Компьютерные игры в жизни людей. Роль компьютерных игр в развитии человека

Актуальность.

Нам и нашим одноклассникам нравится играть в компьютерные игры. Но дома от мам, в школе на переменах от Елены Александровны мы слышим: «Не сиди долго у компьютера, не играйте в телефоны и игровые приставки, это вредно!». Нам стало интересно, правда ли компьютерные игры так вредны?

Мы считаем, что выбранная нами тема важна, так как большинство моих одноклассников проводит много времени за компьютерной игрой.

Мы выдвинули две гипотезы :

играть в компьютерные игры - вредно,

играть в компьютерные игры - полезно.

Цель нашего исследования - выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на младших школьников.

Объектом исследования являются компьютерные игры.

Предметом исследования — влияние компьютерных игр на младших школьников.

Задачи нашего исследования:

Выяснить, в какие игры играют наши одноклассники, как много времени проводят за игрой.

Выяснить, чем полезны и вредны для детей компьютерные игры.

Узнать, какие правила нужно соблюдать при игре на компьютере.

Выяснить, как выбирать игры с пользой для себя.

Методы исследования:

сбор информации,

анкетирование одноклассников и их родителей,

акция-эксперимент «Один день без компьютерной игры»,

консультация у специалистов: школьного медицинского работника, учителя информатики,

анализ результатов.

Практическая часть

Сбор информации

Чтобы ответить на поставленные вопросы, мы воспользовались возможностями сети Интернет, нашли нужную информацию и проанализировали ее.

Мы узнали, что игра—вид деятельности, направленный не на получение результата, а на удовольствие от самого процесса игры.

Игры могут быть: подвижные, настольные, спортивные, компьютерные и др.

Мы выяснили, что компьютерные игры могут нести и вред, и пользу.

Компьютерные игры полезны тем, что они:

Развивают быстроту реакции и внимание

Логические игры развивают мозг и память

Развивают желание создавать, учат нестандартному подходу, воображению

Можно научиться работать в разных программах

Можно весело провести свободное время.

Так же мы узнали, что компьютерные игры не только полезны, но и приносят вред . Если играть в жестокие игры, то они приводят к насилию и агрессии. Если подолгу засиживаться за компьютером, то ухудшится зрение, снижается желание общаться, могут появиться болезни суставов и позвоночника, компьютерные игры также вызывают привыкание, снижение успеваемости в школе.

А так же мы узнали, какие правила необходимо соблюдать детям при игре на компьютере:

Выбирать игры в соответствии с возрастом.

К сожалению, в России нет своей устоявшейся системы возрастного категорирования и маркировки компьютерных игр, поэтому ниже мы приведем обозначения, которые используются для маркировки компьютерных игр зарубежных производителей (см слайд).

Принимать правильную позу при игре: не наклоняться близко к монитору, не горбиться.

Учитывать время игры: не более часа в день, каждые 15 минут делать перерыв.

Делать зарядку для глаз и гимнастику для опорно-двигательного аппарата.

Выбирать развивающие компьютерные игры.

Анкетирование одноклассников и их родителей.

Мы и наши одноклассники с интересом ответили на вопросы анкеты. В анкетировании приняли участие 25 учеников 2 к-2 класса и 21 родитель.

Целью анкетирования было выяснить, в какие игры любят играть ученики 2 к-2 класса, и как много времени ребята проводят за игрой.

Представляем вашему вниманию некоторые результаты (см диагр).

Результаты проведенного исследования показали, что:

На вопрос «Любишь ли играть в компьютерные игры?» 22 ученика ответили ДА, 1 затруднился ответить, 2 ответили НЕТ.

На вопрос «Как часто/долго играешь в компьютерные игры?»:

36 % ответили «все свободное время»

16 % -- несколько часов в день

12 %-- 1час в день

12 %--несколько раз в неделю

24% -- редко или только в выходные.

Мы тщательно обработали и проанализировали все игры, которые указали наши одноклассники в анкете на вопрос «Какие игры нравятся?», и пришли к интересным выводам.

Мы разделили перечисленные игры на 3 категории:

игры, не подходящие для младших школьников по возрастному ограничению,

игры безвредные, но и не полезные,

развивающие, обучающие, интеллектуальные игры.

Во 2-- 15 игр.

В 3-- 7 игр (см диагр)

Как мы видим, наши одноклассники часто не умеют выбирать полезные развивающие игры.

При анализе анкет родителей мы получили следующие результаты:

100 % родителей считают, что их ребенок любит играть в компьютерные игры.

При перечислении игр, в которые играет ребенок, родителями были указаны лишь 2 игры, не соответствующие возрасту (напомним, что ребята указали 7 подобных игр). Мы пришли к выводу, что родители часто не знают, в какие игры играет их ребенок.

67 % родителей считают, что компьютерные игры приносят вред. Среди комментариев чаще всего попадались следующие: «портят зрение», «после игр у ребенка появляется агрессия», «мало проводит времени на улице», «страдает учеба».

33 % родителей считают, что компьютерные игры приносят пользу:

Ребенок приобретает навык работы с ПК,

Развивается логика, внимание, реакция.

Акция-эксперимент «Один день без компьютерной игры»

Обработав результаты анкетирования, мы решили в классе провести акцию-эксперимент «Один день без компьютерной игры». В акции приняли участие 25 учеников 2 к-2 класса.

У нас получились следующие результаты (см диагр)

Те ребята, которые смогли выдержать эксперимент (11 уч), отмечают, что они заменили компьютерные игры другими занятиями: прогулками на свежем воздухе, настольными играми, чтением, общением с близкими, помощью по дому, походом в гости. Ребята отметили, как много они успели в этот день.

Вторая часть ребят (4 уч.) призналась, что долго боролись с искушением, «ходили вокруг компьютера кругами», «брали в руки телефон подержать». В итоге сели играть. Ребята не смогли найти интересную замену компьютерным играм.

Третья группа наших одноклассников (10 уч.) даже не пыталась бороться с игровой зависимостью. Они отметили, что это «слишком сложно».

Таким образом, мы увидели, что часть наших одноклассников попала в игровую зависимость.

Консультация у специалистов

Мы проконсультировались по этому вопросу у школьного медика. Светлана Николаевна ответила, что компьютерные игры больше несут вреда:

Снижение остроты зрения,

Перегрузка суставов кистей рук,

Влияние на неокрепшую психику,

Ребята мало времени проводят на улице.

Так же Светлана Николаевна посоветовала соблюдать гигиену при работе на компьютере:

Отдыхать каждые 15 минут.

Делать зарядку для глаз.

Делать гимнастику для всего организма.

Проветривать помещение.

Делать самомассаж шеи для улучшения кровообращения головы.

Не сидеть за компьютером больше 1 часа в день.

Не играть перед сном.

С интересующим нас вопросом мы обратились к учителю информатики Ольге Васильевне. Она считает, что компьютерные игры приносят вред, особенно она выделила такую проблему как «игровая зависимость».

Таким образом, мы видим, что специалисты отмечают в основном вред от компьютерных игр.

Анализ результатов

Наши гипотезы подтвердились не полностью. Нельзя сказать, что компьютерные игры приносят только вред или только пользу. Влияние компьютерных игр на детей неоднозначно. Кто-то развивает логическое мышление, память, а кто-то забывает в игре про окружающий реальный мир.

Проанализировав все собранные данные, мы пришли к следующим выводам:

В современной жизни есть место компьютерным играм.

Должен присутствовать разумный контроль со стороны взрослых.

Игры должны соответствовать возрасту.

Выбирать игры развивающие, логические, обучающие, интеллектуальные.

Не забывать, что в жизни есть интересные увлекательные занятия: хобби, чтение, прогулки, общение, творчество, спорт.

