Логопедические упражнения и игры Дифференциация звуков – в предложениях. Дифференциация звуков з-ж методическая разработка на тему Дифференциация ж с в предложениях










  1. Дифференциация звуков [з - ж] в изолированном звучании

«Комар - жук». Произносить звуки: "З З З - Ж Ж Ж"

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в прямых слогах

ЗА - ЖА ЖА - ЗА

ЗУ - ЖУ ЖУ - ЗУ

ЗЫ - ЖИ ЖИ - ЗЫ

ЗО - ЖО ЖО - ЗО

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в интервокальных слогах

АЗА - АЖА ОЗА - ОЖА УЗА - УЖА ЫЗА - ЫЖА

АЗО - АЖО ОЗО - ОЖО УЗО - УЖО ЫЗО - ЫЖО

АЗУ - АЖУ ОЗУ - ОЖУ УЗУ - УЖУ ЫЗУ - ЫЖУ

АЗЫ - АЖИ ОЗЫ - ОЖИ УЗЫ - УЖИ ЫЗЫ - ЫЖИ

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в слогах со стечением согласных

ЗНА - ЖНА ЗМА - ЖМА ЗВА - ЖВА ЗДА - ЖДА

ЗНО - ЖНО ЗМО - ЖМО ЗВО - ЖВО ЗДО - ЖДО

ЗНУ - ЖНУ ЗМУ - ЖМУ ЗВУ - ЖВУ ЗДУ - ЖДУ

ЗНЫ - ЖНЫ ЗМИ - ЖМИ ЗВИ - ЖВИ ЗДИ - ЖДИ

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в словах, звуки в начале слова

Зыбкий - жидкий заря - жаря

Залей - жалей зал - жал

Зовёт - живёт

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в словах, звуки в середине слова

Узы - ужи вязать - бежать

Везу - вяжу лизать - лежать

Козы - кожи базар - пожар

Розы - рожи мазут - мажут

Грозу - грожу дерзать - держать

Лоза - ложа разок - рожок

Лиза - лыжа возы - вожжи

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в словах, звуки З - Ж в одном слове

Ж из нь, з аж игать, з аж им, з аж ать, з аж ёг, воз мож но, из неж ённый, з аж ужж ать,ж елез о, з аж игалка, з алеж и, з абеж ал, з адерж ал, з аслуж ил, з акруж ить,з аж арить, воз лож у, ж елтиз на, з аж арит, з аряж ать, з аж елтеть, з аж арил.

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в словосочетаниях

З абавный ёж ик, кож аная уз да, з ваный уж ин, бумаж ная коз а, ж идкий маз ут,з абытый ж акет, тяж ёлый воз .

Важ ный муз ыкант, из мятая кож а, книж ный магаз ин, Ж енин з накомый, неж ные нез абудки, неж ные мимоз ы, ж елезный з амок.

Вяз аный ж акет, важ ное з адание, вяз аные манж еты, из огнутая ж есть, юж ныйз акат, з атяж ной дож дь, з накомый худож ник.

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в предложениях из 3 слов

Зоя звонит Жанне. Бизон - дикое животное. Надежда чистит зубы. Зоя покупает книжку.

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в предложениях из 4 слов

Жанна показывает Зое жука. Мама зовёт Зою ужинать. Жанна загадывает загадки Жене. Коза бежит к луже. Зоя надевает кожаный пиджак. Над мимозами жужжат жуки. У Жени - забавный зайчонок. В вазе - бумажные мимозы.

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в предложениях из 5 слов

Дети идут в книжный магазин. На пижаме у Жени - медузы. Звонок звенит, а жук жужжит. У магазина - Женя и Зоя. Зоя бежит за бумажным змеем. Этой осенью идут затяжные дожди. Нежные незабудки цветут у дома. У избы стоит стожок сена.

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в предложениях из 6 - 8 слов

У Зои живут ежи и ужи. Зоя каждый день поит козу водой. У Жени - заводной зайка, у Жанны - заводной жук.

