Роль коммуникации в современном обществе. Курсовик Роль массовых коммуникаций в упорядочении общественных отношений

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3

МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 5
1.1. Коммуникативная природа медиакультуры 5
1.2. Роль СМИ в формировании картины мира 13
ГЛАВА 2. РОЛЬ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ
РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ) 21
2.1. Воздействие интернет-сообществ на социальную реальность 21
2.2. Механизмы онлайн-мобилизации и социальной активности 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена тем, что конец XX начало XXI века характеризуется кардинальными изменениями в бытии человечества, невиданными ранее темпами и масштабами социальной динамики, которые коснулись всех сфер жизнедеятельности человека. Происходят глобальные трансформации, которые вызвали к жизни новые типы общества и новые реалии.
На базе новых информационных технологий в XXI веке стремительно развиваются как традиционные СМИ - печать, радио, телевидение, так и новейшие, связанные с появлением и распространением сети интернет, что привело к созданию единого информационного пространства, особой виртуальной среды, образованной совокупностью информационных потоков.
Современная эпоха характеризуется стремительно возрастающим влиянием средств массовой информации на социально-политические изменения, происходящие в мире. Они моделируют события и явления окружающего мира. Деятельность такого рода связана с активным преобразованием реальности и конструированием новой реальности - медийной.
Целью работы является исследование роли массовых коммуникаций в современном обществе.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- исследовать коммуникативную природу медиакультуры;
- исследовать роль СМИ в формировании картины мира;
- рассмотреть роль медиакоммуникаций в современном российском обществе (на примере Интернет).
Объектом исследования выступают медиакоммуникации.
Теоретико-методологической основой работы послужили труды ученых в области СМИ, массмедиа, публикации в периодической печати.
В процессе проведения исследования были использованы следующие
методы: анализ материалов печатных и электронных изданий; метод анализа сводных данных; сравнительный анализ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ
МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ
ОБЩЕСТВЕ

