Какое государство было эллинистическим. Образование эллинистических государств

В результате походов Александра Македонского возникла держава, охватывавшая Балканский п-ов, острова Эгейского моря. Малую Азию, Египет, всю Переднюю, южные районы Средней и часть Центральной Азии до нижнего течения Инда. Впервые в истории такая огромная территория оказалась в рамках одной политической системы. В процессе завоеваний были основаны новые города, проложены новые пути сообщений и торговли между отдаленными областями. Однако переход к мирному освоению земель произошел не сразу; в течение полувека после смерти Александра Македонского шла ожесточенная борьба между его полководцами-диадохами (преемниками), как их обычно называют,-за раздел его наследия.

В первые полтора десятилетия сохранялась фикция единства державы под номинальной властью Филиппа Арридея (323-316 гг. до н. э.) и малолетнего Александра IV (323-310? гг. до н. э.), но в действительности уже по соглашению 323 г. до н. э. власть в важнейших ее регионах оказалась в руках наиболее влиятельных и талантливых полководцев: Антипатра в Македонии и Греции, Лисимаха во Фракии, Птолемея в Египте, Антигона на юго-западе Малой Азии. Пердикке, командовавшему главными военными силами и фактическому регенту, подчинялись правители восточных сатрапий. Но попытка упрочить свое единовластие и распространить его на западные сатрапии закончилась гибелью Пердикки и положила начало войнам диадохов. В 321 г. до н. э. в Трипарадисе произошло перераспределение сатрапий и должностей: Антипатр стал регентом, и к нему в Македонию из Вавилона была перевезена царская семья, Антигон был назначен стратегом-автократом Азии, командующим всеми находившимися там войсками, и уполномочен продолжить войну с Евменом, сторонником Пердикки. В Вавилонию, утратившую значение царской резиденции, сатрапом был назначен командир гетайров Селевк.

Смерть в 319 г. до н. э. Антипатра, передавшего регентство Полиперхонту, старому, преданному царской династии полководцу, против которого выступил сын Антипатра Кассандр, поддержанный Антигоном, привела к новому усилению войн диадохов. Важным плацдармом стали Греция и Македония, где в борьбу были втянуты и царский дом, и македонская знать, и греческие полисы; в ходе ее погибли Филипп Арридей и другие члены царской семьи, а Кассандру удалось упрочить свое положение в Македонии. В Азии Антигон, одержав победу над Евменом и его союзниками, стал самым могущественным из диадохов, и сразу же против него сложилась коалиция Селевка, Птолемея, Кассандра и Лисимаха. Началась новая серия сражений на море и на суше в Сирии, Вавилонии, Малой Азии, Греции. В заключенном в 311 г. до н. э. мире хотя и фигурировало имя царя, но фактически о единстве державы уже не было речи, диадохи выступали как самостоятельные правители принадлежащих им земель. Новая фаза войны диадохов началась после умерщвления по приказу Кассандра юного Александра IV. В 306 г. до н. э.

Антигон и его сын Деметрий Полиоркет, а затем и другие диадохи присваивают себе царские титулы, тем самым признавая распад державы Александра и заявляя претензию на македонский престол. Наиболее активно стремился к нему Антигон. Военные действия развертываются в Греции, Малой Азии и Эгеиде. В сражении с объединенными силами Селевка, Лисимаха и Кассандра в 301 г. до н. э. при Ипсе Антигон потерпел поражение и погиб. Произошло новое распределение сил: наряду с царством Птолемея I (305-282 гг. до н. э.), включавшем Египет, Киренаику и Келесирию, появилось крупное царство Селевка I (311-281 гг. до н. э.), объединившее Вавилонию, восточные сатрапии и переднеазиатские владения Антигона. Лисимах расширил границы своего царства в Малой Азии, Кассандр получил признание прав на македонский престол. Однако после смерти Кассандра в 298 г. до н. э. вновь разгорелась борьба за Македонию, длившаяся более 20 лет. Поочередно ее престол занимали сыновья Кассандра, Деметрий Полиоркет, Лисимах, Птолемей Керавн, Пирр Эпирский. Помимо династических войн в начале 270-х гг. до н. э. Македония и Греция подверглись вторжению кельтов-галатов. Только в 276 г. Антигон Гонат (276-239 гг. до н. э.), сын Деметрия Полиоркета, одержавший в 277 г. победу над галатами, утвердился на македонском престоле, и при нем Македонское царство обрело политическую стабильность. Полувековой период борьбы диадохов был временем становления нового, эллинистического общества со сложной социальной структурой и новым типом государства. В деятельности диадохов, руководствовавшихся субъективными интересами, проявлялись в конечном счете объективные тенденции исторического развития Восточного Средиземноморья и Передней Азии- потребность в установлении тесных экономических связей глубинных районов с морским побережьем и связей между отдельными областями Средиземноморья-и вместе с тем тенденция сохранения этнической общности и традиционного политического и культурного единства отдельных районов, потребность в развитии городов как центров торговли и ремесла, в освоении новых земель, чтобы прокормить возросшее население, и, наконец, в культурном взаимодействии и т. д.

Несомненно, что индивидуальные особенности государственных деятелей, соперничавших в борьбе за власть, их военные и организаторские таланты или их бездарность, политическая близорукость, неукротимая энергия и неразборчивость в средствах для достижения целей, жестокость и корыстолюбие - все это осложняло ход событий, придавало ему острую драматичность, нередко отпечаток случайности. Тем не менее можно проследить общие черты политики диадохов. Каждый из них стремился объединить под своей властью внутренние и приморские области, обеспечить господство над важными путями, торговыми центрами и портами. Каждый стоял перед проблемой содержания сильной армии как реальной опоры власти. Основной костяк армии состоял из македонян и греков, входивших ранее в царское войско, и наемников, завербованных в Греции. Средства для их оплаты и содержания отчасти черпались из сокровищ, награбленных Александром или самими диадохами, но достаточно остро стоял вопрос и о сборах дани или податей с местного населения, а следовательно, об организации управления захваченными территориями и налаживании экономической жизни. Во всех областях, кроме Македонии, стояла проблема взаимоотношений с местным населением. В решении ее заметны две тенденции: сближение греко-македонской и местной знати, использование традиционных форм социальной и политической организации и более жесткая политика по отношению к коренным слоям населения как к завоеванным и полностью бесправным, а также внедрение полисного устройства.

В отношениях с дальними восточными сатрапиями диадохи придерживались сложившейся при Александре практики (возможно, восходящей к персидскому времени): власть была предоставлена местной знати на условиях признания зависимости и выплаты денежных и натуральных поставок. Одним из средств экономического и политического укрепления власти на завоеванных территориях было основание новых городов. Эту политику, начатую Александром, активно продолжали диадохи. Города основывались и как стратегические пункты, и как административные и экономические центры, получавшие статус полиса. Одни из них возводились на пустующих землях и заселялись выходцами из Греции, Македонии и иных мест, другие возникали путем добровольного или принудительного соединения в один полис двух или нескольких обедневших городов или сельских поселений, третьи-путем реорганизации восточных городов, пополненных греко-македонским населением. Характерно, что новые полисы появляются во всех областях эллинистического мира, но их число, расположение и способ возникновения отражают и специфику времени, и исторические особенности отдельных областей. В период борьбы диадохов одновременно с формированием новых, эллинистических государств шел процесс глубокого изменения материальной и духовной культуры народов Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Непрерывные войны, сопровождавшиеся крупными морскими сражениями, осадами и штурмами городов, а вместе с тем основание новых городов и крепостей выдвинули на первый план развитие военной и строительной техники. Совершенствовались и крепостные сооружения.

Новые города строились в соответствии с принципами планировки, разработанными еще в V в. до н. э. Гипподамом Милетским: с прямыми и пересекающимися под прямым углом улицами, ориентированными, если позволял рельеф местности, по странам света. К главной, самой широкой улице примыкала агора, окруженная с трех сторон общественными зданиями и торговыми портиками, поблизости от нее обычно возводились храмы и гимнасии; театры и стадионы строили за пределами жилых кварталов. Город обносили оборонительными стенами с башнями, на возвышенном и важном в стратегическом отношении участке строилась цитадель. Строительство стен, башен, храмов и других крупных сооружений требовало развития технических знаний и навыков в изготовлении механизмов для подъема и транспортировки сверхтяжелых грузов, совершенствования разного рода блоков, зубчатых передач (типа шестерен), рычагов, Новые достижения технической мысли получили отражение в специальных сочинениях по архитектуре и строительству, появившихся в конце IV-III в. до н. э. и сохранивших нам имена архитекторов и механиков того времени-Филона, Гегетора Византийского, Диада, Хария, Эпимаха.

