Ходе исследования были использованы следующие. Методы научного познания в дипломной работе, курсовой

Целью нашего исследования было выявить и проанализировать кинематические параметры техники выполнения прямого удара правой рукой в кикбоксинге.

Для достижения поставленной цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:

1. На основе анализов литературных источников выявить биомеханические особенности прямого правого удара;

2. Используя высокоскоростную камеру, собрать практический материал по технике выполнения прямого правого удара рукой в кикбоксинге.

3. Провести реконструкцию пространственных координат звеньев кинематической цепи.

4. Провести анализ кинематических характеристик техники выполнения прямого удара правой рукой в кикбоксинге.

прямой удар кикбоксинг единоборство

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования

1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных;

2. Видеосъемка;

3. Математическая обработка данных;

4. Биомеханический анализ видеосъемки.

Анализ литературных источников. В ходе работы нами было изучено 27 литературных источников разных авторов, специалистов разных отраслей науки. Среди них публикации в области: биомеханики, кикбоксинга и бокса. Данный анализ позволил получить наиболее полное представление об изучаемой проблеме;

Для выполнения биомеханического анализа видеоряда, нами была использована специализированная компьютерная программа биомеханического анализа с удобным графическим интерфейсом являющаяся частью биомеханического программно-аппаратного видеокомплекса;

Для кинематического анализа было выбрано 9 контрольных точек:

1. Плечевой сустав, правый;

3. Лучезапястный сустав, правый;

4. Тазобедренный сустав, правый;

5. Коленный сустав, правый;

6. Голеностопный сустав, правый;

7. Пяточный бугор, правый;

8. Плюсневая кость, правая;

9. Височная кость.

В работе применялись математические методы для нахождения пространственных координат, для нахождения точек;

Аппаратно-программный комплекс предназначен для анализа линейной и угловой кинематики движений на основе анализа различных параметров:

а) линейной кинематики: перемещения, скорости, ускорения точек и звеньев тела;

б) угловой кинематики: углы, угловые скорости, угловые ускорения, угловые синкинезии (взаимосвязь движении в различных суставах).

Организация исследования

Основная часть исследования проводилась в спортивном зале ЛГПУ. В сентябре 2009 года проводилась видеосъемка. Экспериментальная методика применялась с ноябрь 2009 г. по апрель 2010 г.

В нашем исследовании была использована отечественная разработка - программно-аппаратный комплекс Star Trace, имеющий одну высокоскоростную камеру Fastec InLine с максимальной частотой съемки до 1 000 кадр/с и позволяющий определять координаты точек в плоскости XOY в автоматизированном режиме, также использовались световозвращающие маркеры, прикрепленных к интересующим опорным точкам на теле спортсмена и тренировочные лапы. В видеосъемки принимали участие студент 5 курса 2 группы Шуляк Владимир и помощник-ассистент Агафонов Анатолий, студент 2 курса 2 группы, проводил видеосъемку Померанцев Андрей Александрович, ассистировал ему Коршиков Виктор Михайлович.

Хороший пример – написание курсовой, где также во введении приходится перечислять способы проведения исследования, которые использовались при написании научного труда.

В данной статье вы узнаете определение этого понятия, какие бывают методы научного исследования в дипломной работе, какие из них рекомендуется использовать в проектах определенных тематик, а также об особенностях каждого метода.

Что такое методы в дипломной работе

Метод исследования дипломного проекта - это использование принципов мировоззрения по отношению к процессам познания.

Если говорить проще, то методология исследования представляет собой ничто иное, как соотнесение данных исследования с другими фундаментальными науками, основной из которых является философия.

В науке используется огромное количество методов. Но нас конкретно будет интересовать лишь то, какие методы используются в дипломной работе. А все потому, что их выбор напрямую зависит от того, какие цели и задачи были поставлены в работе. Уже исходя из этого студент будет определять методы дипломного проектирования.

Несмотря на огромное количество методов в науке, каждый будет преследовать единственную цель: найти истину, правильное понимание и объяснение сложившейся ситуации, а в редких случаях – даже попытаться ее изменить.

Классификация

Методы исследования, используемые в дипломной работе, можно разделить на:

  • общие (теоретические, универсальные) методы исследования в дипломной работе;
  • частные (эмпирические или практические) методы исследования в дипломной работе.
Студент должен понимать, какой метод он выбирает и для чего. Определение методов исследования, используемых при написании дипломной работы, случайным образом недопустимо.

Давайте более подробно остановимся на каждой группе, чтобы обоснованно выбрать нужный метод для решения конкретной проблемы.

Теоретические методы

Эти методы являются универсальными и служат для систематизации фактов в научной работе.

При написании дипломной работы используют в основном следующие методы.

Анализ

Наиболее часто используемый метод, применяемый в дипломной работе.

Методы анализа в дипломной работе призваны разложить предмет или описываемое явление на признаки и свойства, чтобы изучить его более конкретно.

