Поведение шимпанзе: наши родичи — ботаники. Среди шимпанзе тоже встречаются гении

Суперумные шимпанзе пока существуют только в фильмах, наподобие свежего "Восстания планеты обезьян". В реальной же жизни обезьяны все еще просто очень сообразительные животные. Насколько же именно сообразительные?

Первые доказательства того, что у шимпанзе в наличии зачатки нехилого интеллекта, были получены в 60-х годах прошлого века в Гомбе, Танзания. Знаменитый сейчас антрополог Джейн Гудолл вела наблюдения за группой шимпанзе и засвидетельствовала их умения пользоваться подручными инструментами при добывании пищи (шимпанзе изготавливали палочки для ловли термитов). До этого момента изготавливать инструменты считалось привилегией лишь человека разумного.


С тех пор за десятки лет изучения было выяснено, что наши ближайшие родственники могут также изучить и общаться с помощью языка жестов, охотиться на добычу с копьями и даже проходить несложные тесты на память.

На фото Франсин "Пенни" Паттерсон (слева) используя язык жестов спрашивает гориллу Коко не голодна ли она. Снимок датирован 21 мая 1976 годов. Коко отвечает ей жестами, что она хочет есть.



Горилла Коко родилась в 1971 году и на сегодняшнее время она самая общительная из приматов. Ее словарь жестов состоит из более чем тысячи символов и она умеет понимать около двух тысяч слов из разговорного английского языка. При этом она может сама начать разговор с человеком, так как ей интересно общение с людьми.
Уровень ее IQ колеблется между 75 и 95 баллов, в то время как среди людей 100 баллов уже считается нормальным для полноценного развития.

На следующем фото научный сотрудник Сью Саваж-Рамбаут (Sue Savage-Rumbaugh) обнимает шимпанзе по имени Канзи в научном центре по изучению языка в Атланте. Канзи только что успешно прошел один из языковых текстов.

Канзи родился в 1980 году и сейчас он самая известная "говорящая" обезьяна в мире. Он был первым среди шимпанзе, который усваивал язык жестов по мере взросления, как это обычно делают маленькие дети. Сайт greatapetrust.org также сообщает, что он был первым шимпанзе, который начал строить новые фразы и предложения, требующие определенных ответов. Более того, Кензи зарекомендовал себя как мастер по обработке камня и созданию из камней инструментов для работы.

На следующем фото орангутан Ази показывает пальцем на символ обозначающий яблоко, после того, как ему был показан кусочек яблока. Фото создано в 1996 году в институте Мозга в Вашингтоне.



Ази может обозначать свои мысли абстрактными символами на панели клавиатуры и понимает индивидуальность каждого конкретного человека. Он умеет использовать логику в действиях. В словаре орангутана около 70 символов, каждый из которых имеет свое графическое изображение. Причем они не похожи на обозначающий из объект.

На новом фото взрослая самка гориллы в национальном парке Конго использует палку в руках, чтоб измерять ею уровень глубины. Момент был запечатлен исследователями в 2005 году.



Тогда это было первым свидетельством, что и гориллы могут использовать инструменты. Ранее за созданием и использованием подручных инструментов были замечены лишь шимпанзе, шимпанзе бонобо и орангутаны. Ученые полагали, что гориллы просто потеряли такие навыки. В конце концов разбить орехи они могут просто кулаком без камней и достать термитов без палочек, просто разбив термитник.

На этом фото антрополог Джилл Пруц держит в руках копье. изготовленное диким шимпанзе в 2007 году. Пруц вместе с другими исследователями наблюдала за жизнью шимпанзе в Сенегале и там впервые в истории было засвидетельствовано изготовление шимпанзе орудия для охоты на других животных.

Всего за 2007 года 22 раза было зафиксировано изготовление группой шимпанзе палок и копий для охоты на млекопитающих. Последнее тоже было своеобразным открытием. Многие до этого считали, что шимпанзе не едят мяса. Охотились они, в частности, на более мелкие виды приматов.


На последнем фото шимпанзе Аюми проходит тест с перемешанными цифрами. Фото сделано в 2007 году в Институте изучения приматов в Токио (Япония).

