Фонетика. Орфоэпия
Фонетика
Вы уже давно задумывались над тем, почему немецкий кажется таким резким и твёрдым языком? Это зависит от определённых моментов, на которые русскоговорящие, изучающие немецкий язык, должны обращать внимание.
В данной статье представлены самые важные правила по немецкой фонетике, начинающиеся с общей информации и заканчивающиеся более конкретной. Применяя их на практике, Вы сможете значительно улучшить своё немецкое произношение.
1. Интонация
a) В отличие от русского языка, в немецком языке практически каждое слово произносится по отдельности, что напоминает ритм стаккато в музыке.
b) Контраст между ударными и безударными слогами в немецком языке намного больше, чем в русском: ударные слоги выделяются более резко и напряжённо, тогда как безударные слоги заглушаются и произносятся слабее.
c) Немцы привыкли акцентировать основные части речи в предложении: существительные, прилагательные, полнозначные глаголы, числительные, вопросительные и указательные местоимения. Служебные части речи, как артикли, предлоги, союзы, вспомогательные глаголы, личные и притяжательные местоимения, в свою очередь, не акцентируются.
d) В русской речи происходит резкая смена между звуковыми высотами, в то время, как немцы в своей речи долгое время остаются на одной и той же высоте тона. Русская интонация движется внутри октавы, а немецкая - внутри квинты.
2. Словесное ударение
В отличие от русского ударения, в немецком языке оно является неподвижным, т. е. ударение не переносится с одного слога на другой, если форма слова меняется.
Как правило, оно падает на первый корневой слог:
→ Spra
che
[ˈʃpχaːχə]
(язык)
→ es
sen
[ˈɛsən]
(кушать, есть)
→ glück
lich
[ˈɡlʏklɪç]
(счастливо, счастливый)
→ al
les
[ˈaləs]
(всё)
Однако существует много слов с определёнными префиксами и суффиксами, которые берут ударение на себя.
3. Безударные гласные
В отличие от русского языка, где безударные гласные произносятся иначе, чем ударные, немецкие гласные не редуцируются и произносятся так же, как и ударные гласные, только менее продолжительно.
→ Scho
ko
lade
[ʃokoˈlaːdə]
(шоколад)
→ re
gulieren
[ʁeɡuˈliːʁən]
(регулировать)
→ Tschai
kowski
[ʧaɪˈkɔfski]
(Чайковский)
→ ja
panisch
(японский)
4. Долгие и краткие гласные
В немецком языке различают долгие и краткие гласные, от которых может даже зависеть значение многих слов, которое существенно отличается.
→ Staa
t
[ʃtaːt]
~ Sta
dt
[ʃtat]
(государство ~ город)
→ Bee
t
~ Be
tt
(клумба, грядка ~ кровать)
→ Mie
te
[ˈmiːtə]
~ Mi
tte
[ˈmɪtə]
(аренда ~ середина)
→ Hö
hle
[ˈhøːlə]
~ Hö
lle
[ˈhœlə]
(пещера ~ ад)
5. Долгие гласные
Гласный звук является долгим...
...в случае двойной гласной буквы:
→ Idee
(идея)
→ doo
f
(тупой
(чел.)
)
→ Haa
r
(волос(ы))
...перед немой
→ o
h
ne
[ˈoːnə]
(без)
→ fa
h
ren
[ˈfaːʁən]
(ехать, ездить, водить)
→ Schu
h
[ʃuː]
(ботинок)
...перед согласной буквой <ẞ>:
→ Stra
ß
e
[ˈʃtχaːsə]
(улица)
→ grü
ß
en
[ˈɡʁyːsən]
(приветствовать, передавать привет)
→ blo
ß
((один) только)
...перед комбинацией букв ,
,
→ Ze
br
a
[ˈtseːbʁa]
(зебра)
→ Ja
gd
(охота
(погоня)
)
→ Ke
ks
(печенье)
...в ударном открытом слоге:
→ Na
me
[ˈnaːmə]
(имя)
→ le
sen
[ˈleːzən]
(читать)
→ wo
(где)
...в ударном закрытом слоге, который при словоизменении открывается:
→ Ta
g
(день)
~ Ta
ge
→ ro
t
[ʁoːt]
(красный)
~ ro
tes
→ tu
n
(делать)
~ tu
6. Краткие гласные
Гласный звук является кратким...