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в стихах

Звенит звонок, жужжит жучок.

Жужжат - звенят, звенят - жужжат.

Уж ужа позвал на ужин,

Уж совсем не ожидал,

Но ужу не нужен ужин -

Уж уже поужинал.

Зелёная жаба

С забавным жуком

Забыли к зиме

Подыскать себе дом.

Зайка забавный

У Жени живёт,

Женя не знает

С зайкой забот

Зайке не нужен

Ни обед, ни ужин.

Знает загадки каждый ёжик,

Жуку и змее загадать их может.

Загадки о вазе, бизоне, уже,

О ежевике и о еже.

Знает каждый: змей бумажный

На земле лежать не любит.

Лёгкий змей, как будто дым.

Наблюдать за ним несложно,

Только жаль, что невозможно

Полетать нам вместе с ним!

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в текстах

ЖИВОТНЫЕ В ПУСТЫНЕ

Животные пустыни знают, что та-кое зной и жажда. Всю жизнь живут они в песках. Эти животные иногда даже забывают, что такое дождик. Тяжко им там жить.

ДВЕ КОЗЫ

Идут две козы под зонтами, знакомятся:

Тебя как зовут?

А тебя как зовут?

У тебя зонт?

А у тебя?

И у меня зонт.

У тебя зонт от зноя?

От зноя.

А у тебя?

А у меня от дождя.

Заходи в мою избушку ужинать.

И ты заходи в мою избушку ужинать.

Когда заходить ужинать?

На закате.

А к тебе, когда заходить ужинать?

Тоже на закате.

КТО ХОЗЯИН?

У Жоры и Захара жила собака. Звали её Жук.

Жора и Захар подобрали Жука со сломанной лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел.

Жора и Захар каждый день спорили: кто хозяин Жука?

Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки. Жора закричал и залез на дерево. А Захар не убежал, он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. 1 .Алифанова E . A ., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. —

М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с.

  1. 2 . Спивак Е .Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для атоматизации и дифференциации звуков у детей 5 - 7 лет / Е.Н.Спивак. - М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. - 48 с.

Конспект логопедического занятия:

в 1 классе

« Дифференциация звуков [з] – [ж]»

Составила:

учитель-логопед

Яхияева Асият Расуловна

Каспийск 2018

1. Тема «Дифференциация звуков и букв З-Ж»

2. Возрастная направленность Дети 7 лет.

3. Программные задачи

Закреплять правильное произношение звуков [з], [ж] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи.

Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении.

Развивать умения внимательно вслушиваться в речь взрослого.

Развивать навык звукового анализа.

Способствовать развитию логического мышления.

Развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.

Способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.

4. Ожидаемые результаты

Дети правильно произносят звуки [з], [ж] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи; умеют различать эти звуки на слух и в произношении

5. Оборудование:

Картинки с изображением жука и комара, слоговые таблицы, бумага, карандаши на каждого ребенка.

6. Предварительная работа

Д/и «Поймай звук», «С какого звука начинается», «Четвертый лишний»

Рассматривание картинок, определение, с какого звука начинается слово

Ход занятия.

1. Организационный момент:

Мы школьники прилежны,

Послушны и дружны.

Мы знаем нашей школе

Лентяи не нужны.

2. Мотивация к деятельности.

Послушайте внимательно стихотворение:

Если мы не примем мер,

Мальчик Петя- вот беда!

Букву «ша» и букву «эр»

Не осилит никогда.

Вместо слова «хорошо»

Говорит он « холосо».

Вместо слова «парашют»

Говорит он «паласут».

А теперь наоборот:

Прочим буквам не в пример,

Полюбил он через год

Букву «ша» и букву «эр».

Вместо слова «колесо»

Пишет Петя «корешо».

Вместо слова «пылесос»

Пишет Петя «пырешош»

Ребята, как вы думаете, для чего нужно учиться правильно проговаривать и различать звуки?

3. Отгадайте загадки.

