Краткий курс Лекций по дисциплине «История. Интернет-образование где слушать самые увлекательные лекции об истории и культуре

Исторические события и деятели, политические и культурные процессы в России с древности по ХХ век.
События от первых славянских племен до образования Московской Руси. Российская история с XVII по ХХ век. Хронологические таблицы с киевскими князьями, династией Романовых и основными вехами развития русской истории с древнейших времен до ХХ века. Исторические лица IX-XX веков, партийные составы и их лидеры - в виде таблиц. Формирование Русского государства от первобытно-общинного строя до Средневековья. Заложение основ культуры в Киевской Руси, культурное возрождение после свержения монголо-татарского ига, достижения средневековой культуры, процесс культурного обмирщения в XVII веке и прогресс в сфере образования и печати с XVIII до начала XX века.


  • - В 1918 году в Минске в условиях германской оккупации было объявлено о создании БНР. Позже БНР существовала под властью польских интервентов. С.Булак-Балахович пытался создать национальное государство военным путем.
  • - Реализация партийным аппаратом диктатуры пролетариата, как полной демократии трудящихся, привела к отдалению партии от класса. Жесткая централизация и культ партийного лидера обусловили становление диктатуры вождя.
  • - Список правителей России открывает любопытный личностный ракурс истории Отечества. Каждый исторический персонаж вершил судьбы государства на своем промежутке времени, добиваясь влияющих на историю страны результатов.
  • - Об истории клана Строгановых. Истоках их огромных богатств, поддержке правителям и существенной помощи в развитии России.
  • - Русские исследователи и землепроходцы Сибири, Дальнего Востока, полярного Севера и российской Америки. Хронология их деяний, повлиявших на великое расширение территории и укрепление могущества Российского государства.
  • - Долгий путь нововведений и реформ военной организации русской державы преобразил княжескую дружину в мощную вооруженную силу. Русское войско обеспечивало безопасность и решало внешнеполитические проблемы своей страны.
  • - Причины появления правого радикализма в России. Влияние революционных событий 1905 г. на возникновение радикальных монархических организаций. Партии черносотенцев, их развитие и кризис. Общие идеологические установки правых радикалов.
  • - Процесс разоружения – это не только уничтожение вооружений, в широком смысле это глобальная проблема. Аспекты разоружения затрагивают важнейшие сферы взаимодействия государств, создавая трудности и обозначая перспективы.
  • - Особенностью эпохи правления Михаила и Алексея Романовых был постоянный поиск компромиссов и точек опоры царской власти. В борьбе за утверждение на Российском престоле, Романовы повели страну по пути крепостничества.
  • - Образование единого русского государства происходило через усиление Московского княжества и подавление феодальных атавизмов. Политическая система России, в процессе развития привела к образованию сословной монархии.
  • - Уникальный опыт тысячелетней Российской государственности воплощен в истории органов государственного управления. Формирование и эпохальная эволюция аппарата власти важнейшее условие функционирования государства.
  • - Правители крупнейших стран, находившиеся у власти в XX веке - диктаторы и миротворцы, прочно занявшие своё место в мировой истории. Руководители ведущих стран Европы, Азии, Северной Америки. Их деятельность, успехи и провалы, взлеты и падения.
  • - Все правители династии Романовых, от Михаила Федоровича до Николая II. Все важнейшие события, произошедшие в России в период их правления (от смутного времени и избрания нового царя до первой мировой войны 1914-1918 г.г. и февральской революции 1917 года).
  • - В XIII веке Русь подверглась нападениям шведских и немецких рыцарей с запада и татаро-монгол с востока. Благодаря действиям Александра Невского, западная угроза была устранена. Однако, отсутствие политического и военного единства среди русских княжеств, несмотря на упорное сопротивление, привело к ряду поражений и установлению монголо-татарского ига.
  • - Годы деятельности всех действовавших членов Политбюро РКП (б) - ВКП (б) - КПСС, начиная от Ленина и Троцкого до Горбачева. Подробная информация с указанием всех должностей, расположенная в хронологической последовательности (указаны представители всех Советских республик).
  • - Развитие экономики после Куликовской битвы предопределило общий подъем русской культуры. Главной идеей устного народного творчества было свержение татаро-монгольского ига, прославление героев. В городах возобновляется каменное строительство, создаются всемирно известные памятники архитектуры. В живописи идет процесс слияния местных школ в общерусскую.
  • - Развитие российской культуры с XVIII до начала XX века. Появление первых образовательных учреждений, создание системы начального, среднего и высшего образования. Создание системы земских школ. Увеличение процента грамотных, Россия выходит на 3-е место в мире по количеству издаваемых книг.
  • - Территория России приобрела современный вид недавно. Нынешняя территория РФ простирается за пределы Европейского континента, тогда как до начала объединительного процесса она ограничивалась Московским княжеством.
  • - Соотношение в России чинов по старшинству (в соответствии с законом, принятым в 1722 году Петром I - т.н. "Табель о рангах"). Последующие изменения, внесённые в данный закон. Необходимые условия для получения дворянского достоинства в соответствии с "Табелем о рангах".
  • - Наиболее яркими достижениями русской средневековой культуры были: создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки, появление Центров книжности - Троице-Сергиев, Кирилпо-Белозерский и Соловецкий монастыри, замена пергамена бумагой, появление скорописи, зарождение и распространение книгопечатания.
  • - Руководители РКП(б) - ВКП(б) - КПСС с 1922 по 1991 год (от Сталина до Горбачева). Председатели СНК и СМ СССР с 1923 по 1991 год (от Ленина до Павлова). Председатели ЦИК СССР и Президиума Верховного Совета СССР с 1922 по 1991 год (от Калинина до Лукьянова).
  • - Годы правления Владимиро-Суздальских князей в хронологической последовательности (с конца 11 века до середины 13 века). Важнейшие значимые события, произошедшие в период правления князей и благодаря их деятельности (начиная от правления князя Владимира Мономаха).
  • - В виде таблицы представлены важнейшие даты из истории России с древнейших времен до конца XX века. Компактный объем удобен тем, что основная информация по отечественной истории находится в одном документе. А расположение в хронологическом порядке облегчает поиск и запоминание.
  • - Деятельность многих полководцев России 19 века, таких как Кутузов и Барклай - де - Толли. Деятельность известных революционеров (Плеханова, Пестеля и др.), государственных деятелей (Витте, Киселева и др.), писателей и публицистов (Карамзина, Герцена и др.).
  • - Внутренняя политика была направлена на укрепление крепостничества, усиление царской власти, бюрократизацию. Территория России была расширена в результате присоединения Украины и новых земель в Сибири. Главными направлениями внешней политики были возвращение земель, потерянных в Смутное время, и устранение угрозы нападения кочевников с юга.
  • - Великие князья Руси от Александра Невского до Василия III (13- начало 16 века), русские монахи 14 века. Русские цари и императоры от Ивана IV до Павла I (16- 18 веков). Известные дворяне и церковные деятели 16 века. Важнейшие исторические документы 15-18 веков.
  • - Самые значимые, выдающиеся исторические личности России и соседних стран 9- 18 веков. Величайшие достижения полководцев, правителей, государственных деятелей, дипломатов и даже деятелей искусства, оказавшие своей незаурядной деятельностью влияние на ход истории.
  • - В XVII веке наблюдается «обмиршение» культуры. Открываются первые учебные заведения, начинается массовое издание книг и газет, появляются новые жанры литературы. В архитектуре формируется стиль барокко. Живопись приобретает более реалистичные черты, широкое распространение получают портреты.
  • - Основой культуры Киевской Руси было устное народное творчество. В XI веке зарождается русская литература, возникает русское летописание. Архитектура достигла высокого уровня развития, но до нашего времени памятников сохранилось крайне мало. Живопись была представлена фресками – росписью по сырой штукатурке.
  • - Богатство плодородными почвами и выгодное географическое положение способствовали экономическому развитию Владимиро-Суздальской земли, росту городов, возникновению сильного местного боярства. Однако в первой четверти XIII века она распадается на несколько городов-государств и волостей.
  • - Галицко-Волынская Русь располагалась на юго-западе земель восточных славян. Экономическому подъему способствовало наличие плодородных земель, лесов, залежей каменной соли, отсутствие внешних угроз. В X-XI веках начинается борьба за независимость от Киева. В 1199 году Галицко-Волынские земли объединяются, однако в XIII веке распадаются на самостоятельные города-государства.
  • - Ярослав Мудрый обезопасил Русь от печенежских набегов. Вырос международный авторитет Руси. С именем Ярослава Мудрого связано составление Русской Правды – древнерусского юридического памятника. После смерти Ярослава его сыновья начали междоусобную борьбу, которая осложнялась вторжениями кочевников. Это приводит к распаду единого государства.
  • - Под влиянием внешней опасности сформировался союз славянских племен во главе с полянами в Среднем Поднепровье. Олег, захвативший власть в Новгороде объединил Новгород и Киев, Святослав вел борьбу с Византией, хазарами, Северным Кавказом, при Владимире все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси.

