Расул гамзатов фразы. Расул гамзатов - цитаты и высказывания

ДОБУЖИНСКИЙ МСТИСЛАВ ВАЛЕРИАНОВИЧ - российский график, живописец, сценограф.

Учил-ся в Санкт-Пе-тер-бур-ге - в Ри-со-валь-ной шко-ле Обществ поощрения художеств (1884-1885 годы), в мас-тер-ских Л. Е. Дмит-рие-ва-Кав-каз-ско-го (1897-1899 годы), В. В. Ма-тэ (1901-1902 годы) и других; окон-чил юри-дический факультет Санкт-Пе-тер-бург-ско-го университета (1899 год). В 1899-1901 годах обу-чал-ся в Мюн-хе-не - в шко-лах А. Аж-бе и Ш. Хол-ло-ши, по-се-щал мас-тер-скую А. Г. Яв-лен-ско-го; в эти го-ды по-зна-ко-мил-ся с И. Э. Гра-ба-рём, в 1902 году - с С. П. Дя-ги-ле-вым и ху-дож-ни-ка-ми «Ми-ра ис-кус-ст-ва». Был чле-ном это-го объ-е-ди-не-ния (1902-1924 годы) и Сою-за рус-ских ху-дож-ни-ков (1904-1910 годы).

Один из ре-фор-ма-то-ров русского те-ат-раль-но-де-ко-рационного искусства XX века, Добужинский в ран-них ра-бо-тах для пе-тербургского «Ста-рин-но-го те-ат-ра» и Те-ат-ра В. Ф. Ко-мис-сар-жев-ской (1907-1908 годы) сти-ли-зо-вал приё-мы средневековой французской ми-ниа-тю-ры и русского луб-ка. Сло-же-ние зре-ло-го сти-ля в сце-но-гра-фии Добужинского про-изош-ло под влия-ни-ем эс-те-ти-ки МХТ: в 1909-1917 годах по при-гла-ше-нию К. С. Ста-ни-слав-ско-го офор-мил 14 по-ста-но-вок это-го те-ат-ра, втом числе «Ме-сяц в де-рев-не» И. С. Тур-ге-не-ва (1909 год) и «Ни-ко-лай Став-ро-гин» по Ф. М. Дос-то-ев-ско-му (1913 год).

В по-след-ней ра-бо-те он ис-поль-зо-вал близ-кие экс-прес-сио-низ-му приё-мы - на-пря-жён-ный ли-ней-но-гра-фическое ритмическое дра-ма-тическое зву-ча-ние мо-но-хром-но-го ко-ло-ри-та с рез-ки-ми ак-цен-та-ми цве-то-вых пя-тен и ос-ве-ще-ния. Был так-же ху-дож-ни-ком Те-ат-ра тра-ге-дии («Царь Эдип» Со-фок-ла; так-же ре-жис-сёр), бывшего Алек-сан-д-рин-ско-го те-ат-ра («Го-ре от ума» А. С. Гри-бое-до-ва; оба 1918 год), БДТ и других (все - в Пет-ро-гра-де); со-труд-ни-чал с Рус-ским ба-ле-том Дя-ги-ле-ва и труп-пой А. П. Пав-ло-вой (1914 год).

По-сле 1917 года уча-ст-во-вал в оформ-ле-нии мас-со-вых празд-неств в Пет-ро-гра-де (в том числе мис-те-рии «Гимн ос-во-бо-ж-дён-но-му тру-ду» на пло-ща-ди пе-ред зда-ни-ем Бир-жи, 1920 года, совм. с Ю. П. Ан-нен-ко-вым и В. А. Щу-ко; так-же один из ре-жис-сёров). Был членом Ко-мис-сии по де-лам ис-кусств (1917 года), Общества изу-че-ния и ох-ра-ны ста-ро-го Пе-тер-бур-га (1918 год), хра-ни-те-лем Эр-ми-та-жа (1918 год), ор-га-ни-за-то-ром До-ма ис-кусств в Пет-ро-гра-де (1911-1922 годы). В 1924 году с семь-ёй вы-ехал в Лит-ву; ра-бо-тал в Кау-на-се , Па-ри-же (1926-1929 годы; ху-дож-ник те-ат-ра Н. Ф. Ба-лие-ва «Ле-ту-чая мышь»), Лон-до-не (с пе-ре-ры-ва-ми в 1935-1939 годах), в 1939 году вме-сте с труп-пой М. А. Че-хо-ва вы-ехал в США. Жил в Нью--Йор-ке, с 1952 года до октября 1957 года - в Па-ри-же, Ри-ме, Лон-до-не. Во мно-гих те-ат-рах ми-ра оформ-лял преимущественно русские опе-ры, дра-ма-тические по-ста-нов-ки и ба-ле-ты (в том числе «Рус-ский сол-дат» на музыку С. С. Про-кофь-е-ва, 1942 год, «Бал-ле ти-этр», Нью-Йорк). В 1928-1946 годах был ху-дож-ни-ком ки-но на сту-ди-ях Па-ри-жа, Лон-до-на, Гол-ли-ву-да («Пи-ко-вая да-ма», 1937 год, и другие).

