Петр Семёнов-Тян-Шанский — Путешествие в Небесные горы. Работа и деятельность после Тянь-Шаньской экспедиции

Эразм Роттердамский, родился в Голландии, в 1469 году. Он был незаконнорожденным сыном служанки и священника, которые умерли очень рано. Первое образование он получил в 1478-1485 годах в латинской школе в Девентере, где преподаватели ориентировались на внутреннее самосовершенствование человека через подражание Христу.

В 18 лет Эразм Роттердамский по велению опекунов был вынужден отправиться в монастырь, где провел среди послушников шесть лет. Такая жизнь ему была не по нраву, и он в конце концов сбежал.

Эразм Роттердамский, биография которого переписана тысячи раз, был интереснейшей личностью. Сочинения Лоренцо Виллы, как и других итальянцев, произвели на него большое впечатление. В результате Эразм стал активно поддерживать гуманистическое движение, стремившееся возродить античные идеалы красоты, истины, добродетели и совершенства.

Дальнейшее образование Эразм Роттердамский получал в Париже, в период между 1492 и 1499 годами. Он числился на богословском факультете, однако занимался изучением В 1499 году Эразм переехал в Англию. Там он был принят в Оксфордский кружок гуманистов. Здесь он сформировал свою философско-этическую систему. В 1521-1529 годах Эразм жил в Базеле. Здесь он сформировал кружок гуманистов. Кроме этого, он много путешествовал и интересовался культурой разных народов.

Основные вопросы, которыми интересовался Эразм Роттердамский, касались филологии, этики и религии. Он изучал и издавал работы раннехристианских писателей и древних авторов. Эразм создавал и развивал различные приемы толкования и критики. Большое значение имеет сделанный им перевод «Нового завета». Исправляя христианские источники и толкуя их, он надеялся обновить богословие. Однако, вопреки своим намерениям, дал начало рационалистической критике Библии.

Таких результатов не ожидал даже сам Эразм Роттердамский.

Философия его была достаточно проста и доступна любому человеку. Основой благочестия он считал божественное начало, которое кроется в духовно-нравственной жизни и земном мире.

Свои взгляды он называл «философией Христа» - это означало, что каждый должен сознательно следовать высокой нравственности, законам благочестия, как бы подражая Христу.

Проявлением божественного духа он считал все лучшие Благодаря этому, Эразм смог найти образцы благочестия в разных религиях, у разных народов.

Творчество Эразма Роттердамского имело огромное влияние на культуру Европы.

Его можно назвать интеллектуальным лидером Европы того времени.

«Кинжал христианского воина»

То, что Эразм написал в юности, служило для него путеводной звездой всю жизнь. Название книги тоже имеет глубокий смысл. Эта метафора часто использовалась для обозначения условий жизни истинно верующего человека. Он должен каждый день идти в бой, сражаться за свои ценности, выступать против грехов и соблазнов. Для этого надо упростить христианство, чтобы оно стало понятно каждому. Освободить его от тяжелых схоластических одежд, скрывающих саму суть. Нужно вернуться к идеалам раннего христианства, понять, во что именно верили люди, создававшие первые общины. Нужно придерживаться строгих моральных правил, которые позволят вести совершенную жизнь и помогать другим. И, наконец, следует подражать самому Христу, чтобы быть способным реализовать идеи и заповеди Писания. А для этого необходимо правильно понять и истолковать Благую Весть, которую принес Спаситель, во всей ее простоте, без схоластических искажений и излишеств. В этом и заключается философия Христа.

Новое богословие Эразма

Уже говорилось о том, что этот очень плодовитый автор оставил такое громадное количество эссе, трактатов и книг, что долгое время каждый образованный европеец, особенно знатного происхождения, обучался именно по ним. Ведь примером для подражания для всех цивилизованных людей той эпохи стал именно Эразм Роттердамский. Основные идеи его теологических изысканий тоже стали предметом изучения и восхищения. Внимание современников привлекло то, что философ не пользовался традиционными богословскими приемами. Более того, он всячески высмеивал схоластику еще в «Похвале глупости». Да и в других произведениях он ее не жаловал. Автор подвергает критике ее титулы, методы, понятийный и логический аппарат, считая, что в ее ученых мудрствованиях христианство теряется. Все эти напыщенные доктора со своими бесплодными и пустыми дискуссиями пытаются заменить Бога различного рода определениями.

Философия Христа свободна от всего этого. Она призвана заменить все высосанные из пальца проблемы, столь яростно обсуждаемые в ученой среде, этическими. Рассуждать о том, что происходит в небе, - вовсе не цель богословия. Оно должно заниматься земными делами, тем, что необходимо людям. Обратившись к теологии, человек должен найти ответ на самые насущные свои вопросы. Примером такого вида рассуждений Эразм считает диалоги Сократа. В своем труде «О пользе разговоров» он пишет о том, что этот античный философ заставил мудрость спуститься с неба и поселиться среди людей. Именно так - в игре, среди пиров и застолий - следует обсуждать возвышенное. Подобные беседы приобретают благочестивый характер. А разве не так общался Господь со своими учениками?

Соединение разных традиций

Христианский гуманизм Эразма Роттердамского

Одним из главных понятий в этой новой теологии является очищение. Да, человек способен стать центром Вселенной, к чему призывали итальянские гуманисты. Но для того, чтобы воплотить этот идеал, он должен упростить свою веру, сделать ее искренней и начать подражать Христу. Тогда он станет тем, чем должен был стать по замыслу Творца. Но современный Эразму человек, как полагал автор, а также все созданные им институции, в том числе государство и Церковь, пока что очень от этого идеала далеки. Христианство на самом деле является продолжением исканий лучших античных философов. Разве они не выступали с идеей универсальной религии, которая приведет к всеобщему согласию? Христианство просто является естественным завершением их стремлений. Потому Царство Небесное в представлении Эразма - это нечто вроде Платоновой Республики, куда все прекрасное, что сотворили язычники, Господь тоже взял.