Летит, пищит. Ножки длинные тащит

Случай не упустит. Сядет и укусит:.. (комар)

Как звенит комар?

Какой слышится звук?

Посмотрите, какой красивый комар пришел к нам сегодня в гости (демонстрируется иллюстрация комара)

Жужжит, звенит,

Усами водит грозно:

Пугает праведный народ –

А ну, покиньте огород,

Пока не слишком поздно!

Но нет испуганных вокруг,

Не страшен людям майский… (жук)

-как жужжит жук?

Посмотрите, какой красивый жук пришел к нам сегодня в гости(демонстрируется иллюстрация жука)

-как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?

4. Сравнение артикуляции.

Произнесем перед зеркалом сначала звук [з] потом звук [ж].Сравним их.

а) сходство: эти звуки звонкие

б) различия: место образования

[з] – кончик языка за нижними зубами

[ж] – язык в верхнем положении

в) губы: при [з] улыбаются, при [ж] круглые, вытянуты вперёд

г) воздушная струя

При произнесении [з] – холодное, [ж] – тёплая

5. Разделить предметные картинки.

Детям предлагаются картинки, на которых изображены предметы, в названии которых есть звуки [з] и [ж].

Задание: разделить картинки на две группы по наличию [з] или [ж].

6. Упражнения для развития мелкой моторики.

Мама подарила вам колечко. Но пока мама шла из магазина, вы успели подрасти, и колечко стало мало. Постараемся натянуть колечко на каждый пальчик.(натягиваем колечко на каждый палец, массируя его)

7. Хлопни, когда услышишь слово со звуком [з] один раз, а со звуком [ж] два раза.

Заяц, жираф, незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, ужи, животное, зубр, журавли, кожа, закат, жасмин, гвоздики.

8. Повтори, не ошибись!

жа-жа-за – вот идёт коза

за-за-жа – мы видели ежа

жу-зу-зу – мы ведём козу

зу-жу-жу – на лужок хожу

9. Игра «Комары и жуки».

Дети разбиваются на две группы, называя слова, начинающиеся со звуков [з], [ж]. Одни изображают жуков, другие - комаров. Кроме того, один ребенок с хорошей речью изображает сову.

Учитель говорит: «Комары летят, комары гудят».

Дети - комары - вылетают и гудят: «з-з-з».

Затем учитель говорит: «Жуки летят, жуки жужжат».

Дети - жуки - вылетают и жужжат: «ж-ж-ж».

Сова говорит:

Я - сова, большая голова,

на суку сижу,

во все стороны гляжу,

жуков, комаров ловлю!

Лечу!

На слово «лечу» ребенок - сова - делает взмах руками, как крыльями, ловит детей. Пойманный становится «совой»

10. Измени по образцу.

боль, зуб – больной зуб.

Змея, яд; бензин, бак; зима, день; звезда, путь; кожа, пиджак; бумага, пакет; пляж, костюм; багаж, квитанция

11.Физкультминутка.

Мы поставим печь пирог,

И достанем из печи.

Из трубы идёт дымок такой приятный.

Там за лесом у реки

Повар – булочка живёт.

По утрам печёт пирог он ароматный. (сопровождается движением)

11. Блиц опрос.

Замени слово новым так, чтобы оно начиналось со звука [з] или [ж]

лягушка – жаба

зной – жара

ограда – забор

животное – зверь

грубый – жестокий

дом – здание

Лесной житель с длинными ушами – заяц

Кличка собаки из сказки «Репка» - Жучка

Животное, обладающее самой длинной шеей – жираф

Парк, где можно встретить различных животных – зоопарк

Утренний приём пищи – завтрак

Утренние гимнастические упражнения – зарядка

12. Поиграем в считалку.

Дети становятся в круг, учитель считает.

Мы со звуком [з] играем,

Слово к слову подбираем:

зал, забор, замок, жетон –

Выходи из круга вон!

Мы со звуком [ж] играем,

Слово к слову подбираем:

жаба, жук, жираф, бизон –

Выходи из круга вон!

