Очарованный странник грушенька. Иван Флягин — характеристика образа повести «Очарованный странник

Сочинение

В произведениях Лескова перед нашим взором предстаёт жизнь средней полосы России. Мы знакомимся с уездными помещиками, господами офицерами средней руки, провинциальными барышнями, купцами и скупщиками, крестьянами, ремесленниками, цыганами… Именно «глубь» русской жизни привлекала писателя.

Особый интерес представляют женские образы, которые Лесков рисует в «Очарованном страннике». Они будто остаются в тени (ярко выделен лишь образ цыганки Грушеньки). Но, несмотря на это, именно женские образы повести отображают нравы конца XIX века.

Итак, первый знаменательный образ, который мы встречаем в повести, — это «барынька», дитя которой «воспитывал» Иван Флягин. Судьба её пересекается практически со всей женской половиной России: «Замуж в своём месте за барина насильно была… выдана… злою мачехой… и мужа своего никак не могла полюбить…».

Вот образ подневольной женщины, бесправной, не имеющей возможности самой строить свою судьбу. Потому у «барышни» даже имени нет в произведении — это типически обобщённый образ. Но эта героиня пыталась бороться за своё счастье и поэтому сбежала с «ремонтёром». Однако у мужа осталось «дитё», к которому рвётся сердце бедной женщины. Материнский инстинкт толкает её обратно к ребёнку: «И вот вижу я и чувствую, как она, точно живая, пополам рвётся, половина к нему, половина к дитяти».

Главный герой «соломоновским» способом испытывает истинность любви матери, а заодно и её избранника: «Ну, тяни его: на чию половину больше оторвётся». Естественно, никто бы не допустил смерти девочки, но сам факт того, что ремонтёр «бросил тянуть», говорит о многом.

Этой «барыньке» повезло. Иван Флягин отдал ей любимое дитя, и она осталась жить да «любиться» с «ремонтёром», самой выбранным суженым. Но сколько женщин в России вынуждены подчиняться воли родителей, братьев?..

Лесков одним из первых заговорил о бесправии женской половины России, ибо этот вопрос не мог долго оставаться закрытым.

Но, несомненно, самый яркий образ повести — это цыганка Грушенька. Её судьба пересекается с судьбой Бэлы из романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Это цыганка неземной красоты. «Вот она где настоящая-то красота, что природы совершенством зовётся», — говорит о ней Флягин.

Но красота-то и сгубила эту героиню. Она понравилась князьку, у которого служил Иван. Это человек «пылкий был, но переменчивый». Купил князь Грушеньку у табора за баснословную сумму, да вскоре она надоела ему. Груша была необразованна, и князю постепенно стало с ней скучно. Но девушка любила его той пылкой любовью, которая способна на всё, даже на убийство. Через некоторое время князь надумал жениться на женщине с богатым приданым, так как сам все свое имущество отдал за Грушу, да еще и долгов наделал. Он отвозит бедную цыганку в лес и сдает под «конвой» трех «девиц-однодворок». Но Грушенька сумела обманным путем сбежать от них, «хоть и была тяжелой». Встретившись с Иваном, она попросила его: «Больше нет сил так жить да мучиться, видючи его измену и надо мной надругательство… Ударь меня раз ножом против сердца».

Груша не могла решиться на самоубийство. Она — христианка, поэтому знает, что совершит большой грех. Кроме того, героиня боялась совершить еще больший грех: «Если я еще день поживу, я и его, и ее порешу, а если их пожалею, себя решу… убью свою душеньку». И Иван Северьянович спихнул девушку «с кручины в реку», взял ее грех на себя.

Я думаю, лермонтовская Бэла пережила меньше душевных терзаний, чем Груша. Лесков еще раз подчеркивает, что женщина — всего лишь игрушка в руках мужчин, в руках общества, родственников, друзей, которые продали девушку князю, даже не задумываясь о ее дальнейшей судьбе. Что оставалось ей, брошенной и всеми забытой, наедине со своей ревностью, ненавистью к счастливой сопернице и осознанием безысходности? Загубить «невинную душу?» Но князя она бы все равно не вернула. Груша давно уже почувствовала, что «опротивела ему». Смерть — единственный выход для героини, ведь она не могла «успокоиться смирением» и «простить ради прошлых минут счастья».

Груша — такая натура, которая должна жить в гармонии с окружающим ее миром. Когда же эта гармония рушится, происходит разрушение и ее личности. Из-за своих переживаний Грушенька потеряла былую красоту, легкость характера, превратилась практически в тень, причем одержимую тень. Эту женщину, измученную горем, некому защитить и поддержать, а единственно близкого человека, Ивана Флягина, она просит лишь об одном — избавить ее от греха самоубийства.

