Самый массовый трамвай в мире. Удивительные воздушные трамваи мира (23 фото)

Едем в трамвае по миру June 10th, 2013

Иркутская область, г. Усть–Илимск

История трамвая в США очень драматична и показательна, каждый, узнав её, сделает собственные выводы. Попробую собрать все факты и слухи воедино.

Старейшая из ныне действующих в США трамвайных систем была открыла в Новом Орлеане (New Orleans street car) в 1835 году.


Трамвай в Новом Орлеане, 1907 год


Трамвай в Новом Орлеане, 1921 год

А наиболее старая система в стране вообще (конная) была построена ещё в 1828 году в Балтиморе.

За 19-й век были открыты множество трамвайных систем в городах Североамериканских Соединённых Штатов. Наиболее крупные из них: Филадельфия (1859), Сан-Франциско (1878), Бостон и Питтсбург (1897).


Трамвай в Филадельфии, начало 20-го века

В США (как и в Российской Империи) все трамвайные компании были частными или являлись подразделениями железнодорожных компаний. Вот, например, акция филадельфийской трамвайной компании (выпуск 1923 года):

Трамвай в Америке становился всё более и более востребованным видом транспорта. Однако в 1907 году произошло событие, которое особым образом повлияло на стиль жизни всех американцев, и стало первым шагом к упадку американского трамвая и больших городов в целом: была создана корпорация «General Motors».


Трамвай в Кливленде

К 1921 году 90% всех поездок в США совершались на рельсовом транспорте, а 10% уже имели свой автомобиль. Отрасль была процветающей: в США было около 1200 отдельных электрических городских и пригородных трамвайных систем. По словам Бенфорда Снелла из статьи «Заговор против трамвая» , в отрасли работали 300 тысяч человек, а общая длина всех путей составляла 44 тысячи миль. В год трамвай перевозил 15 миллиардов пассажиров, а доход перевозчиков составлял 1 миллион долларов в ценах 1920 года. «Практически в каждом городе США с населением более 2500 человек была своя собственная система электрических дорог».

Именно в этом году история электрического трамвая и история компании «General Motors» стала общей: в компанию пришёл и получил пост вице-президента Альфред Слоун. Он родился в городке Нью-Хевен в Коннектикуте в 1875 году, окончил знаменитый Массачусетский технологический институт (MIT). Свой высокий пост получил после того, как в 1921 году GM понесла существенные убытки: 65 миллионов долларов. Альфред Слоун выдвинул «гениальную» теорию о том, что все, кто желал приобрести личный автомобиль, уже сделал это, и по этой причине развитие рынка стало невозможным.


Альфред Слоун. Фото 1937 года

Стратегия Слоуна, которую оценило высшее руководство, была до гениальности простой: нужно уничтожить главную помеху для развития авторынка – электрический трамвай. Именно эта стратегия и сделала его сначала вице-президентом, а потом и президентом корпорации. Согласно собственным документам GM, в 1922 году было создано подразделение, одной из целей которого стала замена трамваев на автомобили, автобусы и грузовики.

Сделано всё было тоже довольно просто и эффективно: городские трамваи управлялись компаниями, в ведении которых находились и железнодорожные перевозки. Первыми «жертвами» стали компании «Southern Pacific» – владелец «Лос-анджелесской Тихоокеанской электрической линии» – самого большой в мире междугородней сети общей протяженностью в 1500 миль; «New York Central» – владелец «Железных дорог штата Нью-Йорк» – 600 миль городских и междугородних линий в северной части Нью-Йорка; и «New Heaven» – владелец 1500 миль контактной сети в Нью-Йорке, Коннектикуте, на Род-Айленде и в Массачусетсе; а также другие компании. Всем им поставили ультиматум: либо заказы на доходные перевозки по железной дороге автомобилей будут отданы конкурентам, либо эти компании заменят свои трамваи на автобусы. Поскольку без таких заказов перевозчики не смогли бы конкурировать с другими компаниями, они соглашались.

Так же поступали и с банками, которые финансировали трамвайные компании. «Согласно документам американского Министерства юстиции, официальные лица GM посещали банки, в которых брали кредиты трамвайные компании, в городах Филадельфия, Даллас, Канзас и других, и, предлагая банкам увеличить свои вклады на миллионы долларов, убеждали заменить трамваи автомобилями.»

Когда эти меры не помогали, GM просто создавали холдинги, которые скупали трамвайные компании и закрывали их: так произошло в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго, Филадельфии, Балтиморе, Вашингтоне, Сент-Луисе, Солт-Лейк-Сити, Сакраменто, Сан-Диего и Окленде.


Трамваи под утилизацию на острове Терминал, калифорния, 1956 год

Посредством служащих компаний «Greyhound» и «National City «General Motors» смогла купить и демонтировать стоившую 50 миллионов долларов линию «North Shore» – самую быструю трамвайную линию в мире, связывавшую прибрежные города Висконсина и северные пригороды Чикаго с деловым центром. Действуя руками шайки отъявленных бандитов, «General Motors» смогла купить и сдать на слом трамваи, обслуживавшие линию «Миннеаполис – Сент-пол».


