Горький старуха изергиль в сокращении. М

Его биографии и анализ творчества) работал на сборе винограда с партией молдаван – мужчин и женщин. Однажды вечером после работы все его товарищи ушли на морской берег, а Горький и бывшая в партии старуха по имени Изергиль остались отдыхать под лозами. [См. полный текст рассказа «Старуха Изергиль».]

Уже стемнело. Показывая на тени облаков в степи, между которых одна была темнее других, Изергиль произнесла: «Вон идёт Ларра! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, он стал тенью. Это ему наказание за гордость!»

Горький Максим. «Старуха Изергиль». Аудиокнига

Старуха рассказала Горькому легенду о Ларре. Много тысяч лет назад далеко на Востоке самую красивую девушку из одного племени унёс орёл. Через 20 лет девушка вернулась назад с красивым и сильным юношей – своим сыном Ларрой, которого она родила от орла. Сам же орёл, состарившись и ослабев, поднялся высоко в небо, сложил крылья, рухнул на землю и разбился.

Ларра был так же горд и смел, как его отец. Оказавшись среди людей, он тут же подошёл к одной красивой девушке и обнял её. Та оттолкнула Ларру, и тогда он ударом свалил её на землю и наступил ей на грудь, убив её. Другие люди связали Ларру и стали придумывать этому презиравшему всех гордецу мучительную казнь. Однако один мудрец посоветовал отпустить его, сказав, что это и будет Ларре худшим наказанием.

Люди бросили Ларру и ушли от него. Он рассмеялся им вслед, а потом долго ходил за племенем, угоняя скот, похищая девушек и творя другие жестокие дела. Но через несколько десятков лет, стосковавшись от одиночества, он сам пришёл к людям и стоял, не защищаясь, в жажде, чтобы его убили. Люди не пожелали убить злодея. Ларра стал бить сам себя ножом в грудь, но нож ломался о его каменное тело. Он бился головой о землю, но та отстранялась и углублялась от ударов его головы.

Так и не сумев умереть, Ларра, отверженный людьми, с тех пор в тоске ходит везде, где живут они. «Вот как был поражен человек за гордость!»

«Старуха Изергиль», 2 глава – краткое содержание

Потом Изергиль стала рассказывать Горькому о своей жизни. В юности она жила в Молдавии. Когда ей было 15 лет, подплыл к их дому в лодке весёлый, черноусый рыбак. Изергиль выглянула в окно и дала ему вина, «а через четыре дня дала уже и всю себя». Каталась с ним на лодке по ночам, убегая из дому.

Но рыбак лишь пел и целовался, и это стало ей надоедать. В тех местах ходила и шайка разбойников-гуцулов. Изергиль познакомилась с одним из них, рыжим. «И был он такой печальный, иногда ласковый, а иногда, как зверь, ревел и дрался. Раз ударил меня в лицо… А я, как кошка, вскочила ему на грудь да и впилась зубами в щеку… С той поры у него на щеке стала ямка, и он любил, когда я целовала ее…»

Пристал к гуцулам и рыбак. Потом их вместе с тем рыжим поймали и повесили. «Рыбак шел на казнь бледный и плакал, а гуцул трубку курил. Увидал меня, вынул трубку и кричит: "Прощай!.." Я целый год жалела его».

Потом была Изергиль в гареме у немолодого турка, вместе с ещё восемью женщинами. Но в гареме ей надоело, и она сбежала оттуда с 16-летним сыном турка. Однако мальчик этот то ли от любви, то ли с тоски по дому скоро стал сохнуть – и умер.

Потом был у Изергиль маленький полячок. Прося любви, он ластился к ней котом, а среди ссор щёлкал, как кнутом, обидными словами. Побранившись с ним однажды, Изергиль бросила полячка с берега в реку и ушла, не глядя, что с ним стало.

Вскоре Изергиль купил один жид , чтобы торговать ею. Он продавал её любовь богатым панам. Один из них раз осыпал её монетами из мешка: продал для этого все земли свои и дома. Но Изергиль любила не эту сытую свинью, а другого, мужественного, пана с лицом, изрубленным турецкими саблями на войне за греков. «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни всегда есть место подвигам». Пан этот погиб потом.

Изергиль было уже лет 40, когда влюбилась она в одного молодого, красивого шляхтича Аркадэка. Теперь уже не от неё мутилась мужская голова, а сама она впала в любовное безумие. Высокомерный, избалованный женщинами Аркадэк ушёл потом биться с русскими . И после усмирения бунта взяли его в плен.