1.1. Коммуникативная природа медиакультуры

Медиакультура как специфический модус коммуникативной деятельности, отражающий множественность культурных форм, идей и смыслов, а также способов их выражения, рожденных техногенной эпохой, требует философского подхода к пониманию сущности своеобразного способа коммуникативной деятельности, выявления устойчивых связей, характеризующих морфологический аспект развития медиакультуры, и ее динамических форм. Неотвратимая судьба культуры, полагал Э. Кассирер, заключается в том, что все созданное ею в непрерывной прогрессии формообразования и «конструирования» в той же прогрессии отдаляет нас от первозданности жизни. «По сравнению с безграничным богатством и многообразием данной нам в созерцании действительности все языковые символы должны казаться пустыми, абстрактными и неопределенными по сравнению с ее индивидуальной определенностью».
Символическая реальность, создававшаяся в текстах массовой коммуникации начиная с эпохи Первого модерна, формировала в коммуникативном пространстве особую смысловую конструкцию - медиареальность. Эпоха Гутенберга утверждала печатную прессу как значимый коммуникативный медиум. Как часть культуры в более узком смысле медиакультуры, медиареальность имеет двойственную природу, которая обусловлена различными функциями массовой коммуникации и вследствие этого различными тинами референции. Первоначально пресса в большей степени выполняла функцию информирования аудитории, и референтом ее становился тот или иной факт, событие. Основным типом референта выступает философская, нравственная или политическая идея. В связи с этим публика рассматривается как собеседник, единомышленник, способный разделить суждения автора. Если публикация хроники формировала информационную роль газеты в общественной жизни, то литературные и философские журналы создавали коммуникативные принципы взаимодействия, нравственные ценности, которые формировали гражданский климат в обществе.
Знаменательным явлением в развитии культурной традиции периодической печати в XVIII в. становится политическая публицистика, которая развивается в лоне двух Великих революции - в североамериканских колониях Британии и во Франции. Ее семантическая основа - мощные политические коллизии. В. В. Ученова и С. А. Шомова, исследуя проблему полифонии текстов в культуре, высказали мысль о том, что публицистика в это время начинает исполнять роль не только средства общественной саморегуляции, но и формы общественного самопознания.
Политическая периодика XVIII в. создает новый тип референта журналистского текста - политическую идею. Вместе с тем впервые публицистические тексты в близком соседстве с текстами рекламы обретают уровень символических коммуникативных проводников.
Медиареальность «эпохи Гутенберга», создававшаяся в вербальных текстах, с появлением фотографии, кинематографа, телевидения формируется как аудиовизуальная, экранная реальность, опосредующая эмпирический опыт комплексным медиумом синкретической аудиовизуальной образности. Медиация становится более сложной, а коммуникативные медиа более прозрачными.
Интерес к проблеме репрезентации в европейском дискурсе в 1960-1970 гг. обостряется в связи с актуализацией теорий постиндустриального общества, поскольку информации и знаниям, согласно этим взглядам, надлежало играть ведущую роль в общественном развитии, причем социальный контекст эпохи, входящей в свою постиндустриальную стадию, демонстрировал бурный рост электронных технологий и аудиовизуальных средств массовой коммуникации. В связи с новыми подходами к пониманию информации и коммуникации наиболее важными становились вопросы природы информационного обмена, процессы опредмечивания и распредмечивания продуктов образного мышления, специфичность новой социальной реальности, которая возникает в результате опосредования коммуникационных процессов телекоммуникационными технологиями.
В этом новом контексте возникла необходимость переосмысления фундаментальных характеристик в системе взаимоотношений социальной реальности и новых форм медиации. Соотносится ли язык с трансцендентным по отношению к его единицам референтом или только с самим собой, и если допустить априорное существование того, что противоположно языку, то каким образом структуры языка соответствуют структурам реальности и как изменения в реальном мире детерминируют изменение языковых структур? Как происходит и от чего зависит возникновение смыслов в языке изображений? В телевидении, которое для своего диалога с аудиторией использует материал разных знаковых систем, передать сходство с реалиями мира - значит выработать некий язык, который нерасторжимо «склеит» означаемое и означающее.
Чтобы понять специфичность визуальной коммуникации, необходимо проникнуть в сущность измерений пластического образа, понять его функцию медиума в коммуникации. Визуальный образ, которым разговаривали пластические искусства, различным образом отображал мир вследствие специфичности его коммуникативных средств. По сути, речь идет о коммуникации сознаний, проводником которой служит фигуративный, то есть изобразительный, образ. «Фигуративное произведение материализует результаты умозрительной операции, а не непосредственного постижения конкретных моделей. Его целью является не передача фактов или ценностей, существующих независимо от художника, который его создает, и от зрителя, который его интерпретирует. Произведение не воспроизводит, но учреждает». Предложенный Франкастелем тезис: «Отношение объект / изображение приводит нас к образу мысли целой эпохи» - применим не только в отношении эпохи Возрождения, но и в целом к художественному мировоззрению цивилизаций, усложняющих природу коммуникативных медиа.
Когда мы говорим о медиакультуре, вопрос об интерпретации массовым сознанием коммуникативного медиума, посредством которого производится «вторая реальность», не столь однозначен, и вряд ли сегодня мы сможем выявить полюса рецепции, чтобы ответить, насколько общество готово освободиться в отношении медиареальности от метафоры «окна в мир». Это положение относится к любому коммуникативному техническому медиуму.
Техническую воспроизводимость как основу разрушения главного принципа уникальности произведения искусства - принципа «здесь» и «сейчас», положил и основу критики техногенных медиа представитель Франкфуртской школы В. Беньямин. То, что при этом исчезает, философ определил понятием «ауры», которой лишается произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости, что выводит его из сферы традиции. Тиражирование репродукции заменяет уникальное проявление массовым, позволяя репродукции приближаться к воспринимающему ее человеку, где бы он ни находился, и актуализировать репродуцируемый предмет. Оба эти процесса, по В. Беньямину, вызывают «глубокое потрясение традиционных ценностей - потрясение самой традиции, представляющее обратную сторону переживаемого человечеством в настоящее время кризиса и обновления. Они находятся в теснейшей связи с массовыми движениями наших дней». Наибольшее выражение этой тенденции Беньямин усматривал в кинематографе, полагая, что значение этого медиума немыслимо «без этой деструктивной, вызывающей катарсис составляющей: ликвидации традиционной ценности в составе культурного наследия» .
Критика представителями Франкфуртской школы ориентации реальности на массы и масс на реальность приводила их к выводу о том, что влияние этого процесса на мышление и на восприятие в XX веке следует признать безграничным, что получило развитие в классической работе «Диалектика просвещения» Т. Адорно и М. Хоркхаймера. Представленный критический анализ культурной индустрии, главными признаками которого выступают индустриальная стандартизация и серийность, создавал образ тоталитарной системы общества потребления.
Начиная с 1970 г. анализ техногенных коммуникативных пр........