Лекция 15. История эллинистических государств

Вопросы лекции:

1. Особенности эллинистического мира.

2. Эллинистические державы Восточного Средиземноморья.

3. Периферия эллинистического мира.

Эллинизм - период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского в 323 году до н. э. до окончательного установления римского господства на этих территориях. Последнее обычно датируется 30 годом до н. э. - подчинением Римом Египта.

I. Особенности эллинистического мира.

1. Эпоха эллинизма - время наибольшего территориального распространения античной цивилизации . Раздвинулись границы Ойкумены - известного грекам и освоенного ими мира. Взаимодействие отдельных стран и народов стало несравненно более тесным и плодотворным, чем раньше. Был освоен ряд новых торговых путей, как морских, так и сухопутных. В частности, был проложен маршрут из эллинистического Египта в Индию, проходивший по Красному и Аравийскому морям. С полуострова Индостан в Средиземноморье поступали прежде всего предметы роскоши - благовония, драгоценные камни.

Во II веке до н. э. в эллинистических государствах узнали о существовании Китая. В то время у власти в Срединной империи находилась династия Хань, в правление которой территория Китая достигла наибольших размеров. Под влияние китайских владык попала часть Средней Азии. Именно здесь произошли первые контакты китайцев с представителями эллинистических государств. Главным товаром, которым с этого времени и в течение долгих веков славился Китай, был шелк. Не случайно проторенный в эпоху эллинизма торговый маршрут к берегам Средиземного моря известен как Великий шелковый путь.

2. В эпоху эллинизма произошло объединение двух цивилизационных пространств – античного греческого и Древнего Востока. Ранее эти два «мира» развивались порознь и даже противостояли друг другу. Теперь же они вошли в единую систему государств. Бесспорно, объединение произошло насильственным путем, в результате военных походов Александра Македонского. Но это ни в коей мере не означает, что объединительные процессы не имели внутренних, объективных предпосылок.

С одной стороны, греческое общество эпохи поздней классики перерастало тесные рамки античного полиса и тяготело к более широкому объединению. С другой стороны, на Востоке, который к этому времени был уже в значительной своей части объединен под властью Ахеменидов, были накоплены огромные материальные ресурсы. Но они оставались невостребованными из за недостаточной степени хозяйственного развития и низкого уровня экономических связей между отдельными регионами.

3. Возникновение «смешанной» - антично-восточной экономики. Накануне возникновения эллинистической цивилизации существовали два феномена – «активная бедность» греков и «пассивное богатство» Востока. Д ля древневосточных обществ было характерно преобладание натурального сельского хозяйства традиционного типа при крайне незначительной роли ремесла и торговли. В греческом мире, наоборот, уже с архаической эпохи началось бурное развитие ремесленного производства и торговли. В эллинистических государствах эти две сферы хозяйствования соединились. В результате возникла «смешанная» экономика. Сельское хозяйство осталось основой хозяйственной деятельности, но над ним появилась динамичная торгово-ремесленная надстройка.

4. Соединение монархии с полисной организацией в политической жизни . На Востоке повсеместно преобладала монархия, характеризовавшаяся порой обожествлением царя и весьма значительной его властью, доходящей до абсолютной - восточная деспотия. По отношению к монарху все без исключения жители государства находились в положении подданных, полностью подчиненных воле правителя. Большую роль играл бюрократический аппарат, на который опирались цари при управлении подвластными им землями.

Греческому миру была свойственна полисная форма государственности с республиканским устройством. Гражданин полиса обладал политической и личной свободой, подчинялся лишь закону и принимал участие в управлении государством. Бюрократии практически не существовало, так как все должностные лица были выборными.

В эпоху эллинизма полисные и монархические принципы государственного устройства вступили во взаимодействие. Эллинистические государства сложились как монархии, с огромными, порой абсолютными полномочиями царя. Одновременно при них основывались полисы античного типа, которые заселялись выходцами из Эллады. Полисный статус давался иногда и некоторым из старых восточных городов.

Эллинистические полисы по-прежнему конституировались как гражданские общины с соответствующими выборными органами управления. Но в отличие от полисов предшествующих столетий они не были независимыми государствами. У них был верховный суверен – царь. Они не решали вопросы внешней политики, а гражданам доверялось лишь внутреннее самоуправление.

5. Активное развитие градостроительства . Различными греко-македонскими правителями, начиная с Александра Великого, было основано около 170 городов. Многие из них так и остались небольшими и захолустными. Но некоторые из новых городов стали крупнейшими экономическими, политическими и культурными центрами.

Процветали некоторые старинные греческие города, в особенности расположенные в Малой Азии - Милет, Эфес и другие. В то же время ряд крупных городов Балканской Греции, такие как Афины, Спарта, Фивы, начинали приходить в упадок.

6. Эллинизация - процесс приобщения местного населения к греческому образу жизни, греческим цивилизационным ценностям. Глубина и масштабы его были неодинаковы в различных регионах эллинистического мира. Наиболее интенсивная эллинизация наблюдалась в областях Восточного Средиземноморья - в Малой Азии, Сирии и Финикии, отчасти в Египте.

Но и здесь процесс затронул, как правило, города - основные места обитания греков. Сельское население, которое повсюду составляло большинство, предпочитало придерживаться догреческих традиций. Что же касается дальних регионов – Месопотамии, Ирана, Средней Азии, то, за редкими исключениями, по мере удаления от Средиземного моря греческое влияние ощущалось все менее. Кроме того, эллинизация коснулась в основном высших слоев восточного общества.

В то же время существовали регионы, в которые почти не проникло влияние Востока. Прежде всего, это территории, расположенные на Балканском полуострове (Македония, собственно Греция) и западнее его (Великая Греция).

7. Высокая мобильность населения . Особенно она характерна для греков. Решив переселиться на Восток, они зачастую начинали постоянно перемещаться из одной страны в другую. Воины, торговцы, деятели культуры могли оказаться сколь угодно далеко от родины. И повсюду они чувствовали себя в известной мере как дома, оказываясь в среде близких культурных ценностей.

Вместо множества независимых, враждующих друг с другом полисов эллинистический мир состоял из нескольких относительно стабильных крупных держав. Они образовали единое цивилизационное пространство, часто различаясь лишь правящими династиями. Элита общества состояла из греков и македонян. При этом восточные аристократы, приобщившиеся к греческому образу жизни, также воспринимались как «эллины».

Повсюду государственным языком был греческий. Господствовала греческая финансовая система, основанная на афинской драхме. Эллинистические владыки любили помещать на своих монетах изображение Александра, преемниками которого они себя считали. Единообразие монетной чеканки способствовало развитию межгосударственного денежного обращения. Человек, получив жалованье за службу одному эллинистическому царю, вполне мог тратить эти деньги во владениях другого монарха.

II. Эллинистические державы Восточного Средиземноморья.

Государство Селевкидов

Политическая история.

Селевку I Никатору удалось объединить под своей властью большую часть бывшей державы Ахеменидов. В период наивысшего могущества его владения охватывали Сирию, Финикию и Палестину, часть Малой Азии, Месопотамию, Иран, юг Средней Азии. Таким образом, царство раскинулось от восточного побережья Эгейского моря до границ Индии. «Ядром» государства была Сирия. Поэтому в источниках оно иногда именуется Сирийским царством .

Сын Селевка - Антиох I Сотер (281 - 261 годы до н. э.), одержавший победу над галатами, смог удержать власть в границах, унаследованных от отца. Но его наследник, Антиох II Теос (261 - 246 до н. э.), оказался слабым правителем. При нем отпала Бактрия , находившаяся на территории современного Афганистана.

Сирийский наместник провинции Диодот объявил себя царем (сер. 250-х гг. - 248 год до н. э.). Ему и его сыну и преемнику Диодоту II (248 - 235 гг. до н. э.) удалось отстоять независимость государства. Наибольшего могущества Греко-Бактрийское царство достигло при Деметрии I (200 - 180 гг. до н.э.). Ему даже удалось покорить значительную часть Северной Индии.

В результате возникло обширное Греко-бактрийское царство . Во второй половине II века до н.э., ослабленное внутренними конфликтами, оно подверглось нашествию индоевропейского народатохаров (кит. юэчжи ). Им удалось захватить территорию собственно Бактрии. Восточная часть державы сохранилась до 10 года н.э. как Индо-греческое царство .