Совершенно противоположный тип женщины — Евгения Семеновна. Она «имела с князем дочку, но располнела, и он будто за это и бросил». В этой героине не кипели сильные чувства, она смирилась со своей участью. «Прохладная кровь с парным молоком», — так говорит она о себе. Эта женщина не способна бороться с обстоятельствами. Евгения Семеновна — приспособленка, которая во всем пыталась находить положительные моменты.

Итак, мы рассмотрели три совершенно разных типа женщин. На мой взгляд, они существовали и существуют до сих пор, меняются лишь обстоятельства, фон, среда, в которой они находятся. Именно этим и интересна противоречивая галерея женских образов, которую нарисовал Н. С. Лесков в «Очарованном страннике».

Другие сочинения по этому произведению

Загадочная русская душа" в повести Н. Лескова "Очарованный странник Анализ эпизода из повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»? Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник») Иван Флягин - правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова "Очарованный странник") Иван Флягин в повести Лескова "Очарованный странник" Иван Флягин — главный герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характера Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник? Мир образов Лескова Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Образ Флягина Очарованный странник - самый значительный герой Н. С. Лескова Почему повесть Н. С. Лескова названа «Очарованный странник»? Праведен или грешен Иван Флягин Россия в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский национальный характер — цель изображения повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский характер в рассказах Н. С. Лескова Свобода и необходимость в "Войне и мире" Л. Н. Толстого и "Очарованном страннике" Н. С. Лескова Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Смысл названия повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник») Странник Лескова Творчество Н.С. Лескова (Рассказ "Очарованный странник") Тема странничества в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Анализ текста повести «Очарованный странник» Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче Флягине Жанр, сюжет, композиция, образ главного героя Характеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник» Житие русского грешника в повести «Очарованный странник» Смысл слова «Странник» в одноименной повети Лескова Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере«Очарованный странник») Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник” Жизненные перипетии главного героя повести «Очарованный странник» Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник» Иван Северьяныч Флягин человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы Загадки лесковского сказа на примере повести «Очарованный странник» Законы художественного мира Лескова Флягин - характеристика литературного героя Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере «Очарованный странник») Образ Ивана Флягина в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Образ Флягина в повести «Очарованный странник» Сюжет повести Лескова «Очарованный странник» Повествовательная организация повести «Очарованный странник» Смысл названия повести Николая Лескова “Очарованный странник” Образ Ивана Флягина в повести Лескова "Очарованный странник" Герой повести-очерка Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин правдоискатель земли русской История создания повести «Очарованный странник» Нравственность и гуманизм русского человека в повести «Очарованный странник» Изображение русского национального характера в произведениях Н.С.Лескова (на примере произведения "Очарованный странник").

В повести Лескова, опубликованной в 1873 году, представлен необычный образ Ивана Флягина, русского странника, жизнеописание которого дается им самим в манере устного народного сказа просторечным, но удивительно поэтическим языком.

В то же время изложение событий жизни героя, его биография напоминает каноны жанра жития.

Образ и характеристика Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»

В произведении образ главного героя при внешней незатейливости и простоте неоднозначен и сложен. Автор, изучая глубинные слои русской души, ищет святость в поступках грешника, показывает нетерпеливого правдолюбца, который совершает немало ошибок, но, страдая и осмысливая содеянное, приходит на путь покаяния и истинной веры.

Ключевые слова, раскрывающие образ Ивана Флягина: глубоко верующий человек, некорыстная и простодушная натура, независимость и открытость, чувство собственного достоинства, исключительная физическая и духовная сила, знаток своего дела.

Портрет, характерные черты и описание главного героя

Внешности был примечательной: богатырского роста, смуглолицый, с густыми, вьющимися волосами с проседью, по-гусарски закрученными седыми усами, одет в монашеское одеяние. Его облик автор сравнивает с простодушным, добрым русским богатырем Ильей Муромцем с картины Верещагина. Герою шел пятьдесят третий год, и в миру его звали Иваном Северьяновичем Флягиным.

Жизненный путь Ивана

Впервые героя встречаем на пароходе, плывущем по Ладожскому озеру на Валаам. Беседуя с попутчиками, он рассказывает историю своей непростой жизни. Краткая, но откровенная исповедь этого благообразного черноризца увлекает слушателей.