В одном из тестов на память были использованы два молодых шимпанзе против двух людей. Обезьяны одержали верх, что ставит под сомнения уверения многих ученых, что люди превосходят обезьян по всем познавательным параметрам.

Общество защиты животных Wildlife Conservation Society"s Breuer отмечает, что человекообразные обезьяны лучше человека ориентируются в тестах на память, решают их куда быстрее и совсем иначе.

Мы подумали, что каждый должен знать трогательную и выдающуюся историю о хрупкой женщине, которая всю свою жизнь отдала изучению шимпанзе, открыв нам удивительный их мир. Она написала множество прекрасных книг для детей, стала послом ООН, всю свою жизнь защищала животных, получила за свои заслуги множество крупных мировых наград и титулов. Её жизнь достойна уважения и восхищения.

Джейн Гудолл родилась 3 апреля 1934 в Лондоне в семье писательницы и бизнесмена. С самых ранних лет у Джейн наблюдались неподдельная любознательность и интерес к животным. Первым опытом наблюдения за животными стало многочасовое исследование Джейн процесса откладывания курицей яиц в курятнике. Тогда она изрядно напугала потерявших ее родителей.

В самом юном возрасте отец подарил ей игрушку - маленькую игрушку с именем Юбилей, которая стала её любимым другом, повлияв в дальнейшем на ее путь. На Рождество 1942 юная Джейн получает в подарок популярную в то время книгу про доктора Дулиттл - врача и путешественника, большого друга животных и детей. Она решила, что однажды тоже отправится в Африку, чтобы наблюдать за животными и писать о них.

В 1957 ее мечта осуществляется: приглашенная своей подругой в Кению, она впервые отправляется в Африку. В скором времени там происходит судьбоносная встреча с антропологом и палеонтологом Луисом Лики, изменившая всю ее жизнь.

Луис Лики искал человека для изучения шимпанзе в естественной среде, но не просто изучения приматов, а их социальной жизни, их эволюции.

У Джейн тогда помимо сильного желания изучить и понять животных не было ни диплома, ни опыта в этой области, но это, скорее, сыграло решающую роль, так как, по словам Лики, это будет «свежий взгляд без предубеждений», без заложенного университетской программой паттерна поведения. После того, как Национальное Географическое Сообщество выделило грант на исследования, Джейн отправилась навстречу приключениям, о которых так мечтала в детстве.

Грандиозные открытия Джейн Гудолл, перевернувшие наши представления о шимпанзе

В 1960 в сопровождении своей матери Джейн Гудолл отправляется в леса Гомбе в Танзании, чтобы начать исследования поведения диких шимпанзе. Следуя оригинальному новаторскому методу, она внедряется в группу обезьян, чтобы изучить их в качестве соседа вместо того, чтобы наблюдать за ними на расстоянии. Джейн в отличии от многих ученых того времени стала давать имена шимпанзе, вместо номеров, несмотря на порицание такого эмоционально рискованного подхода. Джейн первая изучала маленьких приматов в качестве личностей, с привычками, эмоциями, привязанностями. До этого все ограничивалось изучением их инстинктов с удаленного расстояния.

Таким образом, она делает несколько главных открытий. Сначала она констатирует, что шимпанзе также плотоядные, а не исключительно травоядные животные, как считалось ранее. Но самое главное, она наблюдает однажды, как старый шимпанзе, носивший данное ею имя Дэвид Серая Борода, использует веточки, чтобы извлечь насекомых из термитника. Мало того, что он прибегнул к помощи орудия, он его еще и сам изготовил, ободрав листья. Джейн открывает, таким образом, что шимпанзе могут изготавливать и использовать инструмент, что ранее считалось исключительной прерогативой человека! Мир ученых перевернуло ее открытие, ведь им пришлось переосмыслить человека в системе животного мира, либо причислить класс шимпанзе к человеку.

Благодаря близости к приматам, она подробно изучает их семейные отношения, их образ жизни и убеждается, что каждый имеет свою индивидуальность и эмоции. Ее наблюдения доказывают, что шимпанзе имеет много общих черт с человеком, даже в том, что шимпанзе могут вступать в жестокую войну друг с другом. Как и люди, шимпанзе наделены не только склонностью к жестокости, но и иногда даже большой добротой, самопожертвованием. Например, когда малыш приматов лишился родителей в их племени, один самец взял их под свою опеку, выполняя все необходимые процедуры заботы, которые оказывают своим детям мамы-шимпанзе. Не только кормил, играл, спал рядышком, но даже прятал малыша от дождя, закрывая своим телом.

