Во сколько начинается служба в церкви. Особенности православных богослужений

Расписание общественных богослужений в храмах.

Во сколько часов начинается и заканчивается утренняя ранняя и поздняя служба в церкви?

Важно: каждый храм составляет свое расписание общественных богослужений! Общего расписания для всех храмов не существует!

Две литургии, ранняя и поздняя, служатся по большим христианским праздникам и воскресным дням в храмах, имеющих большие приходы.

Ранняя служба совершается в 6-7 часов утра, поздняя - в 9-10 часов утра. В некоторых храмах время смещается на 7-8 часов утра для ранней службы и 10-11 часов утра - для поздней.

Длительность общественного богослужения 1,5-2 часа. В некоторых случаях длительность утренней литургии может составлять 3 часа.

Во сколько часов начинается и заканчивается вечерняя и ночная служба в церкви?

Вечернее общественное богослужение служится не ранее 16:00 и не позднее 18:00. Каждый храм составляет свое расписание.

Длительность богослужения составляет 2-4 часа и зависит от значимости приближающегося праздника. По Уставу вечерня может быть вседневной, малой и великой.

Вседневная вершится в будние дни, если на них не выпадает праздник с полиелеем или бдением.

Малая является частью Всенощного бдения. Великая служится в большие праздники и может отправляться отдельно или объединяться с утреней.

Мир изменяется, и эти изменения влияют, в том числе, и на церковный Устав. Ночные или всенощные бдения редко длятся от трех до шести часов (для монастырей). В обычных храмах длительность ночной службы 2-4 часа.

Начало ночной службы в 17:00-18:00 в зависимости от приходского Устава.

Во сколько часов начинается и заканчивается служба в церкви сегодня: в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу?

Причастие и окончание Литургии

Суточный круг церковных богослужений состоит из девяти разных служб. Сюда входят:

  • Вечерня - с 18:00 - начало круга,
  • Повечерие,
  • Полунощница - с 00:00,
  • Утреня,
  • 1-й час - с 7:00,
  • 3-й час - с 9:00,
  • 6-й час - с 12:00,
  • 9-й час - с 15:00,
  • Божественная литургия - с 6:00-9:00 и до 12:00 - не входит в суточный круг богослужений.

В идеале в каждом действующем храме эти богослужения должны отправляться ежедневно, однако, на практике суточный круг свершается только в больших храмах, кафедральных соборах или монастырях. В малых парафиях обеспечить постоянное богослужение в таком ритме невозможно. Поэтому каждый приход определяет свой темп, согласовывая его со своими реальными возможностями.

Из этого следует, что точное расписание богослужений нужно узнавать в храме, который вы собираетесь посетить.

Примерное время проведения утренних и вечерних служб приводится в начале статьи.

Во сколько часов начинается и заканчивается субботняя служба в церкви?

Внимательно прочитав предыдущую часть статьи, вы, скорее всего, обратили внимание на тот факт, что начало литургического дня соответствует не 00:00 (как принято в мирской жизни), а 18:00 (предыдущего календарного дня).

Что это значит?

Это значит, что первое субботнее богослужение начинается в пятницу после 18:00, а последнее - заканчивается в субботу до 18:00. Самым важным субботним богослужением является полная Божественная Литургия.

Как правило, субботние богослужения посвящаются преподобным отцам и матерям, а также - всем святым, к которым обращаются с соответствующими молитвами. В этот же день происходит и поминовение всех усопших.

Во сколько часов начинается и заканчивается служба в церкви в воскресенье?

Первое воскресное богослужение начинается в субботу после 18:00, а последнее - заканчивается в воскресенье до 18:00. Воскресные богослужения наполнены темой Воскресения Господнего. Именно поэтому воскресные службы, особенно Божественная Литургия, являются самыми знаковыми в седмичном цикле богослужений.

Точное расписание богослужений уточните в храме, который собираетесь посетить.

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви: расписание

Примерное время утренних и вечерних служб вы можете найти в начале статьи.

Каждый храм составляет свое расписание общественных богослужений, в том числе праздничных. Общего расписания для всех храмов не существует!

Как правило, Уставом предписывается служить в праздничные дни так называемое «всенощное бдение» - особенно торжественное богослужение, которое в современной интерпретации сохранило разделение на вечерню и утреню.

Кроме того, в дни двенадцатидесятых и других больших праздников обязательно происходит Литургия, во время которой верующие причащаются.

Вместе с тем, каждое праздничное богослужение имеет свойственные исключительно ему одному сопровождающие тексты и обряды, что не может не сказаться на длительности богослужения.

Во сколько часов начинается и заканчивается Рождественская служба в церкви?



Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя
  • Служба 1-го часа. Время - с 7:00. Зачитываются стихиры об исполнении пророчества о рождении Мессии.
  • Служба 3-го часа. Время - с 9:00. Зачитываются стихиры о Боговоплощении.
  • Служба 6-го часа. Время - с 12:00. Зачитываются стихиры с призывом встречать Христа, читается евангелие.
  • Служба 9-го часа. Время - с 15:00. Зачитываются стихиры. В конце читаются изобразительны.
  • В зависимости от дня, на который приходится Сочельник, совершается одна из вечерних Литургий: Василия Великого или Иоанна Златоуста. Время: в зависимости от храма с 17:00.
  • Совершение Великой Вечерни Рождества Христова.
  • Совершение Всенощного бдения Рождества Христова. Время: в зависимости от храма - с 17:00 до 23:00.