Расписание North Shore Line, 1940-е годы

«General Motors» признала в документах для суда, что к середине 50-х годов ее агенты захватили более 1000 трамвайных сетей и перевели на автобусную тягу 90 процентов из них – более 900 сетей.

Помните фильм «Кто подставил кролика Роджера»? Пересмотрите на досуге, многое становится понятнее.


Кадр из фильма «Кто подставил кролика Роджера», Touchstone Pictures, 1988

Удачные действия Альфреда Слоуна сделали его героем, он даже появился на обложке журнала «Time» в 1926 году:

Основатель «Ассоциации работников электрического транспорта» Э. Дж. Квинби также все прекрасно знал. «General Motors», - писал он в подробном 25-страничном письме министру юстиции США, - объединилась с компаниями «Standard Oil of California» («Shevron»), «Philips Petroleum» и «Firestone», чтобы создать «Национальные линии» как часть «организованной кампании с целью лишить американское общество его превосходной системы электротранспорта...» – продолжает рассказ Бредфорд Снелл.

За заговор с целью покупки только автобусов компании «General Motors», компания была оштрафована на $5000, а каждый руководитель - на $1.

В статье «От хомута до автомобиля» в «Независимой Газете» от 2006 года говорится следующее: «С 1945 по 1954 год 9 млн людей переехали жить в пригороды. Всего с 1950 по 1976 год число американцев, живущих в больших городах, выросло на 10 млн, а в пригородах - на 85 млн. К 1976 году в пригородах жило больше американцев, чем в больших городах или в сельской местности».

На 2005 год средний американец проезжает в день на автомобиле почти вдвое большее расстояние, чем в 1982 году.

Безраздельная власть автомобильных, нефтяных и шинных гигантов продолжалась почти до конца 20-го века. В середине 20-го века были открыты только две линии Кливлендского метрополитена, трамвайная линия в Бостоне (1929) и скоростной трамвай Нью-Арка (1935). Следующая – скоростной трамвай Сан-Франциско (Muni Metro) был открыт только в 1980 году.

Скоростной трамвай Muni Metro Сан-Франциско

В последние десятилетия в городах стали появляться не только метро, лёгкое метро и ЛРТ, но и трамвай в самом привычном нам значении. Например, в столице США Вашингтоне трамвай работал с 1862 до 1962-го года, когда был заменён автобусом. В 2014 году трамвай (DC Streetcar) в столице снова откроется. Интересно, что строят и поставляют вагоны для системы чехи – по линиям будут курсировать вагоны Skoda – насколько трамвайное производство в США отстало из-за забвения в 20-м веке.

Одним из людей, который смог переломить общественное мнение и позицию государства в области общественного транспорта, является профессор пенсильванского университета Вукан Вучик, о котором я неоднократно рассказывал в своих публикациях. Я постараюсь в скором времени встретиться с ним чтобы обсудить проблемы саратовского общественного транспорта и узнать его мнение о реконструкции улицы Кутякова, планах по сносу трамвая в Мирном переулке и саботажу строительства скоростного трамвая в Саратове со стороны городской администрации Саратова.

С 2000 года в США открыто несколько транспортных систем (восстановленных и новых): и исторических, и самых современных. К ним относятся скоростной трамвай в штате Нью-Джерси (2000), Портлендский трамвай (2001), исторический трамвай Тампы (2002) и Сан-Педро (2003), скоростной трамвай в Такоме (2003), линия «Гайавата» в Миннеаполисе, линия «Речная» в Нью-Джерси, Хьюстонский скоростной трамвай (2004), скоростной трамвай Сиэтла и города Шарлот (2007), трамвайная система Спринтер в Калифорнии и скоростной трамвай Финикса (2008), центральная линия в Сиэтле (2009) и скоростной трамвай Норфолка (2011).


Пробный пуск трамвая в Вашингтоне

Скоростной трамвай в Миннеаполисе

Скоростной трамвай Сиэттла


Шарлоттский скоростной трамвай

Новый Орлеан

в джерси-сити трамваи есть...

Единственную в Рио трамвайную линию проложили еще в 1875 году. С тех пор, самым значимым новшеством стала замена конной тяги на электрическую в 1896 году. В остальном, трамвай, называемый местными жителями "Бондинье" или "Бондиньо", остался практически таким же, как и сто лет назад.

По маршруту ходят американские вагоны образца начала прошлого века.

Кабина Бондиньо.

Бондиньо отправляется от станции метро "Кариока" и следует в район Санта-Тереза.

Проезд стоит совсем не дорого - 0,6 реала (около 10 руб.)

Путь проходит по акведуку Аркос-до-Лапа, ктороый до конца 19 века снабжал весь Рио-де-Жанейро водой с окрестных гор.
Бондиньо прибывает на конечную остановку в Санта-Терезе.

Бондиньо сворачивает направо, чтобы развернуться и направиться в обратный путь.

