс и результаты практической деятель­ности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей .

Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.

Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции и чувства - это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый до утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставлять пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения.

Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера.

С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей че­ловека в общем и целом соответствуют числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, при­чем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.

Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность. Порой трудно рассказать о чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки.

Особо важную роль в управлении эмоциями и чувствами и их внешним вы­ражением играет вторая сигнальная система, то есть образующиеся в коре головного мозга нервные связи под влиянием слова.

Основные функции чувств и эмоций.

Чувства выполняют две функции: сигнальную и регулирующую .

Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

Регулятивные механизмы эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его нарастанию. Так, например, тоска, отчаяние, горе глубоко потрясают все существо человека: они не только причиняют психическую боль, но вызывают и органические изменения, которые могут приобрести характер болезненных расстройств.

Исследования психофизиологии эмоций (П. В. Симонов) показывают, что в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности.

Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты). Выразительные движения представляют экспрессивную сторону эмоций и чувств и осуществляют сигнальную функцию. Они дополняют переживания, делают их более яркими и легко доступными восприятию

других людей.

Голосовая и мимическая сигнализация настраивают на определенный стиль общения с собеседником, создают атмосферу взаимных контактов. Речевые интонации, голосовые реакции, мимические проявления-тончайший инструмент общения.

В процессе исторического развития человечества изменялись формы взаимоотношений людей с внешним миром, утратили свое прежнее значение и выразительные движения, сопутствующие эмоциям и чувствам. У современного человека выразительные движения выполняют новое назначение - они являются одной из форм общения.

Основные качества эмоций и чувств.

Протекание чувств характеризуется динамикой, фазовостью. Прежде всего, это выступает в напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать в скованности действий, мыслей, поступков человека.

Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.

Настроение - это самое распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, значительной длительностью, неясностью и “безотчетностью” переживаний.

Условным является выделение чувств как особого подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте - конкретном или обобщенном

Любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, гнев, боязнь, жалость, ласка, ненависть и др.) могут рассматриваться как положительные, отрицательные или неопределенные (ориентировочные). Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникают положительные эмоциональные переживания. Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам.

Эмоциональная система обладает десятью типами свободы, не присущими системе побуждений.

¨ Прежде всего, это свобода во времени: не существует основного ритма или цикла, как у побуждений.

¨ Эмоции обладают свободой интенсивности, тогда как побуждения характеризуются повышением интенсивности до тех пор, пока они не будут удовлетворены.

¨ Эмоция имеет значительную свободу плотности, с которой она действует (плотность эмоции - продукт ее интенсивности и продолжительности).

¨ Свобода эмоциональной системы такова, что эмоция может возникать из-за “вероятности события”. Благодаря этому эмоция гарантирует предвосхищение, являющееся центральным процессом при обучении. Например, эмоция страха заставляет избегать огня ребенка, который когда-то обжигался. Эмоция может также предвосхищать благоприятные события.

¨ Эмоциональная система обладает свободой объекта. Хотя эмоции, возбуждающиеся влечениями, обладают ограниченным набором объектов, которые могут эти влечения удовлетворить, соединение эмоций с объектами через знание чрезвычайно расширяет набор объектов положительных и отрицательных эмоций.

¨ Эмоция может быть связана с конкретным видом опыта- мышлением, ощущением (сенсорикой), действием и т. д.

Эмоции человека — это огромный сложный мир, в котором рациональное спорит с нерациональным, где мелочи становятся важны, а действительно важные вещи остаются незамеченными. Каждый человек видит мир необъективно именно из-за особенностей его чувственного пространства в воображении. Он искажает существующие факты. Взамен их он вкладывает свое понимание происходящего, которое уже окрашено в палитру его эмоций. Чем же они являются на самом деле?

Сложность изучения эмоций

Эмоции в психологии — это один из основных объектов ее изучения. Мы не можем достоверно знать, существует ли душа и биополе, мы не можем осязать внутренний мир человека, не можем заснять его на экран или записать на аудио. Все что нам известно, это то, что говорит о себе этот человек. Однако, о существовании неизведанного в нем свидетельствуют его эмоции. Они каждому событию дают свою оценку, которая будет независима от оценки разума. Они заставляют отдельных людей и целые общности предпринимать какие-то поступки, хотя разум может приказывать совсем другое.

Однако, проблемой изучения эмоций является то, что большинство людей их скрывает. На то много разных причин, но вопросом остается одно – если эмоции так значительны в нашей жизни, что часто диктуют разуму, как ему поступить, то как же узнать достоверно, что они существуют, и как узнать каковы они у конкретных личностей в определенных моментах их жизни?

Эмоции и чувства в психологии изучаются разными методами. Первый источник этой информации для науки — это люди, которые готовы рассказать о себе. Но даже тогда, когда человек, посетивший психолога, искренне верит, что говорит ему правду, он все равно очень многое недоговаривает о своих чувствах. Увы, это правда. Люди обманывают самих себя чаще, чем хотят в это верить.