Строгой последовательности в проведении праздничной службе нет. В больших храмах и монастырях Рождественские богослужения (вечерняя, самая торжественная, часть) длятся 6-8 часов, в маленьких - 1,5-2 часа.

О точном времени Богослужения узнайте в храме, который собираетесь посетить.

О народных традициях празднования Рождества можно прочитать .

Во сколько часов начинается и заканчивается служба в церкви на Крещенский сочельник?

Богослужения в Крещенский Сочельник очень похожи на Рождественские богослужения.

В этот день с утра читаются часы, а вечером совершается Литургия Василия Великого. После Литургии, как правило, происходит первое водосвятие.

В зависимости от дня, а который приходится Крещение, порядок богослужений может отличаться.

19 января служатся утреннее и вечернее богослужения с обязательным последующим водоосвящением.

Точное время проведения богослужений вам подскажут непосредственно в храме.

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Сретение?

Сретение завершает Рождественский круг православных праздников. Дата празднования - 15 февраля.

После торжественной утренней литургии проводится обряд освящения воды и свечей.

Обязательно уточните время проведения литургии в храме.

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Благовещенье?



Поздравление с Благовещением

Благовещение празднуется 7 апреля. Однако верующим стоит посетить вечернюю службу 6 апреля. В некоторых храмах с 6 на 7 апреля проводятся всенощные бдения.

7 апреля служатся ранняя и/или поздняя литургии с обязательным исповеданием и причащением мирян.

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви в Вербное Воскресенье?

Дата празднования Вербного Воскресенья зависит от даты празднования Пасхи и определяется по лунно-солнечному календарю.

Праздничные богослужения начинаются с вечерней службы и последующих всенощных бдений в Лазареву субботу. Лазарева суббота - день накануне Вербного Воскресенья. Во время вечернего богослужения обязательно освящаются вербные веточки.

В Вербное Воскресение совершаются ранняя и/или поздняя литургии с последующим освящением вербы.

Время богослужений зависит от внутреннего устава храма.

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Пасху?

Все зависит от внутреннего устава храма. Обязательно уточняйте время богослужений!

Как правило, праздничные богослужения начинаются в субботу с вечернего богослужения (16:00-18:00). В некоторых храмах после вечерней службы проводят благословение куличей.

Затем начинаются всенощные бдения с обязательным крестным ходом в 24:00.

После бдений и утрени служится Божественная Литургия с последующим благословением куличей. Как правило, благословение происходит при первых лучах солнца.

Вечером в Светлое Христово Воскресение правится и вечерняя служба. Однако куличи уже не благословляются.

Красивые поздравления с Пасхой можно найти .

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Радоницу?



Значение праздника Радоница

Радоница - особый праздник, который связывает прошлое и будущее. В этот день принято поминать усопших родных и близких.

Радоница празднуется на девятый день после Светлого Воскресения.

Намедни совершается вечернее богослужение, а с утра ранняя и/или поздняя литургия. Полная панихида служится либо после вечерней службы, либо после утренних богослужений - все зависит от внутреннего устава храма.

Кроме того, уставами многих храмов предписывается совершать пасхальные заупокойные богослужения на городских кладбищах.

Больше информации о Радонице .

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Троицу?

Дата празднования Троицы или Пятидесятницы зависит от даты Светлого Воскресения.

Важно: в преддверии праздника Троицы обязательно устраивается Троицкая Родительская Суббота, особенностью которой является специальное заупокойное богослужение. Это специальная Заупокойная Литургия, после которой можно и нужно посетить кладбище и помянуть усопших.

Вечер Родительской Субботы отмечен праздничным Всенощным бдением.

В воскресенье совершаются ранняя и/или поздняя праздничные литургии. Во многих храмах освящаются букетики из веточек и лекарственных трав.

Обязательно уточняйте время богослужений непосредственно в храме, который хотите посетить!

Советы о том, как говорить с детьми о Троице .

Года поможет вам не пропустить знаковые богослужения.

Видео: Как вести себя в Храме?