Кто не успеет на этот трамвай, будет ждать следующего, минут 15-20.

Движение Бондиньо сопровождается громким лязгом и скрежетом.

Кроме того, вагоновожатый часто использует звонок, чтобы разгонять остановившиеся на путях автомобили.

Трамвай уехал, и на улицах Санта-Терезы снова восстановилась тишина.

В каждом камне чувствуется дух колониального прошлого.
На утопающих в зелени улицах в поисках вдохновения проводит время местная богема.

Возможно, под этими обшарпанными стенами, сейчас рождаются замыслы новых картин, строки поэм или главы повестей.

Атмосфера Санта-Терезы больше располагает к творчеству, нежели к какой-либо другой работе.
Но иногда все-же приходится отвлечься от пера или мольберта.

Заслышав стук колес, жители Санта-Терезы спешат к остановке, чтобы через считанные минуты попасть в другой Рио - с небоскребами, оживленным движением, магазинами и множеством людей на улицах.
Вот-вот из-за угла появится неподвластный времени трамвай Бондиньо.

Воздушные трамваи – удивительное изобретение человечества. Они позволяют нам парить над землей, не будучи в салоне самолета. Однако далеко не каждый любит путешествовать таким видом транспорта. Возможно, ваше мнение о воздушных дорогах изменится после того, как вы узнаете некоторые интересные факты о них.

Самая высокая трамвайная дорога

Начнем с самой высокой трамвайной дороги. Для этого мы должны отправиться в Венесуэлу на Канатную дорогу Мериды (Cableway of Merida). Это система из четырех воздушных трамвайных путей, которые соединяют город Мерида с Тип Миррор (Tip Mirror). Длина самих пролетов дороги составляет от 1640 метров до 4765 метров, что делает ее и высокой и самой длинной туристической воздушной трамвайной дорогой в мире. Вид из кабины почти такой же, как из салона самолета.


Фото: Flickr

Странно, как большинство людей не против того, чтобы быть посаженными в то, что, согласно физике, не сильно отличается от управляемой катапульты - пассажирский самолет. Тем не менее, большой процент тех, кто беспечно устремляется к солнцу на Боинге 747, даже шагу не ступят на борт воздушного трамвая, подвешенного на высоте всего несколько сотен метров над землей, опасаясь за свою жизнь. Однако, хотя авиация намного безопаснее многих других видов транспорта, быть пассажиром в воздушном трамвае, в свою очередь, более безопасно, чем лететь в самолете.

Самый низкий трамвайный путь


Фото: Flickr

С другой стороны, самой низкой трамвайной дорогой такого типа является трамвайная система Масада (Masada system) в Израиле. Станция наверху расположена всего на тридцать три метра выше уровня моря. Трамвайная система состоит из одного поддерживающего столба и кабины. Длина дороги 900 метров и ее высота в 290 метров кажутся вполне достаточными, что отпугнуть многих.


Фото: Flickr


Фото: Flickr

Тем не менее, путешествие пешком может быть сложным и опасным, а то, что находится наверху, стоит того, чтобы «рискнуть» и прокатиться на воздушном трамвае. В 72 году нашей здесь находилось место осады - почти тысяча евреев восстали против могущества Рима. Когда осада была окончательно повержена, выдержавшие осаду евреи покончили жизнь самоубийством, но не сдались. Поскольку в иудаизме осуждаются суициды, многие из них вынуждены были убивать друг друга.

Самый высокий опорный столб


Фото: Flickr

Британцы и американцы называют такие воздушные системы по-разному. Кроме того, многие путешественники, особенно те, кто предпочитает кататься на лыжах, также знают французское и немецкое слова, обозначающие воздушные трамваи: téléphérique и Seilbahn.


Фото: Flickr


Фото: Flickr

Вне зависимости от того, как вы называете эту транспортную систему, опоры, которые ее поддерживают, жизненно важны. Самый высокий опорный столб можно найти, оценивая дорогу Kitzsteinhorn в Австрии. Установленный в 1966 году, он поднимается на невероятную высоту в сто тринадцать (шесть пунктов) метров, хотя первоначально был на десять метров ниже (его дважды увеличивали). Бетонный блок, на котором он стоит, достигает в ширину 17 метров.

Трамвайная линия как массовый транспорт


Фото: Flickr

Хотя количество людей, которые используют воздушные трамваи будучи туристами, огромно, оценка общего количества людей, пользующихся ими, должна учитывать их процент в числе всего массового пассажирского транзита. Кто-то может связывать популярность транспорта с его скоростью, а не с медленной грацией воздушного трамвая.


Фото: Flickr


Фото: Flickr

Однако, пересекающий Ист-Ривер (East River) в Нью-Йорке, трамвайный путь Roosevelt Island Tramway соединяет последний с Манхэттеном. Он начал работать в 1976 году и с тех пор перевез почти тридцать миллионов человек. До недавнего времени, пока не была введена транспортная система Portland system, это была единственная массовая транспортная трамвайная линия в США. И да, вы видели ее в фильме «Человек-паук».

