На войне все средства хороши.


Война, без сомнений, одно из самых страшных испытаний, которое может выпасть на долю человека. Ничто не приносит столько несчастья, столько горести и страданий, сколько приносят их войны. Начиная с мелких межплеменных стычек, и заканчивая катастрофическими конфликтами ХХ-го столетия, они преследуют человечество на протяжении всей нашей истории. Помимо колоссального риска для жизни, война – это также тяжелейшее испытание человеческой психики. Остаться человеком на фронте, когда вокруг ежедневно гибнут товарищи, или в тылу, когда постоянно живешь в страхе за близких, боясь получить с фронта роковое письмо – такое может выдержать только по-настоящему сильный духом человек. Я считаю, что консеквенциалистический принцип «на войне все средства хороши» – в корне неправильный взгляд на мир, особенно в условиях реальных военных действий.

Рассуждая о войне, трудно не вспомнить одно из величайших произведений русской и мировой литературы – «Войну и Мир» Л.

Н. Толстого. Толстовские идеи ненасилия внесли огромный вклад в русскую философию, а также нашли отражение в характерах многих героев этого произведения. Высшим проявлением моральных качеств и человеколюбия является эпизод, в котором Наташа Ростова, человек с чрезвычайно богатым внутренним миром, в слезах уговаривает родителей отдать все подводы, бывшие в распоряжении у семьи Ростовых раненым солдатам, которых иначе ждала бы неминуемая гибель в французском плену. В данной сцене цель – это эвакуация из Москвы с как можно меньшими издержками, но для достижения этой цели Ростовым пришлось бы отказать солдатам в помощи. Этого не произошло только благодаря Наташе, которая смогла переубедить всю семью, и распорядиться подводами справедливо.

Еще один, невероятно тяжелый как для читателя, так и для героев эпизод мы встречаем в романе-эпопее «Тихий Дон» Михаила Шолохова.

Здесь герои сталкиваются с еще более тяжелым испытанием – гражданской, «братоубийственной» войной. Илья Бунчук – пример человека, готового пойти на все ради партии и «борьбы с буржуазным строем». Он занимается агитацией на фронте, готовит ополченцев в тылу, прикладывает все свои усилия, чтобы подавить белое движение. Однако, даже он оказывается не в силах выдержать работу коменданта революционного трибунала. Спустя неделю постоянных расстрелов белогвардейцев психика Бунчука окончательно расшаталась. Он внезапно осознал, какой страшный грех совершил, «неся революцию в массы». Гибель же возлюбленной окончательно ломает его: смерть для него становится счастливым случаем, избавлением от страдания.

Таким образом, на примере двух разных произведений мы убедились, что, не смотря ни на какие обстоятельства, самое важное – сохранить базовые моральные ориентиры и не превратиться из человека в зверя. Закончить я бы хотел цитатой из учебника по философии: «Человек, нарушающий фундаментальные нравственные принципы, несомненно, действует против себя, так как он разрушает свою психику вследствие постоянного конфликта сознания и подсознания. Этого конфликта ему не избежать, даже если он убеждает себя, что ему нет дела до высокой морали».

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-09-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

    Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?

Проблема, ОМ сочинения:

    Согласны ли вы с утверждением Плавта: «Человек человеку - волк»?

Проблема, ОМ сочинения:

Проблема, ОМ сочинения:

    Может ли человек изменить общество?

Проблема, ОМ сочинения:

Зачетная работа по написанию итогового сочинения

    Может ли человек существовать вне общества?

Проблема, ОМ сочинения:

    Согласны ли Вы с утверждением: «Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться»?

Проблема, ОМ сочинения:

3. Как общество влияет на человека?

Проблема, ОМ сочинения:

4. Можно ли простить предательство?

Проблема, ОМ сочинения:

Зачетная работа по написанию итогового сочинения

    Как общество влияет на мнение личности?

Проблема, ОМ сочинения:

    Согласны ли Вы с утверждением Г. К. Лихтенберга: «В каждом человеке есть что-то от всех людей».

Проблема, ОМ сочинения:

    Что значит «великая цель»?