В качестве примера можно привести частые сравнения разных художественных стилей, автомобильных характеристик разных марок, стилей выражения мыслей писателей.

Синтез

В противоположность к предыдущему методу синтез призван соединить отдельные элементы (свойства, признаки) в единое целое для более детального изучения.

Этот метод исследования довольно тесно связан с методом анализа, так как он всегда присутствует как основной элемент, объединяющий отдельные результаты анализа.

Моделирование

При методе моделирования объект исследования, существующий в реальности, переносится в искусственно созданную модель. Делается это с целью более успешного моделирования ситуаций и получения итогов, которые трудно было бы достигнуть в действительности.

Аналогия

При аналогии производится поиск сходства предметов и явлений по определенным признакам.

Дедукция

Метод дедукции позволяет сделать выводы об определенных явления и предметах, основываясь на данных о большом количестве мелких (частных) признаков.

Индукция

В противоположность к предыдущему методу индуктивный метод побуждает рассуждать от общей картины к частным моментам.

Обобщение

Метод обобщения чем-то схож с дедукцией. Здесь также делается общий вывод о предметах или явлениях на основе многих мелких признаков.

Специалисты различают:

  • индуктивное обобщение (эмпирическое) – переход от более конкретных свойств/характеристик предмета/явления к более общим;
  • аналитическое обобщение – переход от одного мнения к другому в ходе мыслительного процесса, не применяя эмпирическую действительность.

Классификация

Метод классификации подразумевает деление предмета или явления на группы по определенным признакам.

Основная задача этого метода - структурировать, сделать информацию более четкой и понятной для усвоения.

Классифицировать можно на основе разных признаков. Например, по:

  • физическим свойствам (весу, размеру, объему);
  • материалу (пластик, дерево, металл, фарфор);
  • жанрам (скульптура, живопись, литература);
  • архитектурным стилям.

Классифицировать можно и по геополитическим факторам, хронологическим и прочим другим.

Абстрагирование

В основе этого метода лежит конкретизация какого-то отдельно взятого свойства явления или предмета, которое необходимо изучить в рамках исследования.

Суть абстрагирования заключается в том, чтобы изучить какое-то конкретное свойство изучаемого предмета или явления, не беря при этом во внимание все остальные его характеристики.

Метод абстрагирования – один из самых важных и основных методов исследования в дипломной работе гуманитарного уклона. С его помощью были отмечены незаметные с первого взгляда важнейшие закономерности в таких науках, как педагогика, психология, философия. Хороший пример абстрагирования – разделение литературы на огромное множество стилей, жанров

Формализация

Суть метода формализации заключается в передаче структуры или сущности явления или объекта в знаково модели путем использования математических схем, формул, символов.

Конкретизация

Под конкретизацией понимают детальное изучение объекта или явления в реально существующих условиях.

Аналогия

Суть метода аналогии состоит в том, что, зная определенные свойства и характеристики предмета или явления, можно провести некую грань к другому, схожему с нашим объектом исследования предметом или явлением. В результате можно прийти к определенным выводам.

Этот метод не является стопроцентно верным и не всегда дает надежные результаты. Однако в целом его эффективность довольно высокая. Чаще всего его используют в тех случаях, когда определенные предметы или явления нельзя изучить напрямую (например, при исследовании планет земной группы, при определении их свойств, условий для потенциального заселения населением Земли).

В разных науках используются совершенно разные методы исследования. Но в любой специальности и сфере наук в дипломной работе всегда будет использоваться минимум 2: синтез и аналитический метод исследования

Практические (частные) методы

В дипломной работе наравне с теоретическими методами наравне применяются практические методы, в зависимости от объекта или явления. Заключается их особенность в особом способе изучения информации, ее сбора и обработки, проведения экспериментов.

Частные методы исследования в дипломной работе используются непосредственно для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы часто помогают описать и выявить новые явления и предметы, найти закономерности или доказать гипотезы.

А теперь давайте познакомимся с наиболее популярными практическими методами при написании проекта дипломной работы.

Наблюдение

В основе метода наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования.

Сравнение

Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.

Измерение

Метод измерения достаточно точный. В его основе лежит определение числовых значений определенных показателей.

Эксперимент

Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определенных условиях.

Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся положений. Главное - чтобы во время проведения исследования присутствовали два момента: доказательность и повторяемость. Дело в том, что задача эксперимента заключается не только в наглядной демонстрации или открытия какого-то свойства, но и в способности к воспроизведению.

Отличный пример эксперимента – опыт Галилея с пушечным ядром и свинцовым шариком по установлению скорости падения

Наблюдение

Этот метод открывает любое научное познание, вот почему он ключевой при проведении любых исследований.

Суть метода наблюдения состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения или положения (реакции, свойства).

Измерение

Метод измерения является одним из самых эффективных. Речь идет о фиксации каких бы то ни было физических параметров объекта исследования (объем, рост, вес, длина и пр.) посредством единиц измерения.