13. Рефлексия.

Нарисуй такой величины ухо, насколько ты хорошо слушал учителя и товарищей.

Такой величины глаз, насколько ты внимательно смотрел на учителя и на доску.

Такой величины рот, насколько ты болтал не по делу.

14. Пароль на выходе.

Назови слово со звуком [з] или [ж] и иди на перемену.

Список использованной литературы

    Волина В.В. Занимательное азбуковедение.- Москва: Просвещение 1991

    Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя. – Москва: ООО «5 за знания» 2007

    Лопухина И.С.Логопедия 550 . - Москва: Аквариум 1995

Разработала учитель - логопед

Некрасова Надежда Павловна

1. Изолированно произносить звук [Ж]:

Артикуляция как при звуке [Ш]: губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются , язык в форме «чашечки», широкий кончик языка поднят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздушная струя слабее, чем при звуке [Ш], направлена так же по середине языка вверх, воздух теплый. Но есть голосовые особенности: звук произносится с голосом (связки сомкнуты и вибрируют).

Подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля, вращению юлы и т.д.

Ж-ж-ж-ж-ж…

2. Автоматизация в слогах:

ЖА

ЖО

ЖУ

ЖИ

ЖЕ

3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

Жа-жа-жа

Жо-жо-жо

Жу-жу-жу

Жи-жи-жи

Же-же-же

Жа-жо-жу

Жи-же-жа

Жо-же-жи

Жу-жо-же

Же-жа-жо

Жа - жо - жу - жи - же
Жи - жа - жо - жу - же
Жо - жа - жу - жи - же
Же - жа - жо - жи - жу
Жу - жа - жо - жи - же

Жа: жаль, жаба, жало, жатва, жать, Жанна, жадина, жалоба; жалеть, жакет, жасмин.

Жо, жё: жёлоб, жёлудь, жёлтый.

Жу, же: жук, Женя, жжение; жетон.

Жи: жить, жила, жидкий, жито; живой, живот, животное.

Ждать, жду, жгутик.

Жа: ежата, вожак, вожатый, пижама, бежать, лежать, уважать; кожа, лужа, лежа, кожаный.

Жо, жё: ожог, лужок, флажок, свежо, ножовка, медвежонок, утюжок, ежонок.

Жу, же: лежу, хожу, гляжу, покажу, уже, уважение; вижу, вяжут, лижут, мажут.

Жи: ножи, ужи, ежи, лежи, покажи, этажи, наживка; ежик, ужин, пыжик, дюжина, ухаживать, похожий, ужинать.

Джем.

6. Произносить слова со стечением согласных, голосом выделяя звук [Ж]:

Важный, каждый, бумажный, багажник, монтажный, можно, дождик, ложный, тревожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба, лыжник, булыжник, южный, вьюжный, таёжный, нижний, ближний, пижма, книжный, между, прежде, одежда, Надежда, нежный, прежний, вежливый, прилежный, однажды, дважды, побеждать.

7. Игра на автоматизацию звука [Ж] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Ж; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ж].

8. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

Назови ласково.

Снег - снежок

стог -

сапог -

еж -

нож -

дождь -

утюг -

пляж -

9. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ж]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ж] в названии выпавшей картинки.

10. Проговаривать слова с двумя звуками [Ж]:

Жажда, жижа, жужжать, желтокожие.

11. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ж].


12. Образовать родственные слова:

кожа - (кожаный, кожица, кожный …)

уж - (ужонок, ужата, ужиха, ужинный …)

ёж - (ежонок, ежата, ежиха, ежиный, ежовые, ёжиться …)

13. ДИ «Сосчитай до 5»:

ежонок -

пиджак -

ужонок -

14. Проговаривать словосочетания, голосом выделяя звук [Ж]:

Кожаный жакет жидкий мёд

нежная кожа жадный Женя

мягкая пижама вьюжный день

отважный капитан бумажная жаба

мамин утюжок модный пиджак

бежевый жакет Женины тапки

новый утюжок бумажный жук

важный медвежонок надёжный вожак

Женина пижама снежный ком

желтокожие жёлуди дюжина ежей

15. Проговаривать предложения:

Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено - второй абзац и т. д.)