Лекция 1. История как наука. План:

1. История как наука, её понятийный аппарат и место в гуманитарном

2. Стадиальный (формационный) и цивилизационный подходы.

3. Исторические источники изучения истории России.

4. Отечественная историография в прошлом и настоящем.

Литература:

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М.: «Наука», 1973. Методология истории / под ред. А.Н.Алпеева и др. Минск: «Тетра

Системс», 1996.

Ионов И.Н. Теория цивилизаций на рубеже 21-го века // ОНС, 1999,

Про А. Двенадцать уроков по истории (уч. пособие). М.: «Аспект Пресс», 2002.

Эйдельман Н. Последний летописец. М.: ВАГРИУС, 2004.

1. В обществе существуют и существовали разные мнения по вопросу о том, следует ли изучать историю, и какова ценность этой науки. От заявлений, что история это наука наук, до знаменитого афоризма Г.Форда: «История – это чушь», или мнения, выраженного философом Ф.Ницше, что знание истории мешает историческому действию. Налицо, однако, любопытный факт: все люди, так или иначе, имеют определённые представления об истории, человек, который не имел бы их вовсе, оказался бы совершенно беспомощным перед лицом общественных проблем.

Знакомое нам всем слово «история» как элемент обыденной речи может иметь различные значения. Вспомним, что отвечает известный литературный герой романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» на вопрос о роде занятий: не историк ли он? «Да, я историк, сегодня на Патриарших будет интересная история» (и мы помним какая история – Берлиозу трамвай отрезал голову). Воланд прибегает к игре слов: в его устах «история» означает уже просто происшествие. В этом смысле слово «история» нас интересовать не будет.

Нам важны те смыслы, что связаны с научным употреблением слова. Слово «история» - греческое, точнее, древнегреческое и означает в буквальном переводе «исследование», рассказ, повествование о том, что изучено, исследовано. И в науке этот термин имеет два значения. Он может обозначать, во-первых, всякий процесс развития в природе и обществе. В этом случае можно говорить об истории Мироздания (так называемая «Большая история»), истории Земли, истории отдельных наук – физики, права и т.д. Уже в древности возник термин «естественная история» - описание природы. Применительно к обществу история – процесс развития общества, как в целом, так и отдельных стран. Во-вторых, история – наука, изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности,

многообразии с целью понимания настоящего. История человечества, хотя и составная часть Природы, имеет самостоятельное значение. Нас будет интересовать история в этом, втором смысле. Замечательно точное определение историческому знанию дал знаменитый французский историк века Марк Блок: история – это «наука о людях во времени». Здесь значимо каждое слово. Если история это – наука о человеке , значит, принадлежит она к комплексу гуманитарных наук, если о«людях» (вспомним, что Аристотель о человеке говорил – «общественное животное»), то она – наука общественная. Так оно и есть, история принадлежит одновременно к гуманитарным и к общественным наукам. Если историческое знание естьнаука , то оно может устанавливать какие-то закономерности, тенденции. Что касается до замечания М.Блока о том, что наука история касается людей«во времени», то об этом разговор ещё впереди.