Еще интересным наблюдением стал тот факт, что вожаками в стае шимпанзе становятся не только самые сильные и агрессивные, как у многих других животных, но и самые умные и сообразительные. Так один из шустрых, но слабых шимпанзе по имени Майк смог сместить вожака, заняв его место на целых 6 месяцев, просто схватив пустые канистры, грохотом которых напугал всех остальных. Даже лишившись «грозного» орудия, сообразительный шимпанзе сохранил за собой почетную должность.

Джейн - единственная, кто, прожив с шимпанзе почти два года, даже был принят в их клан в качестве равного. Одна из «знатных» самок избрала Джейн подружкой в свою свиту. Одним из сильнейших потрясений для удивительной женщины-ученого стало ее изгнание из клана шимпанзе после того, как их вожаком стал агрессивный «расист» шимпанзе, запретившей «белой» участвовать в их жизни.

От специалиста до активистки

В 1961 году она поступила в Кембридж в качестве кандидата наук, не обладая даже образованием бакалавра, что стало возможным, благодаря ее удивительным открытиям. Окончив Кембриджский университет, Джейн защищает в 1966 докторскую степень по этологии (дисциплина зоологии, изучающая поведение животных).

В шестьдесят пятом году Гудолл учреждает исследовательский центр в Танзании для желающих изучать приматов, он функционирует и по сей день, объединяя многих ученых и исследователей. Своим примером эта женщина привлекала взор всей мировой общественности к вопросу шимпанзе, в том числе множество аристократов из Европы, которые тоже посчитали своим долгом защитить животных и природу Африки.

В 1971 она публикует свою первую книгу «Шимпанзе и я», которая переведена на 48 языков!

В 1977 она создает Институт Джейн Гудолл в США. Изначально предназначенный для финансирования программ по исследованию шимпанзе, этот институт сегодня ведет также обширную учебную программу.

В 1986 ее карьера приобретает важный поворот. Она решает перейти от научного исследования к более глобальному подходу и становится активисткой-защитницей природы и экологии. Она покидает Танзанию, где провела 26 лет, и начинает путешествовать 300 дней в году, чтобы довести до сознания общества, какая опасность угрожает нашей планете.

Личная жизнь в обмен на революционные открытия

Всю свою жизнь Джейн отдала шимпанзе и защите животных, пожертвовав личной жизнью. У нее было два мужа - с первым отношения в конечном итоге не сложились, а вторая ее сильная любовь скоропостижно покинул ее в 1980 году, умерев от страшного диагноза - рак, когда ей было 46 лет. Первым мужем ученой стал кинооператор, присланный к ней в Танзанию Луисом Лики и Национальным географическим Сообществом для съемок фильма о шимпанзе - барон Гугл ван Лавика. Это была родная душа, такой же добрый, любознательный человек, всем сердцем любящий животных. Там же, в Гомбе у них родился сынишка Хьюго, росший среди необузданной африканской природы, шимпанзе и других животных. Гуго снимал фильм о жизни и быте шимпанзе в течении двух десятков лет, запечатлев их яркие личности - мамашу Фло с малышами, и многих других. В его фильме «Люди леса», удостоившимся многочисленных наград, запечатлено несколько поколений обезьян.

Она - автор многочисленных трудов о шимпанзе и природе, как и книг для детей. А еще Джейн придумала, как хотя бы немного скрасить жизнь несчастным шимпанзе, живущим в неволе в крупных зоопарках по всему миру - им поставили телевизоры, показывают фильмы, которые они с удовольствием смотрят (кстати, их смотрят не только шимпанзе).

Сейчас ей уже больше 80 лет, но она не сдается, занимаясь любимым делом. По-прежнему, черпая силу идти вперед среди своих маленьких «человечков» - шимпанзе.