Изергиль пришла к амбару, где держали под Аркадэка арестом. Уговаривала русского часового: «Дай мне посмотреть на него, может, он умрет скоро!». Солдат этот был маленький и слабый. Улучив момент, Изергиль накинулась на него, повалила в грязь и вдавливала руками его голову в лужу, пока часовой не задохнулся. Тогда она бросилась к амбару и выпустила поляков. Аркадэк, улыбаясь, стал перед ней на колени: «Моя королева». Но Изергиль поняла, что слова эти лживы: на самом деле он не любит её. Она дала Аркадэку пинка ногой в грудь и ушла.

Изергиль вернулась на родину, решила остепениться и завести семью. Вышла за молдаванина, но год назад тот умер. Оставшись одна, она стала ходить с рабочими по виноградникам. Любила молодых и весёлых, хотя казалось старухе, что во время её собственной юности больше было в человеке силы и огня, и жилось веселее и лучше.

Окончив рассказ, Изергиль задумчиво глядела в степь, где вдали вспыхивали маленькие голубые огоньки. «Эти искры от горящего сердца Данко», – сказала она Горькому.

«Старуха Изергиль», 3 глава – краткое содержание

Старуха поведала старинную легенду о Данко. Одно племя жило на окраине леса, у степи. Но пришёл другой народ и загнал его вглубь чащи, где не видно было неба, а смрадная вода болот отравляла людей. Пойти назад биться с врагами было верной гибелью, но и двинуться через лес погибавшие не решались. Все впали в горесть и страх, но вышел перед остальными молодой красавец Данко и сказал: «Я поведу вас через лес!»

Сородичи согласились и пошли за этим неустрашимым храбрецом. Но путь оказался очень долог. Сколько они ни шли, лес и тьма всё не кончались. Люди стали роптать на Данко, окружили его и собирались убить.

Горький. Старуха Изергиль. Легенда о Данко. Советский мультфильм

Но он вдруг разорвал себе грудь, вынул своё пылавшее ярче солнца сердце, поднял над собой и, освещая им путь, опять бросился вперёд через болото.

Люди побежали за ним. Наконец, лес расступился; открылась перед глазами привольная степь в море солнечного света и чистого воздуха. Радостно обозрев её, Данко гордо засмеялся – упал и умер.

«Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»

Название произведения: Старуха Изергиль
Максим Горький
Год написания: 1895
Жанр: рассказ
Главные герои: старая цыганка Изергиль , Ларра – сын орла, Данко - мечтающий спасти людей своего племени, рассказчик.

Сюжет

Рассказ состоит из трех эпизодов. В первом из них рассказывается о Ларре - человеке, рожденном от орла. Он всех презирает и никого не любит. Он считает себя выше других людей и не хочет подчиняться их законам. За это люди изгоняют его из селения, и он бродит в поисках смерти вечно по свету.

Во втором старуха Изергиль рассказывает историю своей жизни: о своих любовниках, которые любили ее, и которых любила она. О страданиях, которые причиняла ей любовь и о радостях, которые она познала в жизни.

В третьей короткой истории автор говорит о Данко - юноше, который отдал жизнью ради спасения людей своего племени. Он выхватил свое горячее сердце из груди, чтобы осветить им путь к спасению. Но после его смерти люди не вспомнили своего героя, а кто-то, трусливый и подлый, даже затоптал искры от горящего сердца.

Вывод (мое мнение)

Недаром автор соединил в одно целое три небольших рассказа. В них он ищет ответ на вопрос, который всегда волновал человечество: в чем заключается смысл жизни? Для чего человек живет? Прекрасна легенда о Данко, отдавшего жизнь за людей, этой историей автор говорит, что главное для любого человека - это жить ради людей.

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году, а через несколько месяцев впервые попал в печать в периодическое издание «Самарская газета». Первая часть была напечатана в №80 (от 16 апреля 1895 года), вторая – в №89 (от 23 апреля 1895 года), третья – в №95 (от 27 апреля 1895 года).

Старуха Изергиль – собеседница автора. Рассказ начинает с повествования старой женщины о своей жизни и мужчинах, которых она когда-то любила. Изергиль уверена, что жизни нужно уметь радоваться, получать от неё удовольствие всеми возможными способами. Одна из главных радостей жизни – это любовь, не только возвышенная, платоническая, но и, прежде всего, плотская. Без плотских удовольствий, без возможности получать наслаждение от тела любимого человека бытие теряет свою прелесть.