Результат, полученный в ходе применения данного метода, будет фиксироваться в числовом значении.

Моделирование

В общем смысле модель – структурированный уменьшенный образ чего-то имитация одного или нескольких объектов.

Моделирование может быть:

  • предметным (при воспроизведении отдельной части объекта);
  • знаковым (при использовании формул, чертежей, схем и пр.);
  • мысленным (при проведении операций в виртуальном мире или мысленно).

Без моделирования не обойтись при разработке новейших технологий, конструировании автомобилей, сооружений и т.д.

Беседа и интервью

Суть обоих методов заключается в поиске человека, обладающего какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.

Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на четко поставленные вопросы, которые были заранее подготовлены. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не демонстрирует свое мнение.


У беседы непринужденны характер. Здесь оба участника разговора могут свободно высказывать свое мнение, задавать вопросы, пусть даже и спонтанно

Опрос и анкетирование

Данные методы также имеют много общего между собой. Суть обоих заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые следует получить ответы. Как правило, отвечающим дают на выбор несколько вариантов ответов.

Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме проведения. Опрос, как правило, может быть устным или письменным. А вот анкетирование возможно только в письменной форме или на компьютерном носителе. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.

Плюсом этих практических методов в дипломе считается большой охват аудитории. А если опрошено много человек, то и шансов получить более точные данные намного выше.

Описание

Специалисты отмечают сходство метода описания с методом наблюдения. При проведении исследования методом описания фиксируют не только поведение и явления, но внешний вид и признаки объекта изучения.

Другие частные методы

В зависимости от направленности специализации студента можно использовать следующие частные узкоспециализированные методы исследования:

  1. Экономика . Анализ: позитивный, нормативный, функциональный, статический, динамический. Экономико-математическое моделирование. Метод финансовых коэффициентов. Сценарный метод прогнозирования экономических явлений. Метод единства исторического и логического. Построение экономических гипотез. Метод «при прочих равных условиях».
  2. Педагогика/Психология . Изучение продуктов творчества учеников. Интервью. Беседа. Изучения групповой дифференциации. Включенное наблюдение. Педагогические контрольные испытания (тестирование). Анкетирование (опрос). Ранжирование. Шкалирование. Регистрация.
  3. Филология . Анализ: композиционный, дискурсный, мотивный, интертекстуальный, дистрибутивный, контекстный, семантический. Лингвистический эксперимент. Биографический метод. Контент-анализ. Лексикографическая статистика. Дифференциальный анализ оппозиций. Нарративный метод. Дихотомия. Трансформационный синтез и анализ. «Конкретное литературоведение». Семиотический метод.

Другая методология

Академик А.Я.Флиер выделял несколько иную систему методов, используемых при написании дипломных работ. По его мнению, все методы разделяются на гуманитарные и социально-научные.

Гуманитарные методологии

  • Историческая - описывает историю культуры в соответствии с принципом выстраивания линейной хронологической последовательности ее событий и явлений.
  • Герменевтическая - исследует культуру посредством раскрытия (дешифровки) изначальных смыслов культурных явлений, заложенных в них при создании.
  • Феноменологическая - трактует исторические факты культуры с точки зрения их явленности наблюдателю и ищущая в них смыслы, актуальные вне исторического контекста.
  • Историко-психологическая - изучает историческую динамику культуры с точки зрения выявления в ней устойчивых стадиальных (цивилизационных) типов социально обусловленного сознания и состояния психики.
  • Культурный символизм и постструктурализм - эклектическая методология, интерпретирующая материал в контекстуальных рамках, устанавливаемых по различным основаниям самими авторами исследований, и трактующая его как неизбежно неполный в своей символико-смысловой познаваемости.

Социально-научные методологии

  • Эволюционизм - исследование истории культуры с позиций признания ее прогрессивного развития путем поэтапного усложнения ее структур (ответвления эволюционизма;формационная теория, диффузионизм, неоэволюционизм, культурный материализм).
  • Циклические и волновые модели культурной динамики - описание культур как отдельных «самодостаточных организмов» (цивилизаций) и происходящих в них процессов как замкнутых циклов или повторяющихся волновых движений.
  • Структурный функционализм - интерпретация культурно-исторических процессов как функциональных, решающих какие-то имманентные социальные задачи по удовлетворению интересов и потребностей людей.
  • Структурализм - описание культурно-исторических объектов с точки зрения поиска в них соотношения вещественного и понятийного аспектов, анализ структуры культуры как системы знаков.
  • Пограничные методологии, определяющие новые проблемные области культурно-исторической науки, постмодернизм.

Как написать методы в дипломной работе

Отлично! Теперь мы знаем какие методы существуют. Если повезет, мы даже понимаем, какие методы нам можно использовать в нашей работе.