В 1905-1939 годах пуб-ли-ко-вал ста-тьи об изо-бра-зительном искусстве и те-ат-ре. Пре-по-да-вал в Санкт-Пе-тер-бур-ге - Пет-ро-гра-де в шко-ле Е. Н. Зван-це-вой (1906-1911 годы), СХУМ-Вху-теи-не (1918-1923 годы; профессор) и других; в Ху-дожественно-прак-тическом институте в Ви-теб-ске (1918-1919 годы; так-же ди-рек-тор); в Па-ри-же - в Ху-дожественно-промышленном институте князя Ф. Ф. Юсу-по-ва (1926-1929 годы), собственной сту-дии (1927-1928 годы) и Ху-дожественной ака-де-мии Т. Л. Су-хо-ти-ной-Тол-стой (1928-1929 годы); в Кау-на-се (1929-1933 годы).

Сре-ди уче-ни-ков Добужинского - Н. П. Аки-мов, Г. С. Ве-рей-ский, Е. Г. Гу-ро, Г. И. Нар-бут, М. З. Ша-гал, так-же сы-но-вья - гра-фик Все-во-лод До-бу-жин-ский (1905-1998 годы) и сце-но-граф Рос-ти-слав До-бу-жин-ский (1903-2000 годы).

Сочинения:

Вос-по-ми-на-ния / Сост. Г. И. Чу-гу-нов. М., 1987; Пись-ма. СПб., 2001.

Иллюстрации:

М. В. До-бу-жин-ский. «Че-ло-век в оч-ках» (порт-рет кри-ти-ка и по-эта К. А. Сюн-нер-бер-га). 1905-06. Треть-я-ков-ская га-ле-рея (Мо-ск-ва).Архив БРЭ.

М. В. До-бу-жин-ский. Эс-киз де-ко-ра-ции к спек-так-лю «Ни-ко-лай Став-ро-гин» по ро-ма-ну «Бе-сы» Ф. М. Дос-то-ев-ско-го. 1913. Му-зей Мо-сков-ско-го Ху-до-же-ст-вен-но-го те-ат-ра. Архив БРЭ.

М. В. До-бу-жин-ский. Ил-лю-ст-ра-ция к по-вес-ти «Бе-лые но-чи» Ф. М. Дос-то-ев-ско-го. 1923. Архив БРЭ.

Осип Браз Портрет М В Добужинского

Мстислав Валерианович Добужинский (1875 — 1957)

Родился в Новгороде в семье военного, потомка обрусевшего старинного литовского рода.

Учился в Петербурге, в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а также у А.Ажбе (Мюнхен) и у Ш.Холлоши (Венгрия)- в 1901 изучал гравюру под руководством В.В.Матэ. Много путешествовал по городам России и Западной Европы. Жил в Петербурге, в 1918–1919 в Витебске, в 1924–1926 и 1929–1938 в Каунасе, в 1926–1929 в Париже, в 1938–1939 в Лондоне, с 1939 преимущественно в Нью-Йорке.

Еще ребенком три года прожил в Кишиневе.

Дебютировал Добужинский в графике — рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами Петербурга. Один из самых ярких представителей объединения «Мира искусств».

Добужинский был выдающимся сценографом. С 1907 он сотрудничал с Московским художественным театром, антрепризой С.П.Дягилева, ленинградским Большим драматическим театром (БДТ), «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк) и многими другими театрами.

Работая в книге с 1906, он создал в этой области немало шедевров- среди них – оформление Белых ночей Ф.М.Достоевского (1925) и Трех толстяков Ю.К.Олеши (1928).

С 1939 года жил в США. Добужинский скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке. Похоронен… Об этом чуть ниже.

Иллюстрация Добужинского к «Трем толстякам» из коллекции А. Васильева не раз участвовала в выставках в Кишиневе, в других городах Молдовы и за ее пределами.