...перед двойной согласной буквой:
→ Pu
pp
e
[ˈpʊpə]
(кукла)
→ schne
ll
[ʃnɛl]
(быстро, быстрый)
→ ho
ff
en
[ˈhɔfən]
(надеяться)
...перед согласной буквой
→ He
x
e
[ˈhɛksə]
(ведьма)
→ bo
x
en
[ˈbɔksən]
(боксировать)
→ A
x
t
(топор)
...перед буквосочетаниями
→ Ko
pf
(голова)
→ ni
ch
t
(не)
→ wa
sch
en
[ˈvaʃən]
(мыть, стирать)
...в закрытом слоге:
→ u
nd
[ʊnt]
(и)
→ fi
n
den
[ˈfɪndən]
(находить)
→ ka
lt
(холодно, холодный)
7. Полудолгие гласные
Гласный звук является полудолгим...
...в безударном открытом слоге:
→ Akku
[ˈaku]
(аккумулятор)
→ di
rekt
(непосредственно, непосредственный)
→ Phy
sik
(физика)
→ De
batte
(дебаты, спор)
→ auto
matisch
(автоматически)
8. Двойные согласные
Двойные согласные в немецком языке всегда произносятся как одинарные, в отличие от русского языка, где они в определённых случаях могут удлиняться.
→ Ann
a
[ˈana]
(Анна)
→ Kass
e
[ˈkasə]
(касса)
→ Summ
e
[ˈzʊmə]
(сумма)
9. Глухие согласные с придыханием
В русском языке согласные <К>, <Т> и <П> слегка произносятся как [g], [d] и [b]. Однако немецкие аналоги В большинстве случаев произносятся с сильным придыханием.
→ K
ak
ao
(какао)
10. Оглушение звонких согласных
Как и в русском языке, немецкие звонкие согласные в определённых случаях теряют свою звонкость.
В конце слова/слога:
Перед глухим согласным звуком внутри слова:
11. Уподобление согласных
Когда в конце и в начале слова либо слога встречаются согласные звуки, то при обычном темпе речи они уподобляются. Различают два вида уподобления - полное и частичное.
При полном уподоблении согласные с тем же местом артикуляции полностью сливаются:
При частичном уподоблении глухость согласного в конце слова переносится на первый согласный следующего слова, который автоматически теряет свою звонкость:
12. Отсутствие смягчения согласных
В русском языке существует явление смягчения согласных, напр. в слове «тень» (). В связи с этим различают мягкие и твёрдые согласные. В немецком же никакое смягчение согласных никогда не происходит.
→ Ti
sch
(стол)
13. Твёрдый приступ
Немецкие гласные звуки могут произноситься с усилением голосовых связок, которые издают легкий щелчок. Именно этот так называемый твёрдый приступ придаёт немецкой речи её специфическую резкость. Произносится этот звук в начале того слова/слога, которое/который начинается гласным звуком.
В начале слова:
Внутри слова:
14. Сильный отступ
В немецком языке краткие и долгие гласные звуки по-разному присоединяются к согласным, которые стоят после них. Долгие гласные присоединяются к согласным более плавно (как в русском языке), тогда как краткие гласные присоединяются к согласным более резко, причём согласный звук останавливает звучание гласного. Называется это явление «сильный отступ» и объясняется тем, что краткие гласные в основном выступают в закрытых слогах.
→ Schal
[ʃaːl]
~ Scha
ll
[ʃal]
(шарф ~ звук)
15. Шва
Во многих языках присутствуют так называемые редуцированные звуки шва. В немецком языке есть два таких звука.
Первый из них всегда отображается буквой <Е> и встречается исключительно в безударных слогах. В качестве определённых безударных префиксов и суффиксов эта буква при обычном темпе речи как бы «глотается», как, например, первая <О> в русском слове «молоко», т. е. её практически не слышно. Качество её произношения зависит лишь от темпа речи:
Второй звук шва в немецком языке является средним из звуков [а], [ɔ] и [ə]. Этот звук может отображаться или буквой |
Когда-то давно на уроках русского языка в школе, еще в младших классах, все мы старательно артикулировали под бдительным руководством учительницы: округляли или сжимали губы, приставляли язычок к небу или толкали им зубы… Мы учились различные звуки. А потом нам объясняли и другие правила из раздела фонетики. Мы выросли, правила забылись. Кто помнит сейчас примеры озвончения согласных и как оно вообще происходит? Слово «фонетика» происходит от греческого «звук». Это название одного из разделов языка, который изучает звуки, их строение, а также интонацию, ударение и слоги. Звуки важно отличать от букв - первых существует более сотни, вторых в русском алфавите, как известно, тридцать три. Изучение фонетики включает в себя две стороны: артикуляционную (способы образования звуков) и акустическую (физические характеристики каждого звука). Дисциплина состоит из пяти частей: Самое главное в данной дисциплине - звуки. У них нет никакого значения (в отличие от целых слов), но они помогают отличать друг от друга разные слова и формы слова: пел - пил, дом - дома - домой и так далее. На бумаге для обозначения звуков используются это называется