Субъект истории – человек, творец истории и сам её продукт. Известна фраза К.Маркса в работе «Святое семейство» о том, что история есть не что иное, как процесс достижения человеком своих целей.

Различные исследователи прослеживают ход процессов в различных аспектах: материальном производстве, изменениях общественного устройства, развитии наук и культуры. И, действительно, на развитии общества сказываются многие факторы: развитие производства, социальные отношения, географическая среда, плотность и рост народонаселения, определённая система ценностей, господствующих в обществе. В первой половине 20-го века выделилась группа французских учёных, работавших в редакции журнала «Анналы», они уделяли особое внимание изучению социальных проблем, которые рассматривались через эволюцию менталитета, устойчивых форм культуры разных эпох. Это подход остаётся актуальным и наиболее распространённым и сейчас.

История как общественная наука выполняет важнейшие социальные функции:

- позволяет проследить господствующие тенденции общественного развития и в разумных рамках дать некоторые прогнозы, касающиеся будущего (прогностическая функция);

- в единстве с другими общественными науками история помогает выработать принципы, основы руководства общественной жизнью, её регулирования (научно-познавательная, эвристическая функция).

Очень велика роль исторического знания в развитии национальных культур, формировании идеологий, воспитании подлинно патриотических чувств. В этом проявляются сразу три тесно связанные функции: социальной памяти, воспитательная и политико-идеологическая.

Как наука история имеет свои специфические приёмы, нормы и правила деятельности. Их называют методами. Специально историческими являются методы сравнительно-исторический, историко-генетический (прослеживающий этапы возникновения явления), историко-типологический (метод классификации изменчивых систем), ряд специфических количественных методов. Особенностью работы историка является то, что в

итоге исследования историк создаёт повествования («нарративы»), в чём-то похожие на литературные сюжетные повествования.

Историческая наука исходит также из определённых принципов, собственно, методы являются приложением принципов. Важнейшим принципом исторической науки является принцип «историзма», т.е. рассмотрения явлений во взаимосвязанном развитии, из этого принципа следует уникальность (повторяются некоторые стороны, но не вся целостность) исторических явлений.

2. Историческая наука в её не очень современных формах возникла в глубокой древности, в Древней Греции, и «отцом истории» называют греческого историка Геродота (V век до н.э.). В Греции и Риме жили великие историки: Фукидид, Плутарх, Тит Ливий, Тацит. В античности преобладало представление о цикличности исторических изменений. Таковы были, например, взгляды римского историка, грека по происхождению, Полибия. Античные религии, не особенно интересовавшиеся проблемами морали, не рассматривали и проблемы смысла истории, а, значит, и направления исторического развития. Философии истории в это время, собственно, не было. Она родилась в контексте христианского миропонимания, когда история обрела смысл и направление. Первым христианским философом истории считается Августин Блаженный, автор книги «О Граде Божьем». Поводом к написанию книги стал захват «вечного города» германцами. Для Августина история объективно имела смысл – это было развитие человечества, отпавшего от Бога, по пути к искуплению. История имела начало – грехопадение и конец – второе пришествие и Страшный суд. Содержанием исторического процесса было для Августина сосуществование двух «градов» (общин) – земного и божьего. Первый может быть понят как государство, а второй как община подлинно верующих, предопределённых к спасению, его зримым образом является церковь. Центральным событием истории, определившим саму возможность Спасения, была жизнь и проповедь Иисуса. Уже в силу этого история могла быть разделена на этапы, к тому же, Августин воспринял идею смены земных империй, в силу которой история развивается как бы с Востока на Запад. Римская империя оказывалась последним земным «градом», в лоне которого могла существовать и развиваться Церковь.

Новое время мало интересовалось богословием, но, по сути дела, воспроизвело и повторило имевшуюся у Августина идею поступательного, а, значит, ступенчатого развития истории. Варианты стадиальной теории создавали А.Тюрго, А.Кондорсе, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс и другие мыслители, предлагавшие разные критерии общественного прогресса. Многие видели в истории развитие свободы. Гегель придал этому завершённый схематизм: все рабы – первобытность, один свободен – Восток, некоторые свободны – Античность, все свободны – прусская монархия. Маркс создал другую форму стадиальности, утверждая, что существуют 5 общественно-исторических целостностей – формаций, закономерно сменяющих друг друга (первобытно-общинная, рабовладельческая,

феодальная, капиталистическая, коммунистическая). Функционирование и время существования формаций были подчинены развитию материального производства – производительных сил и производственных отношений согласно закону их соответствия (соответствие, несоответствие, конфликт; новое соответствие, новое несоответствие, новый конфликт…). Сам Маркс не претендовал ни на то, что исследовал все формации, ни на то, что его теория имеет глобальный характер. О попытках критически к нему настроенного русского социолога Н.К.Михайловского представить взгляды Маркса как универсальное философско-историческое построение, Маркс отозвался так: «Это было бы одновременно и слишком лестно, и слишком постыдно для меня». Однако, последователи Маркса превратили его идею именно в схему и реальный исторический процесс с трудом укладывался в неё. Это вызвало ряд теорий, которые призваны были усовершенствовать марксистскую «пятичленку»: появилась идея трёх эшелонов развития мирового капитализма, идея «догоняющего развития» для незападных стран, даже идея иных формаций. Существенным недостатком формационной теории является представление об однолинейности процесса (развитие только по вертикали, в рамках формационного коридора). Да и современный капитализм не подходит под характеристики Маркса.

Тем не менее, в формационном подходе есть нечто ценное: до сих пор была заметна всё же некая поступательность в истории, т.е. прогресс. Закономерности функционирования отдельных типов обществ в истории тоже обнаруживаются, но вот доказать существование исторических законов развития не удалось, видимо, их нет. Хорошо заметно, однако, что в историческом развитии есть тенденции, некоторые из них носят устойчивый характер. Иные историки считают, что можно говорить и о закономерностях

– сложном сочетании действий ряда простых законов. Оправдана и сама марксова идея существования общества как определённой исторически обусловленной системы (формация).