Легенда о Ларре

Неожиданно Изергиль замечает столб пыли на горизонте. Это идёт Ларра. Затем старуха рассказывает страшную легенду о гордеце, которого погубило стремление выделиться из себе подобных и неуважение к своим ближним.

История гордеца

Мать Ларры когда-то похитил орёл. Он унёс девушку в своё жилище. Через некоторое время она вернулась к своим родным, приведя с собой сына – наполовину человека, наполовину орла. Юноша унаследовал красоту матери и гордость отца. Он считает себя лучше всех и пренебрежительно относится к старшим.

Ларра попытался завладеть одной из девушек, но та отказалась от него, боясь недовольства своего отца. Разозлившись, Ларра убил несчастную. Односельчане хотели казнить юношу. Однако кара свыше оказалась ещё страшнее: Ларра был проклят, став ни живым, ни мёртвым.

Люди отказались от гордеца и изгнали его из своего общества. Оставшись в одиночестве, Ларра понял, насколько сильно он ошибался. Юноша хочет умереть, но ему это не удаётся. С тех пор в течение многих лет Ларра бродит неприкаянный, превратившись в тень.

Завидев странные искорки, Изергиль говорит, что это всё, что осталось от пылающего сердца Данко, человека, отдавшего жизнь за тех, кто был ему дорог.

Племя Данко жило в степи испокон веков. Но однажды пришли завоеватели и заняли родную землю, выселив Данко и его соплеменников в лес. Люди не могут вернуться домой, но и в лесу нельзя оставаться – слишком опасно. Единственный выход – идти вперёд. За лесом ждёт другая степь. Данко вызывается стать проводником.

Дорога оказалась нелёгкой. Люди гибли в ядовитых болотах, умирали от голода, но продолжали идти вперёд. В конце концов, соплеменники утратили веру в своего проводника и в то, что им когда-нибудь удастся выбраться из непроходимой чащи. Люди решили убить Данко. Не зная, чем ещё им можно помочь, Данко вырвал из своей груди пылающее сердце и осветил с его помощью путь соплеменникам. Люди вновь поверили проводнику и снова пошли за ним. Трудностей не стало меньше. Измученные, уставшие странники по-прежнему гибли, но вера больше не покидала их души.

Выжившим всё-таки удалось выйти в степь. Данко не пришлось радоваться вместе с остальными. Он упал и умер. Никто не заметил смерти проводника. Только один из соплеменников обнаружил сердце, которое продолжало пылать возле Данко, и раздавил его, словно боясь чего-то. Сердце погасло, но искорки от него можно увидеть даже теперь, много лет спустя после описанных событий.

Характеристика персонажей

В образе Ларры автор воплотил все античеловеческие качества. Происхождение юноши не случайно: он имеет облик человека, но поведение его полностью асоциально. Орёл – гордая, независимая птица. Именно эти черты характера унаследовал Ларра. Гордость и независимость нельзя назвать недостатками. Эти качества характеризуют смелую, уверенную в себе личность, не боящуюся трудностей. Каждый человек должен знать себе цену и не позволять окружающим себя унижать. Гордость и независимость становятся недостатками, выходя за рамки личности.

Ларра пытается снискать уважения и восхищения односельчан, ставя себя превыше других. По его мнению, он нашёл самый лёгкий и правильный путь к почёту. Претензии молодого человека ничем не обоснованы. Он не сделал ничего такого, за что его можно было бы полюбить или просто уважать. Красота – одно из немногих достоинств Ларры. Однако даже внешняя привлекательность постепенно тает на фоне уродства души. Годы спустя прекрасное тело сына орла превратилось в прах, обнажив «гнилую» сущность.

Образ гордого Ларры противопоставлен в рассказе образу Данко. Эти герои никак не связаны между собой, однако автор считает нужным упомянуть о них в рамках одного рассказа. В результате, один персонаж становится контрастом для другого.

Данко – смелый мужественный человек, обладавший теми же чертами характера, что и Ларра: гордостью и независимостью. Но в отличие от сына орла, лучшие качества Данко не пересекают границ его личности. Он направляет их не против своих соплеменников, а им на пользу. Данко предлагает людям проявить гордость и независимость по отношению к захватчикам их родины. Не нужно просить оккупантов о милости. Надо найти пустующую землю и тем самым показать своё превосходство. Данко становится проводником не потому, что считается себя в чём-то лучше других. Он видит отчаяние своих соплеменников и берёт на себя заботу о них, понимая, что должен остаться хотя бы один человек, не потерявший самообладание и надежду.