транскрипцией. Звуки бывают Первых всего десять, их произносить легче, чем согласные: воздух спокойно проникает через рот. Гласные можно растягивать, выкрикивать, пропевать. Когда артисты поют, они тянут как раз эти звуки. Именно от их количества зависит, сколько слогов в слове. А бывают слова, состоящие исключительно из гласных (например, союзы или предлоги). Согласных - 21, при их выговаривании воздух наталкивается на препятствие: либо в виде щели, либо в виде смыкания. Это два способа образования согласных звуков. Щель получается при приближении языка к зубам. Так произносятся звуки «с», «з», «ж», «ш». Это шумные звуки, они издают шипение либо свист. Второй способ - это когда смыкаются губы. Такие звуки не растянешь, они резкие, короткие. Это «п», «б», «г», «к» и прочие. Зато они очень чувствуются. Так же, как и по твердости и мягкости, согласные могут составлять пары по звонкости и глухости. Отличить их просто: звонкие произносятся звонко, глухие - глухо. Это такие пары, как «б» - звонкая, и «п» - глухая; «д» - звонкая, и «т» - глухая. Всего подобных комбинаций шесть. Есть, кроме того, пять согласных, у которых отсутствует пара. Они всегда остаются звонкими. Это «л», «м», «н», «р» и «й». Складываясь в различные слова, составляя фразы, звуки приобретают множество свойств. Такое, например, как озвончение и оглушение согласных. Как же оно происходит? Пять вышеуказанных букв (й, л, м, н, р) данным свойством не обладают. Очень важно запомнить это! Озвончение согласного звука может произойти, только если звук этот - парный. Глухой согласный может стать звонким по парности в некоторых случаях. Основное условие - он должен находиться непосредственно до звонкого звука (именно до, не после!). Итак, озвончение глухого согласного случается на стыке морфем. Морфема - это часть слова (существуют корень, приставка, суффикс, окончание; выделяют еще постфиксы и префиксы, но они не настолько важны). Таким образом, на стыке приставки и корня либо корня и суффикса возможен процесс озвончения. Между суффиксом и окончанием такого не бывает, поскольку окончание, как правило, состоит из гласных звуков. Примеры озвончения согласных в этом случае следующие: сделка («с» - приставка, глухой звук, корень «дел» начинается со звонкого «д», поэтому происходит ассимиляция, то есть уподобление. Вслух мы произносим это слово как «зделка»), косьба (корень «кос» заканчивается на глухой звук «с» - мягкий знак в расчет не берется, за ним стоит звонкий суффикс «б» - вновь происходит ассимиляция, и слово это произносится как «козьба») и так далее. Слова с озвончением согласных встречаются также на стыке самостоятельного слова и частицы (частицы - служебные слова: же, бы, не, ни, ли и так далее). Хоть бы (произносится вслух «ходьбы»), как бы (произносится «кагбы») и прочие комбинации - это все случаи озвончения. Наконец, примерами озвончения согласных могут служить такие ситуации, когда нужные звуки находятся на стыке самостоятельного слова и предлога (предлог - служебная часть речь, помогает связывать слова в предложения: в, к, при, под, на и другие): к бане (произносим «гбане»), от дома (говорим «оддома») и так далее. Как и в случае с озвончением, оглушение происходит только при наличии парных звуков. В такой ситуации звонкий согласный должен стоять впереди глухого. Обычно такое случается в финале слова, если оканчивается оно на согласный: хлеб («хлеп»), мед («мет»), принести много стульев («стульеф») и так далее. Также оглушение происходит, если в середине слова (как правило, это соединение корня и суффикса) встречается сочетание «звонкий плюс глухой». Например: похлебка («хлеб» - корень, оканчивается на звонкую «б», «к» - глухой суффикс, на выходе произносим слово «похлепка»), сказка (корень «каз» оканчивается на звонкую «з», «к» - глухой суффикс, в сумме получаем «скаска»). Третий вариант, когда встречается оглушение согласного звука - также на стыке слова и предлога: под потолком (потпотолком), над тобой (наттобой) и прочие. Это свойство русского языка особенно тяжко дается школьникам, которые действуют по методу «как слышим, так и пишем». Самый распространенный в мире язык - английский - имеет свои особенности в фонетике, как и любой другой язык. От русской фонетики британскую отличает следующее: Неважно, школьник ты или взрослый, но если ты живешь в России, ты должен уметь правильно выражать свои мысли и знать особенности родного языка. Ведь наш язык - наше богатство! ФОНЕТИКА
– раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.
Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.