Царь Менандр I (инд. Милинда), правивший в нём с 150 по 135 годы до н. э., обратился в буддизм. Роль его в распространении учения Будды оценивается в буддийской литературе так же высоко, как роль царя Ашоки. Плутарх говорит, что после смерти Менандра пепел от погребального костра распределили между многими городами, в которых были построены монументы, подобные ступам Будды.

Одновременно с Бактрией отпала область Парфия , находившаяся на территории современного Ирана. Местный селевкидский наместник Андрагор в 250 г. до н. э. провозгласил независимость сатрапии. Через несколько лет его государство подверглось нашествию племен скифского происхождения, главным из которых были парны . Вождь парнов Аршак стал основателем династии парфянских царей Аршакидов. После его гибели власть над бывшей селевкидской провинцией перешла к его младшему брату Тиридату , принявшему тронное имя Аршак II (247 - 211 гг. до н. э.). Сирийские цари после неудачной попытки восстановить свою был вынужден признать власть Аршакидов над Парфией.

Царь Парфии Митридат I (ок. 170-138/137 гг. до н. э.) отнял у Селевкидов восточные сатрапии - Персию, большую часть Месопотамии и завоевал часть Греко-Бактрийского государства вплоть до Гиндукуша. Он принял титул царя царей, провозгласив себя таким образом преемником Ахеменидов. При Митридате II (около 123-88/87 гг. до н. э.) парфяне завоевали обширные области на востоке, а также отняли у Сирии северную Месопотамию.

Цари Парфии активно вмешивались в политическую борьбу последних Селевкидов в Сирии. Им также удалось подчинить своему влиянию Армению . Впоследствии Парфянское царство стало грозным врагом Рима, нового гегемона эллинистического мира. В 227 году династия Аршакидов пала под ударами внутренних и внешних врагов. Титул «царь царей» и власть над Парфией перешла к новой, персидской династии – Сасанидов .

Поражения Сирийского царства на востоке во многом связаны с тяжелой борьбой, которую оно вело с Египтом за гегемонию в Восточном Средиземноморье. Эта борьба вылилась в серию из шести войн, вошедших в историю эллинизма под названием Сирийских. В ходе Первой Сирийской войны (274-271 гг. до н. э.) к Египту отошли территории Финикии, большая часть Анатолии и острова Киклады. Итоги Второй (ок. 260 - ок. 253 гг. до н. э.) и Третьей (246-241 гг. до н. э.) Сирийских войн также были неутешительными для Селевкидов.

Положение удалось исправить Антиоху III Великому (223–187 гг. до н. э.). В ходе Четвертой и Пятой сирийских войн он вернул почти все потерянные территории. Совершив в 212–205 гг. до н. э. военный поход на восток, он заставил Парфию и Греко-Бактрию вновь признать власть Селевкидов. Удалось отвоевать утраченные области и у Египта.

Обеспокоенный масштабами побед Антиоха III в ход событий на Востоке вмешался Рим. Разразилась война между Сирийским царством и Римской республикой (192 – 188 гг. до н.э.). Боевые действия начались с высадки сирийских войск на острове Эвбея. На сторону Антиоха перешли Этолийский и Беотийский союзы, Элея и Мессения. Римлян поддержали Ахейский союз, Македония, Афины и Фессалия. Постепенно боевые действия переместились в Малую Азию. В битве при Магнезии в Лидии (189 год до н.э.) сирийское войско было разгромлено. После этого начался упадок государства Селевкидов. Его царям пришлось отказаться от владений в Малой Азии.

В ходе Шестой Сирийской войны (170-168 до н. э.) Антиох IV Эпифан (ок. 215 - 164 гг. до н. э.) подчинил почти всю территорию Египта и осадил Александрию. Его флот захватил Кипр. В войну вновь вмешался Рим, потребовав от Антиоха IV покинуть Египет, угрожая в случае отказа войной. Сирийский царь после недолгого размышления подчинился и отказался от всех завоёванных территорий.

В 167 году до н.э. началось антисирийское восстание в Иудее, вызванное жестоким религиозным и национальным гнетом. Во главе его стали шесть братьев, сыновей священника Маттафии . По прозвищу одного из них - Иуды Маккавея (от евр. Маккаби – «Молот») восстание вошло в историю под именем Маккавейского. В результате многолетней войны иудеи восстановили свое государство, во главе которого стали цари из династии Хасмонеев (152 - 37 гг. до н. э.).

Ослабление государства Селевкидов усугублялось кровопролитной междоусобной борьбой за престол между членами правящей династии. В результате в начале I века до н. э. власть этого государства распространялось лишь на собственно Сирию.

Эллинистический Египет

Политическая история

В течение III века до н.э. Птолемеи вели активную внешнюю политику. Они стремились расширить свои владения в Малой Азии, вмешиваться в дела Балканской Греции, поставить под свой контроль острова Эгейского моря. В середине столетия владения Птолемеев включали, помимо самого Египта с примыкающими территориями (Киренаика в Северной Африке, часть Эфиопии), также Палестину, Финикию, Южную Сирию, Кипр, часть прибрежных областей Малой Азии. Под их контролем находились многие острова Эгейского моря и черноморские проливы. Таким образом, Птолемеям удалось утвердиться в ключевых в стратегическом и экономическом отношениях регионах Восточного Средиземноморья.

Особенно ожесточенной была борьба Птолемеев с Селевкидами за обладание Южной Сирией, через которую проходили важные торговые и стратегические пути. Наибольших военных успехов добился Птолемей III в период III Сирийской войны (246 - 241 гг. до н. э.). Он захватил всю Сирию и Финикию. Египетские войска даже вошли в столицу Селевкидов - Антиохию на Оронте. Вплоть до начала II века до н.э. под контролем Египта находился важный торговый путь из Индии, проходивший через Филадельфию (ныне Амман в Иордании) к Птолемаиде (Акре) и финикийскому побережью.

Переломным моментом в истории эллинистического Египта стала последняя четверть III века до н.э. Воцарение Птолемея IV в 221 году до н.э. сопровождалось борьбой в придворных кругах. В ходе IV Сирийской войны фараон столкнулся с недовольством воинов-коптов, вызванных их приниженным положением в армии. Срочно заключенный мир не изменил ситуацию.

Волнения в армии переросли в мятежи, начавшиеся в Нижнем Египте, а затем охватившие всю страну. В Фиваиде народные волнения продолжались около 20 лет. Восставшие нападали на земли греческих колонистов, выступали против представителей местной администрации и жречества. Только к 186 году до н.э. восстание было подавлено.

Воспользовавшись ослаблением Египта, Антиох IV Эпифан начал Шестую Сирийскую войну (170-168 до н. э.). В 169 году до н. э. он вторгся в Египет, захватил Мемфис. В 168 году до н. э. Антиох IV совершил второй поход, подчинил почти всю территорию Египта и осадил Александрию. Его флот захватил Кипр. Только вмешательство Рима заставило Антиоха IV уйти из Египта.

Военные неудачи, прекращение притока податей из внешних владений ухудшили внутреннее положение Египта. Страна вступила в затяжной экономический и политический кризис. Росло количество бездоходных, запущенных, земель. Ухудшается ирригационная система, происходит население почвы. Правительство пыталось увеличить доходность земель, вводя принудительную аренду. Царских земледельцев заставляли кроме своих участков обрабатывать еще и запущенные. Но земледельцы отвечали на эти меры бегством, уходили из своих деревень.

Страну лихорадила постоянная борьба за власть, доходившая до крайнего ожесточения. Примером может служить длительная борьба Птолемея VIII (145 - 116 гг. до н. э.) со своей сестрой Клеопатрой II, вдовой своего брата Птолемея VI. Убив ее сына, своего племянника, он женился на ней. Затем Птолемей VIII взял в жены её дочь от первого брака Клеопатру III. Клеопатра II, отстраненная от власти, не смирилась. Используя недовольство различных слоев населения, она начала упорную борьбу против брата. В конце концов произошло примирение.

Клеопатра II была признана царицей-сестрой наряду с царицей-женой Клеопатрой III. От имени Птолемея VIII и двух Клеопатр в 118 году до н.э. были изданы так называемые «декреты человеколюбия». В них провозглашалась амнистия всем участникам политической борьбы и борьба с злоупотреблениями чиновников. Однако эти декларации не подкреплялись реальными делами. Ситуация в стране продолжала ухудшаться. В начала I века до н.э. снова вспыхивает восстание в Фиваиде. При Птолемее XII Авлете («Флейтисте», 80 -58 гг. до н. э.) мятежи охватили сразу несколько номов.