По происхождению герой принадлежал к крепостному званию, мать рано умерла, а отец служил на конюшне кучером, куда определяют и мальчика. Однажды он спас от гибели семью графа, рискуя своей жизнью. Чудом выжив, мальчик в награду просит гармонику.

Как-то, забавы ради, хлестнул Иван кнутом по задремавшему в телеге монаху, чтобы не загораживал дорогу, а тот спросонья свалился под колеса и погиб. Этот монах явился к нему во сне и объявил Ивану, что для матери он сын не только долгожданный и намоленный, но еще и обещанный Богу, потому нужно идти ему в монастырь.

Всю жизнь его это пророчество преследовало в неожиданных ситуациях. Не раз он смотрел в глаза смерти, но не брала его ни земля, ни вода.

За издевательство над кошкой, которая съела его голубят, ему назначили суровое наказание: дробить камни для садовых дорожек. Не вынеся издевательств и тягот, решает покончить с собой. Но жизнь ему спасает цыган, уговорив украсть лошадей и вместе с ним уехать на свободную жизнь. И Иван решился на это, до того ему было тягостно. Цыган обманул и обсчитал, и Иван, выправив себе фальшивые документы за нательный крест, идет в услужение в няньки к барину, которого бросила жена.

Там герой привязался к девочке, кормил козьим молоком, по совету лекаря стал носить ее на берег лимана и закапывать ее больные ножки в песок. Безутешная мать разыскала ребенка, и, рассказав Ивану свою историю, стала умолять отдать ей дочку. Но Иван был неумолим, упрекал ее за то, что христианский долг нарушила. Когда ее сожитель предлагает герою тысячу рублей, тот, говоря, что никогда не продавался, брезгливо плюет на деньги, бросает их военному в ноги и дерется с ним. Но, увидев бегущего с пистолетом хозяина, сам отдает ребенка и убегает с тем, кого только что бил.

Оставшись без документов и денег, опять попадает в переплет. На конских торгах видит, как татары бьются за коней, забивая нагайками друг друга, и хочет тоже попробовать свои силы. В поединке за коня, который был его лишь минуту, выстоял, но его соперник погибает. Татары его прячут и увозят с собой, спасая от полиции. Так Флягин попадает в плен к иноверцам, но в уме зреет план о побеге и однажды ему удается осуществить задуманное.

Вернувшись на родину, помогает мужикам покупать коней на ярмарках. И тогда, благодаря молве, берет его на службу князь. Наступила жизнь спокойная и сытая, только иногда от тоски срывается в загулы. И в последний выход сводит судьба с цыганкой Грушенькой, которая покорила его, и Флягин, как завороженный, бросил к ее ногам все деньги, что имел. Князь, узнав про Грушу, увлекшись ее красотой и пением, привозит в имение.

Иван искренне привязался к этой необыкновенной девушке, опекал ее. Но когда обедневший князь решил бросить надоевшую возлюбленную ради выгодной женитьбы, Иван, жалея обезумевшую от горя и ревности Грушу, умолявшую спасти ее от постыдной доли, сталкивает с обрыва в реку.

Мучась от содеянного, ища себе погибели, уезжает вместо другого рекрута воевать на Кавказ , где пробыл он более пятнадцати лет. За верную службу и храбрость был награжден Георгиевским крестом и пожалован офицерским чином. Получив от полковника рекомендательное письмо, устраивается в столице на должность справщика в адресный стол, но не по нему работа: скучная, безденежная. А в кучера уже не берут, его благородное положение не позволяет седокам его обругать или ударить. Пристроился в балаган, где не погнушались его благородством, играть демона. Но и там не задержался, подрался, защищая молоденькую актрису от домогательств.

Опять, оставшись без крова и пищи, решился уйти в монастырь. Приняв имя Измаил, исполнял свое послушание в монастырской конюшне, чем был весьма доволен, потому что не надобно все службы в церкви посещать. Но мается его верующая душа, что не по нему служение в храме, не может он даже свечку нормально поставить, весь подсвечник уронит. А то еще корову пришиб, случайно приняв за беса.

Не раз принимал наказание за свою нерадивость. И стал он пророчить войну, чтобы с верой за отечество постоять. Устав от этого чудного монаха, отправляет его игумен в паломничество на Соловки. Вот в пути на богомолье, встречает очарованный странник своих благодарных слушателей, которым поведал об этапах своего житейского пути.