Автор даже высказывает удивительную для тех времен идею о том, что дух христианства намного шире, чем об этом принято говорить. И среди святых Божиих очень много тех, кого церковь к этому лику не причисляла. Даже свою философию Христа Эразм Роттердамский называет возрождением. Под этим он понимает не только восстановление первоначальной чистоты церкви, но и природы человека, которая сотворена изначально благой. И ради него Создатель сотворил весь этот мир, которым мы должны наслаждаться. Следует сказать, что с идеями Эразма высказали несогласие не только католические авторы, но прежде всего протестантские мыслители. Их дискуссия о свободе и достоинстве человека очень поучительна и говорит о том, что каждый из них по-своему видел разные грани нашей природы.

Дезидерий Эразм Роттердамский (лат. Desiderius Erasmus Roterodamus, нидерл. Gerrit Gerritszoon; 28 октября 1469 Гауда, пригород Роттердама, Бургундские Нидерланды - 12 июля 1536, Базель, Швейцарский союз) - крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов».

Подготовил первое издание греческого оригинала Нового Завета с комментариями, положил начало критическому исследованию текста Священных писаний. Способствовал возвращению в культурный обиход литературного наследия античности. Писал преимущественно на латыни.

Снискав всеевропейскую славу свободолюбивыми взглядами, Эразм не принял Реформацию и в конце жизни остро полемизировал с Лютером по поводу доктрины свободы воли (которую многие протестанты ставили под сомнение).

Родился 28 октября 1469 года (по другим версиям 1467 года), в Гауде (20 км от Роттердама) в нынешних Нидерландах. Отец его, принадлежавший к одной из бюргерских фамилий городка Гауда (на перекрестке дорог Роттердам-Амстердам и Гаага-Утрехт), увлёкся в юности одной девушкой, которая отвечала ему взаимностью. Родители, предопределившие сына к духовной карьере, решительно воспротивились вступлению его в брак. Влюблённые, тем не менее, сблизились, и плодом их связи был сын, которому родители дали имя Гергард, то есть желанный, - имя, из которого, путём обычной в ту пору латинизации и грецизации, был впоследствии образован его двойной литературный псевдоним Desiderius Erasmus, заставивший забыть его настоящее имя.

Первоначальное образование получил сначала в местной начальной школе; оттуда перешёл в Девентер, где поступил в одну из основанных «общежительными братствами» школ, в программы которых входило изучение древних классиков.

В 13 лет потерял родителей. Это, усугублённое печатью незаконнорожденного, предопределило некоторые черты его характера - робость, граничившая подчас с трусостью, некоторая доля скрытности.

Он понимал - с таким наследством ему будет недоступна общественная карьера. Поэтому вскоре, после некоторых колебаний, принимает решение удалиться в монастырь.

В монастырских стенах провёл несколько лет. Основную часть свободного времени выделял на чтение любимых им классических авторов и на усовершенствование своих познаний в латинском и греческом языках, монастырский быт был чужд ему.

В скором времени обращает на себя внимание влиятельных меценатов выдающимися познаниями, блестящим умом и необыкновенным искусством владеть изящной латинской речью. Епископ Камбре взял его к себе в секретари для ведения переписки на латыни.

Благодаря подобным церковным покровителям Эразм смог оставить монастырь, дать простор своим давнишним влечениям к гуманистической науке и побывать во всех главных центрах тогдашнего гуманизма. Из Камбре он перебрался в Париж, который в ту пору ещё оставался центром схоластической учёности.

В Париже Эразм издал своё первое крупное сочинение - Adagia, сборник изречений и анекдотов, извлечённых из сочинений различных античных писателей. Эта книга сделала имя Эразма известным в гуманистических кругах всей Европы. После нескольких лет пребывания во Франции, совершил путешествие в Англию, где его встретили с радушным гостеприимством и почётом, как известного гуманиста.

Он сдружился здесь со многими гуманистами, в особенности с , автором романа «Утопия», Джоном Колетом, а позднее с Джоном Фишером и принцем Генрихом, будущим королём Генрихом VIII. Вернувшись из Англии в 1499 году, Эразм ведёт некоторое время кочевую жизнь - последовательно посещает Париж, Орлеан, Лёвен, Роттердам. После нового путешествия в Англию, в 1505-1506 г., Эразм получил, наконец, возможность побывать в Италии, куда его давно влекло.

В Италии Эразм встретил почётный, местами восторженный приём. Туринский университет поднёс ему диплом на звание почётного доктора богословия; папа в знак особого своего благоволения к Эразму, дал ему разрешение вести образ жизни и одеваться сообразно обычаям каждой страны, где ему приходилось жить.

После двух лет путешествия по Италии, последовательно побывал в Турине, в Болонье, во Флоренции, в Венеции, в Падуе, в Риме, в третий раз отправился в Англию, куда его настоятельно приглашали его тамошние друзья, и где незадолго перед тем вступил на престол большой его почитатель, Генрих VIII. Во время этого путешествия была, по словам самого Эразма, написана им знаменитая сатира «Похвала глупости». Оксфордский и Кембриджский университеты предложили ему профессуру.

Эразм остановил свой выбор на Кембридже, где «канцлером университета» был один из его близких знакомых, епископ Фишер. Здесь Эразм в течение нескольких лет преподавал греческий язык, в качестве одного из редких в ту пору знатоков этого языка, и читал богословские курсы, в основу которых им был положен подлинный текст Нового Завета. Это было большим новшеством в ту пору, так как большинство богословов тогдашнего времени продолжало следовать в своих курсах средневековому, схоластическому методу, который сводил всю богословскую науку к изучению трактатов Дунса Скота, Фомы Аквинского и ещё нескольких излюбленных средневековых авторитетов.