Во внешней политике Египет постепенно терял свою самостоятельность и становился покорным слугой Рима. История последних лет существования независимого Египта связана с именем знаменитой царицы Клеопатры VII (47 - 30 до н. э.) . Она вела борьбу за престол со своим братом и мужем Птолемеем XIII (51-47 гг. до н. э.).

Клеопатру поддержал римский полководец Юлий Цезарь . Население Александрии, выступавшее против диктата Рима, подняло восстание. Всю зиму 48-47 года до н.э. римский военный отряд во главе с Цезарем выдерживал осаду в резиденции египетских царей. Когда прибыли подкрепления, Цезарь разбил восставших и армию Птолемея XIII. Клеопатра была объявлена царицей.

После смерти Цезаря Клеопатра попыталась укрепить Египет, опираясь на помощь одного из сподвижников Цезаря - правителя восточных провинций Марка Антония. Он женился на Клеопатре и передал ей и её детям часть римских владений. Вскоре Антоний потерпел поражение в борьбе за власть в Риме с Октавианом, будущим императором Августом, и покончил жизнь самоубийством. Попытки Клеопатры договориться с победителем кончились неудачей и она тоже покончила с собой. Её сын от Юлия Цезаря, Цезарион , был убит по приказу Октавиана. Египет перешел под власть Рима.

Эллинистическая Македония

Особенности монархии . Как и остальные крупнейшие эллинистические государства, Македония являлась монархией. Во главе ее после окончания войн диадохов находились потомки Антигона Гоната - династия Антигонидов .

Царская власть в Македонии не достигала такой степени абсолютизма, как в державах Птолемеев и Селевкидов. Здесь не существовало обожествления царей, не было и развитого бюрократического аппарата. Силой, традиционно ограничивавшей полновластие монарха, оставалась армия - ополчение македонских граждан, выражавшее, как считалось, волю всего народа. Собрание войска, в частности, утверждало восшествие на престол нового царя. Оно служило судебной инстанцией при разборе дел о некоторых важных государственных преступлениях.

В эпоху эллинизма Македония оказалась в весьма сложном положении. Ему приходилось соперничать с могучими, не сопоставимыми по размерам и экономическим ресурсам монархиями Птолемеев и Селевкидов. Страну ослабил отток ее лучших сил, которые в ходе походов Александра Македонского и после них устремились на восточные земли. Постоянную опасность представляли набеги северных племен. Основную массу жителей Македонии по-прежнему составляли свободные крестьяне. А потому македонские цари не имели, в отличие от эллинистических владык в Азии и Африке, такого неисчерпаемого источника доходов, как эксплуатация местного завоеванного населения.

Тем не менее, несмотря на все трудности, на протяжении первой половины эпохи эллинизма Македонии удавалось поддерживать свою высокую репутацию, на равных бороться за первенство с державами Селевкидов и Птолемеев и осуществлять гегемонию в Балканской Греции. Это оказывалось возможным благодаря выдающимся военным, административным и дипломатическим способностям большинства македонских царей. Добиваться значительных военно-политических успехов позволяли всемерная экономия материальных и денежных средств, укрепление обороноспособности страны.

Вооруженные силы были не столь велики, как у Селевкидов и Птолемеев. Однако по своей боеспособности не уступали им. Основой войска была фаланга, комплектовавшаяся из крестьян, которые призывались на военную службу только на время походов. В состоянии постоянной боеготовности находилась агема - царская гвардия. Привлекались также наемники. Среди них значительную часть составляли варвары - фракийцы, иллирийцы, галаты. Многие из них после окончания срока службы получали участки на царской земле. Наемники, как правило, охраняли границу и стояли гарнизоном в подчиненных Антигонидам греческих городах.

Цари стремились превратить Македонию в великую морскую державу. Но для государства в итоге оказалось непосильным иметь одновременно мощную армию и флот, состоявший из тяжелых боевых кораблей. Поэтому впоследствии его основу составили легкие галеры – лембы , подобные тем, которые использовали иллирийские пираты.

Экономика и города . Взойдя на престол, Антигон Гонат осуществил ряд мер для возрождения экономики страны. Он и его преемники способствовали подъему городов, переселяли население на пустующие земли, разрабатывали рудники. Города пользовались автономией во внутренних делах, но находились под контролем царской администрации. Как правило, его осуществлял представитель царя - эпистат . На территориях, не входящих в собственно Македонию, власть принадлежала стратегам , назначаемым царем.

Археологические раскопки показали, что города Македонии в это время переживают период подъема. Столица Македонии - Пелла в эллинистический период занимала площадь в 3 кв. км. С юга она была защищена крепостью, расположенной на острове посреди озера. В ней находились царская сокровищница и тюрьма. На высоком двуглавом холме располагался акрополь со старым царским дворцом и храмом Афины Алкидемы . Сам город имел регулярную планировку улиц, ориентированных по сторонам света. Важным экономическим центром страны были Фессалоники . Этот город также имел регулярную планировку.

Одной из важных отраслей экономики Македонии оставалось горное дело. Леса давали прекрасный материал для строительства кораблей. Основой хозяйства Македонии по-прежнему было сельское хозяйство. Однако оно не отличалось высокой продуктивностью. Поземельный налог давал казне всего 200 талантов. Предполагается, что цари получали в качестве налога 1/10 урожая. Цари Македонии чеканили золотую, серебряную и бронзовую монеты. Основным монетным металлом, в отличие от времени Филиппа II, было серебро.

В Македонии, как и в предшествующее время, основную массу населения составляли свободные крестьяне, владевшие собственными участками земли и объединенные, по-видимому, в общины. Города также владели приписанной им землей, которой распоряжался гражданский коллектив. На территории собственно Македонии не существовало земель, которые можно было бы определить как царский домен. Царям принадлежали только леса и недра.

Землей на присоединенных к Македонии территориях, таких как Халкидика и Пеония, распоряжался царь. Часть ее принадлежащими непосредственно монарху. Эта земля обрабатывалась крестьянами-держателями, видимо, на условиях наследственной аренды. Другая часть давалась солдатам в наследственное владение. Владелец участка нес военную службу и платил налоги. Первоначально эти участки были неотчуждаемы, но с течением времени они стали продаваться. Земли давались также в «дар» представителям знати. Ввиду недостатка собственно македонского населения участки земли с обязательством нести военную службу получали и варвары - фракийцы, поселяемые в Македонии.

Балканская Греции и Македония. Македонские цари стремились, подобно Филиппу II и Александру Великому, к гегемонии в Балканской Греции. На правах личной унии они были тагами Фессалии, в которой периодически происходили антимакедонские восстания. Полисы остальной Греции формально были свободными. Но во многих из них стояли македонские гарнизоны. Основным их опорным пунктом был Коринф – центр образованного при Филиппе II Панэллинского союза. В некоторых полисах Пелопоннеса, таких как Элида, Мегалополь и Аргос были установлены промакедонские тиранические режимы.

Основная масса греческих полисов тяготилась гегемоний Македонии и стремилась к полному освобождению от ее влияния. Эти настроения привели к так называемой Хремонидовой войне , продолжавшейся приблизительно с 267 по 262 г. до н. э. Свое название она получила по имени Хремонида, лидера антимакедонской партии в Афинах.

Инициатором войны выступил царь Египта Птолемей II, стремившийся ослабить позиции Македонии. Под его эгидой был создан союз, включивший Спарту, Ахайю и Афины. Это объединение пользовалось поддержкой всех антимакедонских сил, особенно в Пелопоннесе. Но война оказалась неудачной для греков.

Македонские отряды, занимавшие Коринф, воспрепятствовали объединению сил Афин и их пелопонесских союзников. Спартанский царь Арей погиб во время попытки прорваться через Истмийский перешеек. В конечном счете больше всего пострадали в результате поражения Афины. Город был взят македонянами. Их гарнизоны вновь были размещены в Пирее и в самих Афинах. Египетский флот был разбит македонянами у острова Кос около 261 года до н. э., после которого Птолемеи утратили свое господство в Эгейском море.

Пергамское царство

Довольно значительную роль в эллинистическом мире в III–II вв. до н. э. играло Пергамское царство. Его основатель Филетер из Тиея, сын македонянина Аттала и пафлагонки, стал родоначальником династии Атталидов . Ему удалось отстоять свое право на власть во время войн между диадохами и эпигонами и передать владения племяннику Эвмену I (263 - 241 гг. до н. э.). Новый правитель расширил свои владения. Около 261 года до н.э. Эвмен I разбил под Сардами войско сирийского царя Антиоха I, претендовавшего на земли Пергама.