Стандартные речевые конструкции при формулировке методологии и методов исследования:

  • в основу настоящей работы легли положения... методологии,
  • работа основана на положениях... методологии,
  • методологическую основу/базу исследования составили положения … методологии,
  • в исследовании/ работе использованы следующие методы …, методы исследования - это … и т.д.

Далее стоит указать, какие деятели занимались изучением данной проблемы. А в истории исследования можно упомянуть исторический контекст, рассказать, что успели добавить к имеющимся данным новейшие авторы. Не забывайте об упоминании ученых в хронологическом порядке!

Есть и стандартные конструкции, используемые при описании методов исследований:

  • изучение … восходит к...,
  • в … веке … были подробно изучены и описаны …,
  • проблемами... занимались...,
  • огромный вклад в разработку проблемы... внес.../внесла работа/исследование/труд...,
  • большое значение имеют работы...,
  • работы последних лет позволяют говорить о...,
  • опыт истории … показывает, что...,
  • в настоящее время господствующей точкой зрения является …,
  • такой подход характерен для …,
  • начало изучению этого вопроса было положено трудами..., в работах...,
  • заметное место в работах … занимает положение …,
  • в числе разрабатываемых в этом русле проблем можно назвать …,
  • ……. подробно освещено в работах...,
  • связь …показана в... и т.д.

При написании заключения стоит сделать упор на описание структуры работы со следующими стандартными конструкциями:

  • все вышесказанное определило структуру работы, которая состоит из введения, … глав, заключения, списка литературы, приложения (последнее указывается, если в работе есть приложение);
  • логика, цели и задачи исследования определили структур работы, которая состоит из …;
  • во введении дается общая характеристика работы, обосновывается актуальность темы и ее социальная значимость, определяются цель, задачи, методологическая основа исследования и методы исследования, а также дается краткий обзор разработанности проблемы;
  • первая глава посвящена …,
  • во второй главе рассматривается/ говорится о…, в первой главе были рассмотрены …, вторая глава начинается с..., затем...;
  • заключение представляет собой выводы по работе/ в заключении приведены основные выводы и т.д.

Пример описания методов в дипломной работе

Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.

В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
  2. Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
  3. Экспериментальное изучение состояние разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологию выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
  4. Обработка полученных экспериментальных данных
  5. Разработка комплекса методических приемов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:

  1. Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
  2. Наблюдение.
  3. Беседа, анкетирование.
  4. Анализ продуктов деятельности детей.
  5. Изучение медико-педагогической документации.
  6. Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.

Заключение

Это далеко не все методы, которые могут быть использованы при написании научных работ. Но с самыми популярными и важными мы постарались вас ознакомить.

Выбирая методы, помните: они должны быть научно обоснованными и современными. Использование устаревших методов недопустимо. Кроме того, методы должны быть согласованы с задачами исследования, потому как для решения каждой отдельной задачи требуется определенный метод.

И совершенно нормально, что вы не знаете их все. А зачем, когда есть специальный ? Знать такие вещи - это работа специалистов. А ваша задача - получить от жизни и молодости все, что можно!

Не будет полным, если указана только актуальность, цель или задача. Во введении обязательно описывается методология курсовой . Делается это путем перечисления тех приемов, которые были использованы во время проведения исследования.

Приведем примеры того, как описывается методология курсовой работы:

  • «Для достижения цели были использованы следующие методы исследования в курсовой работе : системного анализа, теоретического обобщения, анализа и синтеза, дедуктивный».
  • «Методологической основой исследования являются методы теоретического обобщения, системного анализа, анализа и синтеза, система показателей анализа финансовой устойчивости и другие, которые были использованы для обработки информации».
  • «Исследование выполнялось с помощью общенаучных методических приемов (индукция, дедукция, синтез, анализ), экономико-статистических способов познания (анализ динамических рядов, группировка, графический). Обработка информационного обеспечения осуществлялась с использованием современных информационных программ».
    Как видите, не нужно расписывать суть или место использования каждого метода.

Рассмотрим наиболее распространенные методы исследования в курсовой работе

Методы научного познания в курсовом проекте

Традиционно, методы в научной работе делятся на

  • теоретические
  • практические (или же эмпирические)

Это не означает, что некоторые науки никогда не используют, например, практические подходы.