Побольше бы таких самоотверженных людей! Быть может, не исчезали бы так стремительно с лица планеты удивительные представители флоры и фауны.


Группа ученых из университетов США и Великобритании заявила, что в сравнительных исследованиях людей и обезьян ученые систематически недооценивают интеллект последних, необъективно проводят эксперименты и предвзято интерпретируют результаты. Авторы перечисляют распространенные ошибки и дают конкретные рекомендации для своих коллег в статье, опубликованной в журнале Animal Cognition.

Сравнительная психология занимается эволюцией психики, и для этого в исследованиях часто сравнивают организмы разных видов. Но результаты исследований в этой сфере стоит интерпретировать с осторожностью, поскольку при проведении экспериментов порой сложно сохранять объективность и обеспечить честные и равные условия участникам. Даже в пределах одного вида существуют сложности: чтобы сравнить интеллект разных групп людей, необходимо учесть все, что на этот интеллект влияет. Когда-то считалось, что это врожденная характеристика, что она передается по наследству, и сравнивать казалось просто. Но еще в 1981 году стало известно , что помимо генов, важную роль играет среда, в которой растет и развивается индивид, его образование, жизненный опыт, здоровье.

Но если сложно сравнивать между собой людей, то как быть с межвидовыми различиями? В идеале, сравнивать интеллект детей и обезьян можно только если обезьяны подвержены такому же воздействию среды. В тестах на социальный интеллект (на понимание языка и жестов) отсутствие опыта взаимодействия с человеческими привычками может оказаться особенно важным и значительно повлиять на успех прохождения испытаний. Исследования с обезьянами, которые росли вместе с людьми, уже проводили, в одном из них ученый Уинтроп Келлог «удочерил» молодую шимпанзе по имени Гуа, которая жила и росла вместе с его маленьким сыном. Однако в настоящее время подобное исследование вряд ли получится повторить и опубликовать из-за этических ограничений.

Это лишь одна из ошибок, которую нашли авторы. Они изучили несколько сравнительных экспериментальных исследований последних десятилетий, которые касались социального интеллекта детей и обезьян и, в частности, их умения интерпретировать и правильно использовать жест, на что-то указывающий (указательный палец, направленный в сторону объекта). Во всех исследованиях человек превзошел обезьян по результатам теста, и объяснялось это его эволюционной уникальностью. Работы проверялись на соответствие критериям, которые авторы назвали необходимыми для обеспечения объективности эксперимента: это равенство среды, подготовки, протоколов выборки, процедуры тестирования и возраста испытуемых при тестировании.

Авторы обнаружили несоответствие почти всем критериям. Среда, в которой обитали испытуемые, была неодинаковой, несоответствие было довольно грубым, безо всяких попыток со стороны экспериментаторов эти условия уравнять. В экспериментах обезьяны сидели в клетках, а дети, разумеется, нет, однако наличие физических барьеров могло негативно повлиять на результат (как это было у собак). Также подопытные животные часто росли в стерильных условиях лабораторий, тогда как дети росли в хороших, способствующих когнитивному развитию условиях. Этот факт повлиял и на выборку, так как интеллектуальный уровень людей был выше из-за условий среды. Также выборка искажалась дополнительными критериями отбора среди людей: в некоторых исследованиях для участия в тесте ребенок должен был уже делать что-то подобное раньше. Для обезьян же такого критерия не выдвигали. Что касается подготовки, в исследованиях, связанных с языком и жестами, дети имели намного больший опыт с предметом, чем обезьяны. Различались и процедуры тестирования: в одном из исследований детям, которые не справились с задачей показать пальцем на объект, дали «второй шанс» и позволили ответить, опустив на него ладонь, но все равно сделали вывод о превосходстве человека.



Кроме того, авторы обратили внимание на то, как экспериментаторы интерпретировали результаты: результатом теста всегда был конкретный видимый и измеряемый ответ, но, по их мнению, он свидетельствовал о присущих людям глубинных психических способностях. Например, в одном из исследований дети и обезьяны из семейства гоминид искали спрятанный в одном из контейнеров объект, а экспериментаторы давали подсказки, среди которых было указание на нужный контейнер пальцем. Дети понимали этот жест лучше обезьян, чаще делали правильный выбор, и исследователи предположили, что это связано с тем, что дети понимают коммуникативные намерения людей, а животные нет. То есть, интерпретация в этих исследованиях не учитывала разницы в условиях проведении эксперимента и зачастую принижала интеллект обезьян.