Вечерня и утреня смешанного типа

Все это хотя характерные, но не очень значительные особенности в строе суточной службы, частнее в чине вечерни и утрени. Вообще же эти две службы в обоих уставах имеют один и тот же чин и строй, с одинаковою {с. 377} почти резкостью расходящийся с так называемым «песненным чином», или придворно-соборным Константинопольским уставом. Этот последний чин не только в целом виде держался во многих храмах до XV в., но стремился приспособить к себе монастырские, студийско-иерусалимские, вечерню и утреню. Печать такого стремления носят на себе чины вечерни и утрени в некоторых Евхологиях XII–XVI в. Вечерня в них имеет следующие особенности. По Евхологиям XII в. (1153 г.) Синайск. библ. № 973 и XIII в. Патмосской библ. № 105, вечерня начинается возгласом «Благословенно царство…» По Евхологию в ркп. XVI в. Тифлисского Церковно-археологического музея № 450 в начале вечерни не указан предначинательный псалом, начинается она тремя «антифонами» с малыми ектениями и особыми молитвам на каждом из них. После «Господи воззвах» до стихир опять малая ектения, но своеобразного типа, вроде 2-й ектении верных на литургии («Миром Господу помолимся… О свышнем мире… О мире всего мира…. О святем храме сем… Заступи спаси… И о всех требующих у Бога помощи. Пресвятую, пречистую… Яко подобает…»). Сугубая ектения «Рцем вси» положена на нынешнем месте ее - после прокимна и до «Сподоби Господи», - но имеет особый состав, тождественный, исключая 4 первые прошения, с нынешней великой, следовательно представляет из себя сугубую ектению и великую еще в периоде из соединения. По упомянутому Патмосскому Евхологию XIII в., дающему вполне нынешний чин вечерни в ее праздничном виде, после возгласов великой ектении и трех малых положено «Мир всем», так что в течение вечерни оно повторяется 6 раз (причем пред прокимном его произносит диакон); ср. медиоланский и мозарабский чин вечерни (см. выше 353 и 355 стр.). По упомянутому Синайскому Евхологию XII в. просительная ектения положена после «Ныне отпущаеши» и тропаря, а по Евхологию Тифлисского Ц.-арх. муз. на этом месте в праздничной вечерне указана ектения «Помилуй нас Боже…», а просительная пред «Ныне отпущаеши» (следовательно конец вечерни, как ныне в будни). Все указанные Евхологии размещают вечерние молитвы по всему составу вечерни на всех ектениях ее. - Не менее колебаний в сравнении с нынешним чином представляют Евхологии той же эпохи для утрени. По Синайскому Евхологию XII в. она начинается возгласом «Благословенно царство…» После шестопсалмия и великой ектении Синайский и Патмосский Евхологии указывают первый до??????? (седальна) и полиелея, а второй до степенн (студийский тип праздничной утрени) и Евангелия молитвы «трех антифонов» с малой ектенией после 2-го (Син.) или 3-го (Патм.) из них, начинающейся «Паки и паки» или «Заступи спаси» (Син., согласно с песненным последованием) и с возгласом «Мир всем» до нее (Патм.) и после нее (Патм. Тифл. № 450). Взамен этих «антифонов» Тифлисский Евхологий и груз. ркп. {с. 378} Имп. Публ. библ № 208 XVI в. указывают молитвы и малые ектении после каждого из трех «псалмов» кафисмы (предполагается должно быть, одна песненно-праздничная трехпсалмная кафисма, как в итальянско-сицилийской отрасли Студийских уставов); после кафисмы - седален, чтение (оба груз. пам.), степенны (ркп. № 208), Непорочны, Ангельский Собор (№ 450), Евангелие и 50 пс. Древнейший из упомянутых Евхологиев, Синайский, 50-й пс. указывает после «кондака», т. е. после 6-й песни канона (или предполагается трипеснец с кондаком впереди - см. ниже), а Евангелие после славословия великого (согласно с песненным последованием). Этот же Евхологий указывает после «кафисмы» «Молитвы полиелея недельного во св. Четыредесятницу» (намек на первоначальное употребление полиелей только в Четыредесятницу), причем далее видимо приводит эти молитвы, первую не надписывая никак, а следующие называя «молитва 5-го антифона» (следовательно предыдущая 4-го), «6-го антифона», «молитва 7-я», - всех 4: по последней (8-й) замечание: «затем кондак, 50-й (псалом) и тотчас диакон Миром Господу помолимся, молитва 9-я…, Заступи спаси… Утреннюю и…. (??? ???????? ??? ???.), Ангела мирна… Прощения… и тотчас песни и по 9 песни Паки и паки… с молитвою». Таким образом после антифонов полиелея или какой-либо праздничной кафисмы этот Евхологий указывает сразу кондак, 50-й пс., просительную ектению с началом из мирной и малой и только тогда канон («песни»), но канон очевидно очень краткого состава (так как нет речи об обычных междупесниях), может быть двупеснец или трипеснец; впрочем ранее в этом Евхологии пред речью о полиелейных молитвах замечание: «по 6-й же песни кондак»; может быть на будничной утрени взамен полиелея был полный канон (драгоценные следы древнего строя утрени на переходу от кондакарной системы к канонной). Все же другие из указанных Евхологием после 50 пс. предполагают обычный полный канон, но грузинские перед ним по 50 пс. помещают мирную ектению особого и разного в обоих рукописях состава (один из 6 прошений, другой из 9) и с нынешним возгласом (что пред каноном). Грузинские памятники назначают ектению с молитвою и на 7 песни канона молитву на 8 песни. (Возможно, что ектении бывали на каждой песни и здесь остаток этой практики, как ныне на пасхальной утрени и в Криптоферратском Типиконе на рождественской ). Порядок ектений в конце утрени во всех нынешнего праздничного типа, но в Патмосском - нынешнего будничного (хотя утреня предполагается праздничная). Грузинские не называют сугубой ектении, а указывают только ее молитву, первый с 9-кратным «Господи помилуй» .

Если Студийский и Иерусалимский уставы имели так много общего в строе важнейших суточных служб - вечерни и утрени, то во второстепенных службах, каковы часы, повечерие, полунощница и изобразительные, {с. 379} они совершенно обезразличивались. Эти службы имели свою особую историю, не считавшуюся с особенностями того и другого устава.