Характеристике этих адептов схоластического богословия Эразм посвятил несколько страниц в своей «Похвале Глупости»:

«Они до такой степени поглощены своим усладительным вздором, что, проводя за ними дни и ночи, не находят уже ни минуты времени для того, чтобы хоть раз перелистывать Евангелие или Послания апостола Павла. Но, занимаясь своим учёным вздором, они вполне уверены, что на их силлогизмах так же держится вселенская церковь, как небо - на плечах Атласа, и что без них церковь не продержалась бы и минуты»

В 1511 году Эразм был удостоен чести стать Профессором богословия леди Маргарет Кембриджского университета.

Спустя два года, ссылаясь на неприветливый и нездоровый климат Англии, в 1513 году Эразм отправился в Германию. Два года, проведённые им здесь, были двумя годами нового путешествия по всей Германии. Здесь он познакомился с Ульрихом Цазием.

Но скоро его потянуло в Англию, куда он снова отправился в 1515 году.

В следующем году он опять перекочевал на континент, и уже навсегда.

На этот раз Эразм нашёл себе могущественного мецената в лице Карла Испанского (будущего императора Священной Римской империи Карла V). Последний пожаловал ему чин «королевского советника», не связанный ни с какими реальными функциями, ни даже с обязанностью пребывания при дворе, но дававший жалованье в 400 флоринов. Это создало для Эразма вполне обеспеченное положение, избавлявшее его от всяких материальных забот, и предоставило возможность всецело отдаться своей страсти к научным занятиям. С этих пор, действительно, научная и литературная продуктивность Эразма возрастает. Новое назначение, однако, не заставило Эразма отказаться от своей непоседливости - он побывал в Брюсселе, в Лувене, в Антверпене, во Фрайбурге, в Базеле. Лишь в последние годы своей жизни он окончательно утвердил свою осёдлость в последнем из названных городов, где и окончил дни свои; он умер в ночь на 12 июля 1536 года.

Эразм принадлежит к старшему поколению Англо-германских гуманистов, поколению «рейхлиновскому», хотя и к числу старших представителей последнего (он был на 12 лет моложе Рейхлина); но по характеру своей литературной деятельности, по её сатирическому оттенку, он уже в значительной степени примыкает к гуманистам младшего, «гуттеновского» поколения. Впрочем, его нельзя отнести вполне ни к какой определённой группе гуманистов: он был «человек сам по себе», как характеризуют его в «Письмах тёмных людей» (см. Гуттен).

Германец по своей принадлежности к империи, голландец по крови и по месту рождения, Эразм менее всего был похож на голландца по своему подвижному, живому, сангвиническому темпераменту, и, может быть, именно потому так скоро отбился от своей родины, к которой никогда не обнаруживал никакого особенного влечения. Германия, с которой его связывало подданство «императору», и в которой он провёл большую часть своей скитальческой жизни, не стала для него второй родиной; немецкий патриотизм, которым было одушевлено большинство германских гуманистов, остался совершенно чужд Эразму, как и вообще всякий патриотизм. Германия была в его глазах его родиной не более, чем Франция, где он провёл несколько лучших лет своей жизни.

Сам Эразм относился вполне безразлично к своей этнической принадлежности. «Меня называют батавом, - говорит он в одном из своих писем; - но лично я в этом не вполне уверен; очень может быть, что я голландец, но не надо забывать, что я родился в той части Голландии, которая гораздо ближе к Франции, чем к Германии». В другом месте он выражается о себе не менее характерным образом: «Я вовсе не хочу утверждать, что я - француз, но не нахожу нужным и отрицать этого». Можно сказать, что настоящей духовной родиной Эразма был античный мир, где он чувствовал себя, действительно, как дома.

Характерно и то, что под конец жизни Эразм, после долгих скитаний по свету, избрал местом постоянной оседлости имперский город Базель, имевший, по своему географическому и политическому положению и по составу своего населения, международный, космополитический характер.

Совершенно особое место занимает Эразм в истории германского гуманизма также и по тому небывало почётному и влиятельному положению в обществе, какое - впервые в европейской истории - получил в его лице человек науки и литературы.

До Эразма история не знает ни одного подобного явления, да такого и не могло быть ранее распространения книгопечатания, давшего в руки людям мысли небывало мощное орудие влияния.

После Эразма, за всё продолжение новой истории, можно указать лишь один аналогичный факт: то совершенно исключительное положение, которое выпало на долю Вольтера в апогее его литературной славы, во второй половине XVIII в. «От Англии до Италии - говорит один современник Эразма, - и от Польши до Венгрии гремела его слава». Могущественнейшие государи тогдашней Европы, Генрих VIII Английский, Франциск I Французский, папы, кардиналы, прелаты, государственные люди и самые известные учёные считали за честь находиться с ним в переписке. Папская курия предлагала ему кардинальство; баварское правительство высказывало готовность назначить ему крупную пенсию за то только, чтобы он избрал Нюрнберг местом своего постоянного жительства. Во время поездок Эразма некоторые города устраивали ему торжественные встречи, как государю. Его называли «оракулом Европы», к нему обращались за советами не только люди науки - по различным научным и философским вопросам, но и государственные люди, даже государи - по различным вопросам политическим. Как гуманист, Эразм всего ближе примыкает к Рейхлину: и тот, и другой являются выдающимися носителями того научного духа, духа исследования и точного знания, который составляет одну из наиболее существенных черт в характеристике гуманизма вообще.