Как рождаются эмоции

Книга Пол Экман «Психология эмоций» была создана, чтоб найти ответ на часто возникающие вопросы. Мир эмоций до сих пор остается очень мало изученным. Свою работу автор начал за 40 лет до того, как ее результаты начали издаваться. Писатель начал свои исследования с изучения чувственной сферы людей и ее проявления в разных культурах. Что общего можно найти между всеми народами на земле, когда они проявляют свои эмоции? Каковы различия? Дело в том, что различия в проявлении чувств могут пролить свет на то, которые из них поддаются воспитанию и влиянию окружающих, а какие неизменны для всех людей на всех континентах?

Кому доступно испытывать эмоции

Издание Изард «Психология эмоций» дарит читателю много интересной информации для размышления. Так именно тут можно узнать о провокационном факте: даже вирусы могут обладать эмоциями. По мнению некоторых специалистов, они способны испытывать отвращение, если рядом находится отравляющая среда. По мнению автора, эмоция — это необходимый компонент эволюции живого существа, без которого невозможно его выживание. Ведь чувства мотивируют все виды животных бороться за свое существование. Такие проявления эмоций называют базовыми. Это более сложное явление, чем то, что мы относим к сфере физических ощущений и потребностей.

Когда животное хочет есть или испытывает боль, холод, в нем работают физические ощущения, которые являются мотивом к действию. Однако, даже в комфортных условиях любопытное животное готово лезть в темную нору, где неизвестно что его ждет. Это эмоция любопытства. Те звери, которые не погибли на этом пути, нашли для себя новые места обитания и источники пищи. Любого зверя можно разозлить, и это тоже будет только эмоцией. Эмоции испытывает самка, которая бережет своих детенышей от бед, эмоции испытывает самец, когда борется за свое лидерство в стае.

Социальная психология личности зарождается с того момента, когда маленький ребенок обнаруживает, что он живет не один в этом мире. Уже с первых дней жизни он гневно кричит, если хочет есть, или если у него болит животик. Таковы его самые первые эмоции. Через два месяца он улыбнется впервые. Это свидетельство тех чувств, которые возникли уже сами по себе, а не из-за чувства голода или дискомфорта. Это радость видеть близкого человека, радость существовать.

К врожденным базовым эмоциям специалисты относят и интерес. Даже существует предположение, что именно любопытство каждый человек испытывает постоянно и большую часть жизни по сравнению с другими эмоциями. Исключением можно назвать только состояние гнева, а также другие очень сильные чувства, когда интерес на время потерян. Именно на изучение всех форм любознательности направлены многие исследования психологов, так как сегодня привлечь внимание потребителя — это основа маркетинга, завоевать внимание зрителей — это цель политики и искусства. Весь мир постоянно изучает, как завоевать и определенным образом удержать внимание большого числа людей. Те, кто ищут вторую половинку, не устают набирать в поисковике запрос, как привлечь внимание девушки или парня.

На что влияют эмоции

Психологические особенности личности целиком зависят от ее эмоций. Мы знаем об одних людях, что они часто раздражительны и неприветливы. Другие наоборот, очень милы. Кто-то очень позитивно относится к своей работе, потому что любит ее, или потому что его устраивают условия. Кто-то планирует оставить свое рабочее место потому, что ему больше нравится другое. Выбор друга и невесты, предпочтения в цвете, музыке, кулинарии, все это имеет одну причину – эмоции.

Примечательно, но до 1980-х годов психология, как наука, пыталась развиваться без пристального изучения чувственной сферы мышления человека, но уделяла больше внимания рациональной. Как показали практические выводы, это было ошибкой. Такой же грубой ошибкой, как изучать разум не учитывая значения подсознания. Наше сознание часто говорит нам одно, и мы что-то приказываем ему, но на деле происходит другое. Чувства и разум находится в постоянном противоречии между собой, что иногда создает очень сложно разрешимые конфликты.

Теории личности в психологии сегодня непременно учитывают всю гамму эмоций, которые может испытывать человек касательно той или иной темы. Иначе будет упущен огромный пласт факторов, которые влияют на его принятие решений.

Дело в том, что сознанием мы охватываем лишь очень незначительную часть информации, которая поступает к нам из окружающего мира. Большая часть зрительных, слуховых, обонятельных и осязательных сигналов остается вне поля нашей памяти, но все это фиксирует наш мозг. Он оставляет нашу реакцию на определенные раздражители глубоко в подсознании. Мы порой сами не сможем себе объяснить, почему нам глубоко неприятен именно тот оттенок желтого, или почему так хочется съесть именно этот продукт.

Эмоции как фактор, влияющий на здоровье и жизнь

Психологическая характеристика личности неотъемлема от ее эмоций. Даже то же чувство интереса учащает мышечные сокращения сердца у маленьких детей в возрасте от двух месяцев. Внутренний мир человека эволюционировал таким образом, что эмоции постоянно помогают нам жить и развиваться. Всем известное и неприятное чувство страха помогает быть осторожнее, что влияет вы выживаемость. Любопытство ведет к исследованию новых возможностей человека и окружающей природы, делает нас защищенными. Ведь еще пару столетий тому назад никто и думать не думал, что те болезни, которые раньше скитались неизлечимыми, могут быть устранены порой за очень короткое время.