Наиболее часто используются теоретические методы в курсовой, пример:

  • синтез,
  • сравнение,
  • обобщение,
  • анализ научной литературы,
  • разработка классификации.
  1. Анализ. При его применении предмет разделяется на несколько частей, которые потом изучаются по отдельности. Он создает возможность для студента рассмотреть явление или процесс деятельности в разных соотношениях, при этом выделяются самые существенные свойства и связи. У студента возникает возможность благодаря своему мышлению одновременно охватить значительное количество фактов, выявить возможные взаимосвязи между ними.
  2. Синтез. Благодаря ему происходит объединение частей воедино путем понимания взаимосвязи между ними. Он дает возможность изучить объект как некое целое. Именно, используя прием синтеза, мы имеем возможность воссоздать группу предметов исследования как систему связей, взаимодействий, акцентировать внимание на наиболее существенных компонентах. По сути, это зеркальное отражение предыдущего способа познания.
  3. Индукция. При использовании этого приема из частных явлений, событий или особенностей выводятся некие общие закономерности или принципы. Он особенно эффективно используется в тех исследованиях, когда основу положен опыт, эксперимент или наблюдения, дающие возможность сбора эмпирических фактов. Изучая эти факты, исследователь устанавливает явления, которые имеют повторяющийся характер, на этом основании выстраивает индуктивное умозаключение. Таким образом, логика мышления переходит к общему от частного, активно используется обобщение.
  4. Дедукция. С помощью него частные положения выводятся из общих. Дедукция отличается от индукции противоположным движением мысли. Она основывается на общем суждении.
  5. Аналогия. При ее использовании знание о предмете или объекте получается на основании изучения его сходства с другими. Течение мысли предполагает перенос на менее изученный, но похожий, объект свойств более изученного явления. Она широко применяется в научных исследованиях благодаря своей наглядности, возможности сравнить, отобразить подобные качества.
  6. Абстрагирование. Студент словно забывает про остальные стороны изучаемого явления, сосредотачивая все свое внимание только на одной.
  7. Классификация. Очень часто существует множество разновидностей чего-либо, которые можно сгруппировать с помощью определенных признаков, то есть классифицировать.
  8. Анализ научной литературы. Чтобы получить необходимый результат, достичь поставленную цель, студент подбирает, а после внимательно изучает учебники, научные статьи, монографии, отчеты, результаты проведенных другими экспериментов.
  9. Аксиоматический метод. При его использовании часть положений являются аксиомами, а другая часть выводится логическим путем.

Однако не всякой работе достаточно только теоретических приемов. Потому чуть реже, но встречаются практические методы в курсовой работе, пример:

  1. моделирование,
  2. эксперимент,
  3. наблюдение,
  4. измерение.

  • Моделирование. Изучаемый объект для удобства заменяется моделью, которая точно отражает его характеристик. Модель строят после начального изучения, теоретического анализа и прогнозирования предполагаемых результатов. Моделирование считается достаточно эффективным способом прогнозирования влияния внешних факторов на изучаемое явление и принятия конкретных решений. Модель должна конструироваться исследователем таким образом, чтобы операции отражали основные характеристики объекта исследования (основные элементы структуры, их взаимосвязь, функциональные параметры), важные для решения цели, поставленной во введении к курсовой работе. Модель не может быть полностью адекватна объекту, эта адекватность всегда будет относительной и касаться в основном цели, поставленной студентом. Если результаты теоретического анализа основных параметров не совпадают с характеристиками реального объекта, то происходит корректировка моделей. Само определение модели указывает на то, что она является чаще всего уменьшенной, а не увеличенной копией.
  • Наблюдение. Суть наблюдения заключается в отстраненном изучении чего-либо с фиксацией изменения его состояния.
  • Эксперимент. Для подтверждения предполагаемого результата, студент доказывает его на практике. Иногда требуется воссоздать некоторые специальные условия, а иногда используют те, которые уже существуют. Часто используют специальные устройства для фиксации результатов. Примером можно считать измерение скорости после улучшения технических характеристик машины.
  • Измерение. При написании курсовых работ проводятся измерение определенных характеристик для того, чтобы наиболее полным образом можно было рассказать об изучаемом объекте.
  • Описание. По сути оно является составляющей эксперимента или наблюдения. От студента требуется лишь задокументировать увиденное.
  • Анкетирование, опрос. Иногда по теме курсовой проводится анкетирование или опрос. При анкетировании ответчик выбирает один из уже готовых ответов, при опросе дает его полностью сам. Используя анкеты или перечень вопросов, не забудьте дополнить приложения курсовой их бланками.
  • Беседа, интервью. Нужные ответы получаются при беседе на изучаемую тему. Чтобы спокойно проанализировать полученную информацию, рекомендуется записывать разговоры на диктофон или же отмечать важные моменты письменно.
    Теперь вы можете выбрать наиболее подходящие для вас способы достижения цели, поставленной во введении к курсовой работе.

Какие методы следует использовать в курсовой работе

Какая бы задача перед вами не стояла, следует выбирать наиболее подходящие пути ее решения. Не нужно отдавать предпочтение наиболее простым методам в своей работе, лучше повысить свой уровень знаний. Настоящий научный подход не бывает простым.

Однако не стоит использовать все подряд чтобы , особенно если не понимаете в чем же суть данных методов. По этой же причине нельзя указывать те методы в курсовой, которые абсолютно нигде не применялись. Если вы не сможете ответить на вопрос научного руководителя о том, как или где воспользовались именно этими методами, то существенно понизите свои шансы на отличную оценку.