Заключение

Мы думаем, что наша работа была полезной для нашего класса. На самом ближайшем классном часе мы обязательно поделимся с нашими одноклассниками нашими наработками. Мы теперь внимательно будем выбираем игры, обращать внимание на возрастные ограничения, на жанр игры.

Использование компьютерных игр позволяет: гораздо легче и быстрее развивать память, внимание, воображение, умение находить закономерности. В то же время мы узнали и о вредном воздействии таких игр. Последние исследования ученых показали, что не сам компьютер негативно воздействует на организм человека, а неправильное его расположение, несоблюдение временных ограничений, ограничений по возрасту.

Необходимо говорить с ребятами о пользе здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом. При соблюдении всех этих условий компьютер превратится в друга и верного помощника.

Спасибо за внимание!

Источники

Как уберечь зрение при работе за компьютером: http :// constructorus . ru / zdorovie / kak - uberech - zrenie - pri - rabote - za - kompyuterom . html

Комплекс упражнения для людей, которые много сидят за компьютером: http :// otvetkak . ru / health - beauty / kompleks - uprazhnenij - dlya - lyudej - kotorye - mnogo - sidyat - za - kompyuterom . html

Гимнастика при работе с компьютером: http :// stolikus . ru / articles / computer - gymnastics . aspx

Статья «В чём вред, а в чём польза от компьютерных игр?»: http :// shkolazhizni . ru / archive /0/ n -7264

Семь мифов видеоигр: http :// www . vitaminov . net / rus -9234-0-0-2958. html %7 C

Детские компьютерные игры под контролем родителей. Возрастные категории компьютерных игр: http :// www . cybermama . ru / overview _ pc _ games . php

Возрастные ограничения по играм: http ://4 mmog . ru / articl _ vozrastnie _ ogranicheniya . htm

Игры Развивающие: http :// multoigri . ru / igri - razvivaushie

Игры Развивающие для детей: http :// playshake . ru / igri - razvivaushie - dlya - detei

Обучающие, развивающие компьютерные игры: http :// detskieradosti . ru / load /25

Приложения

Приложение 1.

Анкета для ребят «Компьютерные игры и Я»

Есть ли у тебя:

компьютер (или ноутбук)

планшет

игровая приставка

телефон с компьютерными играми

Любишь играть в компьютерные игры? да нет

Как часто /долго играешь:

все свободное время

около 1 часа в день

несколько часов в день

несколько раз в неделю

редко

Какие игры нравятся: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за ваши ответы.

Приложение 2.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители, просим вас принять участие в анкетировании «Компьютерные игры-ЗА и ПРОТИВ».

1. Играет ли ваш ребенок в компьютерные игры? да нет

2. Как часто/долго играет?________________________________________________

3. На каких устройствах играет ваш ребенок?

компьютер (ноутбук)

 планшет

игровая приставка

 телефон

несколько устройств

4. Какие игры предпочитает ваш ребенок? __________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как вы считаете, компьютерные игры приносят вред или пользу вашему ребенку (объясните свой ответ)? __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за участие в анкетировании.

Приложение 3.

Памятка при работе с компьютером.

1. Проводить за компьютером не больше одного часа в день.

2. Делать перерывы и гимнастику для глаз.

3. Упражнения для глаз: 10 секунд смотрите на свой палец. 10 секунд на дерево за окном. Повторить 2-3 раза. Закройте глаза и покрутите головой вправо-влево, вверх-вниз, к плечам. Крепко зажмурьтесь на 10 секунд, широко раскройте глаза на 10 секунд. Повторите 2-3 раза.

4. Обязательно занимайтесь каким-нибудь активным видом спорта.

Приложение 4.

Гимнастика при работе на компьютере для всего тела

Приложение 5.

Зарядка для глаз при работе на компьютере

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бондарская средняя общеобразовательная школа

Учебно – исследовательская работа на тему:

Роль компьютерных игр в жизни учащихся нашей школы

Направление информатика

Исполнитель:

8 класс, МБОУ Бондарская СОШ, Кускова Алина Андреевна

Научный руководитель:

учитель информатики Точнова Марина Павловна

Тамбов - 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_______________________________________________________3

    История возникновения компьютерных игр____________________5

    Классификация компьютерных игр___________________________6

    1. Классификация компьютерных игр по жанрам _________________ 6

      Классификация компьютерных игр по количеству игроков и способу их взаимодействия ___________________________________________ 8

      Классификация компьютерных игр по тематике _______________ 9

    Мнения о компьютерных играх______________________________ 10

    1. Мнение ученых­­­­­­__________________________________________10

      Анкетирование среди учащихся _____________________________12

      Мнение родителей_______________________________________17

    Турнир компьютерных игр. Предложения по проведению_______ 19

    Заключение ______________________________________________20

Список литературы ____________________________________________22

Введение

С экрана телевизора, от родителей часто слышу, что компьютерные игры бесполезны и вредны, компьютерные игрушки отнимают много драгоценного времени, отвлекают от учебы и общения со сверстниками. Но мне всегда казалось, что это ужасно интересно, развивает память, занимает в свободное время. Я решила изучить этот вопрос. Исследование я начала с изучения теории; узнала историю возникновения компьютерных игр. Прочитала мнения специалистов о вреде и пользе компьютерных игр. Среди школьников провела опрос с целью изучения их мнения о компьютерных играх. В результате мною разработаны рекомендации для детей по выбору компьютерных игр.

Одна известная фирма по производству игрушек проводила опрос мальчиков от 5 до 12 лет на тему: «Какие игры вы любите?». Результат: 80% опрошенных ответили: «Компьютерные игры». Вопрос о вреде компьютера и компьютерных игр для детей обсуждается очень часто. Некоторые особо боязливые родители по этой причине сразу запрещают детям играть, порой только вызывая ещё больший интерес мальчишек и девчонок к компьютерным играм. Бывает и другая крайность: родители вовсе не смотрят, во что именно играет их сын или дочь. Узнав эти интересные факты, я решила больше узнать о компьютерных играх и их роли в жизни учащихся нашей школы.

Цель исследования: выяснить роль компьютерных игр в жизни учащихся нашей школы.

Задачи исследования:

узнать, какие виды компьютерных игр существуют;

выяснить мнение специалистов о пользе и вреде компьютерных игр в развитии детей;

узнать, в какие игры больше играют учащиеся нашей школы, и что они думают о вреде и пользе компьютерных игр;

Гипотеза:

Объект исследования : компьютерные игры, роль компьютерных игр в жизни учащихся нашей школы.

Методы исследования: анализ литературы; обработка полученных данных; построение диаграмм и графиков с использованием компьютерной программы MS Excel; обобщение полученных результатов.

    История возникновения компьютерных игр.

Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ века головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологии. Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности. Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников.

Первые примитивные компьютерные игры были разработаны в Англии и США в начале 60-ых годов прошлого века. Они имитировали игры: «крестики-нолики», «теннис для двоих», «пинг-понг», а также «Космическая война и Большое Приключения Джона». Платформы для таких игр были большие университетские компьютеры, создавались игры преподавателями, причем некоторые из игр стали для них докторскими диссертациями. Одним из первых создателей компьютерных игр в России был Алексей Пожитнов, работавший в Академии Наук, который в 1985 году создал небезызвестный «тетрис», завоевавший весь мир.

С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. Особенным успехом компьютерные игры пользуются у школьников младших и средних классов. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистические игры с хорошим графическим и звуковым оформлением.

2. Классификация компьютерных игр.

2.1 Классификация компьютерных игр по жанрам.