Профессии в жизни Ивана Флягина

В детстве определяют мальчика в форейтеры помогать в управлении шестеркой лошадей, сидя на одной из первых. После побега из графской усадьбы с цыганами, служит в няньках. В плену у татар лечит людей и лошадей. Вернувшись из плена помогает выбирать коней на ярмарках, затем работает конэсером в услужении у князя.

После гибели Грушеньки уезжает на Кавказ под чужим именем, где служит пятнадцать лет солдатом и за храбрость производят его в офицеры. Вернувшись с войны, устраивается в адресную контору справщиком. Пытался уйти в кучера, но не взяли из-за офицерского звания. Из-за безденежья идет в актеры, но его выгоняют за драку. И тогда он уходит в монастырь.

Почему Флягин назван странником

Всю жизнь Иван странствовал, не довелось ему вести оседлый образ жизни, обрести семью и дом.

Он «вдохновенный бродяга» с младенческой душой, которого никто не гонит, он сам бежит в поисках счастья.

Но все его скитания были бесцельны, лишь уйдя в монастырь, он становится паломником, ездит на богомолье по святым местам.

Какие нелепые поступки совершает Флягин

Все его деяния продиктованы душевными порывами. Не раздумывая, часто совершает нелепые поступки. То убегает с офицером, с которым сначала дрался, не отдавая ребенка. То, когда чудятся ему бесы, сбрасывает свечи в церкви, корову случайно спросонья убивает.

Сколько времени провел Флягин в плену

Иван попадает в долгий десятилетний плен к степным кочевникам-татарам. Чтобы он не убежал, ему вшивают в разрезанные пятки конскую щетину, таким образом сделав калекой. Но называют другом, дают жен, чтобы те за ним ухаживали.

Но мается он, что не венчан, что дети его некрещеные, рвется на родину. Улучив момент, когда на кочевке остались только старики, женщины и дети, убегает.

Можно ли назвать Ивана Флягина праведником

Сам Иван считает себя страшным грешником, кается за погубленные им жизни. Но смерти, которые он причинил, были без злого умысла: монах погиб случайно, по своей же неосторожности, татарин умер в честном поединке, Грушеньку спас от страшной доли по ее просьбе. Дано ли будет покаяние князю, искалечившему чужие судьбы, отцу Грушеньки, продавшему дочь, татарам, убивших миссионеров?

Иван силен своей верой в нравственные устои, но ему не дано христианское смирение, трудно мириться с несправедливостью. Он очаровывается жизнью, но устояв перед искушениями, выдержав испытания судьбы, находит успокоение в праведной вере и служении. Искупая свои грехи, становится праведником.

Цитатная характеристика Флягина

Судьба… Непостижимая сила, что на протяжении всей жизни преподносит нам невероятно сложные испытания. Найти в себе волю для их преодоления или же опустить руки, поддаться соблазну и плыть с манящей легкостью по реке жизни – вот он, главный выбор, вот основа человеческого пути.

Определенно произведение Н.С. Лескова «Очарованный странник» является сказом о судьбе простого крестьянина Ивана Флягина. Его жизненный путь загадочен, нередко наполнен таинственными событиями и испытаниями.

В образе Ивана нашли своё воплощение положительные и отрицательные черты русского национального характера.

Иван Флягин подобен проходящим через разные испытания героям былин. Флягин так же силён, как древнерусские богатыри, так же искусно обращается с лошадьми, даже бранит коня на сказочный манер.

Повествователь также подчёркивает и портретное сходство крестьянина с богатырём: «он был в полном смысле слова богатырь", а также "типический, простодушный, добрый». Богатырь, которому свойственна «откровенность простой души», он отличается детским простодушием, тонко чувствует красоту природы. Однако, вместе с тем, он довольно чёрств: он не понимает, почему ужасаются слушатели, которым он рассказывает о состязании насмерть с «татарином». Жестокость Ивана проявляется в его «мести» кошке, ограниченность его сознания видна в отношении к собственным детям: Флягин не признаёт их своими, потому что они некрещёные. В этом герое уживаются антагонистичные черты: бессмысленная жестокость - доходящая до самопожертвования доброта; импульсивность, вспыльчивость - терпение; подверженность искушениям - интуитивное чувство правды, бескомпромиссность в ее отстаивании.

Автор показывает процесс вытеснения из души героя низменных, животных инстинктов высокими моральными ценностями: путешествуя по необъятной Руси, Иван Северьяныч движется от собственного эгоизма к пониманию нужд других людей и готовности пострадать за них.

Одно из самых ярких и переломных моментов в произведении стало страшное испытание чувством.