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон РФ «О средствах массовой информацию», ст. 2 «Средства массовой информации. Основные понятия».
2. Антонов К. А. Телевизионные новости в массово-коммуникационном процессе: социологический анализ механизмов социально-политического конструирования: автореф. дисс. ... д-ра. социол. наук. Кемерово, 2009.
3. Балуев Д. Г., Каминченко Д. И. Фактор «новых» средств массовой информации в формировании современного политического индивида // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 1 (09).
4. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. - М.: Медиум, 1996.
5. Богуславская В. В. Моделирование текста: лингвосоцикультурная концепция. Анализ журналистских текстов. - М., 2008.
6. Буданов В. Г. Методология сенергетики в постнеклассической науке и в образовании. - М. : ЛКИ, 2008.
7. Гайтюкевич Н.И. Роль и место СМИ в системе современных массовых коммуникаций // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2 . С. 274-277.
8. Гражданское общество - ресурс развития России. Аналитический доклад Центра политических технологий. М., 2013.
9. Группа «ТОС - Территориальное Общественное Самоуправление» [Электронный ресурс] // Сайт «ВКонтакте». URL: tosinfo.
10. Группа «Федеральный проект «ВСЕ ДОМА». Специалисты ЖКХ» [Электронный ресурс] // Сайт «ВКонтакте». URL: vse_doma_su.
11. Группа «ЖКХ - Портал о городском хозяйстве» [Электронный ресурс] // Сайт «ВКонтакте». URL: jkhportal.
12. Группа «Городское хозяйство и ЖКХ» [Электронный ресурс] // Сайт такте». URL: club71830607.
13. Группа «Наш управдом» [Электронный ресурс] // Сайт «ВКонтакте». URL: club78645562.
14. Добросклонская Т. Г. Медиа лингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиа-речь: учеб. пособие. М. : Флинта: Наука, 2008. 264 с.
15. Ерофеева И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (репрезентация ценностей в журналистике начала XXI в.) : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. СПб, 2010.
16. Кассирер Э. Философия символических форм. - СПб.: Университетская книга, 2001.
17. Касьянов В.В. Формирование массового общества и массовая коммуникация // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2 . С. 55-58.
18. Качкаева А.Г., Кирия И.В. Долгосрочные тенденции развития сектора массовых коммуникаций // Форсайт. 2012. Т. 6. № 4 . С. 6-18.
19. Комаров Е.Н. К вопросу о роли СМИ в формировании медиа-картины мира // Lingua mobilis . 2014. № 3 (49) . С. 122-129.
20. Комаров Е. Н. Коммуникативные аспекты современной лингвистики и методики преподавания иностранных языков: Материалы межрег. науч. конф., г. Волгоград, 8 февраля 2007г. / сост. Н. Л. Шамне и др. Волгоград: Волгоград, науч. изд-во, 2007. С. 132-137.
21. Короченский А. П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. Ростов н/Д: Междунар. ин-т журналистики и филологии. 2002. 272 с.
22. Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб.: Искусство, 2005.
23. Мансурова В. Д. «Медийный» человек как проекция дигитальной онтологии // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. № 2. С. 116-120.
24. Мансурова, В. Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. 237 с.
25. Медицина, образование и ЖКХ в представлении россиян [Электронный ресурс] // Левада-центр. URL: >26. Назарчук А. В. Постиндустриальная цивилизация: технологии, информация, этика. [Электронный ресурс] URL: >27. Общественная палата Российской Федерации. Доклад о состоянии го общества в Российской Федерации за 2013 г. М., 2013. С. 132.
28. Подорога В. А. Событие в системе массмедиа // Современные медиа: теория, история, практика. М. : РГГУ, 2006.
29. Протестные настроения россиян [Электронный ресурс] // Левада-центр. URL: >30. Рогозина И. В. Функции и структура медиа-картины мира // Методология современной психолингвистики: сб. ст. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003.
31. Социальные сети в России: исследование Mail.Ru Group [Электронный ресурс]// Сайт Mail.Ru Group. URL: >32. Тавокин Е.П. Массовая коммуникация в современном мире // Вестник Российской академии наук. 2011. Т. 81. № 11 . С. 986-993.
33. Тоффлер Э. Шок будущего. - М.: Издательство ACT, 2001.
34. Устинович Е.С. Политика государства в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 15 . С. 33-36.
35. Ученова В. В. Полифония текстов в культуре / В. В. Ученова, С. А. Шомова. - М., 2010.
36. «ФОМнибус» - опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 30 июня 2013.43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6 %. По заказу ИнФОМ. М., 2013.
37. Франкастель П. Фигура и место: Визуальный порядок в эпоху Кватроченто. - СПб.: Наука, 2005.
38. Хлопков К. А. Влияние СМИ на массовое сознание // Материалы XXXVIII научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ за 2008г. Т. 2. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. 208с.
39. Центр Изучения Интернета и Общества, РЭШ. Исследование онлайн-лидерства в социальных сетях. М., 2013-2014.
40. TXS Web Index: Аудитория интернет-проектов. Результаты исследования: Август 2014 г Россия 0+ [Электронный ресурс] // Сайт TNS-Global. URL: >41. Synovate Comcon. Данные регулярного исследования «Российский Индекс Целевых Групп».
42. BrandAnalytics & PalitrumLab. Оперативная социология: исследования (в) социальных медиа. Факты и прогнозы. М., 2014.