Новых успехов достиг его преемник (сын двоюродного брата Эвмена и сирийской принцессы Антиохиды) Аттал I (241–197 гг. до н. э.). Он отказался выплачивать дань галатам и разгромил их под стенами Пергама. После этого Аттал принял титул Сотер – Спаситель. С 230 года до н.э. он стал именовать себя царем. В 208 году до н.э., во время Первой Македонской войны, Аттал I заключил военный союз с Римом, направившим эскадру в Эгейское море. Соединенный флот Пергама и Рима стал господствовать в регионе.

Установление дружественных отношений с Римской республикой приобрело для Пергамского царства особое значение в связи с тем, что в Малой Азии оно имело опасных противников в лице Селевкидов и Вифинского царства. Это понимал сын и преемник Аттала I Эвмен II (197–160 гг. до н. э.). Он был одним из наиболее верных союзников Рима в войне с Антиохом III. После поражения сирийского царя Аттал I с согласия римлян включил в свои владения Херсонес Фракийский, Лидию, Великую и Геллеспонтскую Фригии, часть Карии и Памфилии, ряд греческих городов Малой Азии, включая Эфес.

После победы в войне с Антиохом III римские войска не торопились уходить с полуострова. Разгром Сирии ослабил ту силу, которая сдерживала активность галатов, от которой страдали все государства региона. В 189 году до н.э. римский консул Гней Манлий Вульсон совместно с пергамским царем совершил поход вглубь территории галатов, которую римляне назвали Галлогрецией. В нескольких сражениях варвары были разбиты, потеряв десятки тысяч людей убитыми. Еще больше галатов были пленены и обращены в рабство. В итоге в начале II века до н. э. Пергамское царство стало одним из крупнейших эллинистических государств, охватившим почти всю Малую Азию.

Особенности пергамской монархии и общества. Атталиды считались «демократическими» монархами. В Пергаме не было обожествления царя и царицы. В указах цари называли себя гражданами Пергама. Бюрократический аппарат был скромным по размерам и силе влияния на общество. Пергамское войско, комплектовавшееся в основном на наемной основе, состояло не только из греков, но и из представителей местных народностей.

Пергамское общество представляло синтез греческих и восточных элементов, который был характерен для всех эллинистических государств. Однако его особенностью было преобладание греческих элементов. Это обусловило однородность и прочность пергамского общества.

Экономика . Экономическому процветанию Пергама способствовали мягкий климат, плодородные почвы и богатые пастбища, сочетание речных долин и невысоких холмов, пригодных для разведения виноградников и масличных деревьев, выгодное расположение около черноморских проливов.

Большая часть земли являлась царской собственностью. Сидевшие на ней земледельцы рассматривались как арендаторы, выплачивающие налоги и несущие повинности в пользу царской казны. Часть царских земель была уступлена в свободное владение представителям господствующей верхушки, бюрократии, высшего командного состава. На этих землях возникали крупные поместья, обрабатываемые рабским трудом. Рабы использовались также в других отраслях хозяйства.

В пергамской экономике довольно высоким был удельный вес торговли, ремесла и товарного производства. Ремесленные производства развивались на богатых запасах местного сырья: хороших сортов глины, металлов, дерева и смолы, получаемых с собственного скота кож и шерсти. Продукция ремесленных мастерских - ювелирные изделия, пергамен, писчий материал из кожи, различные виды тканей, среди которых знаменитая парча Атталидов , затканная золотыми нитями, славилась по всему Средиземноморью.

Располагая значительными излишками зерна, оливкового масла, ремесленной продукции, Пергам вел активную внешнюю торговлю, дававшую огромную прибыль. Атталиды основали не так много новых городов греческого типа. Но почти все из них стали важными торговыми центрами. Среди них следует отметить Элею - порт города Пергама, Геленополь на берегу Пропонтиды, через который шли товары в Причерноморье, Атталию в Памфилии, на южном побережье Малой Азии, соединенную сухопутной дорогой с крупнейшими центрами страны. Процветающая экономика сделала Атталидов одними из самих богатых властителей эллинистического мира. В их руках скопились огромные богатства, вызывавшие зависть не только у соседей, но и у далекого Римского государства.

Конец Пергамского царства . Эвмену II наследовал его брат Аттал II Филадельф , правивший в 159 -137 гг. до н.э. Его правление было омрачено войнами с царем Вифинии. Возобновились нашествия галатов. Еще более осложнилось положение страны при Аттале III (139–133 гг. до н. э.). Ему пришлось вести войну с коалицией малоазийских государств - Вифинии, Галатии, Каппадокии и Понта. Обострились социальные конфликты, вызванные в многом жестокостью и безрассудными действиями царя.

Перед смертью бездетный Аттал III завещал свое царство Римской республике. Вместо него была основана римская провинция Азия . Она включала исторические области Мизия, Лидия, Кария и Фригия. Ликвидация царства вызвала мощный взрыв народного возмущения. Оно вылилось в восстание, во главе которого встал Аристоник - побочный сын Аттала II. Через несколько лет это выступление было подавлено римскими войсками. Аристоник попал в плен и был задушен в римской тюрьме.

Родос.

Остров Родос был населён ещё с неолита. В XVI веке до н. э. входил в состав минойской державы, в XV веке до н. э. находился под контролем микенцев с Пелопоннеса. В VIII веке до н. э. на острове появляются поселения дорийцев. Был оккупирован персами, но освобождён афинянами в 478 году до н. э. В 408 году до н. э. три дорийских полиса - Линдос (Линд), Иалисос и Камирос , расположенных на острове, объединились в один.

Столица государства - город Родос был отстроен архитектором Гипподамом с регулярной планировкой. Он располагался вокруг круглой бухты, «как театр вокруг орхестры». Родос имел два порта -торговый и военный. Последний охранялся тщательно, поскольку родосцы стремились сохранять в тайне ряд усовершенствований, сделанных ими на военных кораблях.

После распада державы Александра Македонского на Родосе было сильно вляение Птолемея I. Он заключил с полисом союз, контролирующий торговлю в восточном Средиземноморье. Начался расцвет государства. В это время в его состав входил не только остров, но и территории в Малой Азии. Страбон писал о Родосе: «В отношении гаваней, дорог, стен и прочих сооружений он настолько выгодно отличается от всех прочих городов, что я не могу назвать другого приблизительно равного или тем более несколько лучше его».

Политический строй Родоса был олигархическим. Однако огромные богатства, находившиеся в распоряжении полисной верхушки, позволяли ей подкупать демос, так что, по словам Страбона, «не только бедняки получают свое пропитание, но и у города нет недостатка в полезных людях, в особенности для пополнения флота».

Процветание Родоса во многом объяснялось его выгодным географическим положением на морских путях, ведущих из Греции и Западного Средиземноморья к новым городам центрам, возникшим на Востоке в эллинистическую эпоху. Огромные масштабы морской торговли подтверждаются находками сотен тысяч родосских амфорных клейм во всех частях античного мира - от Суз на востоке до Карфагена на западе, от Боспора на севере до Египта на юге. Родосцы торговали главным образом зерном, чаще всего египетского происхождения, вином и оливковым маслом. Судя по данным эпиграфики, на острове были большие оружейные мастерские, продукция которых шла на экспорт.

Во многих приморских городах находились конторы родосских трапедзитов, ссужавших деньги для морской торговли под умеренные проценты. Беспощадную борьбу вел Родос против пиратов. Его военный флот был одним из сильнейших в Средиземноморье. После 250 г. до н. э., когда ослабла мощь державы Птолемеев, именно родосский флот обеспечивал свободу мореплавания в Восточном Средиземноморье. На Родосе было создано специальное «морское право», которое благодаря римлянам и византийцам дожило до настоящего времени.

После смерти Александра началась борьба за его наследие между полководцами и родственниками царя. Распад державы был неизбежен. Слишком велики были завоеванные земли. Александр даже не восстановил порядок уп­равления, который существовал при персах.

Не были прочными и государства, созданные полководцами Александра. Тем не менее некоторые из них просуществовали до­вольно долго. Их называют эллинистическими царствами. В этих царствах жили и греки с македонцами, и многочисленные мест­ные народы. 15 эллинистических государствах возникла очень инте­ресная культура, сочетающая греческие и восточные черты.