Вы можете сочетать практические и теоретические методы исследования в курсовой

Пример: эксперимент совместно с изучением научной литературы.

Метод – это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата – цели исследования.

Метод представляет инструмент научного исследования, позволяющий изучить предмет дипломной работы глубоко и всесторонне, проникнуть в суть решаемой проблемы.

Традиционно методы подразделяют на теоретические, эмпирические и методы обработки и интерпретации данных (В.Н. Дружинин, 1997).

Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения, то есть используются обязательно при написании любой дипломной работы. К данным методам относятся следующие:

1. Анализ – выделение в предмете исследования составных частей и их последующее изучение. Данный метод используется при написании практически любой дипломной работы. Могут быть иные варианты его формулировки: анализ литературы; анализ нормативно-правовой документации по теме дипломной работы.

2. Синтез – соединение исследуемых свойств и признаков предмета исследования в единое целое.

3. Классификация – это метод, основанный на разгруппировании предметов по присущим им признакам. Данный метод широко используется при написании дипломных работ теоретического характера.

4. Метод обобщения – аналог метода дедукции: на основании свойств предмета делаются о нем соответствующие выводы.

5. Метод прогнозирования – выводы основываются на умозаключениях о тенденциях в развитии предмета исследования.

Также могут использоваться методы сравнения (например, эффективности различных средств ухода за тяжелобольным пациентом), конкретизации (например, роли медицинской сестры в определенном процессе), аналогии, исторические.

Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкетирование, психодиагностический метод, изучение процесса и продуктов деятельности человека, моделирование).

Упоминание данных методов необходимо в работах опытно- экспериментального и практического характера. Так, например, эксперимент предполагает, что в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. При классической форме эксперимента в ходе его проведения изменяется только одно из условий и прослеживается, повлияет ли это условие на другие параметры (например, применение новых дезинфектантов на результаты смывов, уровень внутрибольничного инфицирования). Нередко используется также метод анкетирования (сотрудников медицинских организаций, пациентов, родственников).



Из методов обработки и интерпретации данных в большинстве дипломных работ используются математические методы обработки полученных материалов (для дипломных работ опытно-экспериментального характера). Использование таких методов приводит исследователя к необходимости свои знания об изучаемом процессе переводить с уровня качественных понятий на уровень количественных – в виде чисел, схем, формул, графиков, диаграмм.

Примеры:

а) «При написании дипломной работы были использованы следующие методы научного исследования:

- сравнительный метод;

- анализ нормативно-правовой базы;

- анкетирование»;

б) «В процессе исследования использовались такие общенаучные методы как анализ и синтез, методы классификации, сравнения»;

в) «Методологическая основа исследования состояла в применении метода анализа, исторического метода и наблюдения. Так, на основе сравнительно-исторического метода проведен анализ истории развития и значимости сестринского дела в российской медицинской науке разных периодов».

Практическая значимост ь результатов исследования может заключаться в возможности:

· Решения на их основе той или иной практической проблемы конкретной лечебно-профилактической организации или системы здравоохранения в целом;

· Использования полученных данных или сформулированных рекомендаций в процессе подготовки тех или иных специалистов.

«Практическая значимость данного исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций по применению периферических внутривенных катетеров в условиях стационара и на дому».

«Практическая значимость данного исследования заключается в возможности выявления основных негативных компонентов, влияющих на качество оказания фармацевтической помощи, а результаты исследования могут быть использованы для анализа и повышения качества обслуживания населения в аптечных учреждениях» .

Теоретическая часть ВКР (дипломной работы) освещает объект и предмет исследования, историю вопроса, теоретические основы рассматриваемой проблемы с позиции современных достижений медицинской (фармацевтической) науки, различные позиции учёных, даёт критическую оценку противоречивых фактов, проводит анализ вклада отечественных и зарубежных учёных в разработку темы, отмечает уровень разработанности темы в теории и практике. Автор дипломной работы определяет своё отношение, формулирует свою позицию, обосновывает свою точку зрения, её совпадение (несовпадение) с мнением учёных.

В большинстве случаев применяется деление главы на параграфы. Теоретическая часть должна включать в себя не менее двух параграфов. Надо следить за тем, чтобы все части главы были примерно соразмерены друг к другу, как по структурному делению, так и по объему. Следует избегать слишком больших разделов – это затрудняет понимание логики изложения материала. Однако слишком короткие разделы – менее половины страницы также нецелесообразны, лучше включить их в состав другого раздела или просто исключить.

Каждый параграф теоритической части должен заканчиваться выводами, которые располагаются в последнем абзаце параграфа. Можно использовать обороты: «Таким образом …», Как видим …».

«Таким образом, содержание и тематика материалов по гигиеническому обучению и воспитанию населения определяются в соответствии с задачами и потребностями контингента, обслуживаемого лечебно-профилактическим учреждением. Для педиатрических участковых медицинских сестер это могут быть правила ухода за тяжелобольным в домашних условиях, профилактические мероприятия в очаге инфекционного заболевания, просветительная работа о необходимости профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, вакцинопрофилактики».