1 слайд

2 слайд

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА Целью курса является: Обучение студентов теории и практики использования институтов массовой коммуникации в PR. Задачи курса: Представить концептуальные подходы, описывающие медиапространство современного общества, его структуру и тенденции развития; Рассмотреть правовые, технологические, экономические и психологические аспекты функционирования институтов массовой коммуникации; Раскрыть технологию функционирования институтов массовой коммуникации как средств PR. Сформировать социологический инстументарий исследования мааосвой коммуникации в PR деятельности *

4 слайд

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ Медиа. Введение./Под ред. А.Бриггза, П.Кобли; пер. с англ. М.; 2005. Черных А. Мир современных медиа. М., 2007. Фомичева И.Д. Социология СМИ. М., 2007. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М. 2003. *

5 слайд

6 слайд

7 слайд

КОММУНИКАЦИЯ Передача информации (идей, образов, установок, оценок) от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой; Канал, соединяющий участников обмена информацией; Взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается; Процесс передачи и приема информации. *

8 слайд

ПИРАМИДА КОММУНИКАЦИИ * Социэтальный уровень (массовая коммуникация) Институциональный / организационный (политическая система или бизнес-организации) Межгрупповой или ассоциативный (локальные сообщества) Внутригрупповой (семья) Межличностный (диады, пары) Внутриличностный (информационный процесс)

9 слайд

ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ: МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (взаимодействие двух и более индивидов, полностью детерминированное их межличностными связями и индивидуальными характеристиками и независимое от групп принадлежности) МЕЖГРУППОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (взаимодействие людей, полностью детерминированное их принадлежностью к различным группам и независимое от их межиндивидуальных связей и личностных характеристик) МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (возникает на определенном этапе развития общества и определяется как процесс массового производства и массового распространения информации через технические средства – печать, радио, телевидение, звукозапись, видеозапись и пр.) *