Жанр определяется целью игры. Выделяют следующие жанры:

Экшен (от англ. Action/Действие) - игры, состоящие в основном из боевых сцен, драк и перестрелок. Аналогичный жанр в кино - боевик. Экшен подразделяется на:

        • шутер (от англ. Shoot/Стрелять) - в играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи холодного и огнестрельного оружия, для достижения определённых целей на данном уровне, обычно, после достижения заданных целей игрок, переходит на следующий уровень. Врагами часто являются: бандиты и другие «плохие парни». Полезны тем, что игроки учатся разбираться в технических особенностях оружия, улучшается пространственная память, повышается командный дух и способность работать в коллективе;

          файтинг (от англ. Fight/Борьба) - поединки двух и более противников с применением рукопашного боя;

  • Сурвайвал Хоррор (от англ. Survival/Выживание и Horror/Ужас).

Приключения (они же адвенчуры, от англ. Adventure/Приключение) - игры, обладающие полноценным литературным сюжетом, и игрок в процессе игры сам раскрывает все перипетии этого сюжета;

Стратегии - игра, требующая выработки стратегии, например, для победы в военной операции. Это игры, где играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя: командира отряда спецназа, главнокомандующего армией и даже главы государства. При этом человек не видит на экране своего героя, а сам придумывает себе роль. Полезна тем, что вырабатывается сбалансированное мышление, мозговая дисциплина, позволяющая выстраивать картины, несвершившихся событий. Улучшается долговременная память. Стратегия - игры, в которых нужно строить свои города, вести бизнес, управлять огромной армией и т. д. Игровой процесс может идти как в реальном времени (RTS - real time strategy), так и в пошаговом (TBS - turn based strategy).

Симуляторы - основным принципом симулятора является точное воспроизведение особенностей какой-то тематической области (например: автосимулятор должен максимально точно воспроизводить физические особенности машин). Полезны тем, что игрок приобретает навыки владения техникой, которые могут быть применены в реальной жизни.

Головоломки - игры, полностью или больше чем наполовину состоящие из решения различных логических задач наподобие собирания кубика Рубика; компьютерная реализация настольных игр, например шахматы, карты, шашки, «Монополия» и другие.

Забавы - игры, в основном рассчитанные на детей, где психологическое впечатление от происходящей на экране картинки гораздо важнее самого процесса игры - например, лопание пузырьков;

Образовательные - игры, включающие в себя элементы обучающих программ, которые подаются через сам игровой процесс и, благодаря повышению интереса к ним в связи с необычным антуражем, впоследствии хорошо запоминаются.

Ролевые (от англ. RPG - Role Playing Game/Ролевая Игра) - жанр игр, отличительной особенностью которых является наличие у персонажей определённых навыков и характеристик, которые впоследствии можно улучшать или даже приобретать новые, предварительно выполнив какие либо действия. Также в играх данного жанра зачастую существует система инвентаря, то есть в процессе прохождения игрок может находить/приобретать новые виды оружия, доспехов, вспомогательных средств и т.п. RPG может быть разных жанров: от стратегий, до экшенов.

2.2. Классификация компьютерных игр по количеству игроков и способу их взаимодействия.

Одиночные (однопользовательские) Рассчитаны на игру в одиночку, против компьютера.

Многопользовательские: Рассчитаны на игру нескольких человек (обычно до 64) по локальной сети или Интернету. Часто встречаются, как дополнительный режим в играх, имеющих в основе одиночное прохождение.
Многопользовательские на одном компьютере ( англ. Hotseat, Splitscreen).
На современных персональных компьютерах встречаются редко, однако еще имеют место на старых ПК и приставках. Hotseat - игроки поочередно совершают необходимые игровые действия, используя один и тот же компьютер/приставку. Splitscreen - экран делится на части (чаще две, реже четыре), игрокам уже не требуется ждать своей очереди, действие игры разворачивается в реальном времени, каждый игрок взаимодействует с игровым миром со своей части экрана.

Многопользовательские оффлайн-игры. Некоторые жанры (спортивные менеджеры, пошаговые стратегии и т. д.) могут работать в таком формате: игроки делают ходы и отсылают результат через веб или электронную почту. Независимо от метода связи (Фидонет, электронная почта, веб…), у этих игр есть такие особенности:

Требуют периодического появления в сети. Но при этом требуется лишь периодичность, время подключения выбирает сам игрок, не согласовывая его с ведущими и соперниками. Длительность хода - от нескольких часов до нескольких дней. Игра длится месяцами и годами.

Массовые онлайновые. Массовые игры, использующие подключение Интернет. В большинстве таких игр отсутствует одиночная игра (в оффлайн). Наиболее часто встречающиеся жанры - настольные и ролевые игры (MMORPG). Среди них различают также игры, запускающиеся в браузере и не требующие скачивания и/или установки чего-либо на компьютер. Из обычных многопользовательских игр выделяется жанр MUD - текстовые онлайновые игры.

2.3. Классификация компьютерных игр по тематике.

    Фэнтези

    Исторические

    В духе современности

    Космические

    Постапокалиптические

    Мифологические

    Киберпанк

    Стимпанк

3. Мнения о компьютерных играх.

3.1. Мнение ученых.

Среди психологов и педагогов нет единого мнения о воздействии компьютерных игр на психофизиологическое развитие детей. Электромагнитная вибрация и ионизирующее излучение даже самых хорошо защищенных современных мониторов - тяжелая нагрузка на зрение и осанку не сформировавшегося организма. Санитарно-гигиенические требования совершенно категоричны – не более 1 часа в день для подростков и старшеклассников и не более 30-40 минут для детей младшего школьного возраста.

По статистике почти каждый подро­сток в возрасте от 13 до 16 лет хотя бы один раз пробовал играть в компьютерную игру. Около половины опрошенных, однако, играют достаточно редко (не более одного раза в месяц), и только около 15% играют каждый день, большин­ство из них тратят на игру не более часа. Мальчики занимаются компьютерными играми гораздо более интенсив­но, чем девочки; частота и продолжительность игры снижается с возрастом и по мере повыше­ния образовательного уровня игрока. Взрослея, школьник с каждым классом всё больше играет в игры, но с 9 класса практически перестает в них играть.

При этом у девочек степень эмоциональных переживаний гораздо выше, чем у мальчиков.

Что касается влияния на личность, то это зависит от репертуара игр. Доминирующие на рынке коммерческие игры западного производства культивируют агрессивную мораль, что быстро отражается на самосознании подростков. Заключение сообщества врачей состоит в том, что компьютерные игры с актами насилия приводят к развитию агрессивных чувств в реакции и поведении детей. Более того, продолжительное наблюдение жестоких сцен ведет к тому, что человек становится бесчувственным по отношению к насилию в реальной жизни.

Существует и положительная оценка влияния на детей компьютерных игр. С этой точки зрения медики считают продолжительное время, проведенное у компьютера не ужаснее, чем продолжительное чтение книг. Все интересные игры в наши дни заставляют постоянно следить за всем экраном, поэтому это является тренировкой для зрительного аппарата.

Многие современные игры, так называемые «стратегии», требуют сообразительности, умения мыслить, способности быстро принимать решения. Компьютер поможет ребенку самоутвердиться.

Англичане выяснили, что дети, играющие в компьютерные игры регулярно, но не сверх меры, более развиты, масштабней мыслят, имеют больше друзей и лучше управляемы.

Слово «игромания» люди понимают как увлечение азартными играми, но и компьютерные игры могут спровоцировать эту «болезнь».

Многие старшеклассники отдают предпочтение виртуальным контактам, а в реальной жизни со сверстниками стараются не общаться. Возникает постоянное желание «быть в сети». В итоге «электронный пациент» начинает мириться с потерей друзей, других интересов и возникает склонность забывать об обязанностях.