Египет был одним из первых обособившихся владений Алек­сандра Македонского. Его сатрапом с 323 г. до н.э. стал македон­ский полководец Птолемей Лаг. В 305 г. до н.э. он провозгласил себя царем. Все последующие египетские пари тоже носили имя Птолемей. Птолемей I захватил также Палестину и часть Сирии, его сын Птолемей II продолжил завоевания и присоединил об­ширные территории в Малой Азии. Птолемей I расширил и ук­расил основанный Александром Македонским город Александ­рию, ставшую столицей царства Птолемеев. Высшие государствен­ные должности занимали греки, но привлекались на службу и египтяне.

Самое большое эллинистическое царство основал полководец Александра Македонского Селевк. Государство Селевкидов вклю­чало Иран. Месопотамию. Сирию, часть Малой Азии и Индии. Правда, индийские владения были быстро потеряны. Царство Селенкнлов было очень воинственным.

Древний Рим

Царский Рим. Легенды связывают основание Рима с беглецами из взятой греками-ахейцами Троп. Знатный троянец Эней после падения города долго странствовал, затем высадился в устье Тиб­ра и стал царем латинян - народа, в котором соединились троян­цы и местные жители. Потомок Энея Ромул основал в 754 - 753 гг. до н.э. город Рим и стал его первым царем. При нем население Рима состояло из его спутников - молодых мужчин. Хитростью они похитили девушек племени сабинян. Похищенные женщины примирили своих отцов и мужей. Римляне и сабиняне объедини­лись в единую общину.

После Ромула в Риме правило еще шесть царей. Сабинянин Нума Помпилий царствовал 43 года и прославился миролюбием. Зато его преемники Тулл Гостил ни и Анк Марций повели на­ступление на соседние земли. Следующий царь Тарквиний Древ­ний был этруском. При нем Рим значительно вырос.

Для принятия важных решений цари собирали народное со­брание. Оно избирало царя, принимало закон о наделении его империей (властью), Решения народного собрания утверждал сенат (совет старейшин). Потомки первых членов римской общины

именовались патрициями (от лат. раtсr - «отец»). Это была римская -аристократия. Плебеи поселились в Риме позже патрициев и первоначально не входили в состав общины, не участвовали в народном собрании и не обладали правом на землю. Шестой царь Рима этруск Сервий Туллий включил плебеев о состав римской общины. Они должны были служить в войске. Но права участво­вать в народном собрании и других нрав они так и не подучили. Седьмой царь Тарквиний, прославившийся своей жестокостью, был свергнут в 510 г. до н.э.

Эллинистические государства

Обширная монархия Александра была непрочным и временным объединением. После длительной борьбы за власть между преемниками Александра его монархия распалась, и на развалинах ее возникли новые царства, во главе которых стали полководцы Александра: в Египте - Птолемей, в Сирии - Селевк, в Македонии - Антипатр. Кроме этих основных государств в Малой Азии возникали монархии Пергам, Понтийское царство, Вифиния и др., а к востоку от Двуречья - Парфия и Бактрия. Города Греции находились в состоянии упадка, обескровленные долгими войнами и отливом масс городского населения на восток.

Этот период в античной истории называется эллинистическим. Термин «эллинизм», по мнению некоторых ученых, обозначает только проникновение греков и греческой культуры на Восток путем основания многочисленных городов и распространения греческих форм эксплуатации местного населения. Советские ученые, обычно, сохраняя этот условный термин, вкладывают в него другое содержание. Они полагают, что со времени завоеваний Александра и особенно после них начинается новый период развития рабовладельческой формации, отличающий его от прежних греческих форм рабовладения и эксплуатации. Этот период характерен, органическим сочетанием восточных и греческих форм эксплуатации, с преобладанием восточных форм в эксплуатации земледельческого населения, и греческих - в городах. Кроме того, в отличие от предшествующего времени, города становятся центрами товарного производства и основной опорой эллинистических монархов.

333

Наиболее характерными чертами новых государственных образований являются монопольная собственность государства на землю и резкое разделение всего населения государства на население городское и сельское. Верховными собственниками земли были цари, уступавшие, путем ли временной передачи во владение или путем подарков и продажи, часть государственных Земель храмам, городам, чиновникам, полководцам и солдатам, которых они привлекали на службу, предоставляя им места для поселений и наделяя их участками земли.

Города стали теперь опорой царей как центры развития денежного хозяйства, товарного производства, ремесла и землевладения. Гражданские права продавались и покупались. Гражданином полиса мог стать любой человек, независимо от его происхождения. В то же время люди, потерявшие землю и оставшиеся без средств к жизни, лишались гражданских прав. Таким образом, городские общины объединены теперь не только по этническому и политическому, но и по классовому признаку. Во главе их стоят «рекомендованные» царем должностные лица и городской совет, членами которого были богатые граждане. Народное собрание теряет свое значение: оно лишь выслушивает и утверждает решения магистратов и совета. Землевладельческо-торговая знать городов заинтересована в поддержке царской власти, ибо монархия обеспечивала им защиту границ, предоставляя одновременно большие возможности к развитию ремесла и торговли на обширных территориях государства.

Из городов, основанных Александром, особенно большое развитие получила Александрия при Египте. Вскоре после смерти Александра Александрия оказалась столицей царства одного из его полководцев Птолемея. При династии Птолемеев Александрия превратилась в один из наиболее благоустроенных городов мира. Ее жители гордились прекрасной планировкой улиц, из которых главная, как утверждали, тянулась на 8 км. и достигала 35 м. ширины. Самые многолюдные улицы обсаживались деревьями, дающими прохладу в знойные дни. На острове Фарос, защищавшем входы в две морские гавани Александрии, был построен большой маяк в виде башни в три этажа, достигавший 120 м. высоты. Постройка этой башни по-праву считалась замечательным достижением строительного искусства, и Александрийский маяк был причислен к одному из семи чудес античного мира. Маяк простоял до XIII в 1 . Сам город славился садами и царскими дворцами. На территории дворца, занимавшего значительную часть города, находился знаменитый Александрийский музей с величайшей библиотекой мира, насчитывавшей более 700 000 древних рукописей. «Мусейон», т. е.

1 От маяка, стоявшего на о. Фарос, произошло слово «фары», известное каждому, видевшему автомобиль.
334

здание, посвященное музам, был одновременно и центром научных и литературных работ ученых и поэтов, собиравшихся сюда из разных концов греческого мира, и святилищем. В нем были залы для работы, лаборатории, столовая и квартиры ученых, содержавшихся за счет государства. К Музею примыкали ботанический и зоологический сад. Ученый, управляющий библиотекой, был одновременно и воспитателем царских детей.

На протяжении ряда столетий этот город был центром наук, особенно медицины, точных наук и филологии.

Основание новых городов и реконструкция старых были тесно связаны с развитием строительного искусства. Развивается архитектура и мастерство планировки больших городов, насчитывавших до 500-600 тысяч населения, как например Александрия, Пергам (ныне - Бергама в Турции), Антиохия и многие другие города Азии и Африки. Новые города отнюдь не напоминали старые Афины с узкими и кривыми улицами и с агорой неправильной формы. Улицы новых городов шли параллельно друг другу, пересекаясь под прямым углом, а это требовало работы геометров. В центре города была расположена агора правильной четырехугольной формы, обрамленная портиками с выходящими по фасаду красивыми колоннадами. Агора перестала быть рынком, теперь она - место для прогулок и отдыха, а также для народных собраний. На агоре обычно находилось и здание городского совета. Скульптуры, статуи и посвятительные памятники украшали площадь. Кроме того, создавались площади для продажи товаров и особые рынки для торговли скоропортящимися товарами. Для этого на таком рынке ставились столы со слегка наклонной поверхностью, удобной как для стока воды, так и для уборки столов. Здесь же находились и специальные подвалы для хранения продуктов. Площади изобиловали водой, наполнявшей крытые бассейны и бьющей из красиво оформленных фонтанов.

Кроме Александрии, одним из красивейших городов был Пергам. Он был построен красивыми террасами, поднимавшимися параллельными рядами к вершине холма - акрополю города. На верхних террасах располагались гимнасий, святилища и храмы, а на вершине холма - дворцовые постройки, храмы и библиотеки. Прекрасный скульптурный фриз, украшавший алтарь Зевса, со сценами борьбы богов и титанов, найденный в Пергаме, принадлежит к величайшим произведениям античного искусства. Этот памятник ярко описан И. С. Тургеневым 1 . Как и другие эллинистические города, Пергам имел водопровод и хорошую канализацию. Государство наблюдало за правильной постройкой домов и за чистотой как государственных, так и частных водоемов.