10 слайд

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Осуществление коммуникативных процессов с помощью технических средств Принципиальной доступностью информации всем желающим Массовой рассредоточенной аудиторией *

11 слайд

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ «Массовая коммуникация - систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей»; «Массовая коммуникация представляет собой институциализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации». Философский энциклопедический словарь. М. 1989.С.344. Thompson J.B. Ideology and Modern Culture. Oxford: Polity Press. 1990. P. 219. *

12 слайд

ТЕХНОЛОГИЯ СМИ 1446 НАЧАЛО ВСЕГО: Иоганн Гутенберг в Страсбурге изобрел печатный станок, который позволял массово производить печатные материалы. 1455 КНИГА Иоганн Гутенберг напечатал 42-строчную Библию, которая стала первой напечатанной книгой. 1690 ГАЗЕТА Бен Харрис напечатал Publick. Первая газета в английских колониях. 1741 ЖУРНАЛ Эндрю Брадфорд (Andrew Bradford) напечатал American Magazine, и Бенджамин Фрэнклин (Benjamin Franklin) напечатал General Magazine, первые журналы в английских колониях. 1877 ЗВУКОЗАПИСЬ Томас Эдисон изобрел фонограф, который мог записать и воспроизвести звук. 1888 КИНО Томас Эдисон и Уильям Диксон изобрели два приспособления - «кинетограф» («записывающий движение», снимающее устройство) и «кинетоскоп» («показывающее движение») 1895 РАДИО Гульельмо Маркони передал первое сообщение по радио волнам. 1927 ТЕЛЕВИДЕНИЕ Фойло Фарнсуорт изобрел передающую электронно-лучевую труюку «анализатор изображения», которую он присоединил к уже существующему приемному устройству. 1969 ИНТЕРНЕТ Американский департамент обороны установил компьютерную сеть, которая стала Интернетом. *

13 слайд

СМИ И PR Связи с общественностью можно рассматривать как целенаправленную коммуникационную деятельность организации на установление позитивных отношений с общественностью. Основным инструментом создания позитивного образа в глазах общественности выступает контроль и управление информацией исходящей во внешнюю среду. СМИ в силу своей распространенности и потенциальной возможности охватить большие группы людей являются наиболее эффективным каналом трансляции такой информации. СМИ обеспечивает широту и постоянство контактов социального субъекта и общественности. Поэтому образ, который транслируется СМИ – это и есть тот образ, который складывается в глазах общественности. *

14 слайд

МЕДИА РИЛЕЙШНЗ Медиа-рилейшнз – работа со средствами СМИ, которая направлена на формирование позитивного образа организации. Он в себя включает: производство и размещение в СМИ публикаций познавательно-событийного характера; пресс-поддержка различных акций и кампаний; организация пресс-туров; создание информационных поводов с целью привлечения внимания средств информации *

15 слайд

16 слайд

ФАКТОРЫ РОСТА ЗНАЧИМОСТИ СМИ МОЩНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС – основное средство передачи и источник информации для работы множества социальных институтов; ПРОСТРАНСТВО (или арену), где разыгрывается множество общественных национальных и международных событий; ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК определений и отображения социальной реальности; а также пространство изменения и конструирования культуры и ценностей общества, различных социальных групп; Основной ключ к СЛАВЕ и престижному статусу, а также к эффективному представлению на публичной арене; Источник системы общественного порядка, которая обеспечивает критерии того, что НОРМАЛЬНО с публичной точки зрения. Медиа представляют центр деятельности в свободное временя, соответственно, являются средством РАЗВЛЕЧЕНИЙ. Медиа – огромная и развивающаяся ИНДУСТРИЯ, обеспечивающая занятость и множество потенциальных экономических выгод. *