Ученные которые вплотную занимаются изучением вопросов функционирования мозга и познавательной деятельности человека, считают, что систематическое увлечение компьютерными играми вызывает изменение восприятия визуальной информации мозгом. Дело в том, что частое использование динамичных игр вынуждает мозг человека приспосабливаться к быстро меняющейся картинке и виртуальному окружению, а это, в свою очередь, приводит к улучшению зрения. Также отмечается, что механизмы адаптации положительно сказываются впоследствии, тогда, как результаты обнаруживаются и в повседневной жизни человека.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что настроение игрока во время игры изменяется в зависимости от успеха играющего и в случае удачи эмоциональный настрой может сохраняться достаточно долго в зависимости от возраста участника. Последние очень важно, так как приводит твердого, целеустремленного характера с явными признаками лидерства.

3.2. Анкетирование среди учащихся.

После того, как я изучила информацию о компьютерных играх, я решила узнать, а что думают учащиеся нашей школы о пользе и вреде компьютерных игр и в какие игры они играют. Я провела анкетирование среди учащихся 7-10 классов нашей школы. В результате я выяснила, что:

    учащиеся нашей школы играют в компьютерные игры;

    мальчики и девочки предпочитают различные виды компьютерных игр по жанрам (рис.3): мальчики чаще всего играют в игры типа экшен, приключения, стратегии, симуляторы (рис.2), а девочки – игры – приключения, головоломки и забавы (рис.1). Лишь небольшое количество опрошенных играют в образовательные и ролевые игры;

    в основном учащиеся нашей школы играют в игры с историческим содержанием, игры в духе современности и фэнтези (рис. 4, 5, 6);

    мнения мальчиков и девочек по вопросу о влиянии компьютерных игр разделись. Большинство мальчиков считают, что компьютерные игры не оказывают влияния, а большинство девочек, напротив, считают, что компьютерные игры – это вредно(рис.7).

    большинство детей понимают, что нельзя долгое время играть в компьютерные игры (рис.8).

На основании всего я сделала вывод, что почти все учащиеся осознают, что играть в компьютерные игры долго и играть в агрессивные игры – это вредно.

(рисунок 1)

(рисунок 2)

(рисунок 3)

(рисунок 4)

(рисунок 5)

(рисунок 6)


(рисунок 7)

(рисунок 8)

3.3. Мнение родителей.

В ходе выполнения работы я провела анкетирование родителей и выяснила, что родители наших учащихся также играют в компьютерные игры (рис.9), предпочитая игры для социальных сетей. Большинство из них считает, что компьютерные игры – это вредно (рис.10).

(рисунок 9)

(рисунок 10)

4. Турнир компьютерных игр. Рекомендации по проведению.
В заключение своей работы вместе с учителем информатики я провела школьный турнир компьютерных игр. Приведенные выше факты помогли мне сделать правильный выбор компьютерных игр для проведения школьного турнира. Этими играми оказались игры стратегии, симуляторы, приключения и головоломки, так как они развивают сообразительность, скорость реакции, пользуются популярностью.

Заключение

«Если перейдешь меру, то самое приятное станет неприятным…»

Демокрит

Вопросы о вреде и пользе компьютерных игр для детей, это такие вопросы на которых не существует однозначных ответов. Совершенно очевидно одно - все хорошо в меру. Компьютерные игры могут приносить вред, если ребенок сидит за ними целыми днями, не отрываясь ни на что другое, портя свою осанку, зрение и нервную систему. При разумном же подходе, польза от детских компьютерных игр может быть явной: ведь одни игры – это лучший способ расслабиться, другие развивают у детей скорость реакции и логическое мышление, третьи – дают возможность выплеснуть накопившуюся энергию. Чтобы игра имела действительно обучающее действие необходимо участие взрослого, который поясняет, комментирует ребенку задания, поддерживает его мотивацию. Кроме того, как в любой игре у ребенка обязательно должен быть партнер, товарищ и не только виртуальный, а реальный близкий человек.

Исследуя проблему влияния компьютерных игр на человека, для меня стало очевидным, если владеть информацией о компьютерных играх, то играть в них для детей будет полезно.

Польза

Компьютерные игры развивают у ребенка:

    быстроту реакции;

    мелкую моторику рук;

    визуальное восприятие объектов;

    память и внимание;

    логическое мышление;

    зрительно-моторную координацию.

Компьютерные игры учат ребенка:

    классифицировать и обобщать;

    аналитически мыслить в нестандартной ситуации;

    добиваться своей цели;

    совершенствовать интеллектуальные навыки.

Список литературы

    Современная энциклопедия для мальчика/Авт.- сост. Н.В.Белов.- Мн.: Современный литератор, 2007.

    Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика/ Сост. А.П. Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова:-М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000.

  1. Новоселов С.Л., Петку Г.П., Компьютерный мир дошкольника – М: Новая школа, 2005г, с. 71-81.

Компьютерные игры сейчас по большому счету как явление общеизвестны, однако отношение к этому явлению у людей разнится. Одни считают эти игры «тратой времени», другие – «уходом от реальности», третьи – «развлечением». Для четвертых это увлечение, а для некоторых игра может стать открытием, откровением и великим, глубоко желанным путешествием. Возможно, даже к себе. И возможно, это справедливо для многих – в том числе тех, кто еще с ними мало знаком (например, потому, что находится под влиянием предвзятого мнения).

(Здесь замечу, что эти размышления – моё вИдение. Иначе говоря, это то, что я думаю. Некто иной может думать иначе. Если бы нашелся современный человек, который бы взялся в вопросе влияния игр за роль Аристотеля, то, он подобно последнему, вероятно, написал бы: «этот полагает, что так, а вот тот – что иначе, третий же не соглашается с ними обоими, а…» Так создалась бы палитра наиболее значимых, живучих, глубоких и сильных размышлений, подобно той, которую собрал в «Метафизике» сам Аристотель и которая касалась там темы основ устройства мира.

Отмечу также, что слова «моё вИдение» не означают «моего скромного мнения, которое я сразу же отзову в присутствии «Истины». Нет, это вИдение основано на переживаниях в моём опыте, на моих наблюдениях, и основанное на этом опыте собственное мнение я считаю справедливым и верным. В то же время Другой) может иметь другой опыт и переживания и смотреть на обсуждаемые вещи под другим углом, поэтому и общее видение и мнение его может быть другим. Разные опыт и видение могут подталкивать к обсуждению, к чему я открыт.

Также скажу, что эти размышления не претендуют на то, чтобы быть всеобъемлющими. Скорее, их можно сравнить с дверью, которая распахивается и за которой виден некий мир. Также можно сказать, что это некий объем, к которому могут быть приложены дополнения, расширения – возможно, значимо превосходящие исходный объем.)

Итак, что я могу сказать о различных сторонах влияния компьютерных игр?

Первую сторону этого влияния я назову «разделением времени». В принципе, это один из главных (если не самый главный) аргумент, который выдвигается в пользу того, что игры вредны или отягощающи. Именно из-за этого об играх часто говорят как о «трате времени» или «уходе от реальности». Происходит же вот что: внимание человека, прежде обращенное, упрощая, на «базовую» реальность (упрощая потому, что, например, воображение создаёт свою реальность - и создавало, видимо, всегда, в том числе в то время, когда компьютерных игр не было вовсе), частично отдается реальности игры и лишь частично - базовой «привычной» реальности. Вполне может при этом доходить до того, игре отдается подавляющая часть внимания, а в «обычной» реальности человек лишь поддерживает себя пищей и сном. Но это крайность, а крайности зачастую ограничены, как, с другой стороны, ограничен человек, отказывающийся от воображения (т.е. пытающися избежать «ухода от реальности» вообще - и в результате приковывающий себя лишь к части пространства переживаний, которое в ином случае могло показаться ему и быть узнанным и увиденным в гораздо большем объеме). Вышесказанное поясняет также мысль, что не всякий «уход от реальности» плох, поскольку, с другой стороны, он является освобождением от её оков и ограничений. Далее можно рассуждать о том, что деление внимания человека между «базовой» реальностью и игровыми реальностями не является плохим вообще и всегда, и то, насколько оно является чем-то плохим или хорошим, и в чём, зависит от соблюдения меры, от соотношения потерь и приобретений (при том в число потерь от игр можно, в первую очередь, включить время и несовершенное в это время – в общем мире, насчет же приобретений от игр вы можете поразмыслить сами, также об этом говорится далее).