Неадекватные условия сравнительных исследований приводят к противоречивым результатам. Результаты всех исследований, которые разбирали авторы, были позднее опровергнуты. В исследовании со спрятанным предметом результаты свидетельствовали о том, что обезьяны не понимают указывающий жест, однако некоторым особям все же удалось это сделать. В другой работе ученые опровергли эти результаты лишь частично, когда установили, что на успешность выполнения такой же задачи влияет дистанция гоминид по отношению к контейнеру.

Так обладают ли обезьяны социальным интеллектом? В то время как в сравнительных тестах обезьяны не всегда дотягивают уровня годовалого младенца, согласно другим результатам, они соответствуют возрасту двух-трех летнего ребенка, и способны понимать ложные представления других индивидов. Многие исследования свидетельствуют о том, что обезьян можно научить говорить, например, на языке жестов, но их речь остается бедной и не передается дальше. Чемпионом по освоению человеческого языка среди обезьян считается карликовый шимпанзе Канзи , который мог понимать на слух около трех тысяч слов. Шимпанзе Уинтропа Келлога достигла определенных успехов, но остановилась в социальном развитии довольно рано, так как оказалась равнодушна к общению со своими новыми родителями.

Резюмируя работу над ошибками, авторы дают несколько рекомендаций по проведению сравнительных исследований. Они упоминают технику перекрестного воспитания, как в эксперименте с шимпанзе Гуа, но, хоть она и решает многие проблемы, связанные с неравными условиями, из соображений этики она не идеальна. Поэтому ее можно заменить адекватным обучением для прохождения теста: например, если ребенок в возрасте девяти месяцев может ориентироваться по жестам взрослых (если жест указывает на объект поблизости), то и обезьяну следует учить не менее девяти месяцев. Кроме того, следует быть строже с объяснением поведенческих результатов и полагаться только на те переменные, которые можно наблюдать и измерять. А выборку нужно делать более равной и сбалансированной, больше внимания уделяя влиянию среды.

Отряд - Приматы

Семейство - Человекообразные обезьяны

Род/Вид - Pan troglodytes. Шимпанзе обыкновенный

Основные данные:

РАЗМЕРЫ

Рост: самец - 170 см, самка - 130 см.

Масса: самец - до 80 кг, самка - 50 кг.

РАЗМНОЖЕНИЕ

Половое созревание: с 7-10 лет.

Брачный период: не имеет определённого сезона; детёныши рождаются раз в 3 года.

Беременность: 225 дней.

Количество детёнышей: 1, реже 2.

ОБРАЗ ЖИЗНИ

Привычки: шимпанзе (смотри фото обезьяны) держатся небольшими группами.

Чем питается: в основном фрукты, листья, почки, цветы, кора, мёд, смола, термиты и муравьи, а также мелкие млекопитающие.

Сколько живёт шимпанзе: 40-50 лет.

РОДСТВЕННЫЕ ВИДЫ

Ближайший родственник обычного шимпанзе - карликовый шимпанзе или бонобо (Г. paniscus), открытый в 1928 году.

Реакция шимпанзе на фокусы. Видео (00:09:49)

У шимпанзе в большей степени, чем в других человекообразных обезьян, развита мимическая мускулатура лица, отсюда и разнообразие их мимики. Общаясь между собой, шимпанзе выдают больше 30 различных звуков. Большую роль играют также мимика, жесты рук и позы тела.

РАЗМНОЖЕНИЕ

Шимпанзе размножаются в течение всего года. Когда у самки начинается течка, она по очереди спаривается с несколькими самцами из одной группы. Между самцами обезьян не бывает поединков. Менструальный цикл самок шимпанзе напоминает менструальный цикл у женщин. После 225-дневной беременности, самка рождает одного малыша, в отдельных случаях на свет появляются двойняшки. Детёныш шимпанзе рождается почти голый и совершенно беспомощный.