Эразма вместе с Иоганном Рейхлином современники называли «двумя очами Германии». Подобно Рейхлину, Эразм - владевший латынью не хуже, чем своим родным языком, - много работал над собиранием рукописей классических авторов и над критическим изданием их сочинений. Наряду с Рейхлином, Эразм был одним из немногих в то время знатоков греческого языка и литературы. Об авторитете, которым пользовался Эразм в области греческой филологии, можно судить, например, по тому факту, что его мнение относительно способа произношения некоторых гласных греческой азбуки (эты и дифтонгов) получило всеобщее признание как в Германии, так и в некоторых других странах, наперекор укоренившейся традиции, поддерживавшейся авторитетом учителей-греков.

Из сатирических произведений, благодаря которым научно-литературная деятельность его получила широкое общественное значение и обусловила его выдающееся место не только в истории литературы, но и во всеобщей истории, особенно выдающееся значение имеет «Похвала глупости» (Moriæ-Encomium, sive Stultitiæ Laus). Это небольшое сочинение написано было Эразмом, - по его собственным словам, от нечего делать - во время продолжительного, при тогдашних путях сообщения, переезда его из Италии в Англию в 1509 году. Сам Эразм смотрел на это своё произведение, как на литературную безделку, - но своей литературной знаменитостью и своим местом в истории он обязан этой безделке во всяком случае не в меньшей степени, чем своим многотомным учёным трудам.

Изданная в первый раз в Париже в 1511 году, сатира Эразма выдержала в несколько месяцев до семи изданий; всего при его жизни она была переиздана в разных местах не менее 40 раз. Изданный в 1898 году дирекцией университетской библиотеки в Генте (Бельгия) «предварительный» и, следовательно, подлежащий дополнению список изданий сочинений Эразма насчитывает для «Похвалы глупости» более двухсот изданий (считая в том числе и переводы).

Этот беспримерный успех объясняется многими обстоятельствами, между которыми громкое уже и тогда имя автора играло не последнюю роль. Но главные его условия лежали в самом произведении, в удачном замысле и его блестящем выполнении. Эразму пришла удачная мысль - взглянуть на окружающую его современную действительность, а также на всё человечество, на весь мир с точки зрения глупости.

Эта точка зрения, исходившая из такого общечеловеческого, присущего «всем временам и народам» свойства, как глупость, дала автору возможность, затрагивая массу животрепещущих вопросов современности, в то же время придать своим наблюдениям над окружающей действительностью характер всеобщности и принципиальности, осветить частное и единичное, случайное и временное с точки зрения всеобщего, постоянного, закономерного, нарисовать сатирический портрет всего человечества. Этот общечеловеческий характер, являясь одной из привлекательных сторон произведения, для современных автору читателей, в то же время предохранил его от забвения в будущем. Благодаря именно ему, «Похвала Глупости» заняла место в ряду нестареющих произведений человеческого слова - не в силу художественной красоты формы, а вследствие присутствия того общечеловеческого элемента, который делает его понятным и интересным для всякого человека, к какому бы времени, к какой бы нации, к какому бы слою общества он ни принадлежал.

Господствующий тон сатиры Эразма - юмористический, а не саркастический. Смех его проникнут в основном благодушным юмором, часто тонкой иронией, почти никогда - бичующим сарказмом. В сатирике чувствуется не столько негодующий моралист с нахмуренным челом и пессимистическим взглядом на окружающее, сколько жизнерадостный гуманист, взирающий на жизнь с оптимистическим благодушием и в отрицательных её сторонах видящий преимущественно предлог для того, чтобы от души посмеяться и побалагурить.

По форме своей «Похвала Глупости» представляет собой пародию на панегирик - форму, в то время пользовавшуюся большой популярностью; оригинальным является здесь лишь то, что панегирик в данном случае произносится не от лица автора или другого постороннего оратора, а влагается в уста самой олицетворенной глупости.

Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский (1827-1914)

Среди замечательных русских географов второй половины XIX в. Петру Петровичу Семёнову-Тян-Шанскому, бесспорно, принадлежит первое место. Почти девяносто лет отделяют нас от того времени, когда в сердце Небесного хребта, в загадочный по тому времени для всего мира Тянь-шань, проник молодой русский географ Пётр Петрович Семёнов. Ему - первому из европейцев - принадлежит честь исследования этой замечательной страны. Своими путешествиями и открытиями в Тянь-шане в 1856 и 1857 годах Пётр Петрович Семёнов положил начало славной эпохе научного завоевания русскими учёными Центральной Азии.

Но он вошёл в число выдающихся учёных не только как первый исследователь горной страны Тянь-шаня, но и как крупный натуралист, как статистик и экономист, как блестящий организатор и вдохновитель многочисленных экспедиций.

При всей исключительной разносторонности своих интересов Пётр Петрович неизменно служил географии, которая была его истинным призванием.

Пётр Петрович Семёнов родился 14 января 1827 года в семье рязанского помещика. Лишившись отца, когда ему было всего пять лет, мальчик долгие годы оставался в имении лишь со своей больной матерью. Единственным развлечением для него служили природа и книги.

В своих "Мемуарах" П. П. Семёнов рассказывает, как, будучи десятилетним мальчиком, он совершал свои первые экскурсии в природу, "путешествуя" по имению. "Мне казалось, что я открыл на окраине нашего поместья местность, никем не виданную и никому не доступную, но превосходящую красотою своей природы всё, что я когда-либо видел до своего десятилетнего возраста... Всё это уносило меня, одинокого и безотрадного, в какой-то чудный поэтический мир, которого двери мне были впервые широко открыты".

Мальчик серьёзно занялся ботаникой. Он читал и перечитывал все садовые книги, которые были у него в библиотеке, и попутно заинтересовался и животным миром.