Во-вторых, я хочу сказать о психотерапевтической роли компьютерной игры (и, в первую очередь, игры с выраженным role play, где можно испробовать и прочувствовать роль героя, злодея, выдающегося человека, человека с дна общества, существа иной расы или даже природы – в принципе кого угодно в зависимости от предоставленных игрой возможностей). Прежде чем озвучивать основные тезисы, коснусь мнения, что в компьютерных играх люди «учатся» жестокости, учатся убивать, а потом выносят это в «базовую» реальность. Но есть и иное мнение, и оно состоит в том, что в игре люди жестокость реализуют, и это приводит к тому, что в «базовой» реальности они жестокость реализуют уже меньше. Какое из этих двух мнений правда - с уверенностью сказать не берусь, но более предпочтительным мне кажется второе: действительно, если некая потребность удовлетворена – хотя бы частично, то какое-то время желание удовлетворять эту потребность становится меньше, и если некоему импульсу дается воля, то он в той или иной мере исчерпывает свою энергию, становясь меньше либо совсем затухая. При этом он может стать уже недостаточно сильным, чтобы толкнуть человека к каким-то действиям. Также касательно этого вопроса мне встречалось мнение, что убийство в игре и убийство «в жизни» - это довольно различные психологически действия.

Различны они или довольно близки, уменьшают игры жестокость в «обычном мире» или все же умножают – вопрос все же дискуссионный, но вряд ли можно спорить о том, что игра дает опыт выборов, а также чувств того, кто этот выбор сделал. Например, она дает человеку выбор между злым и добрым деянием (определим их как те, что злыми и добрыми считает сам выбирающий). Человек имеет возможность сделать этот злой поступок и познать, как он чувствует себя с этим совершенным выбором, примерить на себя роль злодея. Вместо табу, которое не дает знание, он это знание – о себе и о том, что ему нужно - обретает. К чему это может привести? Например, к тому, что человек поймет, что это зло (или «зло»?) – именно то, что ему нужно. Или наоборот – не нужно. Во втором случае вместо ограничивающего запрета человек просто не будет иметь желания этого злого, и не будет делать этого зла не потому, что это зло запретно, а потому, что он этого не хочет. То есть ограничение спало, но в определённые «места» человек не ходит, поскольку они ему «неприятны» и «не его». Таким образом, в упомянутом втором случае благодаря игре человек может прийти к пониманию своей доброты, и понять, что он хочет совершать добрые поступки, и далее совершать их в силу глубокого желания, а не в рамках обязанности. Игра даёт более глубокое понимание человеком своих потребностей (и ненужного, того, чего он будет избегать и исторгать из жизни).

В игре человек может впервые встретить и увидеть что-то, чего бы хотел (в плане качеств, присущих персонажу или встреченным им существам, в плане устройства общества, в плане атмосферы) и далее обладать этим знанием (что он желает этого, и это ему близко) – с тем, чтобы, когда значимость этого для него будет достигать какой-то степени, начать это в жизни (и своей также) воплощать.

Еще игра может дать некоторый опыт власти. Зачастую человек находится внизу пирамиды или ему весьма далеко до её вершины; даже если он упорно движется туда, должно пройти значительное время, прежде чем он сможет добиться желаемого. А жажда этого есть сейчас. Игра способна утолить её, дав почувствовать себя в роли правителя (вплоть до роли одного из божеств той реальности), познать особенности и нюансы этого положения, получить удовольствие, которое оно даёт, узнать о работе, которую оно предполагает (то, с чем правитель сталкивается), учиться эту работу делать (отвечать на возникающие вызовы, творить и организовывать подвластный домен). Игра способна дать понимание собственной потребности во власти, того, насколько, в какой мере это «твоё». Также она способна дать понимание желаемого типа власти, типа отношений с другими, который необходим человеку, дав испробовать, например, роль тирана или роль «первого среди равных».

Еще игра способна показать огромную роль выбора, когда различные выборы приводят к различным состояниям мира и жизни персонажей (в том числе «главного героя»), и, возможно, вселить скепсис в отношении фразы и позиции «от нас ничего не зависит». Игра показывает, НАСКОЛЬКО все зависит от нас, через сцены вмешательства героя в различные ситуации, через его свершения. Также есть игры, которые учат искать средства для достижения цели, согласно уже сделанному выбору (то есть для каждого варианта того, что выбрано, есть еще различные способы достижения выбранного), проявлять в этом поиске упорство, находчивость, изобретательность, творчество, волю – и давать человеку опыт того, что можно творить окружающий мир и события своей жизни, не скорбя о том, как все не так, а делая так, как нужно. К этому близко и отношение к политике, о которой хочу сказать отдельно. Некоторые игры способны дать понимание того, что человек – «обычный» - может быть не только зрителем действий определённых персоналий, а активным участником, быть среди тех, определяет социальное настоящее и будущее. И для начала нужно отказаться от позиции «кто я? – да никто», и решаться заявлять свою позицию. Для меня такой игрой, более всех прочих открывших мне глаза на то, что между «политиком» и «обычным человеком» нет никакой пропасти, стала яркая игра «Dragon Age: Origins», где главный герой, член значимого ордена Серых Стражей, в сюжете, помимо прочего, влияет на вопрос престолонаследия (большая сцена с собранием представителей знати). Иначе говоря, кто станет королём – или королевой (в одном из вариантов правителем становится товарищ и спутник). Отдельно хочу остановиться на том, как игра избавляет от ощущения пропасти между «нами» («обычными людьми», «народом») и «ими» (политиками, правителями, гениальными, выдающимися людьми, даже нелюдьми, стоящими на более высоких ступенях развития). Да, игра сохраняет различие, но в то же время дает понимание и ощущение связи между этими, скажем так, группами. Ведь герой в начале игры зачастую – «обычный» человек. Нередко в её ходе он развивается, взаимодействует с более развитыми персоналиями мира и в конечном итоге приобщается к числу выдающихся персон, проходит путь «туда» от «обычного человека». Игра показывает, что «кто-то из нас» может стать «одним из них». И это не настолько невозможно, как казалось, а вполне допускается реальностью. И не только игровой (и в общем-то в игровых реальностях препятствия зачастую куда серьёзней, сложней и опасней, чем в нашем сравнительно тихом, спокойном и застойном мире).

Следующий аспект, о котором я хочу сказать – моделирующий. Здесь роль большого количества игр подобна роли фэнтези и фантастики в целом. Игры могут нести в себе и предлагать необычные и отличные от привычных модели социального устройства, сценарии контакта с другими разумными расами, различные «миры будущего», миры альтернативной истории, вообще иначе устроенные миры (моделирование миров с другими правилами: от Пандоры с пониженной гравитацией до фэнтезийных миров, где явна сила волшебства). В случае последних простор для моделирования особенно широк – могут быть миры с самыми различными мистическими и магическими особенностями.