Стилистические требования, предъявляемые к дипломной работе, складываются из двух составляющих – требований современного русского литературного языка и требований так называемого академического этикета – научной речи. Характерной особенностью научной речи является логический способ изложения материал, научное изложение состоит из рассуждений и доказательств. При изложении научного текста также характерны: законченность и связность.

Одним из средств выражения логической связи являются функциональные связки – преимущественно вводные слова и обороты (см. приложение 2). Они могут иметь разное предназначение, могут указывать на:

Последовательность развития мысли: в начале, во-первых, прежде всего, значит, итак ;

Противоречивые отношения: однако, между тем, тем не менее ;

Причинно-следственные отношения: следовательно, поэтому, благодаря;

Переход от одной мысли к другой: прежде чем перейти к …, обратимся к…, перейдем к …, необходимо рассмотреть ….

Итог, вывод: итак, таким образом, значит, в заключение отметим, сказанное позволяет сделать вывод, подведя итоги, следует сказать… .

Недопустимо использование в дипломных работах/ дипломных проектах слов и выражений так называемого профессионального жаргона: нельзя употреблять определение «линейка» - «линейная бригада скорой медицинской помощи».

Стиль научной работы – это безличный монолог. Поэтому изложение ведется от третьего лица: «автор полагает ». Местоимение «я» не используется, пишут местоимение «мы»: «нами установлено», «мы пришли к выводу».

Начинать каждый раздел рекомендуется с вводного предложения. Например, «Рассмотрим основные проблемы терапевтического общения», «При изучении проблемы профессионального стресса выделяют следующие понятия». При этом в тексте должно быть видно, на каких авторов и на какие работы вы опираетесь. Например, «Как показано в работах А.А. Смирнова, реабилитация является…», «Проблемы стоматологической заболеваемости в раннем возрасте рассматривались в работах…», «Исследования Богданова С.Г. показали, что …».

Для расширения лексического разнообразия при анализе, сравнении точек зрения, ссылке на высказывания и идеи цитируемых авторов, а также при выражении своего отношения к ним, можно использовать следующие глаголы: анализирует, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, излагает, констатирует, отмечает, пишет, определяет, полагает, предполагает, понимает, признает, приходит к выводу, разделяет, разъясняет, рекомендует, соглашается, сообщает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет .

Чтобы продемонстрировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать, необходимо излагать часть материала в теоретической главе с использованием логических схем и сравнительных таблиц, графологических структур, рисунков, иллюстраций.

Теоретическая часть обязательно должна заканчиваться выводами . В них даются аргументированные ответы на поставленные задачи теоритической части исследования. Выделяется существенное, главное как результат теоритической исследовательской работы. В любом случае все разделы, пункты и подпункты работы должны быть соединены друг с другом последовательностью текста, без смысловых разрывов.

«Следует подчеркнуть, что

1) соотношение эффективность/безопасность является основным критерием клинико-фармакологической оценки конкретного препарата;

2) фармакоэкономический анализ позволяет получить комплексную, интегральную характеристику лекарственного средства с медико-социальной точки зрения, включая клинические, экономические и психологические аспекты;

3) при расчете издержек, учитывают прямые, непрямые и нематериальные затраты».

Объем этой главы –10-15 страниц печатного текста.

Практическая часть ВКР (дипломной работы)должна содержать результаты проведенного исследования, рассматриваемой проблемы в реальных условиях, в группе, в колледже, в стационаре, в аптеке, лаборатории (результаты анкетирования, анализа историй болезни). Таблицы, графики, рисунки, математические расчеты должны здесь демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования результатов. Это должна быть самая объемная часть работы – около 15-20 страниц.

Для повышения компактности и наглядности работы необходимо использовать таблицы, диаграммы, графики.

Практическая часть имеет следующие этапы:

- организационный этап , в котором указаны цель, задачи практической работы, план (график) проведения, обоснование выбранных методов, характеристика методов практической работы, база исследования.

Цель организационногоэтапа – оценка исходных данных решения проблемы в рамках поставленных задач дипломной работы.

- интерпретация результатов в соответствии заявленным планом исследования.

Цель этапаинтерпретации результатов – количественная и качественная обработка и анализ результатов, характеристика (описание) обозначенной проблемы.

- формирующий этап , в котором представлено описание опыта работы обучающегося, реализованного в ходе профессиональной практики по данной проблеме.

Цель формирующего этапа – представить реализованные в профессиональной деятельности результаты в виде конкретных продуктов деятельности (планы, конспекты, мероприятия, действия, опыт, рекомендации и др.).

- оценочный этап работы, в котором представляются анализ собственной профессиональной деятельности в рамках решаемой проблемы (самоанализ, анализ других субъектов исследовательской работы).