Зимой он весь день занимался чтением. К тринадцати годам он перечитал Третьяковского, Державина, Ломоносова, Дмитриева, Хемницера, Озерова, Богдановича, а Пушкина и Крылова он знал почти наизусть. С увлечением он прочёл 12-томную Историю Карамзина. Хорошо зная французский язык, он прочёл Расина, Корнеля, Мольера, Лафонтена, Вольтера и много книг по истории Франции. С помощью словаря он прочёл на немецком языке Шиллера и Гёте и на английском языке Вальтера Скотта, Байрона и Шекспира.

Так, никем не руководимый, он в 13 лет приобрёл разносторонние и обширные знания. В то же время росла и крепла его страсть к природе, которую он глубоко любил и понимал.

Пройдя подготовительную школу, в которой П. П. Семёнов обнаружил свои выдающиеся способности к наукам, он поступил в 1845 г. в Петербургский университет. Прослушав цикл естественных наук и сдав кандидатский экзамен, к весне 1848 г. он окончил своё университетское образование.

С этого года наступает период его обширной научной и общественной деятельности, давшей громадные результаты в области географического изучения нашей родины и сопредельных с нею стран.

Летом 1848 г. П. П. Семёнов совершил совместно с Н. Я. Данилевским свою первую научную, преимущественно ботаническую, экскурсию, пройдя пешком из Петербурга в Москву. Вслед за этим в 1849 г. он проводит большую экспедиционную работу по исследованию чернозёмного пространства России. Собранный им ботанический материал послужил основанием для написания магистерской диссертации на тему "Придонская флора в её отношениях к растительности Европейской России", которую он защитил с полным успехом в 1851 г. в Петербургском университете. Эта работа для своего времени была трудом выдающимся и передовым; она не утратила своего значения и по настоящее время.

Отдавая много сил и энергии изучению географии Европейской России, П. П. Семёнов и после своих замечательных путешествий в Тянь-шане снова возвратился к исследованию своих родных мест и в 1863 г. дал совместно с геологом В. И. Меллером замечательную монографию об открытом им Малевко-Мураевенском ярусе (Тульская и Рязанская губернии), в котором наблюдается смесь девонских и каменноугольных форм. Эта монография молодого учёного сыграла большую роль в развитии русской геологии.

В феврале 1849 г. П. П. Семёнов избирается в действительные члены Русского географического общества, в котором он непрерывно проработал 65 лет, до 1914 г. С 1873 г. по последний день своей жизни П. П. Семёнов был руководителем всей его работы. "Семёновский" период истории Русского географического общества является одним из самых ярких и плодотворных периодов в развитии русской географии.

Большое влияние на всю последующую деятельность П. П. Семёнова имело поручение ему Русским географическим обществом перевода классического сочинения знаменитого географа К. Риттера "Землеведение Азии" и составления необходимых к нему дополнений на основании новых, накопившихся после 1830 г. материалов.

Эта работа П. П. Семёнова дала ему исчерпывающее знакомство с научной литературой по Азии и возбудила в нём глубокий интерес к изучению азиатских стран и в особенности к загадочному Тянь-шаню, на который ещё не ступала нога европейского путешественника и который был известен только по скудным китайским источникам. Вместе с тем она побудила его к развитию им новых и прогрессивных по тому времени идей в области географической науки, которая понимается им не как всеобъемлющая наука о земле, а как наука, изучающая закономерные явления в пространстве, или, точнее, как наука, комплексно изучающая отдельные страны или ландшафты.

Пропагандируемые П. П. Семёновым взгляды на географию оказали большое и положительное влияние на географов, привлекли их внимание к изучению малоизвестных территорий России и сопредельных с нею стран.

Нельзя не упомянуть высказанных П. П. Семёновым в предисловии к книге "Землеведение Азии" Риттера, изданной в России в 1856 г., мыслей о науке, которые не потеряли своего значения и в настоящее время: "Наука есть общечеловеческое достояние, и научные идеи, где бы они ни возникали, принадлежат всему человечеству" - пишет П. П. Семёнов. И дальше он указывает на то, что "национальность науки заключается именно в том, чтобы она проникала в жизнь народную, что без познания окружающих предметов и сил природы, без умения подчинить их своей власти и для своих нужд и потребностей невозможен умственный прогресс и успех материального благосостояния народа. Поездку в Берлин и занятия в Берлинском университете в 1853-1854 гг. П. П. Семёнов посвятил всесторонней научной подготовке к задуманному им путешествию в глубь Азии, на снежные вершины недосягаемого хребта Тянь-шаня.

Знаменитый географ Александр Гумбольдт, с которым П. П. Семёнов непосредственно общался (которому в то время было 84 года), одобрил стремление П. П. Семёнова проникнуть в Тянь-шань, говоря, что он умрёт спокойно только тогда, когда тот привезёт ему несколько обломков горных пород Тянь-шаня. Гумбольдт считал, что в Тянь-шане должны быть вулканы, поэтому, чтобы изучить явления вулканизма, П. П. Семёнов в 1854 г. направляется в Италию и совершает 17 восхождений на Везувий.

Возвратившись в Россию, после глубокой и всесторонней подготовки П. П. Семёнов отправляется в начале мая 1856 г. в задуманную им экспедицию в Тянь-шань.

Из Петербурга до Москвы он едет по железной дороге, дальше на лошадях через Н.Новгород (Горький), Казань, Екатеринбург (Свердловск) в Омск. Отсюда через Барнаул, Змеиногорск, Семипалатинск он направляется в Верный (ныне Алма-Ата), куда прибывает 31 августа 1856 г. Отсюда и началось его путешествие в глубь Тянь-шаня.