Проблема, ОМ сочинения:

    Когда возникает выбор между верностью и предательством?
    Проблема, ОМ сочинения:

Зачетная работа по написанию итогового сочинения

    Почему важно сохранять индивидуальность?

Проблема, ОМ сочинения:

    Как Вы понимаете высказывание Э.А. По «Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти»?

Проблема, ОМ сочинения:

    Согласны ли Вы с утверждением: «Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть»?

Проблема, ОМ сочинения:

    Что толкает человека на измену?

Проблема, ОМ сочинения:

Зачетная работа по написанию итогового сочинения

    Справедливо ли мнение Тютчева о том, что «всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов»?

Проблема, ОМ сочинения:

    Нужны ли общественные нормы поведения?

Проблема, ОМ сочинения:

    К чему приводит отсутствие цели в жизни?

Проблема, ОМ сочинения:

    Подтвердите или опровергните слова Ф. Шиллера: « Верная любовь помогает переносить все тяготы»?

Проблема, ОМ сочинения:

Зачетная работа по написанию итогового сочинения

Проблема, ОМ сочинения:

    Как Вы понимаете высказывание М.Ганди: «Найди цель, ресурсы найдутся».

Проблема, ОМ сочинения:

    Почему общество должно помогать обездоленным?

Проблема, ОМ сочинения:

    Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»?

Проблема, ОМ сочинения:

Зачетная работа по написанию итогового сочинения

    Согласны ли Вы с утверждением Х. Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей»

Проблема, ОМ сочинения:

    Как Вы понимаете высказывание В. Гюго: «Наполовину друг - предатель вполовину»?

Проблема, ОМ сочинения:

    Можно ли судить о человеке по его цели?

Проблема, ОМ сочинения:

    Как социум влияет на решения человека?

Проблема, ОМ сочинения:

Зачетная работа по написанию итогового сочинения

    Подтвердите или опровергните утверждение И.Гёте: «Лишь в людях себя познать способен человек».

Проблема, ОМ сочинения:

    В каких жизненных ситуациях достижение цели не приносит счастья?

Проблема, ОМ сочинения:

    Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?

Проблема, ОМ сочинения:

    Как Вы понимаете высказывание: «Быть подлинным значит быть верным самому себе»? (Ошо)

Проблема, ОМ сочинения:

Зачетная работа по написанию итогового сочинения

    Как вы понимаете слова С.Е. Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»?

Проблема, ОМ сочинения:

    Чем отличается «сиюминутное желание» от «цели»?

Проблема, ОМ сочинения:

    Один в поле не воин?

Проблема, ОМ сочинения:

    Может ли верность принести человеку разочарование?

Проблема, ОМ сочинения:

Зачетная работа по написанию итогового сочинения

    К чему ведет равнодушие общества к человеку?

Проблема, ОМ сочинения:

    Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»?

Проблема, ОМ сочинения:

    Согласны ли Вы с утверждением А. Рэнд: «Потерян навсегда лишь тот, в ком угасли стремления»?

Проблема, ОМ сочинения:

    Почему измена друга гораздо болезненнее, чем измена любимой?

Проблема, ОМ сочинения:

Зачетная работа по написанию итогового сочинения

    Подтвердите или опровергните высказывание У. Черчилля: «Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения».

Проблема, ОМ сочинения:

    Как связаны моральные качества человека связаны со средствами, которые он выбирает для достижения своих целей?
    Проблема, ОМ сочинения:

    Как Вы понимаете слова Дж. Оруэлла: «Я понимаю как; не понимаю зачем»?

Проблема, ОМ сочинения:

    Согласны ли вы с утверждением: «Доверие - признак мужества, а верность - свидетельство силы»?