Другой подход – цивилизационный. В наше время специфика жизни человеческих сообществ (цивилизации) очень ярко выражена. Так вот, согласно цивилизационному подходу лицо каждой из таких цивилизаций и их история уникальны. Естественно, что при этом не видно единой истории человечества, пронизанной какой-то стадиальностью. Собственно говоря, для этого подхода вообще есть не история, а истории различных культурных миров – цивилизаций. Цивилизации переживают рождение, развитие, надлом и гибель, хотя этот путь не является фатальным.

Существует около 100 определений цивилизаций. Иногда эти определения неконструктивны: «беспорядочная мешанина из черепков и лоскутьев» (археолог Р.Лоуи из США). Иногда такие определения более сдержаны, но всё равно негативны.

Те, кто разделяет идею цивилизационного подхода, обычно определяют цивилизацию через особенности культуры. Так поступали О.Шпенглер, Н.Бердяев и др. Шпенглер полагал, что цивилизация – это поздняя стадия в развитии культуры, когда преобладает технико-

экономический элемент, ведущий цивилизацию к упадку. Но среди историков наибольшим влиянием пользуется мнение Н.Я.Данилевского и А.Тойнби, определяющих культуру как духовное ядро цивилизации.

Таким образом, специфику цивилизаций надо определять не столько через географию, природную среду, системы хозяйственных и социальных организаций (хотя и это важно), но, прежде всего, через религию, идеологию, духовные ценности. Основой всего оказывается миропонимание и т.н. ментальность (согласно «Анналам» - устойчивые структуры сознания, совокупность мысленных установок, привычек). Вот обычное определение цивилизации: это сообщество людей, имеющих общие фундаментальные основы ментальности, общие основополагающие духовные основы, ценности и идеалы, а также устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике, культуре.

Творцами теории цивилизации были итальянец Дж.Вико (у которого заметны лишь некоторые элементы цивилизационного подхода), русские Н.Я.Данилевский и К.Леонтьев, немец О.Шпенглер и особенно англичанин А.Тойнби. Цивилизационный подход справедливо обращает внимание на специфику исторического пути разных народов. К числу недостатков цивилизационной теории принадлежит плохая разработанность понятийного аппарата и терминологии.

Историками-теоретиками делались попытки определить возрастные циклы цивилизаций от зарождения до упадка. Данилевский и Шпенглер указывали приблизительно 1000 лет, Гумилёв – 1,5 тыс. лет, бельгиец Кестле (в 1848 г.) – в 1461 год с погрешностью +/- 185 лет. Серьёзно относиться к этим попыткам, видимо, не стоит.

Попытки определить численность цивилизаций тоже имели незначительный успех: А.Тойнби указывал сначала 100, потом 36, 21 и, наконец, - 13 (остальное – варианты), сейчас, по его мнению, на Земле 5 живых цивилизаций. С другой стороны, часто цивилизаций насчитывают столько же, сколько и национальных культур, т.е. очень много.

Делались, наконец, попытки определить типы цивилизаций. Л.И.Семенникова по совокупности признаков выделила: (1) природные сообщества (это, собственно, не цивилизации, в 1965 г. их было около 650);

(2) восточные – циклические по своему развитию, а также линейные, но замедленные (мусульманская, средневековая европейская, с характерными для них харизматическим сознанием, верой в сверхъестественное, в божественные идеалы, сосредоточенности на духовном, этатизме, иерархичности, корпоративности), (3) западный – с прогрессивным развитием, демократией, гражданским обществом, прогрессом систем жизнеобеспечения.

В отечественной науке помаленьку утвердилось мнение, что наиболее плодотворным для изучения истории было бы, видимо, сочетание локально - цивилизационного и стадиального подходов к изучению истории, при преобладании всё же стадиального, ибо история человечества в существенном – едина.

3. Научное изучение прошлого возможно лишь при опоре на исторические источники. Исторические источники – это любые остатки прошлого, на основании которых изучается та или иная эпоха. Принята следующая простая систематизация исторических источников: вещественные, письменные, устные, лингвистические, этнографические и данные языка.

Вещественные источники: остатки городов, селений, гробниц, орудия труда, оружие, украшения, монеты, печати и другие материальные предметы. Изучением их занимается специальная историческая наука – археология. Другие науки – нумизматика и сфрагистика изучают монеты и печати. Археология как наука особенно важна для эпохи древности, но и для Средневековья, в России – для периода до XIV века, археология доставляет важные исторические сведения.

К письменным источникам относятся документальные и литературные. Первые это – законы, договоры, постановления, хозяйственные документы, вторые – летописи, хроники, письма, сочинения учёных, философов, художественные произведения. Есть, наконец, и устные источники: мифы, сказания.

Письменные источники – самые важные, по Отечественной истории письменные источники очень разнообразны и, если для древнейших периодов они довольно скудны, то по мере исторического развития русского общества их круг расширяется. Саамы ранние письменные источники по истории нашей страны относятся к эпохе Античности: труды историка Геродота, географов Страбона, Плиния Старшего и византийского историка Прокопия Кесарийского. Для истории древней Руси важнейшими источниками являются летописи, ведшиеся в монастырях и при княжеских дворах. Самой ранней является «Повесть Временных лет» - XII век. Важны также памятники права – «Русская Правда» (11 век), памятники литературы вроде «Поучения» Владимира Мономаха. Важны также берестяные грамоты, происходящие в основном из Новгорода, но есть также из Смоленска, Старой Руссы и др. Дошли до нас древние былины, сохранились граффити (надписи) на стенах древних строений. С 12 века появляется масса летописей, большой актовый материал в виде разных грамот – жалованных, купчих и т.д. С 15-16 вв. появляются произведения публицистики. С 17 века становится много делопроизводственной документации – различных документов государственных учреждений. Особую важность имеет «Соборное Уложение» 1649 года. Для 18-19 вв. источники уже очень разнообразны, много публицистики, литературных произведений, особую важность приобретают разнообразные мемуары. В 19 веке появились «Полное собрание законов Российской империи» и «Свод законов Российской империи», другие юридические памятники. Для советской эпохи особенно важными являются «массовые источники» - данные переписей, различные статистические материалы, пресса. Приобретает важность такой вид источников как кино-, фото-, фоно - материалы.