в одном звуке
различие в двух и более звуках
сыпь – осыпь
ворона – воронка
сор – сорт
порт – спорт
спор - спорт
лимон – лиман
задор – забор
тоска – доска
поток – потёк
кошка – мышка
урок – крот
фасоль – пароль
загар – затор
куст – стук
нос – сон
баржа – жабра
школа – ученик
сом – белуга
грач – щегол
слива - крыжовник
Гласные звуки
: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Гласные звуки бывают
ударными
и
безударными
.
Согласные звуки
в русском языке делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Твёрдые и мягкие согласные
бывают парными и непарными. Парные твёрдые и мягкие согласные различают слова, например, ко
н
ь [кон’] и ко
н
[кон];
л
ук [лук] и
л
юк [л’ук].
Парные и непарные согласные по твёрдости/ мягкости.
Непарные согласные
по твёрдости / мягкости
твёрдые
мягкие
твёрдые
мягкие
только твёрдые
только мягкие
[
б
]
[
в
]
[
г
]
[
д
]
[
з
]
[
к
]
[
л
]
[
м
]
[
б
’]
[
в
’]
[
г
’]
[
д
’]
[
з
’]
[к’]
[л’]
[м
’
]
[н]
[
п
]
[
р
]
[
с
]
[
т
]
[
ф
]
[
х
]
[н’]
[п’]
[р’]
[с’]
[т’]
[ф
’
]
[х
’
]
[
ж
]
,
[
ш
]
,
[
ц
]
[
ч
’]
,
[
щ
’]
,
[
й
’]
Парные и непарные согласные по звонкости/глухости.
Непарные согласные
звонкие
глухие
только звонкие
только глухие
[б], [б’]
[в], [в’]
[г], [г’]
[д], [д’]
[ж]
[з], [з
’
]
[п], [п’]
[ф], [ф’]
[к], [к’]
[т], [т’]
[ш]
[с], [с
’
]
[й’], [л], [л’],
[м], [м’], [н],
[н’], [р], [р’]
[
х
],
[
х
’],
[
ц
],
[
ч
’],
[
щ
’]
Чередование звуков.
Чередование звуков
– это мена звуков в одной и той же части слова, например:
забросить – забрасывать, пеку – печёт, сохнуть – засыхать – сухой.
На месте ударных гласных [а`], [о`], [э`] в безударном положении в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки, например:
[во`ды] – [вада`], [во`с] – [ваз’и`т’], [л"э`с]
– [л’исо`к].
В этом случае говорят: ударные чередуются с безударными.
Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется
оглушением
(ду
б
[п], про
б
ка [п]).
Глухой парный согласный перед звонким согласным заменяется парным ему звонким. Эта замена называется
озвончением
согласного
(про
с
ьба
[
з
’]
).
Ударение.
Ударение
– это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова. Иногда только ударение различает слова, например:
па`рить и пари`ть.
Ударение всегда падает на гласный звук в слоге. Ударение в слове может занимать всегда одно и то же место
(ба`сня, ба`снями)
, но может переходить с одного слога на другой
(вода` – во`ды).
Слог.
Слог
– это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытые слоги), либо на согласный (это закрытые слоги).
Буквы русского письма.
Для передачи звуков в русском письме используются особые знаки – буквы. Совокупность букв, расположенных в определённой последовательности, составляет
алфавит.
Русский алфавит и названия букв.
Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл
«а» «бэ» «вэ» «гэ» «дэ» «е» «ё» «жэ» «зэ» «и»
«и краткое» «ка» «эль»
Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш
«эм» «эн» «о» «пэ» «эр» «эс» «э» «у» «эф» «ха» «цэ» «че» «ша»
Щщ ъ ы ь Ээ Юю Яя
«ща»
«твёрдый знак»
«ы»
«мягкий знак»
«э» «ю» «я»
Не смешивайте в устной речи звуки и названия букв этих звуков
: [л] – звук, «эль» - буква.
Две буквы
ъ
и
ь
не имеют звукового значения, т. е. не обозначают звуков. Они используются в сочетании с другими буквами для обозначения мягкости согласных (ь) и раздельного произнесения (ь, ъ).
Мягкий согласный [й’] обозначается специальной буквой
й
и некоторыми буквосочетаниями.
перед другими согласными
Перед гласными в начале слова
После согласных перед гласными
сарай, май
й [й’] сарайчик
майка
е – ель [й’э`]
ё – ёлка [й’о`]
ю – юла [й’у`]
я – яблоко [й’а`]
ъе – съезд ье - ателье
ъё – съёмка ьё - шьём
ъю – адъютант ью - льют
ъя – объявление ья – семья
ьи - воробьи
Фонетический разбор слова.