Вова - вежливый ребенок. Тетради на нижней полке. Багажный вагон впереди. Мама купила пирожное. Между деревьев снежная баба. Женя вытряхивает одежду. У Гены бумажная жаба. Сапожник починил обувь. Монтажники выполняют важную работу. Победитель - лыжник награжден подарками. В книжном магазине можно найти нужную книгу. Булыжник был мокрый от дождя.

Женя жуёт ежевику. У ужа ужата. Монтажнику нужна ножовка. У Жанны кожаный жакет. Женя и Жанна ужинают. У Жанны бумажная жаба. Ежата ждут маму-ежиху. Над пижмой жужжат жуки. Художник едет в Кижи. У ежихи и ежа ежата. Пижама, жакет и пиджак - это одежда. Женя живёт на пятом этаже.

Пижма пахнет нежно. Женин папа - художник. Медвежонок жуёт жито. У Жени живые ужи. Жанна даёт Жене ежевику. Женя вяжет маме жакет. Нет манжет у пижамы. Ежевика в бумажном пакете. Между пнями живут жабы. У Жени на ужин ежевика. У детей пижамы и жакеты. У жука надёжный дом между ветвей.

Дружно живёт детвора. Легко бежать по накатанной лыжне. У Жоры отец—монтажник, а у Жени - художник. Мой друг живёт на нижнем этаже. На нижней полке этажерки лежит журнал. Жора бережёт одежду. Женя ожидает, когда перестанет дождик. Дождик лил уже дважды - жди урожай на грибы. Между окнами жужжит жук. Женя дважды побеждал в лыжных гонках. Дружно падают желуди.

16. Проговаривать тексты:

Тексты проговаривать при условии, что в речи есть звук [Р].

Женя-рыбак.

Женя любит удить. Он сам сделал удочку. Леску из жилки, блесну из железки. Уже рано утром Женя бежит удить. На лужайке Женя ловит жуков и копает червей. Это будет наживка. Наживку Женя держит в банке.

Бежит Женя к реке. Терпеливо ждет клёва. Рыбу он держит в ведре: так она будет свежее. Рыба шевелит жабрами. Приближается жара, и Женя идёт домой. Будет уха из свежей рыбы.

Рыжик.

Был у Рыжухи жеребенок. Жеребенок был рыжий. Женя звал его Рыжиком. Рыжик был слабый, еле на ногах держался. Рыжуха жалела жеребенка. Женя тоже жалел Рыжика. Ухаживал и помогал Рыжику. Когда Рыжик окреп, Женя водил его на лужок. Рыжик любил кружить по лужайке. Покружит, покружит и ляжет под стожок. Когда Рыжуху впрягли в телегу, Рыжик бежал рядом. У реки Рыжуху выпрягли. Рыжуха купалась сама, а Рыжика купал Женя. За лето Рыжик окреп.

17. Проговаривать чистоговорки:

У жука надежный дом,

Жук живет, не тужит в нем.

Жук жужжит, не унывает,

Жу-жу-жу он напевает.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Тут ежата у ежа.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Мне ежаток покажи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Уходите от ежа.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

В моем доме этажи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Подо мной два этажа.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Надо мной два этажа.

Же-же-же, же-же-же

На каком я этаже?

Жужжит над жимолостью жук.

Тяжелый на жуке кожух.

Каждый жук жужжит о том,

Как же жутко быть жуком -

Каждый может обижать.

Как об этом не жужжать?