Первые 5 месяцев самка носит его на себе. Малыш держится за шерсть на груди у матери, а мать в первые недели бережно придерживает его рукой. Позже малыш перебирается ей на спину. 6-месячный ребёнок делает первые самостоятельные шаги, однако и в это время мать пристально следит за каждым его шагом. Годовалый шимпанзе весит около 8-9 килограммов. Малыш находится с матерью до достижения трёх-четырёхлетнего возраста.

ЧЕМ ПИТАЕТСЯ

Основную часть рациона шимпанзе составляют растения. Утром, проснувшись от сна, шимпанзе покидают свои ночные гнёзда и отправляются на поиски пищи. Они собирают сочные листья, почки, цветы и спелые ягоды.

ОБРАЗ ЖИЗНИ

Обезьяны шимпанзе держатся группами, численность которых непостоянна. Каждая группа включает от 2 до 25, а иногда и до 40 обезьян. Состав такой группы также нестабилен. Стадо шимпанзе может состоять из пары и их детёнышей; встречаются и группы исключительно из самцов и группы из матерей с разновозрастными детёнышами. Бывают и смешанные семейные группы.

В стаде обезьяны состоят в иерархических отношениях. Взрослые особи осуществляют взаимный уход за шерстью. Шимпанзе являются активными днём, ночью они отдыхают. Обезьяны спят на деревьях, каждый раз на другом. Ночные гнёзда шимпанзе строят в средней части дерева. Гнездо для дневного отдыха может находиться или на дереве или на земле. Обезьяны содержат гнёзда в чистоте.

ШИМПАНЗЕ И ЧЕЛОВЕК

Несмотря на то, что посетители зоопарков и заповедников во всём мире уделяют шимпанзе особое внимание, поскольку им интересно наблюдать за этими умными животными, самым серьёзным врагом шимпанзе, как и раньше, является человек.

Если сначала человек был конкурентом шимпанзе в деле добывания пищи, то позже люди начали вырубать тропические леса и таким образом лишали шимпанзе их естественных мест обитания. В некоторых местах развит лов молодых шимпанзе для зоопарков или зоомагазинов. Эта деятельность приносит местным жителям немалый доход. Шимпанзе стоят к человеку ближе других человекообразных обезьян, поэтому в течение долгого времени на них ставили медицинские опыты.

ОСОБЕННОСТИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Шимпанзе является одним из немногих животных, которые способны использовать инструменты. Причём обезьяны в этом деле достигли определённых высот. Шимпанзе используют палки для раскапывания гнёзд насекомых и для самообороны. Некоторые используют палочки, когда охотятся на бродячих муравьёв.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ. ИЗВЕСТНО ЛИ ВАМ, ЧТО...

  • Шимпанзе, как и люди, могут болеть некоторыми общими болезнями, например, малярией.
  • Перед ливнем самцы обыкновенного шимпанзе исполняют „танец дождя".
  • Шимпанзе - это единственные среди всех млекопитающих (кроме человека), которые узнают себя в зеркале.

МИМИКА ШИМПАНЗЕ

У шимпанзе больше, чем у других приматов, развита мимическая мускулатура лица, отсюда и разнообразие их мимики. Учёные, наблюдавшие за шимпанзе, заметили, что эти приматы могут „смеяться", „плакаты", показывать „озабоченность" и „страх".

Агрессия: шимпанзе скалит зубы, предостерегая соперника и защищаясь от врага.

Радость: получая лакомство, шимпанзе демонстрирует нечто вроде улыбки - уголки глаз съёживаются, глаза блестят, а уголки губ поднимаются вверх.

Спокойствие: шимпанзе абсолютно спокоен, его ничто не беспокоит.


- Ареал обитания шимпанзе

ГДЕ ОБИТАЕТ

Шимпанзе проживает в Африке, в странах от Гвинеи до Западной Уганды и Танзании.

СОХРАНЕНИЕ

Шимпанзе встречается на ограниченной территории и виду угрожает исчезновение. Ранее шимпанзе использовали в научных экспериментах, однако позже, под влиянием общественного мнения, животных перестали использовать для лабораторных опытов.

Шимпанзе побеждает человека в тесте на память. Видео (00:03:40)

Человек - венец природы. Только природа об этом не знает:)