Цель оценочного этапа – количественное и качественное подтверждение результатов опытно-экспериментального исследования.

Выводы по практической части исследования представляют наибольшую ценность, отражают наиболее значимые результаты проведенной исследовательской работы

В заключение дипломной работы приводятся результаты исследования в сжатом и систематизированном виде, отмечается достижение цели, решение задач, поставленных в начале. В этой части работы важно соотнести полученные выводы с целями и задачами исследования, соединить выводы в единое целое, оценить успешность проделанной работы. Изложение должно быть четким и ясным. Рекомендуемый объем заключения – не более 3 страниц.

Можно использовать нумерацию выводов, что придает разделу большую структурированность и четкость. Желательно, чтобы в разделе «заключение» было не более 5-7 выводов, которые позволят увидеть главные достижения работы.

Необходимо отметить, что и введение, и заключение рекомендуется корректировать уже после полного завершения работы над основной частью. Объясняется это тем, что только после написания основной части автор в полной мере овладевает всем материалом по теме.

!Текст заключения не должен дублировать содержание выводов .

Рекомендации - это предложения, перечень мероприятий, рекомендаций обоснованных дипломником, о возможности практического применения полученных результатов в практическом здравоохранении, других учреждениях и о последствиях, возможных в результате реализации этих предложений, глубина проработки которых характеризует уровень подготовленности студента к самостоятельной профессиональной деятельности по специальности.

Список использованных источников и литературы - отражает список литературы, проработанный автором, независимо от того имеются ли в тексте ссылки на нее или нет. Дипломная работа должна иметь не менее 25 источников, из них 75% - последних 5 лет издания.

Приложения - представляются протоколы исследований, разработанные конспекты занятий с пациентами, медперсоналом, школьниками, студентами, родителями учащихся, методические рекомендации и дидактические материалы, нормативные документы. Приложение оформляется отдельно шрифтом 12 пт, интервалом 1. Заголовок ПРИЛОЖЕНИЯ нумеруется по порядку арабскими цифрами и даётся тематический заголовок каждого приложения.

Во введении к курсовой работе необходимо указать, какие методы студент использовал для достижения цели исследования. Проще говоря, методы – это действия, которые производил исследователь в ходе научной работы. Существуют общие и специальные (специфические) методы. Специальные методы применяются только в данной конкретной науке, например, физическое моделирование в физике. В отличие от них, общие методы используются во всех отраслях всех научных дисциплин. Общие методы, в свою очередь, подразделяются на теоретические и практические, в зависимости от характера исследования. Теоретические методы научного исследования связаны с преобладанием мыслительной деятельности, с осмыслением, систематизацией и переработкой материала.

К наиболее часто применяемым общим методам относят:

  • Анализ. Он представляет собой процесс разложения явления или предмета на составные части (его свойства, признаки и т.д.). Этот метод исследования широко применяется при написании курсовых работ;
  • Синтез является методом, противоположным анализу. В результате использования синтеза происходит соединение частей в общую систему знаний;
  • Аналогия – это метод научного исследования, основанный на сходстве объектов по некоторым признакам. С помощью аналогии можно судить о свойствах одного объекта на основании его сходства с другим;
  • Дедукция – это метод, основанный на получении общего вывода о свойствах предмета, исходя из исследования его частных признаков;
  • Индукция – это метод, противоположный дедукции, при котором рассуждение происходит от общего к частному;
  • Обобщение – метод исследования, похожий на дедукцию, при котором делается вывод об общих свойствах предмета или явления и его признаках;
  • Классификация широко применяется в научных исследованиях особенно в гуманитарных науках. Она представляет собой деление предметов или явлений на группы по какому-либо определенному признаку;
  • Моделирование – это метод, при котором исследуется не сам объект, а его заменитель – модель. Полученные при изучении свойств модели результаты переносят и на сам объект исследования.
  • Практические (эмпирические) методы связаны со сбором конкретных данных об объекте исследования и оценкой результатов. Также с помощью практического метода выявляются и описываются явления. К практическим методам относятся:
  • Наблюдение – это познавательный процесс, направленный на восприятие внешнего мира с целью получения информации о свойствах предметов и явлений. Для получения точных результатов наблюдение должно быть целенаправленным, объективным и систематичным;
  • Сравнение – один из наиболее популярных практических методов исследования. Обычно явления сравниваются по какому-либо существенному признаку, важному именно для данного исследования;
  • Измерение – наиболее точный метод познания, который заключается в определении численного значения какой-либо величины с помощью единицы измерения;
  • Эксперимент – метод, широко применяемый в науке. Он представляет собой вмешательство в естественные условия существования явлений. При этом экспериментатор, изучая определенные свойства или признаки, может контролировать ход эксперимента.
  • Описанные методы – это наиболее часто используемые, но далеко не все методы, которые применяются при написании курсовых работ.