Автор с сожаление упоминает о человеческой неблагодарности. Люди не были благодарны своему проводнику уже на пути к счастью, несмотря на то, что Данко делал для них всё, что было в его силах. Но и этого оказалось недостаточно. Тогда проводник отдал последнее, что у него было – своё сердце, ставшее единственным источником света в самые нелёгкие дни путешествия. Даже после того, как новая родина была обретена, соплеменники не чувствовали благодарности к своему спасителю. Смерть героя, отдавшего жизнь ради всеобщего блага, не была замечена. А один из соплеменников просто уничтожил последнее, что осталось от проводника.

Написанный им в 1894 году.

Состоит он из трёх частей, в двух из которых старуха рассказывает старинные легенды, а в третьей повествует о своих любовных похождениях.

Рассказчик встречает старуху в Бессарабии, в отдалённой деревне. Она производит на него не очень приятное впечатление - очень старая, кожа её сухая, испещрённая глубокими морщинами. Первая легенда, которую она рассказала, посвящена Ларре.

Этот персонаж родился от брака орла с человеческой женщиной. Внешне Ларра ничем не отличался от других людей, был красивый, статный и сильный, однако его взгляд был холодным и надменным, как у орла.

Он ни с кем не церемонился, нагло разговаривал даже со старейшинами и считал себя самым лучшим на Земле. Жители деревни, пастухи, невзлюбили его и изгнали. Он не послушался и набросился на красивую дочку одного из старейшин. Она его оттолкнула от себя, и за это он её убил. Тогда Ларру решили казнить.

Люди поймали его и связали, но простое убийство посчитали они слишком мягкой смертью для него. Вместо этого они решили наказать его одиночеством. Тогда-то он и получил имя Ларра, то есть «отверженный». Его прогнали окончательно. Он жил один в лесу, иногда захватывая у людей девушек и скот.

Ларра был неуязвим и не мог умереть от стрел и другого оружия. Но однажды Ларра пришёл в селение и стоял неподвижно, несмотря на то, что люди набросились на него. Тогда пастухи поняли, что он хочет умереть - настолько страдал он от одиночества. Люди его не стали трогать, и тогда он попытался ударить себя ножом в грудь; нож, однако, сломался. Оказалось, что сын орла не может умереть и вынужден вечно скитаться по земле, постепенно превращаясь в тень. Таким образом природа наказала Ларру за гордость.

Далее старуха Изергиль рассказывает о том, как она жила с разными мужчинами и в какие приключения ввязывалась. Вначале она целыми днями ткала ковры, а на ночь уходила к мужчине. Она любила местного, затем гуцула, затем турка. У этого турка она жила в гареме, пока наконец не сбежала от него с его шестнадцатилетним сыном.

Вместе они оказались в Болгарии. Затем она жила в монастыре, бежала в Польшу, из-за нужды вынуждена была работать там на еврея, торговавшего ею, затем любила знатного дворянина, который её предал… теперь она осела здесь, в Молдавии, где люди любят её за те истории, которые она им рассказывает.

Затем Изергиль переходит к следующей легенде. Она рассказывает о племени, жившем долгое время в степи. Затем пришли некие завоеватели и выгнали это племя в заболоченный лес. Жить людям стало тяжело, они начали умирать. Тогда решили они вернуться в свою степь и жить в рабстве у завоевателей, только бы спастись от голода и болезней. Так бы они и поступили, но внезапно среди них появился Данко.

Этот молодой человек заявил, что выведет их через чащи и болота в новую степь, которая и станет их домом. Вначале они не поверили ему, затем неохотно пошли за ним. Дорога была тяжёлой, люди устали и обессилели, и тогда они решили, что Данко хочет их убить. Они решили уничтожить его и окружили своего проводника. А он понимал, что если они его убьют, то погибнут сами. И тогда он вырвал у себя из груди горящее сердце и осветил им дорогу.

Данко кинулся вперёд, увлекая за собой поражённых людей, и быстро вывел их к степи. Люди начали радоваться и веселиться, а Данко тем временем умер. И его смерть заметил только один из спасённых, когда случайно наступил на его сердце, всё ещё горящее.

Смысл рассказа: три жизненных принципа

Три истории, рассказанные старухой Изергиль, не случайно объединены в один рассказ. В них противопоставляются и сравниваются три жизненных принципа, которым руководствовались герои.