Язык также может быть историческим источником. Например, географические названия (реки, города), которые изучает наука топонимика, могут рассказать нам, какие народы проживали здесь и, стало быть, принадлежали к числу наших предков. Так, выясняется широкое распространение в Восточной Европе языков иранских (скифы, сарматы), финно-угорских народов, балтов – все они когда-то смешались со славянским этническим элементом.

4. Хотя отдельные труды по истории России появились уже в 16-17 вв. («Хронограф», «Сказание о князьях Владимирских»), и в начале 18 века (труды Голикова и П.П.Шафирова о Петре Великом), настоящей науки, т.е. критического исследования источников ещё не было. Возникновение исторической науки следует вести с труда В.Н.Татищева «История Российская с самых древнейших времён» в 5 тт. (1768 г.). Выдающимися историками 18 века были норманнисты Байер и Шлецер и антинорманнист М.В.Ломоносов. 19 век стал эпохой расцвета русской исторической науки. В начале века жил великий писатель и историк Н.М.Карамзин, названный А.С.Пушкиным «первым нашим историком и последним летописцем». Он написал обширную «Историю государства Российского», успев довести её до начала Смутного времени. Крупными историками были М.П.Погодин, К.Д.Кавелин. Выдающимся историком средины 19 века, положившим в основу своего исторического построения историю развития государства, был С.М.Соловьёв – автор огромной «Истории России с древнейших времён». Этот автор обработал огромный исторический материал и довёл свою историю до 18 века включительно. Блестящим лектором Московского университета был В.О.Ключевский, уделявший большое внимание и юридическому аспекту исторического процесса и географическому фактору и истории культуры. Преимущественно социальные процессы изучал великий историк Смуты С.Ф.Платонов.

В начале 20 века сложилась марксистская школа в отечественной исторической науке. Считается, что её первым представителем был М.Н.Покровский. Это направление в исторической науке, ставшее после октября 1917 года господствующим, а затем и единственным, занималось преимущественно социально-экономическими вопросами, а также проявлениями классовой борьбы в истории. Советская историческая наука имела большие достижения, особенно ценные работы созданы историками С.В.Юшковым, Б.Д.Грековым, Л.В.Черепниным, С.О.Шмидтом, С.И.Смирновым, А.А.Зиминым, Р.Г.Скрынниковым, Н.М.Дружининым, П.А.Зайончковским.

Наше время – период серьёзных изменений в исторической науке, серьёзно меняется, обогащается её методология.

Лекция 2. Проблема этногенеза восточных славян.

1. Обзор письменных и археологических источников славян в 1 тыс. н. э.

2. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов

3. Территория. Соседи: Волжская Булгария, Хазария.

4. Древняя Русь и кочевники

5. Особенности социального строя Древней Руси. Племенные союзы восточных славян, расселение, занятие, религиозные культы.

Литература:

Алексеев В.П. Происхождение народов Восточной Европы, М.: Наука,1969

Алексеева Т. И. Антропологический состав восточнославянских народов и проблема их происхождения. //Этногенез финно-угорских народов по данным антропологии. – М.: Наука, 1974

Артамонов М.И. История хазар. – Л., 1962; СПб., 2001. Греков Б.Д. Киевская Русь. – М., 1949

Григорьев А.В. Славянское население водораздела Оки и Дона в конце I – начале II тыс. н.э. – Тула, 2005

Литаврин Г.Г. Славинии VII-IX вв. – социально-политические организации славян // Этногенез народов Балкан и Сев. Причерноморья. – М.,

Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства (VIII – перв. пол. IX в.): Историкоархеологические очерки. – Л., 1968

Плетнева С.А. Печенеги, торки, половцы // Степи Евразии в эпоху средневековья. - М., 1981.

Происхождение и этническая история русского народа по антропологическим данным под редакцией В.В. Бунака, М.: Наука,

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI вв. – Смоленск; М., 1995

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1981 Скржинская Е.Ч. Половцы. Опыт исторического истолкования термина

// Византийский временник. – Т.46. – М., 1986. – С.255-276

Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. – М., 1982 // Археология

СССР в 20-ти т.

Седов В.В. Славяне в древности. – М., 1994.

Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. – М., 1995. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология, М.: МГУ, 1999.

1. Огромная территория современной России начала заселятся и осваиваться с Восточно-Европейской (Русской) равнины, где и возникло первое русское государство в IX веке. В древности на этой равнине жили племена и народы различного происхождения.

Этногенез – момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. Включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

К восточнославянским народам относят русских, украинцев и белорусов, а также субэтнические группы малой численности: поморы, казаки донские, казаки запорожские, казаки-некрасовцы, русскоустьинцы, марковцы и некоторые другие. Территория проживания этих народов компактна, ограничена с запада Польшей, прибалтийскими странами, странами Скандинавии, с севера – Северным Ледовитым океаном, далее с востока реками Двина и Волга и с юга – Черным морем. Основная часть приходится на Восточно - Европейскую равнину, которая диктует основной ланшафт территории (равнины, зона лиственных лесов). Климат умеренный.

Антропологическая литература о восточных славянах очень велика. А.П. Богданов (1865) был первым, кто показал роль финских этнических элементов в антропологическом составе восточных славян. Н.Ю. Зограф собрал обширные антропологические данные по волго-камско-уральскому региону. Е.М. Чепурковский (1913) впервые собрал очень полные антропологические данные, характеризующие основные типологические варианты, и предложил гипотезу формирования русского народа на финском субстрате с участием пришлых элементов. В.В. Бунак (1932) разработал первую антропологическую классификацию восточнославянских народов и показал большую важность переселений с запада, с одной стороны, и автохтонного субстрата с другой. Т.А. Трофимова (1946) создала более детальную классификацию восточных славян и концепциюих автохтонного происхождения с участием элементов, присутствующих у финнов. Г.Ф. Дебец (1948) также защищал гипотезу автохтонного происхождения восточных славян и невозможность выделения антропологических особенностей, специфических только для славян.