17 слайд

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ, ПЕРЕДАЧИ, ХРАНЕНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ Создание живого разговорного языка Изобретение письменности Книгопечатание Изобретение телекоммуникационных систем, работающих на основе электрических технологий (телеграф, телефон, радио, телевидение) Появление быстродействующей вычислительной техники и коммуникационных сетей (Интернет) *

18 слайд

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО Информационное общество – это общество в основе которого лежат знания. Уровень развития стран определяется уровнем образования населения. Быстрое развитие современной экономики требует динамизма рабочей силы. *

19 слайд

ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Глобализация – сокращение расстояний, быстрый обмен информацией Дигитализация – отцифровка информации Конвергенция – совмещение всех видов информации в электронной среде. *

20 слайд

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ Изменяются базовые парадигмы восприятия мира. Основные процессы, которые оказывают влияние на это: Преобладание перманентных изменений над состоянием стабильности Индивидуализация единого исторического времени Своего рода сокращение географических пространств Глобализация содержания медиа *

21 слайд

СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ «В ЦИФРЕ» Газеты набираются на компьютере, и в Интернете доступны их электронные версии. Цифровое радио позволяет увеличить количество частот, и его можно слушать через компьютер, подключившись к Интернету. Телевидение также становится цифровым. Процесс дигитализации становится очень важным моментом, который упрощает и облегчает доступ ко всем традиционным СМИ, в чем-то унифицирует, объединяет все СМИ. *

В исходном своем значении термин коммуникация релевантен таким более общим категориям как движение, взаимодействие, связь и обозначает те процессы в природе и обществе, которые связаны с обеспечением совместного и зависимого в каком-либо смысле друг от друга существования двух и более объектов особого рода.

Сущность коммуникации составляет движение определенных субстанций, обеспечивающее совместное взаимосвязанное существование двух и более объектов.

В качестве идеальной коммуникационной субстанции выступает информация, имеющая смысл для субъектов коммуникационного взаимодействия.

Коммуникация - это эффективное синхронное и диахронное взаимодействие субъектов из мира живой природы, способных к автономному поведению, сущность которого составляет движение от одного субъекта (источника) к другому (получателю) информации, имеющей смысл для обоих субъектов (коммуникационной субстанции или сообщения в идеальной или идеально-материальной форме).Узкое понимание коммуникации эквивалентно понятию "социальная коммуникация", или "социокоммуникация". Социальное взаимодействие в широком смысле - это любое взаимодействие, в котором участвуют люди и их общности.

Общественная коммуникация играет важную роль в функционировании общественной структуры. Современное гражданское общество базируется на принципах представительной демократии, верховенстве закона и свободной рыночной экономики. На этой основе возникает множество свободных ассоциативных связей между индивидуумами, которые приводят к формированию устойчивых общественных групп - от клубов по интересам до политических партий. Взаимодействие таких групп регулируется сложной структурой интересов, групповых норм и конфликтов и проявляет себя в различных формах общественной коммуникации.

Еще один важный аспект, отражающийся в специфике форм, типов и форматов, заключается в том, что общественная коммуникация высокотехнологична и информационно насыщенна. Информация и новые знания все больше становятся в общественном сознании главной ценностью.

Невозможно переоценить роль успешной коммуникации в развитии гражданского общества. "Можно выделить следующие аспекты и сферы общественно значимой коммуникации: роль коммуникативных стратегий в решении общественных конфликтов; коммуникативные механизмы формирования позитивных установок в общественном мнении; успешная публичная коммуникация общественно значимых фигур (политики, общественные деятели); этика в общественной коммуникации; изменение речевых моделей поведения; роль связей с обществом/общественностью в формировании гражданской ответственности корпоративного мира; роль средств массовой информации".

Неизбежность и позитивная роль конфликта как результата существования групповых интересов ставит вопрос о наиболее эффективных путях управления конфликтами. Как показывает опыт, конфликт становится конструктивным, допускающим позитивное разрешение, только если сторонами используются успешные коммуникативные стратегии: активное обсуждение, а не избегание проблемы; попытки понять точку зрения другого, а не перекладывание вины; создание условий для свободного обмена мнениями, а не замалчивание; фокусирование на конкретных проблемах, а не расширение конфликта; соблюдение норм поведения, а не пренебрежение критериями морального поведения.