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Вечерня и утреня по Апостольским Постановлениям Апостольские Постановления, памятник, как мы видели, разновременного происхождения, говорят об утреннем и вечернем богослужении в трех местах; во II кн. и в добавлениях к кн. VII и VIII. Первое место принадлежит к древнейшим

Из книги Толковый Типикон. Часть II автора Скабалланович Михаил

Вечерня и утреня по Типиконам Великой Константинопольской церкви IX–XI в. Кроме литургии Великая Церковь IX–XI в. имела, по-видимому, из служб только еще вечерню и утреню, иногда (под праздники) после вечерни - ???????? (всенощную - помимо утрени) и в Великий пост служба

Из книги Литургика автора Красовицкая Мария Сергеевна

Песненная вечерня Даваемый св. Симеоном чин вечерни и утрени уже заключает в себе ряд наслоений из других уставов (монастырских и должно быть, приходских церквей). Мы изложим его, восполняя и поясняя св. Симеона данными двух вышеназванных памятников («Чина» по Афонский

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

МАЛАЯ ВЕЧЕРНЯ Общий характер службы Вечерня, входящая в состав всенощного бдения и потому называемая великою, совершается позже своего обычного времени. Она падает на час, назначенный скорее для повечерия, чем для вечерни. Чтобы не оставить без привычного молитвенного

Из книги Над строками Нового Завета автора Чистяков Георгий Петрович

2-Я ГЛАВА ТИПИКОНА «ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ» (ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ И УТРЕНЯ ВОСКРЕСНЫЕ, ЧАСЫ, ЛИТУРГИЯ И ЧИН О

Из книги Правила поведения в церкви автора Звонарева Агафья Тихоновна

Вечерня 4_Благословен Бог наш…_С_С_23_Если был пропущен 9-й час, читается начало обычное 5_Предначинательный псалом (103-й)_Ч_Ч_9, 7_По указанию Типикона читается предстоятелем _Светильничные молитвы_С_С_9_ 6_Великая ектения_Д Л С_С_9_ 7_Рядовая кафизма_Ч_П_9, 17_Если накануне служилось

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Вечерня Существует несколько видов вечерни в будние дни Великого поста. Не обсуждая сейчас особенности вечерни в среду и в пяток, когда на ней совершается литургия Преждеосвященных Даров (см. Лекцию 13), рассмотрим два типа вечерни для будних дней Великого поста. Первый

Из книги Лекции по Исторической Литургике автора Алымов Виктор Альбертович

Глава 1378: Употребление молока, смешанного с водой. 1848 (5613). Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что (как-то раз) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с одним из своих сподвижников зашёл к кому-то из ансаров и сказал

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

Вечерня Вечерня по своему составу напоминает и изображает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем надежду людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого

Из книги автора

Утреня Вторая часть всенощного бдения - утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир для нашего спасения и Его славное Воскресение.Начало утрени прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается славословием ангелов,

Из книги автора

8. Вседневная вечерня Вседневная вечерня совершается накануне тех дней, в которые не случится ни великого, ни среднего праздника; она совершается в дни будничные, а также накануне малых праздников первого разряда «шестиричных» и отчасти накануне малых праздников первого

Из книги автора

3. Вечерня в 4 веке Сильвия-Этерия следующим образом описывает вседневную Вечерю в Анастасисе (т.е. в храме Воскресения Христова):"В десятом часу, который здесь называется lucinicon, а мы называем lucernare (Вечерня), в храм Воскресения собирается большое количество людей. Зажигаются

Из книги автора

Вечерня см.: Службы суточного круга.

Из книги автора

Вечерня Священник, совершив каждение и став перед святым Престолом, начертает крест кадильницею, возглашая:Св. Слава святей, и единосущней, и животворящей, и нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков.Л. Аминь .Св. Приидите, поклонимся цареви нашему

Из книги автора

Утреня Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (трижды).Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою (дважды).И читается шестопсалмие. Священник же перед св. дверьми читает утренние молитвы

В состав вечернего богослужения входят 9-й час, вечерня и повечерие.

По нашему счету (см. таблицу в главе "Время совершения церковных служб") девятый час соответствует времени от 4 до 6 часов дня: часы четвертый, пятый и шестой (16.00, 17.00, 18.00). Иудеи во время земной жизни Спасителя делили ночь на четыре стражи: первая стража с захода солнца - вечер, вторая - полночь, третья - петлоглашение, четвертая - утро. День тоже делили на четыре части: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы.

Господь Иисус Христос предал Свой дух Богу в девятый час (Мф. 27, 46-50). Служба 9-го часа установлена в воспоминание предсмертных страданий и смерти Спасителя, а заповедь совершать молитву в этот час изложена в Апостольских постановлениях. Псалмы к службе избраны святым Пахомием Великим († 348), а тропари и молитвы, читаемые на 9-м часе, написаны святым Василием Великим (329-379).

Девятый час совершается обычно перед вечерней. И хотя по Уставу его полагается соединять вместе с ней, он относится к богослужению прошедшего дня. Поэтому, если нужно отслужить Божественную литургию в день, перед которым не совершалось церковной службы, богослужение накануне литургии начинается не 9-м часом, а вечерней и повечерием, а 9-й час прочитывается на следующий день перед литургией, после 6-го часа. В таком порядке перечисляются дневные службы церковные в "Учительном известии".