Самая длинная трамвайная дорога


Фото: Flickr

Если вам не нравится идея путешествовать на воздушном трамвае, то эта линия может стать отличным способом обойти пик Сандиа (Sandia) в Нью-Мексико, США. Это самая длинная пассажирская воздушная трамвайная линия в мире. Ее пролет составляет 4467 метров и, следовательно, она не подойдет тем, кто плохо чувствует себя в воздухе. Начинается линия на краю Альбукерке (Albuquerque), и уже через пятнадцать минут вы достигаете пика Сандийских гор (Sandia Mountains).


Фото: Flickr


Фото: Flickr

Те, кто администрирует работу трамвая, называют поездку на нем «полетом» и каждые четыре часа покидают станцию, совершая поездку на вершине кабины. Линия возвратная, поэтому, когда один трамвай идет вверх, другой спускается.

Двухэтажный трамвай


Фото: Wikimedia


Фото: Flickr

Если вы хотите прокатиться в двухэтажном трамвае, то Лондон - не единственный город, где это можно сделать! Такая трамвайная линия есть на третьей по величине горе в Японии – Хотака (Hotaka). Канатная Shinhotoaka Ropeway Number Two открывает захватывающий вид на . В двухэтажном трамвае могут разместиться аж 90 человек, а длится поездка около семи минут. Для многих, конечно, шесть минут и пятьдесят девять секунд покажутся слишком долгими потому, что трамвай за это время поднимается на восемьсот сорок метров, а пролет дороги составляет 2,6 километра.


Фото: Flickr

На вершине


Фото: Flickr

Одну из старейших воздушных транспортных систем можно найти в Южной Африке и, возможно, это самый старый воздушный трамвай, использовавшийся для нужд одной семьи. Система Table Mountain открылась в 1929 году, и тогда в нее входила одноканатная дорога, которая перевозила двадцать пять пассажиров, а затем в 1993 году она была продана сыном одного из основателей. Сегодня одной из проблем этой воздушной дороги является ветер. Кабины могут качаться на легком ветру, поэтому во время путешествия кажется, что трамвай движется очень медленно.


Фото: Flickr


Фото: Flickr

К счастью, сейчас дорога работает на двух тросах, которые делают ее намного более стабильной, и теперь она также может перевозить шестьдесят пять человек. Обновили дорогу в 1997 году, и теперь гораздо меньше людей выходят из кабины на вершину горы с зеленым цветом лица.

Самая быстрая воздушная трамвайная дорога


Фото: Flickr

В настоящее время самым быстрым воздушным трамваем в мире является Genting Skyway в Малайзии. Гетинг - известный горный курорт, а трамвайная линия - самая длинная воздушная дорога в Юго-Восточной Азии. Это одно из самых популярных туристических направлений и в то же время оно очень необычное. Кроме того, что в Гетинге существует уникальная экосистема тропического леса, здесь также находится единственное легальное наземное казино в Малайзии.


Фото: Wikimedia

Таким образом, туристы, посещающих это место и катающиеся на этой дороге, представляют собой весьма странную разношерстную компанию. А вот найти информацию о фактической скорости этой трамвайной системы довольно сложно, хотя ее регулярно преподносят как самую быструю.


Фото: Wikimedia

Некоторые люди не знают, или не хотят верить, что трамвай - лучший в мире вид общественного транспорта. "Трамваи шумные, медленные, и не умеют объезжать заторы!" говорят они. Таким людям можно привести кучу доводов про то, что современные трамвайные системы решили все эти проблемы, рассказать про преимущества современного рельсового транспорта, о том, что трамвай милый и красивый. А можно просто показать им трамвай в испанском городе Бильбао, и тогда все их сомнения сразу исчезнут.

Я много разных трамваев видел в мире, но такого прекрасного не видел нигде!

Трамвай в Бильбао запустили в 2002 году, как альтернативу городскому метро. Власти хотели дать возможность туристам смотреть на город из окна, пока они добираются между самыми известными достопримечательностями. Но и местные жители любят свой трамвай, и часто предпочитают пользоваться именно им, чтоб ездить из одной части города в другую. Ну а как можно его не любить?!

Сейчас работает одна ветка, состоящая из 12 остановок. Планируется расширение системы - линию продолжают, уже строят две дополнительные остановки.

Проезд стоит €1.15, что совсем недорого по европейским меркам.

Но это сухие факты, которые никак не отражают всей прелести трамвая Бильбао! Его главаное достоинство в том, по чему он ходит.

Видете? Это поляна с зеленейшей мягкой травой и ромашками. Не в каждом парке найдёшь такую красоту.

А в Бильбао по этой красоте ходит трамвай, и при этом не мнёт ни травинки!

Это одно из главных достоинств правильно сделанной трамвайной системы - возможность проложить рельсы по зелёным зонам, прямо по травке! Посмотрите как красиво!

Зелёный трамвайчик очень гармонично вписывается в эту зелёную среду. Эти краски радуют глаз. Рельсы извиваются вдоль ряда красивых деревьев. В Бильбао используется узко-колейная система, ширина колеи здесь 1000мм.