В 1856 г. он совершил две поездки на озеро Иссык-куль, в его восточную и западную оконечности и покрыл густой сетью маршрутов Заилийский Алатау и его южную цепь - Кунгей-Алатау. С берегов Иссык-куля он, первый из европейцев, увидел величественную панораму таинственного Тянь-шаня. После зимовки в Барнауле, где он занимался обработкой собранных материалов, весной 1857 г. П. П. Семёнов вновь отправился в горы Тянь-шаня. На этот раз ему удалось проникнуть далеко в глубь гор. Добравшись до южного берега Иссык-куля, он пересекает по скалистым долинам северную цепь Тянь-шаня - Терской Алатау и проникает к истокам р. Нарыма. Несколько позже он вторично совершил смелое и трудное восхождение в самое сердце Небесных гор, на водораздельный перевал между оз. Балхаш на западе и оз. Лоб-нор на востоке, к р. Сары-Джас, принадлежащей к системе р. Торима. Таким образом, П. П. Семёнов первым из европейских исследователей вступил на склоны величественного Хан-Тенгри.

Путешествие Петра Петровича Семёнова в Тянь-шань увенчалось крупнейшими научными открытиями.

Одним из них было доказательство отсутствия в Тянь-шане действующих вулканов, существование которых утверждалось авторитетом Гумбольдта. Опровержение теории Гумбольдта имело громадное значение не только для правильного представления о геологии всего Азиатского материка, но и для правильного понимания сущности самого вулканизма.

П. П. Семёновым впервые была установлена высота снежной линии в Небесном хребте, которую он определил от 11 000 до 11 500 футов. Когда Гумбольдт усомнился в правильности этих исчислений, считая, что снежная линия должна проходить значительно ниже, П. П. Семёнов обстоятельно доказал ему правильность своих наблюдений.

Исследования П. П. Семёнова привели его к открытию в истоках Сары-Джаса, в горной группе Хан-Тенгри, величайшей ледниковой области.

Наряду с этими открытиями он впервые дал отчётливую картину морфологии, тектонического строения, стратиграфии и геологического состава горных цепей Тянь-шаня. Кроме того, им были собраны прекрасная геологическая коллекция, обширный гербарий, коллекция насекомых и моллюсков и большой этнографический материал, иллюстрированный художником Кашаровым.

Громадные результаты путешествия П. П. Семёнова дали ему полное право на наименование его со всем нисходящим потомством "Семёновым-Тян-Шанским", что было установлено законом в 1906 г. в ознаменование 50-летия со времени путешествия в Тянь-шань.

Выдающиеся заслуги П. П. Семёнова-Тян-Шанского в исследовании Азии далеко не исчерпываются его непосредственными работами в Тянь-шане. Во всей последующей многообразной научной, общественной и государственной деятельности он неизменно, до последних своих дней, уделял большое внимание изучению Азии, являясь постоянным вдохновителем и идейным руководителем многочисленных экспедиций - Н. М. Пржевальского, Г. Н. Потанина, П. А. Кропоткина, П. К. Козлова, В. Л. Комарова, В. И. Роборовского, М. В. Певцова и многих других, коренным образом изменивших географические представления об этой части света и вписавших много ярких страниц в историю географической науки.

Широта и разносторонность научных интересов П. П. Семёнова-Тян-Шанского как географа-натуралиста, проявившиеся в его значительных работах по ботанике и по геологии, находят своё выражение также в его занятиях по энтомологии. До конца жизни он постоянно увлекался собиранием коллекций насекомых. В собранную им коллекцию позднее вливались энтомологические материалы больших экспедиций русских географов и путешественников в Азию. В результате эта коллекция представляет насекомых с огромной территории от Урала до Кавказа на западе, до Сахалина и Кореи на востоке и до Сы-Чуани и Гималаев на юге.

В 1889 г. П. П. Семёнов-Тян-Шанский был избран председателем Русского энтомологического общества и оставался в этой должности 24 года по день своей кончины. После его смерти, в 1914 г., его коллекция, содержащая свыше 700 000 жуков, была передана его сыном Андреем Петровичем, известным энтомологом, Зоологическому музею Академии наук.

После окончания Тянь-шанской экспедиции, поставившей П. П. Семёнова-Тян-Шанского в ряды крупнейших европейских учёных-географов, началась новая эпоха его большой и плодотворной деятельности, которую он всецело посвящает делу познания нашей Родины.

В этой деятельности П. П. Семёнов-Тян-Шанский проявил себя как выдающийся учёный-энциклопедист, сыгравший крупную роль в развитии не только физической, но и экономической географии России.

Оставаясь верным своим взглядам на задачи науки, которая, по его словам, должна проникать в жизнь народную и служить основанием для умственного прогресса и роста материального благосостояния народа, П. П. Семёнов-Тян-Шанский, по возвращении из Тянь-шаня в Петербург, в 1858-1861 годах со всей свойственной ему энергией и страстью принял участие в работах Комиссии по освобождению крестьян от крепостной зависимости, о котором он мечтал с самых юных своих лет.

Реформы 60-х годов потребовали коренной реорганизации статистического дела в России. С 1863 г. он стал во главе русской статистики. Его 33-летняя деятельность в этой области подняла русскую статистику на большую высоту и обогатила страну многочисленными статистическими изданиями, освещающими различные стороны жизни русского народа, в особенности крестьянства, во второй половине XIX столетия.

В 1870 г. он организовал первый и единственный до Великой Октябрьской социалистической революции статистический съезд, который обсудил основания ко всеобщей переписи населения и заложил основы русской земской статистики. Но почти 30 лет понадобилось П. П. Семёнову-Тян-Шанскому, чтобы преодолеть сопротивление правительственных кругов и осуществить первую всероссийскую перепись населения, проведённую в 1897 г.