Человечество познает этот огромный мир и его устройство не только ради интереса. Когда кто-то кого-то любит и дорожит этим человеком, то стремится что-то для него сделать. Так рождается то, что поначалу кажется ненужным и нерациональным – искусство. Эстетическое чувство позитивно воспитывает людей, оно преображает этот мир, и он кажется нам лучше. Во всем этом огромную роль играют наши чувства. Однако, как их воспитать таким образом, чтоб они приносили только позитив и их владельцу, и окружающим близким людям?

Уже давно открыта взаимосвязь между эмоциями и гормональным составом крови. Она может быть как прямой, так и обратной. Есть люди, которые генетически склонны часто быть сердитыми, или веселыми. Однако, любая сильная личность может повлиять на свой внутренний мир и приучить себя испытывать определенные чувства.

Первый метод, как отвлечь себя от негатива, это чувство прекрасного. Красивые предметы искусства захватывают внимание человека, увлекают его. Особенно это проявляется тогда, когда он является не только зрителем, но и художником. Особенностью эстетики является то, что чувство красоты может развиваться день ото дня, расти, усложняться.

Яркий позитив вызывают в людях маленькие дети и животные. Людям, которые склонны к депрессии, специалисты рекомендуют завести котенка. На эту тему постоянно проводятся новые исследования, и они снова и снова подтверждают, что пушистые существа способны изменить настроение их хозяина и вывести его даже из очень сложных состояний психологических расстройств.

Чтоб удостовериться в важности эмоций и в том, что они способны менять жизнь, стоит набрать в поисковике: «психология личности книги» и изучить работы авторов. Современные писатели стремятся изложить свои знания максимально популярным языком, чтоб читатель ощущал себя не студентом на занятии, а человеком, у которого есть хороший собеседник, способный дать полезный совет.

Was last modified: Декабрь 21st, 2015 by Елена Погодаева

Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека — это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях . Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами . Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.

Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность — менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.

В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком и других видов деятельности, называются праксическими . Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.

Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства : любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.

Чувства, которые испытывает человек при и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.

На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий — эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.

Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

В узком значении слова эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне стадиона и спорту вообще (чувство любви к футболу, хоккею, теннису), то эти переживания нельзя называть эмоцией. Эмоции здесь будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, которые испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру.

Функции и виды эмоций

За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали связывать следующие положительные функции: Мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.

Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.

Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.

Сигнальная функция . Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без . Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.

Установлено, что чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма эмоций, которую оно способно переживать.

Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций — положительные и отрицательные . С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, горе может вызвать апатию, бездеятельность у слабого человека, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

Модальность — основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражительность, ярость — гнева; веселье, ликование, торжество — радости.

К. Изард выделил следующие основные эмоции

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоции. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость.

Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы их выражения. Основные формы проявления эмоций — чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство.

Чувственный тон выражается в том, что многие ощущения человека имеют свою эмоциональную окраску. То есть люди, не просто ощущают какой-либо запах или вкус, а воспринимают его как приятный или неприятный. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А. Н. Леонтьев считал одним из существенных качеств человеческого познания феномен, который называл “пристрастностью” отражения мира.

Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их главными характеристиками считают относительно малую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую внешнюю наглядность.

Ощущая, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.

Более сложные отношения, такие как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх, представляют собой чувства или эмоции.

Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. Они являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Однако следует обратить внимание на то, что мы используем два понятия-чувства и эмоции. Эмоции - более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции человека - от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Отличительной чертой эмоций является их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека, и поэтому они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов. Эмоции - очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы:

1) Аффект - наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает.

2) Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер, то эмоции - более длительные состояния. Отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.

3) Возбуждение - обычно носит активный характер, связано с деятельностью или с подготовкой к ней. Делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Астенические эмоции ведут к скованности, пассивности.

Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции:

1)Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

2)Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

3)Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

4)Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

5)Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми, вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

6)Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

7)Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

8)Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Чувства - еще более длительны, чем эмоции, имеют четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам. Следует отметить, что чувства всегда индивидуальны, то, что нравится одному, может вызывать негативные чувства у другого.

В зависимости от предметной сферы чувства подразделяются на:

1) Нравственные, или моральные чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.

2) Интеллектуальные - переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияя на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полученных знаний.

3) Эстетические чувства - эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.

4) Страсть-вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у людей эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

5) Настроение - самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличается от эмоций меньшей интенсивностью и меньшей предметностью. Оно отражает бессознательную, обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства.

Кроме того, что эмоции и чувства выполняют функцию регуляции состояние организма, они также задействованы и в регуляции поведения человека в целом. Это стало возможным потому, что человеческие чувства и эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций, свойственных только им. Прежде всего, к таким функциям следует отнести отражательную функцию чувств, которая выражается в обобщенной оценке событий. Прединформационная или сигнальная функция. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворение потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д. Оценочная или отражательная, функция эмоций и чувств непосредственно связана с побудительной или стимулирующей, функцией. Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Приспособительная - средство, при помощи которого устанавливается значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Следует отметить, что существующие различия в проявлении эмоций и чувств, в значительной степени обусловливают неповторимость конкретного человека, т. е. определяют его индивидуальность.