Рельсы проходят вдоль реки. Зелёная полоса по которой они идут дополняет прекрасную общественную зону набережной. Здесь удобные скамеечки, тенистые деревья, газон с ромашками и трамваем, велодорожка, тротуар, и лишь потом - запаркованные машины и проезжая часть.

Да, трамвай расположен ближе к воде, чем велодорожка! Правильно, пусть пассажиры трамвайчика смотрят в окно, и любуются водой.

Платформы защищены от дождя и солнца навесом. Здесь стоят автоматы по продаже билетов, и мониторы, показывающие, как долго ждать следующего трамвая. Платформы невысокие, чтоб легче было заехать с коляской или на инвалидном кресле (разумеется они оборудованы пандусами.)

Трамваи ходят довольно часто, каждые минут пять. У многих местных жителей есть проездные, другие прямо на месте покупают билеты.

Вагоны трамваев низкополые, с невысокой платформы коляска без труда закатывается внутрь. Одно из главных преимуществ рельсового транспорта, возможность всегда точно подойти вплотную к платформе без излишних манёвров.

А вот как выглядит салон изнутри. (Советую смотреть это видео без звука, там один шум, и ничего полезного.)

Трамваи ходят очень тихо, не гремят, как московский трамвай моего детства. Никакой другой вид транспорта не может так аккуратно скользить поверх поляны с ромашками, не принося им никакого вреда. Это и есть его главное достоинство! А так как другого транспорта здесь не ходит, ничего не надо и объезжать.

Для перехода через рельсы сделана специальная дорожка, вымощенная плиткой. Чуть дальше виднеется следующая - между ними несколько десятков метров.

Там где нет места сделать отдельную зелёную зону, трамвай получает выделенную полосу, например как на этом мосту через реку Нервьон, где проезжая часть асфальтирована, а трамвайные рельсы решили проложить по красивой брусчатке.

Трамвай проходит и по берегу Нервьона со стороны старого города, где его современные вагоны отлично смотрится на фоне красивых старых зданий. Часы работы трамвая - с 6 утра до 11:30 вечера.

Все составы состоят из трёх секций, 25 метров в длинну. Вместительность трамвая - 192 места, из них 50 сидячих. Эти вагоны производятся фирмой CAF, которая находится прямо тут в Стране Басков.

Один небольшой недостаток трамваев в Бильбао, это то, что они часто полностью заклеены рекламой, которая не всегда подходит под сам трамвай, и красивые места, через которые он ходит.

Трамвайная линия Бильбао - прекрасный пример того, как красиво и удобно можно сделать общественный транспорт, если подходить к вопросу с умом. Разумеется так же хорошо как в Бильбао сделать нелегко - вон даже японцы, которые помешаны на рельсовом транспорте , когда дело доходит до трамваев .

Но трамвай Бильбао - эталон того каким трамвай может и должен быть. Если кто-то когда-нибудь будет рассказывать вам о том, что трамвай - транспорт прошлого, которому нет места в современных городах, смело показывайте ему этот пост.

Кто скажет, что трамвай Бильбао не самый прекрасный в мире, смело может кинуть в меня каммент!

В это трудно поверить, но !

Альпари: Самые большие трамвайные системы в мире August 27th, 2012

Трамвай был изобретен в в 1830-ых годах. Тогда он назывался конкой, так как тяговой силой была лошадь. С появлением электричества, стали появляться и первые трамваи, более похожие на те, что мы знаем сегодня.

Трамвай быстро завоевал популярность по всему миру и сегодня миллионы людей пользуются этим видом транспорта. Как оказалось, Россия в данном случае занимает одно из лидирующих положений. Но, обо всем по порядку. Представляем вашему вниманию ТОП - 3 самых больших трамвайных систем мира.


3. Прага

Третье место по количеству перевезенных пассажиров занимает Прага. 350 миллионов пассажиров в год! При этом произведенные в Чехии трамваи Татра являются самыми продаваемыми в мире.

2. Будапешт

Вторая по объему перевозок трамвайная сеть находится в Будапеште. За год трамваем в столице Венгрии пользуется 364 миллиона человек. Первые конки тут появились в 1866 году. Электрические же трамваи запустили в 1887. Протяженность путей 196 километров.

1. Санкт-Петербург

Санкт - Петербург лидирует по объему перевезенных пассажиров - 476 миллионов пассажиров в год. Более того, долгое время сеть трамвайных путей Санкт - Петербурга была самой длинной в мире, пока часть из них не была разобрана. После этого лидерство в этой сфере было утеряно.

В представлении большинства жителей нашей страны трамвай - нечто архаичное. И если в отношении России такой взгляд отчасти оправдан, то в Западной Европе и США трамвайная «архаика», наоборот, возрождается.

Несмотря на то что трамвай - действительно один из старейших видов городского транспорта: первая из ныне действующих линий электрического трамвая была открыта в Берлине еще в 1881 году.