В опубликованных П. П. Семёновым-Тян-Шанским введениях к "Статистике поземельной собственности" в 80-х годах XIX столетия был применён подлинный географический метод. Он дал группировку материалов, их анализ не только по губерниям, как это ранее делалось, а по районам, выделяемым по особенностям их природы и хозяйства. Это позволило ему сделать ряд важнейших выводов и дать яркое описание этих районов в природном и экономическом отношениях. Этими работами П. П. Семёнов-Тян-Шанский впервые ввёл в практику дробное географическое изучение природы и экономики России. Районирование вообще есть одна из важнейших задач географии. И в этой области П. П. Семёнову-Тян-Шанскому принадлежит громадная заслуга.

Классическим подворным исследованием крестьянского хозяйства до настоящего времени считается его работа по статистико-экономическому обследованию Мураевенской волости Рязанской губернии, проведённому в 1877 г., опубликованная в 1880 г. Группировка крестьян по имущественному признаку впервые позволила установить классовую дифференциацию крестьянства и особенности социальных типов хозяйства. В развитии русской земской статистики этот труд составил целую эпоху. В своей книге "Развитие капитализма в России" В. И. Ленин ссылается на П. П. Семёнова-Тян-Шанского, положительно оценивая и другие его статистико-экономические работы.

Крупной работой П. П. Семёнова-Тян-Шанского, в которой география тесно сочеталась со статистикой, был его знаменитый пятитомный географо-статистический словарь, издававшийся Русским географическим обществом с 1863 по 1888 г. Этот выдающийся труд, в котором П. П. Семёнов-Тян-Шанский был редактором и автором значительной части статей, до сих пор остаётся единственным русским географическим словарём (требующим, конечно, теперь пополнения и изменений в связи с ростом производительных сил страны и с расцветом самих географических знаний).

П. П. Семёнов-Тян-Шанский неизменно стремился к широкой популяризации географических знаний о России. В связи с этим с 1881 г. он принял живое участие в редактировании многотомного издания "Живописная Россия", помещая в нём и свои статьи экономико-географического характера. В 1892-1900 гг. Пётр Петрович принял деятельное участие в различных изданиях, предпринимавшихся по случаю выставок: в 1893 г. в издании "Сибирь и Великая Сибирская железная дорога" для Колумбийской выставки в Чикаго, в 1896 г. в сборнике "Производительные силы России" для выставки в Н.Новгороде и в 1900 г. в сборниках "Окраины России" и "Россия в конце XIX столетия" для всемирной выставки в Париже.

В 1892-1901 гг. П. П. Семёнов-Тян-Шанский с увлечением занимался изданием многотомного труда "Россия - полное географическое описание нашего отечества", выпускавшегося под редакцией его сына Вениамина Петровича и под общим руководством Петра Петровича и академика В. И. Таманского. Этот труд, одиннадцать томов которого увидели свет, до сих пор не имеет себе равного в общем географическом описании нашей Родины. Особо должна быть упомянута обширная работа П. П. Семёнова-Тян-Шанского "История полувековой деятельности Русского географического общества" в трёх томах, написанная им в 1895 г. в сотрудничестве с А. А. Достоевским и выпущенная в 1896 г. Эта работа, содержащая в себе историю русских географических исследований за XIX столетие, до сих пор остаётся незаменимым пособием для географа.

В это же время П. П. Семёнов-Тян-Шанский вёл напряжённую работу по подготовке к первой всероссийской переписи населения.

Он обладал изумительной трудоспособностью и умением одновременно вести большие работы в разных направлениях.

Будучи в преклонных годах сенатором и членом Государственного совета, он с неослабевающей энергией работал и как исследователь, и как организатор в Русском географическом обществе и с большой горячностью стремился проводить свои идеи и укреплять положение Общества в государственных органах.

Облик Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского был бы неполным, если не упомянуть о его занятиях искусством. Им собраны редчайшая коллекция произведений голландской живописи XVII в., а также коллекция гравюр. Обе эти коллекции явились ценным пополнением сокровищ Эрмитажа. Наряду с этим стоят печатные труды П. П. Семёнова-Тян-Шанского, посвящённые истории нидерландской, в частности голландской, живописи XVII века.

Кипучая и неутомимая деятельность Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского продолжалась вплоть до последних дней его жизни. Ему было 86 лет, когда в 1913 г. он опубликовал основную часть своих записок "Эпоха освобождения крестьян".

11 марта 1914 года, на 88-м году жизни, Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский скончался от воспаления лёгких.

Он оставил после себя многочисленные труды, на изучении которых будут воспитываться всё новые и новые поколения. Своими исследованиями и своей общественной деятельностью, сплотившей на почве Русского географического общества лучших представителей географии той эпохи, Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский поднял русскую географию на большую высоту.

Широчайшее признание его выдающихся заслуг перед наукой увековечено названными в его честь 11 географическими местностями в Азии, Сев. Америке и на Шпицбергене, 27 видами растений и около 70 видами животных. К концу своей жизни он состоял в почётных списках 66 учёных учреждений России и Европы.

Главнейшие труды П. П. Семёнова-Тян-Шанского: Отчёты о путешествиях в Тянь-шань, "Вестник Географического общества", 1858, ч. XXIII и "Записки Географического общества", 1867, т. I; Географическо-статистический словарь Российской империи, Спб., 1863-1885, т. I-V; История полувековой деятельности Русского географического общества (1845-1895), Спб., 1896, т. I-III; Окраины России (Сибирь, Туркестан, Кавказ и полярная часть Европейской России), Спб., 1900; Мемуары, Пг., 1915- 1916 (4 тома); Путешествие в Тянь-шань, ОГИЗ, М., 1946.