В навечерия Рождества Христова и Богоявления 9-й час совершается вместе со всеми прочими часами - царские часы. В среду и пяток Сырной седмицы и седмиц Великого поста 9-й час совершается после 3-го и 6-го часов, а затем следуют изобразительные и вечерня. Так же отправляется 9-й час в среду и пяток Сырной седмицы, если в эти дни случится предпразднство Сретения Господня, то есть 1 февраля, но отдельно от вечерни, которая бывает в свое время.

Девятый час совершается обычно в храме, но иногда его разрешается отправлять в притворе, как говорится об этом в 1-й и 9-й главах Устава. В дни Великого поста он совершается в храме.

Творение мира началось вечером (Быт. 1, 5). Поэтому в вечернем богослужении Святая Церковь прежде всего прославляет Бога как Творца и Промыслителя за блага творения и промышления о человеке, напоминает о грехопадении наших прародителей, побуждая верующих к осознанию своих грехов и молитве ко Господу о их прощении. Сближая вечер дня с вечером нашей жизни, Святая Церковь напоминает о неизбежности для человека смерти и призывает к святости жизни.

Современный состав вечернего богослужения в главных своих частях носит печать глубокой древности: в Апостольских постановлениях (кн. II, 59; VIII, 35) вечернее богослужение изложено в чертах, очень сходных с современным порядком. В них заповедано епископу созывать народ при наступлении вечера. Святой Василий Великий упоминает об обычае приносить благодарение Богу при наступлении вечернего света как о древнем и говорит, что, хотя имя творца вечерних хвалений осталось неизвестным, народ, вознося их, повторяет древний глас.

Вечерня бывает вседневная, малая и великая.

Вседневная вечерня совершается в дни, когда не бывает праздника с полиелеем или бдением. Накануне праздничных дней она может быть только тогда, когда они случаются в Сырную седмицу и в седмицы Великого поста. Устав о вседневной вечерне, совершаемой не в Великий пост, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири и Типиконе (гл. 9). Устав о вседневной вечерне, совершаемой в Великий пост, находится в последованиях вечера Сырной недели и понедельника 1-й недели Великого поста (см. Типикон, Часослов, Следованную Псалтирь).

Малой вечерней называется сокращенная вседневная вечерня. На ней не бывает светильничных молитв, великой ектении, стихословия Псалтири, малой ектении, поется не более четырех стихир, из ектении "Помилуй нас, Боже" произносится всего четыре прошения, опускается ектения "Исполним вечернюю молитву", и вместо великого бывает малый отпу́ст. Малая вечерня совершается только перед бдением, начинающимся вечерней. Перед бдением, начинающимся повечерием, малой вечерни не бывает. Устав о малой вечерне находится в Служебнике (не во всех изданиях), в Октоихе и в Типиконе, глава 1.

Великая вечерня - это вечерня праздничная, совершаемая накануне праздника, а иногда и в самый праздник. Великая вечерня не на бдении совершается в навечерия Рождества Христова и Богоявления и в следующие дни самих праздников: во все дни Пасхи, в Неделю о Фоме, в двунадесятые Господние праздники - Богоявления, Преображения, Воздвижения, Рождества Христова, Вознесения и Пятидесятницы; и кроме того, в Великий пяток, накануне Преполовения, на 1 и 13 сентября.

Великая вечерня, совершаемая накануне праздников, бывает или отдельно от утрени, или соединяется с нею (всенощное бдение) сообразно с указаниями Устава, предоставляющего настоятелю свободу: "Аще волит настоятель, творим бдение". Кроме указываемых в уставе по числу воскресных и праздничных дней - 68 бдений - "по изволению настоятеля", всенощные бдения совершаются также в дни престольных праздников и памяти особо чтимых святых и икон (гл. 6 Устава). На бдении полагается великая вечерня, за исключением тех случаев, когда оно начинается великим повечерием. Совершение всенощных бдений в седмичные дни Святой Четыредесятницы недопустимо (указания Устава, главы 6-я и 9-я; указания Лаодикийского Собора, IV в., прав. 51).

Устав о великой вечерне, совершаемой отдельно от утрени, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири, в Типиконе (гл. 7); Устав о великой вечерне в соединении с утреней - в некоторых изданиях Служебника, в Октоихе и Типиконе (гл. 2).

Кроме утрени, великая вечерня соединяется с 3-м, 6-м и 9-м часами и изобразительными в среду и пяток Сырной седмицы и с теми же службами вместе с Божественной литургией Преждеосвященных Даров - в среду и пяток седмиц Великого поста, с Божественной литургией святого Василия Великого - в Великие четверток и субботу, с Божественной литургией святого Иоанна Златоуста - в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, если он случится в некоторые дни Великого поста.

В службе повечерия, совершаемой ежедневно, выражаются благодарные чувства христианина к Богу перед отходом ко сну по окончании дня. Со службой повечерия Святая Церковь соединяет воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и освобождении праведных от власти князя тьмы - диавола, побуждает православных христиан молиться Богу о прощении грехов и сподоблении Царства Небесного, молит Пресвятую Богородицу как Предстательницу перед Иисусом Христом.

Повечерие бывает малое и великое.