После Второй мировой войны трамвай действительно переживал не самые лучшие времена: всеобщая автомобилизация привела к тому, что трамвайные линии во многих крупных городах сокращались, а то и вовсе ликвидировались. Но в конце XX века человечество, озабоченное проблемой городской экологии и вечными пробками, вспомнило о трамваях: сегодня они переживают своеобразный ренессанс.

В некоторых городах число пассажиров, которых трамваи перевозят за год, переваливает за сотни миллионов. В других, где о таком транспорте и слыхом не слыхивали, первые трамвайные линии стали появляться в начале XXI века - как, например, в Дублине, который обзавелся своим трамваем только в 2004 году. Но интереснее всего линии, которые могут похвастаться вековой историей, пережитыми перипетиями и необычной судьбой. Представляем вашему вниманию 12 таких маршрутов по всему миру.

Гонконгский трамвай-даблдекер (Китай)


Стоимость проезда: 2,3 гонконгского доллара ($0,3) за билет для взрослого и 1,20 гонконгского доллара ($0,15) для ребенка; тур на ретротрамвае - от 825 до 1750 гонконгских долларов ($106-226).

С 1904 года трамвайный звон прочно вошел в повседневную жизнь Гонконга, и даже японская оккупация во время Второй мировой войны не заставила его умолкнуть. По улицам бывшей британской колонии ходят исключительно двухэтажные вагоны, что делает трамвайную систему острова-мегаполиса уникальной. Даблдекерам , несмотря на то что они являются не самым быстром видом общественного транспорта, удается вполне удачно вписываться в бешеный ритм жизни азиатского финансового центра. Ежедневно трамваи перевозят почти четверть миллиона пассажиров, а общая длина линий составляет 30 км. Даблдекеры пользуются огромной популярностью не только у местных жителей, но и у туристов. Поэтому специально для них компания-оператор предусмотрела возможность отдельных экскурсионных туров на полностью аутентичных ретротрамваях. Особенно рекомендуется совершить прогулку на даблдекере в вечернее время, когда улицы Гонконга наполняются светом тысяч неоновых огней.

Самая крутая трамвайная линия (Пёстлингбергбан, Австрия)


Стоимость проезда: билет на одну поездку €3,40 для взрослых, €1,70 - для детей.

Пёстлингберг уже в конце XIX века был популярным туристическим местом. Он располагается на одноименном холме, и с него открывается изумительный вид на близлежащие окрестности. Сегодня он является всего лишь районом Линца, а на момент открытия трамвайной линии Пёстлингбергбан в 1898 году это был отдельный населенный пункт, что делало линию междугородной. Ее протяженность всего 4,1 км, это точно не самый длинный, но зато один из самых крутых трамвайных маршрутов в мире, да вдобавок один из самых живописных и популярных в Австрии. Об этом свидетельствует тот факт, что линия полностью окупилась уже в первые годы эксплуатации. Даже во времена мировых войн число пассажиров только росло, а сегодня трамваи линии Пёстлингбергбан ежегодно перевозят более полумиллиона человек. Не так давно трамвайный парк был обновлен, но внешний дизайн машин стилизовали под старину. Они выглядят так же, как и их «ретрособратья», идеально вписываясь в традиционный австрийский пейзаж.

Иерусалимский скоростной пуленепробиваемый трамвай (Израиль)


Стоимость проезда: 6,6 шекеля ($1,8) для обычных пассажиров, для льготников - 3,3 шекеля ($0,9)

Иерусалим обладает одной из самых молодых трамвайных линий мира : официально она начала работать 19 августа 2011 года, связав Гору Герцля с районом Неве-Яаков. Сейчас ее протяженность составляет 13,8 км, а в будущем - 24 км. Линия пересекает чуть ли не весь город (включая спорные территории), и специально для нее был возведен один из шедевров современной инженерии и архитектуры - по проекту Сантьяго Калатрава. Подвижной состав закупили во Франции, внешне он мало отличается от своих европейских собратьев. А вот «внутренне» - еще как: окна и двери вагонов - пуленепробиваемые, а детали двигателя находятся внутри специального кожуха, чтобы в них нельзя было скрыть взрывное устройство. В объявлениях об остановках (коих на данный момент 23) также отразилась израильская специфика: они произносятся на трех языках - иврите, арабском и английском.

Волгоградский метротрам (Россия)


Стоимость проезда: 10 рублей за одну поездку

Антверпен, Гаага, Вена и Кривой Рог - что общего у этих городов с Волгоградом? Ответ прост: метротрам, или так называемый подземный трамвай, чьи пути частично проходят под землей, а частично - по ней. Нигде больше в России аналогичной системы нет. Волгоградский скоростной трамвай (таково официальное название метротрама) работает с 1984 года. Последний участок от станции «Пионерская» до станции «Ельшанка» открылся в декабре прошлого года, и сегодня длина путей составляет 17,3 км. Это 2 линии и 22 станции, причем расположены они с одной стороны, что вызвано нехваткой трамваев с двухсторонним расположением дверей. Подавляющее большинство подвижного состава имеет двери только с правой стороны, что особенно неудобно, учитывая левостороннее движение на участках маршрута, расположенных под землей. Но выход был найден: туннели меняются местами без прямого пересечения в начале подземных участков, что компенсирует отсутствие дверей у вагонов с левой стороны. Вот такая хитрая система.