Образец разбора
:
е`ль-ник – 2 слога
е – [й"] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный - «е»
[э] – гласный, ударный
л – [л"] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный - «эль»
ь - [-] - «мягкий знак»
н - [н"] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный - «эн»
и - [и] – гласный, безударный - «и»
к - [к] – согласный, глухой парный, твёрдый парный - «ка»
6 букв, 6 звуков
При сокращении слов обязательно ставим точку: звон. парн., мягк. непарн., глух. непарн., тв. парн., согл., гласн..
а – а
е
– й΄
я
– й ΄
я – а э а
э – э
ё
– й ΄
ю
– й΄
е – э о у
о – о 1. в начале слова –
я
корь
ё – о 2. в середине слова после
у – у разделительных ъ и ь знаков –
подъ
ё
м, семь
ю
ю – у 3. в середине слова после гласной буквы –
весёла
я
,
по
ё
м
и – и
ы – ы
10 – 6
Транскрипция – запись звучания речи.
Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:
[й΄] – звук йот, на письме записывается буквами
й
или «хитрыми»
е, ё, ю, я:
ёж - [й΄ош];
[΄] – обозначение мягкости согласного: пел - [п΄эл];
[
־
] – обозначение долгого согласного: ссора – [сора].
Способы обозначения звука [щ
΄
]:
щавель - [щ΄ив΄эл΄]; щ
счёты - [щ΄оты]; сч [щ
΄
]
возчик - [вощ΄ик΄]; зч
мужчина - [мущ΄ина]. жч
Способы обозначения звука [ц]:
цирк - [цырк]; ц
купаться - [купаца]; тьс [ц]
дерётся - [д΄ир΄оца]. тс
Возьмите на заметку!
1. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются:
гриб - [гр΄ип], сказка - [скаска].
2. Глухие согласные перед звонкими озванчиваются:
сбить - [зб΄ит΄].
3. Мягкость согласных обозначается буквами
е, ё, ю, я, и, ь: сельский - [с΄эл΄ск΄ий΄].
4. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [
в], [д], [л], [т
] не произносятся:
чувство - [ч΄уства], сердце - [с΄эрцэ], солнце - [сонцэ], властный - [власный΄].
Запомните! Все глухие согласные есть во фразе:
Словообразование
– раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.
Состав слова.
Слово состоит из основы и окончания. В основу входят: приставка, корень, суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание – части слова (или морфемы).
Основа
– это часть изменяемого слова без окончания. Например:
мор
е –
мор
я –
мор
ю. В основе слова заключено его лексическое значение.
Окончание
– это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова, например: конь - коня – коню.
Корень
– главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов:
водный – подводный – водяной – водник – водянистый
. Все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к воде, так как в них входит корень вод-. Слова с одним и тем же корнем называются
однокоренными.
В слове может быть один корень (водный
) или два корня (
сложные слова
:
водонос, водопад, водоснабжение, водохранилище
).
Суффикс
– это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Приставка
– это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением, например:
бежать – вбежать, выбежать, забежать, перебежать, сбежать, подбежать, отбежать, пробежать.
В слове могут быть не одна, а две и более приставки:
вы-ход, без-вы-ходное (положение).
Способы образования слов.
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую.
При образовании слов
приставочным
способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово.
Суффиксальный
способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Так образуются слова всех самостоятельных частей речи. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи.
Приставочно – суффиксальный
способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
План разбора слова по составу.
Определить, к какой части речи относится анализируемое слово.
Выделить окончание и основу. Для этого слово следует изменить (например,
ранним – ранний – раннего – раннему; утром – утро – утра – утру).
Определить, состоит ли основа только из корня или в ней есть приставка и суффиксы. Для этого сопоставить однокоренные слова.
Выделить корень, приставку (если есть), суффикс (если есть).
Доказать, что данные приставки и суффиксы имеются в других словах. Для этого подбираются аналогичные слова.