Общественное мнение в гражданском обществе является важным фактором развития, потому что, в конечном счете, именно в нем закрепляется идея легитимности (или нелегитимности) власти. Общественное мнение есть результирующая не только данной общественной структуры, но и исторического и культурного опыта данного социума. Возможности влияния на общественное мнение в значительной степени ограничены культурными стереотипами, а в периоды ускоренного общественного развития направлением его вектора. Но помимо культурных факторов возникновение, закрепление и исчезновение тех или иных идей в общественном мнении зависит и от способов протекания коммуникации, от метафор, существующих в общественном сознании, от того, насколько адекватно политический и другой общественно значимый дискурс отражает потребности общества.

Все, что связано с публичным дискурсом общественно значимых фигур, приобретает особый вес в периоды, когда в обществе отсутствует устойчивая идеологическая система, или, используя другую терминологию, устойчивый положительный национальный имидж. Он может быть разрушен, быть в процессе формирования, или сосуществования с альтернативными системами взглядов общества на самое себя. "В современном динамичном, полиэтничном и мультикультурном российском обществе сложилась именно такая ситуация. Это означает, что особую роль приобретают этические вопросы, языковые и культурные аспекты публичной коммуникации".

В высокотехнологичном глобальном мире общественная коммуникация приобретает еще одну важную составляющую, а именно - профессиональную коммуникацию. Под профессиональной коммуникацией понимается специфика коммуникационных навыков, определяемых профессиями, чьим существенным компонентом является обязанность вступать в коммуникацию. К таким профессиям относятся преподавание, политическая деятельность, управление, социальная работа, медицина, государственная служба. Для каждой из этих профессий можно говорить об определенной сумме знаний и навыков, необходимых для осуществления успешной профессиональной коммуникации и, соответственно, успешной профессиональной деятельности.

Массовая коммуникация — систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и другие каналы передачи информации) среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, политического, экономического, психологического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Массовая коммуникация носит публичный характер и выполняет функцию массовизации — сплочения аудитории вокруг общих идей, политических взглядов, ценностей, моделей потребления.

Объектом воздействия массовой коммуникации является человек (аудитория). Аудитория как потребитель информации является не просто объектом воздействия, но и участником коммуникации. Специалисты подразделяют аудиторию на потребительскую, духовную, профессиональную, половозрелую.

Роль массовых коммуникаций в современном обществе

Взаимодействие людей на основе массовых коммуникаций обеспечивает социальные действия. Производная от социальных действий — социальная зависимость. Это социальное отношение, при котором некая социальная система не может совершить необходимые для неё социальные действия, если другая социальная система не совершит своих действий.

Массовые коммуникации есть информационный обмен . Массовые коммуникации, их продукция в виде знаний, сообщений, мифов, имиджей реализуют отношения зависимости. Массовые коммуникации обеспечивают масс и становятся движущей силой общественного прогресса на основе влияния на спрос и предложение .

Взаимодействие людей на основе массовых коммуникаций обеспечивает политическую, экономическую, конкурентную борьбу. Современное общество динамично по своей природе в силу взаимодействия и противоречивости различных и классов. Сами противоречия разного уровня выражают . Посредством обмена информацией, влияния на общественное сознание и настроение массовые коммуникации способствуют разрешению, преобразованию конфликта .

Взаимодействие людей на основе массовых коммуникаций обеспечивает развитие личности . Массовые коммуникации играют важнейшую роль в формировании личности в той ее части, что связана с влиянием . Массовые коммуникации не заменяют межличностное влияние, — они доводят до личности социокультурные образцы, личностные образцы посредством образования, религии, пропаганды, рекламы и массовой культуры.

Благодаря массовым коммуникациям общество и государство решают задачи социального взаимодействия, социального контроля, формирования личности, снятия психологического напряжения у людей, влияния на общественное сознание и настроение.