Малое повечерие совершается во все дни года, кроме седмичных дней Великого поста и некоторых других, когда положено совершать великое повечерие. Последование малого повечерия находится в Часослове и Следованной Псалтири.

Великое повечерие совершается отдельно от утрени и в соединении с ней. Отдельно от утрени великое повечерие совершается во вторник и четверток Сырной седмицы, за исключением случаев, указанных в Уставе; в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великого поста, за исключением среды и пятницы 5-й седмицы; в понедельник и вторник на Страстной седмице. В соединении с утреней великое повечерие совершается накануне храмовых праздников, если они случатся в седмичные дни Великого поста, которые не следуют за праздником, а также 5 января, 24 марта и 24 декабря.

Устав о великом повечерии находится в Часослове, Следованной Псалтири и в Типиконе на указанные дни.

После первых молитв вечернего богослужения читается 103 псалом, который называется предначинательным. В нем изображается мироздание, в том порядке, как это изложено у Моисея и прославляется Господь-Создатель. После торжественного прославления Бога следует молитвенное исповедание наших согрешений. Во время чтения этого псалма священнослужитель становится перед царскими вратами и читает вечерние молитвы, и напоминает собой Адама, который был изгнан из рая и каялся перед райскими вратами. Эти молитвы называются светильничными, так как в храме зажигаются светильники, и священник в этих молитвах просит Господа даровать свет невещественный, просвещающий наши души.

Последование вечерни

После псалма следует великая ектения, в которой мы испрашиваем у Господа то, чего мы были лишены вследствие грехопадения, - мир с Богом, ближними и с самим собой. Далее читается отрывок из Псалтири и малая ектения. Стихиры на Господи воззвах завершаются богородичным – кратким песнопением, обращенным к Пресвятой Богородице. Во время чтения стихир священник совершает каждение алтаря и всего храма. После Богородична поется песнь «Свете тихий», которая изображает пришествие на землю тихого света в кротком лице Иисуса Христа, который ради нашей немощи смирил себя даже до крестной смерти.

Прокимен и стихиры вечерни

Далее произносится прокимен дня. Церковь в последующих текстах просит Господа сподобить нас без греха сохраниться в наступающий вечер и эту просьбу подробнее раскрывает в просительной ектенье: исполним вечернюю молитву нашу Господеви, в которой мы испрашиваем у господа духовные блага в продолжение настоящей жизни, в конце ее и за пределами – в жизни будущей. В стихирах на стиховне Церковь воспевает оправданных и прославленных святых или различные важнейшие события в Церковной истории, которые укрепляют в душе христианина желание искать и найти блаженство, которое предназначено Господом для праведных. В этом желании он обращается словами Симеона богоприимца, который в конце своих дней увидел спасение Израиля: «ныне отпущаеши раба твоего Владыко». Таким образом, увидев пришествие тихого света, мы переносимся теперь, отходя ко сну, образу смерти, и просим у Господа христианского завершения нашей жизни.

Далее следуют «Трисвятое», молитвы к Пресвятой Троице, и молитва Господня , в которых мы выражаем то, что мы уже видели свет Израиля. Затем поется тропарь святому и богродичен, произносится сугубая ектения и отпуст. Так совершается служение вседневной вечерни, помимо которой существует малая и великая вечерня. Этот состав богослужения был известен начиная с 4 века.

Утреня

Утреня следует непосредственно после полунощницы. В ней христианин выражает чувства свои Богу, хранящему и милующему его грешного, затем вспоминает и созерцает благодатные дела Божии, хвалит Бога от всех созданий и в особенности от церкви и, наконец - просит о святом употреблении, даруемой ему жизни. Первая мысль утрени выражается в шестопсалмии, или в чтении, следуемом непосредственно после возгласа священника: «слава святей..», 6-ти псалмов: 3, 37, 62, 87-го, 102 и 142.

Вторая раскрывается в каноне, который содержит 8 песней в честь Господа, Божией Матери, или святых, и прославляет события Новозаветные, заимствуя, особенно в ирмосах или начальных образцовых песнях, язык некоторых песней Ветхозаветных; в хвалитных стихирах и стиховных, в которых воспевается с помощью Ветхозаветных песней предмет священных воспоминаний. Стихиры хвалитные поются с известными стихами из хвалитных псалмов: 148, 149 и 150, а стиховные большей частью со стихами псалмов: 89, 14. 17 и 91, 2. 3, а иногда и с другими стихами, по празднованию дня. Славословие Господу от всех созданий церковь возсылает словами хвалитных псалмов, за которыми следует Новозаветное славословие, выражающее благодарение всесвятой Троице, особенно Агнцу Божию, вземлющему грехи мира.

Третья мысль или моление о благом употреблении времени содержится как в самом утреннем славословии - «сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам», так и в ектении: «дне всего совершенна». Порядок этих общих мыслей утрени указывается уставом церкви: непосредственно после полунощницы следует возглас священника: «Благословен Бог наш», и псалмы: 19 и 20, в которых мы утром прежде всего молимся, по заповеди Апостола Павла, продолжаем это моление в тропарях и богородичном. Краткая сугубая ектения заканчивает эти молитвы. Между тем как священвик в начале утреннего моления, по обычаю Ветхозаветной церкви, кадит храм. Далее следует возглас: - «слава святей».., и шестопсалмие, в которомъ выражается с одной стороны величие Бога и обилие Его благодеяний, а с другой ничтожество и греховность человека.