Золотистый, как из бронзы,

Жук кружится возле розы

и жужжит: "Жу-жу, жу-жу"

1. Читай целыми словами:

- ёж – уж - ужи – лужи – лужа – луза – лоза – коза – кожа – корж – морж – мороз
- жара – жаба – жбан – звал – знал – зной - злой – зола – жила – жить – жизнь – жезл
- лезу – лежу – гляжу – взгляд – лязг – визг – зигзаг – загнул – заснул –жасмин – ужасно
– грузил – кружил – дружил – Дружок – друзья – груздь – пружина – снежинка –слезинка

2. Прочитай слова, добавляя слоги:

ЗА, ЖА: сту _, гро _ , Ли _ , лу _ , ба _ , _ ба, _ бры, _ вод, _ бор, _ пах, _ рил, _ гадка;
ЗУ, ЖУ: ви _ , ве _ , бу _ , жуж _ , ска _ , _ бры, _ ки, _ равль, _ рчит, _ бной, _чка;
ЗИ, ЖИ: _ ма, _ вут, _ раф, _ лет, пока _ , приве _ , ма _, лы _ , е _ , пол _.

3. Прочитай слова, вставляя буквы З, Ж:

а) _ нать, _ дать, _алеть, _ алить, _мурки, Мур _ ик, де _ урный, кру _ ева, пи _ ама,
ре _ ина, _ ёлтый, _елёный, поле _ ный, сне _ ный, бере _ но, бере _ а;

б) _ и _ нь, _ а _ да, _ а _ им, _ еле _ о, _ ве _ да, _ а _ игать, _ ано _ а, во _ мо _ но,
_ емчу _ ина, _ акру _ ил, _ а _ евал, _ а _ венел, _ алю _ и, _ у _ _ т.

4. Вставьте пропущенные буквы Ж или З в слова.

Подчеркните на каждой строчке "лишнее" слово.

Автра, _ атва, дру _ ья, во _ ы
са _ а, пры _ ок, гво _ дика, кру _ ить
_ амер _ ать, _ ано _ а, _ авя _ ать, _ у _ елица
_ еле _ о, _ ар _ авел, ра _ дра _ ение, _ а _ ила

5. Зачеркни цифру, соответствующую месту заданного звука в слове.

6. Измени слова по образцу: дрожал – задрожал

жарил, жевал, зеленел, жёг, звонил, брезжил, журчал, звучал, жужжал, визжал.

7. Подумай, как правильно расставить слоги, чтобы получились слова:

9. Разгадай кроссворд.

По горизонтали: 1. предмет мебели. 4. Орган речи и средство общения. 5. Два берёзовых коня по снегам несут меня (загадка). 8. Детёныш лошади. 10. степная птица. 11. Кустарник с цветками в виде жёлтых шариков.

По вертикали: 2. Капустница – бабочка, а божья коровка - … 3. Садовый колючий кустарник с зелёными ягодами. 6. Неядовитая змея. 7. Африканская полосатая лошадь. 9.В нём можно увидеть своё отражение.

10. Подбери к прилагательным существительные.

Составь словосочетания.


11. Внимательно прочитай словосочетания.

Найди ошибки.


12. Закончи каждую строчку подходящим словом.


13. Составь словосочетания.

Поставь ударение в именах существительных.


14. Прочитай предложения, вставляя пропущенные буквы.

Дру _ ья поу _ инали _ асветло. Ко _ лёнок _ алобно _ аблеял. _ адро _ али _ айки, увидев волка на лу _ айке. В _ арослях е _ евики _ или е _ и. Де _ урный
_ апомнил _ рнал. Вечером на _ аводе _ а _ игают про _ екторы.

15. Закончи предложения, добавляя слова с буквами З, Ж, подходящими по смыслу.

а) Женя нашёл зелёного … Зина вырастила в саду … В зоопарке живут … и … . Зимой можно бегать на …

б) На воротах гаража висит (какой?) замок. В воздухе кружились (какие?) хлопья. Коза и корова (какие?) животные. Серёжа подарил Лизе (какие?) хризантемы.

в) Жанна (что сделала?) варежки дома. В овраге (что делает?) ручеёк. Над кустами жасмина (что делают?) шмели. На вечернем небе (что сделали?) яркие звёзды.