Для восточных славян характерно два антропологических типа: атланто-балтийский и среднеевропейский.

Атланто-балтийская малая раса характеризуется светлой пигментацией кожи, светлыми оттенками глаз и волос. Волосы широковолнистые и мягкие, рост бороды средний и выше среднего, третичный волосяной покров – от среднего до слабого. Лицо и голова достаточно крупные. Головной указатель

– на границы долихо- и мезокефалии, высота лица несколько преобладает над шириной. Высота нижнего отдела лица значительная. Нос обычно прямой и узкий, с высоким переносьем. Характерна для популяций русских и белорусов.

Среднеевропейская малая раса близка к атланто-балтийской, но отличается более сильной пигментацией волос («пояс шатенов»). Головной указатель, как правило, брахикефальный. Большинство пропорций лица имеют средние значения. Рост бороды средний и выше среднего, третичный волосяной покров умеренный. Нос с прямой спинкой и высоким переносьем,

длина его варьирует. Восточные варианты этой расы светлее. Характерна для русских и украинцев.

Самым важным итогом антропологических исследований на территории Восточной Европы применительно к проблеме этногенеза восточнославянских народов является выделение восточноевропейского типа как особой самостоятельной ветви в пределах европеоидной расы. Тип этот характерен для населения центральных районов ареала русского народа.

Современная наука делит все народы в зависимости от того, на каких языках они говорят, на языковые семьи, а семьи – на группы. Восточнославянские народы говорят на славянских языках индоевропейской языковой семьи. Эти языки близки к балтийским, на которых говорят литовцы и латыши. Также к индоевропейской языковой семье относят романскую, германскую и иранскую группы. Ветвь славянских языков выделилась в V – VI вв н. э. И в то время, и в последующие века не было отчетливого соединения и размежевания племен по языковому признаку; племена враждовали или поддерживали добрососедские отношения, не придавая первостепенного значения этническим различиям или сходству.

Более или менее определенно можно говорить о значительном антропологическом сходстве восточнославянских племен, принимавших участие в формировании русского населения. Общим комплексом для всех славянских групп можно считать невысокое, сильно профилированное лицо, довольно широкий средне и сильно выступающий нос. Величины углов горизонтальной профилировки и выступания носа позволяет отнести восточнославянское население к кругу европеоидных форм, исключение составляют кривичи северо-восточных районов (ярославская, костромская, владимирско-рязанская группы), в которых европеоидные черты несколько ослаблены.

Несмотря на заметную однородность физического облика восточных славян, между отдельными их группами отмечаются различия. Это – различия по черепному указателю и скуловому диаметру. Комбинация этих размеров позволяет выделить на интересующей нас территории несколько антропологических комплексов: долихокранный узколицый у вятичей, долихокранный со средней шириной лица – у смоленских и тверских кривичей и северян.

Сопоставление средневекового и современного восточнославянского населения по характеру эпохальных изменений выявляет преемственность населения на одних территориях и смену на других. Преемственность обнаружена для следующих этнических и территориальных групп: белорусы

– дреговичи, радимичи, западные кривичи; украинцы – тиверцы, уличи, древляне, волыняне, поляне; русские Десно-Сейминского треугольника – северяне, русские верховьев Днепра и Волги, бассейна Оки и ПсковскоИльменского поозерья – западные кривичи и словене новгородские.

В отношении Волго-Окского бассейна обнаруживается изменение антропологического состава по сравнению со средневековьем за счёт прилива славянского населения из северо-западных областей, по-видимому в

Раздел I. Русь Древняя и средневековая

Тема: Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси.

Вопрос 1. Русь изначальная.

Вопрос 2. Образование восточнославянского государства. Киевская Русь.

Вопрос 3. Киевская Русь в Х-ХI вв.

Тема: Русские земли в XII-XIV вв.

Вопрос 4. Феодальная раздробленность. Русь удельная.

Вопрос 5. Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (X-XIIIвв.).

Тема: Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII в.

Вопрос 6. Противостояние Руси монголо-татарскому нашествию.

Вопрос 7. Борьба Руси против вторжений с Запада в ХШ в.

Тема: Образование единого Российского государства .

Вопрос 8. Предпосылки объединения русских земель.

в единое государство.

Вопрос 9. Выдвижение Москвы как центра объединения и борьбы за национальную независимость.

Вопрос 10. Борьба с Ордой за национальную независимость. Куликовская битва.

Вопрос 11. Московская Русь в конце XIV-XV в. Образование единого государства России.

Тема: Эпоха царя Ивана Грозного. Россия в XVI - начале XVII в.

Вопрос 12. Российское государство в начале XVI в.

Вопрос 13. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного.

Вопрос 14. Опричнина.

Вопрос 15. Культурная и духовная жизнь России в ХIV-XVI вв.

Вопрос 16. Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смутное время.

Раздел II. Россия в новое время (XVII в. - до конца XIX в.).

Тема: Исторические судьбы России в XVII в.

Вопрос 17. Россия в начале Нового времени. Социально-экономическое развитие России в середине и во второй половине XVII в.

Вопрос 18. Политическое развитие России в XVII в.

Вопрос 19. Церковный раскол.

Вопрос 20. «Бунташный» век. Народные движения во второй половине XVII в.

Вопрос 21. Основные направления внешней политики и расширение территории России в XVII в.

Вопрос 22. Культура и духовное развитие российского общества в XVII в.

Тема: Эпоха Петра I . Рождение империи .

Вопрос 23. Петр I и политическая борьба 80-х годов XVII в.

Вопрос 24. Начало правления Петра I. Причины и истоки реформ.

Вопрос 25. Социально-экономические преобразования Петра I.

Вопрос 26. Государственные и административные реформы Петра I.

Вопрос 27. Реформы и российское общество в эпоху Петра I.

Вопрос 28. Северная война 1700-1721 гг.

Вопрос 29. Преобразования в области культуры и быта при Петре I.

Тема: Российская империя в XVIII столетии .

Вопрос 30. Эпоха дворцовых переворотов.

Вопрос 31. «Просвещенный абсолютизм» в России.

Вопрос 32. Особенности социально-экономического развития России во второй половине XVIII в.