  1. Ларра - противопоставлял себя людям и жил только для себя. Это самый дурной путь, ведущий к чему-то более ужасному, чем смерть.
  2. Старуха Изергиль - привыкла жить среди людей и пользоваться их вниманием, но жила при этом только для себя. Она стремилась самоутвердиться, искала любовь и признание. Это более благородный путь, чем принцип Ларры. Изергиль, уже старая и непривлекательная, до сих пор находится среди людей, которые её уважают не за что-то возвышенное, а просто как увлекательную рассказчицу.
  3. Данко - живёт не просто среди людей, а для людей. Он жертвует собой, чтобы спасти целое племя, выводит их в спасительную степь, а сам незаметно умирает. Это, как может показаться, самый лучший путь.

Однако в центре внимания всё равно находится старуха Изергиль, чьим именем и назван рассказ. В отличие от других героев, она описана очень детально и выглядит наиболее реалистичным персонажем. Её образ лишён фантастических и мистических элементов, она вполне реальная и живая. Ларра напоминает мифического демона, Данко - столь же мифического ангела или героя (например, античного).

Только Изергиль имеет возможность и право выражать собственное мнение о жизни. Выходит, что цель написания рассказа - создать образ именно старухи Изергиль, поведать о её чувствах и мыслях во всей своей сложности. А приведённые в начале и в конце её рассказа легенды - всего лишь символическое изложение того, к чему она всю жизнь стремится (судьба Данко), и того, что она не одобряет и боится (судьба Ларры).

/ / / «Старуха Изергиль»

Все эти рассказы поведала автору старуха Изергиль на берегу моря близ Аккермана, что в Бессарабии. В то время автор помогал молдаванам собирать виноград. И вот, когда рабочие пошли к морю старуха, упрекнув рассказчика в том, что он хмурый как демон, поведала ему легенду о Ларре.

Ларра был рожден великим орлом и земной девушкой. По своей натуре он был гордым и заносчивым. К простым людям относился с презрение.

В один из дней Ларра жестоко убил девушку, только за то, что она его оттолкнула, не захотев с ним обниматься. Эта девушка было дочерью старейшины. Люди долго не могли придумать наказание для Ларры за его страшное деяние. Все наказания казались мелочными и не достаточными. Тогда люди решили спросить Ларру о причине его поступка. Из ответа стало понятно, что молодой и гордый парень считает себя лучшим во всем мире. Люди ужаснулись такому ответу. Было понятно, что Ларра сам выбрал себе наказание. Это было одиночество.

Первое время Ларра жил в свое удовольствие, наслаждаясь своим «величием» и одиночеством. Но через время он понял, на какую судьбу себя обрек. Ларра решает вернуться к людям и попросить у них смерти.

Но люди только посмеялись над ним. Ларра пытается убить себя, но не находит смерти. Он остался жить в одиночестве, ему не нашлось место среди людей, умереть он тоже не мог. Таким было его наказание за гордость.

Затем старуха Изергиль начала рассказ о своих любовных похождениях. Она даже некоторое время жила в турецком гареме. Но, как оказалось, жизнь среди женщин пришлась ей не по нраву. Изо дня в день одни женщины да пустые разговоры и сплетни. Тогда она решила сбежать от своего возлюбленного с его молодым сыном.

Затем старуха сказала, что в ее жизни было много других мужчин, что всех она любила, а после расставания ни когда больше не видела. Про одних она вспоминала с презрением, про других – с восторгом и уважением. Вот, к примеру, был у нее поляк, который отправился воевать за восставших греков. А пошел он воевать не за свой народ потому, что любил совершать подвиги.

Следующий рассказ старухи Изергиль был про Данко.

Однажды один сильный народ был оттеснен захватчиками в глубокий лес. Долгое время люди скитались по лесу. Когда их терпение кончилось, они хотели сдаться врагу. Но молодой парень по имени Данко возглавил свой народ и повел его на другую сторону леса. Путь был долгим и изнурительным. Недовольство молодым парнем росло с каждым днем. И вот в один из дней Данко обвинили в неопытности и хотели казнить. Молодой человек вскипел от ярости. Но он понимал, что люди без него не выберутся, что нужно им обязательно помочь. И тогда, Данко разорвал свою грудь и вырвал из нее пылающее сердце. Оно пылало ярче солнца и осветило людям путь. Они выбрались из лесной чащи. После этого сердце все также продолжало греть.

Возможно, испугавшись чего-то, а может быть просто так, один человек раздавил ногой пылающее сердце Данко, и оно рассыпалось на миллионы ярких искорок, которые позже угасли.