Дифференциация звуков [ж] - [з] ([з"]) в чистоговорках, скороговорках, пословицах, поговорках, стихах

жи-жи-жи - ползут ужи зи-зи-зи - жабу привези жу-жу-жу - я под зонтиком брожу зу-зу-зу - не хожу в грозу же-же-же - приехали уже зе-зе-зе - жаба на козе

Змее на ужин жук очень нужен.

Вижу Зою, Женю, Зину, Жору, Жанну, Лизу, Инну.

Жаба с зонтиком идёт,

Жук с корзиною ползёт.

Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

У маленькой Зины медвежонок в корзине.

Не беда, коли знанья нет, беда, коль желанья нет.

Кто землю лелеет, того земля жалеет.

Кончится дождь - забывают о зонтике.

В работе железо не ржавеет.

Дай волю языку - скажет то, чего и не знает.

Здоровье всего дороже.

Не каждый цветок имеет зал!

Золотистый, как из бронзы, Жук кружится возле розы И жужжит: «Жу-жу, жу-жу. Очень с розами друж-жу!»

В. Улъяницкая.

Летом в клетке зоопарка Медвежонку очень жарко. Хорошо в жару такую Снять одежду меховую. Ищет он застёжку, Чтобы снять одёжку.

О. Кригер.

Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей! Дождик, дождик, пуще - Будет зелень гуще. Только нас не замочи, К нам в окошко не стучи.

Зажглась зелёная звезда... Запустят звездолёт туда.

Е. Благинина.


Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.

И. Суриков.

Край родной в зелёных плёсах, В голубых пожарах рос, И река, река Берёза - Между елей и берёз.

П. Бровка.

Слушай, что это звенит? Может быть, ползёт в зенит Реактивный самолёт? Сам летит и сам поёт? Может быть, мохнатый жук Только что покинул сук? Жук ничем не знаменит, Скучно - вот он и звенит? Нет ни мухи, ни жука, Нет ни грома, ни гудка...

Р. Сеф.

Вот весёлая затея - Запускать на нитке змея. Змей летит выше берёз! Ветер змея не жалея Прямо к солнышку понёс.


Опять заря сменяться стала, Про ночь забыли небеса, И переливно задрожала На свежей зелени роса.

Ф. Сологуб.

Поутру вчера дождь В стёкла окон стучал, Над землёю туман Облаками вставал. В полдень дождь перестал, И, что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок. Ночь прошла. Рассвело, Нет нигде облачка. Воздух лёгок и чист, И замёрзла река.

И. Никитин.

Страшен ёжик наш на вид Всем иголками грозит. Только знаем мы с сестрой; Ёжик наш совсем не злой. Кликнешь - он на зов идёт, Молоко из блюдца пьёт. Ёжик наш совсем не злой. А. Бродский.

Воженке купили на праздник качели. Катается жадина больше недели. С утра и до вечера дни напролёт, А нам покататься она не даёт. Зато в зоопарк посмотреть на слона Я с другом ходил, а Боженка - одна.

Ф. Грубин. Ещё не растаял последний снежок, А смотрит уж нежный подснежник-цветок. За ним и фиалка проснулась от сна, Глазок свой лиловый открыла она. Вот ландыш белеет в затишье лесном, Глядит незабудка, склонясь над ручьём.

А. Плещеев.

Дифференциация звуков [ж] - [з] ([з"]) в рассказах

Женя ошибся Напиши, Женя, что делают животные: ёжик, медвежонок, журавль, ужи. Женя улыбнулся и написал. И вот что у него по­лучилось.

Ёжик лазает по деревьям. Медвежонок ползает. Журавль ко­лется. Ужи летают.

Женя, конечно, пошутил и нарочно допустил ошибки. Ис­правьте их.

Л. Успенская, М. Успенский.

Боб и Рыжик Дружно жили Боб и Рыжик. Только раз вот что случилось. Увидел Боб своё отражение в зеркале и ощетинился.