Вопрос 33. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

Вопрос 34 . Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

Вопрос 35. Россия в конце XVIII в. Павел I.

Вопрос 36. Развитие культуры и общественной мысли в России во второй половине XVIIIв.

Тема: Российская империя в первой половине XIX в.

Вопрос 37. Экономическое, социальное и политическое развитие России в начале XIX в.

Вопрос 38. Внутренняя и внешняя политика России в 1801-1812 гг. Реформы М. Сперанского.

Вопрос 39. Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии.

Вопрос 40. Внутренняя политика России в 1812-1825 гг. Движение декабристов.

Вопрос 41. Социально-экономическое развитие России и внутренняя политика Николая I (1825-1855).

Вопрос 42. Общественное движение в России при Николае I (1825 - 50-е годы).

Вопрос 43. Внешняя политика Николая I.

Вопрос 44. Культура России в первой половине XIX в.

Тема: Россия во второй половине XIX в.

Вопрос 45. Отмена крепостного права в России. Либеральные реформы 60-70-х годов XIX в.

Вопрос 46. Экономическое развитие России во второй половине XIX в. (в пореформенное время.

Вопрос 47. Общественное движение в 60 - начале 80-х годов XIX в. Народничество.

Вопрос 48. Внешняя политика России в 60-70-х годах XIX в. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Вопрос 49. Внутренняя и внешняя политика России в 80-90-е годы XIX в. Контрреформы Александра III. Русское общество в конце XIX в.

Вопрос 50. Общественное движение в России в конце XIX в. Рабочее движение. Распространение марксизма в России.

Вопрос 51. Культура России во второй половине XIX в. Раздел III. Россия, СССР в новейшее время (XX век).

Раздел I. Русь древняя и средневековая

Тема: Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси

Вопрос 1. Русь изначальная

ПЛАН ОТВЕТА:

А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства.

Б. Племенные союзы восточных славян в VIII-IX вв., их занятия и социальные отношения.

В. Религия восточных славян.

А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства.

1. Славяне - крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения. Их численность - почти 300 млн. человек.

Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV- III тысячелетии до н. э. расселились на громадной территории Европейского материка - от Европы до Индии. Ближайшими родственниками славян по языку были балты - предки литовцев, латышей и пруссов. Соседями на юге и западе - германцы, которых славяне называли общим именем «немцы». Восточными соседями - западноиранские племена - скифы и сарматы. К этой же семье относились индийцы, иранцы, древние хетты, армяне, греки и римляне, кельты и др. народы.

2. Древнейшие исторические сведения о славянах, известных тогда под именем «венедов», относятся к 1-11 вв. н. э. и встречаются в трудах греко-римских историков Плиния Старшего, Тацита, Птолемея и др. Обширные сведения о славянах содержатся в произведениях византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского и готского историка Иордана. Они первыми рассказали о появлении славян у границ Византии и в Северном Причерноморье - пределах Готской империи, об их быте, обычаях, походах, отношениях с соседями. Прокопий сообщает довольно подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова. Еще более важны сведения историка Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки - венедов, антов и склавинов. В последние годы археологи установили, что этим сведениям можно доверять. Богатейшие сведения о жизни древних славян содержатся в русских летописях, и прежде всего в «Повести временных лет».

3. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. Во второй половине I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех древних славян языке - праславянском. Однако по мере расселения древние славяне все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:

> западные славяне - поляки, чехи, словаки;

> южные славяне - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы;

> и самая большая, третья ветвь - восточные славяне - это русские, украинцы, белорусы.

Б. Племенные союзы восточных славян в VIII-IX вв., их занятия и социальные отношения

1. В середине I тысячелетия племена восточных славян занимали огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке.

2. В VIII-IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен или, как их называет летописец Нестор, «племенных княжений». Согласно «Повести временных лет», картина их расселения выглядела следующим образом:

> поляне - по среднему течению Днепра;

> древляне - на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье;

> славяне (славяне ильменские) - по берегам реки Волхов и озера Ильмень;

> дреговичи - между реками Припять и Березина;

> вятичи - в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки;

> кривичи - в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги;

> полочане - по Западной Двине и ее притоку реке Полота;

> северяне - в бассейнах Десны, Сейма, Суды и Северного Донца;

> радимичи - на Соже и Десне;

> волыняне, бужане и дулебы - на Волыни, по берегам Буга;

> уличи, тиверцы - на самом юге, в междуречьях Буга и Днестра, Днестра и Прута;

> белые хорваты - в предгорьях Карпат.

3. Рядом с восточными славянами жили угро-финские племена: весь, карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Их отношения со славянами строились в основном мирно.

4. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зонах, занимались пашенным земледелием с двупольным и трехпольным севооборотом. Основными орудиями труда были соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом. У славян лесной зоны было подсечное земледелие, при котором леса вырубались и сжигались, зола, смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение 4-5 лет снимался хороший урожай, потом этот участок забрасывался. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, горох, гречиху. Важными сельскохозяйственными техническими культурами были лен и конопля.

Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась земледелием: они занимались и скотоводством, разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домашнюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. Занимались славяне и бортничеством - сбором меда диких пчел. Из меда приготовляли хмельные напитки.

Фотография: личная страница в Facebook

Представлять этого человека в кругах литературоведов не имеет смысла. Для всех остальных пояснение: пожалуй, самый известный в России современный исследователь американской литературы XX века, эстетизма, европейского модернизма и автор нескольких художественных книг. На его сайте или официальном ютьюб-канале существует целая подборка бесплатных лекций по Сэлинджеру, Кафке, Элиоту и Оскару Уайльду. Всем интересующимся зарубежной литературой просто противопоказано проходить мимо.

«Курилка Гутенберга»


Относительно недавний некоммерческий образовательный проект, специализирующийся на живых мероприятиях, проводимых в Москве и других крупных городах. Записи выступлений здешних лекторов выкладываются в официальную группу «ВКонтакте» в совершенно открытом доступе. Спектр тем неимоверно широк - как пишут сами организаторы, «в течение одного вечера перед вами могут выступить биолог, филолог и космолог». Формат скорее научно-популярный и более чем увлекательный.