Сохранился каталог одной из них.

Выставка произведений русских и украинских художников из частных собраний.

Одесское областное управление культурой

Одесский художественный музей
Живопись, графика
ОДЕССА — 1976

Добужинский Мстислав Валерианович (1875 — 1957).

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ПОВЕСТИ Ю. ОЛЕШИ «ТРИ ТОЛСТЯКА». Б(умага)., тушь, акв(арель). 10.5х14 Собрание А. А. Васильева. Кишинев.

Каталог информирует, что работа выполнена на бумаге тушью и акварелью. Глядя на рисунок (см. выше), трудно определить присутствие акварели. Тушь есть, а акварели нет.

Увидеть рисунок в цвете поможет маленькая Наташа (будущая Наталья Алексеевна), которой ее папа в марте 1951 года дал задание скопировать произведение Добужинского.

В отличие от работы прославленного художника, работа Наташи Васильевой из ее детского альбома совсем не выцвела… Это ответ на вопрос, как лучше всего хранить графику.

Том ХIII, стр 105

Копия с рисунка Добужинского к «Трем толстякам»

Наташа скопировала даже цифру в верхнем правом углу — 22 (См. ниже — рисунок без оформления)

На этом мы предполагали закончить сообщение, но в последний момент задались вопросом: что говорит Интернет по поводу иллюстраций Добужинского к «Трем толстякам»? В процессе поиска были найдены все иллюстрации художника к повести Олеши, в том числе и наш рисунок.

Юрий Олеша

ТРИ ТОЛСТЯКА

РОМАН ДЛЯ ДЕТЕЙ

с 25 рисунками в красках

художника М. Добужинского

«ЗЕМЛЯ и ФАБРИКА»

Москва — Ленинград

Теперь становится понятной цифра 22. Это 22 по счету из 25 рисунков Добужинского к повести Олеши.

Не совсем понятны разночтение в страницах (на рисунке — 105, а рисунок в книге на 171.). Возможно, это объясняется разными изданиями «Трех толстяков». Два издания вышли одно за другим. Первое издание в 1928 году, а следующее, через 2 года в 1930 году.

Из приведенных двух фотографий рисунка Добужинского заметны различия в цветовых оттенках. Сине-фиолетовый цвет нижнего рисунка явно «сдает» перед верхним.

ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович (1875-1957) – живописец, график, театральный художник, критик, мемуарист, участник творческого объединения «Мир искусства».