1 См. И. С. Тургенев, Пергамские раскопки, Соч., т. XI, 1957, стр. 397-402.
335

В период эллинизма наблюдается довольно быстрое развитие производительных сил в ремесле и особенно в строительстве и военном деле. В горном деле стали применяться водоподъемные приспособления. Изобретение винтовых водоотливных машин приписывается Архимеду («Архимедов винт»); однако подобные механизмы с давних пор применялись в Египте для орошения. Вероятнее всего, Архимед лишь усовершенствовал эти механизмы. Были усовершенствованы различные металлургические процессы (амальгамация золота, получение многих сортов стали, новые способы получения бронзы и т. д.). Имеются сведения о знакомстве греков в этот период с минеральным углем (вероятно, бурым).

Строительство в городах показывает высокий уровень развития архитектуры; даже руины храмов, дворцов, гимнасиев свидетельствуют о высоком мастерстве неведомых зодчих и тяжелом труде мастеровых и рабов. Зодчие широко использовали мозаику как широко распространенный элемент отделки зданий; стены дворцов и частных домов покрывались изысканными фресками.

Стекло, известное еще в Египте, получило теперь широкое распространение. Мастера изготовляли мозаичное, двухцветное, гравированное, золоченое, молочное и расписное стекло. Стеклянные вазы этого времени украшают витрины наших музеев.

Большой прогресс наблюдается и в гончарном производстве. Рельефные сосуды получили теперь всеобщее распространение. Упрощение производственного процесса позволило перейти к их серийному изготовлению. Открытием гончаров Александрии была свинцовая глазурь различного цвета, которая придавала прочность глиняной посуде.

Значительный прогресс наблюдается в текстильном производстве. Широко применяются горизонтальные ткацкие станки с 3-4 ремизами; в городах изготовлялись сложные узорные ткани, золототканные материи, ковры. Папирус в качестве писчего материала распространяется почти^ по всему эллинистическому миру.

Высокого развития достигает военная техника, оборудование морских гаваней, строительство военного флота разных типов и кораблей разного назначения. Были усовершенствованы старые и созданы новые осадные приспособления и военные машины - баллисты, катапульты, онагры и др., потребовавшие введения в состав войска специалистов-инженеров. При дворе сирийских царей существовала и должность главного физика.

Четыре чуда света из семи чудес, которыми гордился древний мир, были созданы в период эллинизма: храм Артемиды Эфесской, маяк в Александрии, гигантская статуя Гелиоса, стоявшая у входа в родосскую гавань и надгробный памятник царю Мавсолу в Галикарнассе (отсюда слово - мавзолей) 1 .

1 Три остальных чуда света созданы были в доэллинистическое время, это - египетские пирамиды, висячие сады царицы Семирамиды в Вавилоне и статуя Зевса в Олимпии работы Фидия.
336

Основой хозяйства эллинистических государств было землевладение. Вся земля, обработанная и необработанная, пастбища, леса и рудники признавались по-праву завоевания собственностью царя. Это было возможно, потому что основная масса земледельческого населения восточных государств не знала развитой частной собственности на землю. Земледельцы жили общинами, издавна обрабатывая землю царей, предоставленную им за поставку царям определенной доли урожая. Эта система была сохранена и в эллинистических государствах. Все земледельцы Египта и монархии Селевкидов стали «царскими крестьянами» или «царским людом» и на правах арендаторов должны были обрабатывать предоставленные им земли за установленную царями долю урожая (обычно за половину урожая). Взаимоотношения «царских крестьян» с новой властью изменились лишь политически, экономическая же основа их производства осталась прежней. Энгельс указывал, что на завоеванных землях, в случае господства деревни, слагаются крепостные отношения, при господстве городов - рабовладельческие 1 . Города, особенно в районах, не объединенных, подобно Египту, единством ирригационной системы, господствовали над сельскими территориями. Основание городов царями и их опора на старые городские центры связана с политикой укрепления рабовладельческих отношений и приемов эксплуатации подвластного земледельческого населения. Крупное землевладение знати городов было опорой царя при эксплуатации земледельческих общин. Самая форма общин была удобна для осуществления контроля над ними в целях планомерного поступления налогов и обработки всей земли общинников, так как ответственность за это возлагалась не на отдельных земледельцев, а на общину в целом.

В этот период не только морские, но еще в большей степени сухопутные торговые пути охватывали огромные территории: от Средиземного моря через Евфрат - до Китая и Индии, от Северного Причерноморья - до Аральского моря и Алтая. Из Египта торговые пути шли на восток через Аравийский полуостров - в Индию, на юг - в богатую золотом и слоновой костью Нубию, на запад в Киренаику и Карфаген, а оттуда- в Испанию и к Британским островам. Границы эллинистического мира раздвинулись. Купцы достигали границ океанов на востоке и западе. Совершались морские походы в неизведанные земли, вплоть до северных берегов Европы. Капитаны кораблей пользовались морскими картами; увеличилась грузоподъемность торговых кораблей.

Особенно большие прибыли приносила торговля с отдаленными районами, где было возможно обменивать с огромным барышом изделия ремесла на дорогие товары и предметы роскоши. Обладание торговыми путями означало политическое господство и над приле-

1 Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1953, стр. 331.
337

гавшими к ним территориями, поэтому между отдельными государствами шла упорная борьба за господство над этими путями и особенно над выходами к морю.

Параллельно с торговлей шло и развитие ремесла. Сбыт ремесленных изделий на обширных рынках предоставлял большие возможности личного обогащения. Кроме частных мастерских с большим количеством рабов, возникают царские и храмовые мастерские, в которых работают «царские» и «храмовые» рабы.

В то время как города были центрами денежного обмена на внешних рынках, внутри страны преобладал натуральный обмен и все налоги с крестьян взимались натурой.

Развитие торговли и расширение рынкЬв открывали купцам огромные возможности для приобретения рабов. Спрос на рабов чрезвычайно возрос в связи с широким применением их труда в мастерских, на рудниках, в сельских поместьях, храмовых хозяйствах и на землях городов. И все же, даже при наличии рабских рынков, на территории Египта и в монархии Селевкидов происходила охота на людей, насильственно превращаемых в рабов. Роль рабского труда была велика в рудниках и каменоломнях. Эксплуатация рабов достигала здесь самых бесчеловечных форм, вызывая большую смертность и быструю инвалидность; поэтому восстания в рудниках были особенно частыми, хотя и подавлялись с большой жестокостью.

Эллинистическая культура

Экономические и социальные изменения в жизни как отдельных людей, так и целых государств, в этот период оказали огромное влияние на характер культуры и ее развитие. С кризисом старой полисной системы развивается кризис полисной идеологии; становится характерным индивидуализм и стремление чувствовать себя гражданином не только своего города, но и огромного государства и даже государств, поскольку везде у трона царей стояли греки и македоняне, а греческий язык везде был государственным языком. Наряду с индивидуализмом развивается и космополитизм как неизбежное следствие развития наемничества и классово-привилегированного положения людей, воспитанных на греческой культуре. Космополитизм того времени был классовой идеологией рабовладельцев, идеологией, оторванной от народа и противопоставленной ему, как идеология политически господствующей верхушки неполноправным и угнетаемым массам производительного населения, чуждого грекам по происхождению, по культуре и языку. Таким образом, основным и характерным признаком эллинистической культуры является ее антинародный классовый характер, который неразрывно связан с интересами господства и подчинения.

Именно поэтому так ограничено и бедно развитие литературы, поэзии и красноречия. Политическая жизнь более не интересует поэтов, а если они и обращаются к политическим темам, то только для прославления монархической

338

власти, царя и членов его фамилии. Литературные произведения этого времени, несмотря на наличие ряда даровитых поэтов, никогда не достигают совершенства великих художников слова Греции V в. до н. э. Театр представлен бытовой комедией, а проза - новым литературным жанром, эллинистическим романом. Процесс вырождения литературы и симптомы растущего пессимизма становятся все более заметными, начиная с середины III в. до н. э. Философские школы этого времени также отмечены реакционным аристократическим характером. Призывая искать счастья путем самосовершенствования, они предлагали лишь отказаться от желаний и спокойно переносить страдания как личные, так и своих близких. Единственной школой; продолжавшей материалистическую философию Демокрита, была школа философа Эпикура, который также развивал учение о вечности и неизменности материи. Важным научным открытием Эпикура было утверждение, что материя и движение неотделимы друг от друга. Эпикур учил, как и Демокрит, что атомы лежат в основе мира. Но в отличие от своего предшественника, он полагал, что атомы движутся не по прямым, а по кривым линиям и при столкновении образуют тела, характеризующиеся новыми качествами. Будучи материалистом, Эпикур проповедывал атеизм и впервые, по замечанию Маркса, стал открыто нападать на религию; поэтому Маркс и считал Эпикура одним из величайших греческих просветителей. Однако Эпикур и его последователи сторонились политической борьбы и полагали, что говорить о своем учении можно только среди друзей, среди единомышленников. Таким образом, и эта школа сохраняла свой аристократически замкнутый характер.