Несмотря на достаточную известность этого ресурса, не сказать о нем нельзя. Этот популярный во всем мире сайт создает последовательные курсы лекций и еженедельных упражнений, посмотреть и пройти которые может совершенно бесплатно любой зарегистрировавшийся пользователь. В конце большей части курсов предполагается прохождение онлайн-экзамена. В разработке материалов участвует больше 109 различных вузов, преимущественно иностранных. Доминирует здесь, конечно, английский язык, но при желании несложно погрызть гранит науки и при помощи великого и могучего. Есть, например, курсы от Высшей школы экономики или совместные лаборатории ABBYY и Digital October .

Academic Earth


Еще один академический англоязычный ресурс. Как и в случае с «Курсерой», участие в развитии проекта принимает множество различных университетов, среди которых Гарвард, Принстон, Стэнфорд и другие громкие названия. Также представлены преимущественно курсы, все материалы которых доступны для свободного скачивания. Отдельным большим плюсом является местный интерфейс: Academic Earth всегда рад подсказать своему посетителю, что пройти и посмотреть, в наличии удобное разделение по университетам, специальностям и уровню сложности. Многие видеолекции выложены отдельно от основных курсов в специальном разделе, и для их просмотра даже не требуется авторизация. Правда, здесь вы не найдете текстов и роликов на русском, так что придется самообразовываться на языке Шекспира.

Arzamas


В списке нельзя обойти вниманием и проект бывшего главреда журнала «Большой город» Филиппа Дзядко, который громко выстрелил в этом году. «Арзамас» предлагает своим пользователям целые курсы, состоящие из видеолекций, статей и документальных фотогалерей. Целиком и полностью ориентирован на гуманитарные науки. Здесь можно узнать, как слушать классическую музыку , что представлял из себя Петербург накануне революции 1917 года , почитать про верования южноамериканских индейцев или про театр английского Возрождения . Благо, что проект полностью русскоязычный.

«Скепсис»


Интернет-журнал, также нерегулярно выпускающий печатные альманахи. Предлагает своим читателям материалы действительно академического уровня. Поэтому начинать с него попытки разобраться, например, в капитализме начала XX века не стоит. Но для людей, занимающихся историей, культурой, социологией, религией или философией, ресурс совершенно бесценный. Характерной особенностью «Скепсиса» является еще и то, что авторы журнала не стесняются высказываться в своих статьях и лекциях на актуальные современные темы, будь то образование или политическая манипуляция. Главный редактор - кандидат философских наук Сергей Соловьев.

Khan Academy


Проект выходца из Бангладеша и выпускника Гарварда Салмана Хана не разменивается на дополнительные материалы. Все, что здесь есть, это целая галактика микролекций по всем возможным научным специальностям. Причем, несмотря на серьезный академический подход, многие дисциплины здесь даются начиная с самых базовых основ. Глубоко изучить изучить эти дисциплины, конечно, не получится, но получить общее представление - легко. Сайт существует благодаря пожертвованиям, причем немалую часть финансовой поддержки оказывает компания Google. Они же занимаются и переводом роликов «Академии» на мировые языки (в списке пока, правда, есть только английский, испанский, французский, норвежский, португальский и турецкий).

Education


Вернемся к самой популярной площадке в рунете - социальной сети vk.com. Education - это крайне любопытное комьюнити, существующее исключительно «ВКонтакте». Администрация паблика с завидной регулярностью выкладывает видео- и аудиозаписи лекций, преимущественно по гуманитарным и естественным направлениям. Отличительно, что здесь можно послушать еще и несовременные материалы, такие как, например, беседы о культуре с Иосифом Бродским, - это тоже часть контента сообщества. А еще здесь есть кино, документальное и не только, и аудиокниги.

«Орфей»


Радиостанция «Орфей» не только дает возможность послушать классическую музыку, но и больше узнать о ней и культуре в целом. Записи программ в огромном количестве представлены на официальном сайте. Франко Дзеффирелли, Стэнли Кубрик, Иоганн Себастьян Бах и Петр Ильич Чайковский, Ллойд-Уэббер и рок-оперы - все это в формате двадцати- и тридцатиминутных записей радиовыпусков. Вряд ли где-то еще можно найти такое большое количество действительно интересных и профессионально сделанных подкастов на русском языке.

Лекции Александра Пятигорского


Фотография: из архива Александра Пятигорского

Лауреат премии Андрея Белого, советско-британский философ и востоковед, переводчик с мертвых языков Александр Пятигорский - личность практически легендарная. На сайте радио «Свобода» можно послушать полный цикл его лекций, посвященных различным философским идеям от Будды и Заратустры до Сартра и Хомски. Лекции совсем небольшого объема - по восемь минут, - но крайне информативные. Каждую в виде текста сопровождает небольшой профессиональный комментарий, облегчающий восприятие материала.

Лекции Натальи Басовской


Фотография: Наталия Красильникова / PhotoXPress

Проект радио «Эхо Москвы» передача «Все так» - это серия бесед на тему зарубежной истории. Автор - Наталья Басовская, медиевист, доктор исторических наук, крупнейший российский специалист по Столетней войне. Все материалы существуют как в форме текста, так и в виде подкастов. Вы не найдете тут разжевывания исторических фактов и последовательных событий. Акцент делается на анализ логики исторического процесса, значение различных культурных мифов, периодов и событий.

TED


C 1984 года в США проходит ежегодная конференция TED, посвященная «технологиям, дизайну и развлечениям». На ней впервые был представлен компакт-диск, компьютер Macintosh, первые эксперименты по созданию искусственного интеллекта. Среди участников - ученые со всего мира, публичные деятели и нобелевские лауреаты. Официальный сайт TED - кладезь для желающих узнать о новых разработках в любых областях науки. Здесь выложены выступления с основной конференции, локальных мероприятий TED и просто отдельные лекции. Знание английского необходимо, но это, пожалуй, единственный минус. Ресурс крайне удобно организован, синхронизирован со всеми основными соцсетями, существует прекрасная система поиска материалов и новостей.