«Мстислав Добужинский родился 15 августа 1875 г. в Новгороде. Его отец служил в петербургском Михайловском артиллерийском училище и вышел в отставку в звании генерал-майора. После рождения сына родители разошлись, и мать, артистка и «радикалка», как ее называли знакомые, взяла мальчика к себе в Казань, затем переехала в Нижний Новгород. В четырехлетнем возрасте его увезли в Петербург к отцу. Несмотря на эту семейную драму, Добужинский в мемуарах назвал свои ранние годы «воистину золотым детством». В последних классах вильнюсской гимназии и затем в студенческие годы он каждое лето навещает мать, поселившуюся на своем хуторе в тургеневских местах в Кирсановском уезде. «Эпоха Тургенева, – писал Добужинский, – была мне душевно близка». Эта близость и знание помещичьего быта помогли ему впоследствии в работе над спектаклями в МХТ в качестве театрального художника.
В 1885-1887 гг. он учился в школе рисования Общества поощрения художеств. Поступил в Петербургский университет, занимался в публичной библиотеке, где однажды Стасов, известнейший в ту пору художественный критик, показал ему собрание лубочных картинок и благословил на изучение народного искусства. Окончив университет в 1899 г., Добужинский едет в Мюнхен учиться рисунку в школе А. Ашбе. Затем переходит к другому учителю – венгру Ш. Холлоши, чья школа на лето переезжала из Баварии в Венгрию, и там ученики писали этюды на пленэре. Таким образом, Добужинский сумел наработать опыт в двух противоположных по своему подходу к искусству мюнхенских мастерских. По возвращении в 1901 г. в Петербург он вынужден был поступить на службу в Министерство путей сообщения помощником делопроизводителя в чине коллежского секретаря. «Тут действительно не было ничего общего с тем, чем был полон мой внутренний мир», – вспоминал Добужинский. В 1902 г. он сблизился с художниками «Мира искусства», разделял их ретроспективный эстетизм и культ Старого Петербурга, «полного горькой поэзии и тайны», в создании которого он сам принимал непосредственное участие. «Меня интересовала больше всего «изнанка» города… Я рисовал Питер, его «уголки», а красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало… За парадный Санкт-Петербург я взялся попутно лишь по настоянию друзей и «заказчиков».
С осени 1906 г. он преподавал в мастерской ученицы Репина Е.Н. Званцевой, продолжая одновременно свою необременительную службу в министерстве, откуда вышел в отставку в 1909 г., став уже к тому времени известным художником. Мастерскую Званцевой обычно называли «Школой Бакста и Добужинского». Располагалась она в доме на Таврической улице, где этажом выше был знаменитый литературно-художественный салон Вячеслава Иванова («Башня»). Добужинский стал часто бывать на ивановских «средах», встречался там с Блоком, Белым, Сологубом, Волошиным, Ремизовым, Чулковым и многими другими поэтами и писателями. «У Вячеслава Иванова, – вспоминал Добужинский, – я еще бывал и по поводу затеянного им его собственного издательства «Оры». Он торжественно нарек меня почетным именем «художника Ор» и я сделал несколько обложек для крошечных книжек этого издательства, удовлетворяя Вячеслава Иванова моими символическими рисунками. Эти книжки были: антология «Цветник Ор», «Трагический зверинец» и «33 урода» Лидии Зиновьевой-Аннибал и «По звездам Вячеслава Иванова».
История русской книжной графики не представима без Добужинского. Его иллюстрации, обложки, книжные марки, заставки и прочее украшают множество изданий той поры. Они встречаются в журналах «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон», в альманахах «Шиповник» и «Подорожник», сборниках стихов Блока, Верховского, Крандиевской, Чулкова, Георгия Иванова, Мандельштама, Цветаевой, в книге Волошина «Лики творчества», М. Кузмина «Вторник Мэри» и «Нездешние вечера», в романе Сологуба «Мелкий бес» и его же «Политических сказочках», в книге для детей Ремизова «Морщинка», в книге В.А. Верещагина «Русская карикатура». Одним из значительных его достижений как художника-графика остались иллюстрации к «Бедной Лизе» Карамзина. Сам Добужинский называл в числе самых удачных своих работ той поры нарисованную им обложку к роману Ремизова «Пруд». Уже с богатым опытом театрального художника в театре Комиссаржевской и в МХТ он начинает в 1914 г. работать для балета. С.П. Дягилев вызвал его в Париж для исполнения декораций. Делал он также эскизы к костюмам в дягилевских балетах и был одним из тех, кто внес вклад в блистательный «русский сезон» в Париже перед началом мировой войны.
Годы революции и Гражданской войны Добужинский прожил в Петрограде. «На моих глазах город умирал, смертью необычайной красоты, и я постарался перед тем, как его покинуть навсегда, посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик». Добужинский принимал участие в художественной жизни «Дома искусств», основанного в 1919 г. К. Чуковским. Лично встречался практически со всеми петроградскими деятелями художественной культуры. С 1922 г. он был профессором факультета живописи Академии Художеств. Одна из последних работ Добужинского, завершенная в советской России, – иллюстрации к «Белым ночам» Достоевского, оставляющие незабываемое впечатление.
Эмигрировал Добужинский в 1924 г. в Каунас. Вскоре переехал в Латвию, интенсивно включился в культурную жизнь Зарубежья. Точности ради следует упомянуть, что книги, оформленные Добужинским, выходили еще в начале 1920-х гг. в Берлине, когда немецкая столица на несколько лет фактически стала столицей Русского зарубежья и крупнейшим центром русского книгопечатания. В известном издательстве Зиновия Гржебина еще до эмиграции художника вышла книга Ганса Христиана Андерсена с рисунками Добужинского. В этих иллюстрациях сказалась давняя любовь мастера книжной графики к детской книге. В 1922 г. в Берлине выходит монография С. Маковского «М.В. Добужинский», а в следующем году в «Балтийском альманахе» (Каунас) была напечатана статья другого крупного искусствоведа – Эриха Голлербаха, – посвященная 25-летию творческой деятельности Добужинского, вскоре вышла его же книга «Рисунки М. Добужинского».