Гораздо большей популярностью в то время пользовалось учение идеалистической школы стоиков, получивших название от «стой»-крытого портика, где в Афинах учил мудрости основатель школы Зенон. Позднее христианство заимствовало у стоиков учение о добродетели, под которой понималось соединение разума, мужества, самообладания и справедливости, так же как и учение о природном равенстве людей.

Стоики учили, что человек должен на земле выполнять свой общественный долг, не сторонясь людей, и относиться с состраданием к рабам. Рабство они определяли как «пожизненную наемную работу». Долг мудреца, учили стоики, состоит в том, чтобы помогать царям разумно управлять подданными, а если правитель плох, то помочь народу избавиться от него, заменив его разумным правителем. Поэтому стоики принимали участие в политических движениях. Однако идеальное государство стоиков по-прежнему покоилось на рабстве.

В исторической науке того времени большое место отводилось истории Филиппа и Александра. Для большинства историков было характерно выдвижение на первый план сильной личности, противопоставленной политически пассивной и покорной массе. Наряду с этим у ряда писателей возникает интерес к истории отдельных

339

стран, в частности к истории Аттики, Спарты, к истории Египта, Вавилонии, Индии и Сицилии. Эти работы представляют большой научный интерес, хотя до нас дошли лишь фрагменты этой большой литературы или ее пересказы.

Наибольшего расцвета в IV-III вв. до н. э. достигают точные науки.

Центрами культуры в это время были крупные города, особенно Александрия, Пергам и Родос; из старых городов Афины также сохранили свое культурное значение как центр фило--софии.

Расширение географических границ эллинистического мира привели к высокому развитию географии и ботаники. Учеными Александрии проводилась большая работа по точному определению расположения отдельных стран и городов на картах, впервые вводятся в науку такие понятия как меридиан и параллель. Наиболее известным географом того времени был Эратосфен, составивший географическую карту земли, попытавшийся вычислить окружность Земли 1 и описание ее формы. В это же время жил и работал ученик Аристотеля Феофраст, слывший, вплоть до XV в. н. э., самым выдающимся ботаником, да и в XV в. ботаника начала свое развитие с изучения работ Феофраста, впервые переведенных тогда на европейские языки. Феофраст положил начало научному изучению анатомии, морфологии, систематики и даже физиологии растений. Он уже знал, что растения питаются при помощи листьев, отличал в стебле древесину и сердцевину от коры и находил в растительных органах такие же жилы, какие замечаются у животных. Но труд его не получил дальнейшего развития ни при эллинистических царях, ни при римлянах, так как в то время в изучении ботаники преобладали практические интересы. Ботаника оставалась наукой о лекарственных и ядовитых растениях.

Большие успехи в медицине связаны с работой александрийских врачей, которые стали впервые применять при занятиях анатомией вивисекцию. Для этого цари Египта предоставляли им людей, осужденных на смертную казнь. Специальному изучению подвергались внутренние органы человека, нервная система и мозг, уже тогда считавшийся центром умственной деятельности.

Большой прогресс наблюдался и в развитии математических наук. Работа александрийского ученого Евклида «Элементы геометрии» (куда входили тогда и элементы алгебры) оставалась настольной книгой не только у римлян, но позже и у арабов и у европейских ученых. Ряд положений этой книги сохранил значение и в наше время. Крупнейшим математиком был Архимед из Сиракуз (III в. до н. э.). Простой и неполный перечень проблем, которыми занимался Архимед, показывает широту и глубину его научных ин-

1 Принцип вычисления окружности Земли у Эратосфена был строго научным и полученная им величина окружности нашей планеты близка к современным данным.
340

тересов: отношение диаметра круга к его окружности, изобретение научной терминологии для обозначения любых цифр, исчисление бесконечно-малых, занятия гидростатикой, впервые в его работах получившей научное обоснование. В механике Архимед сделал много открытий: изобрел лебедку для перемещения тяжестей, сконструировал ряд военных машин. Фактически он был творцом научной механики.

Его трагическая смерть при взятии римлянами Сиракуз покрыла позором имя римлян. Поэтому они позже сочинили легенду об ученом-чудаке, убитом будто бы случайно и по его собственной вине.

В области астрономии Аристарх Самосский высказал гениальную догадку о том, что Земля вместе с другими планетами вращается вокруг неподвижного Солнца, в 300 раз превышающего размеры земли. Однако обосновать свою научную догадку он в то время, конечно, не мог. Широкое распространение получила разработанная тогда крупным астрономом Гиппархом из Никеи геоцентрическая система, которая господствовала в науке вплоть до Коперника.

Замечательным открытием Гиппарха было точно вычисленное им предварение (прецессия) равноденствий. Гиппарху принадлежит и составление первого звездного каталога, в котором были определены более 1000 звезд.

Расцвет эллинистической науки и техники не был продолжителен. Во II в. до н. э. начинается упадок науки и научной мысли и одновременно распространение астрологии, магии и всевозможных грубых суеверий. В литературе, философии усиливаются мрачные тона и рост пессимизма. Развивается детерминизм, т. е. полное отрицание свободы человеческой воли. Упадок творческой мысли, науки и литературы сопровождался усилением роли религии, особенно ростом влияния восточных культов. Цари проводили политику религиозного синкретизма - смешения религиозных верований и культов,- пытаясь таким образом объединить греческое и восточное население городов. Они устанавливали официальный культ царей, который, однако, привился лишь в городах. Местное земледельческое население оставалось верным своим религиозным культам, обрядам, своему языку и своей местной культуре.

Развитие точных наук также было кратковременным. Оно было вызвано знакомством с наукой и техникой восточных стран, с широкими возможностями опытных наблюдений, с практическими задачами, поставленными перед учеными, и одновременно это было подведением итогов знаниям, накопленным в предшествующих периодах. Но наука, оторванная от философской основы, неизбежно вела к эмпиризму, к отказу от теоретических изысканий, к узкому практицизму. Об этом ясно свидетельствуют примеры судьбы трудов Архимеда и Феофраста, не нашедшие достойных продолжателей ни в эллинистический, ни в римский период.

341

Заключение

Развитие науки могло быть длительным процессом только при условии привлечения к ней заинтересованного в ее развитии народа. Этого как раз не было и не могло быть в эллинистических государствах, основанных на подавлении и эксплуатации не только рабов, но и широчайших слоев сельского и городского населения, занимавшегося производительным трудом. Перед нами предстает верхушка общества, зараженная космополитизмом, потерявшая родину, так как она не была связана ни этнически, ни исторически, ни культурно с народом, которым она управляла, охваченная чувством нараставшего пессимизма, отчаяния и обреченности. Вырождение ее классово ограниченной культуры было закономерным процессом. Система эллинистических государств, основанная на рабовладельческих монополиях, т. е. на прямом принуждении трудящихся масс, экономически мало заинтересованных или совсем не заинтересованных в техническом развитии своего производства, не могла долго развиваться. Всякая монополия, как отмечал В. И. Ленин, имеет тенденции к быстрому загниванию.

В то же время среди народов, подвластных эллинистическим правителям, медленно, но неуклонно происходило развитие их местной народной культуры, росло самосознание, приобретаемое в классовой борьбе, крепло чувство родины и патриотизма. Вот почему в эллинистический период, кроме борьбы рабов и борьбы земледельцев, направлявших свою ненависть прежде всего на города, развивается и борьба народностей за свое освобождение, за право на самостоятельное политическое и экономическое развитие.

Неслучайно поэтому процесс завоевания римлянами эллинистических государств был быстрым. Народ, ненавидя своих правителей, не поддерживал их во время войны, рассматривая любую войну как средство избавления от ненавистного ига. Однако новое иго, наложенное на древние народы Римом, принесло им новые страдания, слезы и кровь.

Подготовлено по изданию:

Колобова К.М., Глускина Л.М.
Очерки истории Древней Греции. Пособие для учителя. Л., 1958.