Данное с рождения Ивану чувство прекрасного, разви¬ваясь, постепенно перестает быть только внутренним переживанием - оно обогащается чувством горячей привязанности к предмету любования. Точкой начала развития этих чувств является роковая встреча Флягина с цыганкой Грушей. Этой встрече предшествует крайняя степень духовной пустоты, выражающаяся в бессмысленных и диких запоях, потому странник и отдается чувству без остатка.

Знакомство происходит в трактире. Нельзя не восхититься мастерством писателя, нарисовавшего образ, который поистине можно считать самым ярким и метафорическим в этой повести. Не раз чудно сказывается о «красе, природы совершенстве» девушки. Но она обладает необычной красотой. Не просто так Лесков многократно сравнивает ее с «яркой змеей» - опасной, неприрученной, но до ужаса прекрасной. И глаза у той змеи говорящие – живые, дурманящие: «черные, так и жгущие огнем», с длинными ресницами, взмах которых подобен «шевеленью птичьих крыльев». И пальцы ее - «как осы, ползают и рокочут».

Неспроста оба животных, которым уподобляется цыганка, смертельно опасны именно своими укусами, которыми в аллегорическом смысле является восхитительное пение Грушеньки. Ее голос «уязвляет», «сводит с ума», «то томит, просто душу из тела вынимает, а потом вдруг как хватит совсем в другом роде, и точно сразу опять сердце вставит».

Она кажется ему идеальной внешне, но и внутренняя красота не скрывается от глаз Флягина. И эта неукротимая красота отнимает свободу и разум у Ивана.

Лесковскому герою, долгое время увлеченному красотой коня, неожиданно открыва¬ются новые горизонты красоты: красота женщины, таланта, красота челове¬ческой души. Пережитое очарование Грушей дает возмож¬ность раскрыться душе Ивана в полной мере. Он сумел понять другого человека, почувствовать чужое страдание, проявить братскую самоотверженную любовь и преданность.

Но события разворачивается в трагическую историю женской судьбы, вынужденной любить безответно. Поначалу цыганка охвачена взаимным романтическим чувством к князю. Но любовь Флягина безусловно сильнее и значительнее. Чувства героя настолько глубоки, а в самой любви столько самоотречения, что становится совершенно очевидно превосходство этого высокого чувства над суетливой увлеченностью князя. И правда: вскоре его чувства остывают - он оскорбляет и бросает цыганку ради дамы благородного происхождения.

А Груша - тонкая натура, что неотделима от окружающего ее мира и стремится жить в гармонии с ним. Вместе с разрушением окружающей гармонии происходит и разрушение ее личности. Из-за своих переживаний Грушенька потеряла былую красоту, легкость характера, превратилась в одержимую тень. Её судьба в чем-то пересекается с судьбой Бэлы из романа «Герой нашего времени».

И, оставленная князем, она находит только в его слуге – Иване подлинное душевное, дружеское участие. Бесчестье для цыганки – более страшный грех, чем смерть, поэтому она не может спокойно жить после такого предательства, и видит выход из своего положения только в смерти.

Лесков подчеркивает, что женщина – всего лишь игрушка в руках мужчин, в руках общества, родственников, которые продали девушку князю, даже не задумываясь о ее дальнейшей судьбе. Что остается ей, оставленной всеми, один на один со своей ревностью и жгучей ненавистью к сопернице и осознанием собственной безысходности? Смерть - единственный выход для героини, ведь она, в силу своей горячей цыганской крови, не может «успокоиться смирением» и «простить ради прошлых минут счастья».

Поэтому, встретившись с Иваном, увидев в нем родную душу, она просит его: «Больше нет сил так жить да мучиться, видючи его измену и надо мной надругательство… Ударь меня раз ножом против сердца».

Груша не может решиться на самоубийство. Она – христианка, поэтому знает, что совершит большой грех. Кроме того, героиня боится совершить еще больший грех: «Если я еще день поживу, я и его, и ее порешу, а если их пожалею, себя решу… убью свою душеньку».

«Один ты любил меня, мил сердечный друг мой» - сказала она Флягину перед смертью. Это была не любовь мужчины к женщине, а христианская любовь брата к сестре, полная самоотверженного сострадания.

Глубоко прочувствав горе Груши, Флягин убивает ее, чтобы спасти от тяжкого греха: самоубийства и убийства того ребенка, что она носила под сердцем, убийства вероломного князя и его молодой жены. Тем самым он взял на себя самый страшный смертный грех. Однако смерть цыганки, так или иначе, остается самоубийством, и Ивана Северьяновича мучает одна мысль: "Грешна душа теперь погибшая, и моя обязанность за нее пострадать и ее из ада выручить”.