Переезд в Латвию по времени совпал с основанием в Риге иллюстрированного журнала «Перезвоны» (1925-1929 гг.). Редакция придавала особое значение оформлению своего издания и стремилась представить журнал как орган русского творческого слова, искусства и художественной старины. Политические разногласия авторов в «Перезвонах» были стерты, объединение творческих сил осуществлялось вокруг идеи русскости. Добужинский стал ближайшим постоянным сотрудником журнала. Он устраивает также персональные выставки, читает лекции, дает интервью для эмигрантской печати, пишет для рижской газеты «Сегодня» воспоминания о художниках Баксте и А. Яковлеве, об издателе Гржебине, статью о постановке «Ревизора» в эмигрантском театре.
В 1929 г. Добужинский переехал в Вильнюс. С этим городом у него были связаны детские воспоминания. Сюда он попал одиннадцатилетним, там же окончил гимназию. Вильнюс, как и некоторые другие старые города Европы, отразился в творческом наследии Добужинского. Но его справедливо называют по преимуществу художником Петербурга, связь с которым была для него «совершенно романтическим чувством». Он – поэт города, в графике и в станковой живописи, впитавший широкий диапазон традиций и преобразивший их в своем индивидуальном стиле, лирическом и психологическом. Он синтезировал в своем творчестве увлечение прерафаэлитами, мюнхенскую школу, изящество и ретроспективность «Мира Искусства», любовь к русскому лубку, народной игрушке, сатирический журнальный рисунок, японскую гравюру на дереве, мечтательную «музыку» символистов, «величие и гармонию» (по его собственным словам) архитектуры старого Петербурга. В творчество Добужинского вошел и древний Новгород. В этом городе он родился, здесь же родился и как художник, в девятилетнем возрасте нарисовавший свой первый пейзаж. Имя Мстислав дано ему было в честь новгородского князя, жившего в XII в., – св. Мстислава Храброго.
Живя в эмиграции в Прибалтике, Добужинский становится членом парижского Общества русской книги. Участвует в основанном в Париже и сразу ставшем популярным журнале «Сатирикон». На его страницах появляется серия «Старая Москва в рисунках М.В. Добужинского». Наездами он бывает в Париже, а в 1935 г. переезжает в Лондон. Иллюстрировал выходившие за рубежом русские книги. В 1937 г. Зарубежье широко отмечало столетие со дня смерти Пушкина. В эмигрантском «Петрополисе» вышло юбилейное издание «Евгения Онегина» с иллюстрациями Добужинского. В пору Серебряного века он был одним из тех талантливых людей, чье творчество способствовало культурному возрождению в России. Так же и в эмиграции он был в числе тех, кто «помог наладить культурную жизнь Русского Зарубежья, участвуя в его культурных мероприятиях… и продолжил на чужбине традиции своего культурного наследия».
В 1939 г. Добужинский переехал в США. В эмиграции он много работал как театральный художник. Среди его театральных работ – декорации к постановкам «Евгения Онегина» (Дрезден, 1923 г., и в неаполитанском Сан Карло, 1954 г.), «Бориса Годунова» (Нью-Йорк, Филадельфия, Кливленд), «Половецких плясок» (Буэнос-Айрес, 1957 г.), «Пиковой дамы», «Бала-маскарада», «Хованщины». Две оперы и пять балетов с декорациями Добужинского были показаны в нью-йоркской Метрополитен-опере. Декорации и эскизы костюмов сделаны им для балетов, поставленных в Монреале. Живя в Нью-Йорке, а летом в Нью-Джерси у моря или в пригороде Нью-Йорка – на Лонг Айленде (г. Си Клиф), писал пейзажи. Несколько раз устраивал в Нью-Йорке свои выставки. В тот же период начал работать над историей театральной живописи и собрал сведения более чем о 200 русских театральных художниках. Сам Добужинский отдал работе в театре пятьдесят лет своей жизни. Им написаны воспоминания, главы из которых публиковались в эмигрантских изданиях - «Новоселье», «Возрождении», но главным образом в «Новом Журнале», где напечатаны его замечательные очерки «Круг Мира искусства», «О Художественном Театре», «Встречи с писателями и поэтами», «Новгород», «Петербург моего детства», «Деревня», «Историческая выставка портретов» и другие. Им же была нарисована обложка «Нового Журнала», под которой этот ежеквартальник выходит и в настоящее время.
В эмиграции Добужинский воспринимался как художник, вышедший из самой сердцевины Серебряного века, из эпохи, которую он сам ценил исключительно высоко и о которой писал года за полтора до своей смерти: «Время между двумя революциями (1905-1917) представляет небывалый по продуктивности подъем нашей художественной жизни во всех ее областях – в живописи, поэзии, в театре, издательском деле и т.д. Это петербургское Возрождение, начавшееся с «Мира искусства» еще недостаточно оценено исторически, а в общую картину тех лет входит еще огромный мир Москвы, который был охвачен тем же подъемом. В перспективном отдалении кажется, что творчество точно инстинктивно торопилось проявить себя как можно полнее в предчувствии общей катастрофы».
В 1950-е гг. продолжительное время он жил в Европе: во Франции, два года в Италии (Милан, Рим, с наездами на Ривьеру, в Неаполь и во Флоренцию), затем год в Англии. Побывал в Германии (Кельн, Дюссельдорф) и в Копенгагене – «моем издавна любимом городе». В Лондоне в 1955 г. была устроена его персональная выставка, на которой представлены были его эскизы, сделанные им для 24 балетных постановок. Это была его единственная выставка за несколько лет пребывания в Европе в 1950-е гг., и Добужинский с горечью в письме к Сомову говорит о себе как о «забытом художнике». К современному европейскому и американскому искусству 1950-х гг. он относился с недоверием, видя в нем «страшное падение вкуса». В октябре 1957 г. он вернулся в Нью-Йорк с большим количеством рисунков, эскизов и этюдов, выполненных за годы жизни в разных странах Европы, и через месяц после своего возвращения, 20 ноября, скончался в доме младшего сына. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.» Вадим Крейд ©