Шестопсалмие

По намерению церкви, христианин должен в это время приготовить себя к собеседованию с Богом, явившимся на земле, почему шестопсалмию предшествует Ангельское славословие; «слава в вышних Богу», которое воспевает святая церковь, относя к родившемуся Господу. А как приближение к Богу и собеседование с Ним требует очищешя души и сердца от всякой скверны; то для этого святая церковь предлагает 6 псалмов, исполненных глубокого покаянного чувства и заповедует слушать их с особенным настроением души: «глаголем сия псалмы с благоговением и страхом Божиим, яко самому Богу, невидимо беседующе, и молящеся о грехах наших», говорится в начале их чтения. Поэтому и внешние действия церкви, во время чтения шести псалмов, направляются к тому, чтобы расположить душу к умилению и сокрушению: в это время погашаются свечи, чтобы побудить нас к благоговейному слушанию чтения, и, как бы поставив верных в уединении и сокровенности, возбудить в них умиление и слезы покаяния.

Такому намерению церкви вполне соответствует само содержание шестопсалмия. В нем выражается вопль души, скорбящей о Боге, с твердой надеждой на помощь Божию. Поэтому в самом начале его мы слышим, как христианин, среди опасностей со стороны врагов, ищет успокоения в страждущем Спасителе, Который, охраняя его всюду, сохраняет и в ночное время, подавая ему сон мирен и безмятежен - аз уснух и спах, возстах, яко Господь заступит мя (пс. 37).

Далее, ощущение тяжкого бремени греховного, сознание собственной виновности в грехах поражают душу исповедующего глубокою скорбь. Он вместе с царем Давидом взывает: несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица гргех моих, яко беззакония моя превзыдоша главу мою.... Но эта скорбь, ощущающего греховное бремя, растворяется упованием на близость помощи Божией; поэтому удрученный тяжестью грехов вопит: яко на тя, Господи, уповах, Ты услыши, Господи, Боже мой не остави мене, Господи, Боже мой, не отступи от менге, вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

Потом,в 62 псалме слышим вопль души, утреннюющей ко Господу своему и жаждущей быть вблизи с Ним, чтобы под кровом крылу Его найти успокоение от напастей вражиих, радость и веселие: Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю, возжада Тебе душа моя.... Поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя, яко был еси помощник мой, и в крове крылу Твоею возрадуюся. После трех первых псалмов возглашается молящимся через чтеца песнь: “аллилуия” и славословие Пресвятой Троице, которым освящается и как бы ободряется внимание верных, и вместе отделяется первое трехпсалмие от последующего; а священник после этого выходит из алтаря в среднюю часть храма и читает тайно перед царскими вратами утренние молитвы, в которых от лица всех верных, как ходатай наш перед Богом, прежде всего благодарит Бога, возставившего нас от ложа нашего, просить отогнать от сердец наших утреннюющих всякий мрак и показать нас сынами света и наследниками вечных благ.

Далее молится за всю братию на земле, на море и на всяком месте и просит даровать миру мир, церквам, священникам и всем людям, и, «утвердив нас духом Владычним, за не помолитися, яко же подобает, не вемы, аще не Господь Святым Духом Своим не наставит нас и радость спасения сказав нам, сподобить нас даже до последнего издыхания нашего приносить Богу жертву правды и возношение во святых Его жертвенницех, яко во дни благообразно ходяще путем заповедей Его, при свете истинного солнца правды, достигнем в жизнь вечную и сподобимся в наслаждении быти непристуинаго Его света».

Появление этих 12 утренних молитв, читаемых от священника тайно, как и молитв вечерних, объясняется точно таким же образом, как и молитв вечерних. Затем следует чтение последних трех псалмов, в которых слышим, (пс. 87) что сознание тяжкого недуга греховного заставляет искренно кающегося днем и ночью взывать к Богу, без Которого нет ему помогающего. Друзья и знакомые не избавят его от этой лютой греховной язвы: исполнися зол душа моя и живот мой аду приближися.... очи мои изнемогосте от нищеты, воздех к Тебе руце мои..., приклони ухо Твое к молению моему. Потом (пс. 102-й) от тяжкой скорби о грехах, человек, подкрепленный твердым упованием на Бога, переходит к славословию Его, изливающего на него беччисленные благодеяния, очищающего его от всех беззаконий, избавляющего от истления живот его и вообще ущедряющего его, по безконечной Своей милости, якоже щедрит отец сына.

Наконец, в чувстве сыновнего упования (пс. 142), христианин грешный и обрадованный взывает, да услышит Господь молитвы его, сотворит заутра милость свою с ним, избавит его от врагов и наставит Духом своим Святым на землю праву: услыши мя, Господи, в правде твоей и не вниди в суд с рабом твоим. Дух Твой благгй наставит мя на землю праву. Последняя половина шестопсалмия, как и первая, заканчивается тоже песнью: «аллилуия» и славословием Пресвятой Троице. За великой ектенией, следуемой за шестопсалмием, как продолжением безпомощного моления, святая церковь воодушевляет сокрушенного и опечаленного по Боге молящегося пением стиха: «Бог Господь и явися нам», указывая в явлении Бога во плоти на милость и благость Божию, на спасение Им нас грешных, и, в доказательство очевидного и осязательного милосердия Божия к христианам, повелевает петь со стихами 117 псалма тропарь дневного святого или события из истории церкви, возвещающий об этой милости и благости Божией.