Вспомним историю о «попике-запивашке», который молился за спасение душ грешников-самоубийц. Какова ее связь с данной историей? Для Ивана Северьяновича важно убеждение в заступничестве за таких несчастных грешников, как Грушенька. То есть самый первый рассказ Флягина – красноречивый признак того, что герой будет помнить о своей любви всю жизнь.

Но примечательно, что герой не смог ударить ножом в сердце девушки, потому и столкнул ее со скалы в реку. Возможно, он хотел тем самым облегчить ее участь. Или же у него не хватило духа совершить непосредственное убийство. Но более интересна другая версия. В христианстве пролитие крови является символом суда, искупления грехов. Нежелание Ивана проливать кровь является показателем его духовного развития: если в самом начале его молодая и грубая душа была готова вершить суд над кошкой, обидевшей птенцов, то в этом эпизоде его душа проявила свою зрелость, свое нравственное богатство. Река же может выступать символом духовного очищения. Вода рек является священной в библейской мифологии: ею крестят при первом посвящении, омывают грехи, очищают тело и душу, она снимает усталость - физическую и душевную. Падение Груши в реку в символическом смысле означает ее духовное исцеление.

Душераздирающий момент Ивана Северьяныча с девушкой является переломным в жизни героя, он может быть назван кульминацией нравственного пласта повести, потому что все предыдущее в жизни Флягина эта святая любовь «зачеркнула», и сделала его другим человеком, который строит свою жизнь согласно иным, нравственным законам. Эта христианская любовь человека к человеку, отреченная от эгоистических побуждений, указала герою его дальнейший путь - прямой путь к любви, еще более широкой и всеобъемлющей, любви к народу, к Родине. Нравственный подвиг самопожертвования, совершенный Иваном ради Грушеньки, является только первым шагом на пути к самоотречению. Великая жертвенная любовь к одному человеку заложила в душе Ивана Северьяныча любовь ко всему свету, в том числе к своему народу и ответственность за его судьбу.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-01-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

/ / / Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (по повести Лескова «Очарованный странник»)

Невероятно интересным, интригующим и увлекательным показалось мне произведение Н.С. Лескова «Очарованный странник». На страницах данной литературной работы читатель может наблюдать за судьбой и жизненным путем главного героя – . Он повстречал немало людей, с которым затем пребывал в разных отношениях, однако, наибольший след в его памяти оставила цыганка Груша.

С этой девушкой Флягин познакомился в трактире. Вообще то, место это было предназначено для богачей, дворян, однако, не смотря на данный факт, Иван решил посетить трактир. Там его встретили доброжелательно, не изгоняя из рядов высшего общества. Наоборот, Флягин оказался в центре внимания, как человек простой, обычный.

Именно этот визит в трактир и приносит главному герою знакомство с Грушей. Цыганка поразила мужчину своей внешностью. Она прекрасно пела, поэтому, Флягин снова и снова просил ее исполнить новую песню. Кроме внешности, Иван обратил внимание и на тонкий, чувственный мир Груши. Эти герои словно почувствовали родство друг друга, поэтому так и прониклись взаимными чувствами.

После знакомства с Грушей, Флягин узнает о том печальном случае, который перечеркнул ее жизнь. Цыганка была влюблена в князя Ивана Северьяныча, однако тот, предав чувства любви, выбрал в спутницы другую женщину. Не могла Груша пережить такого удара, ведь искренне и по-настоящему любила своего избранника. Мысли о самоубийстве не раз посещали героиню, однако, лишить себя жизни цыганка не могла по религиозным убеждениям. Поэтому, с этой просьбой она обратилась к своему другу – Ивану Флягину.

Конечно, герой долго не решался на такой поступок, но, в конечном итоге, пожалел страдающую девушку и взял грех убийства на себя. Он столкнул Грушу с обрыва, тем самым, прекратив ее страдания.

Как можно оценить такой поступок? Ответ неоднозначный! С одной стороны, убийство противоречит всяким моральным и нравственным принципам. Конечно, Флягин должен был основываться именно на них. Но, видя страдания Груши, ее терзания и мучения, Иван просто не мог поступить иначе. Девушка не раз пугала его, что если не смерть, то она превратит себя в самую стыдную женщину в округе. Взглянут объективно на сложившуюся ситуацию, Флягин решился на такой сложный, противоположный поступок. Ведь иного выхода у него не оставалось!