Вы знаете, почему русский язык так тяжело учить иностранцам? Особенно тем, чьи языки совсем не похожи на русский? Одна из причин в том, что про наш язык никак не скажешь, что слова можно записывать так, как они слышатся. Мы говорим «мАлАкО», но ведь помним, что записать слово надо через 3 буквы О: «мОлОкО». Это самый простой и очевидный пример. И о том, как выглядит транскрипция (то есть графическая запись звуков) самых привычных для нас слов никто, как правило, не задумывается. Чтобы научиться разбираться, из каких звуков состоят слова, в школах и даже университетах выполняют такое задание, как фонетический разбор слова. Не всем оно дается легко, но мы поможем вам разобраться и успешно справляться с ним на уроках и при подготовке домашних заданий. Фонетический разбор слова
– задание, нацеленное на то, чтобы разобрать слово на буквы и звуки. Сравнить, сколько в нем букв и сколько звуков. И выяснить, что одни и те же буквы в разных положениях могут обозначать разные звуки. В алфавите русского языка 10 гласных букв: «а», «о», «у», «э», «ы», «я», «ё», «ю», «е», «и». Но гласных звуков только 6: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные «е», «ё», «ю», «я» состоят из двух звуков: гласный + й. Записываются так: «е» = [й’+э], «ё» = [й’+о], «ю» = [й’+у], «я» = [й’+а]. И называются йотированными. Запомните, что в транскрипции «е», «ё», «ю», «я» на два звука раскладываются не всегда. А только в следующих случаях: Если «е», «ё», «ю», «я» стоят в слове после мягких согласных, их можно спутать с [а], [о], [у], [э]: мяч [м’ач’], мёд [м’от], мюсли [м’усл’и], ветка [в’этка]. Они обозначают один звук в позиции после согласных и под ударением. Не под ударением «е», «ё», «ю», «я» дают звук [и]: ряды [р’иды], лесок [л’исок]. В других случаях буква «я» без ударения может произноситься как [э]: трясина [тр’эс’ина]. Еще интересное про отношения «ь» и гласных: если после мягкого знака в слове стоит буква «и», она произносится как два звука: ручьи [руч’й’и]. Зато после согласных «ж», «ш» и «ц» буква «и» дает звук [ы]: камыши [камышы]. Гласные «а», «о», «у», «э», «ы» обозначают твердость согласных звуков. Гласные «е», «ё», «ю», «я», «и» обозначают мягкость согласных звуков. Кстати, во многих словах с гласной «ё» на нее всегда падает ударение. Но это правило не работает для заимствованных (амёбиа́з) и сложных слов (таких, как трёхъя́дерный). В русском языке 21 согласная буква. А звуков эти буквы образуют аж 36! Как это возможно? Давайте разбираться. Так, среди согласных 6 пар по звонкости глухости: Это интересно, потому что парные звуки обозначаются разными буквами. Такие пары есть не во всех языках. А в некоторых, например, корейском, парные глухие и звонкие звуки обозначаются одной и той же буквой. Т.е. одна и та же буква читается как звонкий или глухой звук в зависимости от положения в слове. А еще существует 15 пар по твердости-мягкости: Как видите, мягкость звуков обеспечивают буква «ь» и мягкие согласные, стоящие после согласных. Есть в русском языке непарные согласные звуки, которые никогда не бывают глухими: Чтобы было проще запомнить все звонкие звуки, можете использовать такую фразу: «Мы же не забывали друг друга»
. А также непарные звуки, которые, в свою очередь, никогда не бывают звонкими. Попробуйте прочитать слова из примеров вслух и убедитесь в этом сами: Запомнить, какие именно звуки остаются глухими в любой ситуации, помогут две фразы: «Степка, хочешь щец?» - «Фи!»
и «Фока, хочешь поесть щец?»
. Если вы внимательно прочитали те примеры, что приводились выше, наверняка уже обратили внимание, что некоторые согласные в русском языке никогда не бывают мягкими: Запомните, что в некоторых заимствованных словах и именах «ж» все-таки бывает мягким [ж’]: жюри [ж’]юри, Жюльен [ж’]юльен. Аналогичным образом есть в русском языке такие согласные, которые никогда не произносятся твердо: Иногда в некоторых учебниках мягкость этих звуков не обозначается апострофом при транскрипции – раз уж все и так знают, что твердыми эти звуки в русском языке не бывают. А еще «щ» нередко принято обозначать как [ш’:]. Запомните еще, что согласные «ж», «ш», «ч», «щ» называются шипящими. В письменном фонетическом разборе звуки записываются сверху вниз в столбик, каждый звук заключается в квадратные скобки – . В конце следует подвести черту и под ней записать количество букв и звуков в слове. Теперь о том, как надо правильно обозначать звуки при транскрипции: Как видите, все очень непросто с транскрипцией букв в звуки. В школьной программе, как правило, эти усложненные и более точные знаки транскрипции не используются или используются мало. Только при углубленном изучении русского языка. Поэтому разрешается вместо «и с призвуком э» и прочих сложных обозначений применять в фонетическом разборе звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и] и [й’]. Не забывайте также о следующих правилах транскрипции согласных: А теперь давайте рассмотрим фонетическую транскрипцию слов на примерах. Для записи будем использовать упрощенную систему транскрипции согласных звуков. Еще один пример: И последний: Ну как, помогла ли вам эта статья разобраться с фонетическим разбором слов? Не так-то просто правильно записать звуки, из которых состоит слово – на этом пути скрыто много подводных камней. Но мы постарались облегчить вам задачу и максимально подробно объяснить все скользкие моменты. Теперь такое задание в школе не будет вам казаться очень сложным. Не забудьте научить одноклассников и показать им наши полезные инструкции. Используйет эту статью при подготовке к урокам и сдаче ГИА и ЕГЭ. И обязательно расскажите нам в комментариях, какие примеры фонетических разборов слов вам задают в школе. blog.сайт,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна. Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах - это не всегда одно и тоже. Буквы
- это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки - слоги - слова. Список всех букв - это просто алфавит Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности: Алфавит русского языка: Всего в русском алфавите используется: Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» - буквы "Т" и "С" сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква "Ю" в данном случае произносится как [йу]. Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением. Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется: В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы). Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем. Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема: Данная схема практикуется в школьной программе. Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй. Звуковая характеристика букв: я [й] - согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] - гласн., безударныйв [в] - согл., парный твердый, парный зв.л [л’] - согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] - гласн., ударныйн [н’] - согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] - гласн., безударный [й] - согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] - гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука. Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе. Какие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым - мягким, звонким - глухим, шипящим, сонорным. Сколько в русской живой речи звуков? Правильный ответ 42. Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным? Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости: А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом. Гласные звуки
в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем. Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные. Сколько гласных звуков в русской фонетике? В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются.
Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение. Главная фонематическая особенность русской речи - четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией.
Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: ку
ку
ру
за, дощечку
, у
чу
сь, у
лов, - во всех положениях она произносятся отчётливо как [у]
. Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у
´сл’и], ключ [кл’у
´ч’] и тд. Разбор по звукам ударных гласных
Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´
т’ик], колокольчик [калако´
л’ч’ык], молоко [малако´
], восемь [во´
с’им’], поисковая [паиско´
вайа], говор [го´
вар], осень [о´
с’ин’]. Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака"о
], патио [па"тио
], радио [ра"дио
], боа [бо
а"] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но.
Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой«ё» – [о]:
тёрн [т’о´
рн], костёр [кас’т’о´
р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей. Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за"мок - замо"к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число): В безударном положении
гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается: Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией.
Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука. Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения: Так, различается 1-ая степень редукции
. Ей подвергаются: Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий]. (неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог) Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени». Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., - это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова): Фонетически буквы Е - [йэ], Ё - [йо], Ю - [йу], Я - [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением. ◊ Ё - [йо], Ю - [йу], Е - [йэ], Я - [йа]
в случаях, когда находятся: Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах. ◊ Безударные гласные
«Е» и «Я»
обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии. Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа
´рмарка], но яйцо [йи
йцо´]. Важно:
Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука - [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: - соловьи [салав’йи´
], на курьих ножках [на ку´р’йи’
х" но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи
], нет семьи [с’им’йи´
], судьи [су´д’йи
], ничьи [н’ич’йи´
], ручьи [руч’йи´
], лисьи [ли´с’йи
]. Но: Гласная «О»
после мягкого знака «Ь»
транскрибируется как апостроф мягкости [’]
предшествующего согласного и [О]
, хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильо
н [пав’ил’о´н], аналогично: почтальо
н, шампиньо
н, шиньо
н, компаньо
н, медальо
н, батальо
н, гильо
тина, карманьо
ла, миньо
н и прочие. По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда: Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость. Сколько согласных звуков в русской речи?
В алфавите для их обозначения используется 21 буква.
Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков
больше, а именно - 36. В нашем языке согласные бывают: Согласный может быть звонким - глухим
, а так же сонорным и шумным.
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции. Примечание:
В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) - щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании. Подсказка:
Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук - звонкий согласный, если же слышится шум, - то глухой. Подсказка:
Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» - в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» - аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных. Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией. В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой: В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] - [в’]: вз
битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с]. При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в]. По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого.
Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесш
умный [б’иш:
у´мный].
При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция - процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий]. В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’]. Примечание:
буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк. Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т]
или [з-с]
перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным. Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:]. Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв. В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся: Примечание:
В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка. Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г. Использованная литература: Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.