Работы Мстислава Добужинского хранятся во многих музейных собраниях и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Бахметевском архиве (Колумбийский университет, Нью-Йорк)...
Работы художника неоднократно продавались на ведущих мировых аукционах: Sotheby"s, Christie"s, MacDougall"s...

Мстислав Валерианович Добужинский - своеобразнейший мастер городского пейзажа, поэт Петербурга, блестящий театральный декоратор, строгий изощренный художник книги. Добужинский принадлежал к "Миру искусства". Он считал, что современность бездуховна, уродлива, отравлена торгашеством и лишь художник-творец может вернуть миру утерянную гармонию, лишь он, наследник сокровищ человеческой культуры, должен сберечь красоту, утвердить в искусстве и жизни ее законы.

Отвращение к миру корысти, к миру, лишенному поэзии, заставляло мастеров "Мира искусства" искать мотивы и сюжеты для своих произведений или в прошлом, или в мире образов, навеянных произведениями литературы, воображением. Из всех них Добужинский один наблюдал и претворял явления современности, его художнический взгляд притягивало как раз то, что принес новый век.

Петербург стал главным героем большинства его лучших произведений. Но это не был город величавых и стройных ансамблей, горделивых дворцов, прекрасных набережных, как у Бенуа, Лансере, а город глухих задворков, угрюмых окраин, подозрительных закоулков, как бы подбирающихся к прекрасно задуманному и совершенно изваянному "граду Петра", разъедающих, оскверняющих его. Лишь осколки старого Петербурга - города, соразмерного человеку, уютного, гармоничного, - фрагментами входят в картины Добужинского.

От пейзажей, изображающих конкретные уголки города, художник приходит в конце 1910-х годов к листам отвлеченно символическим: "Город- спрут", "Безмолвие", создает цикл "Городские сны".

Романтическая символика урбанистических видений Добужинского сродни поэзии его современников - Брюсова, Блока. Романтичен и изобразительный язык произведений Добужинского. Прирожденный график, он пользуется острой, иногда гротескной выразительностью линии, мастерски оттачивает деталь. В рисунках, особенно для книг, обращается к филигранному арабеску и изысканному силуэту.

Заветная страница в истории культуры для Добужинского был стиль и уклад России 30-х - 40-х годов 19-го века - России гоголевской поры.

Добужинский увлеченно работал над созданием декораций для спектаклей: "Месяц в деревне" И.Тургенева, "Николай Старыгин" по Достоевскому. Самое лиричное создание Добужинского - "Белые ночи". Духовная жизнь героев Достоевского, да и само их существование в книге Добужинского, кажется порождением призрачно-хрупкого, щемяще-неверного мерцания ночного света, претворяющего чеканную оду дневного державного Петербурга в робкую напевную поэзию чистых душ.

Первые послереволюционные годы Добужинский плодотворно работает в области книжной иллюстрации, оформляет "Свинопас" Андерсона, "Тупейный художник" Лескова, "Скупой рыцарь" Пушкина.

В 1924 году Добужинский уезжает в Литву. Затем долгие годы живет в Европе, Америке. В 1943 году пишет декорации к балету на сюжет Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича и либретто к нему. Создает акварельные листы на тот же сюжет. Герой этих листов - город на Неве, навсегда вошедший в творчество художника.

Умер Добужинский в Нью-Йорке почти восьмидесяти лет.