В тропаре святая церковь изображает сущность празднуемого дня и указывает на ту милость Божию к согрешившим, что из числа членов церкви, святыми могут быть нашими ходатаями перед Богом.

Потом для поддержания в душе молитвенного расположения читаются три - в великом посте и две - в будничное время кафизмы с седальнами, заимствуемыми из Минеи, Октоиха или Трюди постной и цветной, в честь праздника или празднуемого святаго; за кафизмами следует покаянный псалом (50) и дневной канон, как подробное раскрытие прославляемого святого или празднуемого событя. Далее произносится просительная ектения и молитва с главоприклонением о даровании «от святого жилища Его прощения вольных и невольных грехов и ниспослании мирных и премирных благ своих.

За просительной ектенией на повседневной утрени следуют стихиры на стиховне, раскрывающие чувство радости и благодарения, что Господь покрывает своих праведных светом благодати, память которых в назначенный день прославляется, что Он Всеблагий и милующий нас может помочь и нашей духовной немощи и удостоит нас тех благ, которые раскрываются в событях истории церкви; поэтому церковь внушает нам, по порядку за стихирами на стиховне, произносит песнь: «благо есть исповедатися Господеви и пети имени твоему, Вышний». За этой песнью следуют: трисвятое, Отче наш, тропарь дневной, слава: и ныне: богородичен, называемый отпустительным, сугубая ектения: «помилуй нас, Боже...» и обыкновенный отпуст с указанием на празднуемое событие.

Богослужения - это неотъемлемая часть церковной жизни. Православные храмы воздвигаются ради них.

Службы, которые идут в Церкви, это не просто религиозное действо и ритуал, а сама духовная жизнь: в особенности Таинство Литургии. Богослужения разнообразны, но при всем разнообразии подчиняются довольно четкой системе.

Какие службы идут в Церкви? Рассказываем самое главное, что нужно знать.

Богослужение в Трехсвятительном храме в Париже. Фото: patriarchia.ru

Богослужения в Церкви

Богослужебная жизнь Церкви состоит из трех циклов:

  • Годичный круг: где центральный Праздник - это Пасха.
  • Недельный круг: где главный день - это воскресенье
  • И суточный круг: в котором центральная служба - это Литургия.

Собственно, самое важное, что и нужно знать о службах - это то, что при всем их разнообразии, главная - это Литургия. Именно ради нее существует весь суточный круг, и все службы, которые проходят в храме, являются «подготовительными» к ней. («Подготовительными» не имеется ввиду второстепенными, а значит, что они готовят христианина к главному, что может быть в его духовной жизни - Причастию.)

Внешне богослужения отличаются друг от друга более или менее торжественным видом. Например, в Литургии принимает участие весь священнический чин, который есть в храме или монастыре, а также хор. А в служении «часов» (по сути, чтения молитв и определенных псалмов) - только чтец и священник, который в этот момент скрыт в алтаре.

Какие службы идут в Церкви

Суточный круг богослужений в Православной Церкви состоит из девяти служб. Сейчас они условно разделяются на вечерние и утренние (проходят в храмах утром или вечером, соединяясь как бы в единое вечернее или утреннее богослужение), но изначально, - когда-то, - были равномерно распределены по целому дню и ночи.

При этом, началом суток по Церковной традиции считается 6 часов вечера. Именно поэтому тем, кто готовится к Причастию, нужно присутствовать и на вечерних богослужениях накануне - чтобы все церковные сутки были освещены предстоящим Таинством.

Таинство Литургии и причастие — центр всего богослужебного круга в Церкви. Фото: patriarchia.ru

На сегодняшний день богослужебный цикл приобрел следующую форму. (В полном своем виде он проходит, как правило, только в монастырских храмах.)

Богослужения вечером:

  • 9-й час
  • Вечерня
  • Повечерие
  • Утреня
    • (накануне Великих праздников или в субботу вечером вечерние службы объединяются во Всенощное бдение)
  • 1-й час

Богослужения утром:

  • Полунощница
  • 3-й и 6-й часы
  • Литургия

В «приходских» храмах круг сокращается, как правило, до следующих служб:

Вечером: Вечерня, Утреня
Утром: Часы и Божественная Литургия

В идеале Литургия в любом храме должна проходить каждый день - поскольку богослужение это не ритуал, а Дыхание храма. Однако в приходах, где только один священник или не очень много прихожан, службы проходят реже. Как минимум: по воскресениям и .

Какие бывают требы в Церкви

Требы - такая же неотъемлемая часть церковной жизни. Это богослужения, которые не имеют четкого расписания и служатся по нужде. В частности:

  • Молебен. Соборные молитвы по самым разным поводам в самое разное время (и не только в храме). Например, молебен перед важным событием, или о воинах, или о мире, или о дожде в случае безжалостной засухи. В некоторых храмах молебны проходят регулярно в определенные дни.
  • Крещение.
  • Отпевание умершего.
  • Панихида: молитва за когда-либо усопших.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во