Проблема, ОМ сочинения:

Сайт уроков русского языка mogu-pisat.ru

Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?
Война - тяжелое испытание для людей, когда они в пограничные моменты вынуждены
выбирать между добром и злом, верностью и изменой… Что определяет средство
достижения целей (особенно в военное время, когда грань между жизнью и смертью
становится едва уловимой), понять сложно. Кто-то руководствуется личными интересами,
другие - вечными, непреходящими ценностями. Важно, чтобы выбранные средства не
расходились с нравственными убеждениями, но, к сожалению, иногда действия человека
выходят за рамки общепринятых норм.
Подтверждение этому мы находим на страницах русской литературы. Вспомним,
например, рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека», в котором показана история
человека, сумевшего сохранить в себе человеческое достоинство, живую душу,
способную откликаться на боль окружающих. Всегда ли Андрей Соколов, главный герой
рассказа, выбирал достойный средства достижения своих целей? Он защитник страны,
ему важно остановить врага, и поэтому он честно служит, не прячась за спины товарищей.
Но Соколов вынужден убить человека. Многие скажут: «Война - кто-то кого-то убивает.
Таков закон. Ничего страшного нет». Может быть, так, только убивает он своего,
предателя. Казалось бы, цель оправдывает средство, но в душе героя разыгрывается
драма: «Первый раз в жизни убил, и то своего…Да какой же он свой? Он же хуже чужого,
предатель».
Этот внутренний монолог Соколова свидетельствует о том, что для него убийство как
средство достижения даже благородной цели (сохранение жизни капитана) аморально.
Андрей соглашается на это, потому что не видит другого способа решения этой трудной
задачи.
Классическая литература, являясь ярким образцом нравственных ценностей, показывает и
случаи, когда ничтожные средства достижения целей заслуживают осуждения. Обратимся
к повести В.Г.Распутина «Живи и помни». Уже само название произведения, как набат,
звучит предупреждением-заклинанием в сердце читателя: жить и помнить. О чем нельзя
забыть? О войне, которая искалечила судьбы людей?! О тех, кто своими действиями,
поступками разрушил жизни близких или запятнал воинскую честь?!
Казалось бы, обычное желание солдата после ранения и лечения в госпитале побыть в
родной деревне, ощутить тепло и заботу жены, родителей. В этом нет ничего
предосудительного, ведь это не убийство, не воровство… Но, выбрав путь дезертирства,
Андрей Гуськов заставляет врать, таиться от односельчан свою жену Настю. Эта дорога
оказалась непосильной и губительной не только для нее, но и для Гуськова. Скрываясь
ото всех, он превращается в загнанного зверька, живущего инстинктом самосохранения,
неспособного понять боль Насти, ее тревогу об их будущем ребенке. Он не поддается на
увещевания жены покаяться и сдаться, а лишь обвиняет ее в том, что она хочет
освободиться от него. Осуждающие взгляды односельчан, упреки родителей мужа,
невозможность радоваться заканчивающейся войне, постоянное чувство вины перед
теми, кому приносят похоронки, делают жизнь Насти невыносимой. Но она, как
преданная жена, стойко выносит все тяготы. Может, это должен помнить Андрей?
Наверное, не только это.

Сайт уроков русского языка mogu-pisat.ru

Ужасна сцена гибели героини: она жертвует собой и жизнью еще не родившегося
ребенка ради спасения мужа она бросается в Ангару. Кто виноват в этих смертях? Жизнь?
Война? Андрей Гуськов?
Человек, решившись на дезертирство, не смог сохранить в себе главное - чувство
человеческого достоинства. Он обрек любимую жену и долгожданного (так и не
появившегося на свет) ребенка на смерть, которая, возможно, стала для Насти
своеобразным избавлением от тяжких испытаний, выпавших на ее долю. Именно об этом
и нужно помнить: ты, Андрей Гуськов, виновен в страданиях и гибели близких людей, ты
обречен на одиночество и осуждение, потому что выбранные тобой средства не могут
быть оправданы ничем.
Возвращаясь к вопросу «Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши», я
прихожу к выводу, что часто в дилемме «жизнь и смерть» мы не задумываемся, как и что
мы делаем. Это неправильно, хотя никто из нас не застрахован от ошибок. Мы должны
помнить: мирное или военное это время, мы - люди и надо постараться сохранить в себе
душу, а значит, с особой ответственностью относиться к избираемым нами средствам
достижения цели.
595 слов
Сочинение прислал Ванюша
Коллекция лучших итоговых сочинений

  • 7 февраля 2018 года
  • 16 мая 2018 года

1. «Верность и измена».
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

3. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.


Примеры работ по этим направлениям: (скоро будет добавлено)

Примерные темы итогового сочинения 2017-2018 (список). Направление «Цели и средства».





Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?

Оправдывает ли цель средства?

Как вы понимаете поговорку: «Овчинка выделки не стоит»?

Почему важно иметь цель в жизни?

Для чего нужна цель?

Согласны ли Вы с утверждением: «Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться»?

Как Вы понимаете высказывание: «Когда цель достигнута о пути забывают»?

Достижение какой цели приносит удовлетворение?

Подтвердите или опровергните высказывание А. Энштейна: «Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам»?

Можно ли добиться цели, если преграды кажутся непреодолимыми?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы достигать великие цели?

Справедливо ли высказывания Конфуция: «Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель - изменяйте свой план действий»?

Что значит «великая цель»?

Кто или что помогает человеку добиться цели в жизни?

Как Вы понимаете высказывание О.де Бальзака: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти»?

Может ли человек жить без цели?

Как Вы понимаете высказывание Э.А. По «Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти»?

Можно ли добиться цели, если все против тебя?

К чему приводит отсутствие цели в жизни?

Какая разница между истинной и ложной целью?

Чем мечта отличается от цели?

Чем опасно бесцельное существование?

Как Вы понимаете высказывание М.Ганди: «Найди цель, ресурсы найдутся».

Как достигнуть цели?

Согласны ли Вы с утверждением: «Тот шагает быстрей, кто шагает один»?

Можно ли судить о человеке по его цели?

Можно ли оправдать великие цели, достигнутые нечестным путем?

Как общество влияет на формирование целей?

Согласны ли Вы с утверждением А. Энштейна: «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения»?

Существуют ли недостижимые цели?

Как Вы понимаете слова Дж. Оруэлла: «Я понимаю как; не понимаю зачем»?

Может ли благая цель служить прикрытием низменных планов?

Согласны ли Вы с утверждением А. Рэнд: «Потерян навсегда лишь тот, в ком угасли стремления»?

В каких жизненных ситуациях достижение цели не приносит счастья?

На что способен ли человек, потерявший цель в жизни?

Всегда ли достижение цели делает человека счастливым?

Какова цель существования человека?

Нужно ли ставить перед собой «недостижимые» цели?

Как Вы понимаете словосочетание «идти по головам»?

Чем отличается «сиюминутное желание» от «цели»?

Как связаны моральные качества человека связаны со средствами, которые он выбирает для достижения своих целей?

Как Вы понимаете утверждение Л. да Винчи: «Не оборачивается тот, кто устремлён к звёздам»?


Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. "Цели и средства".


Жан-Батист Мольер «Тартюф»
Джек Лондон « »
Уильям Теккерей «Ярмарка тщеславия»
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Теодор Драйзер «Финансист»
М. А. Булгаков « и », «Собачье сердце»
И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»
В.А. Каверин «Два капитана»
Ф. М. Достоевский
«Преступление и наказание» , «Братья Карамазовы», «Идиот»
А. Р. Беляев «Голова профессора Доуэля»
Б. Л. Васильев
«А зори здесь тихие»
Уинстон Грум «Форрест Гамп»
А.С. Пушкин
«Капитанская дочка» , «Моцарт и Сальери»
Дж. Толкиен «Властелин колец»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
И. Гончаров
« »
И.С. Тургенев
«Отцы и дети»
Л.Н Толстой
«Война и Мир»
М.А. Шолохов «Судьба человека»
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
А.П. Чехов « »
Р. Гальего «Белое на черное»
О.де Бальзак «Шагреневая кожа»
И.А. Бунин
«Господин из Сан-Франциско»
Н.В. Гоголь
«Шинель» , «Мертвые души»
М.Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени»
В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
Е.И. Замятин «Мы»
В.П. Астафьев «Царь рыба»
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
Е. Шварц
«Дракон»
А. Азимов «Позитронный человек»
А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»