→ T
ant
e
[ˈt
ʰ
ant
ʰ
ə]
(тётя)
→ P
ap
a
[ˈp
ʰ
ap
ʰ
a]
(папа)
→ Geld
[ɡɛlt]
(деньги)
→ täg
lich
[ˈtɛːklɪç]
(ежедневно, ежедневный)
→ Ab
gas
[ˈapɡaːs]
(выхлопной газ)
→ abend
s
(по вечерам)
→ Ob
s
t
(фрукты)
→ gewag
t
[ɡəˈvaːkt]
(рискованно, рискованный)
→ mit
T
ina
(с Тиной)
→ am
M
ontag
(в понедельник)
→ nach
r
echts
(направо)
→ auf
W
iedersehen
(до свидания)
→ bis
d
ann
(до встречи)
→ seit
g
estern
(со вчерашнего дня)
→ ab
S
amstag
(с субботы)
→ dank
B
en
(благодаря Бену)
→ la
chen
[ˈlaχən]
(смеяться)
→ Dü
bel
[ˈdyːbəl]
(дюбель)
→ ke
hren
[ˈkeːʁən]
(подметать)
→ i
n A
sien
[
ʔ
ɪnˈ
ʔ
aːziən]
(в Азии)
→ u
m ei
ns
[
ʔ
ʊmˈ
ʔ
aɪns]
(в час)
→ au
ßer O
pa
[
ʔ
aʊsɐˈ
ʔ
oːpa]
(кроме дедушки)
→ viel e
nger
(намного уже/теснее)
→ Eri
nnerung
[
ʔ
ɛɐˈ
ʔ
ɪnɐʁʊŋ]/[
ʔ
ɐˈ
ʔ
ɪnɐʁʊŋ]
(воспоминание, напоминание)
→ Thea
ter
(театр)
→ Poe
t
(поэт)
→ verei
sen
/
(леденеть)
→ Fete
[ˈfeːtə]
~ Fe
tte
[ˈfɛtə]
(вечеринка, празднество ~ жирная)
→ Koma
[ˈkoːma]
~ Ko
mma
[ˈkɔma]
(кома ~ запятая)
→ Hüte
[ˈhyːtə]
~ Hü
tte
[ˈhʏtə]
(шляпы ~ хата, хижина)
→ be
reit
(готово, готовый)
→ lebe
n
[ˈleːbən]
(жить)
→ Ate
m
[ˈaːtəm]
(дыхание)
→ Ige
l
[ˈiːɡəl]
(ёж)
→ Auge
[ˈaʊgə]
(глаз)
→ Ge
müse
[ɡəˈmyːzə]
(овощи)
→ für
(для, за)
→ wir
(мы)
→ Natur
(природа)
→ Frisör
(парикмахер)
→ Mutter
/Mutter
[ˈmʊtɛɐ]/[ˈmʊtɐ]
(мать)
→ ver
gessen/ver
gessen
/
(забывать)
Примечания:
Для лучшего понимания всех правил Вам необходимо
прослушать аудиозапись!
Данные правила являются общим обзором
и после первого ознакомления не нуждаются в заучивании наизусть, т. к. понимание и умение применять многие моменты приходит только в процессе изучения и на практике
.
Понятие «твёрдые и мягкие согласные» имеет в русском и немецком языках совсем разные
значения. В немецком языке просто имеются в виду глухие и звонкие
согласные, так что если немец будет настаивать на том, что «согласный
В отличие от современного немецкого языка, которому соответствуют правила в данной статье, до первого этапа реформы немецкого правописания согласная буква <ẞ> чаще всего ставилась после кратких гласных. Соответственно, люди старшего поколения всё ещё комбинируют её с краткими гласными, что иностранцев, изучающих немецкий язык, вводит в заблуждение
. Больше информации на эту тему Вы найдёте в разделе .
|
Что такое фонетика
Разделы фонетики
Основные понятия фонетики русского языка
Озвончение согласных: примеры
Оглушение согласных: примеры
А как у других?
Гласные «Хитрые»
буквы – звуки гласные буквы
Гласные буквы
Согласные буквы
План фонетического разбора
Специальные знаки транскрипции
Правила транскрипции
Примеры фонетической транскрипции слов
т- [т] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
ъ – [–]
е - [й’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (непарный) и [э] - гласный, ударный
з - [с] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
д - [т] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
р – [р] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
мм – [м:] – удвоенный звук, согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
а – [а] – гласный, ударный
т – [т’] – согласный, глухой (парный), мягкий (парный)
к – [к] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
а – [а] – гласный, безударный
т – [т] – согл.асный, глухой (парный), твердый (парный)
а – [а] – гласный,безударный
н – [н] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
о – [а] – гласный, безударный
в – [в’] – согласный, звонкий (парный), мягкий (парный)
и – [и] – гласный, ударный
л – [л’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (парный)
и – [и] – гласный, безударный
с – [с’] – согласный, глухой (парный), мягкий (парный)
ь – [–]Вместо послесловия
Что такое фонетический разбор?
Фонетическая транскрипция
Как сделать фонетический разбор слова?
Пример фонетического разбора слова
Фонетика и звуки в русском языке
Гласные звуки в словах русского языка
Фонетика: характеристика ударных гласных
Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жо´
лтый], шёлк [шо´
лк], целый [цэ´
лый], рецепт [р’ицэ´
пт], жемчуг [жэ´
мч’ук], шесть [шэ´
ст’], шершень [шэ´
ршэн’], парашют [парашу´
т];Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
Позиционное оглушение/озвончение
Мягкие согласные в русском языке
Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка