Нелинейные коммуникации. Деструктивное мышление и поведение Деструктивными бывают

В человеческом характере есть свойства, которые условно можно разделить на созидательные и разрушительные. Людей с абсолютным преобладаем разрушительных качеств на земном шаре, по некоторым сведениям около 10%. Из них лишь 2,5% по настоящему опасны. В истории навсегда остались образы великих деструктивных личностей, среди которых: Калигула, Нерон, Бонапарт, Гитлер, Сталин…
Но дело здесь не в количестве войн и разрушенных городов. История знает многих завоевателей и полководцев, огнём и мечом прошедших страны и континенты, но они - не в этом списке.

Деструктивность (разрушительность) - врождённое качество личности, в основе которого лежит глубоко запрятанный страх перед другими людьми. Страх заставляет видеть потенциального врага в каждом встречном. Борьба с противниками является главной составляющей существования деструктивной личности. Люди этой категории искренне считают себя борцами за добро и справедливость, ибо эти понятия у них прочно и безусловно связаны с представлением о себе. Одержимые идеей угрозы со стороны окружающих, они испытывают особенно сильный страх при появлении рядом сильной и талантливой личности.
Другим характерным качеством деструктивных личностей является неспособность признавать собственные недостатки. Они считают свою правоту абсолютной, попытки переубедить или что-то доказать им, как правило, ни к чему не приводят. В тех редких случаях, когда удавалось открыть глаза такому человеку на то зло, которое он несёт, результат был поистине удивительным. Человек заболевал. Порой опасно, т.к. была нарушена чрезвычайно жёсткая конструкция, в центре которой - его «Эго».
Особый интерес представляет деструктивная личность, достигшая высот власти. Например, история карьеры такой фигуры как Иосиф Сталин показала какой гигантский потенциал самоутверждения, порой, заключён в личности, обуреваемой внутренним страхом. Мы видим как изощрённая борьба с действительными и мнимыми противниками, а затем и с друзьями, постепенно превращает серого, плохо образованного функционера в обладателя поистине неограниченной, имперской власти. Далее всё типично: насаждение собственного культа, атмосферы страха и подозрительности в обществе, культивирование доносительства… И, наконец, очень характерная особенность таких личностей - тяга к гигантским строительным проектам и неограниченному преобразованию природы. Внешне это выглядит как созидание, но характер и масштабы последствий не вызывают никакого сомнения - у власти Разрушитель.
Отдельные деструктивные проявления могут возникать практически у каждого человека. Особенно в критических ситуациях, когда, например, хочется «сравнять с землёй», или «стереть в порошок»… Но всё это можно отнести скорее к категории человеческих слабостей. Человек же, являющийся классической деструктивной личностью, аккумулирует в себе большую часть из следующего перечня качеств.

1. В разговорах, как правило, оперирует широкими обобщениями типа «всем известно», «все говорят», «есть мнение». Хотя вряд ли сможет ответить на вопрос: а кто конкретно?
2. Передаёт обычно лишь дурные новости или сплетни, хорошие вести блокирует или искажает их смысл в худшую сторону.
3. В любом своём просчёте или нежелательной случайности находит вину ближнего или первого попавшегося. Поводом для упрёков может явиться даже плохая погода.
4. Неспособен чувствовать раскаяние или стыд за содеянное, сколь тяжким бы оно ни было. Причину и следствие с лёгкостью меняет местами в зависимости от обстоятельств.
5. Борется против конструктивных решений (иногда под личиной союзника). Поддерживает деятельность, где под видом улучшения происходит скрытое разрушение. Хорошо чувствует, где такая деятельность возникает.
6. Не хочет мириться с чужим правом собственности. Попирает его при любой возможности.
7. Если обладает властью (а часто и без этого), стремится к подавлению окружающих, обесцениванию их личности, роли, заслуг.
8. Обычно завален незаконченными делами, т.к. часто неспособен завершить полный цикл действий.
9. Оказывает подавляющее влияние на родных и близких. Среди последних повышен процент неудачников, больных, психически нездоровы.
10. Неисправим.

При появлении деструктивной личности в коллективе (или в семье) следует подумать, как избежать пересечения интересов. Если такая политика не даёт результатов и попытки отрегулировать отношения терпят неудачу, - следует решиться на прекращение отношений в любой доступной форме. Это справедливо как для служебных, так и для семейных отношений.
За деструктивную личность может быть ошибочно принят человек, обладающий высокой требовательностью к окружающим, бескомпромиссностью - руководитель коллектива, преподаватель, член семьи. Во всех случаях это легко выясняется по результатам его деятельности - они показывают высокий созидательный эффект, не разрушая отношений и здоровья окружающих.

Одним из видов деструктивной деятельности человека является аутодеструкция (от греч. аutos – сам), или саморазрушение. Аутодеструкция включает в себя деструктивные изменения личности и физическое уничтожение человеком самого себя – суицид.

Проблема деструктивных изменений личности является одной из наиболее сложных проблем философской антропологии, психологии и психиатрии. Приступая к изучению деструктивных изменений личности, следует выяснить смысл самого понятия «личность».

При всем многообразии определений понятия «личность» большинство исследователей сходятся на том, что личность – это социальное качество индивида, содержание которого обладает способностью переходить в индивидуальное бытие, обусловливая тем самым культурно-исторический уровень самопроявления человека. Известный философ Э.В. Ильенков в своем понимании личности исходит из следующих методологических положений.

Во-первых, личность представляет собою уникальное, невоспроизводимо-индивидуальное образование, то есть нечто единичное; описание личности в полном объеме равноценно схватыванию всей бесконечной совокупности единичных тел и «Я» в космосе, поэтому наука о «единичном» как таковом принципиально невозможна. Во-вторых, «сущность» каждого индивида, относящегося к роду человеческому, заключается в исторически возникшей и развивающейся социальной системе; можно сказать, что личность существует внутри «ансамбля» социальных отношений. В-третьих, «тело» человека как личности есть его органическое тело вместе с «предметным телом цивилизации». В-четвертых, личность – это «узел» отношений, возникающих между индивидами в процессе трудовой деятельности. В-пятых, внутри тела отдельного индивида реально существует не сама личность, а только ее односторонняя, или «абстрактная», проекция на экран биологии. Личность отнюдь не представляет собой самодостаточную конструкцию, которая несет в себе конечный смысл. «Смысл этот обретается в зависимости от складывающихся отношений, связей с сущностными характеристиками человеческого бытия. Иначе говоря, сущность личности и сущность человека отличаются друг от друга тем, что первое есть способ, инструмент, средство организации достижения второго, а значит, первое получает смысл и оправдание во втором». Личность представляет собой одновременно и своеобразное условие, и социально ценное последствие развертывания своей личной жизни; своеобразие условия заключается в неповторимой «готовности» человека осуществить это качество, социальная ценность данной творческой деятельности состоит в преумноженном социально-культурном богатстве человечества.

Исследования в области философии и психологии убедительно показывают «многомерный и многоуровневый» характер личности, индивидуально-неповторимого мира «я» человека. «Что такое это «я» личности это определяется не только тем, чем она хочет и стремится быть, чем она делает себя». Как писал В.С. Соловьев, «человеческая личность есть возможность для осуществления неограниченной действительности». Процесс развития личности есть процесс развития ее взаимоотношений с окружающим миром, в котором важное место принадлежит способности к самопознанию, дающей человеку возможность самостоятельного когнитивного поиска сущности явлений внешней среды и интимных по содержанию явлений своего «я». Известно, что реальность формирования внутреннего мира «я» – результат «творческой самодеятельности» человека в реализации отношений к миру: миру вещей, миру других людей, миру своего «я» (С.Л. Рубинштейн). Когда личность овладевает всей системой отношений, она переходит на новый уровень самопроявления и приобретает способность самостоятельно организовывать свое бытие, насыщать его определенным ценностным содержанием, направлять его к определенным жизненным целям, избирать индивидуально неповторимые стили и способы действия. Вершина процесса субъективирования личности – это завершенный, целостный мир «я» личности, насыщающий самопроявления человека смыслами культурно-исторического содержания.

В своем исследовании мы исходим из понимания личности как потенциального свойства человека . «Развертывание сущности бытия человека как личности может происходить в той или иной содержательной последовательности, в том или ином содержательном пространстве, в том или ином индивидуальном психологическом времени (своеобразном проникновении явлений прошлой, настоящей и будущей жизни человека), более или менее «быстро», с той или иной успешностью и т.д. Все разнообразие (или однообразие) вариантов, способов, средств осуществления человеком этого процесса зависит от его внутренней возможности и способности «быть личностью». Таким образом, личность является своеобразной сущностной возможностью бытия индивида ; конкретное индивидуальное бытие может в той или иной мере соответствовать этой положительной сущности. В общем же, расстилающиеся перед «я» человека безграничные перспективы включают в себя не только позитивные, но и негативные возможности , вплоть до уничтожения себя . Можно утверждать, что потенциальность – онтологическое свойство бытия личности, одна из существенных сторон человеческой природы. Последнее обусловлено постольку, поскольку личностное бытие выступает в качестве позитивной перспективы жизни человека. Проявление данной характеристики заключается не только в завершенности отношений конкретной личности к окружающему миру, но в качественной перспективе развития данных отношений средствами индивидуального «я».

Однако потенциальность человеческой природы имеет тенденцию к осуществлению, к превращению в нечто актуальное. Действительно, сущее как существующее во взаимодействии, взаимной причинности, изменении и становлении обладает интенцией бытия. В философской мысли, как известно, эта интенция сущего схвачена в проблеме соотношения действительного и возможного, актуального и потенциального. Каждому единичному человеческому бытию присуща интенция познания и преобразования сущего, однако в личной жизни каждый человек осуществляет эти интенции в той или иной мере, на том или ином уровне, с той или иной степенью продуктивности, причем преобразование может иметь как созидательную, так и разрушительную направленность. Причем не каждый человек способен реализовать интенцию своего бытия, не каждый человек способен овладеть познанием как средством развития своего самобытия, и уж совсем немногие реализуют в жизни возможность преобразования сущего как природы, как бытия, как действительности, как мира. «Индивидуальное единичное человеческое бытие помимо присущей ему интенции способа существования, обладает потенцией осуществления индивидуальной сущности».

С точки зрения С.Л. Франка, потенциальность в своем сущностном определении совпадает со свободой. Ведь в самом общем смысле свобода (как и потенциальность) «есть признак всего конкретно-реального, поскольку она содержит в себе момент динамичности. Динамизм – момент «делания», «совершения» или «становления» – и состоит в том, что все возникающее не может рассматриваться как простое продолжение уже существующего, т.е. проистекает не из определенного основания, а из сущей в себе неопределенности». Потенциальность как момент пассивного существования можно считать возможностью «в пассивном смысле – гибкостью, податливостью, формируемостью «сырого материала», который сам по себе не «мертво-неподвижная масса, а скорее динамическая сила неопределенности и бесформенности», стремящейся к определению. Потенциальность, или возможность в активном смысле слова, есть противостоящая неопределенности «первичная формирующаяся сила», мощь, действенный замысел «как работа определения, совершаемая над неопределенным материалом и из него самого. Существует, таким образом, момент динамизма самой неопределенности, как бы динамизм беспорядочности, и наряду с ним динамизм определения, упорядочения»; в этом двуединстве – существо потенциальности как первичной свободы. Бытие человека как конкретное сущее динамически активно. «Оно есть необузданная сила – хаотическое стремление, из себя самого влекущееся к формированию, завершению, осуществлению. Поскольку бытие уже оформлено, уже осуществлено, уже есть в готовом, законченном виде – в нем царит необходимость; ибо необходимое есть именно не что иное, как определенность бытия, проявляющаяся в определенности его связей. …Но поскольку бытие есть потенциальность, т.е. творческая мощь совершающегося в глубинах неопределенности определения, оно именно и есть первичная свобода».

Из способности онтологического качества индивидуального человеческого бытия развертывать в своем становлении, развитии неповторимую, конкретно-историческую сущность следует существование потенциала человека. «Единичное человеческое бытие, осуществляя себя как самостоятельное, целостное, завершенное сущее, реализует свое интенциональное и собственно потенциальное содержание. Интенциональность индивидуального бытия состоит в развертывании сущностных характеристик человеческого способа существования как такового в реальной личной жизни человека. Потенциальность индивидуального бытия определяется его неповторимой, индивидуальной сущностью самостоятельного сущего». Можно сказать, что потенциал человеческой индивидуальности представляет собой единство потенций и интенций ее бытия.

Потенциальные характеристики бытия человека проявляются в том, как он реализует интенции своего способа существования:

  • осуществляет ли их в полной мере;
  • умножает ли в самостоятельном поиске наличествующие индивидуальные средства осуществления этих интенций;
  • обеспечивает ли взаимопроникновение интенциональных особенностей разного уровня в своей повседневной жизни и т.д.

Итак, личность представляет собой потенциальное свойство человека, является своеобразной сущностной возможностью бытия индивида, причем перед человеком раскрываются безграничные перспективы, включающие не только позитивные, но и негативные возможности, вплоть до уничтожения себя. Аутодеструкция разнопланова, она включает не только суицид – тотальную форму аутодеструктивной деятельности человека, но и различные формы деструктивных изменений личности. Чтобы выделить их, обратимся к модели личности, предложенной американскими психологами Дж.Р. Ройсом и А. Пауэллом, которые считают, что «человеческая личность есть совокупность систем». Теоретические исследования индивидуальных различий в функционировании психики показали, что личность человека есть комплекс шести сложных систем обработки информации :

1)сенсорной (ощущающей);

2)моторной (двигательной);

3)когнитивной (познавательной);

4)аффективной (эмоциональной);

5)стилевой;

6)ценностной.

Сенсорная и моторная системы заняты в основном приемом, кодированием и декодированием информации. Когнитивная и аффективная системы играют решающую роль в процессе обучения и адаптации. Стиль и ценности являются центральными узлами, которые определяют направленность функционирования других систем. Каждая из систем является многоуровневой, иерархической структурой. Сенсомоторный уровень личности представляет собой передаточный слой, или слой управляемых процессов; познание и аффект образуют преобразовательный слой; стиль и ценность – слой самоорганизации и интеграции. В результате взаимодействия шести указанных систем возникают молярные (большие) психологические образования. Так, эмоции – результат взаимодействия, прежде всего, познания и аффекта; познание и стиль играют главную роль в формировании мировоззрения, а аффект и ценности во взаимодействии порождают стили жизни. Образ своего «Я» (психологический конструкт) складывается из взаимодействия сначала стиля и ценностей, а затем когнитивной и аффективной систем. Образ своего «Я» играет ключевую роль в мыслях и действиях индивида, в отношениях между ним и обществом.

Дж. Ройс и А. Пауэлл утверждают, что личность представляет собой целенаправленную супрасистему, важнейшей интегративной целью которой является личный смысл. «Быть человеком – значит прежде всего искать смысл жизни. Поиску смысла жизни способствуют социальные условия жизнедеятельности человека (образы жизни, способы взаимодействия между людьми и пр.). Личный смысл органически связан с такими конструкциями, как мировоззрение, стиль жизни и образ своего «я».

Понятие «личность» включает в себя и степень волевой регуляции поведения, и использование нравственных оснований, мировоззренческих установок, склонностей и социальных интересов при выборе системы поступков.

Отечественный психолог К.К. Платонов подразделяет структуру личности на четыре подструктуры:

1)социально обусловленные качества личности (направленность, отношения, моральные качества);

2)опыт (знания, навыки, умения, привычки);

3)индивидуальные особенности психических процессов (эмоции, ощущения, мышление, восприятия, чувства, воля, память);

4)биологически обусловленная подструктура (темперамент и органические патологические особенности).

Личностная структура, по С.Л. Рубинштейну , включает:

2) способности;

3) темперамент и характер.

Эта концепция наиболее приближена к современной классификации свойств личности. Очевидно, что каждый из элементов структуры личности может подвергаться деструктивным изменениям.

Итак , личность представляет собой потенциальное свойство человека, сущностную возможность бытия индивида. Личность – это неповторимо индивидуальное образование, формирующееся в результате социальных взаимодействий, это супрасистема со своей сложной, многоуровневой структурой, основой которой является образ своего «Я», а важнейшей целью – поиск смысла жизни. Перед личность открыты безграничные перспективы – вплоть до аутодеструктивной деятельности, которая и будет подробно рассмотрена в настоящей главе.

Приступая к анализу деструктивных изменений личности, следует определить, какой смысл вкладывается в понятие целостной, не деформированной деструктивными процессами, личности . В норме личность обладает следующими поведенческими особенностями :

  • адекватность (соответствие) поведенческих реакций внешним воздействиям;
  • детерминированность поведения, его концептуальная упорядоченность в соответствии с оптимальной схемой жизнедеятельности; согласованность целей, мотивов и способов поведения;
  • соответствие уровня притязаний реальным возможностям индивида;
  • оптимальное взаимодействие с другими людьми, способность к самокоррекции поведения в соответствии с социальными нормами.

Следует отметить, что проблема деструктивных изменений личности недостаточно исследована в науке. Среди ученых, занимающихся изучением различных личностных патологий, нет терминологического единства. Начиная с XIX в. в науке традиционно используются такие термины, как «деперсонализация», «дереализация», «деиндивидуализация», «дегенерация» личности. Термин «деперсонализация » впервые был предложен Л. Дюгасом в 1889 г. Он понимал под деперсонализацией «чувство потери собственной личности». Создатель психоанализа З. Фрейд, отмечал, что самоотчуждение ведет к невротической потере своего собственного «Я» – деперсонализации , либо к утрате чувства реальности окружающего мира – дереализации . Американский социолог Ч. Кули предлагал использовать термин «дегенерация личности » для описания состояния тех людей, характер и поведение которых находятся явно ниже образца или уровня, расцениваемых в господствующем мнении группы в качестве нормы. К дегенератам он относит умственно отсталых, сумасшедших, алкоголиков и преступников.

Наиболее широко в современной патопсихологии и психиатрии используется понятие «деперсонализация », однако оно не имеет однозначных трактовок. Так, А.А. Меграбян отмечал, что понятие «деперсонализация» в широком смысле слова включает в себя и дереализацию, так как под нарушением личности данного типа мы понимаем не только нарушение способности осознания своего «Я» и своего тела, но и нарушение способности осознания реальности объективного мира. К деперсонализационным расстройствам он относит психические автоматизмы, явления отчуждения психических процессов. Другие исследователи относят к деперсонализации нарушения схемы тела и психосенсорные расстройства (М.О. Гуревич, Р.Я. Голант), состояния «deja vu» (А.С. Шмарьян). Ю.Л. Нуллер понимает под деперсонализацией ощущение измененности собственного «Я» с утратой эмоционального компонента психических процессов. Неоднозначное понимание термина затрудняет изучение данного феномена.

В.В. Столин использует понятие «деиндивидуализация » для обозначения явления, вызванного нивелированием отличительных характеристик индивида, анонимностью и социальной безответственностью. В целом в анализе деиндивидуализации наметились два теоретических подхода. При одном из них состояние деиндивидуализации рассматривается как приятное индивиду и дающее выход его разрушительным тенденциям. При другом, напротив, деиндивидуализация рассматривается как неприятное состояние; индивид старается избежать этого состояния, и его антинормативное поведение как раз и служит этой цели – таким способом индивид вновь индивидуализируется.

Термин «деструкция » применительно к личностным патологиям стал использоваться лишь в последние годы. Так, А.О. Бухановский понимает под деструкцией «патологический процесс разрушения сложившейся к моменту начала болезни структуры личности в целом или отдельных ее компонентов. Деструкция приводит к разнообразным по выраженности и структуре дефектам личности». Таким образом, проблема деструктивных изменений личности является достаточно актуальной и не может быть решена без их классификации.

В 70-е годы ХХ в. Б.В. Зейгарник , выдающийся отечественный психолог, одна из основателей патопсихологии, справедливо отмечала, что в настоящее время отсутствует устоявшаяся классификация личностных нарушений. Эта проблема остается актуальной и поныне. К основным формам личностных нарушений Б.В. Зейгарник относит патологию потребностей и мотивации, патологию черт характера, нарушение подконтрольности поведения .

А.А. Меграбян выделяет две основные формы патологического изменения личности: временные , преходящие, с последующим восстановлением, и прогредиентные , структурные и необратимые, с последующим дефектом личности. Первый тип деградации личности характеризуется преимущественным снижением мнестических и интеллектуальных ресурсов: слабеет фиксация внешних впечатлений в памяти, оскудевает запас приобретенных в прошлом знаний, прогрессивно падает способность к автоматизации психических процессов, навыков и умений, снижается работоспособность, слабеет логика суждений. Однако наряду с этим сохраняются морально-этические убеждения и интересы, корректное поведение. Главная особенность этого типа деградации личности – несоответствие между относительной сохранностью высших уровней проявления личности и прогрессирующим глубоким снижением интеллектуальных способностей. Второй тип деградации личности характерен для массивных органических поражений мозга. Его особенность заключается в поражении в первую очередь высших социальных, моральных, этических и других уровней личности, что приводит к ее регрессии до уровня животного.

М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина и А.Е. Личко для характеристики личностных нарушений используют понятия нарушение самосознания (понимая под самосознанием вычленение себя из объективного мира, личное тождество, идентичность, постоянство своего «Я») и расстройства личности (психопатии ). Основным видом нарушения самосознания, по их мнению, является деперсонализация, выражающаяся в отчуждении человека от самого себя. Выделяют витальную деперсонализацию, при которой у человека исчезает само чувство жизни, аутопсихическую – отчуждение психических функций, своего «Я» – и соматопсихическую, выражающуюся в виде чувства чуждости собственного тела либо отдельных его частей или даже в их исчезновении.

А.О. Бухановский к основным личностным патологиям относит деформацию, деструкцию структуры личности, дисгармонию и регресс личности. Под деформацией понимается диспропорциональное соотношение структурных элементов, дисгармония личности, возникшая в процессе ее развития. Деструкция – патологический процесс разрушения сложившейся к моменту начала болезни структуры личности в целом или ее компонентов. Дисгармония личности характеризуется формальной сохранностью задатков и способностей. Однако они теряют свою социальную значимость в силу выраженной диспропорции между отдельными компонентами темперамента, характера, потребностей и мотивов деятельности личности. Мышление становится аффективным. Значительно нарушается целостность, сила, устойчивость, пластичность свойств характера. Снижается уровень и выраженность потребностей, наблюдается регресс мотивов деятельности. Регресс личности свидетельствует о наступившем распаде ее индивидуальной структуры.

М.И. Еникеев выделяет кризисные состояния личности, личностные нарушения, пограничные психические состояния личности. Под кризисными состояниями личности он понимает индивидуально-психологическую уязвимость личности в зависимости от ее моральной структуры, иерархии ценностей, тех значений, которые она придает различным жизненным явлениям. К таким состояниям М.И. Еникеев относит дереализацию , когда субъект утрачивает чувство реальности происходящего, и деперсонализацию , при которой индивид утрачивает для себя возможность и необходимость быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, не стремится к самоутверждению и проявлению способности быть личностью. Личностные нарушения , с точки зрения данного автора, это нарушения личностных образований, проявляющиеся в поведенческой дезадаптивности, то есть в деформациях целеполагания и целедостижения, в нарушении самооценки и критичности личности, в общем спаде психической активности. Личностные нарушения характеризуются нарушениями личностных конструктов – иерархии мотивационной системы, возникновении квази- и патологических потребностей (в алкоголе, наркотиках, половых перверсиях, извращениях и др.), аутизма – социальной отчужденности личности, уходом от реальной действительности в сферу грез и бесплодных мечтаний, оскудением содержания деятельности, ограниченностью прогностических возможностей. К пограничным психическим состояниям личности М.И. Еникеев относит состояния, смежные между нормой и патологией: реактивные состояния; неврозы; психопатоподобные состояния; задержки психического развития (умственная отсталость), акцентуации характера, психические нарушения в экстремальных условиях.

В данной работе предлагается для характеристики различных личностных патологий использовать понятие «деструктивные изменения личности». Под деструктивными изменениями личности будет пониматься патологический процесс разрушения структуры личности или отдельных ее элементов .

Следует также сказать, что личность может не сформироваться в результате врожденных аномалий, например вследствие патологии головного мозга – олигофрении. К олигофрении может привести и перинатальная патология (родовые асфиксия, травма, инфекция), а также постнатальные факторы, действовавшие на мозг до трехлетнего возраста (менингиты, энцефалиты, интоксикации, травмы).

Нужно отметить, что человек в течение своей индивидуальной жизни подвергается изменениям как по восходящей, так и по нисходящей линии . В процессе своего формирования личность с детства проходит определенные стадии развития. Во взрослом состоянии уже сформировавшиеся черты характера личности приобретают относительную устойчивость, постоянство. В старости в психофизическом отношении личность подвергается изменениям в нисходящем направлении. Личность подвергается различного рода временным или стойким патологическим изменениям при заболеваниях, в частности при психических. Длительные, интенсивно выраженные аффективные переживания могут подвергнуть личность патологическому развитию. Неблагоприятные условия социализации индивида могут способствовать аутодеструкции личности.

Деструктивные изменения личности могут быть как следствием аутодеструктивной деятельности человека, так и явиться результатом целенаправленного внешнего воздействия, каковому подвергаются, например, адепты деструктивных религиозных сект. Деструктивные изменения личности могут носить как обратимый, так и необратимый характер.

В настоящей работе предпринята следующая попытка классификации форм деструктивных изменений личности:

I. Частичная деструкция структуры личности :

  1. 1.Патологическая деформация личностных потребностей и мотивов . Отмечается хроническая фрустрация базовых потребностей: в безопасности, в защищенности, в принадлежности к социальной группе, в привязанности, внимании и любви со стороны окружающих; меняется содержание потребностей и мотивов, их структура. Например, при алкоголизме смыслообразующим мотивом поведения становится именно потребность в алкоголе, все остальные потребности отходят на задний план.
  2. 2.Деструктивные изменения характера и темперамента . В данном случае замедляется темп психических реакций, падает или возрастает эмоциональная возбудимость, усиливается интроверсия, затрудняется коммуникация, нарастает ригидность, человеку трудно переключиться на что-то новое, приспособиться к социальным условиям, он сопротивляется любым изменениям. В результате деструктивных изменений нарушается внутренняя слаженность личности, гармония психических свойств, человек начинает неадекватно реагировать на внешние факторы, отмечаются выраженная неустойчивость, ранимость, возбудимость личности и бурное проявление аффектов.
  3. 3.Нарушение волевой регуляции поведения . При этом личность полностью или частично утрачивает внутренний самоконтроль, способность к самодетерминации и саморегуляции деятельности, оказывается неспособной управлять своим поведением.
  4. 4.Нарастание аутизма . Аутизм – синдром патологии личности, главным (существенным) проявлением которого является отсутствие или угасание (различной степени выраженности) потребности в общении. Человек утрачивает потребность в общении, как вербальном, так и невербальном. Патологически повышенную значимость для индивида приобретает его внутренняя жизнь.
  5. 5.Формирование неадекватной самооценки и нарушение межличностных отношений . Индивид утрачивает способность адекватно оценивать себя, не стремится к самоутверждению и проявлению способности быть личностью. Утрачивается и способность адекватно оценивать других. Признаки аутизации и обеднения эмоциональной сферы достигают значительной выраженности, человек уходит от реальности в мир собственных переживаний, у него развиваются черствость, эгоистичность, эмоциональная холодность, нередко – жестокость.

II. Глубокие деструктивные изменения личности , при которой на первый план выступает деменция – значительное интеллектуальное снижение.

  1. 1.Амнестическое расстройство – это поражение предпосылок интеллекта, в первую очередь памяти. Наблюдаются сниженная работоспособность, повышенные утомляемость, истощаемость и отвлекаемость внимания.
  2. 2.Тотальное слабоумие – грубые нарушения высших и дифференцированных интеллектуальных функций: осмысления, адекватного оперирования понятиями, способности к правильным суждениям и умозаключениям, обобщению, классификации и т.д., мышление становится непродуктивным.
  3. 3.Психический маразм – наиболее тяжелый вид негативных личностных расстройств. Он отличается полным распадом психической деятельности, утратой возможности контакта с окружающими, полным исчезновением интересов и побуждений к деятельности.

Таким образом , личность представляет собой потенциальное свойство человека, является своеобразной сущностной возможностью для осуществления неограниченной действительности. Перспективы, раскрывающиеся перед человеком, включают не только позитивные, но и негативные возможности, вплоть до аутодеструкции. Аутодеструкция разнопланова, она включает не только суицид – тотальную форму саморазрушительной деятельности человека, но и различные формы деструктивных изменений личности. Под деструктивными изменениями личности в данной работе понимается патологический процесс разрушения структуры личности или отдельных ее элементов. При анализе деструктивных изменений личности следует учитывать, что человек в течение своей индивидуальной жизни подвергается изменениям как по восходящей, так и по нисходящей линии. Аутодеструкции личности могут способствовать длительные, интенсивно выраженные аффективные переживания, неблагоприятные условия социализации индивида, психические и некоторые иные заболевания. Деструктивные изменения личности могут носить как обратимый, так и необратимый характер, быть как следствием аутодеструктивной деятельности человека, так и явиться результатом целенаправленного внешнего воздействия, каковому подвергаются, например, адепты деструктивных религиозных сект. В настоящей работе к основным формам деструктивных изменений личности относятся патологическая деформация личностных потребностей и мотивов, деструктивные изменения характера и темперамента, нарушение волевой регуляции поведения, нарастание аутизма, формирование неадекватной самооценки и нарушение межличностных отношений, амнестические расстройства, тотальное слабоумие и психический маразм.

Важно! Деструктивное поведение человека лежит между нормой и общественной патологией.

Деструктивная модель поведения

Деструктивное поведение, как и поведение в принципе, складывается из множества составляющих и отражается на всех уровнях человеческой жизни. В психологии поведение само по себе представлено в виде активной связки «стимул-реакция» и подразделяется на следующие компоненты:

  • внешняя активность (движения, поступки, высказывания);
  • внутренняя активность (мотивации, целеполагание, когнитивная обработка, эмоциональная реакция).

Важно! Внутренняя активность всегда найдёт выход во вне. Деструктивные мысли так или иначе воплощаются в деструктивных действиях.

Деструктивная модель поведения обладает рядом особенностей:

  • вызывает у большинства людей негативную, отрицательную оценку;
  • не соответствует социальным нормам;
  • приносит ущерб, как личности, так и окружающим людям;
  • выступает в качестве ответа на нестандартную ситуацию;
  • связана с отрицательной направленностью личности;
  • развивается в результате отсутствия социальной адаптации;
  • имеет свои собственные индивидуальные черты.

Основу модели разрушительного поведения составляют:

  • отсутствие мотивации;
  • неадекватность;
  • дезадаптивность;
  • аутичность;
  • отсутствие результативности.

Деструктивное поведение

Любое поведение человека реализуется в обществе и носит социальный характер и всегда связано с речью, действием и целеполаганием. Деструктивное поведение отражает низкую степень социализации личности, избегание социума, плохую адаптацию к внутренним и внешним условиям.

Важно! Степень адаптации во многом определяет поведение личности.

Зачастую деструктивное поведение демонстрируется людьми, у которых не развито чувство ответственности, которые не умеют принимать самостоятельные решения и делать выбор. На индивидуальном уровне такие личности чаще склонны выбирать путь аномального поведения. Они могут проявлять своё разрушительное поведение по отношению к следующим социальным устоям:

  1. Духовно-нравственные норм ы (общечеловеческие ценности).
  2. Морально-этические нормы (незафиксированные на бумаге правила).
  3. Правовые нормы (правила, закреплённые в правовых актах).
  4. Организационно-профессиональные нормы (инструкции).
  5. Индивидуальные нормы (права личности в обществе, личная ориентированность на те или иные установки и потребности).

Любая модель поведения закладывается и формируется в детстве. В возрасте 4-5 лет ребёнок усваивает информацию, которая будет определять его взаимоотношения с окружающими. Полноценная семья, члены которой проявляют заботу и внимание друг к другу, благотворно влияет на формирование детской психики, закладывает конструктивные поведенческие основы. Таким образом, люди, не получившие грамотного воспитания, любви и тепла, находятся в группе риска.

Важно! Часто дети перенимают деструктивную модель поведения своих родителей.

Учёные пришли к выводу, что деструктивное поведение успешно развивается на фоне следующих факторов:

  • наличие массовых социальных отклонений (алкоголизм, преступность, бюрократизм);
  • ситуативные отклонения (наличие спекуляций, браков по расчёту и т. д.);
  • ослабление мер общественного воздействия (снижение уровня осуждения, критики со стороны);
  • либерализация мер борьбы с деструктивным поведением (отсутствие штрафов и наказаний за проступки и отклонения).

Виды деструктивного поведения

Классификация деструктивного поведения затруднена, т. к. специалистам приходится работать с плавающей величиной – нормой. Она подвержена изменениям, и то, что сегодня считается приемлемым, завтра будет выходить за рамки адекватного поведения, и наоборот. В основном психологи разделяют деструктивное поведение на две большие группы:

  • делинквентное поведение (выход за правовые рамки, нарушения закона);
  • девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).

Многие учёные, психологи и социологи ещё с первой трети XX века задумываются над тем, какое именно поведение можно поместить в рамки девиаций и деструктивного поведения, и всегда ли такое поведение несёт исключительно негативные последствия. Разработано множество классификаций. Приведём таблицу, раскрывающую различные подходы к пониманию деструктивного поведения.

Дата Учёный Классификация Суть
1938 г. Р. К. Мертон Подчинение Принятие общественных целей и средств их достижения
Инновация Принятие общественных целей, но не средств их достижения
Ритуалзм Отрицание цели из-за невозможности её достичь, но сохранение стремления к её осуществлению
Ретретизм Выход из социума из-за несогласия с его целями и средствами их достижения
Мятеж Попытка изменить общественные цели и средства их достижения
1981 г. В. В. Ковалёв Девиации социально-психологического характера — нарушение дисциплины;
— нарушение социальных норм;
— нарушение правовых норм;
— демонстрация саморазрушения.
Девиации патологического характера — патологические;
— непатологические.
Личностно-динамические девиации — реакция;
— развитие;
— состояние.
1987 г. Ф. Патаки Преддевиантный синдром (предпосылки к девиантному поведению) — аффективный тип поведения;
— конфликты в семье;
— агрессивные действия;
— стремление к асоциальному поведению в детстве;
— непереносимость учебного процесса;
— низкий уровень интеллектуального развития.
Основы девиантного поведения (устойчивые формы) — преступление,
— алкогольная зависимость,
— наркотическая зависимость,
— суицид.
1990 г. Ц.П.Короленко Нестандартные действия Мотивированное деструктивное поведение , выходящие за рамки общепринятых норм.
Деструктивное поведение — поведение, направленное на нарушение социальных установок;
— уход от реальности с помощью психотропных веществ;
— нарушение прав и законов;
— саморазрушение (конформизм, нарциссизм, фанатизм, аутизм, суицид).
1995 г. В. Н. Иванов Докриминогенное поведение Игнорирование правил поведения в общественных местах, мелкие проступки, употребление наркотических веществ.
Криминогенное поведение Уголовно-наказуемые преступления
2001 г. Ю.А. Клейберг Негативное поведение Саморазрушение
Позитивное поведение Творчество
Нейтральное поведение Попрошайничество
2004 г. Е.В.Змановская Антисоциальное поведение Нарушение норм права, законов, несение уголовной ответственности.
Асоциальное поведение Нарушение этических норм, приводящее к трудностям в межличностном общении.
Аутодеструктивное поведение Поведение так или иначе влекущее за собой вред самому себе.
2010 г. Н. В. Майсак Девиации по характеру поведения — конструктивное поведение (творчество);
— аутодеструктивное (зависимости и склонность к суициду);
— внешнедеструктивное (правовые нарушения, коммуникативные отклонения).
Девиации по уровню принятия обществом — одобряемое (адаптация к группе);
— демонстрация нейтралитета (неоднозначность в оценке поведения);
— неодобряемое (отклонение от этических и правовых норм).

Деструктивные формы поведения

Аномальное поведение может принимать различные формы в контексте взаимоотношения с социумом и адаптации к нему:

  1. Радикальная адаптация (попытка изменить, неустраивающий человека мир).
  2. Гиперадаптация (постановка недостижимых целей).
  3. Конформистская адаптация (подстройка под общепринятые нормы, с которыми индивид не согласен).
  4. Девиантная адаптация (мотивированное деструктивное поведение, выход за рамки нормы).
  5. Социально-психологическая дезадаптация (открытое отрицание необходимости в адаптации к социуму, приложение усилий, чтобы этого избежать).

Также деструктивное поведение может выражаться в виде следующих симптомах:

  • агрессивное поведение по отношению к людям;
  • враждебность при общении;
  • склонность к разрушению вещей;
  • желание расстроить уклад жизни близких;
  • отсутствие возможности испытывать эмоции;
  • угроза чужой и собственной жизни.

Деструктивное поведение в конфликте

Конфликт – это открытое столкновение интересов отдельных личностей или даже групп лиц. Психологи не призывают избегать конфликтных ситуаций, но, напротив, советуют научиться управлять их ходом. В таком случае конфликт приобретает статус конфронтации, цель которой – конструктивно разрешить ситуацию, прийти к консенсусу для всех конфликтующих сторон. Деструктивное поведение в этом случае заключается в неумении адекватно вести конфронтацию. Таким образом, мы имеем следующие стратегии ведения конфликта:

  • Конструктивная . Человек стремится уладить спорную ситуацию миром, предлагая рабочие решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
  • Деструктивная. Отсутствие навыков ведения конфронтации заключается в намеренном обострении конфликта, переходе на личность оппонента, неумении выслушать, излишнем эмоционировании. Девиант провоцирует соперника на агрессию и усугубление проблемы.
  • Конформистская . Отдельно стоит отметить и этот вид неадекватной и отчасти деструктивной стратегии по ведению конфликта. В этом случае человек легко подчиняется оппоненту, старается избежать неприятного спора и быстрее его закончить, соглашаясь со всем, что ему говорят.

Социально-деструктивное поведение

Социально деструктивное поведение связано с социальной дезадаптацией – отсутствием понимания правил, по которым существует и функционирует человеческое общество. Человек, который демонстрирует деструктивное и асоциальное поведение , не в состоянии найти себя в обществе. Тем самым разрушительный характер его поведения только усиливается. Социально-деструктивные паттерны его поведения могут выражаться следующим образом:

  1. Социальная и личностная дискредитация . Подрыв репутации или авторитета личности. Склонность к критике, осуждению. Открытое оскорбительно-непочтительное поведение.
  2. Конкуренция . Деструктивное поведение может быть вызвано опасением за свои позиции в коллективе, что приводит человека к попыткам самоутверждения через других членов этого коллектива.
  3. Уход от искреннего общения . Личность, демонстрирующая разрушительные паттерны поведения, избегает открытого общения. Вряд ли он сможет адекватно ответить на прямой вопрос «зачем ты ведёшь себя таким образом?»

Профилактика деструктивного поведения

Работа по предотвращению деструктивного поведения должна начинаться с семьи и школьного образования. Именно в этом возрасте детям необходимо закладывать те идеалы, которые станут для них проводниками в мире взрослых людей.

Важно! Основная сложность, с которой сталкиваются родители и педагоги, заключается в том, что дети с деструктивными паттернами считают своё поведение нормой.

Психологи, работающие с детьми, дают несколько советов, которые помогут вырастить полноценную личность, вписывающуюся в социальные рамки:

  1. Поймите своего ребёнка . Первое, что необходимо сделать родителю и педагогу, это понять, почему ребёнок действует именно так, почему он демонстрирует деструктивное поведение.
  2. Создайте баланс на уровне надо-могу-хочу . Чтобы привить ребёнку полезные привычки (от чтения книг, до ежедневных походов в школу), необходимо соблюсти пропорцию между необходимостью, возможностью и желанием ребёнка это делать. Учитывая эти параметры, и объяснив ему, зачем нужно делать так, а не иначе, можно добиться того, что ребёнок выйдет из автоматического следования нормам и приобретёт мотивацию к их выполнению.
  3. Активируйте личностные ресурсы подростка. Помогите ребёнку реализовывать себя в разных направлениях деятельности. Экспериментируйте, добивайтесь того, чтобы он нашёл себе занятие по душе. Это благоприятно скажется на процессах его социальной адаптации.
  4. Решайте задачу взросления . Инфантильное расстройство личности часто становится фактором риска для появления аутодеструктивного поведения. Помогайте ребёнку постепенно становиться взрослым. Создайте ему условия для безболезненного перехода в мир ответственности и самостоятельного принятия решений.
  5. Проявляйте меньше агрессии . Старайтесь терпимее относится к промахам своего ребёнка. Вместо того, чтобы ругать его, объясните где он ошибся, и покажите на личном примере, как надо было сделать.
  6. Использовать телесно-ориентированный подход . Психологи советуют научиться работать со своим телом, понимать его, дифференцировать эмоции и их локализацию в организме. Это поможет ребёнку в процессе самоидентификации, научит его понимать себя и других.

Чувство долга – конструктивное или деструктивное чувство для личности?

Быть может, вы помните еще со школьной скамьи мальчишку, который никогда не слушался старших, плохо учился и не стеснялся приправить свою речь крепким словцом? Скорее всего, он раньше всех начал курить, а в отношениях с родителями у него были большие проблемы. А знаете ли вы, где сейчас этот парнишка? Интересовались ли вы его дальнейшей судьбой?

Вероятнее всего, у него диагностировалось деструктивное поведение. Это означает, что без своевременной психологической коррекции на судьбе его можно было бы поставить крест.

Что такое деструктивное поведение?

Существует несколько научных определений этого понятия. Свои дефиниции дают психологи и социологи, используя привычные им термины. Однако существует одно определение, которое поймет любой человек: деструктивное поведение - поведение разрушительное. В чем же оно проявляется? Что при этом пытается разрушить человек?

Основные проявления деструктивности

Ученые провели множество исследований этой проблемы, ими достаточно хорошо изучены паттерны поведения, которое может классифицироваться как деструктивное. Человека, поведение которого считается разрушительным, отличают следующие черты:

  • агрессия и жестокость по отношению к окружающим;
  • враждебность при общении;
  • склонность разрушать материальные предметы и вещи;
  • желание расстроить сложившийся уклад жизни близких ему людей;
  • неспособность испытывать эмоции и чувства (может быть постоянной, а может появляться лишь время от времени);
  • угроза жизни как чужой, так и собственной.

Мы видим, что разрушительный по натуре человек может причинять вред не только вещам или предметам, но и обществу, и даже самому себе. Получается, что существует несколько видов или форм деструктивного поведения? Да, это действительно так.

Формы

Для начала нужно отметить, что различают конструктивное и деструктивное поведение. Первое - созидательно и является абсолютно нормальным для любого здорового человека. Второе же часто оказывается симптомом какого-либо психического отклонения.

В психологии деструктивное поведение человека различается по направленности и характеру проявления. Так, о первой классификации мы уже говорили: человек может адресовать свою разрушительную энергию любому объекту внешней действительности или себе самому. Интересно, что проявления деструктивности не всегда носят отрицательный характер: она может быть частью или началом созидания. К примеру, можно снести ветхий дом, чтобы на его месте построить новый, или остричь длинные волосы, чтобы смоделировать красивую прическу.

Другая классификация деструктивного поведения основывается на характере проявления разрушительности. Выделяют две основные формы:

  1. Делинквентная - к ней относятся поступки, противоречащие правовым нормам, к примеру, нарушения дисциплины, противоправные нарушения.
  2. Девиантная - это поведение, которое противоречит нормам нравственности, к примеру, наркомания и алкоголизм, попытки покончить жизнь самоубийством.

Причины деструктивного поведения

В психологии разрушительное поведение часто называют отклоняющимся. Однако ни одно отклонение не возникает без причины. Что же является тем основанием, на котором складываются первые признаки деструктивного поведения?

Считается, что причина может заключаться в дурной наследственности. У людей, чьи поступки носят асоциальный характер, часто один из родителей проявлял признаки деструктивности. Однако вопрос о соотношении наследственности и среды здесь остается открытым. В семьях, члены которых проявляют деструктивные формы поведения, и воспитание часто бывает соответствующим. К тому же ребенок вынужден постоянно наблюдать асоциальное поведение родителей, что не может не оставить свой след на его психике.

Таким образом, деструктивное поведение детей обусловливается влиянием семьи. В дальнейшем разрушительность становится неизменной спутницей такого человека. В любой ситуации он будет вести себя асоциально, принося вред себе и окружающим. Однако признаки разрушительности могут проявиться и у взрослого вполне здорового психически человека. Почему так происходит?

Еще несколько причин деструктивности

К иным причинам появления разрушительного поведения относятся:

  • психические расстройства - в этом случае деструктивность может быть одним из симптомов;
  • тяжелая соматическая болезнь - человек может понять, что ему нечего терять, и начать вести себя разрушительно;
  • неудачи в личных делах - человек чувствует себя униженным, растоптанным и теряет надежду на улучшение ситуации;
  • пристрастие к алкоголю или наркотикам - иногда это не проявление деструктивности, а ее причина: человек ведет себя асоциально, только находясь в состоянии опьянения.

Профилактика деструктивного поведения

Что же можно сделать, чтобы предупредить разрушительное поведение? Кто этим занимается и какие методы при этом используются? Основная нагрузка ложится на школу и другие учебные заведения. Дело в том, что именно в них существует возможность воздействовать на детей массово. Для этого проводятся специальные воспитательные мероприятия, нацеленные на то, чтобы предотвратить социальное деструктивное поведение.

Но многое можно сделать и силами членов семьи ребенка. Если родители и иные родственники будут поощрять только социально одобряемые поступки, дарить друг другу любовь и тепло, вероятность возникновения поведенческих расстройств у их детей будет очень низкой.

Что было сделано в США для профилактики деструктивности

Интересное исследование проблемы разрушительного поведения было проведено в штате Нью-Йорк. Обычно американских подростков, совершивших противоправные действия, помещают в специализированные исправительные учреждения. Кроме занятий с психологами, там малолетние преступники ежедневно проходят сеансы трудотерапии.

Но такие исправительные заведения содержат только подростков, уже проявивших признаки деструктивности. А что же будет, если поместить их в более здоровую социальную среду?

Вместо исправительных заведений часть подростков отправилась в дома к приемным родителям. Взрослые пары были проинструктированы о методах профилактики деструктивности и обладали соответствующими практическими навыками. Результаты исследования оказались впечатляющими: воспитанники таких приемных семей намного реже в своей взрослой жизни проявляли деструктивные формы поведения.

Какой же из всего этого можно сделать вывод? Даже если у ребенка или подростка уже появились первые признаки деструктивного поведения, его не нужно считать потерянным для общества. При соответствующих методах психологической коррекции все еще можно исправить.

Глубокие социальные изменения, происходящие в мире в начале ХХI века, заставляют по-новому взглянуть на ряд феноменов, исследованию которых ранее уделялось недостаточно внимания. Один из них – деструктивная деятельность человека . Разрушительная сторона человеческой природы особенно ярко проявилась в ХХ веке: массовые убийства, революции, войны, многочисленные террористические акты. Средства массовой информации ежедневно сообщают о совершающихся даже в самых благополучных странах насильственных преступлениях. Призванные способствовать снижению деструктивности моральные, религиозные и правовые нормы не в состоянии полностью предотвратить ее. Даже самые комфортные условия существования не приводят к снижению деструктивности, причем она проявляется не только в отношении людей друг к другу: и природная среда, и памятники культуры, и простейшие предметы подвергаются бессмысленному разрушению. Учитывая современный уровень развития техники и технологии, деструктивная деятельность в настоящее время представляет реальную угрозу не только для отдельных социальных групп, но и для всего человечества.

Для сегодняшней России данная проблема особо актуальна, так как в стране, находящейся в условиях затянувшегося процесса трансформации, практически не существует общепринятой системы ценностей, которые сдерживали бы разрушительные тенденции, заложенные в природе человека. Кроме того, ухудшение общей социально-экономической обстановки в стране, рост безработицы, социальная незащищенность людей, их разочарование в жизни, связанное с отсутствием перспектив, способствуют росту деструкции. Необходимость в исследовании назрела еще и потому, что в период становления информационного общества значительно возрастает степень влияния индивида на социум, а, следовательно, последствия деструктивной деятельности могут быть совершенно непредсказуемыми.

Следует отметить, что феномен деструктивной деятельности недостаточно исследован в науке. Даже сами понятия «деструкция», «деструктивность», «деструктивная деятельность» отсутствуют в большинстве словарей, а если и встречаются, то их трактовка заканчивается простым переводом слова. Так, например, в «Большом энциклопедическом словаре» деструкция трактуется как «нарушение, разрушение нормальной структуры чего-либо». В «Новейшем словаре иностранных слов и выражений» указывается, что деструкция – это «разрушение, нарушение правильного, нормального строения чего-либо», а под деструктивностью понимается «разрушительность; стремление к порче; неплодотворность».

Хотя наличие в природе человека разрушительного начала констатировалось многими исследователями, собственно этой теме посвящена лишь одна масштабная работа – книга Э. Фромма «Анатомия человеческой деструктивности». Между тем внимание многих ученых привлекали частные проявления деструкции, каковыми являются убийство, самоубийство, террористическая деятельность. А ведь эти явления имеют во многом общие основания, которые необходимо выяснить. Кроме того, отдельные проявления деструктивной деятельности изучались, как правило, узкими специалистами: биологами, генетиками, психологами, сексопатологами, историками, юристами. Но известно, что только целостное изучение феномена с привлечением данных, полученных узкими специалистами, позволяет постичь его сущность. Итак, недостаточная разработанность проблемы деструкции в целом и деструктивной деятельности человека в частности, отсутствие однозначных трактовок самих терминов свидетельствуют о необходимости проведения исследования. Только глубокое изучение данной темы, анализ детерминант деструктивной деятельности, особенностей ее проявления в информационном обществе и выяснение специфики аутодеструкции, возможно, позволит выработать социокультурные механизмы, сдерживающие разрушительные начала природы человека и переориентировать деструктивные тенденции в другие сферы деятельности.

Проблема деструктивной деятельности человека достаточно мало исследована, более того, она была сформулирована лишь в ХХ веке, хотя интуитивно угадывалась мыслителями в далеком прошлом. О наличии врожденного зла в душах людей писали китайский мыслитель Сюнь-цзы и древнегреческий философ Платон . В иудео-христианской богословской традиции используется понятие «первородный грех», которое в форме мифологического образа выражает деструктивное начало, присущее человеческой природе. О разрушительных устремлениях, свойственных природе человека, упоминал И. Кант. Однако лишь в ХХ веке были предприняты попытки обоснования деструктивной деятельности человека. Одна из наиболее известных теорий, объясняющих наличие разрушительного начала в природе человека, – концепция основателя психоанализа З. Фрейда . Фрейд относился к природе человека с глубоким пессимизмом и под влиянием ужасной жестокости и разрушений, вызванных Первой мировой войной, пришел к выводу, что человеку присущи два основных инстинкта: Эрос – инстинкт жизни, энергия которого (известная как «либидо») направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни; и Танатос – инстинкт смерти, энергия которого направлена на разрушение и прекращение жизни. В основе «инстинкта смерти», считал Фрейд, лежит биологический механизм, общий для всех форм жизни. Каждый организм, размышлял он, стремится снизить нервное возбуждение до минимума. Смерть полностью снимает всякое внутреннее напряжение, и, таким образом, все органические формы жизни стремятся к смерти. Однако стремление к полному внутреннему спокойствию сталкивается с противоположной силой, инстинктом жизни. Согласно З. Фрейду, все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих двух инстинктов. Он указывал, что деструктивные тенденции имеют место у всех людей, и «...у большого числа лиц они достаточно сильны, чтобы определить собою их поведение в человеческом обществе». По мнению З. Фрейда, с деструктивными тенденциями нельзя не считаться, так как, если энергия Танатоса не будет обращена вовне, это приведет к разрушению самого индивида. Разрядку деструктивной энергии может дать катарсис – совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением. Концепцию З. Фрейда поддерживает известный психолог и психотерапевт Э. Берн . Однако данные исследователи лишь констатируют наличие деструктивных тенденций в природе человека, не проводя их глубокого анализа.

Исследованием деструктивности занимался известный американский ученый Э. Фромм . Он уделяет ей достаточно внимания в работе «Бегство от свободы» и посвящает данному феномену отдельную книгу, названную им «Анатомия человеческой деструктивности» . Э. Фромм – сторонник социокультурной детерминации деструктивности, которая, по его мнению, является одной из разновидностей агрессии. Он различает доброкачественную и злокачественную агрессию . В рамках первой он выделяет псевдоагрессию (в том числе неосторожные убийства или ранения), игровую агрессию в учебном тренинге и оборонительную агрессию (в том числе в целях защиты свободы личности и общества, своего тела, своих потребностей, мыслей, чувств, своей собственности; агрессию, связанную с реакцией человека на попытку лишить его иллюзий, обусловленную конформизмом; инструментальную агрессию, которая преследует цель обеспечить то, что необходимо и желательно). В целом доброкачественную агрессию Э. Фромм определяет как биологически адаптивную, способствующую поддержанию жизни и служению делу жизни. Он отмечает, что данный вид агрессии – реакция на угрозу витальным интересам индивида. Доброкачественная агрессия заложена в филогенезе, свойственна и животным, и людям, носит взрывной характер, возникает спонтанно как реакция на угрозу. В отличие от доброкачественной, злокачественная агрессия деструктивность – биологически неадаптивна, она не заложена в филогенезе, присуща исключительно человеку, не нужна для физиологического выживания – напротив, деструктивность приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления – убийство и жестокие истязания – не имеют никакой цели, кроме получения удовольствия. Э. Фромм считает, что различаются спонтанная деструктивность – проявление дремлющих разрушительных импульсов, которые активизируются при чрезвычайных обстоятельствах (например, деструктивность из мести), и деструктивность, связанная со структурой характера , которая присуща конкретному индивиду в скрытой или явной форме всегда (садизм, некрофилия ). К основным причинам деструктивности Э. Фромм относит отсутствие возможностей для творческой самореализации, нарциссизм, ощущение изолированности и «никчемности». В настоящее время рост деструктивности наблюдается в связи с распространением свободы, которая несет не только положительные перемены, но и приводит к утрате чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Свободе сопутствуют чувство одиночества, собственной незначимости и отчужденности. Люди стремятся преодолеть их, «убежать от свободы». Одним из способов «бегства от свободы» , по Э. Фромму, и является деструктивность . Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других.

При несомненной ценности концепция Э. Фромма не свободна от целого ряда недостатков . Так, Э. Фромм отмечает, что агрессия, возникшая для защиты своих витальных интересов, не является злокачественной. При этом неизбежно возникает вопрос: какие интересы следует относить к витальным? Ведь сфера витальных интересов у людей гораздо шире, чем у животных, и, если отнести к ним, скажем, потребности в защищенности, стремления принадлежать к социальной группе, к достижению высокой самооценки и к самоактуализации, потребность в уважении со стороны окружающих, мы увидим, что предложенная Э. Фроммом схема деления агрессии на доброкачественную и злокачественную не применима. Ведь большинство деструктивных действий является именно следствием неудовлетворения перечисленных нами потребностей. Достаточно сложно провести водораздел между деструктивностью и оборонительной, инструментальной агрессией. Следует обратить внимание на то, что часто деструктивные действия совершаются, когда объективно никакой угрозы витальным интересам человека нет, но для субъекта эта угроза – реальность. Кроме того, Э. Фромм основное внимание уделяет таким формам проявления деструктивности, как садизм и некрофилия, оставляя без внимания аутодеструкцию, вандализм, терроризм и ряд других ее проявлений. Также, рассматривая преимущественно психологические и социокультурные основания деструктивности, он оставляет без должного внимания ее биологические и нейрофизиологические основания, не анализирует историческое многообразие форм деструктивности, подтверждая свои выводы лишь несколькими примерами.

Концепцию саморазрушительного поведения человека сформулировал Н. Фарбероу , однако она не получила широкого распространения. Он относит к саморазрушительному поведению не только завершенные самоубийства, но и алкоголизм, токсикоманию, наркотическую зависимость, пренебрежение врачебными рекомендациями, трудоголизм, делинквентные поступки, неоправданную склонность к риску, опрометчивый азарт. Этот подход позволил Н. Фарбероу разработать принципы современной профилактики самоубийств и стать инициатором создания центров их профилактики в США, а затем во многих странах мира.

Несмотря на отсутствие специальных работ, наличие проблемы деструктивности констатируется рядом отечественных и зарубежных ученых. При этом деструктивность рассматривается как компонент агрессии, вид девиантного поведения, составной элемент творчества или тип преобразования. Так, отечественный исследователь Ю.М. Антонян выделяет три компонента агрессии : конструктивный, деструктивный и дефицитарный. Он указывает, что при деструктивной агрессии активность индивида деформирована, поэтому его деятельность носит разрушительный по отношению к окружающим характер, у такого субъекта могут развиваться садистские расстройства, формироваться садистский или авторитарный характер. О.С. Осипова различает два вида девиантного поведения : созидательной и разрушительной направленности . Девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме (отдельной социальной группе, страте) социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, влекущих за собой сдерживание темпов развития общества: разрушение энергетического потенциала отдельных личностей и общества в целом. О.С. Осипова указывает на связь девиантного поведения с риском, а также на то, что девиантное поведение способствует самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности. Ц.П. Короленко и Т.А. Донских , анализирующие поведенческие девиации, делят их на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение . Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных), и, соответственно, внешнедеструктивное поведение. Во втором случае – внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и, соответственно, внутридеструктивное поведение. Е.В Змановская выделяет три группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное), асоциальное (аморальное), аутодеструктивное (саморазрушительное). Под аутодеструктивным она понимает поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.). По направленности и степени выраженности деструктивности Е.В. Змановская предлагает использовать следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) – просоциальное (относительно деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) – асоциальное (пассивно-деструктивное) – саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) – самоубивающее (активно-аутодеструктивное).

Некоторые исследователи указывают на связь деструкции и творчества. Так, В.Н. Дружинин выделяет два вида преобразования : творческое поведение , создающее новую среду, и разрушение – дезадаптивное поведение, не создающее, а уничтожающее прежнюю среду. Он отмечает, что творчество и деструкцию объединяет то, что их причиной является отчуждение человека от природы и мира в целом. Б. Карлоф подчеркивает, что в самом творческом акте неизбежно присутствует элемент деструкции. Он пишет о двух видах поведения : адаптивном , связанном с имеющимися в распоряжении человека ресурсами, и креативном , которое он определяет как «созидательное разрушение» . Интересен подход польского ученого Ю. Козелецкого к данной проблеме. По его мнению, человеку присуща «трансгрессия» – стремление к постоянному преодолению своих прежних достижений и результатов, желание выйти за пределы того, чем он обладает. Ю. Козелецкий выделяет конструктивную , созидающую трансгрессию – творчество, и деструктивную трансгрессию – действия, приводящие к разрушению прежнего. Таким образом, в науке отсутствует определенность в отношении того, что понимать под «деструктивностью» и «деструктивной деятельностью человека».

Следует отметить, что ряд вопросов, имеющих прямое отношение к деструктивной деятельности, исследуется в работах, посвященных анализу агрессии и насилия . Наиболее значимыми в этом плане являются работы зарубежных исследователей К. Лоренца, Р. Бэрона и Д. Ричардсона, А. Бандуры, Л. Берковица, Р. Бовена, Н. Зинберга и Г. Феллмана, а также статьи отечественных ученых Л.В. Скворцова, И.Ю. Залысина, А.А. Реана. В целом все работы, так или иначе затрагивающие деструктивную деятельность человека, можно разделить на две группы . К первой следует отнести труды исследователей, считающих, что деструктивность свойство, заложенное в самой природе человека ,полностью искоренить которое невозможно. Ко второй группе относятся исследования, в которых отмечается, что стремление к разрушению не присуще человеку изначально. Оно приобретается в процессе жизни в результате неудовлетворения индивидом основных потребностей, является следствием фрустрации, формируется в результате социального научения. А следовательно, изменяя условия существования, можно влиять и на деструктивную деятельность человека.

Хотя комплексно деструктивная деятельность не исследовалась, отдельные ее формы изучены достаточно глубоко. Так, исследованием самоубийства занимались Э. Дюркгейм, А. Камю, Н. Бердяев, Л.З. Трегубов и Ю.Р. Вагин, А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко, Л.Л. Бергельсон, И.Б. Орлова; убийства – Ю.М. Антонян; терроризма – В.В. Витюк, С.А. Эфиров, Л.А. Моджоян, Е.Г. Ляхов, А. Тахери, А.П. Шмид; каннибализма – Е. Волхард, П. Браун, Л. Каневский. Биологические и нейрофизиологические детерминанты деструктивной деятельности затрагиваются в работах Д. Дьюсбери, К. Лоренца, О. Меннинга, Р. Шовена, Я. Дембовского, М.Л. Бутовской, В.П. Эфроимсона, Р. Болтона, Дж. Вилдера. Положения, проливающие свет на социокультурные детерминанты исследуемого феномена, содержатся в трудах Э. Фромма, Б.Ф. Поршнева, А.П. Скрипника, П. Кууси.

Таким образом, анализ степени научной разработанности проблемы показывает, что комплексно она практически не исследовалась. Единственная фундаментальная работа – «Анатомия человеческой деструктивности» Э. Фромма – не лишена недостатков, прежде всего потому, что основное внимание ее автор уделяет лишь психологическим и социокультурным основаниям исследуемого феномена, оставляя без внимания биологические, нейрофизиологические, генетические основания, а также проблему аутодеструкции. В связи с этим назрела необходимость в целостном исследовании деструктивной деятельности человека с привлечением данных частных наук: этологии, нейрофизиологии, эндокринологии, генетики, психологии, социологии, истории культуры.

Скачать книгу Лысак И.В. о деструктивной деятельности

  • Вперёд >