С последним аспектом смыкается еще одна роль игр – роль освобождения от оков обыденности и знакомой и привычной реальности. В этом роль игр такова же, какова и роль воображения и мечтаний (и воображение и творит миры игр). Игра дает человеку не только «это», но и «то», показывает, какими могли быть другие варианты, помимо реализованного, дает возможность существования и действия в других вариантах, меняет осмысление варианта в «базовой реальности». Например, по сравнению с другими, этот вариант «обычной реальности» может показаться в чем-то или во многом серым, слабым, «забитой окраиной», «преддверием», игра может очень сильно задрать планку лучшего (показав существо, чьи возможности намного превосходят возможности игрока или показав мир, жители в котором имеют много больше возможностей, нежели жители нашего мира, благодаря технологии или магии). Но это здорово, по-моему, когда у человека есть желание намного-намного лучшего, и есть представление об этом лучшем, ощущение его. Есть надежда, что человек к этому лучшему придет или, по крайней мере, вступит на дорогу к нему и пройдет сколько-то по ней (и там, куда дошел, уже будет лучшее).

Также посредством игры человек может ознакомиться с чем-то, открыть для себя нечто или некую область, вдохновиться заняться чем-то. «Assasin Creed» может подвигнуть к изучению истории и занятиям паркуром, «Mortal Combat» - боевыми искусствами, «Age of Mythology» - пробудить интерес к мифам. Касательно последнего момента можно добавить, что игра может ознакомить с понятием авторской (в отличии от «народной») мифологии – например, в серии игр «The Elder Scrolls» (мифология Тамриэля). Также игра может не только побудить человека заняться чем-то новым и интересным, но и вдохновлять (тем классом, который показывают персонажи) самому проявлять творчество и ориентироваться на куда более высокий уровень в области, которой он уже занимается. И можно сказать, что на то, чем человек занимается и на его стиль жизни влияет то, в какие игры он сыграл и какие образы он полюбил.

Следующий аспект игр – художественный. По-моему, вряд ли завяжется спор насчет того, что часть игр в той или иной мере является художественным произведением, оказывая впечатление, знакомя с нетривиальными историями и образами. Говорить в этом плане можно о множестве игр, но мне хочется сказать о «Pillars of Eternity», игре, где главный герой видит образы из прошлых жизней обитателей мира, где значимую роль играет служитель побеждённой царицы богов, который сохраняет от воплощения к воплощению память и умения, и планы которого могут охватывать столетия. Где был убит бог света и возрождения, и рождаются дети без душ, что приписывается проклятию убитого бога (а в действительности это создано вышеназванным служителем). Где особые чародеи-учёные изучают души, и существуют особая наука и искусство, касающиеся их изучения. Где одной из спутниц главного героя является девушка-охотник из северного племени, что ищет новое воплощение своего умершего наставника, и в конечном итоге оказывается, что это было животное (уже убитое другим животным на тот момент, когда было найдено). Где еще один спутник, эльф-чародей, переживает прорывы психики своего предыдущего воплощения, в котором он был женщиной, притом с непокладистым характером, от чего терпит неудобства. Также в означенном отношении хочу вспомнить о «Planescape: Torment», где нет «главного противника», а где герой в финале может встретиться с частью себя самого, отделённой от него при его попытке избежать определённых последствий своих поступков (перехода на демонический план и участия в Войне Крови (или Великой Войне) демонов из-за совершенного героем «великого зла»). Где показана в широком масштабе картина причин и следствий, как поступки в прошлом определяют сейчас, как поступки сейчас определяют движение и изменение в разных направлениях. Где отношения с отделённой частью тонки и глубоки, и герой познаёт их и картину своего нетривиального бытия, состоящего как будто из множества кусков или «жизней», по ходу сюжета – ведь он, пока та его часть отделена от него, не начинает в случае смерти совсем новое, а остаётся связанным с тем же телом, «оживает в нём». При этом он, в силу определённых причин, может не помнить всех предыдущих «отрезков». С такого момента прихода в себя без памяти в месте, куда приносят трупы для похорон и кремирования, и начинается эта игра…

Конечно, игра может предлагать и другое. Вместо, скажем, вершины пирамиды власти – бесконечное однообразное её наращивание («прокачка»), с тем, чтобы так и не ощутить сполна её вкус (поскольку вершина в таких играх никогда не достигается, плюс игра не создаёт достаточно ситуаций, в которых этот вкус переживается). В первую очередь я говорю сейчас об MMO-играх, и это причина, почему я в них практически не играю. По моим наблюдениям, человек приходит туда, чтобы стать «кем-то», для этого проводит там огромное количество времени, делая однообразные действия. Эта жажда никогда не удовлетворяется, но интерес подпитывается мелкими достижениями (вроде роста уровня). Здесь есть использование этой жажды, чтобы постоянно удерживать человека в игровом пространстве, привносить элемент постоянного финансового доения (абонплата за сервер, донаты). Акцент в таких играх смещается от произведения искусства, которое может что-то дать человеку, с чем-то его ознакомить, впечатлить, вдохновить, к пространству, в которое человека нужно втянуть и сделать так, чтобы он оттуда не уходил (и платил) – при том схемы и идеи, которые лежат в основе последнего типа игр, довольно просты. Сюжетная, образная, ролевая, драматическая составляющие, действие «расширения» и обогащения мира (по отношению к ограниченной реальности Земли, социуму, в котором живет игрок и/или «материи») также имеются в них в «сниженном» виде. Я полагаю, что в отношении таких игр, во-первых, «разделение времени», о котором речь шла выше, зачастую существенно смещено в сторону пространства игры, во-вторых, получает от них игрок существенно меньше, и соотношение потерь и приобретений может иметь в их случае околонулевое значение или даже негативный знак. В общем, для меня это игры, за которыми я предпочитаю наблюдать со стороны. Поскольку результатом увлечения ими может стать шикарный персонаж и отточенная техника игры, но в то же время – нереализованность в «обычной» жизни, ухудшение внешности, здоровья (в том числе – нереализованность в личной жизни, в то время как другой тип игр может повлиять на неё, скорее, позитивно, как хорошая книга – например, вдохновенно показав настоящую любовь, высокий уровень отношений, и задав тем самым некий ориентир для стремлений).

Итак, те стороны влияния игр на человека (играющего), о которых я задумал рассказать, я описал. Выводы же касательно изложенных мыслей у вас есть возможность сделать самостоятельно.

Карманов Александр

Статистическое исследование проведено учеником 7 класса. В работе рассмотрена классификация компьютерных игр, проведено анкетирование учащихся с последующим анализом.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березовская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Алтайского края

Статистическое исследование

«Виды компьютерных игр. Их роль в жизни учащихся нашей школы»

Выполнил: ученик 7 б класса

МБОУ «Березовская СОШ»

Карманов Александр

Руководитель: Семенченко

Светлана Петровна,

Учитель математики

с. Березовка, 2012 г.

Введение

1. Классификация компьютерных игр

2. Основные статистические характеристики

3. Результаты исследования

4. Заключение

5. Литература

6. Приложение

ВВЕДЕНИЕ.

В современном обществе существует много проблем – это алкогольная зависимость, наркотическая зависимость, к этому же ряду можно отнести и компьютерную зависимость. Игра завлекает человека настолько сильно, что он не живёт в реальном мире, и часто путает мир игры с окружающим миром. Такой человек перестаёт работать приносить пользу обществу, замыкается, очень редко выходит из дома. Современной России нужны полноценные здоровые люди, специалисты различных специальностей люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, хорошо ориентироваться в обычных житейских ситуациях и повседневной хозяйственной, и производственной деятельности. Учёные и правительство заметив вред от казино и игровых автоматов, внесли поправки в законодательство и запретили их расположение в городах, для того чтобы люди продолжали полноценно трудиться и приносить пользу обществу.

На мой взгляд, обычные компьютерные игры грозят не меньшей опасностью, особенно для юного населения нашей страны. Разговаривая с одноклассниками и учениками нашей школы, я заметил, что многие из них играют в игры и решил провести исследование. Выяснить какое место в их жизни занимают компьютерные игры. Было спланировано исследование среди учащихся 4 – 11 классов по вопросу компьютерной зависимости..

Исследование началось с этапа статистического наблюдения. Для этого была составлена анкета из вопросов, требующих простого ответа (см. Приложение).

Проводилось анонимное анкетирование, поэтому ответы в большинстве случаев соответствуют действительности.

В течение недели были опрошены 231 учащийся 4 - 11 классов. Анкеты были обработаны и произведен подсчет ответов. Данные были внесены в таблицы и разбиты по группам для составления графиков. По наиболее интересным данным были составлены столбчатые диаграммы и круговые диаграммы. По результатам анализа собранного материала были сделаны выводы и составлены рекомендации.

Объект исследования: статистика как метод исследования.

Предмет исследования: использование статистических методов для изучения компьютерной зависимости учащихся школы.

Цель исследования: выявить с помощью статистических методов, какое количество времени дети играют в компьютерные игры, с чем это связано.

Задачи исследования:

Изучить историю и методы статистики;

Сравнить отношение к компьютерным играм учащихся различного возраста;

Выявить проблемы со здоровьем, являющиеся следствием увлечения компьютерными играми;

Изучить целесообразность привлечения школьников для занятий в творческих объединениях и спортивных секциях;

Исходя из задач исследования, была сформулирована гипотеза исследования: компьютерные игры занимают большое количество времени в жизни учащихся нашей школы.

В ходе проведения исследования использовались следующие методы:

анализ литературы и интернет источников, анкетирование учащихся, статистический опрос, статистическая обработка полученных данных, анализ, сравнение и обобщение полученных результатов, беседы со школьным врачом.

Новизна работы и её практическая ценность.

Показано использование статистики для выявления отношения учащихся к компьютерным играм в МБОУ «Березовская СОШ».

Данную работу можно использовать в методической работе учителей математики при обучении статистике в качестве примера статистического исследования и примеров графического представления результатов исследования, а также руководителей творческих объединений с целью привлечения учащихся к дополнительным занятиям во внеурочное время.

Этапы работы:

1) Анализ литературы.

2) Проведение анкетирования среди учащихся 4 - 11 классов.

3) Обработка полученных данных, построение графиков и диаграмм с

Использованием компьютерной программы MS Excel.

4) Анализ, обобщение и сравнение полученных результатов.

5) Защита презентации работы на школьной научно-практической конференции.

Классификация компьютерных игр

По жанрам компьютерные игры классифицируют следующим образом:

1. Аркады − игры, в которых всё зависит от ловкости и быстроты реакции игрока. Различают детские аркады, где главная задача игрока обычно состоит в том, чтобы избегать врагов, и аркады для более взрослых, где врагов необходимо ещё и убивать.

2. Стратегии − игры, где игрок выступает в роли человека, наделённого властью. В экономических стратегиях задача игрока состоит в том, чтобы построить мощную финансовую корпорацию, победив в экономической войне своих конкурентов. В военных стратегиях игрок выступает в роли генерала, управляющего постройкой военных баз и тренировкой войск и должен победить врагов на поле боя.

3. Головоломки − электронные варианты различных головоломок, одним словом, игры, в которых необходимо думать.

4. Квесты (англ. Quest - поиск) − игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т.д.

5. Компьютерные ролевые игры (CRPG - Computer Role Playing Game, часто называют просто RPG) очень популярный и очень противоречивый жанр. Противоречивость заключается в том, что постоянно идут споры, что считать ролевой игрой, а что - нет. Особенностью этого жанра является то, что персонажи ролевых игр обладают некоторыми личными качествами и параметрами (как правило, выраженными в числах).

6. 3D-шутеры, «бродилки-стрелялки» - в играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи холодного и огнестрельного оружия, для достижения определённых целей на данном уровне, обычно, после достижения заданных целей игрок, переходит на следующий уровень.

7. Стелс-экшен - игры, в которых предполагается не сражаться с большинством встреченных противников, а всячески избегать возможного контакта с ними, попутно выполняя поставленные задачи. Стелс-элементы (например, возможность выглядывать из-за угла, прислонившись к стене) часто встречаются в играх различных жанров.

8. Симуляторы - при помощи компьютера как можно более полно имитируется физическое поведение и управление каким-либо сложным объектом технической системы (например: боевым истребителем, автомобилем и т. д.). Если аркадные игры стремятся развлечь игрока при помощи разных невозможных явлений, трюков и остроты сюжета, то главный критерий качества технических симуляторов - полнота и реалистичность моделирования его объекта (автомобиля, воздушного судна и т. д. Либо это может быть имитация какой-либо спортивной игры, наибольшее распространение получили имитации футбола, хоккея и т.д.

Основные статистические характеристики.

Статистика-это вид деятельности, направленная на собирание, обработку, анализ и публикацию статистических данных, характеризующих количественные закономерности жизни общества

Основной задачей статистики является выявление и исследование общих закономерностей, присущих совокупностям, состоящим из очень большого числа элементов. Эти закономерности обычно проявляются не как точный закон, а только как общая тенденция, с колебаниями и отклонениями от неё в свойствах отдельных элементов.

Результаты статистических исследований позволяют выявлять закономерности и взаимозависимости между данными исследования.

Нередко возникает необходимость сравнить между собой две или несколько совокупностей статистических данных. Поскольку сравнение производится по какому-то определенному свойству, то для проведения сравнения нужны показатели, характеризующие то или иное свойство совокупности данных одним числом. Такие показатели в статистике получили название числовых характеристик.

Результаты анкетирования, исследований можно представить графически, в виде диаграмм, полигона, гистограммы.

Во время проведения статистического исследования использовались некоторые статистические характеристики. Введем их определения.

  1. Частота – количество появлений числа в ряду.
  2. Относительная частота – отношение частоты к общему числу данных в ряду, выраженное в процентах.
  3. Ранжирование ряда чисел – расположение числовых данных упорядоченно, в порядке возрастания.
  4. Среднее арифметическое ряда чисел -это частное от деления суммы этих чисел на их количество.
  5. Модой - число ряда, которое встречается в этом ряду наиболее часто.
  6. Размах – это разность между наибольшим и наименьшим значениями ряда данных.
  7. Медиана ряда, состоящего из нечетного количества чисел, - это число данного ряда, которое окажется посередине, если это ряд упорядочить.
  8. Медиана ряда, состоящего из четного количества чисел, - это среднее арифметическое двух стоящих посередине чисел этого ряда.

Результаты исследования.

Для проведения исследования была составлена анкета, содержащая 7 вопросов (см. Приложение 1). Были опрошены 231 учащиеся.

В результате анкетирования учащихся 4 – 11 классов нашей школы были получены следующие результаты. Все учащиеся были разбиты на 4 группы: 4-5, 6-7, 8-9, 10-11 классы. На некоторые вопросы каждая группа была разбита на подгруппы для выявления более детальных характеристик.

Из 231учащихся не играют в компьютерные игры 37 человек, что составляет примерно 15% опрошенных (см. Приложение, рис 1.)

Среди причин, по которым дети не играют в компьютерные игры, были названы следующие (см. Приложение, рис 2):

Нет компьютера (19% - в основном учащиеся 4-7 классов);

Технические возможности компьютера не позволяют играть (10%);

Неинтересно (41 % - учащиеся 9-11 классов);

Нет времени (30 % - учащиеся 9-11 классов).

Сравнительный анализ по классам показал, что в компьютерные игры больше всего играют учащиеся младших классов (см. Приложение, рис 3). Чем старше дети, тем меньше они играют в игры. Но по устным опросам можно сделать вывод и о том, что учащиеся старшего возраста больше времени проводят в общении в социальных сетях.

Гендерный анализ (т.е. анализ по половому признаку) показал, что интерес к компьютерным играм у мальчиков не ослабевает независимо от возраста, а вот девочки по мере взросления все меньше и меньше проводят за играми (см.Приложение, рис 4).

На вопрос «Сколько часов в день дети играют в компьютерные игры» были получены ответы (см. Приложение, рис 5):

До 2 часов -46 %;
- 3-4 часа – 30%;

Более 4 часов – 24 %.

Сравнительный анализ по группам показал (см. Приложение, рис. 6), что более 4 часов в день проводят за играми в основном учащиеся 6-7 классов, менее 2 часов – в основном учащиеся 8-11 классов.

На вопрос «Ограничивают ли родители время игры за компьютером» ответили «да» 72% учащихся 4-5 классов, 64 % -8-9 классов, 24 % -6-7 классов и 5 % - 10-11 классов (см.Приложение, рис.7).

В результате опроса выяснилось, что большинство учащихся отдают предпочтении таким играм, как стрелялки, бродилки, экшен, логические, он-лайн, симуляторы. У девочек и мальчиков эти предпочтения разные (см. Приложение, рис. 8-9). У мальчиков на первом месте стрелялки (63%), на втором - экшен (36%), на третьем - симуляторы (34%). У девочек – на первом месте – бродилки (26%), на втором – логические и экшен (по 25%), далее – игры он-лайн (22%).

Заключение

Анализ анкетирования показывает, что учащиеся нашей школы большое количество времени проводят, играя за компьютером. Сравнение по параллелям даёт результат о том, что учащиеся 4 – 8 классов более увлечены компьютерными играми. Но по результатам устного опроса можно сделать вывод, что связано это не с тем, что учащиеся старшего звена понимают вред от долгого просиживания за компьютером. Во-первых, они меньшее количество времени проводят дома, у них больше уроков и дополнительных занятий по подготовке к экзаменам, а во-вторых, они больше общаются в социальных сетях, а не играют в игры.

Учащихся, у которых игра в день занимает более 4 часов в день − 40 человек можно отнести к группе риска. Эти ребята рискуют попасть в полную зависимость от игры. Классным руководителям следует обратить внимание на данных учащихся, так как опыт работы психологов с такими детьми показывает, что у этих учеников наблюдаются резкие перепады в настроении, они более рассеяны, чем другие учащиеся, снижается успеваемость.

Школьный врач утверждает, что за последние три года увеличилось количество детей, у которых наблюдается ухудшение зрения и появляются проблемы с нарушениями осанки и заболеваниями желудочно – кишечного тракта. Это связано с тем, что большинство детей, проводя много времени за компьютером, нарушают режим питания, часто едят перед монитором, а также не выполняют упражнений по снятию утомляемости.

Можно сделать вывод о том, что проводя в день более 2 часов за компьютером, учащиеся нашей школы наносят своему здоровью непоправимый вред. Наша школа − социокультурный комплекс, в котором учебная деятельность сочетается с дополнительным образованием. В послеобеденное время у нас работают множество кружков и есть спортивные секции. Здесь каждый учащийся может найти занятия по своему вкусу, используя своё свободное время с пользой. Но таких кружков и секций не достаточно, так как большинство учащихся не посещают их, не найдя для себя наиболее привлекательного занятия. Мы рекомендовали всем учащимся посещать занятия в творческих объединениях для дополнительного развития и образования. А также нами были даны рекомендации о том, что компьютер может использоваться с пользой для посещений интернет – библиотек, музеев; подготовки к экзаменам и урокам; участия в он- лайн олимпиадах и конкурсах. Не стоит всё своё свободное время проводить в игровом компьютерном мире.

  • http://www.freeadvice.ru/view_article.php?id=32
  • Приложение

    Анкета

    1. Ваш возраст, класс

    3. Играете ли вы в компьютерные игры?

    а) да б) нет, почему

    4.Какое время в день вы играете?

    а) менее 2 часов б) 3-4 часа в) более 4 часов

    5.В какие игры вы предпочитаете играть?

    6. Ограничивают ли родители время игры за компьютером:

    а) да б) нет.

    Рис.1.Играют в компьютерные игры (%)

    Рис.2 Причины, по которым не играют в компьютерные игры (чел)

    Рис.3. Сравнительный анализ в процентах по классам

    Рис.4. Гендерный анализ (%)

    Рис.5. Сколько времени проводят за играми в день (%)

    Рис.6. Сравнительный анализ времени потраченного на игру в день(по группам) (%)

    Рис.7. Ограничивают ли родители время игры на компьютере?

    Рис.8. В какие игры играют мальчики (%)

    Рис. 9. В какие игры играют девочки (%)

    Компьютерные игры стали неотъемлемой частью нашей жизни, став одним из наиболее популярных видов досуга среди молодежи. Виртуальные миры открывают нам огромные возможности, мы можем побывать в роли супергероев, автогонщиков, полководцев и многих других. При этом ежегодно разработчики игр выпускают сотни новых игр. Почти сразу же после того как появились компьютерные игры появились разговоры о их вреде для детей и взрослых. С того времени на эту тему были написаны тысячи статей и проведено сотни исследований, однако однозначного ответа нет до сих пор. В чем же опасность компьютерных игр и может ли быть от них польза?

    Первое о чем говорят противники компьютерных игр это опасность формирования игровой зависимости. Действительно это достаточно серьезное отклонение психики, которое требует помощи специалистов. Люди у которых возникла зависимость от игр в виртуальном мире живут больше чем реальном, который становится для них «тусклым» и неинтересным. В крайних случаях, которые подробно описаны, у игромана пропадает аппетит и он может погибнуть от истощения. Самое опасное в подобных ситуациях это то, что подобная зависимость развивается незаметно для окружающих.

    Такая зависимость может развиться как у взрослых, так и у детей, однако у детей по понятным причинам такое состояние развивается намного чаще. Неокрепшая детская психика очень быстро поддается негативному влиянию игр. Дети просто неспособны контролировать свое поведение в достаточной степени, чтобы противостоять компьютерной зависимости.

    В то же время игромания и для взрослых становится серьезной проблемой. Увлеченность компьютерными играми в списке самых частых причин для развода постепенно догоняет алкоголизм и супружеские измены.

    При этом игровая зависимость не единственная проблема. Ей сопутствуют проблемы со зрением, лишний вес, неврологические проблемы (особенно это касается кистей рук) и т.д.

    Однако от компьютерных игр есть и польза. И тут, как и во многих других сферах человеческой жизни, все зависит от чувства меры, а в случае с детьми еще и от возраста, на который они рассчитаны. Большая часть игр, в которые играют дети в нашей стране, имеют рейтинг «16+» или даже «18+». В данном случае ответственность ложится исключительно на родителей.

    Многие игры способствуют развитию интеллекта, внимания, реакции, пространственной ориентации и логического мышления. Существуют и развивающие игры для самых маленьких, и игры, которые помогут освоить иностранные языки или какие-то научные дисциплины и вы всегда можете играть в «супер марио».

    Но время диктует свои условия и мы должны быть избирательными к играм. Современный студент должен быть с твердой психикой, по-моему мнению компьютерные игры это хорошее проведения досуга молодежи. Я призываю лишь к тому, чтобы родители следили в какие игры играют их дети, чтобы не допустить пагубных последствий.

    Список литературы:

    1. Бревнова Ю.А., Ходакова Н.П. Компьютерные технологии в образовании детей дошкольного возраста // Московское научное обозрение, 2011. №9 (13) С. 51-53.

    2. Ибатова А.З., Формирование готовности студентов неязыковых специальностей к профессионально-ориентированному общению на иностранном языке: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Ибатова Айгуль Зуфаровна - Сургут, 2009.- 210 с.