Токийский трамвай линии Тоден Аракава (Япония)


Стоимость проезда: 160 иен ($2) для взрослых, 80 иен ($1) для детей за одну поездку

Когда-то трамвайные линии подобно гигантской паутине пронизывали Токио вдоль и поперек. Без трамваев невозможно представить себе японскую столицу первой половины XX века. Но в наши дни в городе сохранилось всего две линии - Тоден Аракава и Тэйко Сатага (последняя относится к трамвайным лишь номинально). В ультрасовременном Токио более популярны метро, автобусы и такси, но Тоден Аракава как-то удается вписаться в общую картину. Старейшие ее участки были возведены в 1913 году в начале периода Тайсё. Компания The Oji Electric Tram владела линией вплоть до 1974 года, когда ее приобрело (а фактически спасло от закрытия) Токийское транспортное бюро. На сегодняшний день длина линии составляет 12,2 км, она связывает северную и восточную части Токио. На ней расположено 30 станций, некоторые из которых недавно были отреставрированы в ретростиле и лишний раз напоминают о безвозвратно ушедшей эпохе, когда главным общественным транспортом в городе был трамвай.

Трамвай «Санта-Тереза» на акведуке (Рио-де-Жанейро, Бразилия)


Стоимость проезда: линия на реконструкции

В конце XIX века Санта-Тереза была престижным пригородным районом, который с 1896 года связывала с центром Рио-де-Жанейро линия электрического трамвая. Этот маршрут более чем за век сумел стать самым известным не только в Бразилии, но и во всей Латинской Америке. Жемчужиной его, несомненно, является знаменитый акведук Кариока, построенный еще в XVIII веке. По нему были проложены трамвайные пути, и именно его так любят фотографировать туристы. Все бы хорошо, если бы не трагедия, случившаяся в августе 2011 года, когда один из трамваев сошел с рельсов и перевернулся, в результате чего 6 человек погибли и 50 получили ранения. Расследование, занявшее месяц, выявило серьезные системные проблемы. Их должна решить масштабная реконструкция линии, которая продлится до осени этого года. Образцом для нее послужат трамваи Лиссабона. Предполагается, что воссозданный трамвай «Санта-Тереза» будет оснащен электронной системой продажи билетов, что позволит избежать переполнения вагонов, а спутниковое слежение за каждым из них сделает поездку более безопасной.

Одесский травмай - герой анекдотов (Украина)


Стоимость проезда: 1,5 гривны ($0,001) за поездку

Одесская трамвайная система не самая старая (открыта в 1910 году), не самая длинная и не самая загруженная. Да и трамваи, что курсируют по улицам этого города, не отличаются ни особой красотой, ни специальной конструкцией. Они в большинстве своем внешне такие же, как и во многих городах на постсоветском пространстве. Что же в них такого особенного? Ответ заключен в самом словосочетании «одесский трамвай» . Ведь не про один другой трамвай в мире не сочинили столько анекдотов и баек, сколько про него. Одесса - мировая столица юмора и смеха, и одесситы не могли не обойти такую важную для себя тему, как «трамвай». Он - полноправный герой произведений Бабеля, Ильфа и Петрова, Михаила Жванецкого, и поездка на нем - не просто поездка, а погружение в легенду, в особую атмосферу, которой так знаменита Одесса, и самый лучший способ познакомиться со всеми ее достопримечательностями. Но помните: в этом трамвае нужно следить за каждым словом! Иначе может получиться такой диалог:

Девушка, передайте кондуктору на билет!

Так он же бесплатно ездит!

Мельбурнский трамвай (Австралия): самая крупная в мире сеть


Стоимость проезда: полный 2-часовой билет в пределах одной зоны(Short term Metcard) - 4 австралийских доллара ($4,3), льготный - 2,6 ($2,8). Полный билет на один день в пределах одной зоны - 7,6 австралийских доллара ($8,2), льготный - 4 австралийских доллара ($4,3)

С недавних пор трамвайная сеть Мельбурна является крупнейшей в мире, отобрав пальму первенства у Санкт-Петербурга. Общая длина всех ее путей - 250 км, число маршрутов - 28, число остановок - 1773; за год 487 трамваев перевозят более 180 млн пассажиров. Первые линии заработали в столице штата Виктория в 1885 году, а в 1906-м по городу начали регулярно курсировать электрические трамваи. Без них повседневную жизнь и облик Мельбурна в наши дни невозможно себе представить. Они и основной общественный транспорт, и главная туристическая достопримечательность, а по маршрутам ходят как новейшие трамваи, так и ретромодели, произведенные в середине прошлого века. Кстати, специально для привлечения туристов кольцевой маршрут №35 вокруг делового центра сделали бесплатным. Также в Мельбурне можно встретить трамвай-ресторан - своеобразную закусочную на рельсах, в которой любой желающий может отобедать, наслаждаясь городскими видами.