О П. П. Семёнове-Тян-Шанском: Памяти Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского, Пр., 1914; Попельницкий А. 3., П. П. Семёнов-Тян-Шанский, "Голос минувшего", 1914; Мемуары П. П. Семёнова-Тян-Шанского: 1. Детство и юность. Пг., 1917; Пётр Петрович Семёнов Тян-Шанский; его жизнь и деятельность, Л., 1928; Берг Л. С., Очерки по истории русских географических открытий, М.-Л., 1946; Его же, Всесоюзное географическое общество за сто лет, М.-Л., 1946.

Биография

Родился в семье отставного капитана лейб-гвардии Измайловского полка Петра Николаевича Семёнова (1791-1832), в поместье Рязанка ныне Чаплыгинского района Липецкой области . До 15 лет воспитывался в деревне, развиваясь самостоятельно, с помощью книг семейной библиотеки. Интерес к географии в детстве у него пробудила игра - географическое лото с названиями стран, материков, рек, городов. Мальчика особенно привлёк мир растений. Богатое собрание книг по садоводству помогло ему самостоятельно разобраться в систематике растений, которых было много в домашней оранжерее. Он придумывал им свои названия и старался узнать как можно больше, совершая всё более далёкие экскурсии за пределы усадьбы и ближайшего леса. Затем поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и юнкеров , а по окончании курса стал вольнослушателем Санкт-Петербургского университета на физико-математическом факультете по отделу естественных наук.

Выдержав экзамен на степень кандидата, в году был избран в члены Императорского русского географического общества , и с этого времени принимает постоянно самое деятельное участие в трудах общества, как секретарь отделения физической географии, потом как председатель того же отделения и, наконец, как вице-председатель общества (с 1873).

Первой экспедицией стал переход из Петербурга в Москву через Новгород с изучением растительности. Оно продолжилось затем в черноземной полосе России, в Воронежской губернии, в верхнем течении Дона. В результате была защищена диссертация на звание магистра ботаники. А потом путешествие по Европе и продолжение учёбы в Берлинском университете . Там познакомился с великим географом ХIХ столетия Александром Гумбольдтом, с которым поделился своими планами исследования Центральной Азии. «Привези мне образец вулканической породы с Тянь-Шаня»-просил его Гумбольдт.

Собрав богатейшую коллекцию картин фламандских и голландских художников XVI и XVII в., вторую по полноте в Европе (хранится в Эрмитаже , большая часть продана советской властью в 30-х гг. на запад), Семёнов издал обширный труд: «Этюды по истории нидерландской живописи».

Адреса в Санкт-Петербурге

Память

В честь него назван ряд географических объектов в Средней и Центральной Азии, на Кавказе, Аляске и Шпицбергене и около 100 новых форм растений и животных.

  • Русское географическое общество учредило золотую медаль им. Семенова-Тян-Шанского.

Улицы и переулки

Основные работы

  1. Придонская флора в её отношениях с географическим распределением растений в Европейской России. СПб., 1851.
  2. Первая поездка на Тянь-Шань, или Небесный хребет, до верховьев р. Яксарта, или Сыр-Дарьи, в 1857 году. «Вестник РГО», 1858.
  3. Географическо-статистический словарь Российской Империи, т.1. СПб, 1863.
  4. Географическо-статистический словарь Российской Империи, т.2. СПб, 1865.
  5. Поездка из укрепления Верного через горный перевал у Суок-Тюбе и ущелье Буам к западной оконечности оз. Исык-Куль в 1856 г. Отрывок из путевых записок. «Записки РГО по общей географии», т.1. СПб., 1867.
  6. Географическо-статистический словарь Российской Империи, т.3. СПб, 1867.
  7. Географическо-статистический словарь Российской Империи, т.4. СПб, 1870.
  8. Обозрение деятельности общества по общей географии «Двадцатипятилетие Русского географического общества». СПб., 1872.
  9. Географическо-статистический словарь Российской Империи, т.5. СПб, 1885.

Ссылки

  • Страница на сервере Биография. Ру (статья из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона, статья из «Отечественные экономико-географы XVIII-XX вв.»)
  • Семёнов - статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона Проверено 4 ноября 2008 г.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Семенов-Тянь-Шанский, Петр Петрович" в других словарях:

    - (до 1906 Семенов), рус. географ, статистик, ботаник и энтомолог; гос. деятель. Почетный чл. Петербург. АН (с 1873). Родился в поместье близ с. Урусово Рязанской губ. в семье помещика. В 1848 окончил Петербург. ун т. В… … Большая биографическая энциклопедия

    Семенов-Тян-Шанский, Петр Петрович - Семенов Тян Шанский (1827 1914) Петр Петрович Семенов Тян Шанский (до 1906 года Семенов; 14 января (2 января по ст. стилю) 1827 11 марта (26 февраля по ст. стилю) 1914 русский географ, ботаник, статистик и общественный деятель. Вице председатель… … Энциклопедия туриста

    СЕМЕНОВ ТЯН ШАНСКИЙ (до 1906 Семенов) Петр Петрович (1827 1914) российский географ, статистик, общественный деятель, почетный член Петербургской АН (1873). Брат Н. П. Семенова. Вице председатель и глава Русского географического общества (с 1873)… … Большой Энциклопедический словарь

    Портрет работы Валентина Серова Памятник бюст Семёнову Тян Шанскому в сквере напротив географического корпуса АГУ в Барнауле Систематик живой прир … Википедия

    Семенов-Тян-Шанский Петр Петрович - (1827 1914) географ, выдающийся исследователь Азии, почетный член Петербургской Академии наук. Первым исследовал Тянь Шань, за что и получил от императора приставку к фамилии Тян Шанский. Автор множества капитальных трудов по географии … Словарь литературных типов