Рыжик! Рыжик! Помоги прогнать страшного пса, - позвал Боб приятеля.

Здесь нет никакого пса. Я вижу очень милого котика, - ответил Рыжик, заглянув в зеркало.

Ты нарочно меня дразнишь, - зарычал Боб на приятеля.»
Не знаем, чем бы закончилась эта ссора, если бы оба участни­
ка не очутились перед зеркалом.

Л. Успенская, М. Успенский.

Гости Надумал однажды ёжик соседей в гости позвать. Пригласил черепаху, крота, кузнечика и сороконожку. Ждал их, ждал, да так и не дождался.


Черепаха и сейчас ещё идёт где-то. А когда придёт - неизве­стно. Ведь все знают, какая она «быстрая», с Крот под землёй в гости пошёл. Копал, копал да сбился с до-

;ги - мимо дома прополз. *<■ Кузнечик, прежде чем к ежику идти, задумал свои сапожки Одковать. Звенел, звенел молоточком - а тут и ночь пришла, ночью кто же в гости ходит?



Только сороконожка приползла к дому ёжика, да по пути ноги хачкала. Стала их вытирать - одну, другую, пятую, десятую... Пока все вытерла, ёжик спать лёг.

По В. Хомченко.

Про друзей

Друзей у цыплёнка было мало. Он искал друзей по цвету. Если Жёлтый - значит, друг. Если серый - нет. Если бурый - тоже нет. Цыплёнок увидел жёлтую ниточку и пошёл по ней. Шёл, шёл и увидел жёлтую гусеницу.

Так это ты мой жёлтый дружок? - спросил цыплёнок.

Да, это я, - проворчала гусеница, - жёлтый дружок.

А что ты тут делаешь?

Тяну жёлтый телефон.

А зачем?

Не догадываешься? Голубой колокольчик, что живёт в лесу, И синий колокольчик, что живёт на лужайке, решили позвонить друг другу.

Динь-день, динь-день! - так весь день звонили колоколь­чики друг другу и желали дождя и солнца.

Неужели им нечего больше сказать?- засмеялся цыплёнок.

Г. Цыферов.

Ёж Ежа от врагов спасают иголки на шкурке. Как заметит ёжик опасность, сразу в колючий клубок свернётся. Ну-ка тронь его!

Днём ёжик в траве, в кустах спит, а ночью за жуками, червя­ками да за лягушками охотится. А поймает змею - и её съест. Змеиный яд ежу не опасен.

Г. Боразнова.

Желтячок

В курятнике кто-то тихонько постучал: тук... тук... А потом послышалось: крак!

Клуша Рыжуха замахала крыльями. А из разбитой яичной скорлупы выклюнулся цыплёнок, первый цыплёнок. Можно про него сказать - Желтячок. Потому что он был кругом жёлтый.

Цыплёнок затряс головой и сказал:

Пин... пин... пи.

А в это время из-за леса выглянуло солнышко. И по земле побежал солнечный лучик. Искупался в холодной речке, прока­тился по крыше дома и заглянул в окошко. Желтячок зажмурил­ся и притаился. Вдруг закудахтала клуша Рыжуха, Залаял пёс Шустрый, громко замычала корова:

Му-у! Пора на волю!

А цыплёнок подумал: «Сколько света и шума! Это всё я сделал?! Пин! Это всё я! Это я! Я!» Нет, не надо смеяться над Желтячком. Ведь это было самое первое утро в его жизни. А как хорошо, как чудесно увидеть мир ранним утром! Как хорошо жить на земле!

Г. Балл.

Пришла весна! Кругом ещё лежит снег. А солнце радостно улыбается.

Солнце улыбается, - зачирикали воробьи.

Кар-р! Кому? - закаркали вороны.

Всем-всем-всем! - запиликали синицы. Запели звонко птицы, зажужжал на весь мир ручей:

Весна! Весна! Весна!

Весна! - услышал медведь. Вмиг вылез мишка из берлоги.

В. Хмельницкий.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [ЯС] - [С] ([С]) -