Трамвай для узких крутых улиц (Лиссабон, Португалия)


Стоимость проезда: €2,85 за билет в один конец, купленный внутри трамвая

Извилистые тесные улочки, чересчур крутые подъемы и спуски - казалось бы, не самые подходящие условия для трамвайной сети. Но Лиссабон уже больше века доказывает обратное. В 1873 году по его улочкам начали курсировать конки, а в 1901-м - первые электрические трамваи. Инженеры учли специфику португальской столицы и специально для нее спроектировали особые вагоны, которые используются и поныне: они четырехколесные, в их передней и задней частях установлены специальные противовесы, благодаря которым крутой нрав местности почти не ощущается, а передвижение хотя и медленное, но зато безопасное. Да и если бы трамваи в Лиссабоне двигались чуть быстрее, то это шло бы вразрез с общим неспешным ритмом жизни и неповторимой атмосферой португальской столицы. На данный момент в городе действует 5 трамвайных маршрутов. Наиболее известный и интересный из которых - №28, связывающий районы Алфама и Эштрела. Поездка по нему позволяет как нельзя лучше погрузиться в особый мир Лиссабона - города, где о спешке можно забыть.

Канатный трамвай Сан-Франциско (США)


Стоимость проезда: $6 за одну поездку для взрослых, $3 для льготников, проездной на один день - $14

Канатный трамвай Сан-Франциско имеет долгую и полную драматизма историю. Свою работу он начал в 1873 году. Использование канатной тяги позволило ему без особых проблем преодолевать крутые спуски и подъемы, коими знаменит этот город. А вот экономические и природные катаклизмы он одолевал с трудом. Трамвай пытались ликвидировать после землетрясения 1906 года, во время «трамвайного геноцида» в 20-30-х годах, когда по всей стране трамваи массово заменялись автобусами, и, наконец, в 1947 году по предложению мэра. Но инициативе градоначальника воспротивились жители Сан-Франциско, которые на референдуме высказались за сохранение системы канатного трамвая. А в начале 1950-х провели масштабную реконструкцию путей, и с тех пор не было ни одной попытки закрыть канатный трамвай, который сегодня является визитной карточкой города и одной из главных его достопримечательностей. Маршрутная сеть состоит из трех линий, а подвижной состав полностью аутентичен и выглядит так же, как и сто лет назад. Канатный трамвай Сан-Франциско по праву включен в Национальный регистр памятников истории США и является одним из самых знаменитых не только в Америке, но и во всем мире.

Калькуттский трамвай (Индия) времен британского владычества


Стоимость проезда: от 3,5 до 4,5 рупии ($0,06-0,08) за поездку в зависимости от расстояния и класса вагона

Когда-то трамваи можно было увидеть на улицах Нью-Дели, Мумбаи, Патны и других городов Индии, но в наши дни только Калькутта сохранила действующую трамвайную сеть, да еще какую: целых 29 линий! Первые трамваи появились на здешних улицах в 1880 году и использовали либо паровую тягу, либо были обычными конками. А в 1902 году в Калькутте вышел на линию первый электрический трамвай в Азии.

Подвижной состав, который в наше время используется Калькуттской трамвайной компанией , был большей частью закуплен в Англии еще до обретения Индией независимости. Он полностью аутентичен, но сильно изношен, из-за чего с середины 1990-х годов на многих маршрутах появились автобусы вместо трамваев, а часть линий закрылась либо навсегда, либо на длительную реконструкцию. Но в ближайшее время, несмотря на массу проблем, трамвайный звон вряд ли исчезнет с улиц Калькутты. Кстати, тем, кто решится прокатиться на этих памятниках британского владычества, нужно помнить, что вагоны в Калькутте делятся на два класса и различаются, помимо символической разницы в цене за билет, еще и числом пассажиров внутри: в 1-м классе их меньше.

Александрийский трамвай с вагонами только для женщин (Египет)


Стоимость проезда: от 25 пиастров до 1 фунта ($0,04-0,16) за одну поездку

Александрийская трамвайная система - одна из старейших в мире и старейшая в Африке. Первый маршрут заработал в городе еще в начале 1860-х, а в 1902 году по александрийским улицам начали курсировать первые электрические трамваи. В наше время в городе действует 38 станций на двух линиях общей длиной 32 км. Александрийская трамвайная система, помимо всего прочего, является одной из трех в мире, что использует двухэтажные трамваи - даблдекеры. Окрашенные в синий цвет, они курсируют по улицам города вместе с привычными одноэтажными трамваями, окрашенными в желтый.

Трамвай - дешевый, удобный и наиболее безопасный способ познакомиться с достопримечательностями Александрии, особенно если учитывать местные особенности дорожного движения. Но при выборе места в данном виде общественного транспорта не забывайте о том, что вы в Египте: первый или средний вагон (если трамвай состоит из трех вагонов) отведен для женщин.